Обзор 20 – 26 января 2022 г.
ОТСТАВКА ПРЕЗИДЕНТА РА
ПРЕЗИДЕНТ РА
23 января президент РА Армен Саркисян заявил, что решил подать в отставку.
- В своем послании он отметил, что не ушел с поста в переломный момент апреля-мая 2018 г., чтобы избежать внутреннего раскола, возможных столкновений, чтобы своим опытом и связями способствовать построению сильного и стабильного государства.
- Саркисян считает, что не смог повлиять на политические процессы, которые привели к нынешнему кризису из-за отсутствия необходимых механизмов.
- Он отметил, что у главы государства нет необходимых инструментов, чтобы в сложный для страны и нации период повлиять на коренные процессы внутренней и внешней политики.
- Институт президента на столь сложном этапе не должен становиться мишенью сплетен и теорий заговора. Стране нужны содержательные, глубоко продуманные, взвешенные и содержательные действия.
- Стране необходимы конституционные изменения, он надеется, следующий президент сможет работать более эффективно.
КОНСТИТУЦИЯ РА
- Согласно конституции РА, президент подает прошение о своей отставке в НС РА. Отставка считается принятой с момента ее обнародования в порядке, установленном законом.
- В случаях отрешения от должности, невозможности исполнения полномочий, отставки или смерти президента до вступления в должность новоизбранного президента его полномочия исполняет председатель НС РА.
- Внеочередные выборы президента проводятся не ранее чем через 25 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии на должность президента.
- Право на выдвижение кандидата в президенты имеет как минимум 1/4 от общего числа депутатов.
- Президентом избирается кандидат, который получил не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов.
- Президент РА, избранный посредством внеочередных выборов, вступает в должность на десятый день после избрания.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРМЕНИИ
24 января в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Демаркация границ с Азербайджаном невозможна, пока нет стабильности на границе.
- Армения передала свои предложения по безопасности и стабильности на границе России и Азербайджану. Они включают: зеркальный отвод войск, отсутствие предусловий для проведения разграничения (речь идет исключительно о механизмах реализации договоренностей), комиссию по делимитации необходимо сформировать в кратчайшие сроки, и делимитация не должна зависеть от урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
- Была предпринята попытка вывести рациональные предложения из обсуждений и сформулировать взаимоприемлемые предложения, и это удалось. «Те договоренности, которых мы достигли, чем раньше они будут выполнены, тем лучше, сейчас мы работаем над тем, чтобы это произошло».
- В конце концов смысл всего этого процесса в том, чтобы заключить мирный договор с Азарбайджаном. Но сначала надо вести переговоры.
- Публичные угрозы президента Азербайджана Алиева – «зеркальное отражение» заявлений из РА. «Азербайджан часто делает зеркальные заявления, которые звучали в Армении после 1994 г. В частности, после 1994 г. из Армении и Арцаха звучали такие выражения, как «вопрос Арцаха решен», «Баку-армянский город». Сейчас Азербайджан делает то же самое. Я имею в виду, что в этих заявлениях есть элемент мести, который, я надеюсь, является эмоциональным обстоятельством».
- РА признала территориальную целостность Азербайджана еще в 1992 г.
20 января секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Предложения РА по деэскаляции ситуации на границе были переданы Баку в письменном виде. Они касаются создания благоприятных условий для начала делимитации и демаркации границ, зеркального отвода войск и размещения пограничников с учетом карт советского периода, создания условий для перехода к разграничению.
- Ереван пока не получала от Азербайджана письменного ответа на предложения по деэскалации.
- РА продолжит работать над подготовкой мирного документа, для этого предстоит разрешить много вопросов. Речь идет о переговорном процессе по НК в рамках МГ ОБСЕ, делимитации и демаркации границ. Все это создаст основу для подписания мирного договора.
- Процесс делимитации и демаркации продлится достаточно долго. Опасности в этом процессе нет: ни одна община РА не окажется в нейтральной зоне.
- РА и международное сообщество не разделяют позицию азербайджанского руководства о том, что нагорнокарабахский конфликт урегулирован.
- Никаких ограничений в вопросе статуса НК не должно быть.
- Ключевой площадкой для решения нагорнокарабахского конфликта является формат сопредседателей МГ ОБСЕ.
- РА ожидает, что сопредседатели МГ ОБСЕ все же посетят регион.
20 января в интервью изданию «Арменпресс» пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил, что у армянской стороны нет предусловий в вопросе разграничения с Азербайджаном. Предложения армянской стороны касаются не предусловий, а воплощения в жизнь достигнутых на встречах в Сочи и Брюсселе договоренностей. По его словам, РА считает, что необходимо максимально быстро начать процесс разграничения на их основании.
ПРЕЗИДЕНТ РА
20 января в интервью Sky News Arabia президент РА Армен Саркисян заявил:
- Победа РА в первой карабахской войне была залогом мира в течение 26 лет.
- Платформа для переговоров с Азербайджаном — формат сопредседателей МГ ОБСЕ.
- После 44-дневной войны установлен режим прекращения огня, полноценного мира нет, ведутся переговоры при посредничестве РФ.
- Надеюсь, что РА и Азербайджану через компромиссы удастся установить мир.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
21 января глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- О каком зеркальном отводе говорят власти РА? Речь идет только об участках, на которые проник Азербайджан, или всей приграничной территории? Если речь идет о зонах вторжения, то Баку должен односторонне отвести войска.
- РА либо должна заставить Баку покинуть захваченные территории, либо обратиться за военной помощью в ОДКБ. Сам Азербайджан не согласится на предложения о зеркальном отводе.
- Что касается заявления главы МИД РА о том, что РА осуществляет политические процессы с ОДКБ, то хорошо бы Мирзояну четко объяснить, что армянская сторона ведет переговоры со всеми странами ОДКБ, политическим руководством ОДКБ, военным комитетом, которые должны работать со всеми международными организациями и заставить Азербайджан отойти.
- Власти Армении на примере Казахстана продемонстрировали состоятельность ОДКБ. Если армянское председательство в ОДКБ в состоянии задействовать потенциал организации в Средней Азии, то обязан это сделать и в РА.
- Для процесса делимитации враги должны стать соседями, создать смешанную комиссию, но при нынешней агрессивной риторике, провокациях и локальных нападениях Азербайджан соседом считаться не может.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
25 января в беседе с Armenia Today депутат НС РА Тигран Абрамян заявил:
- До сих пор неясно, на основании каких именно карт советского периода будет проведена делимитация и демаркация границ Армении с Азербайджаном. Часть представителей власти говорит о картах 1920-х годов, другая часть – о картах 1970-х годов. Между тем, эти карты существенно отличаются друг от друга.
- Что касается вопроса о зеркальном отводе войск, то отвести войска должен именно Азербайджан, который в мае и в ноябре 2021 г. совершил агрессию против суверенных территорий РА, по сути оккупировав их. «Этот термин сам по себе уже спорный. Армения должна потребовать безоговорочного отвода азербайджанских войск на позиции до 12 мая 2021 г., лишь после этого можно будет говорить о зеркальном отводе войск».
- В случае двустороннего отвода войск на 3 км, РА потеряет еще несколько населенных пунктов, которые окажутся в нейтральной зоне. С учетом же агрессивного поведения противника нельзя исключать, что эти населенные пункты также окажутся под прямым контролем Баку.
ПРАВО
ГЕНПРОКУРАТУРА НКР: ПРЕСТУПЛЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА
21 января Генпрокуратура Арцаха представила статистику преступлений Азербайджана после трехстороннего заявления 9 ноября 2020 г.
- В течении этого времени азербайджанские военные совершили 69 преступлений против жителей НК.
- Возбуждено 54 уголовных дела.
- В частности, по положению на 1 января 2022 г., зарегистрировано 5 убийств, 28 покушений, один случай терроризма, 16 случаев уничтожения имущества с применением оружия, 4 случая пыток.
- Убито 3 гражданских и 10 военных.
- Ранены 37 человек, в том числе 28 военных.
- Общий размер материального ущерба населению превысил $36 тысяч.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
Путин поговорил по телефону с Пашиняном
22 января в ходе телефонного разговора президент РФ Владимир Путин и премьер-министра РА Никол Пашинян обсудили договоренности, зафиксированные в трехсторонних договорах Армении, Азербайджана и России, а также вопросы, связанные с делимитацией и демаркацией армяно-азербайджанской границы.
Собеседники обговорили перспективы дальнейшего взаимодействия в ОДКБ и отметили целесообразность продолжения работы по линии сопредседателей МГ ОБСЕ.
ФРАНЦИЯ/ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
21 января в Ереване секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян и советник президента Франции по вопросам континентальной Европы и Турции Изабель Дюмон обсудили ситуацию на армяно-азербайджанской границе. Во встрече также участвовали спепредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар, советник президента Европейского Совета Магдалена Гроно, посол ЕС по вопросам Восточного партнерства Брис Роквой, глава делегации ЕС в РА Андреа Викторин и посол Франции в РА Анн Луйо. В ходе встречи было подчеркнуто, что процесс демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы должен быть начат как можно скорее, и для этого должна быть создана соответствующая атмосфера.
Изабель Дюмон и Тойво Клаар, затронув гуманитарные проблемы, отметили, что ЕС прилагает активные усилия для скорейшего разрешения кризиса, сложившегося вокруг вопроса, связанного с военнопленными.
Стороны выразили удовлетворение активным сотрудничеством Армения-ЕС.
Григорян подчеркнул готовность Армении продолжать сотрудничество с ЕС в процессе демократизации Армении и обеспечения безопасности в регионе.
Глава МИД РА Арарат Мирзоян также принял делегацию и выразил уверенность, что сотрудничество РА-ЕС будет эффективным и поспособствует установлению стабильности и безопасности на Южном Кавказе.
В ходе встречи были затронуты гуманитарные вопросы, сложившиеся в результате 44-дневной войны. В этом контексте была подчеркнута необходимость немедленного возвращения армянских военнопленных и заложников, удерживаемых в Азербайджане.
Собеседники обменялись мнениями о предпринимаемых шагах по повышению уровня безопасности и стабильности на армяно-азербайджанской границе. Мирзоян подчеркнул необходимость полного соблюдения режима прекращения огня и отказа руководства Азербайджана от воинственной риторики. Он призвал к полному возобновлению переговоров по всеобъемлющему урегулированию нагорнокарабахского конфликта в рамках мандата сопредседателей МГ ОБСЕ.
На встрече премьер-министра РА Никола Пашиняна с делегацией была обсуждена создавшаяся в регионе Южного Кавказа после 44-дневной войны ситуация, шаги по снижению напряженности и обеспечению стабильности на армяно-азербайджанской границе. Состоялся обмен мнениями вокруг результатов встреч, состоявшихся в Сочи и Брюсселе при посредничестве президента РФ, председателя Совета Европы и президента Франции, реализации достигнутых договоренностей.
Была подчеркнута необходимость полноценного запуска мирного процесса по долгосрочному урегулированию нагорнокарабахского конфликта под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ и активизации деятельности сопредседателей МГ.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
24 ноября в интервью ОТА спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар заявил, что:
- ЕС готов предоставить всеобъемлющие консультации, а также политическую поддержку в вопросе делимитации и демаркации границ между Арменией и Азербайджаном.
- Для снижения напряженности на армяно-азербайджанской границе необходимо приступить к предметным обсуждениям.
- Присутствие миссии ЕС в регионе продиктовано желанием содействовать установлению мира и процветания на Южном Кавказе, а не намерением установить здесь геополитический контроль.
OOН
22 января на пленарном заседании ГА ООН постпред РА в ООН Мгер Маргарян заявил:
- Инициатива ООН о поддержании мира и безопасности не сработала в НК.
- Осенью 2020 г. имела место грубая агрессия против Карабаха, которая повлекла за собой многочисленные смерти, рост беженцев, уничтожение жизненно важных инфраструктур и крупный гуманитарный кризис.
- Карабахский народ до сих пор испытывает на себе результаты азербайджанской агрессии.
- Препятствия на пути гуманитарных миссий ООН не позволяют ее представителям оказывать гуманитарную помощь населению НК в полном объеме.
- Необходимо усилить роль ООН в вопросе защиты международного права и прав народов, пострадавших от войн, на самоопределение.
- Армения вновь заявляет о своей поддержке Генсека ООН в вопросах повышения эффективности организации и адаптации к последующим глобальным вызовам.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РА
24 января в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Все зависит от ситуации, но если нынешняя динамика армяно-турецкого диалога сохранится, то велика вероятность, что РА примет участие в Анталийском дипломатическом форуме.
- Ереван не исключает установления дипотношений с Турцией уже в 2022 г. Но это зависит не только от РА, хотя установление отношений и открытие границ было бы логичным, учитывая начавшийся между сторонами диалог.
- То, что стороны зафиксировали, что согласны вести переговоры без предусловий, уже положительно характеризует первый раунд переговоров между Арменией и Турцией.
- «В 2005 г. Роберт Кочарян заявил, что у РА нет территориальных претензий к Турции. По сути, на это заявление сослался и Серж Саргсян. Мы не отказались от этой политики».
- Нет гарантий, что переговоры не провалятся, как случилось после подписания Цюрихских протоколов в 2009 г.
- С самого старта процесс нормализации отношений с Турцией прозрачный. Секретов от общественности нет, но постоянный поток информации о ситуации пользы не принесет.
- Все международное сообщество поддерживает нормализацию армяно-турецких отношений, в том числе РФ, ЕС и США.
- Локомотивом процесса признания Геноцида всегда была диаспора. Армения никогда не вела политику Ай Дата.
21 января в эфире радио «Азатутюн» министр экономики Ваан Керобян заявил:
- Керобян не видит рисков, связанных с более активной вовлеченностью Турции в процессы, происходящие на экономическом поле РА. Он не исключил появления на армянском рынке турецких компаний, которые будут создавать новые рабочие места, выплачивать налоги в госказну.
- «То же самое может происходить и в обратном направлении, когда армянские компании получат возможность для более активной вовлеченности на турецкий рынок».
ПРЕЗИДЕНТ АРМЕНИИ
20 января в интервью Sky News Arabia президент РА Армен Саркисян заявил:
- Армения и Турция уже пытались начать переговоры в 2009 г., но тогда в составе турецкой стороны не было еще одного участника – Азербайджана.
- У Армении были проблемы с Азербайджаном, и согласие с Турцией было невозможно без Баку.
- В составе армянской стороны не была представлена диаспора, которая сформировалась в результате Геноцида.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
20 января зампред комиссии НС РА по экономическим вопросам Бабкен Тунян заявил:
- Экспансии турецких товаров ожидать не нужно.
- РА и ранее торговала с Турцией — через Грузию, и серьезных проблем для экономики это не создавало.
- РА, будучи членом ЕАЭС, может установить меры по защите внутреннего рынка, но нельзя закрываться, нужно укреплять сильные отрасли экономики -высокотехнологические сферы, ИТ и традиционные отрасли.
- Тем не менее, в случае открытия границы будут и товары широкого потребления определенной ценовой категории, где армянские производители не смогут быть конкурентоспособными.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
21 января вице-спикер НС РА Рубен Рубинян и посол РФ в РА Сергей Копыркин обсудили урегулирование армяно-турецких отношений.
Рубинян, как спецпредставитель РА в этом процессе, поблагодарил российскую сторону за организацию недавней встречи в Москве и содействие процессу нормализации. Он оценил первые контакты как конструктивные и отметил, что армянская сторона заинтересована в разрешении конкретных вопросов.
Копыркин заверил, что российская сторона продолжит оказывать поддержку процессу нормализации.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
24 ноября в интервью ОТА спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар заявил, что:
- ЕС однозначно поддерживает процесс нормализации армяно-турецких отношений.
- Налаживание отношений между Ереваном и Анкарой исходит из региональных интересов ЕС. Установление мира и стабильности на Южном Кавказе имеет большое значение для ЕС.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РА
24 января в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- С закрытыми границами развивать экспортоориентированную экономику невозможно. Экономика РА очень нуждается в новых рынках и открытых коммуникациях. Не исключено, что может быть какой-то сегмент пострадает. «Мы думаем о строительстве смелтера и о запуске ряда других производств. Но для этого должны быть открыты границы. Через Турцию мы получаем выход и на европейские рынки и эффект будет очень высоким».
- Строительство железной дороги через Ерасх по предварительным расчетам в десятки раз дешевле, чем через Сюник. В этом заинтересованы инвесторы. РА может даже не потратить на это бюджетные средства. Подготовительные работы уже начаты. Эта дорога связывает РА с ИРИ и РФ, а если РА добьется открытия границ с Турцией, то РА получит железнодорожное сообщение со многими странами мира, с Европой и КНР.
- Открытие коммуникаций принесет Армении и Азербайджану огромные транзитные потоки от Персидского залива к Черному морю, из Европы, Турции и Ближнего Востока к РФ. «Этот общий проект может заложить основу для мирной повестки».
- Многие международные доноры уже проявляют интерес к отрезку железной дороги Ерасх-Джульфа-Ордубад-Мегри-Горадиз. Есть также европейские компании, которые «заинтересованы и готовы инвестировать и эксплуатировать».
- Арцах, после открытия коммуникаций, получит безопасность и свои экономические выгоды.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ОТСТАВКА ПРЕЗИДЕНТА РА
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
24 января в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Комментировать мотивы отставки президента РА Армена Саркисяна не уместно. Решение принимает и принял сам президент, а Пашиняна он известил об этом за несколько часов до публикации данного решения.
- Сведения о наличии у Саргсяна гражданства другой страны «почти невозможны».
- Позиция Саркисяна относительно реформы Конституции была известна, и позиция Пашиняна в этом вопросе отличается от позиции президента.
- Правящая политическая команда пока не обсуждала вопрос кандидата на пост президента. При принятии решения в результате этого обсуждения правящая команда должна руководствоваться опытом последних 4 лет. «Мы должны пойти на такие решения, чтобы между президентом, правительством и парламентским большинством была политическая гармония. Тем более сейчас, когда мы стоим перед серьезнейшими вызовами. Думаю, должна быть ситуация, когда парламент, правительство, президент чувствуют себя связанными единой ответственностью».
- У нас есть задача после 4 лет действия подвергнуть аудиту действующую Конституцию и посмотреть, какие есть возможности для улучшения или возможно в результате этого аудита внесение изменений в законодательство. Работа комиссии не обязательно приведет к внесению изменений в основной закон.
- Действующая в РА парламентская система управления не должна быть изменена на президентскую.
Депутат НС РА Хачатур Сукиасян:
- Заявление президента о том, что у него нет должных инструментов для эффективной работы, странно. Разве президент не мог за 4 года ознакомиться с Конституцией?
- На президента не было оказано никакого давления со стороны власти, а принятое решение, скорее всего, связано с какими-то личными мотивами.
- «Если 90% капитала данного человека находится за пределами Армении, то необходимо разобраться, насколько он привязан к нашей стране и насколько ей доверяет». Надо выяснить, сколько было потрачено из госбюджета на содержание института президента за прошедшие 4 года, и какая доля этих расходов оправдала себя, в том числе в плане инвестиций и налаживания отношений с другими странами.
Глава комиссии НС РА по обороне и безопасности Андраник Кочарян:
- Отставка президента стала неожиданностью для правящей партии.
- У Саркисяна было много поводов покинуть пост, и непонятно, почему он решил сделать это именно сейчас.
- Давления на президента исключены. Не могли стать поводом для ухода отношения с Турцией, нагорнокарабахское урегулирование, демаркация границ с Азербайджаном.
- В числе возможных причин отставки могли быть проблемы со здоровьем или какие-то семейные обстоятельства.
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
24 января глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:
- Происходящее в РА в последние годы является результатом бездействия и молчаливого согласия президента РА.
- Саркисян не сформировал сдерживающие власть механизмы, не исполнял свои полномочия.
- Саркисян не выполнил своих обязательств как президент.
- Отставка президента РА может быть связана с геополитическими и внутриполитическими факторами, некими новыми документами, от которых он убегает.
- Фракция «Армения» пока обсуждает, будет ли она выдвигать своего кандидата на пост президента. Президентом РА должен быть избран человек, который обладает большим авторитетом не только в РА, но и в диаспоре.
Депутат НС РА Артур Казинян:
- Уход президента РА свидетельствует об изменении ситуации и должен стать сигналом для всех как внутри страны, так и за рубежом.
- Причини отставки — внешнеполитические процессы, перестановки внутри власти и предстоящие конституционные реформы. К тому же, Саркисян, мог не согласиться с планами властей относительно Турции или в вопросе международного признания Геноцида армян.
Депутат НС РА Арам Вардеванян:
- Президент молча поддерживал властей. Дело не в ограниченности полномочий президента, на которые он сетовал. Если бы Саркисян был не так инертен, результаты его работы были бы заметны обществу.
- Эти годы показали, что президент больше выражал недовольство своими полномочиями без полной их реализации. В обратном случае институт президента мог бы состояться.
- Отставка президента подтверждает сложность ситуации, в которой находится страна. «Думаю, в тексте отставки есть конкретные сигналы».
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
24 января глава фракции «Честь имею» Артур Ванецян заявил:
- Отставка президента – запоздалый шаг, который ничего не изменит.
- Саркисян не выполнял своих полномочий в самые трудные для страны периоды. Хотя в свое время он и считал их недостаточными или малоэффективными, эти полномочия могли помочь разрешить кризисные ситуации, предотвратить катастрофические развития и положение, которое сложилось на сегодняшний день.
- Уже не столь важно, оказывалось ли на президента давление, он в период руководства активно сотрудничал с Пашиняном и выполнял его прихоти.
Депутат НС РА Айк Мамиджанян:
- Причины своей отставки, приводимые Арменом Саркисяном, далеки от логики.
- Скудные полномочия, на которые он постоянно жаловался, сам же и не использовал в отношении очевидно антиконституционных законов.
Зампред Республиканской партии Армен Ашотян:
- Своей отставкой президент РА еще более «расчищает» дорогу Пашиняну для полной консолидации власти в стране в своих руках.
- Это происходит, в том числе путем конституционных изменений, «являющихся ложной повесткой».
- В преддверии новых внешних угроз Саркисян решил «сбежать».
ДВИЖЕНИЕ 5165
24 января Движение 5165 выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечено:
- Отставка президента РА — бегство от ответственности.
- Причины этого неожиданного решения – опасные процессы, которые ждут РА и о которых знал Саркисян. Поэтому отставка президента, который находится за рубежом, вызывает лишь удивление.
- Все аргументы Саркисяна о необходимости отставки необоснованными. Он мог обратиться к народу, рассказать об угрожающих стране процессах, оценить действия правительства, но этого не произошло.
ЭКОНОМИКА
ААЭС-РОСАТОМ
20 января Росатом и Армянская атомная электростанция на Всемирной выставке в Дубае подписали Меморандум о взаимопонимании для проработки возможного сотрудничества по сооружению новых атомных энергоблоков российского дизайна на территории РА, на площадке ААЭС.
ГЛАВА МИНЭКОНОМИКИ: ВВП РА
21 января в эфире радио «Азатутюн» министр экономики Ваан Керобян заявил:
- В начале февраля 2022 г. темпы роста ВВП будут двузначными, однако при их сопоставлении с темпами инфляции можно будет говорить о реальном росте экономики в 5-6%. Эти цифры резко отличаются от прогнозов, которые давали по темпам роста экономики страны международные финансовые институты.
- «Тем самым мы посылаем положительные сигналы нашей общественности о том, что ситуация в экономике не так уж и плоха, как иногда представляется».
- На долгосрочную перспективу поставлена задача ежегодного обеспечения высоких темпов роста ВВП в пределах не менее 7%.
- С точки зрения глобальной конкурентоспособности главной проблемой РА является ее изолированность. Выход из этого положения позволит повысить конкурентоспособность государства и ее экономики.
КОМИТЕТ ГОСУДОХОДОВ РА: 1000 КРУПНЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
- 1000 крупных налогоплательщиков за 12 месяцев 2021 г. в государственный бюджет заплатили более 1 трлн 206 млрд драмов.
- Сумма платежей, произведенных в налоговый орган, составила более 989 млрд 980 млн драмов, а сумма платежей, произведенных в таможенный орган, составила более 216 млрд 881 млн драмов. Список 1 000 крупнейших налогоплательщиков возглавляет Зангезурский медно-молибденовый комбинат (48 842 019). Вторым по объему выплат налогоплательщиком является «Газпром Армения» (47 825 132).
- В первую десятку также вошли «Аппарат МО РА» (42 656 806), «Гранд Тобако» (42 157 046), «ГеоПроМайнинг Голд» (20 839 147), «Интернэшнл Масис Тобако» (20 235 400), «СиПиЕс Ойл» (18 139 549), «МТС Армения» (15 715 402), «Флеш» (15 482 097) и «Техут» (15 325 378).
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
НАЗНАЧЕНИЯ
24 января Кристине Григорян стала новым омбудсменом РА. За нее проголосовали 68 депутатов, против никто не высказался. Выборы были безальтернативными – Григорян стала единственным претендентом, предложенным правящей фракцией «Гражданский договор».
26 января глава департамента Азии и Тихоокеанского региона МИД РА Мнацакан Сафарян был назначен новым замглавы МИД РА.
УВОЛНЕНИЯ
26 января три вице-мэра Еревана: Сергей Арутюнян, Сергей Нерсисян и Гаяне Мелком Мелкомян были уволены.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РЕСПУБЛИКА КИПР
19 января в РА прибыла делегация во главе с начальником ГШ Национальной гвардии Кипра Демокритосом Зервакисом.
- В ходе встречи Зервакиса с главой Генштаба ВС Армении Артаком Давтяном кипрской стороне были представлены ситуация, сложившаяся после 44-дневной войны и имеющиеся в регионе вызовы. Также были обсуждены направления сотрудничества по укреплению боеспособности ВС двух стран. Была отмечена важность как двустороннего, так и инициированного с 2019 г. трехстороннего сотрудничества в формате Армения-Кипр-Греция.
- Зервакиса принял также министр обороны РА Сурен Папикян. Он выразил благодарность кипрской стороне за четкую позицию в вопросе Арцаха и подтвердил позицию армянской стороны относительно вопроса Кипра и ситуации в Восточном Средиземноморье. Также Папикян подчеркнул важность двустороннего военно-технического сотрудничества и заявил о готовности армянской стороны возобновить работу межправительственной комиссии, созданной с этой целью.
США
19 января председатель НС РА Ален Симонян встретился со спикером Палаты представителей США Нэнси Пелоси. В ходе встречи Симонян проинформировал спикера Палаты представителей о нынешнем этапе нагорнокарабахского конфликта и ситуации в регионе после 44-дневной войны, подтвердив готовность РА работать во имя мира и безопасности в регионе. Спикер подчеркнул, что власти Азербайджана продолжают открыто угрожать суверенитету и территориальной целостности Республики Армения, посягать на ее территорию. Стороны согласились, что окончательное урегулирование конфликта может быть достигнуто только путем мирных переговоров под эгидой сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Делегация во главе с Симоняном в Вашингтоне провела встречу с президентом Международного республиканского института Дэниелом Туинингом и директором института по вопросам Евразии Стивеном Никсом. Участники встречи обсудили ряд вопросов, касающихся прав человека и демократии, реализуемых в Армении в ряде сфер реформ. Стороны подчеркнули важность совместной повестки, нацеленной на защиту демократических ценностей.
20 января в РА с рабочим визитом прибыла делегация европейского командования США. На встрече с американскими коллегами во главе с генералом Эдвардом Воном присутствовали замминистра обороны РА Арман Саркисян и посол США Линн Трейси. Стороны обсудили региональную безопасность и вопросы сотрудничества в оборонной сфере. С делегацией также встретился первый замглавы ГШ ВС РА Аракел Мартикян. Последний отметил важность сотрудничества в сфере миротворчества, военной медицины и образования, предложил приложить усилия для развития сотрудничества. Американская сторона представила ряд предложений, в том числе по развитию программ реабилитации раненых военнослужащих, систем реагирования в кризисных ситуациях.
В рамках визита американская делегация побывала в миротворческой бригаде МО Армении, посетила Национальный оборонно-исследовательский университет, а также Центральный клинический военный госпиталь Минобороны, где состоялась церемония передачи оборудования для полевого госпиталя, приобретенного при содействии США.
РОССИЯ
24 января в ходе онлайн пресс-конференции премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Армяно-российские отношения динамично развиваются. «Они продолжают оставаться стратегическими и союзническими и скреплены очень важным экономическим компонентом — членством в ЕАЭС. Надеюсь и уверен, что динамика отношений между Арменией и Россией не только сохранится, но и станет более эффективной»,
- Он высоко оценил деятельность российских миротворцев в Арцахе и выразил надежду, что благодаря их деятельности число случаев нарушения режима прекращения огня будет сведено к нулю.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
СМИ: ВОПРОС ГРАЖДАНСТВА ПРЕЗИДЕНТА РА
Издание Hetq.am пишет, что причины отставки президента могут быть гораздо интереснее: у него есть гражданство Сент-Китс и Невис. Именно наличие у него до избрания паспорта этого государства и стало реальным основанием для ухода. Сам президент утверждает, что он от подданства отказался, но, когда ему предложили стать президентом, выяснилось, что процедура не завершена. Получается, что Саркисян возобновил процесс незадолго до избрания. Это значит, что он не мог претендовать на пост, а все подписанные им документы незаконны.
СМИ: ВОЗМОЖНЫЙ ВЫВОД 102-ОЙ БАЗЫ
Газета «Жоховурд» сообщает, что из Ширакской области поступают сигналы, что в случае урегулирования армяно-турецких отношений 102-ая российская военная база, возможно, будет выведена из Гюмри, поскольку нужды в ней уже не будет. На соответствующий вопрос газеты губернатор Ширака Назели Багдасарян посоветовала обратиться с этим вопросом в МО РА, а также напомнила о подписанном в 2010 г. протоколе о продлении срока пребывания российской военной базы в Гюмри до 2044 г.
На соответствующий вопрос Armenia Today депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил, что РА и РФ являются стратегическими союзниками и у него нет сведений о подобного рода разговорах. Депутат НС Ваагн Овакимян, в свою очередь, напомнил, что, согласно армяно-российскому договору, присутствие российской базы в РА пролонгировано до 2044 г., а «распространение подобных слухов является просто абсурдом».
СМИ: 2-АЯ АРМЯНО-ТУРЕЦКАЯ ВСТРЕЧА ПРОЙДЕТ В ТУРЦИИ
По сведениям издания «Паст», 2-ая встреча спецпредставителей РА и Турции, возможно, состоится в середине февраля в Стамбуле. Согласно источнику издания, Рубен Рубинян после первой встречи в Москве, сразу же доложил о ее результатах Пашиняну и только потом с его ведома и позволения передал определенную часть информации МИД РА. МИД в целом остался вне этого процесса, оказавшись в статусе наблюдателя, что там вызвало сильное недовольство.
СМИ: КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ ОТ ПРАВЯЩЕЙ ПАРТИИ
По сведениям ArmLur.am, партия «Гражданский договор» предложит кандидатуру главы аппарата премьер-министра РА Араика Арутюняна на пост президента. Именно с этим и связаны последние кадровые перестановки: Наири Саркисяна уволили с должности помощника премьера, чтобы потом повысить до руководителя аппарата.
Однако депутат от фракции «Гражданский договор» Грачья Акопян сообщил изданию «Пастинфо», что партия еще не обсуждала вопрос выдвижения кандидатов на должность президента.
МНЕНИЯ
ТАТУЛ МАНАСЕРЯН
21 января экономист Татул Манасерян в беседе с каналом TV5 заявил:
- «Говоря о Турции — это же не только турецкие товары. Речь идет о совместных производствах с Францией, Германией, Италией — всем миром. Мы готовы к этому?».
- Манасерян обратил внимание на сельское хозяйство, которое оставлено без присмотра после ликвидации соответствующего министерства.
- Закрытие границ тоже является неправильным, но для начала РА необходимо понять свои преимущества, разобраться, к чему она стремится, и начать решать поставленные задачи.
- В отношениях с Турцией Армения должна понять свои конкурентные преимущества.
СУРЕН САРКИСЯН
23 января в беседе с АрмИнфо аналитик Сурен Саркисян выразил мнение, что:
- в случае претворения в жизнь планов властей РА по проведению референдума по реформированию Конституции, Армения удовлетворит все еще остающиеся турецкие предусловия. Речь идет о некоторых известных документах, в которых Анкара выставляет требование о признании собственной территориальной целостности. И, конечно, требования об отказе от каких-либо территориальных требований в будущем. А также стереть упоминание о Западной Армении в Декларации о независимости и удалить гору Масис с герба РА. «Я более чем убежден, что отказываться от данных предусловий турки не намерены».
- Ереван, по сути, уже удовлетворили два основных турецких предусловий, сдав Арцах Азербайджану и отказываясь что-либо предпринимать в направлении достижения международного признания Геноцида армян. Это создает в стартовавшем армяно-турецком переговорном процессе уникальную ситуацию, поскольку в ходе предыдущих попыток наладить отношения всего этого не было.
- В текущих отношениях Турции с Азербайджаном следует учесть долги Алиева перед в первую очередь Эрдоганом за турецкое участие в 44-х дневной войне. Без поддержки Турции, Израиля и Пакистана Азербайджан победы не добился бы. И Анкара в ответ ожидает от Алиева большей интеграции Азербайджана в собственные интеграционные проекты ценой отрыва от проектов российских.
- Необходимо отметить стремление Анкары и Москвы затащить Баку, соответственно в Тюркский и Евразийский Союз. И именно Азербайджан сегодня является главным куском в борьбе этих двух проектов.
- Консенсуса относительно свершения в Азербайджане «революции» по примеру казахстанской между основными игроками пока что нет. Есть лишь «консенсус» относительно необходимости совершения Алиевым окончательного выбора между Москвой и Анкарой. «В противном случае этот выбор вполне могут сделать без него и за него».
АРА ПАПЯН
23 января в беседе с АрмИнфо руководитель аналитического центра Modus Vivendi Ара Папян выразил мнение, что:
- Предлагаемый властями Армении Азербайджану зеркальный отвод войск с последующей делимитацией и демаркацией границ завершится скорее новой войной, чем миром. «Зеркальный отвод войск станет для Баку очередной возможностью закрепиться на новых позициях и начать подготовку к очередной агрессии… Так или иначе, при желании, в Баку всегда могут устроить очередную провокацию и обвинить в этом нас».
- Реализация зеркального отвода совершенно невыгодна РА, поскольку армянские ВС, в отличие от азербайджанских, будут отступать на своей территории, в первую очередь ввиду невыполнения Азербайджаном собственных обязательств даже в рамках заявления от 9 ноября 2020 г. Отдельной угрозой является перспектива оказания приграничных армянских сел в нейтральной зоне, которую предлагает создать Ереван.
- Азербайджан уже нарушил, причем во многих местах, даже административные границы времен Армянской и Азербайджанской ССР, не говоря о том, что границы между республиками единого суверенного государства — СССР не могут и не должны быть ориентиром для определения границ двух суверенных государств. Последние должны определяться на основе карт времен существования независимых, признанных международным сообществом, Республики Армения и Республики Азербайджан. Все остальные предложения — нелепые и ультимативные, хотя бы потому, что они обусловлены стремлением обеспечить очередное отступление РА под угрозой войны.
ТИГРАН ДЖРБАШЯН
23 января директор Службы управленческого консалтинга компании «Америа» Тигран Джрбашян в эфире Первого канала выразил мнение, что:
- Структура экспорта Армении за последние 20 лет серьезно деградировала. «За 25 лет в экспортной политике, мы все еще производим впечатление котенка, который только открыл глаза, и не понимает, в какую сторону ему идти». Невзирая на многочисленные разговоры о необходимости наличия стратегии экспорта, подобного документа у государства все еще нет. Сфера лишена конкретной направленности.
- В рейтинге Массачусетского технологического университета «Индекс экономической сложности» Армения приблизилась к Казахстану, как страна, экспортирующая природные ресурсы. Это означает что создаваемая внутри страны добавленная стоимость в совокупном экспорте постоянно снижается, подчеркнул он.
- Второй блок проблем связан с концентрацией рынков сбыта на российский рынок. Существует растущая зависимость от экономической ситуации в РФ и от международных цен на рынке металлов.
- Система соглашений государства о внешней торговле с рядом стран не подлежит каким-либо логическим объяснениям. Роль государства состоит в заключении межправительственных соглашений, создании институтов по содействию экспорта, стимулировании участия в выставках в той или иной стране. «Но почему средства налогоплательщиков направляются на участие армянских экспортеров в те страны, где мы и так уже широко представлены, и которые для нас являются вполне доступными. Почему бы не направить эти же средства, к примеру, для участия в выставках, проводимых в Африке, Азии, Европе, Ближнем Востоке и др.?». Подобная политика обусловлена легкостью достижения результата. Такая же ситуация и с торговыми представительствами РА в ряде стран.
- Отсутствуют институты, направленные на стимулирование экспорта. Сегодня действует небольшая структура в лице Экспортного страхового агентства, которая пробует страховать экспорт МСБ. Решение о закрытии Панармянского банка было неверным, невзирая на неэффективность его менеджмента. Данную структуру можно было реформировать, приравняв ее статус к логике функционирования Эксимбанка, который бы стимулировал экспорт, что имеет место быть почти во всех странах.
- В условиях, когда у правительства нет подобной инфраструктуры, инструментов стимулирования экспорта, денежно-кредитная политика становится основной головной болью. «Если смотреть на нашу систему реального курса с основными экспортными партнерами, то мы видим, что со временем наш реальный курс укрепляется и наши товары теряют конкурентоспособность на этих рынках».