×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-68/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
16:11 , 9 Февраль 2023
1470
0

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

7 февраля на встрече с министром ИД Хорватии Горданом Грлич-Радманом президент РА Ваагн Хачатурян заявил, что Азербайджан пока не готов к подписанию мирного договора с Арменией. «По крайней мере, своими действиями она доказывает это».

7 февраля спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Блокада Лачинского коридора не была и не станет обыденностью. К проблеме должно быть приковано внимание всего мира.
  • Власти РА делают все для достижения разблокировки маршрута, в том числе, на международных площадках, и принимаемые международными организациями документы и резолюции вовсе не бесполезны.
  • В мире, по оценке Симоняна, существует консенсус о том, что Азербайджан и Россия несут ответственность за открытие Лачинского коридора.

7 февраля на совместной пресс-конференции с главой МИД ФРГ Анналеной Бербок глава МИД Арарат Мирзоян заявил:

  • Ереван несколько дней назад получил реакцию и предложения Баку по мирному договору.
  • Идет непрерывный процесс. «Мы продолжаем работать над текстом, обмениваясь предложениями в несколько этапов и продолжая обсуждение».

8 февраля на совместной пресс-конференции с хорватским коллегой глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Около 10-15 дней назад Ереван получил очередной ответ Азербайджана на предложения армянской стороны. «Армянская сторона имеет свои принципиальные вопросы в этом процессе. По завершении обсуждений мы направим азербайджанской стороне свой ответ».
  • Переданные Азербайджаном Армении новые предложения по мирному договору показывают, что переговорный процесс не остановился и продолжается.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

По сообщению азербайджанских СМИ, президент АР Ильхам Алиев поручил обеспечить «возвращение жителей городов Лачин, Шуши, Зангилан, а также сел Агавно и Сус в 2023 г.». Председатель Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Ровшан Рзаев призвал мобилизовать все возможности для выполнения этой задачи.

8 февраля спикер МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде обвинил Армению в попытке тормозить переговорный процесс. «Армения чинит искусственные препятствия переговорному процессу по тексту мирного соглашения». По его словам, армянская сторона стремится ввести в заблуждение международное сообщество.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

3 февраля депутат НС РА Армен Рустамян заявил:

  • Слова главы МИД РФ Лаврова, хотя в них и есть некоторые фактологические неточности, значат следующее: если не ценится роль России, то оценится ее отсутствие.
  • Рустамян припомнил властям РА критику в адрес РФ, ее военного присутствия, ОДКБ.
  • Он отметил, что нельзя разрушать систему безопасности РА, чтобы построить новую. Действующую систему нужно дополнять. «Европейские наблюдатели приезжают, чтобы дополнить или заменить существующий формат с Россией? Если дополнить, то добро пожаловать».

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

3 февраля зампред Республиканской партии Армении Армен Ашотян, комментируя заявление главы МИД РФ Лаврова по поводу Арцахских переговоров, заявил:

  • Лавров ошибается в своих толкованиях Алма-Атинской декларации, поскольку до подписания Алма-Атинской декларации НКР уже не входила в состав Азербайджана по тогдашнему законодательству СССР. «Если эти обстоятельства не учитывать, то, как гласит русская пословица, можно с водой выплеснуть и ребенка».
  • Алма-Атинская декларация не должна быть краеугольным документом для урегулирования армяно-азербайджанских отношений, особенно в контексте нагорнокарабахской проблемы.
  • Развязанную Азербайджаном военную агрессию нельзя считать оправданной никоим образом, поскольку территориальная целостность является лишь одним из трех основополагающих принципов, выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ, в том числе Россией. Ашотян напомнил о двух других принципах — неприменение силы или исключение угрозы применения силы и право народа Арцаха на самоопределение, которые на сегодняшний день либо нарушены, либо игнорируются.
  • Ашотян призвал различать 7 районов от других территорий НКР, оккупированных Азербайджаном, таких как Гадрут и Шуши.
  • По поводу отклонения предложений прежней властью РА Ашотян напомнил, что в 2008-2018 гг. ни разу ни в одном публичном выступлении ни одна из стран- сопредседателей МГ ОБСЕ не говорила о деструктивной позиции РА в отношении переговорного процесса. Более того, 22 апреля 2016 г. тот же министр ИД РФ заявил, в частности, что «Армения не отказывалась от Казанского документа».

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

2 февраля в Алматы на встрече с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • РФ — ключевой партнер РА в сфере безопасности и, «к сожалению, у нас не очень хорошая ситуацию в сфере безопасности».
  • В НК развивается гуманитарный кризис и «это очень важный и чувствительный вопрос в наших двусторонних отношениях».
  • Лачинский коридор, вопреки заявлению от 9 ноября 2020 г., не под контролем российских миротворцев, «что создает конкретные проблемы».

2 февраля в интервью телеканалу Россия-24 и РИА Новости глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Армения долгие годы оккупировала 7 районов вокруг Азербайджана.
  • Предыдущее руководства РА не очень позитивно воспринимало российские предложения по урегулированию, «желая продолжать удерживать те территории, на которые она никогда не претендовала».
  • Азербайджан вернул себе «те земли, которые ему принадлежали».
  • Сейчас, когда РА вместе с АР и ЕС подписали документ о готовности заключать мирный договор на основе Алма-Атинской декларации от 1991 г., РФ как-то сложно определяться с дальнейшими шагами, поскольку в этой декларации отмечается, что границы между новыми государствами будут проходить по административным границам СССР и союзных Республик, «включая, и Армянскую ССР и Азербайджанскую ССР, в составе которой находилась Нагорно-Карабахская автономная область».

7 февраля, комментируя заявление главы МИД РФ Лаврова о том, что «долгие годы Армения удерживала в оккупации 7 районов Азербайджана», спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • «Ничего нового для нас».
  • «Как мы должны отреагировать: сказать, что все так, как? Мы всегда говорили, а нас обвиняли и заявляли, что это не так… Считаю, что все ясно. Это процесс, которому и не надо сейчас мешать».

8 февраля на совместной пресс-конференции с хорватским коллегой глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Кризиса в отношениях с Москвой нет, есть разногласия в некоторых вопросах, в том числе и по деятельности ОДКБ и политических оценок, но они высказываются в публичном поле. «Назвать это кризисом, вероятно слишком преувеличено».
  • Ереван на постоянной связи с российскими коллегами. «Обсуждаем все вопросы нашей насыщенной повестки, по которым есть согласие либо его пока нет, в том числе и по деятельности ОДКБ».
  • Ереван не отменял в декабре 2022 г. московскую встречу глав МИД РА, РФ и АР из-за ситуации вокруг Лачинского коридора, а отложил ее. Переговоры состоятся в «удобный момент».

8 февраля в интервью РИА Новости директор департамента международных организаций МИД РФ Петр Ильичев заявил:

  • Идея об отправке миротворцев ООН в НК едва ли реалистична. Не всегда миротворческие миссии ООН пользуются доверием у принимающих стран. Вопрос не столько в том, кто санкционировал миротворческую операцию, сколько в наличии доброй воли обеих сторон конфликта в его прекращении и ликвидации его последствий.
  • Из международных и иностранных организаций до сих пор в НК работает только МККК, а «гуманитарные агентства ООН разрешение азербайджанцев и армян на доступ в анклав так и не получили, даже для проведения первичной миссии по оценке потребностей». Трудности возникают по политической причине невозможности выдержать равноудаленную позицию со сторонами, включая модальности заезда и выезда в регион, отчётности, контроля и юридической основы для выстраивания гуманитарной деятельности.
  • РМК эффективно решает задачи по восстановлению мира.
  • Наделять российских миротворцев в НК мандатом ООН не нужно. И Баку, и Ереван согласны с модальностями работы РМК, закрепленными в трехстороннем соглашении от 9 ноября 2020 г., и поддерживают ее. «Деятельность российских миротворцев поддерживают и в Баку, и в Ереване, что имеет ключевое значение в условиях неопределенности окончательного статуса территории».

 

ФРАНЦИЯ

6 февраля премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с президентом Франции Эммануэлем Макроном гуманитарную ситуацию в Арцахе в результате блокирования Азербайджаном Лачинского коридора. Макрон подчеркнул важность бесперебойного функционирования коридора и отметил готовность Парижа продолжить содействовать решению этой проблемы.

Стороны также обменялись мнениями относительно нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, защиты прав и безопасности народа НК, деятельности гражданской миссии ЕС в РА.

 

ГЕРМАНИЯ

7 февраля на совместной пресс-конференции с главой МИД РА Мирзояном министр ИД ФРГ Анналена Бербок заявила:

  • Важно обеспечить территориальную целостность и нерушимость границы.
  • Длящийся 30 лет конфликт, связанный с НК, стал причиной многочисленных жертв. «Раны глубоки. Мы не наивны и знаем, что их не залечить скоро. Но в последнее время предпринимаются шаги».
  • Однако с середины декабря 2022 г. единственный коридор, связывающий НК и РА закрыт. В Нагорном Карабахе не хватает лекарств и продуктов, семьи разделены, ученики не могут посещать школы из-за отсутствия отопления, нет поставок энергии.
  • Важно немедленно прекратить блокирование Лачинского коридора. Россия и Азербайджан должны выполнить свои обязательства.
  • ЕС приняло решение об отправке долгосрочной мониторинговой миссии на армяно-азербайджанскую границу, и представители ФРГ примут активное участие в работе миссии. «Как представитель ЕС мы нейтральные наблюдатели. Мир может быть достигнут только переговорами».
  • Стороны задают вопрос, будет ли уважаться мирное соглашение в случае его подписания, будут ли права меньшинств соблюдаться. Бербок указала на четыре важных пункта на пути к миру: 1. поиск тел и возвращение родным, процесс осуществляется МККК; 2. международная граница Армении и Азербайджана не делимитирована и это провоцирует перестрелки. «Без четкой границы мир далек. Германия готова содействовать в делимитации границы». 3. разминирование, в котором Германия уже помогает, и 4. как помочь странам в построении мира.
  • «Наше участие в Южном Кавказе исходит из общих европейских интересов. Если среда вокруг нас не будет безопасной, мы не будем в безопасности. Длительный мир создаст экономические выгоды. Мы хотим связать Южный Кавказ с Европой и наладить связи Южного Кавказа со Средней Азией».
  • Зависимость от газа научила ЕС тому, что значит быть зависимы. «Теперь, когда мы избавились от зависимости от российского газа, мы ищем новых партнеров и пытаемся восполнить энергетические потери и устранить кризис». Германия и другие страны ЕС ищут пути развития восстанавливающийся энергетики. «Но это не значит, что мы игнорируем права человека и принципы правового государства».

8 февраля глава МИД РА Арарат Мирзоян и советник канцлера ФРГ по вопросам внешней политики и безопасности Йенс Плетнер обсудили вопросы региональной безопасности и стабильности, подчеркнули важность решения гуманитарных проблем, а также немедленного устранения блокады Лачинского коридора Азербайджаном.

Мирзоян высоко оценил решение ЕС о размещении долгосрочной миссии мониторинга на международной границе между РА и АР, выразив уверенность, что миссия будет способствовать установлению стабильности в регионе.

 

ОДКБ

2 февраля в Алматы на встрече с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • К сожалению, в сфере безопасности есть некоторые вопросы в многостороннем формате, в ОДКБ, и «мы надеемся, что нам удастся решить все эти вопросы. Мы работаем, мы заинтересованы, но пока, честно говоря, не намечается никаких подвижек в этих направлениях».

2 февраля в интервью телеканалу Россия-24 и РИА Новости глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Предложение Москвы о развертывании миссии ОДКБ в РА до сих пор на столе. «Если наши армянские союзники заинтересованы в ней, миссию можно развернуть за день-два». ОДКБ готова помогать РА и АР в поисках пути решения стабилизации на Кавказе.
  • После всплеска насилия в сентябре 2022 г. Ереван обратился к ОДКБ. Генсек ОДКБ с экспертами поехал на армяно-азербайджанскую границу и привез план развертывания миссии на граничащую с Азербайджаном территорию РА.
  • План был готов достаточно давно, однако сама армянская сторона не торопила нас. В итоге на саммите в Ереване был подготовлен текст соответствующего решения. Но позже на саммите в Ереване армянские коллеги заявили о необходимости категорического осуждения действий Азербайджана. «На это не все были готовы пойти и не только потому, что хотели кого-то выгородить, а кого-то не поддержать, просто история всей этой карабахской войны уходит вглубь десятилетий».
  • ОДКБ сможет вводить миротворцев без согласования и санкции Совбеза ООН. Действующая процедура чрезмерна, поскольку для ввода миротворцев достаточно просьбы легитимного правительства одной из стран организации. Так уже было, например, в январе 2022 г. во время беспорядков в Казахстане. Сейчас дополнения вносятся в миротворческую договорно-правовую базу ОДКБ и это повысит эффективность сил.

2 февраля Секретариат ОДКБ выступил с комментарием о правовых основаниях проведения операций по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами ОДКБ.

  • Проведение миротворческих операций ОДКБ регламентируется Соглашением о миротворческой деятельности ОДКБ от 6 октября 2007 г. В соответствии со ст.3 указанного Соглашения решение о миротворческой операции на территории одного из государств-членов ОДКБ принимается Советом Коллективной Безопасности ОДКБ на основании соответствующего официального обращения этого государства с незамедлительным информированием СБ ООН.
  • Решение о миротворческой операции ОДКБ на территории государства, не входящего в ОДКБ, принимается на основании решения СБ ООН.

ЕС

6 февраля в интервью испанскому EL PAIS и итальянскому La Nuova Bussola Quotidiana госминистр НКР Рубен Варданян заявил:

  • За словами ЕС не следуют действия, поскольку Азербайджан поставляет союзу нефть и газ на очень выгодных условиях.
  • Европейское общество должно принудить свои власти ввести санкции против Баку.

8 февраля в интервью Первому каналу Грузии спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаар заявил:

  • В ЕС поддерживают посредничество Тбилиси в переговорах Еревана и Баку.
  • Очень важно, чтобы все три страны Южного Кавказа работали вместе и способствовали миру, роль Грузии, как моста между Арменией и Азербайджаном, очень важна.
  • Он выразил надежду, что в будущем сотрудничество в этом направлении между ЕС и Грузией, ЕС и тремя государствами Южного Кавказа будет еще более тесным.

8 февраля в Ереване министр ИД Хорватии Гордан Грлич Радман заявил, что развертывание миссии наблюдателей ЕС на армяно-азербайджанской границе не гарантирует статус-кво, но их размещение у армяно-азербайджанской границы может сыграть серьезную роль в установлении мира в регионе.

8 февраля в интервью civilnet.am депутат Европарламента от Франции Натали Луазо сказала, что миссия ЕС в РА в составе 100 человек начтет работу с 20 февраля 2023 г. «миссия будет глазами и ушами ЕС на земле», и «ее присутствие должно сдерживать новые нападения».

8 февраля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • По вопросу того, почему миссия ЕС прибыла в РА, а миссия ОДКБ – нет, речь идет не о политических предпочтениях страны, а о том, что после четырехсторонней встречи в Праге в ЕС есть четкое понимание границ РА, включая территории, оккупированные Азербайджаном, а в ОДКБ такого понимания нет.
  • Причина в разночтениях в позиции, что считать территорией РА на фоне сентябрьской агрессии 2022 г. У ОДКБ есть прописанные механизмы реагирования на кризисные ситуации и понятие зоны ответственности организации. Ереван попросил уточнить зону ответственности в РА, но не получил ответа. А вот представители ЕС во время пражской встречи четко осудили Баку. «Наши партнеры по ОДКБ заявили, конечно, что это предложение остается в силе, за что мы благодарны. Но в случае с ОДКБ мы сформулировали четкую задачу — уточнить зону ответственности ОДКБ в Армении. Мы не получили ответа».
  • А направление миссии ЕС стало возможным, поскольку ЕС в ходе пражской встречи четко очертил территорию Армению, и они приехали мониторить эту территорию.
  • На Западе Азербайджан представлял Армению в качестве участника агрессивной политики России, а в России — в качестве участника западного заговора. «Мы же сказали — приезжайте и сами провидите мониторинг, чтобы узнать, соответствуют ли эти утверждения действительности или нет».

ООН

7 февраля на пленарном заседании ГА ООН постпред РА в ООН Мгер Маргарян заявил:

  • Еревану необходимо увидеть существенные действия со стороны ООН, связанные с опасной гуманитарной ситуацией в НК из-за блокады Азербайджаном единственной дороги, соединяющей НКР с внешним миром.
  • Азербайджан путем насилия и агрессии пытается навязать одностороннее решение ситуации, и осуществить политику этнической чистки населения НК.
  • Доверие к ООН ставится под сомнение, поскольку последняя не может определить зарождение гуманитарных кризисов и угроз преступлений на почве массового насилия и ненависти.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

3 февраля в интервью Арменпресс министр экономики РА Ваан Керобян, комментируя решение властей Турции об отмене запрета на прямые грузовые авиаперевозки с РА, заявил:

  • Если геополитические обстоятельства сложатся в пользу РА и граница с Турцией откроется, то отечественные предприниматели ощутят положительный эффект. Это приведет к росту экономики. «Турецкий рынок и транзит грузов в страны Ближнего Востока откроют широкие возможности».
  • Риски для местных производителей тоже есть, но правительство ведет серьезную работу и оказывает беспрецедентное содействие компаниям в сфере обрабатывающей промышленности и ряде других отраслей, чтобы они, используя сегодняшние возможности экономического роста, могли модернизировать, цифровизировать свой бизнес и стать высокопроизводительными и конкурентоспособными компаниями.

         7 февраля на совместной пресс-конференции с главой МИД ФРГ Анналеной Бербок глава МИД Арарат Мирзоян заявил:

  • Между Арменией и Турцией ведется диалог по открытию границ и установлению дипломатических отношений.
  • Он подтвердил искреннюю готовность Еревана быть вовлеченным в этот процесс и в короткие сроки достичь его положительного логического завершения.
  • Есть определенный прогресс. «В нашем представлении процесс несколько медленно протекает, но есть положительные результаты на земле». В последнее время Армения и Турция решили отменить запрет на воздушные грузоперевозки. Стороны договорились в кратчайшие сроки обеспечить возможность пересечения армяно-турецкой сухопутной границы для граждан третьих стран, посещающих соответственно Армению и Турцию, и решили начать необходимые процессы в этом направлении. Договорились также о начале в кратчайшие сроки осуществления прямых авиаперевозок грузов между Арменией и Турцией и приняли решение начать необходимые процессы в этом направлении. Наконец, стороны еще раз подчеркнули свою договоренность о продолжении процесса нормализации без предварительных условий.

8 февраля депутат от фракции «Гражданский договор» Саркис Ханданян заявил:

  • заявления министра обороны Турции Хулуси Акара о том, что нормализация отношений с Арменией связана с подписанием мирного договора с Азербайджаном и открытием так называемого «Зангезурского коридора» не способствуют нормализации. «Подобные заявления вызывают обеспокоенность и являются мешающим фактором тем темпам, которые мы хотели бы иметь в процессе нормализации армяно-турецких отношений».
  • Спецпредставитель РА по нормализации отношений с Турцией Рубинян наверняка передал своему турецкому коллеге обеспокоенность в этой связи.

 

ТУРЦИЯ

5 февраля министр обороны Турции Хулуси Акар заявил:

  • Армении следует воспользоваться возможностью и пожать руку мира, протянутую президентами Турции и Азербайджана. «Нет смысла предаваться грезам, находясь под влиянием других. Давайте заключим договор на разумных условиях, обеспечим мир и стабильность».
  • Зангезурский коридор ценен с точки зрения экономической, социальной жизни региона и его безопасности.

Министр торговли Турции Мехмет Муш заявил:

  • Анкара готова восстановить инфраструктуру и открыть новые КПП на границе с РА.
  • Но все зависит от нормализации армяно-азербайджанских отношений.

 

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

2 февраля в Алматы на встрече со своим российским коллегой премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • В ходе ереванского саммита ОДКБ армянской стороне казалось, что пришли к конкретным договоренностям по поводу открытия региональных экономических и транспортных коммуникаций. Владимир Владимирович приехал с конкретными предложениями, и мы согласовали нюансы выполнения этих согласованных вариантов открытия региональных коммуникаций, но, к сожалению, потом эти договоренности не удалось выполнить из-за деструктивной и контрпродуктивной позиции АР.
  • Пашинян подтвердил заинтересованность Еревана в открытии транспортных и экономических коммуникаций, поскольку «фактически РА в течение последних 30 лет находится в состоянии блокады со стороны АР».
  • Вместе с тем, разблокировка региональных коммуникаций должна происходить в соответствии с законодательством РА. «Я имею в виду 9-й пункт Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., мы более конкретизировали его в Трехстороннем заявлении от 11 января 2021 г. Мы неоднократно говорили, что в реализации 9-го пункта Трехстороннего заявления мы должны действовать согласно законодательству тех стран, по территориям которых проходят коммуникации, о которых говорится в 9-м пункте Трехстороннего заявления».

В свою очередь, председатель правительства РФ Михаил Мишустин заявил:

  • Москва выступает за разблокирование транспортных и экономических связей в Закавказье. Создание новых транспортных, инфраструктурных маршрутов отвечает интересам всех государств региона.
  • Москва считает важным обеспечить выполнение договоренностей, достигнутых лидерами РФ, РА и АР.

2 февраля в интервью телеканалу Россия-24 и РИА Новости глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Москва продвигает формат «3+3», чтобы в регионе Южного Кавказа возобладала конструктивная нацеленность на созидание.
  • «Первый прицельный контакт состоялся, будет продолжать».

8 февраля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Складывается впечатление, что все вокруг хотят разблокирования региональных коммуникаций, а РА не хочет, между тем именно РА больше всех нуждается в открытии коммуникаций, потому что страна 30 лет находилась в блокаде.
  • Еревану хотят назначить слишком высокую цену за открытие региональных коммуникаций. «Так как все понимают, что мы больше всех нуждаемся в этих дорогах, делают попытки увеличить цену, в которую это для нас обойдется». Для Армении неприемлемы разговоры о неких «коридорах», о которых нет упоминаний в трехсторонних заявлениях.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

3 февраля в ходе парламентских слушаний депутат НС Гурген Арсенян заявил:

  • Угрозы со стороны оппозиции в адрес властей непонятны. «Кто вы такие, чтобы выдвигать ультиматумы? Народ уже вынес вердикт в отношении вас».
  • По Лачинскому коридору оппозиции нечего, потому что у нее нет предложений.
  • Постоянные спекуляции карабахским вопросом не даст возможности оппозиции прийти во власть. «Забудьте об этом, вы придете к власти только в том случае, если армянский народ даст вам соответствующий мандат, это единственная возможность, все остальные сценарии исключены».
  • Власти РА прекрасно осознает свою ответственность перед страной.
  • Оппозиция заявляет о судьбе 120 тысяч жителей Арцаха, но позабыла о судьбе 3 млн граждан Армении. «А 3 миллиона жителей Армении? Мы ответственны за этих людей, за нашу страну. Правильнее расставляйте приоритеты, правильно представляйте ситуацию! Посмотрите, к чему привели армяно-азербайджанские отношения. Перед чем мы сейчас стоим, Армения и народ Армении».
  • Урегулирование армяно-турецких отношений также соответствует интересам РА. «Для нашей страны опасна ксенофобия. Псевдо-патриотизм является самым опасным проявлением, но мы продолжим осуществлять нашу политику, на которую вы не сможете повлиять… То, что вы сейчас делаете, не соответствует интересам страны. Те же действия, которыми вы руководствуетесь, приведет к новой войне».

7 февраля спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Фракция «Гражданский договор» не будет обсуждать заявление Гургена Арсеняна в Комитете по этике НС.
  • Депутаты НС НК неправильно поняли Арсеняна.

7 февраля сам Гурген Арсенян заявил:

  • Он не сожалеет о своем последнем заявлении. «Я обслуживаю национальные интересы РА, и для меня приоритетом являются интересы 3 млн. граждан РА».
  • Интересы 120 тыс. жителей НК входят в комплект государственных интересов РА. «Но интересы Армении для меня являются первоочередными».
  • На замечание журналистов, что Арсенян отредактировал свое заявление, тот выразил надежду, что поднятый в СМИ пропагандистский шум, направленный против властей РА, приведет к снижению накала страстей как в Армении, так и в Арцахе. «Во время обсуждений в НС по Лачинскому коридору даже раздались голоса о формировании смертников для смены нынешних властей. Естественно, я должен был высказать свое мнение, согласно которому, смена власти может произойти не с применением инструментов смертников, а путем проведении выборов».

 

НС НКР

6 февраля НС НКР выступил с призывом, в котором, в частности, отмечается:

  • В последнее время в официальных заявлениях РА, в частности, в выступлениях некоторых депутатов НС РА, часто звучат высказывания, ставящие под сомнение значение Арцахской национально-освободительной борьбы и право арцахского народа на самоопределение, вносят раскол в нацию. С таким заявлением недавно выступил депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Гурген Арсенян.
  • Фракции НС НКР, решительно осуждая такое опасное поведение, выражают убеждение, что подобные высказывания не только не в интересах армянского народа, но и льют воду на мельницу турецко-азербайджанского тандема.
  • НС НКР ждет официальной реакции фракций, представленных в НС РА.
  • Чтобы исключить подобные безответственные заявления в будущем, НС НКР призываем обсудить вопрос в Комитете по этике НС РА.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ПРАВО

ДЕЛО ПРОТИВ СЕЙРАНА ОГАНЯНА

8 февраля НС РА дало согласие на уголовное преследование в отношении главы фракции «Армения» Сейрана Оганяна. Решение приняли на закрытом голосовании, в котором не приняли участие депутаты от оппозиционных фракций.

Экс-министра обороны Оганяна обвиняют в растрате, присвоении имущества в особо крупных размерах, продаже двух воинских частей.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

2 февраля на встрече с премьер-министром РА Николом Пашиняном в Алматы глава правительства РФ Михаил Мишустин заявил:

  • Уход из РФ ряда компаний открыл новые перспективы для армянских компаний на российском рынке.
  • Он также отметил перспективы запуска совместных проектов двух стран в сферах: промышленной интеграции, мирного атома, энергетики, горнорудной промышленности, транспорта, логистики и цифровых технологий.

2 февраля глава МИД РА Арарат Мирзоян принял посла РФ в РА Сергея Копыркина, сообщает пресс-служба ведомства. В ходе встречи собеседники обсудили вопросы региональной безопасности и стабильности, а также вопросы, касающиеся армяно-российских отношений.

3 февраля посол РФ Сергей Копыркин во время рабочего визита в Вайоц Дзор встретился с губернатором области Араратом Григоряном. В ходе беседы посол подчеркнул, что РФ продолжает работу с областями РА, а также реализацию совместных программ. Григорян, в свою очередь, заявил, что «несмотря на то, кто что говорит, мы, в частности, Вайоцдзорская область, продолжаем быть с Россией. Мы уверены, что Россия всегда поддержит нас».

ХОРВАТИЯ

8 февраля премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с главой МИД Хорватии Горданом Грлич-Радманом гуманитарный кризис в НК, возникший из-за незаконной блокировки Лачинского коридора Азербайджаном. Пашинян подчеркнул, что Баку в очередной раз нарушил трехстороннее заявление и на это должно отреагировать мировое сообщество.

Пашинян также подчеркнул важность углубления сотрудничества между странами и указал на эффективное сотрудничество Еревана с Брюсселем в направлении развития демократии в Армении.

ЕАЭС

3 февраля на форуме Digital Almaty и на заседании межправительственного совета ЕАЭС премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Развитие цифровой экономики для РА было и остается одним из важнейших приоритетов․ Оборот в IT-сфере в РА за 2022 г. увеличился более чем на 50% от доли сектора ИТ и связи. Власти РА оказывают секториальную государственную поддержку IT-бизнесу. В 2022 г. более 1000 стартапов получили существенные налоговые льготы.
  • Для Еревана остается важным вопрос формирования единого цифрового пространства на территории ЕАЭС.
  • Пашинян указал на эффективность мобильного приложения «Путешествую без COVID-19» в странах ЕАЭС. В приложение, по его словам, загружено 5 млн тестов и к нему подключены 9 стран. Пашиня предложил обсудить перспективы использования приложения как инструмента передачи медицинской информации.
  • Через мобильное приложение «Работа в ЕАЭС» физлица и юрлица могут направлять обращения в более чем 200 госорганов и подведомственных организаций РА. В РА около 60 тысяч человек уже воспользовались приложением, а общее количество обращений превысило 300 тысяч.
  • Пашинян также затронул цифровой сервис workpermit.am, с помощью которого предоставляется разрешение на работу и вид на жительство в Армении.
  • Необходимо создание системы техпрогнозирования и банка данных наилучших доступных технологий на пространстве ЕАЭС. Это позволит выявлять более перспективные тенденции. Ереван придает большое значение и развитию локальных систем продовольственной безопасности. Необходимо продолжить системную и последовательную работу в этом направлении, чтобы способствовать как росту национальных экономик, так и благосостояния граждан.
  • Пашинян также призвал к созданию комфортных условий для бизнеса и наращивания взаимодействия в сфере предпринимательства. Он отметил и важность проработки правовых актов для финансовой поддержки проектов в ЕАЭС, в частности, в области машиностроения, электроники, производства программного обеспечения и других.
  • Ереван заинтересован в развитии общего рынка энергоресурсов ЕАЭС и в устранении еще не решенных задач в этом направлении. Это касается формирования и общего рынка газа, и рынка электроэнергии. В частности, сейчас прорабатываются вопросы для заключения рыночных контрактов на поставку электроэнергии. Решается и вопрос переброски электроэнергии через третьи страны.
  • Несмотря на геополитическую напряженность, взаимная торговля со странами ЕАЭС продолжает демонстрировать положительную динамику. Товарооборот между РА и государствами ЕАЭС в 2022 г. увеличился более чем на 90% и составил $4,6 млрд. При этом импорт по стране происхождения товаров увеличился более чем на 50%.


СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ТАЙНЫЙ ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА И ГОСМИНИСТРА НКР В МОСКВУ

СМИ сообщают, что около 10 дней назад президент НКР Араик Арутюнян отправился в РФ, чтобы уточнить позицию и политику Москвы в отношении Арцаха, и вернулся оттуда несколько дней назад с оптимистическим настроем. После него в Москву отправился госминистр НКР Рубен Варданян, который пока еще в РФ.

 

МНЕНИЯ

СУРЕН САРКИСЯН

3 февраля в беседе с Спутник-Армения глава Армянского центра американских исследований Сурен Саркисян заявил:

  • США не спешат «списывать» МГ ОБСЕ. Этот формат продолжает существовать, о чем свидетельствует назначение Вашингтоном нового сопредседателя.
  • Вашингтон продолжит свою политическую линию на Кавказе, рассматривая все ключевые сюжеты в одном «пакете» — урегулирование карабахского конфликта, нормализация армяно-азербайджанских отношений и проблема Грузии.
  • Из-за украинских событий отношения РФ и США сейчас обострились, и в этих условиях сопредседатели не могут эффективно работать. Тем не менее, только МГ ОБСЕ обладает мандатом для переговоров по карабахскому урегулированию.
  • Многое в активизации переговоров зависит от позиции армянской стороны. Руководство РА должно определиться, чего оно хочет, и способно ли оно учитывать интересы страны. Пока неясно, готова ли власть обслуживать их в сложившейся ситуации.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.