Обзор 16-22 июня 2022 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
16 июня на встрече делегацией во главе с председателем ПА ОБСЕ Маргаретой Седерфельт глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Правительство РА неоднократно демонстрировало готовность приложить усилия по установлению долгосрочной стабильности и мира в регионе. «Эти усилия не могут быть односторонними, и Азербайджан так же должен предпринимать искренние и практические шаги в этом направлении».
- Несмотря на заявления Азербайджана о том, что НК больше не существует, что нагорнокарабахского конфликта нет, среди международного сообщества существует общий консенсус в отношении того, что нагорнокарабахский конфликт остается неурегулированным.
- Нагорнокарабахский конфликт должен получить свое всеобъемлющее урегулирование в рамках единственно признанного международным сообществом посреднического мандата — сопредседательства МГ ОБСЕ.
- Сейчас необходимо гарантировать права народа НКР и уточнить его статус. Народ Арцаха имеет те же права, что и другие.
- Мирзоян выразил обеспокоенность продолжающейся антиармянской и воинственной риторикой властей Азербайджана, провокационными действиями против Армении и Нагорного Карабаха. Он осудил продолжающиеся заявления Азербайджана о претензиях к суверенной территории РА, которые ставят под сомнение искренность заявлений Азербайджана о достижении мира в регионе.
- Азербайджан, грубо нарушая международное гуманитарное право, продолжает удерживать в заложниках армянских военнопленных и гражданских лиц, а также проводит целенаправленную политику уничтожения армянского религиозного и культурного наследия на подконтрольных ему территориях. Необходимы практические шаги международного сообщества для полного решения этих неотложных вопросов.
- Мирзоян осудил претензии Баку в отношении суверенной территории РА, отметив, что они ставят под сомнение искренность заявлений Азербайджана о достижении мира в регионе. Недопустимы также попытки Азербайджана провести знак равенства между Лачинским коридором и предстоящими к разблокированию транспортными маршрутами региона – у них совершенно разные статусы.
17 июня в Ереване на заседании Комитета секретарей советов безопасности стран ОДКБ секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:
- Ситуация в регионе Южного Кавказа остается нестабильной, что обусловлено неурегулированностью армяно-азербайджанских отношений и нагорнокарабахского конфликта.
- Он назвал неприемлемыми случаи нарушения Азербайджаном режима прекращения огня, в том числе 28 мая, в результате чего погиб военнослужащий ВС РА.
- Азербайджан периодически озвучивает вопрос открытия на территории Армении так называемого «транспортного коридора». На территории РА не может быть каких-либо транспортных маршрутов с «коридорной логикой». В трехсторонних заявлениях лидеров Армении, России и Азербайджана от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г. нет никаких упоминаний о коридорах.
- Нагорнокарабахский конфликт продолжает оставаться неразрешенным, и его всеобъемлющее урегулирование должно быть найдено в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
22 июня МИД РА выступило с сообщением, согласно которому:
- То, что находится на столе переговоров между Арменией и Азербайджаном, носит транспарентный и публичный характер.
- Касательно мирного договора между Арменией и Азербайджаном, то идут «переговоры о переговорах».
- В случае обсуждений о создании какой-либо комиссии общественность будет должным образом проинформирована.
22 июня в интервью ОТА президент РА Ваагн Хачатурян заявил:
- По теме требования оппозиции о необходимости зафиксировать, что Арцах не может быть в составе Азербайджана – «если вы заявляете, то лишаетесь права на маневр». Нужно уметь отличать политику и дипломатию от популизма и общественных заявлений.
- В вопросе переговоров ответственным нужно оставить место для маневров, надо просчитывать все шаги. Не нужно лишать этой возможности должностных лиц, которые принимают участие в переговорном процессе. Пашинян имел смелость открыто сказать об этом. «Что в этом плохого? Не обо всем мы должны говорить публично».
- Основная задача РА – обеспечить безопасность НК.
- Среди оппозиции есть люди, которые оказывались в аналогичных ситуациях. В этом плане поведение ее представителей вызывает у Хачатуряна вопросы.
ВЛАСТИ АРЦАХА
16 июня госминистр НКР Артак Бегларян отреагировал на выступление президента Азербайджана Алиева на 9-м Всемирном Бакинском форуме.
- «Да, Нагорного Карабаха не существует, потому что существует НКР, и это субъект международного права, хотя формально не признанный на международном уровне».
- Азербайджано-карабахский конфликт не урегулирован и не будет урегулирован до тех пор, пока Азербайджан не учтет непреклонное право коренного народа Арцаха на самоопределение.
- Вопрос международного признания (следовательно, статуса) НКР рано или поздно будет решен, и Арцах никогда не будет в составе Азербайджана.
19 июня на пресс-конференции в Ереване министр ИД НКР Давид Бабаян заявил:
- Отрицая существование НК, Алиев также отрицает свою собственную подпись под заявлением от 9 ноября 2020 г., в котором упоминается Карабах.
- Карабахский конфликт один из сложнейших в мире, и нельзя ожидать его быстрого урегулирования. Не получится в короткие сроки достичь урегулирования, поэтому нужно быть реалистами и понимать, что окончательное урегулирование — задача далекого будущего. А если нет всеобъемлющего урегулирования, Арцах продолжит сохранять свой статус в качестве де-факто независимого и суверенного государства, «а дальше посмотрим».
- Сейчас вопрос статуса не обсуждается. Степанакерт желает скорейшего урегулирования конфликта, но вместе с тем, для него красной линией является то, что они не будут каким-либо образом по этому вопросу соприкасаться с Азербайджаном или зависеть от него.
- Касаясь заявлений премьер-министра РА Пашиняна по части Арцаха, где в качестве ключевого фактора была указана безопасность населения Арцаха, а не его статус, Бабаян отметил, что не представляет, что какой-либо руководитель РА может думать, и тем более, предпринять шаги, чтобы Арцах оказался в составе Азербайджана. Даже если мир скажет, что Арцах должен это сделать, они не пойдут на этот шаг, не могут же их принудить к этому. «Тогда уж лучше погибнуть достойно в борьбе, чем стать рабом, которого постоянно насилуют».
- Арцах никогда не может быть в составе Азербайджана, и официальный Степанакерт об этом неоднократно говорили. В составе Азербайджана никакой статус не может обеспечить права, свободы и будущее арцахцев. Будет только одно будущее – уничтожение Арцаха. В концентрационных лагерях нацисткой Германии у бедных узников тоже были права и свободы – они могли в день две минуты спать.
- «Судьба Арцаха находится под угрозой. Если потеряем Арцах, то потеряем и Армению». Потеря Арцаха приведет к непредсказуемым, коренным изменениям геополитического ландшафта Юного Кавказа. Тогда один из течений, который в Закавказье будет иметь доминирующую роль — пантюркизм. За этим последуют иные процессы, к примеру проникновение пантюркизма в Центральную Азию, Северный Кавказ, Ближний Восток и до Китая.
- Строительство Азербайджаном дороги, альтернативной Лачинскому коридору, соединяющему Армению и Арцах, было согласовано при подписании заявления от 9 ноября 2020 г., но пока процесс не завершен. Надо сделать все возможное, чтобы обеспечить бесперебойную связь с РА, с очень высокой степенью безопасности НК.
- Ведутся работы по отводу азербайджанских ВС, которые ранее вторглись в зону ответственности российского миротворческого контингента в районе села Парух.
- Инцидент в Парухе — террористическая акция Азербайджана против Арцаха, а также удар в спину миротворческой операции.
- Армяне имеют врага в лице Азербайджана, где на государственном уровне насаждается армянофобия. Это видели и российские миротворцы. Инцидент в Парухе — не только удар по Арцаху, но и по российским миротворцам. Это террористический акт, нападение на российских миротворцев и Арцаха. «И это не останется безответным, и не важно, когда».
- Бабаян выразил убеждение, что российские миротворцы продолжат свою деятельность. «И тут вопрос не в желании Азербайджана. Если вопрос не решен, что они сделают? Миротворцы, что несут угрозы для Азербайджана? Россия несет историческую и моральную ответственность за судьбу региона».
- Процесс в рамках МГ ОБСЕ сейчас находится в так называемой замороженной фазе, но институт никто не упразднял. Для того, чтобы распустить МГ ОБСЕ необходимо созвать саммит, добиться консенсуса, в противном случае формат продолжит действовать.
- Каждая страна-сопредседатель по отдельности пытаются выполнять свои функции, и особенно РФ, которая также осуществляет миротворческую миссию в НК. Франция, США также периодически выступают с различными инициативами. «Давайте подождем, посмотрим, что будет дальше».
- Касаясь перспективы замены формат МГ ОБСЕ на Тбилисский формат, Бабаян подчеркнул, что альтернативы тройке сопредседателей нет. «Возможно будут созданы какие-то новые площадки, но не для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, а для диалога в регионе. Если будет диалог, в том чисел с участием Тбилиси для поддержания диалога в регионе, то почему нет, но это будет параллельный процесс».
- У ЕС своя геополитическая повестка. «Мы должны быть реалистами и ни в коем случае не терять свою принципиальность и бдительность, потому что даже от маленького государства очень многое зависит … Высказывания Шарля Мишеля для нас не закон, поскольку это борьба за существование. Если кто-то полагает, что альтернативы нет, то глубоко ошибается. Альтернатива всегда есть, поскольку геополитика сама предоставляет такую альтернативу, и в важных регионах вакуум никогда не образовывается».
21 июня в беседе с Armenia Today государственный министр НКР Артак Бегларян заявил:
- Нагорнокарабахский конфликт должен быть урегулирован посредством безоговорочной реализации и признания права народа Арцаха на самоопределение, что означает – статус Арцаха должно определить автохтонное население этого края, а именно – армяне.
- Статус Арцаха для арцахцев – сверхцель, поскольку это одна из главных гарантий долгосрочной безопасности, обеспечения прав арцахцев. Армянство никогда не откажется от вопроса статуса Арцаха. «Мы четко определяем наши «красные линии».
- Арцах не может быть в составе Азербайджана в каком-либо статусе. Народ Арцаха в 1991 г. реализовал свое право на самоопределение из состава СССР, в который тогда входила и Азербайджанская ССР. И признание сегодня международным сообществом или даже Арменией территориальной целостности Азербайджана не должно означать какого-либо ограничения права народа Арцаха на самоопределение.
- Для Степанакерта очень важна безопасность Арцаха и права его народа, в первую очередь, право на самоопределение. «Но именно из права и безопасности исходит статус».
- Азербайджан готовит свое общество не к миру, а к войне, и продолжает агрессивные действия и ставит под сомнение перспективы мира в регионе.
ВЛАСТИ АЗЕРБАЙДЖАНА
16 июня, выступая на IX Глобальном Бакинском форуме, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:
- Алиев надеется на подписание мирного соглашения с Арменией в течение года. Баку уже сделал необходимые шаги в этом направлении. Переговоры начнутся сразу после того, как РА создаст комиссию по мирному договору.
- «Без открытия Зангезурского коридора будет очень трудно говорить о мире». После подписания трехстороннего договора РА пользуется Лачинским коридором, «тогда как Азербайджан не может воспользоваться Зангезурским коридором».
- Упоминания статуса НК приведут лишь к новым проблемам. «Если Армения будет требовать статус для армян Карабаха, почему азербайджанцы не должны требовать статус для азербайджанцев в Западном Зангезуре?». «Если нам не дадут этого въезда-выезда, то говорить о мире будет очень сложно, и все усилия Азербайджана, направленные на нормальное сосуществование, нормальное соседство с Арменией, будут напрасны. Это еще один важный вопрос, и Азербайджан имеет право требовать это. Правительство Армении подписало соответствующее заявление. Во — вторых, Азербайджан как страна, победившая в войне, имеет моральное право требовать».
- Декларация по итогам трехсторонней встречи между президентом Европейского совета Шарлем Мишелем, Алиевым и Пашиняном в Брюсселе ясно показывает, что будут учтены права и безопасность армянского населения в Карабахе. «Наша Конституция многие годы обеспечивает равные права всех народов, включая проживающих в Азербайджане армян. Поэтому, конечно же, мы будем заботиться о правах и безопасности».
- Касательно вопроса урегулирования нагорнокарабахского конфликта под мандатом МГ ОБСЕ, Алиев указал на невозможность контактов между тремя сопредседателями МГ после российско-украинской войны. В Баку уже получили «месседжи о том, что институт Минской группы больше не будет функционировать». Надо «попрощаться» с посредничеством МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию.
- Баку предлагает трехстороннюю встречу глав МИД Грузии, Азербайджана и Армении, но Ереван отказывается от такой встречи.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
16 июня депутат НС РА от фракции «Честью имею» Тигран Абраамян заявил:
- После 44-дневной войны и особенно во время избирательной кампании 2021 г., правительство ввело в оборот заведомо фальшивую формулировку «эпохи мира».
- Особенно в случае послевоенных стран и, в частности, понесшей поражение стороны, фактор мира является насущным вопросом, которым это правительство шантажирует, угрожает, пытается представить в качестве дилеммы мира и войны в противостоянии между правительством и оппозицией. А в реальности выдвинутая правительством «мирная ситуация» не имеет под собой каких-либо аргументов.
- Стремление к миру невыразимо, и все дороги ведущие к нему «заминированы». Более того, само правительство признает, что это его однобокое желание, а с кем оно ведет переговоры по той повестке дня, у него совершенно другой настрой. «Повестка мира — попытка нас уничтожить, контролировать и нейтрализовать желания, существующие в мире. Никто не может гарантировать, что мирная повестка дня увенчается успехом».
- Признательные показания властей являются важным фактом, потому что основная причина того, что общество, не любя власти поддерживает ее или занимает пассивную позицию, заключается в том, что люди думали, что это правительство может установить мир любой ценой.
- Действующие власти постепенно отходят от своего когда-то уверенного заявления и уже ищут оправдания провалу мирной повестки, обвиняя в этом «мировое сообщество» и враждебных к Армении стран. «Предложенная правительством «эпоха мира» на самом деле является повесткой мирной сдачи Армении и Арцаха, которой необходимо противостоять».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
17 июня главы МИД РФ и Азербайджана Сергей Лавров и Джейхун Байрамов в ходе телефонного разговора обсудили процесс нормализации отношений между Ереваном и Баку. В частности, подчеркнули важность соответствующей работы при посреднической роли РФ в русле трехсторонних договоренностей на высшем уровне от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г.
22 июня официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Москва сомневается в искренности заявлений США по МГ ОБСЕ. Вашингтон и Париж демонстративно прервали контакты с российским сопредседателем МГ ОБСЕ 24 февраля. Если бы Вашингтон и Париж действительно считали важным уникальный посреднический формат МГ, то не позволили себе пренебречь мандатом. Работе тройки нанесен во многом непоправимый ущерб. Никаких внятных разъяснений о причинах данного возмутительного шага до сих пор не получено. Нет гарантий того, что подобные безответственные действия не повторятся. Делать вид, что ничего не произошло, просто не получится. Придется учитывать новые реалии.
- Российская сторона заинтересована в нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. Она не может допустить, чтобы политизированные шаги отдельных внешних игроков подрывали и без того непростые усилия по восстановлению мира и стабильности в регионе.
- Россия и далее будет делать все от нее зависящее для безусловного выполнения обязательств и задач, которые были зафиксированы в заявлениях лидеров Армении, России и Азербайджана.
США
18 июня глава МИД РА Арарат Мирзоян принял заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид.
- В ходе встречи Мирзоян представил деятельность комиссий по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы и разблокированию экономических связей и транспортных коммуникаций в регионе.
- Он подчеркнул необходимость полноценного возобновления мирных переговоров под эгидой МГ ОБСЕ по всеобъемлющему и долгосрочному урегулированию нагорнокарабахского конфликта, отметив в этом контексте важность усилий США как страны-сопредседателя МГ.
- Мирзоян также представил гуманитарные проблемы, создавшиеся вследствие предпринятой Азербайджаном в 2020 г. агрессии против Арцаха. Он подчеркнул необходимость безотлагательной репатриации армянских военнопленных и других удерживаемых в Азербайджане лиц, а также сохранения армянского культурного и религиозного наследия на перешедших под контроль Азербайджана территориях.
Премьер-министр РА Никол Пашинян также Донфрид.
- Собеседники обсудили текущие процессы в регионе Южного Кавказа, в том числе урегулирование нагорнокарабахского конфликта, деятельность комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы.
- Пашинян подчеркнул необходимость адекватной реакции международного сообщества на провокационные заявления и действия, подрывающие стабильность и мир в регионе.
- Он подчеркнул также ключевую роль США как сопредседателя МГ ОБСЕ и отметил важность всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
Секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян с Карен Донфрид. Григорян представил ситуацию в сфере безопасности в регионе и точку зрения РА по решению приоритетных вопросов в данной сфере, а также представил также ход урегулирования армяно-азербайджанских отношений.
19 июня в интервью Радио «Азатутюн» заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Карен Донфрид заявила:
- США из-за войны в Украине свернули свои отношения с РФ, но в вопросе НК готовы продолжить сотрудничество в рамках МГ ОБСЕ – во имя мирного и долгосрочного урегулирования конфликта.
- США продолжают поддерживать процесс в рамках МГ ОБСЕ. «Мы продолжаем верить в то, что это очень важный формат, особенно в вопросе НК. Важно, чтобы нам удалось сохранить разные форматы с целью продвижения мира, что мы и будем делать».
ОДКБ
17 июня в ходе встречи с секретарями Советов безопасности стран-членов ОДКБ премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- После вторжения азербайджанских войск на территорию РА в мае 2021 г. звучали комментарии о том, что между странами нет демаркированной и делимитированной границы. «Это довольно опасная формулировка, потому что вот мы говорим о зоне ответственности ОДКБ. Если мы говорим, что должны учитывать те границы, где были проведены процессы демаркации и делимитации, то это может размыть понятие зона ответственности ОДКБ. Потому что возникает вопрос, а где начинается и заканчивается зона ответственности ОДКБ».
- Согласно позиции Еревана, между Арменией и Азербайджаном существует конкретная граница, так как в 1991 г., при создании СНГ, было подписано межгосударственное соглашение, по которому страны обоюдно признают существующие между собой границы. «Имеется в виду административная граница времен СССР, и я думаю, что мы должны исходить из этого. Обратное комментирование или интерпретация этой ситуации понизит эффективность ОДКБ».
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ ТУРЦИИ
16 июня зампредседателя по линии внешних связей правящей в Турции Партии справедливости и развития Эфкан Ала заявил:
- В процессе нормализации отношений с Арменией Турция действует в рамках сотрудничества с Азербайджаном.
- Состоялись встречи спецпредставителей. «Мы ожидаем улучшения отношений. Надеюсь, что другая сторона также нацелена на это».
- Будут достигнуты результаты, полезные не только для двух стран, но и всех государств региона.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
АРМЕНИЯ
17 июня в ответ на заявление президента Азербайджана Алиева о том, что РА отказалась от предложения азербайджанской стороны провести в Тбилиси трехсторонней встречи с участием глав МИД Армении, Азербайджана и Грузии, из МИД РА заявили, что от этой встречи Ереван не отказался. Более того, армянская сторона всегда выступала в пользу проведения подобных встреч, одновременно отмечая необходимость обеспечения их эффективности.
АЗЕРБАЙДЖАН
16 июня, выступая на IX Глобальном Бакинском форуме, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку предлагает трехстороннюю встречу глав МИД Грузии, Азербайджана и Армении, но Ереван отказывается от такой встречи.
РОССИЯ
17 июня зампредседателя правительства РФ Алексей Оверчук заявил:
- Армения обладает колоссальным транспортно-логистическим потенциалом, еще нереализованным, но мы уверены, что в ближайшем будущем мы это увидим.
- Он будет реализован, и там будет действительно построен перекресток международных транспортных коридоров. Все для этого есть. И страна начнет получать от этого большие преимущества.
19 июня состоялась встреча премьер-министров РА и РФ Никола Пашиняна и Михаила Мишустина.
- Пашинян поблагодарил российскую сторону за решение проблем, возникших на пункте пропуска на российско-грузинской границе «Верхний Ларс», напомнив, что это «единственная сухопутная дорога, которая соединяет Армению и Россию».
- Он сообщил, что армянская сторона обсуждает эти вопросы и с грузинскими партнерами, чтобы товарооборот между Арменией и РФ не «встречал искусственных барьеров».
- Пашинян в этом контексте отметил важность открытия региональных инфраструктур, деблокирования всего региона.
- Мишустин отметил, что российская сторона уделяет приоритетное внимание разблокированию экономических и транспортных связей в Закавказье.
ЕАЭС
21 июня в Ереване председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович заявил журналистам:
- Страны ЕАЭС готовы активизировать работу по развитию транспортной инфраструктуры, включая евразийский транспортный коридоры и маршруты.
- Обсуждается предложение проложить Южную железную дорогу в РА, реконструировать автомобильную дорогу М-1 для развития автомобильного маршрута Европа — Западный Китай с ответвлением на Республику Беларусь, а также построить железные дороги Европа — Западный Китай и Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
21 июня депутат НС РА Артур Ованнисян заявил:
- Политическая оценка записи разговора с участием бывшего и нынешнего глав ВСС РА Рубена Вардазаряна и Гагика Джангиряна будет дана, когда станут известны результаты проверки прокуратуры.
- Правящая фракции озабочена содержанием данной записи, как и используемой участниками разговора лексикой.
- Власти в своей деятельности исключают так называемое «телефонное правосудие». «К сожалению, все еще бывают случаи, которые требуют правовых регулирований».
ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
17 июня состоялась встреча посла США Линн Трейси с главами оппозиционных фракций.
Оппозиционеры донесли до посла недовольство незаконными действиями армянских властей и сфабрикованными уголовными делами. Они также договорились об отдельной встрече с депутатами от оппозиции и обговорили формат предстоящих переговоров с конгрессменами США.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»-ПАРТИЯ «ОТЕЧЕСТВО»
21 июня глава фракции «Честь имею» Артур Ванецян заявил:
-
Ванецян подал заявление о сложении депутатских полномочий. «Гражданин РА проголосовал за то, чтобы мы прекратили деструктивную деятельность этих властей, чтобы вывести страну из беды. Однако этот парламент перестал быть эффективной площадкой для достижения цели».
- Совет партии «Отечество» принял решение продолжить свою деятельность вне парламента.
-
Решением партии «Отечество» де-юре и де-факто прекращает свое существование также образованный ими с Республиканской партией блок «Честь имею». «Борьбе нет альтернативы, сегодня нет партийных флагов, разделительных линий и статусов в борьбе за армянский народ, Армению и Арцах. Это наша общенациональная борьба, мы, члены партии «Отечество», будем продолжать ее вместе с нашим народом».
- Возглавляемая им политическая сила и движение «Сопротивление» продолжат борьбу с властями «по разным направлениям». «На этом этапе будет более эффективным продолжить нашу борьбу по разным направлениям. Движение «Сопротивление» заявило о так называемом втором этапе движения, я говорю, что для достижения той же цели пойду другим путем». У «Отечества» и движения «Сопротивление» совпадает окончательная цель, но пути, по которым оппозиция должна ее достичь, на это этапе отличаются.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
УВОЛЬНЕНИЯ
17 июня правительство РА уволило таможенного атташе при посольстве РА в РФ Арама Тананяна. Причины увольнения не называются. Тананян занимал эту должность с января 2020 г.
ПРАВО
ДЕЛО И.О. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЫСШЕГО СУДЕБНОГО СОВЕТА
19 июня председатель ВСС Рубен Вардазарян, полномочия которого приостановлены, на пресс-конференции обнародовал аудиозапись его беседы с и.о. председателя Высшего судебного совета Гагиком Джангиряном и членом ВСС Степаном Микаеляном, сделанной 20 февраля 2021 г.
В этой записи Джангирян сделал ряд политических заявлений, сказав, что не хочет возвращения экс-президента Кочаряна.
Рубен Вардазарян подчеркнул, что эта запись свидетельствует о политических мотивах уголовного дела в его отношении. По его словам, он попросил время до 1 марта – из-за командировки в Москву, после чего он готов был бы встретиться с премьер-министром. Если бы он согласился подать в отставку, ему удалось бы избежать уголовного преследования и дисциплинарного производства, передав руководство ВСС Джангиряну и перейдя на должность судьи.
Чуть позже советник генпрокурора РА Гор Абрамян сообщил:
- Аудиозапись разговора и.о. председателя Высшего судебного совета Гагика Джангиряна, председателя ВСС Рубена Вардазаряна, полномочия которого приостановлены, и члена ВСС Степана Микаеляна отправлена на проверку в Следственный комитет.
- Он опроверг заявление Вардазаряна о том, что действующий генпрокурор РА по истечении срока его полномочий возглавит ВСС.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
16 июня состоялась встреча Генпрокуроров РА и РФ Артура Давтяна и Игоря Краснова.
- Краснов заявил о готовности российских военных прокуроров, дислоцированных в НК, оказывать всяческое содействие, в том числе в обмене информацией и передаче сигналов о совершенных нарушениях.
- Давтян же заверил, что армянская сторона уделяет особое внимание безопасности и интересам приехавших в страну россиян и бизнесменов
- Стороны обсудили также выполнение трехсторонних договоренностей с Баку.
17 июня секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян встретился с секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым.
- В ходе встречи Григорян выразил уверенность, что есть все необходимые возможности и предпосылки для расширения сферы сотрудничества между аппаратами Совбезов двух стран.
- Он представил ситуацию в контексте безопасности в регионе, на армяно-азербайджанской границе, работу комиссий по демаркации и пограничной безопасности, а также процесс нормализации армяно-турецких отношений.
- Патрушев подчеркнул, что РА является стратегическим партнером РФ, и что Москва оказывает содействие Армению в процессах обеспечения региональной безопасности.
17 июня на брифинге министр образования, науки, культуры и спорта РА Ваграм Думанян заявил:
- Нет ничего плохого в открытии школ с иностранным языком обучения и не следует противопоставлять инициативы российской стороны по открытию в РА школ с углубленным изучением русского языка школам с английским или французским языком обучений. «Чем больше у нас будет школ с углубленным изучением иностранных языков, особенно языков наших соседей, тем лучше».
- Более того, в 20222 г. запланировано начать обучение грузинского языка в школах, которые находятся в приграничной с Грузией территории.
- Он констатировал важность популяризации русского языка в РА, чему правительство готово оказать как финансовое, так и иное содействие, в том числе и кадровым составом преподавателей.
17 июня министр экономики РА Ваан Керобян и министр экономразвития РФ Максим Решетников на полях Петербургского экономического форума подписали соглашение о создании совместного центра стратегических инициатив и развития.
- По словам Керобяна, центр создадут в течение 2 месяцев, а работать он начнет в 2023 г.
- Центр позволит внедрить лучшие методики в разные сферы экономики РА. Российские специалисты поделятся опытом.
17 июня на Петербургском международном экономическом форуме был подписан меморандум о сотрудничестве между гендиректором Тульской региональной компании развития и поддержки предпринимательства Григорием Лаврухиным и гендиректором Центра содействия инвестициям РА Левоном Ованнисяном.
- В рамках документа инвесторам с обеих сторон будут предоставляться готовые бизнес-решения в целях улучшения инвестиционного климата в РА и Тульской области.
- Поддержка будет оказана инвесторам, которые планируют работать в РА и Тульской области, а также существующим компаниям.
17 июня состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с президентом РА Ваагном Хачатуряном.
ИРАН
16 июня на встрече с президентом Ирана Эбрахимом Райси в Тегеране спикер НС РА Ален Симонян заявил:
- Армянская сторона придает большое значение оформлению взаимных соглашений в сферах энергетики и транспорта. Открытие железнодорожного сообщения между РА и Ираном — среди важнейших вопросов повестки дня армянского правительства.
- Симонян также проинформировал президента Ирана, что в парламенте Армении уже создана рабочая группа по упрощению законодательства для реализации совместной армяно-иранской повестки.
- Симонян представил ситуацию, создавшуюся вследствие развязанной азербайджано-турецким тандемом войны против Арцаха, гуманитарные проблемы и вопрос сохранения армянских культурно-исторических памятников на территориях, перешедших под азербайджанский контроль, подчеркнув, что Азербайджан на государственном уровне уничтожает армянское наследие.
- На встрече были отмечены последовательные усилия Ирана по установлению мира и стабильности в регионе.
В свою очередь, президент Ирана Ибрагим Раиси заявил:
- Настоящая дружба проявляется именно в сложные времена.
- Он указал на важность сотрудничества законодательных органов в укреплении существующих отношений между Арменией и Ираном.
- Он отметил, что дал соответствующие поручения своему аппарату представить предложения по установлению более тесных связей с Арменией.
ГРУЗИЯ
18 июня в Дилижане премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили встретился с премьер-министром РА Николом Пашиняном.
- Стороны в ходе встречи отметили, что интенсивные контакты на высшем уровне свидетельствуют о динамичном развитии армяно-грузинских отношений и высоком уровне политического диалога.
- Стороны обсудили вопросы и перспективы сотрудничества двух стран, обменялись мнениями о ситуации и процессах в регионе, подтвердили готовность последовательно углублять дружественные отношения, а также договорились продолжить активный диалог.
НИДЕРЛАНДЫ
17 июня министр ИД РА Арарат Мирзоян провел телефонный разговор с министром ИД Королевства Нидерландов Вопке Хукстрой.
- Стороны выразили удовлетворение текущей позитивной динамикой политического диалога между двумя странами, тесным сотрудничеством в различных сферах, а также активностью взаимных визитов на высоком и высшем уровнях. Они особо подчеркнули последовательную реализацию договоренностей, достигнутых в рамках визита премьер-министра РА в Нидерланды.
- Мирзоян подчеркнул важность содействия Нидерландов широкой повестке проводимых в Армении реформ и выразил надежду, что эффективное взаимодействие между сторонами будет носить продолжительный характер. Хукстра, в свою очередь, высоко оценил зафиксированный значительный прогресс РА в вопросе демократического развития.
- Также была отмечена важность активизации контактов между деловыми кругами двух стран, реализации совместных программ.
- Мирзоян представил ситуацию, сложившуюся вокруг нагорно-карабахского конфликта, и позицию армянской стороны относительно процессов, направленных на установление регионального мира и стабильности, урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном.
- Он высоко оценил принятие парламентом Нидерландов около двух десятков резолюций об осуждении азербайджанской агрессии против Арцаха.
- Были затронуты гуманитарные проблемы, создавшиеся в Арцахе после 44-дневной войны. Министры иностранных дел двух стран подчеркнули императив незамедлительного возвращения армянских военнопленных и гражданских лиц, незаконно удерживаемых в Азербайджане.
- Мирзоян подчеркнул необходимость сохранения армянского культурного и религиозного наследия на территориях, перешедших под азербайджанский контроль.
- Он также представил последние развития процесса нормализации отношений с Турцией.
ФРАНЦИЯ
17 июня глава общины Капан Геворг Парсян и губернатор Сюника Роберт Гукасян встретились с послом Франции в РА Анн Луайо.
- Парсян отметил важность армяно-французских дружественных отношений, вклад французских добывающих компаний в развитие горнорудной промышленности и социально-экономическое развитие региона.
- Он подчеркнул также роль Франции как страны-сопредседателя МГ ОБСЕ, отметил важность деятельности сопредседательства МГ в процессе урегулирования нагорнокарабахского конфликта, а также в послевоенный период, в деле урегулирования проблем безопасности, возникших вокруг Сюникской области.
- Стороны обсудили ряд вопросов, касающихся ситуации на границе и проблем безопасности, инфраструктур, занятости населения, горнодобывающей промышленности, туризма, экологии и др.
США
В рамках визита в Вашингтон зампредседателя Антикоррупционного комитета РА Мушега Бабаяна 12-17 июня с ФСБ США был подписан меморандум о взаимодействии.
- Документ призван обеспечить непосредственные контакты между двумя структурами, сотрудничество в борьбе с преступностью, в том числе коррупционного характера, обмен информацией и организацию программ обмена.
- С ФБР и Бюро по борьбе с наркотиками и охране правопорядка Госдепа США достигнута договоренность об организации курсов переподготовки для сотрудников Комитета и взаимных визитов.
ЕАЭС
16 июня на Петербургском международном экономическом форуме вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:
- Ереван считает важным увеличение доли нацвалют в торговле ЕАЭС. Но это пока не тот результат, о котором мы должны мечтать. Все равно происходят привязки к другим валютам, а это серьезные издержки.
- Такие привязки, оказывая давление на цены в сторону повышения, распространяются на социальные проблемы. РА столкнулась с ситуацией, когда начала управлять рисками продовольственной безопасности.
- Еще одна проблема Армении — логистика. Поэтому основной стратегической задачей в РА сейчас является проект «Север – Юг» — дорога, которая лежит на пути от Персидского залива к Черному морю.
21 июня на заседании межправительственном совете ЕАЭС в Минске премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Странам ЕАЭС необходимо координировать свои действия и работы и противостоять рискам продовольственной безопасности, минимизировать риск дефицита товаров.
- Надо также устранять логистические препятствия, развивать импортозамещение. Большая часть таких препятствий возникает из-за отсутствия единых правил в ЕАЭС.
- Надо уделять особое внимание и современным технологиям. Без передовых цифровых инструментов будет сложно конкурировать. В процессе находится создание цифрового транспортного коридора ЕАЭС. Благодаря ему машины будут следовать с минимальным досмотром. Надзорные органы будут видеть всю необходимую информацию благодаря навигационным пломбам с модулями связи.
- Нужно установить единые цели и принципы, меры регулирования без дискриминационных ограничений во взаимной торговле алкогольными напитками. Для Армении это приоритетное направление, дающее широкие экспортные возможности. Значительная часть препятствий возникает из-за отсутствия координации правил. Готовность к диалогу может помочь сохранить положительную динамику во взаимной торговле.
ОБСЕ
16 июня премьер-министр РА Никол Пашинян принял делегацию во главе с председателем ПА ОБСЕ Маргаретой Седерфельт.
- Пашинян придал важность тесному сотрудничеству и постоянному диалогу между парламентом РА и ПА ОБСЕ, коснулся проводимых в РА демократических реформ и подчеркнул важную роль международного сообщества в их эффективной реализации. Он добавил, что развитие и укрепление демократических принципов и институтов и впредь будет оставаться в числе приоритетов правительства РА.
- Пашинян коснулся и внутриполитической ситуации в Армении, процессов, происходящих на Южном Кавказе, представил ситуацию вокруг НК. Он отметил важность укрепления стабильности и мира в регионе и соразмерного отклика международного сообщества на провокационные заявления и действия, подрывающие региональную стабильность, а также на шаги по уничтожению армянского культурного наследия на территориях, перешедших под контроль Азербайджана. Пашинян придал важность всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ.
- Седерфельт высоко оценила сотрудничество с парламентской делегацией РА, отметила активную деятельность последней в Ассамблее, приветствовала демократические реформы в РА и высоко оценила проведение прошлогодних внеочередных парламентских выборов в соответствии с международными стандартами.
ОДКБ
17 июня в Ереване прошел совместный брифинг генсека ОДКБ Станислава Зася и секретаря Совета безопасности РА Армена Григоряна.
- Григорян заявил, что Ереванское заседание Комитета секретарей совбезов стран ОДКБ проводится в условиях нарастающих вызовов и угроз как в мире в целом, так и в зоне ответственности ОДКБ. Это требует принятия своевременных и эффективных мер, направленных на нейтрализацию этих вызовов и угроз и обеспечение безопасности членов ОДКБ. Исходя из этого, на заседании особое внимание было уделено ситуации, сложившейся в зоне ответственности ОДКБ.
- Зась, в свою очередь, сообщил о намерении ОДКБ улучшить систему реагирования на кризисные ситуации. По его словам, Секретариат ОДКБ готовит пакет нормативно-правовых актов по усовершенствованию системы кризисного реагирования. Пакет будет представлен на осеннем заседании Комитета и сессии СКБ ОДКБ. Речь идет о корректировке правовой базы ОДКБ в сфере кризисного реагирования, что является одним из приоритетов председательства РА в ОДКБ.
- По итогам ереванского заседания подписаны шесть документов, в их числе – План совместной подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ на 2023 г.
СОВЕТ ЕВРОПЫ
16 июня премьер-министр РА Никол Пашинян принял генсека Совета Европы Марию Пейчинович-Бурич.
- Пашинян отметил необходимость повышения общественного доверия к судебной системе. Пейчинович-Бурич, в свою очередь, выразила готовность СЕ оказать консультативную поддержку в этом процессе.
- Пашинян представил подходы РА к деятельности комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы и мирной повестки, отметил важность адресной реакции международного сообщества на провокационные заявления и действия, ставящие под угрозу мир и стабильность в регионе. Он также отметил важность всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ.
17 июня в Ереване прошла встреча главы МИД РА Арарата Мирзояна с генсеком Совета Европы Марией Пейчинович Бурич.
- На брифинге по итогам встречи Мирзоян заявил, что Ереван и Страсбург готовы работать над новой Программой сотрудничества на 2023-2026 гг.
- Совет Европы является одним из основных партнеров РА в реализации реформ в сферах демократии, прав человека и верховенства закона. Мирзоян отметил, что важным инструментом сотрудничества с СЕ является Программа действий для РА как в вопросе эффективной реализации ряда стратегических программ правительства РА, так и, в целом, в выполнении Арменией ее обязательств в СЕ.
В тот же день Католикос всех армян Гарегин II в Эчмиадзине также принял генсека СЕ. Он рассказал ей о последствиях 44-дневной войны в НК и проблемах сохранения армянского духовно-культурного наследия, также напомнил об уничтожении Азербайджаном порядка 7 тысяч армянских исторических памятников и хачкаров с 1998 по 2005 гг.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
22 июня вице-премьер РА Мгер Григорян принял делегацию, возглавляемую новым руководителем миссии МВФ в РА Ивой Петровой. На встрече присутствовал также постпред МВФ в РА Мехди Раис.
- Григорян представил осуществляемые правительством реформы, а также имеющиеся в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты проблемы.
- Были затронуты также региональные процессы и в этом контексте – экономические и финансовые риски для РА и возможности противодействия им.
МНЕНИЯ
Георгий Дерлугьян
16 июня в интервью Armenia Today профессор Нью-Йоркского университета в Абу-Даби Георгий Дерлугьян заявил:
- Как будет разрешаться проблема НК в свете конкуренции между ЕС и РФ — возможно ЕС обретет геополитическую субъектность и попытается выдавить РФ и Турцию, но пока мы этого не видим, как они смогут это сделать.
- Конфликт между Западом и РФ является войной на уничтожение, в результате которого возникнет новый мир.
- Развитие внутриполитической ситуации в РА зависит не от нее, а от того, как будет складываться обстановка на фронтах в Украине, кто и как, с каким счетом будет побежден.
- «Жалко оппозицию, видимо честные и искренние люди, у них ничего не получается, потому что то, что они делают – это удивительно неумело. Они не выдвинули серьезных программ. И вообще не так берут власть, у Ленина надо было учиться».
- Правительство — люди, которые должны организовывать управление страной – что-то получается, по крайней мере у части правительства. К оппозиции очень много вопросов, у них же в ответ только лозунги.
АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН
17 июня в беседе с АрмИнфо директор Института Кавказа Александр Искандарян выразил мнение, что:
- В текущих геополитических условиях навязать кому-то свое готовое решение всего комплекса обусловленных Арцахом проблем глава МИД РФ Лавров не может. Это решение должно быть согласовано со всеми игроками и заинтересованными сторонами. В первую очередь оно должно быть принято Ереваном, Баку и Анкарой.
- Однако, радикальные различия и противоречия в позициях сторон конфликта, увязка этого пути в контекст карабахской проблемы как минимум говорит о том, что решить этот вопрос будет очень трудно. Пример сложности текущих геополитических реалий — процесс реализации пункта №9 Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., предусматривающий возможность коммуникации между Азербайджаном и Нахиджеваном, как единственный пункт, касающийся какого-либо будущего конфликтного региона, в вопросе которого отсутствуют какие-либо реальные подвижки.
- В сотрудничестве между собой, в сотрудничестве с Москвой и т.д. Баку и Анкара пытаются давить на Ереван в этом и других вопросах. Вопрос в успешности подобной политики давления. «Мы видим, что пока что в этом деле они, скажем так, преуспели не слишком».
- Россия, в свою очередь, работает на кавказском направлении в том числе с Азербайджаном и Турцией, и в целом, впутываться в сложные ситуации где-либо еще, кроме Украины, совершенно не стремится, а Южный Кавказ для РФ является лишь частью турецкого вектора ее политики. Основные же направления российской политики — Китай, а также Центральная Азия, ситуация в которой во многом обусловлена все тем же взаимоотношениями с Китаем.