×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-39/
Новости
25 апреля
24 апреля
23 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:01 , 30 Декабрь 2021
996
0

Обзор 23 – 29 декабря

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ

ВЛАСТИ РА

24 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе онлайн-конференции заявил, что:

Нагорнокарабахский конфликт

  • В переговорном процессе по карабахскому вопросу в 2016 г. произошла катастрофа: сопредседателями МГ ОБСЕ были представлены три пакета предложений, в которых впервые с 2011 г. не был включено предложение о том, что НК получает промежуточный статус. Вопрос уточнения промежуточного статуса был перенесен в Совбез ООН. «Когда вопрос в Совете безопасности, он становится очень прогнозируемым решением». Пашинян отметил, что в 1993 г. СБ ООН принял резолюцию, в которой признавалась территориальная целостность и нерушимость границ Азербайджана и присутствовала формулировка «Нагорнокарабахского региона Азербайджана».
  • Обвинение в его адрес в том, что он сдал земли – безосновательное. Но есть и легитимное обвинение. «Меня могут обвинить в том, что я не сдал земли, и это будет легитимно. Если кто-то мне скажет, что я должен был понять, что другого варианта нет – надо просто сдать эти земли, эти территории, чтобы не было войны, это будет легитимным обвинением».

Мирный договор, делимитация и демаркация

  • РА готова к подписанию мирного договора с Азербайджаном. Сопредседатели МГ ОБСЕ предложили повестку переговоров, одним из пунктов которой был вопрос всеобъемлющего мирного урегулирования. «Если Армения провозгласила, что хочет открыть эпоху мирного развития, то было бы нелогично, если она отказывалась от мирного договора». Хотя из-за информационного хаоса создается впечатления, что Ереван против делимитации и демаркации, но это не так.
  • Власти РА рассматривают различные сценарии демаркации армяно-азербайджанской границы и возможные задачи, которые могут исходить из них. «Мы должны углубиться в тонкости ситуации, как, например, была проблема с участком дороги Горис-Капан. Сейчас получилось так, что мы можем лишиться этой дороги». Армянская сторона поднимает из архивов все возможные документы, изучаются все правовые основания, рассматриваются все сценарии, поскольку это нужно и для переговоров. «Если даже есть проблема на участках границы, она заключается в нескольких километрах, а порой даже в 300-500 метрах, но мы должны представлять поле действий».
  • Азербайджанские военнослужащие, задержанные 18 декабря, были возвращены армянской стороной без каких-либо предусловий и не в обмен на что-либо, потому что «мы не хотим создать впечатление, что занимаемся торгом относительно людей. Своей позицией мы продемонстрировали нашу полную приверженность международным нормам и правилам».

Статус наблюдателя АР в ЕАЭС

  • Вопрос предоставления Азербайджану статуса наблюдателя в ЕАЭС связан с общим переговорным процессом по нормализации армяно-азербайджанских отношений, разблокировки коммуникаций в регионе и т.д. «Если мы увидим перспективу общего урегулирования отношений, то мы, конечно, серьезно рассмотрим эту тему. Мы во всех случаях рассмотрим ее, если будет такой официальный процесс и Азербайджан выразит подобное желание. Но наша позиция будет зависеть от вектора и хода того разговора, о котором я говорил».

26 декабря Никол Пашинян ответил на критику в свой адрес, вызванную его последними заявлениями по НК. По его словам,

  • В интервью он говорил о переговорном наследии, сформированном еще задолго до его избрания премьером, а значит не мог повлиять на процесс формирования этого переговорного содержания.
  • Он считает, что если в соответствии с переговорами азербайджанцы считались жителями НК, то должны были заселиться туда. Армянская сторона против этого переговорного содержания до «бархатной революции» 2018 г. никогда не возражала.
  • Пашиняна опроверг заявление экс-президента РА Сержа Саргсяна, согласно которому оставшееся от прежних властей переговорное содержание гарантировало, что НК будет армянским. Участие азербайджанского населения НК в определении окончательного статуса НК как части его современного населения закреплено в Мадридских принципах, которые были приняты за основу для переговоров с 2007 г., в том числе и армянской стороной.
  • Референдум по окончательному статусу НК мог состояться только через 100 лет, и нетрудно догадаться, как изменился бы демографический облик НК за эти 100 лет.
  • Пропаганда определенных кругов привела к неправильному пониманию того, что термины «окончательный статус НК» и «самоопределение» обязательно означают независимость НК. «Конечно, это не так, потому что автономная область — статус, область — статус, независимость — статус. Проясняет ли содержание унаследованного мной переговорного процесса эти вопросы? Конечно, нет».
  • Еще до его избрания премьером в 2018 г., в рамках переговорной логики НК потерял теоретическую и практическую возможность не быть в составе Азербайджана. Пашинян не смирился с этим, а боролся против этого. «В том числе по этой причине началась война»
  • После 9 ноября 2020 г. в числе обсуждаемых вопросов была поднята тема о возможности остановить 44-дневную войну в обмен на гарантию права проживавших в Шуши азербайджанцев вернуться в Шуши. Те же круги осенью 2020 г. говорили о возможности сохранения Шуши армянским, но Пашинян не пошел на это. На это он возразил, что 90% населения Шуши во времена НКАО составляли азербайджанцы, и в этих условиях говорить о том, что Шуши был армянским, не приходится.
  • Теперь оппоненты не устают повторять, что только правительство, избранное народом Арцаха, может представлять народ Арцаха в переговорном процессе. «Кто спорит? Это один из самых важных моих тезисов с 2018 г. Возникает другой вопрос. Почему те же люди не подняли шума, когда в 1998 г. Роберт Кочарян удалил Арцах из переговорного процесса?».

 

ВЛАСТИ НКР

23 декабря в НС НКР президент НКР Араик Арутюнян заявил:

  • Присутствие миротворческого контингента РФ в Арцахе должно быть гарантированным и бессрочным, пока не отпадет необходимость в миротворческих силах.
  • Относительная стабильность, обеспечиваемая АО НКР и российским миротворческим контингентом, дала возможность решить ряд жизненно важных вопросов и начать программы, нацеленные на развитие НКР.
  • Во внешнеполитической сфере продолжится борьба за безоговорочное признание права народа на самоопределение и возвращение оккупированных территорий.
  • НКР — сторонница мирного урегулирования конфликта. Международное признание независимости Республики Арцах на основе права на самоопределение является главной и бескомпромиссной целью Степанакерта, которая откроет путь к реализации конечной цели Арцахского движения.

26 декабря Араик Арутюнян обратился к заявлениям премьер-министра РА Пашиняна. По его словам,

  • Полноценное признание права карабахцев на самоопределение не терпит оговорок и компромиссов, и от имени жителей Карабаха вправе говорить только его власти.
  • Международное признание независимости — главный вектор, и отклонения от него не может допустить ни одна власть. Народ и власти никогда и ни за что не признают какой-либо статус в составе Азербайджана.
  • В плане как статуса, так и демографии возвращение в прошлое невозможно. «О каком совместно проживании идет речь, если Азербайджан продолжает питать свое общество армянофобией и готовить не к войне, а к изгнанию армянского населения Арцаха. Конечно, мы за мирное урегулирование конфликта и готовы прилагать усилия в этом направлении, однако жизненно важные права, интересы и требования нашего народа не подлежат торгу».
  • Степанакерт готов к мирному урегулированию вопроса.
  • Территориальная целостность Карабаха должна быть восстановлена на тех территориях, на которых он был провозглашен в 1991 г. «Следовательно, наши оккупированные территории должны быть деоккупированы и наши соотечественники должны получить возможность вернуться в свои родные дома».
  • Надо укреплять АО НКР, а РМК должен оставаться в Карабахе бессрочно — до окончательного и справедливого разрешения проблемы и предоставления дополнительных международных гарантий безопасности.
  • Сейчас нет права на ошибку, она может стать фатальной. Все власти временны, но цели и позиции необходимо придерживаться.
  • Арцах был армянским на протяжении тысячелетий и останется армянским. У карабахцев достаточно воли и стратегического терпения, чтобы продолжить эту борьбу.

Глава МИД НКР Давид Бабаян также отреагировал на заявления Пашиняня:

  • «Мы и только мы сами будем решать свое будущее». Подход НКР следующий: во-первых, НК никогда не будет частью Азербайджана, а во-вторых, карабахцы никогда не откажутся от их исторических территорий, которые в настоящее время оккупированы Азербайджаном.
  • Вопрос статуса существует, был и останется одной из ключевых тем переговорного процесса. Этот вопрос никогда не оставался в стороне от переговорного процесса и всегда должен быть в его повестке дня. Говоря о НКАО, карабахцы никогда не отказывались от ее политического и правового наследия. «Однако НКАО — уже пройденный этап для нашего народа и государственности. НКАО эволюционно прекратила свое существование, превратившись в НКР или Республику Арцах, объединив бывшую НКАО в Шаумянском районе и субрегионе Геташен. Это произошло 2 сентября 1991 г., с провозглашением Республики Арцах, а 10 декабря того же года народ Арцаха подтвердил свою волю на всенародном референдуме».
  • В Арцахе прошли и другие референдумы: конституционный референдум 2006 г., второй конституционный референдум 2017 г. Поэтому любое упоминание НКАО, попытки включить термин НКАО в переговорный процесс, в процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, рассматривать такую модель государственности, как будущее Арцаха, для них категорически неприемлемы. Возрождение этого прошлого этапа наносит удар по легитимности Республики Арцах, ее становлению и существованию. Это также нарушает территориальную целостность Арцаха, территория которого никак не совпадает с границами бывшей НКАО.
  • Что касается азербайджанских беженцев и того факта, что Арцах — это не только армянское образование, то такая идея постоянно повторяется азербайджанской стороной, с той лишь разницей, что они представляют армян как пришлых. Возвращение беженцев всегда рассматривалось в следующем контексте: гуманитарные вопросы могут быть решены только после того, как будут решены все политические вопросы. И возвращение беженцев должно быть равным. То есть, без возвращения армянского населения в Баку, Кировабад, Сумгаит и т.д., не может быть возвращения азербайджанских беженцев в места их прежнего проживания в НКР. Эти подходы всегда выражались армянскими сторонами в ходе переговоров. «По крайней мере, Степанакерт не забывал поднимать этот вопрос во время переговоров».

27 декабря НС НКР выступило заявлением «Об опасностях и вызовах, угрожающих суверенитету и субъектности Республики Арцах», в котором, в частности, отмечается:

  • Считаем недопустимыми любые заявления деятелей различных политических сил, любые вопросы, ставящие под сомнение субъективность Арцаха или умаляющие его армянское будущее. Вызывает недоумение, что последнее подобное заявление премьер-министр РА сделал 24 декабря.
  • Судьба Арцаха не будет монополией политической силы. Выражая мнение и позицию общественных и политических кругов Республики Арцах, мы выражаем свое несогласие и возмущение рядом вредных, опасных заявлений и идей, высказанных в ходе интервью.
  • В 1988 г. на фоне результатов национально-освободительной борьбы карабахским движением делаются заявления, ставящие под сомнение существование НКР и ее локальная борьба за международное признание.
  • В переговорном процессе предыдущих лет политико-правовая база армянских сторон, защита наших национальных интересов в этом контексте не противоречили позициям, представленным международными структурами, посредниками. Тот факт, что статус НК никогда не игнорировался в предыдущих предложениях посредников, подтверждается и разъяснениями сопредседателей МГ ОБСЕ.
  • Спекуляции о возможном изменении рабочих вариантов, обсуждавшиеся в разные годы в переговорном процессе, темпах переговоров, вызывают тревогу. Мы считаем недопустимыми заявления, ставящие под сомнение армянскость Арцаха, и подчеркиваем возможность присутствия посторонних элементов, которые отвергаются и упрекаются в память о тысячах армян, отдавших свои жизни за свободу и независимость Арцаха.
  • Решение, принятое Верховным Советом РА 8 июля 1992 г., четко определило отношение РА, как полноправного члена международного сообщества, к Республике Арцах, стремящейся к международному признанию. Этим решением РА обязуется «последовательно поддерживать НКР и защиту прав ее населения». В нем также говорится, что «любой международный или внутренний документ, в котором НКР упоминается как часть Азербайджана, считается неприемлемым для Республики Армения». Эта формула актуальна и сегодня.
  • НС НКР, подтверждая позицию народа и властей Арцаха по вопросу суверенитета и независимости Республики Арцах, заявляет: недопустимо выражать позицию без учета позиции властей Арцаха, поскольку только органы власти, сформированные гражданами Республики Арцах путем выборов, имеют право принимать решение о будущем Арцаха.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

ВЛАСТИ РА

24 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе онлайн-конференции заявил, что:

  • В Брюсселе имело место продолжение того же разговора с президентом Азербайджана Алиевым. «В динамике и содержании этого разговора не произошло каких-либо изменений. В присутствии Шарля Мишеля мы также обсуждали вопросы нашей повестки».
  • То, о чем стороны договорились или обсудили в Брюсселе по части ж/д, было подведением итогов разговора в Сочи. Там было констатировано, что с обеих сторон будет действовать полноценный таможенный, пограничный контроль, что приемлемо для РА и АР, и стороны договорились запустить строительство ж/д. А относительно автомобильных дорог принципиальная позиция армянской стороны осталась неизменной — армянская сторона не принимает никакой «коридорной» логики.
  • В Брюсселе стороны попытались понять, в чем причина того, что они высказывают такие позиции, поскольку публично озвучиваемые позиции –видимая часть айсберга, но есть причины и проблемы, из-за которых они высказывают ту или иную позицию. «И когда мы углубились в детали, я, честно говоря, и там увидел возможность прийти к определенным решениям, где как наши позиции, так и выдвинутые Азербайджаном чисто практические проблемы в действительности могут получить решение». Но по этой части у сторон нет никаких договоренностей. «Просто после этой встречи я увидел определенные возможности, и мы должны попытаться их использовать, чтобы в этом вопросе найти действительно компромиссное решение, которое не пересекает наши «красные линии».
  • Ереван не исключает строительства «международной» дороги между Нахиджеваном и Азербайджаном. Международный транзит через Сюник принесет РА конкретную выгоду. Если в вопросе правовых регулировок будет согласие, то остальные вопросы станут техническими. «В нашем, в моем восприятии это не только дорога между восточными районами Азербайджана и Нахиджеваном, но это новая международная транзитная дорога, открытием которой заинтересована и Армения».
  • Пашинян напомнил и о возможности открытия автомобильной дороги и коридорах Север-Юг и Запад-Восток. При этом, должны быть конкретизированы гарантии для армян и азербайджанцев, которые будут ездить по этим дорогам через РА и АР. В этом контексте власти РА не исключали и не исключают строительство новой дороги, которая будет важным направлением международной коммуникации. «Если нам удастся в рамках нашей логики и принципов прийти к соглашению, наша цель — расширить имеющийся у нас проект Север-Юг и превратить его в проект Запад-Восток, то есть, иметь крестообразный путь, что существенно увеличит ее значение».
  • Безопасность — очень важный вопрос, но все же касается организации. «Мы считаем, что например, сопровождение грузов и людей — один из возможных вариантов». Если армянские грузы по территории Азербайджана не будут проходить, то и азербайджанские грузы по территории Армении не будут проходить.
  • Формат «3+2» необходим с точки зрения общей стабилизации обстановки в регионе. Еревану нельзя упускать возможность присутствовать при нем. Но РА может отказаться от участия в работе платформы, если она не будет соответствовать ее интересам.
  • «По тому, что сообщил нам наш представитель, мы в целом имеем положительное впечатление от первой встречи, что не означает отсутствие тех сигналов и рисков, о которых мы говорим». Но, в целом, формат 3+2 соответствует сформированным в программе правительства положениям о том, что Ереван хочет принимать участие в региональных переговорах.
  • И раз стороны собрались за одним столом, никто не хочет, чтобы обсуждения были провалены. «Будет нелогично, если мы соберемся и будем подталкивать к провалу обсуждений. Таково общее восприятие, но это не значит, что провала не будет. Однако, в чем смысл создавать этот формат и тут же его проваливать?».

29 декабря Пашинян заявил:

  • Открытие региональных коммуникаций содержит как большие риски, так и возможности для РА. Эти риски управляемы, а возможности пойдут стране только на пользу.
  • Разблокирование коммуникаций существенно повлияет на развитие Сюникской области, где только в пилотную образовательную программу правительство вложило более $18 млн.
  • Говоря о повышении безопасности в Сюнике, премьер подчеркнул масштабное строительство альтернативных дорог. Сейчас проводится подготовка к началу строительства мегринского участка железной дороги Ерасх-Джульфа-Ордубад-Мегри-Горадиз.

29 декабря министр территориального управления Гнел Саносян заявил:

  • Железную дорогу из РА в ИРИ через Нахиджеван можно восстановить в течение года. Есть отрезки, где нужно провести более объемную работу, но некоторые восстановить и запустить будет легче.
  • Проблемы есть в направлении Мегри, где старая дорога разобрана, и в районе Горадиза.
  • Пока идут обсуждения, работа на экспертном уровне. А конкретные действия начнутся только после определенных уточнений. Основной предмет обсуждений — финансирование строительства.
  • На магистрали «Север-Юг» выполнено лишь несколько процентов работы.
  • Отставание от графика очень сильное. Нет ясности и проектных решений по некоторым участкам.
  • Но есть и участки, по которым проекты составлены, при должном финансировании там можно приступать к работе. В приоритете участки Сисиан-Каджаран и Каджаран-Агарак, где идет активная подготовка к строительству.
  • Дорога, которая станет транзитной и укрепит связь Армении с Ираном и Грузией, должна соответствовать международным нормам.
  • Что же касается альтернативных дорог в Сюнике, то асфальтирование Татев-Лцен завершится к осени 2022 г., это позволит сократить дорогу из Капана в Ереван.
  • Работы идут и на сложном участке объезда у села Верин Хотанан.
  • После установки Азербайджаном КПП на дороге Горис-Капан и начала функционирования направления Капан-Татев-Шинуайр, объем грузоперевозок почти не изменился.

29 декабря министр экономики РА Ваан Керобян заявил:

  • Экспорт РА имеет «очень грустный вид». Из 100% общего экспорта порядка 60% составляет руда, горнорудный концентрат или необработанное золото, порядка 20% — первичное сырье, 10% — нетехнологичные товары, 10% — среднетехнологичные продукты, а высокотехнологичные продукты составляют всего 1-1,5% экспорта. 
  • Открытие коммуникаций в регионе позволит сделать нетехнологичные товары армянского производства более конкурентоспособными.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

27 декабря на пресс-конференции экс-президент РА Роберт Кочарян заявил:

Война 2020 г.

  • По сей день власти не назвали точную цифру всех погибших в ходе осенней войны 2020 г. Это просто позор.
  • Во время войны и после никто не осудил в мире Азербайджану за агрессию. «Мы проиграли в пропаганде внешней политике такой стране, где власть передается по наследству, где вице-президент его жена, где семья президента замещена во всех офшорных скандалах в мире, мы проиграем в том числе и в Европе. Это просто обратный мастер класс».

Безопасность

  • В сфере безопасности РА в 2021 г. зафиксирован абсолютный провал.
  • Сами власти признают, что 40% территории РА контролирует противник, но в реальности мы утеряли контроль над территориями, в 10 раз превышающими эти 40 км.
  • Проведение границ по GPS привело к тому, что азербайджанские войска дислоцировались на предполагаемых их границах, а армянские ВС были вынуждены отойти назад от 500 метров до 1,5 км, а иногда и больше, и не только в направлении Сюника и Гегаркуника, но и Нахиджевана и других участках границы. В следствии этого, армянские ВС потеряли контроль не только над этим участками, но и над территориями в десятки раз больше.
  • РА потеряла возможность использования имеющих важнейшее значение дорог.
  • Более того, число жертв по разным данным достигает 36, раненых – около 30, новых военнопленных – более 30. Эти цифры говорят о наличии серьезнейших проблем в армии. Объяснением этому может служить тот факт, что военные были под впечатлением заявлений Пашиняна о том, что «мы же не будем драться за гору, где никто не живет». Подобные заявления оказали серьезное воздействие на мышление офицерского состава, и стали неким приглашением для противника, мол «мы не будем бороться за горы».
  • За истекший год ничего не было сделано для повышения ее боеготовности. Военный бюджет говорит о том, что вышеперечисленные вопросы не будут решены и в следующем году, поскольку это невозможно. Даже непонятно у кого спрашивать — кто виноват во всем происходящем. «За год в Армении сменилось три министра обороны. Это ненормально. Говорят, что и этот ненадолго. Ответ один — эти власти не заинтересованы в создании боеспособной армии, поскольку при наличии таковой, требования общества были бы иные по ряду вопрос». Искусственно создается ситуация по обеспечению не боеспособных ВС.

Нагорнокарабахский конфликт

  • Неопределённость по вопросу дальнейшей судьбы НКР осталась прежней в течение 2021 г., но появилась некая конкретика по этому вопросу по части позиции РА. «Если премьер-министр Армении говорит, что с 2016 г. даже теоретически не было возможности вытащить Арцаха из состава Азербайджана, то это — позиция РА. Это означает, что Армения умыла руки от Арцаха. Этим заявлением премьер РА поставил под сомнение декларацию Арцаха о независимости от 2 сентября».
  • Своим последним заявлением премьер РА поставил под сомнение декларацию Арцаха. Либо они не знают, что делают, либо это все запланировано.
  • Он видит дипломатический путь спасения Арцаха. «Эти власти даже не попытаются этого сделать. Нет каких-либо ожиданий от этих властей. Я вижу выход, он будет с потерями, но есть возможность спасти хоть что-то». А действующие власти обслуживают интересы каких-то внешних сил.
  • Необходимо стремиться к определенному восстановлению территориальной целостности НКР. «Не думаю, что можно восстановить то, что было, но реализация шагов в этом направлении не может не увенчаться некоторыми успехами».
  • В случае гипотетического прихода к власти Кочарян не стал бы пересматривать трехстороннее заявление по НК от 9 ноября 2020 г., так как основные пункты этого документа уже реализованы. «Все худшее уже свершилось. Более того, денонсация сведет на нет всякую надежду на возвращение пленных». Кочарян будет стремиться к восстановлению хотя бы границ бывшей НКАО, вернуть Гадрут и Шуши. Для этого надо усердно работать каждый день — главное пытаться, а не бездействовать.

Армяно-азербайджанские отношения

  • Начинать процесс делимитации армяно-азербайджанской границы сегодня – дипломатическое извращение, поскольку РА сегодня не готова к этому и слишком слаба. «Утвержденная делимитация говорит о том, что ты признаешь территориальную целостность Азербайджана, а это подразумевает ряд последствий, в том числе и возможное установление КПП в Лачинском коридоре. Угроза делимитации в этом, а не в том есть ли сегодня фактическая граница или нет. Угроза делимитации в том, чтобы не сделать этот процесс неизбежным. Власти хотят пойти на этот шаг, чтобы потом просто избежать ответственности, переложить ответственность за судьбу Арцаха на РФ.
  • Открытие ж/д сообщения через так называемый коридор через Сюникскую область — бесперспективно для РА с экономической точки зрения. Все альтернативные транспортные коммуникации уже созданы в обход Армении, и при разблокировке коммуникаций армянская сторона получит каких-то 40-50 км транзитных путей взамен на серьезные уступки. Сегодняшние власти Армении не хотят изучить этот вопрос, оценить выгоды и потери.

28 декабря депутат НС РА Артур Хачатрян заявил:

  • Если действующее правительство РА останется, то «закроет» страницу независимости Арцаха. 2020-2021 гг. — разные «творцы» одного и того же спектакля, дополняющие друг друга своей трагедией. В 2021 г. правительство пыталось уничтожить все надежды вернуть потери и превратить поражения в победы. Последняя пресс-конференция Пашиняна была посвящена этому.
  • Когда Пашинян делал эти заявления, он прекрасно понимал, какой будет реакция со стороны Арцаха, но он сделал это, чтобы закрыть навсегда арцахский вопрос. То, что происходит в Арцахе, говорит о том, что там протекают определенные процессы.

 

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

27 декабря депутат НС РА Тигран Абраамян заявил:

  • Главная особенность пресс-конференции Пашиняна и комментариев в Facebook в том, что она сопровождается четкими действиями по изменению внутриполитического «расклада» в Арцахе. Внимание общественности приковано к проазербайджанским пропагандистским акцентировкам Пашиняна и представлению темы под азербайджанским «соусом», однако его основная цель — отстранение от должности действующего президента Арцаха.
  • Проблема не в личности Араика Арутюняна. Пашинян, понимает, что проведение новых президентских выборов в Арцахе на данный момент практически невозможно, поэтому он начал закулисный процесс отстранения Арутюняна.
  • Проблема не в том, хорош или плох Арутюнян, чтобы начать связанный с этим процесс, а в том, что для Пашиняна начало процесса устранения Арутюняна и обеспечение вакантной должности президента — самый короткий и последний шаг в вопросе лишения Арцаха последнего компонента — субъектности.
  • В условиях активного противостояния здоровых сил Арцаха первый этап пашиняновских политических перестановок провалился, теперь наступил период политических консультаций, цель которых — обеспечить политическую стабильность в Арцахе.
  • Действия Пашиняна по Арцаху также имеют внешние мотивы, они способны внести коррективы в региональные перестановки, однако на данный момент, по-видимому, этот сценарий не удается реализовать.
  • Внутренний мотив Пашиняна — полное избавление от ответственности за арцахский вопрос и взамен получение от Турции и Азербайджана компромисса по другим вопросам.
  • Араик Арутюнян после 2018 г. допустил бесчисленное множество ошибок и неудач, на нем огромная доля вины в различных процессах, однако на данном этапе внимание политических сил, активных групп общества, людей, озабоченных судьбой Арцаха и Армении, должно быть сосредоточено на очередной волне нападок на Арцах, в основе которой не Араик Арутюнян, а окончательный крах субъектности Арцаха.

 

ПАРТИЯ «РЕСПУБЛИКА»

29 декабря в беседе с АрмИнфо глава партии «Республика» Арам Саркисян заявил:

  • Ввод в эксплуатацию участка железной дороги Горадиз — Мегри — Ордубад — Джульфа — Ерасх принесет в РА весьма серьезные инвестиции.
  • Участок на территории РА придется восстанавливать практически с нуля, поскольку рельсы и шпалы были разобраны еще 2000-х и проданы в Иран. «В короткий период моего премьерства я выступил против подобного «бизнеса», запретив продажу, после чего столкнулся с серьезным недовольством тогдашнего президента Роберта Кочаряна».
  • Проект достаточно интересен не только непосредственным участникам, но и для потенциальных инвесторов, что является залогом осуществления в будущем немалых инвестиций в армянскую экономику. Любые территории, на которых работают железные дороги, всегда вызывают интерес инвесторов. И иностранные инвесторы будут инвестировать в РА хотя бы потому, что данная инфраструктура будет связывать 80-ти миллионные рынки Турции и Ирана.

 

ВСТРЕЧА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ РА И АР

23-24 декабря в Москве состоялась первая встреча представителей азербайджанской и армянской общественности при участии спецпредставителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого.

С армянской стороны в ней участвовали ректор Ереванского государственного медуниверситета им. Мхитара Гераци Армен Мурадян, директор театра имени К. С. Станиславского Марианна Мхитарян, режиссер Арутюн Хачатрян и художественный руководитель государственного кукольного театра имени Ованнеса Туманяна Рубен Бабаян.

На встрече обсуждались меры по смягчению напряженности в отношениях между народами двух стран.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ РА

24 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе онлайн-конференции заявил, что:

  • Ереван ожидает нормализации отношений с Анкарой, хотя в Армении к этому вопросу подходят весьма эмоционально.
  • Если процесс стабилизации отношений с Турцией после встреч спецпредставителей дойдет до того момента, когда будет возможна встреча на высшем уровне, то она произойдет.
  • Все власти Армении заявляли о готовности урегулировать отношения с Турцией без предусловий, что означает, что признание Геноцида армян никогда не было предусловием для нормализации отношений, установления дипотношений и открытия границ с Турцией.
  • Правительство Пашиняна также повторяло существующую с 1990-х гг. формулировку о готовности РА к урегулированию отношений с Анкарой без предусловий. «Относительно международного признания Геноцида армян мы четко сформулировали свою позицию в программе правительства».

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

27 декабря на пресс-конференции экс-президент РА Роберт Кочарян заявил:

  • Анкара всегда выдвигала три условия перед Ереваном. «Это территориальная целостность Азербайджана, включая НК, неукоснительное возвращение 7 районов и вопрос признания геноцида армян. Формулировка приблизительно такая «не проявлять энтузиазма» или передать вопрос историкам. Сегодня прибавилось еще одно условие – Зангезурский коридор». РА всегда выступала за нормализацию отношений без предварительных условий, и подчёркивала, что граница закрыта не с армянской, а с турецкой стороны.
  • Сегодня Азербайджану сданы не 7 районов, а 9 – с бонусом в виде Шуши и Гадрута, и по сути этого условия уже нет, оно выполнено. По вопросу геноцида — Армения сегодня настолько слаба, что не способна оказывать какого-то воздействия. По сути, этот вопрос власти РА оставили полностью на комитете «Ай Дат». К этому шагу также могут прибегнуть те или иные государства, которые хотят оказать давление на Турцию. Иного ресурса сейчас по этому вопросу просто нет. И из трех условий, два для них успешно решены. А после встречи в Брюсселе Пашинян заявил, что после 2016 г. нет даже теоретической возможности признания Арцаха вне состава Азербайджана. Это означает, что первое лицо РА не видит никакого варианта существования Арцаха вне Азербайджана. «Теперь все три условия выполнены. Ничего более циничного, чем заявлять, что мы идем на нормализацию отношений с Турцией без предусловий нет – вы же выполнили все предусловия, а теперь еще и обсуждаете вопрос коридора».

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВЛАСТИ РА

24 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе онлайн-конференции заявил, что:

  • Пашинян назвал полупрезидентскую систему правления ошибкой, ведь сохранение в руках рычагов власти позволило ему быть гарантом проведения свободных и честных выборов.
  • Премьер уделяет особое внимание теме коррупционных рисков: публикации о семье спикера парламента и замглавы администрации премьера РА проверены. ️Армения не настолько богата, чтобы позволять себе приобретать дешевые товары: после покупки автомобиля для главы НС Симоняна за $200 тысяч, Пашинян купил и для себя новую машину, потому что его «могла сломаться в любую минуту».
  • Властям пришлось поднять цены на некоторые коммунальные услуги, в противном случае они бы подорожали резко через несколько лет.
  • После «ударов в спину» от профессиональных дипломатов, политиков и военных, Пашинян считает логичным назначать людей из команды на определенные должности.
  • Смена мэра Еревана — институциональная проблема. В предвыборной кампании участвовала вся их партия и лично он. В Ереване осуществляется предвыборная кампания блока «Мой шаг», в которой занимает большое место программа блока «Елк» 2017 г., когда он был кандидатом. «Никто не может быть мэром без поддержки большинства Совета старейшин. Все решения принимались там и в Совете старейшин. Есть вопрос становления института. Считаю очень важным, что фракция «Мой шаг» проявила принципиальность и приняла политически правильное и грамотное решение. В ближайшее время мы увидим, будет ли руководство Еревана осуществляться лучше или хуже. Не сомневаюсь, что лучше».

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

27 декабря на пресс-конференции экс-президент РА Роберт Кочарян заявил:

Внешняя политика

  • Власти ведут абсолютно непонятную политику, участвуя в сомнительных форумах, конференциях и тому подобное. Участие в «Саммите за демократию», куда Россия и Китай приглашения не получили, и которая имела явную направленность против Москвы и Пекина, для Еревана было абсолютно нелогичным, учитывая наличие российских пограничников на границе Армении и РМК в Нагорном Карабахе.
  • Сейчас мы находимся в процессе, который можно охарактеризовать как геополитические изменения на Южном Кавказе. Когда Турция присоединилась к этому процессу и турецко-азербайджанский тандем получил другой размах, сохранять равноудалённость между Арменией и Азербайджаном для РФ стало сложно и в долгосрочной перспективе может быть и ошибочно. Но пока этот формат не изменился. Однако, жизнь России усложнилась после этого всего, поскольку их многолетняя политика в регионе получила новый элемент. Россия пока не приспособила свою политику к этому элементу, она работает в этом направлении. Роль Турции многократно возросла в регионе и с этим нельзя не считаться.
  • «Мы потеряли статус страны, имеющей самую боеспособную армию, получили статус, при котором постоянно нуждаемся в защите». Но РА не может требовать у РФ быть большим армянином чем сами армяне. Именно действия самой РА привели к тому, что ее роль в регионе сошла на нет.
  • Но похоже, РА нормально воспринимает эту ситуацию. «Из этого вытекают и те подозрения, чьи интересы, в конце концов, обслуживают власти, поскольку нет шагов, направленных на нейтрализацию всего этого. Столько говорили, что обратятся в ОДКБ, но так и не обратились. Или же, как можно обращаться к организации, генсека которой ты 2 года назад арестовал. Со всеми государствами ОДКБ Азербайджан имеет более хорошие отношения, чем ты — страна-член ОДКБ».

Внутренняя политика

  • РА перестала быть демократическим государством, после выборов в ОМС власть полностью потеряла голову. «Ким Чен Ын бы умер от зависти, если бы увидел, что творится в РА. Страна стала бастионом для беспредела и неучей».
  • Кочарян не считает правильным, что каждое правительство должно приходить и переписывать Конституцию на свой лад. «Чтобы провести конституционные реформы, вы должны объяснить, что не работает в этой Конституции». Сам Кочарян выступает за полупрезидентскую систему.
  • «Ни у одного президента в Армении не было столько полномочий, сколько сегодня у премьер-министра. Уменьшите полномочия института супер-премьер-министра, который вы критиковали. Кто вам мешает, кто держит вас за руку, сделайте это. Поэтому есть серьезные подозрения, что все это делается с другой целью — создать возможность для размещения в ином месте».

Экономика

  • Спад в 2020 г. составил 7.4%, а в 2021 г. экономический рост составит 4.2%. Меж тем, даже по показателям 2019 г., РА должна была обеспечить экономический рост в более 8%, не будет он и в 2022 г. «Еще в 2018 г. говорилось о волшебной палочке. Сейчас выяснилось, что эта палочка работает в реверсивном режиме — не для обогащения нашего народа, а в точности наоборот — для снижения объемов экономики, для обнищания. Госдолг превысил порог в 9 млрд, и за последние два года вырос на более 2,3 млрд. Следовательно, большая часть экономического роста в 4% обусловлена увеличением госдолга. Иного объяснения нет. Об инфляции — она официально составила 9.6%. Я просто не представляю, что нужно сделать, чтобы обеспечить такую инфляцию. В таких условиях ты как государство обязан индексировать зарплаты и пенсии, чего не делается». Армения сегодня нуждается в иных показателях экономического роста, нет серьезных инвестиций, люди, перегруженные кредитными обязательствами, и прогнозировал кризис в сфере потребительских кредитов с точки зрения их обслуживания.
  • Основная задача правительства — обеспечение благополучия граждан. По показателям 2021 г., увеличилась бедность в стране, что говорит о том, что ничего не делается для улучшения социальной жизни граждан. «Меж тем, резко улучшилась жизнь чиновников — бесстыдным образом делаются огромные траты на премии, на охрану, обслуживающие машины, дачи и т.д. Мы наблюдаем, так сказать, за «Пиром во время чумы».
  • Показатели миграции неутешительные. Более 100 тысяч граждан покинули страну за 2021 г., причем уезжают не только оппозиционные граждане, но и те, кто поддерживал эту власть. «Куда же вы уезжаете, оставайтесь и вкушайте свой выбор, уважаемые граждане?».

29 декабря глава фракции «Армения» Сейран Оганян в интервью ОТА заявил:

  • Под видом демократии власти РА идут к единовластию и НС РА сегодня выполняет указания правительства
  • НС РА превратилось «в воинскую часть, где тебя проверяют на КПП при входе и от своего кабинета до зала заседаний тебя вновь проверяют, чтобы ты отправился на заседание». Войска полиции вокруг здания правительства. «Руководство не понимает, что наша страна начинается с границ. Мы имеем сегодня больше войск полиции, чем стоящих на границе военнослужащих».
  • В ходе выборов в ОМС власти применяли преследования, репрессии в отношении тех сил, которые были избраны не от правящей партии. Уголовные дела возбуждаются в отношении тех лиц, которые одерживают победу даже в ограничении свободы, например в отношении мэра Гориса Аруша Арушаняна.

ЭКОНОМИКА

FLYONE ARMENIA ОСУЩЕСТВИТ РЕЙСЫ ЕРЕВАН-СТАМБУЛ

23 декабря комитет гражданской авиации получил заявку от армянской авиакомпании Flyone Armenia для осуществления полета в направлении Стамбула трижды в неделю. Если компания получит добро, то из-за отсутствия дипломатических и подписанных авиационных соглашений рейсы будут не регулярными.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РА

По данным отчета Национального статистического комитета РА: 

  • Потребительские цены в РА в январе-ноябре 2021 г., по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., выросли на 7,1%.
  • Индекс цен на промышленные товары в январе-ноябре 2021 г. вырос на 9,9%. При этом в ноябре 2021 года к ноябрю 2020 года цены на промтовары повысились на 9,9%, а по сравнению с октябрем 2020 года – остались неизменными.
  • Объем внешнеторгового оборота в РА составил $7 418.4 млн., что на 16,6% выше показателя за аналогичный период 2020 г. За январь-ноябрь 2021 г. объем внешнеторгового оборота в драмовом эквиваленте составил 3 730.7 млрд. драмов. 
  • Экспорт из РА за январь-ноябрь 2021 г. вырос на 19,4%, составив $2 711.3 млн. В драмовом эквиваленте экспорт составил 1 366.1 млрд. драмов.
  • Импорт за отчетный период составил $4 707.1млн., зафиксировав рост на 15,1% по сравнению с январем-ноябрем 2020 г. В драмовом эквиваленте импорт за январь-ноябрь 2021 г. составил 2 364.6 млрд. драмов. ($1 – 477,97 драма).
  • Объем производства электроэнергии, за январь-ноябрь 2021 г. сократился на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. Он составил 6 848.4 млн. кВт.ч. 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ПРАВО

ДЕЛО О ПОДГОТОВКЕ УБИЙСТВА ПРЕМЬЕРА

Следствие в отношении главы фракции «Честь имею» Артура Ванецяна в части подготовки убийства и узурпации власти прекращено за отсутствием состава преступления.

Уголовное преследование по этому же делу прекращено и в отношении командира добровольческого отряда «Сисакан» Ашота Минасяна. Но он останется под стражей, поскольку обвиняется в незаконном хранении оружия и боеприпасов.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

28 декабря Омбудсмен РА Арман Татоян встретился с послом РФ в РА Сергеем Копыркиным. В ходе встречи был обсужден ряд вопросов, в том числе связанных с безотлагательностью возвращения армянских пленных, удерживаемых в Азербайджане.

Татоян отметил важность эффективного сотрудничества с посольством РФ, а также выразил благодарность за совместную работу по оперативному обмену информацией относительно защиты прав армян, находящихся в РФ.

29 декабря премьеры РФ и РА Михаил Мишустин и Никол Пашинян обсудили торгово-экономическое сотрудничество двух стран, затронули интеграционное взаимодействие в рамках ЕАЭС, совместные задачи в борьбе с коронавирусом.

 

ИНДИЯ

23 декабря вице-спикер НС РА Акоп Аршакян принял ЧПП Индии в РА Кишана Дан Деваля.

  • В ходе беседы Аршакян в рамках межпарламентского сотрудничества особо подчеркнул роль групп дружбы. Он отметил, что РА ценит взвешенные заявления Индии в нагорнокарабахском вопросе и подчеркнул, что Армения подтверждает свою поддержку Индии в вопросе Джамму и Кашмира, выразив надежду, что этот вопрос будет разрешен мирным путем. По словам Аршакяна, РА взаимовыгодно сотрудничает с Индией в различных сферах. Он особо остановился на деятельности Армяно-индийского центра передового опыта в области информационных и телекоммуникационных технологий. С точки зрения расширения сотрудничества в сферах туризма и развития бизнеса особое внимание было уделено осуществлению прямых рейсов между двумя странами. Было также упомянуто о программах обмена студентами в сфере образования, в частности, было отмечено, что более 3 000 индийских студентов получают образование в РА. Была подчеркнута важность транспортного коридора Север-Юг и его международное значение.
  • Посол, в свою очередь, отметил, что для углубления межпарламентских связей необходимы взаимные визиты членов групп дружбы. Он подчеркнул необходимость урегулирования нагорнокарабахского конфликта путем мирных переговоров и в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
  • Были обсуждены новые перспективные направления двустороннего сотрудничества, ряд других программ обмена студентами в сфере образования, была подчеркнута необходимость углубления сотрудничества в различных сферах.

ФРГ

23 декабря на заседание правительства РА было утверждено решение о ратификации Соглашения о финансовом сотрудничестве в 2020 г. между РА и Германией, подписанного 4 октября 2021 г. Соглашение обеспечивает соответствующую правовую основу для заключения отдельных финансовых или кредитных соглашений и сотрудничества между сторонами. ФРГ предоставит РА 116,4 млн евро. Эти средства будут направлены на социально-экономическое развитие РА.

ОДКБ

23 декабря, принимая генсека ОДКБ Станислава Зася, премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что визит генсека ОДКБ в РА является хорошей возможностью для обсуждений ситуации в зоне ответственности Организации. Зась отметил, что уже готов основной плановый документ о деятельности ОДКБ в 2021 г. На встрече обсуждалась текущая ситуация в зоне ответственности ОДКБ, проблемы и шаги, направленные на преодоление вызовов, а также программы и меры, предусмотренные организацией в 2022 г.

Глава МИД РА Арарат Мирзоян также принял Станислава Зася. Стороны обсудили взаимодействие стран ОДКБ в обеспечении коллективной безопасности и стабильности, ситуацию на восточной границе Армении. Мирзоян подчеркнул необходимость практических шагов по повышению степени безопасности и стабильности, в соответствии с заявлением от 26 ноября 2021 г. Он отметил также важность претворения в жизнь решений сентябрьской сессии СКБ, а также продвижения приоритетов деятельности ОДКБ на период председательства в организации РА.

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ПАШИНЯНОМ И ДЖАНГИРЯНОМ

По сведениям газеты «Жоховурд», председатель Высшего судебного совета Гагик Джангирян при посредничестве депутата НС Хачатура Сукиасяна встретился с премьер-министром РА Николом Пашиняном. Но эта встреча не смягчила напряженность в их отношениях, которые обострились из-за того, что судьи повсеместно отказываются рассматривать дела о конфискации незаконного имущества или принимают решение прекратить уголовное преследование в отношении бывших должностных лиц, проходящих по этим делам.

В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ АРМЕНИИ НАЗРЕВАЕТ БУНТ

По сведениям издания «Жоховурд», в судебной системе Армении назревает бунт: группа судей обратилась в Высший судебный совет и к министру юстиции, выразив обеспокоенность и недовольство создавшейся в судебной системе ситуацией и оказываемым на них политическим давлением. Все началось с того, что многие судьи отказывались принимать навязываемые им политической властью решения, в результате за последние 8 месяцев против них было возбуждено 22 дисциплинарных производства, тогда как за весь прошлый год их было всего 11, отмечает издание. Судьи хотят отказаться от принятия решений по требованиям действующей власти.

МНЕНИЕ

ТИРАН ЛОКМАГЕЗЯН

24 декабря в беседе с Armenia Today тюрколог Тиран Локмагезян заявил:

  • Ни одна власть в РА не выступала против армяно-турецкого диалога, но Турция всегда предъявляла предварительные условия. Армения в ответ подчеркивала необходимость нормализации отношений без всяких предусловий. Ранее все руководители Армении отвергали подобный подход, но сегодня ситуация в корне изменилась.
  • Эрдоган говорит о позитивных сигналах из Еревана, а это означает, что предварительные условия Турции уже приняты Арменией. «Нынешняя власть Армении, втянувшись в этот процесс, по своей сути является протурецкой». По всей вероятности, эти предусловия уже зафиксированы в каком-то секретном документе, о котором народ ничего не знает.

АРМАН МЕЛИКЯН

24 декабря в беседе с АрмИнфо экс-глава МИД НКР Арман Меликян выразил мнение, что:

  • Воссоздать формат СССР невозможно. Это прекрасно осознает и президент РФ Путин, но он никак не препятствует распространению идей в духе СССР 2.0. Возможно, все это делается с целью посеять в некоторых постсоветских государствах определенные настроения.
  • На этом фоне, Меликян прогнозирует в двух — трехлетнем разрезе усилия Москвы в направлении увеличения собственного влияния в Азербайджане, параллельно с сохранением текущего уровня экономического присутствия в Армении. Он не исключил возможности свертывания российского военного присутствия в РА в пользу его наращивания в Арцахе. Подобные перспективы обусловлены вхождением Южного Кавказа в очередной период турбулентности, нестабильности и будущих перемен, который будет длиться как минимум лет 10.
  • В контексте последних событий на армяно-турецком и армяно-азербайджанском треках он отметил совпадение долгосрочных интересов Москвы и Анкары. Основная логика взаимодействия Москвы с Ереваном и Баку будет подчинена данному совпадению. При этом, Россия и Турция продолжат противостояние по линии Украины, что отнюдь не помешает им прекрасно сотрудничать на Южном Кавказе и в Центральной Азии.

РАЧЬЯ АРЗУМАНЯН

27 декабря экс-советник главы МИД Арцаха Рачья Арзуманян на своей страничке в Фейсбук написал:

  • После последнего интервью премьер-министра РА Пашинян пора сказать публично, а не только в узких экспертных кругах: раздел Армении на Западную и Восточную в 21 веке можно считать практически оформленным. Восточная Армения выстраивается на основе Арцаха и Сюника, под кураторством РФ, а Западная Армения 21 века — на остатках АрмССР под кураторством Запада.
  • Армения смогла бы преодолеть раскол и достигнуть малого Миацума в результате арцахского этапа национального-освободительного движения, когда армянский народ смог принять в 1990 г. Декларацию независимости, провозглашающую воссоединение Арцаха и Арменией. Однако уже в 1991-92 гг. армянская власть в Ереване пошла на вхождение в международные организации (СНГ, ОБСЕ, ООН) в границах АрмССР, не утруждая себя хотя бы заявлением о наличии «нагорнокарабахской проблемы». В 1995 г. власти Армении окончательно оформили раскол внутри армянской государственности, приняв Конституцию без Арцаха.
  • В 2020-21 гг. армянские власти в Ереване намерены оформить раскол на международной арене, передав гарантии безопасности Арцаха, а затем и Сюника РФ. Таким образом, центры силы и армянские власти возвращают народ к болезненному для Армении паттерну раскола, когда вновь придется ставить и решать проблему объединения армянского народа на территории исторической Армении в рамках одного государства.

РУБЕН САФРАСТЯН

27 декабря в ходе видеомоста Ереван-Москва на мультимедийной площадке @SputnikArmenia директор Института востоковедения НАН РА Рубен Сафрастян выразил мнение, что:

  • Прокомментировав заявление пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына о выгодах для РА от нормализации отношений с Турцией, Сафрастян отметил, что процесс нормализации отношений между двумя государствами должен быть обоюдным. А то, что представитель турецкого президента сообщает только о выгодах для РА, говорит о том, что правящая верхушка Турции относится к РА не как к равноправному государству. «Складывается так, что Армения получает выгоды, а Турция никаких выгод не получает, с её стороны это жест доброй воли».
  • В данном случае должен идти процесс нормализации отношений между двумя соседними государствами. Турция в реальности не хочет нормализации отношений с РА, но сам по себе процесс может принести определенные дивиденды РА. Для Анкары есть 3 основных требования к Еревану: отказ от политики признания Геноцида в Османской империи, отказ Армении от поддержки НК и официальное подтверждение Арменией своей приверженности Карсскому договору от 1921 г. Сейчас к ним добавилось четвертое требование – открыть т.н. «Зангезурский коридор».
  • Армянские власти не пойдут на это, а значит переговоры априори обречены на неудачу, но они нужны РА. Тем более что три сопредседателя МГ ОБСЕ: Россия, США и Франция — признали Геноцид армян. Таким образом, есть шанс повлиять и на Анкару.
  • В чем же выгода РА от нормализации отношений с Турцией и насколько это обосновано? Этот вопрос связан уже с политикой и экономикой Армении. «Надо провести более конкретный анализ тех возможных случаев, если будет открытый режим границ между Арменией и Турцией, если будут урегулированы некоторые экономические и торгово-экономические вопросы, если начнется экспансия турецких товаров и капитала в Армению, понять, как будет вести себя Армения в этом случае. Это уже вопрос конкретного анализа экономической составляющей нормализации армяно-турецких отношений».

29 декабря в интервью Armenia Today и АрмИнфо Сафрастян выразил мнение, что:

  • Отказываясь осудить учиненный в Османской империи Геноцид армян, Анкара создает угрозу по части перспектив его повторения в будущем, а это уже создает для РА угрозу безопасности. «Еревану необходимо в этом направлении серьезно поработать с РФ, США и Францией — странами, признавшими факт геноцида. Мы должны представить переговоры со страной, отказывающееся осудить Геноцид армян, как существенную уступку. Это даст нам определенные рычаги в фактически стартовавшей четвертой попытке нормализации отношений с Турцией».
  • Две из трех предыдущих попыток фактически курировались из Вашингтона, однако, завершились неудачей. Не следует усматривать больших шансов на успех и у четвертой попытки, особенно с учетом продолжающейся турецкой политики по выставлению предусловий РА на фоне того, как Ереван объявил со своей стороны о начале процесса без каких-либо предусловий.
  • РФ и США выразили поддержку началу переговорного процесса. Это говорит об их обоюдных усилиях в направлении начала четвертого этапа переговоров между Ереваном и Анкарой. Это в значительной степени обуславливает формирование турецкого интереса к переговорам с РА. «Туркам важно продемонстрировать центрам силы собственную заинтересованность в нормализации отношений с Арменией. Что, впрочем, совершенно не помешает им уже на начальной стадии переговоров выдвинуть перед Арменией очередное предусловие в виде «Зангезурского коридора», о чем неоднократно заявляли представители высшего турецкого руководства».
  • На этот раз РА официально обратилась к РФ с просьбой выступить посредником в переговорах с Турцией, и получила положительный ответ.
  • Выбор Москвы в качестве места для первой встречи спецпредставителей РА и Турции будет иметь символическое значение, свидетельствующее о том, что РФ положительно относится к началу переговорного процесса.
  • Выбор представителя с армянской стороны был критически воспринят по той причине, что у Рубена Рубиняна мало дипломатического опыта по сравнению с его турецким партнером Сердаром Кылычем. Кандидатуру Кылыча выбрали не случайно – он рос в дипломатической семье, имеет большой политический опыт и входит в непосредственное окружение президента Турции.
  • Координировать весь переговорный процесс со стороны Турции будет вице-президент Турции Октай, что означает обеспечение самого высокого уровня переговорного процесса со стороны Турции.
  • Инициировав создание платформы «3+3», Анкара пытается разделить с Москвой геополитическое влияние в регионе и закрепить там свои позиции. Нынешняя инициатива Турции также обусловлена ее стремлением усилить свое влияние в Закавказском регионе. На сей раз это делается с привлечением Ирана, и в тот период, когда РА потерпела поражение в прошлогодней войне и Москва уже не обладает монопольным правом на ведущую геополитическую роль в регионе и вынуждена в какой-то степени учитывать позицию Анкары.

ГАГИК МАКАРЯН

24 декабря в беседе с АрмИнфо председатель Республиканского союза работодателей Армении Гагик Макарян выразил мнение, что:

  • Запрет на турецкий импорт в РА необходимо не только продолжить, но и дополнить импортозамещением.
  • В экономическом плане запрет на импортирование турецких товаров в Армению практически не привел к формированию льготного положения у местных производителей. А крупные импортеры, в основном привозящие из Турции сырье для производства товаров в Армении, были вынуждены тратить дополнительные средства на поиски рынков, альтернативных турецкому. Пострадал и малый бизнес.
  • Зафиксирован существенный моральный эффект от ввода эмбарго на товары под брендом made in Turkiye — 40% армянских потребителей отдали предпочтение одежде, производимой в Армении. Необходимо перенести этот эффект в экономику, что позволить существенно развить ту же сферу производства армянского текстиля.
  • Многие хозсубъекты достаточно успешно сумели приспособиться к новым условиям на рынке, и сегодня необходимо создавать условия, благоприятствующие для организации производства товаров в РА по принципу импортозамещения. При этом, по некоторым отраслям экономики программа правительства на 2022 г. предусматривает планирование в направлении их развития.
  • Власти небольшие уроки и выводы после ввода эмбарго на турецкий импорт все-таки сделали. Желание и планирование есть, остается их по возможности скорее претворить в жизнь. Реформы, и стратегии развития не терпят бюрократической волокиты, требуя точности, конкретики и быстрых сроков реализации. «Пока что мы во всем этом сильно отстаем от остального мира. Отставание, которое необходимо поскорее наверстывать».


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

25 апреля 2024

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 18 апреля на встрече с жителями села Киранц премьер-министр РА Никол Пашинян заявил: процесс демаркации армяно-азербайджанской границы необходим для того, чтобы была создана граница, которая станет определенным гарантом безопасности. «Меня сейчас спросят: «Ты на 100% …

25 апреля 2024

Армения готова обсуждать вопрос закупки газа у Азербайджана, считает это позитивным, заявил спикер армянского парламента Ален Симонян. «Отношусь очень положительно, считаю, что это хорошо. Считаю, что мы должны обсудить этот вопрос», – заявил Симонян журналистам в четверг. По его словам, …

24 апреля 2024

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал Ереван с «разумом и без ненависти» разобраться в событиях 1915 года. Эрдоган заявил, что чтит память армян, подданных Османской империи, которые погибли в «неблагоприятных условиях Первой мировой войны», и выражает соболезнования их потомкам. Также …


Ваш браузер устарел! Обновите его.