ОБЗОР 14 – 20 АПРЕЛЯ 2020 Г.
МОСКОВСКИЙ ВИЗИТ ДЕЛЕГАЦИИ ВО ГЛАВЕ С ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ РА НИКОЛОМ ПАШИНЯНОМ
19 апреля в Москве в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- РФ является стратегическим союзническим партнером РА. Две страны эффективно взаимодействуют в ЕАЭС, в СНГ, в ОДКБ.
- РФ играет ключевую роль в обеспечении стабильности и безопасности в южно-кавказском регионе.
- Премьер отметил исключительную роль президента РФ в деле прекращения огня и военных действий в НК в 2020 г. «После этого российские миротворцы действуют в НК. «В целом, конечно же, деятельность российских миротворцев обеспечивает безопасность. Кажется, нужно посмотреть, что можно сделать, чтобы сделать деятельность миротворцев более эффективной». Кроме того, «главный политический вопрос в нашем регионе – это урегулирование нагорнокарабахской проблемы. Я уверен, что сегодня мы об этом тоже поговорим».
19 апреля по итогам переговоров в Москве президент РФ Владимир Путин и премьер-министр РА Никол Пашинян выступили с совместным заявлением, в котором отмечается:
- Лидеры обменялись мнениями о ситуации на Южном Кавказе и высказались за продолжение конструктивной работы в рамках регулярных встреч руководителей АР, РА и РФ и последовательной реализации договоренностей трех лидеров.
- Стороны констатировали важность использования потенциала и опыта института сопредседательства МГ ОБСЕ в соответствии с ее международным мандатом.
- Пашинян и Путин отметили важность активизации деятельности Трехсторонней рабочей группы по разблокированию всех экономических связей и транспортных коммуникаций на Южном Кавказе.
- Стороны условились ускорить создание двусторонней комиссии по делимитации и вопросам безопасности в районе армяно-азербайджанской границы при консультативном содействии РФ по запросу сторон.
- Лидеры двух стран договорились активизировать трехстороннее взаимодействие РА, РФ и АР в целях содействия нормализации отношений между АР и РА и в регионе в целом.
- Путин и Пашинян приветствовали запущенные при российском содействии процесс нормализации армяно-турецких отношений.
- РА и РФ отметили успешный запуск Консультативной региональной платформы «3+3», призванной предоставить дополнительные возможности для продвижения диалога и разнопланового сотрудничества между всеми странами региона.
- Главы двух стран выразили озабоченность в связи с применением рядом стран односторонних ограничительных мер, а также выразили намерение сообща преодолевать обусловленные указанными мерами вызовы.
- Лидеры подтвердили, что территории обоих государств не будут предоставляться для использования третьими странами в целях осуществления деятельности, направленной против интересов друг друга в сфере биобезопасности.
- РФ совместно с РА будет наращивать потенциал коллективных сил безопасности, включая миротворцев ОДКБ.
- Путин и Пашинян выступили за создание внутреннего рынка без ограничений, развитие интеграции в ЕАЭС, включая увеличение доли расчетов в нацвалютах.
- РА и РФ могут создать действующий на постоянной основе российско-армянский диалог общественности.
- Москва и Ереван готовы расширять взаимодействие в сфере мирного атома, в том числе в части дальнейшей работы Армянской АЭС.
- Российская сторона готова участвовать в проектах восстановления железнодорожной инфраструктуры РА, в том числе ж/д в Сюникской и других областях РА.
19 апреля в рамках визита премьер-министра РА в РФ подписаны 6 документов:
- Комплексную программу армяно-российского сотрудничества в сфере энергетических и неэнергетических проектов.
- Меморандум о сотрудничестве в социально-трудовой сфере между министерством труда и социальных вопросов РА и министерством труда и соцзащиты РФ.
- Программу сотрудничества на 2022-2023 гг. между Службой принудительного исполнения Минюста РА и Федеральной службой судебных приставов РФ.
- Минюсты РА и РФ подписали программу сотрудничества в 2022-2023 годах.
- Минкульты двух стран подписали программу сотрудничества в культурной сфере на период 2022-2025 гг.
- Подписан протокол о проведении интеграции информационных систем в области карантина растений между Управлением Федеральной службы РФ по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Инспекционным органом продовольственной безопасности РА.
Секретари советов безопасности РФ и РА Николай Патрушев и Армен Григорян подписали соглашение о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности. Согласно документу, основными направлениями сотрудничества РФ и РА в области информационной безопасности, в частности, станут координация противодействия угрозам в этой сфере, обмен данными в целях выявления, предупреждения, пресечения и расследования правонарушений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях.
Главы Минобразования РА и РФ Ваграм Думанян и Валерий Фальков в ходе встречи в Москве обсудили подготовку учителей по преподаванию естествоведческих предметов на русском языке в школах РА. Российский министр подчеркнул важность инициативы и выразил готовность максимального содействия ей, путем предоставления организационного и учебно-методического содействия. Стороны отметили важность реализации подобных совместных программ в педагогических вузах РА.
20 апреля министры двух стран Ваграм Думанян и Ольга Любимова на встрече в Москве обсудили расширение культурных связей и подписали программу сотрудничества до 2025 г. Стороны договорились, что в июне откроются дни культуры Армении в России. Дни духовной культуры России пройдут и в Армении.
20 апреля спикер Госдумы Вячеслав Володин провел встречу с премьер-министром РА Николом Пашиняном.
Володин отметил, что визит Пашиняна «однозначно скажется» на развитии отношений между парламентами двух стран. Он предложил провести заседание ПА ОДКБ в РА, чтобы обсудить вопросы текущей повестки.
Пашинян сказал, что будет поддерживать это сотрудничество и работу Межпарламентской комиссии по сотрудничеству. Он также сообщил, что с президентом РФ пришли к общему согласию по ряду важных вопросов, в том числе связанных с безопасностью НК, разблокированием региональных инфраструктур, процессами делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы.
20 апреля председатель Совета Федерации Валентиной Матвиенко также провела встречу с премьер-министром РА Николом Пашиняном.
Матвиенко сообщила, что сенаторы отправятся в Ереван на очередное заседание Межпарламентской комиссии.
Пашинян отметил, что межпарламентские связи играют ключевую роль в деле развития союзнических отношений РА и РФ. По ее словам, за истекший период также произошли очень драматические события, и необходимо проанализировать и понять, где мы добились результатов, на которые рассчитывали, и где не очень преуспели.
20 апреля состоялась встреча премьер-министра РФ Михаила Мишустина и премьер-министра РА Никола Пашиняна. Основные заявления:
- Ереван благодарен Москве за действия, направленные на укрепление продовольственной безопасности РА.
- Ереван считает, что перед РА и РФ стоят общие вызовы, но есть и общие возможности, которые нужно зарегистрировать и как бы попытаться использовать их.
- Пашинян сообщил, что с Путиным договорились, что межправительственный совет РА и РФ должен стать основной площадкой для реализации тех договоренностей, которых стороны достигли в области экономики, энергетики и других областях.
- Мишустин отметил важность создания новых инфраструктурных маршрутов на Южном Кавказе, которые будут способствовать укреплению мира и стабильности в регионе.
- По линии международного центра гуманитарного реагирования создаются условия для возвращения беженцев в места их постоянного проживания и для восстановления объектов инфраструктуры.
- Мишустин предложил ускорить подготовку к подписанию новой программы экономического сотрудничества между Россией и Арменией и отметил, что в условиях санкций важно активнее использовать нацвалюты в торговле.
- Он напомнил, что межправительственная комиссия занимается проработкой конкретных инициатив по расширению двустороннего сотрудничества. Москва заинтересована в запуске новых совместных проектов, в том числе в таких областях, как энергетика, горнодобывающая промышленность, транспортная инфраструктура, фармацевтика, агропромышленный комплекс, цифровая экономика, инновации.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
Главные тезисы выступления премьер-министра РА Никола Пашиняна в НС РА от 14 апреля:
- Пашинян процитировал выдержку из заявления экс-президента РА Сержа Саргсяна о том, что «пакетный вариант не может быть реализован за один день, он должен осуществляться поэтапно». По его словам, Саргсян тем самым косвенно подтверждает, что смена власти в РА в 1998 г. была осуществлена отнюдь не ради спасения Карабаха, а ради захвата власти.
- Пашинян считает не случайным прозвучавшее после войны 2020 г. заявление Саргсяна о том, что по истечении второго срока президентского правления он хотел остаться во власти во имя решения проблемы Карабаха. «Пытаясь легитимизировать свои шаги, они всё связывают с вопросом Карабаха. О каком переговорном процессе идет речь, когда тот же Саргсян в апреле 2018 г. с трибуны парламента заявлял, что переговорный процесс стоит на месте и возможность его возобновления не внушает оптимизма?».
- Еще в 1997 г. планировалось разделить вопрос урегулирования на две части — сначала карабахский вопрос, потом мирное соглашение. То же самое с пакетами 2016 и 2018 гг., согласно которым, согласовываются первоначальные принципы, а затем начинаются переговоры между правительствами с участием представителей НК. А говоря о представителях НК, подразумевались армяне НК, азербайджанцы НК. «Тогда бы азербайджанцы НК сели бы за стол переговоров, и не было бы никакого урегулирования, до тех пор, пока не решился бы вопрос Шуши, который лежит на столе с 1996 г. Серж Саргсян собирался сдавать Шуши? Если — нет, то началась бы война, и тогда бы пришлось сдавать часть Карабаха, кроме территорий».
- Пашинян также напомнил слова Саргсяна о том, что отныне нельзя возлагать надежды на то, что Азербайджан не будет пытаться решить карабахский конфликт военным путем. «Это также является ответом на вопрос о том, кто в реальности является «архитектором» войны».
- Война в 2020 г. была ради Шуши. Без Шуши невозможно было остановить или предотвратить войну. «То, о чем я говорю, это о том, чтобы не сдавать Карабах, потому что, если мы пойдем другим путем, мы сдадим Карабах, события вокруг Паруха вам в пример, будем сдавать кусок за куском».
- Власти РА критиковали за отсутствие попыток остановить войну, но это не так. И все его заявления касаются «не сдачи Карабаха». Если бы власти хотели сдать НКР, то продолжили бы логику переговоров, оставленную Сержем Саргсяном. «Тем самым мы бы сдали Карабах, потому что даже если бы референдум состоялся, референдум должен был бы состояться в рамках сроков, согласованных сторонами. Азербайджан очень четко сказал, что никакого референдума в ближайшие 50 лет не будет, пусть азербайджанцы вернутся в Карабах, поживут вместе 50 лет, бок о бок, азербайджанские населенные пункты заселятся, а там, через 50-100 лет, увидим».
- Народ Карабаха не должен выходить из Карабаха. Народ Карабаха должен жить в Карабахе. Народ Карабаха должен иметь права, свободы, статус, гарантии безопасности. Народ Карабаха в Карабахе должен быть карабахцем, арцахцем, армянином.
- «Не мы решили, будет война или нет. Мы не решили ничего. Я сегодня, стоя на трибуне, говорю, что Армения — суверенная страна, и мы должны вернуть себе право что-то решать. Мы не хлев, мы страна. Мы граждане, мы не жертвенные агнцы, чтобы другие решали, как и сколько нас убивали, как и сколько нас прощать».
- «Вокруг нас есть невероятно сильная агрессия. И эта агрессия не только там, где мы видим. Она есть во множестве других мест. Что нужно делать по отношению к этой агрессии? Управлять ею, другого варианта нет».
- С последнего заявления Пашиняна власти РА дали Армении и Арцаху возможность для сохранения государственности. Потому что, всем переговорным процессом прошлого периода Армения и Арцах были лишены политического, дипломатического маневра.
- Если начнется война, все должны будут отправиться на передовую. Но пока солдат стоит на границе — не мир. «Мир — то, когда на границе стоит пограничник, и вопросы регулируются посредством пограничных знаков, а не позиций, фортификаций, высот». У армянской стороны было около 1000 жертв в так называемый мирный период. «Это не мир».
18 апреля в ответе на запрос Радио «Азатутюн» из аппарата премьер-министра РА заявили:
- Комментируя заявление Пашиняна касательно того, что экс-президент РА Кочарян отнюдь не преувеличивал, когда заявлял, что у РА также есть проблема территориальной целостности, в ответе аппарата правительства говорится, что премьер имел в виду то, что в начале 1990-х гг., в ходе 1-ой Карабахской войны РА также понесла территориальные потери. Кроме того, в результате вторжения в 2021 г. азербайджанских подразделений на суверенную территорию РА, а именно – на участок Сотк-Хознавар, была нарушена территориальная целостность РА
- Реализация идеи «Зангезурского коридора», лоббируемой Азербайджаном, чревата угрозой территориальной целостности РА.
- По вопросу армянских анклавов в составе Азербайджана — учитывая Арцвашенский анклав и то обстоятельство, что несколько десятков километров армянских территорий Тавушской области, а также тысячи гектаров пахотных земель находятся под контролем Азербайджана.
ВЛАСТИ АРЦАХА
-
14 апреля президент НКР Араик Арутюнян провел встречу со вторым и третьим президентами НКР Аркадием Гукасяном и Бако Саакяном. Собеседники обсудили стоящие перед страной внешние и внутренние вызовы и пути их преодоления.
- Арутюнян встретился также с командованием АО НКР. Говоря о проблемах безопасности, он подчеркнул, что все программы по обороне должны координироваться с функциями миротворческого контингента РФ, дислоцированного в Арцахе. Он также отметил, что сверхзадачей остается обеспечение мирной и суверенной жизни карабахского народа.
14 апреля госминистр НКР Артак Бегларян, комментируя недавние высказывания президента Азербайджана, в своем ТГ-канале написал:
- Азербайджано-карабахский конфликт не урегулирован. Он должен быть урегулирован прежде всего путем реализации права народа Арцаха на самоопределение.
- Геноцидальная политика в отношении армянства и системная армянофобия Азербайджана дают дополнительные основания полагать, что Арцах никогда не может быть в составе Азербайджана ни в каком статусе.
- ВС НКР из Паруха и Караглуха никогда не открывали огонь в направлении азербайджанцев. Если есть факты, доказывающие обратное, их надо обнародовать. Однако за несколько недель до захвата Паруха, Баку предпринимал провокации, обстреливая минометами мирные населенные пункты.
14 апреля глава МИД НКР Давид Бабаян, комментируя заявление премьер-министра РА Пашиняна о том, что международное сообщество требует от армянской стороны снизить планку в вопросе статуса НК, заявил:
- В вопросе будущего НК нет проблемы «планки статуса», а есть четкие «красные линии», и никто не имеет права переступать их.
- Арцах не будет в составе Азербайджана: такова собирательная воля народа Арцаха, более того – каждого нормального армянина.
- Не будет Арцаха – не будет и самой Армении. «Это очевидная истина, и пусть никто не думает, что в этом вопросе возможны альтернативные решения».
- Армения и Азербайджан могут установить взаимоотношения, но статус Арцаха ни в коем случае не должен стать основой для урегулирования этих отношений.
- Власти НКР будут предпринимать все возможные усилия для сохранения той части страны, которая не перешла под азербайджанский контроль.
- «Перед нами стоит вопрос сохранения государственности и будущего нашего народа. Решается судьба не только Арцаха, но и армянского народа. И чувство ответственности должно быть у каждого. Мы должны добиться спасения Арцаха путем консолидации. Для этого есть геополитическая возможность. Мы не чувствуем себя побежденными».
14 апреля НС НКР принял заявление, в котором отмечается:
- Любой процесс насильственного присоединения Арцаха к Азербайджану в рамках «мирной повестки» между Ереваном и Баку разрушит государственность НКР и нарушит неотъемлемое право арцахцев жить на исторической родине.
- Нынешний политико-правовой статус Арцаха сформировался посредством выражения всенародной воли в ходе трех референдумов, на основе принятой Конституции и путем установления всенародного единства между различными частями армянства.
Депутаты НС НКР требуют, чтобы власти РА:
- отказались от своей нынешней губительной позиции и под предлогом мира опускали планку переговоров, соглашаясь на неприемлемый статус Арцаха,
- не отклонялись от решения Верховного Совета Армении от 8 июля 1992 года.
Депутаты НС НКР обращаются:
- к армянам всего мира с просьбой поддержать братьев и сестер в Армении и Арцахе в справедливой борьбе.
- к руководству РФ, в ходе очень важной для Арцаха миротворческой миссии не давать никому повода спекулировать возникающими проблемами, как основание для того, чтобы поставить под вопрос будущую безопасность народа Арцаха.
- к руководству стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, вне зависимости от существующих разногласий, принять меры для сохранения единственного формата урегулирования карабахского конфликта, имеющего международный мандат.
14 апреля спикер НС НКР Артур Товмасян заявил:
- Арцах никогда не был и не будет в составе независимого Азербайджана. «Любое обсуждение относительно этого неприемлемо для нас. Это красная линия, которую никто не имеет права нарушать».
- Аннексия Азербайджаном Арцаха приведет к его уничтожению и станет геополитической, исторической и нравственной трагедией для армянской государственности и армянского народа.
- Народ Арцаха непреклонен и не свернет с выбранного пути. Арцах заплатил чрезвычайно дорогую цену за свою свободу и независимость. «Мы не имеем морального права закрыть нашу историю недостойным образом».
В свою очередь, вице-спикер НС НКР Гагик Багунц заявил:
- Мировые и региональные игроки принуждают РА подписать мирный договор, который равен смертному приговору для Арцаха.
- Еще более низкий статус Арцаха, будет означать его превращение в какой-либо регион Азербайджана, а это неприемлемо.
- Любой человек, для которого честь и достоинство армянина — не пустой звук, должен встать рядом с Арцахом и объявить себя его гражданином.
- У НК еще остались друзья, и если начнется борьба за Родину, то мир будет вынужден посмотреть в лицо армянам.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
БЛОК «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
14 апреля депутат НС РА Виген Хачатрян заявил:
- Еще е 1996 г. на съезде Армянского национального конгресса, первым президентом РА Левоном Тер-Петросяном была выдвинута идея о том, что Карабах не имеет будущего в составе Азербайджана. «Спустя годы, могу сказать, что это было неправильно».
- В ходе своего последнего заявления Пашинян был максимально искренен, когда говорил о деталях переговорного процесса, рисках непризнания территориальной целостности союзника Турции — Азербайджана. Следует понять, армяне хотят быть героически уничтоженными, или жить и развиваться, и иметь перспективу.
Депутат НС РА Хачатур Сукиасян, в свою очередь, заявил:
- Армения должна наладить товарооборот и кооперацию с Турцией и Азербайджаном.
- Если бы мирная повестка начала претворяться в жизнь в 2000 г., сегодня в Армении была бы совершенно другая ситуация. ВВП РА был бы как минимум в 4 раза больше, чем сегодня, в 2 раза выше была бы заработная плата, были бы решены многие проблемы – такие как создание мощной армии, конкурентной системы здравоохранения и пр.
- После революции 2018 г. в стране была эпидемия коронавируса, война. «И то развитие, которое правительство обеспечило за этот короткий период времени, говорит о том, что мы на правильном пути».
Вице-спикер НС РА Рубен Рубинян:
- Статус НК не был ясен до конца ни на каком этапе переговоров. То есть основной вопрос, послуживший причиной конфликта, решения не получал.
- Пакетным, то есть всеобъемлющим, можно назвать решение, в котором будет решен вопрос территорий и референдума об окончательном статусе.
- Ошибка всех руководителей и правительств РА была в том, что они не говорили правды, или говорили ее слишком поздно. Теперь политикам, если потребуется, нужно взять на себя общую вину и вместе укреплять страну.
15 апреля глава комиссии НС РА по внешним отношениям Эдуард Агаджанян заявил:
- В Арцахе могли не до конца понять суть выступления премьер-министра РА Никола Пашиняна. Никаких процессов за спиной армян Арцаха нет и быть не может.
- Весь нынешний процесс нацелен на реализацию и защиту законных прав жителей НКР. Для Армении нагорнокарабахский конфликт никогда не был и не является проблемой каких-то территориальных претензий. В основе конфликта — права и безопасность народа Арцаха, возможность жить и созидать на своей родной земле. «Статус всегда был способом реализации этих прав, и в этом нет никакой новости».
- В речи премьера не было заявлений относительно того, что Арцах будет частью Азербайджана. Когда говорится о снижении планки, речь идет о той планке, которая позволит сформировать вокруг Армении международную консолидацию, в результате которой проармянское решение станет более вероятным.
- «У нас есть 30-летний опыт переговоров, в ходе которых Армения была в дипломатической изоляции, последствия чего мы увидели в ходе 44-дневной войны и после нее. Пришло время делать выводы и двигаться с реалистичными намерениями. Именно этим обусловлено то, что власти Армении считают важным быть на одном уровне вместе с международным сообществом, потому что это очень важное условие, чтобы этот конфликт разрешился наиболее проармянским способом».
18 апреля депутат НС РА Вагаршак Акопян заявил:
- Власти РА делают все возможное, чтобы сложнейший вопрос урегулирования нагорнокарабахского конфликта был разрешен во имя народа НК и РА.
- Кто действительно думает об НК, нечего делать на площади Свободы. Они должны быть рядом с правящей силой, чтобы вместе продумать о дальнейших шагах по выходу из сложившейся ситуации.
- Ряд деятелей, которые сегодня находятся на площади Свободы, ранее входили в правящую команду, но, покинув ее, решили заделаться оппозиционерами.
БЛОК «АРМЕНИЯ»
15 апреля бюро Армянской революционной федерации выступило с заявлением, в котором отмечается:
- Пашинян принял антинациональное решение сдать Арцах Азербайджану и выполнить все требования турецко-азербайджанского тандема.
- Ни Пашинян, ни какая-либо политическая сила не имеют мандата принимать подобное судьбоносное решение, игнорируя мнение народа Арцаха.
- Перелом в создавшуюся тяжелейшую ситуацию может внести общенациональное сопротивление и удаление действующей власти РА.
- Обращаем внимание международного сообщества, в том числе стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, на то обстоятельство, что любые действия Пашиняна, направленные на передачу Арцаха в подчинение Азербайджану, нелегитимны и не имеют какой-либо силы.
- Право самоопределения народа Арцаха на своей исторической родине закреплено международными правовыми актами, и с 2007 г. в рамках МГ ОБСЕ считается одним из принципов мирного урегулирования карабахского конфликта.
- Призываем армянский народ противостоять всем внутренним и внешним угрозам, не отчаиваться и бороться – во имя прав и интересов нашего народа
15 апреля депутат НС РА Андраник Теванян заявил:
- парламентская оппозиция НС РА поддерживает заявление НС НКР.
- Власти РА пытаются скрыть истинные намерения о сдаче Арцаха. Оппозиция в Армении и парламент НКР должны сделать все, чтобы помешать этому.
- Внутриполитический противник — не Никол Пашинян, а стоящие за ним Турция и Азербайджан.
- Пашинян готов работать против России ради сохранения своей власти. Он открывает пространство для турецко-азербайджанского тандема, путем включения Арцаха в состав Азербайджана, обессмысливания присутствия там российских миротворцев, и, в дальнейшем, вывода из Армении гюмрийской военной базы РФ.
Три лжи Пашиняна
- О том, что война была за Шуши и без сдачи города она бы не закончилась. «Эта ложь опровергнута на уровне президента России».
- Вранье №2 — международное сообщество требует снизить планку требований по статусу Арцаха. Ни один представить стран-сопредседателей МГ ОБСЕ не объявлял о том, что РА должна снизить планку, ни одна из них не заявляла, что отказывается от Мадридских принципов. Только Турция и Азербайджан заявляют, что Армения должна снизить планку по статусу.
- Третье вранье — заявления о том, что нормализация армяно-турецких отношений проходит без предусловий. «Турция заявила, что этот процесс начнется лишь при желании и в координации с Азербайджаном, отметила, что Арцах должен быть в составе Азербайджана, что закреплено в «Шушинской декларации». Армянское политическое большинство поддержало эту декларацию. Это то предусловие, для удовлетворения которого Пашинян ссылается на международное сообщество, пытаясь обеспечить себе политическое алиби и продать народу тезис, что Армения осталась одна, союзников нет, и надо оставить Арцах в составе Азербайджана, чтобы народ жил «в мире и спокойствии».
20 апреля депутат НС РА Артур Казинян заявил журналистам, что:
- Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву не дает покоя армянская армия и он пытается воспользоваться сложившейся в РА ситуацией, чтобы закрыть вопрос ВС РА путем угроз и шантажа. Он прекрасно знает, что во время 44-дневной войны, армянская армия в действительности не проиграла, на самом деле поражение было в тылу ВС РА, в политической и дипломатической плоскостях, в результате договоренностей с Пашиняном. Война и огромные жертвы понадобились, чтобы узаконить уже обговоренное поражение и сломить победоносный дух армян.
- Власти РА до вчерашнего дня послушно выполняли это требование Алиева, не разрабатывая план модернизации ВС РА и последовательно разрушая работу ГШ штаба ВС РА. Однако, вчера в Москве, по результатам встречи президента РФ с Пашиняном было подтверждено, что «ни одно государство, союз или альянс не могут и не должны обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других». Также указывается недопустимость действий, направленных на разрушение архитектуры контроля над вооружениями и получение одностороннего военного преимущества в ущерб безопасности других, что нарушает основной принцип равной и неделимой безопасности, что, в свою очередь, приводит к противоречиям и конфликтам.
- Основным адресатом этой формулировки является Алиев, которому прямым текстом говорят, что у РА будет армия «или у Азербайджана не будет армии».
БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
14 апреля офис экс-президента РА Сержа Саргсяна выступил с опровержением заявления премьер-министра Пашиняна о формате переговоров по НК и представил доказательства.
В сообщении, в частности, отмечается, что Пашинян отметил, что еще в 1997 г. предусматривалось разделить вопрос карабахского урегулирования на части: сначала карабахский вопрос, потом мирный договор. Но по пакетам 2016, 2018 гг. было то же самое. «В этом пакете очень четко написано, что согласовываются эти предварительные условия, потом начинаются переговоры между правительствами… Разве эти предложения похожи на поэтапный вариант?».
15 апреля депутат НС РА Айк Мамиджанян заявил:
- Борьба за удаление Пашиняна и его команды от власти — «возможность последнего выстрела», что, однако, не значит, что все решится за один день. «Эти люди для того, чтобы разрушить страну, выжидали целых 10 лет. Нам всем предстоит тяжелейшая борьба».
- Для того, чтобы борьба увенчалась успехом, необходимо активное участие как можно большего числа граждан в протестных акциях.
- Армения должна любой ценой сохранить формат МГ ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Ситуация с российским сопредседателем была ожидаемой. Сейчас необходима четкая оценка РА и НК, подтверждение с их стороны приверженности Минскому формату. Россия была и остается стратегическим союзником Армении. «До тех пор, пока не найден и не зафиксирован другой — столь же проармянский формат — деятельность МГ ОБСЕ нужно всячески поддерживать».
16 апреля депутат НС РА Тигран Абрамян написал в Facebook:
- Агрессия Азербайджана против села Парух и высоты Караглух преследовала цель усилить давление на эти участки Арцаха, контролируемые на данный момент армянскими силами.
- Послевоенный статус-кво и без того создал довольно сложную ситуацию для Арцаха и Армении, однако Азербайджан пытается развить свое преимущество и обеспечить окончательный контроль над важнейшими артериями, обеспечивающими жизнедеятельность Арцаха, и достичь исхода армян из Арцаха.
- Власти РА полностью поддерживают этот процесс. Своими заявлениями они зажгли зеленый свет для Азербайджана.
- Продвижение подразделений азербайджанских ВС в районе Мартакерта, зафиксированное несколько дней назад, является частью этой программы.
- Официально сообщается, что имеется договоренность о возвращении азербайджанцев на исходные позиции, тем не менее, нет никаких гарантий, что они выполнят договоренность, или же, более того, не предпримут нового прорыва в других направлениях.
- Очевидно, что Азербайджан для достижения своей цели будет выискивать новые мишени и уязвимые направления, и противостоять этому надо на местах.
19 апреля депутат НС РА Тигран Абрамян написал на своей странице в Facebook:
- Правительство всячески убеждает общественность в том, что провозглашенная им «эпоха мира» жизнеспособна, и что другие силы принесут только войну. «Об этом заявляет сила, во время пребывания которой во власти в 2020 г. произошла катастрофическая 44-дневная война, в мае и ноябре 2021 г. Азербайджан вторгся в Сюник и Гегаркуник, оккупировав суверенные территории РА, а в 2022 г. Азербайджан нарушил перемирие в НК и вторгся в село Парух и на высоту Караглух.
- На фоне всех этих событий представители этой силы шантажируют общественность войной в случае ее ухода. «А когда, собственно говоря, был мир в ваше время?.
17 апреля партия «Отечество» заявила:
- Партия начинает бессрочную акцию протеста на площади Свободы в Ереване.
- Последние высказывания властей РА доказывают, что они «вступили в последний этап уничтожения нашего государства и государственности». Власти уже смирились с потерей НК и готовы сдать его врагу. Назревает острая проблема безопасности НКР и РА.
- Есть только один путь остановить этот процесс – «армянство должно пробудиться и вновь стать едиными кулаком».
20 апреля зампредседателя РПА Армен Ашотян написал на своей странице в Facebook:
- По итогам встречи Путин-Пашинян было подписано всеобъемлющее совместное заявление. И будь у Армении нормальная власть, ожидания от встречи с лидером стратегического союзника были бы велики.
- Но лицо, представляющее армянскую сторону, не может или не хочет подчеркивать реальную повестку национальных вопросов внутри своей страны, поэтому не случайно, что даже с жизненно важной для РА страной он не смог или не захотел продвинуть приоритет армянства — будущее Арцаха.
- К сожалению, в совместном заявлении лидеров РА и РФ по итогам встречи не подчеркивается важность будущего статуса НК, основных принципов урегулирования конфликта, включая право на самоопределение. Однако «отсутствие этого тезиса в международном заявлении, к сожалению, закономерно, пока нас представляет Никол Пашинян, выставивший Арцах на аукцион».
АКЦИЯ ПРОТЕСТА ОППОЗИЦИИ
18 апреля, лидер партии «Отечество» Артур Ванецян, выступая на площади Свободы, заявил:
- Оппозиция не допустит сдачи Арцаха Азербайджану.
- Есть информация о планах властей признать НК в составе Азербайджана, да и сами заявления членов правящей команды об этом свидетельствуют.
- Слухи о том, что акция стартовала после недавней поездки Ванецяна в Москву, не соответствуют действительности: толчком к ее началу стало недавнее выступление Пашиняна в парламенте.
- Бессрочная акция на Площади Свободы не обычный митинг или протест. Она предполагает постоянное нахождение на площади до тех пор, пока каждый гражданин не станет ее участником.
- Она необходима для того, чтобы отстранить от власти Пашиняна и его команду и иметь большую независимую родину вместе с Арцахом: от каждого из нас зависит, в какой стране мы будем жить. Акция будет длиться столько, сколько необходимо.
- Вопрос отказа от мандатов оппозиционных депутатов – чисто технический. Смена власти произойдёт под давлением улицы, но в парламенте. Депутатские мандаты понадобятся фракции «Честь имею» для завершения этого процесса.
- Пашинян и его команда, убеждая людей что ведут к миру, на деле ведут нашу страну к войне со спрогнозированным поражением. В случае нашей победы не будет войны. «Но мы и не будем склонять головы перед врагом и выпрашивать мира».
- Существует много путей, чтобы не допустить войны, и оппозиция знает о них, имеет опыт, знания и возможности. «Больше всего мы против войны, меньше всего мы хотим, чтобы она случилась».
- Мира не может быть на основе предложенных Азербайджаном 5 принципов. «Вокруг этого даже не может быть переговоров. О чем эти 5 принципов? О полной сдаче Арцаха, отказе от всего, сдаче, по словам властей, азербайджанских анклавов на территории Армении, а также признании территориальной целостности Азербайджана. Подобный мирный договор не может быть подписан».
- Оппозиция решила вести борьбу децентрализованным, сетевым путем. Если народ поверит им, а также каждый внесет свой вклад в борьбу, оппозиция очень быстро достигнет результата.
- Происходящее сегодня – не революция. Это — движение за то, чтобы РА и НК, армянский народ жили достойно и могли выдержать все вызовы современного мира.
Пресс-секретарь партии «Отечество» Сос Акопян заявил:
- Причина бессрочной акции протеста на ереванской площади Свободы – заявления Никола Пашиняна и его депутатов о том, что Арцах может существовать в составе Азербайджана и иметь при этом какие-то права – заявления, которые ведут к краху и потере государственности как Арцаха, так и Армении. И эти процессу нужно «любой ценой остановить».
- Смысл акции – собрать людей на площади, обратить их внимание на имеющиеся вызовы, дать возможность осознать, что ситуация патовая и мы движемся к точке невозврата. Диалог с простыми людьми может привести к тому, что протестные акции «могут охватить всю территорию Армении».
- Ни одна политическая сила, ни один отдельно взятый политический деятель не способны в одиночку решить данную проблему. Либо мы остановим этот процесс, либо потеряем Армению и Арцах.
- В РА начался первый этап по отстранению действующего правительства от власти. Это подразумевает диалог с общественностью, активные беседы с гражданами. «Это наш последний шанс спасти два армянских государства».
- Если оставить проблему на самотек, Арцах окажется в составе Азербайджана, чего не скрывают и власти Армении – об этом почти каждый день говорят как глава правительства, так и провластные депутаты, готовя народ в данному шагу. Между тем, было четкое заявление НС НКР. «Посыл заявлений Пашиняна более чем понятен и очевиден. Мы здесь, чтобы прямо заявить – мы против, и приглашаем сюда людей на разговор».
Член партии «Отечество» Хачик Галстян:
- Пашинян целенаправленно разрушает фундамент, на котором строилась наша государственность. «Сегодня у руля государства оказались люди, которые не имеют ничего общего с национальными интересами армянского народа, армянской идентичностью, системой национальных ценностей».
- С самых высоких трибун эти власти продемонстрировали свои антинациональные подходы по вопросам, имеющим жизненно важное значение.
- Они прямо заявляют о необходимости снижения планки требований по статусу Арцаха, ссылаясь при этом на требование некого аморфного «международного сообщества».
18 апреля депутат НС РА от фракции «Армения» Арам Вардеванян заявил:
- Есть конкретный и четкий план по отстранению Пашиняна от власти и в ближайшее время он будет обнародован. Для его реализации важна децентрализованная работа и сетевая борьба.
- Её часть — движение Артура Ванецяна, и блок «Армения» поддерживает протесты на Площади Свободы.
- С каждым днем поползновения врага растут, а власти готовы уступить все возможное лишь бы был «мир». Так больше не может продолжаться.
Депутат НС от фракции «Армения» Агван Варданян:
- Всех нас объединяет одна цель – удаление от власти Пашиняна и его правительства.
- То, что предпринял Артур Ванецян — шаг гражданина, генерала, обеспокоенного будущим нашей страны. «И это только начало».
- Известные политические и общественные деятели каждый день будут выступать с новыми инициативами, в итоге это приведет к мощному протестному движению, и недалек день, когда эта группа людей будет отстранена от власти.
19 апреля экс-директор СНБ РА Микаел Амбарцумян в беседе с журналистами на площади Свободы заявил:
- Ни одна власть не имеет права единолично решать судьбоносные вопросы, затрагивающие будущее Арцаха.
- Люди собрались на площади Свободы, чтобы выразить свой протест. Они видят, что действующая власть самолично собирается решить вопросы, имеющие общенациональное значение, не имея на то мандата народа.
- Все заявления властей о том, что переговоры идут без предварительных условий, – не более чем миф.
- Власть обязана сообщить народу о цене, которую придется заплатить за подписание мирного договора с Азербайджаном. «То есть, что конкретно хотят от нас азербайджанцы? Они требуют от Армении 10 сел, столько-то квадратных километров? И что взамен предлагают нам? Какой они видят судьбу Арцаха? Обо всем этом власти обязаны сообщить народу».
- Только после того, как народ будет проинформирован, он примет решение, причем речь должна идти обо всем армянстве – жителях Армении, Арцаха и диаспоре.
Экс-глава МИД РА Ара Айвазян:
- В период его пребывания в должности не было требований в адрес Еревана о снижении планки в вопросе статуса Арцаха. Акценты в этих заявлениях полностью соответствовали национальным и государственным интересам РА.
- Процесс не завершился войной. Происходят геополитические процессы и не только в плоскости Армении и Азербайджана.
- Может показаться, что Армения – самая слабая страна на Южном Кавказе, но от позиции Армении многое зависит в вопросе того, какая геополитическая погода будет в будущем в этом регионе.
- Вопрос о зеркальном отводе войск был большой тактической ошибкой с армянской стороной, потому что до 27 мая были адресные заявления со стороны Госдепартамента США, Франции, ЕС, Канады, Индии и Ирана.
- Отвечая на вопрос о пяти пунктах, предложенных Азербайджаном, Айвазян призвал не пытаться выбрать между черным и белым. «Через дипломатию, если мы предпримем разумные шаги, мы сможем обеспечить минимум. У нас есть ресурсы, бывшие министры ИД, которые имеют большой опыт, мы должны собрать воедино весь государственно-национальный потенциал».
- Айвазян обратил внимание на опасную ситуацию в регионе, требующая взвешенного подхода к каждому шагу. «Геополитическая авантюра для нас сейчас очень опасная вещь».
ДВИЖЕНИЕ «5165»
14 апреля движения «5165» выступил с заявлением, в котором отмечается:
- Пашинян, умело обвиняющий во всех своих неудачах и преступлениях различных людей, группы и институты, на этот раз хочет представить свою готовность подписать документ о признании Арцаха частью Азербайджана лживыми тезисами о давлении со стороны международного сообщества. Якобы международное сообщество вынуждает Армению снизить планку в арцахском вопросе. «Планкой, установленной армянским народом в арцахском вопросе, является свобода и безопасность народа Арцаха, снижение которой равносильно геноциду».
- Обвинив в своих бесконечных неудачах и преступлениях «бывших», руководителей Генштаба, министров обороны, ОДКБ и других структур, Пашинян теперь указывает пальцем на международное сообщество.
- Он продолжает запугивать народ тем, что нам грозит новая война, если мы не подпишем «мирный договор». При угрозе войны он уступит Азербайджану — Сюник, Вайоц Дзор, Гегаркуник․
- Мы должны понимать, что вся проблема в преступном и бездарном руководстве Пашиняна. Поэтому его устранение является насущной необходимостью.
- «Сместив его и объединившись вокруг идеи спасения Арцаха, безопасности Армении, восстановления нашего национального достоинства, мы сможем быстро повысить обороноспособность Армении, проводить внешнюю и внутреннюю политику, исходя из национально-государственных интересов и никакой враг не сможет больше диктовать нам свою волю».
19 апреля лидер партии «5165» Карин Тоноян заявила, что их партия временно приостанавливает свою партийную деятельность и намерена объединиться вокруг идеи отстранения от власти премьер-министра Пашиняна. Тоноян призвала все партии, общественные организации, граждан последовать их примеру. «Мы вступаем в борьбу во имя Отечества, во имя Арцаха, во имя существования армянского народа, и обращаемся ко всем: не персонифицируйте эту борьбу».
В свою очередь, соучредитель фонда «Арар» Аветик Чалабян заявил, что необходимо организовать борьбу за отстранение Пашиняна от власти таким образом, чтобы уберечь страну от потрясений. Он призвал попытаться сформировать новое парламентское большинство. «Надо попытаться убедить хотя бы 20 депутатов от правящей фракции перейти в стан оппозиции. Это реальная перспектива, в истории Армении как минимум дважды такое происходило – в 1998 и в 2018 гг.». Если же этого не удастся сделать, надо будет сосредоточить усилия на роспуске парламента.
ЭКС-МИНИСТР ОБОРОНЫ РА ДАВИД ТОНОЯН
18 апреля бывший министр обороны РА Давид Тоноян отреагировал на выступление Никола Пашиняна, в котором премьер, в частности заявил, что о дефиците на каски и бронежилеты в армии он узнал только спустя несколько дней после начала войны.
Тоноян заявлил, что спрос на вооружение и военную технику ВС, в том числе на каски и бронежилеты, подробно представлен в Программе развития вооружений и военной техники – в последний раз программа была утверждена правительством РА во время пребывания Пашиняна в должности премьера.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
14 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Визит оппозиционных депутатов НС РА в Нагорный Карабах не был предварительно согласован с командованием миротворческим контингентом.
- Миротворцы действуют в строгом соответствии с положениями заявления лидеров РФ, РА и АР.
- Заявления о якобы противоречащих договоренностям РФ, РА и АР действиях миротворцев РФ не соответствуют действительности.
- Москва рассчитывает, что с учетом имевших место инцидентов как в зоне ответственности РМК, так и на отдельных участках армяно-азербайджанской границы обе стороны будут воздерживаться от шагов, которые могли бы дополнительно обострить ситуацию в регионе․
- С 24 февраля Вашингтон и Париж свернули все контакты с Москвой в рамках «тройки» сопредседателей МГ ОБСЕ. Однако реальная обстановка на Южном Кавказе не допускает переговорных пауз. В связи с этим посол по особым поручениям Игорь Ховаев продолжит свою работу в новом качестве – спецпредставителя МИД РФ по вопросам содействия нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном.
- Предложенные Баку принципы для установления межгосударственных отношений и поступившая на них реакция Еревана призваны послужить основой для начала переговоров по мирному договору.
- РФ готова содействовать заключению мирного договора между Ереваном и Баку.
- Москва рассчитывает на поддержку Баку и Еревана.
15 апреля главы МИД РА и РФ Арарат Мирзоян и Сергей Лавров в ходе телефонной беседы обменялись мнениями о ходе выполнения договоренностей от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г. с акцентом на дальнейшие шаги по разблокированию транспортных коммуникаций в регионе и делимитации армяно-азербайджанской границы.
Затрагивались также перспективы согласования мирного договора между Ереваном и Баку при российском содействии. Мирзоян подчеркнул важность посреднических усилий РФ, в том числе как государства-сопредседателя МГ ОБСЕ.
16 апреля в интервью 24news.am посол РФ в РА Сергей Копыркин заявил:
- Разговоры о вытеснении РФ из Южного Кавказа — «странные» и «безответственные».
- РФ всегда органически присутствовала в регионе Южного Кавказа. РФ не является сторонним игроком в этом регионе, она органический участник всех региональных процессов.
- На вопрос о звучащих в Ереване заявлениях о бездействии российских миротворцев и требованиях провести расследование посол РФ ответил, отношение к российским миротворцам очень позитивное. Такого рода требования вряд ли отражают это отношение и роль, которую играет миротворческий контингент в НК.
- РФ всегда поддерживала формат урегулирования нагорнокарабахского конфликта под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ и активно в нем работала. Проблема связана с позицией французских и американских партнеров по формату сопредседательства, которые отказываются сейчас работать с РФ.
- Интересы стран региона, и прежде всего РА, приносятся в жертву геополитическим и иным амбициям. Позиция западных стран в этом вопросе аналогична подходу к другим международным форматам с участием РФ, когда в угоду амбициям Запада рушатся международные механизмы.
20 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:
- Спецпредставитель главы МИД РФ будет содействовать Еревану и Баку в подготовке мирного соглашения.
- Спецпредставитель уже активно включился в работу, провел полезные консультации в Ереване, согласована его поездка в ближайшее время в Баку.
- Основы диалога – предложенные Азербайджаном базовые принципы для установления межгосударственных отношений между Азербайджаном и Арменией и в целом конструктивная реакция Еревана на эти предложения.
- Посреднические усилия РФ опираются на незаменимый опыт выработки заявлений лидеров РФ, АР и РА от 9 ноября 2020 г., 11 января и 26 ноября 2021 г..
США
14 апреля руководитель пресс-службы Госдепартамента США Нед Прайс заявил:
- США продолжает поощрять дальнейшие мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном. США готовы взаимодействовать с Ереваном и Баку на двусторонней основе или посредством механизма ОБСЕ, чтобы помочь двум странам достичь долгосрочного мира.
- Вашингтон по-прежнему привержен продвижению мирного, демократического и процветающего будущего для региона Южного Кавказа.
- США приветствовали встречу премьер-министра Пашиняна и президента Алиева 6 апреля в Брюсселе, включая положительные сдвиги по подготовке к мирным переговорам и формированию двусторонней комиссии по делимитации границы.
18 апреля госдеп США выступил с заявлением, отметив, что США приветствуют заявления премьер-министра РА о мирных переговорах с Азербайджаном, а также недавний телефонный разговор министров ИД РА и Азербайджана и «приверженность президента Алиева к переговорам».
18 апреля глава МИД РА Арарат Мирзоян принял американского сопредседателя МГ ОБСЕ Эндрю Шофера.
- Собеседники обменялись мнениями вокруг переговоров по мирному соглашению между РА и Азербайджаном. В этом контексте Мирзоян подчеркнул посредническую роль МГ ОБСЕ.
- Была подчеркнута важность реализации договоренностей о создании комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы и пограничной безопасности.
- Стороны обсудили вопросы, касающиеся необходимости незамедлительного освобождения и репатриации армянских военнопленных и других удерживаемых лиц, сохранения армянского культурно-исторического и религиозного наследия на территориях, перешедших под контроль Азербайджана.
Секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян также принял Шофера.
- Григорян представил ситуацию, создавшуюся в НК в результате недавнего вторжения азербайджанских ВС.
- Он подтвердил готовность армянской стороны поддержать усилия сопредседателей МГ по всеобъемлющему и долгосрочному урегулированию нагорнокарабахского конфликта.
- Шофер в свою очередь подчеркнул, что США остаются приверженными своему мандату в рамках МГ ОБСЕ.
Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял Шофера.
- Пашинян подчеркнул роль США как сопредседателя МГ ОБСЕ.
- Он приветствовал визит Шофера, который даст возможность обсудить ситуацию в НК и происходящие в этом контексте процессы.
- Собеседники подчеркнули роль сопредседателей МГ ОБСЕ в комплексном урегулировании нагорнокарабахского конфликта.
- Они обсудили также возможность начала переговоров с Азербайджаном по мирному соглашению.
АЗЕРБАЙДЖАН
19 апреля в Баку на встрече с спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу Тойво Клааром президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:
- Баку возлагает на Брюссель большие надежды в вопросе нормализации отношений с Ереваном.
- Он отметил необходимость прояснить вопрос транспортной связи Азербайджана с Нахичеваном.
- Азербайджан активно строит автомагистраль до границы с РА. Азербайджанская часть дороги будет готова к концу следующего года.
- В РА пока не приступили к технико-экономическому обоснованию армянской части железной дороги, что свидетельствует о том, что процесс может затянуться.
- Алиев считает «поворотной точкой» тот факт, что РА принимает 5 принципов, предложенных Азербайджаном для нормализации отношений.
УКРАИНА
14 апреля на пресс-конференции в Ереване временный поверенный в делах Украины в РА Денис Автономов заявил, что поставки оружия Украиной Азербайджану не осуществляются с 2014 г. Был распространен фейк о том, что Украина поставляет Азербайджану боеприпасы и системы «Джавелин» в обмен на топливо. Но «никакое оружие — если ты не хочешь получить санкции, и сотрудничать с этой страной в дальнейшем, не может быть кому-либо передано без санкций первичного обладателя этого оружия».
ОБСЕ
14 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян принял французского сопредседателя МГ ОБСЕ Бриса Рокфо. Собеседники подчеркнули роль МГ ОБСЕ во всеобъемлющем урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
Рокфей встретился также с вице-спикером НС РА, спецпредставителем по переговорам с Турцией Рубеном Рубиняном. Стороны обсуждали ситуацию в регионе после 44-дневной войны и отношения Армении с Турцией.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
19 апреля в своем микроблоге в Twitter президент Европейского совета Шарль Мишель написал, что ЕС полностью поддерживает усилия премьер-министра Армении Никола Пашиняна по формированию мирного, стабильного и безопасного Южного Кавказа.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
15 апреля пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил:
- Следующая встреча спецпредставителей РА и Турции пройдет в Вене.
- Главное в достижении урегулирования — политическая воля и готовность к конкретным предметным шагам, которая есть у армянской стороны, «того же Ереван ожидает от Турции». В случае наличия воли место встречи станет «чисто техническим вопросом».
- Армянская сторона предложила турецкой стороне открыть на первом этапе сухопутную границу для владельцев дипломатических паспортов, но турецкая сторона медлит. Однако это будет небольшим, но предметным и, что важно, логическим шагом.
15 апреля в интервью РБК глава Минэкономики РА Ваан Керобян заявил:
- Эффект экономического роста от открытия границ с Турцией может достигнуть 30%. Это ближайший эффект от разблокировки коммуникаций. Сейчас импорт из Турции возможен и разрешен в Армению, а экспорт — нет. В этом отношении армянская сторона будет только выигрывать.
-
«Конечно же, очень важна политическая составляющая, чтобы у нас был долгосрочный мир. И сейчас вместе с соседними странами у нас интенсивные переговоры по этому поводу».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
20 апреля фракция «Армения» выступила с заявлением, отметив, что
- Власти препятствуют парламентским слушаниям по вопросу армяно-турецких отношений. Правящая партия в очередной раз нарушает Конституцию, отказываясь предоставить зал НС для этих слушаний и объясняя это техническими проблемами.
- Цель слушаний — представить широкой общественности те «красные линии», которые должны стать ориентиром при обсуждении вопросов урегулирования армяно-турецких отношений. Сейчас власти идут по пути обслуживания интересов турецко-азербайджанского тандема.
- Во фракции уверяют: проведение парламентских слушаний остается в повестке и состоится в ближайшее время.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ТУРЦИЯ
19 апреля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал, почему стало возможным нормализовать отношения с РА. По его словам, «с освобождением оккупированных азербайджанских земель была получена важная возможность для мира в нашем регионе. Мы искренне продолжаем процесс нашей нормализации отношений с соседней Арменией, чтобы не упустить эту возможность».
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
19 апреля состоялась рабочая встреча вице-премьеров РФ и РА Алексея Оверчука и Мгера Григоряна. Собеседники обсудили актуальные вопросы российско-армянского торгово-экономического сотрудничества. В ходе встречи был также затронут вопрос восстановления транспортных коммуникаций в регионе Южного Кавказа, который прорабатывается в рамках трехсторонней рабочей группы под совместным председательством вице-премьеров РА, АР и РФ.
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
18 апреля в интервью «Коммерсантъ» министр экономики РА Ваан Керобян заявил:
- РФ является самым крупным торговым партнером РА, поэтому в наших национальных интересах защищать взаимную торговлю.
- Исходя из этого, Ереван объясняет зарубежным партнерам, что у нас просто нет другой возможности. Опасения есть, именно поэтому мы работаем так, чтобы не провоцировать распространение санкций.
- Наши банки проверяют все компании на причастность к санкционным спискам.
- Мы видим, что практически все компании, которые открываются в РА, не уходят из РФ, а скорее расширяются.
18 апреля ЦБ РА выступил с сообщением о том, с кем встречалась посол США и как обслуживаются счета граждан РФ.
- С послом США в РА Линн Трейси недавно встречался глава ЦБ Мартин Галстян, а не руководители коммерческих банков.
- Председатель ЦБ РА периодически проводит встречи с находящимися в стране послами стран-партнеров, в том числе и с послом США. На этот раз обсуждалась экономическая ситуация в РА, экономические и финансовые отношения между Ереваном и Вашингтоном, а также другие вопросы.
- Комбанки страны могут свободно открывать счета и обслуживать своих клиентов, если те прошли проверку на предмет отмывания денег и финансирования терроризма, а также законность сделок.
- С конца февраля по конец марта 2022 г. уже более 10 тысяч граждан РФ успешно открыли счета и беспрепятственно обслуживаются в коммерческих банках РА.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
УКРАИНА
14 апреля на пресс-конференции в Ереване временный поверенный в делах Украины в РА Денис Автономов заявил:
- Есть ряд фейков, которые были растиражированы в период боевых действий вокруг Украины. В частности, переброска арабских наемников через территорию РА, передача Арменией своих истребителей РФ — однозначный фейк, так как РФ сейчас они однозначно не нужны. Фейковым является также и сообщение об участии армянского военнослужащего в боевых действиях — выяснилось, что это был мародер.
- Но «не фейк — размещение баннера на Киевском мосту баннера в поддержку Армии России в первые дни войны, «шоу» в парке Победы в поддержку РФ, выкладывание знамени в форме буквы зет в Арцахе». Однако армянское общество не имеет никакого отношения к этим «шоу».
США
16 апреля посольство США в РА подтвердило, что
- Посольство работает с банковским сектором РА по теме антироссийских санкций.
- Посол Линн Трейси примерно месяц назад провела в здании ЦБ РА встречу с руководителями армянских банков, во время которой потребовала «не пытаться обойти западные санкции». США поддерживают регулярные связи с представителями банковского сектора РА вокруг этого вопроса.
ЭКОНОМИКА
GEOPROMINING ВЛОЖИТ В МОДЕРНИЗАЦИЮ ЗММК
Группой компаний GeoProMining намерена в текущем году выложить более 65 млн долларов США на модернизацию Зангезурского медно-молибденового комбината.
Планируется увеличить переработку медно-молибденовой руды с 17,6 млн. тонн в 2021 году до 22 млн тонн в 2022 г., что на 25% превышает фактические показатели 2021 г.
Общий объем капитальных затрат АММК на 2022 г. составляет более 6.1 млн. долларов.
Инвестиции направлены на обновление парка флотомашин, а также обновление других основных средств.
Также сообщается, что Группа компаний продолжает реализацию обширных социальных программ развития региона.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
14 апреля посол РА в РФ Вагаршак Арутюнян встретился с первым зампредседателя Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбеком Тайсаевым. Стороны подчеркнули важность работ по развитию межпарламентских связей между странами, обсудили участие российской стороны в предстоящем в Ереване заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству парламентов двух стран и вовлечения парламентских кругов в программу мероприятий к 30-летию установления дипотношений между Арменией и Россией.
КНР
20 апреля главы МИД РА и Китая Арарат Мирзоян и Ван И обсудили армяно-китайское сотрудничество, выразили обоюдную готовность углубить армяно-китайское сотрудничество. Была отмечена важность использования большого потенциала в сфере экономического сотрудничества, стимулирования инвестиций, развития инфраструктур и преодоления логистических вызовов. В этом контексте была подчеркнута необходимость разблокирования транспортных и экономических инфраструктур региона.
Мирзоян представил позицию армянской стороны в вопросе установления мира и стабильности в регионе, подчеркнул значение переговоров между РА и АР по разным направлениям, а также роль МГ ОБСЕ в деле урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
18 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян провел телефонный разговор с главой Европейского совета Шарлем Мишелем.
- Собеседники обменялись мнениями о ходе реализации договоренностей, достигнутых в ходе состоявшейся 6 апреля в Брюсселе встречи глав Европейского совета, Армении и Азербайджана, а также о сложившейся в регионе ситуации и повестке отношений РА-ЕС.
- Они также обсудили ход реализации договоренности о предоставлении РА $2,6 млрд в рамках экономического и инвестиционного плана Восточного партнерства ЕС, подчеркнули важность эффективной реализации программ, предусмотренных в рамках инвестиционного пакета.
- Мишель подтвердил приверженность ЕС полноценной реализации предусмотренной для Армении инвестиционной программы и подчеркнул важность скорейшего начала этапа практической реализации программ.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
ПРИЧИНЫ ЗАПРЕТА НА ВЪЕЗД В НКР ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОППОЗИЦИИ РА
Газета «Грапарак» пишет, что до сих пор истинные причины запрета на въезд представителей парламентской оппозиции РА в НК по сей день неизвестны – миротворцы ссылаются на приказ вышестоящего начальства, само командование миротворческого контингента хранит молчание. Представители фракции «Армения» и «Честь имею» считают, что этот запрет является результатом договоренности между Пашиняном и Алиевым, тогда как арцахские источники газеты утверждают, что российские миротворцы сами приняли это решение, опасаясь возможных провокаций. Фракции НС НКР инициировали встречу с командующим контингентом с целью выяснить причины случившегося.
ТАИНСТВЕННЫЙ ВИЗИТ ОДНОГО ИЗ ЛИДЕРОВ ОППОЗИЦИИ В МОСКВУ
Издание «Паст» пишет, что руководителя фракции «Честь имею» Артура Ванецяна не было в числе депутатов, отбывших 12 апреля в Арцах. Он находился в Москве, и его визит преследует политические цели.
В МОСКВЕ НЕДОВОЛЬНЫ ПОСЛЕДНИМИ ЗАЯВЛЕНИЯМИ ПАШИНЯНА
Газета «Паст» пишет, что выступление Пашиняна в НС РА вызвало резкое недовольство в российских правящих кругах – речь о подчеркнуто антироссийских тезисах его выступления, когда Пашинян вторжение азербайджанских ВС на территорию Сев Лича назвал «провалом ОДКБ», обвинил российских миротворцев в бездействии, говоря о событиях в Парухе и Караглухе, и т.д.
РФ НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ ВО ВНУТРЕННЮЮ ПОЛИТИКУ АРМЕНИИ
Издание «Грапарак» пишет, что одному из известных армянских политических деятелей в Москве четко дали понять, что Москва не собирается вмешиваться во внутриполитическую жизнь РА и не будет препятствовать подписанию мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Задача Москвы – присутствие российских миротворцев в НК. В Москве заявили: если Армения и армянский народ желают признать территориальную целостность Азербайджана, то с какой стати РФ вмешиваться и портить отношения с Баку и Анакрой.
ВЛАСТИ НКР ПОСТАВИЛИ УЛЬТИМАТУМ ПЕРЕД ПАШИНЯНОМ
Издание «Паст» пишет, что в НК после последних заявлений премьер-министра РА Никола Пашиняна поднялась волна недовольства. Бывшие президенты Арцаха Аркадий Гукасян и Бако Саакян в последние дни проводят активные встречи с представителями разных политических сил НК и отдельными деятелями с целью объединения политического поля и сплочения общества. Их задача – ни в коем случае не позволить сдачу Арцаха Азербайджану. Проявляет активность и действующий президент НКР Араик Арутюнян, призывая оставить в сторону все партийные интересы и внутриполитические разногласия и сплотиться во имя спасения Арцаха. Власти РА пытаются оказать давление на Араика Арутюняна, в том числе посредством угроз и компроматов.
Издание «Иравунк» пишет, что премьер-министр Никол Пашинян до отбытия в Москву провел встречу с президентом НКР Араиком Арутуняном и секретарем Совета безопасности Арцаха Виталием Баласаняном. Арутюнян на встрече заявил, что Пашинян должен принять к сведению положения принятого НС НКР заявления и ни на йоту не отклоняться от них во время своих встреч с руководством РФ.
МНЕНИЕ
ГРАНТ МИКАЕЛЯН
15 апреля в интервью @SputnikArmenia эксперт Института Кавказа Грант Микаелян выразил мнение, что:
- Армянский Сюник становится значимым для Ирана и ЕС. Интерес к Сюнику имеет геополитический и экономический характер. Сюник — единственный независимый от Турции и Азербайджана сухопутный путь на европейские рынки для Ирана и других азиатских стран. ЕС заинтересован в экономическом сотрудничестве с ИРИ.
- Интерес есть и со стороны иранцев. Заявление КСИР о незыблемости границ в регионе — тому подтверждение. Иран готов препятствовать азербайджанским поползновениям на Сюник.
- Но никакие инвестиции без подкрепления военной силой не гарантируют безопасность области от турецко-азербайджанских поползновений. Европейские деньги не смогут там «работать» без устойчивой системы безопасности, а её обеспечивает российское присутствие.
- Угрозы Сюнику становятся более осязаемыми на фоне процессов вокруг НК. Гипотетическая потеря Арцаха лишь оголит потенциальный фронт на юге.
- Сюник — кость в горле Турции и Азербайджана. Именно поэтому они говорят о т.н. «Зангезурском коридоре». Этого пытаются не допустить Армения и Иран. Входит ли в планы европейцев недопущение такого сценария, говорить сложно.
ДАВИД АНАНЯН
18 апреля экс-глава Комитета госдоходов Давид Ананян заявил журналистам:
- Армения в случае открытия границы с Турцией может превратиться в еще один рынок для турецких товаров, а постепенно и стать зависимой от турецкой экономики.
- Представители власти, прогнозирующие экономическое развитие после нормализации отношений и открытия границ с Турцией, не проанализировали ситуацию и не учли риски. Их на данный момент слишком много.
- К нормализации отношений и миру нужно стремиться, однако необходимо делать это в правильное время, а для Армении оно сейчас не благополучное.
- Открытие границ не только не улучшит экономическую ситуацию, оно убьет ее. Если власти видят экономическое развитие в торговых отношениях и товарообороте, то можно открыть границы и забыть о национальном производстве и промышленности, поскольку себестоимость наших товаров всегда выше турецких.
- Добровольная смена власти в РА должна была произойти утром 10 ноября 2020 г., это позволило бы избежать многих сегодняшних проблем и вызовов.
ВАРДАН ОСКАНЯН
18 апреля была опубликована статья экс-главы МИД РА Вардана Осканяна, в котором отмечается:
- Народ Арцаха, вопрос физического существования которого сейчас лежит на чаше весов, десятилетиями терпел лишения и страдания. И полномочия решать свою судьбу он не давал никому.
- Власти РА должны любой ценой избежать этого, ведь документ неизбежно закрепит статус НК в составе Азербайджана. Такой документ будет противоречить Конституции РА.
- По всем трём предложениям МГ ОБСЕ статус НКР рассматривался вне Азербайджана. Однако почему-то премьер Пашинян склонен признать НК в составе Азербайджана, если будет гарантирована безопасность народа.
- Выступления Пашиняна и его соратников закрывают все возможные пути достижения проармянских условий на переговорах.
- Его выступление частично напоминает статью первого президента РА Левона Тер-Петросяна «Война или мир», а последовавшие за выступлением Пашиняна публичные обсуждения и споры — созванное 8 января 1998 г. Тер-Петросяном заседание Совета национальной безопасности.
- Осканян выразил убеждение, что сегодняшняя ситуация в РА, в плане роковой и переломной, но не содержательной, похожа на ситуацию 1997-1998 гг. Однако с точки зрения национальных интересов РА нет какого-либо аспекта сравнения подходов Тер-Петросяна и Пашиняна. Заседание Совета безопасности было расширенным, помимо членов совета премьер-министра Кочаряна, министра обороны Саркисяна и министра внутренних дел и национальной безопасности Саргсяна, в нем приняли участие представители АОД, руководство НК в лице президента Гукасяна, министра обороны Бабаяна и премьер-министра Петросяна.
- В то время Осканян был первым заместителем министра ИД и был приглашен на заседание в качестве главного переговорщика по НК. На заседании Тер- Петросян преследовал цель обосновать свою поддержку поэтапного варианта урегулирования карабахской проблемы, представленного МГ ОБСЕ в те дни, и получить согласие от участников дать ход этому предложению.
РУБЕН МЕЛКОНЯН
18 апреля в беседе с АрмИнфо тюрколог Рубен Мелконян выразил мнение, что:
- В силу целого ряда геополитических факторов, отнюдь не приходится сбрасывать со счетов перспективы формирования нового переговорного формата по решению региональных проблем с участием Армении, Турции и Азербайджана. Это то, к чему очень стремится Анкара и чему пока что противостоит Ереван. Но Мелконян не думает, что ресурсы действующих властей РА позволят им до конца или хотя бы долго противостоять дипломатическим предложениям Турции. «Какое оформление получит подобный формат — совсем другой вопрос, но то, что это будет дипломатической капитуляцией Армении, полагаю, является фактом».
- Основанная на предусловиях турецкая политика в отношении РА последних трех десятилетий на деле не претерпела никаких изменений. Другой вопрос, что этого не замечают в Ереване, свидетельством чего являются заявления армянских дипломатов различного уровня об обратном, не желая прислушиваться не только к мнениям отечественных экспертов, но и к мессиджам, собственно, самого Чавушоглу.
- Чего стоит один лишь последний призыв Чавушоглу Армении проявлять большую смелость. Помимо прямого смысла — проведения встреч специальных посланников в Ереване и Анкаре, там кроется подстрочный смысл — руководству Армении необходимо более смело пересекать красные для армянской государственности линии. И все это на фоне того, как армяно-турецкие отношения в реальности являются частью глобальной геополитики с участием сверхдержав.
- Сводить все это к исключительно двусторонним отношениям как того желают в Анкаре и Ереване, не только примитивно, но и противоречит интересам Армении. Исключение третьей стороны в армяно-турецком процесс соответствует лишь интересам Турции, соответственно, Азербайджана, но никак не Армении. И не понимание этого для представителей правящей в Армении партии уже является недопустимой, преступной по своей сути роскошью.
СТЕПАН ГРИГОРЯН
18 апреля в беседе с АрмИнфо аналитик Степан Григорян выразил мнение, что:
- Изменение позиции сопредседателя МГ ОБСЕ от РФ Игоря Ховаева на специального представителя министра ИД РФ по улучшению армяно-азербайджанских отношений обусловлено стремлением представить это итогом отказа США и Франции работать с РФ в рамках МГ ОБСЕ.
- При этом деятельность МГ с 24 февраля прекращена лишь в интерпретации Москвы. В противном случае сопредседатели США и Франции не приехали бы в регион конфликта с целью решения арцахской проблемы.
- Москва полна решимости содействовать заключению мирного договора между Ереваном и Баку на основе, предложенных Баку «базовых принципов» и поступившей на них реакции Еревана. Между тем реальная обстановка на Южном Кавказе не допускает переговорных пауз. В этой связи Ховаев продолжит свою работу в качестве Спецпредставителя главы МИД РФ по вопросам содействия нормализации отношений между АР и РА.
- Официальное прекращение деятельности МГ ОБСЕ, расформирование формата со председательства — единственного официального, международного формата, имеющего мандат решения вопроса статуса Арцаха, в реальности, отражает стремления Москвы, а не Вашингтона с Парижем. На самом деле МГ ОБСЕ все последние годы являлась бельмом на глазу не только Азербайджана и Турции, но и РФ. Вследствие этого обвинениями в адрес США и Франции в реальности к демонтажу формата со председательства стремится сама РФ.
- Назначение Ховаева спецпредставителем главы МИД РФ по решению армяно- азербайджанских вопросов есть не что иное, как официальное изменение международного переговорного формата по Арцаху не Францией, не США, а именно Россией с целью вывода США и ЕС из игры и обретения возможности окончательной сдачи Арцаха Азербайджану в рамках про турецкой, соответственно про азербайджанской политики.
- Армянской стороне необходимо четко зафиксировать для себя и уяснить суть этих новых реалий, п в противном случае очень скоро Армения и Арцах столкнутся с совершено новым уровнем вызовов и угроз.
СТЕПАН ДАНИЕЛЯН
19 апреля в беседе с АрмИнфо аналитик Степан Даниелян выразил мнение, что:
- Выход Армении из текущего положения находится в продолжающихся трансформациях миропорядка, а обсуждение проблемы Арцаха в рамках армяно-азербайджанской плоскости завершится без выхода на ее решение. «Нам этого просто не позволят, наглядным примером чего является Украина». Весь вопрос в том, что действующая армянская власть продолжает делать все в направлении очередного поражения армянской стороны.
- Осенью 2020 г. Армения и Арцах проиграли войну еще до ее начала на поле дипломатии, вследствие ее отсутствия, вследствие действий Пашиняна, сделавшего все возможное и невозможное для того, чтобы Армения встретила войну с коалицией государств в гордом одиночестве. Сегодня есть все возможности, чтобы утверждать о целенаправленном характере подобных действий.
- Признавая Арцах частью Азербайджана, Пашинян якобы пытается предотвратить очередную войну. Однако, в реальности, его действия завершатся новой войной, но уже не между Арменией и Азербайджаном, а с участием РФ, Турции, Ирана.
- Именно предложенная Пашиняном «мирная повестка» положила начало противоречивым заявлениям стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, в результате которых сегодня Запад пытается вытолкнуть РФ с Южного Кавказа, расширив зону геополитического влияния Турции.
- Пашинян начал разваливать формат МГ ОБСЕ переговорами с Алиевым в Душанбе и Дубае, после чего последовала серия его противоречивых заявлений и действий, а в Тавуше — военное обострение, завершившееся призывами к войне в Баку. Пашинян сделал все для начала 44-х дневной войны. Но отстранить его от власти сегодня без представления обществу четкой альтернативы, мнений и программ по выводу страны из текущей ситуации невозможно. Без подобных программ ситуация лишь ухудшится.
РУБЕН САФРАСТЯН
20 апреля в беседе с АрмИнфо тюрколог Рубен Сафрастян выразил мнение, что:
- Не получив взамен большего, Турция не сделает навстречу РА ни единого шага. С ответом на то же предложение Армении открыть сухопутную границу для обладателей дипломатических паспортов Анкара тянет по той простой причине, что ожидает чего-то взамен.
- Если же мы прибавим к этому последние заявления Алиева и Чавушоглу, то мы поймем, что не приходится испытывать особых ожиданий и от анонсированной встречи спецпредставителей в Вене. Последний совершенно не собирается демонстрировать конструктивного подхода в собственных отношениях с Ереваном.
- К данным фактам необходимо добавить несомненное стремление Турции рано или поздно превратить предусловия в отношении РА проблемой переговорного процесса. Последнее означает, что Турция рассматривает переговоры с Арменией не как средство нормализации отношений, а как средство давления с целью получения все новых и новых уступок.
- В этом свете, положительных результатов от текущего этапа переговоров между Анкарой и Ереваном Сафрастян не ожидает. Сам факт стремления Анкары вести переговоры с Ереваном без каких-либо посредников и не на нейтральной территории он обуславливает намерениями получить большее пространство для оказания давления на Армению.
- Все эти фоновые факторы носят сугубо второстепенный характер. Важно не место проведения переговоров, а степень конструктивности турецких переговорщиков. «Важно, чтобы Турция, наконец, придала своей позиции конструктивный характер, чего я пока что, к сожалению, не вижу. На фоне этого Армении следует четко придерживаться всех собственных принципов, так или иначе имеющих отношение к Геноциду и Арцаху».