Обзор 25 ноября – 1 декабря 2021 г.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
26 ноября на встрече с президентами РФ и АР Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым в Москве премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Личная роль Путина и роль РФ в приостановлении войны в 2020 г. МС РФ играют ключевую роль в стабилизации ситуации в НК и в регионе.
- Но после 9 ноября 2020 г. несколько десятков людей погибло уже с обоих сторон и инциденты случаются и в НК и с 12 мая 2021 г. на границе Армении и Азербайджана создалась кризисная ситуация. «Войска Азербайджана вторглись на суверенную территорию Армении. Границы между Арменией и Азербайджаном не делимитированы и не демаркированы, но государственная граница существует, и речь идет о суверенной территории РА».
- РА готова приступить к процессу делимитации и демаркации границы. Тема деблокады всех транспортных и экономических коммуникаций в регионе тоже очень важна для Еревана.
- Не согласен с формулировкой президента АР о том, что все пункты кроме деблокады коммуникаций уже выполнены. Существует еще проблема заложников и других удерживаемых лиц, военнопленных.
- Нагорнокарабахский конфликт должен быть урегулирован в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ. «Вместе с тем, многие вопросы можно решать в трехстороннем, двустороннем форматах».
По итогам встречи Пашинян также заявил:
- стороны провели «очень позитивную встречу». «Мы обсудили фактически все вопросы повестки. Мы открыто обсуждали все вопросы, по многим вопросам мы уточнили позиции, и оказалось, что по некоторым вопросам у нас нет никаких разночтений, как казалось бы до этой встречи».
- По вопросу открытия всех транспортных и экономических коммуникаций в регионе стороны зафиксировали, что у них общее представление, как эти коммуникации будут работать.
- Стороны обсудили тему старта процесса демаркации и делимитации границы. «Мы приняли трехстороннее заявление, где зафиксировали, что до этого надо создать необходимые условия, то есть создать какие-то механизмы безопасности и стабильности на границе между Арменией и Азербайджаном».
30 ноября в эфире программы «Лурер» ОТА вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:
- В случае какой-либо разблокировки в регионе железнодорожные и автомобильные дороги останутся под юрисдикцией РА. Процесс разблокирования коммуникаций не предполагает предоставления какого-либо экстерриториального коридора.
- В связи с железнодорожным сообщением на данный момент обсуждаются исключительно вопросы восстановления путей железной дороги времен СССР и очередности их эксплуатации, графика. Вопросы, связанные с конкретными автомобильными путями и организацией безопасности, все еще обсуждаются.
30 ноября в беседе с СМИ пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил:
- Сочинским заявлением 26 ноября стороны подтвердили готовность последовательно выполнять положения трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. Это касается и не выполненных Азербайджаном обязательств по возвращению военнопленных, заложников и иных удерживаемых лиц.
- Стороны подтвердили и положение об открытии всех транспортных путей и разблокировании экономических связей, опровергнув в очередной раз пропагандистские идеи о «коридоре» или коридорной логике.
- Договорились стороны и предпринять шаги для повышения уровня стабильности и безопасности на армяно-азербайджанской границе. А важнейшим шагом в этом направлении должно стать снижение напряженности.
- Полноценное выполнение положений трехсторонних заявлений будет способствовать мирному урегулированию нагорнокарабахского конфликта в рамках МГ ОБСЕ.
ПРАВО
ДЕЛО ОБ ЭСКАЛАЦИИ 16 НОЯБРЯ 2021 Г.
По делу о пленении военнослужащих и потере боевой позиции во время эскалации на границе 16 ноября арестован и.о. комбата. Следком установил, что и.о. комбата нес ответственность за 10 боевых позиций, когда 16 ноября по приказу командующего армейским корпусом и командира военной части в/ч перешла к обороне, подразделения привели в полную боеготовность. Он не обеспечил выполнения боевых задач, в частности, не организовал сопротивление противнику. Вместе с еще 7-ю военнослужащими он сбежал с позиции, в результате чего 11 военных попали в плен, тела двоих 17 и 19 ноября были переданы армянской стороне, а пост перешел под контроль противника.
По этому делу арестован еще один военнослужащий-контрактник. В момент инцидента он был назначен наблюдателем на опорном пункте. В результате его бездействия, невыполнения обязанностей (в том числе по обороне позиции с применением оружия) силы противника беспрепятственно приблизились и проникли на боевой опорный пункт ВС РА.
ДЕЛО О ГОСИЗМЕНЕ
По данным СНБ РА, до войны 2020 г. в поисках работы двое граждан РА выехали в Турцию, где оказались в поле внимания спецслужб Азербайджана. Там они приняли предложение о сотрудничестве.
Обвиняемые перешли на сторону врага и занимались шпионажем, собирая и передавая представителям иностранной спецслужбы содержащие государственную и служебную тайну данные. Это дало противнику возможность узнавать численность, места дислокации армянских сил на разных участках, прогнозировать дальнейшие их действия. В результате это позволило прорвать линию обороны и продвинуться вперед.
Следствие завершено, а обвинительное заключение представлено на утверждение прокурору.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
25 ноября на парламентских слушаниях о демаркации и делимитации глава фракции «Армения» Сейран Оганян обвинил кабмин в бездействии. Он отметил, что в нарушение всех норм и правил безопасности, без учета топографических карт, «одним росчерком пера» власти передали под азербайджанский контроль стратегические территории и дороги.
Вице-спикер НС РА Ишхан Сагателян зачитал заявление фракции, в котором отмечается:
- насильственно присоединенный к Азербайджанской ССР Нагорный Карабах не может быть в составе Азербайджанской республики. К тому же, Азербайджан своей конституцией не зафиксировал, что является правопреемником Азербайджанской ССР.
- У РА нет никаких правовых обязательств принять за основу границы, зафиксированные какими бы то ни было картами. Ни одно официальное лицо, представляющее РА, не может давать устного и письменного согласия в нарушение правовых норм РА и НК.
- Споры между РА и АР могут решаться мирным путем, без применения силы или угрозы.
- Нельзя отделять вопрос демаркации с реализацией законного права народа НК жить на своей родной земле.
29 ноября в беседе с Armenia Today депутат НС РА от фракции «Армения» Арменуи Кюрегян, комментируя заявление премьер-министра РА Пашиняна об открытии мирной эпохи для региона, заявила:
- Мирная повестка означает, что обе стороны должны быть готовы к ней. Но готов ли к миру Азербайджан, учитывая тот факт, что провокации на армяно-азербайджанской границе происходят почти каждый день?
- Действующая власть РА давно уже проводит протурецкую политику, пытаясь сформировать так называемую мирную повестку ценой новых жертв. И в этих условиях Азербайджан будет продолжать наступление, захватывая новые территории РА.
- Что делает Пашинян, не является следствием его невежества, все свои действия он предпринимает осознанно, последовательно ведя страну к уничтожению. «Что сделал Пашинян, когда пришел к власти? Он предпринял атаки на нашу церковь, на наших героев, разрушил образование, здравоохранение, армию. Уничтожив все институты, он довел страну до нынешнего состояния».
В свою очередь, представитель Бюро АРФ Акоп Тер-Хачатурян на брифинге в Ереване заявил:
- Процессы делимитации и демаркации границы РА и АР не должны противоречить Арцахскому вопросу.
- Азербайджан и Турция постараются любой ценой «похоронить арцахский вопрос», вынудив РА признать территориальную целостность Азербайджана путем демаркации.
- Неприемлемо ставить перед РА такие жесткие условия, которых нет во многих странах мира. «Это — результат поражения. Враг пытается выманить все, что может, воспользовавшись поддержкой Турции и безразличием других (стран и организаций), пока Армения находится в депрессивном состоянии».
- Второй спорный вопрос — запутанные армяно-турецкие отношения. «Важно, каким именно способом навязывается решение этого вопроса в плане открытия коммуникаций». АРФ категорически против коридора. «У нас нет никаких сомнений, что Армения должна открыться перед миром, однако это невозможно без тщательной проработки».
- Есть ряд важных тем, которые не были затронуты на встрече в Сочи.
Это статус Арцаха, обмен пленными, вопросы военных преступлений Азербайджана и Турции.
- Армянское общество и мировое сообщество не считают вопрос статуса Арцаха решенным. «Мы выступаем за возобновление формата сопредседателей МГ ОБСЕ и продолжение переговоров в этом направлении».
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
25 ноября глава фракции «Честь имею» Артур Ванецян заявил, что в то время, когда он был главой СНБ РА, оперативную связь между премьером РА и президентом АР обеспечивал еще один чиновник госаппарата. Конкретных имен он не назвал, но вновь подтвердил, что общался по вопросам безопасности со своим азербайджанским коллегой. Ванецян утверждает, что в начале 2019 г. Пашинян внезапно сообщил, что по отдельным вопросам связь будет поддерживать и другой чиновник.
29 ноября член фракции «Честь имею» Тигран Абрамян написал в Facebook, что:
- Озвученное в Сочи заявление о том, что в советское время было единое государство и границ не было, преследовало цель подчеркнуть важность процесса делимитации, однако в реальности это заявление создает куда более опасную ситуацию.
- В условиях подобных трактовок вторжение азербайджанских ВС на суверенную территорию РА рассматривается не как агрессия, а как чисто приграничный спор. Это заявление показывает, что в ближайшем будущем, независимо от того, начнется ли делимитация или границы будут деблокированы, сохраняется возможность новой агрессии со стороны Азербайджана.
- Получается, что в плане международного восприятия локальные действия в разных направлениях границы будут квалифицироваться как «пограничный спор», и ответственность за них будет в равной степени возложена на обе стороны.
- «Красной линией» для международного сообщества могут стать только широкомасштабные военные действия. Но никто не знает, как будут квалифицироваться эти действия в условиях сложившейся ситуации, какие будут применены внешними международными игроками средства для сдерживания Азербайджана. «Необходимо понять, действительно ли в этом случае сдерживание Азербайджана исключит новую капитуляцию Армении».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
АРМЕНИЯ, РОССИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН
26 ноября по итогам встречи в Москве лидеры РА, РФ и АР Никол Пашинян, Владимир Путин и Ильхам Алиев подписали трёхсторонне заявление, согласно которому
- Стороны подтвердили приверженность дальнейшему последовательному выполнению и неукоснительному соблюдению всех положений заявлений от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г. в интересах обеспечения стабильности, безопасности и экономического развития Южного Кавказа.
- Стороны договорились активизировать, совместные усилия, направленные на скорейшее решение остающихся задач, вытекающих из заявлений от 9 ноября 2020г. и 11 января 2021 г.
- Отметили важный вклад Российского миротворческого контингента в стабилизацию обстановки и обеспечение безопасности в регионе.
- Условились предпринимать шаги по повышению уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и вести дело созданию двусторонней Комиссии по делимитации государственной границы между АР и РА с последующей ее демаркацией при консультативном содействии РФ по запросу сторон.
- Высоко оценили деятельность Трёхсторонней рабочей группы под совместным председательством вице-премьеров АР, РА и зампредседателя правительства РФ по разблокированию всех экономических и транспортных связей в регионе.
- Подчеркнули необходимость скорейшего запуска конкретных проектов в целях раскрытия экономического потенциала региона.
- РФ будет и далее оказывать все необходимое содействие интересах нормализации отношений между АР и РА, формирования атмосферы доверия между азербайджанским и армянским народами, а также выстраивания добрососедских отношений в регионе.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
25 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что РА обращалась за посредничеством в контактах между Ереваном и Анкарой. По ее словам, Москва заинтересована в этом и прилагала усилия для нормализации отношений между Арменией и Турцией, готова и дальше содействовать диалогу. Он убеждена, что запуск этого процесса способствовал бы оздоровлению общей ситуации в регионе и формированию атмосферы добрососедства и доверия.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ДВИЖЕНИЕ «ОСВОБОЖДЕНИЕ»
27 ноября на митинге лидер движения «5165» Карин Тоноян заявила, что они недовольны принятым в Сочи документом.
- Их, в первую очередь, беспокоит отсутствие пункта об определении статуса НК в тексте заявления. Без конкретизации статуса, в случае делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. территории, остающиеся по ту сторону границы, могут быть признаны азербайджанскими.
- Вызывает тревогу и тот факт, что в документе нет ни слова о возвращении военнопленных, тел погибших. Армении нужны новые переговорщики, так как Пашинян и его команда не способны отстаивать интересы страны и предотвращать негативные сценарии.
Поэтому движение объявило о начале политических консультаций с другими силами по вопросу смены власти.
В свою очередь, лидер партии «Возрождение» Ара Зограбян заявил, что освободительное движение требует отставки премьера и президента РА, поскольку они не способны представлять и отстаивать интересы страны.
29 ноября представитель движения 5165 Менуа Согомонян заявил, что
- отставка правительства РА во главе с Пашиняном предотвратит угрозы безопасности и территориальной целостности РА, позволит не допустить антиармянские шаги в вопросе НК.
- Движение «5165» инициирует встречи и консультации со всеми общественными объединениями и деятелями, которые разделяют их опасения и согласны с этими требованиями.
- Уличная борьба переходит в русло политических консультаций, чтобы позже возобновиться с большим размахом.
В свою очередь, Ара Зограбян сообщил, что у политических сил нет разногласий и он уважает решение коллег из «5165». «Обе силы преследуют одну цель – добиться отставки президента и премьера».
ЭКОНОМИКА
МАДСАР: НОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ В АРМЕНИИ
26 ноября министр ТУИ РА Гнел Саносян и гендиректор Масдар, зарегистрированной в ОАЭ, Мохамед Джамель Аль Рамах подписали соглашение о государственной поддержке между РА и компанией Masdar на строительство 200-мегаваттной фотовольтовой электростанции. Стороны взяли на себя обязательства, связанные с реализацией проекта, в связи с чем инвестор предоставил гарантии в рамках контракта. Соглашение определяет полные условия и структуру проекта. Компания Masdar, выигравшая тендер на проект в июле 2021 г., представила тариф в размере 0,0290 долларов за киловатт/час. Общая инвестиционная стоимость проекта составит 174 млн долларов.
ЕАБР: ПРОЕКТ СЕВЕР-ЮГ
Евразийский банк развития опубликовал доклад, в котором отмечается:
- Проект «Север-Юг» сделает РА важным транзитным узлом. Реализация транспортного проекта и подключение РА расширит выход Еревана на внешние рынки.
- Строительство некоторых участков будет осуществляться при сотрудничестве с международными партнерами, включая проведение тендеров и привлечение финансовых ресурсов.
- Север – Юг может быть дополнен новым 23-км участком Квешети – Коби, в том числе 10-км тоннелем на территории Грузии, который будет дублером существующей дороги к КПП «Верхний Ларс».
- Индия и Иран активно поддерживают данную инициативу. Подключение РА к проекту «Север – Юг» может быть реализовано через иранский порт Чабахар.
- Основной товарооборот Ирана с РФ осуществляется через Азербайджан, а поставки иранских товаров в Европу — через территорию Турции. С помощью Армении же Тегеран сможет диверсифицировать маршруты.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
НАЗНАЧЕНИЯ
Экс-губернатор Армавирской области Амбарцум Матевосян назначен вице-премьером РА.
Бывший посол РА в ИРИ Арташес Туманян назначен советником главы правительства РА.
Туманян занимал должность посла Армении в Иране с 17 февраля 2015 г. 1990-1999 гг. он был депутатом НС РА, начальником Налоговой службы (1997-1998гг.), затем был советником президента РА, первым замминистра ИД РА (1999-2000 гг.). В 2000-2006 гг. исполнял обязанности руководителя администрации второго президента РА Роберта Кочаряна.
УВОЛЬНЕНИЯ
1 декабря премьер-министр РА Никол Пашинян уволил главу управления внешних связей аппарата правительства РА Грачья Ташчяна, который, утверждают СМИ, был вторым переговорщиком между Пашиняном и президентом Азербайджана Алиевым.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
26 ноября на встрече в Москве премьер-министр РА Никол Пашинян поблагодарил президента РФ Владимира Путина за вклад Москвы в урегулировании ситуации в регионе.
По его мнению, разблокирование коммуникаций в регионе приведет к активизации торгово-экономических связей в рамках ЕАЭС. Несмотря на экономические и другие трудности в 2021 г., намечается активизация российских инвестиций в РА. «Это для нас очень важно, потому что думаю, это и сигнал для инвесторов, что Армения — надежная страна».
В свою очередь, Путин заявил, что Москва дорожит стратегическим и союзническим характером отношений с Ереваном и будет всячески укреплять их. Он также считает, что коммуникации, транспортные маршруты чрезвычайно важны для экономики всех стран региона, включая и РФ. «Поскольку мы заинтересованы, чтобы эти линии связи с нашим стратегическим партнером Арменией были надежными, многосторонними и легко функционирующими в круглогодичном режиме». Он выразил надежду, что стороны продвинутся на завершающей стадии этой работы. «Есть некоторые вещи, которые требуют дополнительного согласования, но они, и это тоже стало понятным в ходе наших дискуссий, не носят принципиального характера».
30 ноября министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян и замминистра транспорта РФ, глава Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Токарев обсудили изменения в договоре о передаче армянской железной дороги в концессию. Изменения предусматривают снятие ограничений в объеме субсидий пассажироперевозок. Стороны обсудили перспективы сотрудничества, деятельность ЮКЖД и возможность наращивания инвестиций до конца срока концессионного договора.
1 декабря в Смольном мэр Еревана Айк Марутян и губернатор Санкт-Петербург Александр Беглов подписали документ, согласно которому стороны будут развивать сотрудничество в разных сферах городского хозяйства. Совместные программы будут нацелены на расширение торгово-экономических и научно-технических, культурных связей. Продолжится работа над строительством Торгового дома «Ереван» в Петербурге и гостиницы «Санкт-Петербург» в столице Армении.
ФРАНЦИЯ
29 ноября вице-премьер РА Мгер Григорян и посол Франции Анн Луйо обсудили возможные направления армяно-французского сотрудничества. Григорян представил ряд приоритетных направлений сотрудничества, такие как развитие инфраструктур, водного сектора, информационных технологий.
Касаясь урегулирования нагорнокарабахского конфликта, Григорян подчеркнул роль сопредседателей МГ ОБСЕ.
Собеседники также обсудили ситуацию в регионе, а также вопросы, касающиеся разблокирования региональных транспортных и экономических связей.
США
Как сообщили в посольстве США в Ереване, правительство США выделило Армении 15 млн долларов на содействие в борьбе с коронавирусной инфекцией. Еще свыше 5 млн долларов будут направлены на содействие пострадавшим в результате боевых действий в 2020 г.
ИРАН
25 ноября в телефонном разговоре со своим иранским коллегой Амиром Абдуллахяном глава МИД РА Арарат Мирзоян высоко оценил позицию Ирана относительно территориальной целостности РА и нерушимости границ. Собеседники подчеркнули важность совместной работы над многосторонним соглашением по созданию международного транспортного коридора «Персидский залив — Черное море».
ИЗРАИЛЬ
25 ноября в телефонном разговоре министр ИД РА Арарат Мирзоян и его израильский коллега Яир Лапид обсудили двусторонние отношения и региональную ситуацию. Мирзоян представил ситуацию, создавшуюся в результате недавней агрессии Азербайджана против территориальной целостности и суверенитета РА.
Собеседники обсудили текущие армяно-израильские отношения и перспективы. Были затронуты также вопросы, касающиеся армянского историко-культурного и религиозного наследия на Святой земле.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
30 ноября премьер-министр РА Никол Пашинян принял спецпредставителя ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Тойво Клаара. Стороны обменялись мнениями по двусторонним отношениям, вопросам регионального значения и обсудили предстоящий саммит Восточного партнерства в Брюсселе 15 декабря.
Пашинян оценил сотрудничество РА с ЕС как эффективное, подчеркнув в контексте развития двустороннего партнерства важность проведения предстоящего саммита Восточного.
Клаар подтвердил готовность ЕС продолжить усилия, направленные на укрепление связей с РА.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
СМИ: НОВЫЙ ГЛАВА ГШ ВС РА
По сведениям @SputnikArmenia, премьер-министр РА Никол Пашинян уже определился относительно отставки начальника ГШ ВС Артака Давтяна. Одной из причин возможного его снятия послужило уголовное дело о закупке непригодных авиационных вооружений, в рамках которого арестован экс-министр обороны Тоноян. На место Давтяна власти хотят назначить его нынешнего первого заместителя Камо Кочунца. Однако в армии отнюдь не в восторге и от новой кандидатуры.
СМИ: КТО БЫЛ 2-ЫМ ПЕРЕГОВОРЩИКОМ МЕЖДУ ЕРЕВАНОМ И БАКУ
Центр армянских исследований «АНИ» пишет, что вторым переговорщиком между премьер-министром РА Николом Пашиняном и президентом АР Ильхамом Алиевым был глава управления внешних связей аппарата правительства РА Грачья Тащян. Если тогдашний глава СНБ РА Артур Ванецян встречался со своим азербайджанским коллегой, то Тащян общался через WhatsАрp с одним из самых верных президенту Азербайджана людей — Хикметом Гаджиевым,
Тащян — кадровый дипломат. С 2009 г. занимал руководящие должности в МИД, в том числе начальника отдела НАТО, был посланником РА в США, с 2009 г. занимает должность начальника управления внешних связей аппарата правительства РА.
СМИ: ВЛАСТИ РА ИЩУТ ЗАМЕНУ ГАГИКУ ДЖАНГИРЯНУ
По сведениям издания «Жоговурд», глава Высшего судебного совета Гагик Джангирян так и не смог добиться нужного властям результата в судебной системе. Поводом для недовольства стал массовый отказ судей рассматривать дела в отношении экс-чиновников и прекращение уголовного преследования в отношении обвиняемых. Пашинян недоволен реформами Джангиряна и уже начались внутренние обсуждения об отставке главы ВСС.
МНЕНИЕ
ВАРДАН ВОСКАНЯН
25 ноября в ходе брифинга ирановед Вардан Восканян выразил мнение, что:
- Проблемы в нашем регионе часто решаются, опираясь не на правовые документы, а на основании исторической легитимности. «Если даже какая-то территория по каким-то документам включена в состав Азербайджана, это не значит, что это исторически азербайджанская земля».
- Он обратил внимание на заявления Ильхама Алиева о принадлежности Азербайджану Сюника, Еревана и других территорий Армении. Подобная политика, по словам Восканяна, говорит не о недалекости Алиева, а о его попытке через откровенную фальсификацию исторической правды обеспечить основу для т.н. «исторической легитимности», чтобы в случае военного нападения иметь эту «легитимность». «Мы данный инструмент не используем, но в определенных случаях это нужно применять».
- Проблемы, которые имелись в азербайджано-иранских отношениях, все еще не решены. Иранская политика осуществляется по принципу «кнута и пряника». На сегодняшний день азербайджано-иранская граница контролируется уже усиленными воинскими подразделениями ИРИ.
- Во время встреч с должностными лицами Азербайджана, в том числе во время разговора Раиси и Путина, с иранской стороны четко говорилось об исключении посягательств Азербайджана на суверенную территорию РА, о красных линиях и нерушимости международных границ.
- Разрыв армяно-иранской связи означает нарушение жизненных интересов Ирана. «Если мы хотим от Ирана получить более жесткую позицию, то здесь нужно посмотреть идут ли точные сигналы международному сообществу от РА, в том числе Ирану о том, что ее территория оккупирована Баку». Однако от РА сейчас идут сигналы о том, что, согласно советским каратам, эта территория относится к Азербайджану и т.д. «Это суверенная территория Армении, и если ты отказываешься от своей суверенности, то ждать от других чего-либо — грубая ошибка».
- При возможности Армения и Иран должны сформировать армяно-иранское антитеррористическое формирование, которое может иметь, в том числе, совместную военную группировку. Восканян напомнил, что в ходе 44-дневной Арцахской войны по инициативе Турции были вовлечены сирийские наемники. Для иранцев это враги №1. Иран неоднократно заявлял, что если будет получена информация о том, что рядом с его территорий есть террористические группировки, то Иран будет наносить удары, невзирая на то, на территории какой страны они находятся.
РУБЕН МЕЛКОНЯН
26 ноября в беседе с АрмИнфо тюрколог Рубен Мелконян выразил мнение, что:
- Ожидать, что Турция вдруг открыто озвучит свое намерение учинить второй геноцид армян, не приходится. И если кто-то этого ожидает, то подобные ожидания могут свидетельствовать разве что о примитивности его мышления и суждений.
- На экспертно-политологическом уровне Турция никогда не скрывала и не скрывает, что отказываться от младотурецкого «наследия» не собирается. Соответственно, она продолжает на государственном уровне рассматривать РА как вражеское государство, само существование которого для турок неприемлемо. «Наглядным доказательством сущности Турции является политика последних десятилетий по блокаде Армении, вооружению Азербайджана, участие Турции в 44-х дневной войне». Аналогичным образом представлена Армения и в программах правящей в Турции коалиции.
- Необходимо ознакомить армянского премьера с историей и программами партий, управляющих современной Турцией, суть которых сводится к необходимости исчезновения армянской государственности. Пашиняну необходимо ознакомиться хотя бы с мнением, научными работами специалистов по Турции.
- Возможно, после этого ему все станет окончательно ясно — противостояние, сопротивление агрессии тандема Турция — Азербайджан безальтернативно. Не обязательно, чтобы это сопротивление сводилось исключительно к военным методам. Сопротивляться турецкому экспансионизму можно и дипломатическими, научными, многими иными методами.
- «К великому сожалению, от возглавляемой Пашиняном правящей силы, на фоне их попыток внушить нам, что турок армянину не враг, всего этого ожидать не приходится». Действующий армянский премьер обо всех этих околотурецких реалиях прекрасно проинформирован. Вся проблема упирается в чрезмерно оптимистические, соответственно парадоксальные представления и подходы Пашиняна в отношении Турции. Отсюда возникают чрезмерно упрощенные, даже примитивные представления о возможных действиях и намерениях Турции и ее сателлита Азербайджана в отношении РА.
САРО САРОЯН
30 ноября в беседе с АрмИнфо аналитик Саро Сароян выразил мнение, что:
- Трехстороннее заявление в Сочи в первую очередь отражает намерения РФ вести процесс в направлении разблокирования региональных коммуникаций. Москва реально заинтересована в обеспечении связи с Турцией, постановке собственного присутствия в регионе на стратегические рельсы, беспрепятственном передвижении собственных военных, контроле над всеми коммуникациями в регионе и т.д.
- Сочи стал очередным шагом в направлении сохранения и закрепления сложившегося на Южном Кавказе по итогам 44-х дневной войны силового баланса. Это касается как арцахской проблемы, так и всех дальнейших импульсов в отношениях между Ереваном и Баку.
- Это особенно важно в свете намечающейся на 15 декабря в Брюсселе встречи Пашинян-Алиев, которая содержала в себе потенциал перевода региональных процессов в совершенно иное русло. «Сочи нейтрализовал эту перспективу».
- Подобный сценарий развития — совершенно прогнозируемый, а также позволяющий тому же Алиеву сослаться на сочинские договоренности с Пашиняном в качестве аргумента в пользу сохранения ситуации в текущем, определенным Москвой, русле.
- Задачей Запада, в этом свете остается попытка внесения в процесс новых компонентов, способных вывести его за рамки русско-турецких договоренностей и заставить работать, в том числе на собственные интересы.
- Между Москвой и Анкарой существует молчаливая, негласня договоренность об оставлении карабахского урегулирования, собственно, вопроса статуса Арцаха на втором плане региональных процессов. Подобная участь Арцаха изначально являлась неразрывной частью «плана Лаврова».
- Основной груз в процессе реализации делимитации и демаркации границ между РА и АР падет на РА, поскольку Ереван убедили в том, что предотвратить агрессивное поведение Баку возможно лишь посредством уточнения границ. Таким образом, Москва, попутно дает ответ на жалобы Еревана и демонстрирует стремление защитить союзника. Меж тем, в реальности все это является частью уже давно согласованного с Анкарой и Баку плана.
АНЖЕЛА ЭЛИБЕГОВА
30 ноября в программе «Особое мнение» эксперт по Азербайджану Анжела Элибегова заявила:
- В сочинском заявлении от 26 ноября 2021 г. есть очень много об открытии коммуникаций, экономических проектах, которые нужно ускорять, каких-то положительных тенденциях в общем видении экономической перспективы региона.
- Но там нет отдельно подчеркнутой проблемы армянских пленных, вопросов о переговорах по статусу Арцаха, обеспечения безопасности всего этого процесса. Фактически в документе нет самого главного для армянской стороны, но есть общая, размытая формулировка: «нужно выполнять задачи, которые исходят из трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.».
- Когда в итоговом документе размыто говорится о выполнении обязательств от 9 ноября 2020 г., некоторые предполагают, что это, скорее всего, касается гуманитарных вопросов, в том числе, возвращения беженцев. Баку заявляет о готовности их граждан возвращаться жить и в Степанакерте, и в Иваняне и реинтегрировать эти территории в Азербайджан демографическим доминированием. «Это все проблемы, которые даже не озвучиваются, не обсуждаются. Все эти переговоры ведутся кулуарно. Плюс, фактически, это заявление говорит о том, чтобы мы перешли к открытию коммуникаций, когда еще не решена проблема с возвращением пленных».
- Азербайджан не выполняет один из главнейших пунктов соглашения, но при этом Армения уже предоставляет ему возможность открывать коридор, перешла к обсуждению следующего пункта и созданию каких-то комиссий.
- Армянская сторона должна требовать, в первую очередь, соблюдать свои интересы, потому что Азербайджан постоянно нарушает соглашение от 9 ноября в свою пользу, а армянская сторона каждый раз продолжает уступать и потворствовать.
- Почему армянская сторона постоянно мирится, идет на уступки и где «красная линия», до которой она будет продолжать уступать Азербайджану? Требования, которые выдвигает азербайджанская сторона, неправомерны, в том числе, когда она требует обменивать пленных на карты минных полей. «Не было изначально обговорено ничего подобного. Все на всех должны были обмениваться пленные. Ни о каких картах минных полей изначально речи не было. Через полгода мы вдруг получаем новую реальность, когда Азербайжан начинает использовать вопрос пленных в качестве инструмента продавливания своих интересов, которые изначально не были обозначены».
- Азербайджан готовится к следующей войне. В Азербайджане увеличивается военный бюджет, восстанавливаются потери армии, продолжается агрессивная политика армянофобии. Никаких предпосылок к тому, что Азербайджан готовится к миру, не видно.
- Чтобы надеяться на то, что Азербайджан остановится в какой-то момент в своих аппетитах, чаяниях и планах, надо быть категорически наивным человеком.
- Вести переговоры по постконфликтным проблемам армянская власть, которая проиграла войну, не имеет права. «Иметь при таком раскладе проармянские решения невозможно, это исключено».
- Будут ли шансы при смене руководства Армении? Есть возможность отыграть обратно некоторые моменты с точки зрения международного права, если будут работать хорошие группы специалистов: юристы, картографы, историки, специалисты по Азербайджану и т.д. «При другом раскладе это будет сделать невозможно».
- Чем дальше, тем это «окно возможностей» становится уже. «Чем больше мы теряем времени, чем больше решений принимается, тем меньше шансов потом это все отыграть».
КАРЕН САРКИСЯН
1 декабря в беседе с АрмИнфо социолог Карен Саркисян выразил мнение, что:
- Достижение мира на Южном Кавказе никоим образом не зависит от РА или АР. Это зависит от Турции, России, Ирана, других крупных геополитических игроков.
- На этом фоне вся последняя возня вокруг очерчивания границ и разблокирования коммуникаций, представляется, попросту бессмысленной.
- Если Москва действительно стремится к разблокированию региона, ей необходимо сделать один единственный шаг — восстановить отношения с Грузией. Этое подразумевает устранение оккупации грузинских территорий. После этого абхазский участок железной дороги вновь свяжет РА и АР с РФ. А разблокировка нахиджеванского участка через Джульфу позволит наладить сквозное железнодорожное сообщение и с Ираном.
- Сдругим вопросом является наличие сил, заинтересованных в прокладке транзитных путей сообщения через Азербайджан в обход Грузии и с целью уничтожения текущего транзитного потенциала Грузии. Это обусловлено текущей управляемостью Грузии со стороны Запада. Меж тем Россия и Турция предпринимают сегодня все возможное в направлении достижения общей цели — вытеснения Запада с Южного Кавказа.
- Это объясняется серьезными конфликтами Турции с Западом, для которого Турция уже давно превратилась в цепного пса, находящегося на поводке НАТО. НАТО периодически удлиняет и укорачивает этот поводок, исходя из поведения Турции и геополитической целесообразности. Что же касается, к примеру, двусторонних отношений между США и Турцией, то они периодически уходят в минус.
- На этом фоне Турции не остается ничего иного как договариваться с РФ, как это традиционно делалось на протяжении последних 200 лет на Южном Кавказе в рамках договоренностей между Россией и Турцией. Основные непреодолимые противоречия между Россией и Турцией исторически генерировались в вопросах проливов и на Балканах. На условном Южном Кавказе турки и русские всегда находили общий язык и делили регион так, как им вздумается.
- «На этом фоне, мы в Армении по-прежнему не понимаем, в какую сторону развиваются глобальные геополитические процессы. Мы не понимаем и не хотим понимать, что нам предлагает и чего соответственно от нас ожидает мир». У властей РА нет соответствующей аналитической команды, которая бы оказалась способна разработать соответствующую стратегию, не только во внешней, но даже во внутренней политике. Как результат остается одно предположение — вся эта работа по Армении ведется вне Армении.
АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН
1 декабря директор Института Кавказа Александр Искандарян в программе «Особое мнение» выразил мнение, что:
- Подписанный в Сочи лидерами РА, РФ и АР документ является «протоколом о намерениях». Более того, какие там намерения, тоже не очень понятно. «Понятно, какие темы обсуждались, но разговор шел о том, чтобы сделать шаги к тому, чтобы что-то обсуждать». Круг проблем понятен: границы, вопрос военнопленных и «коридор».
- Здесь интересно то, что не произошло. «Не заключено никакого соглашения. Если оно заключено, то заключено в устном и закрытом формате». Процесс продолжается, какие-то решения уже были приняты до встречи. И это может касаться границ — начало процесса формального разговора о делимитации: то, что пытаются делать и РФ, и РА.
- Есть возможность перевести конфликт вокруг границ из конфликта, инструментарием которого является автомат «Калашникова», в конфликт за столом переговоров, чтобы претензии, проблемы и другие вопросы озвучивались в рамках некого формального процесса переговоров азербайджанской и армянской сторон. Рано или поздно это произойдет. «Трудно представить себе, что в этом процессе теперь вечно не будет происходить вообще ничего, что просто будут стоять российские миротворцы в Карабахе, а на границе будет напряженность, и больше ничего, а стороны никак не будут контактировать друг с другом».
- Но переговоры за столом исключают совершенно не исключают стрельбу на границах. Если будет идти какой-то переговорный процесс, то в рамках этого переговорного процесса еще и давить на армянские стороны путем эксцессов на границах было бы естественным поведением Азербайджана. «Он, собственно, так всегда и делал, граница просто была в другом месте».
- Граница сейчас отличается сотнями метров от той, что была до войны, и тем, что рядом с прежней линией соприкосновения с арцахской стороны почти не было населенных пунктов. «Сейчас прямо на этой границе живут люди, в буквальном смысле слова: не в километрах, а в метрах. Не могу предположить, что делимитация произойдет за короткий срок. А предположить, что Азербайджан, раз уж начнутся переговоры, тут же превратится в «белого и пушистого» и больше никто никогда никуда не будет заходить, это, мне кажется, вряд ли».
- После войны, когда у армянской стороны осталось меньше ресурсов, очевидным образом место РА за столом переговоров стало «хлипким». До этого армянскую сторону пытались уговорить, предлагали разные варианты, с ней считались, а теперь это совсем не так, потому что каких-то карт, которые можно положить на стол, ресурса, инструментов просто почти нет.
- На РА по нескольким направлениям оказывается чрезвычайно сильное давление: дискурсивное, дипломатическое и «на земле». И «на то, и другое, и третье нам нечего ответить».
- Азербайджан не удовлетворен результатами войны в Арцахе и не готовится к предлагаемой властями РА «эпохе мира». Более того, если бы Азербайджан получил то, что он хотел, полностью, то есть, депортацию или уничтожение всего армянского населения Арцаха — то, что произошло в Гадруте, Карвачаре, если бы это произошло на всей территории НКР, трудно предположить, что после этого Азербайджан бы встал и сказал — ок, мы теперь будем эпоху мира устанавливать.
- Готова ли РА противостоять посягательствам АР на ее суверенную территорию? Ереван пытается этому противостоять, например, перенос даты встречи лидеров РА, РФ и АР, а также тот факт, что не были приняты решения по коммуникациям, о которых говорилось ранее. Но чтобы сопротивляться серьезно, нужны ресурсы. Этот ресурс нужно строить.
- Почему важна встреча премьер-министра РА Пашиняна и президента АР Алиева в Брюсселе? У ЕС нет инструментария влияния на стороны, даже такого, какой есть у РФ. Тем не менее, встреча не вредна. Она нужна для того, чтобы не повторять все время один и тот же формат, а также подтвердить, что процесс урегулирования карабахского конфликта интернационализирован. Эта встреча нужна также, чтобы противостоять попытке ввести в переговорный процесс Турцию. «Минский процесс умер. Он много раз умирал и возрождался. И сейчас это не исключено».