Обзор 1 – 7 декабря 2022 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
1 декабря на заседании СМИД ОБСЕ глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- На Южном Кавказе постоянно приходится сталкиваться с применением и угрозой применения силы. Азербайджан продолжает свою максималистскую и воинственную риторику, а также военную агрессию против суверенитета и территориальной целостности РА. В таких условиях трудно задумываться о достижении мира. Тем не менее, правительство РА проявило политическую волю и предпринимает решительные шаги для открытия новой эры мира и стабильности на Южном Кавказе.
- РА готова приступить к разблокированию коммуникаций, когда Азербайджан согласится, что все дороги должны полностью функционировать в соответствии с нашим суверенитетом, территориальной целостностью и законодательством.
- Процесс демаркации армяно-азербайджанской госграницы не должен превращаться в инструмент предъявления территориальных претензий к РА, а в его основу должны лечь карты, имеющие юридическую основу. Достигнутые в этом году договоренности в Праге и Сочи, в частности, обязательство провести делимитацию на основе Устава ООН и Алма-Атинской декларации 1991 г., будут способствовать этому процессу.
- В условиях, когда Азербайджан прикрывает свое применение силы против РА, инициируя «игру по обвинению», международное присутствие на местах и четкое отношение к агрессии и государству-агрессору важны как никогда. ОБСЕ, страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, механизмы ОБСЕ, обладающие накопленными знаниями и опытом, могут и должны содействовать продвижению стабильности и установлению прочного и долгосрочного мира в регионе.
- Ереван и в дальнейшем поддержит миссии, развернутых ЕС и ОБСЕ для оценки и мониторинга ситуации на местах.
- Проблема прав и безопасности народа НК также должна быть всесторонне рассмотрена. Эти вопросы всегда лежали в основе мирного процесса, проводимого сопредседателями МГ ОБСЕ.
5 декабря на заседании ПА ОДКБ в Москве спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Азербайджан начал заявлять, что проблемы НК уже не существует, а также не существует понятия коренного армянского населения НК. МО Азербайджана также недавно потребовал от российских миротворцев не использовать название «Нагорный Карабах» и армянские топонимы, а в последние дни участились провокации азербайджанцев в районе коридора на севере НК. Сегодня стоит задача защитить население НК. Ереван видит стремление азербайджанской стороны закрыть Лачинский коридор, имеющий исключительное гуманитарное значение для обеспечения жизнедеятельности армян НК.
- Налицо возрастающая угроза этнических чисток и геноцида. Баку бойкотирует и отрицает усилия международных партнеров, озвучиваются нападки в адрес российских миротворцев, мандат которых до сих пор не утвержден Азербайджаном.
6 декабря депутат НС РА, председатель комиссии по внешним отношениям Эдуард Агаджанян заявил:
- Армянская сторона получила предложения Азербайджана по мирному договору.
- Это ответ на предложения армянской стороны, и, по сути, означает третий раунд переговоров Еревана и Баку.
- Пока рано говорить, приемлемы ли для Еревана предложения Баку по мирному договору. Полученные предложения — рабочий процесс разработки соглашения.
- Формат посредников МГ ОБСЕ по урегулированию нагорнокарабахского конфликта переживает кризис. Причина – нынешняя обстановка и отношения между тремя сопредседателями, в том числе из-за ситуации на Украине. Пока представители РФ, США и Франции не могут конструктивно обсуждать вопрос НК.
- Армяно-азербайджанская граница с отсылкой на Алма-Атинскую декларацию — это те административные границы, которые существовали в СССР. «Когда мы с 12 мая заявляем, что Азербайджан вторгся на суверенную территорию РА, то говорим о территориях, находящихся вглубь административной границы приблизительно на 150 кв. км. «Сутью арцахского вопроса была, есть и будет проблема прав народов на самоопределение, и мы не будем входить в территориальный спор и полемику».
Руководитель делегации РА в ПА «Евронест» Мария Карапетян заявила:
- Армяно-азербайджанская граница не имеет отношения к карабахскому вопросу. Это не территориальный спор между Арменией и Азербайджаном или Азербайджаном и Карабахом. Арцахский вопрос относится к проблеме права народов на самоопределение.
- Армения признает территориальную целостность Азербайджана, но это не означает, что вопрос прав жителей НК на самоопределение закрыт. «Мы должны раз и навсегда отделить вопрос территорий от прав наций на самоопределение. Та повестка, которую продвигает Азербайджан, как раз касается того, чтобы превратить этот вопрос в территориальный спор».
7 декабря в ходе правительственного часа в НС РА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Закрытие Лачинского коридора было бы грубейшим нарушением трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. При содействии миротворцев вопрос был оперативно решен. Стороны могут предъявлять требования друг к другу только в рамках достигнутых договоренностей. «Ситуация достаточно хрупкая и выдвижение новых требований может быть направлено лишь на ее обострение».
- У РА нет вооруженных подразделений в НК. Армия обороны НКР занимается защитой жителей НК. Экзистенциальная угроза армянам Арцаха сохраняется. «И эта миссия сейчас особенно важна, учитывая ситуацию, провокации, обстрелы со стороны азербайджанских военных, давление со стороны Баку». Когда эти риски отпадут, армянство НКР будет обсуждать «возможные варианты». Но пока трехсторонние договоренности не выполняются полноценно, в частности, относительно возвращения пленных.
- Мирзоян выразил сомнения в том, что до конца года удастся подготовить окончательный вариант мирного договора между Арменией и Азербайджаном, но не исключил возможность проведения новой встречи представителей Еревана и Баку до конца года, хотя конкретных договоренностей о встрече лидеров стран нет.
- Обсуждения в рамках мирных переговоров активно продолжаются. Армянская сторона получила очередные предложения Баку по мирному договору и уже готовит ответные. Подходы сторон пока далеки друг от друга, но Армения и Азербайджан пытаются сблизить их. «В очередной раз сталкиваемся с разным толкованием договоренностей. В нашем понимании Азербайджан в очередной раз нарушает договоренности. 6-го октября в Праге состоялась четырехсторонняя встреча и там была достигнута договоренность о следующей встрече. Если четверо договариваются о следующей встрече, то должно быть очевидным, что договоренность идет о встрече всех четырех». Отказ Азербайджана от встречи является деструктивным.
- Армения заинтересована в присутствии международных наблюдателей на границе с Азербайджаном. Это позволит избежать и возможных эскалаций. Там уже побывали представители ОДКБ, ОБСЕ, еще не истек мандат миссии ЕС. Намерение ЕС пролонгировать его можно только приветствовать. Это позволит понять, как дислоцированы войска двух стран на границе, зафиксировать нарушения, разрушения армянской гражданской инфраструктуры.
- Позиция РА относительно убийства Гургена Маргаряна азербайджанским террористом не изменилась, однако есть ряд положительных тенденций в отношениях Армении и Венгрии, которые позволяют нормализовать отношения. Он указал на содействие Венгрии по возвращению армянских военнопленных, поддержки во время пандемии COVID-19 и т.д. В скором времени страны назначат послов.
АРЦАХ
2 декабря МИД НКР выступило с заявлением, в котором отмечается:
- Официальная позиция народа и властей Арцаха остается неизменной, а именно — Арцах не будет частью Азербайджана.
- Урегулирование отношений между Арменией и Азербайджаном, в том числе и решение вопроса границ между двумя странами, не может и не должно быть привязано к статусу Республики Арцах.
- Территориальная целостность Азербайджанской Республики не имеет никакого отношения к НКР и ее статусу, который был определен народом страны в полном и строгом соответствии с нормами и принципами международного права и действовавшим на тот момент советским законодательством.
6 декабря госминистр НКР Рубен Варданян в интервью немецкому общественному телеканалу ZDF заявил:
- Народ Арцаха не видит своего будущего в составе Азербайджана и давно уже выразил свою четкую позицию по этому поводу.
- Азербайджан также должен понять и принять, что единственный способ достигнуть мира – жить в одном регионе рядом, но не вместе.
АЗЕРБАЙДЖАН
6 декабря председатель парламентского комитета Азербайджана по правам человека Захид Орудж заявил:
- Баку предложил провести встречу лидеров Азербайджана, Турции и Армении в Ереване. «Иного способа защиты переговоров от постороннего вмешательства и интриг не существует».
- Он призывал «убедить Армению в том, что спасти ее может не стратегическое оружие, а гарантии Азербайджана и Турции».
- «Народы не могут вечно жить в состоянии войны и вражды».
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ» ДИВЕРСИЯ БАКУ
3 декабря на участке перекрестка Шуши-Карин Так группа азербайджанцев в штатском «по экологическим причинам» перекрыла трассу Степанакерт – Горис.
- В Баку рассказали, что «специалисты» расследуют «причины незаконной эксплуатации полезных ископаемых на территориях Азербайджана» по запросу Министерства экологии и природных ресурсов и МО Азербайджана.
- С российскими миротворцами «специалисты» обсудили условия работы группы экспертов в районах, контролируемых миротворцами для «расследования и контроля» эксплуатации полезных ископаемых и «наносимого экологического ущерба Азербайджану».
-
Власти Арцаха провели переговоры с азербайджанской стороной при посредничестве миротворцев, и вскоре трасса была открыта.
4 декабря командующий российскими миротворцами в Арцахе Андрей Волков заявил, что Россия и Азербайджан договорились установить КПП на въезде в Бердзорский (Лачинский) коридор.
Совбез Арцаха назвала дезинформацией сведения о планируемой установке КПП на трассе, соединяющей Армению с Арцахом. Российскими миротворцами рассмотрена возможность установки рентген-сканера в Лачинском коридоре в целях недопущения ввоза в зону ответственности РМК запрещенных предметов. Осуществление контроля грузов спланировано силами специалистов РМК.
Помощник госминистра НКР Артак Бегларян заявил:
- Действия Азербайджана на трассе Горис-Степанакерт – очередная провокация. Очевидно, что предлог является надуманным, под ним осуществляется попытка разрыва единственной связи Арцаха и Армении. Эта связь, согласно трехсторонним договоренностям, обеспечивается российским миротворческим контингентом.
- Таким образом, действия Азербайджана направлены напрямую против 120,000-ого населения Арцаха и миротворцев.
И.о. главы МИД НКР Давид Бабаян заявил:
- Баку пытается терроризировать, настойчиво продвигать свою армяно-ненавистническую политику, парализовать Арцах, нарушает международные нормы.
- Подобное поведение является также и «ударом по российской миротворческой миссии, удар по всему».
МИД Арцаха заявило:
- Главная цель Азербайджана – деарменизировать Арцах, провести там этнические чистки и геноцид — осталась неизменной.
- Данный террористический акт также подрывает достигнутое на международном уровне соглашение по Лачинскому коридору и наносит «подлый удар» по миротворческой миссии РФ по обеспечению мира и стабильности в регионе.
Госминистр Арцаха Рубен Варданян заявил:
- Необходимо быть готовыми к подобным провокациям. «Наша борьба продолжается за право жить на нашей земле, будущее наших детей. Это борьба всего армянства».
- Возможность установления мира заключается только в силе и сплочённости. Никакой договор не может решить вопрос безопасности, поскольку «у нас есть соседнее государство, которое не хочет, чтобы мы здесь жили… Мы должны продолжать свою борьбу по всем направлениям: дипломатическому, военному, политическому, информационному».
6 декабря депутат НС РА, председатель комиссии по внешним отношениям Эдуард Агаджанян заявил:
- Инцидент на трассе, соединяющей Армению и Арцах, неприемлем и проблемный для Еревана.
- Нужно работать с российскими миротворцами, чтобы избежать повторения. «Такие ситуации не должны повторяться». По трехсторонним договоренностям, коридор находится под контролем российских миротворцев и обеспечивает связь РА и НК.
- Любые препятствия в работе коридора — неприемлемы.
7 декабря спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Лачинский коридор — зона ответственности миротворцев РФ.
- Значит ли это, что НК полностью оставлен российским миротворцам? Ответ на него находится в трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г. «Я не должен озвучивать все те шаги, которые были сделаны, чтобы еще раз показать, что Армения ни в коем случае не оставляла Арцах и не оставит».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
2 декабря НС РА провел внеочередное заседание, созванное оппозицией, на котором обсуждался проект ответного заявления, адресованного парламенту Азербайджана.
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
Депутат НС РА Андраник Теванян
- Миру и открытию региональных коммуникаций быть, но не за счет экстерриториального коридора через РА.
- Баку полностью исказил суть нагорнокарабахского конфликта. Заявление по сути представляет собой ультиматум, адресованный Армении: к Еревану предъявлены требования, не имеющие ничего общего с действительностью. В основу заявления Азербайджана заложена идея, что карабахский конфликт уже урегулирован, вопрос Карабаха закрыт и он является частью Азербайджана, и они будут разговаривать с жителями Карабаха в рамках своего внутреннего законодательства. «Все это для нас неприемлемо, парламент Армении обязан на институциональном уровне дать соразмерный ответ на заявление Азербайджана, потому что молчание будет означать в лучшем случае страх, а в худшем – согласие».
- Парламент Армении призывает международное сообщество: дать оценку азербайджанской агрессии, и осудить захват территорий Армении и Арцаха, привлечь к ответственности и применить меры наказания против Азербайджана за военные преступления, способствовать полноценной реализации устава ООН, способствуя реализации права народа Арцаха на самоопределение.
- Хотя правящий «Гражданский договор» и поддержал проведение внеочередного заседания, представители власти предложили внести в текст поправки, противоречащие армянским интересам. В частности, «ГД» не согласен со словосочетанием «Нагорно-Карабахская республика» или «Республика Арцах». Оппозиция в своей версии текста пишет об азербайджанской агрессии против самоопределившейся на своей исторической территории Нагорно-Карабахской республики, а власти хотят заменить на формулировку «против армян Нагорного Карабаха». Также «ГД» отказался от пункта о самоопределении Нагорного Карабаха и осуждения «Шушинской декларации», подписанной Турцией и Азербайджаном в прошлом году.
Депутат НС РА Ишхан Сагателян:
- В предыдущие два раза парламентское большинство бойкотировало заседания, которые созывались по инициативе оппозиции. «Убежать от действительности в третий раз было бы нелогично, и поэтому представители власти приняли участие в инициированном нами внеочередном заседании НС».
- В основе заявления НС РА заложены три основных принципа — право народа Арцаха на самоопределение, его статус и обязательства Армении. Однако представители власти хотят внести корректировки в проект документа, которыми предлагается отказаться от словосочетания «Республика Арцах» взамен настаивая на применении термина «армянство Карабаха». Они также призывают отказаться от использования принципа права народа Арцаха на самоопределение и от обязательств Армении. «Получается, что Национальное Собрания и Сенат Франции, а также парламент Арцаха выступают с заявлениями, а НС Армении отказывается обсуждать представленный документ».
- Власти устранились от зашиты интересов Армении и Арцаха, обслуживая национальные интересы Турции и Азербайджана.
Депутат НС РА Арцвик Минасян:
- трактовка Алма-Атинской декларации главой МИД РФ Лавровым неполная.
- В том, что иностранные дипломаты имеют такое половинчатое представление о ней, есть вина руководства РА.
- Декларация была принята в 1991 г. с оговорками, которые заключались в том, что самоопределившийся НК не имеет никакого отношения к территориальной целостности Азербайджана. Однако власти Армении и лично Пашинян замалчивают этот факт.
Депутат НС РА Айк Мамиджанян:
- Глава МИД РФ Лавров дал понять, что вопрос статуса Карабаха снят по вине Еревана. Но ни МИД, ни правящая фракция, ни премьер-министр не ответили ничего на это заявление.
- Про Алма-Атинскую декларацию в Азербайджане 30 лет никто и не вспоминал. И только «благодаря» действующим властям, этот документ стал основным переговорным инструментом в руках Азербайджана.
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
Депутат НС РА Эдуард Агаджанян:
- В результате 44-дневной войны и вследствие подписания трехстороннего заявления была сформирована зона ответственности российского миротворческого контингента, и гарантом безопасности НК и первоочередным ответственным является миротворческий контингент.
- Предложенные фракцией «Армения» формулировки повторяют тезисы и нарративы, имевшие место в довоенный период. «30-летняя политика сохранения статус-кво привела к сегодняшней ситуации, в частности, к дипломатической изоляции». Сверхзадача власти состоит в том, чтобы перевернуть страницу этой изоляции и обеспечить максимальную консолидацию Армении с международным сообществом. Минимальное условие для этого – употреблять ту терминологию, которая понятна и приемлема для международного сообщества. Формулировки оппозиции не способствовали бы консолидации с мировой общественностью, а породили бы дополнительные риски.
Проект заявления НС не был принят. «За» проголосовали» 29 представителей оппозиции, правящая фракция «Гражданский договор» отказалась от участия в голосовании.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
7 декабря депутат НС РА Тигран Абрамян заявил:
- Попытки Азербайджана получить контроль над коридором, соединяющим РА с Арцахом, а по сути, над дорогой, создали довольно сложную ситуацию.
- Импульсы, исходящие по этой теме из Арцаха, от российских миротворцев и из Азербайджана противоречивы. Только одно очень четко: Азербайджан делает всё, чтобы получить хотя бы минимальный инструмент контроля над грузоперевозками из Армении в Арцах и в обратном направлении. «И уже не важно, будет это сделано совместно с российской стороной, или в иной форме». Этот шаг станет серьезным ударом по системе безопасности Армении и Арцаха, и станет значимым шагом на пути поглощения Азербайджаном Арцаха.
- Если к этому добавить «экологический», а на самом деле просчитанный политический шаг Азербайджана по «мониторингу» и фактически внедрению механизма контроля над недрами Арцаха, то картина становится полной. «Азербайджан с молчаливого согласия правительства Армении усиливает давление на Арцах и ускоряет нежелательные для нас процессы».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
1 декабря кандидат на пост посла США в РФ Линн Трейси на слушаниях в Комитете по внешним отношениям Сената США заявила:
- США могут сыграть ценную роль в урегулировании напряженных отношений между Арменией и Азербайджаном.
- В центре конфликта находятся «спорные территории» и необходимость найти стабильное решение, которое защитит проживающих там армян и азербайджанцев.
- С отступлением РФ в регионе «у США появится небольшой шанс сыграть активную роль и помочь положить конец кровопролитию».
1 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян и сопредседатель МГ ОБСЕ от США, старший советник по переговорам на Кавказе Филип Рикер обсудили вопросы, касающиеся нагорнокарабахской проблемы, в том числе формирования международного механизма обсуждений между Степанакертом и Баку, сообщает пресс-служба главы правительства.
- Пашинян высоко оценил роль США как государства-сопредседателя МГ ОБСЕ.
- Собеседники обменялись мнениями по вопросам урегулирования отношений Армения-Азербайджан, региональной стабильности и безопасности.
- Стороны обсудили также нагорнокарабахский конфликт, в том числе вопрос формирования международного механизма обсуждений между Степанакертом и Баку.
С Рикером встретился также глава Совбеза РА Армен Григорян. Стороны обсудили с формирование международного механизма переговоров между Степанакертом и Баку
2 декабря по итогам визита в Ереван Филип Рикер заявил:
- Вашингтон готов содействовать установлению мира на Южном Кавказе и прямому диалогу между Арменией и Азербайджаном.
- Дипломатия, а не военные действия — ключевой фактор в достижении мира и урегулировании.
3 декабря официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил:
- Вашингтон готов поддерживать диалог между Арменией и Азербайджаном для урегулирования проблем между странами.
- Переговоры помогут установить мир в регионе, и США надеются, что они будут продолжаться, заявил на брифинге.
3 декабря глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил с сопредседателем МГ ОБСЕ от США Филиппом Рикером последние процессы в нормализации отношений между Ереваном и Баку, урегулирования нагорнокарабахского конфликта, создание механизмов для диалога между Степанакертом и Баку.
- Мирзоян подчеркнул, что поведение Азербайджана, его постоянные агрессии и воинственная риторика препятствуют установлению мира в регионе. Он отметил необходимость устранения последствий сентябрьской агрессии Баку, вывода азербайджанских ВС с суверенной территории РА.
- Мирзоян подчеркнул, что угрозы применения силы со стороны Азербайджана, воинственные заявления Баку являются основным препятствием для установления мира в регионе.
- В ходе встречи стороны также обменялись мнениями относительно обеспечения гарантий прав и безопасности армянства НК, создания международного механизма переговоров между Степанакертом и Баку, делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, а также разблокирования транспортных инфраструктур в регионе.
ФРАНЦИЯ
30 ноября нижняя палата парламента Франции единогласно приняла резолюцию. В частности, НС Франции
- призывает к немедленному и безоговорочному освобождению всех армянских военнопленных и возвращению на Родину;
- предлагает правительству рассмотреть возможность применения индивидуальных санкций в случае продолжения нападений и оккупации Азербайджаном суверенной территории Армении;
- призывает правительство продолжать посреднические усилия для решения проблемы безопасности армянского населения НК в соответствии с положениями постановления НС №502 от 2020 г.;
- предлагает правительству рассмотреть возможность усиления обороноспособности Армении;
- призывает международные организации принять все меры для защиты армянского культурного и религиозного наследия в РА и НК, на территориях, находящихся под контролем Азербайджана.
МИД Франции заявило, что резолюции парламента не отражают официальную линию Парижа. «Франция будет продолжать побуждать стороны продвигаться вперед на переговорах, чтобы воспользоваться возможностью достижения мира».
1 декабря спикер НС РА Ален Симонян в микроблоге Twitter поблагодарил НС Франции за принятие резолюции.
2 декабря спикер НС НКР Артур Товмасян от имени НС поприветствовал резолюцию, принятую Нижней палатой парламента Франции. Отмечается, что
- Азербайджан представляет серьезную угрозу для армянской государственности. Ежедневные выстрелы на границе не говорят о так называемой мирной повестке.
- Принятие резолюции подобного содержания является важным шагом и с точки зрения региональной безопасности, поскольку экспансионистская политика Азербайджана создает серьезные угрозы для всего региона.
А в МИД Азербайджана заявили, что резолюция «вновь демонстрирует неспособность Парижа выступить беспристрастным посредником на переговорах Баку и Еревана». Отмечается, что тот факт, что «представитель французского правительства фактически поддержал эту резолюцию на слушаниях, еще раз свидетельствует о том, что за этой резолюцией стоит французское правительство, которое в последнее время открыто инициировало антиазербайджанские инициативы на различных платформах».
Временный поверенный в делах Франции в Баку Жюльен Ле Лан был вызван в МИД Азербайджана. Ему был выражен «решительный протест» в связи с резолюцией.
7 декабря глава МИД Франции Катрин Колонна заявила:
- Напряженность между Арменией и Азербайджаном сохраняется, причем как на границе, так и в НК.
- Это демонстрирует отсутствие доверия к гарантиям безопасности, которые Россия якобы предоставила в регионе.
- Она указала на приверженность Франции и ЕС содействию РА. В качестве примера она привела развертывание мониторинговой миссии ЕС на армянской стороне азербайджано-армянской линии разграничения. Хотя некоторые инциденты остаются, но миссия, всё же, ограничила риски эскалации, контролируя ситуацию на границе. Миссия должна оставаться столько, сколько в ней будет необходимость.
- Париж продолжит усилия для установления мира между двумя странами.
7 декабря в ходе встречи с руководителями парламентских групп Сената и ответственными лицами фракций НС Франции президент НКР Араик Арутюнян заявил:
- Уважение права народа Арцаха на самоопределение и признание результатов реализации этого права — единственный путь урегулирования конфликта, который гарантирует надлежащий уровень прав и безопасности народа Арцаха.
- Резолюции, принятые Сенатом и НС Франции по вопросу Арцаха, являются хорошей основой для всеобъемлющего и прочного урегулирования конфликта между Арцахом и Азербайджаном. Эти резолюции являются политическим посланием и полностью соответствуют политическим традициям Франции, основанным на принципах свободы, равенства и братства. Сейчас самая главная задача — воплотить эти политические послания в жизнь, придать им реальную силу. Арутюнян выразил надежду, что работы по признанию НКР будут завершены исполнительной властью Франции, что позволит предотвратить новый геноцид армян на своей родине. Арутюнян также выразил надежду, что принятие резолюций послужат примером для других стран мира.
- Арцах связан с РА и внешним миром только одной дорогой — Лачинским коридором шириной в 5 км. Азербайджан хочет заблокировать эту единственную и последнюю связь, отрезав Арцах от внешнего мира. «Мы хотим, чтобы Лачинский коридор имел дополнительные международные гарантии для обеспечения бесперебойной связи Арцаха с Арменией и внешним миром». Арцах ожидает также активного участия Франции в реализации гуманитарных программ, возвращения находящихся в плену армян и спасения армянского духовного и культурного наследия, находящегося под угрозой исчезновения на оккупированных Азербайджаном территориях.
- По словам Арутюняна, через Францию он хочет направить всем европейским государствам сигнал о принятии мер по предотвращению наглого поведения Азербайджана, которое, несомненно, поддерживается Турцией. «Мы понимаем, что у Европы есть нефтегазовые интересы с Азербайджаном, но наш призыв — уважать право на самоопределение и существование нашего народа и не допустить осуществления геноцидальной и экспансионистской политики Азербайджана существующими инструментами. В этом смысле также уместно упомянуть нападения и оккупацию суверенных территорий РА в течение последних двух лет».
РОССИЯ
1 декабря глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:
- Запад пытается вклиниться в посреднические усилия РФ между Ереваном и Баку, но получается это непродуктивно. Москва помогает сторонам в делимитации границы и будет содействовать в согласовании мирного договора.
- Западные страны после начала спецоперации заявили, что ни в каких форматах с РФ участвовать не будут. Тем самым они завершили деятельность МГ ОБСЕ. Сейчас французы, американцы, ЕС пытаются компенсировать похороненную ими группу и вклиниваются в посредничество. Они пытаются «приватизировать» договоренности, которые достигнуты при российском участии. Например, проводят в Брюсселе заседание комиссии по делимитации. «Ну, и армяне, и азербайджанцы люди вежливые, они туда ездят. Но как можно обсуждать делимитацию, не имея на руках карты бывших союзных республик, которые существуют только в российском Генштабе, мне представить трудно».
- В 2012 г. у Москвы были предложения, которые в случае их принятия могли бы «закрыть эту проблему раз и навсегда». Из того периода появилась концепция отложить статус Карабаха на потом. «На потом, подразумевалось, на следующее поколение».
- Концепция была в том, что армяне уходят из пяти азербайджанских районов вокруг НК, оставляя за собой два района, которые соединяют Армению с Карабахом, и судьба двух этих районов – «а они азербайджанские, никто это не оспаривает» — будет определяться в увязке по времени с определением статуса Карабаха.
- Потом была война осенью 2020 г., которая остановилась на этапе предварительных контактов, когда готовились трехсторонние заявления, состоялись три трехсторонних саммита — два в Москве и один в Сочи. Тогда тоже говорили о том, что надо как-то запустить политический процесс, и было понимание, что статус Карабаха можно отложить на потом. Исходя из этого, РФ сформулировала свой вариант мирного договора, который весной был передан сторонам — там эта фраза содержалась.
- Азербайджанская сторона сообщила, что практически все готова поддержать, но вопрос по статусу должен быть дополнительно проработан.
- На встрече в Сочи в конце октября хотели вернуться к этому вопросу и понять, насколько партнеры готовы действовать на основе «того джентельменского понимания» о том, чтобы решить все вопросы, а статус Карабаха оставить на потом. Но президент Азербайджана и премьер-министр РА провезли с собой в Сочи из Праги документ, в котором говорилось, что они хотят подписать мирный договор, руководствуясь уставом ООН и Алма-Атинской декларацией. «А Алма-Атинская декларация о создании СНГ четко говорит, что границы между новыми государствами будут основываться на административных границах между союзными республиками бывших СССР, в то время НКАО была однозначно частью АзССР… И когда это было одобрено и Азербайджаном, и Арменией, и Францией и господином Мишелем без каких-либо оговорок, это, конечно облегчает дальнейшую работу, поскольку это решает вопрос, как подходить к статусу Карабаха».
- «Когда, подписав эту договоренность, армянские коллеги нам говорят: «а вот пусть Россия подтвердит свои предложения по статусу Карабаха» — вы сами понимаете: это не из оперы ведения переговоров, а из другой».
- Армянское руководство в последнее время говорит не столько о статусе, сколько о том, что нужно обеспечить права армянского населения в Карабахе. На это готова азербайджанская сторона, они готовы это обсуждать, предоставить все гарантии прав, на которые имеют право другие граждане Азербайджана.
2 декабря посол РФ в РА Сергей Копыркин заявил:
- Москва может помогать, содействовать в создании благоприятных условий, помогать предложениями, идеями, «но это переговорный процесс между двумя сторонами».
- Предложения российской стороны абсолютно логичны и почти на 100% удовлетворяют обе стороны. Это те предложения, которые не подлежат широкому обсуждению. В конечном итоге армянской и азербайджанской сторонам решать, что для них приемлемо, что неприемлемо, к каким компромиссам выходить, основываясь на своих задачах, своих национальных интересах.
- У РФ уникальная роль стабилизирующего фактора на земле. Ключевую роль в недопущении широкомасштабной эскалации и слома всех элементов безопасности и нормальной жизни в регионе играют российский миротворческий контингент в НК, присутствие на границе и военная база.
- Это очень ответственная практическая работа по содействию в реальной нормализации, будь то разблокирование экономических связей в регионе, чем занимается трехсторонняя группа, возглавляемая вице-премьерами трех стран, будь то готовность оказывать содействие вопросу делимитации, в том числе, картографическое экспертное содействие.
- Главное для российской стороны – это решение очень острых застарелых проблем мирным, политическим путем, их разрешение на справедливой основе.
- Не может быть устойчивого мира, если условие какого-то договора воспринимается какой-то из сторон, как несправедливое.
2 декабря глава комиссии НС РА по внешним связям Эдуард Агаджанян заявил:
- Ереван согласился отложить вопрос статуса НК по предложению Москвы. Возможность или невозможность вернуться к этой теме должна определить российская сторона, в зависимости от того, на какой документ ссылается армянская сторона, но и в зависимости от того, насколько Россия, как посредник, способна реализовать эти предложения.
- «Предполагается, что Азербайджан не согласен, но давайте зафиксируем, что Армения согласилась, зафиксируем, что предложение было сделано. Этот вопрос никак не связан с Алма-Атинским документом, он связан только и только с тем, насколько наши российские партнеры могут воплотить это предложение в жизнь в текущей ситуации».
- Ссылка на Алма-Атинскую декларацию не означает, что «через длительное время не будет возможности вновь обратиться к статусу».
- Агаджанян не считает Пражскую декларацию препятствием обсуждения статуса. Ереван будет делать все, чтобы переговорный процесс не зашел в тупик.
2 декабря и.о. министра ИД НКР Давид Бабаян заявил:
- Алма-Атинская декларация не признает Арцах в составе Азербайджана. На момент подписания декларации 21 декабря 1991 г. Арцах был де-факто и де-юре независимым государством. За три с половиной месяца до самороспуска СССР, 2 сентября 1991 г., была провозглашена Республика Арцах. Она появилась путем воссоединения бывшей НКАО, Шаумянского района и Геташенского подрайона. За 11 дней до подписания декларации, 10 декабря 1991 г., независимость Арцаха была подтверждена на референдуме, который в строгом соответствии с нормами международного права и советским законодательством.
- «Многие почему-то считают, что в ней признана территориальная целостность Азербайджана в рамках границ АзССР или с упоминанием Нагорного Карабаха. Это не так. В декларации говорится — “признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ”». Таким образом, формулировку «целостность друг друга и нерушимость существующий границ» можно трактовать и в пользу армянкой позиции: Ереван признает Азербайджан без Арцаха.
5 декабря на встрече со своим азербайджанским коллегой на российско-азербайджанских переговорах в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:
- Москва продолжит содействовать заключению мирного договора между Ереваном и Баку. Россия в начале года передала Армении и Азербайджану предложения по проекту мирного договора как подтверждение стремления РФ помочь найти общую базу. Он был в целом позитивно встречен. С тех пор были предложения Азербайджана — пять принципов, была реакция премьера Армении, а совсем недавно во время поездки глав МИД Азербайджана и Армении в Вашингтон азербайджанская сторона представила еще одну версию возможного документа. После возвращения из США армянские представители предоставили свои ответные предложения.
- То, что было согласовано руководителями Азербайджана и Армении в Праге 6 октября, имеет рубежное значение, когда они подтвердили свою нацеленность на решение всех проблем на основе устава ООН и Алма-Атинской декларации декабря 1991 г.
- РФ готова помогать сторонам в поиске взаимоприемлемого варианта соглашения, нужно определиться в принципиальных вещах.
- РФ заинтересована в том, чтобы всячески способствовать и разблокированию транспортных связей, и делимитации границы, и заключению мирного договора и в целом укреплению мер доверия, в том числе по линии развития контактов между общественными структурами, политологами, парламентариями.
В свою очередь, глава МИД АР Джейхун Байрамов заявил:
- Азербайджан высоко оценивает роль России в нормализации отношений Азербайджана и Армении.
- Азербайджан подготовил проект договора по мирному урегулированию и представил его Армении.
- Третий раунд переговоров по мирному договору между Армений и Азербайджаном может состояться до конца 2022 г.
ОДКБ
5 декабря на заседании ПА ОДКБ в Москве генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась заявил:
- Обстановка на армяно-азербайджанской границе остается тяжелой. Несмотря на несовпадающие оценки стран — членов ОДКБ ситуации в регионе, все государства согласны с тем, что в нынешних условиях Армения сталкивается с рисками и угрозами.
- Проект решения Совета ОДКБ о мерах по оказанию помощи Армении нужно подписать. Это важно и для самой республики. Зась выразил надежду, что после определенной доработки выйдут на подписание проекта решения и на принятие мер.
Председатель НС РА Ален Симонян, в свою очередь, заявил:
- Военно-политическая ситуация в регионе Южного Кавказа еще более осложнилась после последнего заседания СКБ ОДКБ. Для Армении в создавшейся сложнейшей ситуации чрезвычайно большое значение имела военная и политическая поддержка партнеров по ОДКБ и «дорожной карта» восстановления территориальной целостности РА.
- Армения никогда не говорила о выходе из ОДКБ. Однако Ереван обеспокоен отношением организации к республике. Азербайджан оккупировал территории РА, что означает присутствие ВС третьих стран в зоне ответственности ОДКБ. Каждый день Азербайджан нарушает режим прекращения огня, в результате чего гибнут люди. Некоторая пассивность ОДКБ, а также официальные заявления отдельных союзников стали причиной того, что общественные настроения в Армении относительно организации претерпели существенные изменения. Складывается впечатление, что территория Армении не имеет равного стратегического значения для ОДКБ, в то время как пристальное внимание уделяется восточноевропейскому региону и Центральной Азии.
7 декабря спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Замечания Еревана по проекту ОДКБ о мерах по оказанию помощи Армении будут учтены. Сейчас идут обсуждения поправок в этот документ. Наличие проблемы подтвердил и действующий генсек ОДКБ. Однако конкретных сроков для подписания документа нет, скорее всего, это произойдет на следующем заседании.
- Проблема в основном касается формулировок. «Думаю, все мнения должны быть учтены, и они будут учтены в отредактированном варианте документа, который окажется на столе переговоров».
7 декабря глава МИД Арарат Мирзоян заявил:
- Обсуждения вокруг проекта помощи ОДКБ Армении продолжаются и Ереван, прежде всего, хотел услышать политическую оценку партнеров по вторжению Азербайджана на суверенную территорию РА.
- После того, как партнеры определяться с политической оценкой, можно обсуждать и иные направления помощи, включая военно-техническое. В обсуждаемом документе среди прочего есть и пункт о военно-технической помощи Еревану, но армянская стороны ждет от партнеров политической оценки вторжения, фиксации разрушения гражданской инфраструктуры. «ОДКБ – военно-политическое объединение, где страны договорились защищать территориальную целостность друг друга не только дипломатическими, но и военными мерами». Армянская сторона ожидала от союзников реакции в рамках духа соглашения ОДКБ.
7 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Принятие Ереваном помощи и мониторинговой миссии ОДКБ без четких оценок сложившейся ситуации будет означать принятие статус-кво, существующего на границе.
- К тому же, непонятно, какую именно военно-техническую помощь хочет оказать Еревану ОДКБ. Армянская сторона на саммите ОДКБ в Ереване хотела зафиксировать зону ответственности объединения в стране и добиться политической оценки обстановки.
- Благодаря тому, что в Праге стороны признали территориальную целостность друг друга на основе Алма-Атинской декларации 1991 г., отправка мониторинговой миссии стала возможной. В то же время без политической оценки со стороны ОДКБ их наблюдателям нечего делать, поскольку непонятно за чем именно они будут наблюдать.
- «В итоге всего этого: действительно ли вызовы безопасности сократились? Нет. Увеличились ли они — возможно, что да. Но наши оценки таковы, что в случае принятия этих документов в нынешнем виде они не сократились бы, и, наоборот, продолжали бы увеличиваться».
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
1 декабря в беседе с «Арменпресс» пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил:
- На встрече армянской и турецкой технических делегаций были обсуждены технические вопросы, связанные с реализацией достигнутых договоренностей. Обсуждения будут продолжены. Спецпредставитель РА по вопросам нормализации армяно-турецких отношений Рубинян опубликовал информацию об этой встрече еще в начале ноября.
- Во встрече с армянской стороной участвовали представители ведомств, имеющих отношение к реализации договоренностей, достигнутых 1 июля спецпредставителями по урегулированию армяно-турецких отношений.
1 декабря глава МИД РА Арарат Мирзоян провел короткую трехстороннюю беседу с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу и азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым.
ТУРЦИЯ
6 декабря глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу выразил надежду, что РА через нормализацию отношений с Анкарой извлечет выгоду от проектов, которые могут пройти через территорию этой страны.
В свою очередь, глава МО Турции Хулуси Акар на совместных военных учениях Анкары и Баку в Азербайджане заявил, что Анкара «искренне надеется, что Армения не оставит без ответа руку мира Турции и Азербайджана».
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
РОССИЯ
6 декабря в Москве состоялось 11-е заседание трехсторонней рабочей группы под совместным председательством заместителя премьер-министра АР Шахина Мустафаева, вице-премьера РА Мгера Григоряна и заместителя председателя правительства РФ Алексея Оверчука.
- Стороны отметили позитивную роль РФ в усилиях по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, а также по разблокированию экономических и транспортных связей между ними.
- В ходе заседания обсуждались вопросы строительства ж/д, развития железнодорожного сообщения и организации перевозок между АР, РА, РФ и в регионе.
- Стороны продолжат работу по реализации трехсторонних заявлений лидеров трех стран относительно разблокирования транспортных и экономических связей в регионе.
АРМЕНИЯ
7 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- На встрече вице-премьеров, посвященной разблокировке коммуникаций в регионе был обсужден вопрос открытия ж/д Ерасх — Джульфа — Ордубад — Мегри – Горадиз, но говорить о конкретных результатах пока нельзя.
- Армения заинтересована в этом проекте и готова немедленно начать работы по восстановлению ж/д.
- На территории РА ж/д должна действовать в соответствии с ее законодательством. И как только представления сторон совпадут и будут документально зафиксированы, Армения готова будет приступить к работам.
- В повестке остается и вопрос разблокирования автомагистралей. Ереван готов к открытию трех пропускных пунктов, строительству новых инфраструктур. Это позволит обеспечить международный транзит.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
США
1 декабря правительство РА одобрил проект отредактированного соглашения с США о сотрудничестве в предотвращении распространения технологий, патогенов и знаний по разработке биологического оружия.
Документ подписали еще в 2010 г. и до сих пор не ратифицировали. В первоначальном варианте армянская сторона обязалась передавать МО США образцы опасных патогенов, собранных в РА в профилактических, военных и мирных целях.
В сентябре 2022 г. соглашение пересмотрели и отменили обязательную передачу. Ереван может делать это по своему усмотрению. Причем данные будут касаться только возбудителей инфекций, различных вирусов и заболеваний.
7 декабря Омбудсмен РА Кристине Григорян в ходе посещения Госдепартамента США провела встречи в Офисе по борьбе с торговлей людьми и мониторингу и в Офисе по международной религиозной свободе.
- Она представила достижения Армении по линии борьбы с торговлей людьми и имеющиеся вызовы в этой сфере и отметила необходимость принятия конкретных мер в направлении превентивного выявления и эффективного расследования случаев торговли людьми, которые могут изменить ситуацию.
- С представителями Офиса по борьбе с торговлей людьми и мониторингу достигнута договоренность осуществлять более активное сотрудничество по приоритетным направлениям.
7 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян на встрече с послом США в РА Линн Трейси, заявил, что в период ее нахождения в должности в армяно-американских отношениях зафиксировано динамичное развитие. В Армении при содействии США реализуются реформы, способствующие укреплению демократии. Программы, реализуемые в рамках армяно-американского стратегического диалога, способствуют расширению взаимовыгодных двусторонних связей.
Трейси отметила, что изменения, произошедшие в РА за время ее пребывания на посту, в значительной степени способствовали продвижению демократии в стране. В данном контексте посол подчеркнула факт эффективных реформ особенно в сферах борьбы с коррупцией и государственного управления.
РОССИЯ
2 декабря глава Минобрнауки и спорта РА Ваграм Думанян обсудил армяно-российское сотрудничество с делегацией из РФ во главе с руководителем Управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Игорем Масловым. Стороны коснулись перспектив развития двусторонних отношений в сферах образования, науки и культуры, отметили важность повышения качества преподавания русского языка в стране и улучшения образовательных программ и учебников.
Вице-премьер РА Мгер Григорян также обсудил армяно-российские культурные связи с Масловым и замминистра просвещения РФ Денисом Грибовым.
7 декабря главы Генпрокуратур РА и РФ Анна Вардапетян и Игорь Краснов договорились сотрудничать в борьбе с выводом за рубеж преступных активов. Также в центре внимания будут виртуальные валюты и надзор за исполнением законов в войсках.
7 декабря в Ереване открылась платформа «Армяно-российский диалог», целью которой является разработка и реализация четких планов сотрудничества между образовательными, культурными, научными и гуманитарными учреждениями РА и РФ.
Замминистра образования, науки, культуры и спорта РА Ара Хзмалян и специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой представили вопросы, связанные с гуманитарным и общественным значением армяно-российского диалога. По словам Хзмаляна, это даст возможность вести диалог, формулировать, поднимать волнующие многих вопросы и осмысливать эти вопросы в контексте армяно-российского стратегического партнерства. Кроме обсуждений запланированы и визиты в профильные учреждения. Швыдкой подчеркнул, что Армения и Россия сотрудничают на уровне министерств и ведомств, но платформы для гражданского сотрудничества не существует. Сотрудничество должно быть на уровне институтов и научных центров, театральных коллективов, галерей, образовательные учреждения должны разрабатывать совместные программы.
БЕЛАРУСЬ
1 декабря вице-премьер Беларуси Петр Пархомчик встретился с министром экономики РА Вааном Керобяном.
- По словам Пархомчика, Беларуси есть, что предложить Армении. Белорусская сторона заинтересована в сотрудничестве по различным направлениям, в том числе в сфере сельского хозяйства и машиностроения.
- Увеличился как экспорт Беларуси в Армению, так и армянский в Беларусь.
- Керобян, в свою очередь, заявил, что Ереван интересуют и другие сферы сотрудничества, в частности, промышленность, сельское хозяйство, энергетика, фармацевтика и ИТ.
ВЕНГРИЯ
1 декабря главы МИД РА и Венгрии Арарат Мирзоян и Петер Сийярто договорились о восстановлении полноценных дипломатических отношений между двумя странами, заявив о намерении «открыть новую страницу в армяно-венгерских отношениях, основанную на взаимном доверии и уважении международного права».
Также правительства двух стран назначат послов-нерезидентов для изучения возможностей развития отношений, особенно в сферах торговли, культуры, образования и туризма.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
МНЕНИЯ
ВАГЕ ДАВТЯН
1 декабря в беседе со Sputnik-Armenia глава «Института энергетической безопасности» Ваге Давтян выразил мнение, что:
- Армения может стать экспортером электроэнергии, но нужны инфраструктурные решения.
- Интеграция в энергетический коридор «Север-Юг» позволит Армении активизировать экспорт в направлении Ирана и Грузии, а через территорию РФ обеспечить выход на Евразийский электроэнергетический рынок.
- Избыток электроэнергии в стране составляет порядка 800 мВт. Однако для активизации экспорта нужна прежде всего инфраструктура. Речь о строительстве третьей линии ЛЭП с Ираном, которая обеспечит поставки пропускной мощностью в 1200 мВт. Однако новые инфраструктурные решения (строительство ЛЭП) необходимы и на грузинском направлении.
2 декабря в беседе с АрмИнфо Ваге Давтян выразил мнение, что:
- Периодически звучащие из Индии заявления о необходимости формирования международного транспортного коридора «Север-Юг» через Армению полностью вписывается в контекст геополитических событий на Большом Ближнем Востоке.
- Речь прежде всего идет об индийско-китайском геостратегическом соперничестве. Два государства попытаются позиционировать себя как ведущие державы в Азии, что также находит отражение в сфере транспорта и логистики. В частности, мотивы заявлений Нью-Дели следует искать в логике традиционного противопоставления отношений Индия-Армения и Азербайджан-Пакистан. В настоящее время порт Чабахар на юго-востоке Ирана призван обеспечить морское сообщение с индийским портом Мумбаи, также здесь планируется создать ирано-индийскую свободную экономическую зону. В то же время Китай активно поддерживает проект порта Гвадар в Пакистане, который рассматривается как ключевой конкурент иранскому Чабахару.
- Позиция Нью-Дели направлена не столько в адрес Баку, сколько в адрес своего прямого соперника — Пакистана. Иранский Чабахар имеет ряд преимуществ перед пакистанским Гвадаром, и самое важное заключается в том, что международные санкции против Ирана обходят данный проект, учитывая его стратегическую важность для налаживания транспортного сообщения с Афганистаном.
- Участниками соглашения о формировании международного транспортного коридора «Север-Юг» являются не только Индия и Иран, но и Россия, Казахстан, Беларусь, Омар, Сирия, Армения и Азербайджан. География коридора определяется коллегиально. Проект направлен на соединение Северного моря Европы с Индийским океаном. Страны соглашения решают, по какому маршруту будет осуществляться это соединение. Учитывая наличие среди них Азербайджана или Казахстана, можно предположить, что подобное «проармянское» решение будет принято не так легко.
- Год назад первый контейнерный поезд из Санкт-Петербурга в Мумбаи был направлен с использованием железной дороги Азербайджана. Интересны последние заявления министра энергетики Ирана о планах по обмену электроэнергией между Ираном, Арменией, Азербайджаном и Россией. Фактически, пересматривается стратегия электроэнергетического коридора «Север-Юг» Иран-Армения-Грузия-Россия, продвигаемая еще с 2016 г.
- Однако даже если представить, что будет принято действительно положительное решение о формировании геоэкономической конфигурации, исходящей из интересов Армении, встает вопрос, а готова ли к этому Армения со своей транспортной инфраструктурой? Скорее нет, чем да. Прежде всего, проблема упирается в строительство автомагистрали «Север-Юг», которое сегодня осуществляется недопустимо медленными темпами. Наличие этой дороги может повысить привлекательность Армении с точки зрения обеспечения мультимодальной связи между Персидским заливом и Черным морем, что сделает Армению полноправным игроком в региональной транспортной архитектуре.
РУБЕН САФРАСТЯН
1 декабря в интервью Sputnik-Armenia директор тюрколог Рубен Сафрастян выразил мнение, что:
- Политика Турции по нормализации отношений с Арменией не изменилась: тянуть время и выдвигать предусловия. Анкара идет на мелкие шаги и жесты, «пиарится», а затем берет паузу.
- Она хочет, без принципиальных для Армении шагов, постоянно откладывая открытие границы и установление дипотношений, тянуть время и усиливать давление на Ереван.
- Баку и Анкара практикуют «разделение труда». Если Турция хочет выбить уступки дипломатическим путем, то Азербайджан нагнетает ситуацию на границе с Арменией.
СЕРГЕЙ МЕЛКОНЯН
1 декабря востоковед Сергей Мелконян на своем ТГ-канале написал:
- глава МИД РФ Лавров заявил, что «Подписание мирного договора и делимитация на основе устава ООН и Алма-Атинской декларации решают вопрос статуса Карабаха». То есть за основу берутся границы союзных республик. Однако,
- Во-первых, 2 сентября 1991 г. была провозглашена независимость НКР на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах НКАО и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.
- Во-вторых, также до подписания декларации 10 декабря 1991 г. был проведен референдум, по итогу которого НКР объявила о своей независимости.
- Игнорировать сложившуюся реальность до подписания декларации невозможно. Поэтому обсуждение статуса НКР в составе Азербайджана не только не корректно с точки зрения международного права, но и опасно, поскольку не учитывает объективные реалии.
- По части последовательности: Алма-Атинскую декларацию подписал также президент Украины Кравчук. На тот момент и Крым, и Донбасс, и ряд других регионов были в составе Украины. То есть Россия признала ее территориальную целостность таковой. «Если считаете данный подход единственно верным, целесообразно на собственном примере продемонстрировать, как его надо придерживаться, а именно, вести переговоры с Украиной на основе Алма-Атинской декларации».
- Исходя из заявления Лаврова, подход к урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве должен основываться на общей логике и быть универсальным, а не избирательным. Либо Алма-Атинская декларация уходит на полку истории как более не актуальный документ, либо все государства-участники СНГ придерживаются ее без двойных стандартов. Раз последнее не исполняется, то ни Ереван, ни Степанакерт не могут согласиться с такими заявлениями.
2 декабря Мелконян продолжил эту тему, отметив:
- Заявление Лаврова не было дезавуировано де-факто властями РА. То есть, они в целом принимают подход, согласно которому необходимо обсуждать будущее Арцаха в составе Азербайджана.
- Подобная позиция Москвы стала следствием консенсуса между Ереваном, Баку и Москвой. То есть, Лавров озвучил то, о чем стороны договорились.
- За основу взят азербайджанский подход урегулирования. То есть, армянская дипломатия вновь провалилась. Если бы позиция Еревана была бы иной, де-факто власти заявили бы обратное. Значит, они и тут капитулировали.
5 декабря Мелконян написал:
- Прошло больше двух дней с момента азербайджанской провокации, которая ставила перед собой цель перекрытия единственного пути сообщения между Арменией и Арцахом Лачинского коридора. В дополнение последовало нападение со стороны азербайджанских военных на молодых ребят.
- Де-факто руководство Армении не заявило о своем протесте в отношении данной провокации. Таким образом, молчание свидетельствует о том, что данная проблема не касается де-факто властей Армении, хотя подпись Еревана стоит под трехсторонним Заявлением. То есть, де-факто руководство полностью снимает с себя ответственность за происходящее и не является гарантом исполнения как взятых на себя обязательств, так и обеспечения безопасности своих граждан, которые пользуются данным коридором.
- Со стороны Еревана не было предпринято каких-либо шагов по деблокаде коридора и недопущения повторения подобного сценария в будущем. Более того, отсутствуют какие-либо подготовительные работы по обеспечению безопасности своих граждан, например, проведение учений вблизи коридора. Таким образом, де-факто руководство в Армении подтверждает, что безопасность коридора, как и ее граждан, которые передвигаются по нему, являются внутренним делом Азербайджана.
СУРЕН САРКИСЯН
6 декабря заявил американист Сурен Саркисян, касаясь позиции действующих властей по Арцаху, выразил мнение, что:
- Властям Армении не нужен Арцах.
- Цель номер один действующих властей Армении — удержать власть любой ценой. «И это нормально для любой власти, перешагнувшей сотни красных линий».
- А их позиция в отношении Арцаха заключается в следующем: «Дорогая Москва, мне не нужен Арцах, если он нужен вам, вы его держите», поэтому и говорят о невозможности другого статуса Арцаха кроме как в составе Азербайджана.
- Властям также нужно, чтобы народ Арцаха остался там, поэтому и говорят о безопасности народа Арцаха. Этим шагом власти Армении решают сразу три вопроса: дают основания Москве оставить в Арцахе миротворцев; не берут на себя дополнительных социальных обязательств по «размещению» 100 000 арцахцев в Армении; не создают дополнительный 100 000 риск для безопасности своей власти.
- Сдача Арцаха является единственной многоступенчатой и тщательно продуманной комбинацией во внешней политике РА. Остальные представляют собой серию одношаговых нокдаунов.