Обзор 15 – 21 октября 2020 г.
II АРЦАХСКАЯ ВОЙНА
15 октября в интервью РИА Новости премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что «красной чертой» для РА является право народа НК на самоопределение, отказаться от этого Ереван не может. По его словам, РА всегда была готова на компромисс и самая известная инициатива — Казанская, когда РА была готова на конкретный компромисс. Но Азербайджан отказался подписывать эти соглашения, потому что Азербайджан не хотел и не хочет принять право на самоопределение армян НК. Пашинян также отметил, что Ереван готов реализовать те шаги, о которых договорились в Москве на трехсторонних консультациях глав МИД РА, РФ, АР. Однако, по его словам, в ходе переговорного процесса оказалось, что стороны по-разному интерпретируют эти принципы. А сейчас один из этих очень важных принципов уже нарушен — это неиспользование силы или угрозы силы для решения карабахской проблемы.
По оценке Пашиняна, планы Турции и Азербайджана блицкригом взять под контроль НК провалились. Он также повторил, что есть доказательства переброски Турцией боевиков из Сирии в НК, это, по его мнению, было сделано, так как Азербайджан не может воевать там самостоятельно. «Это очень важный нюанс, и важен он еще и потому, что поможет понять, кто и по каким соображениям начал эти военные действия». Он считает, что Анкара – главный спонсор обострения в НК, решение о начале боевых действий было принято под патронажем Турции. Более того, Турция использует в НК не только собственных военных, но, по некоторым данным, и спецподразделения армии Пакистана.
Пашинян не исключает, что боевики могли быть переброшены Турцией на Северный Кавказ, чтобы отвлечь внимание РФ от НК. «Я вижу тут непосредственную связь в этом процессе: боевики из Сирии были переведены Турцией в зону конфликта в Нагорном Карабахе, чтобы начать войну против НК, а сейчас они уже появляются на Северном Кавказе. Это очень примечательный факт, который показывает, что данная ситуация уже не просто о конфликте в НК, а вышла за его пределы, в его локальном смысле».
15 октября президент РА А. Саркисян в своем интервью газете «Аль-Джарида» заявил, что это настоящая война, к которой Азербайджан и Турция давно и серьезно готовились. По его мнению, азербайджанская сторона хочет ликвидировать статус-кво Арцаха и навязать свою волю. И Турция в военном и политическом отношении поддерживает эту инициативу Азербайджана, ведущую к гуманитарной катастрофе в регионе. Также Саркисян выразил опасения, что Турция хочет превратить Арцах «во вторую Сирию». И если международное сообщество должным образом не отреагирует на действия Турции, то так оно и будет. «Все это пагубно скажется на всем регионе, и мы не должны дать Турции возможность превратить Кавказ в еще одну Сирию… Если Турция останется в стороне, у нас будет возможность провести эффективные переговоры о прекращении огня, а также возможность вернуться за стол переговоров». Президент РА уверен, что Турция хочет повторить то, что произошло 105 лет назад, то есть этническая чистка армян с их родины с целью совершения нового геноцида. «Мы, армяне, в Армении, Арцахе и в диаспоре никогда не допустим повторения геноцида. Никогда больше!».
На вопрос, что может способствовать перемирию и какая позиция у армянской стороны, Саркисян заявил, что международное признание Республики Арцах — единственный способ гарантировать безопасность и права проживающих здесь армян. «Политическое решение этой проблемы очевидно: возможен геноцид, единственный способ предотвратить принудительную депортацию этих людей — признать их право на самоопределение на международном уровне». Также президент заявил, что международное посредничество, осуществляемое МГ ОБСЕ является одной из основных платформ для мирного урегулирования, но этот хрупкий мир был явно нарушен Турцией и Азербайджаном. Более того, Турция не только усложнила ситуацию, но и стала реальной угрозой существованию армянского населения, резко дестабилизировав весь регион. А глава МИД Турции Чавушоглу заявил, что его страна будет продолжать поддерживать Азербайджан при любых обстоятельствах, тем самым подтвердив факт военного участия Турции в этой войне. «Этот факт должен вызывать серьезную озабоченность у государств-членов НАТО, так как их союзник является инициатором агрессии против страны-партнера, участвующей в программе НАТО «Партнерство ради мира». В этой связи международные заинтересованные стороны, все те, кто заинтересован в прочном мире или урегулировании конфликта, в частности Франция, США, Россия и другие страны, должны гарантировать, что Турция воздержится от вмешательства и заставит Анкару и Баку нести ответственность за свои действия».
Саркисян также отметил, что вопрос о продолжающейся продаже Израилем оружия Азербайджану имеет давнюю историю, которая остается непонятной для армянского общества. «Армянская сторона поднимает простой вопрос. Почему еврейское государство, страна, пережившая геноцид, вооружает тех, кто ведет геноцидную войну против Армении?». А что касается позиции РФ, то, по словам Саркисяна, президент В. Путин ясно дал понять, что РФ привержена и дальше выполнять свои обязательства в качестве двустороннего, многостороннего договорного союзника РА в области безопасности в рамках ее стратегического партнерства с РА.
16 октября в интервью RTS премьер-министр РА Н. Пашинян обратился к властям США и Франции, призвав Париж и Вашингтон поддержать усилия российских властей по урегулированию конфликта как сопредседатели МГ ОБСЕ. Пашинян думает, что РФ должна играть еще более значительную роль, включая восстановление стабильности и мира в регионе НК в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ. По его словам, РФ совместно с ОДКБ делали «ясные заявления» о готовности исполнить свои обязательства при ухудшении ситуации в регионе.
Пашинян напомнил, что договоренность между сторонами о прекращении огня не только не была соблюдена, она вообще не была выполнена, поскольку в самом начале прекращения огня Азербайджан начал новые атаки в совершенно новых направлениях. Что касается компромиссов, то, по его словам, РА всегда была готова к компромиссу, но компромисс означает взаимные уступки с обеих сторон. «Проблема в том, что Азербайджан никогда не был готов идти на уступки, поэтому ситуация развивается по этой логике и в таком русле». Пашинян думает, что сейчас тем более Азербайджан не готов к компромиссу, в том числе и потому, что Турция в значительной степени управляет процессом, в том числе в Азербайджане. При этом он отметил, что для Турции это не просто вопрос урегулирования карабахской проблемы, а вопрос продолжения новой империалистической, экспансионистской политики Турции, а армяне Южного Кавказа являются последним препятствием на пути проведения экспансионистской политики Турции на север, восток и юго-восток. Поэтому, по его словам, здесь важно отметить, что ситуация, по сути, уже вышла за рамки карабахского конфликта и развивается в гораздо более широкой логике.
Отвечая на вопрос о том, есть ли готовность передать семь территорий для достижения политического урегулирования, Пашинян заявил, что он «премьер-министр Армении, а не Нагорного Карабаха», и очень важно, чтобы потенциал решений правительства НК обсуждался именно с избранными представителями НК. Что касается территориального вопроса в целом, то, как отметил премьер, армянские стороны были готовы к компромиссу.
Он напомнил, что в рамках казанского процесса в 2011 г. армянская сторона была готова подписать такой компромиссный документ, но Азербайджан отказался поставить свою подпись по простой причине того, что там была предусмотрена процедура, посредством которой НК может реализовать свое право на самоопределение, то есть уточнить свой статус. «Проблема в том, что теперь Азербайджан поставил перед собой задачу взять под контроль весь НК при поддержке турецких террористических групп, переброшенных из Сирии, чтобы освободить его от армянского населения».
В тот же день на своей официальной странице в Facebook Пашинян предлагает положить в основу концепции карабахского урегулирования принцип «отделения ради спасения» (remedial secession), который дает право определенным группам, народам отделиться от любого государства, когда существует риск дискриминации, масштабных нарушений прав человека или геноцида, и исключает присоединение к государству, если оно приведет к тем же последствиям, что и вышеназванные. «Это должно лежать в основе нашей концепции урегулирования карабахского конфликта, а участие наемников-террористов в текущей войне и террористическое поведение Турции и Азербайджана предоставляют реальную возможность для достижения такого международного взаимопонимания». Премьер добавил, что потенциал всех армян должен быть направлен на решение этой проблемы.
16 октября глава МИД РА З. Мнацаканян заявил, что Азербайджан стремится расширить географию карабахского конфликта, пытаясь вовлечь РА. И, несмотря на достигнутое соглашение, Азербайджан продолжает наносить удары по территориям Арцаха и Армении, в том числе и по Степанакерту. Это, по его словам, демонстрирует, что Азербайджан под активным управлением Турции стремится расшить географию карабахского конфликта, осуществляя открытую агрессию против суверенной территории РА. Но хотя и понятно, что за подобными действиями стоит Турция, однако ответственность за необратимые военно-политические последствия понесет именно Азербайджан. Он также указал, что с точки зрения региональной безопасности опасения вызывает решение руководителей Азербайджана с целью удержания власти превратить свою страну в зону влияния Турции и очаг терроризма.
18 октября в интервью France24 премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что Азербайджан намеренно уничтожает дома мирных жителей в Арцахе, чтобы им негде было жить. «Это делается в рамках геноцидальной политики». Пашинян заявил, что задачей президента Азербайджана, как и прежде, является геноцид армян Нагорного Карабаха, т.е. убийство, депортация и проведение этнической чистки. Он отметил, что поэтому говорится о том, что армяне НК стоят перед экзистенциальной угрозой, и решение у этой проблемы только одно — международное сообщество должно признать право НК на самоопределение в рамках принципа «отделение ради спасения». «Армяне НК не смогут выжить под контролем Азербайджана. Это просто исключено, и международное сообщество должно признать независимость НК».
В интервью итальянскому изданию Corriere della Sera Пашинян заявил, что Эрдоган вооружает азербайджанцев, потому что хочет еще одного геноцида. Он напомнил, что во время переговоров о прекращении огня президент Турции Эрдоган заявил, что не хочет, чтобы Азербайджан прекратил боевые действия. «Этот конфликт не начался бы без вмешательства Турции. Именно Турция подстрекнула Азербайджан к нападению на Арцах». Он заявил также, что факт переброски Турцией боевиков из Сирии в Азербайджан официально признан Россией, Францией и другими странами. «И цель ясна: турки хотят еще одного геноцида армянского народа. Я спрашиваю себя и международное сообщество: какое прекращение огня мы можем подписать с этими террористами? Мы подвергаемся нападению, мы должны защищаться, как любой народ, которому угрожает уничтожение».
По его убеждению, есть только один способ положить конец боевым действиям: международное признание Арцаха по принципу “отделения ради спасения”. «Другого варианта нет. В противном случае оказавшиеся на контролируемых Азербайджаном территориях армяне подвергнутся этнической чистке, и это все потому, что армяне являются последним препятствием для турок на пути расширения на север, на восток и на юг».
Пашинян ожидает от Италии признания, что Турция перебросила наемников и войска в Азербайджан. «Но не только это. Население НК является жертвой серьезного гуманитарного кризиса, который международное сообщество и Италия должны принять во внимание, так как если азербайджанская армия вернется в регион, ни один армянин не спасется».
19 октября в интервью ТАСС Пашинян выразил готовность приехать в Москву для встречи с президентом АР И. Алиевым для переговоров по НК. Он заверил, что позиция армянской стороны — карабахский конфликт должен решатся исключительно мирным путем, но Азербайджан не согласен с этой точкой зрения. «И я готов приложить все необходимые усилия, чтобы достичь такого результата, в том числе и поехать, встретиться, поговорить».
Пашинян отметил, что решение конфликта вокруг НК должно опираться на компромисс. «Не на капитуляцию одной из сторон, а на компромисс». А если нет готовности с другой стороны, по словам Пашиняна, армянская сторона готова бороться до конца.
Пашинян убежден, что в первую очередь Турция препятствует достигнутой 10 октября в Москве договоренности о прекращении огня. Турция заинтересована в провале Московского заявления по двум причинам. Действия Турции направлены на вытеснение РФ из Южного Кавказа. Некоторые силы, и конкретно Турция, заинтересованы, чтобы инициатива РФ не имела удачи. И они надеются так расшатать авторитет РФ на Южном Кавказе. Он заверил, что РА будет очень тесно сотрудничать с РФ по вопросу восстановления стабильность в регионе. «И мы надеемся, что другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ также будут поддерживать эти усилия».
Премьер отметил, что сейчас фактически у мирового сообщества нет никаких сомнений, что Турция полностью вовлечена в военные действия и что Турция была главным инициатором этой войны, что Турция наняла и перевезла в зону конфликта террористов и наемников из Сирии.
19 октября на своей странице в Фейсбук Пашинян написал, что успех в войне может решить вопрос статуса Арцаха.
19 октября Пашинян провел встречу с представителями внепарламентский политических сил, на которой затронул ситуацию, сложившуюся вследствие азербайджано-турецкой агрессии, коснулся шагов и действий армянской стороны, а также ответил на ряд вопросов.
В тот же день под председательством Пашиняна прошло внеочередное заседание Совбеза РА, в котором, помимо членов Совбеза, приняли участие также президент РА А. Саркисян, глава фракции «Мой шаг» Л. Макунц, глава фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян, председатель комиссии НС по внешним сношениям Р. Рубинян, председатель комиссии НС по обороне и безопасности А. Кочарян, депутат из фракции «Процветающая Армения» А. Абовян.
20 октября в Ереване премьер-министр РА Н. Пашинян провел встречу с экс-президентами НКР А. Гукасяном и Б. Саакяном, в ходе которой были обсуждены ситуация в НК, сложившая в результате азербайджано-турецкой агрессии, и шаги по противодействию противнику.
21 октября в своем видеообращении на своей странице в Facebook премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что вопрос НК, по крайне мере на этом этапе, не имеет дипломатического решения. РА неоднократно заявляла своей готовности решить проблему на компромиссной основе. «Это значит, что мы готовы были снизить наши требования от установленной планки во имя решения с условием, что и противоположная сторона пойдет на снижение своих требований». Однако, по словам Пашиняна, то, что приемлемо для армянской стороны, отныне неприемлемо для Азербайджана, и вся их дипломатическая стратегия и тактика была и остается именно такой. «Все то, с чем согласна Армения, с этим уже не согласен Азербайджан». Тем самым, бесполезно на этом этапе говорить о дипломатическом решении проблемы.
По его убеждению, при эффективной организации борьбы мы в конечном итоге придем к приемлемому дипломатическому решению, «поскольку Азербайджан не воспринимает ничего иного, кроме капитуляции Карабаха». Без Арцаха нет и Армении, следовательно, защищать права народа Арцаха, означает защищать права армянского народа. А это, в свою очередь, означает воевать во имя этого права, воевать столько, пока не появится возможность дипломатическим путем добиться приемлемого варианта решения. Причем, как заметил премьер, речь идет об окончательном варианте решения вопроса.
Решить этот вопрос можно и посредством политического лидерства. Пашинян призвал мэров городов, сельским старостам, руководителям государственных органов власти и ОМС принятия на себя лидерства, сформируют добровольческие отряды, которые осуществят защиту прав армянского народа. «Геноцид армян произошел в условиях, при которых определенная часть общества понадеялась, что кто-то встанет на защиту их прав. Такие люди встречаются и сегодня».
Пашинян особо заметил, что этот конфликт должен стать последним. «Мы не отступим и не сломаемся и нас невозможно победить. И мы победим».
Армения была и сейчас готова к мирному урегулированию карабахского вопроса — пресс-секретарь Пашиняна прокомментировала его заявление
Премьер-министр Армении в своем сегодняшнем выступлении подчеркнул, что Армения всегда была готова к компромиссному решению нагорно-карабахского вопроса, готова и сейчас. Об этом на своей странице в Facebook написала пресс-секретарь премьер-министра Мане Геворкян.
«Премьер-министр выразил готовность также встретиться с президентом Азербайджана в Москве. Армения была готова и готова сейчас к мирному урегулированию нагорно-карабахского вопроса и высоко оценивает посреднические усилия стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в частности, Российской Федерации. Азербайджан считает основным фактором решения вопроса военную силу и последовательно нарушает договоренности о прекращении огня», — написала Геворкян.
По ее словам, следовательно, армянский народ должен консолидировать свой оборонительный потенциал, чтобы иметь возможность озвучить свой голос на дипломатическом фронте.
«Еще раз подчеркиваем, что дипломатического решения нагорно-карабахского вопроса на данном этапе нет именно из-за деструктивной позиции Азербайджана. Никол Пашинян неоднократно, в том числе в последние дни, подчеркивал, что армянская сторона готова к переговорному процессу на основе компромиссов, но практика показала, что эта логика неприемлема для Азербайджана», — написала Геворкян. Она напомнила также известный тезис премьер-министра о том, урегулирование нагорно-карабахского конфликта должно быть приемлемо для народа Армении, народа Арцаха, народа Азербайджана. Никакого подобного заявления, в том числе о компромиссах, со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева не было озвучено.
15 октября СНБ РА заявила, что заместитель командира взвода АО НКР Н.М. распространял не соответствующую действительности информацию о том, что власти РА, якобы, договорились о сдаче земель. В результате у некоторых военнослужащих возникло чувство паники и незащищенности, в результате чего некоторые военнослужащие, несшие боевое дежурство, поддавшись на провокации, покинули место службы, отказавшись выполнять свои воинские обязанности.
Н.М. предъявлено обвинение в 364 УК РА, то есть в отказе от исполнения военной службы, которую он проходил во время военного положения, войны или военных действий. В качестве меры пресечения в его отношении избран арест.
15 октября военный прокурор РА В. Арутюнян заявил, что имеются неопровержимые доказательства участия в боевых действиях в НК наемников в составе ВС Азербайджана. По его словам, в целях более эффективной организации работ генпрокуратура РА сотрудничает с коллегами из РФ и ИРИ. Армянская сторона уже передала им собранные доказательства, и ведет каждодневную работу, чтобы выяснить личности боевиков и предотвратить их вовлечение.
15 октября заместитель командующего войсками ПВО, полковник Г. Мовсисян заявил, что армянские силы ПВО успешно противостоят атакам противника. По его словам, эти атаки координируются ВВС силами Турции. Причем, в первый день войны 27 сентября турецкие истребители F-16 нарушили воздушное пространство РА.
ОППОЗИЦИЯ
15 октября глава МИД РА Э. Налбандян предоставил Sputnik Армения статью о том, как в эти годы шел переговорный процесс.
По его словам, все рабочие документы, предложенные сопредседателями и ставшие предметом переговоров сторон, предусматривали пакетное решение карабахской проблемы с поэтапной имплементацией во взаимосвязи всех компонентов урегулирования, в том числе и решение окончательного статуса НК посредством голосования, выражающего свободное волеизъявление населения НК, имеющего международно-правовой обязательный характер. При этом фиксировалось, что формулировки вопроса или вопросов, выносимых на голосование, не будут ничем ограничиваться, предполагая возможность выбора любого статуса. Армянская сторона в течение всего этого периода не обсуждала ни одного рабочего документа по урегулированию конфликта, который бы не предусматривал реализацию права народа НК на самоопределение.
За этот период произошли концептуальные изменения в отношении карабахского урегулирования. Заявления президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, принятые в Л’Аквиле (2009), Мускоке (2010), Довиле (2011), Лос-Кабосе (2012) и Эннискиллене (2013) в качестве важной основы урегулирования карабахской проблемы, четко закрепили реализацию права народа на самоопределение, что в течение многих лет было краеугольным камнем позиции Еревана. В этих заявлениях подчеркивается то, что было заложено во всех предложенных сопредседателями рабочих документах – статус Арцаха должен быть определен путем свободного волеизъявления населения НК.
Международное сообщество, по его словам, устами стран-сопредседателей МГ ОБСЕ заявило, что конфликт должен быть разрешен на основе представляющих единое целое трех принципов международного права: неприменения силы или угрозы силой, территориальной целостности, равноправия и права народов на самоопределение – и что попытки придать приоритетное значение одному из этих принципов подорвут мирное урегулирование.
В ходе переговоров более трех десятков существенных изменений были внесены в Основные (Мадридские) принципы урегулирования карабахского конфликта.
Армения неоднократно подчеркивала, что всеобъемлющее и долгосрочное урегулирование невозможно без участия НК. А Азербайджан в подходах по урегулированию конфликта практически противопоставил себя не только РА, но и странам-сопредседателям МГ ОБСЕ, отказавшись от всех предложенных сопредседателями рабочих документов.
III. С июля 2011 г. (визит С. Лаврова в Ереван и Баку) до сочинского саммита 23 января 2012 г. Россия и сопредседатели пытались убедить стороны продолжить переговорный процесс, вернуть его в конструктивное русло на основе достигнутых ранее договоренностей и положениях, содержащихся в заявлениях глав государств-сопредседателей ОБСЕ по НК. Однако, Азербайджан отказался и от этого.
Баку не удалось достичь поставленных ни военных, ни политических целей. Результаты саммитов в Вене (16 мая 2016 г.), Санкт-Петербурге (20 июня 2016 г.), а также последовавшие многочисленные заявления сопредседателей МГ ОБСЕ, в том числе Совместные Заявления министров иностранных дел России, США и Франции на полях Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в декабре 2016 г. и в Вене в декабре 2017 г., являются подтверждением этому.
VII. 1. Армения, в отличие от Азербайджана, приветствовала заявления по НК, сделанные с 2008 по 2017 г. на полях СМИД ОБСЕ в: Хельсинки (2008), Афинах (2009), Алма-Ате (2010), Вильнюсе (2011), Дублине (2012), Киеве (2013), Базеле (2014), Белграде (2015), Гамбурге (2016), Вене (2017). Армения также приветствовала Заявление по Нагорному Карабаху, принятое на полях саммита ОБСЕ в Астане в 2010 г. Баку отказался поддержать эти Заявления или в последующем делал шаг назад.
— по выводу снайперов с границы и линии соприкосновения
— по созданию механизма по расследованию инцидентов
— по расширению возможностей команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ
— по подтверждению обязательств по исключительно Мирному урегулированию конфликта
— по беспрекословному выполнению трехсторонних бессрочных соглашений 1994-1995 гг. о прекращении огня и его консолидации
— по подтверждению приверженности трём принципам по урегулированию, предложенным сопредседателями: неприменение силы и угрозы силой, территориальной целостности и права народов на самоопределение.
Впервые три принципа по урегулированию, в том числе принцип самоопределения, благодаря усилиям армянской дипломатии, были включены в Заявления трех сопредседателей и глав МИД РА и АР — в декабре 2009 г. в Афинах на СМИД ОБСЕ (т.е. под тремя принципами свою подпись поставил и Азербайджан), но в последующем Баку отказался от этого.
Страны-сопредседатели на протяжении всех последующих лет в своих заявлениях неоднократно подчеркивали важность урегулирования конфликта именно на основе этих трех принципов.
Алиев на заседании кабинета министров 18 октября 2016 г. заявил, что международные посредники за закрытыми дверями оказывают давление на Азербайджан, чтобы добиться от него согласия на независимость НК. Не сумев навязать свои максималистские подходы в рамках переговорного процесса, Азербайджан начал резко критиковать сопредседателей МГ ОБСЕ и прилагать усилия для изменения формата переговоров.
Международное сообщество и РА стали говорить практически на одном языке: исключительно мирное урегулирование проблемы, основанное на международном признании реализации права народа НК на самоопределение и гарантиях его безопасности, не имеет альтернативы.
Именно это, по словам Налбандяна, было оставлено «в наследство» после апреля 2018 г. для продолжения переговоров.
ОППОЗИЦИОННЫЕ ПАРТИИ
17 октября 13 политических партий Армении выступили с заявлением, в котором потребовали от правительства привлечения бывших представителей власти для защиты РА и НК, а также создания штаба-госоргана оперативного руководства военно-политическими вопросами. К заявлению присоединились партии «Азатутюн», «Национальная повестка», «Национально-демократический союз», «Объединение национального самоопределения», «Еркир Цирани», «Наследие», «Солидарность», АРФ, «Демократическая партия Армении», «Республиканская партия Армении», «Родина», «Во имя социальной справедливости» и «Одна Армения».
17 октября представитель Бюро АРФ А. Тер-Хачатурян встретился с экс-президентом РА Л. Тер-Петросяном. В ходе встречи была обсуждена ситуация, возникшая в результате развязанной против РА и НК турецко-азербайджанской агрессии.
18 октября экс-президент РА Л. Тер-Петросян, давая оценку заявлению 13 партий, выразил мнение, что «инициаторы заявления руководствовались не целями государственного переворота, как некоторые это оценивают, а глубоким беспокойством касаемо судьбы Армении и Арцаха, охватывающим сегодня весь армянский народ». И если подобное заявление было сделано сугубо с целью пиара, то является провальной акцией. Он выразил изумление, что РПА и АРФ, которые имеют серьезную репутацию, «попали под влияние десятка безответственных персон-партий». Экс-президент также отметил, что внутренние распри в военное и послевоенные время — это совсем нежелательная перспектива, посредством которой можно передать опасный сигнал врагам армянского народа.
20 октября экс-президент РА Л. Тер-Петросян встретился с экс-президентами НКР А. Гукасяном и Б. Саакяном.
21 октября экс-президенты РА и НКР Л. Тер-Петросян, Р. Кочарян, С. Саргсян, А. Гукасян и Б. Саакян встретились для обсуждения и поиска решений в сложившейся военной ситуации.
15 октября главный советник премьер-министра РА В. Арутюнян сообщил, что все мероприятия по военному соглашению с РФ выполняются, а при необходимости РА обратится в ОДКБ. По его словам, армянская сторона собирает все необходимые данные и все факты. Это основа, которая готовится для принятия решения и его объявления со стороны военно-политического руководства.
Со своей стороны заместитель командующего войсками ПВО РА, полковник Г. Мовсесян отметил, что на данный момент в рамках военного соглашения с РФ все обязательства выполняются.
15 октября замглавы МИД РФ Александр Грушко и заместитель генсека внешнеполитической службы ЕС Энрике Мора обсудили ситуацию вокруг НК и подчеркнули необходимость соблюдения перемирия, договоренность о котором была достигнута армянской и азербайджанской сторонами в Москве 10 октября.
15 октября состоялся телефонный разговор министра ИД РФ С. Лаврова с главой МИД Турции М. Чавушоглу. Была предметно обсуждена ситуация вокруг НК. Министры подчеркнули безальтернативность мирного урегулирования проблемы. Подтверждена необходимость неукоснительного выполнения положений Московского заявления МИД РФ, АР и РА от 10 октября.
В практическом плане отмечена востребованность незамедлительного установления режима прекращения огня и согласования механизмов контроля за его соблюдением. Также акцентирована важность оперативного согласования шагов по возобновлению переговорного процесса в рамках механизмов МГ ОБСЕ с прицелом на достижение реальных результатов.
16 октября РА по инициативе РФ направила своих военных в Москву для встречи с представителями МО АР в целях обсуждения механизма контроля за прекращением огня в НК, однако Баку отказался от аналогичного шага. «Это означает, что Баку, по сути, отказывается от соглашения, достигнутого в Москве, и отвечает отказом на инициативу РФ». По словам пресс-секретаря премьер-министра РА М. Геворкян, «в Ереване предполагают, что Турция не разрешает представителям ВС Азербайджана посетить Москву».
17 октября посол РФ в США А. Антонов заявил, что позиции РФ и США совпадают по принципиальным вопросам, связанным с урегулированием карабахского конфликта.
19 октября в интервью ТАСС премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, у РФ есть легитимное право и основания, чтобы осуществлять антитеррористическую операцию в зоне карабахского конфликта, потому что боевики сирийских террористических группировок, которые в настоящее время на стороне Азербайджана участвуют в войне против НК, представляют непосредственную угрозу для РФ. «Вопрос в том, как будет продолжаться весь этот процесс: будет ли Россия ждать, чтобы все эти элементы перебрасывались на территорию России и там уже начали антитеррористическую кампанию или антитеррористические действия».
Он заметил, что РФ предпринимала антитеррористические действия в Сирии, которая довольно далеко от России, потому что действия сирийских боевиков и террористов представляли прямую угрозу национальной безопасности РФ. А сейчас террористы находятся примерно в 80 км от границ РФ.
19 октября глава МИД РФ С. Лавров заявил, что сейчас самое главное – немедленно прекратить нагнетать конфронтационную риторику как между сторонами, так и по линии ответственных международных игроков. «Это не требует каких-то больших усилий».
Следующий необходимый шаг, и его нужно предпринимать одновременно с прекращением конфронтационной риторики – остановка боевых действий, прекращение ударов по гражданским объектам.
По его словам, после встречи в Москве их надежды не оправдались, боевые действия продолжились, продолжались удары по гражданской инфраструктуре, по населенным пунктам. «Это неприемлемо». Но для того, чтобы прекращение огня заработало, мы в этом уже убедились после 2 документов, которые были приняты и не позволили кардинально изменить ситуацию на земле, – это установление, создание механизма контроля за соблюдением режима прекращения огня. «Над этим активно мы работаем, в том числе и наше министерство обороны, с коллегами из Азербайджана и Армении. Надеюсь, что в самое ближайшее время будет согласован такой механизм».
20 октября замминистра ИД РФ А. Руденко принял ЧПП ФРГ в РФ Г. фон Гайра. Состоялся обмен мнениями и оценками, в частности относительно продолжающихся военных действий в зоне карабахского конфликта. Подтверждена безальтернативность выполнения всех положений заявления, принятого 10 октября.
20 октября состоялся телефонный разговор президента РФ В. Путина с президентом Франции Э. Макроном. Было детально обсуждено развитие ситуации в зоне конфликта вокруг НК. Путин проинформировал о предпринимаемых шагах по предотвращению дальнейшей эскалации боевых действий и скорейшему возобновлению переговоров в целях политико-дипломатического урегулирования карабахской проблемы. Акцентирована важность соблюдения противоборствующими сторонами достигнутых 10 и 17 октября договорённостей о прекращении огня.
Подчёркнута готовность к продолжению тесной координации РФ и Франции в качестве сопредседателей МГ ОБСЕ, а также по линии СБ ООН.
21 октября в своем видеообращении на своей странице в Facebook премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что и сегодня, и в течение всего периода военных действий, армянская сторона ощущала содействие Москвы. По его словам, РА на самом высоком уровне взаимодействовала и взаимодействует с РФ по вопросу о поиске выхода из этой ситуации. «До последнего Москва приложила максимум усилий, и есть уверенность, что и в дальнейшем будет стремиться к решению вопроса по максимуму. Я в этом не сомневаюсь».
20 и 21 октября в Москве министр ИД РФ С. Лавров встретился с главой МИД РА З. Мнацаканяном и министром ИД АР Дж. Байрамовым. В ходе переговоров обсуждались неотложные вопросы достигнутых ранее договоренностей о прекращении огня в зоне карабахского конфликта, а также темы, связанные с созданием условий, необходимых для всеобъемлющего урегулирования.
21 октября на встрече с Лавровым З. Мнацаканян заявил, что достигнутые соглашения остаются на бумаге из-за вероломной позиции Азербайджана и шагов, направленных на дестабилизацию ситуации.
Подтвердив приверженность РА обязательствам, согласно соглашениям от 10 октября о прекращении огня и о гуманитарном перемирии от 17 октября, Мнацаканян в качестве приоритетной цели указал установление стабильного прекращения огня, сохраняемого посредством верификационных механизмов.
ФРАНЦИЯ
15 октября глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что Турция — единственная страна, которая не призывает к прекращению огня в зоне карабахского конфликта. Он раскритиковал роль Турции в карабахском конфликте, в которой она поддерживает Азербайджан против этнических армян. По его мнению, в этом вопросе не может быть военной победы, поэтому режим прекращения огня должен соблюдаться.
19 октября глава МИД РА З. Мнацаканян проинформировал министра ИД Франции Жан-Ива Ле Дриана о ситуации в зоне карабахского конфликта после достигнутой 17 октября договоренности о прекращении огня по гуманитарным соображениям. Мнацаканян высоко оценил личный вклад президента Франции Макрона в достижение соглашения о прекращении огня, отметив, что военно-политическое руководство Азербайджана в очередной раз отказалось выполнить взятые на себя обязательства и продолжает широкомасштабную военную агрессию против Арцаха.
Мнацаканян подтвердил приверженность РА укреплению режима прекращения огня и мирному урегулированию конфликта.
США
19 октября поступило сообщение, что 23 октября госсекретарь США М. Помпео проведет в Вашингтоне отдельные встречи с министром ИД РА З. Мнацаканяном и министром ИД АР Дж. Байрамовым.
20 октября замминистра ИД РА Ш. Кочарян заявил, что РА приветствует активизацию США в вопросе урегулирования ситуации в НК, заметив, что сей день из трех сопредседателей МГ ОБСЕ наиболее активны РФ и Франция, вторую попытку объявления прекращения огня уже продвигала французская сторона, и сейчас подключение американской стороны очень важно. По его словам, на данный момент в повестке у всех трех сопредседателей один вопрос – не только объявление прекращения огня, но и соблюдение данного режима. Он назвал не случайным тот факт, что закрытое заседание СБ ООН было посвящено именно этому, чтобы было гарантировано прекращение огня, а не только, чтобы оно было объявлено и снова нарушалось.
21 октября госсекретарь США М. Помпео заявил, что для снижения эскалации в зоне карабахского конфликта необходимо, чтобы другие страны держались подальше от конфликта, не разжигали конфликт, предлагая оружие и помощь ни одной из сторон. Он подчеркнул, что необходимо дипломатическое решение. «Это должно быть лучшим желанием и интересом не только Соединенных Штатов, но и всех».
ИРАН
16 октября начальник Главного управления оборонной политики и международного сотрудничества МО РА Л. Айвазян вновь встретился с военным атташе посольства ИРИ в РА Б. Садегиным. Айвазян проинформировал, что несмотря на многочисленные призывы армянской стороны, ВС АР продолжают скапливаться и проводить операции вдоль границы ИРИ, таким образом, укрываясь вдоль государственной границы. До сведения иранской стороны вновь была доведена необходимость перенести действия ВС АР на безопасное расстояние от границы с ИРИ.
От имени АО НКР было передано, что в случае сохранения неизменным ситуации в указанном районе АО оставляет за собой право нанести сокрушительные удары по ВС АР на этом участке, последствия которого полностью лягут на военно-политическое руководство АР.
В тот же день, официальный представитель МИД ИРИ С. Хатибзаде заявил, что власти ИРИ не станут терпеть повторные удары по своей территории со стороны участников конфликта в НК. Он добавил, что «обеспечение безопасности иранских граждан, населяющих приграничные районы, является приоритетом для ВС страны».
18 октября советник президента НКР по внешним вопросам Д. Бабаян заявил, что Турция и Азербайжан пытаются таргетировать водохранилище на реке Аракс, чтобы в дальнейшем оказывать влияние на Иран. По его мнению, это вновь показывает долгосрочные геополитические цели турецко-азербайджанско-террористического тройственного союза.
21 октября в интервью агентству “IRNA” премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что РА приветствует любой конструктивный шаг Ирана, направленный на установление мира и стабильности в регионе. Он напомнил, что сопредседательство МГ ОБСЕ является единственной международно-признанной платформой урегулирования карабахского конфликта. Иран, будучи одной из ключевых стран региона, может сыграть свою роль в прекращении военных действий.
Косаясь вопроса о ракетах, падающих на территорию Ирана из зоны карабахского конфликта, и проникновения многочисленных БПЛА в воздушное пространство Ирана, премьер отметил, что армянская сторона делает все возможное, чтобы не причинять никаких неудобств Ирану. «Армянская сторона делает все возможное, чтобы подобных инцидентов не происходило, и заверяю вас, что и в будущем будет еще более внимательна в этом отношении».
ГРЕЦИЯ
16 октября в Ереване глава МИД Греции Н. Дендиас прояснил ситуацию в контексте вопроса о том, рассматривается ли вовлечение РА в «антитурецкую коалицию». По его словам, Греция нацелена на создание общей общины взаимопонимания между странами, как между Арменией и Грецией, которые имеют единые ценности – стабильность и мир в регионе. «Мы не считаем это взаимопонимание, к которому присоединяются и другие страны – Кипр, Египет, ОАЭ коалицией против кого-то, это коалиция и общность стран, которые выступают за мир, которые являются основой мира в регионе». Обращаясь к Турции, он отметил, что Греция была бы рада, если бы и Анкара разделяла эти позиции и ценности.
Он отметил, что Афины внимательно следят за развитием событий и приветствуют переговоры о прекращении огня в Москве. “Мы считаем, что внутренние решения могут быть достигнуты только дипломатическими путями, возвратом за стол переговоров под эгидой сопредседателей МГ, на прочной основе международного права». Он также заявил, что Греция сталкивается с очень серьезными проблемами безопасности в непосредственной близости, но пытается найти дипломатические решения для мира, стабильности и процветания в регионе. «Международное сообщество должно провести четкое различие между теми, кто подливает масла в огонь, и теми, кто придерживается конструктивного подхода и сохраняет приверженность мирному разрешению спора”, — сказал он.
Глава МИД Греции подчеркнул, что совершенно очевидно, что вмешательство внешних сил должно прекратиться. “Вмешательство Анкары в этот конфликт довольно тревожно. Это вызвало серьезные опасения и на международной арене”. Дендиас напомнил, что Греция с самого начала по этому вопросу делала соответствующие заявления. “Мы были первыми, кто потребовал ответа от ЕС, призвав к мирному прекращению огня под эгидой МГ. Мы также предложили ЕС призвать к прекращению участия внешних сил”.
Он также сослался на безосновательные обвинения Азербайджана, напомнив, что Греция отозвала своего посла из Баку.
Дендиас заявил, что со своим армянским коллегой обсудил вопросы напряженности и незаконной деятельности в Сирии, Ираке, Кипре, Ливии и в Средиземном море. “Все они имеют известную, общую основу. Это — Турция, игнорирующая призывы ЕС уважать международную легитимность”.
КАНАДА
16 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел телефонный разговор со своим канадским коллегой Дж. Трюдо, в ходе которого привлек внимание собеседника к губительному участию Турции в боевых действиях и ее неприемлемым стремлениям утвердиться на Южном Кавказе. Пашинян поблагодарил за приостановку экспорта товаров военного назначения в Турцию. Было подчеркнуто принципиальное значение неукоснительной реализации права наций на самоопределение в урегулировании карабахского конфликта. Трюдо выразил глубокую озабоченность сложившейся ситуацией и подчеркнул необходимость мирного урегулирования конфликта.
19 октября глава МИД РА З. Мнацаканян и министр ИД Канады Франсуа-Филипп Шампань обсудили ситуацию в зоне карабахского конфликта, в ходе которого Мнацаканян подчеркнул недопустимость осуществляемых Азербайджаном военных преступлений, в том числе постоянные нападения на мирное население Арцаха, на инфраструктуры для жизнеобеспечения, бомбардировки культовых сооружений и культурных объектов, а также бесчеловечное обращение с армянскими военнопленными, оказавшихся под контролем вооруженных сил Азербайджана.
Коснувшись договоренностей от 10 и 17 октября о прекращении огня, министр Мнацаканян подчеркнул деструктивный подход Азербайджана. Он подтвердил позицию РА по укреплению режима прекращения огня и мирному урегулированию конфликта.
В свою очередь, Шампань подчеркнул необходимость соблюдения соглашения о перемирии, а также внедрения соответствующих верификационных механизмов. Он выразил поддержку усилиям сопредседателей МГ ОБСЕ и подчеркнул необходимость невмешательства внерегиональных субъектов в конфликт.
Мнацаканян, в свою очередь, высоко оценил принципиальное решение канадского руководства приостановить экспорт товаров военного назначения в Турцию в рамках продолжающегося расследования. Он отметил, что противостоять экспансионистской политике Турции можно только решительными и активными усилиями международного сообщества.
ЛЮКСЕМБУРГ
15 октября парламент Люксембурга единогласно принял резолюцию, в котором, в частности, говорится:
— констатируя, что 27 сентября 2020 г. Азербайджан начал наступление с целью установления контроля над НК,
— констатируя растущие трудности с участием третьих стран, в частности, Турции,
— осознавая, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оказывает политическую и военную помощь Азербайджану, в том числе поставляя сирийских наемников и военное оборудование,
призывает правительство Люксембурга четко осудить все военные действия, противоречащие соглашению 1994 г., осудить любое иностранное вмешательство, направленное против одной из конфликтующих сторон, в частности военную помощь Турции Азербайджану, поддержать инициативы по прекращению огня в НК и призвать к соблюдению принципов соглашения о прекращении огня 1994 г.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
20 октября глава МИД РА З. Мнацаканян провел телефонный разговор с постоянным секретарем по вопросам Европейского соседства и Америки Великобритании У. Мортоном. Мнацаканян обратил внимание своего собеседника на многочисленные факты зверств, совершенных азербайджанскими вооруженными силами против гражданского населения, пыток, убийств военнопленных, попавших в их руки, постоянных нападений на гражданские поселения, объекты жизнеобеспечения и обстрелов религиозных и культурных объектов.
Была подчеркнута необходимость выполнения договоренностей о прекращении огня, достигнутых 10 и 17 октября. Мнацаканян отметил, что нарушение этих соглашений со стороны Азербайджана еще раз демонстрирует неспособность последнего соблюдать свои собственные обязательства и отказаться от своих стремлений к военному решению конфликта. Он выразил глубокую обеспокоенность тем, что такое поведение Азербайджана явно поддерживается и поощряется Турцией, которая, в свою очередь, пытается продвинуть свои амбициозные цели путем дестабилизации региональной безопасности.
Мнацаканян подтвердил приверженность РА исключительно мирному урегулированию конфликта и установлению стабильного режима прекращения огня, поддерживаемого с помощью механизмов верификации.
ОДКБ
15 октября глава МИД РА З. Мнацаканян провел телефонный разговор с генсеком ОДКБ С. Засем. Мнацаканян подтвердил приверженность РА выполнению совместного заявления глав МИД РА, АР и РФ от 10 октября о прекращении огня и укреплении этого режима, выразив глубокую обеспокоенность невыполнением своих обязательств азербайджанской стороной и нанесением ударов по мирным поселениям на всей территории Арцаха. Он заметил, что эти агрессивные действия АР сопровождаются многочисленными нарушениями международного гуманитарного и обычного права, что в очередной раз подчеркивает приоритетность обеспечения экзистенциальной безопасности народа Арцаха посредством полноценной реализации и признания права на свободную и безопасную жизнь на своей исторической родине.
Глава МИД особо подчеркнул недопустимость провокационных посягательств ВС АР на суверенную территорию РА.
Мнацаканян выразил также глубокую обеспокоенность экспансионистской политикой Турции по безоговорочной поддержке Азербайджана путем размещения международных вооруженных террористов в зоне конфликта, подчеркнув, что необратимая тенденция превращения Азербайджана в центр международного терроризма является угрозу для региона ответственности ОДКБ.
Мнацаканян подчеркнул, что политическое руководство РА всегда оценивает военную ситуацию и исходящие из нее шаги с учетом также возможности инициирования уставных процессов ОДКБ.
20 октября замминистра ИД РА Ш. Кочарян заявил, что РА находится на постоянном контакте с коллегами из ОДКБ, но пока не обращалась за содействием. Для такого обращения должна быть проявлена агрессия в отношении РА, а имеющиеся случаи обстрелов пока рано оценивать таким образом. «Если будет нападение на Армению, то мы, в первую очередь, должны обратиться в ООН и заявить, что в нашем отношении проявляется агрессия и, в соответствии с регламентом организации, мы прибегаем к самообороне. После чего обращаемся в ОДКБ, где все регламентировано, и ООН вновь будет уведомлен о коллективной самообороне».
ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ
15 октября генсек ОАГ Л. Альмарго в своем письме президенту НКР А. Арутюняну заверил, что продолжит следить за карабахским конфликтом до тех пор, пока не будет гарантировано право народа Арцаха на самоопределение и не будут проведены целенаправленные переговоры. «Принцип самоопределения имеет решающее значение в этом случае, потому что это означает лучшую гарантию гражданских и политических прав вашего народа, а также это единственный способ сохранить его независимость и образ жизни».
Генсек ОАГ глубоко обеспокоен тем, что усиление военной мощи Азербайджана при поддержке Турции превратилось в одностороннюю гонку агрессии. Он вновь призвал к немедленному прекращению боевых действий, которые являются грубым нарушением международного права урегулирования вооруженных конфликтов. «Это само по себе является грубым нарушением принципов переговорного процесса. Мир и стабильность в Арцахе и на Кавказе являются нашими общими интересами, поэтому мы продолжим поддерживать все усилия, которые приведут к мирному урегулированию конфликта и абсолютному уважению принципа самоопределения армян Арцаха».
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
15 октября глава МИД РА З. Мнацаканян провел телефонный разговор с Генсеком ООН А. Гутеррешем, в ходе которого выразил глубокую озабоченность в связи с нанесением азербайджанскими ВС преднамеренных ударов по гражданскому населению и инфраструктурам НКР с применением оружия различного калибра. Мнацаканян отметил, что Азербайджан не выполняет соглашение о прекращении огня, достигнутое 10 октября в Москве, и постоянно держит под огнем мирное население, причиняя человеческие потери. Он подчеркнул также и недопустимость провокационных действий Азербайджана в отношении суверенной территории РА.
Глава МИД РА выразил глубокую озабоченность вовлеченностью Турции в развязанную Азербайджаном агрессию, что проявляется при ее непосредственном военном участии и перемещении иностранных боевиков из Ближнего Востока в Азербайджан, что является серьезной угрозой для региональной безопасности и мира.
Мнацаканян отметил, действия Азербайджана создают опасность для народа Арцаха, необходимы действенные усилия международного сообщества по их нейтрализации, в том числе и путем признания права народа Арцаха на самоопределение и осуществления права на свободную и достойную жизнь на своей исторической родине.
Представляя создавшуюся в Арцахе гуманитарную ситуацию, Мнацаканян особо отметил значение немедленного обеспечения гуманитарной помощи ООН и ее соответствующих органов, и доступа к ней на месте. Что необходимо для облегчения страданий гражданского населения Арцаха.
Генсек ООН, в свою очередь, выразил обеспокоенность в связи с последними событиями в зоне карабахского конфликта и подчеркнул важность немедленного прекращения военных действий и возобновления переговоров по урегулированию проблемы.
20 октября СБ ООН обсудил необходимость обеспечить контроль за режимом прекращения огня в НК. По словам постоянного представителя РФ при ООН В. Небензя, сейчас необходимо обеспечить выполнение прекращения огня, это самый насущный вопрос, так как соответствующее соглашение было достигнуто, но не соблюдалось. Главным вопросом остается то, как обеспечить контроль за его выполнением. По его словам, Совет был достаточно един в подходах. В то же время он пояснил, что для отправки в регион наблюдательной миссии ООН понадобился бы специальный мандат Совета Безопасности, а это не быстрый процесс. Он не исключил, что наблюдением может заняться миссия ОБСЕ, тем более что эта организация ведет процесс урегулирования. «Кто там будет, в каком качестве — все еще остается вопросом, который обсуждается».
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
18 октября верховный представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Дж. Боррель выступил с заявлением, отметив, что ЕС приветствует совместное объявление РА и АР о прекращении огня по гуманитарным соображениям. Он также выразил сожаление, что нарушения продолжаются, что приводит к еще большим страданиям гражданского населения. «Это усугубляет конфликт между государствами и обществами, еще больше затягивая заживление ран. Население Нагорного Карабаха уже испытало очень много страдания… ЕС решительно осуждает все подобные нападения, независимо от их происхождения». Боррель отметил, что позвонил министрам ИД РА и АР и отметил, что прекращение огня должно быть безоговорочным и строго соблюдаться обеими сторонами.
18 октября глава МИД РА З. Мнацаканян провел телефонный разговор с Дж. Борелем, в ходе которого предоставил подробную информацию о состоянии мирного населения НК, повреждении гражданской инфраструктуры, применении со стороны ВС Азербайджана оружия, запрещенного международными конвенциями, и большом количестве депортированных в результате злодеяний. Он также обратил внимание собеседника на многочисленные факты пыток гражданского населения НК, пыток над взятыми в плен военнопленными, унизительного с ними обращения и убийств.
Мнацаканян сообщил также, что Азербайджан, в очередной раз продемонстрировав свою предательскую позицию, нарушив соглашение, не отказывается прекратить военную агрессию против Арцаха. Он отметил, что эта агрессия происходит в условиях прямого вмешательства Турции, что проявляется во внедрении последней в регион вооруженных террористов, что представляет серьезную угрозу региональной и международной безопасности.
Мнацаканян выразил глубокую озабоченность по поводу расплывчатой позиции, выраженной некоторыми участниками международного сообщества, подчеркнув, что такая политика рассматривается Азербайджаном как терпимость к продолжению азербайджанской агрессии, сопровождающейся нарушениями международного права.
Собеседники подчеркнули необходимость выполнения договоренностей о прекращении огня.
В тот же день, комментируя заявление официального представителя ЕСВС о «ракетном обстреле города Гянджа», официальный представитель МИД РА А. Нагдалян заявила, что РА осуждает одностороннее и предвзятое заявление официального представителя ЕСВС, подчеркивая, что оно дает Азербайджану «зеленый свет» для безнаказанного продолжения нарушений международного права, в том числе международного гуманитарного права и международного обычного права.
Она заметила, что на сегодняшний день ЕС не сумел четко и однозначно отреагировать на военные преступления, совершенные Азербайджаном при непосредственном участии Турции, включая переброску иностранных боевиков из Сирии и Ливии, не замечая вставшую перед народом НК угрозу своего существования, грубейшие нарушения его права на жизнь, нарастающий гуманитарный кризис в НК.
21 октября на встрече с президентом РА А. Саркисяном председатель Европейского совета Ш. Мишель подчеркнул, что внешнее вмешательство в конфликт в Нагорном Карабахе недопустимо. Кроме того, стороны должны соблюдать прекращение огня и вернуться за стол переговоров без всяких условий.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
19 октября РА обратилась в ЕСПЧ для расширения промежуточной меры в отношении Азербайджана, принимая во внимание развития последних дней, связанные с различными видеоматериалами, на которых четко видны расстрелы военнопленных, бесчеловечное отношение к телам, зверства, обезглавливания и другие инциденты. Предложено, чтобы мера касалась случаев таргетирования не только мирного населения и гражданских инфраструктур, но и лиц, оказавшихся во власти Азербайджана, будь то военнопленные или гражданские лица.
20 октября генеральный прокурор РА А. Давтян представил прокурорам государств-участников ШОС преступления, совершенные ВС АР против мира и безопасности человечества во время войны, развязанной АР против РА и НКР. Он также подчеркнул, что международное сообщество уже задокументировало факт переброски членов международных террористических групп, наемников в зону конфликта и их вовлеченность в военные действия и преступления, совершенные Азербайджаном.
Ссылаясь на обстоятельство, что одной из основных целей Шанхайской организации сотрудничества является обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе, совместное противодействие международному терроризму, Давтян выразил готовность Генпрокуратуры РА сотрудничать с соответствующими правоохранительными органами государств-участников организации во всеобщей борьбе с терроризмом не только на региональном уровне, но и уже угрожающим международному сообществу.
НАТО
20 октября в интервью изданию POLITICO президент РА А. Саркисян призвал руководство ЕС и НАТО оказать давление на Турцию из-за ее вмешательства в конфликт в Карабахе. У него создается впечатление, что Европа и НАТО не могут повлиять на Анкару, и это ставит под угрозу доверие к данным структурам. «Прежде всего, они должны решить, что является приемлемым, потому что действия Турции нанесут ущерб НАТО, ее репутации и основной идее о том, что этот альянс существует для защиты от врагов».
Он указал, что фактически Турция создает вокруг себя нестабильность, нарушая статус-кво. «Турция, кажется, довольно спокойно плавает в этом море нестабильности, поскольку позволяет играть со всеми». Он считает, что турецкое вмешательство отныне изменит геополитику Южного Кавказа, превратив Азербайджан в платформу для более обширного влияния Турции на энергетические трубопроводы в регионе.
Саркисян также предупредил, что сирийские наемники, которых Турция привлекла для поддержки Азербайджана против Арцаха, могут стать фактором долгосрочной дестабилизации в регионе. «Они создадут здесь еще одну зону нестабильности, которая будет угрожать Азербайджану, России, Армении и Ирану».
Саргсян готов лично посетить штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, чтобы получить разъяснения относительно того, почему огромное количество оружия турецкого производства, БПЛА и истребители F-16 задействованы в процессе бомбардировок мирного населения РА и НКР. «Это — оружие производства НАТО. Двигатели из Австрии, авиационное радиооборудование из Канады, детали ракет из Великобритании и т.д.».
Также он готов отправиться в Париж, Лондон и Берлин, чтобы представить позицию РА европейским лидерам. «Я готов сказать Ангеле Меркель, что я понимаю, что Европа занята другими делами, что все заняты COVID-19, но, госпожа канцлер, вы, вероятно, не ясно видите, что из Кавказа к вам надвигается катастрофа. Это не биологическая катастрофа, а вирус нестабильности и войны».
21 октября в ходе брифинга с президентом РА А. Саркисяном генсек НАТО Й. Столтенберг подчеркнул необходимость соблюдения соглашения о прекращении огня в зоне карабахского конфликта.
В свою очередь, президент РА отметил, что, если член НАТО Турция перестанет быть стороной конфликта в НК, возможно будет достичь прекращения огня и мирных переговоров. «Это конфликт не только между армянской стороной и Азербайджаном, есть и третья страна, которая поддерживает Азербайджан в военном и дипломатическом отношении. Эта страна — Турция, которая также перебрасывает в регион террористов».
Президент Армении Армен Саркисян о войне в Нагорном Карабахе
— Начнем с гуманитарного перемирия. Прошло уже больше недели с момента переговоров в Москве. Можно ли констатировать, что инициатива провалилась?
— Инициатива, о которой договорились министры иностранных дел (Армении, Азербайджана и России Зограб Мнацаканян, Джейхун Байрамов и Сергей Лавров соответственно.— “Ъ”), очень важна. К сожалению, азербайджанская сторона сразу после вступления перемирия в силу, в полдень субботы (10 октября.— “Ъ”), начала бомбардировку Степанакерта. В этом смысле гуманитарного перемирия, к сожалению, нет — бомбардировки сел, городов и столицы республики Арцах продолжаются (интервью было взято до объявления о прекращении огня в ночь на воскресенье; стороны, впрочем, быстро обвинили друг друга в нарушении новых договоренностей.— “Ъ”).
Но я бы не сказал, что это была неудача в том смысле, что есть договоренности и документ, его можно взять и, если есть желание сторон, договориться о прекращении огня, скажем, с полудня завтрашнего дня.
Сам документ ценен. И за него я хотел бы поблагодарить министра иностранных дел Лаврова и, естественно, Владимира Владимировича Путина. Я знаю, что президент России тоже участвовал в переговорах, «удаленно», посредством телефонных звонков (Сергею Лаврову.— “Ъ”).
— Вы полностью довольны ролью России или она могла бы сделать что-то большее? Например, в военном плане?
— Россия делает уже очень многое, потому что она все эти годы была частью Минской группы ОБСЕ (по поиску путей урегулирования карабахской проблемы.— «Ъ«), одним из сопредседателей, причем активным сопредседателем. Тот факт, что 26 лет более или менее не было большой войны (первая карабахская война была в начале 1990-х и закончилась перемирием.— “Ъ”) — это заслуга Российской Федерации тоже. 26 лет люди мирно строили свою жизнь и мечтали о том, что все будет решаться путем переговоров, что настанет день, когда стороны договорятся об окончательном статусе Карабаха и начнется процесс нормализации отношений между двумя сторонами. Потому что переговоры — это не просто процесс с целью нахождения какого-то общего решения. Сам процесс очень важен: это путь к построению доверия.
При поиске решения карабахской проблемы нет реальной альтернативы мирным переговорам.
Если даже Азербайджану удастся, допустим, выиграть какую-то часть войны или захватить территории, все равно этим не закончится.
Продолжится война умов, война историй, война человеческих эмоций. В Армении люди будут считать, что это еще один геноцид. Война не закончится. Так что есть только один путь, когда все стороны договариваются о том, как жить дальше.
— Но с 1992 года существует Минская группа, а прорывов нет. Может, стоит как-то реформировать формат?
— Я с вами не согласен. Во-первых, это один из самых высоких форматов: ОБСЕ и сопредседатели — Россия, США и Европа, которую представляет Франция. Где вы лучше найдете?
Во-вторых, Минская группа сделала очень много. Там сотни мелких или среднего размера проблем. Так вот, в течение всех этих лет участники минского процесса работали над созданием доверия между сторонами, о котором я говорю. И были шаги, которые показывали, что доверие растет. Например, были организованы поездки: интеллектуалы и журналисты из Армении приезжали в Баку и наоборот, такие же интеллектуалы и журналисты из Азербайджана приезжали в Армению, а потом они все вместе ехали в Карабах.
То есть до 27 сентября по многим вопросам удалось достичь договоренностей. Остались несколько принципиальных больших вопросов, которые всегда являются частью политического компромисса. Так что говорить, что минский процесс ничего не делал,— это большая ошибка.
— Азербайджанская сторона выступает за то, чтобы более активную роль в минском процессе играла Турция. Чем это грозит с точки зрения Армении?
— Турция не может быть посредником: она в открытую поддерживает Азербайджан, делает это очень грубо и в принципе уже является стороной конфликта. Мы должны вести переговоры с Турцией как со стороной конфликта, а не как с посредником. Турецкие военные и их техника участвуют в этих операциях (азербайджанской армии.— “Ъ”).
Турецкие дроны работают в горах каждый день. Турецкие военные самолеты летают каждый день. Как турки могут быть посредниками?
Когда мы говорим о нынешней войне, то не стоит забывать, что она отличается от первой. Интенсивность военных действий намного выше, да и сам характер конфликта изменился. Военные действия начались 27 сентября под предлогом разрешения военным путем карабахской проблемы. Но в действительности если посмотреть, какие у азербайджано-турецкой стороны цели, то явно здесь речь идет не только о Карабахе.
Турция якобы пришла помочь «братскому Азербайджану»: вот вы, ребята, не можете сами решить карабахскую проблему, давайте мы вам покажем, как нужно ее решать. Мы слышим разные искусственные предлоги — о «братской республике», о курдских боевиках, якобы воюющих на армянской стороне… В Армении не может быть ни одного боевика. Говорят и о том, что нужно «обеспечить безопасность энергетических путей». Но это абсолютный нонсенс, потому что если бы армяне хотели атаковать энергетические пути типа нефтепровода или газопровода, то могли бы это сделать 20 лет назад. Но ни одного выстрела не было. Азербайджан же качал газ и нефть из Каспия, зарабатывал миллиарды и тратил эти миллиарды на покупку оружия. А сейчас использует это оружие, чтобы убивать армян.
Не надо притворяться, что, мол, «мы здесь для того, чтобы защитить азербайджанцев».
Турция там, потому что она хочет управлять этими линиями (нефте- и газопроводами.— “Ъ”). И чем дольше длится конфликт, тем глубже будет присутствие Турции в Азербайджане.
А это будет менять всю региональную геополитику. Турция становится соседом России, с которой у нее, по сути, будет сухопутная граница. Турция будет управлять нефте- и газопроводом, которые проложены в Европу. Это означает, что Турция будет иметь огромное влияние на энергетическую безопасность Европы. Еще она будет иметь огромное влияние на Центральную Азию и Каспийский регион, потому что часть газа и нефти идет именно оттуда. То есть она станет посередине и будет решать: хочу — пропущу вашу нефть, хочу — нет. Или говорить европейцам: «Будете себя хорошо вести, я сделаю так, чтобы эти газ и нефть пришли к вам». То есть Турция будет управлять газом и нефтью, которыми она не владеет. Она раньше была потребителем, а сейчас будет управляющим.
Плюс это еще и часть более широкой региональной политики современной Турции. Если вам интересно, могу об этом тоже поговорить.
— Если коротко, то да, конечно.
— Посмотрите на Турцию. Если отставить в сторону, что они говорят об «этнических братьях»… Они же сейчас повсюду разрушают статус-кво и создают очаги нестабильности. Они были вовлечены в конфликт в Египте, с «братьями-мусульманами». Сейчас они в Ливии. Где Турция и где Ливия, там их «этнические братья»? Турки там, потому что снова есть как минимум два момента — контроль над богатыми энергетическими ресурсами и контроль над воротами миграции из Африки в Европу. Турция держит Европу под экономическим и гуманитарным прицелом. Там сейчас живет большое число мигрантов, и это такой сигнал: вот, товарищи в Европе, вы говорите о гуманитарных ценностях, а мы отправим в вашу сторону несколько миллионов мигрантов. Турки хотят также контролировать энергетические потоки с Каспия и из Северной Африки. То есть это большая игра.
И когда Турция говорит, что она там (в зоне конфликта.— “Ъ”), чтобы помочь Азербайджану решить вопрос территориальной целостности… Ну извините, пожалуйста. Турция оккупирует часть Ирака, а где территориальная целостность Ирака? Турция оккупирует часть Сирии, а что насчет территориальной целостности Сирии? Турция очень активно ведет разработку нефтяных скважин в части акватории Средиземного моря, которая принадлежит Греции. То же самое делает на Кипре. Турция вообще фактически оккупировала половину Кипра. Ее (Турецкую Республику Северного Кипра.— “Ъ”) никто не признал. Когда они говорят о непризнанной Нагорно-Карабахской республике… А как насчет турецкой части Кипра, она что, признана? Почему там стоит турецкая армия?
Так что говорить, что это чисто карабахская проблема,— это упрощение реальной проблемы.
И снова возвращаясь к вашему вопросу, есть только один путь — путь Минской группы и путь переговоров. Чтобы добиться перемирия и чтобы потом повысилось доверие между сторонами (потом, может быть, поставить между ними миротворцев, например российских), нужно сделать одну вещь — исключить Турцию из этой картины. Ее присутствие усложняет и радикально меняет весь конфликт. Если Турцию убрать, тогда проблема становится именно карабахской — между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Но присутствие Турции радикально меняет все.
— Еще один вопрос, касающийся Турции. Один из самых громких эпизодов этого обострения — гибель армянского Су-25. Ереван заявил, что самолет был сбит турецким истребителем F-16. Но до сих пор не было предъявлено никаких доказательств этого, например осколков ракет. Почему?
— Почему не было представлено доказательств… Такие представления не делаются на журналистском уровне или на общественном.
Давайте тут вспомним о том, что Турция является членом НАТО.
А что делает страна—член НАТО в Азербайджане и почему она воюет в Карабахе? Вопрос: НАТО дало Турции зеленый свет?
Или хартия НАТО разрешает членам альянса использовать вооружения и технологии, которые принадлежат альянсу или которые были созданы с помощью НАТО в третьих странах, привлекать людей, которые проходили тренировки в рамках НАТО?
Если говорить о том F-16, то первые документы должны быть представлены в адрес НАТО. Надо получить разъяснения, дало ли руководство альянса Турции зеленый свет на то, чтобы заниматься тем, чем она сейчас занимается. Речь не только об F-16. Основной турецкий дрон «Байрактар» каждый день интенсивно используется не только на фронте, но и против мирных жителей. Это натовский продукт — его отдельные элементы были созданы в разных странах НАТО.
— А в таком случае, есть ли сейчас какие-то контакты между Ереваном и структурами НАТО? Вы задавали эти вопросы Брюсселю?
— Я как президент задаю эти вопросы, когда даю интервью вам или, допустим, CNN. То есть я их задаю не тайно, а публично. И эти вопросы, естественно, задают МИД и Минобороны. У Армении, как и у многих других стран, есть партнерские отношения с НАТО. На этом уровне задаются вопросы. Но не президентом страны — я действую при помощи инструментов общественной политики.
— Еще один региональный игрок — это Иран. На днях МИД страны заявил, что в Тегеране не потерпят новых ударов по своей территории из зоны карабахского конфликта. Ведутся ли консультации с иранской стороной по поводу этих инцидентов? И вообще, какая роль Ирана может быть в миротворческих усилиях?
— Мы возвращаемся к вашему вопросу насчет миротворцев и переговорного процесса. Я четко сказал, что путь к перемирию и началу переговоров известен, не надо придумывать новое, не надо говорить о том, что «пусть Турция зайдет туда». Турция зайдет — все разрушится. И Иран никто не приглашает стать членом Минской группы. Но все это происходит на границе с Ираном, и, естественно, у них есть повод для очень серьезного беспокойства.
А самое неприятное и для Ирана, и для России, и для Центральной Азии, и для Армении — это присутствие исламских террористов.
Террористы, которые действовали в Сирии, кочуют — их как-то на самолете перевезли из Сирии в Ливию, а затем в Азербайджан. Наверное, есть какое-то турагентство, которое этим занимается. Не знаю, как это турагентство называется, но оно явно турецкое. И вот куда перевозят этих боевиков, там сразу возникает большой-большой очаг нестабильности. Так вот, думаете, Ирану будет приятно видеть прямо у себя на севере этих террористов? А России будет приятно видеть этих террористов, которые останутся там? Или, как вы думаете, когда все это утихнет, они просто соберут чемоданы и уедут куда-то? А может останутся и получат другое задание по дестабилизации?
Так что опасения Ирана правильные, объективные. Тегеран может сыграть свою роль, если будет всеми возможными способами говорить с турецкой и азербайджанской стороной, чтобы они остановили военные действия и пошли путем мирных переговоров.
— Президент Азербайджана Ильхам Алиев в недавнем интервью «РИА Новости» заявил, что «в будущем на территории Нагорного Карабаха должны мирно жить и сосуществовать армянская община и азербайджанская община». Это вообще возможно?
— Не знаю, кому президент Алиев адресовал свои слова… Мы жили 65 лет под советской властью, азербайджанцы и армяне, вроде бы в одной республике. Но, во-первых, у Карабаха тогда была очень сильная автономия. А во-вторых, гарантом этой автономии был Советский Союз. И вот с такой гарантией, с очень большой автономией все равно не было доверия, потому что Азербайджан пытался проводить этническую чистку — другим путем: закрывая армянские школы, не разрешая молодым людям получать высшее образование, заселяя армянские села азербайджанцами… То есть доверия не было. И как президент Азербайджана представляет себе, что после стольких лет недоверия и после первой Карабахской войны, когда столько людей погибло, после того, как они бомбят села, деревни, школы, погибают старые люди, дети…
Если бы было доверие, может быть, армяне в Карабахе и не пошли бы путем референдума в 1991 году. Просто люди бы сказали: «Давайте жить вместе». Но нет, не было доверия. А сейчас вообще его нет.
Ну как вы себе это представляете? Любой азербайджанец представляет, что будет жить вместе с армянами, а армяне будут что, как рабы?
Нет нормальных человеческих отношений с людьми, которые разрушают все, включая церкви. А армяне, наоборот, в Шуше, например, восстановили мечеть. Два разных подхода. Можно говорить-то обо всем, но реалии жизни совсем другие.
— Что такое победа в конфликте для азербайджанцев и что — для армян?
— Азербайджанцы говорят, что воюют за освобождение Карабаха. Освобождение от кого? Карабахцы жили там тысячи лет, то есть освобождают территорию от тех людей, которые жили там тысячелетия?
Карабах всегда был частью исторической Армении, а Армения — одна из древнейших цивилизаций в мире.
Карабах — это прекрасное место, прекрасная страна. Будете там, даст Бог, и сами убедитесь, что там много церквей и других сооружений, построенных начиная с III–IV веков. Для армянской стороны победа — это сохранить свой дом. Для Азербайджана победа — это этническая чистка Карабаха, вот и все. Азербайджанская сторона изначально не была готова к перемирию. Министр договаривался, а они не хотели этого перемирия, потому что думали, что могут решить вопрос силовым, то есть военным, путем. Поэтому они 27 сентября начали новую карабахскую войну. Не Армения ее начала.
— Давно обсуждается возможность признания Арменией независимости Нагорно-Карабахской республики. При каких условиях это может произойти?
— Это и простой, и сложный вопрос одновременно. В последние дни Советского Союза, когда народ Нагорного Карабаха на референдуме объявил о своем желании жить свободно и управлять своей жизнью, своей историей, своим наследием и культурой, Верховный совет Республики Армения проголосовал за это (признание Нагорно-Карабахской республики.— “Ъ”). Но потом процесс был приостановлен. Логика была простая. В 1994-м подписали перемирие и начался минский процесс. Армянская сторона объявила: «Чтобы не усложнять процесс, мы приостанавливаем признание Нагорного Карабаха, будем разговаривать и в конечном итоге договоримся о конечном статусе Нагорного Карабаха».
То есть непризнание Арменией независимости связано только с тем, что армянская сторона хочет решить вопрос путем мирных переговоров.
Это такой тоннель. И если в конце этого тоннеля есть свет — свет окончательного мирного решения проблемы Нагорного Карабаха,— то тогда можно подождать еще. А если света нет, то есть если будет ясно, что Азербайджан при поддержке Турции ни в коем случае не будет идти путем переговоров, тогда, естественно, Армения признает независимость Карабаха.
— То есть пока свет еще есть?
— Я готов сделать все от меня зависящее, чтобы процесс перемирия начался. Договоренности, которые были достигнуты в Москве, могут начать работать, если обе стороны захотят, чтобы они работали. Не надо доказывать, что армянская сторона готова идти этим путем. Вот если азербайджанская сторона объявит, что они готовы к перемирию и готовы дальше вести переговоры, тогда надежда есть. Я бы очень хотел, чтобы свет в конце тоннеля не погас. В ином случае Бог в помощь всем, потому что тогда эта война может перерасти совсем в другую войну. Примерно такую, как в Сирии. Это будет уже намного более трагичная и масштабная война.
— И последний вопрос. Учитывая все происходящее, с какими словами вы могли бы обратиться к азербайджанскому народу? Не к руководству, а к простым людям.
— Не люблю обращаться к гражданам других стран, потому что я президент Республики Армения и могу обращаться к гражданам Армении, а не к гражданам России, Франции или Азербайджана. На то у них есть свои президенты.
Так что обращусь к моему народу, армянскому.
Я президент парламентской республики и в каком-то смысле являюсь еще и президентом всех армян, которые живут по всему миру.
Если хотите, «виртуальный президент» всех армян. И в США, и в Аргентине, и в Бразилии, и во Франции, и в России их огромное число. Могу обратиться к своим согражданам-армянам и сказать, что победа должна быть за вами. Потому что ваша победа означает очень простую вещь — защищать свой дом, а не брать чужое. Ваша борьба, она правильная. Это честная борьба с целью защиты своего дома, своей культуры, своей веры. Защиты той страны, где мы жили тысячелетиями, когда еще не было Азербайджана и Турции. Как армяне вы защищаете свою цивилизацию. Это первое.
Второе — я могу своим гражданам сказать, что готов сделать все, чтобы перемирие наступило как можно раньше. Каждый день мы слышим о потерянных на фронте жизнях, жизнях молодых ребят. Понятно, что не только с армянской стороны. И слышим о гибели мирных жителей, которые непонятно почему должны страдать.
И в-третьих, учитывая мой дипломатический и политический опыт, мои связи, я готов внести свой вклад в то, чтобы этот вопрос решился политическим путем, человеческим путем. Потому что война — это нечеловеческая вещь, и не существует в этом мире никакого объяснения для того, чтобы вести войну. Освобождение земель, этническая чистка — все это предлоги для разрушения. В Карабахе люди борются, защищая свой дом. И поэтому это не просто солдаты. Поэтому маленький Карабах в первой войне выиграл. У людей было мало оружия, их было мало, но все-таки они выиграли. Поэтому я думаю, что в этой тяжелой войне Карабах все-таки победит — люди снова защищают свой дом.