Обзор 24 – 30 ноября 2022 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
25 ноября в интервью «Арменпресс» пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил:
- Предыдущие переговоры в Праге, на которых и была достигнута договоренность о продолжении встреч, были четырехсторонней, и логично, что формат и состав участников должен быть тем же.
- Все заявления Баку о том, что армянская сторона пытается провалить встречу и мирные переговоры, не имеют ничего общего с действительностью.
- Азербайджанская сторона не ответила на предложения Еревана по мирному договору, сделанные в Вашингтоне.
26 ноября в интервью ОТА посол по особым поручениям РА Эдмон Марукян заявил:
- Заявления Баку о переброске военных сил через Лачинский коридор, а также обнаружении на -территориях, прилегающих к коридору мин, произведенных в РА в 2021 г. — попытка поднять вопрос о контроле над Лачинским коридором. Баку имеет целью установку в коридоре контрольно-пропускного пункта.
- По сведениям армянской стороны, ВС Азербайджана перевозят на указанные участки мины с оккупированных территорий РА, затем азербайджанская сторона представляет эти мины иностранным атташе.
28 ноября в интервью Арменпресс министр ИД РА Арарат Мирзоян заявил:
-
Ситуация в регионе крайне напряженная. Несмотря на переговоры в различных форматах, Азербайджан не отказывается от максималистских и воинственных заявлений, необоснованных обвинений в адрес Армении и угрозы применения силы. К тому же, ВС Азербайджана так и не покинули суверенную территорию РА и периодически идут на военные провокации.
- Президент Азербайджана заявляет, что вокруг его страны установлен мир и опасности эскалации нет, а затем заявляет, что, если Армения не подпишет мирный договор, мира не будет. «Это означает, что с этого момента президент Азербайджана берет на себя ответственность за любую возможную эскалацию, тем более что Армения полностью вовлечена в предметные обсуждения установления мира».
- Международные партнеры должны принять дополнительные меры, чтобы сдержать амбиции Баку и сохранить хрупкий мир на Южном Кавказе. Армянская сторона готова к поиску приемлемых для обеих сторон решений и установлению долгосрочного мира.
- Обсуждения вокруг подготовки проекта мирного договора между Арменией и Азербайджаном продолжаются. Армения накануне получила ответ Азербайджана на предложения по мирному договору․ Обсуждения, таким образом, продолжаются. Армянская сторона надеется на скорейшее достижение консенсуса, и в этом процессе важную роль могут сыграть также посреднические усилия международных партнеров. Ереван готов к организации встречи лидеров двух стран в приемлемые сроки. Армянская сторона привержена пражской договоренности.
- Риторика Баку о необходимости применения исторических карт при делимитации армяно-азербайджанской границы. Такие заявления нарушают пражские и сочинские договоренности — провести работы на основании карт 1991 г. Во время встреч в Сочи и Брюсселе была достигнута договоренность о создании комиссий для обеспечения безопасности на границе. Но в сентябре азербайджанская сторона пошла на новую агрессию и поставила под сомнение все достигнутые договоренности.
- В рамках этого обязательства делимитационные работы должны проводиться на основании правовых актов, существовавших на момент распада СССР в 1991 г. и имевших юридическую силу и значение, причем на основании официальных документов структур, имеющих соответствующие полномочия для проведения картографирования, составления карт и публикации карт по состоянию на тот же период. «Соответственно, разговоры об исторических картах, по меньшей мере, непонятны как по определению, так и по содержанию». Более того, такая риторика также опасна «для независимости наших стран, поскольку, если делать акцент на исторических картах, то может оказаться, что территории как РА, так и тем более АР были территориями других государств на протяжении веков».
- В своих выступлениях, постоянно упоминая о том, что Армения признала территориальную целостность Азербайджана, президент АР ни разу не сказал, что Баку тоже признал территориальную целостность РА. «Означает ли этот факт и упоминание различных «исторических» карт, что Азербайджан не признает территориальную целостность Армении и имеет притязания к территории Республики Армения?».
- О заявлении Баку, что Ереван отказался от брюссельской встречи — в ходе состоявшейся в Праге четырехсторонней встречи была достигнута договоренность о следующей встрече. Ереван продолжает придерживаться этой договоренности и еще раз выражает готовность организовать в приемлемые сроки встречу между премьер-министром РА, президентом АР, президентом Франции и председателем Европейского совета.
- Армения в одностороннем порядке передала Азербайджану все имеющиеся у нее карты минных полей, несмотря на отсутствие таких обязательств как в рамках трехсторонних договоренностей, так и в рамках международного прав. Мины в НК и прилегающих районах были установлены еще в ходе Первой Карабахской войны, и это в основном осуществлялось Азербайджаном, который в ходе Первой войны контролировал эти территории. Призывы армянской стороны к сотрудничеству остались без ответа. Более того, Азербайджан всеми возможными способами создал препятствия для осуществления работ по разминированию.
- В 2017 г. в результате манипулирования вопросом оказания помощи РА в этой сфере Азербайджан даже заблокировал деятельность ереванского офиса ОБСЕ. В отчете Международного Комитета Красного Креста за 2019 г. зафиксировано, что за время их миссии жертвами мин в НК стали 747 человек, 59% из которых были мирными жителями, и это в том случае, когда власти НК начали подсчитывать количество жертв от подрывов на минах только с 2004 г.
- Баку пытается использовать тему мин в пропагандистских целях. Он пытается использовать мины, обнаруженные на оккупированной в 2021-2022 гг. суверенной территории РА, и выдает их за якобы обнаруженные в НК. Армения не отрицает, что ее ВС проводят работы по минированию на суверенной территории, и это связано с постоянно высоким риском новых военных агрессий со стороны Азербайджана. В этот период Азербайджан также проводил аналогичные агрессивные действия в НК, особенно в феврале и августе 20222 г., тем самым доказывая, что население НК нуждается в силах самообороны, чтобы не подвергнуться этнической чистке.
- Не соответствуют действительности и обвинения Баку в том, что ВС РА продолжают дислоцироваться в НК. Для проверки премьер Пашинян даже предложил направить туда международную миссию, но президент Азербайджана отверг это предложение.
30 ноября председатель комиссии НС РА по внешним связям Эдуард Агаджанян заявил:
- Ереван не считает, что ситуация тупиковая. «Мы всего лишь зафиксировали, что была четкая договоренность о встрече, и армянская сторона не отказывается от этой договоренности».
- Надо поработать над тем, чтобы в декабре состоялась встреча премьер-министра РА и президента РА.
АРЦАХ
26 ноября на научно-практическом форуме «Арцахская проблема в контексте современных политических процессов» спикер НС НКР Артур Товмасян заявил:
- Несмотря на противоположные позиции конфликтующих сторон по карабахскому вопросу, НКР склонен к продолжению переговорного процесса под эгидой МГ ОБСЕ.
- Сегодня, когда государственность Арцаха находится под угрозой, перспектива реализации права народа Арцаха на самоопределение ставится рядом с вопросом об окончательном решении конфликта. «Эта наша позиция должна быть понятна и странам, преследующим свои региональные интересы на Южном Кавказе».
- Урегулирование конфликта, прочный и стабильный мир в регионе невозможны без защиты армянского культурного и духовного наследия на территориях, оккупированных Азербайджаном и фактически находящихся под контролем Азербайджана, в том числе и организация мониторинга всеми возможными средствами – для предотвращения действий, осуществляемых с целью этнической чистки армян.
- Азербайджан до сих пор, в нарушение положений трехсторонней декларации от 9 ноября 2020 г., регулярно предпринимает против НК агрессивные действия, которые квалифицируются как проявление арменофобии, а также как коварное проявление нарушения мира и стабильности в регионе, и особенно нейтрализации миротворческой миссии.
- Арцахские армяне столкнулись с необходимостью извлечь уроки из прошлого, повторить и довести до конца то, что произошло.
- В настоящее время приоритетной задачей является обеспечение надежной безопасности страны. Степанакерт особенно ценит отношение РФ к этому вопросу и предпринятые практические шаги.
- Чтобы противостоять сложной и непредсказуемой геополитической ситуации и внешним вызовам, национальное единство и солидарность должны быть первоочередным и важным фактором.
26 ноября в интервью телеканалу RTVI госминистр НКР Рубен Варданян заявил:
- План возглавляемого Варданяном правительства будет направлен на противостояние вызовам, стоящим перед Арцахом. Первый — это вопрос статуса Арцаха: не только правовая сторона вопроса, но и вопрос позиционирования Арцаха в международном пространстве. Арцах – отдельная единица, которая должна принимать участие в принятии решений о своем будущем. Второе — безопасность. «Мы должны сделать все, чтобы жизни армян Арцаха ничего не угрожало». Безопасность должны обеспечивать как жители Арцаха, так и международные партнеры- и миротворцы, и все международное сообщество, потому что мы также имеем дело с гуманитарной катастрофой, а не только с военной. И третье — социально-экономическое и культурное развитие Арцаха.
- НК вышел из состава Азербайджанской ССР до распада СССР. Арцах самоопределился без Армении. Был какой-то есть дуализм в том, что НК — НКАО вышел из состава Азербайджанской ССР до распада СССР. И до 1994 г. нагорнокарабахское руководство было частью конфликта, одной из сторон, которое представляло интересы именно людей, живущих в НК. Затем, спустя несколько лет, произошла такая ситуация, что президент НК стал президентом РА, и РА начала представлять интересы НК.
30 ноября в интервью news.am врио главы МИД НКР Давид Бабаян заявил:
- Закрытие Лачинского коридора со стороны Азербайджана будет иметь очень серьезные геополитические последствия, поскольку, фактически, это будет ничем иным, как нападением на Арцах.
- Это будет также ужасным ударом по российским миротворцам, поскольку вся логика мирного урегулирования, заложенная в 2020 г. после войны, фактически, будет нивелирована.
- Все стороны, международное сообщество безучастно будет наблюдать за этим.
АЗЕРБАЙДЖАН
24 ноября глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:
- Шаги Армении являются самым серьезным ударом по нормализации отношений. Основополагающие принципы трехсторонней декларации нарушаются Ереваном. Обязательство по выводу всех армянских воинских частей с территории Азербайджана, которое было включено в эти принципы, до сих пор не выполнено.
- Нецелевому использованию Лачинского коридора должен быть положен конец. РА использует Лачинский коридор для отправки в НК вооружений. Размещенные в 2021 г. в НК мины были доставлены туда через Лачинский коридор. «Азербайджан предпримет необходимые шаги для этого».
- Армения нарушает фундаментальные принципы трехстороннего заявления и не выполняет обязательство по выводу всех армянских военных формирований с территории Азербайджана.
25 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:
- Баку ведет обсуждения Зангезурского коридора не с Арменией, а с Россией, «потому что Армения – зависимая страна и ее независимость очень символична. Поэтому мы не хотим тратить время на переговоры с ними и ведем переговоры с Россией». Он обсудил Зангезурский коридор во время своего последнего разговора с российскими чиновниками. Алиев не думает, что Армения способна блокировать этот коридор.
- Иран тоже не будет блокировать, учитывая его интерес к региональным коммуникационным проектам. «Эти проекты не направлены против кого-либо, наоборот, только во благо всех заинтересованных сторон».
- Встреча с Пашиняном в Брюсселе, запланированная на 7 декабря, не состоится. С Гаджиевым связались из офиса Шарля Мишеля и проинформировали, что премьер-министр РА согласился на встречу только при условии участия в ней президента Франции Макрона. «Это означает, что эта встреча не состоится».
- Франция не может принимать участия в мирном процессе между Азербайджаном и Арменией. Вина за это лежит на Париже, который на официальном уровне принимает сторону одного из участников конфликта. При этом «ни США, ни Россия никогда на официальном уровне не принимали чью-то сторону».
- Баку за то, чтобы процессы нормализации отношений между Арменией и Турцией, Арменией и Азербайджаном шли параллельно.
29 ноября МИД Азербайджана распространило заявление, в котором, в частности, отмечается:
- выдвижение Ереваном условий для участия в следующей встрече между лидерами Азербайджана и Армении деструктивно.
- Это свидетельствует о том, что армянская сторона не привержена взятым на себя обязательствам.
- Процесс делимитации должен идти на основе анализа всех имеющих юридическое значение документов.
- Глава МИД РА искажает суть переговорного процесса.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
24 ноября депутат НС РА Агнесса Хамоян заявила:
- Власти РА не способны работать с ОДКБ. Они так и не смогли добиться выгодных для себя формулировок в итоговых документах ереванского саммита ОДКБ.
- Нужно понять, почему в период председательства РА в ОДКБ Еревану не удалось заручиться политической поддержкой в противостоянии с Баку.
- Вместо этого власти лишь делают намеки, «анонсируют» выход из ОДКБ, критикуют Россию. К сложившейся ситуации привело и подорвало доверие к Еревану уголовное преследование тогдашнего генсека Юрия Хачатурова.
28 ноября глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- Привлечение ОДКБ в наш регион в вопросах, связанных с применением силы, сегодня может стать причиной серьезного конфликта в будущем.
- Власти то говорят, что должен быть мир, то говорят, не пришли, не осудили. И он идет на переговоры, внутренние договоренности. Примерно на 20 километров в районе Сюника отступили после прекращения боевых действий всего на основании устных договоренностей.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
24 ноября представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Спецпредставитель министра ИД РФ по вопросам нормализации армяно-азербайджанских отношений Игорь Ховаев обсуждает проблематику армяно-азербайджанского мирного договора в Ереване и Баку.
- Тематика мирного договора, как и другие вопросы армяно-азербайджанской нормализации, носит чувствительный характер. В Кремле намерены найти компромисс между Арменией и Азербайджаном. Москва считает нецелесообразным комментировать мнения сторон до выхода на конкретные договоренности, о чем неоднократно говорили, в том числе, и на брифингах.
- В вопросе нарушений режима прекращения огня со стороны Баку Москва исходит из необходимости неукоснительного исполнения положений всех трехсторонних заявлений лидеров РФ, АР и РА. «Считаем важным воздерживаться от провокационной риторики, которая может привести к обострению ситуации в регионе».
24 ноября президент АР Ильхам Алиев обсудил с сопредседателем МГ ОБСЕ от РФ Игорем Ховаевым подготовку мирного договора между Ереваном и Баку. На встрече состоялся обмен мнениями о переговорном процессе по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном и подготовке мирного договора.
24 ноября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Обстрелы армянских позиций на границе направлены на дискредитацию мониторинговой миссии ЕС. Ну а стреляют, возможно для того, чтобы затем объявить, что наблюдатели не справляются со своей работой, а значит необходимо только присутствие ВС РФ.
- Достаточная военно-политическая поддержка со стороны РФ отсутствует. «Если эта поддержка есть и в достаточном количестве, то почему у нас есть пленные, почему произошли события вокруг Черного озера, Хцаберта, вторжение в направление Джермука?».
25 ноября Российский миротворческий контингент в НК отреагировал на заявления Баку:
- Критика Баку относительно названия населенного пункта Магавуз вызывает удивление. Ранее и неоднократно, в бюллетенях МО РФ использовались и другие неазербайджанские топонимы в контексте обеспечения сопровождения автомобильных колонн граждан Азербайджана через территорию НК. Однако это не приводило к высказыванию претензий в информационном пространстве.
- МО Азербайджана «было бы совсем не плохо не подвергать сомнению деятельность РМК в НК по таким незначительным поводам», а продолжать совместную работу по сохранению мира в регионе.
26 ноября в интервью ОТА посол по особым поручениям РА Эдмон Марукян заявил:
- Встреча лидеров РФ и РА на полях саммита ОДКБ прошла в очень позитивной атмосфере. Есть некоторые позитивные месседжи по части прогресса в вопросе разблокирования ж/д Армения-Азербайджан, который был заторможен из-за несоблюдения Азербайджаном своих обязательств.
- На двусторонней встрече премьер-министра РА Пашиняна и президента РФ Путина в Ереване были обсуждены и гуманитарные вопросы. Путину передали письмо родственников армянских военнопленных, удерживаемых Азербайджаном.
- Также обсуждались Сочинские договоренности по гуманитарным вопросам. Делается все возможное для их скорейшего возвращения пленных из азербайджанского плена.
26 ноября президенты РФ и АР Владимир Путин и Ильхам Алиев обсудили по телефону реализацию трехсторонних договоренностей РФ, Азербайджана и Армении с акцентом на вопросы разблокирования транспортных и экономических связей в регионе.
США
28 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев и сопредседатель МГ ОБСЕ от США, старший советник по переговорам на Кавказе Филипп Рикер обсудили нормализацию отношений между Азербайджаном и Арменией.
В ходе встречи состоялся обмен мнениями о состоявшейся в Вашингтоне встрече глав МИД Азербайджана и Армении по вопросу нормализации отношений и переговорах по мирному договору.
Глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов и Рикер также обсудили нормализацию армяно-азербайджанских отношений. Они говорили о мирном договоре, делимитации и разблокировании коммуникаций.
29 ноября старший советник госсекретаря США по переговорам на Кавказе Филип Рикер в видеообращении, записанном в Баку, заявил:
- В переговорах между Азербайджаном и Арменией достигнут реальный прогресс.
- Вашингтон поддерживает прямой диалог Баку и Еревана и призывает стороны сохранить достигнутый импульс и в 2023 г.
30 ноября постоянный представитель США при ОБСЕ Майкл Карпентер заявил:
- В Вашингтоне хотят видеть скорейший процесс делимитации армяно-азербайджанской границы и заключение договора между Ереваном и Баку. В этом и заключается «простая задача» США, активно вовлеченных в переговорный процесс. «Мы будем продолжать искать способы свести вместе министров и лидеров».
- Когда речь идет об Армении и Азербайджане, приоритеты США заключаются в поддержке нормализации отношений между двумя странами; открытии транспортных и коммуникационных коридоров в регионе; налаживании добрососедских отношений, и, «конечно же, основополагающим является защита прав всего проживающего в регионе населения, в том числе в НК».
- В Вашингтоне поддерживают переговоры по Карабаху под руководством председателя Европейского совета Шарля Мишеля.
НИДЕРЛАНДЫ
24 ноября глава МИД Нидерландов Вопке Хукстра направил письмо в парламент, в котором, в частности отмечается:
- спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Тойво Клаар в одном своем твите выразил отвращение к видео, на котором предположительно азербайджанские солдаты расстреливают армянских пленных. Он призвал провести независимое расследование и, если подлинность видео подтвердится, привлечь виновных к ответственности. Пресс-секретарь Европейской службы внешних связей Петер Стано также призвал власти Азербайджана провести независимое расследование предполагаемого нарушения законов войны, представленного на видео.
- Генеральная прокуратура Азербайджана в тот же день объявила, что проведет расследование событий, показанных на этом видео.
- Нидерланды обсудили события видео в разговоре с послом Азербайджана 5 октября, выразив отвращение к тому, что изображено на видео, и призвали Азербайджан начать беспристрастное и независимое расследование.
- Посол Азербайджана подтвердил, что власти Азербайджана начали расследование событий на видео, и отметил, что оно будет независимым. Посол Нидерландов в Баку неоднократно доводил это до высокопоставленных азербайджанских собеседников. Кроме того, Нидерланды неоднократно подчеркивали важность независимого расследования этого видео в европейском контексте, в том числе в обсуждениях с рабочими группами Европейского союза (COEST), Европейской службой внешних связей (EEAS), а также с командой специальных представителей на Южном Кавказе. Спецпредставитель на Южном Кавказе и представитель ЕС рассказали о видео и призвали Азербайджан провести независимое расследование.
- Министерство обороны Армении подтвердило подлинность видео, а 20 октября Bellingcat опубликовала свое расследование относительно подлинности видео. Согласно этому анализу, существует достаточная уверенность в подлинности. Human Rights Watch проанализировала видео и призвала азербайджанские власти к независимому расследованию и ответственности.
30 ноября посол Нидерландов в РА Нико Схермерс посетил г. Джермук в Вайоцдзорской области РА и ознакомился с последствиями азербайджанской агрессии.
ОДКБ
24 ноября на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Он положительно оценивает ереванский саммит ОДКБ и переговоры с российским президентом. Обсуждения были открытыми, откровенными и положительными.
- Два документа – декларация и заявление по оказанию помощи Армении – не были подписаны из-за позиции Еревана. Они отправлены на доработку, и Пашинян надеется, что после этого удастся прийти к общему знаменателю.
24 ноября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Армения, помимо военной помощи, ожидает от ОДКБ и политических оценок. ОДКБ является военно-политическим блоком, и с политической точки зрения представленный на утверждение документ оказался недостаточным для его подписания. Именно из-за этого Армения отказалась подписывать два документа по итогам саммита. В частности, речь идет о выводе войск третьих стран с территории ОДКБ. «Если бы ожидания от ОДКБ были оправданы, Армения подписала бы документ».
- «Мы присоединились к ОДКБ для защиты от тандема Турции и Азербайджана. И когда пришло время дать хотя бы политическую оценку, ее нет в том виде, в котором она нам необходима. Армения отказалась подписаться под соответствующим документом, ожидая, что оценка все же будет дана».
- Ереван никогда не заявлял о своих намерениях покинуть ОДКБ. «Мы заявляли, что это ОДКБ уходит из региона, и мы этим крайне обеспокоены. Необходимо направить вопрос нашим партнерам о том, действительно ли Организация решила покинуть кавказский регион или нет. Если покидает, об этом, как минимум, необходимо публично заявить».
- Не надо путать европейских гражданских наблюдателей с военными. Эти наблюдали лишь фиксируют нарушения на границе. «Эта миссия является очень серьезной сдерживающей силой».
- Он подчеркнул, что та военная модель, которая применялась в постсоветских странах, сегодня себя не оправдывает, и армянская сторона предпринимает шаги в данном направлении.
25 ноября посол РФ в РА Сергей Копыркин в беседе с news.am заявил, что при активном участии РФ ведется работа по доработке проекта совместных мер по оказанию содействия Армении со стороны ОДКБ.
26 ноября в интервью ОТА посол по особым поручениям РА Эдмон Марукян заявил:
- Реакция ОДКБ на агрессию Азербайджана в отношении РА как с точки зрения политической оценки, так и других аспектах, ни в коей мере не соответствовала обязательствам организации.
- Ранее многократно заявлялось, что следует дать четкую политическую оценку агрессии Азербайджана против РА, оккупации территорий. И в этом направлении велась детальная работа, на каждом саммите предъявлялись документы и т.д. До последнего момента не удавалось получить такой документ, в котором указанные Арменией планки соблюдались бы. И это привело к тому, что премьер Пашинян отказался подписывать документ, вернув его на доработку. Ереван в этом вопросе «до конца сохранила планку своих требований».
- С одной стороны это стало беспрецедентным фактом, с другой стороны — армянская сторона очень открыто и откровенно пообщалась с партнерами по ОДКБ, которые с пониманием отнеслись к подходам Еревана.
27 ноября в интервью белорусскому телеканалу ОНТ генсек ОДКБ Станислав Зась заявил:
- ОДКБ предложила целый комплекс мер помощи РА, в том числе отправку на границу с Азербайджаном миссии, которая оценит ситуацию. Эти меры нашли поддержку у всех государств. «Единственное, чего не удалось достичь — консолидированной оценки той ситуации, которая там сложилась».
- Ситуация непростая, прежде всего на границе Армении и Азербайджана, там практически ежедневно происходят перестрелки, заявил генсек организации.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
24 ноября секретарь Совбеза РА Армен Григорян обсудил с управляющим директором по РФ Восточному партнерству, Центральной Азии, региональному сотрудничеству и вопросам ОБСЕ службы ЕС Михаэлем Зибертом работу европейских наблюдателей на армяно-азербайджанской границе.
25 ноября президент АР Ильхам Алиев обсудил со спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу Тойво Клааром мирный договор между Ереваном и Баку.
25 ноября глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил с управляющим директором по РФ, Восточному партнерству, Центральной Азии, региональному сотрудничеству и вопросам ОБСЕ службы ЕС Михаэлем Зибертом вопросы региональной безопасности и армяно-турецкие отношения. Мирзоян представил позицию армянской стороны касательно стабильности и мира на Южном Кавказе, подчеркнув, что воинственная риторика Азербайджана подрывает этот процесс, а вероятность новой эскалации остается высокой.
Зиберт побывал также в армянском МО, где замминистра обороны РА Арман Саркисян представил ситуацию на армяно-азербайджанской границе. Обсуждалась и деятельность мониторинговой миссии ЕС в РА.
Премьер-министр РА Никол Пашинян и Зиберт также обсудили деятельности миссии наблюдателей ЕС в РА.
26 ноября состоялась встреча министра ИД Азербайджана Джейхуна Байрамова и спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаара.
- В ходе встречи были обсуждены усилия по процессу нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, возможные дальнейшие шаги.
- Байрамов проинформировал об элементах мирного договора, подготовленного на основе 5 базовых принципов, представленных Азербайджаном, и обсуждениях, проведенных в Вашингтоне по комментариям армянской стороны.
- Была подчеркнута важность выполнения обязательств по взаимному открытию коммуникаций в регионе. Байрамов также подчеркнул, что обязательства Армении в этом направлении до сих пор не выполнены.
- Клаар заявил о намерении ЕС продолжать усилия по установлению мира и стабильности в регионе, открытию коммуникаций. Он подчеркнул важность процесса нормализации и ориентированных на результат переговоров между АР и РА.
28 ноября в своем микроблоге в Twitter спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клар написал:
- Азербайджану и Армении необходимы сдержанность и сильная политическая воля для снижения напряженности и достижения всеобъемлющего урегулирования.
- Важна приверженность президента Азербайджана формату, поддерживаемому ЕС.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
29 ноября пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын заявил:
- Есть подвижки в процессе нормализации турецко-армянских отношений. Спецпредставители двух стран регулярно контактируют, обсуждают различные вопросы, включая возможность перехода границы с паспортами. Это шаги, которые могут быть предприняты в скором будущем.
- Карабахский вопрос решен. Контакты теперь устанавливаются напрямую, а не через третьих лиц. «Это очень важно представитель». Встреча Эрдогана с Пашиняном в Праге была очень важна.
- РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
24 ноября на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- На последней встрече с президентом РФ в Ереване армянская сторона получила определенные сигналы о серьезной возможности восстановления железной дороги Горадиз-Мегри-Ордубад-Садарак-Ерасх.
- Но учитывая прошлый горький опыт, нужно все подтвердить и зафиксировать.
- А если договоренности будут реализованы, то программе «Армянский перекресток» потребуются большие инвестиции. И у Еревана проблем с этим не возникнет.
ТУРЦИЯ
25 ноября на открытии трехсторонней встречи министров транспорта и иностранных дел Турции, Казахстана и Азербайджана в Актау глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что «Зангезурский коридор» имеет стратегическое значение для торговли между Ближним Востоком и Кавказом, Азией и Европой.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
25 ноября депутат НС РА Арам Вардеванян представил заявление о сложении полномочий. По его словам, решение принято по личным обстоятельствам, оно обсуждено с коллегами. Вардеванян намерен вернуться к адвокатской практике, но продолжит поддерживать блок экс-президента Роберта Кочаряна и коллег.
28 ноября на заседании совета партии «Возрождающаяся Армения» было принято решение, согласно которому:
- Партия прекращает свою деятельность в НС РА.
- Трое из четырех представителей партии во фракции «Армения» в установленном законом порядке представили заявления об отказе от депутатских мандатов. Это председатель партии Ваге Акопяне, вице-председатели Рипсиме Стамбулян и Елена Киракосян.
- Земфира Мирзоева, представляющая в НС ассирийскую общину Армении, продолжит свою депутатскую деятельность. Членство в партии она временно заморозит.
- Члены пропорционального списка партии свободны в своем решении получить в порядке очередности или отказаться от депутатского мандата и в случае получения депутатского мандата должны покинуть ряды партии.
29 ноября фракция «Армения» провела с партнерами из партии «Возрождающаяся Армения» обсуждения и была в курсе их решения. Отмечается, что в их совместных политических целях и принципах ничего не изменилось. «Мы с уважением относимся к решению наших партнеров. Убеждены, что нам в этой политической борьбе еще многое предстоит совместно сделать».
30 ноября секретарь фракции «Айастан» Арцвик Минасян заявил:
- Депутаты из их фракции, сложившие мандаты, не изменили своего отношения к власти.
- Власти ежедневно оказывают давление на оппозиционеров незаконными действиями, распространяя ложные слухи.
- В настоящий момент в блоке нет обсуждений об уходе из парламента других депутатов, однако необходимо понимать: подобные решения — личные, которые вправе принять каждый из них.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
25 ноября посол РФ в РА Сергей Копыркин в беседе с news.am заявил:
- По недочетам в армяно-российских отношениях требуются терпение, настойчивость и воля с обеих сторон. Очень многое делается для того, чтобы отношения не только сохранялись, но и укреплялись, адаптируясь к новым реалиям.
- Конечно, есть проблемы. Их не может не быть. Но, в целом, работа по сохранению, укреплению и развитию наших отношений ведется на достойном уровне.
ИРАН
25 ноября вице-премьер РА Мгер Григорян и посол Ирана в РА Аббас Бадашхан Зохури обсудили возможность запуска железной дороги между РА и ИРИ в случае разблокирования региональных коммуникаций.
Они договорились провести в Иране заседание группы по выполнению поручений межправкомиссии. Также стороны говорили об основных направлениях сотрудничества, особенно, в сферах энергетики и транспорта.
ГРУЗИЯ
26 ноября замминистра энергетики РА Акоп Варданян заявил:
- Армения и Грузия готовят правовую базу для торговли электричеством.
- Сейчас энергосистемы двух стран работают изолированно и подключаются, когда нужно получить электроэнергию у соседа.
- После строительства новой ЛЭП они смогут обмениваться электроэнергией свободно. На границе оборудуют модуль-вставку постоянного тока. Конкурс на строительство уже объявлен, он завершится весной 2023 г. Работы займут еще 40 месяцев. Учитывая, что объемы перетоков намного вырастут, разрабатываются и специальные правила.
ИНДИЯ
28 ноября на открытии международной конференции «Армения-Индия. Новые стимулы для тысячелетних отношений» замглавы МИД РА Мнацакан Сафарян заявил:
- Армения и Индия проделали большую работу для сотрудничества в сфере обороны.
- Обсуждения велись и вокруг региональной безопасности, международных коммуникаций, транспорта и туризма.
- Армения может воспользоваться быстрым прогрессом Индии для укрепления своей обороноспособности.
ФРАНЦИЯ
28 ноября в Париж секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян встретился с президентом Франции Эммануэлем Макроном, советником по вопросам Континентальной Европы и Турции Изабель Дюмон, директором Департамента по делам Континентальной Европы Министерства иностранных дел Франции Фредерик Мондолони, с замначальника Управления международных отношений и стратегического планирования МО Франции вице-адмиралом Кристофом Лукой и сопредседателем МГ ОБСЕ от Франции Брисом Рокфо.
- На встрече Григорян подтвердил готовность Армении внести свой вклад в обеспечение безопасности в регионе.
- Собеседники с отметили возросшую в последнее время динамику развития многоотраслевых двусторонних отношений Армения-Франция.
ГЕРМАНИЯ
29 ноября секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян провел встречи с советником канцлера Германии по вопросам внешней политики и безопасности Йенсом Плётнером, госминистром иностранных дел Тобиасом Линднером и политическим директором МИД по вопросам Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии Матиасом Лютенбергом. Григорян также имел встречи в комиссии по внешним сношениям Бундестага.
- Григорян представил вызовы безопасности в регионе и подчеркнул точки зрения и усилия Армении по их разрешению.
- Он приветствовал решение правительства Германии, согласно которому Армения включена в стратегию реформ Федерального министерства экономического и международного сотрудничества до 2030 г.
- Участники встреч, высоко оценив нынешние политические контакты, договорились развивать диалог на высоком и высшем уровнях.
НАТО
21—24 ноября консультативная группа консорциума НАТО «Партнерство во имя мира» программы «Развитие оборонного образования» в РА провела семинар на тему «Роль и значение профессиональной сержантской системы в современных вооруженных силах» для представители МО и ВС РА. 24 ноября начальник ГШ ВС РА Эдвард Асрян принял представителей консультативной группы.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
КАНДИДАТЫ НА ПОСТ ГЛАВЫ МИД НКР
Газета «Грапарак» пишет, что одним из вероятных кандидатов на пост министра ИД НКР является экс-глава МИД РА Вардан Осканян, хотя упоминаются и другие имена, в том числе экс-министр ИД РА Ара Айвазян.
Окончательного решения нет и отставки были неожиданными, поскольку госминистр НКР Рубен Варданян ранее заявлял, что спешки в кадровых вопросах проявлять не будет и всем даст шанс проявить себя. Варданян 23 ноября прибыл в Ереван и собирается в Москву, где «уточнит некоторые вопросы, после чего и сформирует свой кабинет».
Однако, по сообщению источников газеты «Паст», Осканян на эту должность назначен не будет.
По сведениям газеты «Грапарак», главой МИД НКР может быть назначен Масис Маилян, который ранее уже занимал этот пост. Маилян на днях опубликовал в соцсетях фотографию с послом РФ в РА, «продемонстрировав тем самым, что слухи о том, что он принадлежит к соросовским кругам, сильно преувеличены, и что у него нет никаких проблем с представителями российского истеблишмента». Однако озвестно, что въезд Маиляна в РФ ранее был запрещен.
МНЕНИЕ
ГРАНТ МИКАЕЛЯН
26 ноября в передаче «Особое мнение» на youtube-канале «Новости-Армения» научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян выразил мнение, что:
- ОДКБ, как единая структура, так и не состоялась. В вопросе конфликта между Арменией и Азербайджаном эта организация недееспособна. Не следует ожидать от ОДКБ заявления с осуждением Азербайджана. Главная причина заключается в существенном ослаблении РФ. Остальные партнеры по ОДКБ не придерживаются проармянской позиции.
- В ОДКБ есть страны, которые ближе к Азербайджану и Турции, чем к Армении, власти которых ведут протурецкую политику и имеют прямые соглашения с Азербайджаном. В отличие от Турции, Армения не работаем в направлении налаживания отношений с этими странами.
- На саммите ОДКБ имел место дипломатический провал Армении. «Или мы остались одни и не смогли объяснить свою позицию, или наша дипломатическая позиция недостаточно сбалансирована». Армении следует осознать, что никто не стоит в очереди, чтобы помочь: «нам самим следует организовать все и найти правильные подходы, применить имеющиеся инструменты».
- Осуждение Азербайджана со стороны ОДКБ ничего не даст Армении. «Если ОДКБ осудит Азербайджан, то он испугается и не будет проявлять агрессию? Нет». Если бы у Армении была долгосрочная стратегия по изоляции Азербайджана, то это был бы важный шаг, но само по себе осуждение ничего не значит.
- Декларации против Алиева бессмысленны, он не стесняется оскорблять Россию, США, Францию. На уровне слов и осуждений проблема не решается, тут речь идет скорее об информационной политике, значимость которой не следует преувеличивать.
- Звучат мнения, что Армения должна выйти из ОДКБ, чтобы подумать о другом альянсе. Это исключено. Архитектура безопасности так не работает. «Возможности безопасности Армении и без этого крайне ограничены и ставить себя перед выбором или-или — неправильный путь, поскольку этим мы ограничиваем круг партнеров». Запад никогда не представлял Армении конкретных предложений по безопасности.
- Однако если Армения выйдет из ОДКБ, то это может дорого ей обойтись, поскольку чревато антиармянской консолидацией на евразийском пространстве. «И мы отныне не будем иметь друзей на постсоветском пространстве… Если мы выйдем из ОДКБ, несмотря на объективную ее немощность в важных для нас вопросах, то что приобретем взамен?».
- Баку добился того, что отныне срочники из РА не служат там, однако они не смогли добиться того, чтобы Армия обороны Арцаха была полностью распущена. Азербайджан стремится сделать так, чтобы в Арцах не завозилось оружие. «А ведь, в Арцахе не производят оружие, оно доставляется извне». Еще Азербайджан хочет, чтобы в Арцахе не было даже местной полиции, чтобы никто не носил оружие, и ему легче было проглотить Арцах и затем приступить к Сюнику», — считает политолог.
- Азербайджан очевидно готовится к новой агрессии против Армении, к захвату новых территорий. «Азербайджан нападет на Армению вне зависимости от того, будет ли подписано какое-либо соглашение».
- На данный момент для Азербайджана «цена агрессии» в отношении Арцаха и Армении очень низкая — ее необходимо поднять до того уровня, чтобы Азербайджан не смог напасть. Это необходимо сделать посредством активизации дипломатических контактов, также необходимо осознать, что любые соглашения с Азербайджаном ведут в тупик. «Если мы это осознаем, то необходимо соответствующим образом развивать и дипломатическую работу, и политику безопасности, и экономическую политику».
АРМЕН БАЙБУРТЯН
28 ноября в беседе с NEWS.am и Sputnik-Armenia бывший ЧПП в Индии Армен Байбуртян заявил:
- Нью-Дели проводит более деликатную и аккуратную политику в отношении Армении, видя претензии Баку к Еревану. «Армения, дружественная Индии страна, подвергается агрессии со стороны Азербайджана. Именно так видит и воспринимает ситуацию Нью-Дели».
- Индия сохраняет свои отношения с Азербайджаном, однако ее сотрудничество с Арменией находится на качественно более высоком уровне. Позиции двух стран совпадают чаще, чем позиции Нью-Дели и Баку.
- На фоне сотрудничества Пакистана и Баку Индия рассматривает Ереван как союзника.
- Армения вносит свой вклад в международный транспортный коридор «Север-юг», однако только усилий Еревана недостаточно. Существуют механизмы, на которые влияют ряд внешних и внутренних факторов. Они и определяют расположение путей, а также выгодность маршрутов с коммерческой точки зрения. В тоже время наши подходы необходимы для реализации идей и цели армянской стороны.
- Для любой страны важно создание дорог для связи с внешним миром, особенно присоединение к проектам международных коридоров. МТК в этом контексте — не исключение, поскольку уже формируется коридор.
- Индийская экономика — в числе лидирующих (5-е место в мире). И если раньше круг интересов Нью-Дели распространялся на Центральную Азию, то сейчас он охватывает и Южный Кавказ.
ОПРОС MPG/Gallup International Аssociation
29 ноября глава армянского представительства «GALLUP International Association» Арам Навасардян представил результаты телефонного опроса, проведенного 2-12 ноября в Армении среди 1100 респондентов.
Оценка реакции разных стран и организаций на сентябрьскую агрессию Азербайджана
- Реакцию Франции положительно оценили 69,3% респондентов
- Реакцию Ирана положительно оценили 68,8%.
- Реакцию США положительно оценили 62,3%
- Реакцию России положительно оценили 29,6%
- Реакцию ЕС положительно оценили около 36,9%
- Реакцию ОДКБ положительно оценили 11,6%
- Реакцию Турции положительно оценили 2%.
От кого Ереван прежде всего может получить военную помощь
- 37% — Россия (в прошлогоднем опросе — 38%)
- 32,5% — США (в прошлогоднем опросе — 23,8%)
- 25,5% — Иран (вариант отсутствовал в прошлогоднем запросе)
- 24,2% — Франция (в прошлогоднем опросе — 31,3%)
- 17,5% — Индия (вариант отсутствовал в прошлогоднем запросе)
- 7,5% — Китай (вариант отсутствовал в прошлогоднем запросе)
- 4% — Германия с результатом в
- 11,40% — Совбез ООН (вариант отсутствовал в прошлогоднем запросе)
- 1,7% — НАТО (вариант отсутствовал в прошлогоднем запросе)
- 0,2% — ОДКБ (7,2% в прошлогоднем запросе)
- 3% — иные страны респондентов (в прошлом году 12.9%)
- 7% — нет такой страны
- 1% — затруднились ответить (в прошлом году 5.2%).
Следует ли Армении выходить из ОДКБ
- 39,3% — не стоит выходить из ОДКБ, из которых 19,7% — скорее нет, 19,6% — однозначно не стоит.
- 43,3 % — следует выходить из ОДКБ, из которых 16,2% — скорее да, 27,1% — однозначно стоит.
- 17,4% — затруднились ответить
Как Ереван должен отреагировать на нападения Азербайджана
- 59,4% — РА должна вооружаться и быть способным дать отпор
- 14,1% — нужно активизировать мирные переговоры
- 10% — нужно обратиться к странам Запада за поддержкой
- 8,8% — нужно обратиться к России за поддержкой
- 9% — дали иной ответ
- 8% — затруднились ответить.
Присвоения населению Арцаха статуса нацменьшинства в составе Азербайджана
- 89,7% — неприемлемо (89,3% в 05.22)
- 5,9% — приемлемо (4,4% в 05.22)
- 4,5% — затруднились ответить (6,4% в 05.22)
Почему Запад участвует в армяно-азербайджанском урегулировании?
- 29,3% — содействие установлению мира между Ереваном и Баку,
- 23,3% — увеличивается роль Запад в регионе,
- 21,4% — вытесняют Россию из региона,
- 6,5% — с целью провоцирования новой напряженности,
- 5% — затруднились ответить.
31.5 % опрошенных положительно оценили Сочинскую встречу лидеров Армении, Азербайджана и России, 41.9% — негативно, еще 26.8 %- затруднились ответить.
35.3% респондентов положительно оценили Пражскую встречу лидеров, 37%- негативно, 27.7% — затруднились ответить.
Вектор интеграции Армении
- 6% — Ереван должен в равной степени участвовать в интеграционных процессах и с Западом, и с Россией. В июне 2020 г. так считали 27.6% респондентов.
- 4% (25.1% в 2020 г.) – в сторону Россию,
- 5 % (9.2% в 2020 г.) – в сторону США,
- 9% (17.1% в 2020 г.) – в сторону Европы,
- 1% (9.3% в 2020 г.) – в сторону иных стран,
- 5% затруднились ответить.
Необходимость досрочных выборов в РА
- 40,8% — выборы нужно проводить,
- 49% — выборы не нужно проводить,
- 10% затруднились ответить.
За какую политическую силу вы бы проголосовали
- 17,5% — за правящую партию «Гражданский договор»,
- 4,5% — за блок «Армения»,
- 2,2% — за блок «Честь имею»,
- 1,4% — партия «Республика»,
- 1,3% — партия «Процветающая Армения».
- 14,1% затруднились ответить,
- 7,2% отказались отвечать.
- 47,4% — проголосовали бы против всех.