×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-61/
Новости
23 апреля
22 апреля
19 апреля
18 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:30 , 6 Октябрь 2022
3671
0

Обзор 29 сентября – 5 октября 2022 г.

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

28 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян в своей страничке Twitter написал:

  • Вывод азербайджанских ВС и развертывание международной миссии наблюдателей на армянских территориях, пострадавших от азербайджанской оккупации, и в приграничных районах является абсолютной необходимостью.
  • В результате нового нападения Азербайджана на территории РА были убиты 3 армянских солдата. «Это нападение на независимость, суверенитет и демократию Армении. Азербайджанское вторжение должно быть осуждено и остановлено».

29 сентября на заседании правительства Никол Пашинян заявил:

  • Последний удар ВС Азербайджана по армянским военным был совершен с суверенной территории РА и в момент выполнения служащими ВС РА инженерных работ на территории РА.
  • Азербайджан провокациями пытается сделать так, чтобы РА не имела возможности осуществить реформы ВС.
  • Азербайджан добился определенных успехов в отношениях с союзниками РА, и делает все возможное для того, чтобы сорвать поставки оружия и боеприпасов в РА. «Есть случаи, когда выплачены сотни миллионов долларов, но обязательства по поставкам в Армению вооружения не выполняются, в том числе со стороны стран-союзников. Это болезненные реалии, и мы должны глубоко проанализировать ситуацию».
  • Действия Азербайджана преследуют цель «в долгосрочной, а может и в близкой перспективе» вынудить РА отказаться от своей государственности, суверенитета и территориальной целостности.
  • Армения проводит очень активную работу со всеми возможными международными партнерами, принимает и согласна со всеми призывами урегулировать имеющиеся проблемы дипломатическим, мирным путем.
  • Однако Азербайджан постоянно прибегает к агрессивным действиям, и в этой ситуации Ереван последовательно предлагает международным партнерам следующее решение: разместить на армяно-азербайджанской границе международную наблюдательную миссию – будь то миссия СБ ООН, ОБСЕ или какой-либо другой международной организации.
  • Армении нужны стратегические изменения по трем ключевым направлениям — необходимо приложить все усилия для утверждения мира и безопасности на территории Армении, нужно продолжить изменения в образовательной сфере, привлекая для этого крупные инвестиции, а также Армении необходимы последовательные реформы в военной сфере.

29 сентября в интервью армянской службе «Голоса Америки» секретарь Совбеза РА Армен Григорян сообщил:

  • Армения и Азербайджан обсуждают несколько взаимосвязанные повестки, которые включают вопросы, связанные с гуманитарными проблемами, разблокированием, делимитацией и демаркацией границы и урегулированием нагорнокарабахского конфликта.
  • Встреча с помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым была плодотворной. В ходе беседы стороны попытались внести определенность по указанным выше направлениям, а также внести ясность в вопрос – как двигаться дальше в направлении подписания мирного договора. Обсудили повестку урегулирования нагорнокарабахской проблемы, а также темы установления мира в регионе. Эти темы включают вопросы разблокирования, делимитации и безопасности границ, а также другие вопросы. Особое внимание было уделено и устранению последствий недавней широкомасштабной агрессии.
  • Есть разные форматы, где проходят обсуждения на разных уровнях. «Это постоянные обсуждения на уровне министров ИД, вице-премьеров, а также руководителей Служб национальной безопасности. Проходят также встречи между премьер-министром РА и президентом Азербайджана. «На данный момент мы ведем переговоры, чтобы добиться прогресса и в других форматах, и при возможности, провести и встречу на высоком уровне».

29 сентября МИД РА выступило с заявлением по последней провокации Азербайджана:

  • Последняя провокация — продолжение масштабной агрессии 13 сентября
  • Баку в очередной раз полностью проигнорировал призывы мирового сообщества и Совбеза ООН соблюдать режим прекращения огня.
  • Это лишь подтверждает утверждения армянской стороны о том, что Азербайджан намерен продолжить применять силу и максималистскую политику.
  • Провокацией Азербайджан также хочет сорвать встречу глав МИД, организация которой обсуждается.
  • Ереван призывает мировое сообщество оказать давление на власти Азербайджана для соблюдения режима прекращения огня, отвода войск и предупреждения новых агрессий.

30 сентября в интервью ОТА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Напряженность на границе сохраняется, не исключены новые провокации со стороны Азербайджана. Такой расклад возможен, учитывая агрессивную и воинственную риторику Баку.
  • Говоря о причинах агрессии 13 сентября, Пашинян отметил, что существенную роль в плане времени и момента имеют украинские события. Аналогичным образом во время 44-дневной войны внимание мира было приковано к пандемии.
  • Ереван активно работает по всем направлениям, необходимым для обеспечения безопасности РА.
  • Миссия, которую направит Минобороны Франции, должна на месте оценить ситуацию в сфере безопасности для дальнейшего анализа. Ереван говорит о необходимости международной наблюдательной миссии, которая будет постоянной или долгосрочной. Одной из важнейших целей такой миссии должна стать передача международным структурам объективной информации, после чего будут предприняты действия. «Дверь Армении не закрыта ни перед какой международной организацией, у которой есть мандат на проведение таких миссий, будь то Совбез ООН, ОБСЕ или другие».
  • Об армяно-азербайджанском переговорном процессе, вплоть до предложения и букв, осведомлен довольно широкий круг лиц и не только члены правящей команды. Власти Арцаха тоже осведомлены. А все три бывшие президента РА отказались получать информацию о ходе переговорного процесса.
  • Пашинян опроверг циркулирующие в СМИ слухи о наличии проекта мирного договора. Предметный текст был связан с открытием коммуникаций в регионе, который армянская сторона подготовила, однако президент Азербайджана не был готов подписать этот документ.
  • Пашинян назвал компоненты мирного договора Армении с Азербайджаном: признание территориальной целостности друг друга, отвод войск от границ, механизм обеспечения безопасности границ и механизм международного мониторинга ситуации, который обеспечит международные гарантии безопасности границ. «Если Азербайджан признает нашу территориальную целостность, основанную на соглашении о создании СНГ от 18 декабря 1991 г., мы готовы перейти к взаимному признанию территориальной целостности на этой основе». После этого процесс делимитации и демаркации между Арменией и Азербайджаном пройдет более гладко. В мирном договоре между Арменией и Азербайджаном может не быть пункта о НК. По НК может быть сам НК.
  • «Договор между Арменией и Азербайджаном должен быть отделен от вопроса Карабаха. Наше восприятие таково, что в договоре может и не быть обращения к вопросу Карабаха. Есть и следующий нюанс: мы считаем, что, да, Армения и Азербайджан должны признать территориальную целостность друг друга, а основным бенефициарием должен стать народ Арцаха посредством избранных представителей».
  • Москва, Брюссель и Вашингтон не готовы признать независимость НК и признать НК в составе РА.
  • Пашинян считает, что после этого его может и назовут «предателем», но только те, кто считает, что территория Армении не ограничивается 29 тыс 800 кв км, а должна быть не менее 300 тыс. кв км.
  • Тем не менее, до сих пор Азербайджан не отреагировал на данное предложение.
  • В отношениях стран сопредседателей МГ ОБСЕ, к сожалению, есть проблемы, и это самый важный фактор, который нужно учитывать. Проблемы в общении и работе между сопредседателями возникли на фоне событий в Украине. «Стороны заявляют об определенной готовности работать, но на рабочем уровне мы видим, что практические условия этого общения сложные».

3 октября премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что Азербайджан уже во второй раз не выполняет обещаний по освобождению армянских военнопленных. В первом случае Баку в Брюсселе обещал освободить военнопленных, во второй раз такое обещание было дано в Вашингтоне. В Вашингтоне Азербайджан обязался освободить до 30 сентября 17 армянских военнопленных.

По словам секретаря Совбеза РА Армена Григоряна, договоренность освободить 17 армянских военнопленных была достигнута по итогам его встречи с помощником президента Азербайджана Хикметом Гаджиевым 27 сентября в Вашингтоне.

4 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • После публикации ролика с расстрелом армянских военнослужащих вопрос мирного договора с Азербайджаном продолжает оставаться актуальным.
  • После заключения мирного договора видеоматериалов об убийстве армянских пленных больше не будет.
  • Повестка мира не означает, что армии не должно быть.
  • В современных реалиях Армения не может выступать с воинственными заявлениями и территориальными требованиями в отношении соседей.

5 октября в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • В Праге на полях саммита Европейского политического сообщества запланирована встреча глав РА, АР, Франции и ЕС. Также запланирована встреча с президентом Турции.
  • После Праги Пашинян полетит в Санкт-Петербург, где примет участие в неформальной встрече руководителей стран СНГ.
  • Пашинян видит «определенное пространство для старта разговора НК и Азербайджаном».
  • Есть также определенные возможности снижения напряженности на границе.
  • Есть также признаки того, что РА и АР придут к согласию в вопросе взаимного признания территориальной целостности на основании документа 8 декабря 1991 г.
  • Диалог, а также взаимное признание территориальной целостности между РА и АР будут иметь краеугольное значение.
  • Пашинян заявил, что третий президент РА Серж Саргсян перед тем, как уйти оставил ему документ о капитуляции, приняв Мадридские принципы в качестве основы переговоров, и тем самым призналв НК в составе Азербайджана.
  • Пашинян подтверждает, что власти РА придерживаются повестки мира и подтверждает, что то, что он сказал в своем последнем интервью — ответственность за реализацию повестки мира по этой формуле — берет на себя. Пашинян «в результате переговоров последнего периода видит дорогу и готов по ней двигаться». Для реализации этой идеи он ожидает поддержку парламентского большинства и народа.

5 октября в НС РА министр ИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Активно обсуждается вопрос размещения на границе международных наблюдателей. Имеется всеобщее понимание, в том числе и со стороны международных акторов, что одно лишь устранение последствий агрессии, в частности вывод азербайджанских ВС с суверенной территории РА, а также заключение мирного договора еще не являются достаточной гарантией установления долгосрочного мира и стабильности, и, возможно, возникнет необходимость в новых гарантиях, таких, в частности, как размещение на границе международной мониторинговой миссии.
  • Мирзоян опроверг слухи о том, что помимо трехстороннего заявления по НК есть и устные договоренности с Азербайджаном, как об этом утверждал экс-министр ИД РА Вардан Осканян. Мирзоян также назвал эти слухи азербайджанским нарративом. Люди, распространяющие такие нарративы, дают повод для новой агрессии со стороны Азербайджана, они легитимируют его амбиции и претензии. Поэтому он советует Осканяну впредь воздержаться от подобных действий.
  • Предложенные Азербайджаном 5 пунктов «ирной повестки» отражают не полную повестку, и Ереван поделился своими представлениями. Основная часть этих представлений касалась именно НК. И этот вопрос является частью переговоров. Сейчас есть идея создать международный механизм диалога Баку-Степанакерт, Нагорный Карабах – Азербайджан. «Об этом идут обсуждения. Однозначно, у нас есть свой подход, у Азербайджана – свой. Когда мы придем к взаимоприемлемой позиции, механизму, то обязательно сообщим».

АРЦАХ

1 октября на заседании горсовета Лос-Анджелеса глава МИД НКР Давид Бабаян заявил:

  • Позиция официального Степанакерта неизменна: Арцах никогда не будет в составе Азербайджана.
  • Бабаян также подчеркнул важность восстановления полноценного формата переговоров по карабахскому вопросу в рамках МГ ОБСЕ.

3 октября президент НКР Араик Арутюнян созвал расширенное заседание Совета безопасности НКР с участием группы высокопоставленных чиновников, представителей всех парламентских сил и главы Арцахской епархии ААЦ. По итогам заседания, Совбез выступил с заявлением с учетом новых развитий, в частности, обеспокоенности общественности республики в связи с некоторыми заявлениями премьер-министра РА, озвученными в интервью 30 сентября. В заявлении, в частности, отмечается:

  • В 2020 г. в результате турецко-азербайджанской агрессии и последующих двухлетних военно-политических событий фактически сложилась ситуация, когда Азербайджан при безоговорочной поддержке Турции получил влиятельные рычаги и агрессивно использует их для реализации своих самых амбициозных устремлений. Действия Азербайджана сопровождаются последовательным применением силы и угрозой силой, усилением проявлений государственной политики армяноненавистничества и другими грубыми нарушениями основополагающих норм международного права.
  • Азербайджан стремится обеспечить не только свою деспотичную и диктаторскую позицию в отношениях с РА, но и пресечь любые форматы и усилия по урегулированию карабахского конфликта, заявляя, что решил вопрос войной.
  • Напротив, страны-сопредседатели МГ ОБСЕ и другие международные акторы в различных формулировках подтвердили наличие конфликта и необходимость его всеобъемлющего урегулирования.
  • Позиция НКР всегда была четкой — карабахский конфликт должен быть урегулирован на основе полного и непреложного признания права народа Арцаха на самоопределение и результатов его реализации. В 1991 г. народ Арцаха самоопределился в соответствии с нормами международного права и законодательством СССР, и Арцах никогда не входил в состав независимого Азербайджана. Тот факт, что Республика Арцах не признана на международном уровне, не означает отсутствия естественных прав народа Арцаха и факта существования Республики Арцах. «Несмотря на все трудности и вызовы, отныне мы будем продолжать избранный нами путь в направлении самоопределения и управления собственной судьбой на собственной родине».
  • Для Арцаха неприемлемо какое-либо соглашение между Арменией и Азербайджаном, в котором игнорируется существование карабахского конфликта.
  • Долгосрочная и стабильная безопасность Арцаха должна быть обеспечена как собственными оборонными возможностями, так и бессрочной миссией российских миротворцев и всем возможным инструментарием РА.
  • Миротворческая миссия РФ, несмотря на дополнительные вызовы последних месяцев, продолжает оставаться главной международной гарантией безопасности народа Арцаха. В этом контексте крайне опасны попытки ухудшения традиционных отношений с естественными союзниками.
  • Для НК неприемлем какой-либо документ, который может игнорировать существование карабахского конфликта, поставить под удар перспективу его справедливого урегулирования и ограничить возможность международного признания права народа Арцаха на самоопределение и результатов его реализации.
  • Арцах готов вести переговоры с Азербайджаном относительно урегулирования конфликта, в случае восстановления полноценного формата переговоров, в котором Арцах признан в качестве полноправной стороны.

4 октября спикер НС НКР Артур Товмасян в интервью MediaHub заявил:

  • Ни один документ не должен быть подписан в ущерб интересам армян Арцаха.
  • Для Степанакерта неприемлем любой документ, который может игнорировать существование арцахской проблемы, ставить под угрозу перспективу решения арцахской проблемы и ограничить право народа Арцаха на самоопределение.

5 октября в беседе с Арменпресс министр ИД НКР Давид Бабаян заявил:

  • существует формат урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, который был принят на Будапештском саммита ОБСЕ в 1994 г. Необходимо сохранить тот формат, в котором Арцах признается стороной как в переговорах, так и в конфликте.
  • Степанакерт готов вести переговоры напрямую с Баку, но необходимо всеобъемлющее урегулирование конфликта с привлечением к этому процессу сопредседателей МГ ОБСЕ, Азербайджана, Арцаха и Армении.
  • Прямые переговоры можно воспринимать по-разному, «но если мы говорим о политическом вопросе, то Азербайджан должен принять нашу субъектность и принять Арцах как полноправную сторону конфликта, тогда мы сможем вести переговоры на равных».
  • Азербайджан сделает все, чтобы избежать этого, и не встречаться с представителями Арцаха, не обсуждать урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, поэтому необходимо стремиться к восстановлению полноценного формата.
  • Необходимо вести правильную и мудрую внешнюю политику, понимая, что без этого невозможно обеспечить безопасность Арцаха, надежное и достойное будущее народа Арцаха. «Необходимо воздержаться от авантюризма. У нас есть естественные союзники, братские страны. У нас есть диаспора, и мы обязаны иметь хорошие отношения со всеми странами, где есть армянские общины».

 

АРМЕНИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН

2 октября в Женеве прошли переговоры глав МИД РА и АР Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова по мирному договору. Переговоры длились более 8 часов. По сообщению МИД РА:

  • Достигнута договоренность о проведении очередного заседания комиссии по делимитации не в ноябре, как планировалось ранее, а в октябре.
  • Глава МИД РА подтвердил позицию армянской стороны относительно вывода азербайджанских войск с суверенной территории РА и немедленного освобождения всех армянских военнопленных.
  • Он отметил важность внедрения международных механизмов контроля пограничной ситуации.
  • Стороны обменялись мнениями по мирному договору между РА и АР, обеспечению прав и гарантий безопасности армян НКрабаха, в том числе посредством создания механизма обсуждений между Степанакертом и Баку.
  • Положительно оценено обоюдное понимание того, что региональные транспортные пути должны быть разблокированы под суверенитетом и юрисдикцией стран.
  • Баку предложил Еревану перенести заседание комиссии по делимитации границы на октябрь.
  • Байрамов подчеркнул необходимость «полного вывода ВС Армении с территории Азербайджана», открытия в кратчайшие сроки транспортно-коммуникационных линий и достижения прогресса в работе по делимитации.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

4 октября МИД Азербайджана выступило с заявлением о том, что военная прокуратура Азербайджана приступила к расследованию в связи с появившимися в соцсетях видеокадрами расстрелов армянских военнопленных.

5 октября президент Азербайджана Ильхам Алиев

  • выразил оптимизм относительно процесса подготовки мирного договора с Арменией и выразил надежду, что процесс не займет много времени.
  • подчеркнул, что считает армян, проживающих в НК, «гражданами Азербайджана». И Баку не будет обсуждать с кем-либо вопрос их проживания на этой земле, считая их судьбу внутренним делом Азербайджана.
  • также раскритиковал работу МГ ОБСЕ и заявил, Баку не может допустить попытки возродить МГ ОБСЕ.

 

ПРАВО

РЕЗУЛЬТАТЫ АГРЕССИИ АЗЕРБАЙДЖАНА 13 СЕНТЯБРЯ

29 сентября на встрече с зарубежными послами в селе Кут Гегаркуникской области глава Министерства территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян и губернатор Гегаркуникской области Карен Саркисян представили результаты азербайджанской агрессии 13 сентября:

  • Погибли 4 мирных жителя, 6 получили ранения, еще 1 числится пропавшим без вести.
  • Повреждены 192 жилых дома (около 60 — разрушены полностью), 2 вспомогательных строения, 1 дом-вагон, 2 хлева. При этом 120 поврежденных домов пришлись только на приграничный Сотк.
  • Сгорели луга площадью в 40 га, а также 10 га полей ячменя, 70 га — пшеницы. Зафиксирована гибель 1 коровы и 190 пчелиных семей.
  • Повреждены ЛЭП в 8 населенных пунктах общины Сисиан и газопровод, обеспечивающий село Вагатур. Также уничтожены 3 транспортных средства в 7 жилых районах, 2 единицы сельской техники, 2 машины «Скорой помощи».
  • В 3 населенных пунктах (Сот, Кут и г. Джермук) повреждены административные здания и инфраструктура. В Джермуке повреждены 3 гостевых дома, оздоровительный центр, канатная дорога, а также зал торжеств в общине Тех.
  • ВС Азербайджана намерено обстреливали идущие в Иран высоковольтные ЛЭП. Азербайджанские военные 12 часов не допускали специалистов, чтобы устранить повреждения. Теперь из-за избытка электричества РА вынуждена вдвое сократить мощность атомной станции, Ереванской ТЭС и других электростанций.
  • Золотой рудник в Сотке работает лишь на 40% мощности. Он простаивал во время боевых действий 13-14 сентября и еще три дня после этого. Сейчас безопасность сотрудников в определенной мере обеспечена, работа продолжается. Но есть опасения, что столкновения могут начаться и на руднике.

Замглавы ГШ ВС РА Аракел Мартикян сообщил:

  • Азербайджанские ВС в течение дня несколько раз нарушили режим прекращения огня.
  • В Гегаркунике во время последней эскалации азербайджанской стороне удалось занять лишь те позиции, где армянские солдаты сопротивлялись до последнего и погибли.
  • Противник добивал тяжело раненых армянских военных, издевался над их телами, особенно, женскими.
  • Сейчас азербайджанские ВС целенаправленно обстреливают приграничные села, ведь это приводит к эмиграции и опустошению.
  • У Джермука ВС Азербайджана удалось взять контроль несколько высот, которые имеют стратегическое значение с точки зрения взятия под прицел населенных пунктов, дороги и оказывают психологическое давление на проживающих в селах население. Самые большие территориальные потери у Армении были в направлении Джермука.
  • На позициях близ Верин Шоржа все еще находятся тела погибших армянских военных. Но, несмотря на режим прекращения огня, попытки забрать тела были встречены огнем со стороны противника.

5 октября министр экономики РА Ваан Керобян заявил:

  • Экономическая жизнь на части территории РА парализована из-за агрессии Азербайджана. И если азербайджанцы не вернутся на свои позиции, то ситуация ухудшится.
  • Размер причиненного экономического ущерба еще не подсчитан. «Несколько тысяч гектаров земельных участков не будут обработаны, в Джермуке туристическая жизнь остановилась. Но никаких населенных пунктов мы не потеряли, никаких крупных, серьезных бизнесов не потеряно. Даже Соткский рудник продолжает работать».
  • На данный момент готового плана действий нет.

ДЕЛО ПРОТИВ АЗЕРБАЙДЖАНА

3 октября РА направила в ЕСПЧ и Международный правовой суд видео жестокого убийства азербайджанцами армянских солдат, в очередной раз подчеркивая факт нарушения Азербайджаном основополагающих прав этнических армян.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

5 октября в беседе с SputnikArmenia зампред Республиканской партии Армения Армен Ашотян в ответ на заявление Пашиняна, что Серж Саргсян оставил ему в наследие документ о капитуляции, заявил:

  • Это «редкое проявление аморальности» и Пашинян часто прибегает к сюрреализму и противоречит своим же заявлениям.
  • «Если человек с болезненным воображением считает это капитуляцией, то как назвать документ, который он подписал 9 ноября, и как назвать тот, который он собирается подписать сейчас».
  • «Наследие бывших» на самом деле предусматривало использование механизма международного признания и гарантирование права народа НК на самоопределение, промежуточный статус НК и возможность его включения в международные структуры, с сохранением Бердзора (Лачина) и Карвачара (Кельбаджара). Взамен армянская сторона должна была передать Азербайджану пять районов.
  • Повестка мира действующих армянских властей потерпела фиаско в результате последовательной агрессии Азербайджана. С 2018 г. сдавался НК под лживым тезисом демократии, а теперь под лживым тезисом мира власти готовятся сдать РА.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ/ОДКБ

28 сентября посол и военный атташе РФ в РА Сергей Копыркин и Вячеслав Косов вместе с командующим Объединенной группировкой войск ВС РА и РФ Тиграном Парваняном побывали в Джермуке и Горисе.

  • Копыркин встретился с представителями армянского командования, ознакомился с обстановкой на армяно-азербайджанской границе и ущербом, нанесенным обстрелами 13-14 сентября.
  • Копыркин также побывал в расположении отдельной батальонной группы 102-ой российской военной базы в Горисе и отдельной авиагруппе российского миротворческого контингента в Сисиане.

29 сентября ЧПП РФ в РА Сергей Копыркин заявил:

  • Отвод сил на исходные позиции — единственная надежная основа для решения проблем.
  • По итогам миссии ОДКБ вырабатывается проект решения, который призван ответить на ожидания, имеющиеся в РА.
  • РФ четко выражает свою позицию в отношении силовых методов, того, что единственный реальный путь урегулирования вопроса — политико-дипломатический на основе трехсторонних договоренностей. Вместе с тем предпринимаются и практические действия, о которых не говорится публично.
  • Могут быть различные ожидания, мы понимаем в этой трагической ситуации, но РФ делает все от нее зависящее, чтобы тот процесс политического урегулирования, который был запущен трехсторонним заявлением в ноябре 2020 г., шел, несмотря на все проблемы, разногласия и противоречия. «Позицию России здесь, конечно, можно критиковать, но не признать, что РФ и высшее руководство страны действительно вкладывают очень большие усилия, и материально-политический капитал, было бы несправедливо».

30 сентября глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Обсуждается возможность использования наблюдателей ОДКБ для содействия созданию благоприятных условий в целях реализации договоренностей лидеров Азербайджана, Армении и России, в частности о делимитации армяно-азербайджанской границы и в целом о нормализации отношений между Баку и Ереваном, включая подписание соответствующего договора.
  • Поддержка со стороны СНГ также была бы востребована.

29 сентября в Ереване состоялась встреча Генсека ОДКБ Станислава Зася с премьер-министром РА Николом Пашиняном. Зась проинформировал Пашиняна о предварительных итогах работы Миссии ОДКБ, стороны подробно обсудили ее работу и сложившуюся ситуацию в регионе, передает пресс-служба организации.

29 сентября вице-спикер НС РА Рубен Рубинян в интервью радио «Азатутюн» заявил:

  • Это факт, что имело место вторжение на суверенную территорию РА и ОДКБ не отреагировало должным образом, не осуществило соответствующих действий.

29 сентября глава комиссии НС РА по обороне Андраник Кочарян заявил:

  • Разговоры о выходе Армении из ОДКБ преждевременны. Ереван просто хочет, чтобы ОДКБ активнее участвовала в обеспечении мира и стабильности на границах РА. В октябре у него будет возможность лично поговорить с генсеком ОДКБ насчет действий организации и руководства.
  • Боестолкновения между Арменией и Азербайджаном могут повторяться. Из-за близости позиций конфликты могут перерасти в широкомасштабную войну.
  • Поэтому на границе нужны международные наблюдатели. Они будут фиксировать, кто нарушил режим прекращения огня с помощью систем наблюдения, в том числе беспилотников.

29 сентября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Звучащее от отдельных политических деятелей необоснованная критика в адрес ОДКБ не идет на пользу и не способствует поиску выверенных взаимоприемлемых решений. Толку от подобных деструктивных заявлений мало.
  • Москва считает суверенным правом решение Еревана не направлять военных на учения ОДКБ. Решение Еревана связано с текущей обстановкой, его приняли с учетом приоритетных для Армении задач.
  • Сотрудничество с Ереваном в рамках ОДКБ она назвала плодотворным и эффективным и напомнила, что в РА пройдет саммит ОДКБ, на котором определят перспективы будущего развития организации.
  • Об идее разместить наблюдателей на армяно-азербайджанской границе — нельзя подменять реально действующие трехсторонние договоренности чем-то мнимым. Москва выступает за полную реализацию трехсторонних заявлений. Именно они содержат комплекс мер по урегулированию ситуации, согласованы странами, которые являются частью долгого конфликта. Это настоящая, а не мнимая дорожная карта.
  • Многие – и внутри стран, и вовне – хотят подменить собой и своими идеями эти договоренности. «Обещают они много, но результатов нет».
  • Дестабилизировать ситуацию такие игроки пытаются на всем постсоветском пространстве. Это крайне опасная и деструктивная линия.
  • Россия продолжает меры по деэскалации ситуации на армяно-азербайджанской границе, работы идут и по линии ОДКБ. Основой урегулирования являются трехсторонние договоренности.
  • Надо обеспечивать режим прекращения огня и отвода всех войск на прежние позиции.

30 сентября в интервью ОТА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Ереван ожидает от ОДКБ четкой политической оценки ситуации. Совет коллективной безопасности ОДКБ должен зафиксировать акт агрессии против РА и предложить дорожную карту по нейтрализации этой агрессии.
  • Мы получали четкие заверения, что границы Армении являются красной линией для ОДКБ. Но когда в 2021 г. Азербайджан вторгся на территорию Армении и Ереван обратился к ОДКБ, то получил весьма странный ответ: «делимитации и демаркации границы не было». Если и на этот раз будут заявления в ОДКБ, что между Арменией и Азербайджаном нет границы из-за того, что она не демаркирована, значит можно будет сказать, что нет ОДКБ, поскольку организация имеет зону ответственности.
  • В ОДКБ есть опасения, что организация может потерять РА, но Пашинян отмечает, что у Еревана есть опасения, что «в самой Армении есть опасения потерять ОДКБ», и «это вовсе не игра слов, и это очень серьезно».

30 сентября в интервью A1+ спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Нужно сделать так, чтобы механизм ОДКБ заработал. В противном случае можно считать, что его нет.
  • Армения не намерена сдерживать себя в вопросе обеспечения безопасности, вне зависимости от того, кому это может нравиться.
  • «Мы работаем над решением проблем с приобретением оружия. Очевидно, что не связываем все наши надежды с одним направлением».

3 октября МИД РФ призывало власти Азербайджана и Армении незамедлительно провести анализ видеозаписей казней армянских военных на предмет признаков военных преступлений. В случае подтверждения фактов все виновные должны быть привлечены к ответственности по всей строгости закона.

4 октября посол РФ в РА Сергей Копыркин на встрече с генеральным прокурором РА Анной Вардапетян заявил, что обеспечение безопасности РА является одним из приоритетов РФ.

Вардапетян, в свою очередь, представила последствия последней агрессии Азербайджана против суверенной территории РА, подчеркнула необходимость немедленного вывода азербайджанских ВС с территории РА, возвращения армянских военнопленных и соблюдения режима прекращения огня.

Копыркин отметил, что РФ прилагает все усилия для решения поднятых вопросов.

4 октября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал «очередной ерундой» публикацию армянских СМИ о принуждении РА войти в Союзное государство.

4 октября спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Россия не принуждает Армению вступить в Союзное государство. Такой вариант исключен. Источник, на которого ссылается газета «Айкакан жаманак», главредом которой является жена премьер-министра РА, не является достоверным.
  • У всех больших государств есть интересы, и РА всегда должна это учитывать. Другой вопрос, как Армения может противостоять этому, какие противовесы этому найдет Ереван.

5 октября посол РФ в РА Сергей Копыркин заявил:

  • Утверждения, что РФ отворачивается от РА, являются спекуляцией, «заявляю вам совершенно официально и твердо».
  • РФ продолжит работать в трехсторонних форматах с Ереваном и Баку. «Мы эти форматы ценим, придаем большое значение. Несмотря на проблемы, вызовы, мы исходим из того, что это в интересах всех стран».
  • Постоянно ведется политический диалог и в двустороннем формате (с каждой из сторон), и в трехстороннем. «Это целый комплекс мер, которые направлены на то, чтобы ситуация не ухудшалась и было движение вперед – к достижению необходимых договоренностей».
  • Есть российское присутствие в проблемных районах границы. Миротворцы и пограничники РФ находятся в контакте с обеими сторонами. И это важный фактор поддержания стабильности и препятствования дальнейшей эскалации ситуации.
  • В конце прошлой недели в Армению еще раз приехал генсек ОДКБ Зась и встречался с премьером Пашиняном. Он докладывал ему о тех рекомендациях, которые секретариат, Объединенный штаб ОДКБ намерены сформулировать для рассмотрения главами государств Организации. «Думаю, речь идет о конкретных шагах, которые должны показать на практике присутствие и роль организации в этом регионе».

5 октября посол по особым поручениям РА Эдмон Марукян написал в Twitter-e:

  • Армении нужен твердый гарант, а не модератор, для переговоров по мирному договору и заключения будущего долгосрочного мирного договора с Азербайджаном.
  • Иначе невозможно прийти к соглашению с тем, кто держит пистолет у твоей головы и не соблюдает никаких договоренностей.

США

29 сентября Секретарь Совбеза РА Армен Григорян рассказал замсекретаря обороны США Лауре Купер о недавней широкомасштабной агрессии Азербайджана против суверенной территории РА. Григорян отметили также важность повышения демократического управления, прозрачности и подотчетности ВС РА.

29 сентября посол США в РА Линн Трейси встретилась с губернатором Сюника Робертом Гукасяном, чтобы узнать, каким образом нападения Азербайджана в середине сентября повлияли на жителей Сюника, и обсудила их гуманитарные потребности.

В посольстве напомнили слова госсекретаря США Блинкена о том, что «США продолжат поддерживать демократические устремления, суверенитет и безопасность армянского народа».

2 октября в Женеве глава МИД РА Арарат Мирзоян встретился со старшим советником по переговорам на Кавказе Филипом Рикером.

  • Мирзоян представил подробности последней азербайджанской агрессии против РА, подчеркнул важность четких шагов международных партнеров в деле устранения ее последствий и предотвращения новой агрессии, в том числе внедрения международных механизмов.
  • Коснувшись военных преступлений, совершенных ВС Азербайджана, он подчеркнул, что армянская сторона приложит все усилия для привлечения виновных к адекватной ответственности, говорится в сообщении.
  • В ходе встречи стороны коснулись ряда вопросов региональной безопасности и стабильности, обменялись мнениями относительно урегулирования нагорнокарабахского конфликта и отношений между Арменией и Азербайджаном.

3 октября Госдепартамент США призвал к проведению расследования относительно расстрела азербайджанскими военными армянских пленных. «Ответственные за любые зверства должны быть привлечены к ответственности».

4 октября при посредничестве США азербайджанская сторона вернула РА 17 армянских военных, попавших в плен во время агрессии Азербайджана 13-14 сентября.

Премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что высоко ценит помощь США в возвращении 17 армянских военнопленных и выразил надежду, что «совместными усилиями вместе с нашими международными партнерами мы и дальше будем фиксировать прогресс в решении как гуманитарных вопросов, так и установлении мира в регионе».

Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян сообщил, что договоренность о возвращении военнопленных была достигнута в ходе встречи, проведенной 27 сентября по инициативе советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана. Он выразил надежду, что «трехсторонняя работа продолжит фиксировать позитивные результаты для решения гуманитарных вопросов и установления стабильности и мира в регионе» и, что «все договоренности будут выполняться».

4 октября главы МИД РА и АР Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов, а также госсекретарь США Энтони Блинкен провели телефонный разговор, в ходе которого

  • Мирзоян подтвердил необходимость вывода азербайджанских ВС с территории РА, скорейшего возвращения армянских военнопленных и безоговорочного сохранения режима прекращения огня.
  • В контексте предотвращения новых агрессий была подчеркнута важность внедрения международных механизмов по мониторингу и контролю пограничной ситуации.
  • Собеседники обменялись мнениями о разработке мирного договора между Арменией и Азербайджаном и создании механизма обсуждений между Степанакертом и Баку.
  • Была достигнута договоренность продолжить обсуждения, направленные на установления стабильности и безопасности на Южном Кавказе.

5 октября генпрокурор РА Анна Вардапетян обсудила с послом США в РА Линн Трейси последствия недавней азербайджанской агрессии, подтвердила позицию Еревана о незамедлительном выводе ВС Азербайджана с суверенной территории РА, возвращении армянских военнопленных и соблюдении режима прекращения огня.

Вардапетян также отметила, что демократические ценности и права человека в РА оказались под угрозой, и для противостояния этим вызовам страна рассчитывает на поддержку США.

ФРАНЦИЯ

30 сентября посол Франции в РА Анн Луйо после своей поездки в Гегаркуникскую область в Twitter написала:

  • Ситуация на границе, действительно, серьезная. Франция и Штаты работают и пытаются вовлечь и другие страны.
  • Париж уже назвал агрессора после недавней эскалации.
  • Франция продолжает работать над сохранением территориальной целостности РА. Армения должна иметь возможность жить мирно.
  • Франция поддерживает идею размещения международных наблюдателей на армяно-азербайджанской границе.

2 октября в Женеве глава МИД РА Арарат Мирзоян встретился с сопредседателем МГ ОБСЕ от Франции Брисом Рокфоем.

  • Стороны коснулись урегулирования карабахского вопроса и отношений между Арменией и Азербайджаном.
  • Мирзоян подчеркнул необходимость незамедлительного вывода азербайджанских сил с суверенной территории Армении, возвращения армянских военнопленных, безоговорочного соблюдения режима прекращения огня и четкого осуждение со стороны международного сообщества совершенных Азербайджаном военных преступлений.

4 октября в связи с появлением в сети видеозаписи расстрела армянских военнопленных ВС Азербайджана министерство европейских и ИД Франции выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • Франция принимает к сведению начало расследования акта казни, объявленного Азербайджаном, и призывает привлечь виновных к ответственности.
  • Париж также потребовал освободить всех армянских пленных, все еще удерживаемых в плену.

5 октября министр Европы и иностранных дел Франции Катрин Колонна заявила:

  • Казнь военнопленных является нарушением международного гуманитарного права и представляет собой военное преступление. В таких случаях не может быть безнаказанности.
  • Франция солидарна с армянским народом. Франция также призвала освободить всех удерживаемых армянских заключенных.
  • Она назвала крайне серьезным, недавнее вооруженное вторжение Азербайджана в Армению, на фоне конфликта.
  • «Эти события, происходившие на международно-признанной территории Армении, также выявили, подчеркну, неспособность России играть роль единственного посредника, на которую она претендовала после столкновений 2020 г.
  • Франция будет и впредь выступать за мирное урегулирование этого кризиса путем переговоров, в частности, создание миссии ОБСЕ по установлению фактов.

 

ИРАН

4 октября министр обороны Азербайджана Закир Гасанов в ходе телефонного разговора с начальником ГШ ВС ИРИ бригадным генералом Мохаммадом Багери заявил:

  • Азербайджан не собирается оккупировать территорию РА.
  • Проблемы между двумя Арменией и Азербайджаном можно решить путем диалога и дружбы.

4 октября генеральный директор Организации транзита автомобильного и автомобильного транспорта Ирана Джавад Хедаяти в интервью агентству ILNA заявил:

  • Азербайджан стремится к тому, чтобы коридор в сторону Нахчывана находился вне контроля РА, чтобы сохранить свою связь с Нахчываном без каких-либо препятствий и долгосрочных гарантий.
  • Нынешняя ситуация вряд ли будет сохраняться и будет продолжаться, и «поэтому мы должны быть готовы к любой ситуации».

 

ЯПОНИЯ

1 октября посол Японии в Армении Фукушиму Масанори на встрече с вице-прмьером РА Амбарцумом Матевосяном заявил, что Токио готова оказать содействие в урегулировании ситуации на армяно-азербайджанской границе. Он представил результаты визита глав аккредитованных в РА дипмиссий в пострадавшие населенные пункты Гегаркуникской области, выразив озабоченность создавшейся ситуацией.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

29 сентября спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаар в своем Twitter написал:

  • Сегодня снова поступили сообщения о трех убитых солдатах и одном раненом. «Эти и многие другие бессмысленные жертвы подпитывают ненависть и нестабильность».
  • безопасность возможна только в том случае, если соблюдаются границы. «Мир нельзя навязать силой».

2 октября в Женеве глава МИД РА Арарат Мирзоян встретился со спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу Тойво Клааром.

  • Мирзоян подчеркнул необходимость вывода ВС Азербайджана с суверенных территорий РА, немедленного освобождения незаконно удерживаемых в Азербайджане армянских военнопленных, безоговорочного соблюдения режима прекращения огня.
  • Он осудил грубейшие нарушения международного права и военные преступления, совершенные ВС Азербайджана
  • В ходе встречи были затронуты вопросы, касающиеся урегулирования нагорнокарабахского конфликта, отношений между Арменией и Азербайджаном.

3 октября представитель внешнеполитической службы ЕС Питер Стано заявил, что власти Азербайджана должны немедленно провести расследование видео, на котором запечатлен расстрел азербайджанскими солдатами армянских военнопленных. Если результаты расследования покажут подлинность видео, то «это военное преступление и явное нарушение международного права. Такое преступление должно быть осуждено».

3 октября посол РА по особым поручениям Эдмон Марукян отреагировал на твит спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаара, в котором последний говорит о полученных им видеороликах, отражающих «военные преступления против Азербайджана».

Марукян заявил, что

  • Ереван не позволит ставить знак равенства между жертвой военного преступления и преступником.
  • Когда появляется неопровержимое доказательство военных преступлений, совершенных Азербайджаном, Баку быстро представляет другие ролики, якобы записанные в 2020 г., во время 44-дневной войны.
  • После этого так же быстро между жертвой и преступником ставится знак равенства (якобы обе стороны совершили одинаковые действия).
  • Пытаться сравнить какой-либо случай, произошедший во время широкомасштабной войны, с явным военным преступлением, совершенным во время обсуждения текста мирного договора, просто не вписывается ни в одну логику.

5 октября Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил:

  • Азербайджан обстрелял и оккупировал части территории РА, использовав артиллерию и беспилотники.
  • Существует риск нового конфликта между Арменией и Азербайджаном.
  • Азербайджанские силы должны быть выведены оттуда.
  • Турция продолжает поддерживать Азербайджан. Он прозвал Турцию использовать это влияние для снижения напряженности между двумя странами.

ОБСЕ

1 октября глава МИД Польши, действующий председатель ОБСЕ Збигнев Рау в ходе телефонного разговора с министром ИД Франции Катрин Колонна обсудил потенциальную возможность направления миссии ОБСЕ на армяно-азербайджанскую границу.

НАТО

3 октября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян в штаб-квартире НАТО в Брюсселе встретился с комитетом заместителей постпредов стран-членов альянса (DPRC).

  • В ходе встречи Григорян представил агрессию Азербайджана 13 сентября и оккупацию в ее результате суверенной территории Армении, подчеркнув, что международное сообщество должно продолжить требовать от Баку немедленного вывода войск с суверенной территории РА.
  • Он также представил подробности относительно гуманитарного кризиса, возникшего в результате агрессии, а также ущерба, нанесенный гражданской инфраструктуре.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

30 сентября в интервью ОТА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Встреча с Эрдоганом не исключена. «Ни турецкая сторона, ни мы не исключаем встречу. Не исключать встречу еще не значит, что она состоится, но это не значит, что ее не будет. Зависит от ряда обстоятельств, в том числе и не от наших прямых отношений».
  • Повестка армяно-турецких отношений не изменилась: открытие границ, нормализация отношений.


РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

30 сентября в интервью «Российской газете» вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил:

  • Рабочая группа по разблокировке коммуникаций проделала большую работу, есть видение маршрутов, но ни о каком «экстерриториальном коридоре», ущемляющем суверенитет какой-либо из сторон, речи нет.
  • Открывать или строить магистрали можно будет только после того, как стороны определят правовой режим пересечения границы между странами и движения по дорогам.
  • Членство РА в ЕАЭС будет учитываться при решении вопроса о пересечении границ с Азербайджаном.
  • Армения сейчас в шаге от снятия транспортной блокады, которая сдерживает экономический рост.
  • Разблокирование транспортных связей позволит Азербайджану ездить в Нахичеван и обратно через территорию РА, а у Армении будет возможность свободного перемещения граждан, транспортных средств и грузов в РФ, Иран, Центральную Азию и обратно через территорию Азербайджана.
  • На работу комиссии влияет обострение обстановки на армяно-азербайджанской границе, а также попытки новых участников войти в переговорный процесс. После того, как такое происходит, наступает пауза в переговорах и приходится ждать.
  • На переговорах выработан принцип: «суверенитет над дорогой осуществляется той страной, по чьей территории она проходит». На практике, отметил российский премьер, реализация этого принципа означает, что для въезда по деблокированным или вновь построенным дорогам на территорию Армении из Азербайджана будут осуществляться меры пограничного и паспортного контроля.
  • Обсуждаются вопросы платности использования дорог в соответствии с национальными законодательствами сторон, а также обеспечения безопасности при движении граждан, транспортных средств и грузов.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ЛЕВОН ТЕР-ПЕТРОСЯН

В своем последнем интервью ОТА первый президент РА Левон Тер-Петросян заявил, что готов лично нести ответственность за принятие «мирного договора», но наименее болезненного для страны.

3 октября, после публикации статьи в газете «Айкакан жаманак» о требованиях Азербайджана, пресс-секретарь Тер-Петросяна Арман Мусинян распространил заявление, согласно которому:

  • Тер-Петросян считает исчерпанной необходимость переговорной площадки между властями и оппозицией
  • Публикация в «личном/семейном СМИ» Пашиняна, по сути, является отрицательным ответом на предложение о диалоге между оппозицией и властью.
  • Президент ценит эту публикацию за раскрытие требований Азербайджана в рамках ожидаемого урегулирования армяно-азербайджанских отношений. Это, по сути, не что иное, как азербайджанский проект армяно-азербайджанского мирного договора, подробностями которого до сих пор владели премьер и узкий круг высшего эшелона власти.
  • Так как требования Баку к Еревану уже известны, то необходимости встречи бывших президентов с Пашиняном нет.

4 октября Арман Мусинян на своей странице Facebook написал:

  • Во вчерашнем заявлении офиса третьего президента РА Сержа Саркисяна говорится: «Что касается суждений Тер-Петросяна относительно Цюрихских протоколов и возможного армяно-турецкого соглашения о примирении, то они неприемлемы, и сравнение этих процессов абсолютно неуместно». Такое утверждение не имеет ничего общего с тем, что сказал Тер-Петросян, потому что он не делал никаких суждений о Цюрихских протоколах.
  • Оценки Цюрихских протоколов отражены в заявлении Армянского национального конгресса от 2 сентября 2009 г. Конгресс положительно оценил Цюрихские протоколы, категорически выступив против лишь одного пункта, в котором речь идет о создании совместной комиссии армянских и турецких историков.
  • Из реакции Тер-Петросяна по поводу публикации в газете «Айкакан жаманак» требований Азербайджана от Армении многие сделали вывод, что он этим сорвал возможность диалога между властью и оппозицией. Они не поняли, что процесс уже был сорван в результате трехчасовой пресс-конференции 2-ого президента РА Роберта Кочаряна и двухчасового интервью премьер-министра РА Никола Пашиняна. Результат этого, фактически, следующий: цель Кочаряна — любой ценой свергнуть власть Пашиняна, а цель Пашиняна — любой ценой сохранить свою власть. Этим, по сути, они единогласно заявили, что мосты для диалога сожжены.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 

НАЗНАЧЕНИЯ

4 октября президент НКР Араик Арутюнян сообщил, что сделал предложение Рубену Варданяну занять пост госминистра НКР и ждет от него ответа.

 

ПРАВО

ДЕЛО ПО ПРИВОДУ РОДИТЕЛЕЙ ПОГИБШИХ ВОИНОВ

28 сентября по факту привода родителей погибших военнослужащих в военном пантеоне «Ераблур» было начато уголовное производство.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

США

30 сентября секретарь Совбеза РА Армен Григорян провел рабочие встречи в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли.

БЕЛАРУСЬ

30 сентября МИД РА выразил озабоченность послу Беларуси Александру Конюку в связи с заявлением белорусского министра ИД о визите Пелоси в Ереван о том, что такие визиты способствуют обострению конфликтов.

МАГАТЭ

4 октября на встрече с гендиректором МАГАТЭ Рафаэлем Гросси в Ереване премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что РА придает важное значение сотрудничеству между правительством РА и МАГАТЭ, и отметил, что такое взаимодействие имеет существенное значение с точки зрения обеспечения энергетической и ядерной безопасности РА и развития возможностей.

Гросси также подчеркнул важность двустороннего сотрудничества и выразил готовность его продолжить.

С Гросси встретился также глава МИД РА Арарат Мирзоян. Стороны обсуждали сотрудничество и вопросы региональной безопасности. Мирзоян заявил, что РА как страна, эксплуатирующая атомную электростанцию, придает важное значение сотрудничеству с агентством. В этом контексте он подчеркнул неприемлемость угроз и спекуляций, связанных с ААЭС.

Гросси отметил прозрачный стиль работы РА, подчеркнув надежность страны как партнера МАГАТЭ.

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ПРОЕКТ МИРНОГО ДОГОВОРА БУДЕТ ГОТОВ В НОЯБРЕ

По сведениям издания «Паст», премьер-министр РА Никол Пашинян 6 ноября отбудет в Прагу с предварительным вариантом текста мирного договора на руках. На встрече секретаря Совета безопасности РА Армена Григоряна и помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева главным образом обсуждались предварительные варианты текста мирного договора. Григорян и Гаджиев представили свои подходы и попытались в трехстороннем формате достичь консенсусного варианта.

Газета также пишет, что секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян, отбывший с рабочим визитом в Брюссель, ознакомит представителей ЕС с подробностями состоявшейся 2 октября в Женеве встречи глав МИД РА и АР, а также с ходом работы комиссии по делимитации и демаркации границы.

Спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар в ходе своего последнего визита в РА посоветовал армянской стороне доработать до конца октября окончательный вариант текста мирного договора.

По сведениям газеты, Москва уже дала свое добро на подписание договора.

ВАРИАНТЫ МИРНОГО ДОГОВОРА С АЗЕРБАЙДЖАНОМ

Газета «Грапарак» пишет, что

  • премьер-министр РА Никол Пашинян на закрытой встрече 28 сентября рассказал однопартийцам о российском и европейском вариантах договора РА с АР, а также о проблемах с поставками вооружений.
  • Западные страны и, прежде всего, США и Франция, несмотря на довольно резкие заявления в адрес Азербайджана, не готовы на такие же резкие шаги против Баку. Армения, по его словам, свои надежды главным образом связывала на поставки вооружения и санкции против Азербайджана. Надежды на санкции не оправдались, а перспектива поставок оружия довольно неопределенна. Если этот процесс и увенчается успехом, то на это уйдет много времени, а время сегодня работает против РА.
  • Но это не означает, что Ереван вновь должен самозабвенно кинуться в объятия РФ. Необходимо проводить многовекторную внешнюю политику и не бояться критики в адрес РФ, а в случае необходимости – и Запада. Пашинян также сказал, что, несмотря на бездействие ОДКБ, выход РА из этой организации чреват очень тяжелыми последствиями.
  • Что касается мирного договора, то Пашинян заявил, что подходы сторон не изменились: Запад вновь требует незамедлительного подписания договора и фактического отказа РА от Арцаха, настаивая на разблокировании дорог – при том, что Мегринский коридор останется под контролем РА. РФ, в свою очередь, пытается затянуть подписание мирного договора, поскольку не желает терять контроль над Арцахом. Российская сторона продвигает следующий тезис: даже если договор и будет подписан, вопрос статуса Арцаха должен быть определен на последующих переговорах, против чего категорически выступает Азербайджан.
  • Пашинян дал понять депутатам правящей фракции, что он не против варианта отказа от Арцаха, но при этом он поставил перед западными партнерами условие – я подпишу договор только в случае, если азербайджанские войска покинут суверенную территорию РА.
  • В правящей фракции «Гражданский договор» есть 15-20 депутатов, которые считают неприемлемым подписание мирного договора с Азербайджаном ценой отказа от Арцаха. То есть, из 71 депутата правящей фракции лишь около 20 парламентариев выступают против сдачи Арцаха. Газета пишет, что они не осмеливаются открыто выражать свое мнение и озвучивают его только на закрытых встречах и в приватных разговорах.

ТРЕБОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА

3 октября в газете «Айкакан жаманак», главредом которой является супруга премьер-министра РА Анна Акопян, появился список требований Баку:

  • распустить армию НК;
  • признать НК в составе Азербайджана безо всякой автономии (с нулевым статусом);
  • открыть коридор по территории РА;
  • запустить процесс делимитации и демаркации по картам 1919-1920 гг. (пока неизвестно, о каких конкретных картах идет речь);
  • выяснить судьбы пропавших без вести азербайджанцев с намерением в дальнейшем обвинить РА в военных преступлениях.

 

ТРЕБОВАНИЯ РОССИИ

4 октября в газете «Айкакан жаманак» появилась публикация о требованиях России. В статье утверждается, что

  • цель Москвы — добиться вступления РА в Союзное государство или в состав РФ.
  • РФ — основной бенефициар коридора через территорию Армении.
  • Для такого результата Москва использует российские войска, дислоцированные в НК и в какой-то мере в РА.
  • Смысл действий таков: показать уязвимость безопасности РА, чтобы последняя подала заявку на вхождение в состав союзного государства Россия-Беларусь. Шаги для развития этой логики — агрессивность Азербайджана, инертность российских войск, дислоцированных в РА, политическая инертность РФ, невыполнение обязательств по поставкам вооружений в РА.
  • Случай с НК также является частью этой логики. РФ нужно, чтобы нагорнокарабахский вопрос оставался нерешенным, как рычаг воздействия и на Армению, и на Азербайджан. Это стремление было краеугольным камнем установившегося десятилетиями статус-кво в зоне нагорнокарабахского конфликта, и, исходя из этого краеугольного камня, в политике РА можно было бесконечно продолжать переговоры.
  • Так продолжалось до 2011 г., от которого РФ шаг за шагом пришла к необходимости изменить статус-кво. РФ пришла к такому выводу не потому, что начала понимать, что не может сохранять статус-кво.
  • Одной из ключевых причин является возрастающая роль Турции и значение для РФ более или менее взвешенной позиции Турции в ходе необратимого конфликта РФ с Западом. Причину 44-дневной войны следует искать здесь. А также, что в случае предвидимого или планируемого конфликта с Западом, когда заведомо западные транспортные пути будут закрыты или, по крайней мере, поставлены под сомнение, для РФ было крайне важно обеспечить более-менее нормальную работу Дарданелл и проливы Босфор.
  • Маршрут Россия-Грузия-Турция не решит проблему новых дорог. Из-за конфликтов в Абхазии и Южной Осетии дороги, проходящие через них, не будут открыты. А Верхний Ларс работал еще до украинского конфликта. И поэтому способом эффективного решения этого вопроса было бы использование оси Армения-Азербайджан. Именно поэтому план Лаврова по нагорнокарабахскому вопросу предусматривал передачу южных районов Азербайджану, чтобы освободить от препятствий трассу железной и автомобильной дороги Ордубад-Мегри-Горадиз.
  • В этом смысле, несмотря на публичные заявления, РФ является основным бенефициаром коридора через территорию РА, потому что и Азербайджан, и Турция, и РФ хотят, чтобы коридор через территорию РА находился под контролем РФ.
  • Последний фактор является существенным, так как через территорию Ирана проходит автомобильная дорога. Железная дорога также может быть построена через Иран.
  • Не очень удачный ход дел на Украине существенно усугубил установившуюся после 2011 г. ситуацию, что РФ сложно быть гарантом статус-кво, сложившегося после 2020 г. «Хцаберд и Парух тому яркое свидетельство».

НЕДОВЕРИЕ К АРМЕНИИ СРЕДИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ АРЦАХА

Газета «Грапарак» пишет, что после последнего заявления премьер-министра РА Пашиняна о том, что Армения и Азербайджан могут и должны прийти к согласию вокруг взаимного признания территориальной целостности двух стран и что Арцах должен вести переговоры с Баку, в Арцахе уже все политические силы осознали, что Армения отказалась от Арцаха.

На последнем заседании Совета безопасности НКР было принято заявление, в котором четко говорится, что РА имеет обязательство и полномочия защищать права и интересы народа Арцаха на международных площадках. Это заявление четко демонстрирует, что президент НКР Арутюнян осознал, что Армения «умыла руки, и более не питает иллюзий».

 

АНТИРОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА

Газета «Грапарак» пишет, что глава постоянной комиссии НС по вопросам обороны и безопасности Андраник Кочарян провел встречу с группой деятелей, известных своей антироссийской ориентацией (глава партии «Во имя Республики» Арман Бабаджанян, аналитик Рубен Меграбян, Овсеп Хуршудян, Азат Аршакян и др.), чтобы обсудить вопрос выхода РА из ОДКБ.

Кочарян заявил, что полностью поддерживает мнение участников встречи о том, что ОДКБ – совершенно непригодная структура и что членство РА в этой организации лишает ее поддержки западных стран. Вместе с тем он заявил, что на данный момент неправильно инициировать процесс выхода Армении из ОДКБ.

 

МНЕНИЕ

ТЕВАН ПОГОСЯН

1 октября в ходе передачи «Особое мнение» на youtube-канале «Новости-Армения» председатель Международного центра человеческого развития Теван Погосян выразил мнение, что:

  • Армения не обязана подписывать капитуляцию. Можно бороться и не подписывать. «Как Азербайджан ничего не подписал? Япония ничего не подписала. Кто сказал, что это нечто, что подлежит обязательному подписанию?».
  • Противник силен настолько, насколько ему позволяют чувствовать себя сильным. «Если я не буду позволять, чтобы противник чувствовал себя сильным и буду предпринимать для этого шаги, то то же соглашение 9-го ноября будет попросту очередным документом о перемирии».
  • Кто сказал, что подписанный документ не приведет к новой войне? Говоря о мире надо понимать, что под ним имеется в виду. «Азербайджанцы тоже хотят мира. Когда они говорят о мире, то не врут. В их представлении мир заключается в том, чтобы армян не было, и все принадлежит им». Мира не будет, за исключением случая, когда он будет навязан Армении.
  • Армении необходимо становиться сильнее, а для этого нужна консолидация населения вокруг идеи, ради которой можно будет работать. Погосян привел в пример Азербайджан и Турцию, которые движутся к поставленной задаче.
  • Запад придет в регион за своими интересами. «Россия была рядом с нами, потому что имела свои интересы. Другой вопрос, что надо было делать, чтобы интересы углубились, закрепились». А интересы Запада в данный момент заключаются в том, чтобы взять под контроль нефтяные потоки и изгнать РФ из региона.
  • В Армении за геополитическими разговорами забывается, кто наш настоящий противник, а именно — Азербайджан и Турция. «Как только обслуживаются чужие интересы, то начинается короткий промежуток служения. Как только необходимости в обслуживании не будет, то ты исчезаешь».

СУРЕН САРКИСЯН

1 октября в интервью Sputnik-Armenia глава Армянского центра американских исследований Сурен Саркисян заявил, что

  • В ходе визита секретаря Совбеза РА Григоряна в офис ЦРУ США обсуждалось армяно-азербайджанское урегулирование или процессы на Южном Кавказе в целом. Не исключено, что были затронуты и глобальные геополитические темы. Это мог быть и ответный визит на приезд в Ереван главы ЦРУ Бернса.
  • Сама Армения вряд ли интересна в контексте обмена информацией, поскольку не располагает данными, которых нет у американских коллег.
  • Однако Ереван пытается сформировать службу внешней разведки по опыту России и США, и, возможно, надеется на поддержку США и специализированную помощь.
  • Вместе с тем, ключевой темой переговоров Григоряна в ЦРУ стали интересы США на Южном Кавказе в контексте балансирования влияния России и Ирана.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 апреля 2024

Азербайджан и Армения имеют общее понимание того, как должно выглядеть мирное соглашение между двумя странами, нужно лишь проработать детали. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на международной конференции в Университете АДА в Баку. «Теперь у нас есть общее …

22 апреля 2024

Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Армении Никол Пашинян должны поговорить «в краткосрочной перспективе», сказал пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. На вопрос о том, нет ли опасений, что Ереван потребует вывести из Армении 102-ю российскую военную базу, он отметил: «Никаких …

19 апреля 2024

Армения сама еще не делимитировала границу с Азербайджаном, сказал глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью радиостанциям Sputnik, «Говорит Москва» и «Комсомольская правда», комментируя требования Еревана к ОДКБ. По его словам, когда в Армении говорят о том, что ОДКБ не может определить …


Ваш браузер устарел! Обновите его.