×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-41/
Новости
19 мая
18 мая
17 мая
16 мая
13 мая
12 мая
11 мая
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
16:02 , 20 Январь 2022
1227
0

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

13 января премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • На границе с Азербайджаном продолжаются инциденты, приводящие к жертвам.
  • Правительство РА уже озвучило свою политику: один из приоритетов — повышение обороноспособности страны.
  • «Для открытия повестки мирного развития Южного Кавказа нам нужны крепкие нервы, ведь многие попытаются доказать, что это невозможно».
  • Правительство будет последовательно двигаться по этому пути и должно сделать все, чтобы вокруг РА сформировалась стабильная и безопасная среда.

14 января МИД РА выступил с заявлением по случаю 32-летия армянских погромов в Баку, в котором, в частности, отмечается:

  • 32 года назад в Баку началась резня армян, ставшая кульминацией политики истребления и насильственной депортации армянского населения, проживающего в Азербайджанской ССР. Сотни людей были убиты, искалечены и пропали без вести в результате недели кровавых массовых преступлений. Эти массовые убийства завершили процесс выселения армян из Азербайджана, в результате которого около полумиллиона армян стали беженцами.
  • Последовательное отрицание бакинских погромов и других злодеяний в отношении армян, прославление их виновников, продолжающееся разжигание ненависти к армянам до сих пор являются государственной политикой Азербайджана, которая выражается в разжигании ненависти и агрессивной политике в отношении Армении и Арцаха, а это – ключевая угроза миру и стабильности в нашем регионе.

19 января в НС РА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Ереван при посредничестве Москвы передал Баку пакет предложений по деэскалации приграничной ситуации. Эти предложения исходят из интересов РА.
  • Армения и Азербайджан пока обсуждают условия создания комиссии по делимитации и демаркации границ. Пока не внедрены механизмы по установлению и поддержанию стабильности и безопасности, предупреждению возможных столкновений на границе, работа этой структуры будет затруднена.
  • Для вывода азербайджанских войск с территории РА задействованы не силовые, а политические механизмы ОДКБ. В их числе и двусторонние механизмы, но не непосредственное военное вмешательство.
  • Этот вопрос должен решиться до начала или в процессе работы комиссии по делимитации. В пакете предложений, переданного Баку, именно советские карты взяты за основу для зеркального отвода войск. Свои предложения по снижению напряженности на армяно-азербайджанской границе представила и МГ ОБСЕ.
  • МГ ОБСЕ остается единственным форматом по урегулированию нагорнокарабахского конфликта. Хотя азербайджанское руководство не впервые выступает с не очень конструктивными заявлениями, однако публичные заявления не всегда полностью или даже частично совпадают с тем, что говорится на закрытых встречах.
  • Сейчас в повестке подготовка визита сопредседателей МГ ОБСЕ в регион.

19 января в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян отказался повторить, что без Арцаха нет Армении. В ответ на такое предложение от оппозиционного депутата, он заявил: «Мы заявляем то, что считаем целесообразным. То, что мы заявляем, указано в программе правительства. Если у вас проблемы с памятью откройте и выучите наизусть. Не говорите нам повторять то или иное предложение».

НС РА: ПРОЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ О ДЕЛИМИТАЦИИ И ДЕМАРКАЦИИ ГРАНИЦ

17 января фракция «Гражданский договор» отказался обсуждать предложенное фракцией «Армения» заявление о делимитации и демаркации границ с Азербайджаном. Правящее большинство отказалось включать вопрос в повестку заседания.

Глава фракции «Армения» Сейран Оганян отметил, что происходящее на границах беспокоит общественность, и принятие такого заявления позволит обсудить столь важный вопрос. Уточнение границ с соседями, разумеется, необходимо, но столь поспешное проведение процесса поставит под угрозу безопасность Армении и НКР.

С аргументами оппозиции не согласились представители большинства, отметив, что процесс с Азербайджаном нельзя увязывать с нагорнокарабахским вопросом. ️Секретарь фракции правящего «Гражданского договора» Артур Ованнисян заверил, что дефицита информации по вопросу делимитации и демаркации нет и обвинил оппозицию в спекуляциях.

ВЛАСТИ АРЦАХА

14 января МИД НКР выступило с заявлением в ответ на заявления президента АР Алиева, который видит «раздражающие моменты» в миссии российских миротворцев и считает, что МГ ОБСЕ не должна заниматься нагорнокарабахским конфликтом, потому что он решен, а от Еревана он требует признать территориальную целостность Азербайджана. В заявлении МИД НКР отмечается, в частности, что:

  • У Алиева антиармянская, деструктивная, экспансионистская лексика и идеи. Подобная политика грубо нарушает международное право, достигнутые договоренности и направлена на торпедирование инициатив по установлению мира и сохранению стабильности существующих форматов урегулирования. Такая политика должна удостоиться соответствующей оценки со стороны международного сообщества.
  • Сопредседательство МГ ОБСЕ является единственным согласованным форматом урегулирования конфликта, а любые попытки бросить тень на миссию российского миротворческого контингента неприемлемы.
  • Обвинения в адрес деятельности сопредседателей МГ ОБСЕ и миротворческой миссии, осуществляемой в Арцахе одной из стран-сопредседателей – РФ, нелепы. Степанакерт высоко ценит миссию российского миротворческого контингента в Арцахе и считает неприемлемыми любые попытки скомпрометировать ее деятельность.

18 января на пресс-конференции госминистр НКР Артак Бегларян заявил:

  • Международная изоляция НКР после войны усилилась, во многом, благодаря усилиям Азербайджана. К примеру, до сих пор НК не посетили сопредседатели МГ ОБСЕ, делегации ЮНЕСКО, комиссар по вопросам беженцев ООН. Однако международные структуры должны работать смелее, не идти на поводу у Азербайджана.
  • После недавнего заявления Алиева относительно МГ ОБСЕ пришло время сопредседателям не только посетить НКР, но и признать его независимость или хотя бы реализацию права на самоопределение. «Это обязательно после войны, потому что все основные вопросы или решены, или попраны, кроме права на самоопределение».
  • Подобное поведение Алиева обусловлено, в первую очередь, поведением самих сопредседателей МГ ОБСЕ, которые молчат. «Это не первый раз, когда Алиев не только выступает с заявлениями о блокировке их деятельности, но и высмеивает деятельность посредников, и даже унижает их». Сопредседатели уже должны говорить с позиции арбитра, а не как примирители, или решающие исключительно технические вопросы посредники. «Даже, если Азербайджан говорит, что конфликт урегулирован, все понимают, что он не решен, более того находится в более сложной ситуации».
  • Если Азербайджан не желает иметь дела с каким-либо международным посредником при урегулировании этого конфликта, должны быть приняты односторонние решения и действия со стороны международного сообщества. «А чем больше они будут придерживаться трусливой политики, тем больше Азербайджан будет наглеть».
  • Бегларян не согласен с утверждением завкафедрой истории Мичиганского университета Жирайра Липаритяна о том, что у Республики Арцах нет будущего.У НКР есть будущее, и жить и созидать на собственной земле является гарантией этого будущего. Липаритян может и не застать факт международного признания Республики Арцаха, поскольку он находится в преклонном возрасте, но этот момент, несомненно, наступит.

19 января глава МИД НКР Давид Бабаян заявил:

  • Вероятность новой войны в регионе крайне мала. Полностью исключить опасность нельзя, но на данном этапе такая вероятность очень низкая.
  • Широкомасштабное нападение на РА будет означать нападение на ОДКБ и не останется незамеченным. ️Это подтвердили последние события в Казахстане и реакция на них.
  • Если бы пантюркисты и террористы достигли своей цели в Казахстане, вероятность войны в НКР была бы практически стопроцентной.
  • Мир и стабильность в НК поддерживают российские миротворцы, и нападение автоматически станет посягательством на РФ. ️Этого не могут не понимать в Баку.
  • Визиту сопредседателей МГ ОБСЕ в НК препятствует Азербайджан. Однако рано или поздно он должен состояться, тем более что сами посредники в этом заинтересованы.
  • Для НКР сейчас важнейшим является международное признание, сохранение своей субъектности. Арцах продолжит защищать свои интересы, независимость и суверенность. «Позиция официального Степанакерта неизменна. Мы изначально заявляли, что исключаем какое-либо подчинение Арцаха Азербайджану – в любом статусе».
  • Вопрос должен быть урегулирован пакетным вариантом –все вопросы должны быть решены одновременно. А если мы идем на поэтапное урегулирование, то в качестве первого шага Азербайджан должен признать независимость Карабаха. Что касается вопроса возвращения беженцев, то позиция Степанакерта заключалась в следующем: он может быть решен только после урегулирования всех политических вопросов, таких как определение статуса Арцаха и границ. Также возвращение беженцев должно было происходить исключительно по зеркальному принципу – то есть армяне, ранее проживавшие в Баку, Сумгаите, Кировабаде, возвращаются в свои дома. Если же они отказываются от этого, вопрос этот в одностороннем порядке не может быть решен, подчеркнул глава МИД Арцаха.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

18 января на брифинге вице-спикер НС РА Ишхан Сагателян (АРФ) заявил:

  • Шуши и Гадрут должны быть возвращены. «Как именно это будет сделано – мы видим эту возможность».
  • Армении необходима национальная власть, которая восстановит мощь армии, возможности и ресурсы. То, что случилось — не приговор и не конец.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

ОДКБ

19 января в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Правительство РА не забывает о возможности обратиться в ОДКБ из-за вторжения Азербайджана.
  • Приоритетная задача Еревана в ОДКБ, в том числе, во время своего председательства – совершенствование механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации. Правительство предпринимает все шаги, которые могут пойти на пользу стране. ОДКБ решает вопросы, в первую очередь, политическим путем.
  • При необходимости РА обратится в ОДКБ по 4-й статье, которая предусматривает, что если одно из государств подвергнется агрессии, то это будет рассматриваться остальными партнерами по организации как агрессия против всех.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВСТРЕЧА ПРЕДСАВИТЕЛЕЙ РА И ТУРЦИИ

14 января в Москве прошли переговоры по нормализации отношений между РА и Турцией, которые длились 1,5 часа. Согласно официальным сообщениям МИД РА и Турции, встреча представителей РА и Турции Рубена Рубиняна и Сердара Кылыча прошла в конструктивной атмосфере. Стороны договорились продолжать переговоры без предварительных условий с целью полной нормализации.

 

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

13 января пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил:

  • Ереван рассчитывает, что в результате процесса диалога с Анкарой между Арменией и Турцией будут установлены дипломатические отношения, а также будет открыта граница между двумя странами.
  • Армения всегда заявляла, что готова к нормализации отношений с Турцией без каких-либо предварительных условий.
  • По мнению армянской стороны, турецкое правительство также разделяет подход к началу диалога без предварительных условий.
  • Первая встреча спецпредставителей будет носить познавательный характер.

17 января вице-спикер НС РА Акоп Аршакян заявил:

  • С момента провозглашения независимости и с тех пор, как Турция закрыла границу, РА всегда выступала за установление дипотношений без предусловий. Эта позиция не изменилась, и правительство РА продолжает выступать за скорейшее урегулирование без каких-либо условий в интересах армянского народа.
  • Турция вновь может попытаться навязать свою повестку Армении. Есть и опасность, что Анкара снова будет пытаться давить на РА, в том числе путем прямой военной поддержки Азербайджана. Однако Ереван, хотя и считает переговоры по нормализации отношений важными, не станет поступаться своими интересами и Конституцией.
  • Армянская сторона по-прежнему считает невозможным обсуждение какого-либо экстерриториального «коридора».

В тот же день в эфире армянской службы радиостанции «Свобода» спецпредставитель РА, вице-спикер НС Рубен Рубинян заявил:

  • Вопрос «коридора» через территорию Сюникской области не обсуждался в ходе первой встречи спецпредставителей Армении и Турции в Москве.
  • Во время встречи обсуждались общие подходы относительно процесса нормализации отношений.
  • Ереван очень заинтересован в содержательных переговорах. Несодержательные переговоры могут создать впечатление имитации, а Ереван заинтересован в решении реальных проблем. «Реальные проблемы – в первую очередь, открытие границы. Во-вторых –установление дипломатических отношений. Мы делаем все, чтобы процесс был содержательным и ожидаем, что турецкая сторона проявит такой же подход».
  • Признание Геноцида армян ни при одной власти не было для Еревана условием для нормализации контактов. Что касается НК и региональных коммуникаций, то эти вопросы обсуждаются в совершено других форматах.
  • На следующей встрече Ереван ожидает предметных переговоров с Анкарой.
  • Место и формат следующей встречи зависят, в том числе и от повестки, которую будет возможно сформировать.

В свою очередь, секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • РА не обсуждала, не обсуждает и не будет обсуждать ни один вопрос в коридорной логике. «Вопрос коридора для нас является красной линией, об этом знают все: об этом знает Азербайджан, об этом знают все страны, которые так или иначе имеют дело с Арменией».
  • Пытаться говорить в логике предусловий — процесс, который никуда не ведет.
  • Чтобы начать отношения, понять подходы друг друга, потому что очень часто армянская оппозиция или другие политики говорят о том, что Турция что-то заявила. «Для того, чтобы понять более глубокий контекст этих заявлений, наш подход заключается в том, что мы должны сесть за стол переговоров с Турцией, понять, каковы их подходы, обсудить их, представить свои подходы, попытаться нормализовать отношения. Мы считаем, что можно нормализовать отношения, и если мы воспользуемся этим окном возможностей, то в долгосрочной перспективе можно нормализовать армяно-турецкие отношения».
  • Если будет положительная динамика в нормализации двусторонних отношений, контакты еще больше увеличатся, и мы сможем найти путь, ту форму для того, чтобы нормализовать отношения.

19 января в НС РА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • В декабре 2021 г. в рамках встречи глав МИД стран ОБСЕ в Стокгольме он побеседовал со своим турецким коллегой Чавушоглу в коридоре между двумя залами заседаний. Он и Чавушоглу поздоровались, сказали, что рады познакомиться, настроены на урегулирование и договорились назначить представителей и начать процесс. Это была «не официальная встреча, но встреча, и сигналы, кажется, положительные». О какой-либо секретной встрече речь не идет, а официального сообщения о встрече не было распространено, так как она не носила официальный характер.
  • Власти РА не поставят под сомнение факт геноцида армян. «Никогда ни одна власть в Армении, и в будущем также, не попытается поставить под сомнение исторический факт геноцида».
  • Ни армянская, ни турецкая сторона не выдвигали предусловий для начала процесса нормализации отношений. Официальные сообщения по итогам первой встречи лишь подтвердили. Процесс не связывается ни с какой «коридорной» логикой.

19 января в НС РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Он несет личную ответственность за процесс нормализации отношений с Турцией. Независимо от того, кто будет переговорщиком, всю ответственность за процесс несет он.
  • Решение назначить спецпредставителем в переговорах с Турцией вице-спикера НС РА Рубиняна было принято исходя из «политической целесообразности». Спецпредставитель отчитывается перед премьером, Совбезом и народом.
  • «Я поступил так, чтобы вдруг не наделить статусом скрытого, конспиративного члена партии, который вместо того, чтобы докладывать государству, приходил и докладывал, скажем, агентам влияния других стран».

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

18 января на брифинге вице-спикер НС РА Ишхан Сагателян (АРФ) заявил:

  • Мы не против нормализации отношений с Турцией, но важно знать какой ценой.
  • Нынешние власти не способны отстаивать интересы Армении. Переговоры с Турцией велись и прежде, однако с армянской стороны не было никаких уступок. Сейчас власти ведут страну по опасному пути, ставят под угрозу существование Армении.
  • «Мы не потерпим политику, которая нацелена на то, чтобы поставить на колени и отуречить Армению».

19 января в беседе с АрмИнфо руководитель бюро АРФ «Ай Дат» Киро Маноян заявил:

  • Факт назначения неопытного Рубена Рубиняна спецпредставителем РА в переговорах с Турцией создает впечатление, что в реальности между Ереваном и Анкарой все уже согласовано. Соответственно, переговоры будут носить исключительно имитационный характер.
  • Существенная разница в весовых категориях спецпредставителей, поражение РА в войне не только против Азербайджана, но и фактически против Турции осенью 2020 г. уже формирует определенное отношение Анкары к Еревану. Это придает фигуре армянского спецпредставителя в лучшем случае третьестепенное значение. «Турки считают решенным вопрос Арцаха, но продолжают требовать «Зангезурский коридор», что является продолжением их многолетней политики предусловий в отношении Армении».
  • Важной целью Анкары в процессе с Ереваном — уничтожение политических тезисов и целей армянской диаспоры США, что содержит определенную опасность, в первую очередь, в силу перспективы формирования турками, при поддержке властей РА, препятствий на пути деятельности офисов «Ай дата» и других диаспорских политических структур.
  • В случае противодействия официального Еревана работе данных структур, армянам диаспоры будет значительно сложнее отстаивать свои интересы, что завершится всплеском недовольства уже не только в Диаспоре, но и в самой РА.
  • В перспективе разблокирования армяно-турецкой границы для РА нет особых экономических выгод. Открытие турецкого рынка для армянской продукции завершится ничем, в первую очередь, ввиду необходимости соответствия импорта в Турцию европейским стандартам. Подобной продукции в Армении производится крайне мало, в то время, туркам сегодня ничего не мешает экспортировать в РА товар любого качества.
  • В экономической компоненте нормализации отношений есть еще одна угроза — экономическая экспансия Турции в РА с перспективой экспансии уже политической, посредством покупки стратегически важных объектов, на пути чего в Армении нет никаких законодательных ограничений.
  • Вкупе с остальными пунктами повестки, ввергнув Армению в экономическую зависимость от себя, Турция и Азербайджан будут использовать любую возможность, чтобы диктовать РА собственные условия и политику.
  • «Турция не желает видеть своим равноправным соседом независимую Армению. Турки ведут процесс с Арменией исключительно в одном направлении — формирования зависимости нашей страны от себя. Нечто подобное уже произошло с соседней Грузией. Это наглядный пример для нас».
  • АРФ совершенно не против установлений нормальных отношений с Турцией, но только в случае отсутствия у Анкары стремления поставить РА в зависимость от себя.
  • Турки должны признать Геноцид, выплатить компенсации и, тем самым, предоставить гарантии не повторения подобных событий в будущем. «Лишь после этого можно будет нормализовать отношения».

 

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

18 января на брифинге депутат НС РА Тигран Абрамян заявил:

  • Власти Армении лгут о содержании переговоров с Турцией. О предусловиях открыто говорят разные турецкие должностные лица, в том числе, Эрдоган. Турция дает понять, что ее традиционные предусловия остались в силе. Власти же Армении на первый план вынесли вопросы заработка и лучшей жизни, при наплевательском отношении к безопасности.
  • Цель Турции и Азербайджана не построение экономических отношений, а достижение стратегических целей. Об этом говорят и периодически публикуемые карты, где Армении либо нет, либо она находится под азербайджанским контролем.

В свою очередь, депутат НС РА Айк Мамиджанян заявил:

  • Турция признает участие в 44-дневной войне, а власть ведет с ней переговоры. На обсуждении государственного бюджета в турецком парламенте вице-президент республики заявил, что турецкие спецслужбы участвовали в 44-дневной войне. Ответ армянской стороны на это был нулевым.
  • Армения готова начать переговоры с Турцией без предусловий, но Турция не откажется от них. Доказательством этому служат заявления Турции о согласовании своих шагов с Азербайджаном и неизменная позиция Анкары в вопросе Геноцида армян.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

14 января в Москве до начала переговоров с турецким представителем вице-спикер РА Рубен Рубинян встретился с замглавы МИД РФ Андрея Руденко. Стороны обменялись мнениями о процессе нормализации отношений между Ереваном и Анкарой.

 

США

15 января Госдеп США выступил с заявлением, в котором поприветствовал первый диалог между Арменией и Турцией. «Мы тепло приветствуем армяно-турецкий диалог, вовлечение двух стран в дипломатию и диалог с целью разрешения их разногласий».

 

АЗЕРБАЙДЖАН

15 января замминистра ИД Азербайджана Халаф Халафов заявил, что Баку приветствует нормализацию армяно-турецких отношений. Он считает, что начало турецко-армянского диалога ускорит процесс нормализации отношений также между Арменией и Азербайджаном и выполнение обязательств трехстороннего договора.

ИРАН

17 января официальный представитель МИД ИРИ Саид Хатибзаде заявил, что Иран приветствует нормализацию отношений между Арменией и Турцией. Он заверил, что Тегеран поддерживает усилия в этом направлении. «Регион устал от разрыва отношений и негативных подходов».

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

14 января пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Питер Стано назвал первую встречу спецпредставителей РА и Турции «важным шагом вперед». По его мнению, любые дальнейшие конкретные шаги положительно скажутся на стабильности в регионе и перспективах для примирения и экономического развития.

НАТО

15 января постпред генсека НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Хавьер Коломина приветствовал встречу спецпредставителей РА и Турции, отметив, что НАТО поддерживает нормализацию их отношений, что поможет обеспечить стабильность в регионе. «Мы призываем Анкару и Ереван продолжить прилагать усилия в дальнейшем».

РАЗБЛОКИРОВКА РЕГИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

14 января премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Создана рабочая группа по восстановлению участка Ерасх-Горадиз.
  • Группа будет осуществлять работы по восстановлению железной дороги Ерасх-Джульфа-Ордубад-Мегри-Горадиз
  • Руководитель группы 1 раз в 3 месяца будет представлять премьеру информацию о проделанных работах.
  • Рабочую группу в составе 10 человек возглавит бывший посол РА в Иране Арташес Туманян.

19 января в НС РА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Армянская сторона выступает за разблокирование региональных коммуникаций. В этом случае Армения получит доступ к автомобильным и железным дорогам по территории Азербайджана и наоборот и, возможно, Турции, равно как и Турция с Азербайджаном получат возможность пользоваться дорогами Армении. Однако все коммуникации будут находиться под суверенитетом стран, по территории которых они проходят. «Через территорию Армении никакого коридора не будет, по договоренности 9 ноября есть только один – Лачинский коридор».

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

17 января глава фракции «Честь имею» Артур Ванецян заявил:

  • Оппозиция пока не можем поднять вопрос импичмента премьер-министра РА, поскольку у нее в течение года после выборов завязаны руки.
  • Однако оппозиция продолжает активную деятельность — проводят встречи с гражданами, общаются с недовольными и доносят до людей, что происходит в стране. Оппозиция делает все возможное, чтобы добиться ухода властей.

ЭКОНОМИКА

ПОВЫШЕНИЕ ЦЕНЫ НА РОССИЙСКИЙ ГАЗ

13 января ЗАО «Газпром Армения» направило в КРОУ заявку о пересмотре тарифов на природный газ. Компания предложила установить единый для всех потребителей тариф в $282,6 за 1 тыс. кубометров или 135648,85 драмов, если фактическая среднемесячная теплотворность природного газа будет выше или ниже 8500 килокалорий на кубический метр. По предложению компании увеличение средневзвешенного тарифа по отношению к действующему тарифу составит 6%, который подлежит корректировке в зависимости от фактической теплотворности природного газа.

14 января Министерство территориального управления и инфраструктур РА опроверг слухи о том, что есть тайного соглашения по газу. В министерстве сообщили, что на основании договора от 2013 г. сторонами была согласована и утверждена формула корректировки фактической теплотворности газа, которая будет применяться с 1 апреля 2022 г. В то же время правительство РА одобрило предложение о подписании протокола к этому договору. Окончательный тариф на газ будет определен «по прозрачной процедуре, и на предстоящих заседаниях Комиссии по регулированию общественных услуг будет проведено открытое обсуждение этого вопроса».

НОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ В РА

16 января во время встречи президент РА Армен Саркисян и исполнительный директор эмиратской компании «Масдар» Мохаммед Джамиль Аль Рамахи договорились о постройке еще одной фотовольтную электростанцию в РА мощностью 200 МВт. энергосистемы страны.

СДЕЛКА ПО «РОСТЕЛЕКОМ-АРМЕНИЯ»

19 января регулирующая комиссия разрешила компании Самвела Карапетяна холдингу «Ташир» купить «дочку» Ростелекома GNC Alfa. Покупателем выступили «Электросети Армении» и гражданин РФ Арман Унанян.

В ближайшие 5 лет компания намерена вложить около $5 млн. в развитие телекоммуникационной сети, а еще $3 – 3,5 млн. в год будет направляться на перевооружение действующих инфраструктур GNC Alfa, сети интернета, IP-телевидения и телефонной связи.

МИНЭКОНОМИКИ РА: РОСТ ВВП РА В 2021-2022 ГГ.

18 января в интервью ОТА министр экономики РА Ваан Керобян заявил:

  • Рост экономики РА по итогам 2021 г. составит 5-6%, возможно – 6,5%. Это, по его оценке, «сильно превосходит все прогнозы», которые давали как международные финансовые структуры, так и ЦБ РА. «Даже прогнозы правительства превышены в несколько раз».
  • В ответ на ремарку о том, что Керобян прогнозировал двухзначный рост ВВП по итогам 2021 г., он сказал, что его прогноз получился более оптимистичным, чем реальность. «Это – прогноз и стремление. Если в этом прогнозе что-то не реализуется, это еще не конец света».
  • Керобян не видит риска, что, поскольку прогнозы властей влияют на поведение хозсубъектов, то, когда правительство ошибается в своих ожиданиях, хозсубъекты перестанут им доверять. «Наоборот, я уверен, что мы нашими прогнозами стимулировали множество хозсубъектов на труд и инвестиции». Речь идет, в частности, о горнолыжном комплексе в Апаране.
  • У правительства РА, как у единой команды, есть общий прогноз экономического роста в РА на 2022 г. – 7%. «На эту цель будут направлены все наши действия, мероприятия».
  • Министр заявил, что этот прогноз выше ожиданий ВБ, АБР или международных рейтинговых агентств. «Рейтинговое агентство S&P довольно высоко оценило содержание программы правительства РА как движущей силы экономики.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 

ОТСТАВКИ

19 января председатель Аудиторской палаты Армении Левон Йолян досрочно ушел в отставку. Йолян был избран в 2017 г. со сроком 6 лет. Срок его полномочий истекал в 2023 г.

 

ПРАВО

ДЕЛО ЭКС-МИНИСТРА ЭКОЛОГИИ РА

Генпрокуратура РА требует конфисковать в пользу государства незаконно нажитое имущество бывшего министра экологии РА Арама Арутюняна. Речь идет об имуществе самого экс-чиновника и двух связанных с ним лиц: двух квартирах, частном доме, гостинично-ресторанном комплексе, гараже в Ереване, двух земельных участках в Арагацотнской и Гегаркуникской областях общей стоимостью более $5 млн. Также суд просят конфисковать банковские вклады в размере более $1,6 млн. и еще более $9,6 млн., не подтвержденных законными источниками дохода.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОАЭ

16 января в рамках визита в ОАЭ президент РА Армен Саркисян обсудил с главой МИД ОАЭ Абдаллой ибн Заид Аль-Нахайяном вопросы региональной безопасности и стабильности. В ходе встречи Саркисян коснулся вопроса Арцаха, ситуации и вызовов, возникших в Армении и регионе после войны. Говоря о гуманитарных проблемах, возникших в результате войны, он отметил, что Азербайджан продолжает удерживать армянских военнопленных и гражданских лиц. Саркисян подчеркнул, что в решении этого срочного вопроса РА ожидает действенной поддержки своих международных партнеров.

Коснувшись двусторонних отношений, стороны отметили, что высокий уровень политического диалога между РА и ОАЭ создает благоприятную основу для взаимовыгодного экономического и инвестиционного сотрудничества. Саркисян также отметил важность армяно-эмиратских отношений в контексте сотрудничества между РА и арабскими странами.

18 января президент РА Армен Саркисян провел встречу с наследным принцем Абу-Даби, заместителем верховного главнокомандующего ВС ОАЭ шейхом Мухаммадом ибн Заид Аль Нахайяном. Собеседники обсудили вопросы, касающиеся дальнейшего развития дружественных отношений между двумя странами и расширения двустороннего сотрудничества, затронули вопросы стимулирования инвестиций и взаимодействия в разных отраслях экономики, реализации договоренностей, достигнутых в ходе рабочего визита Саркисяна в ОАЭ.

 

МНЕНИЯ

РУБЕН САФРАСТЯН

14 января в интервью Sputnik-Armenia, Armenia Today и АрмИнфо директор Института востоковедения НАН Рубен Сафрастян выразил мнение, что:

  • Турция не заинтересована в реальной нормализации отношений с Арменией. Ее политика нацелена на «поглощение» и отрыв Еревана от Москвы. Анкаре нужны не партнерские, а вассальные отношения. ️Долгосрочная стратегия турецкого руководства нацелена на то, что в РА не будет российской военной базы. Отношения с Ереваном в Анкаре рассматривают сквозь призму своих геостратегических задач, а приоритетом является ослабление роли и позиций РФ.
  • Турция никогда не откажется от своих традиционных предусловий, но власти РА никогда их не выполнят.
  • Армении не следует первой отказываться от переговоров и тем самым выглядеть неконструктивным партнером в глазах международного сообщества.
  • На сей раз Турция в преддверии переговоров практически не озвучивает свои основные требования, которые она ранее всегда выдвигала в качестве предусловий – отказ Армении от политики признания геноцида и поддержки Арцаха и официальное признание Карсского договора.
  • К этим требованиям сегодня добавилось и открытие так называемого «Зангезурского коридора» для прямого сообщения между Нахичеваном, Западной и Восточной частями Азербайджана, и это требование Турция перед началом переговорного процесса озвучила на самом высоком уровне.
  • РФ и США выразили поддержку началу переговорного процесса.
  • На этот раз РА официально обратилась к РФ с просьбой выступить посредником в переговорах с Турцией, и получила положительный ответ.
  • Выбор представителя с армянской стороны был критически воспринят по той причине, что у вице-спикера НС РА Рубена Рубиняна мало дипломатического опыта по сравнению с его турецким партнером Сердаром Кылычем.
  • Кандидатуру Кылыча выбрали не случайно – он рос в дипломатической семье, имеет большой политический опыт и входит в непосредственное окружение президента Турции.
  • Координировать весь переговорный процесс со стороны Турции будет вице-президент Турции Октай, что означает обеспечение самого высокого уровня переговорного процесса со стороны Турции.
  • Анкара, инициировав создание платформы «3+3», пытается разделить с Москвой геополитическое влияние в регионе и закрепить там свои позиции.
  • Эта инициатива Турции также обусловлена ее стремлением усилить свое влияние в Закавказском регионе – на сей раз это делается с привлечением Ирана, и в тот период, когда РА, стратегический союзник РФ, потерпела поражение в прошлогодней войне и Москва уже не обладает монопольным правом на ведущую геополитическую роль в регионе и вынуждена в какой-то степени учитывать позицию Анкары.
  • Будущее РА за внешней политикой, основанной на фундаменте национальной идентичности. Для противостояния имеющимся и потенциальным вызовам и угрозам нам необходима национальная идея, посредством и на основе которой станет возможно сплочение Армении, Арцаха и нашей диаспоры.
  • Выдвигаемые Анкарой предусловия — часть национальной идентичности армянской нации. Пойдя на уступки Турции, армянский народ тем самым откажется от весьма важного сегмента собственной идентичности.
  • Решение о переговорах с Турцией правильно, однако, лишь при условии соблюдения в этих переговорах Ереваном четких и жестких красных линий.

 

СТЕПАН САФАРЯН

17 января в беседе с АрмИнфо глава Армянского института международных отношений и безопасности Степан Сафарян выразил мнение, что:

  • Возобновление деятельности МГ ОБСЕ, вне всяких сомнений, приведет к еще большему усилению уже существующей усилиями Алиева приграничной эскалации. Ответственные за обеспечение национальной безопасности РА структуры должны четко это для себя уяснить.
  • Подобная перспектива никоим образом не зависит от резко усилившихся после итогов 44-х дневной войны противоречий между странами — сопредседателями МГ ОБСЕ.
  • Несмотря на отсутствие четкой адресности, содержание заявления глав МИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ имело достаточно жесткую тональность и явно было обращено в первую очередь к Алиеву. В частности, та его часть, в которой фактически упоминалась необходимость возвращения сопредседателей МГ ОБСЕ в регион. В ответ на это Алиев буквально на днях пообещал пресечь их работу. «Если мы вспомним жесткий прием оказанный Алиевым сопредседателям в Баку в ходе их первого после завершения 44-х дневной войны визита, то нам станет ясно, что в Вашингтоне и Париже его поведением сыты по горло».
  • Теперь сопредседатели готовятся к визиту в регион, а Алиев своими заявлениями и убийствами на границе вновь дает понять, что он совершенно не ждет не только озвученной в декабре повестки, но и их самих. «Таким образом, происходящее на нашей границе является частью противостояния между Алиевым и МГ ОБСЕ».

 

ЭМИЛЬ СТЕПАНЯН

19 января в беседе с Sputnik-Armenia и АрмИнфо учредитель экспертного сообщества Export Armenia Эмиль Степанян выразил мнение, что:

  • Армянские власти попросту провалили контроль за соблюдением эмбарго на турецкие товары. Весь процесс его введения и действия можно оценивать как неудачный.
  • Само решение было правильным, но правительство не было последовательным в стимулировании местного производства. Нужна была большая, тесная работа с отечественными компаниями.
  • Импортеры же заранее закупили турецкие товары и продавали их в первые полгода запрета. Только в последние месяцы некоторые местные производители смогли пробиться на прилавки.
  • Нужно не запрещать ввоз из Турции, а делать его невыгодным.
  • Армения никогда не сможет иметь с Турцией положительный торговый баланс. С налаживанием отношений и взаимным открытием рынков, Турция с торговых прилавков Армении постепенно вытеснит в первую очередь армянскую продукцию. «Пусть мне кто-то скажет, что в Армении что-то можно производить по более низкой производственной себестоимости, чем в Турции, Иране или другой большой стране».
  • Эмбарго не является решением, но можно сделать менее выгодным турецкий импорт на армянский рынок. Степанян рассказал об опыте США, Европы, которые в рамках своей государственной политики поощряют местных производителей, ставя жесткие условия перед импортерами.
  • Основная часть армянского экспорта на турецкий рынок представлена сырьем, которое там перерабатывается и вновь отправляется на внутренний рынок. «Это позор. Это необходимо исправить. Кому нужен такой экспорт? А определенные лица в кругах правительства все еще не различают понятий «желательный» и «нежелательный» экспорт. Когда представляют статистику экспорта, и отмечают положительную динамику, не говорят, что это обусловлено повышением цен, а говорят о проделанной ими эффективной работе. В обратном случае, обвиняют всех вокруг, кроме себя самих».


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

19 мая 2022

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 13 мая на заседании СМИД СНГ в Душанбе глава МИД РА Арарат Мирзоян подтвердил готовность Еревана к выполнению армяно-российско-азербайджанских договоренностей по урегулированию нагорнокарабахского конфликта и разблокированию коммуникаций. Он представил позицию армянской стороны по урегулированию нагорнокарабахского …

12 мая 2022

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИИ 5 мая на брифинге секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил: Утверждения оппозиции о том, что в случае подписания мирного соглашения с Азербайджаном возникнет проблема анклавов, не очень понятны. Вопрос анклавов на сегодняшний день вообще …

11 мая 2022

Болезненные итоги Второй карабахской войны объективно создали внутриполитический кризис в Армении. Поражение вроде состоялось в Карабахе, но кризис власти, прежде всего, охватил и не завершается в Армении. Я не могу сказать, что в самом Карабахе власть пользуется большим авторитетом в …


Ваш браузер устарел! Обновите его.