×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-4/
Новости
18 апреля
17 апреля
16 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:10 , 16 Октябрь 2020
392
0

Обзор 8 – 14 октября 2020 г.

 ВТОРАЯ АРЦАХСКАЯ ВОЙНА

ВЛАСТИ АРМЕНИИ/АРЦАХА

8 октября на своей странице в Facebook премьер-министр РА Н. Пашинян написал, что «предателей не должно быть в наших рядах, а спины наших героических генералов, офицеров, солдат, добровольцев, борцов за свободу должны быть очищены от подобных элементов». Он отметил, что несколько дней назад ему сообщили, что некая группа лиц на передовой пыталась убедить солдат в том, что якобы Пашинян продал земли, что в реальности это договорная война, что вас бросили в мясорубку, что вас уничтожают, чтобы скрыть договоренности, что нет смысла удерживать позиции. «Согласно некоторым информациям, убеждая военнослужащих и даже понуждая, заставили оставить некоторые позиции врагу». По поручению Пашиняна в СНБ начато расследование, по результатам которого был выявлен один из ключевых лиц, житель Степанакерта, который арестован в Ереване. Сейчас, по словам Пашиняна, рассматриваются различные версии случившегося, в том числе, и версия политической направленности.

Вскоре стало известно, что президент РА А. Саркисян освободил от должности директора СНБ РА А. Кярамяна и подписал указ о назначении Микаела Амбарцумяна в.р.и.о. директора СНБ РА.

8 октября в интервью немецкому изданию «Spiegel» премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что отныне решения о судьбе Азербайджана принимаются Турцией. Он считает, что Турция не заинтересована в Арцахе, а желает создать коридор через армянские территории.

Он также уверен, что Турция спустя 100 лет вернулась на Южный Кавказ, чтобы продолжить политику Геноцида армян. По его убеждению, армяне Южного Кавказа являются последним препятствием на пути Турции к ведению экспансионистской и имперской политики. Он также считает, что этот вопрос должен быть рассмотрен в контексте общей политики, которую ведет Турция в Средиземноморском регионе. «И в эту политику включаются террористы и наемники. Международное сообщество и особенно Европа должны дать очень серьезную оценку этому факту».

9 октября под председательством Н. Пашиняна состоялось заседание Евразийского межправительственного совета в узком составе. В своей речи Пашинян отметил, что армянская сторона рассматривает военные действия как азербайджано-турецкую агрессию против армянского народа, в которой участвует не только азербайджанская армия, ведомая турецкими военными специалистами, но также задействованы завербованные Турцией наемники и боевики из Сирии. Особую тревогу вызывают активные действия Турции, которые угрожают полностью дестабилизировать ситуацию не только в регионе, но и во всем мире.

Он заверил, что армянская сторона верна принципу мирного урегулирования карабахского конфликта и готова к возобновлению мирного процесса в соответствии с заявлениями, сделанными в последние несколько дней президентами и министрами ИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ.

В интервью итальянской газете La Repubblica он заявил, что возвращение турок на Южный Кавказ означает возобновление осуществленного сто лет назад Геноцида армян. По его оценке, поощряемая Турцией агрессия Азербайджана против НК является террористической войной против народа, борющегося за свою свободу. Он заметил, что когда президенты и главы МИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ делают заявление о немедленном прекращении огня, Турция заявляет, что надеется, что Азербайджан не прекратит боевые действия и заявляет, что поддерживает Азербайджан как в дипломатической сфере, так и на поле боя.

Он также заметил, что уже международно признано, что Турция перебросила джихадистов из Сирии для помощи азербайджанцам. «Армения и Нагорный Карабах — последнее препятствие на пути экспансионизма Анкары, и, если международное сообщество не вмешается в ближайшее время, оно скоро увидит турок у ворот Вены, как это было с османами в 17 веке».

Пашинян ждет от международного сообщества, в первую очередь, признания, что НК подвергся нападению со стороны Азербайджана, чьи войска уже месяц проводят учения с турецкими войсками. «Нужно осознавать опасность, которую представляют находящиеся в зоне военных действий джихадисты. Нужно констатировать, что армяне Нагорного Карабаха находятся под угрозой геноцида, следовательно, способ остановить эту угрозу — признание международным сообществом и европейскими странами независимости Нагорного Карабаха».

Пашинян считает, что у РФ есть определенные договорные обязательства перед РА по обеспечению безопасности, которые должны действовать при определенных условиях. И в случае возникновения соответствующих обстоятельств, он уверен, РФ выполнит свои договорные обязательства.

По его словам, признание независимости НК обсуждается в РА, но это мало что изменит с точки зрения международных отношений, потому что «мы де-факто признали ее и у нас есть отношения». В международном плане и в плане разрешения конфликта, по его мнению, ситуацию изменит признание со стороны других стран. «Именно поэтому я считаю, что в данной ситуации самым эффективным дипломатическим способом остановить этот террористический акт является признание НКР, признание независимости со стороны международного сообщества».

Пашинян заметил, что Нагорный Карабах всегда заявлял, что готов к компромиссу, но Азербайджан никогда не хотел вести переговоры. В последний раз в 2014 г. Баку отказался подписать возможное мирное соглашение, поскольку это означало бы признание права армян НК на самоопределение».

9 октября депутат от фракции «Мой шаг» Р. Рубинян выразил мнение, что после этой азербайджано-турецкой агрессии мир должен наконец задуматься о признании независимости НК, потому что опыт показывает, что это единственный способ гарантировать физическую безопасность народа НКР. По его убеждению, в результате этой войны представления о конфликте значительно изменились среди международного сообщества, а также у представителей стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. «Признание Арцаха становится и должно стать вопросом номер один в повестке дня в ряде государств».

Рубинян также подчеркнул, что как и на поле боя, так и в дипломатии никаких шагов назад не будет. «Мы не отступим ни на шаг от жизненных интересов народов Армении и Арцаха».

10 октября в интервью немецкому ТК ZDF премьер-министр РА Н. Пашинян выразил готовность к компромиссу в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Но он сомневается взаимна ли эта готовность. В частности, он подчеркнул, что компромисс возможен только в том случае, если обе стороны к этому готовы, а у Азербайджана такой готовности нет. Он заметил, что армянская сторона поприветствовала заявление президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, призывающее к немедленному прекращению огня, тогда как Азербайджан никак не отреагировал. А Турция заявляет, что надеется, что Азербайджан не прекратит боевые действия, после чего Азербайджан заявляет, что прекратит военные действия только, так сказать, после капитуляции НК. «И да, признание статуса Нагорного Карабаха может быть выходом из этой ситуации».

10 октября в интервью ТК Alghad TV президент РА А. Саркисян отметил, что в оправдание своей агрессии, АР представляет свои действия как освобождение Нагорного Карабаха, однако в реальности, когда они говорят «освобождение», они имеют в виду, что они пришли на эту территорию, чтобы очистить ее от армян, то есть провести этническую чистку. «Они хотят выселить всех армян и получить территорию. Другими словами, для них это война за землю». Он подчеркнул, что армяне не заинтересованы в войне с Азербайджаном, так как армяне НКР не собирались вторгаться в Азербайджан. «У них есть Родина, они нацелены на строительство своей страны. Они не собирались начинать войну. Для них победа в войне означает защита Родины». Для азербайджанской стороны, по его словам, победа в войне означает убийство всех армян или изгнание их с этой территории, именно то, что произошло с армянами 105 лет назад в Османской империи. «Это еще одна попытка Геноцида армян, на этот раз в Арцахе. И сейчас во всем этом участвует та же Турция. Турция не только поддерживает Азербайджан, но и присутствует и активно участвует в войне». Турция хочет стать более мощным фактором в мире, форсируя свое присутствие на Кавказе. Президент РА счел ключевым моментом прекращение участия Турции в конфликте и подчеркнул в этом вопросе роль международного сообщества, международных организаций и трех стран-сопредседателей МГ ОБСЕ.

Для него очевидно, что путь к прекращению огня, к миру — это возобновление переговоров под сопредседательством МГ ОБСЕ. Однако для того, чтобы запустить этот процесс, установить режим прекращения огня, укрепить доверие, по его мнению, необходимо исключить турецкий фактор. «Турция не является сопредседателем МГ. Она пытается усилить свое присутствие, пытается заявить, что ей есть что сказать по этому поводу, но это заявление дестабилизирует ситуацию». Он отметил, что три страны-сопредседателя играют очень важную и конструктивную роль в этом вопросе. «У них одна цель: укрепить доверие, положить конец этим переговорам, достичь мира путем переговоров. Но у Турции вообще нет этой цели, поэтому она не может быть ни посредником, ни участником мирного процесса».

Обращаясь к арабскому миру, президент Саркисян отметил, что Армения, и весь этот регион сталкивается с большими опасностями. «Пора отреагировать и защитить правду, стабильность и мир в регионе».

10 октября глава МИД РА З. Мнацаканян представил подробности переговоров в Москве с главами МИД АР и РФ. По его словам, для армянской стороны приоритетом было достижение ситуации, в которой моно положить конец этой агрессии, которая к тому же сопровождалась открытой, сильной поддержкой со стороны Турции и с участием международных террористических групп. И в течение долгих переговоров стороны смогли зафиксировать, что необходимо прекратить огонь, закрепить, упрочить эту паузу, и лишь потом говорить о мирном процессе. А также подтвердить, что сопредседательство МГ ОБСЕ остается тем единственным форматом, который является международно-признанной платформой для переговоров и мирного процесса. А какая-либо другая сила, в частности, Турция, в этом контексте не может играть какой-либо роли.

По его словам, в процессе мирных переговоров приоритетом РА был и остается приоритет безопасности соотечественников в Арцахе. И здесь особое значение имеет признание и осуществление их права на самоопределение.

Однако чуть позже МИД РА выступило с заявлением относительно действий Азербайджана в зоне карабахского конфликт, отметив, что нарушив собственное обязательство, Азербайджан продолжал боевые действия на различных участках фронта. Удары были нанесены даже по населенным пунктам Сюникской области РА. Провокационные действия азербайджанской армии сопровождаются политическими заявлениями, что нельзя трактовать иначе, как провал Азербайджаном соглашения о прекращении огня».

Для прикрытия или, возможно, оправдания своих действий, азербайджанская сторона начала распространять дезинформацию, выдвигая ложные обвинения в том, что ВС РА держат под обстрелом населенные пункты и линию фронта.

11 октября на пресс-конференции НС НКР приняло заявление, в котором содержится призыв к властям РА, РФ и ИРИ сформировать совместную антитеррористическую коалицию для оперативной и эффективной физической нейтрализации террористов и их групп, проникающих в регион. Отмечается, что международный терроризм, пользуясь недальновидной и краткосрочной политикой бакинских властей, после крупного поражения в Сирии, посредством властей Турции, пытается утвердиться в этом регионе и превратить его в новый террористический центр, что является прямой угрозой безопасности и территориальной целостности не только НКР, но и непосредственно прилегающих государств — РА, РФ, ИРИ, создавая новые зоны нестабильности в регионе. «Власти Турции и Баку, увлеченные одержимостью уничтожить Арцах любой ценой, не осознают, что если привлечение террористов в этот регион, покровительство, содействие созданию с их стороны соответствующих опорных пунктов и создание соответствующих условий для развертывания деятельности, в краткосрочной перспективе угрожают Арцаху, то в долгосрочной перспективе это глобальная угроза и региональным государствам, и международной безопасности, и самому мирному населению Азербайджана». Подчеркивая важность регионального мира, безопасности, выгодного сотрудничества и борьбы между государствами региона с международным терроризмом, НС призвал власти РА, РФ и ИРИ:

  1. Осудить использование Азербайджаном международных террористических группировок и их представителей в военной агрессии против Арцаха
  2. Создать совместный антитеррористический координационный центр для выявления и разработки совместных планов по нейтрализации проникших в этот регион международных террористов, пунктов их размещения и соответствующих военных баз
  3. Создать совместную антитеррористическую коалицию для оперативной и эффективной физической нейтрализации проникших в этот регион террористов и их группировок.

11 октября МИД РА строго осудил провокационную политику Турции в регионе. В МИД РА считают, что при непосредственном участии Турция была подготовлена и продолжается военная агрессия Азербайджана против НК, . Более того, не ограничившись снабжением Азербайджана боевиками с Ближнего Востока, вооружением и специалистами, Турция принялась также за спонсирование информационной и политической кампании, развязанной азербайджанской стороной с целью срыва положений договоренностей относительно прекращения огня. «Мы строго осуждаем провокационную политику Турции в нашем регионе и подчеркиваем важность сотрудничества всех сил, заинтересованных в региональной стабильности».

11 октября спикер НС РА А. Мирзоян убежден, что международное признание права Арцаха на самоопределение — единственный способ обеспечить право на жизнь и физическую безопасность арцахских армян».

12 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел встречу с руководителями аккредитованных в РА представительств иностранных государств и международных организаций. Об этом сообщает пресс-служба правительства РА. В ходе своего выступления он заявил, что:

  1. именно Азербайджан осуществил нападение на НК.
  2. война не началась бы, если бы Турция не показала свою готовность полностью участвовать в ней, и, в итоге, Турция не была бы полностью вовлечена.
  3. Турция завербовала в Сирии наемников и членов террористических группировок и на собственном воздушном транспорте доставила их в зону конфликта.

По его мнению, 100 лет спустя Турция пришла на Южный Кавказ, чтобы продолжить политику геноцида армянского народа. Это часть экспансионистской политики Турции, потому что армяне Южного Кавказа являются последним препятствием на пути Турции на восток, на север, на юго-восток. И происходящее нужно рассматривать в контексте политики Турции в Средиземноморье, в Сирии, в Ираке, в отношениях с Грецией, в отношениях с Кипром.

По его оценке, военные действия и их характер еще раз показали, что армянский народ, армяне, армяне НК находятся в экзистенциальной опасности. «И если сопоставить политику бомбардировок населенных пунктов Карабаха с политикой ненависти, которая развивается в Азербайджане за последние 15 лет, становится очевидно, что официальная политическая цель Азербайджана — истребление армян, по крайней мере, в НК».

Пашинян считает, что мы очень близки к гуманитарному кризису в зоне карабахского конфликта, если не сказать, что мы уже столкнулись с гуманитарным кризисом. И единственным эффективным способом предотвращения этого гуманитарного кризиса может быть официальная констатация вышеуказанных фактов со стороны международного сообщества, а также признание права народа НК на самоопределение, вплоть до признания независимости НК.

Пашинян также опроверг утверждения азербайджанской стороны о том, что армянская сторона наносит удары по гражданской инфраструктуре Азербайджана. По его словам, АО НКР принимала решения о действиях в каком-либо направлении только после того, как становилось ясно, что невозможно другим способом остановить обстрел Степанакерта и других населенных пунктов.

Он заметил, что именно Азербайджан не соблюдает соглашение о прекращении огня. А Армения, напротив, заявила о приверженности соблюдению режима прекращения огня и намерена соблюдать перемирие.

В ходе встречи был представлен видеоматериал о военных операциях, проводимых Азербайджаном против мирных населенных пунктов НК и гражданской инфраструктуры. После этого Пашинян заявил: «в этой войне армянский народ пытается противостоять развязанному против него геноциду».

Пашинян поблагодарил президента РФ В. Путина и президента Франции Э. Макрона как лидеров стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, которые прилагают искренние усилия для прекращения насилия, а также администрацию США и президента Д. Трампа. Он отметил, что армянская сторона считает, что возобновление переговорного процесса должно происходить в соответствии с логикой, заложенной в московском заявлении.

13 октября в интервью Reuters Пашинян заявил, что только изменение позиции Турции по НК может подтолкнуть Азербайджан к прекращению боевых действий. Он обвинил Турцию в попытке срыва режима прекращения огня и проникновения на Южный Кавказ в соответствии со своими экспансионистскими намерениями. Пашинян также отметил, что до принятия соглашения о прекращении огня Турция уже заявила, что Азербайджан не должен прекращать боевые действия. А после принятия соглашения состоялся звонок министра ИД Турции в Азербайджан, что, по сути, было приказом ни при каких обстоятельствах не сметь прекращать боевые действия.

«Турция пришла на Южный Кавказ, чтобы продолжить свою политику, которую она проводит в Средиземноморском регионе в отношении Греции, Кипра, Ливии, Сирии и Ирака». По его мнению, экспансионистские планы Турции на север, восток и юго-восток хорошо известны, проблема в том, что армяне на Южном Кавказе являются последним препятствием на пути проведения этой экспансионистской политики. «И сейчас Турция решает вовсе не карабахский вопрос. Турция пытается продолжить свою политику Геноцида армян, потому что на Армения и армяне на Южном Кавказе являются последним препятствием для ее экспансии на север, на восток, на юго-восток».

14 октября в интервью РБК глава МИД РА З. Мнацаканян заявил, что признание независимости Арцаха является важной мерой обеспечения его безопасности. «Решение вопроса НК в нашем видении — в первую очередь обеспечение длительной, стабильной и прочной безопасности, экзистенциальной физической безопасности наших соотечественников там». В этом вопросе, по его словам, Ереван рассчитывает на поддержку и активное участие международного сообщества.

Министр указал на то, что сейчас очень тяжелая ситуация, когда, фактически, Азербайджан идет по пути разрешения военным путем «когда они фактически применили не только угрозу силы, но и непосредственно силу и нанесли большой удар по процессу мирного урегулирования». Он заверил, что для безопасности НК будет сделано все. «Признание независимости НК со стороны международного сообщества является важным шагом, важным инструментом, мерой обеспечения безопасности».

Он также отметил, то Армения абсолютно последовательна в том, что решение возможно только через мирное урегулирование.

14 октября премьер-министр РА Н. Пашинян в своем послании к армянскому народу отметил, что первоначальный турецко-азербайджанский террористический план по оккупации НК и прилегающих территорий блицкригом провалился. По его словам, в переговорном процессе по карабахскому вопросу Азербайджан шаг за шагом подошел к точке, где, по сути, он требовал от армянского народа Карабаха отказаться от своих прав. Суть этого требования, по его словам, заключалась в следующем: мы должны немедленно передать Азербайджану 5 из 7 территорий, представить конкретный график сдачи двух оставшихся территорий и признать, что любой статус НК должен быть лишь в составе Азербайджана. Более того, определение статуса НК не должно иметь ничего общего с процессом передачи территорий. «Иными словами, передавать территории нужно не ради статуса, а ради мира, иначе Азербайджан грозит решить вопрос войной». Правительство РА, получившее в наследство эту переговорную базу, а точнее, площадку для переговоров, фактически отказалось обсуждать этот вопрос таким образом, потому что для РА это было неприемлемо. При таких обстоятельствах мы пытались четко заявить, что урегулирование вопроса без определения статуса Арцаха невозможно, однако Азербайджан отклонял любое серьезное обсуждение статуса, фактически заявляя, что единственный статус, который может иметь Арцах, — это какая-либо автономия в составе Азербайджана.

По его словам, победные бои за Тавуш июля 2020 г. доказали то, что для многих казалось невозможным: азербайджанская армия не способна решить карабахский вопрос военным путем. Это шокировало не только Азербайджан, но и многие другие страны, особенно Турцию. Сразу после июльских боев начались беспрецедентные турецко-азербайджанские военные учения, большое количество турецких войск и военной техники было переброшено в Азербайджан. В ходе учений стало ясно, что азербайджанская армия в ближайшем будущем не способна выполнять конкретные задачи, и Турция решила, что ему больше не следует заниматься карабахской проблемой. Турция открыто и публично стала угрожать Армении, вместе с тем, перебросив из Сирии в зону карабахского конфликта большое количество террористов и наемников, понимая, что одних сил азербайджанской армии для решения их проблемы будет недостаточно.

Пашинян заявил, что армянская сторона пыталась реализовать механизмы стратегического сдерживания с простым расчетом, что если Турция достигнет своих целей на Южном Кавказе, это неизбежно приведет к цепной реакции событий, и следовательно, региональные и внерегиональные страны должны принять меры пресечения. «Однако на этом этапе было зафиксировано странное обстоятельство. Ряд стран, обладающих возможностями стратегического сдерживания, должным образом не оценили угрозу, продолжая рассматривать проблему в контексте карабахского конфликта и, по сути, рассматривая территории как формулу мира, которая могла бы спасти ситуацию». Он сравнил ситуацию с Мюнхенским соглашением 1938 г., когда европейские державы якобы ради мира уступили Чехословакию Германии. «И вы все знаете, что произошло потом. И теперь вопрос в том, допустит ли мир появление нового Гитлера, на этот раз в Малой Азии».

Он уверен, что турецко-азербайджанский террористический альянс не прекратит нападения на Арцах и Армению. В эти дни страны-сопредседатели МГ ОБСЕ — РФ, Франция, США — предприняли усилия по установлению режима прекращения огня. Были сделаны заявления президентов и министров иностранных дел трех стран и заявление, сделанное в Москве 10 октября. Он поблагодарил сопредседателей МГ ОБСЕ, администрации США, президента Франции за его решимость называть вещи своими именами и прилагать усилия с самых первых дней войны, особо поблагодарил президента РФ В. Путина. «Сегодня Россия смогла выполнить свою роль сопредседателя МГ ОБСЕ и стратегического союзника Армении на высоком уровне. И я убежден, что эта роль однозначно будет соответствовать лучшим традициям дружбы между армянским и российским народами».

Тем не менее, по его словам, этих усилий оказалось недостаточно для обуздания турецко-азербайджанской террористической группировки, потому что задача, которую ставит перед собой эта группировка, заключается не только в решении карабахской проблемы, но и в продолжении традиционной турецкой политики геноцида в отношении нашего народа.

В этой ситуации армянскому народу остается одно: объединиться, сконцентрировать весь свой потенциал, остановить врага решающим ударом и добиться необратимой победы, то есть окончательного урегулирования карабахского конфликта, признания права народа НК на самоопределение.

 ОППОЗИЦИЯ

Фракция «Просвещенная Армения»

8 октября лидер фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян заявил, что признание Арменией независимости НК станет «последним выстрелом», знаменуя ее выход из формата переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Он сообщил, что РА долгие годы не признавала независимость Арцаха, надеясь, что проблема будет решена в рамках переговоров, и чтобы таким образом не выйти из этого формата.

По мнению депутата, признание независимости Арцаха со стороны Армении означает закрытие формата переговоров. Так, Азербайджан, напав на Арцах, сам себя выставил из переговорного формата, и РА может позволить себе аналогичный выход, если бы не одно важное обстоятельство. «И если пока есть возможности вернуться за стол переговоров, значит, есть место для продолжения. Когда (возможности) не будет, тогда это признание будет нашим «последним выстрелом», который всегда можно произвести». В то же время он отметил, что сейчас удобный момент для признания независимости Арцаха со стороны других стран.

12 октября Э. Марукян сообщил, что встреча во время закрытой встречи премьер-министра и главы МИД РА с Советом НС РА он заявил, что если РА должна признать независимость НК, и остаться одинокой в этом признании, то это бессмысленно. А если можно добиться признания независимости НК с помощью дипломатической работы, чтобы вместе с РА независимость признали хотя бы одна из стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и другие страны, тогда это будет иметь смысл. По его словам, из стран-сопредседателей МГ ОБСЕ Франция и РФ являются наиболее вероятными кандидатами в плане признания независимости НК.

Армянский национальный конгресс

8 октября экс-президент РА Л. Тер-Петросян выступил с заявлением, отметив, что 7 октября городской совет Женевы принял решение об осуждении военной агрессии Азербайджана, признании права армян Арцаха на самоопределение и принуждении заморозить активы клана Алиевых в Швейцарии.

Тер-Петросян заметил, что решение женевского Городского совета содержит формулировку, которая беспрецедентна. Речь идет о следующем пункте: «Женевский Городской Совет признает право армян Нагорного Карабаха на самоопределение как единственную возможность гарантирования его безопасности».

По сути, по словам Тер-Петросяна, формулировка «единственная возможность гарантирования безопасности» – это не что иное, как первая констатация необходимости применения доктрины «отделение во имя спасения» в методологии карабахского урегулирования. Суть этой доктрины в том, что когда какое-либо государство на уровне властей на расовой, национальной, религиозной почве и почве ксенофобии систематически попирает гражданские права находящегося в своем составе этно-территориального меньшинства, прибегает к насилию, угрожает истреблением или выселением, то международное сообщество, посчитав сосуществование данных народов более невозможным, обязано принудительно, во имя сохранения существования данного меньшинства, отделить занимаемую им территорию от данного государства.

Тер-Петросян считает, что требование применения этой доктрины – самая перспективная возможность урегулирования карабахского конфликта, которой армянская дипломатия не имеет права не воспользоваться.

Встреча премьер-министра РА с представителями вне- и парламентских сил

11 октября премьер-министр РА Н. Пашинян в НС РА провел встречу с членами Совета НС — председателем парламента А. Мирзояном, руководителями фракций и председателями постоянных комиссий. Во встрече принял участие также министр ИД З. Мнацаканян. В ходе встречи были обсуждены сложившаяся в результате развязанной Азербайджаном войны ситуация и дальнейшие шаги в области внешней политики, в том числе на парламентских площадках. 

12 октября по инициативе Пашиняна организована встреча с внепарламентскими силами, в повестку дня которой включена ситуация в Нагорном Карабахе. Во встрече приняли участие пресс-секретарь Республиканской партии Армении Э. Шармазанов, представитель ВО АРФ И. Сагателян, зампредседателя Армянского национального конгресса Л. Зурабян, глава партии «Во имя республики» А. Бабаджанян, лидер партии «Республика» А. Саркисян, секретарь исполнительного органа партии «Выбор гражданина» С. Саакян.

После встречи спикер РПА Э. Шармазанов заявил, что НК не будет в составе Азербайджана ни при каких обстоятельствах, а на данный момент необходимо сделать все возможное, чтобы режим прекращения огня действовал.

Что касается возможности признания Арменией независимости Арцаха, то, по его мнению, это должно быть осуществлено тогда, когда это приведет к усилению позиций РА и будет продолжено со стороны других международных акторов.

В свою очередь, в беседе с журналистами вице-спикер НС РА от фракции «Мой шаг» А. Симонян заявил, что независимость Арцаха была признана не только Арменией, но и всем миром.

 МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

Россия

8 октября поступило сообщение, что президент РФ В. Путин после серии телефонных переговоров с президентом Азербайджана И. Алиевым и премьер-министром Армении Н. Пашиняном обратился с призывом прекратить боевые действия в зоне карабахского конфликта, по гуманитарным соображениям с целью обмена телами погибших и пленными.

«Для проведения консультаций по этим вопросам при посредничестве министра иностранных дел России в Москву 9 октября приглашаются министры иностранных дел Азербайджана и Армении», — говорится в сообщении.

8 октября премьер-министр РФ М. Мишустин провел телефонный разговор со своим азербайджанским коллегой А. Асадовым, в ходе которого отметил важность скорейшей стабилизации обстановки в зоне карабахского конфликта, прекращения боевых действий и возобновления переговорного процесса по политико-дипломатическому урегулированию ситуации. Стороны подчеркнули необходимость обеспечения мира и безопасности в регионе Закавказья.

В тот же день на заседании координационного совета генеральных прокуроров государств–участников СНГ генпрокурор РФ И. Краснов заявил, что необходимо пресекать попытки проникновения на территорию конфликта в Карабахе наемников и террористов, лиц, наживающихся на незаконном обороте оружия и финансирующих террористические акты.

9 октября премьер-министр РА М. Мишустин в ходе телефонного разговора с премьером Азербайджана А. Асадовым отметил важность скорейшей стабилизации обстановки в зоне карабахского конфликта, прекращения боевых действий и возобновления переговорного процесса по политико-дипломатическому урегулированию ситуации.

9 октября в Ереване премьер-министр РА Н. Пашинян провел встречу с председателем правительства РФ М. Мишустиным, в ходе которой собеседники обсудили ситуацию в Нагорном Карабахе, особо подчеркнув важность скорейшего прекращения боевых действий.

10 октября, по итогам московской встречи министры ИД РФ, АР и РА выступили с совместным заявлением, в котором, в частности говорится, что, в ответ на обращение президента РФ и в соответствии с договоренностями президента РФ В. Путина, президента АР И. Алиева и премьер-министра РА Н. Пашиняна, стороны согласились о нижеследующих шагах:

  1. Объявляется о прекращении огня с 12 часов 00 минут 10 октября 2020 г. в гуманитарных целях для обмена военнопленными и другими удерживаемыми лицами, и телами погибших при посредничестве и в соответствии с критериями Международного Комитета Красного Креста.
  2. Конкретные параметры режима прекращения огня будут согласованы дополнительно.
  3. АР и РА при посредничестве сопредседателей МГ ОБСЕ на основе базовых принципов урегулирования приступают к субстантивным переговорам с целью скорейшего достижения мирного урегулирования.
  4. Стороны подтверждают неизменность формата переговорного процесса.

10 октября глава МИД РФ С. Лавров провел телефонные разговоры с главами МИД АР Дж. Байрамовым и РА З. Мнацаканяном. В ходе бесед стороны подтвердили приверженность договорённостям о прекращении огня в зоне карабахского конфликта и подчеркнули необходимость его строгого соблюдения «на земле».

В тот же день глава комитета СФ по международным делам К. Косачев заявил, что после принятия соглашения о прекращении огня между АР и РА есть шанс на перемирие между двумя странами. «Есть шанс — если не на мир, то на перемирие. Лучше так, чем никак». По его словам, провокаторы, если они вновь появятся, будут в конечном счете стрелять по своим же, по пленным и по павшим. Он отметил необходимость согласовать конкретные параметры режима прекращения огня, организовать обмен пленными и телами погибших, сесть за стол переговоров.

10 октября по инициативе иранской стороны состоялся телефонный разговор президента РФ В. Путина с президентом ИРИ Х. Роухани. Путин подробно информировал иранского коллегу о предпринимаемых при посредничестве РФ усилиях по деэскалации напряжённости в этом регионе. Роухани выразил поддержку достигнутым по итогам трёхсторонних консультаций министров ИД РФ, АР и РА договорённостей о прекращении огня в гуманитарных целях, а также о запуске субстантивных переговоров ради скорейшего достижения мирного урегулирования.

11 октября на пресс-конференции президент НКР А. Арутюнян выразил благодарность президенту РФ В. Путину за оказание содействия в установлении перемирия. Он также выразил благодарность министру ИД РФ С.Лаврову и председательству МГ ОБСЕ,.

11 октября по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор главы МИД РФ С. Лаврова с министром ИД Турции М. Чавушоглу. В ходе беседы произошел обмен мнениями по ситуации в зоне карабахского конфликта, складывающейся по итогам трехсторонних переговоров в Москве 9-10 октября. Отмечена необходимость неукоснительного выполнения всех положений совместного заявления министров ИД РФ, АР и РА от 10 октября.

С российской стороны подтверждена готовность к продолжению активных посреднических усилий, направленных на достижение карабахского урегулирования, с учетом положений Московского заявления.

12 октября спикер НС РА А. Мирзоян провел телефонный разговор с председателем Госдумы РФ В. Володиным, в ходе которого Мирзоян представил ситуацию, создавшуюся вследствие продолжающейся азербайджанской агрессии в Арцахе.

В тот же день председатель СФ РФ В. Матвиенко провела телефонные разговоры с главами парламентов Азербайджана С. Гафаровой и Армении А. Мирзояном, в ходе которых призвала стороны строго соблюдать достигнутые в Москве договоренности о прекращении огня в зоне нагорнокарабахского конфликта. Она также отметила необходимость незамедлительного прекращения боевых действий и возвращения процесса вокруг нагорнокарабахского урегулирования в мирное, политико-дипломатическое русло при активном посредничестве сопредседателей МГ ОБСЕ. Собеседники подтвердили свою готовность продолжить контакты по парламентской линии в целях содействия скорейшему урегулированию ситуации в зоне нагорнокарабахского конфликта.

12 октября на брифинге с главой МИД РА З. Мнацаканяном глава МИД РФ С. Лавров заявил, что Россия считает неправильным затягивание возобновления политического переговорного процесса по карабахскому конфликту. Он отметил, что с самого начала обмена ударами Россия как в двустороннем качестве, так и в формате МГ ОБСЕ делала все возможное в интересах немедленной деэскалации и возвращения сторон за стол переговоров. Были приняты совместное заявление президентов трех стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, трехстороннее заявление министров ИД и заявление специальных представителей. После серии телефонных переговоров с президентом Азербайджана И. Алиевым и премьер-министром РА Н. Пашиняном, президент РФ В. Путин выдвинул инициативу о приостановке боевых действий по гуманитарным соображениям. Инициатива также предполагает проведение консультаций по всем вопросам урегулирования и отметил, что по итогам встречи была достигнута договоренность. Он отметил, что российская сторона рассчитывает, что принятые решения будут неукоснительно выполняться обеими сторонами.

В свою очередь, Мнацаканян заявил, что то, с чем столкнулся народ НК, является воплощением экзистенциальной опасности, которая зрела десятилетиями и о которой постоянно говорится. Он подчеркнул необходимость прекращения боевых действий и особо подчеркнул роль РФ в этом вопросе. Однако Азербайджан не выполняет свои обязательства по прекращению огня. В этом смысле он подчеркнул важность введения механизмов верификации, с помощью которых можно добиться сохранения режима прекращения огня. Мнацаканян представил данные о жертвах среди гражданского населения, о масштабах ущерба, нанесенного инфраструктурам, о применении против мирного населения Арцаха артиллерии, ракет, беспилотников и авиации.

Мнацаканян считает необходимым прекратить военные действия, развязанные Азербайджаном против Арцаха, которые ведутся при прямом вмешательстве Турции с помощью вооруженных террористов, доставленных в Азербайджан из Сирии и Ливии. «Ситуация уже стала серьезной угрозой безопасности для всего нашего региона». По его словам, сегодня необходимо остановить боевые действия, и роль РФ в этом деле крайне важна.

13 октября в МО РФ заявили, что министерство принимает активное участие в стабилизации конфликта в Нагорном Карабахе. В частности, министр обороны РФ С. Шойгу провел переговоры со своими коллегами из различных стран по этому вопросу. Главной целью данной работы является немедленное прекращение боевых действий в Нагорном Карабахе и переход к переговорам конфликтующих сторон для нормализации обстановки в регионе.

13 октября в Москве состоялась встреча министра ИД РА З. Мнацаканяна и секретаря Совбеза РФ Н. Патрушева. Собеседники обсудили вопросы, связанные с урегулированием карабахского конфликта, подтвердили приверженность дальнейшим усилиям по урегулированию ситуации в зоне конфликта исключительно политико-дипломатическими методами.

Мнацаканян провел также закрытую встречу-обсуждение с российскими экспертами и политологами в информационном агентстве “РИА Новости”. В ходе встречи Мнацаканян обратил внимание присутствующих на неправомерные методы ведения войны со стороны военно-политического руководства Азербайджана, которые сопровождаются грубейшими нарушениями международного права.

В ходе обсуждения был затронут также метод работы внерегиональных игроков на Южном Кавказе, которым предпринимается попытка изменить баланс и восприятие безопасности в регионе. В этом контексте Мнацаканян обратил внимание участников обсуждения на подрывную политику Турции, направленную на подстрекательство региональной нестабильности посредством вовлечения в военные действия иностранных боевиков-террористов и экстремистских группировок.

14 октября глава МИД РФ С. Лавров заявил, что главный посыл РФ в том, что необходимо немедленно прекратить боевые действия и встречаться с военными, чтобы немедленно согласовать механизмы контроля за режимом прекращения огня. По его убеждению, сейчас именно это является ключом к устойчивому обеспечению мира. Он также заявил, что российская сторона не согласна с позицией Анкары по НК. «Роль Турции в Карабахе — да, мы не согласны с той позицией, которую озвучила Турция, которую, собственно, несколько раз и президент Алиев высказывал, здесь никакого секрета нет». По его словам, «заявления о том, что есть и допустимо военное решение конфликта, мы не можем разделить».

По его убеждению, политическое урегулирование карабахского вопроса возможно. «Предложения, разработанные сопредседателями Минской группы, остаются на столе… Это постепенное освобождение регионов вокруг Нагорного Карабаха, обеспечение безопасности Нагорного Карабаха до определения окончательного статуса Карабаха, обеспечение надежной связи между Арменией и Нагорным Карабахом». По мнению Лаврова, происходящие в настоящее время события помогут активизировать политический процесс. “Все обсуждаемые в последнее время договоренности предполагали освобождение пяти районов на первом этапе с сохранением двух других районов для второго этапа”. По словам главы МИД РФ, на втором этапе должен был остаться и вопрос окончательного статуса Нагорного Карабаха.

Согласно предложениям, на первом этапе должно было быть обеспечено сообщение -экономические связи, транспортные контакты, а также размещение миротворцев, гарантирующих невозобновление военных действий.

14 октября по инициативе азербайджанской стороны состоялся телефонный разговор министра ИД РФ С. Лаврова с главой МИД Азербайджана Дж. Байрамовым, в ходе которого обсуждалась сложная ситуация, складывающаяся в зоне карабахского конфликта.

Подтверждена необходимость неукоснительного выполнения положений Московского заявления министров ИД РФ, АР и РА от 10 октября. Лавров акцентировал безальтернативность незамедлительного согласования механизма контроля за соблюдением режима прекращения огня, что создаст основу для дальнейших шагов по политико-дипломатическому урегулированию карабахского конфликта.

14 октября президенты РФ и Турции В. Путин и Р. Т. Эрдоган в ходе телефонного разговора обсудили ситуацию в зоне карабахского конфликта и выступили за активизацию политического процесса, в частности, на основе наработок МГ ОБСЕ. С обеих сторон подтверждена важность соблюдения гуманитарного перемирия, договоренность о котором была достигнута 10 октября в Москве.

14 октября замглавы МИД РФ С. Рябков заявил, что РФ допускает очные контакты с США по ситуации вокруг НК. Рябков отметил, что в комментарии Госдепа по НК опущено какое-либо упоминание РФ, ее роли в достижении договоренности между сторонами конфликта. «Мы для себя это отметили как факт, но это не помешает диалогу с американцами по содержательной стороне этой проблемы».

14 октября председатель СФ ФС РФ В. Матвиенко заявила, что проникновение террористов из других стран в зону карабахского конфликта представляет серьезную угрозу для всего региона, и интернационализация этого конфликта недопустима. Она указала на угрозу участия в конфликте бандформирований из других государств. Она подчеркнула, что это уже очень серьезная история и очень серьезная опасность не только для Армении и Азербайджана, это для региона в целом представляет большую угрозу. Матвиенко отметила недопустимость «интернационализации этого серьезного противостояния». «Нельзя вовлекать другие государства, иначе это может привести вообще к большой беде».

США 

8 октября помощник президента США по национальной безопасности Р. О’Брайен заявил, что переговоры по ситуации в НК в рамках МГ ОБСЕ являются примером сотрудничества между США и РФ. По его словам, между США и РФ наблюдаются фундаментальные различия. Но даже учитывая это, есть области, в которых США могут работать совместно с РФ. «Например, конфликт, который разгорелся сейчас между Арменией и Азербайджаном. Там мы занимаем одну сторону, сопредседательствуя в МГ и пытаясь вернуть мир в Кавказский регион». 

Франция 

8 октября глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что Азербайджан инициировал военное противостояние в зоне карабахского конфликта. Он напомнил, что сопредседатели МГ ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором призвали стороны к прекращению огня, поскольку есть много жертв среди гражданского населения.

По его словам, каждая из сторон должна быть заинтересована в установлении режима прекращения огня без предварительных условий. «Нельзя говорить: “Мы хотим прекращения огня, но…”. Этого не будет. Устанавливается перемирие, ведутся переговоры по достижению соглашения по конкретной ситуации, которая позволит сторонам жить нормальной жизнью».

8 октября в интервью французскому телеканалу Tv5Monde премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что ожидает, что Франция признает независимость НК, «потому что озабоченность, выраженная Эммануэлем Макроном, в нынешней ситуации просто не имеет другого пути решения, потому что это может обернуться крупной гуманитарной катастрофой». Он заметил, что это может распространить свои террористические лучи, свои террористические волны в нашем регионе в более широком смысле. «И, конечно же, это прямая угроза глобальной безопасности с учетом фактора и политики Турции».

9 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел телефонный разговор с президентом Франции Э. Макроном, в ходе которого он проинформировал о продолжающихся боевых действиях в Нагорном Карабахе и событиях, происходящих в этом контексте. Пашинян подчеркнул важность реализации права НК на самоопределение в нынешних условиях и необходимость того, чтобы международное сообщество предприняло четкие шаги в этом направлении. Макрон придал важность установлению режима прекращения огня и проведению переговоров по мирному урегулированию конфликта в рамках МГ ОБСЕ и призыва президента РФ В. Путина от 8 октября. Макрон также добавил, что находится в прямом контакте с президентом РФ.

В тот же день глава МО РА Д. Тоноян принял ЧПП Франции в РА Дж. Лакота. Посол подтвердил готовность французской стороны приложить усилия по прекращению боевых действий и возобновлению переговоров. Тоноян поблагодарил французскую сторону за усилия по решению вопроса и беспристрастный подход. Он также представил ситуацию в зоне боевых действий и возможные развития событий.

ФРГ

11 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел телефонный разговор с канцлером Германии А. Меркель, в ходе которого Пашинян предоставил информацию о развитии событий после заявленного 10 октября прекращения огня по гуманитарным соображениям. Пашинян подчеркнул важность применения Нагорным Карабахом права наций на самоопределение.

Он выразил обеспокоенность непрекращающимися бомбардировками Степанакерта и нарушением ВС Азербайджана договоренностей о прекращении огня. Меркель, в свою очередь, выразила глубокую озабоченность по поводу напряженной ситуации.

 Греция

8 октября премьер-министр Греции К. Мицотакис во время встречи с генеральным секретарем НАТО Й. Столтенбергом в Афинах затронул ситуацию в зоне карабахского конфликта, отметив, что они обсуждали тревожные и трагические события в Нагорном Карабахе, продолжающееся кровопролитие, которое, помимо гуманитарной сферы, дестабилизирует весь регион. По его словам, они за немедленное прекращение всех боевых действий. Также необходимо прекратить иностранное вмешательство, провоцирующее военные действия. Они поддерживают призывы сопредседателей МГ к возобновлению режима прекращения огня и мирного процесса.

Кипр 

9 октября парламент Кипра единогласно принял резолюцию, осуждающую агрессию Азербайджана против Арцаха. Палата представителей также осудила полную поддержку Турцией агрессии, развязанной Азербайджаном с участием наемников-террористов, а также бомбардировки гражданских населенных пунктов, и призвала к немедленному прекращению огня и возобновлению мирных переговоров.

 

Нидерланды 

8 октября по инициативе члена Социалистической партии Нидерландов С. Карабулута парламент Нидерландов принял резолюцию, в которой призвал правительство страны осудить милитаристскую риторику и действия Турции по поощрению Азербайджана в войне против Арцаха. В парламенте констатировали, что Турция своим агрессивным милитаристским языком поощряет Азербайджан продолжать войну. Парламент Нидерландов считает, что все стороны, прямо или косвенно вовлеченные в конфликт, должны работать над прекращением огня, вернуться за стол переговоров, а также призывает правительство страны осудить милитаристскую риторику Турции.

13 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел телефонный разговор с премьер-министром Нидерландов М. Рютте. Пашинян привлек внимание собеседника к факту нарушения Азербайджаном гуманитарного прекращения огня, объявленного 10-го октября, и продолжения боевых действий. В контексте урегулирования конфликта Пашинян подтвердил важность возможности реализации равноправия народов и права на самоопределение. Рютте придал важность соблюдению сторонами режима прекращения огня и возобновлению мирного процесса.

 

Австрия 

8 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел телефонный разговор с канцлером Австрии С. Курцем, в ходе которого Пашинян проинформировал о продолжающихся в НК боевых действиях и событиях, происходящих в этом контексте. Стороны обменялись мнениями об применении права наций на самоопределение.

Грузия

8 октября глава МО Д. Тоноян принял ЧПП Грузии в РА Г. Саганелидзе, в ходе которого Тоноян представил информацию о военных действиях, инициированных Азербайджаном в Арцахе, и их развитии. Тоноян подчеркнул, что дальнейшее обострение ситуации на фронте может иметь непредсказуемые последствия для всего региона.

Иран 

13 октября начальник Главного управления оборонной политики и международного сотрудничества МО РА Л. Айвазян встретился с новоназначенным военным атташе посольства ИРИ в РА, полковником Б. Садехином. В ходе встречи Айвазян представил ситуацию, создавшуюся в результате развязанной Азербайджаном против Арцаха агрессией, и ход боевых действий. Собеседники коснулись также воздействия участия в конфликте третьих сторон и наемных террористов с точки зрения безопасности и стабильности в регионе.

МГ ОБСЕ

10 октября сопредседатели МГ ОБСЕ приветствовали совместное заявление глав МИД РА, АР и РФ о прекращении огня по гуманитарным соображениям и призывали стороны полностью выполнить взятые на себя обязательства. Заявлено, что сопредседатели и личный представитель действующего председателя ОБСЕ А. Каспршик активно обсуждают с МККК условия и логистику скорейшего возвращения тел и удерживаемых лиц. Они призвали стороны в срочном порядке предоставить все необходимые гарантии безопасности и материально-технического обеспечения. Сопредседатели заявили, что продолжают активно взаимодействовать со сторонами в целях содействия их усилиям по достижению согласия по конкретным параметрам прекращения огня и завершению интенсивных переговоров по существу для достижения урегулирования на основе согласованных принципов и формата.

13 октября в Москве глава МИД РА З. Мнацаканян встретился во вторник с сопредседателями МГ ОБСЕ, а также с личным представителем действующего председателя ОБСЕ А. Каспршиком. К встрече в удаленном формате присоединился французский сопредседатель. Стороны обсудили оперативную ситуацию в зоне карабахского конфликта.

Мнацаканян подчеркнул, что, несмотря на совместное заявление на уровне министров о прекращении огня от 10 октября, Азербайджан до сих пор не выполняет взятые на себя обязательства, продолжает широкомасштабные военные операции и преднамеренные удары по мирному населению и инфраструктуре. Он особо подчеркнул необходимость внедрения систем верификации на местах как важного фактора прекращения огня и укрепления этого режима.

В тот же день сопредседатели МГ ОБСЕ выступили с заявлением, призвав стороны карабахского конфликта к немедленному прекращению огня в гуманитарных целях, а также немедленно согласовать механизм мониторинга прекращения огня. Они подчеркнули, что жертвы среди гражданского населения недопустимы ни при каких обстоятельствах.

 

ОДКБ

8 октября генсек ОДКБ С. Зась заявил, что любое вмешательство третьих стран в конфликт в Нагорном Карабахе будет деструктивен и «мы считаем, что все страны должны придерживаться такой позиции, в том числе и Турция». В интервью телеканалу RT он отметил, что ОДКБ видит вызов в переброске иностранных боевиков в зону карабахского конфликта не только для его участников, но и для региона. Однако ОДКБ пока не рассматривает принятие дополнительных мер по противодействию переброске иностранных боевиков в НК.

Зась также отметил, что в ОДКБ считают, что Азербайджан не нанесёт удар по Армении. «Во-первых, потому, что власти Азербайджана подчёркивали, что территориальных претензий к Армении они не имеют и не посягают на ее суверенитет. Во-вторых, там достаточно здравомыслия и ответственности перед своим народом».

МНЕНИЕ

Александр Искандарян

10 октября директор Института Кавказа Ал. Искандарян отметил, что существуют серьезные опасения и вероятность, что перемирие в зоне карабахского конфликта соблюдаться не будет. Перемирие, по его словам, во-первых, возможность передышки, потому что на самом деле обе стороны достаточно сильно истощены от боевых действий. «Обе стороны находятся в некотором тупике, и у азербайджанцев ситуация, мягко говоря, не очень благополучная, и у армянской стороны тоже». Кроме того, это действительно попытка гуманитарного перемирия, потому что то количество трупов, которое там буквально валяются, в основном азербайджанских, это просто гуманитарная проблема. Во-вторых, это может быть попыткой получить некоторую передышку и перегруппироваться некоторым способом для обеих сторон. В-третьих, это попытка пролонгировать перемирие, сделать так, чтобы перемирие перешло не в гуманитарное, а некое другое перемирие, чтобы попытаться некоторым образом вернуться к другим форматам урегулирования конфликта.

Эксперт не думает, что конфликт может урегулироваться за несколько дней или недель, но во всяком случае приостановить то, что происходит — можно. В-четвертых, по его словам, и самых главных, посмотрим, будет ли оно соблюдаться, поскольку перемирие только началось, и до сих пор идут обстрелы и, в том числе, по территории Армении.

При этом, по его словам, ситуация также находится в зависимости от того, как это будет происходить и результатом чего является – развалом ли в Азербайджане армейских структур, потери управления, намеренными акциями устрашения или нежеланием соблюдать перемирие, которое было достигнуто при посредничестве России.

Грачя Арзуманян

10 октября на своей странице в Фейсбук советник МИД НКР Грачя Арзуманян написал свои мысли для будущего – после победы армянской стороны.

Армения

  1. Вновь остановленная война есть результат и победа армянского воина, армии и народа. Планы инициировавших войну акторов, включая центры силы, были совершенно другие. Однако они были опрокинуты армянским народом – на локальной арене армяно-азербайджанского противоборства, региональной арене противоборства уже региональных центров силы и геополитической арене. Вся тяжесть сохранения мира в Армении, регионе и мире легла на плечи армянского воина и народа, и он справился. Слава армянскому воину и народу.
  2. Армянская армия должна была в ближайшие 1-2 дня перейти в контрнаступление, в очередной раз остановленное Россией, чтобы избежать катастрофы Азербайджана и его исчезновения с карты в том виде, в котором он существует. Азербайджан нужен России и Турции. На этот раз нам снова не удалось добиться коренного перелома в регионе. Нам не дали этого сделать и у нас не хватило мощи, чтобы сделать это, преодолевая мнение центров силы – результат развала Армении в постсоветский период.
  3. Армянская государственность и конкретно система национальной безопасности нуждается в реформировании. Соответствующие планы первого этапа реформ уже есть в распоряжении политического руководства Армении. Они нуждаются в уточнении и, главное, немедленном развертывании.

Это всего лишь перемирие, причем с неадекватным врагом – Азербайджаном, Турцией и международным терроризмом, и крайне специфичным основным союзником, поведение которого мы запомнили. Бессрочное перемирие может продлиться день, год или больше – сказать невозможно. Ни в коем случае нельзя расслабляться.

  1. Армения должна пересмотреть основы своей дипломатии и разработать новую стратегию, предусматривающую новую роль и новых-старых союзников в регионе и мире. Предыдущая стратегия, ориентированная только на одного, главного союзника, с треском провалилась, поставив на грань существования возрожденную армянскую государственность. Отныне никаких главных союзников. Для Армении данный путь исключается, не работает.

Значит реальная многовекторность, а не ее имитация. Первый шаг сделан – разворот и возвращение на Ближний Восток, который, как показала война, уже пришел на Кавказ. Нужны аналогичные шаги и на других направлениях. У нас есть состоявшаяся и блистательная армия, несмотря на все то, что с ней творили последние 20 лет политическое руководство Армении. Но нам нужна такая же блестящая дипломатия.

  1. У нас нет внешней разведки. Это катастрофа, и война показала какая.

Вывод. Мы в одиночку на поле боя справились в войне с Азербайджаном, Турцией и международным терроризмом и заплатили немыслимо большую цену, которую сейчас начнем осознавать.

Этап «бархатной революции» в развитии армянской государственности завершен, начинается другой и нам необходимо приступить к осмыслению и проектированию путей развития Армении – после бархатной революции, философия, методы и стратегия которой себя исчерпали.

Но мы должны четко осознавать и спокойно сказать вслух. Если бы бархатной революции не было бы, не произошли изменения в обществе и, частично, в государстве, мы потерпели бы поражение в войне. Но для окончательной победы и капитуляции Азербайджана, переформатирования региона мы должны совершить следующий качественный скачок и начать строить другую Армению.

Азербайджан

  1. Безусловная и полная катастрофа для клана Алиева и Азербайджана, когда рухнул миф, что гора оружия и даже помощь современных и «обстрелянных» военных и спецов Турции и Израиля может позволить построить армию, которая в состоянии одержать победу.
  2. Азербайджан стал государством-изгоем, не гнушающимся воевать не просто с международным терроризмом, но последними отморозками. Впрочем, это практически никак не скажется на внешнеполитических связях Азербайджана. Все центры силы продолжат работать с Азербайджаном. Но зафиксировать надо.

Турция

  1. Фактически Армения первая страна, где Турции был дан однозначный военный отпор. Армения вела конвенциональную войну с Турцией и Азербайджаном и показал, что боеспособность самой большой армии НАТО в конвенциональной войне – тоже миф. Турции можно нанести поражение и не только иррегулярными военными действиями. Просто надо будет пересмотреть некоторые положения военной доктрины. Потребует времени, но сделаем.

Иран

  1. Один из немногих естественных союзников Армении. Никаких претензий и только слова благодарности.

Грузия

  1. Рухнул миф возможности сохранения коммуникаций через Грузию в условиях войны. Не работает, нужны другие методы работы и разговора с Грузией во время войны, которые надо проговорить и зафиксировать, когда мир. Грузия воевала на стороне Турции и Азербайджана — надо спокойно произнести эти слова и начать обдумывать сказанное.
  2. Впрочем говорить о Грузии является некорректным, равно как и о Азербайджане, кстати. Данные страны стали, фактически, протекторатом Турции. С такой страстью порвав с Россией, Грузия оказалась не на Западе и Европе, но Турции/Османской империи. Это хороший урок для Армении, когда она будет разрабатывать свои отношения с Западом.

Запад

  1. В лице Франции и Канады показал себя однозначным сторонником Армении. Я крайне осторожно подходил к вопросу сотрудничества с Западом, помня историю и понимая всю сложность региона и положения Армении. Но война показала, что Армения должна наращивать свои усилия и налаживать отношения с западными центрами силы, но на уже совершенно других основаниях и в рамках другой философии.

Война недвусмысленно показал, что Армения принадлежит европейской культуре и семье европейских цивилизаций. Надо это признать для самих себя и двинуться в долгий путь, на котором Европа будет возвращаться к своей колыбели, но не форме крестового похода, а другими путями. Даст Бог распишем.

  1. Давать остальным западным центрам силы не буду, получится большой текст. В войне работала Франция и оценку даем Франции.

Китай

  1. Неисчерпаемый и не тронутый потенциал, который Армения обязана начать конвертировать в кинетическую энергию и отношения, не забывая, что Китай живет и развивается на другом масштабе времени.

Опрос Gallup / MPG

Gallup / MPG провела новый опрос об оценке ситуации в связи со Второй Карабахской войной. Ниже представлены некоторые данные на основе опроса.

Таблица 1. По вашему мнению, какая страна / какие страны провоцируют эту войну? (%, можно было выбрать более одной опции)

  30 сентября 7 октября Разница
Турция 83.0 89.7 +6.7
Азербайджан 20.3 40.0 +19.7
США 5.0 4.7 -0.3
Россия 10.8 4.7 -6.1
Европейские страны 0.8 0.0 -0.8
Другие страны 8.3 11.6 +3.3
Затруднились ответить 10.5 4.4 -6.1

Таблица 2. Реакция иностранных государств, перцентильный рейтинг

  30 сентября 7 октября Разница
Франция 85.0
Иран 67.5 65.0 -2.5
Германия 57.5
Европейские страны 50.0 47.5 -2.5
США 45.0 45.0 =
Россия 42.5 50.0 +7.5
Беларусь 32.5 20.0 -12.5
Казахстан 27.5 25.0 -7.5
Украина 25.0 17.5 -7.5
Грузия 17.5 12.5 -5.0
Турция 7.5 2.5 -5.0

На вопрос, «По вашему мнению, какая организация, страна или страны должны гарантировать безопасность Республики Армения и оказать военную помощь?», Россию выбрали 69.1%. По остальным странам, расклад таков:

  • США – 27.5%,
  • Франция – 21.3%,
  • Армения должна сама обеспечивать свою безопасность – 12.2%,
  • Иран – 6.9%,
  • далее: Грузия – 3.1%, Германия – 2.8%, НАТО – 2.8%, ОДКБ – 2.8%, ОБСЕ – 1.9%;
  • еще варианты: весь мир – 5.3%, другое – 14.1%, затруднились с ответом – 6.6%.

Кто виноват в эскалации конфликта в Нагорном Карабахе

Ситуация на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе обострилась утром 27 сентября.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

18 апреля 2024

Карабахские армяне должны иметь возможность вернуться в регион при надлежащем обеспечении их прав и безопасности, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова Захарова. «Что касается армянского населения, покинувшего территорию Карабаха, азербайджанскими властями принят специальный план реинтеграции. Не раз подчеркивалось, что …

18 апреля 2024

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 11 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил: Факт признания территориальной целостности Азербайджана необходим Еревану для признания территориальной целостности самой РА, «потому что территориальная целостность Армении окружена Азербайджаном». «Если ты не признаешь территориальную целостность Турции, Ирана, …

15 апреля 2024

 Армения в ближайшее время направит РФ новые предложения по вопросу трансляции в стране российских телаканалов, заявил министр индустрии высоких технологий Армении Мхитар Айрапетян. Министерство индустрии высоких технологий Армении ранее сообщало, что российская сторона признала факт нарушений ряда пунктов армяно-российского соглашения …


Ваш браузер устарел! Обновите его.