АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РА
18 декабря в интервью «Голосу Америки» секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- власти РА считают важным начать обсуждения по поиску путей долгосрочного урегулирования вопроса под эгидой МГ ОБСЕ.
- Урегулирование проблемы в случае, если известные на основе принципов территориальной целостности и праве на самоопределение возможно. Для этого необходима политическая воля. «У нас эта политическая воля есть, и мы рассчитываем на то, что и у Азербайджана она есть».
- После войны много говорилось о том, что проблема уже решена, однако как армянская сторона, так и международное сообщество считают, что это не так. «Мы должны работать в направлении решения этой проблемы».
20 декабря на заседании в СНБ РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Звучавшие в РА политические заявления по теме НК не имели ничего общего с реальным переговорным процессом. А политика новых властей состоит в том, чтобы «внутри страны не говорить одно, а за ее пределами – другое».
- После встреч в Сочи и Брюсселе с президентом АР Алиевым Пашинян видит возможность продвигаться к мирной повестке. Правительство РА сделает все возможное, чтобы обеспечить прогресс в этом направлении.
22 декабря в интервью на ОТА секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян прокомментировал содержание секретного документа, подписанного между главами МО РА Арутюняном и Шойгу об отводе армянских войск из Сюника, о наличии которого заявила оппозиция. По словам Григоряна, этот документ совсем о другом. Он о том, что РА продолжит использовать эту дорогу, пока появится альтернативная.
ПРЕЗИДЕНТ РА
22 декабря президент РА Армен Саркисян дал большое интервью изданию Asia Times, в ходе которого заявил:
- Карабахский конфликт не имеет религиозного оттенка: обвинения Азербайджана в том, что Армения якобы уничтожила 70 мечетей на территории НК, беспочвенны.
- Баку и Анкара планомерно уничтожали армянское культурно-религиозное наследие, армяне уже стали специалистами по фиксации случаев разрушения национально-религиозных памятников на территории бывшей Османской империи.
- Процесс делимитации армяно-азербайджанской границы еще не начат, но Баку постоянно пытается решить вопрос в свою пользу с позиций силы.
- Армянские пленные не возвращены из Баку, тогда как в 1994 г. Армения вернула всех азербайджанских пленных.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
16 ноября премьер-министр РА Никол Пашинян, комментируя итоги встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Брюсселе, заявил:
- На встрече достигнута договоренность о том, что контакты будут продолжены с целью формирования общих подходов вокруг армяно-азербайджанской повестки и преодоления имеющихся разногласий.
- На встрече была подтверждена достигнутая ранее договоренность о строительстве железной дороги Ерасх-Джульфа-Ордубад-Мегри-Горадиз. Эта договоренность была достигнута по результатам обсуждений трехсторонней рабочей группы под сопредседательством вице-премьеров РА, АР и РФ.
- Железная дорога будет действовать на основе международно-признанных пограничных и таможенных законов, с взаимным соблюдением юрисдикции и суверенитета стран, по которым она проходит.
- В результате РА получит доступ по железной дороге в Иран и Россию, а Азербайджан — в Нахичевань.
- Ереван заинтересован в скорейшем задействовании железной дороги. «Это важная договоренность, и я надеюсь, что мы с точностью ее осуществим. Это важный проект, который изменит экономическую, политическую среду в регионе, а также среду безопасности»
- Если удастся договориться с Турцией об открытии границ и коммуникаций, то заработает и железная дорога Гюмри – Карс.
16 ноября министр экономики РА Ваан Керобян сообщил:
- Конкретного проекта пока нет, но небольшая сумма потребуется для ремонта железнодорожного перехода из Армении в Иран на участке города Ерасх, это несколько сотен метров путей.
- Крупная инвестиция — восстановление железной дороги на участке города Мегри. Бывшая железная дорога в этом месте полностью демонтирована, она стала уже автомобильной. Речь идет о $200 млн.
- Самая крупная инвестиция предусмотрена для строительства железной дороги от границы РА до Горадиза на территории Азербайджана — более $1 млрд.
18 декабря вице-премьер РА Мгера Григоряна сообщил, что:
- Вопрос контроля над ж/д Ерасх-Горадиз на территории РА не обсуждается, она на территории РА будет «действовать согласно международно-принятым пограничным и таможенным правилам – на обоюдной основе и в рамках суверенитета и правомочности стран».
- Длина ж/д составит около 340 км, из них 45 км пройдет по армянской территории. По предварительным оценкам экспертов, индикативный бюджет восстановительных работ на участках в РА составит около $200 млн. Вопрос расположения ж/д станций будет уточнен в окончательном проекте.
- Конкретных сроков начала строительных работ указать невозможно, но есть взаимный настрой быстро уточнить договоренности по этой части и сразу начать работы. По предварительной оценке, полностью восстановительные работы можно будет завершить в течение 36 месяцев.
20 декабря на заседании армяно-грузинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в Тбилиси премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил:
- По итогам встреч с президентом Азербайджана в Сочи и в Брюсселе, стороны могут восстановить автомобильное сообщение, что приведет к появлению новых инфраструктурных проектов в регионе.
- Использование международного маршрута Персидский залив-Черное море может дать импульс региональному сотрудничеству. В рамках маршрута Персидский залив-Черное море имеется два проекта — автомобильный и железнодорожный.
- Уже достигнута принципиальная договоренность с Алиевым о возобновлении железнодорожного сообщения. Речь идет о восстановлении ж/д Ерасх-Джульфа-Ордубад-Мегри-Горадиз, которая возможно будет завершена в ближайшие 2-3 года.
- Для развития автомобильного маршрута РА строит дорогу Север-Юг, которая соединяет армяно-грузинскую границу с армяно-иранской.
- Если удастся достичь договоренности с Азербайджаном о дорожном сообщении Армения-Азербайджан, этот проект существенно изменится, трансформировавшись в маршруты Север-Юг, Восток-Запад.
22 декабря вице-премьер РА Мгер Григорян сообщил, что рабочей группой во главе с вице-премьерами РА, РФ и АР обсуждается вариант поэтапного открытия железной дороги Ерасх-Горадиз.
- Есть предложение, не дожидаясь строительства новой ж/д на участках Мегри и Мичнаван – Горадиз, открыть сообщение через Нахиджеван в Иран (так как ранее заявлялось о том, что строительство может занять 3 года).
- Обсуждались и возможности открытия ж/д Иджеван-Газах (через северо-восток Армении), однако пока рассматриваются наиболее реалистичные проекты, с разумным соотношением расходов и результата.
- Вопрос восстановления железнодорожного сообщения с Турцией пока обсуждается лишь на концептуальном уровне, без какой-либо детализации.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
16 ноября в беседе с журналистами председатель комиссии НС по европейской интеграции Арман Егоян заявил:
- По вопросу делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы берется за основу карта 1926 г. После нее был проведен ряд изменений, которые, по сути, не были утверждены, но были в большей степени на низком уровне, последняя — военная карта 1974 г.
- Но нет карт, соответствующих всем документам. Есть много карт, которых нет ни у РА, ни у АР, но есть в ГШ ВС РФ, и Москва предложила продвигаться вперед с этим.
- Демаркация и разграничение могут многое изменить.
- «Чтобы стабилизировать ситуацию на данный момент, нам предложили эту карту, которая является последней картой, утвержденной ГШ в 1974 г.».
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
20 декабря депутат НС РА Гегам Манукян заявил, что они выясняли, в каких обстоятельствах и на основе каких документов ВС РА отошли на «советские границы».
- Есть письменный приказ об отводе армянских войск в Сюнике в декабре 2020 г.
- Лишь 27 октября 2021 г. Пашинян признался, что дал приказ об отводе, чтобы избежать новой войны. Потом Манукян получил ответ из Генштаба, но он засекречен — публиковать его полностью нельзя.
- Ответ с подписью начальника ГШ ВС РА свидетельствует о том, что подразделения ВС РА, отряды добровольцев отошли примерно на 20 км, уступили 21-км участок дороги Горис-Капан на основе письменного приказа.
- На другой запрос министр обороны РА Папикян сообщил, что кроме известных заявлений, других трехсторонних документов между Ереваном и Баку не подписано. Он сообщил, что в декабре 2020 г. был подписан двусторонний документ, но он также секретный и не может быть оглашен.
Депутат НС РА Лилит Галстян в интервью Armenia Today заявила:
- Победившая сторона всегда стремится выжать максимум из победы.
- Она указала на наличие исключительных рисков в случае, если Баку установит контрольно-пропускные пункты в Лачинском районе.
- «К сожалению, власти и значительная часть электората так и не осознали, что Армения и Арцах находятся в одной системе безопасности, и не может быть Армении без Арцаха и наоборот».
- Самой большой проблемой сегодня является морально-психологическая ситуация в стране и абсолютное отсутствие политической воли у действующей власти.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
18 декабря на съезде Республиканской партии Армении экс-президент РА Серж Саргсян заявил:
- 44-дневную войну 2020 г. можно было предотвратить. Действующие власти виновны в попытке ввести в заблуждение не только собственный народ, но и мировое сообщество, что привело к потере поддержки союзников и партнеров РА, тупике в переговорах по карабахскому вопросу, разрушению созданных дипломатических достижений и начале кровопролитной войны. По его убеждению, можно было в войне избежать стольких потерь и можно было после 9 ноября нейтрализовать новые угрозы. «Например, территориальные уступки посредством устных договорённостей были следствием мягкотелости».
- Ответ на вопрос – «было ли предательство?», положительный, поскольку власти были до предательской степени глупы, легкомысленны, слепы и глухи, безразличны к Родине и антинародны и в то же время до предательской степени высокомерны и горделивы. Вся правда о Третьей Арцахской войне ещё всплывёт на поверхность, и государственные преступники понесут своё заслуженное наказание.
- Госбезопасность страны сегодня подорвана. Формируемые некоторыми лицами на протяжении многих лет скрытые ожидания о том, что дескать, «сдадим Арцах – хорошо заживём», разрушило основы независимости.
- Право народа Арцаха на самоопределение является «красной линией», начертанной кровью и достоинством армянского народа. Саргсян подчеркнул, что всегда был сторонником мирного урегулирования арцахской проблемы «на основе компромиссного варианта в рамках приемлемых для нас и международного сообщества красных линий».
- «Я десять лет беспрерывно вёл переговоры с соблюдением наивысшего принципа, а именно: не о том, что мы отдадим, а о том, что мы получим». В обсуждаемом в период его правления переговорном пакете жизненно важные интересы армянского народа были защищены, было гарантировано, что Арцах останется армянским, что было приемлемо для международного сообщества, в частности для стран-сопредседателей МГ ОБСЕ.
- Сейчас РА участвует в переговорах лишь с субъектностью экономической и правовой единицы, несмотря на то что является государством с национальной идентичностью.
21 декабря в интервью Armenia Today депутат НС РА Тигран Абрамян заявил:
- Азербайджан продолжает говорить с Арменией на языке шантажа. Ранее Азербайджан установил на дороге Горис-Капан КПП в ответ на отказ Еревана от предоставления транспортного коридора. Теперь Баку стремится включить в повестку вопрос Лачинского коридора, намереваясь использовать это обстоятельство для оказания давления на Ереван.
- Открытие «Зангезурского коридора» недопустимо в плане существования государственности РА, поскольку разделит страну на север и юг.
- Самым кратким путем для того, чтобы отрезать Армению от Арцаха, станет установка КПП в Лачинском коридоре. Трехстороннее заявление регулирует вопрос проезда через Лачинский коридор, но имеется плохой прецедент, когда Азербайджан систематически нарушает как письменные, так и устные договоренности.
- Ни о каком мире с Азербайджаном не может идти и речи. Возможно перемирие на некоторое время, но идея долгосрочного мира с Турцией и Азербайджаном не жизнеспособна. Азербайджан годами проводил армянофобскую политику. В Армении при любой власти необходимо быть готовыми ко всему, поскольку в этом регионе жить в мире практически невозможно.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
США
16 ноября помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан на встрече с председателем Совета безопасности РА Арменом Григоряном
- выразил обеспокоенность напряженностью между Ереваном и Баку и подчеркнул, что любые передвижения военных вблизи недемаркированных границ являются провокационными и безответственными. Он отметил приверженность США миру, безопасности и процветанию РА и региона.
- Салливан приветствовал продолжение контактов между сторонами и отметил готовность США и далее оказывать поддержку мерам по укреплению доверия, урегулированию в регионе как на двусторонней основе, так и в качестве сопредседателей МГ ОБСЕ.
- Салливан приветствовал также заявление о том, что Турция и Армения назначат спецпредставителей для обсуждения процесса нормализации отношений.
17 декабря Григорян встретился также с первым заместителем помощника госсекретаря США Дереком Хоганом.
18 декабря в интервью «Голосу Америки», представляя результаты своей встречи с Салливаном, Григорян заявил:
- Процесс демократизации Армении является важным фактором безопасности. Собеседники обсудили возможности сотрудничества в этом процессе.
- Обсудили также вопросы, касающиеся безопасности региона, регионального сотрудничества и экономического развития.
- США заинтересованы в стабильном сотрудничестве в регионе Южного Кавказа и общем разблокировании региона.
РОССИЯ
18 декабря армянскими ВС были задержаны двое нарушивших границу военнослужащих ВС Азербайджана. 20 декабря и при посредничестве РФ они были возвращены азербайджанской стороне.
20 декабря экс-президент РА Левон Тер-Петросян и посол РФ в РА Сергей Копыркин обсудили ситуацию в регионе, отметив намечающиеся тенденции к стабилизации обстановки.
22 декабря главы МИД РА и РосРФсии Арарат Мирзоян и Сергей Лавров обсудили по телефону выполнение трехсторонних договоренностей от 26 ноября в Сочи. Была отмечена важность мер, направленных на повышение уровня безопасности и стабильности на армяно-азербайджанской границе и формирования механизмов по вопросам демаркации и делимитации границы.
ФРАНЦИЯ
21 декабря глава МИД РА Арарат Мирзоян обсудил с кандидатом на пост главы Франции, руководителем столичного региона Иль-де-Франс Валери Пекресс вопрос возвращения пленных и удерживаемых лиц, а также сохранения культурных и религиозных памятников на территориях, перешедших под контроль Азербайджана.
22 декабря на пресс-конференции в Ереване Валери Пекресс заявила:
- Франция может сыграть существенную роль в урегулировании нагорнокарабахского конфликта на нескольких платформах. Одной из таких платформ является институт сопредседателей МГ ОБСЕ, другой – платформа ЕС.
- Она сообщила о намерении организовать в Париже международную конференцию в поддержку РА, в повестку которой войдут вопросы, связанные с установлением и поддержанием мира, а также другие важные вопросы, такие как сохранение культурно-исторического наследия армянского народа в Арцахе.
ИРАН
22 декабря секретарь Совбеза РА Армен Григорян встретился с делегацией парламентской группы дружбы Иран-Армения во главе с членом комиссии по национальной безопасности и внешней политике Махмудом Ахмади Бигашем.
Бигаш заявил, что стабильность и безопасность в регионе – приоритет для Тегерана, а нерушимость границ – красная линия, и ИРИ не допустит каких-либо территориальных изменений.
Григорян также отметил красные линии для Армении и подчеркнул необходимость открыть в регионе «эпоху мира» и важность запуска железной дороги Ереван-Нахиджеван-Джульфа.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
19 декабря при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля 10 армянских военнопленных вернулись на родину. Спецпредставитель ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Тойво Клаар назвал возвращение армянских военнослужащих «важным жестом» со стороны Баку в процессе решения гуманитарных проблем. Он отметил, что ЕС продолжит работать с обеими странами, чтобы развить успешные встречи Мишеля с Пашиняном и Алиевым.
ОДКБ
21 декабря генсек ОДКБ Станислав Зась в интервью агентству «Арменпресс» заявил:
- После столкновений в Сюнике ОДКБ направила в РА оперативную группу во главе с первым замначальника Объединенного штаба генерал-лейтенантом Хасаном Калоевым.
- Пограничные разногласия нужно решать только политико-дипломатическими средствами.
- ОДКБ поддерживает достигнутые в Сочи 26 ноября 2021 г. договоренности и создание комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы.
- Нужно активнее использовать возможности сопредседательства МГ ОБСЕ.
- Касаясь призывов армянских депутатов предпринять решительные меры со стороны ОДКБ, Зась отметил, что Ереван сделал акцент на другие механизмы разрешения ситуации.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
18 декабря пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян сообщил, что спецпредставителем РА по процессу диалога с Турцией будет назначен зампредседателя НС РА Рубен Рубинян.
22 декабря в интервью на ОТА секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:
- По вопросу о том, почему власти РА якобы обслуживает турецкую повестку —
был публичный процесс об условном начале армяно-турецких отношений и «Армения отреагировала на положительные сигналы от Турции относительно нормализации отношений».
- Турецкая сторона не говорит, что должно происходить, она делает публичные заявления. «И мы почти на все эти заявления отвечаем и представляем позицию Республики Армения, исходящую из ее интересов».
- Любые разговоры о транспортных коридорах являются «красной линией». Как бы это ни называлось, все будет осуществляться в рамках суверенитета РА. «Если Турция, говоря «коридоры», имеет в виду использование дорог Армении как ее суверенной территории, то наши подходы совпадают. Если будет обсуждение, то мы поймем конкретнее».
- На данный момент не сформирована повестка процесса нормализации армяно-турецких отношений, также пока нет ясности относительно места и времени проведения переговоров. «Основная повестка — сесть вокруг стола, понять позиции сторон, чтобы мы могли понять, как мы можем урегулировать армяно-турецкие отношения».
- РА в целом готова к нормализации. В широком контексте в регионе есть такие возможности. Например, возможное открытие железной дороги Карс-Гюмри создает большие возможности для РА и Турции. Это также создает экономическую взаимозависимость между Арменией и Турцией, что является важным фактором для стабильности и безопасности.
- По вопросу назначения на пост спецпредставителя РА по нормализации отношений с Турцией вице-спикера НС РА Рубена Рубиняна — у Рубиняна есть опыт, он руководил комиссией по внешним отношениям в НС. Есть еще один дополнительный фактор, который делает Рубиняна более эффективным переговорщиком — связь с премьером и в целом с командой.
- Армянская сторона готова направить представителей в Анкару или Баку, а также готова принять их представителей для переговоров в рамках региональной платформы 3+3.
- Не исключена возможность обсуждения в шестистороннем формате вопроса нормализации армяно-турецких отношений. «Мы в большей степени будем обсуждать армяно-турецкие отношения в двухстороннем формате, но если будет повод говорить об этом в формате 3+3, то мы используем этот повод для контактов с Турцией».
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
20 декабря на пресс-конференции депутат НС РА Гегам Манукян заявил:
- Власти РА инертны в процессе планируемого диалога с Турцией. «Армения ничего не сказала об урегулировании, говорит только один человек — Чавушоглу. Повестку диктует Турция».
- Еще в августе президент Турции Эрдоган предъявил Армении ряд предусловий, в том числе касательно Арцаха и Геноцида. Спустя несколько дней премьер-министр Армении Пашинян заявил, что получил «положительные сигналы от Турции». На предложение армянских депутатов конкретизировать — ответа от него не поступило».
- Указанная в программе правительства формулировка по части признания Геноцида армян была воспринята Турцией как попытка выполнения одного из предусловий.
«Турция говорит, что вопрос признания Геноцида должен быть исключен из повестки. А 9 декабря в традиционном заявлении МИД Армении в связи с Международным днем памяти жертв преступления геноцида нет ни слова о процессе признания Геноцида армян. На самом деле предусловия выполняются».
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
17 декабря в интервью газете «Грапарак» глава фракции «Честь имею» Артур Ванецян выразил мнение, что:
- Нормализация армяно-турецких отношений нужна, потому что два народа и дальше будут жить бок о бок, и, следовательно, необходимо найти ключ к возвращению этих отношений в нормальное русло. Однако нынешние развития в этом контексте не эффективны. «Неэффективно ни по содержанию, ни по времени. И, конечно, не эта власть должна вести подобный процесс».
- Сегодня первой проблемой является поддержка Турцией Азербайджана в развязанной агрессии против Арцаха. «Должна ли Турция быть привлечена к ответственности за это? Оправдано ли каким-то образом не озвучивание этого вопроса, и какие политические дивиденды от этого могут быть, если даже это правительство, судя по почерку, занимается политической торговлей?».
- Создается стойкое впечатление, что предусловия Турции не только не сняты, но политика предусловий и принуждения получает новые проявления. Один из ярких примеров этого — поведение Турции в отношении так называемого «Зангезурского коридора».
- Сможет ли армянская сторона иметь надежду на диалог равного с равным, или попытается «вести диалог» в статусе «проигравший с тандемом победителей и с каждым из победителей», выполняя требования последнего?
Для Ванецяна «все это настолько очевидно, что даже удивляет, когда становится предметом дискурса и порождает серьезные вопросы».
- Является ли процесс нормализации армяно-турецких отношений двусторонним или существует посредник или посредники? «В силе ли российское посредничество, связано ли оно с текущим процессом? Если да, попробуйте восстановить возможную повестку дня, если нет, то что это значит? Это вопросы, на которые сегодня нет ответов, есть только объявление о назначении представителей».
20 декабря депутат НС РА Тигран Абраамян, комментируя начало процесса нормализации армяно-турецких отношений, заявил:
- Самая опасная часть полусекретного процесса «нормализации» армяно-турецких отношений кроется не в теме выбора переговорщика. «Ведь если в море цунами, совершенно неважно, умеет ли человек, оказавшийся в эпицентре бедствия плавать или нет. Власти РА сознательно вступают в процесс, в котором не имеют ни одного шанса на победу».
- Правительство РА не только осознает, что Турция начинает процесс с предварительными условиями, но и, осознавая их последствия, поддается на эту авантюру.
- Процесс нормализации отношений сопровождается правительственной пропагандистской кампанией, цель которой — отодвинуть на задний план региональные, геополитические вопросы безопасности и задействовать социально-экономический фактор. «Наикротчайший и рабочий метод убеждения людей. Но, если нет безопасности, никогда не будет процветания».
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ИМПИЧМЕНТ МЭРУ ЕРЕВАНА
22 декабря Совет старейшин Еревана обсудил импичмент мэру Айку Марутяну. Проект зачитал сам Марутян.
Глава фракции «Мой шаг» Армен Галджян сообщил, что на пост мэра выдвинута кандидатура беспартийного вице-мэра Грача Саркисяна. Он также заявил, что в мэрии продолжается коррупционная деятельность, однако он не подтверждает ее системность. Он опроверг информацию о том, что на членов совета старейшин оказывалось давление и был применен шантаж (об этом ранее говорил член совета Григор Ерицян).
Из-за разногласий по вопросу импичмента ряды фракции «Мой шаг» покинули Лилит Пипоян, Ваге Геворкян, Григор Ерицян и Гаяне Варданян.
Мэр Еревана Айк Марутян сделал несколько заявлений:
- Инициаторы выражения вотума недоверия пытаются приватизировать ценности революции и представить «Гражданский договор» единственной носительницей и наследником этих ценностей.
- Целью революции было улучшить жизнь других, но в реальности власти пришли и стали улучшать свою жизнь, повысив зарплаты, когда уровень бедности в стране достиг 30%
- Мэру неоднократно звонили чиновники высокого ранга, которые призывали уволить сотрудников из-за комментариев или статусов в соцсетях.
- Позже стали поступать звонки от чиновников, которые просили разного вида протекции для своих родственников.
- Решение выйти из ГД Марутян принял еще до войны, однако боевые действия отсрочили разглашение — после 9 ноября 2020 г. он подождал, чтобы ситуация стабилизировать и 7 декабря отдал заявление Сурену Папикяну и пообещал не публиковать информацию, чтобы политические силы не манипулировали этим.
- Мэр подчеркнул, что в стране нет ни одного госоргана, который столь эффективно боролся со внутренней коррупцией.
- Покупка роскошного служебного автомобиля в 200 тыс. долларов для спикера НС РА Алена Симоняна — моветон, сам Марутян еще в 2019 г. продал закрепленный за градоначальником автомобиль Mercedes S-класса, а ездил на Nissan эконом-класса без водителя.
- Мэр подчеркнул, что он не выходил из блока «Мой шаг», а покинул ряды партии «Гражданский договор», и утверждения инициаторов импичмента являются ложью.
Айк Марутян отстранен от должности мэра Еревана. Совет старейшин выбрал на его место первого заместителя Грачья Саркисяна. «За» кандидатуру Саркисяна проголосовало 44 старейшин, «против» 10, три бюллетени признаны недействительными.
ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»
16 ноября, комментируя решение членов фракции «Мой шаг» Совета старейшин Еревана инициировать процесс объявления вотума недоверия мэру Айку Марутяну, председатель комиссии НС по европейской интеграции Арман Егоян заявил, что депутат НС РА, покинувший свою политическую команду, не может быть председателем НС или его заместителем, главой постоянной комиссии НС. Та же логика действует и в случае Совета старейшин Еревана.
Глава фракции в Совете старейшин Еревана Армен Галаджян заявил:
- На встрече с премьер-министром РА Пашиняном политический кризис вокруг мэра столицы.
- Марутян в ноябре или декабре 2020 г. вышел из партии «Гражданский договор», и после этого возник политический кризис. «Мы на протяжении года пытались найти грани сотрудничества, но, к сожалению, нам это не удалось».
- Жители Еревана не замечали этот кризис, однако, он неоднократно проявлялся в вопросах отношений с правительством, различных рабочих вопросах, отношениях с Советом старейшин.
Позже фракция инициировала процесс выражения недоверия действующему мэру Марутяну. В своем заявлении фракция поблагодарила его за совместную работу, при этом обвиняя его в недостаточном выполнении «важнейшей миссии по искоренению системной коррупции в мэрии Еревана».
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
18 декабря на съезде Республиканской партии Армении экс-президент РА Серж Саргсян заявил:
- Саргсян обвинил действующие власти Армении в использовании пропагандистских приёмов с целью притупить бдительность людей и держать их в так называемой «цифровой матрице». «Но всё это не может длиться долго».
- Саргсян призвал сограждан к восстановлению единства. «Путь, который я предлагаю для достижения этой цели, прошли многие народы, создавшие мощное государство. Неотступная борьба и упорная работа – вот та формула, которая доказала свою жизнеспособность в ходе истории». Для достижения этих целей следует «отказаться от толерантности к хунте заговорщиков, поскольку с теми, кто довёл Армению и Арцах до этого состояния и развалил армянскую армию, нам не по пути».
- В 2018 г. он ушел в отставку с пожеланиями мира народу. «Ушел, чтобы в стране не пролилась кровь, чтобы тысячи людей, собравшиеся на площади, построили свою страну мечты, однако захватившие власть популисты повели страну по другому пути».
- Даже после кровопролития и страданий народ своим единством мог бы остановить написанный определенными геополитическими силами сценарий, но этого не произошло. Между тем каждый запоздалый шаг, каждый день подводит страну к новым опасностям.
- «В годы моего правления было много проблем, была несправедливость, высокий уровень коррупции. Я, будучи занятым вопросами государственной безопасности, не был достаточно жестким в отношении тех, кто, прикрываясь нашим именем, скопил себе богатство, не был достаточно открытым с народом, не обращал внимания на многие внутренние проблемы».
- РПА не стремится в настоящее время к получению власти. «Мы, как и другие классические партии, вновь будем стремиться стать властью, чтобы воплотить в жизнь наши программы, данные людям обещания, когда вместе с другими здоровыми политическими силами удалим капитулянта и дадим Армении шанс подняться на ноги с колен, выправить спину, укрепиться и вновь стать поддержкой и тылом для Арцаха. Республиканская партия сегодня хочет не власти, а суверенитета Армении».
Газета «Иравунк» пишет, что главной интригой последнего съезда Республиканской партии Армении были выборы нового исполнительного органа партии. Его покинули экс-министр обороны, первый заместитель председателя РПА Виген Саркисян, бывший председатель женского совета РПА Эрмине Нагдалян, бывший депутат НС Карен Карапетян, экс-министр транспорта и связи Гагик Бегларян, бывший министр по вопросам диаспоры Грануш Акопян. Вместо них в Исполнительный орган РПА вошли члены фракции «Честь имею» Айк Мамиджанян, Тигран Абрамян, Анна Мкртчян, бывшие депутаты НС Маргарита Есаян и Карине Ачемян, а также бывший замминистра обороны, глава постоянной комиссии НС по внешним отношениям НС 5-го созыва Артак Закарян.
ЭКОНОМИКА
ТАРИФ НА РОССИЙСКИЙ ГАЗ
21 декабря КРОУ РА заявила о возможности сохранить тариф на российский газ в $165 на 10 лет. Подобный расклад возможен после договоренностей по итогам переговоров между правительствами РА и РФ. Помимо цены на газ, договоренности касаются обеспечения стабильного функционирования пятого энергоблока Разданской ТЭЦ, переданной в счет погашения госдолга РА.
Армянская сторона обязалась обеспечить возврат инвестиций, осуществленных «Газпромом» в пятый энергоблок Разданской ТЭЦ и внутреннюю норму доходности, однако инвестиции не только не были выкуплены, но и выросли кредитные обязательства, привлеченные для реконструкции станции. Чтобы покрыть все долги, решено установить фиксированную цену на газ на 10 лет и поднять стоимость электроэнергии.
22 декабря вице-премьер Армении Мгер Григорян сообщил, что нынешняя цена российского газа на границе ($165 за тысячу кубометров) будет сохранена на 2022 г., но остается два вопроса. Во-первых, вопрос пятого энергоблока Разданской ТЭС — по договору армянская сторона обязалась обеспечить возврат инвестиций, которые «Газпром» вложил в строительство ТЭС «Раздан-5», а также соответствующую прибыльность. Но в тарифе на электроэнергию станция пока не получает постоянные выплаты за каждый мегаватт установленной мощности. Во-вторых, по части калорийности газа в тарифе — Москва хочет больше денег за более утрамбованный газ (Ереван получает 7 900 или 8 000 килокалорий на кубометр, при минимальном нормативе в 7 600).
АРМЯНСКИЙ ПАРОМ В ЧЕРНОМ МОРЕ
21 декабря замминистра экономики РА Нарек Терян сообщил, что обсуждается вариант фрахта парома, который будет ходить по Черному морю и станет альтернативой Верхнему Ларсу. По итогам переговоров с грузинскими и российскими партнерами, удалось получить выгодные тарифы на стоянку судна в портах Поти и Кавказ, а также на перевалку грузов с железной дороги на паром и обратно, по ходу перевозки.
Правительство РА планирует субсидировать эти перевозки пока на них не сформируется достаточный спрос. Тогда тарифы снизятся уже естественным, рыночным путем. Пока намечен для этого срок от 6 месяцев до 1 года.
Паром будет немного уступать автотранспорту по времени: грузовик доезжает из Еревана в Москву за 2.5 – 3 суток, а по маршруту ж/д-паром-ж/д – за 5-7.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ОСВОБОЖДЕНИЕ
16 ноября Степан Галстян был освобожден от должности замначальника ГШ ВС РА.
ПРАВО
ДЕЛО КАНДИДАТА В МЭРЫ ВАНАДЗОРА АСЛАНЯНА
16 декабря решением суда общей юрисдикции Еревана кандидат в мэры Ванадзора от одноименного блока Мамикон Асланян был арестован по обвинению в превышении служебных полномочий.
ДЕЛО ПРОТИВ ГЛАВ ОБЩИН СЮНИКА
17 декабря Суд общей юрисдикции Сюникской области принял решение об освобождении главы общины Каджаран Манвела Парамазяна под залог в $145 649. Бывший начальник транспортного управления Зангезурского медно-молибденового комбината Армен Андреасян также будет освобожден, за меньшие деньги — $10 400.
Суд удовлетворил также ходатайство стороны защиты вице-мэра Гориса Менуа Овсепяна об изменении меры пресечения в виде ареста на залог.
ДЕЛО ПРОТИВ ГАГИКА ИСАГУЛЯНА
21 декабря экс-депутат НС РА, лидер партии «Национальная безопасность» Гарник Исагулян задержан по обвинению в ложном доносе. По данным Следственного комитета, во время пресс-конференции 20 сентября 2021 г. Исагулян заявлял о вербовке азербайджанскими и турецкими спецслужбами посла РА в Украине Владимира Карапетяна, который якобы сотрудничает с этими службами с 2008 г. Исагулян заявил, что Карапетян провел переговоры с послом Азербайджана, после чего состоялась встреча Пашиняна с представителями президента Турции в Батуми, с целью получения денег для выплаты пенсий в РА.
22 декабря Исагулян был арестован.
ДЕЛО ПРОТИВ ЭКС-МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ РА
По сообщению Следственного комитета РА, член правления общественной организации «АОКС» Гор Давтян, глава организации, бывший посол РА в Израиле Армен Смбатян и первый зампредседателя, бывший министр культуры РА Асмик Погосян реализовали преступную схему. Следствие по части Армена Смбатяна и Гора Давтяна завершено, дело направлено в суд с обвинительным заключением. Предварительное следствие по части Погосян продолжается, в ее отношении объявлен розыск. Мерой пресечения избран арест.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
16 декабря вице-премьер РА Амбарцум Матевосян с послом РФ в РА Сергеем Копыркиным обсудил армяно-российские отношения. Собеседники отметили перспективы развития сотрудничества по части инфраструктуры, транспортных коммуникаций, горнодобывающей промышленности, технологического прогресса в энергетических проектах, в частности сотрудничество правительства и «Росатома».
22 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян принял вице-премьера РФ Алексея Оверчука. На встрече присутствовали вице-премьер РА Мгер Григорян и посол РФ в РА Сергей Копыркин. Стороны обменялись мнениями о перспективах восстановления транспортных коммуникаций на Южном Кавказе, а также о деятельности трехсторонней рабочей группы вице-премьеров Армении, России и Азербайджана․
В тот же день под сопредседательством вице-премьеров РА и РФ Григоряна и Оверчука прошло 20-е заседание армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Стороны обсудили развитие торгово-экономических отношений, сотрудничество в сферах транспорта, энергетики, высоких технологий, здравоохранения, образования и других сферах, представляющих взаимный интерес.
Оверчук предложил создать Российско-Армянский деловой совет, который поможет укреплять бизнес-контакты, создавать совместные производства.
Инициатива была зафиксирована в итоговом протоколе заседания межправкомиссии, также подготовлен проект Межправительственной программы долгосрочного экономического сотрудничества между РФ и РА до 2025 г. Согласно достигнутой договоренности, он будет подписан до конца первого квартала 2021 г.
ГРУЗИЯ
20 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян обсудил с грузинским коллегой Ираклием Гарибашвили последние события на Южном Кавказе, а также вопросы двухсторонних отношений.
- На заседании межправительственной экономической комиссии в Тбилиси Пашинян предложил грузинской стороне увеличить товарооборот между странами до $1 млрд.
- Несмотря на трудности, вызванные пандемией коронавируса, отношения между двумя странами вышли на качественно новый уровень.
- Дружественные отношения между Арменией и Грузией способствуют безопасности и стабильности в регионе.
- В сфере торгово-экономического сотрудничества сформированы четкие направления, в том числе в сфере транспорта, энергетики, высоких технологий, туризма, сельского хозяйства и др.
- Пашинян упомянул большой опыт сотрудничества двух стран в области энергетики. Грузия, как транзитная страна, также играет большую роль в обеспечении надежных и безопасных поставок энергоресурсов в Армению. Армянская сторона, со своей стороны, готова поддержать разработку и подписание всех технических приложений к действующему соглашению о строительстве высоковольтной ЛЭП Армения-Грузия, а также начало строительства новых сетей в направлении севера Армении.
- В числе перспективных секторов сотрудничества Пашинян указал сферы цифровизации, телекоммуникаций, высоких технологий, кибербезопасности, почтовых услуг и стартапов. Он предложил грузинским партнерам изучить возможность открытия в Грузии филиала Центра креативных технологий «ТУМО».
- По итогам заседания премьер-министры двух стран подписали протокол межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
ИРАН
21 декабря председатель комиссии НС по экономическим вопросам Ваге Акопян, члены комиссии Мхитар Закарян и Рипсиме Стамбулян с членами делегации во главе с руководителем депутатской группы дружбы Иран-Армения Меджлиса ИРИ Сейедом Мехди Фаршаданом обсудили перспективы торгово-экономического сотрудничества двух стран. Во встрече принял участие руководитель группы дружбы Армения-Иран Геворг Папоян.
Акопян подчеркнул важность дружественных отношений с Ираном, а Фаршадан, в свою очередь, проинформировал о своих встречах и обсуждениях в НС РА. Он особо выделил развитие экономических связей между двумя странами. Касаясь объемов товарооборота, он отметил, что в настоящее время он составляет 350 млн долларов и выразил надежду, что в результате совместной работы удастся увеличить объемы товарооборота до 1 млрд долларов.
Было отмечено, что в 2022 г. планируется реконструировать Мегринскую таможню и привести ее в соответствие с международными стандартами. Обоюдно подчеркнута важность развития свободной экономической зоны «Мегри».
ОДКБ
22 декабря министр обороны РА Сурен Папикян обсудил с генсеком ОДКБ Станиславом Засем приоритеты работы РА как страны-председателя в ОДКБ, а также будущие направления взаимодействия.
Папикян отметил, что приоритетами Еревана будут повышение эффективности ОДКБ и усовершенствование ее работы, а также дальнейшее укрепление ее военной составляющей.
Секретарь Совбеза РА Армен Григорян также встретился с Засем. Стороны обсудили программы, которые будут реализованы в период председательства РА в ОДКБ. Приоритетной была признана совместная деятельность государств-членов ОДКБ по противодействию терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, миграционной и биологической безопасности. Собеседники также поговорили о снижении напряженности на армяно-азербайджанской, таджикско-киргизской и таджикско-афганской границах. Зась отметил растущую вероятность миграции афганских беженцев на территории государств-членов ОДКБ.
Григорян представил ситуацию на границе с Азербайджаном, подчеркнув, что это первоочередной вызов для Еревана. Стороны посчитали важным скорейшее начало процесса демаркации.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
ЗАМЕНА ГЕНПРОКУРОРА ДАВТЯНА
Газета «Жоховурд» сообщает, что политическое руководство РА обсуждает, кто может сменить генпрокурора РА Артура Давтяна, срок полномочий которого истекает в сентябре 2022 г. Обсуждают даже вариант досрочного смещения генпрокурора. Источники газеты сообщают, что одним из вероятных преемников Давтяна является замдиректора СНБ Андраник Симонян. Его в СНБ считают человеком «извне», именно поэтому его перевод не за горами.
НОВАЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОПОРА ПАШИНЯНА
По сведениям издания «Грапарак», в состоявшемся 4 декабря собрании, организованном по случаю реорганизации общественной организации «Испытание духом», участвовали участники карабахских войн из областей РА, а также представители власти. Целью собрания организации, насчитывающей около 3,5 тысяч членов, была заявлена «защита государственности Армении от внутренних и внешних врагов». По данным издания, Пашинян решил сформировать новую политическую единицу путем объединения этой организации и партии Армана Бабаджаняна «Во имя Республики». Цель – создание силы, альтернативной Союзу добровольцев «Еркрапа». «Архитектором» этой силы являются председатель Высшего судебного совета Гагик Джангирян и бизнесмен, депутат НС Хачатур Сукиасян, который и будет финансировать эту структуру.
ЦАРУКЯН ПРОТИВ МАРУТЯНА?
Как замечает издание «Грапарак», заявление фракции «Процветающая Армения» Совета старейшин Еревана о том, что она присоединяется к процессу объявления импичмента мэру Айку Марутяну, с первого взгляда довольно странное, учитывая то обстоятельство, что ППА является оппозиционной силой, более того, на выборах в Абовяне она заявила, что ни при каких обстоятельствах не будет сотрудничать с «Гражданским договором». Однако политическое решение о присоединении к процессу импичмента принял сам лидер ППА Гагик Царукян , поскольку Марутян со дня вступления в должность препятствовал многим инициативам Царукяна, в том числе не предоставлял разрешения на строительство.
МНЕНИЕ
СУРЕН САРГСЯН
16 декабря американист Сурен Саргсян написал на своей странице в Facebook:
- Армения впервые за всю свою историю приняла все предварительные условия Турции.
- Армения отказалась от своих стратегических интересов и готова к односторонним и нескончаемым уступкам, в том числе за счет национальной безопасности.
- «Сейчас все нас будут поощрять пойти по пути примирения с Турцией и Азербайджаном, поскольку мы готовы на уступки, в том числе за счет наших территорий, Арцаха и нашего суверенитета».
22 декабря Саркисян написал в Фейсбуке, что:
- Армения впервые в своей истории вступает в процесс урегулирования отношений с Турцией, приняв основные предусловия этой страны. Речь идет о следующих предусловиях: Арцах сдан Азербайджану, международное признание Геноцида армян де-факто уже не является частью внешнеполитической повестки Армении, в ближайшее время будет удовлетворено самое свежее предварительное условие – открытие коридора.
- Он напомнил, что Турция в 1992 г. предъявила Армении следующее предусловие – исключить из Декларации о независимости следующий абзац: «11. Республика Армения поддерживает процесс международного признания Геноцида армян в Османской Турции и Западной Армении в 1915 г.». Турция также требовала удалить изображение горы Арарат с герба РА, рассматривая это изображение как территориальное требование к Турции.
- При разработке новой Конституции, инициированной Пашиняном, этому вопросу может быть дано решение – к примеру, посредством учреждения Четвертой Республики, принятия новой Декларации и т.д.
- Сейчас Армения и Турция, по всей вероятности, подпишут документы об установлении дипломатических отношений, зафиксируют, что Армения признает территориальную целостность и нерушимость границ Турции, выступят с какой-то размытой формулировкой касательно геноцида – в стиле Эрдогана, типа «общая трагедия».
СТЕПАН САФАРЯН
16 декабря руководитель Армянского института международных отношений и безопасности Степан Сафарян в беседе с АрмИнфо выразил мнение, что:
- Двусторонние отношения с Турцией предоставляют Еревану возможность для прямого диалога с Анкарой, что в числе всего прочего поспособствует формированию специфичных, личных интересов между двумя странами.
- Не исключено, что в ходе переговоров спецпредставителей может возникнуть ситуация, в которой интересы Азербайджана войдут в прямое противоречие с интересами Турции. В этом случае Анкаре придется выбирать между собственными интересами и интересами «младшего брата».
- Для переговоров с Азербайджаном у Армении есть формат МГ ОБСЕ, трехсторонний формат с РФ и, в этом свете, Ереван не имеет совершенно никакого интереса вести эти переговоры в рамках переговоров с Анкарой.
- Главным текущим вопросом в предстоящих переговорах с Турцией для РА является не столько выбор спецпредставителя, сколько формирование собственной, четкой национальной повестки, в которой не должно быть места Азербайджану.
- Не исключены попытки Анкары увязать переговоры с вопросом определения статуса Арцаха посредством окончательного закрытия этого вопроса в силу того, что закрытие вопроса статуса Арцаха является повесткой Баку, реализовать которую самостоятельно Алиев не в состоянии.
- Первым бенефициарием «Зангезурского коридора» в реальности является Реджеп Эрдоган. Соответственно, данный вопрос также немедленно появится в повестке переговоров спецпредставителей. Необходимо проявить гибкость и вывести этот вопрос из армяно-турецкой повестки.
- Если Турция представляет Азербайджан, то необходимо уточнить в рамках каких конкретных полномочий и на какой основе. Также необходимо дать понять, что если Анкара неспособна разделить собственные интересы от интересов Баку, то армяно- турецкой повестки просто не существует.
- Разблокирование армяно-турецкой границы также содержит в себе риски для РА. Но если Армения не в состоянии управлять этими рисками, то, возможно, не стоит вообще пытаться стать частью международных отношений? «Если мы не имеем соответствующего потенциала, то должно быть принято четкое решение существовать в изоляции и не развиваться. Но если мы хотим, чтобы Армения считалась нормальным государством, то мы просто обязаны просчитать, спрогнозировать и противостоять всем этим рискам». Столько лет РА была закрытой для Турции страной, но нейтрализовать исходящие от Турции риски это не помогло. Соответственно, необходима четкая стратегия для нейтрализации возможных рисков.
РУБЕН САФРАСТЯН
20 декабря в беседе с АрмИнфо тюрколог Рубен Сафрастян выразил мнение, что:
- Армения продолжает оставаться стеной, отделяющей Турцию от «Большого Турана». Еще в начале ХХ века Мустафа Кемаль первый сравнивал Армению со стеной, отделяющей Турцию от других тюркоязычных народов, которую необходимо разрушить, чтобы Турция смогла свободно коммуницировать с братскими кавказскими тюрками.
- 44-дневняя война — совместная азербайджано-турецкая военная кампания, которая была направлена не только против Арцаха, но и на ослабление Армении. После нее Баку при поддержке Анкары перешел от этапа открытой к ползучей агрессии, стремясь еще больше ослабить армянскую государственность и изолировать Армению.
- Данная цель сегодня обрела дополнительное направление в виде требования получить от Армении коридор, на который не будет распространяться юрисдикция Еревана. И за коридором, и под предлогом коридора стоят еще более далеко идущие цели — а именно сецессия всего Сюника.
- Азербайджан в реальности не заинтересован в процессе делимитации и демаркации границ с РА, поскольку сегодняшние границы рассматриваются турецко-азербайджанским тандемом как временные. Окончательная долгосрочная цель — полное соединение Азербайджана с Нахиджеваном.
- Если российские военные будут выведены из Арцаха, как того периодически требуют в Баку, это немедленно прибавит Турции и Азербайджану дополнительную агрессивность.
РУБЕН МЕЛКОНЯН
21 декабря в беседе с АрмИнфо декан тюрколог Рубен Мелконян выразил мнение, что:
- Армения сегодня находится в наиболее невыгодной из существующих исходной точке для начала переговоров в направлении нормализации отношений с Турцией. Еще никогда Армения не имела в этих переговорах столь шаткого переговорного фундамента и столь далеких от профессионализма переговорщиков. Для того, чтобы это понять, необходимо просто посмотреть на различия в весовых категориях спецпредставителей Армении и Турции.
- Нельзя недооценивать турецкую дипломатическую школу в целом и дипломатию в частности. Она является одной из важнейших институциональных свай в фундаменте турецкой государственности. А на этом фоне в Армении при выборе кандидатуры спецпредставителя руководствовались не профессиональным подходом, а его партийной принадлежностью. В результате спецпредставителем стал человек, прошедший за свою короткую карьеру весьма слабый профессиональный путь. Более того, имеющий весьма проблемные подходы и взгляды в отношении интересов армянской государственности.
- Подобная представленность Армении в намечающихся процессах с Турцией, подобные подходы руководства страны неспособны обеспечить даже минимум интересов армянского народа и государства. В этом свете стартовавший процесс чреват существенными угрозами и априори неспособный завершиться для Армении чем-то хорошим.
АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН
22 декабря в беседе с АрмИнфо директор Института Кавказа Александр Искандарян выразил мнение, что:
- В текущих отношениях с Турцией Армении будет лучше взять некоторую паузу. Сегодня ситуация для Армении усложняется наличием единой точки зрения ее противников — Турции и Азербайджана. А Армения сегодня не в том состоянии, которое может позволить вести переговоры с ними на равных и защищать свои интересы. «И если в ходе «футбольной» дипломатии Ереван мог сказать «нет» и на этом поставить точку, то сегодня Армения этой возможности лишена».
- В подобных условиях шансы на успех Армении в процессе с Турцией зависят от того как пойдет геополитическая игра, поскольку уповать на собственные силы Ереван не в состоянии.
- Решить свои проблемы посредством войны Баку не удалось, а вопрос Арцаха продолжает оставаться частью международной повестки. При этом, решение приграничных проблем непосредственно Армении и Азербайджана необходимо всем, включая Россию, которая вынужденно этим занимается.
- Москва стремится их разблокировать коммуникации и посредством налаживания экономических связей снизить напряженность между Арменией и Азербайджаном. Но это совершенно не нужно ни туркам, ни азербайджанцам. Им необходима одна единственная дорога через Сюник, которая не должна контролироваться Ереваном. «Зангезурский коридор» далек от экономики, это проект сугубо геополитический. И мы прекрасно видим, что и сегодня Азербайджан не открывает, а закрывает дороги с целью оказать на Армению еще большее давление».