АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
20 октября президент РА Ваагн Хачатурян на встрече с представителями армянской общины Болгарии
- рассказал о миссии наблюдателей ЕС на армяно-азербайджанской границе, подчеркнув важность деятельности миссии по фиксации фактов нарушения Азербайджаном международно-признанной границы РА, представлению этих фактов в других международных инстанциях с целью принуждения Азербайджана к выполнению требования о выводе войск. Он отметил, что “в этом плане очень важны помощь и посредничество Болгарии и других стран ЕС”.
- призвал армянскую общину посредством своих контактов в Болгарии донести до людей факт посягательства на территориальную целостность РА и стремления страны к миру.
- Заявил, что Ереван идет к миру, но этот мир имеет для него свою цену. “Мы исключаем все варианты возобновления войны, мы не хотим войны”. Это, по его словам, не значит, что Ереван становится на колени и попрошайничает. «Нет, мы просто заявляем, что идем к миру, никакого намерения уступать ни сантиметра от нашей территории нет и быть не может».
- подчеркнул, что никакого понятия “коридора”, соединяющего Азербайджан с Нахичеванью, не будет. Армянская сторона готова открыть границы, в предложениях по возможному мирному договору подчеркнуто, что Азербайджан также должен открыть границы, армянская сторона также должна использовать свои инфраструктуры, то есть обе стороны могут использовать инфраструктуры другой стороны, но в рамках международно-признанных норм. «А представления Азербайджана о возможности свободного передвижения без проверок и правил не могут быть реализованы».
- также подчеркнул важность обмена пленными, предоставления информации о пропавших без вести.
- напомнил о трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г., согласно которому российские миротворческие силы были направлены для обеспечения мирной и безопасной жизни в НК.
- Выразил обеспокоенность поведением президента АР Ильхама Алиева, который не признает деятельность МГ ОБСЕ и считает нагорнокарабахский вопрос решенным. Хачатурян подчеркнул, что ЕС и США также считают, что решение нагорнокарабахского вопроса должно быть найдено за столом переговоров. Этот вопрос также находится в повестке дня российской стороны. По этому поводу есть разные документы. Хотя нет надежды на то, что Азербайджан будет вести себя конструктивно в этом отношении, Армения считает, что этот вопрос следует обсудить с международными партнерами.
20 октября в Ереване глава МИД РА Арарат Мирзоян на брифинге со своим иранским коллегой Хосейном Амиром Абдоллахианом заявил:
- Вокруг мирного договора, других вопросов армяно-азербайджанских отношений, а также вопроса НК встречи последовательны на различных площадках в различных форматах. «Мы стараемся быть конструктивными и находить взаимоприемлемые решения». Однако всюду препятствием для продвижения является максималистский подход Азербайджана.
- Ереван надеется, что эти препятствия будут преодолены и в ближайшее время, тем не менее, нужно достичь взаимоприемлемых ситуаций и решений.
20 октября глава комиссии НС по внешним сношениям Эдуард Агаджанян в интервью ОТА заявил:
- Комментируя его вызвавшее критику заявление о том, что у Еревана нет ресурсов для обеспечения безопасности НК, а также обвинения в том, что власти РА «умыли руки» от НК, отметил, что речь шла об обеспечении безопасности и всех других прав военным путем со стороны РА. «К сожалению, после 44-дневной войны и в ее результате Республика Армения лишилась возможности защищать все права арцахцев таким образом».
- Этим обусловлен пункт в трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г. о том, что российские миротворцы возьмут на себя эту миссию. Иначе они не находились бы в Арцахе.
- «Армения не имеет военного присутствия в Арцахе, следовательно мы должны очень четко оценить те реальные ресурсы, которые есть в данный момент. В нашем случае речь идет, в основном, о политических и дипломатических ресурсах. Речь идет о максимальной вовлеченности международного сообщества».
25 октября премьер-министр РА Никол Пашинян написал в Twitter: что, начиная с 14 сентября 2022 г. Азербайджан создает различные препятствия для поисковых операций тел погибших армянских солдат в зоне последней азербайджанской оккупации. «Это антигуманное и неприемлемое поведение».
26 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Азербайджанские партнеры «обманывают российских коллег всеми возможными способами». На переговорах в европейских структурах они на самом высоком уровне обвиняют армянские власти в пророссийской позиции, а в переговорах с российской стороной обвиняют в прозападной позиции.
- Мирный договор между Ереваном и Баку по возможности надо быстро подписать. Когда говорится о подписании «до конца года», то это не следствие договоренности между сторонами, а это крайний срок по умолчанию. При этом он повторил, что ВС Азербайджана должны покинуть все международно-признанные территории РА.
26 октября в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Вражда должна быть управляема. Когда она неуправляема, она приносит только вред.
- Пашинян выразил надежду, что мирный договор с Баку будет подписан до конца 2022 г.
- Он выразил также надежду, что работы по делимитации границы будут завершены до подписания мирного договора. «Если учесть, что в Праге мы достигли договоренности, что делимитация пройдет по границам 1991 г., это вполне реалистично, так как эти границы известны».
- Необходимо начало прозрачного для международного сообщества диалога между НК и Азербайджаном. Должны иметь место механизмы защиты прав и безопасности армян НК.
АРЦАХ
20 октября в интервью Общественному телевидению Арцаха президент НКР Араик Арутюнян заявил:
- Главной проблемой региона стал конфликт между РА и АР, а не будущее Арцаха. В основе активность США, многочисленных встреч или телефонных разговоров президента Азербайджана или премьер-министра РА с Европой лежит мирный договор Армении и Азербайджана. В ходе этих переговоров затрагивается также карабахский вопрос.
- В ходе встреч с руководством РА, в первую очередь, была получена информация о развитиях и встречах последних 1-1,5 месяцев, о вопросах, которые поднимали посещавшие РА официальные лица. Это позволило понять, какие точки зрения по НК озвучиваются или обсуждаются в международной плоскости. Если до 44-дневной войны основным вопросом был карабахский конфликт – в их транскрипции, а для арцахцев – вопрос статуса и будущего НКР, то сейчас главной проблемой региона стали происходящие между Арменией и Азербайджаном конфликты, боевые действия и обсуждаемые темы.
- Международные игроки, которые пытаются предлагать свои услуги в вопросе мирного договора между Ереваном и Баку, принижают значение карабахской проблемы и предлагают не очень выгодные предложения.
- «Мы должны трезво оценивать ситуацию, и определить предпочтительный и перспективный для нас политический курс и руководствоваться им, не отклоняясь от международного права на самоопределение народа Арцаха. Это не подлежит обсуждению. В ходе любой встречи, в ходе любого обсуждения мы четко формулируем, что право народа Арцаха на самоопределение не подлежит обсуждению».
- Арцах в составе Азербайджана – забытая идея, «мы даже и не думаем об этом». Де-факто независимость НК не обсуждается. Конечно, для признания де-юре придется долгое время бороться – годы, десятилетия. Борьбу нужно продолжать на международных площадках вместе с различными государствами, дружественными странами, со странами, уважающими демократию. «Но де-факто независимость была, есть и будет».
- Возможный мирный договор между Арменией и Азербайджаном не может помешать борьбе народа Арцаха. Какой-либо договор не может предопределить будущее Арцаха, а норма о территориальной целостности не является приоритетной по отношению к норме о самоопределении наций, в рамках которой ведет борьбу Арцах.
- Комментируя вопрос возможных контактов между Степанакертом и Баку, он отметил, что после 9 ноября 2020 г. между сторонами имеются контакты, в ходе которых они решали вопросы относительно поиска без вести пропавших, инфраструктурные проблемы. Контакты с азербайджанской стороной не происходили и не будут происходить без участия миротворцев РФ.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
25 октября глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- Армения в состоянии самостоятельно защищать свои границы, но не при действующей власти.
- Страна может обращаться за помощью к ОДКБ лишь после того, как использовала весь свой потенциал.
- В первую очередь нужно вводить военное положение и мобилизовать ресурсы, а не кричать и просить помощи.
- Действующие власти не в состоянии защищать суверенитет страны. Они ведут РА по непонятному геополитическому курсу, а Запад диктует окончательную потерю Арцаха.
ПАРТИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»
26 октября лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян заявил:
- в РА сегодня очевидным образом поощряются антироссийские настроения. Тем временем, безопасность НК сегодня обеспечивается исключительно благодаря российским миротворцам и «авторы антироссийской кампании подвергают угрозе физического уничтожения 150 тысяч армян Арцаха».
- Демарши, непродуманные заявления и шаги различных кругов в отношении РФ могут также привести к разрушению экономики Армении.
- Конечно, у РА должны быть хорошие отношения с Западом, с соседями, но это не может быть в рамках логики «против России». «Армения должна продолжать развивать свои стратегические отношения с Россией».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
20 октября глава комиссии НС РА по внешним связям Эдуард Агаджанян заявил:
- комментируя заявление члена Палаты представителей США Прайса об изменении баланса сил в регионе Южного Кавказа, он выразил мнение, что речь идет о том, что РФ в результате войны с Украиной тратит огромные ресурсы на этот процесс, и ресурсы РФ недостаточны в контексте сохранения влияния на процессы в РА и предположительно в НК. Но это оценка американского конгрессмена.
- «Конечно, здесь мы также должны говорить о проблемах, имеющихся в отношениях Армении и России, Армении и ОДКБ, а также о, мягко говоря, медлительности, или отсутствии реакции со стороны ОДКБ относительно вторжения ВС Азербайджана на суверенную территорию Армении 13 сентября».
- Он назвал проблемой стремление Турции координировать с Азербайджаном урегулирование с РА.
24 октября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Президент РФ Владимир Путин пригласил лидеров Армении и Азербайджана Никола Пашиняна и Ильхама Алиева в РФ на очередной трехсторонний саммит. На нем планируется обсудить весь комплекс трехсторонних и двусторонних вопросов.
- Попытки внешних сил рассорить Москву и Ереван не увенчаются успехом. РФ настроена на упрочение стратегического союзничества с Арменией, это позволит сообща преодолеть нынешние вызовы.
- РФ беспокоят тревожные тенденции в Закавказье, куда Запад пытается перенести отработанные на Украине конфронтационные схемы.
- «Видим, какому беспрецедентному давлению извне подвергается братская Армения. Бесцеремонный и нахрапистый подход Запада прослеживается и в нормализации армяно-азербайджанских отношений».
- Не учитываются ни региональная специфика, ни особая чувствительность проблематики. Истинные цели Вашингтона и Брюсселя – самопиар и выдавливание РФ.
- Трехсторонние наработки присваиваются и извращаются. Продвигаются наспех состряпанные инициативы, не учитывающие интересы населения, тиражируются голословные обвинения в том, что Москва якобы не выполняет свои обязательства перед Арменией.
- Именно РФ остановила войну в ноябре 2020 г., направила миротворцев в регион, вносит решающий вклад в урегулирование вооруженных инцидентов. Попытки внешних сил добиться вывода миротворцев направлены на дестабилизацию Южного Кавказа.
26 октября в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Несмотря на договоренности, достигнутые в рамках трехсторонней рабочей группы, делаются какие-то заявления о неких коридорах. Причем не только с азербайджанской стороны, «в России есть какие-то непонятные люди, которые пытаются развить этот нарратив вопреки заявлениям президента России, МИД, вице-премьера».
- В трехстороннем заявлении от 2020 г. стороны условились о повышении безопасности на азербайджано-армянской границе и по вопросу комиссии по делимитации границы. Тогда Армения заявила, что необходимо создать механизмы безопасности, и только потом говорить о начале делимитации. Ряд партнеров, в том числе, российских говорили, что деятельность комиссии будет механизмом безопасности. «Хотя мы не разделяли это мнение, но решили действовать гибко. После ее формирования произошла агрессия 13 сентября». Пашиняну непонятно, почему партнеры, настаивавшие на работе комиссии, до сих пор не дали четкой политической оценки азербайджанской агрессии. Он намерен обсудить эти вопросы, в том числе, в двустороннем формате с российской стороной.
США
24 октября директора Офиса по вопросам Кавказа и региональных конфликтов Государственного департамента США Марк Камерон посетил Гегаркуникскую область РА, побывал в Варденисе и Сотке, встретился с командиром 2-го армейского корпуса ВС РА и ознакомился с ситуацией на армяно-азербайджанской границе.
ИРАН
20 октября в Ереване глава МИД ИРИ Хоссейн Амир Абдоллахиян заявил:
- У Еревана и Тегерана есть общие опасения, для решения которых прилагаются усилия.
- Он сообщил о разработке дорожной карты и составлении документа о долгосрочном сотрудничестве с РА.
- Иран против иностранного присутствия в регионе, в том числе в РА и АР.
- Тегеран против изменения исторических границ в регионе, это красная линия для Ирана.
- У Ирана есть возможность противодействовать и противостоять любой попытке реализации подобной идеи.
В свою очередь, глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Ключевой темой обсуждения с главой МИД Ирана стала безопасность и стабильность в регионе․
- Представлены детали процесса подготовки мирного договора с Азербайджаном.
- Представлены последствия агрессии Азербайджана против территориальной целостности и суверенитета РА.
- Мирзоян подчеркнул необходимость вывода азербайджанских ВС с суверенной территории РА, репатриации армянских пленных и выяснения судеб погибших судеб, пропавших без вести и подвергшихся насилию соотечественников, а также соблюдения режима прекращения огня.
- «Мы едины во мнении, что проблемы между странами региона должны решаться с помощью переговоров и конструктивного диалога, исключая применение силы или угрозу применения силы».
21 октября глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил:
- Тегеран считает безопасность РА и региона своей безопасностью.
- Он указал на важность сохранения территориальной целостности и безопасности Армении. «Наша политика – уважать территориальную целостность и международно-признанные границы».
- Сюникская область — один из важнейших участков проекта Север-Юг, и Иран считает Армению одной из ключевых транзитных стран коридора.
- Тегеран приложит максимальные усилия для того, чтобы транзит, грузоперевозки и пассажироперевозки развивались по этому пути.
- Решение основать генконсульство в Капане показывает важность, с которой относится правительство и народ Ирана к тысячелетним отношениям ИРИ и армянского народа.
Генконсул Ирана в Капане Абедин Варамин заявил:
- Противодействие Ирана попыткам пересмотра границ будет соразмерным.
- Тегеран всегда подчеркивал, что страны региона не нуждаются в присутствии иностранных ВС.
- Иран хочет видеть РА стабильной и мирной.
ТУРЦИЯ
20 октября президент Турции Реджеп Эрдоган по итогам встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявил, что надо «загнать Армению в угол» и через суд потребовать «компенсацию по Карабаху».
21 октября глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил:
раскритиковал решение ОБСЕ об
- ОБСЕ зарекомендовала себя в качестве «центра неразрешимости проблем», а последнее решение по отправке в РА миссии по оценке потребностей «противоречит требованиям и мандату самой организации».
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил:
- Важным шагом со стороны Еревана по нормализации обстановки в регионе станет «открытие транспортной связи между Нахчываном и основной территорией Азербайджана».
ГРУЗИЯ
24 октября на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил о «полной готовности» правительства Грузии продолжить поддерживать мирную политику в регионе.
- По его словам, соглашение о начале процесса мирных переговоров, достигнутое между Азербайджаном и Арменией за последний период дает огромную надежду.
- Грузия выражает полную готовность содействия мирной политике и приветствует идею Алиева по созданию трехстороннего дискуссионного формата на Южном Кавказе.
- Предложенная Тбилиси мирная инициатива соседства не направлена на замену уже существующих форматов или препятствование им.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
20 октября на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Пашинян поприветствовал начало работы миссии гражданских наблюдателей ЕС вдоль армяно-азербайджанской границы. Он напомнил, что соответствующая договоренность была достигнута в ходе четырехсторонней встречи 4 октября в Праге.
- С удовлетворением отметил, что партнеры из ЕС очень оперативно отреагировали, приняли решение, и подготовительная группа уже работает в РА. В ближайшее время в РА прибудет основная группа, наблюдательная миссия в составе 40 человек.
- Изначально планировалось, что наблюдательная миссия должна работать 2 месяца. Но в экспертном сообществе, звучат мнения о том, чтобы продлить срок этой миссии или сделать ее бессрочной. «И, если мы увидим такую возможность и необходимость, то не исключаем, что изучим вопрос глубже».
20 октября ЕС выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Миссия ЕС на армяно-азербайджанской границе не будет участвовать в расследовании фактов, у нее функция наблюдателя.
- Представители миссии будут наблюдать за режимом прекращения огня, событиями вдоль границы, в том числе связанными с правами человека.
- Еще одной ролью миссии станет содействие укреплению доверия между двумя странами и работе пограничных комиссий по делимитации и демаркации.
- Миссия будет развернута только на армянской стороне международно-признанной границы между Арменией и Азербайджаном.
- Мониторинговая миссия ЕС и оценочная миссия ОБСЕ работают по отдельным мандатам, но поддерживают связь друг с другом.
21 октября постоянный докладчик Европарламента по РА Андрей Ковачев заявил:
- «Нападение на Армению было со стороны Азербайджана, а не с Марса».
- Это не тот случай, когда нужно призывать к прекращению огня в равной степени обе стороны.
- Со спикером НС РА Аленом Симоняном они обсудили антиармянскую риторику властей Азербайджана, уничтожение армянского культурно-религиозного наследия, проблему репатриации военнопленных и гражданских лиц.
-
Секретарь Совбеза РА Армен Григорян представил последствия азербайджанской агрессии и детали переговоров с Баку.
22 октября премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил ситуацию вокруг НК и делимитацию границы между Арменией и Азербайджаном с постоянным докладчиком Европейского парламента по делам Армении Андреем Ковачевым.
- Пашинян подчеркнул важность посреднических усилий ЕС по достижению мира в регионе и наблюдательной миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе.
- Собеседники обменялись мыслями о ходе демократических реформ, региональных проблемах, ситуации вокруг НК, делимитации границы между Арменией и Азербайджаном и о других вопросах.
Третий президент РА Серж Саргсян также обсудил обстановку вокруг НК с Ковачевым. Собеседники говорили об армяно-азербайджанском урегулировании в контексте последней агрессии Баку, арцахской проблематике. Саргсян подчеркнул, что признание и обеспечение права народа НК на самоопределение должны быть отражены в документах по вопросу.
ОБСЕ
Азербайджан отказался рассматривать проект бюджета ОБСЕ на 2023 г. из-за отправки миссии ОБСЕ в РА.
21 октября губернатор Гегаркуникской области Карен Саргсян принял представителей миссии ОБСЕ по сбору фактов во главе с полковником Робертом Аркадиусом Ткачуком․ Саргсян рассказал им о последствиях агрессии Азербайджана в отношении 12 населенных пунктах в Вардениса и Чамбарака. На встрече присутствовал также командующий 2-ым армейским корпусом полковник Ваграм Григорян.
22 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян принял миссию ОБСЕ по оценке потребностей.
- Мирзоян подчеркнул, что работа миссии в РА полностью соответствует мандату и целям организации.
- Он выразил надежду, что деятельность миссии и ее итоговый доклад станут для председательства, секретариата и стран ОБСЕ источником объективной информации о ситуации, возникшей после азербайджанской агрессии, а также сыграют роль в установлении стабильного мира в регионе и предотвращении новой агрессии.
- В ходе встречи представитель ГШ ВС РА представил членам миссии обстановку в приграничных районах.
23 октября представители миссии ОБСЕ по сбору фактов посетили приграничные зоны Сюникской области. Сотрудники областной администрации Сюника представили делегации ОБСЕ последствия военной агрессии, развязанной Азербайджаном 13 сентября.
Глава общины Горис Аруш Арушанян обсудил с членами миссии ОБСЕ обстановку, сложившуюся в общине. Членам миссии были представлены последствия азербайджанской агрессии против РА.
Представители ОБСЕ посетили населенные пункты Веришен, Акнер, на месте ознакомились с обстановкой, а также побеседовали с жителями, пострадавшими в результате военных действий.
-
25 октября наблюдатели ОБСЕ в Джермуке ознакомились с последствиями нападения азербайджанских ВС. Мэр города Ваагн Арсенян представил им обстановку в регионе, нанесенный гражданским инфраструктурам ущерб и возникшие после агрессии угрозы. Делегации показали и места дислокации азербайджанских ВС у города. Наблюдатели посетили армянские позиции, канатную дорогу, разные районы Джермука.
- Представители миссии ОБСЕ посетили также ряд населенных пунктов Гегаркуникской области. Члены миссии побывали в мэрии Вардениса, а затем посетили пострадавшие в результате азербайджанской агрессии 13-14 сентября населенные пункты Кутакан, Сотк, Верин Шоржа, Айрк и Норабак.
25 октября посол по особым поручениям РА Эдмон Марукян обсудил с представителем председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком последствия азербайджанской агрессии в отношении РА.
- Марукян отметил важность адресной реакции международного сообщества на эти события, в частности, осуждение посягательств Баку на суверенитет и территориальную целостность Армении.
- Он также подчеркнул важную роль ОБСЕ в предотвращении дальнейшей агрессии и урегулировании конфликтов.
26 октября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян принял членов группы по оценке потребностей ОБСЕ, возглавляемой полковником Робертом Аркадиушем Ткачиком.
- Григорян представил последствия последней азербайджанской агрессии. Он подчеркнул, что эта агрессия была ударом не только по суверенитету Армении, но и по демократическим процессам в стране.
- Ткачик выразил уверенность, что ОБСЕ продолжит углублять сотрудничество с РА.
ОДКБ
26 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Армения ничего не сделала в направлении смены курса. Но налицо то, что «не Армения выходит из ОДКБ, а ОДКБ из Армении». В дальнейшем, если выяснится, что ОДКБ решила выйти из региона, то мы можем встать перед фактом. «Мы ждем действий, ждем реакции ОДКБ на действия Азербайджана, времени осталось мало».
- Армения не портит свои отношения ни с одной страной. Она хочет, чтобы ее отношения были справедливы, осуществлялись обязательства, взятые по вопросу ее границ. И будет делать для этого все. «Здесь нет эмоций, вопроса любить-не любить. Есть обязательства, и мы будем добиваться их выполнения, пытаться всеми возможными способами защищать наши границы».
- Армения подвергается нападению. Система безопасности, где находится РА, демонстрирует очевидные проблемы. Те обязательства, которые взяли страны-партнеры, должны осуществляться.
26 октября в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- В результате обращения РА в ОДКБ, состоялось внеочередное заседание Совета Организации, после чего группа ОДКБ посетила Гегаркуникскую и Сюникскую области, чтобы на месте оценить последствия вооруженной агрессии ВС Азербайджана.
- По инициативе РА состоится внеочередное заседание СКБ ОДКБ, чтобы обсудить этот доклад. «Надеюсь, что очень скоро заседание состоится».
- Ереван ожидает, что ОДКБ даст политическую оценку сложившейся ситуации и примет дорожную карту в отношении восстановления территориальной целостности РА. Это ожидание не только со стороны властей, но и народа РА.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
20 октября в интервью ОТА глава комиссии НС по внешним сношениям Эдуард Агаджанян, комментируя заявление главы МИД Турции Чавушоглу о том, что РА должна предпринимать шаги в вопросах «Зангезурского коридора» и мирного договора с Азербайджаном и тогда они тоже пойдут навстречу, заявил:
- Турецкая сторона не пытается сбить с толку армянскую сторону, потому что неоднократно заявляли, что отношения с РА всегда координируют со своими азербайджанскими братьями.
- Но именно это проблематично в контексте развития армяно-турецких отношений. Это проблема, которую Армения не может решить самостоятельно.
- В армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношениях Армения должна максимально пытаться привлечь международное сообщество.
25 октября пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян сообщил:
- Армения и Турция в ближайшее время обсудят вопросы начала прямых авиаперевозок и открытия границы для третьих стран.
- В связи с этим вскоре состоятся переговоры представителей соответствующих ведомств двух стран.
- В настоящий момент нет никаких договоренностей относительно следующей встречи спецпредставителей Армении и Турции.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
20 октября в Twitter посол по особым поручениям РА Эдмон Марукян написал:
- РА ни письменно, ни устно не брала на себя обязательств по предоставлению «коридора» по своей территории.
- «Все те, кто утверждает, что Армения обещала нечто подобное, выдают желаемое за действительное».
20 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Ереван готов открыть коммуникации с условием, что дороги будут под юрисдикцией Армении, однако мы сталкиваемся с бескомпромиссным поведением Азербайджана в этом вопросе и видим, что «третье страны, иногда неожиданно для нас, содействуют азербайджанской интерпретации этой дороги».
- Турция даже более заинтересована в открытии коридора в экстерриториальном статусе, чем Азербайджан.
ИРАН-ИНДИЯ-АРМЕНИЯ
20 октября в Ереване глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил:
- Принимая во внимание роль Индии и возможное влияние на регион, было принято решение сформировать трехстороннюю платформу Армения-Иран-Индия, чтобы суметь реализовать наши цели, связанные с данной дорогой.
- Индия может быть вовлечена в дорожный коридор, частью которого является Север-Юг
В свою очередь, глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- РА действительно заинтересована в дорожном коридоре Персидский залив — Черное море.
- Армения, как и Иран, и Болгария предварительно подписали соглашение. Переговоры ведутся и с другими странами, которые не были вовлечены в этот процесс. «Считаю, что коридор будет интересен, в том числе, и Индии».
РОССИЯ
21 октября на пленарной сессии Международного экспортного форума «Сделано в России – 2022» вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил:
- Строительство железной и автомобильной дорог через Мегри по территории РА, суверенитет которой никем не подвергается сомнению, зависит от позиции РА.
- Азербайджан и Иран приступили к строительству мостов на границе, которые свяжут автомобильные дороги двух стран и позволят обеспечить кратчайшее и удобное движение между западными районами Азербайджана и Нахичеваном.
ЭКОНОМИКА
«РОСТЕЛЕКОМ»
21 октября Министр экономики РА Ваан Керобян и его заместитель Нарек Терян встретился с главой «Ростелекома» в Ереване Михаилом Осеевским.
- Стороны обсудили с программы, реализуемые компанией в РА, и возможности сотрудничества с армянскими госструктурами.
- Они также коснулись новых стратегических проектов и инвестиционных инициатив — в контексте строительства центра обработки данных и улучшения интернет-услуг, предоставляемых в РА.
РФ-РА
21 октября в Ереване глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников заявил:
- РФ максимально открывает свой рынок для армянских компаний. Уже есть свободные ниши, и у армянских компаний есть большой запрос на их освоение.
- Прежде всего необходимо решить вопрос с логистикой: паромной переправой, КПП «Верхний Ларс», авиасообщением. Это позволит нарастить товаропоток, увеличить возможности армянской экономики и упростить доступ армянских комплектующих на российский рынок.
- РФ и РА задействуют «горячую линию» для бизнеса двух стран. Специалисты будут оперативно консультировать фирмы и предоставлять всю необходимую информацию. Это особенно важно, учитывая, что РФ — крупнейший рынок для армянских экспортеров. Кроме того, в РА в последние месяцы открылось много компаний, основанных россиянами.
- Вскоре полноценно заработает и Центр стратегического развития. Здесь будут изучать ниши для армянского бизнеса на российском рынке. Это будет первый подобный опыт на евразийском пространстве. С уходом из РФ ряда западных компаний, на российском рынке открылись новые ниши, и армянский бизнес хочет и готов их осваивать.
Министр экономики РА Ваан Керобян заявил:
- Армянские компании нарастили экспорт в РФ на фоне ухода некоторых иностранных компаний с российского рынка –экспорт вырос почти по всем статьям. В частности, в РФ стали больше вывозить продуктов питания, текстиля, алкоголя и напитков.
- Сейчас армянское Минэкономики работает над повышением конкурентоспособности армянской продукции.
- Также предстоит решить вопросы с логистикой. Близок запуск паромной переправы.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
25 октября на международной конференции по здравоохранению замглавы Минздрава РА Артак Джумаян и глава комитета здравоохранения Санкт-Петербурга Дмитрий Лисовец договорились, что РА и РФ подготовят большой пакет сотрудничества в сфере здравоохранения. Проект предусматривает тесные контакты не только по линии министерств, но и областных и городских медцентров.
25 октября стало известно, что руководство НС РА объявило приезд первого зампреда Комитета Госдумы по делам СНГ Константина Затулина в РА нежелательным, обосновав это тем, что его публичные высказывания последнего периода в адрес РА якобы наносят ущерб развитию дружественных и союзнических отношений между РА и РФ.
- Сам Затулин оценил это решение как оскорбительный шаг. Он сообщил, что 24 октября направил вице-премьеру РА Мгеру Григоряну письмо с просьбой о содействии в посещении 29 октября представителями «Лазаревского клуба» и Константином Затулиным города Джермук и его окрестностей с целью ознакомлении со складывающейся ситуацией.
- В интервью Sputnik Армения Затулин объяснил, почему письмо о запрете на его въезд получено перед заседанием Лазаревского клуба и поездкой Пашиняна в Москву. По его мнению, во-первых, это может быть связано с тем, что приглашение на участие в Лазаревском клубе было отправлено и спикеру НС Алену Симоняну. Вторая причина: наверное, перед встречей Пашиняна с Путиным власти не хотят афишировать свою причастность к этому. Есть подозрения, что могут быть еще «нежелательные персоны».
- Затулин считает, что Ереван явно меняет курс, поощряется антироссийская кампания. Делается намек, что РФ не выполняет свои обязательства как союзник. Не хотят обсуждать российско-армянские отношения. Правительство Армении вовлечено в переформатирование сознания общества Армении в антироссийском духе, в пользу отношений с теми странами, с которыми РФ находится в конфликте.
- Затулин также отверг попытки приписать ему «ущерб Армении». «Пусть назовут какого-либо другого политика, кто больше меня поддерживал Армению и был озабочен судьбой Нагорного Карабаха». Он не знает, какие его высказывания могли повлечь такую реакцию со стороны властей РА.
- Позже Затулин заявил, что МИД РФ намерен направить запрос в МИД РА для прояснения ситуации.
-
Фракция «Армения» НС РА выступила с заявлением, отметив, что объявление Затулина персоной нон-грата направлено на подрыв союзнических отношений с РФ. Этот шаг властей направлен также на удовлетворение требований Баку и Анкары. «Неслучайно мишенью армянских властей оказываются лица, которые на протяжении многих лет подвергались критике со стороны Турции и Азербайджана и которые поддерживают интересы Армении, Арцаха и армянского народа».
-
Председатель комиссии по внешним связям НС НКР Ваграм Балаян выступил с заявлением по этому вопросу, отметив, что это известие было воспринято в НКР с глубоким возмущением. «Удивительно, что защитнику армянских интересов в России, большому другу Арцаха и проармянски настроенному депутату запретили въезд в Азербайджан, а теперь и в Армению». Отмечается, что «запрет на въезд в РА как армянских, так и иностранных деятелей, ведущих проармянскую деятельность, усложняет и без того непростую ситуацию. Такое поведение недопустимо. Это не тот путь. Будем надеяться, это решение будет пересмотрено».
Провластная газета «Айкакан жаманак» объясняет запрет на въезд в РА Затулина тем, что в своих публичных интервью депутат неоднократно обвинял власти РА в поражении в 44-дневной войны.
26 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Власти РА реагируют на все неуважительные высказывания в адрес страны.
- Границы РА — красные линии, с которыми должны считаться все партнеры.
- Это может касаться и Маргарите Симонян, и ее супруга, как и «агентов различных стран с армянскими фамилиями и манкуртов», если с их стороны прозвучит что-то неуважительное в адрес суверенной территории РА.
ИРАН
21 октября в Капане открылось генконсульство Ирана. С этой целью прибыл глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан. Министр ИД РА Арарат Мирзоян сказал, что открытие генконсульства придаст новое качество особым армяно-иранским отношениям, будет способствовать развитию связей между странами. По его словам, в РА осознают и понимают решение Ирана открыть генконсульство в Сюникской области, которая является позвоночником страны. Он подтвердил готовность Еревана основать дипмиссию в Тебризе и отметил, что Иран есть и будет ключевым партнером РА.
22 октября на встрече с председателем НС РА Аленом Симоняном в Ереване министр ИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил:
- Открытие Генконсульства Ирана в Капане содержит важное послание о том, что Иран против создания препятствий на границе с дружественной РА или на транзитных дорогах и выступает за развитие региона.
- Генконсульства Ирана в Капане будет способствовать наиболее эффективному использованию имеющегося в Сюнике потенциала в торгово-экономической, транспортной, энергетической и других сферах.
Премьер-министр РА Никол Пашинян на встрече с главой МИД Ирана заявил о необходимости долгосрочного планирования двусторонней повестки двух стран.
Глава МИД Ирана заявил, что он посетил РА, чтобы со своим армянским коллегой «определить долгосрочную дорожную карту для обеих стран».
В ходе переговоров стороны обсудили вопросы двусторонней повестки, коснулись экономического сотрудничества и отметили важность реализации потенциала, имеющегося в сфере торговли, обменялись мнениями о процессах и среде безопасности в регионе. Премьер-министр отметил важность четких оценок иранской стороны и тесного двустороннего взаимодействия в сложившейся ситуации.
ГРУЗИЯ
19-20 октября в РА побывала с визитом делегация МО Грузии. Сотрудники Департамента по социальным вопросам и психологической помощи грузинского МО пообщались с армянскими коллегами, а также посетили Фонд страхования военнослужащих и Минсоцтруда.
Делегацию принял начальник управления социальной защиты военнослужащих МО РА Александр Аветисян. Партнерам была представлена система льгот и гарантий, установленных армянским законодательством для военнослужащих и членов их семей, а также программы, реализуемые государством в этом направлении. Были обсуждены другие вопросы, касающиеся социальной защиты военнослужащих.
По итогам встречи достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве по направлениям, представляющим взаимный интерес.
США
25 октября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян провел телефонный разговор с помощником президента США и старшим директором Совбеза США по европейским вопросам Амандой Слот. Стороны обсудили повестку расширения и развития двусторонних отношений между Арменией и США.
ВАТИКАН
25 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян в рамках визита в Ватикан представил госсекретарю Святого Престола Пьетро Паролину позиции армянской стороны относительно вопросов безопасности и стабильности на Южном Кавказе.
- Мирзоян представил последствия последней агрессии Азербайджана против суверенной территории РА, подчеркнув императив вывода азербайджанских ВС, немедленного возвращения всех армянских военнопленных и неотложного соблюдения режима прекращения огня.
- В ходе встречи были затронуты вопросы защиты армянских духовных и культурно-исторических памятников на территориях, перешедших под контроль Азербайджана. В этой связи Мирзоян подчеркнул, что Азербайджан до сих пор препятствует визиту оценочной миссии ЮНЕСКО в Нагорный Карабах и прилегающие территории.
26 октября Его Святейшество Папа Франциск принял министра ИД РА Арарата Мирзояна.
- Мирзоян выразил благодарность за многочисленные послания и призывы к миру, с которыми выступил Папа Римский в ходе 44-дневной войны и в последующий период.
- Он представил сложившуюся в регионе ситуацию, подчеркнув важность решения гуманитарных вопросов, и по этому случаю передал Папе Римскому послание премьер-министра РА.
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО
20 октября секретарь Совбеза РА Армен Григорян встретился с делегацией во главе с руководителем британского оборонного отделения в Восточной Европе, командором авиации, генералом Питтом Кракфордом. Собеседники обсудили перспективы и пути сотрудничества в сфере безопасности. Григорян представил последствия агрессии Азебайджана, предпринятой 13 сентября.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
20 октября правительство РА утвердило два грантовых соглашения с Еврокомиссией на общую сумму в 33 млн евро
- €10 млн будет направлено на формирование МВД, реформы в полиции и миграционной службе, а также на сферу защиты прав человека.
- €23 млн — на содействие социально-экономическому восстановлению и развитию Армении в период после пандемии и войны. Содействие получат около 1500 микропредприятий и ИП, а также экспортеры армянской продукции на рынок ЕС.
Предпочтение будет отдаваться проектам в Сюникской области, направленным на обеспечение доступа к пастбищам и инициативам по созданию оросительных систем, заявил вице-премьер Мгер Григорян, представляя на кабмине проект.
В Сюнике финансирование получат около 200 малых и средних фирм и ИП. Деньги пойдут также на разработку политики по поддержке трудоустройства, помощь вынужденно перемещенным лицам из НКР.
ЕАЭС
20 октября на заседании Межправсовета ЕАЭС в Ереване премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- При нынешних потрясениях мировых экономических связей особенно важен диалог в ЕАЭС. В столь неустойчивых реалиях возрастает востребованность в более слаженном взаимодействии стран Союза. «Понимание взаимных интересов, готовность к компромиссам могут стать ключом к решению многих вопросов».
- ЕАЭС буквально ежедневно разрабатывает меры реагирования на возникающие проблемы.
21 октября на заседании Пашинян заявил:
- Товарооборот РА со странами ЕАЭС за январь-август 2022 г. достиг $2,8 млрд США, увеличившись на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года․ Экспорт из Армении увеличился в 2 раза, а импорт – на 58%. Пашинян подтвердил готовность Еревана к активному взаимодействию со всеми государствами-членами Союза в интересах продвижения евразийской интеграции.
- Существует необходимость доработки законодательства в рамках формирования общих отраслевых рынков ЕАЭС в энергетической сфере, что позволит урегулировать вопрос ценообразования на рынке газа для стран ЕАЭС. «Эта очень чувствительная тема и нам всем нужно понимание ценового горизонта как минимум на среднесрочную перспективу». В противном случае, страны ЕАЭС, до окончания действия двусторонних договоров не смогут воспользоваться потенциалом общего рынка газа. В этом вопросе, Ереван готов к конструктивному диалогу.
- Электронную торговлю в странах ЕАЭС нужно урегулировать. Обороты электронной торговли как с третьими странами, так и внутри стран ЕАЭС, непрерывно растут, поэтому все актуальнее становится ее эффективное налогообложение. В этом контексте он отметил важность скорейшего принятия регулирующих норм, которые должны быть основаны на принципах налогообложения в стране реализации.
- Экономические возможности ЕАЭС являются эффективными, о чем свидетельствует факт удвоения товарооборота между странами организации и входящей в нее РА. «Это воплощение в жизнь той формулы, что кризисные ситуации не только приносят трудности, но и новые возможности. Мы должны продолжать работу над тем, чтобы использовать эти возможности».
- Согласован первый пакет дорожной карты в рамках климатической повестки. Он важен с точки зрения перехода взаимодействия из декларативного русла в более практический. Пашинян также отметил вклад государств Союза в глобальные усилия по смягчению последствий изменения климата в соответствии с Парижским соглашением.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ВИЗИТА ПРЕЗИДЕНТА НКР В ЕРЕВАН
Издание «Паст» пишет, что в НК недовольны результатами визита возглавляемой президентом НКР Араиком Арутюняном делегации в Ереван. Премьер-министр РА Никол Пашинян открытым текстом заявил членам арцахской делегации, что в вопросе Арцаха власти РА бессильны что-либо сделать. Представители власти РА в последнее время уже публично заявляют, что ответственными за судьбу Арцаха являются сами арцахские власти и Россия.
По сведениям газеты «Грапарак», Пашинян посоветовал также изменить внешнеполитический вектор в сторону Запада, заявив, что Москва, позиции которой и без того ослабли, не желает вступать в противостояние с Анкарой и Баку, и Россия вскоре покинет Арцах.
ЕРЕВАН ХОЧЕТ ВОССТАНОВИТЬ ОТНОШЕНИЯ С БУДАПЕШТОМ
«Паст» пишет, что власти Армении хотят восстановить дипломатические отношения с Венгрией. В Праге прошла встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна с коллегой из Венгрии Виктором Орбаном, на которой была достигнута предварительная договоренность о восстановлении в ближайшие месяцы дипломатических отношений между двумя странами.
ЗАКОНОПРОЕКТ ПО «ЗАЩИТЕ» СУВЕРЕНИТЕТА РА
Власти РА планируют криминализировать действия и призывы к отказу от суверенитета республики. Соответствующий законопроект подготовлен Минюстом и опубликован на сайте e-draft.am. В рамках проекта предлагается внесение изменений в 2 статьи УК РА.
В случае принятия проекта уголовно наказуемыми деяниями будут считаться действия, «направленные на полное или частичное ограничение суверенитета Армении в пользу другого государства или международной или надгосударственной организации путем применения насилия или угрозы применения насилия, а также публичные призывы к отказу от суверенитета».
Согласно законопроекту, действия по ограничению суверенитета будут наказываться лишением свободы на срок от 12 до 15 лет.
АРМЯНО-ИНДИЙСКОЕ ОБОРОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Издание India Narrative пишет, что Армения и Индия откроют совместные производственные базы по линии оборонного сотрудничества. Дальнейшее взаимодействие Еревана и Дели также предусматривает создание совместных производственных баз в РА.
Армения может стать центром для дальнейшего экспорта оборонной продукции Индии в страны региона и на Балканы.
Визит министра обороны РА Папикяна в Индию является началом других подобных визитов на высоком уровне между двумя странами, поскольку оборонное сотрудничество должно углубляться еще больше.
Indian Defence Research Wing сообщает, что РА проявляет интерес к приобретению баллистических ракет индийского производства класса «земля-земля» малой дальности Pralay. Ракета оснащена твердотопливным ракетным двигателем и имеет квазибаллистическую траекторию. Дальность ее действия составляет 150-500 км, она может запускаться с мобильной пусковой установки.
КТО БУДЕТ МИНИСТРОМ ВД РА
«Грапарак» пишет, что премьер-министр РА Никол Пашинян уже определился с кандидатурой на пост министра внутренних дел. Им станет действующий глава Полиции Ваге Казарян, а начальником полиции будет назначен один из сегодняшних заместителей Казаряна.
Казарян оправдал надежды Пашиняна, к тому же у него самый низкий антирейтинг – в отличие от Андраника Кочаряна, Романоса Петросяна и Акопа Симидяна, которые также претендуют на пост главы МВД.
ВАРДАНЯН – ГОСМИНИСТР НКР
«Грапарак» пишет, что Рубен Варданян будет назначен госминистром Арцаха в начале ноября. В последние дни он встречается с представителями общественно-политических кругов Арцаха. Варданян встретился также с представителем общественного сектора Тиграном Петросяном, который уже два месяца как проводит акции протеста у резиденции президента, требуя отставки ряда госчиновников. После этой встречи акции протеста прекратились. Говорят, что Варданян обещал Петросяну должность советника госминистра. Также он обещал осуществить целый ряд кадровых изменений.
МНЕНИЕ
АРТЕМ ТОНОЯН
21 октября в интервью @SputnikArmenia иранист Артем Тоноян выразил мнение, что:
- Визит главы МИД Ирана в РА, открытие консульства в Капане и учения на границе с Азербайджаном – месседжи Тегерана Баку.
- Внутриполитическая ситуация в Иране не только не мешает, но и может стимулировать внешнюю военную активность. И именно Азербайджан — одна из самых удобных целей
- Иран до сих пор, скорее всего, сдерживает турецкий фактор. Но Тегеран понимает, что постоянные уступки приведут к тому, что военные действия будут уже на его территории, сказал эксперт.
СЕРГЕЙ МЕЛКОНЯН
24 октября востоковед Сергей Мелконян в своем ТГ-канале написал об итогах иранской военно-дипломатической активности.
-
Открытие консульства в Капане. Основные цели: получение присутствия в жизненно важном для себя районе, расширение возможностей для мониторинга обстановки в направлении Турции и Азербайджана, а также создание условий для оперативного реагирования в случае агрессии двух упомянутых государств. Иран лишь частично создал противовес турецкому присутствию. Для полного баланса необходим аналог «Шушинской декларации» между Ереваном и Тегераном.
-
Предложение концепции безопасности. Как заявил глава МИД Ирана в Капане, «Иран безопасность Армении и региона считает своей безопасностью». То есть Тегеран утверждает принцип «равной и неделимой безопасности». Таким образом, никакая сила не должна утверждать или расширять свое присутствие в регионе, исходя из соображений собственной безопасности, так как будет нарушать данный принцип. Фактически, Иран не только подтвердил свои красные линии, но и создал задел для подписания соответствующего соглашения с РА, который установит обозначенный выше баланс.
-
Продажа современного оружия. Активное применение вооружения иранского производства (или его аналогов) на украинском ТВД естественным образом повышает внимание к иранскому ВПК. Как заявил бывший командующий КСИР, заявку на приобретение БПЛА подали 22 страны, в том числе Армения. Однако в оригинальном заявлении РА не числится. Процесс закупки доступного в соотношении цена-качества иранских БПЛА должен был начаться давно. Более того, уже имелись программы совместного производства, которые были свёрнуты в 2018 г. Сегодня действующие власти РА отказываются от тесного военно-технического сотрудничества с Ираном, боясь реакции западных партнеров, хотя Тегеран продолжает направлять больше количество сигналов Еревану.
- Красивым аккордом во всей кампании стала демонстративная высадка иранского десанта на Араксе и объявление учений уже на границе с Турцией. Теперь после всего происходящего можете сами ответить на вопрос, что является более сдерживающим фактором для Турции и Азербайджана: 40 европейских наблюдателей или Иран.