Обзор 10 – 16 февраля 2022 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
10 февраля секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Ереван ждет, что Баку будет выполнять договоренности по делимитации. Например, в Сочи стороны договорились о повышении мер безопасности до начала процесса делимитации и демаркации.
- У РА нет предусловий по разграничению. Если договоренности будут исполняться, «то никаких вопросов не возникнет».
- РА предлагает зеркальный отвод ВС, поскольку, когда военные двух стран стоят так близко друг к другу, любое политическое обострение чревато инцидентами. Поэтому ВС должны быть оттянуты, а на границе должны быть размещены пограничники.
- Присутствие российских миротворцев в НК необходимо вплоть до полного урегулирования конфликта. «Пока его нет, нахождение миротворцев там является необходимостью».
- Само урегулирование должно быть мирным – в рамках МГ ОБСЕ. Посредники обладают нужными механизмами, в том числе чтобы предупредить военное развитие событий.
11 февраля в телефонном разговоре с генсеком ОДКБ Станиславом Засем секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил, что граница между Арменией и Азербайджаном существует с советских времен и признана обеими странами. Стороны признали ее в 1991 году, вступая в СНГ. Оба государства ратифицировали соглашения – они стали частью законодательств и РА, и Азербайджана.
ВЛАСТИ НКР
12 февраля глава МИД НКР Давид Бабаян заявил:
- Вопрос деоккупации территорий НКР всегда находится на повестке, потому что до этого были оккупированы другие территории: Шаумяновский район, территория мартакертского района и так далее. Сейчас оккупирована большая часть территорий НКР. Но Азербайджан вряд ли добровольно что-либо уступит.
- Для достижения поставленной цели необходимо сильное государство. «Мы верим, что сильное государство будет, но чтобы эта вера стала реальностью, надо работать».
- НК никогда не войдет в состав Азербайджана, поскольку добровольного присоединения не будет, а насилия жители НК не боятся.
- Конечной целью властей НК всегда было заключение мирного договора с Азербайджаном. На основании этого договора должен быть окончательно решен нагорнокарабахский конфликт. Но у Баку совершенно иные цели. — чтобы все армяне покинули Карабах. Этого не произойдет.
- Ситуация в Арцахе продолжает оставаться сложной. Тем не менее, власти последовательны в достижении конечной цели. «Да, мы ранены, но наша воля непоколебима, и пусть все это знают. Независимо от различных провокаций, силовых давлений со стороны Азербайджана, мы не свернем с нашего пути».
- Должна быть обеспечена бесперебойная связь Нагорного Карабаха с Арменией и внешним миром, и эта связь не может контролироваться Азербайджаном. Этот вопрос в центре внимания. «Окончательного решения нет, идут переговоры. Мы будем отстаивать свои интересы».
- Российские миротворцы непосредственно оповещаются о провокациях со стороны ВС Азербайджана, они сами фиксируют все это. Но миротворцы находятся там, чтобы поддерживать мир, а не подавлять подобного рода действия. «Силы, которые пытаются расшатать российско-армянское братство между нашими народами, стараются постоянно спекулировать этим, задавая вопросы — почему миротворцы не стреляют, почему не нападают. Это также одна из целей Азербайджана, чтобы вот так рассорить нас, потому что эти провокации направлены не только на запугивание армян Арцаха, но и на расшатывание братских армяно-российских отношений».
- Планы Азербайджана по осуществлению культурного геноцида на оккупированных территориях Арцаха — вопиющее нарушение международного права. «Это просто фашизм и нацизм». Степанакерт предлагает разные ответные меры — вовлечение международных структур, санкции против Азербайджана, но они все зависят от многих конъюнктурных вопросов. «Самое главное, чтобы мы никогда с этим не смирились. Это не означает, что мы тоже должны уничтожать какие-то культурные ценности, принадлежащие другому народу, но забывать то, что делается с нашими культурными ценностями, мы не имеем права».
ПРАВО
СНБ: ЛИКВИДАЦИЯ ШПИОНСКОЙ СЕТИ В РА
10 февраля СНБ РА сообщила, что ликвидировала действующую в РА шпионскую сеть. Иностранные спецслужбы создавали фейковые страницы с фотографиями и данными армянок. ️Они вступали в переписку с армянскими военными, а затем предлагали за вознаграждение сотрудничать и передавать сведения о местах дислокации разных частей, их численности, вооружениях, инженерных сооружениях. ️Им удалось вовлечь более 20 человек, которые имели доступ к государственной и служебной тайне и передавали иностранным спецслужбам сведения, фактически совершая измену. 19 человек уже задержаны и часть из них дала признательные показания.
ДЕЛО ЭКС-НАЧАЛЬНИКА ШТАБА АРТДИВИЗИИ
Экс-замкомандира одной из воинских частей в НК генпрокуратура РА предъявила обвинение в халатном отношении к службе. Бегство офицера стоило жизни 20 военным во время 44-дневной войны. ️Вместо того, чтобы организовать оборону у Варанды 12 октября 2020 г., майор сбежал с поля боя на военном грузовике. ️В результате военнослужащие не смогли оказать грамотное сопротивление.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
НС РА: КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ
10 февраля поступила информация, что, по инициативе депутатов от фракции «Гражданский договор», НС РА создали комиссию по расследованию обстоятельств 44-дневной войны, однако позже стало известно, что расследованием займется не отдельная комиссия, а комиссия НС РА по обороне.
14 февраля глава комиссии НС по обороне и безопасности Андраник Кочарян представил основные задачи и цели следственной комиссии:
- Комиссия изучит военные и политические причины военных неудач, процесс подготовки ВС в период, предшествующий боевым действиям.
- Комиссия проанализирует действия военного руководства и официальных лиц в период войны, оперативность принимаемых ими решений, соответствие этих решений сложившейся оперативно-военной ситуации.
- Комиссия изучит все обстоятельства, связанные с возбуждением уголовных дел в ходе военных действий и после них, а также вопросы, касающиеся обеспечения ВС, организации работы тыловых структур, боевой готовности, выполнения правил несения боевого дежурства, пополнения армии, разведывательной деятельности.
- В полномочия комиссии войдут требование и получение нормативных и ненормативных актов, связанных с оборонной деятельностью, приказы, распоряжения, материалы служебного расследования, докладные, справки, отчеты коллегии и военных советов, другие документы, в том числе связанные с военной тайной.
- На заседания комиссии будут приглашаться высокопоставленные чиновники МО, лица, которые располагали информацией о ходе военных действий, а также родители погибших военнослужащих.
11 февраля фракции «Армения» и «Честь имею» заявили, что
- Парламентская оппозиция не будет участвовать в работе комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны, поскольку считают, что вся ее работа будет нацелена на то, чтобы обелить власти.
- К тому же комиссия НС по обороне не может быть объективной.
- Однако фракции отмечают, что установление виновных за итоги 44-дневной войны – один из их приоритетов.
14 февраля депутат от фракции «Армения» Гегам Назарян заявил:
- Парламентская оппозиция не отказывается от применения механизма контроля за деятельностью парламентской следственной комиссии.
- Проблема упирается в то, что оппозиция даже в случае самого большого желания не может участвовать в работе комиссии, имея в виду ее состав.
- Тем не менее, некоторые оппозиционеры являются членами комиссии НС по обороне и безопасности и имеют возможность знакомиться с материалами, в том числе с аудио- и видеозаписями.
- Более того, если родители погибших солдат потребуют, чтобы Назарян принял участие в работе комиссии для выяснения некоторых вопросов, он обязан будет принять в ней участие как один из тех же родителей.
15 февраля депутат от фракции «Армения» Артур Казинян заявил:
- Решение властей о создании комиссии запоздало. Оно должно было быть принято еще в августе 2021 г. В течение 7 месяцев они могли полностью стереть следы всех преступлений, совершенных политическими и военными властями до, во время и после войны, изменить документы, дополнить их или устранить вещественные доказательства государственной измены.
- Обстоятельства 44-дневной войны должны быть исследованы в уголовно-правовой сфере путем полного, всестороннего, объективного предварительного расследования уголовных дел, что последовательно отвергается властями. В Генпрокуратуру РА было передано не менее 6 дел о государственной измене, ни одному из которых не было дано хода. На политическом поле такого масштаба дела не расследуются, а Следственный комитет НС призван осуществлять парламентский контроль за завершенным предварительным расследованием, чтобы рассеять сомнения, накопившиеся внутри политической оппозиции и придать общественное доверие результатам предварительного расследования.
- Следственный комитет НС должен возглавить представитель оппозиции, так как лицо, подозреваемое в государственной измене или шпионаже в пользу Турции, не может вести расследование о государственной измене.
НС РА: ЗАЯВЛЕНИЕ ПО «ШУШИНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ»
14 февраля фракции «Армения» и «Честь имею» представили проект заявления, в котором, в частности, отмечается:
- «Шушинская декларация» — прямая угроза существованию Армении и Арцаха. В ней говорится, что она не направлена против третьих стран, тем не менее, все ее содержание направлено против Армении и Арцаха, против армянского народа. Она декларирует стратегические цели 44-дневной агрессии Азербайджана и Турции против НКР – против права народа Арцаха на самоопределение, суверенитета РА и ее территориальной целостности, против прав армянской диаспоры, пережившей геноцид.
- Формулировки декларации о «Зангезурском коридоре» свидетельствуют о договоренности Турции и Азербайджана касательно совместной реализации экспансионистских программ.
- Достойна осуждения договоренность двух государств о борьбе с международным признанием геноцида армян.
- Декларация противоречит основополагающим нормам международного права. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., все международные договоры, которые противоречат императивным нормам общего международного права, не могут иметь международной легитимности.
- «Шушинская декларация» с ее провокационной и деструктивной сутью неприемлема для РА. Она является серьезным вызовом региональной и глобальной безопасности, не способствует мирному развитию региона, противоречит урегулированию армяно-турецких отношений, которое должно быть основано на принципе отсутствия предварительных условий и вызывает серьезные сомнения касательно истинных намерений Анкары.
ПАРТИЯ «СТРАНА ДЛЯ ЖИЗНИ»
15 февраля партия «Страна для жизни» выступила с заявлением, в котором говорится:
- «Шушинская декларация» представляет собой очевидную угрозу для РА и НКР. Она официально фиксирует и подтверждает враждебную политику в отношении Армении и армян и последующие действия. В ней указывается, что арцахский вопрос решен, несмотря на заявления стран-сопредседателей МГ ОБСЕ о том, что вопрос всеобъемлющего урегулирования статуса Арцаха остается в повестке дня МГ ОБСЕ.
- Повестка формирования союза тюркоязычных стран «одна нация, два государства» закреплена как стратегическая цель Турции и Азербайджана. Более того, «Зангезурский коридор» считается приоритетным с точки зрения достижения этой цели, рассматриваемый вне рамок процесса разблокировки коммуникаций в регионе.
- Рабочая группа, созданная Министерством культуры Азербайджана, целью которой является ликвидировать и исказить армянское культурное наследие на государственном уровне, еще раз доказывает, что мы имеем дело с последовательными шагами вражеских стран, долгосрочная цель которых заключается в том, чтобы превратить регион исключительно в сферу влияния Турции.
- Правительство РА продолжает продвигать несоразмерную этим вызовам повестку открытия «эпохи мира», считая ее исключительно процессом разблокирования дорог. Но мир необходимо основывать на недопустимости применения силы, угрозы силой, исключении ненависти, пропаганды вражды на государственном уровне, и путем достижения решения проблем в конструктивной атмосфере переговоров без предварительных условий.
- В этом контексте во внешнеполитической повестке РА должна и впредь доминировать повестка статуса Арцаха как реальной гарантии безопасности и долгосрочной стабильности. В то же время необходимо разработать четкую стратегию и политику реформ в области армейского строительства.
- Явно деструктивное и дерзкое поведение Азербайджана не только остаётся без адекватного ответа международного сообщества, но и иногда косвенно «поощряется», особенно когда международное сообщество стремится уравнять государство-агрессора со стороной, пострадавшей от агрессии. Недавнее объявление ЕС о выделении помощи в размере 2 млрд евро находящемуся под авторитарным режимом Азербайджану поднимает ряд вопросов, в том числе вопрос о приверженности ЕС демократическим ценностям в регионе и их продвижению.
- Поскольку вышеуказанные вопросы имеют приоритетное стратегическое значение в контексте построения реального и прочного мира в регионе, партия «Страна для жизни» готовится представить аккредитованным в РА послам и международным представительствам свои обоснованные опасения, а также предложить предпринять конкретные действия против культурного вандализма.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
15 февраля в ходе телефонной беседы главы МИД РА и РФ Арарат Мирзоян и Сергей Лавров обсудили реализацию договоренностей, достигнутых трехсторонними заявлениями от 11 января и 26 ноября.
Собеседники отметили предпринятые шаги по повышению уровня стабильности и безопасности на армяно-азербайджанской границе, по формированию механизмов по вопросам делимитации и демаркации. Они обменялись мнениями о процессе нормализации отношений между Арменией и Турцией.
ОДКБ
10 февраля депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Гурген Арсенян заявил:
- РА не будет обращаться к ОДКБ для решения проблем с Азербайджаном, в частности, не будет просить ОДКБ ввести военный контингент на свою территорию из-за приграничных стычек с Азербайджаном. «Мы предпочитаем регулировать проблемы путем переговоров, а не стрельбой».
- Власти РА держат ситуацию с Азербайджаном под контролем. «У нас в стране довольно сложная ситуация, но власти Армении держат ее под контролем».
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
14 февраля в Ереване премьер-министр РА Никол Пашинян и спецпредставитель ЕС по вопросам Южном Кавказе и кризиса в Грузии Тойво Клаар обсудили обсудили ситуацию, создавшуюся на Южном Кавказе после 44-дневной войны, шаги по ослаблению напряженности на армяно-азербайджанской границе. Они отметили важность обеспечения беспрепятственного входа миссии ЮНЕСКО и других международных гуманитарных организаций в зону нагорнокарабахского конфликта. Была подчеркнута также необходимость полноценного возобновления мирного процесса под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ и активизации деятельности сопредседателей.
В тот же день глава МО РА Сурен Папикян также обсудил Тойво Клааром вопросы региональной безопасности. Папикян представил ситуацию в Арцахе и на армяно-азербайджанской границе. Клаар, в свою очередь, отметил, что ЕС готов оказать содействие окончательному урегулированию конфликта между Арменией и Азербайджаном, способствовать активизации переговоров в различных форматах. Было отмечено, что ЕС продолжит работу в гуманитарной сфере, в частности по возвращению военнопленных и других удерживаемых лиц.
16 февраля в интервью в Медиацентре глава делегации ЕС в РА Андреа Викторин заявила:
- Викторин не согласилась с утверждениями президента Азербайджана касательно того, что карабахский конфликт решен. Открытых вопросов настолько много, что нельзя сказать, что конфликт разрешен.
- ЕС готов содействовать в нахождении решений проблемы на любом этапе, и при своем любом шаге ЕС будет консультироваться с сопредседателями МГ ОБСЕ, поскольку в этом заключается и позиция правительства РА.
- Сопредседатели МГ ОБСЕ в первую очередь ответственны за поиск решений по урегулированию нагорнокарабахского конфликта.
- После завершения боевых действий ЕС неоднократно заявлял о готовности сделать намного больше для мирного процесса. Председатель Европейского совета Шарль Мишель проявляет личный интерес к этому вопросу и принимал участие в различных инициативах. ЕС готов сделать больше для решения гуманитарных вопросов.
- Брюссель предлагал свои услуги и помощь также для урегулирования ситуации и в вопросе делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. «К нам должны обратиться, чтобы мы оказали помощь».
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
16 февраля глава МИД РА Арарат Мирзоян встретился со спецпосланником РА по нормализации отношений с Турцией Рубеном Рубиняном и экспертами. Они обсудили вопросы урегулирования контактов между Ереваном и Анкарой.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
14 февраля замглавы МИД РФ Андрей Руденко обсудил по телефону со спецпредставителем РА по урегулированию отношений с Турцией, вице-спикером парламента Рубеном Рубиняном предстоящий в Вене 24 февраля очередной контакт представителей Еревана и Анкары. Российская сторона подтвердила готовность и далее содействовать поиску точек соприкосновения между Ереваном и Анкарой в интересах стабильности и устойчивого развития в регионе.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
14 февраля в интервью Радио «Азатутюн» глава рабочей группы программы восстановления железной дороги Армения-Азербайджан Арташес Туманян заявил, что строительство ж/д в РА начнется, если договоренности будут документально зафиксированы. Это может быть как двусторонним соглашением, так и соглашением с участием какой-либо третьей стороны.
Рабочая группа приступила к работе. Примерно через 2 недели на оба участка ж/д, особенно на проблематичный Мегринский участок, будет направлена профессиональная группа для проведения на месте детального изучения.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ИТАЛИЯ
14 февраля министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян принял делегацию во главе с послом Италии в РА Альфонсо Ди Ризо. В ходе встречи посол заявил, что многие итальянские компании заинтересованы в реализации проектов, касающихся инфраструктур, энергетики РА, сотрудничестве в сфере строительства.
Саносян сообщил, что министерство в ближайшее время объявит о проведении целого ряда международных тендеров, также стартует конкурс на строительство участка Сисиан-Каджаран программы «Север-Юг», и участие итальянских компаний весьма желательно.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
14 февраля в Ереване вице-премьер Мгер Григорян принял делегацию во главе со спецпредставителем ЕС по вопросам Южном Кавказе и кризиса в Грузии Тойво Клааром. Во встрече участвовала также глава делегации ЕС в РА, посол Андреа Викторин. Собеседники обменялись мнениями по вопросам, касающимся ситуации в регионе Южного Кавказа, обсудив в том числе работу, направленную на разблокирование транспортных путей.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
10 февраля депутат НС РА от фракции «Армения» Ваге Акопян заявил:
- В РА царит правовой произвол, а международное сообщество и соответствующие европейские структуры хранят молчание, никак не реагируя на этот беспредел.
- «Молчание международных структур наводит на мысль, что правительство Армении ведет политические торги. И крайне важен вопрос – какова цена молчания европейских структур, а именно – что обещал им Пашинян взамен на это молчание».
Депутат от той же фракции Лилит Галстян, в свою очередь, заявила:
- В РА сегодня абсолютно не действует принцип разделения ветвей власти.
- Большая часть законодательных инициатив правительства, представляемая на утверждение парламента, в целом преследует одну цель – утверждение в Армении единоличной власти.
11 февраля представители молодежного крыла АРФ провели акцию протеста у представительства ЕС в РА. Они оставили у ограды здания траурные гвоздики в знак почившей демократии.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
10 февраля в ходе акции протеста перед зданием миссии ЕС в РА вице-председатель Республиканской партии Армении Армен Ашотян заявил:
- Никто не нанес столько ущерба общечеловеческим и европейским ценностям, сколько глава миссии ЕС в РА, посол Андреа Викторин. Она, как и ее предшественник, ничего из себя не представляет. Вместо того, чтобы содействовать внедрению в стране европейских ценностей, демократии, укреплять связи, они разрушают всё это, превращаясь в обслугу действующего режима.
- Вначале все считали, что она не в курсе всего происходящего в РА, но теперь выясняется, что она прекрасно обо всем осведомлена, обслуживая интересы «капитулянтского режима».
- «Госпожа посол, вам нечего делать в Армении. Эта акция не против европейских ценностей, она призвана защитить европейские ценности и демократию от вас. Следовательно, Go home».
ЭКОНОМИКА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 2021 Г.
- Показатель экономической активности составил 5.8%.
Сектора экономики:
- Промышленность: рост на 3.3% (по сравнению с 2019 +2.4%), объем 4.7 млрд долл., в том числе произведено электроэнергии 7,675 млн кВт/ч в сравнении с 7,723 млн кВт/ч в 2020 году и 7,632 млн кВт/ч в 2019.
- Сельское хозяйство: — 1.1% (+0,3%), объем 1.85 млрд. долл.
- Строительство: +7.4% (-2,8%), объем 933 млн. долл.
- Оборот торговли: +7.5% (-7,6%), объем 6.7 млрд долл.
- Объем услуг: +7.8% (-8.0%), объем 3.7 млрд долл.
Внешняя торговля:
- Экспорт: 3,022 млн долл. (2021), 2,537 (2020), 2,649 (2019).
- Импорт: 5,357 млн долл. (2021), 4,583 (2020), 5,538 (2019).
- Курс доллара: 503.8 (2021), 489.0 (2020), 480.4 (2019).
- Внешняя торговля в физическом выражении: экспорт: +0.7% (-5.9% к 2019); импорт: +8.4% (-8.9% к 2019)
Уровень жизни населения:
- Инфляция: 7.2% (в т.ч. в декабре 2021 к декабрю 2020 — 7.7%).
- Заработная плата: 204,048 драм или 405 долл., средняя, до уплаты налогов и социальных выплат. Реальный прирост: 0.4% к 2020 году и 3.0% к 2019 г.
- Счета населения в депозитных корпорациях: 1,946 млрд. драм (на конец периода), -4.4% к 2020 и -0.1% к 2019.
Рынок недвижимости:
- Количество сделок: 201,563 (2021), 158,659 (2020), 186,061 (2019). Прирост: +27.0% (к 2020) и 8.3% (к 2019). Самый большой прирост в селах (по географии) и в виде сделок наследования недвижимости (по типу).
- Граждане иностранных государств купили 1,587 (1,310 в 2020) единиц недвижимости и продали 3,155 единиц (2,302).
- Цена квартир в Ереване: 633,000 драм в центре, ок. 310,000 — в других районах.
- Цена квартир в регионах: Аштарак: 141,100; Арташат: 140,000; Вагаршапат: 168,800; Севан: 85,400; Ванадзор: 89,900; Абовян: 204,300; Гюмри: 111,000; Горис: 139,500; Ехегнадзор: 116,200; Иджеван: 123,650.
Финансовые показатели:
- Денежная масса М1: 1,367,304 драм (+2.7% к 2020, +22.6% к 2019 в реальном выражении),
- Денежная масса М2: 3,802,606 драм (+5.0% к 2020, 10.1% к 2019).
- Оценка теневой экономики: 22.6% ВВП (2021), 24.5% (2020), 23.8% (2019).
- Долларизация вкладов: 55.0% (2021, на конец периода), 55.4% (2020), 56.6% (2019).
АРМЕНИЯ В «ИНДЕКСЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ»
В «Индексе экономической свободы» фонда Heritage за 2022 г. опубликованном Foundation Армения заняла 58-е место среди 177 стран.
В пятилетнем разрезе экономический рост Армении в 2017-2018 гг. замедлился, затем ускорился в 2019 г., стал отрицательным в 2020 г. и восстановился в 2021 г.
Пятилетняя тенденция расширения экономической свободы была прервана. Из-за резкого падения показателей свободы труда и свободы бизнеса у РА снизился уровень экономической свободы на 5 баллов с 2017 г., и страна переместилась из категории «в основном свободная» в категорию «умеренно свободная».
Показатели налогового бремени и государственных расходов относительно высоки, но верховенство закона и свобода труда являются слабыми сторонами.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ПРАВО
ДЕЛО «1 МАРТА»
Генпрокурор РА Артак Давтян требует отменить приговор по делу нынешнего премьер-министра РА Никола Пашиняна в деле «1 марта», по которому Пашинян был признан виновным в 2010 г. и приговорен к 7 годам лишения свободы. Позже Пашинян в ЕСПЧ настаивал на том, что его осуждение в связи с событиями 2008 г. было обусловлено политическими выступлениями и оппозиционной деятельностью. В 2022 г. ЕСПЧ опубликовал решение по делу, признав нарушения прав на свободу и личную неприкосновенность премьера.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
10 февраля в Ереване состоялись российско-армянские межведомственные консультации по проблематике обеспечения информационной безопасности. В ходе консультаций состоялся предметный обмен мнениями по всему спектру вопросов российско-армянского сотрудничества в области обеспечения безопасности в информационной сфере на международных и региональных площадках, а также в двустороннем формате.
Стороны подтвердили важность наращивания усилий по обеспечению информационной безопасности в рамках СНГ, ОДКБ, а также ОБСЕ.
11 февраля секретарь Совбеза РА Армен Григорян и заместитель секретаря СБ РФ Олег Храмов на встрече в Ереване договорились развивать сотрудничество в сфере обеспечения информационной безопасности. Стороны высоко оценили уровень сотрудничества между офисами Советов безопасности РА и РФ. Собеседники также подчеркнули необходимость продолжения сотрудничества в сфере информационной безопасности и коснулись дальнейших шагов в реализации достигнутых межведомственных соглашений.
14 февраля председатель Конституционного суда РА Арман Диланян принял ЧПП РФ в РА Сергея Копыркина. В ходе встречи собеседники коснулись перспектив армяно-российского сотрудничества в правовой сфере и возможности организации взаимных визитов высокого уровня между конституционными судами двух стран.
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИЯ-БЕЛАРУСЬ
10 февраля секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил, что в повестке РА такого нет вопроса о присоединении к Союзному государству Россия-Беларусь. «Армения – суверенная и демократическая страна и должна остаться такой».
Что же касается недавних заявлений президента Лукашенко, то Григорян надеется, что впредь белорусская сторона будет избегать подобных оценок и шагов, потому что они не соответствуют тесным отношениям между двумя странами.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
10 февраля правительство РА одобрило соглашение о едином авиапространстве с ЕС. Стороны должны обеспечить авиакомпаниям доступ на свои рынки на равных и конкурентных условиях, в том числе обеспечивать возможность полетов с определенной частотой. Планируется также применять стандарты полетной безопасности и обслуживания гражданских бортов ЕС.
14 февраля в Ереване премьер-министр РА Никол Пашинян и спецпредставитель ЕС по вопросам Южном Кавказе и кризиса в Грузии Тойво Клаар обсудили перспективы развития сотрудничества РА и ЕС. Собеседники обсудили ход выполнения работ по реализации в РА инвестиционного пакета ЕС стоимостью 2,6 млрд евро. Была подчеркнута важность эффективной реализации в Сюникской области пакета в 80 млн евро.
ОДКБ
10 февраля депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Гурген Арсенян заявил:
- ОДКБ нужно теснее сотрудничать с национальными службами разведками. Сейчас такое взаимодействие происходит, но нужен более углубленный контакт.
- События в Казахстане показали, что такое сотрудничество помогло бы ОДКБ оперативно узнать о «деструктивных силах», чьи цели расходятся с целями государства. Это позволит лучше понимать, где может возникнуть следующая угроза.
- У разведки РА могут быть сведения, не актуальные для самой страны, но важные для других участников ОДКБ, например, Киргизии или Таджикистана.
- Большинство представителей стран ОДКБ поддержали это предложение на совещании в Москве и выразили готовность расширить сотрудничество в области разведки.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
СМИ: ПАШИНЯН УСТУПИТ АЗЕРБАЙДЖАНУ ПОЗИЦИ
168.am пишет, что после передачи Азербайджану ряда территорий Сюника (премьер-министр РА Никол Пашинян собирается уступить врагу несколько позиций вблизи Капана. Данный шаг объясняется тем, что проводится уточнение границ, и армянская армия должна оставить 2 боевые позиции. В подобных случаях представители власти, как правило, говорят местным жителям, что эти шаги согласованы с российской стороной.
СМИ: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В НКР
Издание «Грапарак» пишет, что президент НКР Араик Арутюнян несколько дней назад заявил о готовности оставить пост президента, и политические силы начали подготовку к возможному избирательному процессу. К выборам готовятся также бывшие президенты Арцаха Аркадий Гукасян и Бако Саакян, а также генералитет. Выбор оппозиционных политических сил, генералитета и экс-президентов на данный момент остановился на бывшем министре обороны Леве Мнацаканяне. Араик Арутюнян наконец осознал, что на посту президента Арцаха сегодня должен быть человек, который в состоянии жестко противостоять курсу действующей власти Армении, а с этой задачей он не справляется.
СМИ: ИГИТЯНА НАЗНАЧАТ ПОСЛОМ В СТРАНАХ БАЛТИИ
По сведениям издания «Жоховурд», экс-депутат НС от правящей фракции Ованнес Игитян обратился к премьер-министру РА Николу Пашиняну с просьбой назначить его послом в балтийских странах. Пашинян решил удовлетворить его просьбу. Нынешний посол Армен Мартиросян был назначен на эту должность в марте 2021 г., верительные грамоты он вручил в июне.
МНЕНИЯ
ОПРОС GALLUP INTERNATIONAL ASSOCIATION
С 24 января по 2 февраля с участием 800 жителей Еревана GALLUP International Association провел телефонный опрос, по результатам которого.
Открытие армяно-турецкой границы
- Однозначно одобряет – 6,9%
- Скорее всего одобряет – 15,6%
- Скорее всего не одобряет – 7,6 %
- Вообще не одобряет – 54.6 %.
Деятельность Армена Саркисяна на посту президента ра
- Однозначно отрицательно – 30,5%
- Скорее отрицательно – 17,8%
- Однозначно положительно – 2,6%
- Скорее положительно – 20,4%.
Кого хотят видеть на посту президента РА
- Лидер партии «Республика» Арам Саркисян – 3,7%
- Министр высокотехнологической промышленности, кандидат в президенты от власти Ваагн Хачатурян – 2,4%
- Второй президент Армении Роберт Кочарян – 0,7%
- Лидер партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян – 0,7%
- Омбудсмен Арман Татоян – 0,7%
- Первый президент Армении Левон Тер-Петросян – 0,6%
- Бывший премьер-министр Карен Карапетян – 0,6%
- Лидер партии «Христианско-демократическое возрождение» Левон Ширинян – 0,6.
- За переизбрание Армена Саркисяна президентом высказались 0,4%,
- За других кандидатов – 19.7%.
- Затруднились ответить подавляющее большинство респондентов – 69,7%.
Отправка армянского контингента ОДКБ в Казахстан
- очень положительно — 11.2%
- скорее положительно — 18.8%,
- скорее негативно — 10.3%,
- крайне негативно — 36.8%,
- затруднились ответить — 22.8%.
АРМАН МЕЛИКЯН
10 февраля в беседе с АрмИнфо экс-министр ИД НКР Арман Меликян выразил мнение, что:
- Ратификация «Шушинской декларации» азербайджанским и турецким парламентом является одной из компонент поглощения Азербайджана со стороны Турции.
- В контексте армяно-турецкого процесса по нормализации отношений ратификация декларации говорит в пользу вынужденного обсуждения Ереваном с Анкарой и проблемы Арцаха.
- Руководство РА и НКР не имеет элементарной членораздельной программы действий даже в отдельности, не говоря уже о единой программе. Отклик или его отсутствие со стороны Еревана или Степанакерта на переход «Шушинской декларации» из теоретической плоскости в плоскость практическую существенного политического значения иметь не может.
- Руководство РА сегодня является своеобразным заложником политики турецко-азербайджанского тандема угрозы применения силы. А руководство НКР в результате 44-х дневной войны оказалось в тисках «родственных объятий» РФ, и способности самостоятельно передвигаться сегодня не имеет.
САРО САРОЯН
10 февраля в беседе с АрмИнфо аналитик Саро Сароян выразил мнение, что:
- Политика Никола Пашиняна по принципу «чего изволите» не оставляет места для дачи соответствующего ответа на заявление Александра Лукашенко. Пашинян «молча и покорно» выполняет все требования Москвы, идет навстречу всем, исходящим оттуда, предложениям. РА не проводит собственной внешней политики, армянская политика производна от политики РФ. «И до тех пор, пока существует подобная ситуация, выработка соответствующего ответа на выпады Лукашенко, представляется, делом проблематичным».
- Заявление Лукашенко не касалось одной лишь Армении, но и других стран постсоветского пространства. «Лукашенко призывает к порядку все страны, которые могут не понимать, что сегодня, собственно происходит на постсоветском пространстве, куда ведут последние геополитические импульсы и какая им в них отведена роль».
РУБЕН МЕГРАБЯН
11 февраля в беседе с АрмИнфо эксперт Армянского института международных отношений и безопасности Рубен Меграбян выразил мнение, что:
- Азербайджан будет стремиться продолжать удерживать Армению под собственным силовым воздействием. Баку стремится иметь под рукой возможность и право в любой момент открывать огонь. Именно этим обусловлен отказ Алиева от предложенной МИД РА идеи зеркального отвода войск
- Главному посреднику в урегулировании проблем между Арменией и Азербайджаном — РФ выход РА из-под этого силового шантажа также невыгоден, «поскольку единственным спасителем из всей этой ситуации в текущих реалиях видится лишь Россия».
- РФ влияет на Азербайджан только в тех вопросах, которые являются частью ее собственной повестки. В интересах Армении на Азербайджан не оказывается абсолютно никакого давления.
- В подобной ситуации США и Франция могут выходить лишь на частичные решения в некоторых вопросах, а окончательное и быстрое решение станет возможно лишь в случае проявления инициативности со стороны Еревана. А это в условиях гегемонии российского фактора крайне затруднительно.
- Франция сыграла решающую роль в возвращении на родину из Азербайджана 8 армянских пленных. А в условиях стремления Азербайджана гармонизировать свои отношения с ЕС, Париж выбрал время для озвучивания призыва вернуть пленных весьма удачно.
- На фоне и с учетом всех этих факторов, скорейшее начало процесса делимитации и демаркации границ между Арменией и Азербайджаном исходит из интересов Еревана. Но для того, чтобы стало возможно начать размежевание, необходимо, чтобы Азербайджан перестал стрелять. «А перестать стрелять Азербайджан не желает. Наоборот, там хотят стрелять тогда, когда это им вздумается. И пока что никто особо вправлять мозги тамошнему руководству в этом вопросе не собирается».
АРА ПАПЯН
14 февраля в беседе с АрмИнфо руководитель аналитического центра Modus Vivendi Ара Папян выразил мнение, что:
- В процессе нормализации отношений с Турцией, руководство РА допускает ошибку за ошибкой. Более того, по непонятным причинам оно принимает желаемое за действительное и пытается воплотить все это в реальность. Например, планы по вводу в эксплуатацию ж/д через Мегри являются ничем иным как самообманом. В Ереване думают, что как только заработает ж/д, Армения окрепнет не только экономически, но и в плане обеспечения безопасности. Ошибочен даже сам тезис о том, что наличие торговых связей между государствами предотвращают войны.
- Закрытая граница в плане логистических возможностей и сегодня не мешает РА экспортировать свои товары в ту же Турцию, тем более в условиях ограниченного производства конкурентоспособных товаров. Открытая же граница может привести к демпингу турецких товаров в РА с целью завоевания местного рынка.
- Турция и Азербайджан в обмен на все эти «открытые» дороги будут требовать от РА не дорог, а именно коридора, который будут контролировать кто угодно, но только не сами армяне. В Анкаре прекрасно понимают, что найти общий язык с Москвой им будет существенно легче, хотя бы потому, что контроль над «коридором» также в интересах РФ. Суть же «коридорной» логики сводится к стремлению Турции и Азербайджана разделить РА на две части.
- «Коридор» через Мегри создаст серьезные проблемы для коммуникации с Ираном, а с учетом того, что население Сюника и так невелико, турки со временем сделают все, чтобы его уменьшить, к примеру, предлагая местным жителям выкупать их дома за двойную цену. На эти долгосрочные программы и цели «ползучего» уничтожения РА Турция и Азербайджан будут тратить существенные ресурсы.
- Ни Анкара, ни Баку на деле не проявляют ни желания, ни политической воли в направлении достижения мира с РА. Но в Ереване продолжают думать об обратном, упорно не желая видеть рычагов давления, при помощи которых можно достигнуть уступок и со стороны Турции в тех же вопросах демилитаризации и разблокирования региона. «Когда я говорю про то же арбитражное решение Вильсона, я имею в виду именно это, а не приписываемые мне бредни. Необходимо взять этот документ и подтвердить свои права в международном суде, что само по себе станет оружием в наших руках, вынуждая наших противников к уступкам. Что значит один лишь термин совместное открытие границ? Принимая этот термин, мы уже автоматически признаем, что границы с Турцией закрыты, в том числе, по нашей вине. В то время как это совершенно не так, и речь должна идти исключительно о снятии с Армении турецкой блокады».
ГОАР ИСКАНДАРЯН
15 февраля в беседе с ТГ-каналом «Новости-Армения» ирановед Гоар Искандарян выразила мнение, что:
- Иран построит транспортные магистрали и через Армению, и через Азербайджан. Через Азербайджан, поскольку уже строится железнодорожная сеть и по ней будет выгоднее перемещать товары, а через Армению потому, что она является единственной сухопутной связью с Европой не через Турцию.
- Львиная доля товарооборота Ирана сейчас происходит через Турцию, а часть — через Азербайджан. Но ему очень необходимо иметь еще одну дорогу, и этой дорогой является Армения.
- Армянские власти должны сделать все возможное, что интегрироваться в процесс строительства транспортного коридора Персидский залив — Черное море. «Это может вывести нас из блокады, и мы приобретем свое место и роль в регионе».
- Когда проводили расчеты ж/д Армения-Иран, они показали, что сумма строительства может достигать $3 млрд., поскольку необходимо было прорубать тоннели через горы. Если у Армении будут эти суммы, то однозначно ж/д с Ираном должна быть построена, «но проблема в том, что у нас нет этих денег, а ни нынешние, ни прошлые власти не смогли раздобыть эти средства».
ТАТУЛ МАНАСЕРЯН
16 февраля в ходе видеомоста в пресс-центре @SputnikArmenia глава исследовательского центра «Альтернатива» Татул Манасерян выразил мнение, что:
- Армении грозит турецкая экономическая экспансия. ️В случае разблокирования транспортных коммуникаций и налаживания отношений с Анкарой под угрозой окажутся сельское хозяйство, промышленность, собственное производство. Страна к этому еще не готова.
- Конкурентоспособность турецких товаров гораздо выше по сравнению с армянскими. Помимо этого, за счет масштабов производства себестоимость продукции турецких производителей значительно меньше. Более того, правительство Турции субсидирует экспорт турецкой продукции, стремясь таким образом завоевать новые рынки.
- Если не будут предприняты конкретные шаги по защите местного внутреннего производителя, местное производство будет полностью потеряно, как это произошло в Кыргызстане.
- На данном этапе общественность Армении не готова к полной деблокаде всех типов коммуникаций с Турцией, поскольку есть проблема с доверием. Сама Турция в свое время грубо нарушила взятые на себя обязательства в рамках «футбольной дипломатии» и отказалась ратифицировать подписанные в Цюрихе протоколы.
- Если Турция на самом деле заинтересована в налаживании связей, она, к примеру может посодействовать в открытии внутренних коммуникаций на оккупированных территориях. Анкаре следует также соблюдать принципы, заложенные в конвенциях, ей же ратифицированных по части стран, не имеющих выхода к морю. При их соблюдении Турция обязана обеспечить РА выход к морю, причем бесплатно, что не делается.
- Властям РА надо иметь и воспользоваться потенциалом экономической дипломатии. Процесс налаживания экономических связей между Арменией и Турцией нуждается в установлении равных стартовых условий. Они на сегодня неравные для Армении.
- Правительству РА необходимо добиться контролируемой ситуации, как это было сделано, к примеру, в случае с созданием ЕС, где стратегические материалы, используемые в военпроме, были поставлены под контроль. «Вот с этого надо начинать и Армении, и Турции, и Азербайджану. В противном случае никто не может исключить угрозу новой войны».