×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-66/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
15:46 , 19 Январь 2023
3963
0

Обзор 12-18 января 2023 г.

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

12 января на заседании кабмина премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Он призвал власти НК избегать заявлений, которые могут дать Баку повод начать военные действия. «Высказывания карабахских властей, не содержащие конкретики, бесполезны».
  • Также призвал к прямому диалогу между НК и Азербайджаном. Степанакерту на фоне блокады Лачинского коридора нужны асимметричные меры. «Наши партнеры по Нагорному Карабаху не должны допустить, чтобы кто-либо обвинял их в срыве или невозможности конструктивного разговора»
  • Незаконная блокировка Азербайджаном Лачинского коридора – провокация, ее конечная цель — новая военная эскалация. Дорога не действует уже 32 дня, социальное положение в Нагорном Карабахе обостряется.

12 января, в интервью «Арменпресс» комментируя последние заявления президента Азербайджана, пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил:

  • Азербайджан признает, что конечная цель блокады Лачинского коридора — подвергнуть НК этнической чистке.
  • Баку откровенно заявляет, что претензии по поводу так называемого коридора не имеют ничего общего с трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 г.
  • Угрозы открыть коридор силой еще раз демонстрируют нарушение Азербайджаном принципа неприменения силы или угрозы силой, а также неуважение договоренностей, достигнутых при участии международных посредников.
  • Армения неоднократно заявляла, что заинтересована в открытии всех транспортных и экономических инфраструктур в регионе в соответствии с заявлением от 9 ноября 2020 г. «Мы готовы реализовать это в кратчайшие сроки. Но Ереван никогда не согласится на предоставление экстерриториального коридора».

12 января спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Звучащие из Баку заявления о возвращении «западных азербайджанцев на свою историческую родину», т. е. в Армению — абсурдны. В условиях, когда азербайджанцам со школьной скамьи прививают ненависть к армянам, непонятно, куда они будут возвращаться.
  • Если затрагивать эту тему, то армянская сторона также должна говорить о возвращении в Баку, Сумгаит и другие крупные города, где до известных событий проживало большое количество армян.
  • Сам Симонян готов жить в Армении бок о бок с представителями многих национальностей, но вопрос – готовы ли эти национальности жить в Армении.
  • Вероятно, Алиев прибегает к этой теме больше для внутренней аудитории, а также в качестве ответа на проблему НК.
  • «Непонятна ситуация, при которой из Степанакерта раздаются голоса о несогласии с позицией Еревана. Когда ты выступаешь стороной диалога, о каком несогласии может идти речь?». Власти Арцаха по тому или иному вопросу находятся в непосредственной связи с представителями Азербайджана и российских миротворческих сил. Тем более, Азербайджан, поняв сложность контактов с россиянами, пошли на прямые контакты со Степанакертом.
  • Если Ереван предпримет попытку повести переговоры по Лачинскому коридору, появятся аргументы о том, что РА нарушает положения трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.
  • Не исключено, что Лачинский коридор закрыт для того, чтобы заставить РА предоставить Азербайджану коридор по своей территории. Ереван будет делать все возможное для того, чтобы Лачинский коридор открылся, но «мы не намерены вступать в дискуссии по новым процессам, и ставить под сомнение положения трехстороннего заявления. В противном случае, Азербайджан, используя армян Арцаха в качестве заложников, попытается кусок за куском требовать земли Армении».
  • Власти Азербайджана, скорее всего, не пойдут на переговоры с участием госминистра НК Рубена Варданяна, исходя из заявлений последнего.
  • Он также указал на пассивность российских миротворцев, которые «ничего не говорят предметно».

17 января на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • ОБСЕ не смогла эффективно применить десятилетиями разработанные инструменты. Более того, отсутствие надлежащей и четкой реакции привело к безнаказанности применения силы как средства урегулирования конфликтов, нарушая принципы организации.
  • После подписания трехстороннего соглашения азербайджанская сторона неоднократно нарушала обязательства о прекращении огня, развязывая агрессию, а сейчас, посредством блокады Лачинского коридора, создала гуманитарный кризис, преследуя далеко идущие цели. Блокировку финансируют азербайджанские власти, маскируясь так называемыми «экоактивистами». Тем самым Баку нарушает 6-ой пункт трехстороннего соглашения, где четко указано: «Лачинский коридор остается под контролем миротворческого контингента РФ. Азербайджан гарантирует безопасность передвижения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях».
  • Блокада НК — это не отдельный эпизод, а часть широкомасштабной и скоординированной политики Азербайджана, направленной на этническую чистку армян, проживающих в НК.
  • Необходимо направить международную миссию по сбору фактов в Нагорный Карабах и Лачинский коридор для оценки гуманитарной ситуации и обеспечения бесперебойного гуманитарного доступа соответствующих органов ООН в НК.
  • Необходимо усилить давление на Азербайджан, чтобы он выполнил свои обязательства.
  • Баку выдвинул новые требования в переговорах по открытию ж/д сообщения, которые противоречили изначальному пониманию сторон касательно регламента открытия коммуникаций. Это уже второй раз, когда действия Баку препятствуют прогрессу в этом направлении.
  • Министр также обратил внимание на постоянно растущие амбиции и территориальные претензии Азербайджана к Армении, в том числе на столицу Ереван, которые звучат и из уст азербайджанского президента. Армения пока не видит каких-либо изменений воинственного курса азербайджанского руководства и приверженности миру.
  • В этих условиях у Еревана есть все основания считать, что даже после подписания договора по нормализации отношений Баку продолжит свои нелепые территориальные претензии к РА. Пока же все предложения армянской стороны были отклонены Азербайджаном.

18 января, выступая в ходе правительственного часа в НС, премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Заявления и действия Баку противоречат международным обязательствам Азербайджана. Заявления президента АР Алиева нацелены на создание эскалации в регионе. Азербайджан пытается торпедировать мирный процесс, «но может это и есть цель Баку — торпедировать мирный процесс».
  • Повестка мира — не «нирвана», она имеет свои риски. «Она предполагает изменение мышления. Эту дорогу еще предстоит пройти».
  • Мы четко заявляли, что готовы идти к подписанию мирного договора на основе Пражского заявления. Но блокада Лачинского коридора и агрессивные заявления Азербайджана препятствуют мирному процессу.
  • Наша реакция должна быть асимметричной — активная дипломатия и усиление государственных институтов, приверженность мирной повестке.

В свою очередь, глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Представления о том, что Ереван прекратил усилия или ведет себя неконструктивно в мирном процессе, в работе над текстом соглашения, ошибочны. Армянская сторона направила Баку свои предложения и обоснования к тексту мирного договора месяц назад, однако не получила никакого ответа. Азербайджан отказывается от обсуждения текста мирного договора.
  • Параллельно мы видим провокационные действия в Лачинском коридоре, а также нарушения положений заявления от 9 ноября 2020 г.

АРЦАХ

12 января в ходе телемоста Степанакерт-Ереван под названием «Арцах: месяц блокады» госминистр НКР Рубен Варданян заявил:

  • Степанакерт готов к диалогу с Баку, но не в режиме перманентно навязываемых нам уступок, а на определенных условиях, на которых возможен разговор между двумя соседями.
  • Азербайджан отказывается от такого диалога. Диалога как такового не было – «все контакты с азербайджанской стороной носили исключительно технический, и никак не политический характер».

13 января госминистр НК Рубен Варднян заявил:

  • Власти Азербайджана продолжают преступную политику этнических чисток. Методы могут быть разные, но цель у них одна — заставить армян покинуть свою родину.
  • «Но мы не уйдем из своего дома, какой бы сложной ни была ситуация. Только так мы сможем спасти Арцах от уничтожения и гарантировать будущим поколениям сохранение армянского мира».
  • Идею Азербайджана избавиться от армян он назвал «ложной и крайне опасной». «Азербайджан должен найти пути установления мира с армянами. Мы всегда были открыты для конструктивного политического диалога. Но мы никогда не откажемся от права на достойную, свободную и безопасную жизнь на своей родине».

14 января Рубен Варданян в интервью RTVI заявил:

  • И Россия, и Европа, и Америка должны выступить вместе с заявлением о том, что это блокировка Лачинского коридора — неприемлемые методы давления на людей, проживающих на собственной земле, заставлять в условиях зимы жить в таких условиях.
  • Есть много механизмов давления на руководство Азербайджан — введение личных персональных санкций, для семей руководителей республики, для людей, которые принимают такие решения и осуществляют такие действия. Есть возможности, в том числе, отказа от проведения мероприятий в Азербайджане.
  • Из-за блокировки Лачинского коридора в НК сложилась очень сложная и тяжелая гуманитарная обстановка: жители региона вынуждены жить без топлива, продовольствия и связи.

18 января Азербайджан во второй раз в течении 2 дня нарушил работу газопровода, через который в Арцах из РА.  

18 января президент НКР Араик Арутюнян на расширенном заседании Совбеза НКР сообщил:

  • 15 января российская сторона организовала контакты с азербайджанской стороной с целью разрешения сложившейся ситуации.
  • С азербайджанской стороны приняли участие заместитель начальника ГШ ВС, министр ВС и еще один представитель правительства. С российской стороны во встрече принял участие командующий миротворческим подразделением Андрей Волков.
  • Однако в направлении открытия единственной магистрали, связывающей Арцах с внешним миром, никакого прогресса не зафиксировано. Вместо этого, из-за нарушения газоснабжения 17 января были созданы новые серьезные проблемы.

18 января МИД Арцаха выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • организованная властями Азербайджана и продолжающаяся блокада Арцаха, создание невыносимых жизненных условий для народа и углубление гуманитарной катастрофы преследуют одну цель – уничтожение народа Арцаха как такового путем изгнания армянского населения со своей родины.
  • Степанакерт призывает государства мира в соответствии с всеобщим обязательством по предотвращению преступления геноцида принять все необходимые меры для немедленного пресечения геноцидальных действий Азербайджана против народа Арцаха.

Фракции НС НКР также выступили с совместным заявлением, в котором отмечается:

  • Фракции призвали РА и РФ, являющихся сторонами заявления от 9 ноября 2020 г., принять срочные меры для деблокады Арцаха и предотвращения гуманитарной катастрофы.
  • Призвали международные структуры и государства-члены ООН, помимо заявлений и призывов, действенными шагами предотвратить геноцидные действия Азербайджана.
  • Чтобы достойно преодолеть вызовы, стоящие перед НКР, обратились ко всему армянству с призывом предпринять соответствующие шаги для пресечения агрессивных действий Азербайджана и защиты законного права арцахских армян жить на своей земле.

АЗЕРБАЙДЖАН

17 января председатель правления Агентства геологической разведки Азербайджана Али Алиев заявил:

  • Работы по оценке минерально-сырьевых ресурсов в Восточно-Зангезурском и Карабахском экономическом районах Азербайджана близятся к завершению.
  • «Определение масштаба ущерба, причиненного Азербайджану в период армянской оккупации этих территорий, в будущем послужит основанием для возбуждения дела о возмещении ущерба».

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

13 января правящая фракция «Гражданский договор» провалила проект заявления по Лачинскому коридору, который был представлен депутатом от блока «Армения» Андраником Теваняном, который по итогам обсуждений объявил, что отзывает проект с целью доработки.

  • Депутат от фракции «Гражданский договор» Мария Карапетян заявила, что НС РА 14 декабря уже выступил с заявлением, но оппозиция в лице фракции «Армения» отказалась присоединиться к этому, хотя власти предлагали совместить оба текста и выработать единый документ.
  • Председатель комиссии НС по внешним отношениям Эдуард Агаджанян посчитал наивным предположение о том, что принятие документа сыграет решающую роль в открытии коридора: принятое парламентом заявление от 14 декабря также не смогло решить эту задачу. Он также прокомментировал обвинения оппозиции о том, что точки зрения властей Армении и Азербайджана совпадают. Утверждая, что Лачинский коридор заблокирован в том числе по вине армянского руководства, оппозиция продвигает тезис, который, казалось бы, должен отстаивать только Азербайджан.

 

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

13 января на заседании комиссии НС по внешним отношениям депутат от фракции «Армения» Андраник Теванян заявил:

  • Лачинский коридор был закрыт не только в результате преступных действий Азербайджана, но и соглашения по итогам четырехсторонней встречи, состоявшейся в прошлом году в Праге, согласно которому Пашиняном было признано, что Арцах «принадлежит» Азербайджану.
  • Лачинский коридор будет оставаться закрытым до тех пор, пока позиция Армении не изменится.
  • Власти на уровне первого лица поднимают антироссийскую истерию в условиях, когда хрупкая система безопасности РА находится также в сфере армяно-российских отношений.
  • Теванян также призвал правящий «Гражданский договор» четко ответить, что они имеют в виду, говоря о территориальной целостности Азербайджана, она включает Карабах или нет?

 

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

12 января третий президент РА Серж Саргсян заявил:

  • Он назвал политику действующих властей по НК бездумной, а позицию Степанакерта твердой.
  • «Управляющие Арменией лица неоднократно заявляли, что они являются гарантом безопасности Арцаха, но какие-то они ни то, ни сё гаранты».

14 января Республиканская партия Армении выступила с заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • РПА выразила поддержку заблокированному НК.
  • РПА считает недопустимыми геополитический торг, целенаправленные политические авантюры против систем безопасности РА и НК.
  • РПА благодарит российскую миротворческую миссию за службу, в то же время подчеркивает, что ожидает решительных решений и четких действий, вытекающих из ситуации, по обеспечению безоговорочного выполнения пунктов трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.
  • РПА решительно выступает против любых договоренностей — письменных или устных, которые будут игнорировать перспективу реализации права народа Арцаха на самоопределение и международное признание.
  • РПА призывает де-факто власти РА прекратить антинациональную политику, безрассудно ставя под угрозу интересы Армении и Арцаха в продолжающейся борьбе между сверхдержавами в нынешней напряженной геополитической ситуации, обслуживая чужие интересы и таким образом сохраняя свою жалкую власть.
  • РПА требует от Никола Пашиняна опубликовать все важные принципиальные договоренности и обещания, сделанные от имени населения Армении и Арцаха после 9 ноября 2020 г.
  • РПА требует от действующей власти полноценного выполнения обязанности Республики Армения быть гарантом безопасности Арцаха.
  • РПА считает важной необходимость перезапуска института МГ ОБСЕ и эффективное вовлечение стран-сопредседателей в решение имеющегося кризиса.
  • РПА продолжит работу со своими международными партнерами, предоставляя полную и объективную информацию о сложившейся ситуации и арцахском вопросе.

16 января секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян написал:

  • Проведение учений ОДКБ в РА, скорее всего, имело политические цели. Они рассматривались как действия, направленные на поддержку властей РА.
  • Поэтому решение РА не проводить учения непонятно, и никаких положительных последствий для страны от этого ждать не стоит.
  • Если исходить из логики властей РА, то ВС не должны проводить какие–либо учения или мероприятия, способствующие боеспособности армии.

ГЛАВА КАПАНА

14 января мэр Капана Геворг Парсян заявил:

  • «Если через город Капан будет предоставлен какой-либо коридор, дорога, я не гарантирую ничью безопасность».
  • Парсян не знает, какие вопросы обсуждаются в ходе переговоров с Баку.
  • Комментируя претензии Азербайджана в отношении Сюника, он отметил, что заявления президента Азербайджан вызывают озабоченность. «Мы решительно настроены жить, творить и развивать наш регион, вне зависимости от того, что говорит Алиев».

НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛЮС

15 января сторонники НДП вновь провели акцию у 102-й российской базы в Гюмри.

По заявлению активистов, это продолжение проведенных ранее антироссийских акций протеста, мотивируемых блокировкой Лачинского коридора.

На плакатах участников акции было написано «Долой оккупантов», «Оккупанты домой» и скандировали «Никол, уходи!». Они обвиняют правительство РА в протурецкой позиции, а Арцаха — в пророссийской.

Полиция не позволила митингующим установить палатки у входа в 102-ю базу РФ без разрешения региональных властей, поэтому члены блока решили разойтись.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

12 января официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Москва обеспокоена наметившейся в последние недели негативной тенденцией в отношениях между Баку и Ереваном, и призывает армянскую и азербайджанскую стороны продемонстрировать добрую волю и совместно искать компромиссы».
  • По вопросу разблокирования Лачинского коридора работы ведутся в соответствии с заявлением лидеров РФ, РА и АР от 9 ноября 2020 г. «Необходимо найти решение приемлемое для всех сторон».
  • Москва считает неприемлемыми публичные выпады и провокации против российских миротворцев. «Они являются гарантами мира в этом регионе. Такие действия способны нанести существенный вред процессу армяно-азербайджанской нормализации».
  • РФ также поддерживает работу комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы, готова предоставить картографические материалы.
  • Трудно оценивать позицию армянской стороны, когда заявления официального Еревана по одному и тому же вопросу существенно разнятся. Например, премьер РА Пашинян на пресс-конференции 10 января сообщил и о намерении армянской стороны подписать документ по урегулированию конфликта на основе российских предложений, и о предпочтительности «комплексного решения», некого «комплексного решения» конфликта, продвигаемого Западом. «Когда там состоится прояснение этих подходов, то более четкой станет и общая картина». Москва пытается прояснить, какого мнения придерживаются официальные представители РА, в том числе по двусторонним каналам.
  • Ереван, к сожалению, упустил в декабре 2022 г. возможность провести в Москве переговоры с азербайджанской стороной. Но предложение остается в силе. Москва готова предоставить площадку для встречи. «Если армянские партнеры заинтересованы в решении проблем в русле комплексной реализации трехсторонних договоренностей на высшем уровне, то вместо того, чтобы заниматься схоластикой, необходимо продолжить совместную работу».
  • Заявления о том, что российское военное присутствие создает угрозы для безопасности РА, абсурдны. Российские военные и пограничники десятилетиями вносят вклад в обеспечение безопасности РА. И ранее армянское руководство положительно оценивало российское присутствие. «Авантюристы, призывающие указать российским военным на дверь, не отдают себе отчет в последствиях такого шага».

12 января госминистр НКР Рубен Варданян заявил:

  • Критикуя российских миротворцев, мы помогаем Азербайджану, который мечтает, чтобы они поскорее покинули регион.
  • Варданян не участвует в переговорах с Баку и власти НК взаимодействуют только с руководством российских миротворцев.
  • Варданян предложил премьер-министру РА Пашиняну приехать в Арцах и на месте убедиться в том, какую роль играют российские миротворцы в стабилизации ситуации.

16 января на пресс-конференции со своим эстонским коллегой в Таллине президент РА Ваагн Хачатурян заявил:

  • Отношения между РФ и РА – стратегические: РФ – гарант безопасности РА.
  • Когда Азербайджан вел военные действия в Карабахе, Ереван не мог обратиться к РФ или странам-членам ОДКБ, так как это происходило не на территории РА.
  • Но 13 сентября нападение было на территорию РА. РФ и страны ОДКБ должны были оказать и военную помощь. Также Ереван ожидал и политических заявлений. Ни того, ни другого не было до сих пор. Ожидания Еревана оправдались не полностью. «Мы продолжим наши переговоры и, в конце концов, публично выразим нашу позицию. Не все остается неизменным, с течением времени возникает необходимость изменить какие-то вещи».
  • РФ приняла участие в переговорах по остановке военных действий, но в них активно участвовали и госсекретарь США, президент Франции и глава Евросовета.
  • Агрессивный настрой Азербайджана возрос. Пример тому – недавние заявления Алиева. «Мы должны быть уверены, что в случае нового нападения не останемся одни».
  • Москва пытается решить вопрос Лачинского коридора переговорами. Она не хочет применять силу. Ереван надеется, что будут приняты меры для возобновления работы коридора.
  • За коридор ответственность несут российские миротворцы, которые обеспечивают безопасность, и Азербайджан, который обязуется не создавать проблем. Но сейчас Баку не выполняет свои обязательства.
  • До этой ситуации российские миротворцы четко выполняли свои обязанности. За все время их миссии было зарегистрировано всего два инцидента, которые были оперативно решены.

17 января министр ИД РФ Сергей Лавров во время телефонного разговора со своим азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым заявил:

  • Необходимо скорейше разблокировать движение по Лачинскому коридору в соответствии с параметрами, закрепленными в трехстороннем Заявлении на высшем уровне от 9 ноября 2020 г.
  • Он акцентировал также важность выхода на взаимоприемлемые решения по всем сопутствующим вопросам в целях возобновления комплексной работы по ключевым трекам азербайджано-армянской нормализации на основе договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении.

17 января на заседании постоянного совета ОБСЕ постпред РФ при ОБСЕ Александр Лукашевич заявил:

  • Москва призывает азербайджанских и армянских партнеров совместно искать взаимоприемлемые компромиссы в целях скорейшего разрешения кризиса. «Население не должно становится заложником политических разногласий между Баку и Ереваном», а Лачинский коридор должен оставаться под контролем РМК и использоваться только для целей, обозначенных в заявлении от 9 ноября 2020 г.
  • Российская сторона как на политическом уровне, так и «на земле», в контактах с заинтересованными сторонами принимает все возможные меры для деэскалации напряженности и урегулирования ситуации.
  • Устойчивое и долгоиграющее решение возможно только на основе неукоснительного соблюдения всех положений трехсторонних договоренностей лидеров России, Армении и Азербайджана.

18 января глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Готовность направить миссию ОДКБ на границу Азербайджана и Армении сохраняется.
  • Есть сложности, связанные с нынешней ситуацией в РА. Ереван продвигал необходимость направления миссии ОДКБ на границу с Азербайджаном с тем, чтобы обеспечивать там какую-то стабильность. На саммите в Ереване мы согласовали такой документ о параметрах этой миссии, но его принять не удалось, потому что армянские коллеги стали настаивать, чтобы в этом документе было жесткое осуждение Азербайджана. Армянской стороне объяснили, что если речь идет об осуждении, риторике, «то здесь каждый волен делать что угодно». «Мы хотим направить миссию ОДКБ, но это не обязательно обусловлено какими-то внешними признаками, заявлениями, тем более жесткими».
  • «Несмотря на то, что мы союзники, что миссия полностью готова», Ереван предпочитает договариваться с ЕС о том, чтобы там на длительной основе разместилась миссия. Если эта миссия будет разворачиваться без согласия Баку, то она может быть контрпродуктивна. «Вместо укрепления доверия на границе, она может создавать дополнительные раздражители».
  • Баку передал Москве данные о перевозке Арменией мин по Лачинскому коридору, потом эти мины использовались, чтобы в нарушение трехсторонних договоренностей использовать, минировать территории рядом с азербайджанскими позициями. «Там много взаимных обвинений». Коридор по договоренности 9 ноября 2020 г. должен быть свободен для перевозки грузов, граждан и транспорта. «Разумеется там отдельно оговорено, что никаких военных грузов направляться по этому маршруту не должно».
  • Миротворческий контингент, уполномоченный по трехстороннему соглашению контролировать движение, имеет все возможности проверять каждое транспортное средство, на предмет отсутствия в нем запрещенных, негуманитарных, негражданских товаров. Состоялись встречи представителей Азербайджана с представителями НК с участием командующего российским контингентном. «Думаю, этот вопрос в ближайшее время будет урегулирован».

18 января, в ответ на заявление главы МИД РФ Лаврова о том, что российские миротворцы имеют все возможности для проверки транспортных средств, следующих по Лачинскому коридору, МИД Арцаха заявило, что в соответствии с трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 г. Лачинский коридор должен находиться под контролем и охраной миротворческого контингента РФ. «Таким образом, трехстороннее заявление уполномочивает именно российский миротворческий контингент контролировать движение по Лачинскому коридору. Нет сомнения в том, что РМК обладает необходимыми возможностями».

ФРАНЦИЯ

13 января в ходе совместной со спикером НС РА пресс-конференции в Ереване председатель НС Франции Яэль Браун-Пиве заявила:

  • Мирное урегулирование и восстановление диалога важнее всего. «Сегодня неуместно применять другие меры, пока путь к возможному миру еще не полностью исчерпан. В этом смысле пока не все испробовали, и наша энергия на 100% направлена на это регулирование».
  • Париж призывает вернуться к формату МГ ОБСЕ, но это не единственная площадка. Нужно использовать все платформы для стабилизации ситуации. Для Парижа важна позиция Армении – каковы ее условия для возвращения к диалогу.
  • Франция обязана быть рядом с братским народом, дружественной страной, территориальная целостность которой оказалась под угрозой и которая подвергается атакам.
  • Париж работает с европейскими партнерами, чтобы отправить новую миссию на армяно-азербайджанскую границу. На границе Азербайджана и Армении ранее была развернута мониторинговая миссия ЕС. «Мы надеемся, что сможем обратиться к Европе, чтобы направить еще одну миссию. Эти обсуждения продолжаются, это позиция, которую защищает Франция. Но необходимо согласие каждой из стран с этой позицией».
  • Сегодня на армяно-азербайджанской границе находится первая мониторинговая миссия ЕС, которая смогла развернуться вдоль всей границы. Париж обратиться к Европе вновь, чтобы суметь привести еще одну миссию и разместить на месте.
  • Париж не признает независимость НК согласно международному праву, которому подчиняется Франция.
  • И Сенат, и НС Франции приняли резолюции, осуждающие агрессию Азербайджана и блокаду Лачинского коридора. «Франция сделает все возможное для предотвращения гуманитарной катастрофы в Нагорном Карабахе».
  • Блокада НК, продолжающаяся уже месяц, вызывает сильную обеспокоенность. Необходимо разблокировать Лачинский коридор. Очень важно восстановить свободное передвижение по дороге, электричество и интернет.
  • Совместно с ЮНЕСКО Париж также предпримет усилия для сохранения около 1500 образцов историко-культурного наследия в НК, находящегося под угрозой уничтожения.

В свою очередь, спикер НС РА Ален Симонян заявил, что Франция нужна Армении, как посредник, а не сторона. «Франция и без того, делает все возможное для установления мира в регионе, и защите интересов Армении и армянского народа».

14 января премьер-министр РА Никол Пашинян встретился с председателем НС Франции Яэль Браун-Пиве. Стороны затронули шаги по преодолению гуманитарного кризиса в НК в результате блокирования Азербайджаном Лачинского коридора. Был подчеркнут факт очередного нарушения Азербайджаном заявления от 9 ноября 2020 г.

Министр ИД РА Арарат Мирзоян также обсудил с Браун-Пиве гуманитарную ситуацию в НК, выразив признательность за принципиальную позицию Франции в связи с агрессией Азербайджана против суверенной территории РА и незаконной блокировкой Лачинского коридора.

США

17 января на заседании постоянного совета ОБСЕ постпред США при ОБСЕ Майкл Карпентер заявил:

  • Факт гуманитарного кризиса в НК неоспорим.
  • Он призвал Азербайджан и РФ немедленно восстановить свободное передвижение по Лачинскому коридору и обеспечить соблюдение прав личности, безопасность и благополучие населения, проживающего в НК.
  • США призывают Азербайджан и Армению возобновить «содержательные переговоры для разрешения своих споров». Всеобъемлющее мирное соглашение является единственным верным путем к установлению прочного мира, основанного на нормализации отношений и взаимном признании.

18 января в ходе телефонного разговора с премьер-министром РА Николом Пашиняном госсекретарь США Энтони Блинкен подчеркнул важность бесперебойного функционирования Лачинского коридора и отметил готовность Вашингтона продолжать содействовать решению этой проблемы. Блинкен также выразил озабоченность ухудшением гуманитарной ситуации в Нагорном Карабахе из-за блокирования Лачинского коридора. Пашинян, в свою очередь, заявил, что, блокируя Лачинский коридор, Баку идет на очередную провокацию и нарушает обязательства. Он представил Блинкену тяжелое гуманитарное положение в НК.

Также стороны обсудили вопросы нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, обеспечения безопасности и защиты прав народа НК, разблокирования региональных инфраструктур, нормализации между Арменией и Турцией.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

18 января глава МИД РА Арарат Мирзоян в ходе телефонного разговора представил госминистру по европейским делам Великобритании Лео Дохерти гуманитарную ситуацию в НК в результате блокирования Азербайджаном Лачинского коридора. Он подчеркнул важность четких заявлений и деятельных шагов международных партнеров для прекращения незаконной блокады НК и предотвращения этнической чистки армян.

Обсуждался также процесс нормализации отношений Армении и Азербайджана. Мирзоян отметил, что армянская сторона, вновь проявив свой конструктивный подход, направила Азербайджану предложения по мирному договору и теперь ожидает ответа.

 

ОДКБ

12 января, комментария отказ Еревана принимать учения ОДКБ, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Если реакция ОДКБ на урегулирование конфликта между РА и АР не совпала со взглядом ряда политиков, это не значит, что она была «невнятной». «Есть договоренности сторон и намеченный план действий, от которого не стоило отступать. Нельзя рассматривать один компонент картины в отрыве от целой».
  • В вопросе ОДКБ Ереван руководствуется приоритетными задачами своих ВС. В 2022 г. МО РА также не выделило контингент для участия в учениях в Казахстане. Это вынуждает союзников по организации перекраивать согласованные планы и создает трудности. Но работа в рамках ОДКБ продолжается, вопрос будет решен.

12 января, коснувшись комментария Секретариата ОДКБ по поводу отмены учений в РА, пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил:

  • Государства-члены ОДКБ не ожидают от Секретариата какого-либо понимания своих действий и решений. «В компетенцию Секретариата, как рабочего органа ОДКБ, не входит комментирование заявлений членов СКБ ОДКБ».
  • МИД РА призывает новоназначенного генсека ОДКБ провести скрупулезную проверку факта комментария Секретариата с целью недопущения повторения подобного.

ЕС

12 января пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил:

  • Ереван высоко ценит роль завершившейся 19 декабря 2022 г. миссии ЕС в укреплении стабильности и безопасности в регионе, предотвращении новых агрессий против РА.
  • Ереван также выразил готовность продолжить взаимовыгодное сотрудничество с ЕС в контексте осуществления новой наблюдательной миссии ЕС на суверенной территории РА.
  • Еревану непонятно недовольство президента Азербайджана. Баку опасается, что новая миссия ЕС станет препятствием для начала новой агрессии против РА, опасность которой остается очень высокой

13 января спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Для отправки миссии ЕС по сбору фактов в НК требуется и согласие Азербайджана.
  • Созданы несколько форматов, которые в какой-то мере пытаются заменить МГ ОБСЕ. Однако со стороны РФ, США и Франции звучали заявления о продолжении сотрудничества в существующем формате.
  • Ереван считает, что возможные пути достижения мира и диалога не исчерпаны, поэтому неуместны применять другие механизмы для решения проблемы гуманитарного кризиса в НК.

14 января постоянный докладчик Европарламента по Азербайджану Желяна Зовко призвала Баку незамедлительно снять блокаду Лачинского коридора. Также она призвала Армению и Азербайджан решить все проблемы, связанные с функционированием Лачинского коридора путем диалога и консультаций со всеми вовлеченными сторонами, а также с институтами ЕС, чтобы немедленно активизировать свое участие в посреднических и превентивных дипломатических усилиях с целью способствовать разрешению продолжающегося кризиса и предотвращению дальнейшей эскалации.

18 января глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Ереван положительно отнесется к возможному решению ЕС направить в РА новую долгосрочную наблюдательную миссию и готов к широкому и конструктивному сотрудничеству с наблюдателями.
  • Он высоко оценил работу предыдущей миссии, отметив, что она помогла сдержать рост напряженности на армяно-азербайджанской границе.

18 января в ежегодном отчете об осуществлении общей внешней политики и политики безопасности ЕС в 2022 г. Европарламент осудил агрессию Азербайджана против Армении 13-14 сентября 2022 г. В отчете, в частности, говорится:

  • ЕП приветствует развертывание наблюдательной миссии ЕС вдоль границы РА с АР, а также «важность уменьшения влияния России в регионе за счет расширения присутствия ЕС».
  • Заявляет об уважении территориальной целостности РА и призывает власти АР немедленно вывести войска со всех участков территории РА и освободить военнопленных.
  • Подчёркивается, что устойчивый мир между РА и АР не может быть достигнут военными средствами.

G-20

13 января на онлайн-саммите «Голос юга» глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Пока мы говорим об общении и свободном передвижении людей, Азербайджан держит в блокаде 120 тысяч армян в НК.
  • Продолжающиеся провокации Азербайджана показывают, что отсутствие адекватных механизмов ответственности ставит под сомнение решимость и готовность международного сообщества предпринять действия.
  • Страны G-20 должны оказать давление на Баку для прекращения блокады Лачинского коридора и возвращения за стол переговоров.
  • Для оценки гуманитарной ситуации необходимо отправить в НК международную миссию ООН.

ООН

16 января глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил по телефону с генсеком ООН Антониу Гутерришем ситуацию вокруг Лачинского коридора. Мирзоян представил подробности относительно гуманитарного кризиса в НК в результате блокирования коридора. Он отметил важность направления в НК и Лачинский коридор миссии по сбору фактов, а также обеспечение беспрепятственного гуманитарного доступа в НК соответствующих структур ООН.

ОБСЕ

18 января в Вене глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил ситуацию в Лачинском коридоре с генсеком ОБСЕ Хельгой Шмидт, подчеркнул необходимость действенных шагов международного сообщества для разблокирования Лачинского коридора и восстановления безопасной и беспрепятственной связи между РА и НК.

Собеседники затронули также процесс урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном, а также Арменией и Турцией.

НАТО

18 января в Ереване спецпредставитель генсека НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Хавьер Коломина на встрече с премьер-министром РА Николом Пашиняном выразил обеспокоенность ситуацией, сложившейся вследствие блокировки Лачинского коридора, и подчеркнул важность обеспечения бесперебойной работы коридора.

Пашинян указал на гуманитарную ситуацию в НК, подчеркнув, что Азербайджан своим провокационным действием в очередной раз нарушает трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., и подчеркнул важность внимания международного сообщества и адресной реакции на происходящее.

Вопросы региональной безопасности и гуманитарную обстановка в НК из-за блокирования Азербайджаном дороги в РА с Коломина обсудили также замглавы МИД РА Ваге Геворкян, глава Совбеза РА Армен Григорян и глава МО РА Сурен Папикян.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВОПРОС ОТСТАВКИ ГОСМИНИСТРА НКР ВАРДАНЯНА

14 января, реагируя на появившийся в СМИ слухи, госминистр НК Рубен Варднян заявил:

  • Он не собирается уходить в отставку, особенно в нынешней ситуации.
  • В то же время недопустима возможная отставка президента страны, а значит, и парламента.
  • «Все усилия должны быть приумножены для преодоления вызовов, стоящих перед Арцахом. В этой ситуации мы не имеем права служить повестке дня врага и сдаваться. Теперь у нас есть реальная возможность сохранить Арцах армянским».

16 января президент НКР Араик Арутюнян заявил об отсутствии в НК внутриполитического кризиса и призвал его не допускать, «потому что есть четкое осознание того, что наша главная повестка состоит в решении возникших неотложных проблем и выходе из этой ситуации».

16 января депутат НС от фракции «Армения» Армен Рустамян заявил:

  • Все разговоры об отставке президента НКР и проведении внеочередных президентских и парламентских выборов в создавшейся ситуации преждевременны и нецелесообразны, этом заявил журналистам.
  • Действующая власть Арцаха легитимна, и эта легитимность – главное преимущество этой власти.
  • Нельзя допускать отставки госминистра Варданяна, хотя бы по той причине, что отставки Варданяна добивается Баку.

17 января в беседе с Armenia Today депутат НС от фракции «Армения» Кристине Варданян заявила, что в НК достигнут консенсус в вопросе сохранения сформировавшегося в политическом поле статус-кво и концентрации усилий, направленных на открытие Лачинского коридора.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

18 января глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Как и в прошлом году, он получил приглашение Анкары принять участие в Анталийском форуме и «скорее всего» примет его. В рамках форума не исключено проведение двусторонних встреч.
  • Контакты спецпредставителей Армении и Турции по нормализации отношений в ближайшее время не планируются. Но активно работают экспертные круги.
  • Уже снят запрет на грузовые авиаперевозки между странами. Не за горами и договоренности по другим вопросам.

ЭКОНОМИКА

ЕВРАЗИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ

18 января в интервью агентству «АРКА» вице-президент ЕБРР Марк Боуман заявил:

  • ЕБРР продолжит поддерживать правительство Армении с помощью «фирменной» бизнес-модели инвестиций в сочетании с политическим участием и техническим сотрудничеством.
  • ЕБРР на сегодняшний день инвестировал более 2 млрд. евро в 205 проектов в РА, более 90% из которых находятся в частном секторе.
  • У РА есть большой потенциал в развитии возобновляемых источников энергии, в частности, солнечной энергии. «Мы хотим помочь Армении увеличить производство возобновляемой энергии. Мы работаем с правительством по финансированию электрических сетей, частной генерации и приватизации».
  • Финансовые институты РА оказались очень устойчивыми, особенно с учетом проблем, с которыми они столкнулись в последние несколько лет. С точки зрения «зеленых» финансов дела определенно движутся в правильном направлении, и ЕБРР готов поддержать Армению на ее амбициозном пути к конечному углеродному нейтралитету.
  • ЕБРР в сентябре 2022 г. прогнозировал рост экономики РА на 8% в 2022 г. и замедление до 4% в 2023 г. До сих пор восстановление Армении после пандемии было замечательным. Рост в сферах торговли и услуг выражен двузначными числами. Приток значительного количества людей и предприятий из РФ повысил спрос на сферу услуг, сочетающийся со значительным увеличением притока денежных переводов. Однако, «мы не можем рассчитывать на временные факторы, которые стимулируют этот рост, эти факторы не будут вечными».
  • Принятие регулирующих решений в РА было очень стабильным, что очень важно для иностранных инвестиций. В долгосрочной перспективе это очень положительный фактор для экономического роста РА. Есть несколько секторов, которые могут стать катализаторами долгосрочного роста. Армения имеет очень хорошие перспективы в области солнечной энергетики. РА также занимает лидирующие позиции в региональном секторе ИКТ с большим количеством высококвалифицированных специалистов и несколькими единорогами в процессе создания. Туристический сектор также может быть очень привлекательным благодаря богатому культурному наследию Армении, традициям гостеприимства и красивой природе.


ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

РА-НКР

14 января министр ИД РА Арарат Мирзоян встретился с новоназначенным главой МИД НКР Сергеем Казаряном. Собеседники обсудили ситуацию в НК вследствие блокировки Лачинского коридора.

16 января секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил с главой МИД НК Сергеем Казаряном ситуацию в сфере безопасности, сложившуюся вокруг Армении и Арцаха, возникшую в Нагорном Карабахе в результате блокирования Лачинского коридора Азербайджаном. Стороны отметили важность реализации совместных усилий по преодолению гуманитарного кризиса.

НАЗНАЧЕНИЯ В НКР

16 января президент НКР назначил секретарем Совбеза Самвела Шахраманяна, освобожденного от должности заместителя секретаря Совбеза НКР, а директором СНБ — Арарата Мелкумяна, освобожденного от должности секретаря Совбеза НКР. Генерал-майор Ашот Акопджанян освобожден от должности директора СНБ НКР и уволен со службы в органах национальной безопасности в связи с выходом на пенсию.

17 января президент НКР Араик Арутюнян назначил экс-главу МИД НКР Давида Бабаяна советником и представителем президента НКР по особым поручениям.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ГРУЗИЯ

12 января в Ереване премьер-министры РА и Грузии Ираклий Гарибашвили и Никол Пашинян обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и региональную тематику.

  • Гарибашвили заверил, что Грузия по-прежнему готова выступить в качестве посредника между РА и АР для обеспечения мира и стабильности в регионе.
  • Он также отметил, что товарооборот с Арменией в 2022 г. вырос на 70% и перевалил за $1 млрд. Так Армения оказалась на 6-м месте в десятке торговых партнеров Грузии. «У нас рост и позитивная динамика по всем сферам сотрудничества: туризм, перевозки, товарооборот».
  • Пашинян, в свою очередь, заявил, что цель Еревана — сохранить и расширить многогранные отношения с Грузией. С 2019 г. уже созвано три заседания армяно-грузинской межправительственной комиссии.

12 января в Ереване глава МИД РА Арарат Мирзоян рассказал своему грузинскому коллеге Илье Дарчиашвили о ситуации в Лачинском коридоре, представил ухудшающуюся гуманитарную обстановку в НК из-за блокировки коридора Азербайджаном. Министры обсудили укрепление торгово-экономического сотрудничества и вопросы региональной безопасности.

На заседании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между двумя странами премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • дальнейшее расширение отношений с Грузией является одним из важнейших приоритетов внешней политики РА.
  • В январе-ноябре 2022 г. объем товарооборота с Грузией увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2021 г., составив $759 млн.
  • Вопросы сотрудничества в транспортной сфере носят стратегический характер в рамках переговоров между Ереваном и Тбилиси. Необходимы дополнительные усилия для облегчения грузоперевозок между странами.
  • РА также придает большое значение железнодорожному транспортному сотрудничеству и расширению мультимодальных перевозок, в том числе организации морских перевозок.
  • В 2022 г. из Армении в Грузию было экспортировано 365 млн кВтч электроэнергии, что превышает уровень экспорта из РА за предыдущие 10 лет вместе взятых.

По итогам заседания премьеры двух стран подписали документ об упрощении безвизового режима между Арменией и Грузией: теперь при пересечении границы армянские граждане могут предъявлять лишь идентификационные карты.

18 января премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Армяно-грузинские отношения должны выйти на уровень стратегических.
  • Страны уже работают над этим. Ереван и Тбилиси в 2023 г. сосредоточат свои усилия над наращиванием и без того высоких темпов экономического сотрудничества.

ЕС

В РА стартовала инициатива ЕС «Устойчивый Сюник — команда Европа», цель которой — содействие стабильному социально-экономическому и институциональному развитию Сюникской области РА. Первоначальный бюджет инициативы на ближайшие 5 лет составляет 51 млн. евро.

Уже подписаны соглашения по двум новым проектам, которые будут реализованы в рамках инициативы: «Программа восстановления, устойчивости и развития Сюника» стартует в январе 2023 г., ее бюджет — 11 млн. евро. Цели — повышение конкурентоспособности микро-, малого и среднего бизнеса, содействие в восстановлении малых общинных инфраструктур в Сюнике. А «Партнерство во имя Сюника: улучшенные общинные социальные услуги», с бюджетом 11.6 млн. евро, стартует в феврале 2023 г., срок реализации — 3 года. Софинансируется ЕС и реализуется НПО «Человек в беде», Armenian Caritas и «WINNET Armenia». Ее цель — способствовать внедрению в Сюнике общинных социальных услуг с использованием моделей устойчивого финансирования посредством эффективного сотрудничества между организациями гражданского общества и муниципальными властями.

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ОБЛЕГЧЕНО ПОЛУЧЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ТУРЦИИ ВИЗ ДЛЯ ПОЕЗДОК В РА

По сведениям Anadolu, граждане Турции получат визу для поездок в РА в облегченном порядке. Теперь разрешение на поездку можно оформить онлайн. Более того, вскоре может начаться обсуждение по возобновлению торговли между двумя странами.

 

НОВАЯ МИССИЯ ЕС В РА

По сведениям РС «Свобода», ЕС намерен отправить в РА новую миссию со сроком на два года. Этот проект на прошлой неделе был принят Комитетом по политике и безопасности Совета ЕС, а вчера его одобрил Комитет по гражданским делам антикризисного управления. Более того, в отличие от группы из 40 человек, направленной в октябре 2022 г., которая дислоцировалась на армяно-азербайджанской границе, на этот раз европейские наблюдатели будут патрулировать всю территорию РА. Как и в предыдущей миссии, на этот раз они будут безоружны. В состав новой миссии войдут около двухсот европейских специалистов.

МЕЖДУ ПРЕЗИДЕНТОМ И ГОСМИНИСТРОМ НКР НЕТ РАЗНОГЛАСИЙ

По сведениям газеты «Грапарак», между президентом и госминистром НКР Араиком Арутюняном и Рубеном Варданяном нет разногласий. В беседах с правящим большинством Арутюнян неоднократно заявлял, что в последнее время в НК сложилась новая ситуация, при которой расклад политических сил и состав правительства не отражают царящие в НКР настроения и точку зрения народа, поэтому «необходимо сформировать новое правительство и парламент, что возможно осуществить путем выборов». Решающим стал импульс со стороны Москвы: властям НК было заявлено, что миротворцы не смогут обеспечить мирный и безопасный ход выборов, поэтому они призвали воздержаться от этого шага.

 

МНЕНИЯ

ГРАНТ МИКАЕЛЯН

12 января в беседе с Armenia Today политолог Грант Микаелян заявил:

  • Премьер-министр РА Пашинян уже более 2 лет как стал «ретранслятором» мнений и идеологии властей Азербайджана в Армении.
  • Чтобы легитимировать свою позицию, Пашинян заявляет, что весь мир признает НК частью Азербайджана, хотя МГ ОБСЕ была наделена международным мандатом именно для решения вопроса статуса Арцаха.
  • В Арцахе рассматривают создавшуюся ситуацию сквозь призму рисков и угроз безопасности республики и ее народа.
  • Азербайджан стремится ликвидировать любую субъектность Арцаха, и назначение госминистром Рубена Варданяна, крупного бизнесмена, человека, имеющего довольно большие связи в мире, конечно, вызвало недовольство Баку. Но действия Азербайджана не связаны с этим назначением.

16 января в беседе с Armenia Today Микаелян заявил:

  • В идее досрочных выборов, озвученной главой НС НКР Товмасяном, есть определенная внутри- и внешнеполитическая логика, но их проведение содержит очень серьезные риски.
  • Досрочные выборы в НК могут привести к новой военной агрессии Азербайджана против НК.
  • Есть люди, заинтересованные в отставке президента НКР Арутюняна. Многие, и в первую очередь сами арцахцы, недовольны его политикой.
  • Вместо внеочередных выборов можно провести внутренние перестановки для того, чтобы политический расклад сил в Арцахе больше соответствовал общественным ожиданиям.
  • Госминистр НКР Рубен Варданян имеет высокую степень легитимности. Но надо понимать, что доверие общества выдано ему авансом.
  • Комментируя слова председателя НС РА Симоняна об отсутствии контактов парламента РА с НС НКР по ситуации в НК, МИкаелян отметил, что таких контактов давно нет.

СУРЕН САРКИСЯН

14 января в интервью Sputnik-Armenia директор центра Армянского института американских исследований Сурен Саркисян сказал:

  • Не строить иллюзий и не иметь завышенных ожиданий — США или ЕС не придут нам на помощь только из-за приверженности Еревана демократии и правам человека.
  • Надо учитывать, что в Брюсселе и Вашингтоне считают Баку таким же важным партнером, как и Ереван. Любые действия армянских властей должны быть просчитаны на несколько десятков шагов вперед.
  • У всех соседей Армении есть «старший брат». У Азербайджана – Турция, у Грузии – США и коллективный Запад. И Еревану надо ответить на вопрос, способен ли он сам обеспечивать свою безопасность.

17 января в беседе с Новости-Армения Сурен Саркисян сказал:

  • Военной помощи и признания Арцаха со стороны США ждать не стоит.
  • В вопросе предоставления Армении военной помощи мнение Запада единогласно.
  • Что же касается будущего Арцаха, не исключено, что на каком-то этапе одна из палат парламента США начнет какой-то процесс. Это будут резолюции, которые не будут иметь юридической силы. «Так что серьезных ожиданий на данный момент быть не должно».

СУРЕН СУРЕНЯНЦ

16 января в беседе с Sputnik-Armenia политический аналитик Сурен Суренянц заявил:

  • Визит Браун-Пиве раскрыл ложную повестку армянских прозападников.
  • Власти РА очень небрежно организовали важный для страны визит французской делегации во главе со спикером парламента Франции.
  • Заявления Браун-Пиве, прозвучавшие в Ереване о Лачинском коридоре и независимости НК, могут быть использованы больше во внешнеполитическом арсенале Баку, чем Еревана. Это вопрос качества дипломатии, внешней политики РА.
  • Армянские власти скрывают свое бездействие, возлагая на ту или иную страну какую–то миссию, которую никто не обещал.
  • Правительство должно научиться не перекладывать ответственность и устанавливать правильную планку общественных ожиданий от дружественных государств.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …

24 июня 2025

Главу ГК «Ташир» Самвела Карапетяна перевезли из СИЗО в уголовно-исполнительное учреждение «Ереван — Кентрон» (СИЗО Службы национальной безопасности), сообщила пресс-секретарь уголовно-исполнительной службы Минюста Нона Навикян. «Решение принято исходя из служебной необходимости»,  — цитирует Навикян «Sputnik Армения». Ранее Карапетян заявил, что …


Ваш браузер устарел! Обновите его.