Обзор 3 – 9 февраля 2022 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
3 февраля глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Баку отрицательно отреагировал на предложения Армении по деэскалации ситуации на границе, но работа продолжается. Процесс согласования достаточно длительный. Были и предложения, неприемлемые для Армении.
- Сейчас с российской и азербайджанской сторонами обсуждается создание механизмов безопасности и стабильности на границе.
- РА привержена сочинским договоренностям, которые предполагают создание трехсторонней комиссии по делимитации и демаркации.
В тот же день пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян, комментируя высказывания главы МИД Азербайджана Дж. Байрамова о процессе демаркации границы, заявил:
- из сочинского заявления следует, что деятельности комиссии по делимитации и демаркации должно предшествовать достижение договоренностей о шагах по повышению уровня безопасности на армяно-азербайджанской границе и их реализация. Это логично еще и потому, что сложно представить демаркационную работу на границе, где каждый день происходят нарушения режима прекращения огня.
- Азербайджанская сторона не дала никакого содержательного ответа на предложения Еревана, но отвергла их, вместо этого предложив варианты реализации договоренностей лидеров трех стран.
- Называть предложения РА «условием», «предусловием», а затем давать им моральные, политические и правовые оценки не имеет ничего общего с вышеупомянутым процессом.
3 февраля кандидат в президенты РА, министр высокотехнологической промышленности РА Ваагн Хачатрян заявил:
- Азербайджан выведет войска после территориальных уточнений.
- Земли, на которых они находятся – армянские.
- Когда завершатся все обсуждения и стороны придут к согласию, азербайджанские военные уйдут. Сейчас переговоры продолжаются.
- Он назвал «устаревшим тезисом» заявления армянской оппозиции о необходимости «принуждения к миру». «Граждане Армении должны осознать, что мир является единственным образом развития и жизни. Что касается принуждения, то никто не достигнет его путем принуждения».
8 февраля МИД РА выступил с заявлением в ответ на заявления минкульта Азербайджана. В заявлении, частности, отмечается:
- Создание на государственном уровне структуры, занимающейся уничтожением и намеренным присвоением культурно-исторического наследия соседнего народа – беспрецедентный факт даже в истории конфликтов. Действия Баку свидетельствуют, что акты вандализма во время и после 44-дневной войны были продуманными и спланированными.
- Политика уничтожения армянских святынь и памятников противоречит заявлениям Азербайджана о мире и создает серьезные препятствия на пути к достижению долгосрочного регионального мира.
- Этот шаг азербайджанского правительства – вызов решению Международного суда ООН, который обязал Азербайджан предотвращать и наказывать за осквернение и вандализм в отношении армянского культурного наследия.
9 февраля на заседании Альянса цивилизаций ООН заместитель постпреда РА при ООН Давид Князян заявил:
- Богатое наследие армянского народа в Арцахе разрушается, подвергается актам вандализма или незаконно присваиваются для продвижения искаженного представления о том, что армяне не являются автохтонным народом в этом регионе.
- В условиях, когда нет международного присутствия на оккупированных Азербайджаном территориях НК, Азербайджан на государственном уровне проводит кампанию по осквернению и незаконному присвоению армянского религиозного и культурного наследия, фальсификации и переименованию многовековых армянских топонимов.
- Министр культуры Азербайджана зашел так далеко, что открыто заявил о создании так называемой рабочей группы по удалению «фальшивых армянских надписей на албанских религиозных храмах», что в действительности направлено на изменение и осквернение христианского армянского наследия.
- Мощная международная реакция на этот спонсируемый государством акт вандализма возымеет решающее значение для того, чтобы избежать участи тысяч армянских религиозных и культурных памятников, которые были уничтожены в Нахиджеване.
9 февраля в дискуссионном клубе «Валдай» замминистра ИД РА Армен Гевондян заявил:
- Армения столкнулась с массовой переброской иностранных террористов и боевиков в регион во время 44-дневной войны, которых использовали в качестве наемников. С этим явлением, как и терроризмом, надо бороться совместно.
- К 44-дневной войне привели фрагментация и деструктивные процессы в ОБСЕ. Созданные в Европе механизмы безопасности не соответствуют практике. ДОВСЕ не может предотвратить ни подготовку к войне, ни саму войну, ни гонку вооружений. Армения убедилась в этом на примере азербайджанской агрессии.
- Ситуация, сложившаяся в результате агрессии со стороны Азербайджана против Арцаха и применения силы, не может считаться правомерной. Наоборот, подобные ситуации несут в себе определенный потенциал для провоцирования новых конфликтов и новых кризисов.
9 февраля в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Азербайджан постоянно говорит о 4000 пропавших после 1-ой Карабахской войны, однако пропавшие есть и у Армении, их 777. При этом Азербайджан постоянно пытается показать, что армянская сторона не заинтересована в пропавших согражданах.
- За последние годы Армения передала Азербайджану 108 останков без вести пропавших в 1-ой войне без всяких предусловий, а в ближайшие дни будут переданы останки еще 2 человек. Ереван ждет встречного шага и от Баку, учитывая, что в Армении после 44-дневной войны числятся пропавшими без вести 217 человек.
- Число погибших с армянской стороны в 44-дневной войне – 3812 человек. Из них 3736 – военные, 76 – гражданские. О местонахождении 217 человек – 196 военных и 21 гражданского лица — нет данных по сей день.
- РА заинтересована и готова к заключению мирного договора с Азербайджаном. Это было целью не только действующего, но и всех остальных правительств. Урегулирование нагорнокарабахского конфликта также подразумевает подписание подобного документа. Однако предстоит подготовительная работа и предметные обсуждения.
- В рамках достигнутых в Сочи договоренностей стороны договорились предпринять шаги по повышению безопасности и стабильности на армяно-азербайджанской границе и вести дело к формированию двусторонней комиссии по демаркации и делимитации.
- Зеркальный отвод войск от границы с последующим размещением там ограниченных контингентов погранвойск и мониторинговых миссий позволит снизить напряженность на границе и создаст предпосылки для начала процесса делимитации и демаркации границы.
- Между Арменией и Азербайджаном еще в советские времена существовала граница, которая была делимитирована. В соглашении о создании СНГ эти границы были признаны. «Следовательно, мы считаем, что эти договоренности должны быть реализованы в рамках этой логики». Но армянская сторона готова выслушать и другие предложения.
ВЛАСТИ НКР
8 февраля МИД НКР выступил с заявлением в ответ на заявления минкульта Азербайджана. В заявлении, частности, отмечается:
- Культурный геноцид со стороны Азербайджана — часть системной антиармянской политики. Армянскому культурному наследию угрожает реальная опасность быть полностью уничтоженным или оторванным от своих исторических корней. Уничтожение следов армянского присутствия — продолжение азербайджанской агрессии.
- Подобные действия направлены на легимитизацию результатов незаконного применения военной силы против НК.
- Формирование комиссии по уничтожению следов армянской культуры —грубое нарушение постановления Международного суда ООН. ️Эти действия приравниваются к терроризму и военным преступлениям. ️Нарушение этого постановления демонстрирует пренебрежение Азербайджаном гарантий мира и безопасности.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
6 февраля в своей записи в Facebook депутат НС РА Ваагн Алексанян отреагировали на последние заявления экс-президента РА Сержа Саргсяна по карабахскому урегулированию. Он, в частности, написал:
- Сопредседатели выступали с предложениями по урегулированию и до апрельской войны 2016 г. Более того, именно отказ РА от этих предложений стал причиной апрельской войны.
- В 2016 г. урегулирование нагорнокарабахского конфликта перетекло в поэтапный формат, хотя Саргсян и пытается утверждать, что урегулирование должно было быть пакетным.
- По предложениям 2016 г., Совбез ООН должен был определить статус НК. А в этом случае Совет уже не мог не принимать во внимание ранее принятые им же резолюции. Так что, он должен был зафиксировать статус НК в составе Азербайджана, право азербайджанцев на возвращение.
- Саргсян утверждает, что так называемого «плана Лаврова» не было. Однако в августе 2016 г. в письме посредникам он упоминал о «последних идеях, представленных министром ИД РФ Сергеем Лавровым».
- Саргсян утверждает, что предложения 2016 г. не нарушали «красных линий» армянской стороны. Это можно считать противоречием самому себе, ведь сам Саргсян в письме посредникам негативно оценил эти предложения.
- Алексанян спрашивает: почему за 10 лет Саргсяну так и не удалось достичь урегулирования? Вплоть до момента своей отставки в 2018 г., он не говорил о готовности подписать документ, разрешающий конфликт.
- Алексанян также обвинил Саргсяна в нежелании замечать неблагоприятные для армянской стороны развития в переговорном процессе. Именно эта политика и создала диссонанс в общественном понимании.
- Алексанян согласен с Саргсяном в том, что возможность полноценного восстановления мирного урегулирования нагорнокарабахского конфликта есть, и власти работают над этим.
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
5 февраля на праздничной мероприятии 131-летия основания АРФ, Акоп Тер-Хачатурян заявил:
- Нужно улучшить отношения с РФ и ИРИ, исключить вмешательство Турции и возобновить переговоры под эгидой МГ ОБСЕ. Только так возможно наладить ситуацию в стране.
- Возобновление переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ необходимо для обсуждения права на самоопределение НК.
- Переговоры также помогут исключить проникновение Турции на Южный Кавказ в любом формате.
- Отступление от привычного внешнеполитического курса привело к падению престижа РА.
- Необходимо пресечь любые попытки антинациональной пропаганды в стране и укоренить в новом поколении глубокое чувство патриотизма.
8 февраля депутат НС РА Армен Рустамян заявил:
- Оппозиция требует от властей дать ответ на Шушинскую декларацию.
- Анкара и Баку уже закрепили в ней, что намерены заставить Ереван признать незаконные границы, отказаться от признания Геноцида армян, согласиться с требованиями Азербайджана в вопросе НК, открыть так называемый «зангезурский» коридор.
- В ответ армянские власти говорят об отсутствии требований при разграничении, о том, что вопросом Геноцида будет заниматься диаспора, избегают проблемы «коридора».
- Вопрос нужно решить в парламенте, определить «красную черту» армянской стороны. Иначе это будет сделано за его пределами.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
АЗЕРБАЙДЖАН
7 февраля, при посредничестве Франции и ЕС, Азербайджан передал РА 8 военнослужащих, которые были задержаны 16 ноября 2021 г. Госкомиссия по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших Азербайджана заявила, что взамен на возвращение Ереван должен передать Баку информацию об азербайджанских военнослужащих и гражданских лицах, убитых в ходе 1-ой армяно-азербайджанской войны и, предположительно, захороненных в братских могилах, а также о местонахождении подобных массовых захоронений.
Однако пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян армянской службе радиостанции «Свобода» заявил, что армянская сторона не брала на себя каких-либо односторонних обязательств по выяснению судьбы без вести пропавших лиц.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
4 февраля при посредничестве президента Франции Эмманюэля Макрона и председателя Европейского совета Шарля Мишеля состоялась удаленная встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева. В ходе встречи стороны обменялись мнениями по решению гуманитарных проблем, разблокированию региональных инфраструктур, снижению напряженности и демаркации армяно-азербайджанской границы, открытию доступа в НК для международных организаций. Премьер-министр Пашинян подчеркнул необходимость прочного урегулирования нагорнокарабахского конфликта и подписания мирного соглашения под сопредседательством МГ ОБСЕ.
Мишель и Макрон выступили с заявлением по итогам видеоконференции, в котором, в частности, отмечается, что они подтвердили свою полную приверженность поддержке усилий, направленных на снижение напряженности и укрепление доверия в регионе. Они подвели итоги прогресса, достигнутого после встреч, проведенных в рамках саммита Восточного партнерства, в частности, недавних освобождений задержанных, продолжающихся совместных усилий по поиску пропавших без вести лиц, а также предстоящего восстановления железнодорожных путей. ЕС и Франция по-прежнему привержены работе с другими партнерами, включая ОБСЕ, для построения процветающего, безопасного и стабильного Южного Кавказа.
ОДКБ
9 февраля в дискуссионном клубе «Валдай» генсек ОДКБ Станислав Зась заявил:
- Нынешние отношения между Арменией и Азербайджаном внушают осторожный оптимизм, начинается другая эпоха.
- После подписания трехстороннего заявления и ввода российских миротворцев в НК, ситуация стабилизировалась, прекратилось кровопролитие.
- Очаги напряженности есть на армяно-азербайджанской границе — на линии соприкосновения. Периодически возникают перестрелки, но «так быть не должно». Сейчас перед сторонами стоит серьезная задача по делимитации и демаркации границы.
- ОДКБ окажет помощь РА при наличии оснований и официального обращения Еревана.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
3 февраля глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Нормализация отношений с Турцией положительно скажется на ситуации на границе с Азербайджаном, на регион и процессы в целом. Хотя и отмечает: есть вопросы, которые надо рассматривать индивидуально.
- Ереван неоднократно заявлял о своей заинтересованности в делимитации и демаркации границ.
- Армянская сторона в разумные сроки ответит на приглашение Турции принять участие в Дипломатическом форуме в Анталье.
В свою очередь, пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян сообщил, что вторая встреча спецпредставителей РА и Турции состоится 24 февраля в Вене.
3 февраля кандидат в президенты РА, министр высокотехнологической промышленности РА Ваагн Хачатрян заявил:
- С соседями нужно жить в мире. Это единственный способ развития.
- К армяно-турецкому процессу он относится положительно. Его нужно продолжать и устанавливать экономические и политические отношения без предусловий.
- Он не верит, что власти РА выполнили предусловия Анкары в рамках данного процесса. «Не верю и уверен, что нет каких-либо предусловий».
5 февраля пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян на своей странице в Facebook написал, что визит премьер-министра РА Никола Пашиняна в Турцию для участия в дипломатическом форуме в Анталье не обсуждается.
9 февраля в НС РА глава МИД РА Арарат Мирзоян заверил:
- Участие Армении в Анталийском форуме зависит и от итогов венской встречи спецпредставителей.
- Участие премьера РА в этом форуме не обсуждалось и не обсуждается.
- Ереван надеется, что на встрече в Вене состоятся предметные обсуждения по вопросам открытия армяно-турецкой границы и установления дипотношений между двумя странами. Со стороны Анкары поступают позитивные сигналы. Аналогичный настрой есть и у армянской стороны.
- В программе правительства международное признание Геноцида армян рассматривается в качестве дополнительной гарантии безопасности РА и армянского народа.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
5 февраля на праздничной мероприятии 131-летия основания АРФ, Ишхан Сагателян заявил:
- Процесс армяно-турецкого примирения приведет к отуречиванию РА.
- АРФ предлагает начать общенациональное движение и остановить процесс нормализации армяно-турецких отношений. К движению должны примкнуть армяне диаспоры, РА и НК. «Турок, подвернувший армянский народ Геноциду, сменивший ятаган на «Байрактар», не может развлекаться в центре Еревана».
- Разногласия оппозиции и действующей власти не личные, а идеологические и касаются будущего РА и НК, а также всей армянской диаспоры.
- 44-дневная война, заявление от 9 ноября 2020 г. не являются приговором. «Это для нас неприемлемый, но состоявшийся факт». Условия документа, кроме пункта о возвращении пленных, уже реализованы. «Соглашения живут, пока живы породившие их условия. Изменим условия, изменится и ситуация. Мы должны стремится к заключению нового трехстороннего документа, в котором будут отражены наши жизненно важные интересы».
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
3 февраля на заседании правительства премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Армения, Россия и Азербайджан близки к ощутимому результату в разблокировании региональных коммуникаций.
- Недавняя встреча с российским вице-премьером Оверчуком была предметной, обсуждался запуск ж/д Ерасх-Джульфа-Ордубад-Мегри–Горадиз. По этому вопросу уже есть конкретные договоренности, а в РА создана рабочая группа для строительства. На территории РА ж/д будет действовать в соответствии с армянским законодательством. Сейчас обсуждаются технические вопросы, аспекты финансирования проекта и запуска работ.
В свою очередь, вице-премьер Мгер Григорян замеил, что оператором ж/д Армении является ЮКЖД и с ней надо будет работать и есть необходимость в интенсивных двусторонних контактах.
9 февраля в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- РА готова открыть железнодорожное и автомобильное сообщение с Азербайджаном.
- Ж/Д должна действовать в соответствии с международными правилами в рамках законодательств и суверенитета двух стран. Она станет путем международных грузоперевозок.
- Нужно как можно скорее зафиксировать и ратифицировать этот процесс.
- РА готова также реализовать процесс строительства и восстановления автомобильного сообщения с Азербайджаном, о чем говорилось на встречах в Брюсселе и Сочи. Эти предложения были переданы азербайджанской стороне, а также российским и международным партнерам. «И как только мы получим положительный ответ от Азербайджана, мы готовы осуществить процесс восстановления и строительства автомобильных дорог».
- «Мы называем проект автомобильных и железных дорог армянским перекрестком, потому что здесь мы, по сути, имеем дело с перекрестком север-юг-восток-запад. И использование этого перекрестка может стать поворотным моментом в плане развития экономики Армении и укрепления ее финансово-экономического потенциала».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
8 февраля депутат НС РА Андраник Кочарян заявил:
- Установление долгосрочного мира в регионе подразумевает открытие коммуникаций с соседними государствами, «как бы нам не мешало то обстоятельство, что мы потерпели поражение в войне».
- В условиях нынешних геополитических развитий РА не сможет противостоять вызовам без сотрудничества со своими стратегическими партнерами и четко регламентированных отношений с соседними государствами.
- Задача Еревана сегодня – проанализировать и понять шаги основных игроков в регионе и, оставаясь реалистами, воздерживаться от излишней эмоциональности и неуместной на данный момент самоуверенности.
- РА извлечет уроки из прошлого и сконцентрирует весь свой национальный, научный потенциал для того, чтобы наладить местное производство конкурентоспособного вооружения.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
ИРАН
9 февраля в беседе с журналистами посол ИРИ в РА Аббас Бадахшан Зохури заявил:
- Создание транзитного коридора «Персидский залив — Черное море» может открыть огромные возможности не только для Армении и Ирана, но и других стран, находящихся на этом пути.
- Вопрос коммуникаций имеет важное значение для Ирана. Коммуникации, проходящие как по территории Армении, так и по территории Азербайджана важны для Ирана. Но, проект «Персидский залив — Черное море» имеет ключевое значение.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВЛАСТИ РА
4 февраля министр юстиции РА Карен Андреасян заявил:
- Каждая смена формы правления сродни землетрясению. Но, несмотря на сложности, Конституцию необходимо изменить.
- Подобные реформы уместны лишь в случае острой необходимости, которая сейчас назрела из-за нарушения баланса власти в 2015 г.
- Нужно сбалансировать разделение между ветвями власти. Тогда у президента страны появится больше полномочий.
- Экс-президент РА Армен Саркисян поторопился с отставкой: конституционные изменения решили бы вопрос ограниченности его полномочий.
- В первую очередь нужно рассмотреть возможность веттинга и реформу судебной системы.
- Тайной повестки заседаний Совета по конституционным реформам нет.
КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ РА
3 февраля премьер-министр РА Никол Пашинян сообщил, что на пост главы государства 65 депутатов НС РА предложили кандидатуру министра высокотехнологической промышленности Ваагна Хачатряна.
3 февраля кандидат в президенты РА, министр высокотехнологической промышленности РА Ваагн Хачатрян в интервью ОТА заявил:
- Баллотироваться на пост президента РА он согласился, поскольку сейчас необходим человек, который будет полноценно представлять этот институт, и принимать взвешенные решения в сложных ситуациях.
- Главе государства будет сложно усадить за стол переговоров власти и оппозицию, но это возможно. Нужно лишь обойтись без оскорблений.
- Переход РА к парламентской форме правления был ошибкой.
- Экономике нужны реформы, они должны быть понятны бизнесу и людям.
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
3 февраля в беседе с Armenia Today депутат НС РА Арам Вардеванян заявил:
- Не исключено, что оппозиция выдвинет собственного кандидата на пост президента РА. «Обсуждения ведутся, но они только начались, поэтому на этом этапе преждевременно давать оценки».
- Не исключено также, что фракции «Армения» и «Честь имею» представят единого кандидата. «Я не вижу оснований, чтобы этот случай был исключением».
- Кандидат в президенты от правящей партии не соответствует требованиям, предъявляемым к президенту по Конституции, в частности, о необходимости быть беспристрастным и руководствоваться общенациональными и общегосударственными интересами.
- «В условиях, когда кандидат является членом команды исполнительной власти, высокопоставленным должностным лицом, наивно говорить, что он будет выступать в этом статусе. Получается, что человек либо должен предать свою команду, либо, например, быть солидарным с исполнительной властью».
5 февраля секретарь фракции «Армения» Арцвик Минасян заявил:
- вероятной причиной отставки экс-президента РА Армена Саркисяна стала просочившаяся информация о наличии у него второго гражданства.
- Это показывает, что в 2018 г. имела место ошибка, которая содержит в себе очевидные признаки преступления.
- Их требование — чтобы правоохранительные органы провели должное расследование.
- В случае, если информация о двойном гражданстве подтвердится, то к ответственности должны быть привлечены и те, кто скрывал эти сведения.
8 февраля экс-президент РА Роберт Кочарян выступил с заявлением, в котором, в частности, отмечается:
- Армения и Арцах столкнулись с чрезвычайно сложными вызовами, а нынешняя власть направила все свои ресурсы на преследования, пытки и аресты инакомыслящих. «Сегодня нас уже не удивляет, что за отправление правосудия арестовывают даже судью».
- Все эти явления показывают, что власть слаба и не способна решать сложные задачи. Вместо этого она делает все возможное, чтобы сломить внутреннее сопротивление. Эти процессы не могут длиться долго, они когда-нибудь закончатся, потому что такое количество беззакония не может переварить ни одна власть. «Скоро придет время ответить».
- Вызывает удивление, что этот правовой произвол происходит при молчаливой поддержке международных структур.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
7 февраля в беседе с корреспондентом Armenia Today депутат НС РА Анна Мкртчян заявила:
- Ваагн Хачатурян на посту президента не будет заниматься вопросами территориальной целостности РА, равно как не будет продвигать внутриполитическую повестку РА.
- Проблемой номер один для Армении является человек, который единолично принимает решения, в том числе связанные с выдвижением кандидата на пост президента, а именно – Никол Пашинян.
- «Это человек, который наводнил парламент десятками безликих «рюкзаков». И только после того, как мы избавимся от этого человека, можно будет говорить о восстановлении государственных институтов, в том числе института президента».
- Ваагн Хачатурян сменил столько же партий, сколько ей лет. Если даже после 9 ноября 2020 г. он посчитал, что с Пашиняном можно работать, то можно представить, как он будет работать на посту президента.
ФРАКЦИИ «АРМЕНИЯ» И «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
3 февраля в связи с уголовным преследованием судьи суда общей юрисдикции Сюникской области Бориса Бахшияна фракции «Армения» и «Честь имею» выступили с совместным заявлением, в котором, в частности, говорится:
- Атаки и давление исполнительной власти на судебную власть, правовой беспредел в РА достигли беспрецедентных масштабов. В цивилизованном мире это беспрецедентный случай, когда вместо того, чтобы обжаловать в апелляционном порядке принятый судьей судебный акт, правоохранители подвергают судью уголовному преследованию.
- Посягательства на независимость судебной власти осуществляются при полной поддержке Высшего судебного совета и с молчаливого согласия международного сообщества.
- Оппозиция призывает все здоровые политические и общественные силам, юридическое сообщество защитить судебную власть и судей от произвола властей
- Оппозиция требует от международных структур в соответствии с их мандатом отреагировать на «вопиющие факты, ставящие под угрозу демократию в Армении, и осознать свою долю ответственности».
4 февраля фракции «Армения» и «Честь имею» выступили с заявлением, в котором, в частности, отмечается,
- в сложившейся ситуации они считают неправильным любое участие в предстоящих выборах.
- РА стоит перед серьезными вызовами, но власти, которые довели страну до подобного положения, руководствуются лишь своими узкими интересами. Они решили самостоятельно избрать главу государства.
- Фигура президента должна объединять общество, он должен быть независимым, чего в данной ситуации нет.
ЭКОНОМИКА
АРМЯНО-АВСТРИЙСКИЙ БИЗНЕС-ФОРУМ
3 февраля министр ИД РА Арарат Мирзоян заявил, что проведение в Ереване армяно-австрийского бизнес-форума даст возможность установить новые взаимовыгодные связи и поднять на качественно новый уровень двусторонние торгово-экономические отношения. Проведение форума позволит также определиться с шагами по углублению взаимодействия в экономической сфере.
Глава МИД Австрии Александр Шалленберг, в свою очередь, отметил, что в работе форума в Ереване принимают участие представители около 20 австрийских компаний. Будут подписаны 2 меморандума, которые касаются развития двустороннего сотрудничества в сферах туризма и энергетики.
В частности, австрийская компания Doppelmayr подписала меморандум с армянской компанией Mayler, которая строит в РА новый горнолыжный курорт. В рамках меморандума в РА будут внедрены австрийские технологии.
Второй меморандум подписан в сфере энергетики: в рамках строительства и модернизации гидроэлектростанций будет модернизирован Севан-Разданский каскад ГЭС.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ПРАВО
ДЕЛО СУДЬИ БАХШИЯНА
7 февраля по решению судьи Давида Аргаманяна арестовали судью Бориса Бахшияна, по решению которого командир отряда «Сисакан» Ашот Минасян был выпущен на свободу, а его полномочия на время следствия решением Высшего судебного совета были приостановлены.
Аргаманян известен своей поддержкой «бархатной революции» 2018 г., тогда он участвовал в митингах, а потом пошел на повышение.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
БЕЛАРУСЬ
7 февраля в интервью Владимиру Соловьеву президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что к союзному государству Беларуси и России могут присоединиться и другие постсоветские республики, в том числе РА. «Армении деваться некуда. Думаете, что они кому-то нужны? Они уже увидели. Никол Воваевич это увидел».
8 февраля, комментируя это высказывание, пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил, что своеобразное мнение президента Беларуси не имеет ничего общего с Арменией и ее внешней политикой. Оно предназначено исключительно для внутриполитической повестки.
В свою очередь, и.о. спикера НС РА Акоп Аршакян (фракция «Гражданский договор») заявил, что вопрос участия РА в союзном государстве России и Беларуси не обсуждается. По его мнению, «армянский и белорусский народы – братские, и на их связи не могут повлиять подобные заявления».
А депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Вагаршак Акопян заявил, что заявления Лукашенко в адрес РА достойны осуждения, поскольку он использовал неуважительные слова в адрес республики и ее руководства. «Руководитель страны – партнера нашей страны не имеет права высказывать подобные мысли».
Стало также известно, что в тот же день посол Беларуси в РА Александр Конюк посетил МИД РА.
ЯПОНИЯ
8 февраля в ходе встречи с послом Японии в РА Фукусима Масанори премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что правительство РА заинтересовано в привлечении японских инвестиций в экономику страны. Он подчеркнул необходимость углубления торгово-экономических связей между двумя странами, высоко оценил оказываемую правительством Японии техническую помощь в области чрезвычайных ситуаций и здравоохранения.
Посол, в свою очередь, отметил, что японская сторона заинтересована в расширении экономического сотрудничества и готова для этого интенсивно работать со своими армянскими коллегами.
Собеседники обсудили вопросы, связанные с реализацией программ студенческого обмена, сотрудничества в сферах высоких технологий, здравоохранения и др., а также участием РА в международной выставке современных технологий Expo Osaka 2025.
ИРАН
9 февраля на международной конференции в НАН РА, посвященной 30-летию установления дипломатических отношений между Арменией и Ираном, посол ИРИ в РА Аббас Бадахшан Зохури зачитал обращение министра ИД ИРИ Хосейна Амира Абдоллахияна, в котором, в частности, отмечается:
- К сожалению, нагорнокарабахский конфликт в течение последних 30 лет не только поставил Кавказский регион перед серьезным кризисом и нестабильностью, но и сказался на развитии этого региона и прилегающих территорий, тем самым замедлив также межрегиональное сотрудничество.
- Тем не менее, с начала конфликта Иран, подчеркивая необходимость уважения территориальной целостности государств и обеспечения прав народов, пытался и пытается содействовать справедливому урегулированию конфликта.
- Последние процессы в Кавказском регионе создали условия для расширения сотрудничества между Ираном и Арменией, а также формированию многостороннего регионального взаимодействия. Тегеран настроен укреплять с РА как двустороннее, так и региональное сотрудничество.
- Иран одним из первых признал независимость РА и установил дипотношения. Отношения между двумя странами последние 30 лет динамично развивались и расширялись. Было реализовано ряд совместных проектов, важнейшим из которых были строительство газопровода из Ирана и линий электропередач из РА. Стороны также привержены созданию транспортных коридоров, которые будут проходить через их территории, и кроме улучшения позиций двух стран, обеспечат интересы народов двух государств и укрепят региональную стабильность и безопасность.
- Несмотря на множество успехов, существует больший и более содержательный потенциал для развития отношений между Арменией и Ираном.
В своем обращении глава МИД РА Арарат Мирзоян отметил, что:
- Иран является одним из ключевых партнеров РА в политической, экономической, научно-образовательной, культурной и иных областях.
- Прошедшие 30 лет ознаменовались расширением армяно-иранских многосторонних отношений, новыми достижениями и устойчивым взаимным доверием.
- Существует больший потенциал для развития добрососедских отношений между Арменией и Ираном. Важное место в многоотраслевом сотрудничестве между ними играют также научные связи между армянскими и иранскими ученными.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
МОСКВА ОБЕСПОКОЕНА РОСТОМ АНТИРОССИЙСКИХ НАСТРОЕНИЙ В РА
По сведениям издания «Грапарак», в РФ обеспокоены антироссийскими настроениями в РА, которые особенно усилились после 44-дневной войны. В этом контексте в РА прибыла группа экспертов и журналистов, чтобы на месте разобраться с причинами и найти решения. В последние дни они проводят интенсивные встречи с представителями пророссийских кругов. На этих встречах пропагандируется идея создания нового союзного государства. 4 февраля ожидается также встреча с депутатами парламента Арцаха.
ОППОЗИЦИЯ НЕ ВЫДВИНЕТ СВОЕГО КАНДИДАТА НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА
Издание «Грапарак» пишет, что к решению фракции «Армения» и «Честь имею» не выдвинуть своего кандидата в президенты пришли после долгих обсуждений. Победили сторонники бездействия, чтобы потом никто не мог обвинить их в поддержке повестки властей. Аргумент, что надо использовать трибуну НС РА в своих целях и для критики кандидата от власти Хачатряна, роли не сыграл. Наиболее активными противниками выдвижения собственного кандидата были Андраник Теванян и Артур Казинян.
МНЕНИЕ
ОПРОС МЕЖДУНАРОДНОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ИНСТИТУТА
3 февраля были представлены результаты соцопроса МРИ, проведенного в декабре 2021 г. среди 1512 жителей РА старше 18 лет в 11 регионах страны.
ОЦЕНКА НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РА
- 46% считают, что РА развивается в неправильном направлении,
- 34%, что в правильном,
- 20% не дал ответа.
ГЛАВНЫЕ ВЫЗОВЫ ПЕРЕД АРМЕНИЕЙ:
- 28% опрошенных назвали ситуацию на границах, а для 15 % — национальная безопасность
- Второй главный вызов для 13% опрошенных – безработица, а для 8% — инфляция.
СОСТОЯНИЕ ДЕМОКРАТИИ В РА:
- удовлетворение выразили 40% опрошенных, 21% частично довольны,
- 26% недовольны, 21% — частично недовольны.
СТРАНОЙ УПРАВЛЯЮТ В ИНТЕРЕСАХ БОЛЬШИНСТВА ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП:
- 31% заявили, что большинства,
- 61% — отдельных групп,
- 8% затруднились ответить.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ
- Аппарат премьер-министра РА: ️полностью удовлетворены 19%, частично удовлетворены ️30%, ️частично не удовлетворены 15%, абсолютно не удовлетворены ️33%.
- Аппарат президента: полностью удовлетворены 9%, частично удовлетворены 26%, частично не удовлетворены 14%, абсолютно не удовлетворены ️39%.
- Аппарат омбудсмена: полностью удовлетворены 35%, частично удовлетворены ️33%, частично не удовлетворены ️11%, полностью не удовлетворены ️14%.
- Национальное собрание РА: ️абсолютно удовлетворены 7%, частично удовлетворены ️24%, частично не удовлетворены ️17%, полностью не удовлетворены ️50%.
- Суды: ️полностью довольны 8%, ️29% частично довольны, ️29% частично не удовлетворены, ️27% полностью не удовлетворены.
- Конституционный суд: ▫️полностью удовлетворены 8%, ️27% удовлетворены частично, 20% частично не удовлетворены, 28% полностью не удовлетворены.
- Вооруженные силы РА: ️полностью одобряет 26%, частично удовлетворены ️32%, частично не удовлетворены ️16%, полностью не удовлетворены ️21%.
- Руководство ВС РА: полностью удовлетворены ️11%, ️29% удовлетворены частично, ️18% частично не удовлетворены, ️36% полностью не удовлетворены.
- СНБ: 18% полностью удовлетворены, ️32% удовлетворены частично, ️16% — частично не удовлетворены, ️25% полностью не удовлетворены.
- Полиция РА: удовлетворены 25%, ️43% удовлетворены частично, ️13% частично не удовлетворены, ️16% полностью не удовлетворены.
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ РА
- 57% респондентов назвал Россию.
- 50% респондентов назвал Францию
- 38% респондентов назвал США
- 23% респондентов назвал Иран
- По 5% респондентов назвал ЕС, Китай и Грузию
- 3% не назвал ни одно из государств, столько же затруднились ответить.
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ПАРТНЕРЫ РА В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ
- 64% опрошенных назвал Россию
- 32% опрошенных назвал Францию
- 31% опрошенных назвал Иран
- 26% опрошенных назвал США
- 5% опрошенных назвал ЕС
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ РА
- 61% респондентов назвал Россию.
- 40% респондентов назвал Иран.
- 29% респондентов назвал Китай.
- 16% респондентов назвал США.
- 14% респондентов назвал Францию.
- 8% респондентов назвал Грузию.
- 7% респондентов назвал ЕС.
- 2% респондентов назвал Турцию.
НАИБОЛЬШУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ УГРОЗУ ПРЕДСТАВЛЯЮТ
- 90% опрошенных назвал Турцию
- 77% опрошенных назвал Азербайджан
- 15% опрошенных назвал Россию
- 3% опрошенных назвал Великобританию
- По 2% опрошенных назвали Израиль и США
НАИБОЛЬШУЮ УГРОЗУ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ
- 88% опрошенных назвал Турцию
- 81% опрошенных назвал Азербайджан
- 11% опрошенных назвал Россию
- По 2% опрошенных назвали Иран, Израиль и США
НАИБОЛЬШУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ УГРОЗУ ПРЕДСТАВЛЯЮТ
- 68% опрошенных назвал Турцию
- 52% опрошенных назвал Азербайджан
- 17% опрошенных назвал Россия
- 10% опрошенных назвал Грузия
НУЖНО РАЗВИТЬ ОТНОШЕНИЯ С
- Россией – 53%
- США – 35%
- Иран – 29
- Франция – 25%
- Китай – 15%
- ЕС – 9%
- Грузия – 7%
- Турция – 5%
- Азербайджан – 4%
ОТНОШЕНИЯ С ТУРЦИЕЙ
- 47% опрошенных полностью одобряют нормализацию армяно-турецких отношений при сохранении повестки признания Геноцида армян, 26% выразили частичное согласие, 7% частично не согласны, а 18% абсолютно не согласны с этим.
- 48% респондентов полностью одобряют нормализацию армяно-турецких отношений при условии невмешательства Турции в процесс карабахского урегулирования. 22% согласны с этим частично, 5% частично не согласны, 22% полностью не согласны с этим.
- 29% опрошенных считает, что Армения не должна нормализовать отношения с Турцией. 15% частично согласен с этим, 25% частично не согласен, а 28% абсолютно не согласен.
ОТКРЫТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ С АЗЕРБАЙДЖАНОМ
- 5% респондентов абсолютно позитивно оценили перспективы экономического развития РА в случае открытия транспортных коммуникаций с Азербайджаном. 22% частично позитивно оценили эти перспективы, 10% считают, что это никак не повлияет, 14% — частично негативно, 45% — абсолютно негативно.
ОТКРЫТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ С ТУРЦИЕЙ
- 6% респондентов абсолютно позитивно оценили перспективы экономического развития РА в случае открытия транспортных коммуникаций с Турцией. 29% частично позитивно оценили эти перспективы, 8% считают, что это никак не повлияет, 17% — частично негативно, 36% — абсолютно негативно.
ДЕЛИМИТАЦИЯ И ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦ С АЗЕРБАЙДЖАНОМ
- 25% опрошенных выступают за начало процесса делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы после окончательного решения нагорнокарабахского конфликта и заключения мирного соглашения.
- 16% — после восстановления боеспособности армянской армии.
- 14% — после уточнения принципов делимитации и демаркации.
- 16% считает, что этот процесс не исходит из интересов РА и НКР.
- 4%, что до этого процесса часть прилегающих территорий должна быть демилитаризована.
- 4%, что РА не должна начать этот процесс.
- 15% высказались за скорейший его старт.
УКРЕПЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПОТЕНИЦИАЛА И СТРЕМЛЕНИЕ К МИРУ
- 56% считает, что РА должна увеличить военный потенциал, одновременно стремясь к миру.
- 28%, что РА должна стремиться к миру, одновременно быть готовой к защите в случае нападения.
- 13%, что РА должна увеличить военный потенциал без стремления к миру.
- 2%, что РА должна стремиться к миру без укрепления военного потенциала.
ВАЖНОСТЬ И ФОРМА РЕШЕНИЯ АРЦАХСКОГО ВОПРОСА
- 82% респондентов посчитали крайне важным урегулирование нагорнокарабахского конфликта для будущего РА в 10-летнем разрезе, а 14% посчитали это частично важной.
- 35% опрошенных считают наиболее приемлемым вариантом урегулирования нагорнокарабахского конфликта признание независимости НК.
- 34% считают самым приемлемым решением объединение НК с РА.
- 16% назвали придание НК автономного статуса в составе РА.
- 11% высказались за придание НК автономного статуса в составе РФ.
ЗАЩИТА ГРАНИЦ С АЗЕРБАЙДЖАНОМ БЕЗ ВНЕШНЕЙ ПОМОЩИ
- 29% опрошенных считает, что РА сможет защищать границы с Азербайджаном без внешней помощи.
- 17% — скорее всего сможет.
- 24% — скорее всего не сможет.
- 29% — точно не сможет.
КАКАЯ СТРАНА МОГЛА БЫ ПОМОЧЬ В ЗАЩИТЕ ГРАНИЦ
- РФ – 47%
- США – 18%
- Франция – 14%
- Иран – 8%
- Китай – 2%
- ЕС, сопредседатели МГ ОБСЕ, НАТО – по 1%.
АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН
3 февраля в беседе с АрмИнфо директор Института Кавказа Александр Искандарян выразил мнение, что:
- В свете последних событий, обусловленных довольно жестким торгом с США вокруг Украины, РФ будет стремиться к еще большему укреплению собственных позиции в странах ЕАЭС и ОДКБ. Речь идет о попытках выработки общей, консолидированной по Украине позиции стран-членов этих организаций, исходящей и соответствующей позиции РФ.
- Сама ОДКБ в конфликт вокруг Украины реально не вмешается. Но заявление данной организации как часть информационного обеспечения торга Россия-Запад Москве может понадобиться.
- Адресованные РА требования ограничить контакты с Западом не исключены. Оказать серьезного сопротивления подобным требованиям Ереван не в состоянии.
- Уровень конфронтации между Западом и РФ окажет негативное влияние на РА. В случае возникновения необходимости делать выбор между РФ и США, у РА будет крайне мало возможностей для маневрирования с целью уклонения от подобной перспективы.
- Однако особых предпосылок в пользу особого влияния на РА, в частности на ее отношения с Турцией и Азербайджаном, вследствие фактического участия в кризисе вокруг Украины и Турции, не усматривается.
- Возрастающий уровень турецкого влияния в регионе является для РА серьезной проблемой. Анкара сегодня уже претендует на статус игрока — доминанта на Южном Кавказе. А общие интересы с Баку эту перспективу лишь подкрепляют, особенно в свете идентичности турецких и азербайджанских интересов по итогам 44-дневной войны во всем, что касается РА и НК.
РУБЕН САФРАСТЯН
4 февраля в беседе с «Новости-Армения» тюрколог Рубен Сафрастян выразил мнение, что:
- «Шушинская декларация» будет предопределять ближайшее будущее турецко-азербайджанских отношений.
- Определенным этапным пунктом реализации этого соглашения станет создание некоего Союзного государства Турция-Азербайджан, по модели Россия-Белоруссия.
- Турция при этом стремится все больше увеличивать свою роль в регионе. Она в какой-то степени уже этого добилась.
- Во все большей степени политика Азербайджана определяется целями турецкой региональной политики, а она преследует цель усиления влияния Турции в геополитическом смысле. Для осуществления этой геостратегической цели Турция использует Азербайджан.
- Именно турецко-азербайджанский тандем нацелен на нарушение баланса в регионе, и РА в первую очередь нужно укреплять военно-политический, стратегический союз с РФ. «Это наиболее видимый противовес тем процессам, которые инициировала Турция у нас в регионе».
- РА надо быть готовыми ко всяким неожиданностям, которые могут преподнести и Турция, и Азербайджан, так что надо усиливать свою армию, восстанавливать систему безопасности. «Это важнейший фактор нашей безопасности в таком небезопасном регионе как наш».
РУБЕН МЕЛКОНЯН
7 февраля в интервью @SputnikArmenia тюрколог Рубен Мелконян выразил мнение, что:
- Армению не должна воодушевлять любезность заявлений Анкары. Турция очень быстро может вернуться к логике «Байрактаров».
- Турецкая сторона уже заявляет: стороны должны обсудить повышение взаимного доверия. Его дефицит обусловлен проблемами Геноцида армян и Карабаха, Карсским договором. Если эти вопросы будут обсуждать в Вене, то есть риск, что речь пойдет о турецких предусловиях.
- Турция применяет мягкую силу и постепенно расширяет свой арсенал, и это будет создавать проблемы для Еревана.
- Спецпредставителю и властям РА недостает профессионализма и опыта, чтобы просчитать действия Анкары.
- Анкара не пойдет по пути, предполагающему реализацию права народа НК на самоопределение, международное признание Геноцида. А непредсказуемые шаги могут вылиться в ужесточение заявлений Турции, превращение мягкой силы в жесткую.
ГРАНТ МИКАЕЛЯН
6 февраля в беседе с Armenia Today аналитик Грант Микаелян выразил мнение, что:
- Заявление экс-президента РА Армена Саркисяна о нехватке полномочий не следует понимать буквально. Речь идет о том, что в условиях, когда исполнительная власть действует наперекор воле президента с нарушением конституции и часто не консультируется с обществом, президент не может этому помешать в силу отсутствия полномочий.
- Саркисян был сдерживающим элементом для непродуманных действий властей. Сейчас, когда такой «предохранитель» внутри системы будет выключен, президент, исполнительная власть, омбудсмен, Конституционный суд, все остальные элементы власти будут под полным контролем правительства.
- У общества возникали подозрения, что частые иностранные визиты Саркисяна на посту президента были связаны с его частными интересами. Саркисян оставался непонятной и не понятой для общества фигурой. Как следствие, сложилась ситуация, когда ни его пребывание на посту президента, ни его уход с этого поста не были как-то особо восприняты обществом.
- Еще один негативный фактор — отсутствие в настоящее время иностранной критики и давления в адрес правительства, которые зачастую выступали, в том числе как институциональный сдерживающий фактор.
- В условиях отсутствия сдержек и противовесов, кроме неких моральных противовесов в виде СМИ и общественных заявлений, значительно вырастут риски непродуманных решений, ошибок, более агрессивного и менее согласованного поведения властей.
- Кандидат в президенты от правящей партии Ваагн Хачатурян в последние месяцы работал в правительстве Пашиняна, а значит, напрямую подчинялся ему. В том случае, когда президент, будучи слабым по конституции еще и подчинен премьеру, то это создает совершенно иной институциональный контекст.