Обзор 23 февраля – 1 марта 2023 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
23 февраля на заседании кабмина премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Международный суд ООН, единогласно отклонив требования Азербайджана констатировал, что безосновательные обвинения Баку в адрес Армении «о минировании» окончательно рухнули.
- Суд также признал существование НК, как международной единицы, наличие гуманитарного кризиса.
- Суд подтвердил позицию РА, что, согласно заявлению от 9 ноября 2020 г., коридор не должен находиться под контролем Азербайджана и Баку обязан обеспечить беспрепятственное передвижение людей и грузов.
- Суд также фактически признал, что Лачинский коридор закрыт. Этим высшая судебная инстанция зафиксировала попытки Баку ввести в заблуждение мировое сообщество, ведь Азербайджан утверждает, что дорога открыта.
- Азербайджан должен предпринять видимые усилия и меры для открытия Лачинского коридора. Для этого, «в самом начале и самым примитивным шагом может стать, например, призыв от высшего эшелона властей к «экоактивистам» открыть Лачинский коридор».
- Суд ООН счел, что РА не предоставила достаточно доказательств вины Азербайджана в прекращении подачи газа и электричества в НК. А причина в том, что клапан газопровода находится в недоступном для РА месте. То же самое можно сказать и про пункт отключения электричества. В тот момент, когда РА сможет получить прямые доказательства, то на основании этого сможет вновь обратиться в суд «и вероятность того, что суд удовлетворит и это требование будет высокой».
23 февраля МИД РА выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Ереван приветствует решения, принятые Международным Судом в Гааге от 22 февраля о запросах о временных мерах, поданных Арменией и Азербайджаном в рамках Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
- Суд вынес юридически обязывающее решение в рамках судебного разбирательства, возбужденного Арменией против Азербайджана, одновременно категорически отклонив запросы Азербайджана в рамках параллельного разбирательства, возбужденного Азербайджаном против Армении.
- Суд установил, что существует непосредственная угроза нанесения непоправимого ущерба правам армян в рамках Конвенции и обязал Азербайджан принять все необходимые меры для обеспечения беспрепятственного передвижения лиц, транспортных средств и грузов по Бердзорскому (Лачинскому) коридору в обоих направлениях.
- Суд единогласным голосованием полностью отклонил запрос Азербайджана о применении временных мер, отвергнув ложные обвинения об установке Арменией мин в НК и прилегающих территориях.
- Согласно решениям Суда, блокада Азербайджаном Нагорного Карабаха и другие действия должны быть немедленно прекращены. Армения будет внимательно следить за ситуацией и информировать Суд о любых нарушениях со стороны Азербайджана, пока продолжается иск Армении против Азербайджана.
- Ереван призывает международных партнеров предпринять действенные шаги для обеспечения немедленного исполнения Азербайджаном решения Гаагского суда.
23 февраля в интервью Factor.am секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Баку обязан выполнить решение Международного суда ООН, которое в очередной раз подтверждает, что Лачинский коридор остается закрытым.
- Выполнение требования суда в очередной раз покажет, насколько Азербайджан в состоянии выполнять договоренности и другие международные обязательства, и это будет более понятно международному сообществу.
- В рамках мирного договора Ереван предлагает создание института гарантов, поскольку во многих случаях Азербайджан не выполняет свои обязательства, в частности, о свободном передвижении по Лачинскому коридору, которое оговорено в трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г.
- Позиция Еревана остается таковой, что в рамках договоренностей от 9 ноября 2020 г. Лачинский коридор должен как можно скорее открыться и действовать бесперебойно для людей и грузов. Армения продолжает требовать и говорить со своими международными партнерами о том, чтобы они также потребовали это – чтобы Лачинский коридор бесперебойно работал. «Но Армения не вступает в переговоры или в обсуждения о том, когда и как будет открыт Лачинский коридор».
- Международный механизм диалога Степанакерт-Баку может быть создан вне армяно-азербайджанского мирного договора. Возможно, что международный механизм будет создан не мирным договором, а другими возможными международными договоренностями или в рамках международной структуры. Для РА приоритетом является механизм, а не то, где о нем будет написано.
- Он также обратил внимание на необходимость создания института гаранта для разрешения разночтений и проблем. «Нет международного механизма, который создавал бы 100% гарантии, но есть состав инструментов, которые формируют максимально возможные гарантии. Армения работает именно в этом направлении: иметь как можно больше инструментариев, которые создадут гарантии».
- Но следование договорам и договоренностям со стороны Азербайджана остается одним из основных беспокойств РА.
- Азербайджан, несмотря на свои заявления о «внутреннем» характере вопроса Арцаха, всеми шагами пытается сделать так, чтобы проблема НК оставалась международной.
- Комментируя скриншоты документа, опубликованные зампредом РПА Арменом Ашотяном, Григорян заверил, что Армения никогда не вела переговоры с Баку по документу с подобным содержанием.
26 февраля МИД РА выступило с заявлением по случаю 35-летия Сумгаитских погромов, в котором, в частности, отмечается:
- Азербайджан продолжает политику изгнания армян из Карабаха путем этнических чисток. Спустя 35 лет после Сумгаитского преступления, уже около 80 дней как Азербайджан незаконно блокирует Лачинский коридор, преследуя цель депортировать 120 тысяч армян, оставшихся в Нагорном Карабахе.
- Азербайджан продолжает политику изгнания армян из Нагорного Карабаха путем этнических чисток, для предотвращения этого необходимо адресное осуждение международного сообщества и применение соответствующих международных механизмов.
- Азербайджан открыто продолжает уничтожать и осквернять армянские культурно-исторические памятники и святыни, преследуя цель стереть армянский след на подконтрольных ему территориях.
- Антиармянская риторика, максималистские устремления и агрессивные действия Азербайджана в ответ на усилия армянской стороны по установлению стабильности и мира в регионе недопустимы.
- Армения выражает приверженность мирной повестке, считая установление долгосрочного и всеобъемлющего мира и безопасности в регионе неотложным императивом.
27 февраля на 52 заседании Совета ООН по правам глава МИД РА Арарат Мирзоян выступления заявил:
- Решимость жителей НК свободно пользоваться правами человека осталась неизменной даже после разрушительных, непрерывных волн давления и агрессии со стороны Азербайджана, приведших к гибели тысячи людей, разрушению сотен городов и сел, гражданской инфраструктуры и памятников культурного и религиозного наследия. Однако международное сообщество оставалось в значительной степени безразличным, в то время как Азербайджан все более воодушевлялся безнаказанностью. Затем эта страна напала и оккупировала территории суверенной РА.
- В такой атмосфере полной безнаказанности Азербайджан продолжает нарушать принципы международных прав человека и международного гуманитарного права. Прошло около 80 дней с тех пор, как Азербайджан заблокировал Лачинский коридор, единственную дорогу, соединяющую НК с РА и внешним миром. Азербайджанская сторона также нарушила подачу электроэнергии и регулярно прерывается подача газа. В результате армяне НК стоят на грани гуманитарной катастрофы. При этом Азербайджан на самом высоком уровне заявляет, что может снять блокаду для всех желающих покинуть НК. «Это ни что иное, как замедленная этническая чистка».
- Международный суд ООН, удовлетворив иск Армении, обязал Азербайджан разблокировать Лачинский коридор, однако все еще дорога остается закрытой. Это преступление продолжается, несмотря также на требование, предъявленное генсеком ООН и Верховным комиссаром по правам человека.
- Точно так же Азербайджан, по словам главы МИД, не расследовал внесудебные убийства, пытки армянских военнослужащих, надругательство над телами погибших армянских военнослужащих, в том числе женских, к чему призывали уполномоченные органы ООН.
- Эксперты ООН по правам человека также подчеркнули, что они все еще ожидают получить от Азербайджана информацию о фактических и юридических причинах задержания военнопленных после прекращения боевых действий, а также о мерах, принятых для информирования семей пропавших без вести об их судьбе и точном местонахождении.
- Размещение миссии ООН в Лачинском коридоре и НК является тем минимумом, который международное сообщество может предпринять в этих условиях. Механизм ООН по правам человека должен использоваться для спасения жизней, оказания необходимой гуманитарной помощи и защиты прав пострадавших людей.
28 февраля спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- По ряду предложений по мирному соглашению между Арменией и Азербайджаном есть консенсус. Это международно-признанные принципы. В 3-4 пунктах проекта мирного договора у Армении и Азербайджана есть разногласия.
- Армянская сторона однозначно не приемлет внесения в документ «бомб»», которые могут угрожать государственности, суверенитету и территориальной целостности РА.
- В мирном договоре не должно быть пунктов, касающихся нагорнокарабахской проблематики.
- У Симоняна нет информации о реакции Баку на последние предложения армянской стороны. Однако обсуждения об организации очередной встречи есть всегда.
- Решение Международного суда ООН по Лачину — тупиковое для Азербайджана. Но, несмотря на решение Международного суда ООН, Азербайджан продолжает блокаду Арцаха. Армянская сторона будет использовать этот факт во всех международных инстанциях. «Не думаю, что, в связи с этим Азербайджан будет счастлив. Как минимум, обещаю, что счастливы они не будут».
- Блокада Лачинского коридора нанесла Азербайджану больше вреда, чем Армении и Арцаху. «Да, мы пострадали, да, мы тяжело переносим то, что наши соотечественники в блокаде, да, у нас есть проблемы. Но с политической точки зрения Азербайджан оказался в тупике, и наш народ, народ Арцаха вытерпев должен использовать этот политический фактор».
1 марта премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Ереван ждет ответа Баку на свои предложения по проектам мирного договора и регламента рабочей группы по делимитации и демаркации границ.
- Предложения по тексту договора армянская сторона передала в феврале, но отклика нет до сих пор. Это нормально, ведь для подготовки ответа требуется время. Работа над соглашением продолжается, причем идет она независимо от личных встреч. Готовятся необходимые документы, а для этого личные переговоры не нужны.
- Недавно Ереван передал и проект регламента работы рабочей группы по делимитации границ, и сейчас ждет ответа.
- Предложения по разблокированию региональных коммуникаций и обеспечению безопасности на границе остаются в силе.
АРЦАХ
24 февраля МИД НКР выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Степанакерт приветствует постановление Международного суда ООН от 22 февраля 2023 г. Это постановление является логическим продолжением предыдущих временных мер, принятых судом 7 декабря 2021 г.
- Степанакерт считает важным, что при рассмотрении дела Международным судом ООН было отмечено, что блокада Арцаха может представлять собой нарушение со стороны Азербайджана прав народа Арцаха, защищаемых Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Вывод суда позволяет определить продолжающуюся блокаду Арцаха в качестве проявления дискриминационных действий, преднамеренно осуществляемых азербайджанскими властями.
- Особое значение имеет также вывод суда о том, что продолжающаяся блокада Арцаха со стороны Азербайджана включает реальный и неотвратимый риск того, что правам народа Арцаха будет нанесен непоправимый ущерб. Таким образом, суд использовал возможный в рамках своей компетенции инструментарий для защиты народа Арцаха от расовой дискриминации со стороны Азербайджана.
- Решение суда представляет собой объективное подтверждение неоднократно озвученной позиции Арцаха о том, что блокада является лишь очередным эпизодом продолжающейся в течение десятилетий дискриминационной политики Азербайджана, направленной на изгнание народа Арцаха со своей исторической родины.
- Международное сообщество в целом и государства-члены ООН в частности имеют правовые и политические обязательства предпринимать действенные шаги для пресечения подобных массовых нарушений прав человека, а также для восстановления нарушенных прав.
- Степанакерт призывает международное сообщество предпринять действенные меры для обеспечения немедленного и безоговорочного исполнения Азербайджаном решения Суда ООН. Необходимо систематическое и тщательное рассмотрение на международном уровне вопроса о правовой защите народа Арцаха от азербайджанской политики массовых нарушений его прав.
- В своих подходах по решению конфликта между Арцахом и Азербайджаном международное сообщество в качестве эффективного средства правовой защиты должно признать правомерность выбора народа Арцаха в пользу независимости. «Любые обсуждения возможности признания юрисдикции и контроля над Арцахом и его народом со стороны Азербайджана равносильны поощрению его политики этнической чистки».
25 февраля представитель президента НКР по особым поручениям Давид Бабаян заявил:
- Встречу представителей Азербайджана и Арцаха 24 февраля нельзя считать началом диалога Баку-Степанакерт. Это встреча не политического характера. Она касалась инфраструктур, разблокировки дороги, переговоры и консультации, которые российские миротворцы вели с самого первого дня блокады Арцаха.
- Встречи в таком формате важны, однако это не означает, что кто-либо может в каком-либо формате представить Арцах в составе Азербайджана. С 1988 г. никто в Арцахе не представляет себя и свою страну частью Азербайджана. Даже с 1921 по 1988, когда Арцах был насильственно включен в состав Азербайджанской ССР, народ Арцаха не мирился с этой реальностью.
- Сейчас надо сделать так, чтобы разблокировать Арцах и прекратить гуманитарный кризис в стране. «Необходимо объединиться и спасти Арцах, проводя мудрую политику».
1 марта на заседании правительства президент НКР Араик Арутюнян заявил:
- Арцахцы останутся верными идеям Арцахского движения и не сделают ни шагу назад с пути независимости. Любой интеграционный процесс с Азербайджаном исключен.
- Однако это не означает, что Степанакерт будет избегать контактов с целью решения проблем инфраструктурного и гуманитарного характера. А для переговоров по урегулированию конфликта необходимо обеспечить определенные условия и международный формат.
АЗЕРБАЙДЖАН
24 февраля МИД Азербайджана выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечается, что заявления премьер-министра РА Пашиняна о том, что Международный суд ООН зафиксировал ответственность Азербайджана за закрытие Лачинской дороги, не совпадает с текстом постановления суда.
24 февраля глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов, комментируя увольнение Рубена Варданяна с поста госминистра НКР, заявил, что Баку был готов к переговорам с «армянским населением Карабаха». Однако «человек, который приехал в Карабах извне или был направлен, играя в чьи-то игры, не может быть для нас стороной переговоров». По его словам, «те люди, которые стояли за ним, поняли, что «проект Варданян» не сработает».
28 февраля на пресс-конференции с российским коллегой Сергеем Лавровым глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:
- Азербайджан пытается использовать все возможности, чтобы полностью не застопорить процесс нормализации армяно-азербайджанских отношений.
- В настоящее время стороны занимаются онлайн-дипломатией, когда просто происходит пересылка комментариев по проекту мирного соглашения. Этот подход не нацелен на результат, и «чем раньше армянская сторона изменит свою позицию и вернется к столу переговоров, тем более полезно это будет для процесса».
ПРАВО
АРМЕНИЯ ПРОТИВ АЗЕРБАЙДЖАНА
26 февраля представитель РА по международным правовым вопросам Егише Киракосян заявил:
- Благодаря решению Международного суда, РА получила в свое распоряжение второй правовой документ, помимо Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., который обязывает Азербайджан обеспечить беспрепятственное движение по Лачинскому коридору.
- Если Баку откажется выполнять решение Международного суда ООН, в дело может вмешаться Совет безопасности ООН. Но и в этом случае нет гарантий выполнения судебного акта, поскольку СБ ООН — политический орган, где представлены интересы разных стран. Однако есть множество других способов принуждения к исполнению решения Международного суда и армянская сторона должна быть в этом последовательна.
- Армянская сторона должна максимально усилить международное давление на Азербайджан для выполнения им решения Международного суда ООН по Лачинскому коридор. Правовые процессы должны совмещаться с политической и дипломатической работой.
- Четыре дела Армении против Азербайджана находятся на рассмотрении в ЕСПЧ — первый иск касается войны 2020 г. и последующих событий с пленением армянских военных, второй — незаконных судебных процессов в отношении этих же пленных, третий иск Армения направила после вторжения Азербайджана на суверенную территорию Армении в мае 2021 г. и нарушения прав человека в результате этого, а четвертый затрагивает события в Парухе и перекрытие Лачинского коридора.
- Что же касается судьбы 33 армянских военнопленных, факт пленения которых признает Баку, все сроки примененных ЕСПЧ промежуточных мер уже истекли, однако они продолжают оставаться в азербайджанских тюрьмах.
АЗЕРБАЙДЖАН ПРОТИВ АРМЕНИИ
26 февраля МИД Азербайджана сообщило, что:
- Азербайджан начал межгосударственный арбитражный процесс против Армении в соответствии с Соглашением к Энергетической хартии.
- Азербайджан потребовал от Армении финансовой компенсации за нарушение суверенных прав Азербайджана и 30 лет незаконной оккупации его территорий (1991-2020 гг.). В 1994 г. Армения захватила Сарсангское водохранилище и ГЭС в ходе военной агрессии, Армения также построила не менее 37 малых ГЭС и электроэнергия с этих станций экспортировалось в Армению. Для этого была создана единая энергетическая система Армении с Нагорным Карабахом.
- Целью этого арбитражного дела является обеспечение справедливости и выплата Арменией компенсации за незаконную эксплуатацию энергетических ресурсов на международно-признанной, суверенной территории Азербайджана в течение почти 30 лет.
28 февраля на пресс-конференции с российским коллегой Сергеем Лавровым глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:
- Это не единственное арбитражное разбирательство, которое они подняли в межгосударственных отношениях с Арменией. Они собирали доказательства 2 года и сейчас они уже представлены.
- Этот процесс не имеет ничего общего с процессом мирного договора с Арменией. Это два разных трека. «Это исторические требования к Армении за ее деятельность в Нагорном Карабахе. А мирный договор — это то, как мы смотрим на будущее. Мы бы не смешивали два этих процесса».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
23 февраля зампред Республиканской партии Армении Армен Ашотян опубликовал якобы секретные документы относительно процесса сдачи властями РА Арцаха Азербайджану. В документе перечислены 4 пункта (со 2-ого по 5-ый) по части нормализации армяно-азербайджанских отношений путем сдачи НК. В них, в частности, говорится:
- Начало переговоров по мирному договору между Арменией и Азербайджаном:
В тексте будут освещены все актуальные межгосударственные вопросы. Взаимное признание территориальной целостности друг друга будет частью договора. Кроме того, договор будет содержать пункт о правах и безопасности карабахских армян, который будет регулироваться в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и международными обязательствами. Армения обнародует свою позицию о том, что до завершения переговоров по мирному договору между Арменией и Азербайджаном необходимо принять всеобъемлющие меры по обеспечению безопасности и прав карабахских армян.
- Начало переговоров между Баку и армянами НК
Баку немедленно начнет структурированный диалог с назначенными представителями карабахских армян для обеспечения взаимного понимания их прав и безопасности. ЕС готов дать рекомендации по этому процессу.
- Международное взаимодействие по вопросам прав и безопасности армян НК
Азербайджан и ЕС проведут консультации относительно прав и безопасности армянского населения НК. Азербайджан также привлечет Верховного комиссара ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств. ЕС также будет иметь контакты с карабахскими армянами на земле или в регионе.
- Регулярный обзор прогресса с руководителями
Лидеры будут периодически рассматривать прогресс по всем пунктам на своих трехсторонних встречах в Брюсселе.
САМВЕЛ БАБАЯН
28 февраля в интервью Общественному телевидению Армении бывший секретарь Совбеза НКР Самвел Бабаян рассказал о своем видении переговоров с Азербайджаном и о том, почему он не против, чтобы Азербайджан владел и инвестировал в Кашенский рудник в Арцахе. По его словам,
- в создавшейся ситуации желательно провести переговоры с Азербайджаном по тем пяти пунктам, которые в течение последних двух лет азербайджанская сторона постоянно озвучивает. Речь не идет о переговорах по статусу, а о взаимном доверии. А вопрос статуса Арцаха давно уже решен на референдуме о выходе из состава СССР.
- Речь идет о том, что, к примеру, Арцах должен дать Азербайджану воду летом, а они – электроэнергию.
- Если есть желание создать рамки взаимного доверия с Азербайджаном, то нужно «не стоять над головой с автоматом и требовать разоружения, а отвести войска» или отменить розыск в отношении ряда лиц и после этого только говорить о решении каких-то проблем.
- Кашенский рудник нужно незамедлительно сделать государственной собственностью. На территории Арцаха должен действовать завод, где люди будут работать, заниматься переработкой и продавать конечную продукцию. Если азербайджанцы захотят — или сами вложатся, или пригласят инвесторов. «Какая для меня разница, делает инвестиции азербайджанец, иранец или Россия, продукция продается им. Какая в этом проблема?».
- Что лучше, чтобы Азербайджан осуществлял здесь инвестиции и платит налоги властям Арцаха, того самого Арцаха, который он не признает, чтобы он пришел к компромиссу, выплачивая налоги, или наоборот. На примере переговоров Азербайджан продемонстрирует, что он не хочет взаимного доверия, а хочет продолжать конфликт, и тогда арцахская сторона объяснит это посредникам. «Мы должны понять: эти люди действительно хотят мира или идут на конфликт». Сам Бабаян прекрасно понимает, что к чему.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
23 февраля официальный представитель Госдепа США Нед Прайс заявил:
- Премьер РА Пашинян и президент Азербайджана Алиев могут встретиться на переговорах в Брюсселе, организованных главой Европейского совета Мишелем.
- Госсекретарь США Блинкен принял к сведению значительный прогресс, достигнутый Ереваном и Баку за последние несколько месяцев. Этот прогресс стал результатом взаимодействия между сторонами. Это является результатом двустороннего и трехстороннего участия США, дипломатических усилий ЕС.
24 февраля официальный представитель Госдепа США Нед Прайс заявил:
- Лачинский коридор должен быть разблокирован и открыт для грузоперевозок.
- Вашингтон продолжит усилия в этом направлении и считает, что на первом этапе важно, чтобы «стороны устранили препятствия для перевозок, а также обеспечили гуманитарную поддержку тем, кто пользуется коридором».
26 февраля спикер НС РА Ален Симонян на встрече с новоназначенным послом США Кристиной Квин заявил, что США могут сыграть решающую и весомую роль в реализации решения Международного суда ООН по разблокировке Лачинского коридора.
- Стороны коснулись ситуации в РА и НК в результате азербайджанской агрессии, выразив обеспокоенность гуманитарной катастрофой для армян Арцаха. Симонян подчеркнул, что одним из важных шагов в этом направлении является решение Международного суда ООН, которым Азербайджан обязан обеспечить бесперебойное движение транспорта и людей по Лачинскому коридору.
- Состоялся обмен мыслями о необходимости усиления давления на Азербайджан со стороны международного сообщества, в том числе. о возможном применении санкций.
- Симонян отметил, что Армения не имеет территориальных претензий к своим соседям, встала на путь демократии и продолжает придерживаться повестки дня достижения мира.
РОССИЯ
23 февраля замглавы МИД РФ Михаил Галузин заявил:
- Россия приветствует любые инициативы, которые способны оказать поддержку усилиям по нормализации отношений между Баку и Ереваном. Главное — избежать дублирования и конкуренции предпринимаемых посреднических усилий.
- Российское посредничество заключается в обеспечении конструктивного и содержательного диалога. Россия предпринимает целенаправленные усилия по нормализации отношений между странами, в их основе — комплекс трехсторонних договоренностей на высшем уровне.
- Москва также передала партнерам свои соображения о базовых принципах и параметрах мирного процесса. Москва помогает Армении и Азербайджану в выработке мирного договора, но на пути к миру много преград. Конфликт между Арменией и Азербайджаном имеет давнюю историю. И для его окончательного урегулирования нужны время, терпение и условия, которые обеспечат надежность и прочность двусторонних договоренностей.
23 февраля президент РФ Владимир Путин и премьер-министр РА Никол Пашинян по телефону обсудили гуманитарный, экологический и энергетический кризис в Арцахе из-за блокирования Азербайджаном Лачинского коридора.
- Пашинян подчеркнул осуществление Москвой необходимых шагов для его преодоления и факт решения Международного суда ООН относительно разблокирования Азербайджаном Лачинского коридора.
- Пашинян проинформировал Путина о встрече с президентом Азербайджана в Мюнхене.
- Состоялся обмен мнениями о процессе нормализации отношений между РА и АР.
- Обсуждены вопросы, связанные с реализацией трехсторонних соглашений лидеров Армении, России и Азербайджана, подписанных 9 ноября 2020 г., 11 января 2021 г., 26 ноября и 31 октября 2022 г.
24 февраля при участии командования российских миротворцев встретились представители НК и АР. В ходе встречи были достигнуты договоренности о полном восстановлении единственной высоковольтной линии электропередач, питающей Арцах из Армении, и газоснабжении.
- По словам пресс-секретаря президента Лусине Аванесян, в Арцахе ждут соответствующих шагов от азербайджанской стороны, которые позволят арцахским специалистам добраться до поврежденного участка электрокабеля, оценить ущерб и начать ремонтные работы.
- По ее сведениям, российская сторона продолжает прилагать усилия также в направлении ликвидации блокады дороги, и «мы надеемся, что в скором времени в этом отношении наступят положительные сдвиги».
- Слухи о том, что якобы власти Арцаха разрешили азербайджанцам пройти на территорию Кашенского рудника, «фейковые новости».
26 февраля президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в Баку выразил надежду, что 2023 г. станет «годом прорыва» в нормализации отношений между Ереваном и Баку.
В свою очередь, Лавров заявил, что РФ приветствует любые усилия других государств, которые направлены на урегулирование отношений между Азербайджаном и Арменией.
28 февраля на совместной со своим азербайджанским коллегой пресс-конференции в Баку глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:
- РФ подтвердила готовность предоставлять площадку для проведения встреч глав МИД РА, РФ и АР. «Азербайджанская сторона к этому готова, армянская сторона сказала, что тоже не возражает, но пока окончательного согласия не дает». Москва не будет слишком настойчиво предлагать свои услуги, но обеим сторонам о них хорошо известно. Москва готова содействовать достижению мирного соглашения между Баку и Ереваном.
- Россия отмечает необходимость выполнения трехсторонних заявлений, именно они — основа работы для решения региональных вопросов. Москва подчеркивает необходимость активизации работы комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы, которая была создана при понимании, что РФ будет оказывать консультативное содействие этой работе.
- Москва рассчитывает, что вскоре вице-премьеры трех стран смогут выйти на конкретные договоренности по использованию железнодорожного маршрута Горадиз-Мегри-Ордубад-Ерасх и надеется на скорое возобновление железнодорожного сообщения Азербайджан-Нахичевань.
- Режим функционирования Лачинского коридора должен соответствовать в полной мере трехстороннему заявлению от 9-10 ноября 2020 г., что означает необходимость обеспечивать свободное передвижение для исключительно гражданских и гуманитарных грузов и гражданских лиц. «Вот этого и мы добиваемся по линии российского миротворческого контингента». Там не предусмотрено создание каких-то КПП, но есть возможность техническими средствами снять подозрения, которые имеются в отношении того, что коридор используется действительно по назначению.
- Россия не против, чтобы другие страны помогали в достижении мирных договоренностей и решении проблем между Ереваном и Баку, если это будет искренне и для установления прочного мира. Но иногда создается впечатление, что некоторые внешние игроки руководствуются не этими целями.
- ЕС откровенно злоупотребляет отношениями с Арменией и Азербайджаном, продавливая вызывающие серьезные сомнения, с точки зрения легитимности, мониторинговую миссию. Миссия вызывает много вопросов с точки зрения ее функций, ее мандата, ее продолжительности, той добавленной стоимости, которую она может внести в усилия по нормализации отношений между Ереваном и Баку. Тем не менее, это суверенный выбор сторон, с кем сотрудничать, с кем не сотрудничать.
- Россия в своих действиях руководствуется принципом «Не навреди» и содействует такому решению проблем, которое опиралось бы на трехсторонние договоренности и гарантировало бы взаимоуважение и сотрудничество в регионе. Не все игроки, особенно расположенные далеко от региона, руководствуются такими же принципами. Они хотят работать здесь не в пользу кого-то, а против кого-то.
- Комментируя заявление премьер-министра РА Пашиняна о том, что военное присутствие России в Армении «не только не гарантирует безопасность последней, но и наоборот, создает угрозы для республики», Лавров заявил, что оставляет последние заявления Пашиняна целиком на его совести.
28 февраля спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- РФ играет роль в нормализации армяно-азербайджанских отношений, потому что, тем не менее, российские миротворцы там стоят. В то же время Симонян считает немного излишними те «конвульсии» и реакции из Москвы, которые происходят, когда какая-либо другая сторона пытается сделать что-то положительное.
- РФ должна быть более сдержанной и признать, что не может решить вопросы безопасности РА. У РА есть свои интересы и проблемы безопасности, которые должны быть обеспечены, несмотря на геополитические колебания, чьи-то желания или ревность. «Они всегда говорят, что будут лишь за то, чтобы кто-то другой смог по-другому решить вопрос, но дело в том, что этот вопрос должны решить они». В РА находится российская 102-я военная база, и все договора были направлены на решение этого вопроса. «Почему же вы не принимаете участие? Если не можете, то нужно публично об этом сообщить».
1 марта в эфире Sputnik официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Есть надежда, что будут реализованы те мирные инициативы, которые были выработаны Арменией и Азербайджаном совместно с РФ.
- Она назвала хамством попытки Запада внедриться в ситуацию на Южном Кавказе. Такая политика ведется не для урегулирования конфликта, а с «ровно противоположными целями». Успешных примеров урегулирования конфликтов с участием западных партнеров нет, при этом «количество конфликтов по причине, по инициативе коллективного Запада увеличивается».
1 марта в беседе с журналистами в командовании РМК сообщили:
- 1 марта на трехсторонней встрече командующего РМК с представителями Азербайджана и НК обсужден вопрос возобновления беспрепятственного проезда автомобильного транспорта по Лачинскому коридору и подтверждения факта использования коридора по назначению.
- Стороны обсудили вопросы возобновления электроснабжения и бесперебойной подачи газа.
- В рамках встречи рассмотрена возможность экологического мониторинга представителями азербайджанской стороны двух месторождений.
- Достигнуты договоренности дальнейшего сотрудничества, снижения напряженности, налаживания мирной жизни в регионе и поиска путей урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
Пресс-секретарь президента НКР Лусине Аванесян оценила встречу представителей Арцаха и Азербайджана конструктивной, и выразила надежду, что «результаты не заставят себя долго ждать».
ФРАНЦИЯ
1 марта министр Европы и ИД Франции Катрин Колонна заявила:
- Свободное передвижение по Лачинскому коридору должно быть незамедлительно восстановлено.
- Деблокада Лачинского коридора и диалог между Ереваном и Азербайджаном являются приоритетом, и Франция совместно с партнерами из ЕС и США готова поддержать этот процесс.
- Азербайджан должен уважать международное право и восстановить свободное передвижение – в соответствии с требованием МС ООН.
ИРАН
26 февраля в Женеве глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил с иранским коллегой Амиром Абдоллахияном развитие армяно-иранского сотрудничества и ситуация с безопасностью в регионе, контакты в двустороннем и многостороннем форматах, расширение связей в энергетике, транспорте и инфраструктурах.
- Мирзоян подчеркнул настоятельную необходимость для Азербайджана немедленно и без предварительных условий снять блокаду Нагорного Карабаха в соответствии с положениями трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.
- В этом контексте также была подчеркнута реализация принятого 22 февраля Международным судом ООН решения о применении чрезвычайных мер против Азербайджана.
- Мирзоян также представил последние события в процессе урегулирования армяно-азербайджанских отношений.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
23 февраля в интервью Factor.am секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Приглашение миссии ЕС в РА не несет геополитический характер. Армения отмечает важность гражданской миссии ЕС в качестве игрока, стабилизирующего и способствующего мирной повестке.
- Миссия ЕС не может принимать участие в процессе делимитации, поскольку не имеет соответствующего мандата.
- Тезис Баку о том, что, если наблюдатели ЕС расположатся в РА, страна станет деструктивной в переговорах и это помешает урегулированию отношений, доказывает, что Азербайджан имеет военные намерения против РА, и миссия ЕС может их в некоторой степени ограничить. «Беспокойства Азербайджана по поводу расположения миссии ЕС в Армении основываются на том, что ограничивается их военный шантаж против Армении».
24 февраля ЕС выступил с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- ЕС принял к сведению промежуточную меру, принятую Международным судом ООН, согласно которой, Азербайджан должен принять все имеющиеся в его распоряжении меры для обеспечения беспрепятственного передвижения людей, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору в обоих направлениях.
- ЕС вновь призывает власти Азербайджана и всех ответственных лиц «гарантировать свободу и безопасность передвижения по Лачинскому коридору в соответствии с обязательствами, взятые на себя Трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 г.».
24 февраля глава Совбеза РА Армен Григорян обсудил с спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клааром договоренности, достигнутые в рамках брюссельского формата армяно-азербайджанских переговоров, вопросы по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, уточнили в ведомстве.
Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял Тойво Клаара. Пашинян высоко оценил сотрудничество между РА и ЕС и с удовлетворением отметил факт институциональных реформ, осуществляемых в стране при поддержке ЕС. Он также подчеркнул важность деятельности гражданской миссии ЕС в РА, которая будет способствовать стабильности и миру в регионе.
25 февраля в Ереване глава МИД Армении Арарат Мирзоян и спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар обсудили последние события в процессе урегулирования отношений Армения-Азербайджан, а также императив разрешения создавшейся в НК из-за блокирования Лачинского коридора гуманитарной ситуации.
В интервью «Радио Свобода», Тойво Клаар заявил:
- ведется работа по проведению в Брюсселе переговоров между армянской и азербайджанской сторонами. В ЕС стремятся, чтобы встреча прошла между руководителями двух стран.
- Клаар видит «некоторые интересные события» в последние несколько дней в связи с ситуацией вокруг Лачинского коридора. «Мы видели сообщения о восстановлении подачи электричества и газа. И в этом контексте я надеюсь, что, возможно, все движется в правильном направлении».
- Клаар не исключил, что после отставки Рубена Варданяна с поста госминистра Арцаха гораздо легче будет начать диалог Степанакерт-Баку. «Вне зависимости от личности Варданяна, США последовательно выступали за налаживание этого диалога. Возможно, сейчас, в нынешних условиях, его легче будет начать».
1 марта глава комиссии НС РА по внешним связям Саркис Ханданян заявил:
- Размещение наблюдателей ЕС в РА исходило из интересов страны. Необходимость в миссии ЕС возникла еще в 2021-2022 гг. после трех агрессий Азербайджана на суверенные территории РА. А деятельность 1-ой миссии доказала, что она играет «определенную стабилизирующую роль, и ее долгосрочное размещение может способствовать формированию атмосферы мира в целом и стать дополнительной гарантией безопасности».
- Ереван сообщает своим партнерам по различным каналам об отношениях и их характере с другими партнерами.
- У РА нет никакого желания превращать страну в арену геополитических столкновений.
1 марта спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар в своем микроблоге в Twitter назвал обнадеживающими новости о переговорах между представителями Арцаха и Азербайджана. «Хорошо, что дискуссии, кажется, сосредоточены как на неотложных проблемах, так и на более широких проблемах».
ОДКБ
23 февраля в интервью Factor.am секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Вопрос не в том, покинет ли Армения ОДКБ, а покинет ли ОДКБ Армению? ОДКБ не признает границы Армении, и это серьезная проблема. Нет границы — нет зоны ответственности. Армения поднимала этот вопрос, но он до сих пор не решен.
- Алма-атинским договором отмечается, что государства-члены СССР, которые имели административные границы, после независимости «получают» эти границы в качестве государственных. «У Армении есть граница с Азербайджаном, может, на некоторых участках не проведена демаркация, но это вопрос нескольких метров. Суверенная территория Армении в 29,8 тыс. км известна».
- Отсутствие со стороны ОДКБ четкой политической оценки ситуации и непринятие вышеупомянутого решения может означать не только отказ ОДКБ от союзнических обязательств, но и интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет со стороны ОДКБ для дальнейшей агрессии против Армении.
СОВЕТ ЕВРОПЫ
24 февраля содокладчики ПАСЕ по Армении Кимо Кильюнен и Бориана Аберг выступили с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Ситуация в Лачинском коридоре требует немедленных действий.
- На сегодняшний день жители НК не могут свободно выезжать из региона. По коридору разрешен проезд только автомобилей МККК и российских миротворцев, что явно недостаточно для удовлетворения потребностей населения. Кроме того, неоднократные перебои с подачей газа и электричества привели к серьезным нарушениям прав жителей.
- Содокладчики предложили всем членам ПАСЕ довести эту ситуацию до сведения их национальных парламентов и присоединиться к их призыву о немедленном прекращении незаконного и нелегитимного перекрытия Лачинского коридора.
- Касаясь ситуации на границе между Арменией и Азербайджаном, содокладчики отметили, что зафиксированы последствия азербайджанских ударов по объектам гражданской инфраструктуры и доказательства применения кассетных боеприпасов на территории Армении.
ООН
23 февраля премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с генсеком ООН Антониу Гутерришем возможность отправки в НК и Лачинский коридор миссии ООН по сбору фактов.
- Была достигнута договоренность о продолжении переговоров относительно отправки миссии. Гутерриш отметил, что будет держать этот вопрос в центре внимания.
- Собеседники коснулись гуманитарного кризиса в НК в результате блокады Азербайджаном Лачинского коридора и его преодоления. Они подчеркнули необходимость разблокирования Азербайджаном Лачинского коридора и важность его бесперебойной работы.
- Пашинян также придал важность решению Международного суда ООН удовлетворить требование РА о применении временных мер по разблокированию Лачинского коридора.
- Собеседники обменялись мнениями по вопросам, касающимся урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном, защиты прав народа НК и безопасности.
25 февраля Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал к выполнению постановления Международного суда ООН по Лачинскому коридору. Он напомнил, что решения суда ООН, касающиеся обеспечения беспрепятственного движения лиц, транспортных средств и грузов по Лачинскому коридору в обоих направлениях, являются обязательными для исполнения.
28 февраля глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев Филиппо Гранди необходимость урегулирования гуманитарной ситуации в НК из-за блокирования Лачинского коридора.
- Мирзоян подчеркнул важность командирования международной миссии по сбору фактов в Лачинский коридор и Карабах, а также беспрепятственного гуманитарного доступа в Карабах соответствующих органов ООН, в том числе Управления Верховного комиссара по делам беженцев.
- Собеседники коснулись гуманитарных проблем, возникших в результате 44-дневной войны 2020 г. и агрессии Азербайджана против суверенной территории Армении, подчеркнув неотложность их решения. В данном контексте были обсуждены вопросы поддержки вынужденных переселенцев из-за указанных событий.
Мирзоян обратил внимание гендиректора женевского отделения ООН Татьяны Валовой на незаконную блокаду НК с декабря 2022 г. Он подчеркнул необходимость оценки соответствующими органами ООН ситуации на местах и активной вовлеченности. Была обоюдно отмечена важность решения МС ООН от 22 февраля о применении временных мер. Он также обратил ее внимание на ситуацию, сложившуюся в регионе в результате агрессии Азербайджана, развязанной против суверенной территории РА в сентябре 2022 г.
ВНУТРЕНЯЯ ПОЛИТИКА
АРЦАХ
23 февраля президент НКР Араик Арутюнян заявил:
- Каждый человек в Арцахе имеет право на жизнь, из которого рождается право на всеобщую самооборону для защиты этого права от посягательств и притеснений. Это право будет нераздельно сопровождать нас до тех пор, пока существует угроза жизни и здоровью граждан. Однако, учитывая степень нашей уязвимости, важно признать, что внешние гарантии нашей безопасности будут продолжать играть решающую роль еще долгое время. «Поэтому мы прилагаем усилия для повышения уровня эффективности российской миротворческой миссии, а также обсуждаем возможности применения других международно-политических гарантий».
- Хотя конфликт с Азербайджаном является главным вызовом, негативно влияющим на все сферы жизни народа Арцаха, внутренние вопросы также важны для построения более сильного и развитого будущего. Более того, они также напрямую влияют на эффективность усилий по решению вопросов безопасности и внешней политики.
- В последние дни Арутюнян проводил встречи с представителями политических сил, и по их итогам начал разделять мнение о том, что внутренняя жизнь в республике поляризована и остро нуждается в укреплении веры и надежды на будущее. Исходя их этого, он принял решение о создании совещательного органа при президенте, который должен служить площадкой для обсуждения вопросов, связанных с внутренней и внешней политикой страны. «Мы должны полностью убедить наш народ в том, что без учета его мнения ни один вопрос не будет обсуждаться за кулисами, и не будут приниматься решения относительно судьбы Арцаха и арцахских армян. Реализация этой идеи начнется в ближайшие дни».
Комментируя освобождение с должности госминистра НКР Рубена Варданяна, Арутюнян заявил:
- Все это время он и Варданян были вместе, ежедневно отслеживая события, происходящие как в Арцахе, так и во внешнем мире, постоянно обменивались идеями о решениях в сложившейся ситуации. Варданян всегда старался максимально разделить ответственность как в дружеских, так и в коллегиальных отношениях, а не пытался переложить ее на Арутюняна, ссылаясь на конституционные нормы. Но он также осознавал и понимал масштабы и степень личной ответственности Арутюняна за создавшуюся в Арцахе ситуацию и дальнейшие проблемы.
- Арутюнян предложил взять на себя обязанности госминистра генеральному прокурору НКР Нерсисяну, учитывая его профессиональные и человеческие качества, профессионализм, беспристрастность, принципиальность и патриотизм, проявленные в его работе.
- В сферу координации нового госминистра войдут все органы исполнительной власти, кроме силовых органов и министерства иностранных дел.
В свою очередь, экс-госминистр НКР Рубен Варданян заявил:
- Есть давление, связанное с его пребыванием в НК, но он не только не уедет, но и не представляет себя без Арцаха. «Я хочу, чтобы было ясно, я считал, что я солдат, я не могу уйти в отставку, в случае необходимости верховный главнокомандующий должен освободить меня от работы».
- Но есть внешний мир и внутренний мир. Ему казалось, что внешнее давление не помогает иметь ситуацию внутри, чтобы они чувствовали, что могут сильнее бороться с этим давлением.
- Варданян намерен продолжить прилагать усилия для того, чтобы как можно больше армян приехало в Арцах, чтобы не только арцахские армяне не чувствовали себя одинокими, но чтобы и те, кто в разное время покинул Арцах, вернулись во время этого кризиса, еще больше укрепляя Родину.
- Варданян придал также важность тому, что Азербайджан, который надеялся поставить арцахцев на колени, сломать их, сильно ошибался. «Азербайджан увидел, что мы стали более сплоченными, исчезли даже проявления равнодушия».
- Самая большая трудность Варданяна было в том, что он не смог доказать и объяснить две вещи. Во-первых, что это не нормальная ситуация, а кризис имеет свои законы. Во-вторых, Варданян не смог объяснить, что борьба означает, что мы каждый день понимаем, в чем наши слабые и сильные стороны, как мы должны укреплять свои позиции, как мы можем использовать наши ограниченные ресурсы.
- Варданян уверен, что народ Арцаха сможет преодолеть очень опасную стратегию «салями», используемую Азербайджаном. «Выбор должен делать не один человек, или совет безопасности, или несколько сотен человек, а весь народ должен принять самое трудное и ответственное решение».
- Варданян заявил, что несмотря на то, что с президентом есть разногласия в разных подходах, но общая идея заключается в наличии красных линий, которые никто не может переступить. «Эти красные линии очень важны для нашего достоинства, для сохранения Арцаха армянским, независимым и достойным. Уверен, что вместе мы преодолеем этот путь».
25 февраля в интервью Общественному телеканалу Арцаха Рубен Варданян заявил:
- Азербайджан решил персонализировать ситуацию в связи с его отставкой.
- Он считает, что решение о его увольнении было неправильным, «а остальные вопросы вы можете задать президенту Арцаха. Он принял решение с учетом ряда факторов».
- Слухи о его отставке начались еще в декабре 2022 г., этот вопрос обсуждал один из министров. «Понятно, что чужак, пришел со своими какими-то амбициями и правилами. Конечно, спокойная жизнь многих нарушилась. Везде мы привели новый стиль работы, новые правила. Мы перекрыли кислород очень многим людям, которые получают большое финансирование».
- «Системность, прозрачность», о которых он заявлял в период пребывания на посту госминистра, были «не просто объявлениями». «Мы начали это внедрять, и у части людей это вызвало реакцию. Когда говоришь, что ты не можешь так решать вопросы, как раньше решал – это большое недовольство. А финансовые потоки мы перекрыли такому количеству людей, что я думаю, они от радости, что меня уволили, сейчас просто выпивают каждый вечер».
- Большинство людей, работающих в руководстве НКР, придерживаются тех же взглядов по поводу «красных линий», что мы не будем интегрироваться в Азербайджан, что будем жить рядом, но не вместе. В руководстве Арцаха нет людей, которые хотели бы сдать Арцах. «Но я также глубоко убежден, что к сожалению, в руководстве Арцаха нет понимания, что значит бороться, нет готовности бороться каждый день, брать на себя ответственность и принимать тяжелые решения». Были министры, которые не приходили на работу, занимаясь своими делами. «Я не смог донести ключевую мысль: у нас сейчас Сардарапат, мы стоим на краю пропасти, где принимаются чрезвычайные и жесткие решения, с цензурой и ограничениями при военном положении». В этом разошлись его мнения с президентом, имеющим политические ограничения.
22 февраля глава МИД НКР Сергей Газарян встретился с бывшими министрами ИД РА и НКР Зограбом Мнацаканяном, Ара Айвазяном и бывшими министрами иностранных дел Республики Арцах Арманом Меликяном и Кареном Мирзояном.
В ходе встречи собеседники обсудили вопросы, связанные с ситуацией, создавшейся в результате блокады Арцаха Азербайджаном, возможными шагами по ее преодолению, нынешним этапом урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, повышением субъектности Арцаха.
Газарян отметил важность консолидации имеющихся политических, дипломатических ресурсов Армении, Арцаха и Диаспоры и использования этого потенциала во благо Арцаха.
Участники встречи выразили готовность в рамках своих профессиональных возможностей быть полезными Арцаху.
ДЕЛО 1 МАРТА
1 марта на церемонии в открытия памятника жертвам мартовских событий 2008 г. премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Дело «1 марта» раскрыто — всем известна реальность. Но виновные еще не наказаны. Но «то, что до сих пор убийцы 1 марта не обнаружены, не означает, что этого не произойдет».
- На основании уголовного дела доказано, что предварительное следствие, которое было проведено сразу после событий 1 марта, не только не приложило всех усилий для раскрытия произошедшего преступления, но и приложило все усилия для того, чтобы раскрытие стало либо трудным, либо невозможным.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ПЕРЕСТАНОВКИ В НКР
23 февраля указом президента НКР Рубен Варданян был освобожден от должности государственного министра НКР. Обязанности государственного министра НКР было предложено взять на себя Генеральному прокурору НКР Гургену Нерсисяну.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
23 февраля Армения воздержался от голосования в ООН по резолюции о мире в Украине.
26 февраля соглашение с РФ о сотрудничестве в информационной безопасности поступило в НС РА. Согласно документу, страны будут обмениваться сведениями об угрозах информационной безопасности, совместно совершенствовать законодательство и сотрудничать в этой сфере с международными организациями. Также предусматривается проводить совместные семинары и рабочие встречи, поддерживать друг друга в подготовке кадров, стажировках и обмене специалистами.
1 марта НС РА ратифицировал соглашение с РФ о сотрудничестве в области информационной безопасности. «За» проголосовали 69 депутатов, воздержались 28.
28 февраля замминистра обороны РФ Александр Фомин обсудил с коллегой из РА Кареном Брутяном вопросы сотрудничества и региональной безопасности. В ходе встречи обсуждались также актуальные вопросы российско-армянского военного и военно-технического сотрудничества.
СИРИЯ
23 февраля главы МИД РА и Сирии Арарат Мирзоян и Фейсал Микдад на встрече в Дамаске затронули также безопасность в регионе, гуманитарный кризис в НК, роль сирийской армянской общины в укреплении отношений между двумя странами.
Президент Сирии Башар Асад на встрече с Мирзояном поблагодарил РА за отправку спасательных отрядов и гуманитарного груза в рамках оказания помощи после землетрясений. Он также отметил исторически сложившиеся дружественные отношения между сирийским и армянским народами.
Мирзоян представил Асаду гуманитарную ситуацию, вызванную блокадой Азербайджаном Лачинского коридора и последние события в процессе нормализации армяно-азербайджанских отношений
Стороны обсудили также ситуацию, создавшуюся в пострадавших от стихийного бедствия регионах Сирии, и работу, направленную на преодоление существующих проблем.
В повестке встречи также были вопросы армяно-сирийских двусторонних отношений. Говорилось также о взаимодействии на международных площадках.
ИРАН
26 февраля на встрече с главой Минсоцтруда РА Нареком Мкртчяном в Ереване министр кооперации, труда и соцобеспечения ИРИ Сейед Соулат Мортазави заявил:
- Тегеран готов оказать содействие в реабилитации армянских граждан, получивших инвалидность в ходе 44-дневной войны.
- Армения и Иран обсуждают также совместные образовательные программы, особенно, в приграничном Сюнике.
Глава Минобрнауки РА Жанна Андреасян и Сейед Соулат Мортазави обсудили также преподавание фарси в армянских школах.
28 февраля на встрече с главой минтерриториального управления РА Гнелом Саносяном Сейед Соулат Мортазави заявил:
- Армения – отличная возможность для Ирана выйти на рынок ЕАЭС.
- Между двумя странами установлены хорошие отношения, но нужно продолжать работу и увеличивать товарооборот.
- Иранские компании также готовы участвовать в строительстве магистралей, железной дороги и тоннелей в РА.
ИНДИЯ
1 марта министр экономики РА Ваан Керобян в интервью ОТА сообщил, что Армения и Индия обсуждают ряд совместных проектов, некоторые из которых уже реализуются. В частности, стороны обсуждают проекты в сфере логистики, промышленности вплоть до свободной экономической зоны. «Это программы на миллионы долларов. На данный момент есть крупные проекты, один из них – на сумму более 100 млн. долларов, сейчас находится на этапе реализации в общине, находящейся в нескольких сотнях метрах от границы».
США
28 февраля представители таможенной и пограничной службы США в ходе визита в РА обсудили возможности сотрудничества в части безопасности на границе. Они встретились с главой Комитета государственных доходов РА Рустамом Бадасяном. Ознакомились с работой коллег в международном аэропорту «Звартноц» и на пункте пропуска Баграташен на армяно-грузинской границе, а также побывали на участке Ерасха армяно-азербайджанской границы.
ИТАЛИЯ
1 марта на политических консультациях с участием замглавы МИД РА Паруйра Ованнисяна и замминистра ИД и международного сотрудничества Италии Эдмондо Чириэли было заявлено, что Армения и Италия готовы расширять экономические связи, а также сотрудничество в культурной, образовательной и научной сферах.
- Собеседники коснулись ряда международных и региональных вопросов, в том числе расширенного партнерства РА-ЕС, обсудили возможности взаимной поддержки в рамках международных организаций.
- Ованнисян представил сложную ситуацию с безопасностью в регионе, отметил тяжелые гуманитарные последствия продолжающейся блокады Лачинского коридора и подчеркнул важность выполнения соответствующего решения МС ООН.
МНЕНИЯ
АРТУР ХАЧИКЯН
24 февраля в беседе с Yerevan.Today политолог Артур Хачикян выразил мнение, что:
- Возможна новая договоренность об установке КПП и таможенных пунктов в Лачинском коридоре. Такой расклад может стать реальностью при крене армянских властей в сторону Запада.
- Отойдя от российского варианта и приблизившись к западному, власти в определенной степени отклоняются от трехстороннего договора, и его сила ослабевает.
- Наблюдатели ЕС не могут защитить нас от нового нападения, у них нет оружия и мандата. И, в конце концов, то, что увидят здесь, могли увидеть и с помощью космических систем разведки, спутников.
- Размещение наблюдателей ЕС на границе Армении — это символический шаг, который не имеет какой-либо силы. Они просто хотят создать иллюзию защищенности у народа, чтобы тот отказался от присутствия РФ, «а после, если будет нападение, наблюдатели отправятся в аэропорт, где доложат об этом и вылетят в Брюссель, а мы останемся одни в противостоянии с турецкой армией».
ВАРДАН ОСКАНЯН
24 февраля в беседе с журналистами экс-глава МИД РА Вардан Осканян заявил:
- Власти Армении пытаются замаскировать потерю НК нарративами о диалоге между Баку и Степанакертом.
- Осканян видит опасные тенденции в нынешних процессах. Подписание мирного соглашения с Азербайджаном в нынешнем виде перечеркнет какие бы то ни было перспективы независимости НК.
- Власти Армении фактически согласились на нахождение НК в составе Азербайджана, а их риторика и действия лишь нацелены на то, чтобы представить это в выгодной для себя «обертке», замаскировать процесс.
- Баку никогда не подпишет документ с размытыми формулировками, а потребует, чтобы получение им Нагорного Карабаха черным по белому было зафиксировано на бумаге.
- Осканян предрекает Нагорному Карабаху судьбу Джавахка, а затем Нахичеванской автономии. Но выходом может быть обращение в международный суд ООН.
ГРАНТ МИКАЕЛЯН
24 февраля в беседе с Armenia Today старший научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян заявил:
- Рубен Варданян стал нежелательной фигурой как для Алиева, так и для властей РА и НК, что и привело в итоге к его увольнению с поста госминистра Арцаха.
- Увольнение Варданяна ассоциируется с тем обстоятельством, что он занимал жесткую и неуступчивую позицию в вопросе независимости республики. С ним связывали надежды на то, что Арцах сможет отстоять свою субъектность. По этой причине президент Азербайджана оказывал давление на Арцах и продолжит это делать, чтобы Варданян покинул республику.
- Генпрокурор Арцаха Гурген Нерсисян на посту госминистра будет слабой и легко управляемой фигурой, неспособной на самостоятельные решения.
- Лачинский коридор после увольнения Варданяна, возможно, будет разблокирован, но — временно.
- Отставка Варданяна не станет единственной уступкой.
- Политика властей Армении направлена на снижение субъектности Арцаха иармен согласие на его нахождение в составе Азербайджана.
АРТАК АПИТОНЯН
28 февраля в интервью @SputnikARM экс-заместитель главы МИД РА Артак Апитонян заявил:
- Армения играет на противоречиях России и ЕС, и это опасно. Ереван вступил на опасный путь, пытаясь не совмещать западный и российский векторы, а их противопоставлять. Раньше РА с одной стороны развивала союзнические отношения с РФ, с другой – укрепляла сотрудничество с ЕС.
- Миссия ЕС вызывает в РФ много вопросов, в том числе с точки зрения ее мандата, функций, продолжительности и той «добавленной стоимости», которую она может внести в усилия по нормализации отношений между Ереваном и Баку.
- Помимо российского направления, у РА была возможность активизировать военно-политическое сотрудничество с Тегераном сразу после 44-дневной войны. Но и сейчас Ереван может внести определенные коррективы в свою региональную политику.