Обзор 22 – 28 сентября 2022 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
22 сентября с трибуны ГА ООН премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Азербайджан начал неспровоцированную агрессию против Армении. При этом использовалась артиллерия, РСЗО и ударные БПЛА. Азербайджанские ВС подвергли обстрелу 36 населенных пунктов и общин: Горис, Варденис, Джермук, Капан. Это было прямым нападением против суверенитета и целостности РА. Азербайджан преднамеренно атаковал гражданское население и объекты гражданской инфраструктуры.
- Есть данные о пытках захваченных в плен военнослужащих, внесудебных казнях и глумления над телами, в том числе, над телами женщин-военнослужащих. Такие бесчинства являются прямым результатом политики, которая длилась на протяжении десятилетий – посеять ненависть к армянам среди азербайджанского общества.
- Каждый день Азербайджан нарушает режим прекращения огня, и ненадлежащая реакция организаций по безопасности может привести к новой эскалации.
- Баку использует тему мирного договора с РА, демаркации границы и открытия региональных коммуникаций для того, чтобы предъявить РА новые претензии.
- Одна из важнейших тем мирного соглашения — двустороннее признание территориальной целостности между Арменией и Азербайджаном. Ереван готов пойти на этот шаг, но Азербайджан не отреагировал аналогичным образом. «Наоборот, Баку активно заявлял, что весь юг и восток Армении, и даже столица Ереван – это азербайджанская земля».
- Пашинян призвал президента АР Ильхама Алиева показать карту РА, на основе которой он готов провести демаркацию с Арменией. Если бы Баку признает территориальную целостность международно-признанной территории Армении в 29,8 тыс. кв. км, то можно подписать мирное соглашение. В противном случае Азербайджан будет предъявлять новые территориальные претензии и совершать акты оккупации. С прошлого года 40 кв. км заняты азербайджанскими ВС.
- Азербайджан использует открытие коммуникаций в регионе для нового кризиса и территориальных претензий. Цель Азербайджана состоит в том, чтобы породить новый кризис и использовать его в качестве предлога для нового витка агрессии против Армении для того, чтобы предъявить новые территориальные претензии. «Азербайджан пытается представить Армению как страну, которая действует деструктивно в ходе дискуссий. Реальность такова, что Армения наоборот готова открыть свои дороги для Азербайджана в рамках нашего национального законодательства». Армения готова открыть коммуникации. Но Баку хочет экстерриториальный коридор. Такой статус по заявлению от 9 ноября 2020 г. не предполагается.
- Азербайджан также продолжает препятствовать возвращению армянских военнопленных, проводятся фиктивные суды.
- Международная наблюдательная миссия в районах, прилегающих к армяно-азербайджанской границе, станет важным фактором повышения региональной стабильности «Мы считаем, что принципиально важным является полноценная вовлеченность международного сообщества».
- Одним из ключевых факторов региональной стабильности является всеобъемлющее урегулирование нагорнокарабахского конфликта, где права и безопасность проживающих там армян будут гарантированы.
- Армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, нуждаются в поддержке со стороны международного сообщества. Ереван настоятельно призывает обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ гуманитарным структурам ООН в НК, чтобы дать оценку гуманитарному положению и положению с правами человека, а также обеспечить защиту объектов культурного наследия.
23 сентября на заседании Экономического совета СНГ вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:
- Притязания Баку на суверенную территорию РА только потому, что граница не делимитирована, абсолютно беспочвенны.
- Ереван требует, чтобы Баку незамедлительно принял меры для соблюдения режима прекращения огня, отвода своих военных на исходные позиции и возвращения армянских военнопленных.
- Баку со 2 сентября распространял ложные данные о нарушениях режима прекращения огня с армянской стороны.
- Во время последней агрессии обстреливались гражданские инфраструктуры в Гегаркунике, Вайоц Дзоре, Сюнике, есть данные о пытках и убийствах армянских военнопленных.
- Ереван получал и продолжает получать сведения о военных авиаперевозках из Турции в Азербайджан.
- Агрессивная политика Баку на фоне ситуации на Украине нацелена на провал усилий установить мир в регионе.
27 сентября в связи со 2-ой годовщиной азербайджанской агрессии против НК МИД РА выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Развязанная Азербайджаном война является преступным проявлением государственной политики Баку по этнической чистке армян НК, лишению права свободно и безопасно жить и созидать на своей исторической родине.
- Бесчеловечному обращению и пыткам, внесудебным убийствам подверглись оказавшиеся в плену армянские военнослужащие и гражданские лица. Судьбы сотен пропавших без вести и насильственно исчезнувших вследствие карабахских войн остаются невыясненными.
- На территориях, перешедших под контроль Азербайджана, и по сей день продолжается последовательная политика уничтожения и искажения идентичности армянского духовного и историко-культурного наследия.
- Вдохновленные ненадлежащей реакцией международного сообщества на 44-дневную войну, азербайджанские ВС прибегли к широкомасштабной военной агрессии уже в отношении суверенной территории и международно-признанных границ РА.
- Реалии, возникшие в результате применения агрессии и массовых нарушений прав человека, а также непрекращающаяся военная агрессия Азербайджана против Армении и Арцаха в послевоенный период подрывают усилия по установлению региональной стабильности и безопасности.
- Азербайджан и сегодня с применением силы и угрозы применения силы пытается претворить в жизнь свои экспансионистские устремления, отвергая даже факт существования НК как территориальной единицы и нагорнокарабахского конфликта.
АРЦАХ
23 сентября госминистр НКР Артак Бегларян написал в своем ТГ-канале:
- Если какое-либо государство действительно хочет мира и стабильности в РА и стремится предотвратить новую азербайджанскую агрессию и грубые нарушения международного права, оно должно четко заявить, что в случае нападения на РА оно введет санкции против Азербайджана.
- В условиях безоговорочной поддержки Турции и безнаказанности за прежние агрессии и преступления азербайджанским властям кажется, что любой вопрос они могут решить силовым путем. Поэтому, помимо необходимого сопротивления армянских ВС, международному сообществу следует резко поднять цену преступного поведения Азербайджана, если не военными средствами, то хотя бы действенными санкциями. И такие санкции должны были применяться как после войны 2020 г., так и после агрессии последних дней. Их отсутствие приводит к новым преступлениям.
- Это минимальное проявление позитивного долга международного сообщества, которое, однако, становится жертвой сиюминутных и ситуативных интересов. В результате таких грубых провалов в выполнении обязательств международного сообщества мир постепенно вступает в эпоху дикого хаоса (с высокой вероятностью мировой войны).
- Армения должна попытаться решить все основные вопросы путем переговоров, но Азербайджан, опьяненный с применением силы успехами в этих переговорах, не должен иметь BATNA (лучшая альтернатива переговорному соглашению). А способ добиться этого — резко увеличить цену военной агрессии за счет совершенствования собственной системы обороны и обеспечения санкций.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
22 сентября депутат НС РА Айк Мамиджанян в интервью @SputnikArmenia заявил:
- Армения не должна позволять Азербайджану диктовать формат переговоров. МГ ОБСЕ – единственная структура с международно-признанным мандатом на переговоры по мирному урегулированию. Нужно поддерживать этот формат и дальше.
- Сейчас необходимо заявлять миру о том, что Азербайджан предпринял нападение на суверенную территорию РА. Баку должен стать объектом четких и целевых санкций на уровне руководства или государства.
- Нынешние власти РА провалили переговорный процесс, и от них нельзя ждать какого-либо прогресса на пользу стране.
ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ РА ЛЕВОН ТЕР-ПЕТРОСЯН
26 сентября в интервью на ОТА экс-президент РА Левон Тер-Петросян заявил:
- Тер-Петросян предложил на встрече с экс-президентами РА, НКР и Католикосом 22 сентября консолидацию всех сил и начать конструктивный диалог между властями и оппозицией.
- Нас ждут тяжелые, болезненные решения. Договоры с Турцией и Азербайджаном должны быть подписаны. Немного туда, немного сюда, но делимитация и демаркация с Азербайджаном должны быть проведены. Альтернативы этому он не видит. «Да, эта капитуляция», и из всех решений нужно выбрать наименее болезненное. Если не будут подписаны документы о примирении с соседями, то придется заново строить государство.
- Он сравнил нынешнее положение РА с послевоенной капитуляцией Японии. Тер-Петросян назвал подписание мирного договора с Баку «капитуляцией», однако не видит в этом ничего плохого. К тому же, в мире нет стран-соседей, между которыми не подписано соглашение о примирении.
- Он призвал не строить предположений о переговорах с Азербайджаном и Турцией. Об их сути знает только премьер Пашинян и несколько человек из его узкого круга.
- Не приведет к положительным изменениям и смена власти.
- Потенциал Москвы ослаб из-за ситуации на Украине. Ключ к решению вопроса Арцаха был в руках РФ до украинской войны. Сейчас у России столько проблем, что и этот ключ будет утерян.
- У США и ЕС есть возможности, чтобы не ухудшить положение армянской стороны. Но все зависит от того, насколько сильно Вашингтон и Брюссель будут вовлечены в украинский вопрос.
ВТОРОЙ ПРЕЗИДЕНТ РА РОБЕРТ КОЧАРЯН
28 сентября на пресс-конференции экс-президент РА Роберт Кочарян заявил:
- Ситуация в РА взрывоопасная: с одной стороны есть требование – принять решение, с другой стороны это решение может привести к взрыву внутренней ситуации в РА.
- Во времена кризиса вопросами национальной консолидации занимается правительство, а не оппозиция. Однако у властей нет такой цели. При этом ответственность за это лежит именно на них.
- «Мы находимся на столе переговоров, а не вокруг него». Страна завязла в глубоком кризисе, а правительство не в состоянии защитить ее территориальную целостность.
- Армянские власти погрузились в теорию «эпохи мира», упустив реальные проблемы безопасности. Фактор РА в регионе также сильно ослаб. Тем временем, в свете последних событий, роль Баку и Анкары резко увеличилась.
- Власти увлеклись утопичным тезисом «эпохи мира» и попросту игнорировали многочисленные вопросы безопасности. Не верьте заявлениям властей о том, что невозможно купить оружие. «Мы приобретали вооружение и у России, и у европейских стран, и у Китая, и у других стран. Это не проблема».
- Азербайджан начал войну не потому, что стал сильнее, а потому, что Армения ослабла. «Мы уже два года слышим, как власти заявляют о реформах в армии, и в итоге эти заявления увенчались решением об освобождении от армейской службы за 24 млн драмов». Непонятно, почему за истекшие после 44-дневной войны 2 года на границе РА так и не была построена глубоко эшелонированная линия обороны, почему на вооружение страны не поступили ударные БПЛА – при том, что правительство уверяет, что деньги есть.
- Для Кочаряна непонятно то соотношение потерь, которое было. Такого соотношения не должно было быть, если бы солдат был бы защищен. Для меня непонятно, почему не была построена серьезная оборонительная линия на границе Армении: только опорные пункты, из которых несколько обустроили для съемок, а остальные были в бесхозном состоянии. Это значит, что мы не извлекли ни одного урока после 44-дневной войны.
- 95% населения не видят Арцах в составе Азербайджана, но все еще не борется против этого.
- Ключ будущего Арцаха находится в руках народа Арцаха. Так есть сейчас, и так было и вначале 1990-ых, когда Арцах находился не в лучшем положении. И часть ключа находится в руках народа РА, если армянский народ принудит власти РА внести определенную ясность по подходам по Арцаха.
- Тема Арцаха в переговорном процессе по урегулированию отношений между Арменией и Азербайджаном полностью отсутствует, между тем конфликт между Арменией и Азербайджаном возник вокруг вопроса Карабаха. «Как можно урегулировать армяно-азербайджанские отношения без внесения определенности в вопрос урегулирования нагорнокарабахского конфликта и выработки единой позиции». Если так продолжится, то будущий переговорный процесс будет проходить по формату Баку-Степанакерт при определенном участии Москвы – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Армения не борется за статус НК. Вскоре может встать вопрос демонтажа политических институтов НК. Против этого в первую очередь должны бороться власти НКР при поддержке правительства РА.
- Самая заинтересованная в сохранении безопасности Сюника страна, кроме Армении – Иран. Иран — самый действенный сдерживающий механизм для Азербайджана. РА за 2 года не воспользовалась фактором Ирана для укрепления приграничной безопасности. Как минимум два учения с Ираном в Сюнике нужно было провести. Договорная база с Ираном должна была быть создана. И это было бы сдерживающим фактором для Азербайджана, потому что с Тегераном нельзя говорить, потрясая пальцем, если он преследует свой национальный интерес. «В мае 2021 г. были переговоры с иранской стороной по инициативе Тегерана, но заморозили. Хотя еще не поздно».
- Кочарян предложил сформировать с Россией и Тегераном трехсторонний формат.
- Разгон антироссийских настроений в РА на руку Алиеву. «Мы не можем себе позволить портить отношения с такими игроками, как Россия».
- «Представь, что каждый месяц или два происходит нападение, Армения обращается к России, ОДКБ — пять таких волн и антироссийские настроения серьезно пустят корни в Армении, что точно к хорошему нас не приведет».
- Ослабление России в результате украинской войны не исходит из наших интересов, поскольку это приведет к усилению роли Азербайджана и Турции в регионе.
- Сейчас РФ имеет союзнические отношения также и с Азербайджаном и думать, что в этой ситуации она начнет боевые действия против Азербайджана — просто абсурд РФ делает и будет делать все возможное, чтобы не было новых столкновений, но это будут политико-дипломатические шаги.
- Выход РА из ОДКБ был бы глупостью, но можно создать новый формат переговоров, даже трехсторонний: Армения-Иран-Россия.
- Рычаги влияния со стороны РФ и ОДКБ на Азербайджан и Турцию существенно ослабли, ОДКБ вообще не имеет возможности оказать влияния. Многие страны – члены ОДКБ поддерживают с Азербайджаном гораздо более тесные связи, чем с Арменией.
- Не надо думать, что нам поможет Франция, США или еще кто-то, когда реальное влияние в регионе имеет РФ. У США сейчас еще меньше рычагов воздействия на Эрдогана, чем у РФ. Необходимо трезво оценить, какие государства или факторы могут повлиять на Азербайджан и Турцию.
- «Не вижу, что США или Франция могут взять ответственность за безопасность РА». То, что Франция посылает делегацию наблюдателей на границу с Азербайджаном, это нормально, но, если в Сюнике окажутся войска НАТО на границе с Ираном и при наличие военной базы РФ в РА, это приведёт лишь к ненужному напряжению. Нельзя делать сиюминутные выводы и решения в этой сложной геополитической ситуации.
- Мы обязаны взаимодействовать и с Россией, и с США, и с Францией. А сегодня особенно с Ираном, с которым по части коридора у нас на все 100% совпадают интересы.
- Мир изменится, многое поменяется, но Россия останется нашим стратегическим партнером. Мы не можем позволить себе позицию «или» «или».
- И если у РФ в отношении того же Азербайджана, в силу определённых причин есть определенное ограничение на свободу действий, нужно дополнить нашу безопасность Ираном, у которого подобного сковывания нет.
- На данный момент союзное с РФ государство — не решение для Армении. Любые действия должны соответствовать реалиям дня.
ЭКС-МИНИСТР ОБОРОНЫ РА ДАВИД ТОНОЯН
28 сентября экс-министр обороны РА Давид Тоноян заявил:
- Членство РА в ОДКБ никогда не было препятствием для военных закупок у Запада. Это искусственно созданный миф.
- Главное препятствие для военных закупок у Запада — политические ограничения на поставку оружия в Армению и Азербайджан после ноября 2020 г. Если их нет, они ослаблены или их игнорируют, то нужно действовать.
- Нахождение РА в ОДКБ преследует многоуровневые цели обеспечения безопасности. Однако в любом случае структура никак не препятствует тому, чтобы армянская армия защищала границы страны.
- «Скованность» ВС РА — результат политического решения. Продолжение подобного поведения приведет к серьезным последствиям для морально-психологического состояния армии и их боеспособности.
- Опасность на границе РА не будет нейтрализована сама по себе. Поэтому командование ВС должно потребовать от политического руководства обеспечения армии всем необходимым, а кабмин — любой ценой обеспечить расходы.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
22 сентября в Нью-Йорке премьер-министр РА Никол встретился с госсекретарем США Энтони Блинкеном.
- Пашинян высоко оценил личные усилия Блинкена по поддержке переговорного процесса и диалога с Азербайджаном.
- Он также подчеркнул важность осуждения международным сообществом действий Азербайджана, необходимость вывода азербайджанских подразделений с суверенной территории РА, возвращения удерживаемых азербайджанской стороной армянских военнопленных, адекватного реагирования на другие гуманитарные вопросы.
- Блинкен заявил о готовности США продолжать свои усилия в переговорном и мирном процессе, подчеркнув необходимость всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования нагорнокарабахского конфликта, в том числе для народа НК.
- Он отметил важность состоявшейся в Нью-Йорке трехсторонней встречи с министрами ИД РА и АР и выразил надежду на продолжение диалога в ближайшее время.
24 сентября в Нью-Йорке госсекретарь США Энтони Блинкен и премьер-министр РА Никол Пашинян обсудили вопросы безопасности РА. Блинкен заявил, что США продолжают призывать стороны к участию в мирном процессе, «потому что конфликт не может иметь военного решения».
27 сентября секретарь Совбеза РА Армен Григорян в Вашингтоне встретился с действующими и бывшими американскими должностными лицами, послами, членами Фонда Карнеги и других аналитических центров.
- Григорян рассказал им об агрессии Азербайджана в отношении суверенной территории РА и ее последствиях. Он отметил, что Баку вторгся на суверенную территорию РА и угрожает армянской демократии, а также подчеркнул решимость Еревана двигаться по пути демократии.
- Григорян также сослался на грубые нарушения Азербайджаном норм международного гуманитарного права и факты нанесения ударов по гражданскому населению и инфраструктуре.
28 сентября в Вашингтоне при посредничестве помощник президента США по нацбезопасности Джейка Салливана прошли переговоры главы Совбеза РА Армена Григоряна и помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева.
- Стороны обсудили важность недопущения дальнейшего насилия и проведения ограниченных по времени и целенаправленных переговоров.
- На встрече также намечены конкретные шаги, направленные в поддержку стабильного и прочного мира.
- Отмечалась важность устранения последствий недавней агрессии.
ФРАНЦИЯ
26 сентября в Париже премьер-министр РА Никол Пашинян и президент Франции Эмманюэль Макрон провели встречу, после которой выступили с заявлениями.
Макрон, в частности, заявил:
- Ситуация на границе остается весьма критической.
- Отсутствие демаркированной границы между Арменией и Азербайджаном не может оправдывать продвижение на территорию другой страны. Он об этом заявил также Ильхаму Алиеву. Париж уже потребовал, чтобы азербайджанские ВС вернулись на исходные позиции.
- Диалог между Арменией и Азербайджаном должен быть восстановлен без промедления. Париж убежден, что применение силы не может стать решением проблемы ни для одной из сторон. Все вопросы должны решаться только путем переговоров.
- Невозможно строить мир под угрозой применения силы. Именно поэтому Франция сделает все для достижения своей цели – стабильного, безопасного и процветающего Южного Кавказа.
Пашинян, в свою очередь, заявил:
- Действия Азербайджана – сознательная агрессия. Из-за азербайджанской оккупации ситуация в регионе остается напряженной.
- Азербайджанские ВС должны быть выведены с суверенной территории РА.
- Необходимо подписать мирный договор с Баку с взаимным признанием границ, подтвержденных соглашением о создании СНГ. Спекуляции о том, что между Арменией и Азербайджаном нет уточненной границы, так как граница не делимитирована и демаркирована, не имеют ничего общего с действительностью.
- Административные границы между Советской Арменией и Советским Азербайджаном стали государственными границами в первые месяцы независимости двух стран, так как и Армения, и Азербайджан подписали и ратифицировали соглашение о формирование СНГ от 8 декабря 1991 г. Обе страны до сих пор являются членами СНГ.
- Совбез ООН должен продолжать держать ситуацию на армяно-азербайджанской границе вопрос в центре внимания, и заявил, что рассчитывает на поддержку страны-председателя Совбеза в этом вопросе.
- Пашинян предложил международному сообществу направить наблюдателей в приграничные с Азербайджаном регионы РА.
- РА готова к открытию коммуникаций в регионе и строительству новых коммуникаций в соответствии с национальным законодательством стран, по территории которых они проходят.
- Важность урегулировать нагорнокарабахский вопрос, который будет гарантировать права и безопасность армян НК.
- Начало переговоров между Азербайджаном и НК может быть полезным.
28 сентября по итогам беседы с армянским коллегой Суреном Папикяном в своем микроблоге Twitter министр обороны Франции Себастьян Лекорню написал:
- Боевые действия должны прекратиться, а азербайджанские силы вернуться на исходные позиции.
- Для оценки ситуации в Армению будет направлена французская делегация
28 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с французскими депутатами визит международной наблюдательской миссии.
-
Глава парламентской группы дружбы Франция-Армения Жильбер-Люко Девиназ рассказал, что уже получил подробную информацию о последствиях агрессии Азербайджана в отношении суверенной территории РА.
- В ходе беседы также были затронуты недавние переговоры Пашиняна с Макроном и подчеркнута ключевая роль Франции в работе по преодолению последствий агрессии Баку.
Глава МИД РА Арарат Мирзоян на встрече с французскими сенаторами назвал неприемлемой максималистскую политику Баку и его желание силой добиться целей.
Он подчеркнул, что мировое сообщество должно адекватно оценить эти действия.
Он рассказал о последней азербайджанской агрессии и сложившейся в результате этого обстановке, представил позицию армянской стороны относительно нормализации отношений с Баку и урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
РОССИЯ
28 сентября состоялся телефонный разговор министра ИД РФ Сергея Лаврова с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым.
- Рассмотрен ход выполнения трехсторонних договоренностей лидеров РФ, АР и РА от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г. Условлено активизировать соответствующую работу.
- Министры обсудили актуальные вопросы двусторонних отношений с акцентом на реализацию положений Декларации о союзническом взаимодействии между РФ и АР от 22 февраля 2022 г.
- Проведена «сверка часов» по отдельным вопросам международной и региональной повестки дня.
ИРАН
22 сентября в Нью-Йорке премьер-министр РА Никол встретился с президентом Ирана Эбрахимом Раиси.
- Пашинян подробно коснулся агрессии Азербайджана против Армении, и ее последствий, подчеркнув важность адекватной реакции международного сообщества, в том числе Ирана. Пашинян выразил удовлетворение в связи с четкими оценками иранской стороны и отметил важность тесного двустороннего сотрудничества в сложившейся ситуации.
- Президент Ирана отметил, что Тегеран внимательно следит за развитием событий, и добавил, что все проблемы в регионе должны решаться исключительно мирным путем. По словам Раиси, позиция Ирана относительно территориальной целостности государств и недопустимости изменения границ в регионе ясна, и связь Ирана с Арменией не должна подвергаться опасности. Раиси подчеркнул, что его страна готова содействовать установлению мира в регионе, добавив, что для Ирана важен вопрос безопасности Армении.
25 сентября в Нью-Йорке глава МИД РА Арарат Мирзоян представил своему иранскому коллеге Хоссейну Амиру Абдоллахиану подробности азербайджанской агрессии.
- Мирзоян особо подчеркнул необходимость скорейшего вывода азербайджанских ВС с суверенной территории РА и устранения последствий агрессии. Он также отметил важность принципиальной позиции иранской стороны относительно сложившейся ситуации и ее разрешения.
- В свою очередь, Хоссейн Амир Абдоллахиан отметил, что Иран считает недопустимым любое изменение границ и геополитики в регионе.
28 сентября посол Ирана в Азербайджане Сейед Аббас Мусави на встрече с помощником первого вице-президента Азербайджана Эльчином Амирбековым заявил:
- Тегеран готов стать площадкой для переговоров между Баку и Ереваном в достижении прочного мира в рамках двусторонних и трехсторонних встреч и региональной инициативы «3+3».
- Мусави подтвердил позицию Ирана в отношении неизменности международно-признанных границ.
ГРЕЦИЯ
27 сентября в Ереване на совместном брифинге с главой МИД Греции Никосом Дендиасом глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Армения признательна правительству Греции за постоянную поддержку армянского народа и Армении, особенно сегодня, когда мы сталкиваемся с агрессией Азербайджана против суверенитета и территориальной целостности РА.
Глава МИД Греции Никос Дендиас заявил:
- Афины поддерживают территориальную целостность и суверенитет всех государств, в том числе РА. Всех, кто стремится перекроить карты, ждет провал.
- Он осудил то, что произошло в последние дни, и призвал к миру и возобновлению переговоров.
- Мир не может быть достигнут в условиях, когда есть угроза применения силы. Карабахский конфликт должен быть урегулирован мирным путем в рамках международного права. Греция поддерживает возобновление переговорного процесса под эгидой МГ ОБСЕ. Афины продолжат содействовать мирным переговорам, а также поддержат усилия США, ЕС и Минской группы ОБСЕ в поиске решений.
Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял делегацию, возглавляемую Дендиасом.
- Пашинян подчеркнул необходимость вывода азербайджанских ВС с территории РА и недопущения новой агрессии. Он также отметил важность адекватной реакции международного сообщества в плане вывода азербайджанских ВС с территории РА
- Премьер сообщил о позиции Армении по разблокированию транспортных коммуникаций в регионе, делимитации между Арменией и Азербайджаном.
- Он коснулся и состоявшейся в Нью-Йорке трехсторонней встречи глав МИД РА, Греции и Кипра: она важна в контексте совместного противостояния вызовам, обеспечения стабильности и мира в регионе.
ОДКБ
22 сентября генсек ОДКБ Станислав Зась обсудил с главой ГШ ВС РА Эдвардом Асряном обстановку на границе. Также они говорили о дальнейших возможных мерах ОДКБ в сложившейся ситуации.
23 сентября в Ереване генсек ОДКБ Станислав Зась провел встречу с замминистра ИД РА Ваге Геворкяном. Стороны обсудили создавшуюся ситуацию и совместные политико-дипломатические шаги по снижению напряженности в регионе. Геворкян отметил, что армянская сторона ожидает от ОДКБ четких действий по восстановлению территориальной целостности РА-члена ОДКБ, а также предотвращению новых эскалаций.
НАТО
22 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян встретился с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.
- Пашинян коснулся агрессии Азербайджана на суверенную территорию РА, подчеркнув, что 36 населенных пунктов подверглись обстрелу азербайджанских ВС, в результате чего армянская сторона понесла потери и ранения среди мирных жителей.
- Пашинян подчеркнул важность адекватной реакции международного сообщества для осуждения действий Азербайджана и немедленного вывода азербайджанских подразделений с суверенной территории РА.
- Генсек НАТО отметил, что крайне обеспокоен событиями, произошедшими на армяно-азербайджанской границе. Столтенберг подчеркнул необходимость решения региональных проблем путем переговоров и последовательных усилий в этом направлении, в том числе при поддержке международных партнеров.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
24 сентября в Нью-Йорке премьер-министр РА Никол Пашинян в беседы с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем коснулся азербайджанской агрессии в отношении суверенной территории РА. Пашинян подчеркнул важность адресной реакции международных структур, включая ЕС. Мишель выразил обеспокоенность сохранением напряжённости на армяно-азербайджанской границе.
СОВЕТ ЕВРОПЫ
24 сентября на заседании комиссии по социальным вопросам ПАСЕ в Измире депутат НС РА от фракции «Армения» Армен Геворкян обвинил СЕ в бездействии в ситуации с недавней азербайджанской агрессией
- Он подчеркнул, что Совет не предпринимает никаких действий в то время, как одно государство-член организации нападает на другое.
- СЕ ограничивается расплывчатыми заявлениями, избегает объективных оценок и санкций против государства-нарушителя.
- По сути, речь о двойных стандартах. Иначе как объяснить тот факт, что даже к войнам в организации относятся по-разному?
- Молчание лишь поощряет такие страны как Азербайджан. Но ведь многие члены Совбеза ООН прямо указали на государство-агрессора. А само обсуждение в Совете подтвердило: нагорнокарабахский конфликт не урегулирован.
27 сентября Омбудсмен РА Кристине Григорян представила генсеку Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич преступления Азербайджана, совершенные в ходе последней агрессии против РА.
- Григорян представила информацию об ущербе, нанесенном мирному населению и гражданской инфраструктуре РА, окружающей среде, а также деяния азербайджанских ВС, запрещенные международным гуманитарным правом.
- Омбудсмен рассказала о преступлениях, совершенных азербайджанскими военнослужащими в отношении армянских военнопленных и погибших военнослужащих, а также о причинах политики армянофобии, проводимой Азербайджаном.
ООН
23 сентября губернатор Сюника Роберт Гукасян на встрече с делегацией представительства ООН в РА во главе с и. о. постоянного координатора Лилой Питерс Яхиа представил последствия последнего нападения Азербайджана на суверенную территорию РА. Яхия, в свою очередь, отметила, что помимо программ поддержки и конкретных мероприятий в регионе, они готовы передать собранную информацию, выслушанные предложения и полученные сообщения на месте в штаб-квартиру ООН.
Губернатор Вайоц Дзора Арарат Григорян также рассказал о последствиях азербайджанской агрессии представителям армянского офиса ООН. Собеседники говорили о безопасности региона, защите уязвимых групп, переселенцах.
23 сентября на встрече с генсеком ООН Антониу Гутеррешем в Нью-Йорке премьер-министр РА Никол Пашинян рассказал о последствиях последней азербайджанской агрессии, подчеркнул необходимость адекватной международной реакции и предупреждения новых агрессий со стороны Баку. Гутерреш выразил обеспокоенность сохраняющейся на границе напряженностью и подчеркнул необходимость решения проблем переговорами.
24 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян и заместитель генсека ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари Дикарло обсудили возможные механизмы увеличения вовлеченности организации на Южном Кавказе в целях установления стабильности.
Мирзоян также представил Дикарло ситуацию, создавшуюся в результате агрессии Азербайджана против суверенной территории РА, и подчеркнул необходимость адресного и четкого осуждения агрессора со стороны международного сообщества и важность целевых оценок, сделанных в ходе экстренного заседания СБ ООН.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
22 сентября депутат НС РА Тигран Абрамян заявил:
- Снижение уровня отношений с РФ приведет к тяжелым военным, политическим и экономическим последствиям для РА. «Когда ты ставишь задачу или выносишь на общественные обсуждения вопрос смены своего главного стратегического союзника, то в этом случае, с учетом военно-политической ситуации в регионе, ты должен предложить альтернативу». Выдвигая вопрос об изменении внешнеполитического вектора, нужно учитывать — что даст на данный момент снижение уровня отношений, выход из военно-политического союза, где ключевую роль играет РФ.
- На данный момент не наблюдается каких-либо геополитических центров или другого военно-политического союза, в этом случае, НАТО или условного Запада, который сделал бы РА предложение, могущее стать предметом обсуждений. Одно дело то, какие ты строишь индивидуальные отношения с разными странами, и другое, с кем ты связываешь свой военный и военно-политический союз и что от кого ждешь. «В этом случае, по нашим двусторонним договорам, в военно-политическом плане мы имеем большой пакет именно с Россией».
- В условиях украинского кризиса, где ведется борьба на уровне Россия-Запад, у Москвы есть высокая степень сотрудничества с несколькими странами, которые в этой кризисной ситуации еще не нанесли ей удары и играют важную роль в условиях санкций и изоляции. Среди этих стран, в том числе, Азербайджан и Турция.
Россия, особенно в этой крайне сложной ситуации, не пойдет на конфронтацию с Турцией и Азербайжданом. В этой ситуации максимум работают политические вопросы и вопросы, связанные с поставками.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ВЛАСТИ
АРМЕНИЯ
22 сентября на заседании правительства министр территориального управления РА Гнел Саносян сообщил:
- Ключевые участки магистрали Север-Юг начнут строить к началу 2023 г.
- Уже через несколько дней завершится первый этап конкурса для дороги Сисиан-Каджаран. На самом южном участке, от города Каджаран до границы с Ираном, финансирование уже согласовано. Пока нет ясности в строительстве дорог от Арташата до Сисиана и вокруг Гюмри.
- Уже готовы несколько отрезков, например, из Еревана в Арташат и Аштарак, готовятся к началу работ на участке в сторону Талина.
25 сентября Министерство территориального управления РА заявило:
- В заявлении от 9 ноября 2020 г. не указан конкретный путь из Азербайджана в Нахичеван.
- Однако процесс разблокировки транспортных и экономических связей в регионе не прекращен.
- Сейчас обсуждается вопрос обеспечения безопасности со стороны Армении в отношении транспортного сообщения между Азербайджаном и Нахичеваном.
- Строительство ж/д на территории РА пока не началось, а касательно автодороги в Нахичеван в трехстороннем соглашении нет данных, предполагающих какую-то одну дорогу или путь.
- Четких сроков задействования железнодорожной и автомобильной дороги сейчас указать невозможно. А договоренностей о следующей встрече комиссии по разблокировке коммуникаций пока нет.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВСТРЕЧА ЭКС-ПРЕЗИДЕНТОВ РА И НКР
22 сентября по приглашению Католикоса Всех Армян Гарегина II в Первопрестольном Святом Эчмиадзине состоялась встреча с участием экс-президентов РА Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна и бывших президентов НКР Аркадия Гукасяна и Бако Саакяна. Состоялось обсуждение ситуации в РА. Было принято решение продолжить встречи.
ВТОРОЙ ПРЕЗИДЕНТ РА РОБЕРТ КОЧАРЯН
28 сентября на пресс-конференции экс-президент РА Роберт Кочарян заявил:
- Օ предложении Левона Тер-Петросяна: для капитуляции не нужна консолидация, для капитуляции нужна деконсолидация.
- Капитуляция приводит к ощущению бессилия, может этого и хотят добиться те, кто предлагает объединиться вокруг капитуляции, властей и возникшей проблемы. Если мы хотим консолидации, то нужно удалить опухоль. Смена власти — императив.
- Заявление первого президента РА Левона Тер-Петросяна о том, что, кто бы не пришел к власти в Армении, он вынужден будет подписать капитуляцию и скорее всего еще в худших условиях — подход Тер-Петросяна. Такого же подхода он придерживался в начале 1990-ых. «Я категорически не согласен с оценками Тер-Петросяна. Да, ситуация сложная, есть множество проблем. Но, это не означает, что мы должны сдаться и принять то, что навязывается Армении. Я не разделяю подобную оценку».
- Есть 3-4 человека, которые могут стать претендентами на пост единого кандидата от оппозиции.
ТРЕТИЙ ПРЕЗИДЕНТ РА СЕРЖ САРГСЯН
28 сентября экс-президент РА Серж Саргсян заявил:
- Встречи экс-президентов у Католикоса позволят предложить реалистичные и взвешенные решения урегулирования ситуации. Этот формат позволит всесторонне обсудить имеющиеся проблемы.
- Недавние выступления двух экс-президентов оставляют открытой дверь для дальнейших встреч и обсуждений.
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
23 сентября бывший вице-премьер РА Тигран Авинян был избран заместителем мэра г. Ереван. За его избрание проголосовали 44 члена Совета старейшин, 2 воздержались.
Авинян на посту вице-мэра будет курировать следующие направления: контроль и координация работ префектур, работы по строительству, благоустройству, озеленению столицы, культура и работа с правительством.
Он также является кандидатом партии «Гражданский договор» на пост мэра Еревана.
ВЫБОРЫ В ОМС
25 сентября ЦИК РА сообщила:
- Итоговая явка на местных выборах, прошедших в ряде общин Армении, составила 50.47%. В выборах приняли участие 119469 избирателей.
- Наиболее высокая явка в 77.77% (4743 избирателей) была в общине Каджаран Сюникской области. Самая низкая явка была зафиксирована в Джрвеже Котайкской области Армении, где в выборах приняли участие 27.20% (2177 избирателя).
Список общин, где победили представители правящей партии «Гражданский договор»:
- в укрупненной общине Талин Арагацотнской области победил Таврос Сапеян — 7 990 голосов;
- в общине Цахкаовит Арагацотнской области за партию проголосовали 2 299 человек;
- в укрупненной общины Арени Вайоцдзорской области партия «Гражданский договор» набрала 3 281 голос;
- в общине Ехегис Вайоцдзорской области партия набрала 1 593 голоса;
- в укрупненной общине Гюлагарак Лорийской области партия «Гражданский договор» набрала 1 779 голосов избирателей;
- в укрупненной общине Лори Берд Лорийской области партия получила 1 254 голосов;
- в общине Акунк Котайкской области партия набрала 2 708 голосов;
- в общине Джрвеж Котайкской области за партию (единственная выдвинутая сила) проголосовало 2 084 избирателя.
Список общин, где представители правящей силы потерпели поражение:
- в общине Каджаран Сюникской области, по предварительным результатам, побеждает альянс «К единству» во главе с действующим главой общины Манвелом Парамазяном с результатом в 3 127 голосов;
- блок «Единая община» в Ташире Лорийской области набрал 5 904 голоса;
- в Алаверди Лорийской области с результатом в 6 791 голос победила партия «Страна жизни»;
- в общине Чаренцаван Котайкской области победил блок «Единая община», набрав 6 812 голосов;
- в общине Берд Тавушской области победу одержал блок «Сильная община», набрав 5 685 голосов;
- в укрупненной общине Бюрегаван Котайкской области победил блок «Единство» — 2 079 голосов;
- в укрупненной общине Ани Ширакской области победу одержал альянс «Нация-община», возглавляемый действующим мэром Артаком Геворгяном — альянс набрал 3 763 голоса;
- в общине Чамбарак Гегаркуникской области партия «Демократическая альтернатива» (единственная выдвинутая сила) получила 5 257 голосов.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ПРАВО
ИНЦИДЕНТ В ПАНТЕОНЕ «ЕРАБЛУР»
Более 30 НПО потребовали отставки главы Полиции РА Ваге Казаряна в связи с действиями полицейских в отношении родственников погибших военнослужащих в пантеоне «Ераблур».
В заявлении отмечается, что в результате действий сотрудников полиции были нарушены ряд прав граждан. Организации назвали неприемлемым отдачу руководством Полиции приказа об осуществлении незаконной силовой операции в отношении граждан.
Заявление подписали 35 общественных организаций, в том числе «Союз информированных граждан», Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи, «Фонд открытого общества — Армения», «Антикоррупционный центр Transparency International» и др.
23 сентября Следственный комитет РА начал производство в связи с действиями полиции в воинском пантеоне «Ераблур» 21 сентября.
ДЕЛО ЭКСТРАДИЦИИ КУРДСКИХ БОЙЦОВ В ТУРЦИЮ
В СМИ появилась информация, что РА экстрадировала в Турцию двух курдских бойцов, задержанных на армяно-турецкой границе в 2021 г. и осужденных армянским судом. В связи с этим в обществе поднялась волна критики.
СНБ и Минюст опровергли причастность к выдаче. Минюст сообщил, что курдских бойцов объявили в РА в розыск еще в августе 2022 г. Они были условно осуждены за незаконное пересечение границы, им был установлен испытательный срок на 3 года. Их отпустили из зала суда. Следить за ними должна была Служба пробации Минюста. Однако ей так и не удалось установить, где находятся мужчины.
В результате с 22 августа по ходатайству службы суд объявил их в розыск, как уклоняющихся от контроля.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ОДКБ
26 сентября МО РА заявило, что, принимая во внимание ситуацию, создавшуюся на армяно-азербайджанской границе в результате агрессии Азербайджана, МО РА, исходя из проблем, с которыми столкнулись ВС РА, приняло решение воздержаться от участия подразделений ВС в учениях, которые будут проходить в рамках ОДКБ на территории Казахстана.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
АНТИРОССИЙСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В АРМЕНИИ
- Газета «Грапарак» пишет, что антироссийские настроения в РА продолжают усиливаться. Так, Национально-демократический полюс «Сасна Црер» «забронировал» на весь октябрь площадь Свободы.
- По сведениям газеты «Паст», премьер-министр РА Никол Пашинян призвал свою команду воздерживаться на данном этапе от резких заявлений в адрес ОДКБ. Дело в том, что после последней агрессии Азербайджана в РА резко обострилось отношение к РФ и ОДКБ. У представителей власти позиция в этом вопросе не однозначна. Прозападное крыло правящей партии «Гражданский договор» настаивает на скорейшем выходе РА из ОДКБ. Этот вопрос обсуждался даже на состоявшейся несколько дней назад встрече с послом США в РА Линн Трейси. Однако Пашинян призвал членов своей команды воздерживаться на данном этапе от резких заявлений и излишней активности, лишь время от времени вбрасывая в поле тезис о выходе страны из ОДКБ.
ВСТРЕЧА КАТОЛИКОСА С ЭКС-ПРЕЗИДЕНТАМИ
По сведениям издания «Грапарак», Встреча Гарегина II с бывшими президентами РА и НКР прошла в довольно конструктивной атмосфере, никто из президентов не проявил особых амбиций, просто они договорились не допустить утечки информации. Экс-президенты договорились в ближайшие дни по своим каналам собрать сведения о происходящем во внешнеполитическом поле и провести новую встречу.
РУБЕН ВАРДАНЯН СТАНЕТ ГОСМИНИСТРОМ НКР
По сведениям газеты «Грапарак», назначение предпринимателя Рубена Варданяна госминистром НКР состоится уже на следующей неделе, хотя не исключается, что на первом этапе он будет назначен главным советником президента НКР, и потом уже – госминистром.
Газета пишет, что Давид Бабаян покинет должность министра ИД и его на этом посту сменит Артак Бегларян, ныне занимающий должность госминистра.
ВАРИАНТЫ МИРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ ЕРЕВАНОМ И БАКУ
ТГ-канал «Тогарма» представил подробности переговоров вокруг вариантов мирного договора между Ереваном и Баку. Отмечается, что есть 2 варианта мирного договора, но оба договора являются «билетом в хоспис для Армении». Вопрос лишь в услугах этого хосписа и таймлайне подготовки к уходу в мир иной для РА.
МОСКОВСКИЙ ВАРИАНТ.
- Договор именуется «планом Ховаева». Этот вариант предполагает:
- Открытие транспортного коридора согласно пункту 9 трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 г., а именно — контроль над транспортной связью между Азербайджаном и Нахиджеваном осуществляет исключительно ПС ФСБ РФ. Пограничник РА не имеют доступа. Транзитные пошлины обсуждаются.
- Делимитация и демаркация границ между Ереваном и Баку, признание границ в соответствии с некими картами находящимися в ГШ РФ.
- Вопрос Арцаха выделен в отдельный пункт. Предполагается отложить его на будущее, сохранив статус-кво, достигнутый на 10 ноября 2020 г., и решать после установления «прочного» мира.
- Открытие прочих коммуникаций между Арменией и Азербайджаном уже без присутствия третьих сторон на протяжении данных транспортных коммуникаций.
Последствия этого варианта для РА и НКР:
- Москва предлагает договор, который максимально зацементирует ее в регионе: вроде бы сохраняется статус-кво от 10 ноября 2020 г., вопрос Арцаха откладывается на будущее, территориальной целостности Азербайджана включая Арцах мы не признаем.
- Но есть «коридорная логика», а это рычаг. Арцах — рычаг на Баку и на Ереван, но он может быть и предметом торга с Баку. Геополитическая ситуация меняется с каждым днем все сильнее. В Баку самостоятельны, Турция все нужнее, возможен момент, когда Арцах может стать самой ценной монетой (разоружение, «интеграция», беженцы и т.д.). А как тогда не потерять Армению? Контроль дороги! Кремль пытается создать дополнительный рычаг в случае ослабления арцахского рычага. Условно говоря, это попытка удержать РА от возможного разворота, и попытка удержаться на двух стульях еще немного.
- По сути, Арцах становится предметом торга со значительно меньшими рисками, но торга. РА сохраняет место за столом в вопросе Арцаха, но платит этим потерей своих суверенных прав. РФ по сути начинает иметь еще большее влияние в РА и влиять на ее политику даже без Арцахского вопроса. По сути, Армения сама становится заложником. «А дальше вы можете прогнозировать множество негативных сценариев развития событий. Их действительно множество и ничего хорошего они Армении не дадут».
БРЮССЕЛЬСКИЙ ВАРИАНТ
- Открытие всех коммуникаций между двумя республиками. Все открытые коммуникации контролируются исключительно силами республик, по территории которых они проходят. Т.е. нет присутствия 3х стран. Просто коммуникации на общих условиях.
- Проведение делимитации и демаркации между Республиками (основа неизвестна).
- Признание территориальной целостности друг друга и отсутствие территориальных претензий.
- Вопрос Арцаха в договоре не поднимается.
Последствия этого варианта для РА и НКР:
- По сути, это полный отказ от Арцаха. РА более не участвует в его судьбе.
- Арцах остается временно в руках Москвы и становится предметом торга между Кремлем и Баку или Кремлем и Анкарой. В любой момент, когда Москве будет выгодно, Арцах перейдет полностью под Азербайджан, не будет выгодно — останется под влиянием Кремля. Все это до поры до времени.
- Баку не будет форсировать события, ведь главная цель будет выполнена — Ереван полностью вышел из игры.
- Азербайджан будет ждать удобного момента для сделки. Москва будет пытаться сохранить присутствие, соответственно, будут максимальные уступки за счет Арцаха. По сути, 120 тыс. армян станут заложниками, и число заложников будет неминуемо падать с каждым месяцем/годом.
- Сама Армения, освободившись от Арцаха и подписав еще и соглашение с Турцией (Запад будет стараться, чтобы соглашение было подписано не с Эрдоганом, а с кемалистами), больше не будет иметь какой-либо зависимости от Москвы.
- Дальше — уход российской базы и попытка разворота. Договоренности с Турцией будут также сопровождаться отказом от каких-либо претензий и сжиганием всех мостов, связанных с национальными и государственными интересами.
- Дальше два варианта: первый включает сопротивление Москвы, со всеми вытекающими последствиями для РА, второй — отсутствие сопротивления Москвы, но дальнейшее использование РА как плацдарма в геополитических играх гегемонов, все также с последствиями для РА.
- У РА будет возможность сохранения нейтралитета и это будет лучший вариант для нее, чтобы не стать полигоном. Но в нашем регионе добиться этого будет крайне сложно.
ПРИМЕЧАНИЯ:
- Оба варианта мирного договора не устраивают ни Баку, ни Ереван. Тем не менее, и Ереван и Баку ближе к подписанию европейского варианта.
- Алиев считает вопрос Арцаха закрытым, более того, он считает, что, учитывая его военные победы 2020 г., Ереван должен выполнить абсолютно все требования Баку, в том числе предоставление транспортного коридора. Его не устраивает вариант Москвы, потому что тот не закрывает вопрос Арцаха, а дает ему право на жизнь. Его не устраивает вариант Брюсселя, потому что тот не предполагает какой-либо коридорной логики.
- Пашинян не готов к московскому варианту, так как он предполагает коридорную логику (коридор не аналогичен Лачинскому, но логика близка, это не просто коммуникации). В европейском варианте Пашинян не видит гарантий от Европы, что аппетиты Алиева будут удовлетворены и Баку не попробует в будущем все переиграть силовым путем. В дополнение к этому, Пашинян настаивает на признании границ и территориальной целостности на 1991 г., без поиска каких-либо альтернативных карт, так как Баку все время достает какие-то карты, нарисованные азербайджанскими «учеными», и предъявляет все новые территориальные претензии.
- Подписание европейского варианта поддерживает значительное и влиятельное крыло партии власти во главе с Торосяном, а также Сукиасян и ему подобные;
- С трибуны НС РА, а потом и ООН Пашинян говорил именно про Европейский вариант;
- Пашинян, по сути, готов подписать его, но хочет гарантий Брюсселя по усмирению Алиева в части хотелок по отношению к территории РА (именно поэтому он постоянно говорит про 29, 800 тыс. кв км). Права арцахцев, про которые постоянно говорит Пашинян и его окружение, из этой же серии — Пашинян хочет хотя бы упоминания про жителей Арцаха, что их там не истребят, ну это так, для галочки.
- США приемлют вариант Брюсселя, об этом высказалась Пелоси, когда приезжала в Ереван. Ей был задан вопрос: «Не хотят ли в Вашингтоне предложить альтернативу Брюсселю и Москве», ответ был отрицательным и Пелоси ссылалась на адекватность предложений Брюсселя.
МНЕНИЕ
РУБЕН САФРАСТЯН
И. о. научного руководителя Института востоковедения НАН РА Рубен Сафрастян в беседе с Sputnik-Armenia выразил мнение, что:
- Ослабление России развяжет руки Турции в отношении Армении.
- Анкара рассматривает регион как буферную зону между ней и РФ. Она пытается вытеснить отсюда Москву. Как только у Анкары появится возможность действовать открыто, она пойдет на конфронтацию с Россией.
- Ввод турецко-азербайджанских войск в Армению пока что «красная линия» для Турции, ведь у РФ есть все возможности резко отреагировать на это. Но если на фоне украинского конфликта Россия ослабнет, это развяжет руки Анкаре и Баку.
- Они становятся все более агрессивными, поскольку не получили желаемого в результате 44-дневной войны.