×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-54/
Новости
27 марта
26 марта
20 марта
18 марта
15 марта
14 марта
13 марта
12 марта
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:20 , 19 Май 2022
2187
0

Обзор 12 – 18 мая 2022 г.

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

13 мая на заседании СМИД СНГ в Душанбе глава МИД РА Арарат Мирзоян подтвердил готовность Еревана к выполнению армяно-российско-азербайджанских договоренностей по урегулированию нагорнокарабахского конфликта и разблокированию коммуникаций.

Он представил позицию армянской стороны по урегулированию нагорнокарабахского конфликта и подчеркнул важность формата МГ ОБСЕ.

13 мая в интервью ОТА посол по особым поручениям РА Эдмон Марукян обнародовал 6 пунктов относительно нормализации отношений с Азербайджаном и заявил, что Азербайджан в Брюсселе согласился начать переговоры на их основании. По его словам, документ является ответом армянской стороны на переданные Азербайджаном основные принципы установления отношений между двумя странами.

Согласно Марукяну:

  1. В 1-ом пункте документа говорится, что армянская сторона отвечает на документ, переданный Азербайджаном 11 марта.
  2. РА никогда не имела и не имеет территориальных претензий в отношении Азербайджана. Обе страны взаимно признали территориальную целостность и границы, подписав совместно 8 декабря 1991 г. соглашение о создании СНГ. Армения ратифицировала данное соглашение в феврале 1992 г.
  3. Для армянской стороны являются основополагающими вопросы гарантирования безопасности армян НК, уважения их прав и свобод, а также окончательного определения статуса НК.
  4. Армянская сторона считает важными обязательства, закрепленные в трехсторонних заявлениях глав РФ, РА и АР от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г. Речь идет о возвращении военнопленных, разблокировании коммуникаций.
  5. Армянская сторона готова начать переговоры о заключении с АР договора о мире и нормализации отношений для установления межгосударственных отношений между странами на основании устава ООН, Международного пакта о гражданских и политических правах, и Хельсинкского заключительного акта.
  6. Для организации соответствующих переговоров армянская сторона обратилась к сопредседателям МГ ОБСЕ.

Он также заявил, что:

  • Азербайджанские войска находятся на суверенной территории РА и должны быть выведены.
  • Армянская сторона готова к работе по делимитации и демаркации границы с Азербайджаном.
  • До сих пор Еревану не представлено никаких правовых обоснований по каким-то анклавам. Если их нет, то нет и требований.
  • Стороны представят свои аргументы во время переговоров. Они предназначены именно для того, чтобы понять требования друг к другу, определить границы.

 

АРЦАХ

17 мая в ходе фейсбуковской пресс-конференции на радио «Свобода» глава МИД НКР Давид Бабаян заявил:

  • О необходимости снижения планки по карабахскому вопросу — Арцаху нечего снижать, у него есть красные линии, которые он не переступит. А кто это «международное сообщество»? Один из членов международного сообщества — Азербайджан, вообще говорит, что нет никаких планок, и карабахского вопроса тоже нет, а другой представитель международного сообщества – Армения, говорит, вот же Арцах. «Сейчас нет, и не может быть коллективного мнения по этому вопросу со стороны международного сообщества, особенно в текущих условиях, когда мир вступил в эпоху голой геополитики». В том же западном мире есть страны, открыто поддерживающие Азербайджан, есть те, кто безразличен, и есть те, кто поддерживают армянскую сторону.
  • У нас уже даже планки нет для снижения. Почему это же «международное сообщество» молчало 44 дня, когда нас резали? Мы должны защищать собственные интересы. И наши интересы святы, и мы должны защищать свои интересы, а не думать о том, как получить дивиденды от той или иной страны. Нам нечего снижать, у нас есть красные линии. Возврата к прошлому нет.
  • Какова же позиция российской стороны в этом вопросе — РФ четко высказалась по этому вопросу, даже четче чем США и Франция. Москва сказала, что вопрос делимитации и демаркации между Арменией и Азербайджаном не имеет отношения к нагорнокарабахскому вопросу, что правильно.
  • Возможно, что Арцах попросится в состав РФ — у Степанакерта одна повестка — сохранение государственности Арцаха и признание независимости.
  • Почему же Арцах не присоединится к Армении сегодня — воссоединение с матерью Арменией было и остается сверхзадачей. «Но, так получилось, что геополитические законы таковы. Азербайджан сделал, чтобы всё представить этот конфликт как территориальный, а наших возможностей, чтобы донести наш справедливый возглас, было меньше».
  • Нормализация армяно-азербайджанских отношений и урегулирование карабахско-азербайджанского конфликта очень взаимосвязанные, но, тем не менее, это разные процессы. Однако это вовсе не означает, что развитие этих отношений должны игнорировать карабахскую проблему, будущее Арцаха, или параллельно с этими процессами НКР должна оказаться в составе Азербайджана. Одна из основных целей официального Баку заключается в этом, и он не скрывает это. После этого возникнет множество вопросов, в том числе и связанных с будущим Арцаха. Однако Арцах никогда не будет в составе Азербайджана и любые попытки насильственного присоединения приведут к новому геноциду и войне. «А после падения Арцаха, падет и армянская государственность. Это однозначно, пусть никто не сомневается в этом».
  • 6 предложений Еревана Азербайджану по повестке мирного соглашения — власть в Арцахе и народ имеют равные голоса в этом вопросе, поскольку будущее НКР не может решать один человек. «Мы подчеркивали неприемлемость вхождения в состав Азербайджана. Безусловно, предоставление статуса безопасности народу хорошо. Но каким будет этот статус безопасности? Любой статус в составе Азербайджана не может обеспечить нашу безопасность. Наоборот, наше существование будет под вопросом. Вернее, итог известен — кровопролитие, война, погромы. Такова коллективная позиция Арцаха».
  • В Арцахе предпочитают мир войне, и мирное решение всех вопросов, но это не значит, что Степанакерт молча согласится на все предложения, и войдет в состав Азербайджана. Не может быть и речи о так называемой культурной автономии. «У нас уже была автономия в составе СССР, и лишь фактор советского союза уберег нас от полного уничтожения. Азербайджан не скрывает своих намерений, и любой статус в составе Азербайджана приведет к падению Арцаха».
  • Президент НКР информирован о ходе переговорного процесса и в этом вопросе у Степанакерта одна красная линия — НКР не может быть в составе Азербайджана.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

12 мая пресс-секретарь МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева заявила:

  • Заявления премьер-министра РА Пашиняна в рамках выступления в Институте международных отношений Клингенделе — безосновательные. Этими заявлениями руководство РА показывает, что «далеко неискренно в вопросе нормализации отношений между двумя странами».
  • «Для достижения мира с Азербайджаном нужны не только слова, но и действия».
  • Передача карт минных полей стало международным обязательством РА после подписания трехстороннего заявления в ноябре 2020 г., а вовсе не гуманитарным жестом.

13 мая на заседании СМИД СНГ в Душанбе глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов заявил:

  • Азербайджан намерен продолжать усилия по укреплению мира, стабильности и безопасности в регионе Южного Кавказа.
  • Баку готов к подписанию мирного соглашения с Ереваном и началу процесса делимитации азербайджано-армянской государственной границы.
  • В связи этим были предприняты шаги по началу переговорного процесса по мирному соглашению, в том числе определены председатели и формат национальных комиссий по делимитации границ между двумя странами.

18 мая президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • РА дважды отменяла встречу с азербайджанской группой по делимитации границы между двумя странами.
  • Провести первую встречу, связанную с границей, предлагал МИД РА. Азербайджан своевременно создал рабочую группу и был готов направить делегацию, и это было согласовано с армянской стороной.
  • Однако в последний день — 29 апреля — Армения отменила уже согласованную встречу. Это очень разочаровало. Еще большее разочарование, опять же исходя из первоначального предложения Еревана, вызвал отказ Армении от проведения новой встречи на границе 7-11 мая.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

США

11 мая госсекретарь США Энтони Блинкен и президент Азербайджана Ильхам Алиев обсудили будущие конкретные шаги на пути к миру на Южном Кавказе, включая делимитацию и демаркацию границ, открытие транспортных и коммуникационных путей и освобождение оставшихся армянских пленных.

Блинкен подтвердил, что США готовы, взаимодействуя на двусторонней основе и с партнерами, в том числе в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ, помочь двум странам достигнуть долгосрочного всеобъемлющего мира. Он также подчеркнул важность большего уважения прав человека и основных свобод и «признал важную роль, которую Азербайджан продолжает играть в энергетической безопасности Европы».

РОССИЯ

12 мая в Душанбе прошла встреча глав МИД РФ, АР и РА Сергея Лаврова, Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна

  • Мирзоян заверил, что РА привержена исполнению всех трехсторонних договоренностей и заявлений. Ереван готов продолжать работать по действующим форматам: открытию коммуникаций, мирному договору, установлению отношений и решению остающихся проблем.
  • Он подтвердил позицию армянской стороны относительно гарантирования в рамках урегулирования карабахского конфликта безопасности, прав и свобод армянства НК, а также о статусе НК.
  • Он также подчеркнул важность скорейшего решения гуманитарных проблем, возникших в результате 44-дневной войны, в том числе необходимость безотлагательного возвращения армянских военнопленных.

12 мая в Душанбе прошла также встреча главы МИД РА Арарата Мирзояна с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

  • На встрече обсуждались вопросы формирования комиссии по делимитации и пограничной безопасности между Арменией и Азербайджаном.
  • Стороны подчеркнули необходимость разблокирования экономических связей и транспортных коммуникаций в регионе.
  • Мирзоян также представил позицию Армении относительно установления мира в регионе и процесса нормализации отношений с Азербайджаном.
  • Собеседники также выразили удовлетворение договоренностями, достигнутыми между лидерами двух стран по итогам визита премьер-министра РА Пашиняна в Россию 19-20 апреля, коснулись выполнения обязательств, взятых в трехсторонних заявлениях от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г.
  • Они коснулись и вопросов дальнейшего укрепления союзнических отношений и стратегического сотрудничества между РА и РФ.

18 мая официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге отметила:

  • Ереван и Баку близки к созданию национальных делегаций в комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы.
  • Москва выступает за скорейшее создание этой структуры.
  • С началом ее работы необходимо предпринять шаги по повышению стабильности и безопасности на границе. Этот вопрос министры ИД РФ, РА и АР обсуждали на встрече в Душанбе.
  • Российская сторона надеется, что в ближайшее время удастся запустить работу комиссии и уже сформировала свою делегацию. Работа структуры поможет предотвратить различные инциденты на границе.

ОДКБ

16 мая на саммите лидеров государств — членов ОДКБ премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил:

  • Однако единство и солидарность стран – членов ОДКБ срабатывает не всегда. Часто страны ОДКБ голосуют на международных площадках не очень синхронно, и эта проблема возникла не сегодня.
  • Кроме того, ОДКБ отреагировала на военный конфликт в НК в 2020 г. не так, как ожидал сам Ереван. В 2021 г., после вторжение ВС Азербайджана, РА обращалась к ОДКБ, но не получила от организации должной реакции. Долгое время РА поднимала также проблему, связанную с продажей некоторыми государствами ОДКБ вооружений Азербайджану. Это оружие в конечном итоге было использовано против РА и армянского народа. Кроме того, поведение некоторых членов ОДКБ во время 44-дневной войн и после нее «не очень обрадовало Армению».
  • Пашинян поблагодарил президента РФ Путина за помощь в прекращении боевых действий в НК в 2020 г.
  • Тем не менее, РА как член-учредитель ОДКБ считает Организацию ключевым фактором стабильности и безопасности в Евразийском регионе и для Армении, и в общем положительно настроена на то, чтобы в полном объеме поддержать ОДКБ и ее дальнейшее развитие.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

 

ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

14 мая вице-спикер НС РА от фракции «Армения» Ишхан Сагателян прокомментировал обнародование армянской стороной предложений о нормализации отношений с Азербайджаном.

  • Власти РА должны четко озвучить формулировку о том, что не рассматривают какого-либо варианта урегулирования, в рамках которого НК может быть в составе АР. «Все остальное манипуляция».
  • На фоне возмущения народа власти пытаются путем манипуляций сказать, что не говорили такого. Политика действующих властей очень четкая – Арцах остается в составе Азербайджана с широкими гарантиями безопасности и прав человека.
  • Движение пресекло попытку армянского правительства по снижению планки в вопросе статуса Арцаха.
  • В случае прихода к власти оппозиция объявит недействительной любые договоренности действующего премьера с Баку и Анкарой. «Любая договоренность Пашиняна является недействительной, так как он не имеет мандата от народа. Об этом пусть знают международные партнеры».
  • Переговоры с Турцией и Азербайджаном после смены власти в стране будут продолжены, но с повесткой Армении.

14 мая в интервью иностранным журналистам на площади Франции экс-президент РА Серж Саргсян заявил:

  • РФ была и по-прежнему является союзником РА и готова выполнять свои союзнические обязательства.
  • Но выполнение союзнических обязательств РФ напрямую связано с правильным политическим курсом руководства РА. «Необходимы не какие-то устные заявления во время конфликта, а обращения к союзнику и просьбы о помощи по утвержденным стандартам».

15 мая на митинге экс-замминистра обороны Артак Закарян заявил:

  • Итоги 44-дневной войны не могут поставить под сомнение принципы и логику нагорнокарабахского урегулирования. Конфликт не урегулирован до сих пор, хотя усилиями РФ в 2020 г. и была остановлена война.
  • Конфликт можно решить только в рамках МГ ОБСЕ. Для этого необходимо обеспечить долгосрочное присутствие российских миротворцев в Арцахе, в международных структурах добиться признания статуса, обеспечить возвращение арцахцев на родину.

 

АРМЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС

16 мая зампредседателя АНК Левон Зурабян прокомментировал 6 предложений армянской стороны по нормализации армяно-азербайджанских отношений.

  • Сегодня в РА правительство, ничего не понимающее в дипломатии и в прямом смысле этого слова, недееспособная власть.
  • Азербайджан предложил свое видение или проект мирного соглашения, свое представление о том, какой вид должен иметь этот документ.- 1) взаимное признание территориальной целостности друг другу, 2) исключение территориальный претензий, 3) исключение применения силы и угроза безопасности, 4) демаркация, делимитация и установление дипломатических отношений, 5) открытие коммуникаций.
  • Ответ РА был очевиден. По правилам дипломатии она должна была представить видение Армении по тому же соглашению. Однако выяснилось, что у РА нет представления о том, что она хочет включить в это соглашение или, что она хочет поменять в предложениях Азербайджана.
  • Вместо собственных предложений или идей по условиям соглашения Армения представила: 1) Одно «недовольство» неназванному сопредседателю-посреднику, благодаря которому письмо, отправленное Азербайджаном 21 февраля, якобы дошло до Армении с 20- дневным опозданием 11 марта. 2) Констатация исторического факта, которая, по мнению авторов, доказывает, что, присоединившись к Декларации о создании СНГ, РА еще в 1991 г. признала территориальную целостность Азербайджана (и так и остается неясным, готова ли Армения включить пункт о взаимном признании территориальной целостности в текст соглашения или нет). 3) Одно заверение о «принципиальности» для армянской стороны вопроса об окончательном статусе НК, в котором не сказано, какой статус или какой механизм предлагает РА для решения этого вопроса (это утверждение нельзя даже рассматривать как предложение включить вопрос о статусе в переговоры). 4) Заверение о «важности» для армянской стороны выполнения обязательств, ранее достигнутых в формате Россия-Армения-Азербайджан, которое даже нельзя рассматривать как требование выполнения этих обязательств или предварительное условие для переговоров или хотя бы как предложение для включения его в повестку. 5) Некое заявление о готовности начать переговоры, которое, по сути, подтверждает, что РА не выдвигает никаких предварительных условий для начала переговоров. 6) Некое сообщение о том, что армянская сторона обратилась к сопредседателям МГ ОБСЕ с предложением организовать переговоры (достаточно маразмическое поведение, учитывая неспособность сопредседателей действовать совместно в нынешнем состоянии отношений Россия-Запад).

 

ПРАВО

ДЕЛО ПРОТИВ ПАШИНЯНА

12 мая адвокат Ваан Ованнисян, представляющий интересы родственников погибших на 44-дневней войне солдат, заявил, что премьер-министр РА Никол Пашинян будет допрошен в качестве свидетеля в рамках уголовного дела о причинах катастрофических последствий 44-дневной войны.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

РОССИЯ

12 мая премьер-министр РА Никол Пашинян на встрече с вице-премьером РФ Алексеем Оверчуком и замглавы МИД Андреем Руденко обсудил работу трехсторонней группы по разблокированию коммуникаций. Они затронули вопросы двусторонних отношений.

  • Пашинян отметил, что РА заинтересована в экономическом развитии и стабильности региона. Эти подходы он обсуждал и на встрече с российским президентом Путином.
  • Пашинян высоко оценивает проделанную работу в рамках трехсторонней рабочей группы по открытию региональных коммуникаций, автомобильного и железнодорожного сообщения. Он подчеркнул заинтересованность армянской стороны в конкретном, положительном результате данного вопроса.
  • Коснувшись технической стороны вопроса, Пашинян указал на необходимость решить все юридические, процедурные вопросы, что позволит не только быстро прийти к конкретным решениям, но и эти решения станут «более обоснованными, сильными».
  • Оверчук сказал, что задействование транспортных коммуникаций полностью изменит конфигурацию в регионе. Для армянской экономики откроются новые возможности, уверен российский чиновник.
  • Стороны коснулись перспектив восстановления транспортных коммуникаций в регионе Южного Кавказа, и дальнейшего хода работ, проводимых в рамках заявления премьер-министра РА, президента РФ и президента Азербайджана от 11 января.

17 мая в интервью ТАСС замглавы МИД РФ Андрей Руденко заявил:

  • Ведется подготовка ко второму заседанию консультативной региональной платформа «3+3».
  • В планах российской стороны — активно использовать этот формат для развития взаимодействия стран Южного Кавказа и их соседей. Логика такого сотрудничества предполагает коллективное рассмотрение вопросов, которые представляют общий интерес. «Мы говорим прежде всего о поиске ответов на региональные вызовы и решении возникающих проблем самими регионалами».
  • Вовлечение в этот процесс всех стран региона создает благоприятные условия для налаживания диалога, например, между Ереваном и Баку, Ереваном и Анкарой через реализацию взаимовыгодных проектов в сферах торговли, энергетики, промышленности, инновационных технологий, модернизации инфраструктуры.
  • Дополнительные возможности для сотрудничества между странами Южного Кавказа и их соседями связаны с раскрытием транзитного потенциала региона, взаимодействием в борьбе с новыми вызовами и угрозами.

ИРАН

12 мая на армяно-иранском бизнес-форуме в Ереване. посол Ирана в РА Аббас Бадашхан Зохури заявил:

  • Нужно ускорить реализацию совместных проектов между Ереваном и Баку. Геополитическая ситуация и события в регионе вынуждают страны ускорить осуществление проектов, которые ранее были заморожены. Нужно обратить особое внимание развитию инфраструктур, в том числе, строительству магистрали «Север-Юг».
  • Разнообразие коммуникаций и транзитных путей позволит максимально обеспечить интересы Армении и Ирана.

ЭКОНОМИКА

ИРАН

11 мая после заседания межправительственной комиссии Иран-Армения министр энергетики Ирана Али Акбар Мехрабиан заявил:

  • Иран обсуждает возможность наращивания экспорта газа в Армению. Препятствий для этого нет. «Магистраль Север-Юг делает Армению очень хорошим вариантом для транзита товаров».
  • Меморандум о взаимопонимании имеет пункт, в котором говорится о передаче электроэнергии Иран-Армения-Грузия. Кроме того, Иран синхронизировал линии электропередач в РФ со стороны Азербайджана, а также синхронизируют их с Грузией.
  • Высокий уровень политических отношений говорит о том, что мы должны думать над еще большим развитием экономического сотрудничества, увеличения объемов товарооборота. РА и Иран будут расширять товарооборот, контакты в сфере энергетики, транспорта, транзита.

12 мая поступило сообщение, что по решению Офиса по международным грузоперевозкам организации дорожных грузоперевозок и обслуживания Ирана, в ответ на действия армянской стороны, армянские автомобили с 21 мая будут платить на въезде в Иран $120. Отмечается, что Ереван с 2018 г. взимает пошлину за проезд с машин с иранскими госномерами. Кроме того, с начала 2021 г. Армения в одностороннем порядке отменила возможность разгрузки и погрузки на терминале в Мегри.

По словам торгового атташе РА в Иране Вардана Костаняна, Иран и Армения договорились существенно снизить въездные пошлины для автомобилей.

16 мая министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян на встрече с иранским коллегой Ростамом Гасеми Саносян договорился об устранении проблем с грузоперевозками. Саносян отметил, что РА придает большое значение строящимся в Сюнике дорогам. Министры отметили необходимость решения проблем с грузоперевозками для расширения товарооборота между странами. Также обсуждались вопросы, касающиеся обмена информацией и возможностей иранских компаний для работы в РА.

17 мая министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян провел встречу с министром нефти Ирана Джавадом Оуджи.

  • В ходе встречи обсуждалось новое соглашение в рамках программы «Газ в обмен на электроэнергию».
  • Саносян представил предложения армянской стороны по продлению контракта. Договор будет заключен, когда работы по нему завершатся, а иранская сторона ответит на представленные предложения.
  • Собеседники обсудили вопросы, связанные с переработкой нефти и ценой на битум.
  • Саносян отметил, что в Армении ведутся активные дорожно-строительные работы, однако подорожание импортируемого из Ирана в РА битума вызвало определенные трудности.

Представляя результаты встречи с Санояном, министр нефти Ирана Джавад Оджи заявил:

  • Иран готов поставлять РА туркменский газ по своп-договору. Переговоры о транспортировке газа из Туркмении в РА уже начались, и в ближайшее время мы достигнем хороших результатов благодаря высокой проходимости газовой сети страны.
  • В ходе переговоров с Саносяном были достигнуты договоренности, касающиеся газа, увеличения объемов экспорта продукции нефтехимии, всестороннего развития двусторонних связей.
  • Оджи также выразил готовность национальной газовой компании Ирана увеличить объемы поставляемого Армении газа.

17 мая на встрече с Саносяном гендиректор иранской компании «Строительство и развитие транспортной инфраструктуры» Хейролла Хадеми заявил:

  • Иран готов к участию в строительстве южной части стратегически важной дороги Татев-Сисиан (юг Армении) до иранского Нурдуза. Он, в частности, указал на важность строительства тоннеля и развитие терминала в Нурдузе.
  • Иран готов экспортировать в Армению технические и инженерные услуги иранских подрядчиков и компаний для завершения строительства коридора от Нурдуза в Иране до Еревана с более высокой производительностью.

Гендиректор Бюро транзитных и международных перевозок Ирана Джавад Хедаяти, в свою очередь, предложил коммерциализировать иранский и армянский коридоры для увеличения регионального транзита. По его словам, спрос на транзит увеличивается из-за международного транспортного коридора «Север-Юг» и недавно подписанного соглашения о создании транспортного коридора Персидский залив-Черное море.

ЦБ РА: ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

16 мая на заседании комиссии НС РА по финансово-кредитным и бюджетным вопросам зампред ЦБ РА Ованнес Хачатрян заявил:

  • Торговля с Россией сократится. Это связано с ситуацией вокруг Украины. Также из-за обстановки сократились и трансферты из РФ. Но возросли переводы иностранных туристов.
  • Снизилась и торговля с Киевом.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

18 мая председатель Комитета государственных доходов РА Рустам Бадасян заявил журналистам:

  • Общественного спроса на смену власти в РА нет. Он не видит какой-либо поддержки общества, направленной на смену власти. «Власть в Армении формируется исключительно волей народа, а для этого необходима общественная поддержка».
  • Судя по видеоматериалам, которые он видел, действия сотрудников полиции соответствуют всем стандартам соразмерного применения силы. Что касается отдельных эпизодов несоразмерного применения силы, то они являются предметом изучения со стороны полномочных структур.

18 мая заместитель руководителя аппарата правительства РА Тарон Чахоян на своей странице в Facebook написал:

  • Досрочных выборов или отставки премьер-министра не будет.
  • Те, кто распространяет ложные слухи об отставке премьер-министра и досрочных выборах, скорее увидят собственный затылок, чем отставку премьер-министра.

 

ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

12 мая в беседе с Armenia Today депутат НС РА Армен Рустамян заявил:

  • Возможность подписания еще одного капитулянтского соглашения становится очевидной. К этому выводу приходишь, когда анализируешь заявления, поступающие как со стороны Азербайджана, так и со стороны властей Армении, которые пытаются откорректировать процесс.
  • Движение «Сопротивления» все четче фиксирует свои цели и те проблемы, которые намерено решить после Пашиняна, а также, как намерено бороться за установление достойного мира.

14 мая вице-спикер НС РА от фракции «Армения» Ишхан Сагателян заявил:

  • Борьба против властей все еще продолжается, а волшебной палочки, взмахом которой будут решены все проблемы, никто и не обещал.
  • Кроме того, в стране удалось создать реальный политический кризис.
  • Оппозиция вернется в парламент, но с повесткой народа. Пока она звучит на улице — место оппозиции там же.
  • Движение «Сопротивление» уже стало всенародным, как и во время Карабахского движения 88-го г.
  • Все разговоры о разногласиях между лидерами и участниками Движения сопротивления не соответствуют действительности. «Это политическое, но в то же время надпартийное движение. Да, часто партии выдвигаются на первый план, но это только потому, что они обладают более организованными ресурсами. Раскола нет, напротив, есть еще большая сплоченность – именно вокруг идеи, а не отдельных партий или деятелей».
  • Будущее правительство Армении будет состоять из профессионалов. В нем не будут исключительно партийные квоты, туда войдут также представители тех политических сил, которые на этой платформе и за ее пределами.
  • Сейчас оппозиция рассматривает некоторых кандидатов, однако консультаций ни с ними пока не проводила, так как этот этап еще не настал.

15 мая на митинге Ишхан Сагателян заявил:

  • После отставки Пашиняна оппозиция сосредоточится на восстановлении трех ключевых сфер жизни РА.
  • Предстоит реанимировать экономику, конкурентоспособность, развивать высокие технологии.
  • Другим ключевым направлением станет возрождение армии, ее боеспособности. ВС должны быть не только оборонительными.
  • Также предстоит усилить внешнюю политику.

15 мая на митинге экс-замминистра обороны Артак Закарян заявил:

  • Стране необходимо усилить свою внешнюю политику.
  • Власти продолжают вести страну к односторонним уступкам своей «политикой мира», игнорируют национальные интересы.
  • Оппозиция намерена полностью пересмотреть внутреннюю и внешнюю политику, отношения с РФ – в приоритете. Необходимо активизировать армяно-российские отношения по всем направления, укреплять союзнические связи.

18 мая Ишхан Сагателян в ходе митинга обратился к послу США в РА Линн Трейси и представителям действующих в РА международных структур, потребовав «покончить с двойными стандартами». Он, в частности, заявил:

  • Вы молчали, когда действующие власти блокировали суды, вы молчите при наличии десятков политических заключенных. Вы сегодня молчите, когда полиция применяет в отношении народа насилие и несоразмерную силу. Своим молчанием вы содействуете диктатуре в РА.
  • Представители «Движения сопротивления» направили письмо президенту Литвы Гитанасу Науседе, который завтра посетит РА с визитом. В письме подчеркивается, что Пашинян не выражает волю армянского народа и отныне не является легитимным.
  • Лидеры оппозиции выразили желание встретиться с президентом Литвы и представить реальную ситуацию в стране.

18 мая группа оппозиционных депутатов провела встречу с главой Полиции РА Ваге Казаряном. Они представили 3 требования Движения.

  • Деятельность всех полицейских, которые сегодня осуществили незаконные, преступные действия против демонстрантов, должна быть до завтра приостановлена, они должны подвергнуться уголовной ответственности.
  • Обществу должно быть ясно, кто дал приказ и гарантии этим людям.
  • Глава Полиции должен четко выступить с заявлением, осудив произошедшие зверства и прекратить применение насилия и несоразмерной силы.

Позже Ишхан Сагателян сообщил о результатах встречи с руководством Полиции.

  • Казарян сообщил, что на данный момент приостановлена деятельность одного полицейского, в отношении 37 человек назначено служебное расследование. Возбуждено более 10 уголовных дел. Ведется проверка относительно сегодняшних событий и полиция в короткие сроки выступит с конкретным заявлением.
  • Владельцам будут возвращены более 80 автомобилей, которые были конфискованы в ходе протестов.
  • Оппозиция считает удовлетворенной основную часть своих требований.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

СОВЕТ ЕВРОПЫ

12 мая в ответ на письмо председателя комиссии НС РА по правам человека и общественным вопросам Тагуи Товмасян о применении сотрудниками полиции насилия в отношении журналистов, генсек Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич заявила:

  • Свобода мирных собраний является одной из основ демократического, толерантного, плюралистического общества, гарантированной Европейской конвенцией о правах человека в интерпретации ЕСПЧ, в том числе в РА.
  • СЕ ожидает, что полиция будет применять в своих действиях подход, основанный на правах человека, применение силы правоохранительными органами будет законным, пропорциональным и ограничиться случаями, когда это крайне неизбежно.
  • СЕ и его соответствующие структуры будут продолжать уделять пристальное внимание ситуации и работать с властями РА, как и с другими странами-членами для соблюдения этих принципов.
  • На платформе Совета Европы размещено предупреждение о предполагаемом непропорциональном насилии в отношении журналистов.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

13 мая премьер-министр РА Никол Пашинян принял министра спорта РФ Олега Матыцина. В ходе беседы Пашинян отметил важность обмена опытом с РФ в области спорта, принимая во внимание спортивные достижения этой страны.

В свою очередь, Матыцин сообщил, что на состоявшейся ранее встрече с главой МОКС РА Ваграмом Думаняном были обсуждены перспективы двустороннего сотрудничества с РА в сфере спорта.

14 мая председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин сообщил, что встретился с главой ЦБ РА Мартыном Галстяном. Стороны обсудили перспективы армянской и российской экономик. Еще с большим интересом осмотрели учебный центр ЦБ в Дилижане.

14 мая премьер-министр РА Никол Пашинян принял Алексея Кудрина․

  • Пашинян подчеркнул, что правительство РА в своей деятельности стремится повысить эффективность системы государственного управления, указав в этом контексте на важность использования российского опыта, а также сотрудничество между Аудиторской палатой РА и Счетной палатой РФ.
  • Кудрин, в свою очередь, отметил, что в Ереване состоялись плодотворные обсуждения с армянскими коллегами, которые могут быть использованы в плане применения новых подходов в деятельности.

Кудрин также был принят вице-премьером РА Мгером Григоряном. В ходе встречи продолжились обсуждения вопросов, связанных с развитием двустороннего сотрудничества.

14 мая президент РА Ваагн Хачатурян принял министра спорта РФ Олега Матыцина и председателя Федерации тенниса РФ Шамиля Тарпищева.

  • в ходе встречи Хачатурян отметил важность расширения сотрудничества в спортивной сфере и реализации совместных спортивных программ. Он представил возможности Армении по проведению совместных учебно-тренировочных сборов.
  • Матыцин, в свою очередь, выразил готовность сделать все возможное для расширения и углубления спортивных связей между двумя братскими странами.

16 мая на полях саммита ОДКБ прошла встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна с президентом РФ Владимиром Путиным.

  • Стороны обсудили торгово-экономическое сотрудничество, международную и региональную повестку.
  • Путин отметил, что товарооборот и инвестиции растут, страны работают над карабахским урегулированием, в том числе в трехстороннем формате – вместе с Баку.
  • Пашинян отметил, что двусторонняя повестка армяно-российских отношений крайне насыщена, и лидерам стран есть что обсуждать.
  • После некоторого спада в марте, сейчас намечается активизация двусторонних экономических связей. Российский бизнес заинтересован инвестировать в РА.

18 мая посольство РФ выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • РФ продолжает взаимовыгодное сотрудничество с Арменией в области обеспечения биологической безопасности. Так, совместные работы с использованием переданных Россией мобильных лабораторий позволили не допустить выход чумы и других опасных инфекций из природных очагов на армянской территории.
  • Однако в контексте реализации двустороннего меморандума по биобезопасности у РФ есть вопросы в связи с поступающей информацией о взаимодействии РА с США и их союзниками в биологической сфере, в том числе по линии военных ведомств.
  • Заслуживает тщательного анализа и деятельность частных западных компаний, проводящих биологические исследования в Закавказском регионе в интересах Пентагона, и присутствие в РА структур, участвовавших в биопроектах на Украине.

 

США

18 мая в интервью «Арменпресс» посол США в Ереване Линн Трейси заявила:

  • США полны решимости содействовать демократическим и экономическим реформам в РА и быть партнером РА в достижении этих целей.
  • «Мы стремимся помочь армянскому народу построить такое будущее, в основе которого лежат общие демократические ценности и путь, который армянский народ выбрал в 2018 г. и еще раз подтвердил в 2021 г. во время досрочных парламентских выборов».

 

ТАДЖИКИСТАН

13 мая в Душанбе глава МИД РА Арарат Мирзоян встретился с министром ИД Таджикистана Сироджиддином Мухридиным.

Стороны выразили удовлетворение уровнем двустороннего сотрудничества, были особо были отмечены усилия, направленные на полноценное использование потенциала торгово-экономического взаимодействия, и важность активизации работ Армяно-таджикской межправительственной комиссии. Стороны обсудили также вопросы сотрудничества между двумя странами на многосторонних площадках.

ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ

14 мая в Абу-Даби глава МИД РА Арарат Мирзоян встретился с министром ИД и международного сотрудничества ОАЭ Абдаллой бен Заидом Аль Нахайяном. В ходе беседы они коснулись дальнейшего развития двусторонних отношений. Стороны также обсудили возможности расширения сотрудничества в сферах двустороннего интереса, в особенности, углубления торгово-экономического взаимодействия между странами.

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ВЫБОРОВ

Издание «Иравунк» пишет, что выступление премьер-министра РА Никола Пашиняна на саммите лидеров государств-членов ОДКБ серьезно обеспокоило правящую силу. Многие депутаты фракции «Гражданский договор» начали осознавать, что позиции власти слабеют с каждым днем. Более того, они не исключают, что это выступление создало реальную почву для его отставки.

Издание «Грапарак», в свою очередь, пишет, что в коридорах власти начали обсуждать возможность проведения досрочных парламентских выборов как способ урегулировать внутриполитический кризис. В команде Пашиняна считают, что, если ситуация выйдет из-под контроля и у власти более не останется ресурсов для сдерживания протестующих, надо будет объявить о проведении досрочных выборов. Естественно, Пашинян в предвыборный период останется в кресле премьера, что будет означать воспроизводство этой власти.

 

МНЕНИЯ

ТЕВАН ПОГОСЯН

11 мая в беседе с Armenia Today руководитель Международного центра человеческого развития Теван Погосян, комментируя заявление главы МИД Азербайджана Байрамова о делимитации и демаркации границ, заявил:

  • Азербайджан успешно продвигает свою повестку, армянское общество же ничего не ведает и узнает о комиссии по делимитации и других новостях от азербайджанских или турецких властей.
  • После того, как Азербайджан обнародовал свое предложение по мирному договору из пяти пунктов, власти РА заявили, что они также представили какие-то предложения, но при этом не сообщают общественности – какие именно.
  • Несколько дней был вброс информации о том, что вопроса анклавов пока в повестке нет, но вчера из Баку прозвучало заявление, свидетельствующее об обратном.
  • Делимитацию и демаркацию границ проводят те страны, между которыми существуют дипломатические отношения. Между тем, проводимая действующей властью РА политика внушает недоверие и, по сути, обслуживает повестку Турции и Азербайджана.

АРМАН МЕЛИКЯН

12 мая в беседе с АрмИнфо экс-глава МИД НКР Арман Меликян выразил мнение, что:

  • По итогам 44-х дневной войны на Южном Кавказе имело место нарушение геополитического баланса. Формирование же нового, позволяющего обеспечить долговременный мир в регионе, военно-политического баланса потребует немало времени.
  • Сегодня ни руководство РА, ни руководство АР не могут прогнозировать геополитическую ситуацию в регионе даже в разрезе ближайшего полугода. В подобных условиях, даже подписанный здесь и сейчас Ереваном и Баку любой документ будет не в состоянии подстраховать его подписантов от возможных, скорее ожидаемых, геополитических потрясений в регионе и вокруг региона.
  • На фоне и в период продолжающихся геополитических трансформаций, подписание любого межгосударственного документа, призванного на юридическом уровне зафиксировать конкретный уровень и содержание отношений между РА и АР, бессмысленно. В то же время, сами переговоры на данном этапе являются фактором сдерживания возможных силовых действий.
  • Даже в случае подписания мирного договора между РА и АР в обозримый период, ожидать в нем отдельных, касающихся Арцаха, положений не стоит. И в условиях отсутствия в азербайджанском законодательстве территориальной единицы под названием НК, Баку, в лучшем случае, может обсуждать дачу государственных гарантий относительно обеспечения прав проживающего в НК армянского населения.
  • Меликяна во всем этом беспокоит отсутствие у действующего военно-политического руководства РА опыта, соответственно знаний, необходимых для участия и управления подобными сложными процессами. В этом свете перспективы продолжения российского военного присутствия в НК будут зависеть не столько от подписания договора о мире между РА и АР, сколько от наличия на этой территории армянского населения, испытывающего необходимость в защите.

РАЧЬЯ АРЗУМАНЯН

12 мая в беседе с АрмИнфо аналитик Рачья Арзуманян выразил мнение, что:

  • Нынешний отказ Арцаху даже в статусе, который он имел в СССР, стал закономерным итогом политики руководства РА и НК начиная с 1994 г. Именно эта политика привела к участию армянского народа в 44-х дневной войне в условиях международной изоляции и отсутствия военных союзников.
  • В результате этой агрессии РА потеряла критически важные территории НК и Сюника. И сегодня армянская нация оказалась перед угрозой продолжения Геноцида и уничтожении арцахцев турецкими методами конца XIX начала XX века.
  • Согласие действующей армянской власти с предлагаемым решением ставит США и Францию в двусмысленное положение, резко сужая их возможности для маневра. Как следствие, в подобных условиях этим двум сопредседателям МГ ОБСЕ удалось лишь вернуть проблему НК на международную арену в пику сопротивлению РФ и Турции.
  • Именно данная линия, имеющих интересы в регионе центров силы, а также необходимость присутствия арцахцев в Арцахе для оправдания военного присутствия РФ в Арцахе дали небольшую передышку для осмысления сложившейся ситуации. Последнее неизбежно приводит к выводу о невозможности частных решений для преодоления последствий постигшей армянский народ очередной катастрофы.
  • Поведение армянской власти привело к формированию жесткой экзистенциальной угрозы, не оставляющей арцахскому армянству альтернативы, кроме как очередного возвращения к собственному суверенитету над НК. И сегодня арцахцы стоят перед необходимостью принятия суверенного решения, на основе которого должна быть выстроена новая армянская политика в Степанакерте и Ереване.
  • Лишь утвердительный ответ на вопрос обладают ли арцахцы волей для того, чтобы в очередной раз заявить о собственном праве на суверенное решение и принятие такого решения вернут им право и возможность жить на своей Родине. И делаться это должно на основе имеющегося опыта следования пути «Миацума», на котором принимались суверенные решения, оформляющие государственное и политическое будущее Арцаха. Все остальные вопросы: обеспечения безопасности, укрепления армии, участия Армении во всех этих процессах, производны.

СТЕПАН ГРИГОРЯН

13 мая в беседе с АрмИнфо аналитик Степан Григорян выразил мнение, что:

  • Затягивание нынешнего статус-кво вокруг НК и в отношениях с Азербайджаном, в целом, к улучшению позиций РА не приведет. Соответственно, это не в ее интересах.
  • В 90-х годах позиция Москвы относительно статус-кво в целом соответствовала армянским интересам. И в период раннего Путина, в нулевые, эта позиция сохранялась, но начала достаточно стремительно меняться уже к 2011 — 2012 гг. С появлением же в обращении так называемого «плана Лаврова» стала явно входить в противоречия с интересами Армении и Арцаха.
  • Нынешняя позиция Москвы не позволяет армянской стороне тянуть время.
  • Азербайджан на данном этапе удается сдерживать в основном усилиями Запада, свидетельством чего стала открытая, в этот раз вполне адресная критика и обвинения в адрес Баку в провоцировании эскалации со стороны госсекретаря США Блинкена. Однако перспектива затягивания процесса существенно усложняется вследствие отсутствия общих подходов к урегулированию между Ереваном и Москвой.
  • Обсуждать возможность затягивания разрешения конфликта представляется возможным в случае хотя бы нейтрального отношения к этому РФ. И именно отсутствие этой нейтральности придает подобной перспективе, в лучшем случае, характер досужих разговоров.

СУРЕН СУРЕНЯНЦ

15 мая в интервью @SputnikArmenia политолог Сурен Суренянц заявил:

  • У движения оппозиции нет революционного потенциала. По крайней мере на данном этапе оно не добьется смены власти.
  • Максимальное число людей, которое оппозиция смогла мобилизовать, мы видели 1 мая. Пик же протестной активности пришелся на 4 мая. После этого количество должно было либо возрасти, либо сократиться.
  • У оппозиции сейчас два пути: либо продолжить свой антагонизм и распылить ресурсы, либо взять таймаут и капитализировать достижения.
  • Вопрос лидерства — один из основных, с которым сейчас сталкивается протестное движение. У двух бывших глав РА, Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, по-прежнему высокий антирейтинг в обществе, при этом между ними есть нескрываемые противоречия.
  • Отказ оппозиции выступать под единым лидерством в итоге приведет к тому, что все больше людей откажется от поддержки оппозиционного движения. Люди должны знать, кто придет на смену Пашиняну.

ГЕОРГИЙ ДЕРЛУГЬЯН

16 мая в интервью Armenia Today социолог Георгий Дерлугьян выразил мнение, что:

  • Лозунги и требования оппозиции – защитить Арцах и Сюник, а также свергнуть Пашиняна, — справедливы, но совершенно непонятно, как она собирается претворить их в жизнь. Этот процесс ведет в никуда, расшатывает нацию и чреват тяжелыми последствиями для страны, общество которой расколото.
  • Почему лидеры оппозиции, которые были в парламенте, не используют законодательный орган и современные средства давления на власть, ведь 20 % мест у них там.
  • Дерлугьян с сомнением относится к утверждениям о том, что за внутриполитическими событиями в РА стоят внешние силы.
  • Армении надо стиснуть зубы и постараться выжить в этот ближайший год.
  • Он не видит никаких объективных причин для Азербайджана сохранить армянское население в НК. Азербайджану нужен Карабах, а не мирный договор и это вполне реалистичная для него задача.
  • На Западе есть серьезные опасения потерять Азербайджан в качестве поставщика нефти и газа. В условиях конфликта с РФ, когда необходимо как можно быстрее отказаться от российского газа с целью оказания сильного давления на Путина и его окружение, Европе необходим любой альтернативный российскому газ.
  • C точки зрения Европы было бы хорошо, если бы в этом регионе сегодня вообще ничего не происходило. Европа заинтересована в длительных переговорах, затягивании процесса.

РУБЕН МЕЛКОНЯН

16 мая в беседе с АрмИнфо тюрколог Рубен Мелконян выразил мнение, что:

  • Требуя от Еревана большей конкретики в процессе нормализации отношений между двумя странами, Анкара, по сути, открывает против РА новый фронт. Анкара теперь будет принуждать Ереван играть на ее поле конкретных действий в конкретном направлении, и в случае отказа от диктуемых ею правил игры, прибегнет к своему богатому арсеналу инструментов и механизмов давления. Одним из таких механизмов продолжают оставаться турецкие предусловия в отношении РА. И Анкара будет активно использовать против Еревана любые подобные механизмы, вплоть до их возведения в ранг инструментов экспансии. Подобная турецкая политика, в основе которой продолжает лежать армянофобия, неминуемо придаст конфликтный характер армяно-турецким отношениям, даже в случае успешного завершения процесса их нормализации.
  • Нормализации отношений с Арменией хочет Турция, которая параллельно стремится видеть Арцах в составе Азербайджана, что обусловлено готовностью нынешнего руководства РА пересечь красные линии, являющиеся табу для всех ее предшественников на протяжении новейшей истории страны. Анкаре это стало нужно лишь сегодня по той простой причине, что в отличие от последних трех десятилетий, сегодня она может диктовать Еревану свою волю.
  • Мелконян обратил особое внимание на турецкие предложения по новому уточнению армяно-турецкой границы, что обусловлено стремлением Турции получить в итоге подобного уточнения официальное признание собственной территориальной целостности со стороны РА, конечно, посредством легитимации Карского договора, по сути являющегося всего лишь одним из собственных предусловий в отношении РА.

КАРЕН САРКИСЯН

18 мая в интервью АрмИнфо социолог Карен Саркисян выразил мнение, что:

  • Основное объяснение отсутствия широких народных масс на улицах следует искать в токсичности созывающей их туда парламентской оппозиции. Люди понимают, что, оказавшись на улице рядом с этой оппозицией, получат в будущем больше новых проблем, и не решат старых.
  • Еще одно обстоятельство заключается в том, что общество после «Бархатной революции» к подобным масштабным акциям протеста все еще не готово по объективным причинам. Особенно после пандемии и войны.
  • Еще одной причиной является неясность повестки уличной оппозиции. Любой социологический опрос в любом регионе РА продемонстрирует отсутствие понимания целей текущих акций протеста.
  • Озабоченность общества относительно судьбы Арцаха не меняет ровно ничего. Подобные вопросы решаются в кабинетах, а не на улице. Сегодня это понимают почти все, в том числе, нежелающие тратится на подобную оппозицию с подобной повесткой, внешние силы.

РУБЕН МЕГРАБЯН

18 мая в интервью АрмИнфо аналитик Рубен Меграбян выразил мнение, что:

  • В будущем миропорядке, который уже сегодня формируется в пекле украинской войны, США могут получить ключевую роль в обеспечении безопасности РА.
  • Уже сегодня отношения с США имеют жизненно важное значение для РА. США — важный союзник в обеспечении институциональных гарантий становления демократических порядков и их необратимости в РА. В этом свете, подписанный в ходе визита главы МИД РА в Вашингтон документ является шагом армянской дипломатии именно в этом направлении. «Шагом, вслед которому должны последовать и остальные шаги».
  • Меморандум о взаимодействии в сфере гражданской ядерной энергетики является важным для РА подспорьем с точки зрения перспектив технологического развития страны. Особенно с учетом того, что в подписанном документе ставится упор н необходимость обеспечения энергетической самодостаточности РА.
  • РА является единственной страной региона, имеющей ядерную энергетику, соответствующие инфраструктуры и специалистов. Все это формирует не только экономический, но и политический интерес в отношении нашей страны.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

7 марта 2024

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ   АРМЕНИЯ 1 марта на дипломатическом форуме в Анталье вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил: Конституция и юридические рамки — внутренний вопрос РА, который никоим образом не связан с миротворческими процессами. У РА нет территориальных претензий к …

6 марта 2024

Армения направила в РФ официальное письмо по вопросу прекращения деятельности пограничников ФСБ РФ в аэропорту Звартноц. Об этом на брифинге заявил секретарь Совбеза Армен Григорян. «Армения направила официальное письмо в РФ с четкой позицией. Мы проинформировали, что в аэропорту Звартноц …

5 марта 2024

Начальник Генштаба ВС Армении генерал-лейтенант Эдвард Асрян заявил, что его страна не вышла из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а все возможные последствия выхода — это гостайна. Так Асрян ответил в ходе брифинга на вопрос местного журналиста о возможных …


Ваш браузер устарел! Обновите его.