Обзор 29 октября – 4 ноября 2020 г
АРЦАХСКАЯ ВОЙНА
АРМЯНСКИЕ ВЛАСТИ
29 октября в интервью РИА «Новости» глава МИД РА З. Мнацаканян заявил, что Ереван поддерживает размещение наблюдателей в НК. Более того, по его словам, Ереван всегда поддерживал идею постоянного мониторинга режима прекращения огня, которая была предложена сопредседателями минской группы ОБСЕ после эскалации в апреле 2016 г., которую, однако, Азербайджан отказался реализовать. «Это еще раз показывает, что ни вчера, ни сегодня Азербайджан не заинтересован в устойчивом и проверяемом перемирии».
Мнацаканян также отметил, что возможный миротворческий механизм в НК может включать только тех, кто занимает нейтральную позицию. «Любой миротворческий механизм не может включать тех, кто на словах и деле действует не нейтрально, а как сторона в конфликте». Кроме того, по его словам, на данном этапе сложно предложить исчерпывающий перечень требований, связанных с миротворческой операцией.
Он считает, что Анкара не беспристрастный игрок в контексте НК. «Турция рассматривает этот конфликт как возможность проецировать свое влияние на еще один соседний регион – Южный Кавказ». Он заверил, что у Еревана есть неопровержимые доказательства того, что Турция отправляет боевиков из Сирии и Ливии в НК. Это также подтверждается разведывательными данными стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и репортажами из самой зоны конфликта.
30 октября премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что главным зачинщиком этой войны была Турция, которая перебросила наемников из Сирии в Азербайджан, а также передала Азербайджану часть своих ВС, в том числе военную технику, а также переправила определенные вооруженные формирования из Пакистана. Он считает, что на самом деле это не территориальный спор, армяне жили в НК тысячелетия, и все это время они были там большинством. Война, по сути, зафиксировала имперскую политику Турции, потому что вполне можно констатировать, что проблема сейчас выходит за рамки логики и рамки карабахской проблемы как таковой. То, что сейчас происходит на Кавказе, по сути, является продолжением политики, проводимой Турцией в Средиземноморье, в отношении Греции, Кипра, Ливии, Сирии и Ирака. И «если западное сообщество не даст адекватной оценки на действия Турции, то в ближайшее время они могут дождаться появления Турции возле Вены».
Пашинян задался вопросом, о каком дипломатическом решении может идти речь, когда противник не соблюдает режима прекращения огня. «Дипломатическое решение — это далеко не первый шаг, который мы должны сделать. Если мы не можем сделать первый шаг, то как можно надеяться на последний шаг».
Он вновь подчеркнул, что компромисс означает согласие с чем-то, что поначалу для вас неприемлемо. «И с 2011 года у нас такая динамика. То, что становится приемлемым для Армении в результате определенной уступки, с этого момента это становилось неприемлемым для Азербайджана». По его словам, Азербайджан ожидает, что армянская сторона, Карабах, пойдет на новые уступки. Но, с одной стороны (Армении), эти уступки не могут быть бесконечными, а с другой (Азербайджана), их вообще нет.
30 октября премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что НК фактически стал линией фронта антитеррористической войны. Армянская сторона думает, что формулу «отделение во имя спасения» должно быть применено к НК, потому что НК в составе Азербайджана означает этническую чистку, геноцид армян НК. «Почему обстреливают Степанакерт? По одной простой причине, чтобы люди отказались жить там. Это очень важная формула этнической чистки и геноцида. И наша основная идея заключается в том, что должно быть «отделение во имя спасения».
31 октября в интервью телеканалу Al Arabiya премьер-министр РА Н. Пашинян, коснувшись прямого участия Турции в боевых действия в зоне карабахского конфликта, а также переброски наемников в зону боев, вновь отметил, что эти действия Анкары нужно рассматривать в рамках экспансионистской политики, проводимой в Средиземноморье, Ливии, Сирии и Ираке. Он еще раз подчеркнул, что политика Турции, направленная на восстановление Османской империи, должна быть пресечены международным сообществом, в противном случае она будет нести в себе одинаковые угрозы как для стран Средиземноморья, Арабского мира, так Южного Кавказа и Европы.
Пашинян заявил, что, если международное сообщество не оценит эту ситуацию должным образом, мы скоро станем свидетелями проявления имперской политики Турции. «Сейчас мы видим это на Южном Кавказе, потом мы увидим его на севере, востоке, юго-востоке и юге».
Он также отметил, что для урегулирования карабахского конфликта необходимо, в первую очередь, прекратить боевые действия, поскольку сложно представить дипломатическое решение в условиях боевых действий. После этого должны состояться предметные переговоры о решениях, предусмотренных в Московском заявлении министров иностранных дел Армении, России и Азербайджана от 10 октября.
Пашинян отказался комментировать заявление президента США Д. Трампа о хороших отношениях с армянами, отметив, что за любым заявлением должно следовать более детальное предложение, действия. Указав на то, что армяне США имеют достаточное влияние в этой стране, Пашинян отметил, что только время покажет, какими конкретными действиями и содействием США поддержат этот процесс.
Пашинян также назвал ошибочным представление карабахского конфликта в качестве территориального спора между двумя сторонами. Он напомнил, что президент РФ В. Путин заявил, что это не территориальный спор, а этнический конфликт. При этом Пащинян выразил сожаление, что из-за того, что конфликт затянулся, международное сообщество часто теряет нить того, с чего он зарождался.
Пашинян убежден, что использование Азербайджаном термина «освободить» не случайно, и оно подразумевает «освобождение» Карабаха от армян, то есть прямая угроза геноцида, что опять таки актуализирует формулу «отделение во имя спасения» в случае НК.
Пашинян еще раз напомнил, что сегодня сопредседатели МГ ОБСЕ делают все, чтобы прекратить насилие, и при их усилии были достигнуты договоренности о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном, однако этому процессу мешает Турция, которая изначально заявила, что, по ее мнению, Баку не должен прекращать боевые действия. Именно Турция и присутствие наемников в регионе усугубляет этот конфликт. Пашинян напомнил, что не только у Армении есть фактические доказательства об участии в конфликте Турции и наемников, но и у ряда международных акторов — Ирана, России, Франции, США и ряда других стран.
1 ноября в интервью телеканалу Аль-Джазира Н. Пашинян заявил, что вопрос признания НКР всегда был в повестке РА, но для Еревана главное его признание международным сообществом. По его словам, и сегодня этот вопрос актуален, учитывая нынешнюю ситуацию, а также принимая во внимание гуманитарную катастрофу, в которой оказался Нагорный Карабах. В этой ситуации должна применяться формула «отделение во имя спасения», и международное сообщество должно признать независимость НК.
Пашинян заметил, что Азербайджан постоянно нарушает режим прекращения огня, потому Пашинян заверил, что каждый день продолжения войны в Арцахе будет приносить все больше разочарования обществу Азербайджана, потому что власти Азербайджана накормили свое общество таким количеством «победоносной» информации, что они уже долгое время каждый день ждут, что война закончится их окончательной победой. «И они ждут этих новостей. Я хочу сказать, что они этих новостей не получат». Они увязнут все глубже и глубже, пока не признают законное право народа НК на самоопределение, пока все не приложат искренние и конструктивные усилия для достижения дипломатического решения.
Пашинян предупредил, что, если Европа и арабский мир не отреагируют на ситуацию в Арцахе, то мы увидим экспансионистскую политику Турции и на юге. «В этом и заключается суть происходящего. И мы должны с уверенностью сказать, что без подстрекательства Турции эта война не началась бы». По его словам, Турция завербовала наемников и террористов и перебросила их в зону конфликта. Кроме того, высокопоставленные турецкие военнослужащие участвуют в войне против Карабаха и это отнюдь не случайность. По его мнению, это проявление имперской политики Анкары, и все видят, какую политику проводит Турция в Сирии, Ираке, Средиземном море и на Южном Кавказе — Турция стремится восстановить Османскую империю.
Он также выразил удовлетворение тем фактом, что есть много арабских стран, которые точно оценивают геополитическую ситуацию и принимают необходимые политические меры и стратегические превентивные шаги.
1 ноября в интервью Sputnik International министр ИД РА З. Мнацаканян заявил, что РА всегда поддерживала идею устойчивого мониторинга режима прекращения огня, которая была внесена в мирный процесс сопредседателями МГ ОБСЕ сразу после эскалации в апреле 2016 г., а Азербайджан отказался выполнять это соглашение. «Это показывает, что ни вчера, ни сегодня Азербайджан не заинтересован в установлении стабильного контролируемого режима прекращения огня.».
По его словам, основным препятствием на переговорах является нежелание Азербайджана придерживаться стабильного и контролируемого режима прекращения огня. Азербайджан продолжает отказываться от введения механизмов верификации, одновременно продвигая свою давнюю позицию отказа от стабильного прекращения огня и озвучивания взаимных обвинений.
Он также заявил, что Турция рассматривает карабахский конфликт как возможность расширить свое влияние в другом регионе – на Южном Кавказе. По словам Мнацаканяна, существует множество фактических свидетельств присутствия иностранных боевиков из Сирии, Ливии, их непрерывной переброски Турцией, что подтверждается информацией, полученной от сопредседателей МГ ОБСЕ из зоны конфликта.
ОППОЗИЦИЯ
30 октября пресс-секретарь премьер-министра РА М. Геворкян сообщила, что экс-президенты РА Л. Тер-Петросян и Р. Кочарян едут в Москву для обсуждения ситуации в НК. По ее словам, еще 20 октября на встрече с главой правительства РА Н. Пашиняном экс-президенты НК А. Гукасян и Б. Саакян заявили о желании экс-президентов РА посетить Москву в целях обсуждений ситуации вокруг НК с представителями российской элиты и предложить конкретные решения. Подчеркнув, что любой шаг в пользу РА и НК не может быть препятствием, премьер-министр Пашинян согласился с предложением.
Позже стало известно, что Р. Кочарян не вылетит в Москву из-за того, что заболел коронавирусом.
31 октября на обращение премьер-министра РА к президенту РФ отреагировал экс-президент РА Л. Тер-Петросян, который написал: «Никол направил В. Путину письмо с просьбой. Путин ответил на него через МИД. Вы не понимаете, что он сказал? Если вы и этого не понимаете, то горе нам! Он со всей искренностью и порядочностью сказал всего лишь следующее: «Обязан и готов обеспечить полноценную безопасность Армении, но поймите, наконец-то, я не могу вместо вас решить вопрос Карабаха»».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
29 октября президент РФ В. Путин заявил, что на первом этапе урегулирования карабахского конфликта необходимо прекращение боевых действий, сесть за стол переговоров и на основе предложений МГ и сопредседателями, с участием других участников МГ, найти консенсус и баланс интересов. «Это можно сделать».
Путин отметил, что карабахский конфликт начался с этнических столкновений, и тогдашнее руководство СССР не приняло никаких действенных мер для того, чтобы обеспечить безопасность людей. «Армяне взялись за оружие и сделали это сами. Хорошо они поступили, или плохо, но первоначально посылом к их действиям были негативные события на этнической почве».
Это, по его словам, привело к тому, что сам НК и еще семь районов Азербайджана оказались под контролем Армении, а сейчас Азербайджан настаивает на своем праве вернуть семь районов, которые не имеют отношения к этническому конфликту, и далее разбираться с принадлежностью НК.
По его убеждению, долгосрочное урегулирование в том, чтобы найти баланс интересов, который бы устраивал обе стороны: как азербайджанский народ, так и чтобы были учтены интересы армянского народа и государства Армения. «Чтобы люди чувствовали себя в безопасности, но при этом были бы созданы возможности для эффективного регионального развития с разблокированием и развитием всех инфраструктурных возможностей, которые бы легли в основу эффективного развития как Азербайджана, так и Армении, да и самого Нагорного Карабаха».
30 октября премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что вопрос о вмешательстве РФ можно рассматривать в разном ключе. Есть РФ, которая является страной-сопредседателем МГ ОБСЕ, и есть РФ, которая является стратегическим партнером РА. Москва — сопредседатель МГОБСЕ, является посредником, она должна действовать в логике балансирования. Пашинян выступает «за» размещение российских миротворцев в зоне конфликта., но проблема в том, что это должно быть приемлемым для всех сторон конфликта.
Что касается Москвы как стратегического партнера РА, то российские коллеги заявляли, что в случае реальной угрозы территориальной целостности РА они выполнят свои союзнические обязательства, в том числе военные.
31 октября Пашинян направил письмо президенту РФ В. Путину, в котором, принимая во внимание факт приближения боевых действий к территории РА, факты посягательств на территории РА, Пашинян обратился к президенту РФ с просьбой начать немедленные консультации для определения видов и масштабов помощи, которую РФ может оказать РА для обеспечения ее безопасности в соответствии со Статьей 2 Соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 г.
В МИД РФ отреагировали на это обращение, подчеркнув, что РФ выполнит обязательства по соглашению, как только боестолкновения перекинутся на территорию РА.
1 ноября в интервью телеканалу Аль-Джазира премьер-министр РА Н. Пашинян назвал абсурдными заявления о том, что после его прихода к власти связи РА с РФ ослабли. «Россия как была стратегическим союзником Армении, так и продолжает им оставаться. В вопросе стратегического союзничества с Арменией Россия не соблюдает нейтралитет». Он отметил, что власти РФ и президент Путин неоднократно заявляли, что Россия при необходимости выполнит свои обязательства перед РА по обеспечению ее безопасности. А в карабахском вопросе, по его словам, Россия была сопредседателем, страной-посредником с момента образования МГ и, таким образом, обязана поддерживать определенный нейтралитет. «И пока этот ее статус не изменился».
1-2 ноября состоялись телефонные разговоры президента РФ В. Путина с премьер-министром РА Н. Пашиняном и президентом АР И. Алиевым, в ходе которых были обстоятельно обсуждены вопросы урегулирования карабахского конфликта.
2 ноября вице-спикер НС РА А. Симонян провел телефонную беседу с зампредседателя Совета Федерации Ю. Воробевым. Была обсуждена текущая ситуация на линии фронта, и информация о плененных наемных террористах из Сирии, также была подчеркнута важная роль РФ в регионе как в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ, так и в качестве основного союзника РА.
В тот же день, вице-премьер Армении М. Григорян пояснил причины обращения премьер-министра РА Н. Пашиняна к президенту РФ В. Путину, в ответ на вопрос, почему это не было сделано в первые дни войны, а только спустя месяц. По его словам, момент был определен, исходя из ситуации на военном фронте. Он выразил уверенность, что решение было принято на основании анализа с учетом рекомендаций военных экспертов.
3 ноября в интервью газете «Коммерсантъ», отвечая на вопрос о предложении президентов Турции и Азербайджана, создать новый формат по НК — 2 на 2, где ключевыми внешними игроками будут РФ и Турция, глава МИД РФ С. Лавров заявил, что Москва не поддерживает позицию о возможности и допустимости военного решения карабахского конфликта. Кроме того, именно тройка сопредседателей МГ ОБСЕ является общепризнанным форматом посредничества в целях преодоления этого конфликта. Тем не менее, по его словам, Москва выступает за то, чтобы работать со всеми партнерами, в том числе соседями сторон, у которых есть возможности воздействовать на протагонистов, чтобы создать условия для выхода на развязку политико-дипломатическим путем в русле базовых принципов урегулирования, продвигаемых сопредседателями в контактах с Баку и Ереваном.
Отвечая на вопрос о том, не стала ли Россия слишком зависима от Турции в решении региональных конфликтов — от Сирии и Ливии до Карабаха, Лавров отметил, что Москва и Анкара — тесные партнеры, которые способны проявлять гибкий, прагматичный подход и руководствоваться при взаимодействии друг с другом стратегическим видением. РФ и Турция энергично работают над урегулированием кризисов в самых разных регионах.
В случае с НК, по его словам, ситуация принципиально отличается, поскольку Москва не поддерживает силовой путь урегулирования кризиса и стремится к скорейшему прекращению боевых действий. «Как сторонам, так и всем их внешним партнерам важно неукоснительно уважать договоренности о прекращении огня, создании контрольного механизма и возобновлении содержательного переговорного процесса с конкретным графиком». Лавров заверил, что российская сторона будет работать с турецкими партнерами, чтобы остановить дальнейшее раскручивание военного сценария в Карабахе.
По его словам, Россия призывает иностранных игроков использовать свои ресурсы для предотвращения перемещения более 2 000 наемников с Ближнего Востока в зону карабахского конфликта. Эта тема особенно была затронута и президентом РФ В. Путиным во время телефонного разговора с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом, а также во время регулярных контактов с руководителями Азербайджана и Армении.
В свою очередь, замглавы МИД РФ А. Руденко сообщил, что есть определенные наработки по решению конфликта в НК, сделанные в рамках МГ ОБСЕ, и разговор сейчас идёт именно об этом. Он подчеркнул, что Москва выступает за политическое урегулирование в Карабахе. Он также сообщил, что пока преждевременно говорить о встрече лидеров Азербайджана и Армении.
США
30 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел телефонный разговор с советником президента США по национальной безопасности Р. О’Брайеном. Пашинян привлек внимание на тот факт, что в нарушение всех норм международных отношений и игнорируя усилия сопредседателей МГ ОБСЕ, Азербайджан трижды подряд нарушает договоренности о прекращении огня, последняя из которых была достигнута в США. Он отметил, что Турция поддерживает Азербайджан в этом вопросе, и невозможно обеспечить соблюдение режима прекращения огня, не указывая, какая сторона нарушила его и кто заинтересован в продолжении войны. Американская сторона заверила, что продолжит посредническую деятельность по установлению режима прекращения огня и исключению вовлеченности третьих сил в конфликте.
ФРАНЦИЯ
30 октября глава МО РА Д. Тоноян принял ЧПП Франции в РА Дж. Лакота. В ходе встречи была обсуждена ситуация в зоне военных действий. Тоноян представил факты привлечения иностранных военнослужащих, наемников, а также последствия нападения противника на мирные населенные пункты. Он подчеркнул, что у армянских сил достаточно возможностей для уверенного выполнения поставленных перед ними задач, и соблюдение режима прекращения огня может быть обеспечено только в случае применения международных верификационных средств.
Посол Лакот, в свою очередь, отметил необходимость соблюдения договоренностей о прекращении огня и усилий для решения вопроса путем переговоров.
ИРАН
29 октября глава МИД РА З. Мнацаканян принял замминистра ИД ИРИ А. Аракчи. Собеседники обменялись мнениями вокруг ситуации в зоне карабахского конфликта и проблем региональной безопасности. Мнацаканян подчеркнул, что РА понимает чувствительность Ирана в связи с возникшими угрозами региональной безопасности и отметил значение роли Ирана в сохранении стабильности и мира в регионе.
В свою очередь, Аракчи представил подходы ИРИ по преодолению сложившейся ситуации и установлению режима прекращения огня. Мнацаканян ответил, что подходы Ирана по решению карабахской проблемы будут детально изучены.
29 октября в интервью РИА «Новости», комментируя предложения о посредничестве Ирана в урегулировании конфликта, глава МИД РА З. Мнацаканян заявил, что МГ ОБСЕ является единственным согласованным форматом по урегулированию кризиса в НК. Тем не менее, по его словам, Иран — очень важная страна в регионе, и, в отличие от Турции, она занимает ответственную и конструктивную позицию, когда речь идет о региональной безопасности и мире.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
30 октября секретарь Совбеза РА А. Григорян принял временного поверенного в делах Великобритании в РА Х. Файзи. Григорян обратил внимание на то, что Азербайджан уже трижды нарушал договоренности о гуманитарном прекращении огня, достигнутые благодаря совместным усилиям сопредседателей МГ ОБСЕ. Он подчеркнул, что агрессия Азербайджана сопровождается многочисленными нарушениями международного гуманитарного права и военными преступлениями. В частности, регулярными артобстрелами и ракетными ударами по мирному населению и гражданской инфраструктуре.
Касаясь растущей негативной вовлеченности Турции в вопросы региональной безопасности и стабильности, провокационной политики Турции по дестабилизации региона, присутствия террористических формирований и несоблюдения режима прекращения огня, Григорян подчеркнул, что это угроза не только для существования народа Арцаха, но и для всей региональной и внерегиональной безопасности.
Фэйзи, в свою очередь, подчеркнула необходимость немедленного выполнения соглашения о прекращении огня.
КАНАДА
31 октября глава МИД Канады Ф.-Ф. Шампань провел телефонный разговор с главой МИД РА З. Мнацаканяном. Он отметил, что подчеркивает важность внедрения верификационных механизмов в карабахском конфликте со стороны сопредседателей МГ ОБСЕ. Кроме того, по его словам, внешние силы должны выйти из конфликта.
НИДЕРЛАНДЫ
2 ноября глава МИД Нидерландов С. Блок заявил, что им известно о переброске Турцией террористов в Азербайджане для борьбы с НК, но трудно сказать, в какой степени Турция напрямую вовлечена в боевые действия. Тем не менее, Нидерланды считают очень вероятным военное участие Турции в карабахском конфликте. Известно также, что Азербайджан и Турция имеют тесные связи, в том числе военное сотрудничество, которое включает в себя совместные военные учения последних лет и поставку военной техники.
Глава МИД отметил, что иностранное вмешательство приводит к эскалации конфликта.
ИЗРАИЛЬ
3 ноября в интервью газете The Jerusalem Post премьер-министр РА Н. Пашинян предложил властям Израиля направить гуманитарную помощь не Еревану, а наемникам в НК, которых, по его словам, вооружает еврейское государство. «Гуманитарная помощь страны, которая продает наемникам оружие, использующееся для нанесения ударов по мирному гражданскому населению? Я предлагаю Израилю направить эту помощь наемникам и террористам в качестве логического продолжения его деятельности».
Пашинян также призвал Израиль задуматься над тем, «действительно ли он хочет быть на одной стороне с Турцией», которая, по его утверждению, перебросила тысячи сирийских наемников в Азербайджан для ведения боевых действий в НК. Пашинян также предупредил, что Анкара может вскоре нацелить свои «империалистические амбиции» в отношении Израиля. По его словам, такое развитие событий является «вопросом времени».
Пашинян сообщил, что вовлечение в конфликт турецких и сирийских наемников сильно осложнило ситуацию, а их присутствие в регионе является угрозой не только для Арцаха. Иран и Россия также считают это угрозой.
МГ ОБСЕ
30 октября в Женеве стартовала встреча главы МИД РА З. Мнацаканяна с сопредседателями МГ ОБСЕ, а также встреча Мнцаканяна и главы МИД АР Дж. Байрамова.
ОДКБ
29 октября в интервью РИА «Новости» глава МИД РА З. Мнацаканян заявил, что РА продолжает тесные консультации с ОДКБ в связи с ситуацией в НК и информирует союзников о ситуации «на земле».
ЕС
30 октября премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что Европа должна предпринимать больше усилий, чтобы добиться прекращения поддержки Азербайджана Турцией. Комментируя ожидания от ЕС с учетом того, что некоторые страны блокируют внедрение санкций против Турции, Пашинян отметил, что армянская сторона возлагает надежды на те страны, которые являются союзниками РА и имеют союзнические обязательства перед РА. «ЕС не должен делать что-то за нас, это его дело. Я должен думать о безопасности Еревана, Армении и армянского народа, безопасность Вены не входит в мою работу, но, если это произойдет, не следует говорить, что мы их не предупреждали».
30 октября Омбудсмен РА А. Татоян представил главе делегации ЕС в РА А. Викторин факты зверств и преступлений ВС Азербайджана по отношению к мирным жителям. Он сообщил о применении ВС Азербайджана запрещенного оружия и разрушениях гражданских инфраструктур.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Правительство РА представило ЕСПЧ дополнительные доказательства грубых нарушений прав человека со стороны ВС АР. Правительство РА попросило применить в отношении правительства Азербайджана следующие меры:
а) унижающего достоинство обращения, пыток, самовольных казней, а также другого запрещенного поведения в отношении военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся под контролем азербайджанских сил,
б) нанесения увечий телам армянских солдат.
СОЦОПРОС
30 октября в Армении MPG LLC/Gallup Int провел очередной телефонный/веб. опрос общественного мнения среди 401 гражданина РА с погрешностью ±5%.
Ниже приведены сравнительные результаты этих опросов.
Таблица 1. Ответы на вопрос «Какая страна/страны, по вашему мнению является провокаторами этой войны?»
30 сентября | 7 октября | 30 октября | Разница за месяц | |
Турция | 83.0 | 89.7 | 92.0 | +9.0 |
Азербайджан | 20.3 | 40.0 | 31.4 | +11.1 |
Израиль | … | … | 8.0 | … |
Российская Федерация | 10.8 | 4.7 | 2.2 | -8.6 |
США | 5.0 | 4.7 | 7.5 | +2.5 |
Европейские страны | 0.8 | 0.0 | 0.7 | -0.1 |
Другие | 8.3 | 11.6 | 12.7 | +4.4 |
Затрудняются ответить | 10.5 | 4.4 | 2.0 | -8.5 |
Таблица 2. Оценка действий иностранных государств во время Второй Карабахской войны, перцентильный рейтинг
30 сентября | 7 октября | 30 октября | Разница за месяц | |
Франция | … | 85.0 | 87.5 | +2.5 |
Россия | 42.5 | 50.0 | 62.5 | +20.0 |
Иран | 67.5 | 65.0 | 62.5 | -5.0 |
Германия | … | 57.5 | 45.0 | -12.5 |
США | 45.0 | 45.0 | 42.5 | -2.5 |
Европейские страны | 50.0 | 47.5 | 40.0 | -10.0 |
Казахстан | 27.5 | 25.0 | 20.0 | -7.5 |
Беларусь | 32.5 | 20.0 | 5.0 | -27.5 |
Украина | 25.0 | 17.5 | 5.0 | -20.0 |
Грузия | 17.5 | 12.5 | 5.0 | -12.5 |
Израиль | … | … | 2.5 | … |
Турция | 7.5 | 2.5 | 0.0 | -7.5 |
Таблица 3. Ожидания населения в обеспечении безопасности, выбранные категории
7 октября | 30 октября | Разница | |
Весь мир | 5.3 | 1.5 | -3.8 |
НАТО | 2.8 | 1.5 | -1.3 |
ОДКБ | 2.8 | 5.5 | +2.7 |
ОБСЕ | 1.9 | 1.2 | -0.7 |
Армения должна сама обеспечивать свою безопасность | 12.2 | 9.7 | -2.5 |
37.2% оценили деятельность премьер-министра РА Н. Пашиняна во время войны полностью положительно, еще 26.7% — скорее положительно, итого положительно оценили его действия 64% респондентов, а 18.2% — отрицательно. Еще 18% затруднились с ответом.
Как известно, неделю назад обратился к Пашиняну. Большинство респондентов выступило против инициативы бывший премьер-министра В. Манукяна с призывом к Пашиняну уйти в отставку и передать всю власть военным: ее поддержало лишь 14.2% опрошенных, еще 15.5% было скорее против и 57.6% — выступали против такой перспективы.
Уровень одобрения политических и военных деятелей Армении и Арцаха остается высоким, хотя и несколько снизился после изначального всплеска. Сильнее всего он сократился у МИД НКР М. Маиляна, чуть меньше – у Пашиняна и главы МО РА Д. Тонояна.
Перцентильный рейтинг президента НКР А. Арутюняна составляет 95, Н. Пашиняна 80, президента РА А. Саргсяна – также 80.
Вопросы, связанные с армией
Большинство респондентов готов быть призванными в ряды армии на защиту Родины. Однозначно «да» сказали 71.6%, еще 17.2% сказали «скорее да».
Не поменялись также цели при разрешении этой войны: 55.6% считает, что надо «разбить противника и заставить сесть за стол переговоров», еще 18.7% считает, что надо уговорить Азербайджан сесть за стол переговоров, а 16% считает необходимым расширение зоны безопасности НКР за счет новых территорий.
Уверенность в способности ВС РА и АО НКР справиться с ситуацией и нанести контрудары азербайджанской армии продолжает доминировать: так считают 96%, в том числе 22.7% скорее уверены, а 73.3% полностью уверены.
По поводу готовности армии к боевым действиям выросло количество скептических оценок. Если в конце сентября 0.8% опрошенных считали, что армия не готова к полномасштабной войне, то в конце октября таковых 3%. В конце сентября считали армию полностью готовой к боям 84%, а сейчас это 69%, сокращение на 15%.
99.5% высоко оценивают боевой дух армии, в том числе 83.3% — очень высоко.