×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-7/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
12:51 , 13 Ноябрь 2020
156
0

Обзор 5-11 ноября 2020 г.

 АРМЯНСКИЕ ВЛАСТИ

5 ноября замминистра ИД РА Ш. Кочарян заявил, что решение карабахского конфликта определяется на поле боя, и в зависимости от развития событий на фронте, существенно изменится все. Он подчеркнул, что на войне нельзя надеяться на союзников и соседей. «Позиция тех, кто так считает иначе, может оказаться губительной для государства. Надеяться надо на свои возможности». Другой вопрос, что путем международного сотрудничества получить максимальное содействие, как от соседей, так и от союзников.

Он отметил, что по линии МИД продолжается работа со структурами ЕАЭС, ОДКБ и СНГ, с Грузией и Ираном, которых, по понятным причинам не может не беспокоить эта ситуация. Эту же опасность ощущает и РФ, поскольку речь идет о Северном Кавказе, и в целом, всей территории стран СНГ, в том числе, и Центральной Азии. Он подчеркнул также, что ни одна международная структура, кроме ООН, не имеет права вмешиваться в конфликт. По этой причине необходимо решение СБ ООН, которое может быть в разных вариантах. Могут быть экономические санкции, но может быть и прямое применение силы. Сопредседатели МГ ОБСЕ, которые также являются постоянными членами СБ ООН — Россия, США и Франция представили взвешенный подход, который впоследствии должен был быть озвучен при закрытых обсуждениях. Также главы этих государств выступили с заявлением, однако результатов нет. Это означает, что проблема должна быть решена на поле боя. В 1990-х годов ситуация была куда больше тяжелой, но удалось с ней справиться.

6 ноября вице-спикер НС РА А. Симонян заявил, что РА готова пойти на взаимные компромиссы с Азербайджаном, но не на капитуляцию. Он назвал утверждения президента АР И. Алиева о том, что РА не конкретизирует свои предложения по НК, голословными. «Компромисс подразумевает действия с обеих сторон. Если на компромисс идет только одна сторона, то это не компромисс, а капитуляция».

Отвечая на вопрос о выводе армянских войск из семи прилегающих к НК районов, Симонян отметил, что этот план обсуждался долгое время, однако в нем не был определен статус НК.

Он также заявил, что не считает возможной встречу Н. Пашиняна с И. Алиевым в нынешних условиях.

По его словам, инициатива о перемирии в НК была сорвана турецкой стороной руками руководства Азербайджана. «Мы уже потеряли веру в то, что можно как-то дипломатическим путем это решить, учитывая ключевое влияние Турции на Азербайджан, которое уже никто не скрывает».

Он отметил, что РФ играла и должна играть ключевую роль в урегулировании карабахского конфликта и в целом в регионе.

7 ноября президент РА А. Саркисян в интервью журналу La Libre Belgique указал на негативную роль Турции в развязанной агрессии. По его оценке, если бы Турция не вмешалась, НК и Азербайджан, вероятно, согласились бы на прекращение огня. Он считает, что у Турции гораздо более широкая повестка дня: Сирия, Ирак, Ливия, Египет, Восточное Средиземноморье. «Она повсюду сеет нестабильность, тем самым нарушая статус-кво с целью укрепления своей роли. Основная мишень – Европа». По его оценке, у Турции на руках много игральных карт. Одна из них — энергетика. «Турция была страной-покупателем энергии. Теперь они хотят свою, подконтрольную себе. Турция хочет контролировать поток энергии из Каспийского моря в Центральную Азию. От него будут зависеть страны Центральной Азии, а также Южной Европы».

Другая карта, по его словам, беженцы, которых 4 млн у европейских границ и Турция будет торговать с Европой, которая уже заплатила 6 млрд.

Третьей картой являются террористы. «Кто вам сказал, что они не могут сесть на другой самолет и улететь в Европу? Это еще один способ довести людей до крайностей».

У Турции такая же повестка дня в Ливии: контролировать потоки энергии и контролировать двери африканской иммиграции в Европу.

На уточнение, какую роль может сыграть РФ в урегулировании конфликта, Саркисян отметил, что РФ играет важную роль в регионе, кроме того, является членом МГ ОБСЕ, имеет хорошие отношения как с РА, так и с АР. РФ в отличие от Турции, может быть посредником. «Но Россия также понимает, что Турция должна сыграть свою роль. Если Турция воспользуется своим влиянием для давления на Азербайджан, можно будет установить режим прекращения огня».

Саркисян также заявил, что РА до сих пор не признает независимость Арцаха по одной причине, она все еще видит возможность переговорного решения. По его словам, даже если армяне будут изгнаны из Арцаха, это не значит, что будет окончательное решение. Во-первых, потому что они на протяжении всей истории противостояли всем. Во-вторых, не может быть окончательного решения, пока стороны не сядут за стол, чтобы подписать мирное соглашение и не пожать друг другу руки.

Он также согласился с необходимостью создания «зоны безопасности» вокруг НК, заметив, что это классический способ разрешения конфликтов. Однако, по словам Саркисяна, сегодня первостепенная задача — это прекращение огня, поскольку силовое решение всё равно не приведет к окончательному разрешению конфликта, будут временные победы, но война будет продолжаться.

По словам Саркисяна, ключом для прекращения огня является восстановление доверия.

7 ноября в интервью немецкому ТК ARD премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что, когда в городах Азербайджана происходят взрывы, правительство Азербайджана отправляет аккредитованных там послов, журналистов на место происшествия, и показывает им. Но никаких дипломатических представителей не было в Степанакерте, Мартакерте, Мартуни или Аскеране, и они не видели, что там происходит. «Никто даже не пытался остановить эти бомбардировки, и АО НК, имея также законные военные цели в некоторых населенных пунктах или районах, нанесла ответные удары».

Отвечая на вопрос о возможности встречи с Алиевым, Пашинян отметил, что говорить о переговорах в условиях войны нормально, но нереалистично. По сути, условия переговоров были обсуждены и согласованы в Московском заявлении от 10 октября, которое позже было подтверждено.

Пашинян указал на правильность формата МГ ОБСЕ для поиска решения вопроса. По его словам, это единственный формат, в рамках которого может быть обсужден и решен этот вопрос. «Это не означает, что международное сообщество не должно поддерживать сопредседателей МГ. Конечно, международное сообщество должно поддержать, но формат обсуждений — Минская группа».

10 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян выступил с заявлением, сообщив, что подписал заявление с президентами РФ и АР о прекращении карабахской войны в 01:00. «Текст уже опубликованного заявления невероятно болезнен для меня лично и для нашего народа». Он заверил, что принял это решение в результате глубокого анализа военной ситуации и оценки людей, которые лучше всего ее знают. Также это решение основано на убеждении, что это наилучшее возможное решение для сложившейся ситуации.

По его оценке, «это не победа, но и поражения не будет, пока вы не признаете себя проигравшим. Мы никогда не признаем себя проигравшими, и это должно стать началом нашей эры национального единения и возрождения».

Он отметил, что среди людей, осуществляющих сейчас дебош в Ереване, есть представители преступных группировок олигархов, которые 20 лет воровали у солдат, у армии, не платили налоги, а сегодня говорят о нации и предательстве. Сейчас эта категория людей вышла на улицы, потому что для них это повод защитить награбленное, когда полиция и СНБ на позициях в Арцахе.

По его словам, с 1-го дня он узнал о содержании переговоров в состоянии, где все ресурсы для выкрутасов уже были истощены. «И что я сделал? Не пошел, взял это переговорное наследие и сказал, что сделаю его результаты, а попытался подготовиться к этому дню, сделал все, что возможно сделать за 2-2,5 года. И наша армия 44 дня с честью сражается, неся бесчисленные лишения».

Он также заявил о возможном митинге своих сторонников и призвал граждан, «которые понимают, что происходит», готовиться мстить в связи с сегодняшними волнениями и дебошем в Ереване.

С заявлением выступил также президент НКР А. Арутюнян, сообщив, что провел целый день с Пашиняном, обсуждая их действия, направленные на прекращение боевых действий. Заранее он провел переговоры с НС НКР и получил согласие подавляющего большинства депутатов. «Учитывая нынешнюю критическую ситуацию, чтобы избежать дальнейших тяжелых потерь, не потерять полностью Арцах, я согласился закончить войну на час раньше».

10 ноября секретарь Совета безопасности НКР С. Бабаян выступил с заявлением, сообщив, что часами ранее узнал о трехстороннем заявлении, поспешил в правительство РА, попытался предотвратить национальную катастрофу, но с согласия президента НКР заявление было опубликовано. Он сообщил, что многократно указывал руководству РА и НКР исход сложившейся ситуации, предлагал стратегические решения и предложения, однако их постоянно обходили, напоминая о его статусе советника.

Позже, в ответ и в знак протеста он отказался от звания «Герой Арцаха» и сложил полномочия секретаря Совбеза НКР.

В своем заявлении президент РА А. Саркисян сообщил, что из прессы узнал о подписании заявления о прекращении карабахской войны и об условиях прекращения войны. Он выразил сожаление, что с ним не было проведено консультаций и обсуждений по данному документу. «Урегулирование карабахского конфликта — дело государственной важности. Любой шаг, действие, любое решение, касающееся жизненно важных интересов безопасности и прав Армении, Арцаха и всего армянского народа, особенно подписание документа, должны стать предметом всесторонних консультаций и обсуждений». Он заявил, что формирование национально единства своей нынешней миссией. «Надеюсь, что в течение десяти дней нам всем удастся выстроить такое единство, и в этом случае я буду считать, что использовал возможности, чтобы служить своей Родине».

11 ноября, касаясь слухов о заговорах вокруг падения Шуши, премьер-министр РА Н. Пашинян отметил, что после падения Шуши были предприняты две попытки вернуть его, одна неудачная, во время второй — отряду удалось войти в Шуши. Хотя, по большому счету, ситуация не изменилась, все эти противоречивые сообщения были связаны с этим.

Обвинение в его адрес в том, что он не соглашался на размещение миротворческих сил до падения Шуши, считает абсурдным. Пашинян напомнил, что в интервью российским СМИ 22 октября сказал, что за размещение миротворцев, также как и в интервью индийскому телеканалу 25 октября. Он заметил, что после выхода из тюрьмы лидер ППА Г. Царукян, обвиняющий его в заговоре, заявил, что сформирует добровольческий отряд и лично возглавит его. Потом, однако, вроде бы не видели боевого отряда добровольцев под Шуши во главе с Царукяном. «Не ошибусь, если скажу, что одной из причин падения Шуши стало отсутствие обещанного Царукяном отряда добровольцев в битве за Шуши… Может быть, эти отряды формировались не для операций в Шуши, а для операций в Армении?».

11 ноября глава ГШ ВС РА О. Гаспарян в интервью ОТА заявил, что премьер-министр РА принял такое решение по его предложению, учитывая результаты комплексной оценки ситуации. «Это решение было крайней необходимостью и любые спекуляции по этому поводу недопустимы».

11 ноября пресс-секретарь премьера РА М. Геворгян заявила, что премьер-министр Пашинян в ходе прошедшей в парламенте встречи с парламентскими оппозиционными силами, на расширенном заседании Совбеза РА, в котором также принимали участие представители парламентской оппозиции, а также и в ходе двух встреч с внепарламентскими политическими силами подробно и открыто представил ситуацию как на передовой, так и в связи с дипломатическими обсуждениями, в частности возможные политические решения, которые были обусловлены происходящим на фронте.

Она отметила, что все политические силы, которые сегодня отмечают, что не были проинформированы о событиях на передовой, технической оснащенности ВС, проблемах с пополнением войск, обсуждениях политического урегулирования, в том числе подробностях переговоров при посредничестве президента РФ, как минимум, не искренни с обществом.

 ОППОЗИЦИЯ

10 ноября лидеры фракций «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения» Г. Царукян и Э. Марукян выступили с совместным заявлением, в котором напомнили, что их лидеры около двух недель назад обратились к премьер-министру РА с предложением созвать экстренное заседание Совета безопасности при участии представителей фракций, которое не состоялось. Они вновь обратились к Пашиняну с требованием о немедленной встрече с их фракциями. 

17 политических партий выступили с заявлением, потребовав незамедлительной отставки премьер-министра РА Н. Пашиняна и его правительства без потрясений. По их мнению, как государство и народ, мы стоим перед решающей битвой, требующей решительных действий. Между тем, шаги, предпринимаемые политическими властями, несоизмеримы с существующей угрозой. За это время власть продемонстрировала очевидную неспособность противодействовать внутренним и внешним вызовам. Людские и территориальные потери, неполноценные отношения с союзниками РА и, прежде всего, с РФ, демонстрируют очевидную несостоятельность нынешних властей. «Вся ответственность за эту ситуацию лежит на политических властях, которые не избавились от своего комплекса непогрешимости, поставив два армянских государства в тяжелое положение, а Арцах – перед серьезными территориальными потерями. Таким образом, власти лишены политического и морального права представлять армянский народ».

Для предотвращения безвозвратных потерь, по их мнению, необходимы:

  • уход премьер-министра Пашиняна и его Правительства на добровольной основе и без потрясений;
  • срочное формирование нового органа исполнительной власти, способного добиться прорыва и решения военно-политических проблем.

В список политических сил, подписавшихся под заявлением:

  1. партия «Свобода»;
  2. партия «Национальная безопасность»;
  3. партия «Национальная повестка»;
  4. партия «Национально-демократический союз»;
  5. партия «Национальное согласие»;
  6. прогрессивная центристская партия «Альянс»;
  7. партия «Процветающая Армения»;
  8. партия «Демократическая альтернатива»;
  9. партия «Страна абрикоса»;
  10. Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн;
  11. партия «Солидарность»;
  12. партия «Либерально-демократический союз Армении»;
  13. Республиканская партия Армении;
  14. партия «Христианско-демократический союз Армении»;
  15. партия «Родина»;
  16. партия «Единая Армения»;
  17. партия «Союз Конституционное право».

С аналогичным требованием к властям НКР выступили также фракции НС НКР “Демократическая партия Арцаха”, “АРФД”, “Справедливость”, “Единая Родина”.

Выразив поддержку 17 политическим силам РА, исходя из требований нынешней ситуации, они предложили и потребовали:

  • От политических властей РА немедленно прекратить любое действие, препятствующее единству людей, воздерживаться от поиска внутреннего врага в стране.
  • Отставки президента НКР, за которой должно последовать формирование эффективных и соразмерных органов кризисного управления: у них должны быть соответствующие полномочия для объединения общенационального потенциала и принятия решений по достойному выходу из сложившейся ситуации.

10 ноября президент РА А. Саркисян провел встречу с председателем партии «Родина» А. Ванецяном, представителями РПА В. Багдасаряном, Э. Шармазановым и А. Мамиджаняном, с руководством партии «Наследие», с председателями фракции «Просвещенная Армения» Г. Горгисяном и А. Самсонян.

10 ноября начальник ГШ ВС РА О. Гаспарян провел встречу с главами партий «Процветающая Армения» Г. Царукяном, «Родина» А. Ванецяном и представителем ВО АРФ И. Сагателяном.

С заявлением выступил также экс-президент РА Л. Тер-Петросян, по оценке которого, для выхода из сложившейся ситуации без новых потерь важно избежать угрозы гражданской войны и преодолеть внутриполитические противоречия исключительно конституционным путем.

11 ноября в интервью «168 жам» председатель партии «Родина» А. Ванецян заявил, что то, что произошло – было ожидаемо, и они не смогли предотвратить катастрофу. Власти за последние 2,5 года, под руководством внешних сил, осуществили программу, которая завершилась подписанием этого постыдного договора. По его мнению, у Пашиняна была исключительная возможность сплоить общество, усилить страну и построить Армению мечты. А он сделал прямо противоположное – разрозненное общество, разрушенная экономика, потерянная часть Родины и больное общество. Он также считает, что, когда война началась власти думали, что она продлится несколько дней, и они станут героями. ВС на 3-4 день после начала войны доложили о реальной ситуации и отмечали, что нужно заключить соглашение о прекращении огня. Тогда можно было сохранить Шуши, Гадрут, Джабраил, Физули и смогли бы в рамках этого договора зафиксировать статус, и не было бы такого количества жертв.

Он отметил, что при трех президентах у был освобожденный Арцах, Пашиняну было передано состоявшееся государство, где жили люди, действовали суды, законы и Конституция, где развивалась экономика. Самая большая проблема Армении – это решение карабахского вопроса. «Если Никол Пашинян не знал, как решать этот вопрос, зачем он взял на себя ответственность и занял пост премьер-министра?».

По его мнению, парламент Армении должна немедленно заняться восстановлением конституционного строя в стране, а точнее – формированием новой власти. Если Пашинян не подаст в отставку начнется политический процесс, и народ, и политические силы принудят его уйти. «Мы никогда не будет осуществлять смену власти антиконституционным способом, но у нас есть воля, потенциал и поддержка большой части общества, и мы сможем заставить его добровольно уйти в отставку».

По его оценке, власти РА за 2,5 года настолько испортили отношения с традиционными странами-партнерами, что даже по простым вопросам не могут к ним обращаться. «Армения так себя ведет, что теряет доверие всех своих внешних партнеров – России, Ирана, Грузии, Китая».

Их повестка следующая: отставка Никола Пашиняна и, как следствие, всего правительства, формирование правительства национального согласия, спустя некоторое время – после соответствующих конституционных изменений, когда все политические силы будут готовы участвовать на равных условиях – парламентские выборы.

В свою очередь, в интервью «5-ому каналу» представитель ВО АРФ И. Сагателян заявил, что премьер-министр РА за спиной народа подписал унизительный договор о капитуляции.

Он отметил, что страна вела войну 45 дней, 35 дней подряд обществу врали, периодически сдавая районы, говорили, что мы победили, побеждаем, весь госаппарат предоставлял обществу ложную информацию. «Обманывая общество, тайно, в последний момент нашу нацию и наш народ поставили перед фактом».

По его оценке, действующая власть не была готова к этой войне. Но она, не имея нормальных дипломатических отношений, не смогла организовать нормально и тыл. «Но власть не только не сделала ничего, чтобы предотвратить войну, но и сделала все, чтобы привести страну к ней».

Он признал, что у оппозиции есть доля вины – за то, что не смогла объяснить обществу, что эти люди опасны для страны. «Да, мы не смогли отстранить этих людей от власти». Он отметил, что во время войны оппозиционные партии проявили исключительную позицию, отложили все в сторону и поддержали государство и армию. «Мы не молчали, но и публично не выступали, мы сказали это ему в лоб. Мы не только критиковали, но и внесли четкие предложения, потому что это не огород отца Пашиняна, это Армения, как можно было так поступить с этой страной и с этим народом».

Он заметил, что о предателях Пашинян начал говорить уже на 10-12 день войны. «То есть на протяжении всего периода этой войны он всегда думал о сохранении своей власти. Он часто делал заявления, которые были опасны с внешнеполитической точки зрения, он сделал ряд шагов, которые были опасны для фронта и тыла, но у него всегда была гарантия, чтобы цепляться за обвинения и сохранить свою власть».

11 ноября депутат от партии «Процветающая Армения» Н. Зограбян заявила, что для проведения внеочередного заседания НС РА для аннулирования подписанного премьер-министром РА Н. Пашиняном трехстороннего заявления необходим кворум, для которого необходимо присутствие правящей фракции. Она призвала членов фракции «Мой шаг» прийти на заседание. В свою очередь, депутат М. Мелкумян сообщил, что, несмотря на то, что все дороги в регионы РА перекрыты, граждане пешком идут в Ереван. Заявив, что среди митингующих есть провокаторы в гражданской одежде, он призвал не поддаватся на провокации. «Мы останемся здесь до конца, пока наше требование не будет выполнено».

Член партии АРФ А. Минасян заявил, что у них одна цель — спасти Арцах, а для этого необходимо начать освободительную борьбу. «Мы не можем преклонить колени перед турками, что и сделала наша власть». А представитель ВО АРФ И. Сагателян заявил, что нужно осуществить всего три шага для спасения Арцах — во-первых, создать Комитет спасения родины, что уже сделан, во-вторых, немедленно требовать отставки Н. Пашиняна и правительства, в-третьих, спасти проданные предательством земли.

В свою очередь, представитель ИО РПА Э. Шармазанов заявил, что на протяжении 2,5 антинациональная власть во главе с Пашиняном, игнорируя здоровые призывы многих из них, дошла до того, что сегодня подписала договор о поражении. Это самое позорное Соглашение в новейшей истории армянского народа. Он подчеркнул, что сегодня, независимо от политической принадлежности, следует поднять решительный голос протеста. «Это конкретная борьба. Есть только один путь – незамедлительная отставка Никола. Проигравший руководитель не подходит армянскому народу. Армянский народ – народ-победитель. Отставка – единственное требование».

По требованию фракций «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения» в 20:00 было созвано внеочередное заседание НС РА. Для начала внеочередного заседания было необходимо присутствие еще 3 человек из блока «Мой шаг», однако собрать их не удалось. Пришла только вице-спикер НС РА от блока «Мой шаг» Л. Назарян.

Глава фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян дал депутатам фракции «Мой шаг» еще 2 часа, чтобы явиться для проведения заседания совета НС. Он заверил, что их безопасность обеспечена. Депутаты не пришли и заседание не состоялось.

Поступило также сообщение, что СНБ РА после допросов задержала лидера партии «Родина» А. Ванецяна, лидера ППА Г. Царукяна, пресс-секретаря РПА Э. Шармазанова и бывшего вице-спикера НС РА А. Саакяна.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

5 ноября глава МИД РА З. Мнацаканян заявил, что консультации между РФ и РА по ситуации в Арцахе продолжаются. Он пояснил причину упоминания именно договора 1997 г., отметив, что он является базовым во взаимоотношениях двух стран, из которого исходят функции, которые отражены и в более поздних документах.

5 ноября официальный представитель МИД РФ М. Захарова заявила, что Москва получила информацию о переброске боевиков с Ближнего Востока в НК, и такие действия чреваты возникновением террористического анклава в Закавказье.

5 ноября состоялся телефонный разговор министра ИД РФ С. Лаврова с федеральным министром ИД ФРГ Х. Маасом. Состоялся обмен мнениями по карабахскому конфликту. Подтверждена необходимость скорейшего выполнения договоренностей, содержащихся в московском заявлении министров ИД РФ, РА и АР от 10 октября 2020 г.

6 ноября директор ФСБ С. Нарышкин заявил, что СВР РФ получила достоверную информацию о причастности боевиков из Сирии к карабахскому конфликту.

7 ноября состоялся телефонный разговор президента РФ В. Путина с президентом Француии Э. Макроном, в ходе которого была выражена серьезная озабоченность по поводу продолжающихся широкомасштабных боестолкновений в зоне конфликта и все более активного вовлечения в него экстремистов, прибывающих из Сирии и Ливии. 

Путин информировал Макрона о предпринимаемых РФ шагах в интересах скорейшего прекращения огня и возобновления переговоров, призванных обеспечить выход на политико-дипломатическое решение. Подтверждён обоюдный настрой на продолжение скоординированных посреднических усилий РФ и Франции, в том числе в рамках МГ ОБСЕ.

Состоялся также телефонный разговор президента РФ В. Путина с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом, в ходе которого была обсуждена ситуация в зоне карабахского конфликта. Президент РФ проинформировал турецкого коллегу о проведённой серии телефонных контактов с лидерами Азербайджана и Армении, которые были ориентированы на поиск вариантов скорейшего прекращения боевых действий и выхода на политико-дипломатическое урегулирование. Подтверждена обоюдная готовность к взаимодействию с целью достижения мирного решения конфликта.

7 ноября в интервью немецкому ТК ARD премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что резкие повороты во внешней политике могут быть очень опасными. Он напомнил, что голосовал против вступления РА в ЕАЭС, но потом голосовал против процесса выхода РА из ЕАЭС. «И во время революции я вместе с нашим народом решил, что после революции не будет геополитических поворотов». Он подчеркнул, что ту поддержку, которую ожидает от РФ, РА получает. «У армянской стороны нет никаких сомнений по поводу качества выполнения Россией своих обязательств по обеспечению безопасности и союзнических обязательств перед Арменией». Но, с другой стороны, по его словам, РА понимает, что РФ в первую очередь является сопредседателем МГ ОБСЕ и имеет определенное обязательство по соблюдению нейтралитета в вопросе НК, а также имеет хорошие отношения с Азербайджаном. «Конечно, это непростая ситуация, но мы удовлетворены качеством выполнения Россией своих обязательств перед Арменией».

Пашинян отметил, что вопрос с размещением российских миротворцев в НК для армянской стороны приемлем. «Мы по-прежнему считаем, что деятельность российских миротворцев может быть самой эффективной в этом плане». Говоря о возможности размещения в регионе турецких миротворцев, Пашинян напомнил, что Турция — фактически, страна, которая привозит террористов и наемников в регион, и трудно представить себе какой-либо мирный и, в частности, миротворческий процесс, осуществляемый такой страной. 

Он также напомнил, что в связи с ЕС много раз говорил, что ЕС может помочь процессу, четко указав, кто инициировал эту войну, четко констатируя факт переброски наемников в регион.

11 ноября официальный представитель МИД РФ М. Захарова заявила, что трехстороннее заявление о прекращении военных действий в НК приведет к полному переговорному процессу.

В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Д. Песков заявил, что функции российских миротворцев в НК, в том числе вопрос об охране ими культурных и религиозных объектов, еще предстоит уточнить. Исходя из основных функций миротворческого контингента российские военные будут «обеспечивать поддержание прекращения огня и остановки всех военных действий». Он отметил, что миротворцы РФ также будут размещены в Лачинском коридоре. Соответственно, будет обеспечиваться функционирование этой магистрали. «А другие нюансы еще предстоит уточнить».

Песков также в очередной раз отметил, что речь о размещении в НК совместного российско-турецкого миротворческого контингента не идет и «совместная область взаимодействия будет на территории Азербайджана. Это не будет Карабах, и речь идет о мониторинговом центре». По его словам, заявление Турции о размещении мониторингового центра в НК расходится с представлением Кремля.

США

5 ноября глава МИД РА З. Мнацаканян заявил, что роль и вовлечение США в урегулирование карабахского конфликта было очень активным, и активность будет продолжена, в том числе после выборов в США. Он выразил уверенность, что работа с США как страной–сопредседателем МГ ОБСЕ будет продолжена также активно как с РФ и Францией.

8 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян направил поздравительное послание Джо Байдену по случаю его избрания президентом США, в котором выразил надежда, что его администрация предпримет активные шаги для прекращения войны и всеобъемлющего урегулирования, которое должно быть основано на обеспечении безопасности народа Арцаха через осуществление его права на самоопределение. 

ФРАНЦИЯ 

11 ноября глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что обсуждения между двумя сторонами должны возобновиться немедленно. «Они должны разрешить вопрос возвращения людей, перемещенных в результате конфликта за последние недели, и определить будущий статус ННК».

Кроме того, по его словам, Франция приняла к сведению объявление об окончании войны, изучает его условия и последствия, и ожидается, что разъяснения позволят оценить их влияние.

Министр также ожидает, что Азербайджан будет строго придерживаться взятых на себя обязательств и немедленно прекратит нападения. Он также призвал Турцию не делать ничего, что противоречит этому ключевому приоритету.

Он заявил, что «в этой трагической ситуации мы будем содействовать Армении. В частности, работать над оказанием необходимой гуманитарной помощи».

ОДКБ

5 ноября глава МИД РА З. Мнацаканян в ответ на вопрос, почему армянская сторона пока не обращается в ОДКБ за оказанием содействия в связи с военными действиями, заявил, что «мы осуществляем шаги так, как считаем необходимым с точки зрения эффективности и оперативности». По его оценке, «на данный момент Армения осуществляет все функции, которые необходимы».

11 ноября генсек ОДКБ С. Зась поприветствовал прекращение боевых действий в зоне карабахского конфликта. Он также положительно оценил решение о вводе в регион российского миротворческого контингента.

НАТО

8 ноября в эфире ТК «Украина 24» президент РА А. Саркисян заявил, что Турция своим участием в конфликте в НК дискредитирует блок НАТО, и провел по этому поводу закрытые переговоры с генсеком НАТО Й. Столтенбергом. «Вопросы были поставлены конкретно, я получал ответы, о которых более-менее знал, но этот разговор должен был состояться».

ООН

Эксперты ООН по правам человека выразили обеспокоенность использованием наемников в зоне конфликта и вокруг нее. Они отметили, что были широко распространены сообщения о том, что правительство Азербайджана с помощью Турции использовало сирийских боевиков для поддержки своих военных операций в зоне карабахского конфликта, в том числе на линии фронта.

МНЕНИЯ И ОЦЕНКИ

КАКОЕ ОРУЖИЕ БЫЛО ПРИОБРЕТЕНО ДО И ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Представитель МО РА А. Ованнисян в эфире программы «Интервью» ОТА заявил, что за последние 2 года армия получила больше современного, технологического оружия, чем за последние 10 лет. «ЗРК «Тор», Су-30 и многое другое, уже не говоря о ЗРК «Игла-С», «Верба» — все это было приобретено после Апрельской войны, точнее — в 2018-2019 гг. В 2018-2019 гг. мы приобрели больше вооружения, чем когда-либо ранее».

Офис экс-президента РА С. Саргсяна распространил заявление, в котором отмечается, что представитель МО РА А. Ованнисян либо не знает цифр, либо умышленно искажает реальность.

В ответ на это, Ованнисян заявил, что РА всегда вооружались в рамках ее возможностей, во все времена делалось максимально возможное, однако в 2012-20188 гг. мы стремились закупать в основном современное оружие. После Апрельской войны объемы этих закупок возросли, а в 2018-2020 гг. объемы закупок современного оружия превзошли все предыдущие.

Так, по его словам,

  • в 2012-2018 гг. было приобретено несколько сотен новых машин, за последние 2 года — вдвое больше;
  • за последние 2 года было приобретено втрое больше средств связи нового поколения, чем в 2012-2018 гг.;
  • за последние два года втрое-вчетверо больше было приобретено противотанковых средств, в том числе «Корнетов», по сравнению с 2012-2018 годами;
  • в 2012-2018 гг. были приобретены РСЗО «Смерч» — о цифрах говорить не будем, за последние два года их количество увеличилось;
  • в 2012-2018 гг. Армения приобрела баллистические ракеты нового поколения, за последние два года мы приобрели истребители. Подробности представлять я не буду по причине секретности, однако если кто-либо попытается спекулировать этой темой, значит, он не владеет ситуацией;
  • в 2012-2018 гг. Армения приобрела в небольшом количестве средства ПВО нового поколения, малой дальности, за последние два года их количество было утроено, мы приобрели также одно из лучших в мире средств ПВО — «Тор-М»;
  • в 2012-2018 гг. в Армению в небольшом количестве были завезены радиоэлектронные средства — РЭС — нового поколения, однако с ними возникли проблемы, они практически не функционировали. Проблемы эти были решены в этом году, также были приобретены радиоэлектронные средства лучшего качества и еще в большем количестве;
  • в 2012-2018 гг. в Армении производились в определенном количестве, а также были приобретены БПЛА, за последние два года их количество утроилось.
    за последние два года были заключены большие договоры о перевооружении ВВС, подробности засекречены. Были приобретены системы «ТОС» и т. д.

ОБЪЕМЫ ЭКСПОРТА ТУРЕЦКОЙ ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАН

Согласно опубликованным Советом экспортеров Турции данным, объемы экспорта турецкой военной продукции в Азербайджан за последние 10 месяцев приблизились к $ 2 млрд. Азербайджан в октябре 2020 г. занял 1-ое место в общем объеме экспорта продукции турецкой оборонной и авиационной промышленности. Из Турции в Азербайджан за 1 месяц было экспортировано продукции на сумму 101 млн 209 тыс. долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель возрос на 349.26%.

Общие объемы экспорта турецкой продукции оборонной и авиационной промышленности в Азербайджан в октябре 2020 г. составили 287 млн 973 тыс. долларов, за последние 10 месяцев этот показатель возрос до 1 млрд 809 млн долларов.

О росте объемов экспорта турецкой военной продукции в Азербайджан свидетельствуют также опубликованные Советом данные за последние месяцы:

  • в июле объемы экспорта в Азербайджан продукции турецкой оборонной и авиационной промышленности составили 278 млн долларов, в августе — 36 млн 76 тыс. долларов, в сентябре — 77 млн 167 тыс. долларов.
  • с 1 января по 31 октября 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы экспорта из Турции в Азербайджан возросли на 966%, составив 224 млн 235 тыс. долларов. За тот же период 2019 г. данный показатель составил 21 млн 22 тыс. долларов.

ВНУТРЕНЯЯ ПОЛИТИКА

Блок «Мой шаг»

10 ноября вице-премьер РА Т. Авинян в интервью ОТА заявил о готовности пойти на новые выборы в случае желания народа. Если у общества возникнет вопрос доверия или недоверия к властям, никто не будет цепляться за свою должность и кресло. «Пойдем на новые выборы, если будет подобное требование народа, а не тех партий, которые вчера совершали акты хулиганства».

По его словам, должностные лица обременены тяжким грузом ответственности и для некоторых из них это станет освобождением. «Все те, кто неполноценно выполнили свои обязанности, должны быть строжайше наказаны, в том числе, я, если проявил нерадивость».



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

11 февраля 2025

 Следственный комитет Армении закрыл дело о «бракованном» оружии, закупленном на $ 42 млн во времена правления Сержа Саргсяна, пишет газета «Жоховурд». Еще в 2020 году, на одном из митингов, действующий премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что закупленное (в основном по …

5 февраля 2025

 Президент Армении Никол Пашинян готов не размещать войска миссии Европейского союза на армяно-азербайджанской границе. Об этом он заявил 4 февраля в ходе визита в Вашингтон. «Азербайджан говорит, что войска третьих стран не должны дислоцироваться на армяно-азербайджанской границе, открыто намекая на …

23 января 2025

 Армения до сих пор не заявляла о намерении выйти из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Так он прокомментировал доклад Службы внешней разведки (СВР) Армении, в котором говорилось, что в 2025 году основания для …


Ваш браузер устарел! Обновите его.