×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-56/
Новости
8 мая
7 мая
6 мая
3 мая
2 мая
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
17:17 , 2 Июнь 2022
2376
0

Обзор 26 мая – 1 июня 2022 г.

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

26 мая в интервью DW президент РА Ваагн Хачатурян заявил:

  • Армянская сторона настроена оптимистично в вопросе переговоров с Азербайджаном, потому что действительно желает подписания мирного договора с Азербайджаном. «Ведь без мирного существования соседей на этой территории невозможно двигаться дальше не только нам, но и всем странам в этом регионе — Турцию, Иран, Азербайджан, Грузию, Армению».
  • «Мы должны найти возможности для мирного сосуществования. Сейчас это реально, тем более что есть посредники: и в лице ЕС, и в лице РФ, и в лице МГ ОБСЕ. Мы должны использовать эти возможности».
  • Третья встреча между президентом АР и премьер-министром РА в Брюсселе дает надежду, что ЕС хочет довести дело до конца, то есть до подписания документа о мире между Арменией и Азербайджаном.

27 мая в беседе с корреспондентом ТАСС вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:

  • Первая встреча национальных комиссий Армении и Азербайджана по вопросу делимитации и безопасности границ на границе двух стран 24 мая прошла в конструктивном ключе.
  • На встрече стороны обсуждали исключительно организационные вопросы дальнейшей совместной работы, и в этом плане встреча была вполне конструктивной.
  • По дате следующей встречи комиссий по делимитации и вопросам безопасности границ пока договоренностей нет, но есть подтверждения, что встреча состоится в Москве.
  • В Москве состоится также заседание трехсторонней рабочей группы по вопросам разблокирования транспортных и экономических связей в регионе.

28 мая МИД РА выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • Последние заявления президента АР Ильхама Алиева свидетельствуют о деструктивности азербайджанской стороны. Притязания на суверенную территорию соседнего государства, угрозы применения силы есть не что иное, как неуважение к нормам международного права, ставящее под серьезное сомнение искренность намерений Азербайджана в вопросе достижения мира в регионе.
  • Ереван ожидает конкретной реакции международных партнеров на заявления Баку, только в этом случае можно достичь стабильности и мира на Южном Кавказе.
  • Нормализация отношений между Арменией и Азербайджаном должны проводиться на основе предложений обеих сторон, включая вопрос окончательного урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Мандат посредников МГ ОБСЕ продолжает существовать.
  • Баку предпринимает попытки представить проблему как территориальный спор, в то время как речь идет о реализации прав армян Арцаха и исключении угрозы этнических чисток.
  • Ереван призывает руководство Азербайджана не торпедировать своей воинственной и максималистской риторикой обсуждения по существующим форматам.

28 мая в беседе с Арменпресс глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Подписав трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., президент Азербайджана признал существование Нагорного Карабаха.
  • МГ ОБСЕ была создана не Азербайджаном, а международным сообществом, следовательно Азербайджан не может распустить ее или считать ее миссию завершенной.
  • У Армении никогда не было и нет территориальных претензий к Азербайджану. Нагорнокарабахский конфликт является вопросом права и воспринимается международным сообществом именно таковым. «И это было видно на встрече в Брюсселе. Мы констатировали, что страница войны для нас закрыта, что есть проблема, которую надо решать политическим, дипломатическим путем».
  • Существование какого-либо коридора на территории РА исключается и не подлежит обсуждению. Относительно маршрутов разблокирования коммуникаций, министр отметил, что очевидно, одна ветка железной дороги пройдет через Мегри, Ордубад, Джульфу, Ерасх. На данный момент согласования маршрута по автодорогам нет.

30 мая в интервью индийскому «Вион» глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Последствия войны, развязанной Азербайджаном против Нагорного Карабаха в 2020 г., до сих пор сказываются на Армении и всем регионе. Установление мира в регионе возможно, если Азербайджан не будет этому препятствовать.
  • Несмотря на то, что широкомасштабные боевые действия прекратились по трехстороннему заявлению лидеров Армении, России и Азербайджана от 9 ноября 2020 г., многие вопросы остаются нерешенными. Азербайджан, открыто нарушая положения трехстороннего заявления и нормы международного гуманитарного права, и игнорируя четкие призывы международного сообщества, отказывается освободить армянских военнопленных и других удерживаемых лиц. Другой проблемой является реальная опасность уничтожения, осквернения и искажения армянского культурного и религиозного наследия на территориях, находящихся под контролем Азербайджана после войны. Азербайджан препятствует прибытию оценочной миссии ЮНЕСКО в пострадавшие от конфликта районы, которая поможет защитить армянское наследие от полного уничтожения.
  • Официальный Баку продолжает свою ксенофобскую риторику в отношении армян. В отношении армян НК до сих пор ведется психологический террор, в виде призывов из громкоговорителей покинуть свои дома с угрозами в противном случае отключить подачу газа в сложных погодных условиях. Вокруг НК до сих пор происходят нарушения режима прекращения огня. Последний случай – вторжение азербайджанских ВС 24 марта в село Парух в НК.
  • Ереван считает, что решение – это мир, а не война, и продолжает свои усилия по установлению мира и стабильности в регионе. «Мы неоднократно заявляли, что готовы начать переговоры о всеобъемлющем мире с Азербайджаном, который будет включать долгосрочное урегулирование нагорнокарабахского конфликта, в том числе, защиту всех прав народа НК и его окончательный статус».
  • В ходе встречи лидеров стран, состоявшейся 22 мая в Брюсселе, была достигнута договоренность о начале работ по демаркации армяно-азербайджанской границы и обеспечению безопасности, завершению переговоров об открытии транспортной инфраструктуры в регионе, проведению работ по подготовке ко всеобъемлющим мирным переговорам. «Если Азербайджан продемонстрирует конструктивный подход и воздержится от создания препятствий этому процессу, как это уже неоднократно делал ранее, я думаю, мы сможем двигаться вперед».

31 мая в беседе с журналистами спикер НС РА Ален Симонян не стал заявлять, что Арцах не будет в составе Азербайджана, так как это, по его мнению, значит очертить какую-то линию в переговорах и отказываться разговаривать дальше, а это помешает переговорному процессу. «Делать подобное заявление на уровне председателя НС неприемлемо».

31 мая, комментируя вопрос о дальнейшей судьбе переговоров в контексте последнего инцидента на границе, когда в результате нарушения азербайджанскими ВС режима прекращения огня погиб армянский военнослужащий, замминистра обороны РА Арам Саркисян заявил:

  • Комиссия по делимитаци и демаркации границы продолжит свою работу, потому что даже самые худые переговоры лучше доброй войны.
  • Он категорически не согласен с утверждениями оппозиции о том, что боевые позиции на передовой продолжают оставаться необустроенными, отметив, что правительство предпринимает все необходимые меры для решения имеющихся проблем.

31 мая в интервью civilnet секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • Армения продолжает оставаться гарантом безопасности Арцаха, а после 44 дневной войны, возросла и роль России в виде миротворческого контингента. Армения продолжает оказывать Арцаху социально-экономическую помощь, и она достигла беспрецедентного уровня. Только в 2021 г. РА предоставила Арцаху 400 млн. драм помощи, которая в каком-то смысле содержит компонент безопасности. «И в этом плане Армения продолжает быть компонентом безопасности для Арцаха».
  • Армения, зная, что является, в глобальном смысле, основным столпом для армянской государственности, всегда оказывала содействие Арцаху в решении существующих проблем, в том числе в области безопасности. Армении и впредь продолжит это делать.
  • «Но, мы должны также учитывать геополитические подвижки, и в некоторых случаях под угрозой может оказаться суверенитет Армении». В этом контексте, по словам Григоряна, были выражены мысли о том, что Армения имеет проблемы с точки зрения своего суверенитета. «И этот вопрос остается ключевым фактором для правящей силы, и нужно сделать всё, чтобы защитить суверенитет РА. Все сделать необходимое для этого».
  • Но это не разделение государственных интересов Армении и Арцаха, а лишь понимание, где находится центр, и что приоритет. «Если не будет Армении, не будет Арцаха». Но также без Арцаха не будет и Армении, поэтому Армения прилагает большие усилия для защиты и безопасности Арцаха. «И в повестке внешней политики большую роль играет Арцах».
  • Касаясь процесса делимитации армяно-азербайджанской границы, Григорян заверил, что комиссия уполномоченная заниматься этим вопросам, будет обсуждать пограничные вопросы и связанные с безопасностью. Он напомнил о предложении армянской стороны о зеркальном отводе войск для создания более благоприятной, спокойной атмосферы для проведения процесса делимитации и демаркации.
  • Всеобъемлющий мирный договор с Азербайджаном будет включать вопрос Нагорного Карабаха. В ответных пунктах на предложения Азербайджана отмечаются, в том числе и вопросы безопасности и прав армян Нагорного Карабаха, из которого должен исходить и статус Арцаха. «Мир не может не касаться Нагорного Карабаха. По большому счету, два других ключевых вопроса, связанных с границами и разблокировкой коммуникаций серьезно взаимосвязаны с Нагорным Карабахом.
  • Касаясь переговоров в Брюсселе, Григорян отметил, что власти РА делают всё, чтобы они были прозрачными, дабы не допустить поводов для спекуляций. И в Москве и в Брюсселе обсуждаются одни и те же вопросы, в том числе и статус Арцаха.

 

ВЛАСТИ НКР

27 мая госминистр НКР Артак Бегларян в своем ТГ-канале написал:

  • Нагорнокарабахский конфликт до сих пор не урегулирован, и это признает весь мир.
  • Процесс и результаты делимитации и демаркации с РА не могут повлиять на нынешний и будущий статус НКР. В конце концов, карабахский конфликт не с РА, а с НКР.
  • Баку может для решения вопроса провести делимитацию и демаркацию также с Арцахом, вернув оккупированные территории и признав независимость.
  • Главные принципы урегулирования конфликта — реализация права народов на самоопределение и неприменение силы. Но они попираются и игнорируются Азербайджаном.
  • Последние угрозы со стороны Алиева – сигнал мировому сообществу принять меры. Игнорирование такого поведения приводит к международным бедствиям.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

26 мая в интервью итальянскому изданию Nova news глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:

  • Азербайджан поддерживает идею нормализации отношений с РА и подписание с ней мирного договора, предпринимая шаги в этом направлении.
  • Баку выступает за использование всех международных площадок, которые могут внести реальный вклад в достижение этой цели. В этом смысле, Азербайджан считает, что Совет Европы также может внести свой вклад в реализацию мер по укреплению доверия.
  • Проводится работа по организации встреч на международных площадках с участием министров иностранных дел двух стран.

27 мая президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • Международное право уже не работает, и всё решает сила, о чем свидетельствуют результаты 44-дневной войны в зоне нагорнокарабахского конфликта.
  • Нагорнокарабахский конфликт решен, а МГ ОБСЕ завершила свою деятельность. «Сейчас постконфликтный период. Мы живем в этот период, диктуем повестку и в постконфликтный период, и за полтора года, прошедшие после войны, добились того, чего хотели. Мы добились, или же добиваемся всего, о чем я говорил».
  • За Азербайджаном «решающее право голоса в формировании постконфликтной повестки дня».
  • Подписание мирного соглашения между Баку и Ереваном является одним из главных региональных вопросов.
  • Армения 1,5 года отказывалась определять границы с Азербайджаном, но 24 мая на азербайджано-армянской границе состоялась первая встреча комиссий. «Мы определим границы, и это очень важно. Это автоматически официально положит конец территориальным претензиям к Азербайджану реваншистских, фашистских сил в Армении. Потому что если мы определяем границы, то о каком статусе Нагорного Карабаха может идти речь?! Это территория Азербайджана и все это принимают».
  • По вопросу проживания армян в Азербайджане — Азербайджан является многонациональной, многоконфессиональной страной и в этом вопросе нет никаких проблем.
  • По вопросу открытия «Зангезурского коридора» — РА всегда пыталась этому помешать. Но в официальном заявление брюссельской встречи уже определено, что и железная дорога, и автомобильная дорога проходят через Мегри и Зангезур. «То есть мы этого добиваемся».
  • Алиев грозится взять «исторические азербайджанские территории — Ереван и Зангезур», заверяя, что они принадлежали Азербайджанской Демократической республике.

28 мая посол Франции Закари Гросс был вызван в МИД Азербайджана, где ему был выражен протест. Причиной послужила встреча мэра Парижа Анн Идальго с президентом НКР Араиком Арутюняном.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

26 мая глава комиссии НС РА по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян заявил:

  • Баку не настроен провалить процесс делимитации армяно-азербайджанской границы, а наоборот намерен продвигать его по установленной процедуре и достигнутым договоренностям.
  • Процесс начался, как минимум, на активном уровне, были приняты соответствующие акты, созданы комиссии, которые должны начать работу, достигнуты определенные договоренности. «Можно увидеть очень, очень, очень умеренный оптимизм в этом процессе».
  • Детали упростятся, когда комиссии начнут свою непосредственную работу.
  • Демаркация и делимитация — достаточно продолжительный и технически сложный процесс. И политическая воля, и профессионализм вовлеченных в процесс лиц, и содействие международных коллег станут положительным импульсом к успешному его завершению.

ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

26 мая на брифинге вице-спикер НС РА от фракции «Армения» Ишхан Сагателян заявил:

  • Турецко-азербайджанский союз боится потерять премьер-министра РА Пашиняна в РА, поэтому пытается как можно скорее де-юре закрепит результаты 44-дневной войны в Арцахе, чтобы отныне их «победа» была окончательной.
  • Они понимают, что, когда потеряют в Армении Никола, все договоренности станут ничем. «В этом смысле Эрдоган, Алиев и Никол торопятся, а некоторые круги пытаются содействовать ускорению процесса».
  • Если бы Движения сопротивления не было, потери были бы очевидны, были бы подписаны некоторые документы. «Движение смогло сорвать график сдачи страны, но этого недостаточно. Мы должны это предотвратить».

26 мая Европейское бюро «Ай Дата» Армянской революционной федерации и Армянский национальный комитет Европы выступили с заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • Важно обеспечить, чтобы мирные переговоры основывались на справедливости, а не заключались в том, чтобы загнать в угол сторону, ставшую жертвой порочной агрессии двух авторитарных режимов, таких как Азербайджан и Турция.
  • Организации выражают свое глубокое недовольство недавним заявлением председателя Европейского совета Шарля Мишеля, которое было опубликовано после трехсторонней Брюссельской встречи лидеров Армении и Азербайджана. Для лидера ЕС неприемлемо выступать посредником во имя мира, жертвуя правами и потребностями угнетенной стороны.
  • Отклоняясь от подходов ЕС, выражаемых на протяжении десятилетий, а также от всех соответствующих международных документов, Мишель использует расплывчатую формулировку «Карабах» вместо «Нагорный Карабах», что является политической единицей с определенной территорией. Председатель Европейского совета повторяет точку зрения президента Азербайджана, подразумевая, что Нагорный Карабах не существует как субъекта, что, по сути, является геноцидным подходом.
  • В «Ай Дат» напомнили Мищелю, что его посредничество как президента Европейского совета должно основываться на следующих фактах и обстоятельствах: Соглашение между ЕС и Арменией, которое признает необходимость урегулирования нагорнокарабахского конфликта в соответствии с Уставом и принципами ООН, и на основе Хельсинкского Заключительного акта ОБСЕ, в том числе право народов на равенство и самоопределение, в качестве одного из трех основополагающих принципов.

28 мая в беседе с Armenia Today глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:

  • Оганян сомневается в том, что Азербайджан может сегодня развернуть крупномасштабные военные действия против Армении и Арцаха. «Если же речь идет не о крупномасштабных действиях, то за прошедшие полтора года у нас должны были быть созданы минимальные оборонительные инженерные сооружения».
  • Власти РА за прошедшее после войны время не приняли решений о создании минимальной оборонительной инфраструктуры на границе с Азербайджаном.
  • Власти принимают решения в отрыве от военно-политической ситуации и не понимают, какие задачи являются приоритетными и срочными в сфере безопасности, обороны, пограничной безопасности.
  • Запущенный процесс делимитации армяно-азербайджанской границы является несвоевременным. НКР входит с РА в одну и ту же систему безопасности. «Мы были сильнее. Сейчас мы слабее и в этих условиях неприемлемо слепо идти в мираж властей Азербайджана».

30 мая вице-спикер НС РА от фракции «Армения» Ишхан Сагателян представил пункты заявления, которое оппозиция включила в повестку внеочередного заседания НС РА:

  • Армения поддерживает полную реализацию права народа Арцаха на самоопределение.
  • Арцах никогда не будет в составе Азербайджана.
  • Между РА и НКР должна быть надежная сухопутная связь. Арцах не будет анклавом.
  • РА является гарантом реализации права народа Арцаха на безопасность и самоопределение.
  • Делимитационные и демаркационные работы должны проводиться при условии вывода азербайджанских войск с суверенной территории РА.
  • В результате делимитационных и демаркационных работ исключается нарушение целостности РА.
  • В процессе нормализации армяно-турецких отношений исключается любое соглашение, которое поставило бы под вопрос признания Геноцида армян.
  • Разблокирование дорог между Азербайджаном и Турцией не может происходить по коридорной логике.

Депутат НС от фракции «Армения» Гегам Манукян заявил:

  • Фракция «Гражданский договор» либо присоединяется к заявлению оппозиции, зафиксировав, что Арцах не будет в составе Азербайджана, либо же не участвует в заседании и воздержится от голосования. Любые причины будут означать, что эта фракция «служит интересам Азербайджана, Алиева».
  • 3 июня станет водоразделом для властей «либо во имя Арцаха они выступают как часть армянского народа, как политическая единица, либо прекращает играть такую роль и обслуживает исключительно интересы Азербайджана».

31 мая в беседе с АрмИнфо член Совета Республиканской партии Армении Артак Закарян выразил мнение, что:

  • РА имеет потенциал для противостояния геополитическим вызовам и угрозам. Но не с нынешней властью. «Еще месяц — полтора реализации пашиняновской «повестки мира» и мы окажемся в состоянии новой войны. Лишь прекращение всех этих глупостей властей позволит Армении избежать подобных опасных перспектив. Последнее же возможно исключительно в случае их отстранения от власти».
  • Закарян убежден в отсутствии самой повестки мира не только в армяно-азербайджанских отношениях, но и в мире, в международных отношениях, в целом. Сам факт наличия, озвучивания подобной фальсифицированной повестки руководством Армении вызывает удивление не только среди армянской оппозиции, но и среди руководителей стран-партнеров РА.
  • Достижение мира возможно исключительно путем борьбы, а не фальсифицированными политическими установками, содержащими пораженчество и стремление добиться мира посредством все новых и новых уступок противнику. Подобная политика априори обречена на поражение и лишена каких-либо перспектив. Более того, это понимают уже даже в самой правящей партии.
  • Оппозиция не допустит достижения фантастического мира посредством сдачи наших реальных территорий и интересов. «Мы не допустим отказа от наших потенциальных возможностей развития в будущем, возможностей, являющихся фундаментом поддержания армянской государственности, суверенитета и независимости».

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

26 мая в интервью Trend спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаар заявил:

  • ЕС готов усилить поддержку мер, направленных на установление мира на Южном Кавказе.
  • После состоявшейся 22 мая встрече лидеров Азербайджана, Армении и Европейского совета в Брюсселе предстоит проделать большую работу, прежде чем лидеры вновь соберутся на очередную трехстороннюю встречу этим летом.
  • Лидеры поручили своим командам продолжить обсуждения и обеспечить прогресс в ближайшие недели по части будущего мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, отметил спецпредставитель ЕС.
  • ЕС приветствует все усилия, направленные на установление долгосрочного устойчивого мира в регионе, отметив, что помимо брюссельского формата, есть и другие стороны, которые помогают искать всеобъемлющее решение. «Мы все исходим из условий, установленных при посредничестве России в заявлении о прекращении огня от 9 ноября 2020 г. Договоренности на высоком уровне, достигнутые в Москве и Сочи, имеют то же направление, что и мы. Наши усилия не исключают друг друга, а, как раз наоборот».
  • Также важно подготовить население к долгосрочному устойчивому миру и обеспечить выполнение условий для возвращения всех перемещенных лиц.

1 июня пресс-секретарь главы Европейского совета Баренд Лейтс распространил заявление, в котором, в частности, отмечается:

  • Глава Евросовета Шарль Мишель подтвердил приверженность ЕС к углублению сотрудничества с Арменией и Азербайджаном для продвижения безопасного и процветающего Южного Кавказа.
  • Мишель приветствовал первое заседание пограничных комиссий обеих стран 24 мая, подчеркнув важность обеспечения стабильности и безопасности по всему периметру армяно-азербайджанской границы.
  • Мишель также подчеркнул, что для нормализации отношений между Ереваном и Баку важно урегулировать все нерешенные вопросы, в том числе продолжить обсуждения по будущему мирному договору и устранить глубинные причины конфликта.
  • Заявление Мишеля по итогам встречи лидеров 22 мая никоим образом не следует интерпретировать как одобрение заранее определенного исхода обсуждений.
  • Специальный представитель ЕС Тойво Клаар в ближайшие дни совершит очередной визит в регион.

 

РОССИЯ

31 мая состоялся телефонный разговор президента РФ Владимира Путина с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Собеседники

  • Обсудили ход реализации договоренностей лидеров РФ, АР и РА от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г.
  • Акцентировали внимание на решении конкретных вопросов, связанных с налаживанием в регионе мирной жизни и укреплением стабильности, разблокировании экономических связей и транспортных коммуникаций.
  • Алиев информировал о встрече в Брюсселе 22 мая с премьер-министром РА Пашиняном и председателем Европейского совета Мишелем.

1 июня состоялся телефонный разговор между премьер-министром РА Николом Пашиняном и президентом РФ Владимиром Путиным.

  • Собеседники обсудили ряд вопросов двусторонней армяно-российской повестки, коснулись региональных вопросов, ситуации на армяно-азербайджанской границе.
  • Путин приветствовал первое заседание комиссии по демаркации армяно-азербайджанской границы и пограничной безопасности и подтвердил готовность РФ поддержать процесс демаркации границы. Было подчеркнуто, что, согласно договоренности, следующее заседание комиссии состоится в Москве.
  • Был затронут вопрос открытия региональных коммуникаций и достигнута договоренность об активизации работы трехсторонней рабочей группы.
  • Пашинян поделился с Путиным впечатлениями от последней встречи в Брюсселе, выразив обеспокоенность комментариями после встречи, не связанными с сутью дискуссий.
  • Собеседники также обсудили вопросы, связанные с урегулированием нагорнокарабахского конфликта, в частности, возможность активизации работ сопредседателей МГ ОБСЕ.

 

ОБСЕ

26 мая глава МИД РА Арарат Мирзоян принял Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика.

  • Мирзоян подтвердил позицию армянской стороны по всеобъемлющему урегулированию нагорнокарабахского конфликта, подчеркнув в этом контексте посредническую роль сопредседательства МГ ОБСЕ.
  • Были обсуждены вопросы, связанные с работой комиссии по делимитации и пограничной безопасности между РА и Азербайджаном, а также с разблокированием экономических связей и транспортных коммуникаций в регионе.

ООН

24 мая постпред РА в Азиатско-Тихоокеанской экономической и социальной комиссии ООН Ваграм Кажоян на сессии структуры:

  • Обвинил ООН в непредоставлении гуманитарной помощи Арцаху.
  • Затронул вопросы повестки устойчивого развития, такие как война, развязанная Азербайджаном в 2020 г., и гуманитарный кризис в НК, подчеркивая, что ООН и международное сообщество не предоставили базовой гуманитарной помощи населению НК, не соблюдая ключевой принцип целей устойчивого развития, который заключается в том, чтобы «никто не был забыт».


АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

АРМЕНИЯ

30 мая в интервью индийскому «Вион» глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • для достижения нормализации отношений между Арменией и Турцией необходимы политическая воля и готовность осуществлять конкретные действия. И то и другое армянская сторона проявляла, и ожидает того же от турецкой стороны.
  • Вначале 1990-х гг. Турция в одностороннем порядке закрыла армяно-турецкую границу, и между двумя странами нет дипломатических отношений. Сейчас с целью нормализации отношений двумя странами назначены спецпредставители и между ними состоялись три встречи, на которых стороны решили двигаться вперед без каких-либо предварительных условий с целью открытия границ. С целью придания этому процессу положительной динамики Мирзоян принял приглашение главы МИД Турции и посетил Анталию, для участия в дипломатическом форуме. На полях форума также состоялась его встреча с турецким коллегой.
  • Несмотря на все риски и хрупкость, есть возможность открытия эпохи мира в нашем регионе. И Армения продолжит свои усилия, для содействия реализации этой возможности.

 

ТУРЦИЯ

26 мая председатель Великого национального собрания Турции Мустафа Шентоп заявил:

  • Анкара рассматривает процесс нормализации с Арменией как важную и историческую возможность для региона.
  • Нельзя допустить, чтобы радикальные группы в армянской диаспоре нанесли ущерб процессу, отравили отношения и захватили Армению.
  • «Мы приглашаем все соответствующие субъекты действовать конструктивно и поддерживать процесс, что мы и делаем».

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

1 июня на совместном заседании постоянных комиссий НС министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян заявил:

  • Строительство коридора «Север-Юг» осуществлено всего на 5-6%.
  • За последние 2 года работы по строительству коридора несколько активизировались в рамках различных траншей. В частности, в 2021 г. удалось заасфальтировать 50 км дорог, что является самым высоким показателем за последние несколько лет. В текущем году эти показатели будут превзойдены.
  • В этом году начнется строительство дороги от Талина до Ланджика.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

27 мая депутат НС РА Артур Ованнисян заявил в Facebook:

  • парламентская оппозиция вновь пытается использовать вопрос Арцаха во внутриполитических целях.
  • Правящая фракция «Гражданский договор» не примет участия в инициированном оппозицией внеочередном заседании НС. «Фракция «Гражданский договор» не поддастся политическому шантажу и не примет участия во внеочередном заседании парламента».
  • Правящая фракция продолжит «защищать права и интересы Арцаха и его армянства на всех возможных площадках и прилагать усилия для продвижения повестки мира».

31 мая, комментируя уличные протесты, спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • «Мы позволим им до конца исчерпать все свои ресурсы».
  • Симонян обратится в совет НС по вопросу лишения оппозиционных депутатов мандатов. Но пока решения по этому вопросу нет.
  • Симонян вновь усмотрел нечто общее в действиях оппозиции и азербайджанских властей. По его мнению, поведение оппонентов властей почему-то совпадает с переговорами и инцидентами на границе.
  • Спикер уверен, что оппозиция просто пытается заработать дивиденды, но сама себя загоняет в тупик, прикрываясь вопросом Арцаха. Власти не скрывают ничего от общественности, сообщают о переговорном процессе.

 

ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

28 мая вице-спикер НС РА Ишхан Сагателян прокомментировал отказ правящей фракции принять участие в инициированном оппозицией внеочередном заседании НС, заявив:

  • В вопросе проведения заседания и предлагаемого оппозицией заявления НС речь идет не о шантаже, в котором власти обвиняют оппозицию, а о политической повестке, которую власти избегают.
  • Правящая фракция избегает участия во внеочередном заседании парламента, так как ее представителям нечего сказать. У них нет каких-либо замечаний относительно текста представленного заявления. «Для них это политический тупик, это четкое подтверждение их политического курса. Отныне они не могут вводить в заблуждение наше общество».
  • Последующая борьба оппозиции будет строиться на повестке требований по переговорному процессу с Азербайджаном и Турцией.

1 июня Ишхан Сагателян опроверг слухи о том, что движение «Сопротивление» собирается взять тайм-аут.

  • «Никаких тайм-аутов мы не обсуждаем, поскольку причин для этого нет. Напротив, мы обсуждаем варианты расширения нашей борьбы и идем в этом направлении».
  • «Всех тех, кто рассчитывает или надеется на то, что оппозиция возьмет паузу, ждет глубокое разочарование».

 

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

28 мая в своем ТГ-канале депутат НС РА Армен Геворгян опубликовал «армянскую повестку», в которой описал шаги, необходимые РА для выхода из ситуации, сложившейся после 44-дневной войны.

  1. Армении необходимо как можно скорее уйти от чувства ущербности после 44 дневной войны. «Нас будут принуждать к так называемому миру, если мы сами все время будем о нем говорить. Мы должны говорить о системе безопасности и международных гарантиях ее поддержания».
  2. РА не должна комплексовать из-за своих размеров и текущих возможностей, численности населения, но при этом должна адекватно и честно оценивать собственные положение и ресурсы, откровенно вести общенациональный диалог по перспективам самостоятельного преодоления всех новых вызовов. «Нужно продвигать свои прагматические интересы, понимая, что кроме нас никто не захочет нам большего добра и новых возможностей. В вопросе политического решения вопроса Арцаха нашими союзниками могут быть Россия, Иран и Франция».
  3. До апрельских событий 2018 г. вопрос о выборе направления движения в РА решался исходя из понимания его безальтернативности и в сторону РФ. Сегодня реализуются основные ожидания западных игроков по наращиванию роста антироссийских настроений. Россия же, требуя однозначных позиций, сама не меняет явно устаревшие методы работы с союзниками.
  4. РА должна понимать, что у крупных держав в регионе есть геополитические интересы, а у армянской стороны должны быть национальные интересы. «Отсутствие национальных интересов превращает нас окончательно в механизм реализации чужих геополитических интересов.
  5. Прямое столкновение разнородных геополитических интересов в нашей стране чревато непредсказуемыми событиями». Безотносительно того, чьи геополитические интересы в нашей стране в приоритете — качество демократии и власти внутри страны тем не менее зависит от нас.
  6. Сегодня основная трансформация армянской позиции в международных отношениях заключается в постепенной замене прямой привязки своих действий и решений только к российской позиции параллельным брюссельским процессом. Однако вся беда в том, что эти два процесса не имеют точек пересечения и ведут процесс в два разных конца. Это может привести к тому, что кроме внутриполитических факторов смены действующих властей, постепенно сформируются и легитимные международные ожидания по смене основного армянского переговорщика. Такие настроения прослеживаются уже в России, которая до выборов в июне 2021 г. выступала основным гарантом безопасности и поствоенной легитимности Пашиняна.
  7. Ереван должен, наконец, просто признать, что на постсоветском пространстве значительные национальные катастрофы и территориальные потери у тех государств, где произошли революции. Грузия потеряла Абхазию и Южную Осетию, Украина потеряла Донбасс и Крым, а сейчас находится в ситуации дальнейших территориальных потерь. Армения потеряла значительную часть Арцаха и части собственной территории.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

26 мая посол РФ в РА Сергей Копыркин провёл встречу с губернатором Сюникской области Робертом Гукасяном и мэром Капана Геворком Парсяном.

  • Гукасян представил Копыркину социально-экономическую ситуацию, подчеркнул важность содействия российской стороны в реализации соответствующих программ, в том числе по линии структур ООН, а также выразил признательность РФ за ее роль в обеспечении безопасности в регионе.
  • Копыркин акцентировал актуальность российско-армянских союзнических отношений и отметил, что РФ продолжит оказывать необходимую помощь жителям Сюника.
  • Он подчеркнул, что российская сторона прилагает активные посреднические усилия как в вопросе урегулирования ситуации на армяно-азербайджанской границе, включая делимитацию, так и в процессе нормализации отношений между РА и Азербайджаном в целом в целях создания предпосылок для мирного развития региона.

27 мая премьер-министр РА Никол Пашинян принял посла РФ в РА Сергея Копыркина. Собеседники обсудили вопросы, касающиеся повестки армяно-российского сотрудничества, урегулирования нагорнокарабахского конфликта и процессов на Южном Кавказе.

27 мая министр обороны РА Сурен Папикян принял командующего миротворческим контингентом РФ в НК генерал-майора Андрея Волкова. Во встрече участвовал также атташе по вопросам обороны Посольства РФ в РА, полковник Игорь Щербаков.

  • Волков представил ситуацию в зоне ответственности российских миротворцев и текущие развития.
  • Собеседники высоко оценили усилия РФ, направленные на стабилизацию военно-политической ситуации в регионе, а также эффективность российской миротворческой миссии.
  • Состоялся обмен мнениями вокруг вопросов региональной безопасности.

США

26 мая премьер-министр РА Никол Пашинян принял посла США в РА Линн Трейси.

  • Пашинян констатировал активизацию армяно-американского сотрудничества и стратегического диалога.
  • Он отметил важность четкой позиции США как страны-сопредседателя МГ ОБСЕ в вопросе урегулирования нагорнокарабахского конфликта, которая способствует установлению стабильности в регионе.
  • Премьер отметил, что правительство РА руководствуется повесткой установления мира и высоко оценивает поддержку международных партнеров, в том числе США, этого процесса.
  • Посол Трейси, в свою очередь, подтвердила готовность США продолжить содействие реализуемым в РА демократическим реформам, урегулированию нагорнокарабахского конфликта, установлению стабильности в регионе.
  • Она также выразила удовлетворение американской стороны усилиями посла РА в США Лилит Макунц, направленными на активизацию армяно-американских отношений.

ФРАНЦИЯ

27 мая премьер-министр РА Никол Пашинян принял посла Франции в РА Анн Луйо.

Собеседники обсудили вопросы, касающиеся армяно-французских отношений, урегулирования нагорнокарабахского конфликта, ситуации в регионе.

 

ЧЕРНОГОРИЯ

26 мая премьер-министр РА Никол Пашинян принял президента Черногории Мило Джукановича.

  • Собеседники обсудили вопросы развития экономического сотрудничества, в частности, в сферах информационных технологий, туризма, сельского хозяйства.
  • Стороны выразили заинтересованность в приложении усилий для расширения деловых связей, увеличения объемов товарооборота и содействия реализации совместных инвестиционных программ.
  • Пашинян и Джуканович обменялись мнениями о происходящих на Южном Кавказе процессах. Пашинян представил позицию армянской стороны по мирному урегулированию нагорнокарабахского конфликта.

27 мая в ходе встречи с председателем НС РА Аленом Симоняном президент Черногории Мило Джуканович заявил:

  • Вопрос армянских военнопленных, содержащихся в Азербайджане, будет обсужден не только в Черногории, но и с международными партнерами.
  • Краткосрочные решения конфликтов приводят к долгосрочным страданиям, последствия которых оказывают тяжелое воздействие на страны.
  • Для каждой страны в этот сложный период времени очень важно сохранение идентичности, особенно для таких стран, как Армения и Черногория.

В ходе встречи стороны обсудили двустороннее сотрудничество, указав на важную роль межпарламентских связей.

Собеседники также акцентировали внимание на всестороннем сотрудничестве с ЕС, региональной безопасности и прочном мире.

Говоря о послевоенной ситуации, Ален Симонян подчеркнул активную поддержку международных партнеров в урегулировании нерешенных гуманитарных проблем.

На совместной с Джукановичем пресс-конференции президент РА Ваагн Хачатурян заявил:

  • В ходе переговоров с президентом Черногории был затронут широкий круг вопросов. Особое внимание было уделено развитию торгово-экономического сотрудничества и возможностей для увеличения взаимного товарооборота.
  • Была также подчеркнута важность скорейшего возвращения армянских военнопленных и гражданских лиц, удерживаемых Азербайджаном, а также сохранение армянского культурного наследия на подконтрольных Баку территориях.

 

ИРАН

27 мая посол ИРИ в РА Аббас Бадахшан Зохури заявил:

  • Открытие Генконсульства Ирана в Сюнике создаст хорошие возможности для сотрудничества между приграничными областями РА и иранскими провинциями Тавриз и Западный Азербайджан и увеличения объемов взаимного товарооборота.
  • Договоренность об открытии консульства в Капане на государственном уровне уже достигнута, что свидетельствует о важности Сюника для РА и ИРИ, однако соответствующую территорию иранская сторона пока не приобрела.
  • Планируется сотрудничество по самым разным направлениям между приграничными провинциями Ирана и областями Армении, в том числе в научной, экономической, туристической, университетской и других сферах.
  • Иран и Армения могут перейти на новый формат своповых поставок газа уже в ближайшее время. Есть технические вопросы, их изучают и обсуждают эксперты.

30 мая губернатор Арарата Седрак Тевонян принял посла ИРИ в РА Аббаса Бадахшана Зохури и членов возглавляемой им делегации.

  • В ходе встречи была подчеркнута важность дальнейшего развития и углубления армяно-иранских отношений.
  • Посол отметил, что иранские провинции Гилан и Мазандаран поддерживают теплые отношения с Араратской областью РА. Он обещал приложить усилия для установления сотрудничества между Араратской областью и другими иранскими провинциями.
  • Собеседники обсудили возможные направления развития двусторонних отношений, в том числе в сферах образования, экспорта и др.

 

ГРУЗИЯ

30 мая в Тбилиси встретились президенты РА и Грузии:

  • Ваагн Хачатурян на совместном брифинге заявил, что есть все основания для развития сотрудничества в сфере ИТ. Кроме того, президенты затронули контакты в сфере энергетики, экономики, транспорта, инфраструктуры, высоких технологий. Именно сфера ИТ должна быть первоочередной и перспективной для обеих стран. Собеседники говорили и о коридоре Персидский залив-Черное море.
  • Саломе Зурабишвили отметила, что Грузия рассчитывает на успешное продолжение переговоров между Арменией и Азербайджаном. От их итогов зависит мир и стабильность в регионе, его экономическое развитие.

31 мая в Тбилиси председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили и президент РА Ваагн Хачатурян обсудили вопросы, касающиеся стабильности в регионе. В рамках визита Хачатурян также встретился с грузинскими депутатами. На встрече были рассмотрены вопросы обмена опытом между законодательными органами двух стран.

На встрече с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, безопасности в регионе и мире. Они также коснулись предложенной грузинским премьером «Инициативы мирного добрососедства на Южном Кавказе».

 

НКР-ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ-ДНР-ЛНР

24 мая в Цхинвале состоялась встреча министра ИД НКР Давида Бабаяна с министром ИД Южной Осетии Дмитрием Медоевым, с главой МИД ДНР Натальей Никоноровой и министром ИД ЛНР Владиславом Дейнего. Были обсуждены вопросы, связанные с двусторонними отношениями, сотрудничеством между внешнеполитическими ведомствами республик, региональными и глобальными геополитическими процессами.

НКР-ПАРИЖ

27 мая в Горисе президент НКР Араик Арутюнян встретился с мэром Парижа Анн Идальго.

  • Арутюнян выразил благодарность за проявленную инициативность и смелость, подчеркнул, что власти НК высоко ценят периодические контакты с политическими кругами Франции.
  • Идальго отметила, что Париж готов приложить необходимые усилия для оказания помощи народу НК в рамках гуманитарных программ

 

ЕАЭС

26 мая на заседании Евразийского экономического форума вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:

  • цифровая изоляция в нынешних условиях непродуктивна и не имеет смысла. Цифровая трансформация – стратегическое направление развития не только государственного, но и частного сектора в РА.
  • Нужно развивать инфраструктуры, качественную связь, системы цифровой безопасности, образование. РА открыта к взаимодействию и участию в совместных цифровых проектах со странами ЕАЭС и Комиссией.

В свою очередь, премьер-министр РА Никол Пашнян заявил:

  • Именно развитию телекоммуникаций и ИТ в союзе надо уделить особое внимание.
  • Особенно она привлекательна для РА, которая из-за своего географического положения ограничена в возможностях.
  • Правительство РА работает над повышением инвестиционной привлекательности страны, в частности, в сфере ИТ.
  • Сейчас в РА приезжает много иностранных ИТ-специалистов. Для них создаются необходимые условия. Этот приток может послужить развитию интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.
  • Формируется общий рынок, общее пространство. Со временем такое движение станет обычным явлением.
  • Для развития ИТ не нужны ни порты, ни дополнительные инфраструктуры. Нужен только человеческий потенциал, которым РА богата.
  • Странам ЕАЭС необходимо оперативно адаптироваться к резко меняющимся внешним и внутренним условиям. Сокращению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС могут способствовать согласованные действия по развитию экономик стран Союза и промышленной кооперации с целью выхода на рынки третьих стран.
  • Армения заинтересована в скорейшем заключении полноформатного соглашения о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС․ Опыт функционирования временного соглашения с Тегераном наглядно показывает привлекательность иранского рынка и перспективы дальнейшего углубления сотрудничества.

 

СОВЕТ ЕВРОПЫ

31 мая вице-премьер РА Мгер Григорян принял руководителя армянского офиса Совета Европы Мартину Шмидт.

В ходе встречи вице-премьер высоко оценил содействие Совета Европы, оказываемое РА в продвижении повестки демократических реформ, подчеркнув важность экспертного содействия со стороны организации на этапе разработки и реализации реформ.

Собеседники обменялись мнениями по вопросам борьбы с коррупцией в РА, реформам в судебно-правовой системе и в других сферах.

 

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ПОДРОБНОСТИ БРЮССЕЛЬСКОЙ ВСТРЕЧИ ПАШИНЯН-АЛИЕВ

По сведению газеты «Грапарак», на встрече 22 мая в Брюсселе Пашиняна и Алиева председатель Евросовета Шарль Мишель настаивал на том, что надо ускорить процессы и уже на следующий день обнародовать составы национальных комиссий по делимитации и пограничной безопасности и провести первую встречу глав комиссий. По части Арцаха Мишель сказал, что Азербайджан должен гарантировать безопасность его населения. И предупредил Алиева – если вы не сможете напрямую договориться с арцахцами и убедить их в этих гарантиях, то есть, вступить в прямые переговоры с властями Арцаха, ЕС будем вынужден признять необходимость присутствия российских миротворцев, и они надолго задержатся в Арцахе. Алиеву было предложено либо напрямую договориться с арцахцами, либо пойти на определенные уступки. Алиев пытался сыграть на факторе Пашиняна. «А если я соглашусь с Пашиняном, и он согласится на мои гарантии, могу ли я договориться с ним вместо народа Арцаха?». С этой версией в ЕС не согласились.

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ФРАКЦИИ ПРИСОЕДИНИЛИСЬ К ЗАЯВЛЕНИЮ НС НКР

Издание «Паст» пишет, что партия Самвела Бабаяна «Единая Родина» не присоединилась к совместному заявлению фракций парламента НКР, поскольку в нем имеются четкие антипашиняновские формулировки. Только на следующий день, 25 мая, они выступили с отдельным заявлением, в котором лишь вскользь упоминаются власти РА. Пашинян посредством Бабаяна пытается шантажировать президента НКР Араика Арутюняна. В партии «Единая Родина» ныне создалась напряженная ситуация – многие члены партии уже не хотят, чтобы их имя ассоциировалось с Бабаяном. В частных беседах они жалуются на то, что Бабаян пресекает все их попытки публично выступить против Пашиняна.

ПОДРОБНОСТИ ЭКСТРЕННЕГО ЗАСЕДАНИЯ СОВБЕЗА НКР

25 мая НС НКР по требованию политических партий созвало экстренное заседание Совета безопасности, которое прошло под председательством президента НКР Араика Арутюняна. По сведениям издания «Грапарак», Арутюнян представил некоторые детали его состоявшейся после Брюсселя встречи с премьер-министром РА Николом Пашиняном. Он заверил, что Пашинян в Брюсселе не отказался от статуса Арцаха, а глава Европейского совета Шарль Мишель в своем заявлении выступил с собственными комментариями, пытаясь создать впечатление, что на столе переговоров – не вопрос статуса Арцаха, а обеспечения безопасности и защиты прав «этнических армян Карабаха». Пашинян передал Арутюняну, что он не может и не будет принимать решений без учета позиции Арцаха.

ДВИЖЕНИЯ «СОПРОТИВЛЕНИЕ» БЕРЕТ ТАЙМ-АУТ?

Газета «Грапарак» пишет, что акции гражданского неповиновения движения «Сопротивление», несмотря на все надежды и заявления властей, не ослабевают, тем не менее не исключается, что оппозиция в ближайшие дни объявит о завершении данного этапа уличных протестов. Оппозиционные политические силы пришли к выводу, что движению необходим ребрендинг, нужны новые лица, новые сценарии, а для этого необходим тайм-аут.

МНЕНИЯ

ОПРОС MPG/GALLUP INTERNATIONAL АSSOCIATION

26-28 мая 2022 г. MPG/Gallup International Аssociation провел среди 1003 жителей РА телефонный опрос, согласно которому:

На вопрос – приемлемо ли присвоение статуса нацменьшинства населению Арцаха в составе Азербайджана

  • 83,3% опрошенных дали однозначно отрицательный ответ
  • 6% ответили «скорее неприемлемо»
  • 1,5% респондентов согласны на подобное развитие событий,
  • 2,9% скорее согласны, чем нет,
  • 6,4% респондентов затруднились ответить.

Большинство (54,3%) опрошенных заявили, что не знали о состоявшейся 22 мая трехсторонней встрече премьер-министра Армении, президента Азербайджана и председателя Европейского совета. Тем не менее, недовольство итогами переговоров выразили 51% опрошенных, из которых 35,6% выразили крайне негативную оценку, 15,4% – скорее отрицательную, нежели положительную оценку. Полностью довольны исходом встречи 11,2%, скорее довольны – 23,5%, затруднились с ответом 14,3%.

На вопрос – какая страна или организация в случае необходимости окажет Армении военную помощь,

  • 48,1% назвали Россию
  • 13,9% — Францию
  • 6,4% — США
  • 1,7% — Иран
  • 1,1% — ОДКБ
  • 0,5% — НАТО
  • 0,1% — Совет безопасности ООН
  • 23,3% затруднились с ответов
  • 16,3% предложили другие варианты.

Большинство недовольно складывающейся в стране внутриполитической ситуацией.

  • 66,5% опрошенных неудовлетворены ситуацией в стране.
  • 49,9% оценивают нынешнюю ситуацию крайне отрицательно
  • 16,6% — скорее отрицательно.
  • 7,3% — вполне удовлетворены.
  • 15% респондентов скорее положительно оценивают ситуацию.

К борьбе оппозиции опрошенные относятся следующим образом:

  • 33% — относятся негативно,
  • 12,3% — скорее негативно, чем положительно
  • 15,9% являются сторонниками оппозиционного движения
  • 16,6% оценивают борьбу оппозиции скорее положительно, чем отрицательно
  • 22% затруднились ответить.

При этом в Ереване к уличной борьбе оппозиции присоединилось 15,5% респондентов, в областях — 4,1%, в целом по РА — 8,2%.

Из сторонников оппозиции 64,6% свою позицию выражают, участвуя в митингах, 31,7% — в социальных сетях, 19,5% — в автопробегах, 18,3% — в акциях неповиновения.

По вопросу оценки работы правоохранительных органов во время акций неповиновения, 16,9% однозначно отрицательно оценивают их работу, 20,3% — скорее отрицательно, 26,3% — полностью положительно, 19,8% — скорее положительно, и 16,6% — затруднились с ответом.

На вопрос, что необходимо для разрешения сложившейся внутриполитической ситуации, 27,6% отметили, что каких-либо изменений не нужно, 26,6% — видят выход в новых парламентских выборах, 21,8% — в формировании переходного правительства, 11,4% — считают, что есть необходимость в оказании давления на оппозицию и 12,6% — затруднились ответить.

27,8% уверены, что Никол Пашинян должен покинуть пост премьер-министра. Скорее да, чем нет — ответили 13,9%, скорее нет, чем да — 12,9%. И 25,8% опрошенных считают, что Пашинян должен оставаться у власти, 19,6% — затруднились ответить.

 

СУРЕН САРКИСЯН

26 мая в интервью с АрмИнфо эксперт-международник Сурен Саркисян выразил мнение, что:

  • Несмотря на текущую вовлеченность в украинские дела, РФ, вне всяких сомнений, уступать с легкостью собственные позиции на Южном Кавказе Западу не собирается и не будет. В Брюсселе и Вашингтоне осознают, что уступки Москвы сегодня как результат их консолидированного давления будут сопровождаться попытками увеличения вовлеченности в кавказские дела уже завтра.
  • Активизация процессов урегулирования армяно-азербайджанских процессов в Брюсселе происходит в условиях деятельного содействия Вашингтона. А Брюссель, по сути, является процессом по обходу Минского процесса, что обусловлено его текущей недееспособностью. Главной причиной этого является отсутствие консенсуса между США и Францией с одной и РФ с другой стороны. Это порождает необходимость вытеснения РФ из переговоров посредством создания нового переговорного формата, а не вытеснения РФ из формата существующего.
  • Эти геополитические процессы разворачиваются с поразительной скоростью, в чем заинтересованы многие их непосредственные участники. В первую очередь, этого требуют интересы Баку. Коллективный же Запад стремится поскорее нивелировать российское влияние в регионе, используя для этого пока что имеющиеся возможности. В частности, Украину.
  • Создается впечатление, что РА во всем этом также торопится. Весь вопрос в том, торопится ли Ереван самостоятельно или же по принуждению. И с учетом серьезного давления на Армению практически всеми игроками, нет оснований исключать вторую версию.

АРМАН МЕЛИКЯН

27 мая в интервью с АрмИнфо экс-глава МИД Арцаха Арман Меликян выразил мнение, что:

  • На сегодняшний день есть все предпосылки и импульсы, позволяющие прогнозировать, что Иран и Центральная Азия могут стать новыми очагами серьезных конфликтов. Все эти перспективы видят и осознают и в Брюсселе, что побуждает ЕС взять на себя определенную роль на Южном Кавказе.
  • Что от этого получит Армения, пока непонятно. Понятно, что получат Азербайджан и даже Россия, с учетом крайней сложности наладить поставки азербайджанских энергоносителей в Европу без РФ.
  • Армения продолжает представлять собой угрозу, олицетворяющую возобновление боевых действий в регионе, в случае осуществления которой азербайджанские поставки в Европу могут захлебнуться. В этом свете, возможные уступки, на которые могут вынудить РФ, будут иметь место на фоне всеобщей солидарности.
  • Сам факт взваливания на себя частичной роли и функций МГ ОБСЕ главой Европейского совета Шарлем Мишелем — подтверждение заявлений Алиева относительно полнейшей бессмысленности дальнейшего продолжения деятельности сопредседателей. Соответственно, само появление Мишеля в зоне урегулирования вкупе с исчезновением совместной посреднической площадки, создает наилучшие стартовые условия для Баку на новом переговорном этапе.
  • Необходимо принять к сведению факт резкого роста заинтересованности ЕС в поставках энергоносителей из Азербайджана вследствие российско-украинской войны, а также факт дачи Баку Брюсселю соответствующих обещаний. И содержание брюссельских заявлений Мишеля все это лишь подтверждает.
  • Никаких реальных гарантий реализации достигнутых в Брюсселе армяно-азербайджанских договоренностей ЕС дать не может. Просто потому, что не имеет военного присутствия в регионе. И то, что это присутствие имеет РФ, позволяет ожидать ее сотрудничество с целью обеспечения удачной реализации посреднических усилий ЕС.

РУБЕН САФРАСТЯН

27 мая в интервью с АрмИнфо тюрколог Рубен Сафрастян выразил мнение, что:

  • Активизация интереса США к армяно-турецкой нормализации в период русско-украинской войны обусловлена параллельным обострением отношений между Вашингтоном и Москвой. Последнее вновь побудило США вернуться к многолетней политике, в рамках которой они рассматривают Турцию как часть Запада, представляющую его интересы, и работающую на ослабление влияния РФ на Южном Кавказе. В этом свете, следует ожидать давление США на Анкару с целью, чтобы последняя нормализовала отношения с Арменией без предусловий.
  • Однако Анкара на это не пойдет, поскольку, декларативно заявляя об отсутствии предусловий в отношении Еревана, на деле уже выставляет их на переговорный стол в качестве средства давления. Турция совершенно не заинтересована рвать собственные стратегические и весьма важные для нее отношения с НАТО или США. И последние, прекрасно это понимая, продолжают играть с Анкарой в политические игры, продолжая торги по самым различным вопросам, что вполне устраивает Турцию, которая сама не прочь поиграть в эти игры, надеясь урвать от США что-то существенное.
  • На этом геополитическом фоне нормализация отношений с РА необходима Турции с целью, оказав на нее давление, выудить у Еревана уступки, в частности, в вопросе признания Геноцида армян, и впоследствии выложить все это на стол торгов с США и частично с РФ. Сами же по себе отношения с РА для Турции особой цены не представляют.
  • Армения, которая на протяжении десятилетий неизменно придерживалась курса на установление нормальных отношений с Турцией без всяких предварительных условий, должна проявить твердость, не поддастся давлению турецкой стороны и не идти на уступки в принципиальных вопросах. «Такая позиция найдет понимание, как со стороны США, так и других центров силы современного мира».

РАЧЬЯ АРЗУМАНЯН

31 мая в беседе с АрмИнфо аналитик Рачья Арзуманян выразил мнение, что:

  • Текущие армяно-азербайджанские проблемы совершенно не ограничиваются Арменией и Азербайджаном и даже Южным Кавказом. Это небольшой элемент, компонент большой игры.
  • Эксперт не понимает в силу каких причин, отталкиваясь от каких реалий, армянские переговорщики считают себя в состоянии разделить проблему Арцаха от «Армянского вопроса». Последний никуда не делся и продолжает оставаться частью международной повестки. А в Ереване почему-то думают, что его можно отделить от процессов, идущих на Большом Ближнем Востоке.
  • Геополитические реалии совершенно не оставляют места для реализации армянских чиновничьих мечтаний, а именно — достичь мира с не в меру агрессивными соседями в условиях превращения всех окружающих регионов в театр военных действий.
  • Убийство армянского военнослужащего, размахивание кулаками Алиева Арзуманян рассматривает как продолжение логической политики военного давления Азербайджана последних двух десятилетий в отношении Армении. И то, что Ереван сути этой политики стремится упорно не понимать, предпочитая находится в состоянии оторванных от реалий надежд на мир, является исключительно проблемой Еревана.
  • Никакого понижения международной планки в вопросе статуса Арцаха нет, и не было. Более того, после своеобразного разрешения Арцахской проблемы Россией и Турцией осенью 2020 г., именно геополитические процессы в исполнении других международных акторов продемонстрировали совершенно другие реалии, от которых в своих оценках ситуации оказались оторваны Путин с Эрдоганом. «Реалии, в рамках которых вдруг стало ясно, что ни проблема Арцаха, ни «Армянский вопрос» не закрыты, а Арцах по-прежнему ждет своего статуса».
  • В рамках этих геополитических реалий вынуждены действовать Анкара, Москва и, соответственно, Баку. Отсюда очередные проявления Алиевым угрозы применения силы, и ее применения в виде убийства армянского военнослужащего. «Действовать с целью убедить Ереван отказаться от подходов, которые уже готово сформировать и принять международное сообщество, и которые не имеют ничего общего с подходами Турции и РФ».

АРМЕН ВАРДАНЯН

30 мая в интервью с АрмИнфо эксперт-иранист Армен Варданян выразил мнение, что:

  • Несмотря на традиционный высокий политический уровень армяно-иранских отношений, их торгово-экономическая часть так же традиционно прихрамывает. Имеющийся в этом направлении потенциал реализован лишь частично. Как результат, объемы торгово-экономического товарооборота не превышали 300, а в последние годы — до полумиллиарда долларов США. На фоне подобного прогресса, Ереван и Тегеран собираются довести его до миллиарда.
  • Подобное положение дел обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. К первым эксперт относит международные санкции в отношении Тегерана, ко вторым — безынициативную и непоследовательную политику Еревана. Тем не менее, на фоне наблюдающейся в последние месяцы активизации взаимных визитов, Варданян усматривает возможности для перелома положения дел.
  • Есть надежда, что множество все еще остающихся исключительно на бумаге совместных армяно-иранских проектов вступят хотя бы в начальный этап реализации. Недавнюю готовность Ирана поставлять газ в Армению из Туркменистана по своповой схеме, выраженную в ходе ереванского визита министра нефти ИРИ Джавадом Оуджи, эксперт объясняет намерениями Тегерана нарастить общие объемы собственного экспорта энергоносителей. И Армения, использующая газопровод из Ирана всего на 20 % является логическим объектом подобных намерений.
  • Отмечая невыгодность наращивания прямых поставок иранского газа в Армению вследствие его большей стоимости чем российский газ, Варданян заметил выгодность наращивания поставок в обмен на электроэнергию. Это вполне в интересах и «Газпром Армении». Эта схема позволит РА диверсифицировать российские поставки газа, что в числе всего прочего повысит степень энергетической безопасности страны. Эта программа должна быть согласована с РФ, которой принадлежит не только трубопровод из Ирана, но и вся газовая инфраструктура Армении. Единственной альтернативой является строительство новых инфраструктур, что требует немалых финансовых вложений и времени. В свете заявления иранского министра Оуджи, эксперт не исключает, что своп-поставки туркменского газа в Армению Тегераном с Москвой уже согласованы.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 мая 2024

Встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана состоится в Алма-Ате 10 мая. Об этом сегодня, 6 мая, сообщила пресс-секретарь МИД Армении Ани Бадалян. «В соответствии с ранее достигнутыми договорённостями, переговоры между главами внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана пройдут в Алма-Ате …

27 апреля 2024

Военнослужащие-контрактники присоединились к участникам акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, передает РИА Новости. В Сети распространилось видео, на котором люди в военной форме вместе с демонстрантами требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Военная полиция министерства обороны Армении …

26 апреля 2024

Национальное собрание Армении получило запрос Совета Федерации РФ по поводу недавних высказываний спикера Алена Симоняна, сообщила Sputnik Армения его пресс-секретарь Нелли Гулян. Ранее в Испании на конференции председателей парламентов государств-членов ЕС армянский спикер обвинил Россию в организации «кампании угроз и дезинформации» против …


Ваш браузер устарел! Обновите его.