Обзор 19 – 25 мая 2022 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
19 мая в беседе с журналистами глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Причины, по которым 16-17 мая не состоялась встреча по делимитации границы, технические. «Надо согласовать технические детали». Обсуждения продолжаются. Он надеется, что контакты все же состоятся в ближайшие дни или недели.
- Ереван изначально говорил, что в предложенных Азербайджаном пунктах нет ничего неприемлемого для армянской стороны, но эти пункты не затрагивают всей повестки возможного ожидаемого мирного соглашения, всего комплекса существующих проблем.
- Армения уже представила свое видение нормализации отношений с Баку. Для нее крайне важно обсудить вопрос прав и безопасности, статуса НК и продолжать переговоры в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
- Хотя положительного отклика со стороны Азербайджана нет, Армения выступает за мир в регионе. Для этого необходима готовность обеих сторон.
19 мая секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:
- Азербайджан еще не представил правовых обоснований своих требований по анклавам, меж тем у армянской стороны есть обоснования по части анклавов, находящихся на территории Азербайджана. Армянская сторона ждет, что Азербайджан предъявит правовые обоснования по части этих анклавов, раз этот вопрос поднимается.
- Григорян выразил надежду, что имеющиеся проблемы технического характера по двусторонней комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы уже в ближайшем будущем получат свое решение, после чего состоится встреча рабочей группы. Состав комиссии с армянской стороны уже сформирован и в нужный момент будет обнародован.
- Что касается представленных Арменией и Азербайджаном предложений по мирному соглашению, то эти пакеты надо объединить и начать мирные переговоры. Этот вопрос поднимался в Брюсселе. «Мы надеемся, что в какой-то момент придем к общему знаменателю. Мирный договор не может быть односторонним».
20 мая, выступая на министерской сессии Совета Европы в Турине, глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- В настоящее время виден грядущий упадок архитектуры безопасности, начавшийся не в последние несколько месяцев. 2 года назад армянская сторона ощутила крах многосторонности и раскол в международных структурах, когда Азербайджан, поправ принцип неприменения силы, развязал войну против НК и его народа. С тех времен прошло 2 года, а Азербайджан настаивает на том, что нагорнокарабахский вопрос решен, и они готовы к миру. «Если это правда, то почему мы до сих пор боремся за права пленных и удерживаемых лиц, за их немедленное освобождение и возвращение? Почему мы до сих пор боремся за культурные права людей, против уничтожения армянского культурного наследия, находящегося под контролем Азербайджана, что исходит из его политики? Почему мы боремся за право детей на качественное образование, когда их школы часто подвергаются обстрелам? Почему мы боремся за право людей на элементарные бытовые условия в своих домах, когда выходит из строя единственный газопровод? Я могу продолжать приводить новые примеры, но буду краток: почему мы боремся за то, чтобы объяснить Азербайджану, что НК – это не просто кусок территории, а люди, чье достоинство нужно уважать?».
- Правительство РА привержено повестке установления мира и процветания в регионе и неоднократно подтверждало свою готовность к конструктивным переговорам по нормализации отношений с Азербайджаном.
- Сопредседатели МГ ОБСЕ играют ключевую роль в продвижении мирного процесса. Однако Совет Европы в рамках своего мандата также должен активно поддерживать этот процесс.
20 мая на заседании совета глав правительств СНГ вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:
- Нагорнокарабахский конфликт нельзя решить силовым путем.
- Армянская сторона уже представила Баку свои предложения по урегулированию нагорнокарабахского конфликта.
- Армянская сторона поддерживает формат сопредседателей МГ ОБСЕ в политическом и дипломатическом решении конфликта.
- Правительство РА привержено выполнению трехсторонних заявлений по НК.
- Самым острым нерешенным вопросом остается возвращение армянских пленных. Их, только по подтвержденным Азербайджаном данным, 38.
20 мая на встрече с президентом Литвы Гитанасом Науседой премьер-министр РА Никол Пашинян:
- Заявил мирная повестка с Азербайджаном не может быть односторонней.
- Отметил важность поддержки международного сообщества и адресной реакции на действия, направленные на дестабилизацию региона.
- Высоко оценил усилия ЕС, главы Европейского совета Шарля Мишеля, «которые вместе с усилиями других международных партнеров способствуют созданию атмосферы диалога».
- Была отмечена необходимость всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ.
- Затронуты вопросы, связанные с сохранением армянского духовного и культурного наследия в Арцахе и вовлечением ЮНЕСКО в этот процесс.
25 мая в ходе правительственного часа в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- НК никогда не был в составе независимого Азербайджана и в установленном порядке, посредством референдума, вышел из состава советского Азербайджана. Однако РА в 2007 г. согласилась принять за основу урегулирования конфликта «Мадридские принципы», в которых был закреплен следующий тезис – статус НК должен быть определен посредством отложенного референдума. Приняв эти принципы, власти РА делегитимировала состоявшийся 10 декабря 1991 г. референдум. Зафиксировав, что в этом референдуме должны будут участвовать также бывшие жители Карабаха азербайджанской национальности, армянская сторона нанесла еще один удар по легитимности референдума от 10 декабря 1991 г.
- Бывшие власти в лице Сержа Саргсяна анонсировали войну и подали в отставку. Был только один способ избежать войны – принять все неприемлемые для армянской стороны условия и требования Азербайджана. Война уже началась в апреле 2016 г. И Серж Саргсян с трибуны парламента заявил тогда – не надейтесь, что войны не будет.
- Сейчас делается все возможное, чтобы разрешить вопросы безопасности, прав и статуса армянства Арцаха. Но также нынешние власти заявляют, что во главе повестки стоит мир, они поставили перед собой задачу установить мир. «Оппозиционеры заявляют, что не согласны на мир любой ценой, что мир любой ценой — не мир. Мы заявляли и будем заявлять, что пойдем за установлением эпохи мира для народа, страны и региона. На этом пути мы будем падать, подниматься, нас будут оскорблять, называть предателями, но нас не смогут отклонить с этого пути».
- В позиции РА по НК изменений нет. В ходе трехсторонней встречи в Брюсселе прошли серьезные обсуждения по нагорнокарабахскому конфликту, в результате которых были зафиксированы разницы позиций армянской и азербайджанской сторон. «Азербайджан считает, что конфликт решен, а мы говорим — не решен». В контексте возможных переговоров о заключении мирного договора на предложенные Азербайджаном 5 пунктов, Армения представила свои 6 замечаний. В основе принципов армянской стороны лежат права, безопасность армянства Арцаха и окончательное определение статуса НК. Поскольку не было согласия между сторонами по данному вопросу, глава Европейского совета представил свои комментарии, что по возможности больше отражали бы элементы позиций сторон. «Насколько это получилось точно, это вопрос уже для других обсуждений. Но мы свою позицию выразили, и в ней изменений нет. Мы будем последовательно идти в этом направлении».
- Вопрос анклавов в Брюсселе не обсуждался. Но Азербайджан поднимает вопрос косвенно или прямо на различных площадках, хотя по оценке Еревана оснований для этого нет. РА во всех процессах должна углубиться в правовые основания. До сих пор де-юре не зафиксировано существование азербайджанских анклавов на территории РА. Наоборот, установлено, что де-юре Арцвашен – это территория РА.
- Сейчас обсуждается два формата мирных переговоров с Азербайджаном. Баку говорит о том, чтобы стороны заявили об отсутствии территориальных претензий друг к другу. Ереван говорит, что это приемлемо, так как для него вопрос НК не был вопросом территорий — это вопрос права.
- Представители армянской оппозиции заявляют о том, что повестку урегулирования отношений между Ереваном и Баку нужно отличать от повестки урегулирования карабахского конфликта. Это легитимное мнение и позиция. И, несмотря на отказ оппозиции присутствовать в обсуждениях по этому вопросу, они ведутся с различными политическими кругами и с властями Арцаха.
- Никто не готовится за спиной у народа что-то сделать, за спиной у народа Арцаха, тем более. Если будут конкретные предложения по конкретным решениям, то общественность об этом будет уведомлена должным образом. «Мы должны свыкнуться с этой ситуацией и смотреть прямо в глаза реальности».
- 39 армянских военнопленных по сей день остаются в Азербайджане. последний 39-й военнопленный недавно попал в плен по причине того, что заблудился. Ереван прилагает все возможные усилия, чтобы вернуть их. Из них самый эффективный способ — международное давление на Баку.
- Позиция Еревана была и остается в том, что гуманитарные вопросы не нужно связывать с политическими. Это отдельные вопросы, и в отдельности они имеют более важное значение и вес. Азербайджан постоянно пытается связать вопрос возвращения армянских военнопленных и других удерживаемых лиц с дополнительными условиями. «Но мы не согласны, и наша позиция остается прежней — наши пленные должны вернуться на родину согласно положениям подписанного трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г».
В свою очередь, министр ИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Все то, что лежит на столе переговоров между Арменией и Азербайджаном, довольно прозрачно и публично.
- По некоторым направлениям уже имеется определенный прогресс, по другим стороны пытаются оценить те возможные параметры, по которым позиции сторон имеют шанс на совпадение.
- Уже есть некоторый прогресс по вопросу делимитации и демаркации государственной границы, свидетельством чему является встреча на границе вице-премьеров двух стран.
- Есть также схожие позиции по разблокированию транспортных и экономических связей региона. Вместе с тем, Ереван подчеркивает, что все транспортные коммуникации должны остаться под юрисдикцией стран, по которым они проходят. «В этом плане я оптимист, несмотря на то что лоббируемая азербайджанской стороной идея «Зангезурского коридора» для нас неприемлема».
- В вопросе мирного договора сегодня речь идет лишь о переговорах, стороны пытаются понять структуру, параметры и формат переговоров.
- Ереван видит формат переговоров по политическому урегулированию карабахского вопроса именно в МГ ОБСЕ. В период конфликта на Украине активной работы в рамках МГ ОБСЕ не было, и среди сопредседателей МГ ОБСЕ также были определенные разногласия. Тем не менее, страны-сопредседатели подтверждают свои обязательства по продолжению работы в этом формате. Консенсуса по вопросу МГ ОБСЕ нет, в первую очередь, в свете усилий Азербайджана, «но, как сказал бы классик, слухи о кончине этого формата несколько преувеличены».
- Насколько эффективен этот процесс с учетом нынешних отношений РФ и Запада — РА не может и не должна допускать возникновения вакуума в этом процессе, а также приветствует и участвует в усилиях ЕС, «которые уже дают ощутимые результаты».
В интервью ОТА посол по особым поручениям Эдмон Марукян заявил:
- Армения переформатировала подходы к переговорам по НК. Ереван продвигается от прав народа к статусу. Для Азербайджана вопрос НК – территориальный, для армянской стороны – это вопрос прав населения. Когда вопрос прав будет урегулирован, настанет очередь статуса территорий, на которых проживает народ НКР.
- Без Арцаха вопрос не будет регулирован, окончательное одобрение любому решению должны дать в Степанакерте.
- Глава Европейского совета Шарль Мишель в своем последнем заявлении пытался высказаться сдержанно и приемлемо для обеих сторон.
- Вопрос анклавов на встрече Пашинян-Алиев в Брюсселе не обсуждался. Его будет решать комиссия по делимитации и демаркации.
- Что касается якобы «коридоров» по территории РА, то речь идет только об открытии коммуникаций с соблюдением пограничных и таможенных процедур.
ВЛАСТИ АРЦАХА
23 мая пресс-секретарь президента НКР Лусине Аванесян заявила:
- Позиция властей НК в переговорах, ведущихся в разных измерениях, остается неизменной.
- Речь, в частности, идет о полном признании права арцахских армян на самоопределение, которое не подлежит оговорке или уступкам. Международное признание независимости Арцаха остается ориентиром для властей республики, и любой статус в составе Азербайджана неприемлем.
- Возврат к прошлому не только в статусном, но и в демографическом плане недопустим.
- Перед НКР стоит задача восстановить свою территориальную целостность, подчеркнула она, добавив, что правительство республики строит и осуществляет свою политику в соответствии с декларацией о независимости Арцаха, сотрудничая со всеми партнерами.
24 мая четыре из пяти фракций НС НКР — «Свободная родина — ОГА», «Справедливость», АРФ «Дашнакцутюн» и «Демократическая партия Арцаха» выступили с заявлением, в котором отмечается:
- Заявление Шарля Мишеля по итогам трехсторонней встречи в Брюсселе вызывают недоумение с точки зрения искажения сути урегулирования карабахской проблемы и наследия, накопленного в 30-летнем переговорном процессе.
- Впервые в переговорном дискурсе делается попытка отказаться от политического и географического понятия «Нагорный Карабах», и в оборот вводится словосочетание «этническое армянское население Карабаха»․
- Все это полностью созвучно тезисам, распространяемым режимом Азербайджана, и свидетельствует о том, что власти РА отступили от своего внешнеполитического курса.
- Роль председателя Европейского совета в деле поспешного открытия «мирной эпохи» между Арменией и Азербайджаном можно было бы понять, если бы с такой же последовательностью последовал отклик на агрессию Азербайджана против народа НКР в сентябре 2020 г.
- В сложившихся условиях власти РА обязаны руководствоваться исключительно защитой права народа Арцаха на самоопределение в международных инстанциях, принимая за основу решение Верховного Совета РА от 8 июля 1992 г., согласно которому «для Армении неприемлемым считается любой международный или внутригосударственный документ, в котором НКР будет указана в составе Азербайджана»․
- Действующих властей НКР и РА первоочередными должны быть декларации о формировании двух армянских республик и ценности, закрепленные решением от 2 сентября 1991 г. и референдумом о независимости, состоявшимся 10 декабря 1991 г.
- Ни одно должностное лицо, ни одна политическая сила не уполномочена единолично определять будущее родины, для созидания которой тысячи сынов нашего народа отдали свои жизни. «Мы находимся перед императивом принятия исторических решений, и никто не сможет избежать ответственности перед грядущими поколениями
Фракции также призвали президента НКР Араика Арутюняна провести срочное заседание Совета безопасности НКР в связи с итогами трехсторонней встречи в Брюсселе.
АРМЕНИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН
24 мая вице-премьеры РА и АР Мгер Григорян и Шахин Мустафаев
- провели первую встречу на межгосударственной границе двух стран. Встреча прошла в формате совместной работы комиссий по делимитации и безопасности границы.
- Стороны подтвердили готовность вести работу в рамках комиссий относительно делимитации и других соответствующих вопросов, в том числе вопросов обеспечения пограничной безопасности.
- Стороны обсудили организационные и процедурные вопросы совместной деятельности.
- Наряду со встречами на госгранице, стороны договорились о целесообразности использования различных площадок для дальнейших встреч комиссии.
- Достигнута договоренность о проведении второй встречи в Москве, а третьей – в Брюсселе.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ДВИЖЕНИЕ «СОПРОТИВЛЕНИЕ»
21 мая вице-спикер НС от фракции «Армения» Ишхан Сагателян представил видение оппозиции по карабахскому урегулированию:
- Армении в тактическом плане необходимо воздержаться от поспешных, опасных и судьбоносных шагов до относительной стабилизации геополитической ситуации, а также сформировать такую атмосферу в сфере безопасности, которая будет прогнозируема и понятна для стратегического союзника и других важных региональных и международных партнеров.
- Армяно-азербайджанские переговоры должны быть поделены на два этапа. Первый этап — конкретизация по вопросу принципов переговоров, а второй — переговоры вокруг мирного соглашения и, при необходимости, его подписание. Стартовой точкой для этого должно стать возвращение Азербайджаном всех военнопленных и удерживаемых лиц.
- До подписания какого-либо мирного договора необходимо прописать вопросы деоккупации территорий НКР и ее правовой статус, определения окончательного статуса НК на основе права на самоопределение под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ.
- Для РА определяющим должно быть решение Верховного совета от 8 июня 1992 г., исключающее какой-либо статус Арцаха в составе Азербайджана.
- А до начала этих процессов Азербайджан должен вывести войска с суверенной территории РА.
- Процессы демаркации и делимитации границ должны стать частью всеобъемлющего мирного урегулирования конфликта, исключая отсутствие надежной сухопутной дороги или любой статус анклава НК.
- До заключения возможного мирного договора приоритетным образом должны быть решены вопросы деоккупации территорий Арцаха.
- Необходима приверженность двух сторон международным принципам, в том числе принципам территориальной целостности, праву самоопределения наций, неприменения силы.
23 мая Движение выступило с заявлением, в котором отмечается:
- Трехсторонние переговоры глав Армении, Европейского совета и Азербайджана в Брюсселе вновь подтвердили, что армяно-азербайджанские переговоры полностью ведутся по азербайджанской повестке.
- В заявлении Шарля Мишеля по итогам переговоров нет ни слова о праве народа Арцаха на самоопределение, а также мандате сопредседателей МГ ОБСЕ. В заявлении также не сказано о необходимости определения статуса НК, что противоречит заявлению ЕС от 19 ноября 2020 г.
- Стороны уклонились от использования формулировок «Нагорный Карабах» и «народ Нагорного Карабаха». Вместо этого использована формулировка «этническое армянское население Карабаха» и сказано о безопасности и правах армян Карабаха, которые должен обеспечить Азербайджан.
- Арцах ни в каком статусе не может быть в составе Азербайджана, армянские земли никто не может подарить Азербайджану. Отношения с Баку не должны урегулироваться насильно или под угрозой применения силы.
- Политика Пашиняна противоречит интересам Армении и Арцаха, угрожает существованию нашего государства и приведет к отуречиванию Армении, способствует изгнанию армян из Арцаха.
- Пашинян нелегитимен, не имеет мандата граждан РА и армянского народа для новых уступок, обслуживания турецко-азербайджанской повестки, достигнутые с ним договоренности не отражают мнение армянского народа и не действительны.
- В сложившейся ситуации единственным решением является отстранение от власти символа поражения — Пашиняна и формирование нового правительства национального согласия.
25 мая вице-спикер НС РА Ишхан Сагателян заявил:
- Парламентская оппозиция созывает на следующей неделе внеочередное заседание НС РА со своей повесткой: принятие заявления по отношениям с Азербайджаном и Турцией.
- РА является гарантом безопасности НК и будет содействовать реализации права народа на самоопределение и международному признанию страны. Неприемлем любой статус НКР в составе Азербайджана.
- Приоритетом Еревана в заявлении названо возвращение пленных, вывод азербайджанских войск с территории РА, вопрос международного признания Геноцида армян.
- Армяно-азербайджанский и армяно-турецкий процессы не связаны и должны проходить независимо друг от друга.
- Работа по делимитации и демаркации границы с должна быть проведена с предусловием решения гуманитарных вопросов, возвращения армянских военнопленных и удерживаемых лиц и вывода азербайджанских войск с суверенной территории РА.
- Также в результате делимитации и демаркации границы исключается нарушение территориальной целостности РА.
ВЕРХОВНЫЙ ДУХОВНЫЙ СОВЕТ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ
20 мая Верховный духовный совет ААЦ выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Мир не может быть установлен за счет унижения национального достоинства. Его нельзя установить и за счет посягательств на территориальную целостность нашего государства, военнопленных, ненависти к армянам.
- Азербайджанские власти продолжают относиться враждебно к Армении, Арцаху и армянскому народу. Баку периодически совершает провокации на границах, продолжает удерживать армянских военнопленных, уничтожает армянское культурное и духовное наследие.
- Армянским властям нужно быть осторожнее, чтобы право народа Арцаха на самоопределение не стало разменной монетой.
- Духовенство также призвало власти РА и НК избегать шагов, которые могут поставить под опасность будущее НК, а во внутриполитических вопросах и в свете митингов быть терпимее, не применять силу.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
19 мая в интервью «Арменпресс» посол США в Армении Линн Трейси заявила:
- США признают роль населения НК в вопросе определения его будущего. Позиция США заключается в том, что вопрос статуса НК продолжает оставаться нерешенным.
- Она отметила, что право народов на самоопределение является ключевым фактором, но не единственным международно-признанным принципом для достижения всеобъемлющего мира.
- Нагорнокарабахский конфликт не может иметь военного решения. Вопросы, которые составят основу долгосрочного мира, должны быть урегулированы путем мирных переговоров и получить свое всеобъемлющее решение, приняв за основу международно-признанные принципы территориальной целостности, права народов на самоопределение и неприменения силы.
- США поощряют продолжение мирных переговоров между РА и АР, и готовы вовлечься в этот процесс как в двустороннем формате, так и в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ.
- Посол также выразила обеспокоенность прекращением Азербайджаном поставок газа в НК и передвижение азербайджанских войск на линии соприкосновения. Трейси добавила, что в телефонном разговоре с премьер-министром РА Пашиняном 5 апреля госсекретарь США Блинкен подчеркнул важность недопущения дальнейшей эскалации ситуации в регионе. «Для деэскалации ситуации Армения и Азербайджан должны использовать прямые средства связи».
- Посол США также призвала освободить всех заключенных, удерживаемых в Азербайджане, учитывая страдания семей, не имеющих сведений о местонахождении и судьбе своих родных, увеличить усилия, направленные на получение информации о без вести пропавших военнослужащих, в том числе с 1990-х гг.
20 мая президент США Джо Байден направил поздравительное послание своему азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву, в котором, в частности, говорится:
- США готовы помочь активизировать дипломатические контакты между Азербайджаном и Арменией.
- Азербайджан сыграл важную роль в обеспечении и стабилизации безопасности европейского и мирового рынков.
- Поддержка Азербайджаном суверенитета Украины, а также его гуманитарная и энергетическая помощь Украине являются важными посланиями.
США
24 мая премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонный разговор с госсекретарем США Энтони Блинкеном.
- Собеседники обменялись мнениями по вопросам, касающимся урегулирования нагорнокарабахского конфликта, безопасности региона и открытия региональных коммуникаций.
- Пашинян поделился впечатлениями от состоявшейся 22 мая в Брюсселе трехсторонней встречи, отметив, что в целом положительно оценивает результаты встречи, но после нее, к сожалению, прозвучали комментарии, не имеющие связи с содержанием встречи.
- Блинкен высоко оценил усилия правительства РА по установлению мира и стабильности в регионе, а также ход реализуемых в РА демократических реформ. Он подтвердил готовность США продолжить содействие осуществляемым в РА демократическим реформам, урегулированию нагорнокарабахского конфликта, делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, открытию региональных коммуникаций и установлению стабильности в регионе.
- Собеседники обсудили также армяно-турецкий диалог на уровне спецпредставителей РА и Турции.
ЛИТВА
20 мая в Ереване по итогам встречи с президентом РА Ваагном Хачатуряном президент Литвы Гитанас Науседа заявил:
- Литва поддерживает мирный процесс между Арменией и Азербайджаном и усилия председателя Европейского совета Шарля Мишеля в данном направлении.
- Литва поможет в налаживании отношений между Арменией и Азербайджаном.
- Он обещал помочь в сохранении армянского наследия в Арцахе.
Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял Науседу.
- В ходе встречи Пашинян представил подходы РА в вопросах делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, урегулирования нагорнокарабахского конфликта, разблокирования региональных коммуникаций. Он подчеркнул, что РА руководствуется мирной повесткой, однако этот процесс не может быть односторонним. В этом контексте он отметил важность адресной реакции международного сообщества на действия, нарушающие региональную стабильность.
- Обоюдно была подчеркнута необходимость всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ.
- В ходе беседы также были обсуждены вопросы, касающиеся сохранения армянского культурно-религиозного наследия в Арцахе и вовлечения в этот процесс миссии ЮНЕСКО.
Католикос всех армян Гарегин II также встретился с президентом Литвы.
- В ходе встречи Католикос коснулся ситуации в регионе. Гарегин II выразил обеспокоенность в связи с продолжающимися посягательствами со стороны Азербайджана в отношении РА и НК, а также относительно случаев уничтожения и присвоения армянского духовно-культурного наследия на территории, оказавшейся под контролем Баку.
- Католикос отметил необходимость и важность последовательных усилий международного сообщества в вопросе предотвращения этой политики и защиты права народа НК на свободную и независимую жизнь.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
22 мая премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе встречи с главой Евросовета Шарлем Мишелем представил ситуацию вокруг НК, а также гуманитарные проблемы и подчеркнул необходимость их решения.
Также собеседники коснулись предстоящей трехсторонней встречи с участием президента Азербайджана и отметили важность продолжения диалога.
Собеседники обменялись мнениями относительно хода выполнения договоренностей, достигнутых в ходе трехсторонних встреч в Брюсселе 14 декабря 2021 г. и 6 апреля 2022 г.
РОССИЯ
23 мая главы МИД РА и РФ Сергей Лавров и Арарат Мирзоян
- обсудили вопросы делимитации армяно-азербайджанской границы.
- Собеседники обсудили ход реализации договоренностей, закрепленных в трехсторонних заявлениях от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г.
- Стороны обсудили вопросы, касающиеся формирования комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы.
- Были рассмотрены также вопросы, связанные с разблокированием экономических связей и транспортных коммуникаций региона.
- Мирзоян вновь подтвердил позицию Армении и относительно установления мира и стабильности в регионе и процесса мирного урегулирования армяно-азербайджанских отношений.
После переговоров с главой МИД РА Лавров созвонился с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым. С ним он также обсудил положение дел в регионе, делимитацию границы и разблокирование коммуникаций.
РОССИЯ
25 мая официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила
- Москва готова оказывать консультативное содействие работе двусторонней комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы.
- РФ обладает уникальным экспертным потенциалом в области делимитации и урегулирования пограничных споров на постсоветском пространстве. В распоряжении РФ имеются необходимые картографические материалы, «и будем рады поделиться своим опытом с азербайджанскими и армянскими друзьями в рамках деятельности комиссии».
АЗЕРБАЙДЖАН-АРМЕНИЯ
23 мая президент Азербайджана сформировал госкомиссию по делимитации границы с Арменией. Ее возглавит вице-премьер Шахин Мустафаев.
Премьер-министр РА своим решением также сформировал Комиссию по вопросам делимитации и безопасности государственной границы между Арменией и Азербайджаном. Председателем комиссии назначен вице-премьер Мгер Григорян.
В состав комиссии вошли представители МИД, Минобороны, Минюста, министерства территориального управления и инфраструктур, Комитета кадастра, СНБ, а также представитель Армении по международным правовым вопросам.
ОБСЕ
23 мая вице-премьер РА Мгер Григорян провел встречу с личным представителем действующего председателя ОБСЕ, послом Анджеем Каспшиком.
- В ходе встречи обсуждались развитие ситуации в регионе и работы, ведущиеся по разблокированию транспортных коммуникаций.
- Собеседники обсудили также вопрос о всеобъемлющем урегулировании нагорнокарабахского конфликта. В этом контексте Григорян подчеркнул важность продолжения работы сопредседательства МГ ОБСЕ.
ПРАВО
ДЕЛО ПРОТИВ ЭКС-ЗАМНАЧАЛЬНИКА ГШ ВС РА
Генпрокуратура РАвозбудила уголовное дело по фактам преступлений, совершенных в дни 44-дневной войны
- Начальник Главного управления подготовки – заместитель начальника ГШ ВС РА Андраник Макарян был назначен командующим военной группировки на южном направлении. 21 октября 2020 г. в 08:00 командующий группировкой, получив сообщение об осаде в районе города Ковсакан, не организовал разведывательной засады, которая позволила бы обнаружить возможные пути продвижения противника и уничтожить его диверсионную группу.
- Отказавшись оказать помощь группе, оказавшейся в осаде, он отдал подчиненному составу приказ отступать. В результате 5 из 40 военнослужащих группы численностью в 62 человека в ходе неравного боя с противником были взяты в плен, 12 убиты, местонахождение остальных 23 военнослужащих и одного водителя автобуса неизвестны.
- Макаряну предъявлено обвинение в совершении вышеуказанных преступных деяний по части 4 статьи 375 УК РА.
- Обвинение предъявлено и командиру одной из войсковых частей, который не выполнил данное вышестоящим руководством указание обсудить с сопровождающими лицами конечный пункт их маршрута. В результате сопровождающие лица неправильно поняли задачу отступить в район города Ковсакан, где были вынуждены вступить в неравный бой, понеся серьезные потери.
- По указанным случаям возбуждено уголовное дело, которое направлено в суд первой инстанции Сюникской области для рассмотрения по существу.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
25 мая в ходе правительственного часа глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Анкара предусловий для нормализации отношений с Ереваном прямо не выдвигает, но азербайджанский фактор присутствует. Турецкие коллеги синхронизируют переговорный процесс с армяно-азербайджанским диалогом. «Это не способствует конструктивности».
- Пока ощутимых результатов в процессе установления дипотношений и открытия армяно-турецкой границы нет. Ереван готов к этому и искренне заинтересован. «Хотелось бы видеть то же и со стороны Анкары, но мешает азербайджанский нарратив».
- Место проведения переговоров спецпредставителей Армении и Турции не имеет значения. Главное – результат.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
19 мая в интервью «Арменпресс» посол США в Армении Линн Трейси заявила:
- США поддерживают диалог между Турцией и Арменией, который может привести к нормализации отношений между двумя соседними странами, что важно для будущего этих двух стран и для стабильности на Кавказе.
- Позиция США давно заключалась и заключается в том, что нормализация отношений должна происходить без предварительных условий и без других вопросов, в том числе, не увязывая их с переговорами по НК.
- США отдают дань памяти жертвам Геноцида армян и не ищут виновных. «Мы поощряем и приветствуем усилия по признанию и учету болезненных страниц истории, что является важным шагом на пути к созданию основ более справедливого и терпимого будущего».
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
23 мая секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян прокомментировал некоторые формулировки относительно разблокирования коммуникаций, содержавшиеся в заявлении главы Европейского совета по итогам переговоров в Брюсселе.
Григорян разъяснил, что имеется в виду под формулировкой о «коммуникации между разными частями Армении по территории Азербайджана». По его словам, речь о том, чтобы, например, граждане РА и грузы могли попасть в Мегри из Ерасха через Нахичеванскую Автономную Республику и наоборот, на тех же принципах, что граждане Азербайджана и грузы могут попасть в Нахичевань из Горадиза через РА.
По его словам, причиной, по которой для перемещения из одной части РА в другую должна быть использована территория Нахичевани, является то, что железная дорога, соединяющая север РА с югом, проходит через Нахичеван.
24 мая агентству «Арменпресс» секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:
- На территории РА не может быть дороги или транспортного маршрута с логикой «коридора».
- Все договоренности, достигнутые в Брюсселе, касаются открытия региональных коммуникаций, и эти договоренности соответствуют публичным заявлениям, сделанным представителями РА в прошлом.
- В заявлении председателя Европейского совета, сделанного по итогам встречи в Брюсселе, в контексте открытия региональных сообщений договоренности касались пограничного, таможенного контроля, взимания платы, международного транзита.
- Эти важные вопросы касаются реализации проекта «Армянский перекресток», и правительство РА последовательно будет двигаться в этом направлении.
АЗЕРБАЙДЖАН
23 мая президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе телефонного разговора с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом заявил, что в ходе переговоров в Брюсселе стороны договорились об открытии «Зангезурского коридора», в том числе по вопросу прокладки как железной дороги, так и автомобильной дороги.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
22 мая по итогам встречи премьер-министра РА Никола Пашиняна, президента Азербайджана Ильхама Алиев и главы Европейского совета Шарля Мишеля стороны договорились:
- В ближайшие дни на межгосударственной границе состоится первое совместное заседание пограничных комиссий, будут рассмотрены все вопросы, связанные с делимитацией границы и как лучше всего обеспечить стабильную ситуацию
- Лидеры договорились о необходимости приступить к разблокированию транспортного сообщения. Они согласовали принципы, регулирующие транзит между западным Азербайджаном и Нахичеваном и между различными частями Армении через Азербайджан, а также международные перевозки через коммуникационную инфраструктуру обеих стран. В частности, они договорились о принципах управления границами, безопасности, земельных сборах, а также таможенных правилах в контексте международных перевозок. В ближайшие дни вице-премьеры продолжат эту работу.
- Лидеры договорились продолжить обсуждение будущего мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между Арменией и Азербайджаном. В ближайшие недели команды, возглавляемые министрами ИД, будут продвигать этот процесс вперед. В дополнение к этому треку, Мишель также подчеркнул, что необходимо решать вопросы прав и безопасности этнического армянского населения в Карабахе.
- ЕС вместе с обеими сторонами будет продвигать работу Экономической консультативной группы, которая стремится содействовать экономическому развитию на благо обеих стран и их населения.
- ЕС готов усилить свою поддержку. Была достигнута договоренность о продолжении трехсторонних встреч: встреча в таком формате запланирована на июль или август.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
24 мая депутат НС РА Арман Егоян
- комментируя слова президента Азербайджана о достижении договоренности с Арменией на строительство «Зангезурского коридора», заявил, что этот термин может иметь разные значения. «Слово «коридор» я слышал, объяснения – нет». Алиев может своему народу говорить все, что угодно, но необходимо понять, что подразумевается под понятием «коридор». Армянская сторона, в свою очередь, может использовать выражение «Нахичеванский коридор».
- Он опроверг утверждения о том, что данный коридор будет под контролем Азербайджана. «Этого не будет, коридор будет действовать в соответствии с международными договорами, с таможенными выплатами и паспортным контролем, причем на паритетных началах».
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВЛАСТИ РА
19 мая секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:
- Информация о том, что Пашинян обратился в ОДКБ с просьбой направить в Ереван коллективные силы для подавления акций протестов оппозиции, не соответствует действительности. «Премьер-министр Пашинян во всех внутриполитических вопросах всегда опирался на волю народа. Так было и во время серьезного внутриполитического кризиса, создавшегося после 9 ноября 2020 г.».
- Что касается нынешних акций протеста, то их организаторы уже на протяжении более одного месяца проводят антиправительственные выступления, за законностью которых следит полиция.
- Очевидно, что акции протеста оппозиции не получили поддержки общества.
- «Естественно, что решение вопросов, связанных с акциями протеста, мы видим исключительно в рамках внутриполитических институциональных возможностей».
20 мая на Армянском форуме демократии премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Демократия – главный международный бренд РА. Гарантом демократии в РА является ее гражданин.
- РА после 44-дневной войны 2020 г. прошла через сильные потрясения, и именно гражданин РА предотвратил развал государственности, потерю суверенитета и независимости.
- Сегодня необходимо ответить на два важных вопроса – насколько демократия в состоянии обеспечить безопасность страны, и насколько демократия в состоянии защитить суверенитет и независимость страны. Ответ на 2-ой вопрос однозначен, и он уже дан: демократия является ключевым фактором гаранта сохранения и защиты суверенитета и независимости страны. Наша задача – доказать, что демократия в состоянии также обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность страны. «И в этом плане я хочу подчеркнуть важность мирной повестки, которую продвигает правительство Армении, получившее на это мандат граждан страны».
- Важно, чтобы силы, обеспечившие демократию в РА, также обеспечили мирное развитие страны.
- Политическая власть РА сплочена вокруг этой миссии, и вокруг этой повестки должны объединиться все демократические силы РА. Это вовсе не значит, что все силы должны придерживаться одной позиции по тем или иным вопросам, но очень важно всем беспристрастно проанализировать историю страны за последние 30 лет.
- Совершаются попытки представить так, якобы пришедшая к власти демократическим путем политическая команда пытается установить в РА диктатуру, оказывать политические давления. «Думаю, показатель плотности тюремного населения говорит сам за себя. В странах, стремящихся к диктатуре, тюремное население уплотняется, увеличивается количество тюрем, а не наоборот».
21 мая в беседе с РИА-Новости вице-премьер Армении Мгер Григорян заявил, что досрочных парламентских выборов в РА не будет. Парламентские выборы в РА в 2021 г. ответили на все вопросы, поднимаемые участниками протестного движения. Нет предпосылок для прогнозов различных сценариев, в том числе касающихся проведения новых выборов.
25 мая в ходе правительственного часа в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Ситуация с действиями оппозицией перестала быть политической, она скорее логистическая. У оппозиции был целый месяц, чтобы всеми средствами и механизмами донести свои месседжи до общества. Вообще цель таких акций – вовлечь общество в процесс и сформировать политическое требование. Но этого не произошло. Теперь процессы идут не против власти, а против общества. Замысел оппозиции таков – если люди не присоединяются к ней, то она создает больше неудобств для них больше пробок в столице.
- «Оппозиции мы мешать не будем — она сама «износится».
БЛОК «МОЙ ШАГ»
19 мая депутат НС РА Ваагн Алексанян заявил:
- Вышедшая на улицу парламентская оппозиция, прикрываясь флагом Арцаха, на самом деле защищает награбленное ими имущество.
- Депутатская неприкосновенность вовсе не означает, что эти депутаты могут переступать морально-нравственные границы. «Если вы вышли на улицы, чтобы защитить награбленное вами, хотя бы делайте это по возможности цивильно. Когда же заявляете перед двухтысячной толпой, что город будет парализован, знайте: единственное, что будет парализовано — ваши награбленные счета и имущество».
21 мая в беседе с Armenia Today депутат НС РА Овик Агазарян заявил:
- Участники уличных протестов реализуют свои конституционные права, но при этом они не должны нарушать права других граждан.
- Протесты организуют люди, стремящиеся вернуть себе власть, а также защитить свое имущество, нажитое незаконным путем. По сути, толстосумы вышли на борьбу с рядовыми гражданами. То есть, это классовая борьба, а не борьба за Арцах.
- Организаторы протестов рассчитывали на гораздо более широкую поддержку общественности, но ошиблись в своих расчетах, что свидетельствует о том, что общественного требования на смену власти в Армении нет.
- Оппозиция должна поменять свою повестку, в том числе выдвинуть идею проведения досрочных парламентских выборов. Но власть не собирается идти на досрочные выборы.
- Возросшая в последнее время активность экс-президента РА Сержа Саргсяна производит странное впечатление. Это не его поле, Саргсян – политический деятель иного формата по сравнению с Робертом Кочаряном. Это поле Кочаряна, именно он организует, генерирует эти процессы и финансирует их.
24 мая депутаты НС РА от фракции «Гражданский договор» заявили:
-
депутат НС РА Ваагн Алексанян: представители оппозиции занимаются мелким хулиганством. Сегодня несколько оппозиционных депутатов вторглись в здание МИД, пытаясь вывести из себя дипломатов. Они заставляют дипломатов перед видеокамерами делать заявления, которые могут спровоцировать нестабильность и эскалацию.
-
депутат НС РА Рипсиме Григорян: парламентская оппозиция — «группа, имеющей антигосударственную повестку», которая напала на дипломатов.
-
депутат НС РА Арусяк Джулакян: пользуясь своим мандатом и возможностью войти в здание, оппозиционные депутаты «совершили набег» на МИД, «взяли в плен» замминистра.
ДВИЖЕНИЕ «СОПРОТИВЛЕНИЕ»
19 мая вице-спикер НС от фракции «Армения» Ишхан Сагателян заявил:
- Представители действующей власти понесут наказание за содеянное. Речь в том числе идет о нескольких депутатах правящей фракции «Гражданский договор». У остальных же представителей этой фракции еще есть место для отступления, эта возможность им полноценно предоставлена.
- Власти всеми возможными способами пытаются оказать давление на активистов движения, возбуждая против них сфабрикованные дела и изолируя их. «Но эти попытки обречены на провал, нас слишком много».
21 мая в беседе с Armenia Today глава партии «Отечество» Артур Ванецян заявил:
- Оппозиция планирует добиться ухода действующих властей без насилия и кровопролития. «Мы не являемся уличными авантюристами, в отличие от действующих властей. Мы люди, которые понимают и ценят государственность. Мы сделаем все так, чтобы в стране не было крови, насилия. Мы сможем при поддержке народа добиться отстранения властей».
- Продолжающаяся блокада Площади Франции в центре Еревана, острые политические выступления, а также присоединение к оппозиции различных слоев общества также являются решительными действиями со стороны оппозиции․
24 мая представители Движения сопротивления организовали шествие по центральным улицам Еревана к зданию МИД. Протестующим удалось прорвать оцепление у входа в здание МИД.
- Как заявил Ишхан Сагателян, участники акции намерены заблокировать входы в здание МИД, так как ведомство больше не представляет интересы РА. Они от имени протестующих хотели передать позицию Движения о том, что МИД и у властей нет мандата на сдачу страны Азербайджану, и что любые договоренности с Азербайджаном и Турцией недействительны.
- Представители оппозиционных блоков в здании МИД встретились c генеральным секретарем МИД РА Борисом Саакяном. Их принял также замминистра ИД Мнацакан Сафарян. Депутаты потребовали от замминистра представить позицию МИД РА по вопросу Арцаха и заверить, что Арцах ни при каких обстоятельствах не будет в составе Азербайджана. Сафарян не произнес этих слов, ограничившись заявлением о том, что он выслушал оппозиционеров и передаст их позицию вышестоящему руководству.
25 мая оппозиция заблокировала резиденцию президента РА. Как заявил вице-спикер НС РА Ишхан Сагателян, уже месяц в стране проходят акции протеста, но человек, занимающий пост президента, делает вид, что ничего не происходит. Сагателян назвал его не главой государства, а представителем правящего «Гражданского договора».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
20 мая на Армянском форуме демократии глава представительства ЕС в РА, посол Андреа Викторин заявила:
- Итоги состоявшихся в 2021 г. досрочных парламентских выборов в РА отразили волю народа на продолжение демократического пути развития и реформ.
- Она отметила необходимость формирования в Армении «мощного» гражданского общества, его активное вовлечение в разработку и управление политикой реформ. «Это необходимо для политических изменений в стране. В Армении представители гражданского общества, которые в своей деятельности защищают права человека и основные свободы, стали объектами ненависти, атак и провокаций».
- В качестве примера Викторин привела жалобы, поступающие от общественных организаций, которые защищают права женщин, детей и ЛГБТ-сообщества.
ЭКОНОМИКА
ВФБ КУПИТ АКЦИИ АФБ
Варшавская фондовая биржа заявила о намерении приобрести 65,03% акций Армянской фондовой биржи. В результате сделки ВФБ приобретет 967 простых акций АФБ, что даст ей 65,03% доли в общем уставном капитале приобретаемой компании. Таким образом, ВФБ станет мажоритарным акционером АФБ.
В результате сделки, структура собственности АФБ будет следующей:
АФБ: 148 собственных акций, 9,95% доли в уставном капитале компании;
ЦБ РА: 372 акции, 25,02% доля в уставном капитале компании;
ВФБ: 967 акций, доля 65,03% в уставном капитале компании.
В результате сделки ВФБ косвенно получит контроль над Центральным депозитарием Армении, в котором АФБ в настоящее время владеет 100% уставного капитала.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
19 мая секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян ответил на обеспокоенность российской стороны деятельностью биолабораторий на территории РА.
- Распоряжением премьер-министра РА создана рабочая группа, которая координирует сферу биологической безопасности. Эта группа интенсивно сотрудничает со всеми международными партнерами РА.
- В свое время в РА прибыли российские специалисты, которые на все свои вопросы получили исчерпывающие ответы армянской стороны.
- Во всех лабораториях в РА работают исключительно граждане РА. Эти лаборатории функционируют согласно законодательству РА и обслуживают исключительно интересы РА.
- Армянская сторона всегда исчерпывающе отвечала на все поднимаемые нашими российскими коллегами вопросы. Недавно в Москве находился глава аппарата Совета безопасности РА – он участвовал в заседании межведомственной комиссии, на котором обсуждались все имеющиеся вопросы, и армянская сторона обстоятельно ответила на все прозвучавшие вопросы.
- Сотрудничество между РА и РФ в сфере биобезопасности регулируется межправительственным меморандумом о взаимопонимании по вопросам обеспечения биологической безопасности, подписанным в 2021 г.
20 мая защитник прав человека РА Кристине Григорян приняла посла РФ в РА Сергея Копыркина.
- Посол РФ в ходе встречи подчеркнул роль омбудсмена в развитии государственных институтов. Он высоко оценил усилия Защитника прав человека по обеспечению свободы собраний и защиты прав человека на фоне происходящих в эти дни в РА событий.
- Григорян коснулась актуальности возвращения на родину армянских военнопленных и гражданских лиц, удерживаемых в Азербайджане, подчеркнув важную и ответственную роль в этом РФ.
25 мая на встрече с послом РФ Сергеем Копыркиным губернатор Сюника Роберт Гукасян отметил, что в регионе работают крупные предприятия с российским капиталом, но важнейший вклад РФ — присутствие ее пограничников, которые обеспечивают безопасность населения. Собеседники обсудили развитие сотрудничества, в том числе инвестиционного. Копыркин рассказал о молодежных, культурных и образовательных программах, которые посольство осуществляет в регионе.
ИТАЛИЯ
19 мая премьер-министр РА Никол Пашинян принял представителей парламентской группы дружбы Италия-Армения Джулио Чентемеро, Андреа Касу, Альвизе Маньеро и Альберто Айролу.
- Пашинян подчеркнул важность армяно-итальянских дружественных отношений и высоко оценил деятельность групп дружбы и межпарламентское сотрудничество.
- Глава группы дружбы Италия-Армения Чентемеро отметил, что в состав их группы входят депутаты как правящей, так и оппозиционных партий, что свидетельствует о высокой оценке итальянского народа в отношении армянского народа. Чентемеро поделился результатами проведенных в РА встреч, поговорил об успехах РА в технологической сфере, центре креативных технологий “Тумо” и отметил, что армянская модель развития ИТ интересна для Италии.
- Пашинян отметил, что ИТ является одной из динамично развивающихся сфер в РА, и образование в целом является одним из стратегических направлений развития, и, исходя из этого, правительство инициировало реформы в сфере образования и науки. Пашинян представил подробности о реформе и предложил обменяться опытом и информацией.
- В ходе встречи были затронуты вопросы обеспечения мира в регионе и урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Стороны обменялись мнениями о послевоенной ситуации, репатриации удерживаемых в Азербайджане армянских военнопленных и сохранении армянского культурно-исторического наследия в Арцахе.
- Пашинян подчеркнул, что нагорнокарабахский конфликт должен быть урегулирован на основе предложенных сопредседателями МГ ОБСЕ принципов, и РА выступает за региональную мирную повестку, которая, однако, не может быть односторонней. Он подчеркнул важность поддержки в этом процессе со стороны европейских партнеров, в том числе Италии, и их осуждения провокаций.
- Пашинян коснулся также процесса диалога Армения-Турция.
- Депутаты группы дружбы Италия-Армения выразили свою поддержку в преодолении тяжелых испытаний и укреплении демократии и заверили, что будут решительно продолжать свою деятельность не только в направлении Италия-Армения, но и в направлении сближения связей ЕС-РА.
ЧЕХИЯ
19 мая спикер НС Ален Симонян в ходе встречи с вице-спикером Сената Парламента Чехии Иржи Ружичкой заявил, что РА рассчитывает на политическую поддержку Чехии в вопросе либерализации визового режима с ЕС. Симонян придал важность также активизации программы «Восточное партнерство» в рамках председательства Чехии в ЕС, поскольку в результате смены геополитических реалий наблюдается ее дезинтеграция.
ЛИТВА
20 мая в Ереване состоялась встреча президента РА Ваагна Хачатуряна и президента Литвы Гитанаса Науседа. По итогам встречи, стороны заявили, что:
- Литва будет развивать контакты с РА. Двусторонние отношения имеют большой потенциал.
- Были обсуждены перспективы взаимодействия в таких сферах, как промышленность, информационные технологии, возобновляемая энергия и сельское хозяйство.
- Литва содействует реализации в РА программ в рамках «Восточного партнерства». Программу «Восточное партнерство» Науседа назвал важным механизмом развития сотрудничества ЕС с РА. «Мы хотели бы, чтобы Армения продолжила курс на развитие демократии, который приведет к социально-экономическому развитию страны, ее процветанию».
Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял Науседу.
- Собеседники обсудили армяно-литовскую повестку и перспективы развития двусторонних отношений.
Председатель НС РА Ален Симонян и президент Литвы Науседа обсудили вопросы совместной повестки сотрудничества, перспективы взаимодействия Армении и Литвы в рамках Соглашения РА-ЕС.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
18 мая глава МИД РА Арарат Мирзоян провел конфиденциальную беседу с Верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Жозепом Боррелем.
- Мирзоян представил позицию РА относительно установления в регионе мира и стабильности и мирного урегулирования нагорнокарабахского конфликта, отметил важность поддержки международного сообщества, в частности ЕС, усилиям МГ ОБСЕ по всеобъемлющему и долгосрочному урегулированию конфликта.
- Собеседники обсудили отношения РА-ЕС, а также ряд региональных и международных вопросов, представляющих взаимный интерес.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
МНЕНИЯ
РАЧЬЯ АРЗУМАНЯН
19 мая в беседе с АрмИнфо аналитик Рачья Арзуманян выразил мнение, что:
- Геополитическое ослабление РФ и формирующийся вследствие этого процесса вакуум на Южном Кавказе попытаются заполнить другие центры силы.
- Эти геополитические реалии ставят перед Ереваном задачу по определению сил, способных сдерживать потенциальную агрессию Турции в отношении РА, в условиях ослабления РФ и неспособности ВС РА решать задачи подобного уровня, как минимум, в ближайшие годы.
- Даже если Москва вдруг решит решать данную задачу, на этом пути неминуемо встанет ее стратегический союз с Анкарой. Не говоря уже о том, что после украинской войны РФ может просто оказаться не в состоянии это сделать. И вот здесь возникает вопрос, кто может заменить РФ в качестве фактора, сдерживающего турецкую угрозу. Вопрос, которым армянская политика и дипломатия не занимаются.
- Более того, отсутствие доверия в отношении действующей армянской власти в целом не оставляет никакой возможности доверять подписываемым ею документам. Тем более с учетом того, что эти документы, как правило, дополняются устными соглашениями, о которых ничего не известно не только обществу, но и экспертно-аналитическому сообществу в целом.
- В этой ситуации, в которой Арцах продолжает оставаться оккупированным, парламентская оппозиция развернула уличную борьбу за власть. «Борьбу, в которой нет не только стратегии и политики, но и реальной обеспокоенности за будущее этого самого Арцаха. Эти люди потеряли власть и теперь просто пытаются ее вернуть. И это все. В то время как в сложившейся ситуации первейшей задачей всех политических сил является восстановление страны после 44-х дневной катастрофы. В первую очередь восстановление армии, создание принципиально новой системы обороны и безопасности».
АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН
23 мая в беседе с Armenia Today, комментируя итоги трехсторонней встречи Пашиняна, Алиева и Мишеля в Брюсселе, директор Института Кавказа Александр Искандарян заявил:
- Армения и Азербайджан пытаются использовать новую площадку для переговоров, ибо Минский процесс, который существовал в рамках ОБСЕ до войны, если и не мертв, то, мягко говоря, сильно заморожен.
- Баку пытается зафиксировать результаты военной победы. Азербайджану нужна некая бумага, некий договор, заявление, которое будет представлено им внутри Азербайджана, а может быть и не только, как признание Арменией территориальной целостности Азербайджана вместе с территорией НКР.
- Касательно ускорения процессов, крайне трудно урегулировать за несколько недель проблему, которую не удавалось решить за последние 30 лет.
- Перевод дискурса из проблемы статуса НКР в проблему обеспечения прав людей, которые там проживают, реально происходит. Этот тезис озвучивает и премьер Армении, и глава Европейского совета. Азербайджан во многих своих официальных заявлениях выражает готовность перевести этот вопрос в плоскость прав граждан Азербайджана различных этничностей. Однако жители Арцаха не готовы получать азербайджанские паспорта и не представляют себя в составе этой страны.
- Азербайджану не нужен мир, ему нужен Карабах. Карабах как территория, а не Карабах как люди. Армянская позиция следующая: это мягко говоря, не только территория, а люди, которые там живут. Соответственно, разговоры о правах людей с армянской стороны и с азербайджанской стороны – они совершенно разные.
23 мая в беседе с АрмИнфо Александр Искандарян выразил мнение, что:
- Главным результатом встречи в Брюсселе стала сама встреча. И проблема совершенно не в месте ее проведения, а в сложности армяно-азербайджанских противоречий. Тем не менее, несмотря на отсутствие каких-либо ожиданий прорыва, очередной Брюссель продемонстрировал, что процесс урегулирования все-таки идет.
- На фоне фактической заморозки Минского процесса, Ереван и Баку пытаются использовать Брюссель как новую площадку для переговоров. Москва, Вашингтон и Париж в, свою очередь, не очень стремятся окончательно уничтожить формат сопредседательства МГ ОБСЕ. Формат не работает в первую очередь потому, что в его рамках не желает разговаривать Баку. С большими сложностями продвигается и российский формат переговоров. Отсюда возникает необходимость в Брюсселе. При этом, представить решение всего комплекса нерешаемых в течение последних 30 лет проблем между Арменией и Азербайджаном в обозримой перспективе на площадке ЕС достаточно сложно.
- Алиев из всего этого процесса пытается выудить бумагу, которую он сможет представить в Баку в качестве признания Арменией территориальной целостности Азербайджана вкупе с территорией Арцаха, что по понятным причинам ставит на пути подписания такой бумаги Ереваном множество дополнительных ко всем существующим проблем. Отказ же Баку рассматривать статус и права арцахских армян в ином ракурсе кроме как в плоскости прав граждан Азербайджана различной этнической принадлежности лишь усугубляет проблему.
- В реальности армяне Арцаха Азербайджану совершенно не нужны, ему нужен лишь сам Арцах как территория. В то время как позиции Еревана и Степанакерта в первую очередь направлены на защиту прав арцахцев.
- Различия в позициях по-прежнему налицо, и вряд ли их удастся сблизить в Брюсселе или где-то еще либо посредством выхода на консенсусное решение хотя бы в среднесрочной перспективе.
- Еще одна сложная проблема — делимитация и демаркация границ на Южном Кавказе, где таких границ вообще нет, а есть лишь границы бывшего СССР. И если в случае нормальных отношений между странами этот процесс длится десятилетия, то, как минимум, сложно прогнозировать сколько для этого уйдет времени у Армении с Азербайджаном. «Так что легких и быстрых решений не будет и здесь. Но это отнюдь не значит, что нет необходимости хотя бы начать на эту тему разговаривать».
ТЕВАН ПОГОСЯН
23 мая в беседе с АрмИнфо директор Международного центра человеческого развития Теван Погосян, касаясь брюссельской встречи лидеров Армении и Азербайджана, выразил мнение, что:
- Каждая новая встреча лидеров Армении и Азербайджана будет очередным поражением для армянской стороны. Ничего хорошего брюссельская не может принести. «Политическая команда, которая привела к поражению, проигравшая команда не может привести к каким-либо положительным результатам, каждая новая встреча будет очередным поражением».
- Возможно ли протестными акциями добиться смены власти в Армении или нужны какие-то иные шаги — всё зависит от того, как власть будет использовать это. Есть 2 стороны в этой ситуации, и необходимости принимать существующую реальность. Пашинян готов пойти на переговоры с врагом, человеком, который давал приказы убивать армянских солдат, завоевывать армянские территории, уничтожать Арцах, его духовно-культурное наследие. Но он не желает встречаться со своими соотечественниками.
- При этом, действующие власти, которые осознано занижают численность участников протестных акций, не смогут использовать этот фактор в переговорах с противником. «Если они сами будут говорить, что на улицу выходят 100-200 человек, и, тем самым, не будут использовать фактор протестных акций, тогда и Алиев скажет — быстро подписывай договор, чего тянешь!».
- В чем кроется корень проблем, с которым сегодня сталкивается Армения, многие обвиняют союзника Еревана — Москву в бездействии, которая привела к этой безвыходной ситуации, но «во всех сегодняшних бедах армянского народа виноваты только армянские правители».
ВАГЕ ДАВТЯН
25 мая в беседе с АрмИнфо аналитик Ваге Давтян выразил мнение, что:
- Представленные Ереваном 6 принципов заключения мирного договора с Азербайджаном лишь усилили протестную волну, так как в них фактически зафиксирован отказ армянских властей от концепции «армянского Арцаха» с заменой на обтекаемые формулировки типа «безопасность армян Арцаха», «’культурная автономия» и пр. Таким образом, Ереван отказывается от базового принципа права народа на самоопределение — то, что создавало немалые проблемы для Баку до «бархатной революции» 2018 г.
- Уже в Брюсселе Пашинян и Алиев определили основные пункты будущего мирного договора, заключение которого приведет к фактическому коллапсу армянской государственности. Достаточно обратиться к пункту о «транзите между различными частями Армении через Азербайджан, посредством международных перевозок через коммуникационную инфраструктуру обеих стран», что означает сдачу Азербайджану так называемых «анклавов», в результате чего РА фактически потеряет полноценный контроль над автомобильными дорогами, связывающими ее с Ираном и Грузией.
- Также стороны договорились в ближайшее время провести заседание комиссии по пограничным вопросам, что неизбежно приведет к очередным уступкам со стороны Еревана, стремящегося к «миру любой ценой». В целом, Ереван фактически парализовал минский процесс, переместив вопрос урегулирования карабахского вопроса в двусторонний формат со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
- Поэтому акции протеста нацелены, прежде всего, на парализацию этого процесса. Народ демонстрирует международному сообществу, что Пашинян не представляет его интересов и не легитимен вести переговоры от имени Армении. Впрочем, само международное сообщество, как всегда, продолжает придерживаться двойных стандартов. Заявление посла США о готовности поддержать «реформы», начатые Пашиняном в 2018 г., а также восторженное выступление посла ЕС в РА о развитии армянской демократии — тому свидетельство.
ГЕОРГИЙ ДЕРЛУГЬЯН
25 мая в беседе с АрмИнфо профессор Нью-Йоркского университета в Абу-Даби Георгий Дерлугьян выразил мнение, что:
- С учетом отсутствия у Баку каких-либо объективных причин сохранять армянское население Арцаха в Арцахе, возможность подписания мирного договора с Ереваном лично вызывает большие сомнения.
- С учетом же очевидности подобных намерений Баку, целью Еревана, целью всего армянства должно стать противостояние этим планам — посредством дипломатии, политики, пропаганды, а в случае необходимости и армии. «Разговоры, именно разговоры Еревана о мирном договоре с Баку, судя по всему, из этой оперы. Думаю, что они являются частью стратегии затягивания переговоров, процесса в целом, с конечной целью избегания прямого военного конфликта».
- Европа, в принципе, данный подход Еревана разделяет. И именно с учетом стремления ЕС избежать каких-либо процессов на Южном Кавказе в целом, Брюссель, в свою очередь, в длительных переговорах, затягивании процесса также заинтересован.
- Конфликт вокруг Арцаха может стать частью общего геополитического пакета урегулирования в целом ряде регионов, но лишь после украинского урегулирования, а еще точнее отказа Москвы от своих завоеваний в Украине.
- Разработка данных пакетов урегулирования уже идет и затягивание времени с целью избегания принятия конкретных решений по Арцаху наиболее рациональная стратегия для РА как минимум, на ближайший год.
- Еще одним важным фоновым фактором политики Брюсселя на кавказском направлении он считает опасения потерять Азербайджан в качестве поставщика нефти и газа в условиях растущей необходимости отказа от российского газа с целью усилить давление на Москву.
- Тем не менее, с учетом клептократически-кланового характера алиевского режима, загнать его под санкции, в случае чего, будет достаточно легко. В первую очередь в силу того, что на фоне Украины, общественное мнение на Западе стало гораздо более активным, чем еще пару месяцев назад. А политики вынуждены это учитывать и этому следовать. Этот факт определенным образом в свою очередь связывает руки бакинскому режиму на армянском направлении. «Энергоносители энергоносителями, но в ответ на любые действия Алиева, которые вызовут ужас в Европе, ее лидерам просто придется предпринять в отношении Азербайджана действия, аналогичные действиям в отношении РФ».