×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-58/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:49 , 15 Сентябрь 2022
2341
0

Обзор 2 – 14 сентября 2022 г.

 АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

8 сентября на встрече с представителями армянской общины во Владивостоке премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • На последней встрече в Брюсселе ему и Алиеву не удалось прийти к общему знаменателю по самым важным для армянской стороны вопросам, таким как нагорнокарабахская проблема, хотя обе стороны заявили, что хотят мира. Азербайджан считает, что вопрос решен, но Армения и мировое сообщество, в том числе, Россия не согласны с этим.
  • Открытие коммуникаций — не угроза для Армении и Сюника. Наоборот, это даст дополнительные гарантии стабильности и мира.
  • Однако некоторые заявления Баку вызывают беспокойство. Например, относительно коридора по территории РА. «Коридор мы никому не дадим. Но готовы открыть дорогу».
  • Пашинян видит в заявлениях Алиева о «Восточном Зангезуре» угрозу территориальной целостности РА. «Говоря о «Восточном Зангезуре», Азербайджан подразумевает, что существует и «Западный Зангезур», и здесь очевидные скрытые устремления».
  • Азербайджан в вопросе делимитации заявляет о том, что за основу должны быть взяты карты советского периода – 1923, 1969 или 1975 гг. – озвучиваются разные даты. И, ссылаясь на эти карты, Азербайджан заявляет, что Зангезур или какие-то другие населенные пункты в свое время были незаконно переданы Армении. Эта позиция Баку — деструктивная и отражающая скрытые устремления Азербайджана.

12 сентября спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Заявления начальника ГШ Азербайджана о том, что их ВС должны быть готовы пресечь любые провокации, делались всегда, чтобы оказывать давление на Армению.
  • Армянская сторона в любой момент ждет провокаций с азербайджанской стороны и внимательно следит за заявлениями Баку.
  • «У Азербайджана всегда была такая стратегия, и они всегда пытались использовать это и давить на переговорный процесс. Но мы не будем спокойно сидеть и говорить, что заявления ничего не значат».
  • Армянская сторона продолжит продвигать повестку мира. «Мы находим, что в первую очередь должны решить вопросы нашей безопасности, а это можно сделать двумя путями: установить мир с соседями и иметь сильную армию».
  • В процессе нормализации армяно-азербайджанских отношений нет никаких тупиковых ситуаций. Переговоры продолжаются, и нет никаких оснований утверждать о наличии тупиковой ситуации. Есть определенные силы, которые пытаются остановить этот процесс, но действующие власти предотвращали и будут предотвращать подобные попытки, ставя во главу угла интересы Армении и Арцаха.
  • Армянская сторона не будет обсуждать вопрос так называемого Зангезурского коридора, который является для Еревана «красной линией».

 

С 00:05 13 сентября подразделения ВС Азербайджана начали вести интенсивный огонь из артиллерийских средств, стрелкового оружия крупного калибра по армянским позициям в направлении Гориса, Сотка и Джермука. Противник также применил беспилотники.

Власти РА обратились к РФ, ОДКБ и Совбезу ООН в связи агрессивными действиями Азербайджана против суверенной территории РА.

 

13 сентября в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Все утверждения азербайджанской стороны о якобы ответных действиях на совершенные Арменией провокации совершенно не соответствуют действительности. В последние дни азербайджанская сторона постоянно в жанре информационной войны распространяла сообщения о якобы наступательных действий ВС РА, на которые МО РА каждый раз выступало с опровержениями. Пашинян увязал провокации ВС Азербайджана с процессом нагорнокарабахского урегулирования: в марте 2022 г. Баку представил пять предложений, предложив на их основании заключить мирный договор. Ереван, в свою очередь, реагируя на эти инициативы, заявил, что в этих предложениях нет ничего неприемлемого, но эти пункты должны быть дополнены, и на основе этих дополнений армянская сторона готова вести переговоры с целью подписания мирного договора при согласии сторон на все пункты. На первый взгляд казалось, что по данной теме имеется понимание сторон, однако развитие ситуации, и в частности, результаты последней встречи лидеров Армении и Азербайджана в Брюсселе показали, что Баку отказывается вести переговоры по мирному договору с учетом предложений армянской стороны. В предложениях армянской стороны были несколько пунктов, один из которых касался неукоснительного выполнения трехсторонних заявлений лидеров Армении, России и Азербайджана от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г. Еще один пункт касался вопроса о безопасности, прав народа Арцаха и вытекающего из него статуса НК. Между тем, Баку отказывается вести переговоры с Арменией по вопросу НК, считая, что данный вопрос решен, и, как минимум, эта проблема является внутренним делом Азербайджана.
  • Для армянской стороны неприемлемо и в то же время приемлемо предложение Баку о взаимном признании территориальной целостности друг друга. В первую очередь, речь идет о том, что подразумевается под понятием «территориальная целостность»: имеет ли в виду Азербайджан те территории Армении, которые были оккупированы Азербайджаном в результате событий 12 мая 2021 г. «Этот вопрос по наблюдениям армянской стороны не получает соответствующей реакции со стороны Баку». Азербайджан ожидает от Армении признания Арцаха частью его территории. Продолжает оставаться открытым и вопрос о том, имеет ли Азербайджан территориальные претензии к Армении. Официально Баку признает территориальную целостность Армении, но, когда речь заходит о демаркации и делимитации границ между двумя государствами, становится очевидным, что Азербайджан в контексте процесса демаркации и делимитации границ поднимает ряд проблем, касающихся якобы незаконно переданных Армении территорий Азербайджана, о которых он публично заявляет, претендуя на Зангезур и даже на Ереван. Все факты, в том числе, дипломатические и переговорные, свидетельствует о реализации официальным Баку своей последовательной политики.
  • Азербайджан постоянно ставит вопрос о транспортном коридоре по территории РА. Между тем, позиция армянской стороны продолжает оставаться той же, а именно: Ереван не собирается кому бы то ни было предоставлять коридоров, но страна заинтересована в разблокировании. «Мы не собираемся предоставлять какой-либо коридор по территории Армении, но мы принимаем и даже заинтересованы в открытии дорог, в том числе и по территории Армении».
  • Пашинян считает, что после последнего нападения Азербайджана у многих в РА возникнет резонный вопрос — не это ли результат мирной повестки, провозглашенной правительством РА, а агрессия Баку — провал данной политики? Пашинян напомнил, что, заявляя о мирной повестке, неоднократно говорил о том, что ее реализация не может зависеть от желания только 1-го субъекта. «Своими действиями Азербайджан фактически торпедирует мирную повестку, поскольку мир — это среда, в которой РА может развиваться большими темпами и обеспечивать безопасность РА и НКР». Мирная повестка властей РА заключается в том, чтобы спустя некоторое время говорить с соседями на том языке, на котором сегодня говорят некоторые европейские страны друг с другом.
  • Переговорная стратегия Баку состоит в следующем — дайте мне то, что я желаю получить, иначе я это получу военным путем. Азербайджан никогда не исключал возможность достижения желаемой для него цели военным путем. Тем временем Ереван последовательно заявлял о готовности к миру. «Мы готовы идти к миру, но под этим должна быть формула, обеспечивающая мир для народов региона». Мирный договор без гарантий — всего лишь бумажка.
  • Баку опасается усиления армянской армии. Азербайджан неоднократно заявлял, что если ВС РА наберут потенциал и станут опасными, то Баку начнет наступательные действия. Баку прибегает к провокациям, когда РА концентрируется на реформах в ВС, чтобы препятствовать этому процессу.
  • По вопросу вооружений и боеприпасов, которые необходимы для ВС РА, Пашинян указал на четыре компонента, которые необходимо иметь в виду — финансовый, политический, технический и транспортный. С финансовой точки зрения РА имеет все возможности для приобретения необходимого оборонительного вооружения и боеприпасов. С политической точки зрения не все государства готовы продавать вооружение РА. Имеются и государства, которые не готовы к тому, чтобы РА приобретала оружие у стран, готовых его продать. Эта готовность или неготовность стран несет в себе проблемы с безопасностью страны. Зачастую приобретение новых видов вооружений несет в себе новые риски безопасности. Техническая проблема связана с желанием государств продавать РА вооружение, но не имеют соответствующего вооружения по различным объективным и субъективным причинам. Поставки вооружений связаны и с транспортными проблемами: Армения, не имея выхода к морю, не имеет возможности поставлять приобретенное вооружение посредством международных вод. Часто транспортные проблемы становятся преобладающими над остальными компонентами.
  • С момента завершения осенней войны 2020 г. и по сей день, все, на всевозможных площадках, интересовались у Пашиняна тем, что было сделано властями РА для остановки начавшейся войны. Но никто так и не поинтересовался попытками выиграть войну. «Никто, не в каком-либо формате, публично, не публично, не поднимал вопрос, делалось ли что-нибудь для того, чтобы победить в этой войне. Все говорили лишь о том, чтобы ее остановить, прекрасно понимая политическую цену вопроса». Подобный вопрос не прозвучит и в будущем. «Это говорит о нашем отношении к суверенитету, независимости. Данное мышление приводит к конкретным последствиям». Именно по этой причине долгие годы в РА знали о грядущей войне, но думали, что смогут ее остановить. Между тем, очень важна воля, готовность людей к защите государственности. «Сколько человек в РА сегодня готовы встать на защиту независимости и государственности республики».

13 сентября НС РА приняло заявление в связи с агрессией Азербайджана.

  • Парламент РА рассчитывает на безотлагательное обсуждение создавшейся ситуации Советом безопасности ООН и осуществлений действий, исходящих из этой ситуации.
  • Парламент требует от ОДКБ незамедлительного осуществления действий, исходящих из обязательств Договора о коллективной безопасности, направленных на сохранение территориальной целостности РА.
  • Парламент обращается к РФ с призывом принять безотлагательные меры в защиту территориальной целостности РА, закрепленные подписанным в 1997 году Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

14 сентября в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • РФ и ОДКБ — наши союзники. РА обратилась в ОДКБ по 4-й статье, предусматривающей восстановление территориальной целостности и обеспечение вывода азербайджанских ВС с территории РА. ОДКБ приняло минимально необходимые решения. На заседании ОДКБ был дан старт процессу, который должен привести к конкретным решениям.
  • На заседании ОДКБ партнеры РА озвучили четкие оценки касательно вторжения Азербайджана на территорию РА. И если в таком формате звучит данное предложение, то оно не должно остаться без последствий.
  • Военное вмешательство не рассматривается в качестве единственного сценария по решению ситуации, поскольку есть и другие политические и дипломатические механизмы воздействия.
  • Пашинян также сообщил об обращении РА в РФ, на основании Договора о коллективной безопасности, о получении, в том числе, военной помощи. РА обратилось и к западным партнерам, при содействии которых азербайджанскую агрессию в РА обсудят на заседании Совета безопасности ООН.
  • Пашинян обвинил Азербайджан в намерении рассорить Армению и с Западом, и РФ. В переговорах с Западом Азербайджан представляет Армению в качестве пророссийской страны и пытается продвинуть идею открытия в Армении второго фронта против РФ в контексте ситуации на Украине. А в контактах с РФ, Азербайджан, напротив, представляет РА прозападной страной, находящейся в интенсивных отношениях с ЕС и США. Тем самым, в Баку пытаются внедрить в РФ мысль о том, что есть смысл «наказать» Армению за прозападную политику. РА активизировала свои контакты и с Россией, и странами Запада, чтобы объяснить, что эти «разговоры» Азербайджана не имеют никакого отношения к действительности. «Ни Россия, ни Запад не поддаются на манипуляцию Азербайджана».
  • Суверенная территория РА — для нас красная линия. Агрессор должен выйти с суверенной территории РА. «Территории РА не безграничны. Армения имеет суверенную территорию, и она является территорией советской Армении, 29 800 кв. км.». Коридора через Армению нет и не может быть, и никто в мире не обсуждает его с нами. Мы не дадим коридор, мнение других для нас имеет второстепенное значение. Со всеми союзниками у Армении есть общее понимание об этом. По всей видимости, такая общность понимания есть и с мировым сообществом. «9-й пункт заявления от 9 ноября 2020 г. опубликован, и любой, умеющий читать, может попытаться найти там слова «коридор через Армению». В тексте есть упоминание лишь об одном коридоре – Лачинском, который находится под контролем российских миротворцев».
  • РА готова к разблокированию путей сообщения. 31 августа президенту Азербайджана были переданы новые предложения по открытию коммуникаций. При делимитации и демаркации границ на первое место выходит тема карт. Армянская сторона исходит из необходимости применения правовых решений, на которые следует опираться, в том числе, в вопросе карт, которые должны базироваться на правовых решениях. «Карты без правовых решений являются всего лишь художеством. Мы тоже можем описать и нарисовать карту, которая приходит в голову, но, если под этим нет де-юре оснований, речь может идти всего лишь о картинке».
  • Утверждение о том, что граница Армении и Азербайджана не определена, неверно. Границы, которые разделяли Армянскую и Азербайджанскую ССР, были зафиксированы по Алматинской декларации о целях и принципах СНГ, подписанной в 1991 г. «Поэтому граница есть, и она была нарушена со стороны Азербайджана в два этапа: в мае 2021 г. и теперь. И Армения должна использовать все дипломатические и военно-политические методы для защиты своего суверенитета».
  • Можно опираться на карты различных периодов до советской эпохи, когда Азербайджана вообще не было картах мира. По этой причине возникает вопрос о том, на основании каких карт вести переговоры. Позиция армянской стороны заключается в том, что переговоры должны идти на базе карт советского периода.
  • Границы современной Армении – это границы Армянской ССР, и только в случае признания Азербайджаном территориальной целостности Армении мы готовы будем подписать мирный договор с Баку. Пашинян заявил о готовности подписать документы, из-за которых его могут назвать предателем, если в результате этого Армения получит длительный мир и безопасность на площади 29 800 кв. километров. «Я четко заявляю — то решение, которое это обеспечит, я подпишу. Меня не интересует, что будет со мной дальше, меня интересует, что будет с Арменией».
  • Чуть позже через свою страницу в Фейсбуке Пашинян опроверг распространенные в СМИ сразу после его заявления в НС слухи о подготовке к подписанию документа с Азербайджаном. «Какой-либо документ не подписан и не готовится к подписанию. Это информационная диверсия, направленная внешними недружественными силами для того, чтобы сломить сопротивляемость страны».

14 сентября спикер НС РА Ален Симонян обратился к генсеку Межпарламентского союза Дуарте Пачеко и Мартину Чунгонгу, главам ПА ОДКБ Вячеславу Володину, Межпарламентской ассамблеи СНГ Валентине Матвиенко, Европарламента Роберте Метсоле.

  • Симонян представил коллегам данные об обстрелах позиций и населенных пунктов на территории Армении, использовании БПЛА и минометов.
  • Он написал, что власти Азербайджана создавали информационный фон для провокации, распространяя сведения об «обстрелах» с армянской стороны.
  • Симонян выразил убеждение, что подобные вопиющие и незаконные действия Азербайджана стали возможны также из-за молчания международного сообщества. «Отсутствие целенаправленной реакции и адекватных действий сегодня привело к более разнузданной агрессии властей Азербайджана».
  • Он призвал принять меры для решения этого жизненно важного вопроса и содействовать прекращению агрессии Азербайджана, подрывающей стабильность и безопасность всего региона.

14 сентября на встрече с аккредитованными в РА послами глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Начиная со 2 сентября МО Азербайджана каждый день сообщало ложную информацию об обстреле его позиций со стороны армянских ВС.
  • Ереван периодически получал информацию о военных грузах, перевозимых в Азербайджан на самолетах из Турции.
  • 5-9 сентября Турция и Азербайджан проводили совместные учения, замыслом которых было уничтожение воздушных и наземных целей условного противника.

 Азербайджан должен незамедлительно предпринять следующие действия:

  • полное прекращение огня,
  • возвращение ВС Азербайджана на исходные позиции,
  • освобождение армянских военнопленных.

АРЦАХ

14 сентября президент НКР Араик Арутюнян на своей странице в Facebook написал:

  • Ни одно обстоятельство не может заставить нас свернуть с избранного нами пути, от международного признания независимости Республики Арцах на первичной и непреложной основе права народа Арцаха на самоопределение.
  • Арцах не может и не должен быть в составе Азербайджана, потому что, во-первых, народ Арцаха сам решает свою судьбу на своей Родине, а, во-вторых, у нас нет народа, подлежащего геноциду и депатриации. Все те документы, которые могут признать Арцах частью Азербайджана, для нас неприемлемы. Путь нашей борьбы в этой непростой ситуации долог и полон испытаний, однако общенациональными усилиями мы в конечном итоге добьемся поставленных целей.
  • В настоящее время нет проекта какого-либо документа относительно Арцаха. Арутюнян был подробно информирован о всех международных переговорах, которые вели по вопросу Арцаха власти Армении, так как периодических проводятся совместные обсуждения. «На сегодня не имеется даже проекта какого-либо документа в этом контексте».

АЗЕРБАЙДЖАН

9 сентября СНБ РА сообщила о возвращении Азербайджаном пяти армянских военнопленных.

АРМЕНИЯ

1 сентября на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян, комментируя встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Брюсселе, заявил:

  • Обсуждения были непростыми.
  • На повестке стоит множество вопросов.
  • Цели армянских властей неизменны — долгосрочный мир в регионе. Это будет непросто, ведь не до конца ясны пути решения проблем. Но нужно последовательно работать.

2 сентября Никол Пашинян выступил с поздравлением к 31-й годовщине провозглашения НКР, в котором, в частности, отмечается:

  • Отрицание существования НК как территориальной единицы неуместно. Оно неуместно до тех пор, пока не будут разрешены вопросы безопасности и защиты прав армян республики. На их решение сопредседательство МГ ОБСЕ имеет утвержденный и не отмененный международным сообществом мандат.
  • Декларация о независимости НК стала ответом на экзистенциальную угрозу, проявившуюся во время погромов в Сумгаите, Баку, Кировабаде. Это решение было принято в качестве гарантии безопасности и защиты прав армян НК.
  • В НК или в его части продолжают жить наши соотечественники. И они имеют право жить в безопасной среде, где будут защищены их права. В этом и заключается суть нагорнокарабахской проблемы.
  • РА также продолжит содействовать решению этих вопросов. «Наша задача — цивилизованными средствами, переговорным путем обеспечить неотъемлемое право жителей НК на мирную жизнь».

МИД РА также выступило с заявлением по случаю Дня Республики Арцах.

  • Принятие Декларации о независимости Нагорного Карабаха стало логическим следствием политики этнической чистки армян со стороны Азербайджанской ССР, проявления которой присутствуют и сегодня.
  • Конфликт не может считаться разрешенным до тех пор, пока не будут удовлетворены глубинные потребности 120 тыс. арцахских армян.
  • Обеспечение их безопасности и гарантия прав, окончательное урегулирование конфликта в рамках МГ ОБСЕ — ключевые условия для мира и стабильности Южного Кавказа.
  • РА продолжает нести ответственность за обеспечение всех условий для жизни и безопасности армян НК.

3 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Убеждение армянской стороны относительно 5 пунктов, предложенных Азербайджаном, неизменно: в них нет ничего неприемлемого для Армении. Однако они охватывают не все вопросы всеобъемлющего мирного договора Ереван-Баку.
  • В ответе, переданном странам-сопредседателям МГ ОБСЕ, Ереван дополнил повестку и готов на этой основе к продолжению мирных переговоров, что было подтверждено Пашиняном в Брюсселе.
  • Попытки игнорировать точку зрения Еревана Азербайджаном дают основания сомневаться в искренности намерений Баку достичь мира. Более того, не соответствующие действительности комментарии о переговорах и уклонение от выполнения договоренностей, подводят к мысли о том, что Баку нацелен на провал мирного процесса и продолжение политики этнических чисток силовым путем.
  • Азербайджан нацелен на провал мирного процесса и продолжение своей политики этнических чисток посредством применения силы.

7 сентября на пленарном заседании VII Восточного экономического форума премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Внимание мирового сообщества, и особенно РФ, являющейся стратегическим партнером РА в сфере безопасности, сегодня приковано к ситуации вокруг Украины. Сконцентрированность РФ на ситуации вокруг Украины может привести к дестабилизации в регионе Южного Кавказа. «Есть силы, которые думают, что Россия, которая является ключевым фактором безопасности в регионе, слишком занята украинской тематикой, и это можно использовать, как удобную ситуацию для дестабилизации ситуации».
  • С Азербайджаном идет интенсивный разговор по поводу урегулирования нагорнокарабахской проблемы. РА надеется на РФ в вопросе урегулирования карабахского вопроса. «Россия — очень близкий партнер для Азербайджана тоже. Это открывает возможности. Хочу подчеркнуть также и роль РФ в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ».
  • Пашинян отметил российскую миротворческую миссию в НК. «Нужно признать: это непростая миссия. Армения высоко ценит ее деятельность в Нагорном Карабахе, в Лачинском коридоре».

АРЦАХ

2 сентября президент НКР Араик Арутюнян выступил с посланием по случаю Дня Республики.

  • Путь построения демократического государства в соответствии с нормами и принципами международного права был полон испытаний и трудностей. 44-дневная война 2020 г. стала новым бедствием для армянского народа.
  • Сегодня связь Арцаха с Родиной обеспечивается по новому маршруту «Лачинского коридора», безопасность которого обеспечивают миротворческие силы РФ совместно с соответствующими структурами республики.
  • «Мы благодарны за постоянную поддержку нашим соотечественникам, проживающим в Армении и в Диаспоре, Российской Федерации — за важную миссию, осуществляемую в Арцахе, и всем тем государствам, политическим и общественным деятелям, которые были рядом с нами на протяжении всех этих лет, оставаясь верными общечеловеческим ценностям справедливости, гуманности и демократии».
  • «Спустя 31 год народ Арцаха твердо и решительно заявляет, что, несмотря на все испытания временем, он верен своему решению, избранному пути, который необратим и непрерывен. Арцах всегда будет стойким, армянским и продолжит свой путь к независимости».

АЗЕРБАЙДЖАН

2 сентября президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что переговоры глав МИД РА и АР будут проходить на основе 5 базовых принципах, сформулированных Азербайджаном:

▪️ признание территориальной целостности двух стран,

▪️взаимный отказ от любых территориальных претензий;

▪️неприменение силы или угрозы силы;

▪️ делимитация границ и открытия коммуникаций.

2 сентября секретарь Совбеза РА Армен Григорян посетил Степанакертский мемориал и Военный пантеон, где возложил цветы к могилам воинов, павших за независимость Арцаха.

3 сентября в МИД Азербайджана заявили, что этот шаг «подрывает усилия по нормализации отношений между двумя государствами и демонстрирует неуважение к усилиям международных посредников».

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

13 сентября депутат от фракции «Гражданский договор» Гурген Арсенян заявил:

  • необходимости объявлять военное положение сейчас нет, потому что, давайте будем точны в определениях, на данный момент это пограничный конфликт.
  • В данный момент мы не можем констатировать, что произошли какие-то существенные продвижения азербайджанских войск вглубь территории Армении.

14 сентября депутат НС РА Арман Егоян заявил:

  • Неважно по какой статье Армения обратилась в ОДКБ. Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства, то это должно быть рассмотрено как агрессия против всех государств-участников Договора, на что ОДКБ должна отреагировать соответствующим образом. «А как среагировала Организация — сами видели. Возможно, реакция такая, какой она могла быть. Возможно вопрос возможностей».
  • Есть международные структуры, которые реагируют даже без обращения — международные отношения об интересах, а не о бумагах. Почти все страны- участники Договора являются стратегическими союзниками Азербайджана. «В случае с Казахстаном были другие интересы».

 

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

12 сентября пресс-секретарь Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов выразил мнение, что:

  • Мирная повестка премьер-министра РА Никола Пашиняна провалилась. Даже соратники и клиенты Пашиняна признают, что готовится военная провокация. Но они «обезглавили Армию обороны Арцаха, согласились на демаркацию и делимитацию, приняли пять пунктов Азербайджана, отказались от идеи независимости Арцаха, испугались посещать Арцаха, отдали участок дороги Горис-Капан, азербайджанцы оккупировали 41 кв.км территории РА». А после боевых действий 2020 г. не было сделано ни одного шага в направлении переоснащения армии страны. «Теперь как зайцы кричат, что не исключают военной провокации. Вы виновники всего этого, на кого возмущаетесь? Или же по сценарию под предлогом военной эскалации или ее угрозы должны быть сданы новые территории?».

Бывший замминистра обороны РА Артак Закарян:

  • над РА нависла тройная угроза — внутренняя, регионального и глобального значения, и если оппозиции не удастся нейтрализовать самую главную из трех угроз — внутреннюю, то можно будет говорить о процессе уничтожения государства.
  • Оппозиция сегодня имеет полноценную возможность нейтрализовать угрозы безопасности, которые стоят перед РА. «В этом процессе оппозиции пока не удается очень важная вещь — вовлечь максимально большое число людей и заручиться их прямой поддержкой».
  • Необходимо просчитать все процессы, которые могут создать новые угрозы для РА. Речь идет не только о военной или физической безопасности страны, но и продовольственной, коммуникационной, образовательной, демографической, ценностной, духовной безопасности. Нынешние власти целенаправленно разрушают смысловые столпы существования государства — способность самостоятельно защищаться и действовать в едином ключе.

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

13 сентября фракция «Армения» выступила с заявлением по поводу провокации на границе, в котором отмечается:

  • действия Азербайджана — грубейшее нарушение международного права.
  • Баку пытается воспользоваться обострившейся международной обстановкой и посягает на суверенную территорию Армении.
  • Фракция обратилась к стратегическому союзнику – РФ, а ООН, ОБСЕ, ОДКБ, сопредседателей Минской группы, Иран призвала незамедлительно предпринять меры для предупреждения преступных действий Баку.

 

ЭКС-МИНИСТР ИД РА ЗОГРАБ МНАЦАКАНЯН

14 сентября экс-глава МИД РА Зограб Мнацаканян написал в Twitter, что

  • Решение саммита ОДКБ — поверхностное, но неудивительное.
  • Отправка генсека ОДКБ с визитом в регион на фоне господствующего на саммите «bothsidism»-а (предвзятости — ред.) — это желание уклониться от коллективной ответственности в связи с нападением на Армению.
  • Он не исключил косвенное влияние Турции в этом процессе. Экс-министр подчеркнул, что для Армении крайне важно разумно оценивать свои дипломатические усилия.

АКЦИИ ПРОТЕСТА

14 сентября, в связи с последним заявлением Пашиняна о готовности подписать договор с Баку, в Ереване прошла акция протеста.

  • Протестующие дали оппозиции час, чтобы явиться на акцию и объявить импичмент Пашиняну. Они отметили, что представителей партии «Гражданский договор» они также заставят подписать документ для обеспечения необходимого кворума.
  • Для запуска данного процесса необходимы подписи одной трети парламентариев (36 человек), тогда как обе оппозиционные парламентские фракции насчитывают 35 депутатов. А для импичмента нужны голоса 54 депутатов.
  • Общественный деятель и мать героя войны Карин Тоноян попросила у оппозиционных депутатов документ об импичменте с их подписями.
  • Депутаты от фракций «Армения» и «Честь имею» уже подписали бумагу. Не хватило еще 18 подписей. Протестующие попросили оппозиционеров войти в парламент и дать старт процессу.
  • Депутат Ишхан Сагателян назвал ситуацию судьбоносной и призвал представителей правящей партии присоединиться к процессу объявления вотума недоверия премьеру. Иначе будут обнародованы адреса проживания провластных депутатов, по которым пойдут протестующие.
  • Однако позже было обвялено, что провластные депутаты вместе с Пашиняном укрылись в бункере.
  • Часть протестующих осталась ночевать на улице.

 

ПРАВО

ГЕНПРОКУРАТУРА РА

13 сентября Генпрокуратура РА выступила с заявлением, в котором отмечается:

  • Очевидная агрессия ВС Азербайджана против территориальной целостности РА и мирного населения была заранее спланирована.
  • В рамках уголовного дела, возбужденного в связи с азербайджанской агрессией, были получены данные о нарушении ряда норм международного гуманитарного права и совершении военных преступлений.
  • Мишенью ВС Азербайджана, применивших ракетно-артиллерийские средства, БПЛА, а также стрелковое оружие различного калибра, стали боевые позиции, воинские части и военная техника в Сюнике, Вайоц Дзоре, Гегаркунике. Это привело к материальным и людским потерям.
  • Целенаправленно были нанесены удары по многочисленным населенным пунктам — жилым домам и объектам гражданской инфраструктуры. В результате ранено несколько гражданских лиц.
  • Военно-политическое руководство Азербайджана готовилось к этой агрессии, создавая искусственную почву для наступательных действий.
  • Все факты фиксируются для получения полноценной уголовно-правовой оценки и применения соответствующих международных правовых механизмов.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ

13 сентября представитель РА по международным правовым вопросам Егише Киракосян в эфире ОТА заявил:

  • Действия Азербайджана в ночь на 13 сентября и в течение дня — нарушения международного права, а именно — основополагающих положений Устава ООН, поскольку Азербайджан применяет агрессивную силу в отношении территориальной целостности РА. РА вправе применить вооруженную силу в качестве самозащиты в ответ на агрессию Азербайджана.
  • Произошедшее этой ночью является продолжением агрессии Азербайджана более чем годовой давности, когда в мае 2021 г. ВС Азербайджана продвинулись вглубь территории РА, грубо нарушив территориальную целостность РА.
  • Он не исключил, что в связи с агрессией Азербайджана в отношении суверенной территории РА в регионе могут быть размещены интернациональные миротворцы. Армянская сторона уже направила уведомление в Совбез ООН с констатацией факта нарушений Устава Организации со стороны Азербайджана. Франция созвала заседание Совбеза ООН в связи с обострением. «Это был было бы наилучшим выходом для разрешения нынешней ситуации, хотя прогнозировать такое сложно с учетом нынешней глобальной политической ситуации».
  • Армения готовит новую жалобу в Международный суд ООН против Азербайджана, основанную не только на развязанной Азербайджаном вооруженной агрессии против Армении в ночь на 13 сентября и в течение дня. «Мы не только считаем, что действия Азербайджана являются нарушением Устава ООН и агрессией, но и хотим напомнить, что Азербайджан проигнорировал и попирает требования Суда ООН, указанные в принятом в декабре 2021 г. решении».

 

ДЕЛО ЭКС-ГЛАВЫ МО НКР АРЗУМАНЯНА

  • 1 сентября экс-главу МО НКР Микаела Арзуманяна арестовали на 2 месяца.
  • По версии следователей, Арзуманян, не имея на то полномочий, 29 сентября 2020 г. отдал приказ оставить отбитую у противника высоту и отступить. Хотя военные и отказались выполнять это распоряжение, Арзуманян настоял на своем. В результате высота вновь перешла к противнику, а попытки отбить ее 3 и 5 октября провалились.
  • Арзуманян проходит также по делу о халатности при организации обороны Шуши.
  • 6 сентября 20 депутатов НС НКР, в том числе председатель НС Арцаха Артур Товмасян, представили генпрокурору РА Артуру Давтяну и председателю Следственного комитета РА Аргишти Кярамяну ходатайство с просьбой пересмотреть меру пресечения в отношении бывшего командующего Армией обороны НКР Арзуманяна и заменить ее на меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
  •  
  • ДЕЛО ЭКС-ГЛАВЫ МО НКР АРУТЮНЯНА
  • Экс-главе МО Арцаха Джалалу Арутюняну предъявлено обвинение в халатности. Следком Армении утверждает, что действия Арутюняна во время войны в Арцахе в 2020 г. привели к тяжелым последствиям, в том числе к потерям среди военнослужащих, а также военной техники, в результате ряд огневых позиций республики перешли под контроль противника.
  • В отношении Арутюняна выбрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
  •  

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

США

9 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил с сопредседателем МГ ОБСЕ от США Филиппом Рикером вопрос долгосрочного и всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Мирзоян в контексте гуманитарных проблем после 44-дневной войны указал на необходимость немедленной репатриации армянских военнопленных и затронул вопрос сохранения армянского культурного и религиозного наследия на территориях, перешедших под контроль Азербайджана.

10 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян и Рикер обсудили ряд вопросов, касающихся нагорнокарабахской проблемы. Пашинян в ходе встречи отметил важность восстановления переговорного процесса в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ и использования его опыта в контексте всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахской проблемы.

10 сентября вице-спикер НС РА Рубен Рубинян обсудил с Рикером ход урегулирования армяно-турецких отношений. Рубинян подчеркнул важность скорейшей реализации договоренностей, достигнутых на последней встрече спецпредставителей Армении и Турции в Вене.

13 сентября премьер-министр Никол Пашинян в ходе телефонного разговора с госсекретарем США Энтони Блинкеном представил подробности агрессии Азербайджана в отношении суверенной территории РА.

  • Пашинян сообщил, что им было принято решение официально обратиться к РФ для введения в действие положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в ОДКБ и Совбез ООН, а также выразил надежду на адекватную реакцию международного сообщества.
  • Блинкен выразил готовность США приложить усилия для стабилизации ситуации.

Глава МИД Армении Арарат Мирзоян также провел телефонный разговор с заместителем госсекретаря США по европейским и евразийским вопросам Карен Донфрид, представив ситуацию, возникшую в результате агрессии ВС Азербайджана в отношении суверенной территории Армении. Мирзоян подчеркнул необходимость адресной и адекватной реакции международного сообщества на агрессивные и провокационные действия Баку.

Госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе телефонного разговора призвал президента Азербайджана Ильхама Алиева прекратить военные действия на армяно-азербайджанской границе. Блинкен подчеркнул, что США будут настаивать на немедленном прекращении боевых действий и мирном урегулировании между Арменией и Азербайджаном.

Госсекретарь США Энтони Блинкен выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • США глубоко обеспокоены сообщениями о нападениях вдоль армяно-азербайджанской границы, в том числе сообщениями об ударах по населенным пунктам и гражданской инфраструктуре внутри РА.
  • США призывают к немедленному прекращению боевых действий между Арменией и Азербайджаном.
  • США видят «значительные свидетельства» азербайджанских обстрелов Армении
  • США посчитали бы позитивным шагом оказание Россией влияния с целью прекращения боев между Арменией и Азербайджаном.

ФРАНЦИЯ

13 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонный разговор с президентом Франции Эмманюэлем Макроном.

  • В ходе разговора Пашинян сообщил, что Азербайджан с полуночи начал провокационные и агрессивные действия против суверенной территории РА на различных направлениях границы. Он выразил глубокую обеспокоенность в связи со сложившейся ситуацией и подчеркнул важность адекватной реакции международного сообщества.
  • Президент Макрон счел недопустимым дальнейшее углубление напряженности и подчеркнул необходимость деэскалации ситуации.

Глава МИД РА Арарат Мирзоян также провел телефонный разговор с главой МИД Франции Катрин Колонна, представив ситуацию, создавшуюся в результате агрессии ВС Азербайджана против суверенной территории РА в полночь 13 сентября. Стороны придали важность безусловному сохранению территориальной целостности Армении и строгому соблюдению режима прекращения огня.

Президент Франции Эмманюэль Макрон в ходе разговора с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым подчеркнул необходимость возвращения к соблюдению режима прекращения огня. Он также заявил о сильном беспокойстве в связи с военными действиями на границе двух стран, в том числе из-за бомбардировок армянских населенных пунктов.

 

РОССИЯ

13 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонный разговор с президентом РФ Владимиром Путиным.

  • Пашинян представил подробности о начавшихся в полночь провокационных, агрессивных действиях ВС Азербайджана в отношении суверенной территории РА, которые сопровождались обстрелами из артиллерийского и крупнокалиберного огнестрельного оружия.
  • Пашинян назвал действия азербайджанской стороны недопустимыми и подчеркнул важность адекватной реакции международного сообщества.

Глава МИД РА Арарат Мирзоян проинформировал своего российского коллегу Сергея Лаврова о ситуации, сложившейся в результате агрессии Азербайджана против суверенной территории РА. Министр обороны РА Сурен Папикян также провел телефонный разговор с российским коллегой Сергеем Шойгу. Папикян и Шойгу договорились предпринять необходимые шаги для стабилизации ситуации.

13 сентября МИД РФ подтвердил получение от РА обращения с просьбой помочь в урегулировании ситуации в соответствии с имеющимися двусторонними соглашениями и по линии ОДКБ.

  • Там заявили, что рассчитывают, что достигнутая в результате российского посредничества договоренность о прекращении будет выполняться в полном объеме. В МИД РФ «призвали стороны воздержаться от дальнейшей эскалации ситуации, проявлять сдержанность и неукоснительно соблюдать режим прекращения огня в соответствии с трехсторонними заявлениями лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г.».
  • Москва исходит из того, что все спорные проблемы между Арменией и Азербайджаном должны решаться исключительно политико-дипломатическим путем, а в части, касающейся пограничных вопросов, – в рамках работы двусторонней Комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы при консультативном содействии РФ.

13 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил ситуацию на границе с российским сопредседателем МГ ОБСЕ Игорем Ховаевым.

  • Мирзоян отметил необходимость адресного и надлежащего реагирования на действия Азербайджана.
  • Он отметил, что Баку, силой пытаясь достичь своих целей, торпедирует усилия армянской стороны по установлению мира в регионе.
  • Собеседники затронули предварительную повестку встречи по вопросам, касающимся отношений между Арменией и Азербайджаном и урегулирования нагорнокарабахского конфликта.

Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял Ховаева.

  • Собеседники затронули вопросы, касающиеся агрессии Азербайджана в отношении суверенной территории РА и путей выхода из создавшейся ситуации.
  • Стороны обсудили широкий спектр вопросов, касающихся урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном, урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
  • Пашинян подчеркнул значение института сопредседательства и важность использования его опыта в соответствии с его международным мандатом.

14 сентября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян встретился с Ховаевым. Григорян представил ситуацию, сложившуюся на армяно-азербайджанской границе в результате агрессии Азербайджана.

14 сентября глава департамента стран СНГ Денис Гончар заявил:

  • Делимитация армяно-азербайджанской границы находится на начальной стадии, к сожалению, без срывов не обходится. Сейчас основная задача – создать все необходимые условия для эффективной работы. Нужно избегать политизации и обострений в столь чувствительных для обеих сторон пограничных вопросах.
  • МИД РФ уже призвал стороны проявлять сдержанность и неукоснительно соблюдать режим прекращения огня.
  • ЕС хочет вытеснить РФ из Закавказья и бесцеремонно пытается вклиниться в трехстороннюю работу Москвы с Ереваном и Баку.
  • Москва рассчитывает на «пакетную» договоренность по разблокированию коммуникаций на заседании трехсторонней рабочей группы. Акцент ставится на запуск железнодорожного и автомобильного сообщения между Арменией и Азербайджаном. Пока идет согласование основных проектов. После того, как будут достигнуты договоренности, начнется их реализация. К участию в них смогут подключиться все заинтересованные компании, в том числе российские.
  • Восстановление коммуникаций в регионе — один из ключевых элементов армяно-азербайджанской нормализации.

14 сентября стало известно, что азербайджанские ВС нанесли удары по пункту дислокации пограничных войск ФСБ РФ на территории Гегаркуника.

ИРАН

13 сентября официальный представитель МИД Ирана Насер Канани выразил обеспокоенность эскалацией напряженности и пограничных конфликтов между Азербайджаном и Арменией и призвал обе стороны к разрешению споров мирным путем.

Призвав к сдержанности и разрешению споров между двумя странами мирным путем и на основе международного права, он еще раз подчеркнул позицию Ирана о неприемлемость каких-либо изменений границ между АР и РА.

Отметив, что Исламская Республика Иран внимательно следит за развитием событий, связанных с этим вопросом, Канани подчеркнул необходимость уважения территориальной целостности двух стран.

Он также заявил о готовности Ирана оказать любую помощь в разрешении споров между двумя соседними странами.

13 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонный разговор с президентом ИРИ Сейедом Эбрагимом Раиси.

  • Пашинян подробно рассказал о провокационных и агрессивных действиях, совершенных вооруженными силами Азербайджана против суверенной территории РА.
  • Раиси заявил, что новая война в регионе Южного Кавказа неприемлема и Иран внимательно следит за развитием событий. Он подчеркнул, что все конфликты в регионе должны решаться мирным путем, и позиция Ирана в отношении территориальной целостности государств общеизвестна.
  • Президент Ирана упомянул выступление Верховного лидера Исламской революции аятоллы Хаменеи, согласно которому связь Ирана с Арменией не должна подвергаться опасности, а каналы связи должны находиться под суверенитетом государств.
  • Раиси подчеркнул, что его страна готова поддержать установление мира в регионе, добавив, что для Ирана важен вопрос безопасности РА.

14 сентября в ходе телефонного разговора со своим азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил:

  • Иран всегда подчеркивает сохранение территориальной целостности стран, в том числе Азербайджана и Армении.
  • Граница между Ираном и Арменией должна остаться неизменной.
  • Иран рассматривает ирано-армянскую границу как исторический путь сообщения, который должен быть сохранен неизменным.

ГРУЗИЯ

13 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян рассказал по телефону грузинскому коллеге Ираклию Гарибашвили о ситуации на границе с Азербайджаном. Гарибашвили отметил важность сохранения мира и стабильности в регионе, добавив, что Грузия предпримет все усилия, чтобы способствовать этому.

 

ТУРЦИЯ

13 сентября официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил:

  • Анкара выступает за мир между Баку и Ереваном на основе законных прав Азербайджана.
  • Столкновения на азербайджано-армянской границе вызывают тревогу. «Мир и стабильность могут быть достигнуты только на основе территориальной целостности и законных прав Азербайджана».

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

13 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян в телефонном разговоре с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем представил ситуацию, создавшуюся в результате агрессии Азербайджана, предпринятой против суверенной территории РА.

  • Мишель отметил, что альтернативы миру и стабильности в регионе не существует, и выразил готовность приложить усилия для предотвращения дальнейшей эскалации.
  • ЕС в связи с ситуацией на армяно-азербайджанской границе немедленно направит спецпредставителя в Армению и Азербайджан для урегулирования

Глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил Верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепу Боррелю о необходимости адекватного международного ответа на действия Азербайджана.

ОДКБ

13 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян представил заместителю генсека ОДКБ Валерию Семерикову ситуацию на армяно-азербайджанской границе, сложившуюся вследствие развязанной Азербайджаном с полуночи 13 сентября полномасштабной агрессии. Стороны обсудили пути задействования имеющихся механизмов ОДКБ.

На созванном по инициативе Еревана экстренном заседании Постоянного совета ОДКБ полпред РА Виктор Биягов заявил:

  • Действия ВС Азербайджана — грубейшее нарушение территориальной целостности и суверенитета РА – государства-члена ОДКБ.
  • Складывающаяся ситуация способна перерасти в крупный вооруженный конфликт, подчеркнул представитель страны.
  • Ереван ждет от союзников по ОДКБ действенных коллективных мер — необходимо обеспечить безопасность, территориальную целостность и суверенитет страны.

Члены Совета выразили крайнюю озабоченность складывающейся ситуацией и рассмотрели предложения относительно возможного задействования механизмов ОДКБ для урегулирования ситуации.

По инициативе РА было также созвано внеочередное заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ. Были предложены шаги, которые видится возможным предпринять в оперативном порядке. В их числе выезд генерального секретаря ОДКБ в зону конфликта для подготовки подробного доклада главам государств и создание рабочей группы из числа сотрудников Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ для анализа ситуации и выработки предложений.

Миссия будет направлена «для оценки сложившейся обстановки, подготовки обстоятельного доклада главам государств на очередной сессии Совета коллективной безопасности о ситуации в регионе и выработки предложений по деэскалации возникшей напряженности».

Также участниками заседания было согласовано предложение о создании Рабочей группы из числа сотрудников Секретариата и военнослужащих Объединенного штаба для постоянного мониторинга ситуации в зоне ответственности ОДКБ.

Глава МИД Казахстана Мухтар Тлеуберди заявил:

  • Казахстан готов поделиться с Ереваном и Баку опытом по демаркации границы.
  • В первую очередь сторонам необходимо возобновить работу совместной комиссии по определению армяно-азербайджанской границы.
  • Вопрос о возможной отправке казахстанских миротворцев в Армению на фоне обострения ситуации на границе не стоит.

Премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзода заявил:

  • Таджикистан призывает к дипломатическому решению ситуации между РА и Азербайджаном.
  • Важно не допустить дальнейшего обострения и вернуть процесс в политическое и дипломатическое русло.
  • Единственный способ обеспечения мира и стабильности в регионе — эффективный диалог на основе принятых документов.

РОССИЯ

2 сентября главы МИД РА и РФ Арарат Мирзорян и Сергей Лавров обсудили по телефону реализацию трехсторонних договоренностей от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г.

3 сентября президент РФ Владимир Путин обсудил с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым ситуацию на Южном Кавказе и отметили важность обеспечения стабильности и безопасности на армяно-азербайджанской границе.

Стороны

  • отметили важность скоординированных усилий по обеспечению стабильности и безопасности на армяно-азербайджанской границе и налаживанию экономических и транспортных связей в регионе.
  • подтвердили настрой на последовательную реализацию трехсторонних договоренностей лидеров РФ, АР и РА.
  • Алиев информировал о прошедшей 31 августа трехсторонней встрече Алиева, Пашиняна и Мишеля.

5 сентября в Москве главы МИД РА и РФ Арарат Мирзоян и Сергей Лавров

  • обсудили вопрос делимитации и демаркации границы между РА и АР, разблокирование региональных экономических и транспортных коммуникаций,
  • особо остановились на нормализации отношений между Ереваном и Баку, урегулировании нагорнокарабахского конфликта.
  • Мирзоян отметил важность усилий российской стороны, в том числе в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ, направленные на длительное и всеобъемлющее урегулирование нагорнокарабахского конфликта.
  • Была подтверждена важность реализации договоренностей, достигнутых в рамках трехсторонних заявлений 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г.
  • Особо указана важная роль российских миротворческих сил в НК в укреплении режима прекращения огня в зоне конфликта и предотвращении провокаций, обеспечении безопасности и условий жизнедеятельности армянского населения НК.
  • Коснувшись гуманитарных проблем, возникших вследствие 44-дневной войны, Мирзоян подчеркнул необходимость скорейшей репатриации армянских военнопленных и других удерживаемых лиц, а также необходимость сохранения армянского культурно-исторического наследия на территориях, перешедших под контроль Азербайджана.

ООН

2 сентября Вице-спикер НС РА Рубен Рубинян рассказал о проблемах безопасности в регионе помощнику генсека ООН Мирославу Енчу. Собеседники говорили о ситуации вокруг НК, гуманитарном кризисе, проблемах перемещенных лиц и защите армянского культурного наследия. Затронули они и урегулирование отношений между Арменией и Турцией.

Глава МИД РА Арарат Мирзоян представил помощнику генсека ООН позицию Еревана относительно мира в регионе. Мирзоян подчеркнул, что ООН должна участвовать в решении существующих проблем. По его словам, нагорнокарабахский конфликт должен быть решен в рамках единственного формата, имеющего посреднический мандат — посредников МГ ОБСЕ.

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

7 сентября на пленарном заседании VII Восточного экономического форума премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • РА очень заинтересована в разблокировке коммуникаций с АР и надеется в скорейшем будущем при поддержке РФ решить этот вопрос. Идея этого проекта заключается в том, что Армения получит транспортные пути по территории Азербайджана, а Азербайджан — Армении. Прогресс в работе трехсторонней комиссии РА, РФ и АР по транспортным коммуникациям в Закавказье есть, но еще нужно решить вопросы юридического характера, под какими регулированиями будут работать эти дороги. «Позиция в общем четкая: открывающиеся дороги должны действовать под полным суверенитетом тех стран, по которым они проходят. И мы надеемся, что на этом принципе мы сможем реализовать этот проект, который мы, между прочим, называем «Армянский перекресток». По территории РА будут проходить дороги, связывающие Юг с Севером и Запад с Востоком. «Этот проект очень важен не только для стран региона, но и для России, африканских стран и, в целом, для стран Востока». Ведутся разговоры также и с Турцией при посредничестве РФ и Ереван надеется урегулировать отношения с Анкарой.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ДВИЖЕНИЕ «СОПРОТИВЛЕНИЕ»

12 сентября координатор движения «Сопротивление» Ишхан Сагателян заявил:

  • Движение продолжит добиваться смены власти в стране. Мандаты от сотен тысяч граждан были даны оппозиции именно для защиты интересов Армении.
  • В сложившейся ситуации основной задачей оппозиционных сил остается формирование нового правительства и создание программы спасения страны.
  • За последние месяцы движению удалось убедить международное сообщество в том, что у властей нет мандата для новых уступок или подписания новой капитуляции под предлогом мира.

РУБЕН ВАРДАНЯН

1 сентября фонд IDeA распространил видео-сообщение, в котором Рубен Варданян заявил о своем решении переехать в Арцах и создать Фронт безопасности и развития Арцаха. Он призвал армян всего мира присоединиться к борьбе за Арцах.

  • Сейчас для всего армянства наступил экзистенциальный Сардарапат. Это не баталия, он невидим и не ощущается, подобно радиации, и потому кажется, что ничего не происходит. Мы должны проснуться. Каждый из нас должен сделать всё возможное, чтобы остановить катастрофу, которая будет смертельной для всех вне зависимости то того, где мы живём. Но если мы все вместе не встанем плечом к плечу, мы потеряем то, что является нашей опорой.
  • Варданян отказался от российского гражданства, чтобы переехать в Арцах в качестве гражданина Армении, «потому что так правильно».
  • Он обратился к Азербайджану с призывом прекратить сжимать пружину. «Вы должны понимать, что мы, армяне, не допустим, чтобы в Арцахе произошла этническая чистка. Мы не допустим, чтобы вы постепенно выдавили отсюда армян».
  • Варданян поблагодарил российских миротворцев в Арцахе. «Мандат миротворцев нужно прояснить, а сроки их пребывания увеличить до тех пор, пока мы не сможем обеспечить безопасность народа Арцаха собственными силами».
  • Варданян обратился и к мировой общественности, призвав не допустить этнических чисток в 21 веке.

В интервью Forbes Рубен Варданян рассказал, что

  • не планирует занять госдолжность в Арцахе, так как хочет «иметь полную свободу действий, в том числе, с моральной точки зрения». «Все-таки Арцах — это территория, до сих пор не имеющая полноценного определенного статуса, и в этой конфликтной истории я не хочу подставлять Россию».
  • Касаясь отказа от гражданства РФ, Варданян подчеркнул, что на данный шаг он пошел из-за того, что в будущем может возникнуть ситуация, когда он будет вынужден и посчитает правильным принять государственную должность в Армении.

ДВИЖЕНИЕ «СОПРОТИВЛЕНИЕ»

2 сентября один из лидеров движения «Сопротивления» Ишхан Сагателян в ходе митинга на Площади Франции в Ереване, представляя дальнейшие планы оппозиции, заявил:

  • С завтрашнего утра движение «Сопротивление» начинает проведение консультаций со всеми политическими силами и экспертами по своей программе развития «Армения после Никола».
  • Вопрос вотума недоверия находится в повестке оппозиции. Для этого нужны голоса 54 депутатов, у оппозиции де-факто – 35. И добиваться импичмента они собираются путем «давления и принуждения».

 

ЭКОНОМИКА

ИРАНСКИЙ АВТОЗАВОД В АРМЕНИИ

ИА ИРНА со ссылкой на руководителя Организации по содействию торговле Ирана Алиреза Пейманпак сообщает, что один из крупнейших автопроизводителей Ирана планирует запустить производственную линию автомобилей в Армении. По его словам, учитывая членство РА в ЕАЭС, эта акция может иметь хорошие результаты для двух стран. Иранская торговая делегация в середине октября посетит Ереван для участия в церемонии открытия торгового центра Ирана в Армении.

Пейманпак также заявил, что проект строительства дороги Сисиан-Каджаран в Армении очень важен для обеих стран. «Трасса Сисиан – Каджаран входит в проект «Север-Юг. По своему эффекту этот участок станет одним из важнейших, так как намного сократит время проезда».

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ПРАВО

ДЕЛО ЭКС-ПОСЛА РА В ВАТИКАНЕ МИНАСЯНА

— Генпрокуратура

8 сентября советник генпрокурора РА Гор Абрамян сообщил:

  • После публикаций некоторых СМИ о том, что экс-посол РА в Ватикане больше не находится в международном розыске в Генпрокуратуре РА проверили данные по розыску Микаела Минасяна в Интерполе.
  • В результате проверки выяснилось, что в отношении зятя экс-президента РА Сержа Саргсяна международный розыск был прекращен 7 июля на основании обращения самого Минасяна. Однако в сообщении бюро не указаны правовые основания для принятия подобного решения.
  • До этого момента Генпрокуратура никаких сообщений об этом официально не получала. А утверждения в СМИ о том, что розыск был прекращен по инициативе армянских органов, не имеют отношения к реальности, отмечают в ведомстве.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

АРМЕНИЯ

8 сентября на встрече с представителями армянской общины во Владивостоке премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Для РА не существует вопроса геополитического выбора. Армения входит в ЕАЭС, и он с 2018 г. подтвердил заинтересованность страны в работе с организацией. Более того, нынешний экономический рост в республике связан в том числе с членством в данном экономическом объединении. Также Армения – страна-участница ОДКБ. Армения и Россия являются военно-стратегическими партнерами, «и этим все сказано».
  • Армения не заявляла, что выходит из ЕАЭС, ОДКБ и вступит в НАТО. Но это не означает, что страна не должна развивать отношения с ЕС или США, Ираном, Китаем, Индией. Сейчас Ереван пытается нормализовать отношения также с Анкарой.
  • На встрече с Путиным Пашинян обсудил и отношения РА с Западом. Из разговора с президентом РФ он сделал вывод о близости восприятий между ним и российским лидером в силу «открытой и прозрачной» работы армянской стороны.

США

8 сентября глава МО РА Сурен Папикян встретился с губернатором штата Канзас Лорой Келли. В ходе встречи Папикян рассказал о перспективах взаимодействия, в частности сотрудничества между Национальной гвардией Канзаса и миротворческой бригадой ВС РА, а также сообщил о договоренностях, достигнутых ранее на встрече с главой Нацгвардии Канзаса Дэвидом Вейшаром. В свою очередь, Лора Келли подтвердила готовность приложить максимальные усилия для дальнейшего углубления сотрудничества.

Папикян посетил Университет национальной обороны США в Вашингтоне, провел встречу с начальником университета, генерал-лейтенантом Майклом Фленом. Стороны обсудили сотрудничество в сфере военного образования. Сурен Папикян отметил важность развития сотрудничества между Университетом национальной обороны и Национальным оборонно-исследовательским университетом МО РА не только в плане организации различных курсов, но и в направлении подготовки образовательных программ и методологии преподавания.

Папикян и замсекретаря обороны США по вопросам политики Колин Кал обсудили ситуацию на армяно-азербайджанской границе, затронули важность достижения долгосрочного мира и стабильности в регионе.

В ходе встречи была обсуждена также повестка армяно-американского оборонного сотрудничества, достигнуты договоренности в направлении углубления сотрудничества по линии миротворческой миссии, военном образовании, военной медицине и других областях.

12 сентября посол США Линн Трейси организовала в Ереване специальный прием, в ходе которого встретилась с армянскими правоохранителями, прокурорами и сотрудники посольства, ответственные за партнерство в данной сфере.

РОССИЯ

12 сентября политический представитель Бюро партии АРФ Армен Рустамян и представитель Верховного органа АРФ Ишхан Сагателян встретились с послом РФ в РА Сергеем Копыркиным.

В ходе встречи была отмечена важность армяно-российского стратегического партнерства, гарантирования безопасности армянства Арцаха, обеспечения беспрепятственной и полноценной связи между Арменией и Арцахом и в этом контексте деятельности российского миротворческого контингента.

ИРАН

5 сентября замглавы КГД РА Ашот Мурадян обсудил с генконсулом Ирана в Капане Абедином Варамином облегчение таможенных процедур для более оперативного обслуживания грузовиков и вопросы предварительного обмена электронными данными о международных автоперевозках.

РОССИЯ

7 сентября на пленарном заседании VII Восточного экономического форума премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Армению в России пытаются представить прозападным государством, а на Западе – пророссийским. Это делается для дестабилизации в Закавказье. «Я рад, что по этим вопросам мы находимся в тесном диалоге с нашими партнерами, пытаясь прояснить наши позиции по всем вопросам международной повестки. Конечно же, наши отношения с Россией как были, так и остаются стратегически союзническими. Надеюсь, что этот фактор действительно будет ключевым для стабильности и мира в нашем регионе».
  • Пашинян коснулся рисков распространения вторичных санкций со стороны Запада из-за интенсификации контактов с РФ. Бояться санкций — не очень полезная позиция, нужно работать. Необходимо найти способы управления угрозами, которые могут возникнуть, и попытаться не упустить открывающиеся новые возможности. «Мы обеспокоены вопросами продовольственной и энергетической безопасности. В нашей стране также высокая инфляция, которая отражается на социальной ситуации. Но в общем ситуация у нас управляемая. Проблема есть, но нет кризисной ситуации. Но я хочу подчеркнуть, что это благодаря поддержке РФ».
  • В первой половине текущего года были сильные опасения по ряду вопросов не только в рамках ЕАЭС, но и двустороннем формате. «Но мы интенсивно общались. И я впечатлен оперативностью реакции российского руководства на просьбы армянской стороны. Это очень важное партнерство». В нынешней ситуации Армении одной, без поддержки РФ, было-бы очень трудно справиться с ситуацией. Экономический рост, который сейчас намечается в Армении, обусловлен теми свободами, которые обеспечивает ЕАЭС. «В этом контексте членство РА в ЕАЭС полностью оправдывает себя».
  • Многие россияне переехали в Армению из-за финансовых проблем. Передислоцированные в РА граждане РФ остаются в зоне ЕАЭС. А ЕАЭС и была создана для того, чтобы происходило свободное движение товаров, услуг и капитала.

В свою очередь, президент РФ Владимир Путин заявил:

  • Армения не чужая для РФ страна. И если россиянам сегодня выгоднее и удобнее работать там, то в этом нет ничего страшного. Тем более многие уже вернулись, поняв, что ничего страшного не происходит, даже несмотря на санкции. «Можно работать в Ереване, а жить в Москве».
  • Двусторонние отношения развиваются по всем направлениям. РФ сохраняет уверенное первое место в числе торгово-экономических партнеров РА.
  • Россия и Армения находятся в постоянном контакте по обеспечению безопасности вокруг Нагорного Карабаха.
  • В целом отношения стран развиваются по всем направлениям. Путин напомнил и о сотрудничестве в рамках межгосударственных объединений, в том числе ОДКБ. В ближайшее время планируются мероприятия по линии ШОС в Узбекистане, там «будет возможность еще раз увидеться, переговорить со всеми коллегами».

 

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ПАШИНЯН УСКОРЯТ РАБОТУ НАД МИРНЫМ ДОГОВОРОМ

Издание «Паст» пишет, что премьер-министр РА Никол Пашинян поручил ускорить работу над текстом мирного договора с Азербайджаном. МИД РА уже месяц работает над проектом, предварительный вариант которого должен быть готов до середины ноября.

 

ПАШИНЯНОВСКИЕ ОЧАГИ СОПРОТИВЛЕНИЯ В АРЦАХЕ

Газета «Паст» пишет, что власти РА создают в Арцахе очаги сопротивления местным властям. Причина в том, что руководство Арцаха в последнее время все чаще выступает против пораженческой политики властей РА. Наглядный пример – недавние события в Бердзоре. Поэтому соратники Пашиняна пытаются разжечь в Арцахе также антироссийские настроения, используя в этих целях платформы, имеющие западное финансирование.

ВАРДАНЯН БУДЕТ НАЗНАЧЕН ГОСМИНИСТРОМ НКР

Газета «Грапарак» пишет, что бизнесмен Рубен Варданян, объявивший об отказе от гражданства РФ и переезде в Арцах, будет назначен госминистром Арцаха.

МИРНЫЙ ДОГОВОР С АЗЕРБАЙДЖАНОМ ПОДПИШУТ ДО КОНЦА 2022 Г.

По сведениям издания «Грапарак», на закрытой встрече с депутатами от правящей фракции «Гражданский договор» премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что мирный договор с Азербайджаном должен быть подписан до конца текущего года.

МНЕНИЯ

ОПРОС МЕЖДУНАРОДНОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ИНСТИТУТА

Согласно результатам проведенного в июне 2022 г. опроса Международного республиканского института:

  • 53% участников (45% в 2021 г.), очень позитивно и позитивно относятся к премьер-министру РА Николу Пашиняну, 34% (28% в 2021 г.) — к спикеру НС РА Алену Симоняну, 23% (20% в 2021 г.) – ко 2-ому президенту РА Роберту Кочаряну, 23% (11% в 2021 г.) – к 1-ому президенту РА Левону Тер-Петросяну, 19% (10% в 2021 г.) – к 3-ему президенту РА Сержу Саргсяну, 12% (9% в 2021 г.) — к лидеру оппозиционного движения «Сопротивление» Ишхану Сагателяну и 12% (7% в 2021 г.) — к лидеру партии «Отечество» Артуру Ванецяну.
  • К Пашиняну очень негативно и негативно относятся 33% (33% в 2021 г.) респондентов, к Симоняну — 37% (40% в 2021 г.), к Кочаряну — 61% (57% в 2021 г.), к Тер-Петросяну — 55% (64% в 2021 г.), к Саргсяну — 63% (69% в 2021 г.), к Сагателяну — 60% (47% в 2021 г.), к Ванецяну — 64% (67% в 2021 г.).
  • На вопрос, какому политику или человеку они доверяют больше всего, респонденты ответили: Пашиняну — 16%, Кочаряну — 3%, никому — 64%, другой ответ — 8%.
  • На вопрос, за какую политическую партию или блок они бы проголосовали, если бы парламентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье, респонденты ответили: «Гражданский договор» — 25%, блок «Армения» — 6%, АРФ — 2%, РПА — 1%, не собираются голосовать — 25%, против всех — 15%.
  • 62% респондентов заявили, что очень довольны и удовлетворены работой МЧС, 48% — министерством здравоохранения, 43% — министерством образования, науки, культуры и спорта, 39% — министерства обороны, 37% — министерства высокотехнологичной промышленности, 36% — министерства иностранных дел, 36% — министерства труда и социальных вопросов, 35% — министерства окружающей среды, 33% — министерства финансов, 33% — министерства территориального развития и инфраструктур, 31% — министерства экономики, 29% — министерства юстиции.
  • На вопрос о том, насколько удовлетворены или недовольны работой новой патрульной службы полиции, 30% респондентов ответили, что полностью удовлетворены, 23% — частично удовлетворены, 6% — частично недовольны, 11% — полностью недовольны, 28% — никак не контактировали с патрульной службой, 2% не ответили на вопрос.
  • На вопрос «Как Вы относитесь к нормализации армяно-турецких отношений?»: 7% ответили — очень положительно, 21% — частично положительно, 11% — частично отрицательно, 48% — очень отрицательно, 13% не ответили на вопрос.
  • На вопрос «Кто, по вашему мнению, несет наибольшую ответственность за войну в Украине?»: 17% респондентов ответили США, 16% — все стороны поровну, 14% — лично президент Украины Зеленский, 10% — государства-члены НАТО, 8% — президент РФ Путин лично, 6% — власти Украины, 5% — РФ, 2% — ЕС, 1% — другой ответ, и 20 % не ответили на вопрос.

РАЧЬЯ АРЗУМАНЯН

14 сентября в беседе с АрмИнфо экс-советник главы МИД НКР Рачья Арзуманян выразил мнение, что:

  • Сдав на кончике пера Карвачар, Кашатаг, стратегические высоты Сюника, приказом вооруженным силам отойти с позиций в 2020 г., высшее военно-политическое руководство РА осознанно и целенаправленно идет к цели сдачи государственного суверенитета РА. В таких условиях ссылки на мандат и прочие политические аргументы перестают действовать.
  • Сообщения о возобновлении боевых действий вокруг Ишханасар, канонада в Горисе означают, что ситуация не только в Арцахе, но и РА должна начать рассматриваться не в терминах политики и войны, но суверенитета и суверенных решений.
  • Страна находится в чрезвычайной ситуации, но властная элита, высшее военно- политическое руководство страны отказывается признавать данный факт, отказывается вводить военное положение. Речь Пашиняна яркое свидетельство его нежелания брать на себя ответственность, продолжая при этом занимать пост. Армянский генералитет также не способен реагировать адекватным образом на чрезвычайную ситуации по причине отсутствия кое-чего важного, определяющего мужчину.
  • Своим поведением премьер-министр и генералитет создают классическую ситуацию чрезвычайного положения, когда появляется необходимость появления нового суверена, который будет обладать волей объявить чрезвычайную ситуацию и действовать соответствующим образом уже вне рамок конституционного поля.
  • Премьер-министр РА практически полностью разрушил конституционное поле РА, создал чрезвычайную ситуацию. Для страны в состоянии войны это крайне опасная ситуация, но, с другой стороны, растянутое на два года поражение и реализуемая стратегия и тактика «салями», когда от Армении кусок за куском отрезаются стратегические высоты, уже в рамках военной логики приводит к потере Сюника и армянского государственного суверенитета.

СЕРГЕЙ МЕЛКОНЯН

14 сентября востоковед Сергей Мелконян в своем телеграмм-канале представил опасности подписания мирного договора с Азербайджаном сейчас.

  1. Мирный договор сегодня = капитуляция 2.0
  2. Азербайджану перейдут территории Армении, которые он успел захватить в текущей войне.
  3. Арцах полностью переходит под контроль Азербайджана.
  4. Азербайджан установит контроль над большей частью стратегических коммуникаций (в том числе получит «анклавы»)
  5. Армения откажется от боеспособной армии (сократится численность, избавится от техники и оружия и т.д.)
  6. Армения отдаст часть Сюника под коридор для Турции и Азербайджана.
  7. Десятки тысяч беженцев из Сюника, Гегаркуника, Вайоц Дзора и Арцаха.
  8. На Армению будут наложены репарации и другие выплаты за «оккупацию» территорий.

ТЕВАН ПОГОСЯН

1 сентября в беседе с АрмИнфо руководитель Международного центра человеческого развития Теван Погосян выразил мнение, что:

  • Главный кризис армянства сегодня — кризис морально-психологический. Остановить все это возможно, для чего каждый должен определиться с собственными намерениями, действиями с тем какую Армению мы хотим видеть в будущем. «Нам следует всегда помнить, что сверхдержавы во всех своих действиях всегда исходят из собственных интересов, а не интересов армянского народа».
  • Причины отказа послов США и Франции посещать оккупированный Шуши по приглашению Баку также следует искать исключительно в американских и французских, а не армянских интересах. Погосян убежден в верности западных расчетов, ошибочны и иллюзорны лишь армянские расчеты, точнее надежды. В Армении уже привычно уповают на кого угодно только не на себя. Он отметил отсутствие в публичном дискурсе намерений и действий армянского правительства и общества.
  • Подобное положение дел эксперт объясняет отсутствием государственности, как следствия отсутствия у армянской нации политизированности. Меж тем, лишь с превращением армян в политизированную нацию станет возможно изменить армянский образ мышления, в первую очередь, по части возложения надежд за обеспечение собственной безопасности не на других, а на себя.
  • «Мы говорим обо всем, о чем угодно, но только не о своей выгоде о своих интересах. Не личных, а государственных. И единственным нашим ресурсом для обеспечения этих интересов является национальное единение, которое разбили на такие мелкие кусочки, что сейчас непонятно можно ли его вновь собрать воедино».

БОРИС НАВАСАРДЯН

6 сентября в беседе с АрмИнфо президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян выразил мнение, что:

  • Самим своим содержанием, но не конечном результатом брюссельский формат переговоров может оказаться успешным для РА исключительно в случае чрезвычайного активного участия в этом процессе самой РА. Речь идет о попытках Еревана уместить на брюссельском переговорном столе весьма конкретные вопросы, проблемы, озабоченности относительно переговорного процесса и, конечно, собственные альтернативные предложения и ожидания от Баку. В противном случае ожидать от Брюсселя основных решений не приходится. В лучшем случае там будет подписан общий документ, в котором не будут упомянуты конкретные вопросы с весьма конкретным содержанием.
  • Последние будут решаться в формате Армения-Азербайджан- Россия, в формате «3+3» в условиях весьма пассивного участия Еревана, с соответствующими последствиями. Решение основных проблем в этих форматах может произойти с учетом интересов России, Турции, Ирана и Азербайджана, но не Армении. Отметив факт большей кооперации на данном этапе интересов Москвы, Анкары и Баку, Навасардян отметил, что Тегерану, в свете собственных достаточно небольших возможностей и ресурсов в регионе, приходится приспосабливать к ним интересы собственные, в то время как Ереван лишен даже этой возможности.
  • Брюссель и Москва имеют собственную не пересекающуюся повестку. В Москве обсуждается делимитация и демаркация границы, разблокирование коммуникаций. В Брюсселе больше говорят об общем урегулировании. Москва, в отличие от Баку, в скором подписании мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном совершенно не заинтересована. Так или иначе, но именно Брюссель содержит в себе шансы предотвращения нежелательных для Армении и Арцаха развитий посредством прямых переговоров Пашинян-Алиев при модераторстве, но не участии Шарля Мишеля при поддержке США. Продолжая обсуждать конкретику в Москве, в условиях гегемонии позиций и интересов Москвы, Баку и Анкары, Ереван упускает шансы на соблюдение собственных интересов.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

22 июля 2025

На фоне недавнего медиа-форума в Азербайджане и комплиментарных заявлений в адрес президента Ильхама Алиева со стороны некоторых представителей российского экспертного сообщества, в отечественном медиапространстве разгорелась острая дискуссия. Центральный вопрос — характер и масштабы влияния Баку на российских политических комментаторов и …

2 июля 2025

 Москва задействует все имеющиеся средства для защиты интересов российских граждан, которые накануне были задержаны в Азербайджане. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Мы будем защищать законные интересы наших граждан по дипломатическим каналам, будем использовать для этого все имеющиеся …

28 мая 2025

 Посольство Азербайджана на Украине организовало в Киеве прием по случаю Дня независимости Азербайджана, отмечаемого 28 мая. Как передает Report, на мероприятии присутствовали официальные лица Украины, политические и общественные деятели, а также представители азербайджанской диаспоры. Посол Азербайджана в Украине Сеймур Мардалиев …


Ваш браузер устарел! Обновите его.