×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-59/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
18:03 , 22 Сентябрь 2022
1834
0

Обзор 15-21 сентября 2022 г.

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

15 сентября в интервью Общественному телевидению секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • При участии международного сообщества удалось достичь соглашения о прекращении огня на всем протяжении армяно-азербайджанской границы.
  • Григорян опроверг утверждения о наличии некоего сговора с Азербайджаном. «На столе переговоров нет какого-либо документа, а все то, что имеется, об этом публично неоднократно сообщалось».
  • Акции протеста по поводу заявлений Пашиняна о готовности подписать договор с Азербайджаном организованы представителями «пятой колонны», действия которой направлены на ослабление армянской государственности.
  • Григорян указал на предысторию нынешнего обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе. Агрессия Азербайджана направлена на оказание давления на РА в целях заставить ее пойти на ряд уступок. В повестке имеются многочисленные вопросы, но основной проблемой является вопрос о суверенитете страны. Азербайджан с большим удовольствием участвует в процессах, связанных с попытками уничтожения армянской государственности, и в этих действиях принимает участие определенная группа лиц внутри страны. «Поскольку на поле боя ему не удалось добиться желаемого результата, он предпринял попытки начать процессы внутри страны».

15 сентября президент РА Ваагн Хачатурян в ходе визита в Джермук заявил:

  • власти РА не планируют предоставлять Азербайджану коридора по территории РА. Слухи о сдаче властями Армении Арцаха и предоставлении коридора не соответствуют действительности.
  • У правительства есть свои «красные линии». Ереван идет на переговоры, говорит с азербайджанцами, которые ставят в том числе вопрос о коридоре. «Нет коридора. Есть территория Армении, которую можете использовать для транзитных грузоперевозок или перемещения людей. Но не будет предоставления по территории Армении коридора, по которому вы сможете свободно передвигаться без нашего контроля».

15 сентября спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Нельзя надеяться на какую-либо договоренность. Не нужно полагаться на добрую волю противника. Армении сейчас нужно быть готовой к любым процессам.
  • Углубления азербайджанских позиций в направлении какого-либо населенного пункта РА не было: бои шли в основном вокруг позиций. Какие-то из них отвоеваны, другие пока занял противник.
  • В соглашениях о прекращении огня большую роль сыграли РФ, Франция и США, действия которых армянская сторона приветствует.

16 сентября на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Армения по-прежнему вовлечена в переговорный процесс, в том числе работает рабочая группа по демаркации и делимитации границ.
  • Ереван предпримет все возможные шаги для достижения урегулирования, долгосрочной стабильности и мира, и в плане деятельности комиссии по демаркации и делимитации границ и пограничной безопасности.
  • Для Еревана неприемлема любая попытка использовать этот процесс для выдвижения территориальных требований и претензий. «Я еще раз говорю, что Армения имеет площадь 29 800 квадратных километров и ни один миллиметр этой территории не может быть предметом обсуждения». Эта позиция не подлежит изменению ни при каких-либо обстоятельствах.

16 сентября в интервью армянской службе Радио «Свобода» секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Возобновление военных действий не исключено, поскольку Азербайджан продолжает делать воинственные заявления, а также пытается поддерживать напряженность на границе. «Азербайджан не отказывается от устремлений в отношении суверенных территорий Армении и пытается оказать давление на Армению посредством агрессии».
  • Он отметил о неизменности требования к Баку о выводе войск с суверенной территории Армении. «Когда мы говорим, что они должны уйти, мы имеем в виду, что оккупация суверенной территории Армении вторжением, которое началось 12 мая прошлого года, должна быть устранена».
  • У Еревана нет такой уверенности что прекращение огня будет долгосрочным, и потому, что в целом, хоть и было подписано трехсторонние соглашения, однако Азербайджан продолжал нарушать все эти документы.
  • Он подчеркнул, не было никаких договоренностей по срокам прекращения огня, однако Баку продолжает предпринимать шаги в логике военной эскалации.

16 сентября спикер НС РА Ален Симонян в интервью ОТА заявил:

  • Введение военного положения может быть рассмотрено как акт агрессии. Азербайджанская сторона до своих действий постоянно обвиняет Армению в подготовке к нападению. К тому же, в общинах, где есть угроза проникновения противника, жителям раздали оружие, есть все необходимое. Но опыт 44-дневной войны показал, что с поставленными задачами лучше справляются солдаты. Тем не менее, для объявления военного положения все готово, вплоть до необходимых документов.
  • В вопросе остановки эскалации на армяно-азербайджанской границе самое большое влияние оказало вмешательство США. «Я не хочу ставить его выше, чем например, вмешательство Франции или перманентное вмешательство РФ. Но самым большим автором остановки последних событий были Соединенные Штаты».
  • Так называемый «Зангезурский коридор» существует только в лексиконе президента Азербайджана. «Речь идет о суверенитете, безопасности и независимости Республики Армении, и я бы призвал всех коллег и журналистов исключить это словосочетание. Есть только один коридор — Лачинский, другого коридора не существует».
  • Отвечая на вопрос о заявлении представителя МИД РФ Захаровой о том, что «даже в такой ситуации» между Баку и Ереваном ведутся переговоры, Симонян сказал: «А почему такая ситуация? Кто является гарантом того, чтобы не возникла такая ситуация?».
  • Тем не менее, переговоры о мирном договоре с Азербайджаном продолжаются. Но азербайджанская сторона «хочет все». «Они хотят, чтобы Армении не было, чтобы армян не было, чтобы в регионе были они и Турция и делают все в этом направлении». Как только армянская сторона начинает обсуждать какой-либо вопрос, Баку отказывается от этого, «делает шаг вперед и требует другого», эти действия сопровождаются попытками военного давления. Но «сегодня мы показали, что не можем и не будем отныне идти по этому пути. За это сражаются наши солдаты и об этом наши заявления о том, что мы готовы обсуждать мирный договор без предусловий».

19 сентября вице-спикер НС РА Акоп Аршакян на встрече с ЧПП Японии в РА Фукусимой Масанори заявил, что есть достоверные свидетельства, что Азербайджан готовится к новому нападению, расширяя свою географию, в том числе, со стороны Нахичевана, посягая на территориальную целостность РА.

19 сентября Совбез РА выступил с заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • Во время азербайджанской агрессии погибли и пропали без вести 207 армян, в плену оказались 20 военных.
  • Среди погибших – 3 гражданских лиц, о 2 мирных жителях ничего не известно. Ранены 293 военных и 3 гражданских.
  • Есть доказательства, что попавшие в плен армянские военные и тела погибших подвергаются пыткам и издевательствам.
  • Азербайджанские ВС обстреляли 36 армянских населенных пунктов, в результате повреждены 192 дома, 2 школы, а также гостиницы, медцентр, гражданские инфраструктуры.
  • Агрессивная политика Баку нацелена на недопущение установления мира в регионе, открытия коммуникаций, урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
  • «РА всеми доступными средствами будет защищать свою независимость, суверенитет, территориальную целостность. Азербайджанские войска должны покинуть оккупированные территории Армении».
  • Совбез призвал мировое сообщество повлиять на Баку для того, чтобы положить конец оккупации и вывести его войска.

20 сентября председатель комиссии НС по внешним связям Эдуард Агаджанян заявил:

  • На данный момент решения о встрече Пашинян-Алиев нет.
  • При посредничестве ЕС была достигнута договоренность о том, что будут развития и встречи в апреле на уровне глав МИД. «Принимая во внимание, что события развились в ином направлении, встречи в рамках данных форматов находятся в обсуждении».
  • Это не означает, что брюссельские договоренности потеряли силу.

АРЦАХ

15 сентября под председательством премьер-министра РА Никола Пашиняна состоялось заседание Совета безопасности в расширенном составе, с участием президента РА Ваагна Хачатряна, президента НКР Араика Арутюняна, председателя НС РА Алена Симоняна и др.

  • Участники заседания обсудили создавшуюся в результате агрессии Азербайджана ситуацию, а также шаги по защите суверенитета и территориальной целостности РА.
  • Стороны обменялись мнениями о состоянии переговорного процесса по урегулированию нагорнокарабахского конфликта.

Позже президент НКР Араик Арутюнян выступил с сообщением:

  • Арутюнян приехал в Ереван с целью проведения политических консультаций с властями РА по вопросу Арцаха, и с этой целью он принял участие в заседании Совета безопасности РА.
  • «Хочу еще раз отметить, что на этом этапе никакой документ в связи со статусом Арцаха не обсуждается».
  • В своей речи он дословно передал беспокойства, подчеркнув, что ни один документ не может подчинить право и стремление народа на свободную и суверенную жизнь.
  • Власти РА подтвердили, что без обсуждений с властями Арцаха и без учета мнения народа НК не будет подписан никакой документ, связанный с Арцахом.
  • Делегация НС НКР продолжит политические консультации с министром ИД РА, спикером НС и другими игроками политического поля.

16 сентября в своем ТГ-канале госминистр НКР Артак Бегларян перечислил непререкаемые исходные истины для народа и властей НК:

  1. Решающие вопросы, касающиеся будущего Арцаха, должны решаться в первую очередь армянами Арцаха, где роль всего армянского народа также важна, учитывая исключительное значение Арцаха для армянской нации и Матери-Армении.
  2. Азербайджано-арцахский конфликт должен быть урегулирован на основе полной реализации и признания права народа Арцаха на самоопределение с целью достижения международного признания независимости.
  3. Любой статус в составе Азербайджана неприемлем и невозможен, потому что:
  • Арцах исторически является родиной исключительно армянского народа, и фальсификацией истории азербайджанцы не могут присвоить нашу Родину,
  • Народ Арцаха самоопределился в пользу свободной и независимой государственности, и мы решаем свою судьбу,
  • Многовековая турецко-азербайджанс­кая геноцидальная политика в отношении армян и, в особенности, продолжающаяся и усиливающаяся политика армянофобии последних десятилетий просто в онтологическом плане исключают какой-либо статус Арцаха в составе Азербайджана.
  1. Наши оккупированные территории должны быть возвращены, а вынужденные переселенцы должны вернуться в свои родные дома.
  2. Арцах и Мать-Армения должны иметь прямую, надежную и суверенную сухопутную связь друг с другом.
  3. Мы готовы сохранить и защитить, приобретенные ценой тяжелых жертв , наши ценности: государственность, национальное достоинство и свободу жить и творить на своей родине.
  4. Мы предпочитаем и готовы также к мирному и стабильному развитию региона на основе принципов уважения прав и достоинства всех народов и государств и исключения применения силы.

19 сентября президент НКР Араик Арутюнян выступил с обращением, в ходе которого он, в частности, заявил:

  • Армянская государственность стоит перед разрушительности войной, которая может привести к не менее тяжелым последствиям, чем 44-дневная война. И предотвращение или управление этой опасностью должно происходить как средствами безопасности, так и в рамках политического инструментария. Единственным выходом является объединение усилий всех основных акторов, особенно в РА, на основе единства, искреннего диалога и здравого смысла. «Власти, да, всегда в первую очередь несут ответственность за ситуацию, но сегодня на всех нас ложится тяжелая ответственность, потому что мы сталкиваемся с угрозами государственности, одной из причин которых является и внутренняя разобщенность».
  • Не только у НКР, но и у РА есть как краткосрочные, так и долгосрочные задачи по обеспечению безопасности, и это главный вызов сегодняшнего дня.
  • Международные партнеры и международное сообщество в целом могут лишь предоставить дополнительные инструменты в соответствии со своими интересами, но решение наших собственных проблем во многом зависит от нас.
  • Никто не может дать нам долгосрочные гарантии безопасности. РФ продолжает обеспечивать безопасность народа Арцаха, хотя она относительно стабильная и «хрупкая». В условиях занятости и отвлеченности внимания РФ гарантии российских миротворцев оказались несколько ущемлены, чем воспользовался Азербайджан. Степанакерт надеется, что удастся поднять эффективность миротворческой миссии и обеспечить ее бессрочное пребывание в Арцахе, в качестве главного гаранта безопасности.
  • Все враждебные силы последовательно продолжают военные и информационные провокации, для подрыва авторитета российских миротворцев и снижения доверия к ним со стороны народа Арцаха.
  • В НК сформируют политический совет при президенте, куда войдут все представители политических сил и экс-президенты.
  • Для НКР неприемлем любой документ, который рассматривает Арцах в качестве части Азербайджана. Представители НКР периодически проводят политические консультации с властями РА, в ходе которых представляют позиции Степанакерта относительно будущего Арцаха, в особенности по части безопасности и статуса. «Власти Армении уверяли нас, что без обсуждения с нами и учета мнения народа никакой документ по Арцаху не будет подписан».
  • Азербайджано-карабахский конфликт не урегулирован и еще должен быть урегулирован, в первую очередь, на основе полного и непререкаемого признания права народа Арцаха на самоопределение и результатов его реализации.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

16 сентября на саммите ШОС президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • «Хотя некоторые резолюции Совбеза выполняются в течение нескольких дней, резолюции, принятые, в отношении нашей ситуации оставались невыполненными в течение 27 лет»․ Баку «сам урегулировал карабахский конфликт военно-политическим путем»․
  • Он обвинил «некоторые ведущие международные организации в неэффективности».
  • Открытие Зангезурского коридора еще больше увеличит транспортные возможности стран региона, что будет выгодно для всех стран, расположенных вдоль этого маршрута», — заявил Алиев.

18 сентября в МИД Азербайджана заявили:

  • Спикер Палаты представителей Ненси Пелоси использует визит в Ереван для своей внутриполитической повестки и для того, чтобы заручиться поддержкой армянских лоббистских кругов в США.
  • Там назвали безосновательными, несправедливыми и неприемлемыми ее высказывания в адрес Азербайджана и сочли, что они «искажают ситуацию в регионе», «нагнетают напряженность».
  • Баку также отметил, что «это серьезный удар по усилиям по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном»

21 сентября президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • в результате последних событий ВС Азербайджана вышли на границы Азербайджана.
  • Армянская сторона заявляет, что азербайджанские войска зашли на территорию РА. Если это были бы территориями РА, то армяне должны были провести пограничные заборы, заняться коммуникационными работами.
  • Армяне думали, что весь Зангезур и Карабах принадлежат им. Но без делимитации никто не может обвинять Баку в нарушении госграниц.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

15 сентября вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил, что важнейшее условие для защиты суверенитета – внутреннее единство в РА. В нынешней трудной ситуации вокруг государственности должны сплотиться сторонники и власти, и оппозиции. «Когда нападают на страну — нападают на всех нас».

ЭКС-ОМБУДСМЕН АРМЕНИИ

20 сентября экс-омбудсмен РА Арман Татоян заявил:

  • ситуация, в которой оказалась РА, обусловлена тем, что ее власти еще с момента обострения 12 мая 2021 г. не использовали все международные правовые механизмы для того, чтобы вывести азербайджанские подразделения с территории РА. «Начиная от вице-премьера до депутатов и руководителей общин из конкретной политической партии опровергали, заявляли, что азербайджанцы на своих позициях, проблем нет. Заявляли, что Сюник в безопасности, что под контролем Армении есть азербайджанские территории».
  • У Татояна есть доказательства того, что у властей были опасения относительно того, чтобы не возникло недовольства ими. «Здесь чисто политические и личные интересы. Безопасность страны ценилась меньше, чем политические и личные интересы».
  • Проблемой является также и то, что есть заинтересованность в том, чтобы нарушения Азербайджана не раскрывались. «Здесь есть вопрос политических интересов, из-за которых причиняется серьезный урон обороне страны».
  • Данная ситуация является результатом скопившихся еще до 2018 г. проблем.

ВСТРЕЧА ТЕР-ПЕТРОСЯН-АРУТЮНЯН

20 сентября экс-президент РА Левон Тер-Петросян в своем особняке встретился с президентом НКР Араиком Арутюняном. Обсуждалась ситуация вокруг РА и НКР.

РУБЕН ВАРДАНЯН

20 сентября предприниматель Рубен Варданян встретился с экс-президентами НКР Аркадием Гукасяном и Бако Саакяном. Обсуждались вопросы, связанные с безопасностью Арцаха, перспективами развития республики.

 

ПРАВО

РЕЗУЛЬТАТЫ АГРЕССИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

16 сентября министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян сообщил, что

  • В результате азербайджанских обстрелов в Гегаркуникской, Вайоцдзорской и Сюникской областях по предварительным данным повреждено 192 жилых дома, из них 60 почти полностью уничтожены.
  • В Сотке, Куте и Джермуке повреждены инфраструктура, сожжены в общей сложности 120 га полей и пастбищ.
  • В Сисиане, Капане, Техе, Варденисе повреждены линии электропередачи, в населенном пункте Вагатур – газопровод.
  • В Джермуке повреждены 3 гостевых дома, 1 санаторий, канатная дорога.

По словам начальника ГШ ВС РА Эдуарда Асряна:

  • Группы подразделений ВС Азербайджана находятся в 4,5 км от Джермука.
  • Из-за превосходства противника, армянская сторона потеряла часть боевых позиций, и через эти щели противник смог проникнуть вглубь обороны.
  • ВС Азербайджана продвинулись на 1,5 км в направлении Неркин Ханд и Верин Шоржа и на 0,5 км в направлении Ишханасар. На других направлениях противник был отброшен.
  • В результате наблюдения с помощью видеокамер стало ясно, что группа противника численностью в 50-60 человек отступила из северной части Джермука. На подступах к Джермуку, на расстоянии в 4,5 км, на вершине холма находится лишь одна группа противника, которая лишена жизнеспособности, она окружена. Асрян уверен, что в результате умелых действий армянской стороны эта группа отступит, присоединится к их основным частям, которые расположены на подступах к Джермуку, на расстоянии от 7 до 10 км.

 

РА ОБРАТИТСЯ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

16 сентября представитель РА в международных правовых структурах Егише Киракосян в беседе с @SputnikArmenia заявил:

  • Ереван обратится в Международный суд ООН по теме нападения Азербайджана.
  • Оно представлено в рамках дела о ликвидации расовой дискриминации во время войны 2020 г.
  • Армянская сторона считает, что агрессия 13 сентября и военные преступления Баку говорят о нарушении решения по этому делу.
  • Изменить ситуацию лишь одним вердиктом Международного суда сложно. Но оно может повлиять на авторитет страны и отношение к армянским пленным. По видеоматериалам уже идентифицированы более 10 попавших в плен во время последней агрессии Азербайджана. Процесс усложняется из-за качества записей.

21 сентября РА представила в Гаагский суд новые факты о преступлениях азербайджанских ВС, касающееся нарушения Азербайджаном Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

  • Армянская сторона представила свежие факты применения азербайджанской стороной насилия в отношении армянских военнопленных и осквернения тел погибших солдат. В документе упоминается и недавняя трагедия с армянским военнослужащим Давидом Гишяном, который был ранен, попал в плен и позже был убит.
  • Ереван повторил свою экстренную просьбу изменить ранее принятое решение о применении промежуточной меры в отношении Баку.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

США

15 сентября представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил:

  • Ситуацию на армяно-азербайджанской границе, сложившуюся в результате развязанного Азербайджаном нападения на суверенную территорию РА, США продолжают считать довольно тревожной.
  • «Мы глубоко обеспокоены продолжающимися нападениями на армяно-азербайджанскую границу. Мы наблюдаем эти непрерывные атаки уже второй день. Мы особенно обеспокоены сообщениями о ранениях среди мирных жителей в Армении».
  • Вскоре после начала боевых действий госсекретарь Блинкен провел телефонные переговоры с руководителями Армении и Азербайджана. Он выразил озабоченность в связи с поступающей информацией о военных действиях на границе, в том числе, и обстрелах территории РА, призвал президента Азербайджана Алиева немедленно прекратить военные действия, остановить действия ВС и отвести войска от границы, а также прекратить любые военные операции, которые могут поставить под угрозу жизнь мирных жителей.
  • США как в этом контексте, так и до этого четко говорили двум лидерам на всех уровнях, что эта проблема не может иметь военного урегулирования. «Мы призвали обе стороны воздержаться от дальнейших военных действий и участвовать в диалоге и дипломатии». Сопредседатель МГ ОБСЕ от США Рикер продолжает находиться в Баку, где встретился с президентом Алиевым, а заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии Донфрид, в свою очередь, провела телефонный разговор с министром ИД Азербайджана Байрамовым.
  • «Мы по-прежнему полны решимости сделать все возможное для обеспечения мирного и процветающего будущего Южного Кавказа».

15 сентября глава МО РА Сурен Папикян в ходе телефонного разговора с замминистра обороны США по политическим вопросам Колином Калем представил ситуацию, создавшуюся вследствие азербайджанской агрессии.

  • Папикян подчеркнул необходимость адресной реакции международного сообщества на происходящее.
  • Каль, в свою очередь, подчеркнул важность соблюдения режима прекращения огня, необходимость возвращения за стол переговоров и решения разногласий дипломатическим инструментарием.
  • Он также отметил, что территориальная целостность и суверенитет РА не должны быть «предметом торга».

15 сентября госсекретарь США Энтони Блинкен побеседовал с премьер-министром РА Николом Пашиняном.

  • Блинкен подтвердил готовность США помочь Армении и Азербайджану решить проблемы мирным путем.
  • Он сказал, что единственным способом продвижения вперед является дипломатия, и отметил, что будет и впредь заниматься этим лично.
  • Пашинян представил подробности ситуации, сложившейся в результате агрессии Азербайджана, и отметил, что хотя на границе относительно спокойно, ситуация остается очень напряженной.
  • Пашинян подчеркнул важность адекватной реакции международного сообщества на происходящее.

17 сентября в Ереване спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси заявила:

  • визит возглавляемой ею делегации в РА «является мощным символом твердой приверженности США мирной, процветающей и демократической Армении, а также стабильному и безопасному Кавказскому региону».
  • В ходе встреч с руководством и представителями силовых структур РА делегация США передаст «решительную и постоянную поддержку США, как сопредседателя МГ ОБСЕ и давнего друга Армении, для прочного урегулирования конфликта в НК».
  • «Мы гордимся тем, что едем в Ереван после принятия в 2019 году Палатой Представителей резолюции 296, представленной Адамом Шиффом, которая признает убийство 1,5 миллионов армян Османской империей в качестве геноцида, и после того, как президент Байден стал первым президентом, официально признавшим Геноцид армян».

16 сентября в Ереване спикер НС РА Ален Симонян провел переговоры со спикером Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси.

В ходе встречи Симонян заявил:

  • Баку предпринял новую агрессию против суверенной территории РА. Азербайджанские ВС нанесли удары не только по боевым позициям, но и населенным пунктам, гражданской инфраструктуре.
  • Баку пользуется тем, что внимание мирового сообщества обращено на ситуацию на Украине.
  • Любая помощь США имеет экзистенциальную важность для государственности Армении. Четкие санкции могут стать еще одним рычагом остановки азербайджанских экспансионистских поползновений и войны авторитаризма против демократии.
  • Симонян призвал вывести из переговоров понятие «коридор». «В подписанных или обсужденных Арменией документах есть только один коридор – Лачинский».

В свою очередь, Пелоси заявила:

  • Вашингтон строго осуждает смертоносные атаки азербайджанской стороны на суверенную территорию Армении. Американская сторона уже констатировала – нападение было со стороны Баку. В отношении независимости и суверенитета Армении была совершена атака.
  • США как сопредседатель МГ ОБСЕ считают, что военного решения конфликта нет.
  • Вашингтон продолжает следить за развитием событий.
  • Демократия, суверенитет и территориальная целостность РА являются важными вопросам и для США, и «мы желаем оказать практическое содействие в этом направлении. Решение принимает Армения, мы можем говорить лишь о готовности».
  • Относительно сотрудничества в оборонных вопросах мы здесь, чтобы понять, какие есть ожидания и пожелания. Относительно экономических вопросов в ходе переговоров с армянской стороной обсуждался вопрос присоединения РА к программе «Вызовы тысячелетия».

18 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян и Нэнси Пелоси обсудили агрессию Азербайджана против Армении и нагорнокарабахское урегулирование.

  • Пашинян заявил, что Ереван ценит четкую позицию США в отношении агрессии Азербайджана против Армении.
  • Он выразил надежду, что эта ситуация должна оставаться в повестке дня Совбеза ООН, отметив, что и в этом плане Ереван надеется на поддержку США.
  • В свою очередь, Пелоси заявила, что поддержка демократии в РА, резолюция о признании Геноцида армян, противодействие Турции в вопросе НК, и во всех других отношениях «мы являемся друзьями Армении».

Министр обороны РА Сурен Папикян и Пелоси также обсудили ситуацию, сложившуюся после азербайджанской агрессии. Также они затронули сотрудничество в сфере обороны.

18 сентября представители фракций НС «Армения» и «Честь имею» встретились со спикером Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. По словам депутата от фракции «Армения» Ишхана Сагателяна, предложение о встрече было получено из посольства США. В ней приняли участие 6 представителей двух оппозиционных фракций, которые в ходе встречи говорили об азербайджанской агрессии, представив свою позицию о том, что для них неприемлемо военно-политическое содействие США Азербайджану. Депутаты представили факты о ситуации с военнопленными, обсудили ситуацию с демократией в Армении, вопрос статуса Арцаха. Американская делегация пообещала обсудить эти вопросы и не ограничиваться заявлениями.

18 сентября госсекретарь США Энтони Блинкен в телефонном разговоре с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым призвал Баку соблюдать режим прекращения огня, осуществить взаимный отвод войск.

18 сентября у Центра искусств Гафесчяна в Ереване, где выступала спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси, прошел митинг, организованный Национальным демократическим полюсом и Европейской партией. Участники призывали США противодействовать азербайджанской агрессии и к выходу из ОДКБ и начале переговоров с другими союзниками, чтобы создать новую систему безопасности.

19 сентября в Нью-Йорке, при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена, состоялась встреча министра ИД РА Арарата Мирзояна и министра ИД Азербайджана Джейхуна Байрамова.

  • В ходе встречи Мирзоян подчеркнул, что азербайджанские ВС должны быть выведены с суверенной территории РА, применение силы или угроза силой недопустимы, а в целях предотвращения дальнейших эскалаций должны быть задействованы международные механизмы.
  • Он также подчеркнул важность скорейшего урегулирования гуманитарных вопросов, в том числе возвращения военнопленных.
  • Мирзоян подтвердил готовность армянской стороны быть вовлеченной в процесс всеобъемлющего урегулирования отношений.
  • Блинкен заявил, что прочное, стабильное дипломатическое взаимодействие — лучший путь для всех. «Нас воодушевляет тот факт, что боестолкновения прекратились и в последние дни не было новой эскалации. Оба лидера в телефонных разговорах заявили, что готовы к миру».
  • «Решительное и настойчивое дипломатическое взаимодействие» являемся лучшим путем для каждой из сторон.
  • Противоречия между Арменией и Азербайджаном не имеют военного решения. Но есть путь к устойчивому миру, который разрешает противоречия путем дипломатии. США готовы сделать все, что в их силах, для поддержки этих усилий.

Состоялась также двухсторонняя встреча глав МИД РА и АР.

20 сентября председатель комиссии НС по внешним связям Эдуард Агаджанян заявил:

  • Ожидать скорой военной помощи от США или других стран не стоит. «Это решения, которые требуют много времени».
  • Протянутая США рука помощи не только «не осталась в воздухе, а наше сотрудничество четко двигается в сторону углубления».

20 сентября спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси по итогам визита в РА выступила с заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • США убедительно заявили о поддержке демократии и безопасности РА, особенно после нападения Азербайджана на РА. «Наша делегация возвращается в Вашингтон готовой продвигать многолетнюю приверженность Конгресса демократической Армении и безопасному и мирному Кавказскому региону».
  • Американская делегация возложила венок к Мемориалу Геноцида армян и «молились за души 1,5 миллиона армянских мужчин, женщин и детей, убитых во время Геноцида».
  • В ходе встреч с премьер-министром РА Пашиняном, председателем НС Симоняном и министром обороны Папикяном состоялся обмен мнениями о политике и действиях, направленных на обеспечение стабильности, мира и процветания в Армении и регионе.

РОССИЯ

15 сентября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Работа по подготовке мирного договора между Арменией и Азербайджаном не останавливалась, невзирая на нынешнюю эскалацию напряженности.
  • Российская сторона оказывает необходимую помощь. Спецпредставитель министра по вопросам содействия нормализации отношений армяно-азербайджанских отношений Игорь Ховаев посетил Баку 8-9 сентября и Ереван 13-14 сентября. Основной темой состоявшихся переговоров в обеих столицах было обсуждение проекта мирного договора. «Мы стремимся сблизить позиции сторон и заверяю вас соответствующие усилия будут продолжены».

15 сентября главы МО РА и РФ Сурен Папикян и Сергей Шойгу обсудили обстановку в регионе, а также в районах выполнения задач российскими миротворцами в НК.

Шойгу переговорил по телефону с начальником ГШ ВС Азербайджана.

16 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян и президент РФ Владимир Путин в ходе телефонного разговора обсудили ситуацию на армяно-азербайджанской границе.

  • Пашинян подчеркнул, что несмотря на то, что в настоящее время на границе относительно спокойно, ситуация продолжает оставаться очень напряженной в результате азербайджанской агрессии против суверенной территории РА.
  • Стороны обсудили вопросы, касающиеся реализации решений, принятых по заявлению РА, направленному в ОДКБ.

16 сентября президент РФ Владимир Путин заявил:

  • Локализовать инцидент между Арменией и Азербайджаном удалось во многом при содействии Москвы.
  • У РФ достаточно ресурсов, чтобы способствовать урегулированию.
  • Последний конфликт никак не связан с НК.

16 сентября начальник Погрануправления ФСБ РФ в РА Роман Голубицкий показал начальнику Объединенного штаба ОДКБ Анатолию Сидорову кадры обстрела российского погранпоста, расположенного на востоке РА.

16 сентября на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • К сожалению, случаются пограничные инциденты, и последняя ситуация на границе сопровождалась многочисленными жертвами с обеих сторон, но «главное — стабилизировать ситуацию и вернуть ее в мирное русло».
  • Алиев поприветствовал усилия России, в том числе в рамках трехсторонней комиссии. «Азербайджан привержен трехстороннему соглашению, подписанному Арменией, Азербайджаном и Россией после второй карабахской войны, и мы сделаем все возможное для стабилизации ситуации на Кавказе».

18 сентября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:

  • Москва готова приветствовать визит спикера Палаты представителей США Ненси Пелоси в РА, если он будет способствовать стабилизации отношений Еревана и Баку.
  • «Все, что не на словах, а на деле — тихо и по-деловому — может способствовать нормализации отношений, стабилизации ситуации на границе, это все может приветствоваться. Со временем это все будет понятно».

20 сентября у посольства РФ в РА в Ереване прошла акция в поддержку армяно-российских отношений, организованная движением «Сильная Армения с Россией — За новый Союз». По словам члена исполкома движения Айка Бабуханяна, в последнее время произошли события и мероприятия, которые могу поставить под сомнение армяно- российские отношения. «Мы не хотим этого допустить. Мы здесь, чтобы дать оценку помощи России, которая проявляется не на словах, а на деле».

20 сентября вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил:

  • Путь к миру в регионе известен — необходимо разблокировать экономические и транспортные связи в регионе, провести делимитацию границы между Арменией и Азербайджаном и заключить мирный договор между двумя странами.
  • РФ активно помогает пройти этот путь.
  • Только страны, имеющие крепкую экономику, способны отвечать на любые вызовы. «Мы союзники. Интенсивность российско-армянских контактов как нельзя лучше свидетельствует об уровне нашего союзничества».

20 сентября президент РФ Владимир Путин заявил:

  • Любые конфликтные ситуации между близкими для нас государствами вызывают у нас серьезную озабоченность.
  • По линии ОДКБ предпринимаются меры в связи с обострением обстановки в армяно-азербайджанском приграничье. В зону противостояния направлена специальная миссия во главе с Генсеком ОДКБ и им поручено по результатам изучения положения дел подготовить предложения для совета коллективной безопасности.
  • Москва призывает всех проявлять сдержанность, неукоснительно соблюдать режим прекращения огня и твёрдо следовать заявлениям лидеров РФ, АР и РА.

ИРАН

15 сентября посольство Ирана в РА выступило с комментарием, в котором отмечается, что Иран окажет особое сопротивление любому сценарию, который нанесет ущерб ирано-армянской границе, которая является историческим маршрутом, соединяющим две соседние страны.

19 сентября официальный представитель МИД ИРИ Нассер Канани заявил:

  • Иран не прекращает усилий для того, чтобы способствовать решению проблем между Арменией и Азербайджаном.
  • Будучи соседом, Иран пытается конструктивно помочь разрешить региональные кризисы. Это требует политической воли с обеих сторон, а также использования региональных политических форматов.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

15 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян провел телефонный разговор с госминистром по вопросам Европы Министерства иностранных дел, сотрудничества и развития Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Лео Докерти.

  • Мирзоян представил ситуацию, сложившуюся в результате агрессии Азербайджана, подчеркнул недопустимость преднамеренного обстрела мирного населения и гражданской инфраструктуры со стороны Азербайджана, сопровождающегося грубейшими нарушениями международного права.
  • Он подчеркнул неприемлемость заявлений, приравнивающих стороны, и важность четкого, однозначного и адресного осуждения агрессии Азербайджана со стороны международного сообщества, в том числе Соединенного Королевства.
  • Мирзоян также отметил, что Азербайджан, пытаясь посредством силы достичь своих максималистских целей, торпедирует усилия армянской стороны по установлению стабильности и мира в регионе.
  • Он также подчеркнул императив возвращения азербайджанских ВС на исходные позиции и необходимость исключения новых военных действий со стороны Азербайджана.

ФРАНЦИЯ

16 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе телефонного разговора с президентом Франции Эмманюэлем Макроном представил ситуацию, сложившуюся в результате агрессии Азербайджана. Макрон подтвердил готовность содействовать диалогу и миру.

Макрон второй раз за сутки обсудил с Пашиняном ситуацию на армяно-азербайджанской границе. Президент Франции повторил, что решительно настроен содействовать диалогу и продолжению переговоров между Арменией и Азербайджаном для установления прочного мира в регионе.

 

КИПР

19 сентября в Нью Йорке министр ИД РА Арарат Мирзоян встретился с министром ИД Кипра Иоаннисом Касулидесом.

  • Мирзоян представил подробности о последствиях агрессии Азербайджана в отношении суверенной территории Армении с 13 сентября, об обстрелах азербайджанскими вооруженными силами гражданского населения и инфраструктуры, а также о грубейших нарушениях международного и гуманитарного права.
  • Он поблагодарил кипрскую сторону за проявленную солидарность с армянским народом, четкую и адресную реакцию на сложившуюся ситуацию, отметив, что в контексте сохранения режима прекращения огня, вывода азербайджанских войск с суверенной территории РА и недопущения новой агрессии принципиальное значение имеет четкий и однозначный ответ международного сообщества стране-агрессору, безоговорочное осуждение и осуществление соответствующих мер.

 

ООН

15 сентября прошло заседание Совбеза ООН по теме военного вторжения ВС Азербайджана на территорию РА. В ходе заседания:

  • Представитель Индии назвала Азербайджан агрессором.
  • Постпред Франции призвал Азербайджан отвести силы на первоначальные позиции. Он заявил, что с учетом продвижения азербайджанских ВС за пределы определенных участков границы должна соблюдаться территориальная целостность РА.
  • Постпред США заявил, что США глубоко обеспокоены в связи со вспышкой боестолкновений, в том числе сообщениями об обстрелах объектов гражданской инфраструктуры в Армении и граждан. Вашингтон считает, что необходимо обеспечить отвод сил с обеих сторон.
  • Постпред Китая заявил, что нормализация отношений Армении и Азербайджана неотделима от карабахского вопроса. Пекин надеется, что стороны будут придерживаться прекращения огня, чтобы стабилизировать ситуацию. Китай поддерживает трехстороннее заявление лидеров Армении, России и Азербайджана о прекращении огня от 9 ноября 2020 г., а также будущий прогресс по переговорам в рамках МГ ОБСЕ.
  • Постпред РФ заявил, что Москва делает все для возвращения армянских и азербайджанских военных на исходные позиции и рассчитывает на выполнение всех достигнутых при посредничестве РФ договоренностей о прекращении огня.

Постпред РА заявил:

  • Азербайджанская сторона планирует очередное наступление в направлении Нахичевана, «чтобы реализовать свои незаконные чаяния и создать экстерриториальный коридор через суверенную территорию Армении».
  • Обстрел курортного города Джермук не что иное, как военное преступление, также таковым являются удары по водохранилищу Кечут, что потенциально может повлечь за собой катастрофические последствия для людей и экологии. Действия Азербайджана являются грубым нарушением целей и принципов Устава ООН.
  • «Этот акт агрессии был совершен в контексте мирных переговоров, которые идут на различных площадках и при содействии различных игроков. Армения участвует во всех этих процессах добросовестно, преследуя цель стабилизации ситуации в южном Кавказе».

Постпред РА подчеркнул необходимость реализации Совбезом ООН своего мандата по поддержанию международного мира и безопасности. Обратившись к странам-членам, он придал важность

  • осуждению агрессии Азербайджана против суверенной территории Армении,
  • требованию немедленно и без предусловий вывести азербайджанские войска с территории Армении и воздержаться от дальнейших актов агрессии,
  • полноценному соблюдению своих обязательств по Уставу ООН, Хельсинкскому Заключительному акту и трехсторонним заявлениям,
  • участию в решении всех вопросов переговорного процесса по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, включая решение вопроса о статусе
  • призыву к немедленному возвращению всех армянских военнопленных.

По итогам заседания было принято заявление, в котором, в частности, отмечается:

  • ООН надеется, что Баку и Ереван будут соблюдать режим прекращения огня.
  • Последняя эскалация говорит о необходимости продвижения делимитации и демаркации между странами.
  • Стороны должны соблюдать договор от 9 ноября 2020 г., в связи с чем ООН призывает Армению и Азербайджан вернуться за стол переговоров.
  • ООН полностью поддерживает международные усилия, в том числе РФ и ЕС, по стабилизации ситуации: они могут заложить основу для возобновления диалога о долгосрочном мире.

16 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян на заседании правительства заявил:

  • Подавляющее большинство стран больше не ставит знак равенства между Арменией и Азербайджаном во время агрессии Баку.
  • В ходе вчерашнего заседания Совбеза ООН был отвергнут и тезис Баку о том, что вопроса НК больше нет, как нет и самого Карабаха. Азербайджан получил адекватный ответ на эти заявления от международного сообщества.
  • В случае с отдельными странами или страной у РА были большие ожидания, и, возможно, в некоторых случаях они не столь оправдались.
  • Документ по итогам обсуждений еще не принят, но это не умаляет важности прошедших обсуждений, так как даже без документа международное сообщество заняло четкие позиции.
  • В ходе дискуссии многократно использовался термин «агрессия». Есть четкое понимание того, что под удар были взяты и гражданские инфраструктуры, как и того, что агрессор должен вернуться на исходные позиции.

 

ОДКБ

15 сентября начальник объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров заявил:

  • Речи об отправке миротворческого контингента ОДКБ в РА пока не идет. В ОДКБ наедятся на мирное решение конфликта.
  • Миссия ОДКБ направляется в РА, чтобы на месте узнать обстановку, разобраться в причинах и путях решения конфликта.
  • Отправить миссию ОДКБ в РА предложил президент РФ Владимир Путин. Его поддержали все члены организации.

15 сентября Сидорова принял министр обороны РА Сурен Папикян, который представил ситуацию, сложившуюся в результате агрессии со стороны Азербайджана, и выразил надежду, что группа проведет эффективную работу и представит в СКБ ОДКБ подробный и точный доклад об оперативной обстановке.

16 сентября в интервью армянской службе Радио «Свобода» секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Ереван не удовлетворен реакцией ОДКБ на обращение о предоставлении военной и военно-политической помощи. Требование Еревана от ОДКБ заключалось в оказании военной и военно-политической помощи РА, но до сих пор оно не выполнено. Тот факт, что ОДКБ до сих пор не отреагировала должным образом на то, чтобы азербайджанские войска полностью ушли с суверенной территории Армении, означает, что «ожидания Еревана не оправдались, и только в этом случае наши ожидания могут оправдаться».
  • Во время событий в Казахстане я выразил надежду, что механизмы ОДКБ, наконец, заработают, будет создан прецедент. «Такая надежда была, и естественно, что такой надежды больше нет». Только шаги со стороны ОДКБ, если будут предметные шаги, которые мы сможем увидеть и убедиться, и это не только ввод коллективных сил, есть много инструментов, начиная от военно-политических, дипломатических, экономических.
  • Отвечая на вопрос, что, если ОДКБ не предпримет никаких действий, какие шаги сделает Ереван, тем более что уже слышаться призывы выйти из этой организации, Григорян отметил, что об этом должна думать ОДКБ, а не Армения.

16 сентября спикер НС РА Ален Симонян в интервью ОТА заявил:

  • Ереван недоволен реакцией ОДКБ на азербайджанскую агрессию․ Ожидания армянской стороны не оправдываются. «Мы сделали, делаем и будет делать выводы, но сейчас не время делать резкие движения».
  • Ереван продолжает ждать реакции организации, «как и более ощутимых действий Москвы, с которой действует договор о дружбе и взаимопомощи», а не шагов на уровне заявлений или обрывочных слов. «Я удивлен и выражаю свое несогласие с тем, что их Общественное телевидение показывает репортажи, в которых в адрес руководства Армении звучат провокационные заявления. Мы искренне не понимаем, что это за тактика и зачем».

17 сентября глава передовой группы миссии ОДКБ в РА генерал-полковник Анатолий Сидоров заявил:

  • Как на армяно-азербайджанской границе, так и в таджико-киргизском приграничье сложилась неприятная для организации ситуация.
  • Миссия ОДКБ в РА старается быть максимально объективной, о каких-то выводах говорить пока рано, в целом это войдет в общую справку по итогам работы.
  • Основная задача сегодняшнего дня заключалась в том, чтобы побывать в тех местах, где проходили столкновения: участках местности, населенных пунктах, позициях подразделений армянской стороны, которые были подвергнуты огневому поражению.
  • ОДКБ «пока не достает шашку» из-за обострения на границе Армении и Азербайджана. Организация старается урегулировать напряженность на границе мирным путем.

19 сентября министр обороны РА Сурен Папикян принял главу передовой группы миссии ОДКБ в РА генерал-полковника Анатолия Сидорова, который представил результаты работы группы.

20 сентября председатель комиссии НС по внешним связям Эдуард Агаджанян заявил:

  • Агаджанян понимает мнения, согласно которым деятельность ОДКБ в отношении РА оценивается отрицательно. «Факт, что три последних инцидента не удостоились какой-либо оценки со стороны наших партнёров по ОДКБ. В отношении Армении организация демонстрирует, если не полную дисфункциональность, то проблемы функционирования».
  • Но на данный момент выход из ОДКБ никакого практического эффекта нам не даст. «Наоборот, такой шаг может вызвать риски, которые Армении сейчас однозначно не нужны».

20 сентября миссия ОДКБ во главе с генсеком Станиславом Засем прибыла в Ереван.

На миссию возлагаются задачи по оценке сложившейся обстановки, выработке предложений по деэскалации возникшей напряженности в отдельных районах на границе Армении с Азербайджаном.

21 сентября в Ереване генсек ОДКБ Станислав Зась встретился с секретарем Совета безопасности РА Арменом Григоряном.

  • Стороны обсудили обстановку в регионе и возможные дальнейшие меры ОДКБ в сложившейся ситуации.
  • Григорян на представил преобладающие в РА общественные настроения в отношении ОДКБ.
  • Он заявил также, что азербайджанские ВС должны как можно скорее покинуть оккупированные территории РА, подчеркнув, что РА будет всеми доступными средствами защищать свою территориальную целостность, независимость и суверенитет.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

15 сентября глава МО РА Сурен Папикян на встрече с спецпредставителем ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Тойво Клааром представил ситуацию, создавшуюся в результате азербайджанской агрессии. Папикян заявил, что широкомасштабная агрессия является заранее спланированной азербайджанской провокацией.

Глава МИД РА Арарат Мирзоян также обсудил с Клааром ситуацию, создавшуюся в результате агрессии ВС Азербайджана в отношении суверенной территории РА. Мирзоян подчеркнул, что подобные действия азербайджанской стороны подрывают усилия по установлению всеобъемлющего мира в регионе и указал на важность адресного осуждения со стороны международного сообщества.

17 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе телефонного разговора с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем представил ситуацию, сложившуюся вследствие азербайджанской агрессии в отношении суверенной территории РА, подчеркнув факт сохранения напряженности на границах. Шарль Мишель подтвердил готовность содействовать диалогу и миру. Стороны также обсудили различные вопросы, касающиеся урегулирования ситуации.

Мишель обсудил по телефону с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым меры по деэскалации ситуации на армяно-азербайджанской границе

Спецпредставитель ЕС Тойво Клаар, в свою очередь, написал в своем Twitter:

  • Говоря о боевых действиях между Арменией и Азербайджаном, он заявил, что сообщения о военных преступлениях должны быть расследованы, а виновные – наказаны. Предыдущие инциденты также нуждаются в рассмотрении, но ни в коем случае не могут служить оправданием.
  • «Остается много проблем, но мы надеемся, что перемирие сохранится. Нужно вернуться к переговорам».
  • Цель ЕС — помочь Армении и Азербайджану достигнуть всеобъемлющего и устойчивого соглашения, которое обеспечит стабильность, безопасность и процветание на Южном Кавказе.

ОБСЕ

16 сентября постпред РА в ОБСЕ Армен Папикян заявил:

  • Игнорирование азербайджанской агрессии приведет к разрушению системы европейской безопасности.
  • Дальнейшее применение силы не позволит установить мир и безопасность в регионе, регулировать нагорнокарабахский конфликт.
  • Постпред представил детали масштабной агрессии, развязанной Баку на территории РА. В результате у армянской стороны более сотни погибших. Есть раненые среди гражданского населения.
  • ВС Азербайджана, применяя артиллерию и беспилотники, наносили удары по боевым позициям, населенным пунктам, гражданской инфраструктуре, сожгли леса.
  • Это продолжение азербайджанской политики ненависти к армянам, которая положила начало нагорнокарабахскому конфликту.

19 сентября на встрече в Нью-Йорке глава МИД РА Арарат Мирзоян представил генсеку ОБСЕ Хельге Шмид подробности агрессии, развязанной Азербайджаном против суверенной территории РА. Он также заявил:

  • Азербайджанская агрессия сопровождалась преднамеренными нападениями на гражданское население и гражданскую инфраструктуру, зверствами и пытками в отношении армянских военнослужащих и военнопленных.
  • Агрессия Азербайджана грубо нарушает основополагающие положения международного гуманитарного права, Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта.
  • Мирзоян осудил поведение Азербайджана по достижению своих экспансионистских устремлений силовым путем, особо подчеркнув важность четкой и целенаправленной реакции международного сообщества, в том числе ОБСЕ, на агрессию Азербайджана, а также необходимость безотлагательного запуска соответствующих механизмов в рамках организации.
  • Коснувшись урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном, а также нагорнокарабахского конфликта, Мирзоян отметил роль сопредседательства МГ ОБСЕ в целях долгосрочного и всеобъемлющего урегулирования конфликта.
  • Мирзоян коснулся гуманитарных проблем, сложившихся в результате 44-дневной войны, указав в этом контексте на необходимость немедленного возвращения армянских военнопленных и других удерживаемых лиц.

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

19 сентября вице-премьер РФ Алексей Оверчук на российско-армянском межрегиональном форуме заявил:

  • Открытие коммуникаций между Арменией и Азербайджаном привлечет на армянский рынок около $5 млрд российских инвестиций.
  • Есть понимание, какие это могут быть проекты, их давно обсуждают.

 

ЭКОНОМИКА

РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

20 сентября замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач в пресс-центре @SputnikArmenia заявил:

  • До конца 2022 г. пропускная способность Верхнего Ларса вырастет в 6 раз. На этом КПП на российско-грузинской границе откроют еще 12 дорожных полос. РФ активно модернизирует свои погранпереходы, уже открыто 12 полос. Также задействуют отдельные площадки для досмотра машин. Это ускорит пограничный контроль. В перспективе, через пункт смогут проезжать до 3 тысяч машин в день.
  • Инвестпакет российского бизнеса в РА на $1 млрд остается в силе, несмотря на ситуацию на границе. Сейчас стороны проводят совместную подготовительную работу.
  • Последние события на армяно-азербайджанской границе – большая боль армянского народа. Российский бизнес готов инвестировать и в этих условиях, ведь двусторонние отношения строятся для укрепления обеих стран.
  • Также предприниматели РФ и РА задействуют деловой совет. Он будет налаживать деловые контакты, поднимать актуальные для бизнеса вопросы.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ДВИЖЕНИЕ «СОПРОТИВЛЕНИЕ»

15 сентября депутат НС РА от фракции «Армения» Гегам Манукян заявил:

  • Оппозиция назовет имя своего кандидата в премьеры в ближайшее время.
  • Отставка Пашиняна – жизненная необходимость. Не будь нынешнего премьера, не было бы и того, что происходит сейчас. Оппозиция намерена собрать недостающие для начала процедуры импичмента 18 подписей.

ЭКС-ОМБУДСМЕН АРМЕНИИ

20 сентября экс-омбудсмен РА Арман Татоян заявил:

  • В РА сформировалась диктатура политического большинства. Все сконцентрировано в руках одной политической партии, интересам этой партии служат все ресурсы государства, и партия постоянно проникает в государственный аппарат. Многие вопросы решаются с точки зрения партийных интересов, что является огромной проблемой.
  • Он призвал обратить внимание на соотношение роли лидера политической партии и механизма парламентского контроля. «Можете ли вы сказать, что в Армении есть парламентский контроль? Вы вообще слышали о том, чтобы провластный депутат критиковал правительство? Глава правительства является и главой депутатов, естественно, что у депутатов вообще нет самостоятельности».

ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ РА РОБЕРТ КОЧАРЯН

20 сентября экс-президент РА Роберт Кочарян на встрече со своими сторонниками заявил:

  • Боевое прошлое и имидж победителя войны Кочаряна напугали избирателей. Во время предвыборной кампании шла борьба между тезисами «Достойный мир» (фракция «Армения») и «Мир любой ценой» (правящая партия). А избиратели опасались новой войны.
  • Имело место также разделение общества и политиков на старых и новых, на выходцев из Армении и Нагорного Карабаха. Такие идеи подпитывали сознание граждан долгие годы и оставили след в их мышлении.
  • Для нейтрализации этих двух тезисов Кочарян участвовал в шествиях, но не в качестве лидера. Он считает, что столь масштабное движение было в истории Армении впервые.
  • Кочарян продолжит свою оппозиционную деятельность и борьбу: он уже работает над другим проектом, подробности которого пока не захотел раскрывать.

ПАРТИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»

20 сентября лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян заявил:

  • Как гражданин и руководитель политической силы, он глубоко обеспокоен тенденциями разжигания антироссийских настроений в РА.
  • Эти попытки содержат в себе огромные риски для армянской государственности, национальной безопасности РА и армянского народа, и единственным бенефициаром этого является наш противник.
  • Армения – не пробный камень для геополитических пертурбаций и авантюр.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

19 сентября в Ереване открылся 9-ый Российско-Армянский межрегиональный форум, на котором было зачитано приветствие президента РФ Владимира Путина, в котором, в частности, отмечается:

  • За прошедшее время Россией и Арменией накоплен большой опыт конструктивного сотрудничества на самых разных направлениях, а двусторонние связи выведены на высокий союзнический уровень.
  • Значимой составляющей российско-армянских отношений традиционно является межрегиональная кооперация. Субъекты РФ и области РА активно взаимодействуют в экономической, социальной, научной, гуманитарной и других областях, успешно реализуют крупные совместные проекты и инициативы.
  • Представителям органов государственной власти, деловых, академических и экспертных кругов, а также общественных организаций предстоит обменяться мнениями по актуальным, сущностным вопросам, наметить новые программы сотрудничества, в том числе в сферах торговли, инвестиций, образования, туризма и цифровых технологий.
  • Озвученные на форуме идеи и предложения будут востребованы на практике, «послужат дальнейшему укреплению российско-армянского партнерства, продвижению взаимовыгодных интеграционных процессов на евразийском пространстве».

19 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян принял вице-премьера РФ Алексея Оверчука. В ходе встречи Пашинян отметил, что, несмотря на сохранение напряженности на армяно-российской границе, было принято решение не откладывать форум и проводимые на его полях мероприятия, которые направлены на дальнейшее развитие армяно-российского сотрудничества в разных сферах. Собеседники обсудили ряд вопросов, касающихся армяно-российского сотрудничества и представляющих взаимный интерес.

РА и РФ подписали план межрегионального сотрудничества на 2022-2027 гг.

 

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

РЕФЕРЕНДУМ ИЛИ НОВЫЕ ВЫБОРЫ ДЛЯ ДОГОВОРА С АЗЕРБАЙДЖАНОМ

Издание «Грапарак» пишет, что в правящей партии «Гражданский договор» обсуждается вопрос проведения референдума или внеочередных выборов. По мнению многих представителей партии, для подписания мирного договора с Азербайджаном Пашинян должен будет созвать референдум, чтобы скинуть всю ответственность на народ. Или – подать в отставку: будут объявлены внеочередные парламентские выборы с лозунгом: дайте мне мандат на то, чтобы я подписал мирный договор, если не хотите, чтобы война продолжилась и армянский народ исчез с лица земли.

 

ВСТРЕЧА ЭКС-ПРЕЗИДЕНТОВ РА И НКР, КАТОЛИКОСОВ ГАРЕГИНА II И АРАМА I

По сведениям издания «Грапарак», в ближайшие дни состоится встреча в формате 3+2+2, с участием бывших президентов РА и НКР и Католикосов Гарегина II и Арама I. Все они за исключением Арама I уже дали предварительное согласие. Они обсудят пути выхода из сложившейся ситуации. Ожидается, что после встречи ее участники выступят с заявлением.

 

МНЕНИЯ

ВАГЕ ДАВТЯН

16 сентября на своей странице в Facebook политолог Ваге Давтян написал:

  • С ноября 2020 г. два ключевых азиатских игрока — Иран и Индия протянули руку помощи РА, предложив Еревану важный статус в международном транспортном коридоре «Север-Юг». Полная интеграция РА в этот мегапроект значительно сдержала бы агрессию Баку. Но рука помощи так и повисла в воздухе.
  • Эскалация насилия в эти дни возникла после того, как Баку достиг договоренности с Тегераном об установлении сообщения «Север-Юг» через территорию Азербайджана.
  • Ирану «Север-Юг» нужен как воздух и вода. А учитывая безынициативность Еревана в этом направлении, тем более, априорное принятие «Турецкого коридора» как единственного транспортного сценария, Тегеран не мог не пойти на сделку с Баку. В то же время в Тегеране понимают, что логистическая зависимость от азербайджанцев весьма проблематична и опасна. Поэтому сценарий формирования армянского маршрута продолжает оставаться в повестке транспортной стратегии Тегерана.

ВАРДАН ОСКАНЯН

Экс-министр ИД РА (1998-2008) Вардан Осканян в своей статье анализирует новое военное нападение Азербайджана на Армению и предлагает пути выхода из создавшейся ситуации.

  • Он отмечает, что любой человек с многолетним опытом переговорного процесса, видя сегодняшние события, может очень четко представить себе ответ на вопрос, который уже два года волнует армянское общество — что обсуждалось 9-10 ноября 2020 г. По его мнению, Алиев был главным диктатором повестки дня в тот день, в те часы. Войдя в Шуши, он имел возможность за несколько часов оккупировать весь Арцах. На этих позициях в ту ночь Алиев выложил на стол свои максимальные требования: Карабах в составе Азербайджана, коридор в Зангезуре, решение демаркации границ в пользу Азербайджана, включая анклавы.
  • Эти три вопроса были исключены из письменной декларации о прекращении огня, но была достигнута устная договоренность, свидетелем и гарантом которой был Путин. Сейчас, когда выполнение этих договоренностей затягивается, Алиев прибегает к силовым методам. Если исходить из этого предположения, у Пашиняна нет пространства для маневра в этой ситуации, и молчание РФ становится если не оправданным, то, по крайней мере, объяснимым. Руки Путина связаны не только его ослабленным геополитическим положением, но и тем, что он является свидетелем словесного обещания, данного 9 ноября.
  • Поэтому появление нового переговорщика, т.е. нового лидера страны, становится насущной необходимостью. Если отбросить эмоциональные ярлыки и исходить из предположения, что создавшаяся для Пашиняна ситуация неприятна и не желательна, то ему следует либо опровергнуть этот тезис, сказав, что он ничего не обещал на словах, и своими прямыми шагами, кардинально меняя политическую логику, доказать это, либо уйти в отставку.
  • Последние события показали, что военное решение не самое простое и желательное для Азербайджана, поэтому у Пашиняна есть шанс для маневра. Если он этого не сделает, то остается предположить, что существуют узы обещания.
  • Появление нового переговорщика не только освободит Армению от этих оков, но и развяжет руки РФ для начала нового раунда переговоров вместо поспешных и невыгодных решений.
  • Что же касается Запада, то очевидно, что он усматривает в политике правительства РА тенденцию к отказу от НК, и видит в ней кратчайший путь к достижению мира, что будет способствовать ослаблению присутствия РФ и постепенному удалению ее из региона. Этим, пожалуй, можно объяснить ту положительную роль, которую сыграл Запад во время азербайджанской агрессии, давление на Азербайджан в результате достигнув хрупкого перемирия.
  • Однако Запад также является заложником обещаний, данных властями РА. В конце концов, очевидно, что воинственные заявления Эрдогана в адрес Греции — члена ЕС и многие другие обстоятельства не должны вызывать ни у кого сомнений в том, что у Запада также нет цели, желания и оснований желать полной победы турецко-азербайджанской стороне.
  • Поэтому в условиях нового переговорщика и сформировавшихся вокруг него новых подходов и дипломатической команды преследование армянских интересов, несомненно, создаст возможность в короткие сроки изменить подходы Запада в этом вопросе, а Запад также заинтересован в начале переговоров для более сбалансированного решения, вместо нынешних быстрых решений. Но для этого опять же нужен новый переговорщик, который сформулирует новую переговорную повестку и для России, и для Запада.

ГРАНТ МИКАЕЛЯН

19 сентября эксперт Грант Микаелян на своей странице на Кавказском узле перечислил военно-политические задачи Азербайджана в ходе агрессии против РА.

По его мнению, помимо чисто территориального контроля, Азербайджан решает шесть текущих задач:

  • Захват господствующих высот для организации успешных атак против Армении в дальнейшем, а также создания возможности разрезания Армении пополам. В этом вопросе ключевую роль играет полуанклавная территория озер Большой и Малый Ал к северу от Джермука и к югу от озера Севан. Эта территория была милитаризована в декабре 2020 г. и с тех пор там и вокруг ведется интенсивное военное строительство.
  • Захват водных ресурсов, включая в первую очередь водный парк Джермука, откуда начинаются бассейны многих рек. Такую цель Азербайджан ставил и во время агрессии 2020 года против Арцаха.
  • Захват золотых и пр. рудников. На данный момент полностью захвачен рудник Сотк, дававший несколько процент экспорта Армении и часть бюджетных поступлений. Опять же повторяется паттерн поведения Азербайджана в 2020 г.
  • Разгром армянских воинских соединений и уничтожение их боевой техники, чтобы в будущем говорить с Арменией исключительно с позиции силы.
  • Захват контроля над критическими коммуникациями Армении, чтобы полностью подавить способность Армении к независимому и равноправному партнерству с третьими странами. Азербайджан уже нарушил сообщение Армении с Ираном и внутри Армении посредством дороги Горис-Капан в сентябре 2021 года. Тогда Пашинян не противодействовал этому и перешел на альтернативную дорогу, которая подверглась бомбардировке уже сейчас, в сентябре 2022 г. А помимо этого, Азербайджан имеет претензии и на территории Армении на не уточненных участках границы в районе Нахичевана и Берда, причем через оба «анклава» проходят важнейшие стратегические дороги, связывающие Армению с соседями и регионы Армении друг с другом.
  • Создание новой переговорной позиции, где Азербайджан может переключать внимание Армении с Арцаха на Сюник и Вайоц-Дзор, а также возможное наступление-отступление на территорию Армении, шантажируя которым Алиев может требовать коридора, сдачи Арцаха, признания де-факто границы и др.

Микаелян отмечает, что есть еще две конспирологические версии, активно распространяющиеся в РА относительно целей Азербайджана.

  • Прозападный лагерь утверждает, что атака Азербайджана была согласована с РФ с целью принудить РА к подчинению и открытию нового коридора, который будет под контролем ФСБ РФ.
  • А пророссийский лагерь утверждает, что атака Азербайджана была согласована с Западом с целью создать фон неспособности РФ отреагировать, обвинить РФ и начать процесс геополитического разворота РА в сторону Запада путем размена Арцаха на Сюник.
  • Эксперт отмечает, что нет сколько-либо уверенных доказательств в пользу той или иной версии, однако определенные свидетельства можно найти в пользу обоих. И поэтому нельзя исключать не только верности одной из них (пусть и не в столь сконцентрированном виде, в каковом они высказаны), а и верности их обоих, поскольку Азербайджан вполне мог бы договариваться со всеми центрами силы сразу.
  • Однако это конспирология. И самое главное здесь не внешний контекст — а внутренний — то, почему Армения не была готова к азербайджанскому нападению, хотя азербайджанские власти «честно» о нем предупреждали все начало сентября.

ВАРДАН ВОСКАНЯН

20 сентября в беседе с @SputnikArmenia иранист Вардан Восканян выразил мнение, что:

  • Армению ни при каких обстоятельствах нельзя превращать в центр столкновения интересов США, России и Ирана, иначе это будет чревато серьезными последствиями для армянской государственности и безопасности народа.
  • Ереван во время последнего визита Пелоси должен был добиться от Штатов максимально жесткой реакции на действия Баку и способствовать смягчению санкций в отношении России и Ирана.
  • Что касается выступления спикера Палаты представителей на фоне картины с изображением Аварайрской битвы, то иранцы внимательно следят за такими символическими сигналами.
  • Армянский народ питает дружеские чувства к Ирану, и они не изменятся. Иностранные чиновники должны учитывать это.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …

24 июня 2025

Главу ГК «Ташир» Самвела Карапетяна перевезли из СИЗО в уголовно-исполнительное учреждение «Ереван — Кентрон» (СИЗО Службы национальной безопасности), сообщила пресс-секретарь уголовно-исполнительной службы Минюста Нона Навикян. «Решение принято исходя из служебной необходимости»,  — цитирует Навикян «Sputnik Армения». Ранее Карапетян заявил, что …


Ваш браузер устарел! Обновите его.