Обзор 13 – 19 октября 2022 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
13 октября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян в интервью Общественному телевидению заявил:
- Армения и Азербайджан планируют до конца 2022 г. заключить мирный договор и провести делимитацию границы двух стран. То есть, делимитация и мирный договор взаимосвязаны.
- Это связано с озабоченностью Еревана относительно того, что Баку после заключения мирного договора может использовать отсутствие делимитации границы как повод для нападения на РА. В повестке продолжает оставаться также полный вывод азербайджанских ВС с суверенной территории РА.
- Договоренность об этом была достигнута в ходе его встречи с помощником президента Азербайджана Гаджиевым, организованной 27 сентября помощником президента США по национальной безопасности Салливаном.
- В ходе переговоров в основном обсуждались вопросы, касающиеся отношений между Арменией и Азербайджаном, а также вопрос НК.
- В части вопроса НК основным вопросом повестки было то, как можно создать международный механизм, чтобы НК и Азербайджан обсуждали безопасность и права армян, живущих в НК.
- В Женеве во время встречи министров ИД РА получила расширенные предложения по мирному соглашению от Азербайджана. Они укладываются в логику сделанных ранее пяти предложений. Есть и вопрос деблокады, по которому позиция Армении остается неизменной — деблокада должна быть осуществлена по принципу взаимности. Ереван работает над этими предложениями. «Надеюсь, что мы скоро ответим на эти предложения и буде возможность встретиться и обсудить их».
- «По большому счету» граница Армении и Азербайджана была делимитирована в 1929 г. Армения, Азербайджан и Грузия прошли этот процесс. «Остается прийти к совместному согласию, что мы принимаем это в качестве основы, гарантируем 29 800 кв. км Армении и двигаться вперед».
- Вопрос Арцаха в этих предложениях не упоминается.
- Григорян назвал ложными обвинения оппозиции в том, что стремление наладить диалог между Арцахом и Азербайджаном являются попыткой Армении «умыть руки». «Армения работает в этом направлении. Мы много раз обсуждали это со Степанакертом, и думаю, что это лучший путь, чтобы найти решения». В этом вопросе необходимы международные механизмы и гарантии. Это – «дополнительные» гарантия безопасности для обеспечения прав Арцаха.
«Процесс мирного договора между Арменией и Азербайджаном — это одно, создание международных гарантий безопасности Карабаха – другое».
13 октября замминистра ИД РА Паруйр Ованнисян, комментируя вопрос создания международного механизма для прямых контактов между Степанакертом и Баку журналистам заявил:
- Вопрос возможности диалога, будь то взаимодействие с США или в других форматах, всегда обсуждается.
- Однако на данный момент предпосылок для начала контактов между Баку и Степанакертом нет.
14 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Упоминание о НК в мирном договоре не нужно. Введение подобного пункта может вызвать появление зеркальных требований у Азербайджана и превратить мирный договор в ничто.
- Обсуждался вариант сепаратных переговоров в формате Арцах-Азербайджан, но Армения отвергла этот вариант. Армения должна быть максимально вовлечена в эти разговоры.
14 октября на саммите СНГ в Астане премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Ереван в ходе последних встреч говорил о готовности сотрудничать, но Баку не готов двигаться по мирному решению.
- Баку манипулирует текстом трехсторонних заявлений по Карабаху. Азербайджан пытается представить, что строительство новых дорог — это обязательство Армении, однако в трехстороннем заявлении говорится, что стороны должны согласовать этот вопрос. «И мы готовы на такое согласование, более того, мы заинтересованы в этом, и единственное, что ожидаем от Азербайджана в этом вопросе, — это конструктивность».
- Постоянное муссирование «коридорной темы» Азербайджаном в контексте разблокировки всех региональных коммуникаций является не чем иным, как искажением и саботажем реализации трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.
- Беспочвенны обвинения Алиева в том, что Армения организовала или организует нападения на посольства Азербайджана в европейских странах или в США. «Если были бы такие факты, Азербайджан давно бы эти факты опубликовал».
- Неприемлемы попытки придать религиозный контекст карабахской проблеме. «Мы находимся в очень близких отношениях со многими мусульманскими странами. Очень ярким примером этого является то, что большинство наших союзников в ОДКБ являются мусульманскими странами. У нас очень тесные и близкие отношения с Ираном, со многими арабскими странами». Нагорнокарабахская проблематика никогда не имела никаких религиозных основ.
- Азербайджан постоянно злоупотребляет вопросом репатриации военнопленных с целью достижения политической выгоды. В послевоенный период Азербайджан увязывал освобождение пленных с выдачей карт минных полей. Армения предоставила Азербайджану, в качестве жеста с нашей стороны, все имеющиеся у нас карты минных полей. Затем, получив их, Баку заявил, что они не точные. Но других карт у РА. Хотя обязательство, вытекающее из трехстороннего заявления, заключалось в исключительном обмене всех пленных.
- Ереван в одностороннем порядке передал Баку также несколько карт по захоронениям и более сотни останков жертв 1-ой карабахской войны.
- Кроме того, Баку не возвращает пленных, требуя до этого выяснить судьбу пропавших без вести в результате первой войны. Но и у Армении есть пропавшие с той войны – 777 человек, плюс 217 после 44-дневной войны. А число пропавших без вести армянских военнослужащих после сентябрьской эскалации на армяно-азербайджанской границе составляет 28 человек․
- Есть договоренность сегодня-завтра организовать вывод тел. До сих пор Азербайджан препятствует выводу тел погибших во время последней агрессии, и тела нескольких солдат продолжают находится в межпозиционных зонах, которые находятся на суверенной территории РА. Есть договоренность сегодня-завтра организовать вывод тел. «Надеюсь эта договоренность будет выполнена».
17 октября на своей странице в Twitter премьер-министр РА Никол Пашинян написал:
- Азербайджан постоянно приписывает свои нарушения режима прекращения огня Армении.
- Очевидно, что это лишь повод для новой военной агрессии против Армении.
- Необходим постоянно действующий международный механизм для поддержания режима прекращения огня и обеспечения безопасности границ.
18 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Азербайджан пытается повлиять на переговоры с РА с помощью.
- Ереван готов приложить все усилия, чтобы активные контакты и работа продолжались, однако Баку ведет себя неконструктивно и настроен максималистски.
19 октября премьер-министр РА Никол Пашинян в Twitter написал:
- в ходе первой нагорнокарабахской войны — 777 пропавших без вести армян, 217 — во время второй войны в НК и 29 пропавших без вести армян в результате агрессии Азербайджана против Армении 13 сентября.
- Он выразил надежду, что Азербайджан будем сотрудничать, чтобы армянская сторона смогла «выяснить судьбы своих соотечественников».
АРЦАХ
13 октября пресс-секретарь президента НКР Лусине Аванесяна сообщила:
- В ходе состоявшейся 12 октября встречи президента НКР Арутюняна с премьер-министром РА Пашиняном «обсуждалась сложившаяся ситуация».
- Находящиеся в Ереване члены делегации Арцаха в рамках ранее заявленной повестки в ближайшее время продолжат встречи с политическим руководством РА.
13 октября секретарь Совбеза РА Армен Григорян провел встречу с председателем НС НКР Артуром Товмасяном и членами возглавляемой им делегации.
- В составе арцахской делегации были министр НКР Давид Бабаян, советник президента НКР Масис Маилян, постпред НКР в РА Сергей Казарян и глава парламентской комиссии НС НКР по внешним отношениям Ваграм Балаян.
- В ходе встречи Григорян представил подробности проходящего по разным направлениям переговорного процесса. Также стороны обменялись мнениями по вопросам безопасности РА и НКР.
- Арцахская делегация заявила, что любая попытка рассматривать будущее НК в составе Азербайджана является «красной линией» для Степанакерта, и Арцах остается приверженным возобновлению переговорного процесса в формате МГ ОБСЕ с участием официального Степанакерта.
14 октября на встрече председателя НС РА Алена Симоняна с делегацией во главе с президентом НКР Араиком Арутюняном были обсуждены вопросы, касающиеся армян Арцаха и политической повестки РА. Симонян представил детали состоявшихся в последнее время встреч с международными партнерами, а также подробности визита в РФ.
14 октября президент РА Ваагн Хачатурян также принял делегацию во главе с президентом НКР Арутюняном.
- Хачатурян заявил, что стремление властей РА к установлению мира в регионе не должно противоречить интересам армян Арцаха. Никто из представителей правительства РА не может принять какое-либо решение за спиной или втайне от Степанакерта. Вопрос Арцаха всегда поднимается и стоит на повестке. «Нам просто нужно вместе обсудить решение и представить, как мы видим будущее».
- Арутюнян, в свою очередь, заявил, что в Арцахе придают важность стремлению властей РА установить долгосрочный мир и стабильность в стране и регионе, подчеркнув при этом, что это не должно противоречить интересам армян Арцаха, являющихся неотъемлемой частью армянского народа.
14 октября, касаясь заявлений Еревана о переговорах между Степанакертом и Баку, министр ИД НКР Давид Бабаян заявил:
- Арцах не против диалога с Баку, но переговоры должны проходить в рамках международно-признанной платформы, и единственной признанной платформой является МГ ОБСЕ.
- В ряде документов говорится, что Арцах является стороной и переговоров, и конфликта. Азербайджан, тем не менее, заявляет, что не хочет, и не будет вести с ними переговоры как со стороной.
- «Мы говорим: пусть восстанавливают формат, давайте договариваться. Но, если кто-то считает, что переговоры должны принять тон, будто «какое-то племя аборигенов» в лице Арцаха, должно покаяться и извиниться перед Азербайджаном и попросить вновь включить его в состав своей страны, то этого не будет».
- Отвечая на вопрос об обвинениях президента Франции в адрес РФ и реакции Москвы на них, Бабаян призвал армян быть мудрыми. «Россия для нас братская страна, Запад для нас тоже не враг, потому что у нас есть Диаспора». Степанакерт не видит альтернативы российским миротворцам, но это не значит быть против Запада. «Считаю нездоровыми подобного рода обвинения, в том числе и со стороны Франции в адрес России. Было бы лучше, если бы тот же демократический Запад четко заявил, что не видит демократический Арцах в составе тоталитарного Азербайджана, поскольку если Арцаха пострадает, это клеймо будет и на них».
15 октября премьер-министр РА Никол Пашинян встретился с делегацией во главе с президентом НКР Араиком Арутюняном. В ходе встречи стороны коснулись хода переговоров с Азербайджаном. Пашинян заявил, что, как и ранее, так и в дальнейшем коллегам из Арцаха будет предоставляться вся информация о переговорах.
Глава МИД РА Арарат Мирзоян также встретился с делегацией во главе с Арутюняном. Собеседники обменялись мнениями о ситуации с безопасностью, сложившейся в регионе.
Мирзоян подробно представил ход продолжающихся обсуждений по урегулированию отношений с Азербайджаном и перспективы урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
18 октября президент НКР Араик Арутюнян встретился с депутатами НС НКР и представил им детали состоявшихся в Ереване встреч. Арутюнян подтвердил, что власти НКР привержены цели достижения международного признания независимости НКР посредством реализации права народа НК на самоопределение.
АЗЕРБАЙДЖАН
13 октября помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил:
- В Баку исключают создание международного механизма по целью контроля прав и безопасности армян НК. «Нет и не может быть международного механизма для Карабаха».
- Гаджиев в очередной раз обвинил РА в якобы невыполнении своих обязательств по открытию коммуникаций.
13 октября на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Астане президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:
- Азербайджан настроен на достижение долгосрочного мира в регионе.
- Вопросы региона, безопасности, достижения мира на Южном Кавказе обсуждаются на каждой встрече лидеров РФ и Азербайджана.
ПРАВО
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНТЕРЕСОВ АРМЯНСКИХ ПЛЕННЫХ В ЕСПЧ
18 октября в передаче «Особое мнение» на youtube-канале «Новости-Армения» представитель интересов армянских пленных в ЕСПЧ Сирануш Саакян заявила:
- Международное сообщество затрудняется быть адресным и, как правило, по принципу равенства они осуждают обе стороны. В таких условиях не озвучиваются проблемы одной стороны и смягчаются зверства Азербайджана.
- Продвигаемый властями Армении тезис о том, что разговоры о пленных мешают их возвращению, является ложным. В действительности, азербайджанская сторона заставляет армянскую молчать и не поднимать проблемы прав людей, в противном случае, угрожая более негативным переговорным процессом. Они также применяют инструменты психологического давления на армянские власти.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ФРАНЦИЯ
13 октября в эфире телеканала France 2 президент Франции Эмманюэль Макрон заявил:
- Москва в последние месяцы нагнетала напряженность в пользу Азербайджана с целью дестабилизации ситуации в Кавказском регионе и за его пределами. При этом Москва «играла в пользу» Баку.
- Россия воспользовалась этим конфликтом, вмешалась и явно сыграла в игру Азербайджана при соучастии Турции. «Она вернулась туда, чтобы ослабить Армению. И то, что происходит здесь, — это дестабилизирующий маневр России, которая пытается создать беспорядки на Кавказе, чтобы ослабить и разделить нас всех».
- А Франция, напротив, является посреднической державой. К тому же она поддерживает РА, например, в вопросе признания Геноцида армян.
14 октября на саммите СНГ в Астане президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:
- Заявления президента Франции Макрона – лживые. Именно российская сторона вышла с предложением прекращения огня — некоторые приписывают это другим странам, что является совершенно безосновательным.
- Буквально через неделю после встречи в Праге президент Франции выступил с оскорбительными, неприемлемыми, лживыми и провокационными заявлениями. В этих заявлениях он обвинил Азербайджан в учинении войны, тем самым, манипулируя фактами, пытался ввести в заблуждение французскую и мировую общественность.
- Также были высказаны тенденциозные заявления в адрес РФ, а именно, что «Россия сыграла в азербайджанскую игру». Баку такого рода заявления категорически осуждает, отвергает и не видит дальше никакой возможности при таком отношении французского правительства для Франции играть какую-либо роль в деле нормализации азербайджано-армянских отношений.
США
15 октября заместитель главы пресс-службы Госдепартамента США Ведант Пател заявил:
- Если какая-либо страна захочет сотрудничать с США по Армении и Азербайджану и помочь нам прийти к мирному урегулированию, мы, безусловно, приветствуем это.
- Госдеп США не видит усилий РФ по мирному урегулированию между Ереваном и Баку.
18 октября премьер-министр РА Никол Пашинян принял делегацию конгрессменов США во главе с председателем Комиссии по содействию демократии Палаты представителей Конгресса США Дэвидом Прайсом.
- В ходе встречи Пашинян рассказал об агрессии Баку и посягательствах на суверенную территорию РА.
- Он подчеркнул необходимость адресной реакции международного сообщества и обеспечения безопасности жителей НК.
- Прайс назвал неприемлемым вторжение на территорию РА и отметил необходимость отвода на исходные позиции азербайджанских ВС.
- Он также осудил бесчеловечное отношение к армянским пленным.
18 октября в ходе встречи с председателем Комитета демократического партнерства Палаты представителей США Дэвидом Прайсом председатель комиссии НС по международным связям Эдуард Агаджанян заявил:
- Ни одна часть суверенной территории РА не подлежит переговорам, так же как и армянская демократия.
- РА нуждается в политической и дипломатической поддержке по этим двум направлениям, осудив при этом факт вторжения азербайджанских ВС на суверенную территорию РА.
- Азербайджан продолжает удерживать в заложниках более 30 армянских пленных.
- В Ереване надеются, что усилия США в этом вопросе будут непрерывными.
- Сегодня народ Арцаха стоит перед угрозой этнических чисток. «Если мы не добьемся успеха с международным сообществом в обеспечении минимальных гарантий безопасности наряду с соблюдением прав этих людей, то этническая чистка станет фактом».
На пресс-конференции после встречи с председателем НС РА Аленом Симоняном Прайс заявил:
- Конгрессмены соизмерили оказываемую США помощь Азербайджану, убедившись и обеспечив то, чтобы эта помощь никогда не использовалась в наступательных целях в отношении РА и не нарушала формулу мирного урегулирования арцахского конфликта. Эта гарантия у Армении есть.
- Говоря о резолюциях, требующих осудить Баку и прекратить оказывающую помощь со стороны США, Прайс отметил, что они обсуждаются, и здесь важно не принятие резолюций, заявления законодательного органа, а фактическая последовательность в дипломатическом процессе.
В интервью ОТА конгрессмен Фрэнк Паллоне заявил:
- Азербайджан, равно как и Россия и другие постсоветские государства, должен понимать, что во времена СССР существовали автономные области, и НК был не единственной такой областью. «Азербайджан был республикой, но НК был автономной областью, и так должно продолжаться».
- «Азербайджан, как составляющая часть, член мирного договора, должен понимать, что у Арцаха есть статус, и должен предоставить какой-либо автономный статус для сохранения там армянской культуры и людей».
- Сегодня Азербайджан не желает признавать этот автономный статус Арцаха, но ситуация изменится. «Статус должен быть включен в плоскость мирного договора».
- В ответ на ремарку о том, что РФ также выступает с предложениями по урегулированию, отмечая, что вопрос статуса Арцаха должен быть отложен, Паллоне заявил, что РФ роли не играет, и не будет играть в будущем. «Они все стремятся отложить». Эти автономные области вышли из состава СССР с соответствующими правами и свободами, и, следовательно, должны иметь защиту. «Культура, язык должны быть защищены. Это все должны понимать».
19 октября в беседе с АрмИнфо глава МИД НКР Давид Бабаян заявил:
- Народ Арцаха должен предельно четко представлять подходы различных мировых центров силы относительно урегулирования нагорнокарабахского конфликта. «И спасибо конгрессмену Пэллону за такую откровенность» о том, что «западная модель» урегулирования нагорнокарабахского конфликта предполагает предоставление Арцаху автономии в составе Азербайджана.
- Что касается автономии Арцаха в составе Азербайджана и того мнения, что статус этот должен быть таким как при СССР, то, в данной плоскости возникает ряд проблем, и в первую очередь проблема исключительно ценностного характера. США в годы существования СССР считали эту страну «империей зла», и всячески боролись с ней. И фактически сегодня, быть в составе Азербайджана — это есть ничто иное, как продолжение сталинской национальной политики, ее реабилитация.
- НК борется за свои основополагающие права — за право на существование через самоопределение наций и за демократический принципы своего молодого государства. «Значит ли то, о чем заявляет Пэллон, что США готовы отдать демократический Арцах в жертву тоталитарному Азербайджану? Или это личное мнение господина Пэллона, или же это государственный подход, подход законодательного органа?». Если США действительно придерживаются подобной позиции, то это ничто иное как сильнейший удар по собственной системе ценностей, которую Запад продвигает по всему миру — демократия, права человека и другие свободы.
- Что касается вопроса нахождения Арцаха в составе Азербайджана и апеллирования историческими фактами, то такой подход не выдерживает критики, так как Арцах никогда не был в составе суверенного независимого Азербайджана.
- Для Арцаха всё вышесказанное уже пройденный этап. Нынешний Азербайджан — тоталитарное государство, где армянофобия возведена в ранг государственной идеологии, чуть ли не религии. А это значит, что предложение Пэллона ничто иное как отдача народа Арцаха на заклание, на осуществление геноцида. «Поэтому это пройденный этап и наш народ не видит более себя в составе тоталитарного диктаторского династического Азербайджана».
РОССИЯ
13 октября представитель МИД России Мария Захарова заявила:
- Заявления президента РФ Макрона о том, что РФ использует нагорнокарабахский конфликт для дестабилизации Южного Кавказа, — «вопиющие и абсолютно неприемлемые».
- Такие выпады «идут в русле антироссийской линии Запада на демонизацию России и свидетельствуют о попытках переноса конфронтационной логики с Украины на другие части постсоветского пространства, включая Южный Кавказ».
- Попытки Парижа вбить клин в отношения Москвы с Баку и Ереваном обречены на провал и приведут к обесцениванию авторитета Франции в регионе.
- В отличие от Франции, которая даже в периоды обострений между Баку и Ереваном ограничивалась стандартными призывами к миру, РФ в практическом плане содействовала урегулированию конфликта.
- Сейчас Россией предпринимаются шаги по разблокированию экономических и транспортных связей на Южном Кавказе, делимитации армяно-азербайджанской границы, а также заключению мирного договора, налаживанию диалога по линии общественности и экспертов.
14 октября на встрече со своими армянским и азербайджанским коллегами Араратом Мирзояном и Джейхуном Байрамовым глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что встреча глав МИД РА, АР и РФ — удобный повод пообщаться на тему реализации трехсторонних договоренностей. Это нужно для того, чтобы понять, «как двигаться дальше».
Мирзоян, в свою очередь, заявил, что на переговорах можно будет найти решения в контексте нормализации армяно-азербайджанских отношений и нагорнокарабахского урегулирования.
- Стороны обсудили открытие транспортных связей региона.
- Министры подтвердили приверженность соблюдению всех положений трехсторонних заявлений, их реализацию по линии рабочей группы под сопредседательством вице-премьеров РФ, РА и АР.
- Они также обсудили работу комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы при консультативном содействии РФ и процесс переговоров в контексте мирного договора между странами.
- Стороны договорились продолжить трехсторонние контакты на различных уровнях в ближайшее время.
14 октября на заседании Совета глав государств – участников СНГ президент РФ Владимир Путин заявил:
- Заявление президента Франции Макрона о роли РФ в карабахском конфликте — «извращенные» и «некорректные». В этих заявлениях отсутствует понимание самого хода конфликта».
- Россия всегда искренне стремилась урегулировать любые конфликты, в том числе в Карабахе.
- Будет возможность еще обсудить вопрос с самим лидером Франции.
15 октября зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев заявил:
- Извращенное и неприемлемое заявление президента Франции Макрона о роли РФ в Закавказье можно объяснить позицией ущербного восприятия действительности. Валить с больной головы на здоровую — излюбленный метод европейской политики.
- Макрон рассказывает, как сильно Франция любит Армению. Тут расчет на влиятельных представителей армянской диаспоры вполне прозрачен. Пытается выглядеть мудрым и благородным. Давайте, однако, вспомним, как в течение больше, чем полувека, с конца 1960-х годов, Франция вела себя в своих бывших колониях. Какие реки крови пролились из-за этого в Мали, в Руанде, в Конго, в Алжире. Сам же Макрон в свое время просил у африканцев прощения за геноцид тутси при пособничестве цивилизованной Франции.
14 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Во время своего визита в РФ 9-12 октября он представил ситуацию и спрашивал у коллег о том, какие шаги намерена предпринять РФ по поводу ситуации на армяно-азербайджанской границе. Конкретного ответа не получил.
- Есть разные разговоры о форматах, которые предлагает Россия. Ереван, «можно сказать», дал согласие на все форматы. Это Азербайджан до сих пор не подписал мандат российских миротворцев в Арцахе. Но «какова здесь реакция российской стороны?».
- Ереван ожидает от Москвы более широкого вовлечения в процессы.
18 октября в ходе встречи с председателем Комитета демократического партнерства Палаты представителей США Дэвидом Прайсом председатель комиссии НС по международным связям Эдуард Агаджанян заявил:
- В результате трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020 г. ВС РА больше никакого контроля по отношению к территориям Арцаха не имеют, «и это факт».
- В поствоенный период Армения предоставила финансовую помощь Арцаху в беспрецедентных размерах и продолжит эту помощь предоставлять. Однако трудно финансовую помощь приравнивать к военным гарантиям, и, в связи с этим, необходимо зафиксировать, что присутствием российского миротворческого контингента обусловлена безопасность арцахцев и «тот факт, что наши соотечественники продолжают жить у себя на Родине».
ИРАН
13 октября в Twitter замглавы администрации президента Ирана по политическим вопросам Мохаммад Джамшиди написал:
- Президент Ирана Эбрахим Раиси на переговорах в Астане «ясно дал понять» президенту Азербайджана Алиеву, что любые изменения исторических границ, региональной геополитики и транзитных маршрутов Иран-Армения недопустимы.
- Раиси также подчеркнул, что любое европейское военное присутствие в регионе неприемлемо ни под каким предлогом.
- Внутренние проблемы не будут отвлекать внимание Ирана от стратегических интересов страны.
16 октября глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан в ходе телефонного разговора со своим азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым заявил, что
- Тегеран выступает против размещения любых иностранных сил в регионе.
- Он также подтвердил поддержку Ираном суверенитета и территориальной целостности стран региона, включая Азербайджан и Армению.
19 октября в эфире телепрограммы «Поле дипломатии» министр ИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян заявил, что Тегеран не допустит блокирования своих путей сообщения с Арменией, и для достижения этой цели ИРИ начала военные учения в этом регионе.
НОРВЕГИЯ
18 октября глава МИД Норвегии Анникен Хюитфельдт на встрече со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном
- выразила поддержку защите суверенитета и территориальной целостности РА.
- высказалась за нормализацию отношений РА с Азербайджаном и Турцией.
Премьер-министр РА Никол Пашинян на встрече с Хюитфельдт заявил:
- затронул и позиции армянской стороны по устранению последствий азербайджанской агрессии.
- Он коснулся урегулирования нагорнокарабахской проблемы, защиты прав и безопасности армян в Нагорном Карабахе.
- он подчеркнул важность четкой и адресной позиции норвежской стороны в отношении агрессии Азербайджана против суверенной территории РА.
- Отметил, что наблюдательная миссия ЕС уже находится в РА. Обсуждается также вопрос направления в республику наблюдательной миссии ОБСЕ.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
14 октября Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель заявил:
- Вооруженные столкновения в начале августа и 13-14 сентября показывают, что ситуация в регионе остается крайне нестабильной.
- ЕС на самом высоком уровне призвал прекратить боевые действия.
- Председатель Европейского совета Мишель продолжает поддерживать тесные контакты с лидерами Армении и Азербайджана. Он сам в контакте с министрами ИД обеих стран, а спецпредставителю ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии поручил провести немедленные консультации в Ереване и Баку.
- ЕС призвал обе стороны строго соблюдать режим прекращения огня и призвал азербайджанские ВС немедленно вернуться на свои позиции в соответствии с последними административными границами бывших советских социалистических республик Армении и Азербайджана.
- ЕС также призывает обе стороны добиться прогресса в делимитации и демаркации границ, что важно с точки зрения снижения риска дальнейших столкновений.
14 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян провел телефонную беседу Боррелем.
- Собеседники обсудили вопросы, связанные с полномочиями, деятельностью и местонахождением гражданской миссии ЕС, которая будет осуществляться в соответствии с достигнутой в Праге договоренностью.
- Мирзоян обсудил с Боррелем вопросы полномочий, деятельности гражданской миссии ЕС.
14 октября президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что по итогам пражской встречи Ереван и Баку договорились о том, чтобы направить гражданскую миссию ЕС в количестве 40 человек, впоследствии их количество возросло до 50 человек. Они будут находиться минимум 2 месяца, и эта миссия будет расположена на территории РА, в зоне ответственности ОДКБ.
15 октября глава ГШ ВС РА Эдвард Асрян принял членов миссии ЕС по технической оценке.
- Асрян заявил о готовности ВС РА сотрудничать и содействовать миссии, а также представил ситуацию, возникшую в результате азербайджанской агрессии 13 сентября.
- В ходе встречи ему были представлены основные цели и задачи миссии.
- Собеседники обсудили технические и организационные вопросы деятельности миссии.
17 октября в своем микроблоге Twitter Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель сообщил:
- Министры ИД 27 стран ЕС согласовали гражданскую миссию для решения проблем на границе между Арменией и Азербайджаном.
- ЕС направит 40 наблюдателей на армяно-азербайджанскую границу «для мониторинга для укрепления доверия в нестабильной ситуации, подвергающей риску жизни».
- На первом этапе гражданской миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе будет развернуто 400 наблюдателей.
- «Из-за срочности вопроса» состав наблюдателей формируется из миссии ЕС в Грузии.
17 октября глава МО РА Сурен Папикян принял представителей миссии технической оценки ЕС. Папикян выразил готовность сотрудничать с миссией, направленной на армяно-азербайджанскую границу, и содействовать ее работе.
Глава МИД РА Арарат Мирзоян также принял представителей миссии технической оценки ЕС. Стороны обсудили полномочия, местоположение и другие детали миссии по мониторингу ЕС. Мирзоян заявил, что мониторинговая миссия ЕС сыграет важную роль в плане предоставления странам — членам ЕС объективной информации.
Мирзояну были представлены результаты проведенных членами миссии ЕС встреч и визитов в РА.
18 октября губернатор Гегаркуника Карен Саркисян встретился с представителями миссии по технической оценке ЕС. На встрече обсуждались технические и организационные вопросы деятельности миссии, которая будет развернута на границе Армения-Азербайджан. Помимо этого, европейцам представили ситуацию, сложившуюся вследствие азербайджанской агрессии.
18 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Ереван ожидает, в широком смысле, действенной роли международного сообщества в деле установления мира на Южном Кавказе и, в частности, на границе Армении и Азербайджана.
- РА приписывает миссии ЕС функцию предотвращения возможной агрессии со стороны Азербайджана.
- Ожидания также состоят в том, что миссия будет заниматься сбором фактов, и они будут свидетельствовать о том, что утверждения РА о том, что произошла агрессия против суверенной территории, и есть проникновения азербайджанских войск на международно-признанную территорию РА, соответствуют действительности.
ОДКБ
14 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- В РФ говорили, что Симонян критиковал ОДКБ, и он сказал, что да, мы ждем от ОДКБ более резких действий. «Мы опасаемся, что ОДКБ может уйти из региона. Когда говорят, что Армения может выйти из ОДКБ, надо понять вышла ли ОДКБ из региона?».
- Ереван не против, если представители РФ и ОДКБ начнут мониторинг ситуации на границе с Азербайджаном. «Пусть приходят и стоят вдоль границы, смотрят, кто подстрекает, нарушает режим прекращения огня».
- Почему РА не созывает Совет коллективной безопасности ОДКБ — даже если упреки в адрес армянской стороны уместны, то нужно понять, что Ереван помимо всего этого еще и напрямую обратился к Москве в рамках двустороннего договора от 1997 г. «Где выполнение обязательств, предусмотренных армяно-российским договором? Где реакция, с чем связано молчание?».
14 октября на саммите СНГ в Астане премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Предоставление СНГ статуса наблюдателя в ОДКБ – преждевременно. Страны СНГ должны ответить на ряд вопросов до получения организацией статуса наблюдателя.
- Признает ли ОДКБ государственные границы стран СНГ, установленные в 1991 г. основополагающими документами СНГ? Речь идет о зоне ответственности ОДКБ и о функциональности самой организации. Если опираться на интерпретации, согласно которым между странами СНГ не существует границ, поскольку эти границы не делимитированы, это значит, зона ответственности ОДКБ не определена, то есть ее не существует. А это размывает функционал ОДКБ.
- Эти вопросы получили для Еревана особенную остроту из-за недавней военной агрессии Азербайджана против РА.
- 6 октября по итогам встречи в Праге сего года с президентом Азербайджана при посредничестве президента Франции и председателя Европейского совета была достигнута договоренность о том, что в процессе делимитации мы будем опираться на основополагающие документы СНГ, согласно которым, бывшие административные границы советских республик стали государственными границами между уже независимыми странами.
- Однозначный, утвердительный ответ на этот вопрос очень важен для стабильности и безопасности на пространстве СНГ. «Без четкого разъяснения этих вопросов считаю принятие решения по обращению к ОДКБ для предоставления СНГ статуса наблюдателя преждевременным».
- Вышесказанное является важным фактором также с точки зрения сегодняшней повестки, «поскольку мы обсуждаем еще и вопрос об Обращении СНГ о предоставлении статуса наблюдателя при ОДКБ».
18 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Для РА крайне важна политическая оценка ОДКБ по ситуации на армяно-азербайджанской границе. Еревану важна реакция союзников на агрессию Баку и вторжению на суверенную территорию РА. Сейчас страна ждет заседания, на котором должны высказаться главы стран-участниц, и решения Совета ОДКБ.
- Что же касается направления в регион наблюдателей от организации, то по этой части решения пока нет.
- На армяно-азербайджанской границе могут появиться миссии ОДКБ и ОБСЕ. «На данный момент находимся на таком этапе: обсуждения есть, решения нет.
СНГ
13 октября министр ИД РА Арарат Мирзоян на заседании СМИД государств-участников СНГ заявил:
- Он представил важность осуждения агрессии Азербайджана и процесс армяно-азербайджанского урегулирования. Коснувшись последней агрессии азербайджанской стороны в отношении суверенной территории РА, сопровождающейся обстрелом гражданского населения и инфраструктур, а также продолжающихся воинственных и максималистских заявлений, Мирзоян подчеркнул, что подобные действия подрывают усилия по установлению долгосрочного мира и стабильности на Южном Кавказе.
- Он отметил важность работ, проводимых в рамках комиссии по делимитации и пограничной безопасности, разблокирования всех экономических и транспортных связей в регионе.
- Мирзоян представил позицию армянской стороны относительно урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном, нагорнокарабахского конфликта, а также установления долгосрочного мира и безопасности в южно-кавказском регионе.
СОВЕТ ЕВРОПЫ
13 октября глава армянской делегации в ПАСЕ Рубен Рубинян, выступая в Страсбурге, заявил:
- Азербайджанские войска должны безоговорочно покинуть территорию Армении, а армянские военнопленные — освобождены.
- Невозможно говорить о мире, пока в вас стреляют и оккупируют вашу территорию. О мире можно говорить тогда, когда коллеги хотят говорить о нем.
- Рубинян призвал ПАСЕ осудить факт нападения Азербайджана на Армению
- Многие не хотят поддерживать ту или иную сторону, когда дело касается конфликта в НК. Но ситуация в данном случае иная. Авторитарная власть нападает на демократического соседа и оккупирует его территорию.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
13 октября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян в интервью Общественному телевидению, комментируя заявление министра ИД Турции о том, что Армения и Азербайджан пришли к соглашению о пяти пунктах, проблема — в их реализации, а армяно-турецкие отношения зависят от заключения соглашения, заявил:
- «Всегда говорилось о том, что армяно-турецкое урегулирование должно осуществляться без предусловий. Но Армения изначально заявила, что для нее нет ничего неприемлемого в пяти пунктах».
14 октября в МИД РА опровергли договоренности о проведении встреч спецпредставителей по нормализации отношений вице-спикера НС РА Рубена Рубиняна и посла Сердара Кылыча на территории РА или Турции. Во время состоявшейся 6 октября в Праге четырехсторонней встречи не было достигнуто никаких подобных договоренностей.
18 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Мирзоян готов к встрече с турецким коллегой, если она будет продуктивной для двусторонних отношений. Армянская сторона всегда открыто и публично заявляла о позиции по диалогу с Турцией.
- Армения заинтересована в том, чтобы этот диалог увенчался успехом. На встречах стороны должны быть готовы к честным и серьезным шагам для установления дипотношений и открытия границ.
ТУРЦИЯ
14 октября сказал глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что президент Турции и премьер-министр РА в Праге договорились проводить встречи на территориях Турции и Армении.
17 октября председатель комиссии по внешним связям парламента Турции Акиф Чагатай Кылыч заявил, что Анкара может вновь прибегнуть к «футбольной дипломатии» в процессе нормализации отношений с РА.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
14 октября на заседании Совета руководителей стран СНГ в Астане премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил:
- проект решения правительства РА об открытии трех КПП для обеспечения транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичевана давно находится в официальном обороте, но президент Азербайджана выступает против принятия такого решения. И это связано со стремлением Азербайджана маршрутизировать разблокировку путей сообщений и максимально изолировать движение людей, товаров и транспорта.
- Пашинян подчеркнул готовность Армении в вопросе строительства новых транспортных коммуникаций, но этому препятствует агрессивная политика Азербайджана, манипулирование текстами трехсторонних заявлений.
- Он назвал постоянное упоминание Азербайджаном «коридорной темы» в контексте разблокировки всех региональных коммуникаций «искажением и саботажем реализации трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.». В заявлении от 9 ноября 2020 г. слово «коридор» употребляется только касательно Лачинского коридора, в контексте обеспечения безопасности НК, и не имеет никакого отношения к теме разблокировки транспортных связей.
- Он напомнил, что трехсторонняя рабочая группа под сопредседательством вице-премьеров РА, РФ и АР определила, что восстанавливаемые и строящиеся объекты транспортной инфраструктуры должны действовать под полным суверенитетом тех стран, по территории которых они проходят.
18 октября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Представители Азербайджана не предлагают открыть дорогу через Армению, идентичную по режиму Лачинскому коридору. Правила дорожного сообщения трех стран заданы трехсторонними заявлениями. В них упоминается Лачинский коридор, как дорога жизни для армян НКР, есть пункт о разблокировании коммуникаций, а речи о коридоре через Армению на переговорах с Баку не идет.
- Все дороги должны действовать под суверенитетом и по законодательству тех стран, по территории которых они проходят. Есть определенный прогресс, и переговоры в будущем могут завершиться некоторыми успехами.
18 октября премьер-министр РА Никол Пашинян написал в Twitter
- Может ли кто-нибудь найти какое-либо упоминание о «коридоре», относящемся к территории Армении, в трехстороннем заявлении от 11/9? Конечно, нет!
- Есть ли какое-либо упоминание о “коридоре” в трехстороннем заявлении от 11/9? Да, и это Лачинский коридор в Нагорный Карабах. Это единственный вариант.
- Никто не может обвинить Армению в уклонении от своих обязательств. «Мы готовы открыть 3 КПП для выполнения наших обязательств и работы по использованию возможностей, возникающих в результате всестороннего разблокирования региона».
19 октября в беседе со Sputnik-Armenia глава Минтерриториального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян заявил:
- Запуск проекта ж/д Ерасх-Мегри-Горадиз зависит не только от РА.
- Уже проведено достаточно работ как в районе Мегри, так и Ерасха. Также готово исследование о деталях строительства.
- Остальное зависит от ряда политических факторов. А учитывая, что проект совместный с Азербайджаном, надо понимать, что запуск ж/д зависит не только от армянской стороны.
- Что касается процесса открытия трех автомобильных КПП с Азербайджаном, то этот процесс коснется деятельности министерства, если будут определены маршруты движения и возникнет необходимость благоустройства дорог.
ТУРЦИЯ
14 октября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не видит каких-либо проблем с реализацией «Зангезурского коридора».
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ВСТРЕЧА ВАРДАНЯНА В МИД НКР
19 октября общественно-политический деятель Рубен Варданян встретился с министром ИД НКР Давидом Бабаяном и персоналом МИД.
- Был обсужден спектр вопросов, касающихся внешней политики Арцаха, региональных процессов, урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.
- Бабаян приветствовал решение Варданяна переехать в Арцах и принять непосредственное участие в его развитии и укреплении, подчеркнув важность этого решения как с политической, так и моральной точки зрения.
- Бабаян выразил признательность Варданяну за постоянную поддержку Арцаха и отметил необходимость активного вовлечения в общественно-политическую жизнь республики в этот сложный период деятелей, имеющих арцахоцентристский подход и национальное мышление.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
18 октября посол РФ в РА Сергей Копыркин и глава Высшего судебного совета РА Карен Андреасян обсудили судебные реформы и защиту прав российских предпринимателей в Армении и договорились продолжать сотрудничество и обмен опытом.
ИНДИЯ
18 октября министры обороны РА и Индии Сурен Папикян и Раджнатх Сингх на встрече в Гандинагаре обсудили расширение сотрудничества в военной сфере. Папикян рассказал также о последствиях азербайджанской агрессии и обстановке на границе.
19 октября Папикян принял участие в форуме министров обороны в формате «Регион Индийского океана и партнеры», в ходе которого обсуждались актуальные проблемы международной безопасности и пути их решения.
БОЛГАРИЯ
18 октября в Софии президент РА Ваагн Хачатурян провел переговоры с болгарским коллегой Руменом Радевым, затем прошла встреча делегаций в расширенном составе, сообщает администрация президента РА.
В рамках визита было подписано заявление о двусторонних отношениях между Арменией и Болгарией, а также меморандум об учреждении армяно-болгарской торгово-экономической палаты
НАТО
14 октября Омбудсмен РА Кристине Григорян приняла главу Офиса связи НАТО в Грузии Александра Винникова.
- Григорян представила последствия развязанной Азербайджаном в сентябре агрессии, предполагаемые случаи пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения с армянскими военнослужащими и военнопленными, в том числе и с женщинами-военнослужащими, зафиксированные Офисом Защитника.
- Она представила и факты внесудебных расстрелов армянских военнослужащих, подчеркнув необходимость осуждения действий Азербайджана со стороны международных акторов.
- Винников поблагодарил за предоставление полноценной информации и отметил, что НАТО внимательно следит за развитием событий.
- В ходе встречи стороны обсудили возможные направления сотрудничества, в том числе и в рамках реализации Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН «Женщины, мир и безопасность», а также в рамках демократического управления сферой безопасности.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
ДЕТАЛИ ПЕРЕГОВОРОВ ПРЕМЬЕРА РА И ПРЕЗИДЕНТА ТУРЦИИ В ПРАГЕ
По сведениям издания Al-Monitor, премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе встречи в Праге обратился к президенту Турции Тайипу Эрдогану за помощью в вопросе освобождения армянских военнопленных и делимитации армяно-азербайджанской границы.
Эрдоган, в свою очередь, поднял вопрос о транспортном коридоре и повторил, что Ереван должен прекратить свою международную кампанию по признанию Геноцида армян в Османской империи.
ПАШИНЯН: МИРНЫЙ ДОГОВОР НЕ БУДЕТ ПОДПИСАН В ЭТОМ ГОДУ
Газета «Грапарак» пишет, что в последние дни премьер-министр РА Никол Пашинян, говоря о мирном соглашении в узких кругах, заявил, что в текущем году он не будет подписан, и что вообще неизвестно, когда он будет подписан. В правящей фракции уверены, что мирное соглашение не будет подписано в ближайшие месяцы и даже годы.
Газета пишет, что либо Пашинян таким образом в очередной раз подкладывает мягкую подушку под головы, чтобы затем огорошить их, подписав все за ночь, как сделал это 9 ноября 2020 г., либо же на самом деле судьба договора пока покрыта мраком.
ЗАКУПКИ ИДИЙСКИХ ВООРУЖЕНИЙ
Индийская интернет-газета ThePrint пишет, что РА рассматривает возможность закупки у Индии ЗРК «Акаш», БПЛА-камикадзе и других боеприпасов.
МНЕНИЕ
СЕРГЕЙ МЕЛКОНЯН
15 октября востоковед Сергей Мелконян на своем ТГ-Канале написал о минусах и плюсах для РА размещения миссии ЕС на границе с Азербайджаном.
Минусы
- Территория РА превращается в проходной двор: на ней размещены армянские, азербайджанские, российские, а теперь еще и европейские военные. И у каждой стороны свои интересы, которые не всегда пересекаются с армянскими. С такой перспективой страну разорвет на части.
- Не соответствует интересам РА: основная задача европейской миссии-не поддержание мира, поскольку в таком случае они бы разместились на азербайджанской стороне, которая регулярно осуществляет агрессию. Почему их туда не допустили? — Баку отказал. Основная задача подобных миссий — сбор информации о ВС, в первую очередь, российских, анализ военно-политической обстановки и т.д.
- Реакция Ирана: Тегеран на уровне высшего политического руководства заявил, что для него размещение военных специалистов государств-членов НАТО недалеко от Ирана неприемлемо.
Плюсы
- Они будут фиксировать очередные нарушения Азербайджана. И всё. При этом никак на месте не смогут их остановить.
То есть только для фиксации очередной агрессии Ереван создает для себя новые риски, связанные с Ираном и Россией, двух стран, которые определяют ситуацию в регионе. Кто будет нести ответственность за последствия?
ВАРДАН ОСКАНЯН
15 октября экс-министр ИД РА Вардан Осканян опубликовал новую статью о переговорах по НК, в которой изложил варианты выхода из нынешней опасной ситуации. По мнению Осканяна,
- независимо от того, в какой «упаковке» власти РА представляют детали переговоров своим карабахским коллегам, одно ясно – это чревато потерей Карабаха.
- власти РА сами запутались в «треугольнике» азербайджанской повестки: Карабах в составе Азербайджана, коридор и анклавы. И они пытаются за счет одной уступки получить благоприятные решения в других вопросах. В целом эта стратегия сводится к одной установке – отказаться от Карабаха, чтобы «спасти» Армению.
Этот подход — самый короткий путь к потере Карабаха, причем он отнюдь не гарантирует безопасность и суверенитет Армении.
- В результате политики властей Ереван полностью потерял инициативу и вообще содержательный нарратив в переговорах и восприятии международного сообщества. Право на самоопределение совершенно вышло из переговорного лексикона. Уже продолжительное время из уст властей РА не звучит словосочетание «право народа Нагорного Карабаха на самоопределение».
- Нарратив о праве на самоопределение нужно любой ценой восстановить, и так как власти Армении отказываются, это могут сделать жители НКР.
А для этого сегодня имеются следующие аргументы:
- проживающие в НК армяне не являются национальным меньшинством в составе Азербайджана, это народ, живущий на своей исторической земле, отличающийся этнически, религиозно и традиционно от «метрополии», он имеет беспрекословное право на самоопределение;
- в советский период, после развала СССР и особенно во время 44-дневной войны народ НК подвергался притеснениям и посягательствам со стороны Азербайджана;
- независимо от того, что народ НК никогда не примет какой-либо статус в составе Азербайджана, Баку отказывается предлагать ему хоть какой-то статус внутри Азербайджана. Это именно то нарушение международного права, при котором любой народ имеет право на сецессию или самоопределение;
- учитывая все вышеупомянутые пункты, нет иного решения, как признать реализацию права народа НК на сецессию во имя спасения.
- Жители НК четко должны сказать Азербайджану, Турции и международному сообществу, что будут последовательны в реализации своих законных прав.
- Сразу же после этого Армения должна инициировать в ООН принятие резолюции, по которой ГА ООН подаст иск в Международный суд, как это было сделано в случае с Косово, и спросить консультационное мнение суда, противоречит ли референдум 1991 г. о независимости НК международным законам.
ГАРИК МИСАКЯН
Иранист Гарик Мисакян в беседе с Sputnik-Armenia заявил:
- Иран показывает, что ситуация на Южном Кавказе под его контролем. Тегеран посылает этот месседж не только государствам региона, но и внерегиональным державам.
- Иранская сторона таким образом реагирует и на израильское присутствие в Азербайджане, то есть проблема касается не только наблюдателей ЕС.
- Примечательно, что учения проводит не армия страны, а КСИР, который отвечает за военные действия за пределами территории Ирана.
- Тегеран всегда избегал эскалации ситуации у собственных границ, однако если возникнут серьезные и явные угрозы, то иранские ВС без колебаний вступят в военные действия.
ГАГИК АГАДЖАНЯН
19 октября в беседе с АрмИнфо исполнительный директор транспортно-логистических компании «Апавен» Гагик Агаджанян заявил:
- С экономической точки зрения строящаяся в настоящее время в Грузии дорога через Кавказский хребет станет самым близким маршрутом для доставки армянских грузов в РФ.
- Строительство этой дороги означает, что РА будет иметь постоянную связь с внешним миром.
- Грузия, предоставляя свои коммуникации соседним государствам, прекрасно понимает свою ключевую роль в качестве транзитной страны. Не следует считать, что эта дорога строится в интересах РА. Для Грузии объемы армянских грузов весьма незначительны, для нее самым главным вопросом является обеспечение турецких и российских объемов.
- Ж/д через Сюник на юге РА, или как ее называют в Баку <Зангезурский коридор>, никак не может стать конкурентом строящейся в Грузии дороги. Теоретически по железной дороге можно обеспечить выход на российский рынок, но в этом вопросе возникает огромное количество вопросов, начиная от тарифов, и заканчивая крюком с лишними тысячами километров. Но самая главная проблема заключается в объемах грузов. «Неужели у Армении с ее 3-миллионным населением столь сильная экономика, что есть необходимость в данной ж/д? Такого количества грузов просто нет. Даже порт «Кавказ» прекратил паромную переправу по той простой причине, что не удалось обеспечить соответствующего потока грузов для обеспечения ее рентабельности».
- Для решения проблем с коммуникациями, необходимо было не болтать 30 лет об автомобильном коридоре «Север-Юг», а построить его, что дало было возможность РА стать частью транспортного коридора «Персидский залив -Черное море». Более того строящийся в настоящее время автодорога «Север-Юг» была изначально неверно спланирована. «Зачем разрушать дорогу Ереван-Аштарак, которая была в хорошем состоянии. Но самая главная проблема — направление данной дороги, выбранное армянской стороной. К вопросу необходимо было подходить с региональной точки зрения, а не с сугубо с армянской позиции».
- В свое время правительство Грузии приняло решение о реализации проекта «Восток-Запад», в рамках которого к каждому из соседей должна быть проведена отдельная дорога — в Армению, Турцию, Азербайджан и Россию. Грузины в направлении РА выводят свою дорогу в сторону Баграташена, а куда строим дорогу мы, в Бавру?! Если бы направление маршрута коридора «Север-Юг» было нацелено туда же, куда строит дорогу Грузия, тогда можно было бы говорить о том, что РА имеет шансы стать частью Транскавказской дороги. «Но мы строим дорогу, которая ведет в никуда. Если же кто-то считает, что данный маршрут направлен и на развитие армяно-населенного региона Грузии, то этого человека необходимо расстрелять». Маршрут коридора, который строится в РА, может стать экзотической дорогой для туристов, и не более того.