АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
4 ноября в интервью Nouvelles d’Armenie глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:
- Развязанная Азербайджаном агрессия против Арцаха имела тяжелые последствия для армянского народа, а также породила новые вызовы в контексте региональной безопасности и стабильности. И несмотря на то, что трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 г. были прекращены военные действия, ситуация остается хрупкой. Это обусловлено невыполнением Азербайджаном некоторых обязательств, принятых этим заявлением, в частности, искажением некоторых положений, продолжающимся удержанием пленных и гражданских лиц, а также милитаристской и радикальной риторикой, посягательством на суверенную территорию РА и новой угрозой применения силы.
- Провокационное поведение азербайджанской стороны оказывает влияние не только на РА, но и на другие страны региона, с чем мы столкнулись, например, недопустимые шаги в отношении транзитных перевозок. Поощрение со стороны третьих стран подобного поведения, а также армяноненавистнической и милитаристской риторики создает дополнительные препятствия для стабильности в регионе.
- Тем не менее, РА продолжает усилия по установлению долгосрочной стабильности в регионе. «В программе правительства нашей страны четко зафиксирована готовность внести вклад в создание эры мирного развития для региона».
- В случае проявления соответствующей политической воли и реализации конструктивных шагов со стороны других стран будут созданы все необходимые предпосылки для начала активных обсуждений вокруг этой повестки.
- Несмотря на утверждения высшего руководства АР о том, что НК и нагорнокарабахского конфликта не существует, страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, а также многие другие государства разделяют позицию армянской стороны о том, что нагорнокарабахский конфликт остается нерешенным и должен получить всеобъемлющее урегулирование путем мирных переговоров в рамках мандата сопредседательства МГ ОБСЕ.
- Ереван выступает с позиций полноценного возобновления процесса урегулирования проблемы. Встречи на высоком уровне создают возможность обсудить и найти решение актуальных гуманитарных вопросов, которые, в частности, касаются репатриации всех армянских военнопленных и гражданских заложников, дальнейшего выяснения судеб без вести пропавших военнослужащих и гражданских лиц, сохранения армянского культурного и религиозного наследия на территориях Арцаха, оказавшихся под контролем АР.
- Решение этих приоритетных гуманитарных проблем создаст необходимые условия для начала субстантивных обсуждений, направленных на долгосрочное и всеобъемлющее решение нагорнокарабахского конфликта под мандатом сопредседательства МГ ОБСЕ на основе известных принципов и элементов, в том числе права наций на самоопределение.
- РФ, США и Франция, являясь членами сопредседательства МГ ОБСЕ, всегда играли важную роль в процессе мирного урегулирования проблемы. В ходе 44-дневной агрессии страны-сопредседатели приложили усилия для прекращения военных действий, в результате чего 10 октября при посредничестве РФ, 17 октября — Франции и 25 октября — США в зоне конфликта было установлено перемирие, которое, однако, было нарушено азербайджанскими вооруженными силами.
4 ноября замминистра ИД РА Ваге Геворкян заявил (главные тезисы):
- Решения по формату 3+3 пока нет. Форматы регионального сотрудничества не должны дублировать уже существующие, в частности, сопредседателей МГ ОБСЕ. Регион постоянно меняется, создаются трёхступенчатые форматы взаимодействия, и РА получает предложения не только по формату 3+3, но и другим. Поэтому необходимо взвесить все риски и возможности, выработать единый подход. Приоритетом является защита национальных и государственных интересов. Все предложения обсуждаются.
- Одной из важнейших задач властей РА является утверждение региональной безопасности, что напрямую связано с разблокированием региона. В этом контексте Ереван отмечает важность подписанного 11 января 2021 г. трехстороннего заявления. Разблокирование транспортных и экономических связей возможно при конструктивном подходе основных игроков. Однако решение этого вопроса не должно сопровождаться угрозами безопасности и суверенитета РА.
- Пока рано говорить, какими картами и документами Ереван будет руководствоваться в вопросе делимитации границ между Арменией и Азербайджаном. Армянская сторона уже сформировала свои подходы по этому процессу, однако не будет представлять их публично.
- Еревану нужно продвигать тезис «признание ради спасения» в переговорах по нагорнокарабахскому урегулированию. Первая и вторая войны доказали, что армяне Арцаха не могут жить в составе Азербайджана. Баку придерживается политики искоренения армян на подконтрольных ему территориях, и армянская сторона представляет эту правдивую информацию во время переговоров. РА будет последовательно работать для восстановления и защиты прав народа НК и приложит все усилия, чтобы гарантировать его безопасность и мирную жизнь на родине. «Все остальные вопросы, в том числе вопрос статуса Арцаха, будут обсуждаться в рамках этого процесса. Главной задачей на данный момент является возобновление мирного процесса в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ».
- Новые встречи глав МИД РА и АР при посредничестве сопредседателей МГ ОБСЕ могут состояться уже в ближайшем будущем. Эти встречи могут создать условия для полноценного возобновления процесса мирного урегулирования нагорнокарабахского конфликта под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ.
4 ноября в беседе с Armenia Today член фракции «Гражданский договор» Овик Агазарян заявил:
- Слухи о том, что армянская сторона готовится пойти на значительные уступки, в том числе передать Азербайджану отдельные территории в ходе делимитации и демаркации государственной границы, не соответствуют действительности.
- Решения о том, на основе каких именно карт будет осуществляться процесс определения границ, пока нет.
- Возможность предоставления Азербайджану экстерриториального коридора через Сюникскую область исключена пока стороны не придут к согласию о начале процесса делимитации и демаркации границы, сказал парламентарий. Другим необходимым условием Агазарян назвал внесение определенности в вопрос Арцаха.
- Работа по освобождению и репатриации армянских военнопленных и гражданских лиц, удерживаемых в Азербайджане, носит перманентный характер, и проблема постепенно решается. Проблема заключается в том, что Азербайджан в нарушение всех международных норм выдает военнопленных за диверсантов, которые якобы с диверсионными целями незаконно пересекли границу.
5 ноября в интервью factor.am секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- Вопрос НК не может обсуждаться в рамках демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы или рабочей группы.
- РА и АР еще в 90-е гг. признали территориальную целостность друг друга, вступив в СНГ. НК не был территориальной проблемой, а проблемой самоопределения проживающих там армян, и вопрос обсуждался в рамках этой логики.
- Какие вопросы пока не согласованы в рамках переговоров по разблокированию региональных коммуникаций — обсуждается возможное разблокирование железной дороги. От Горадиза до Мегри есть часть инфраструктуры железной дороги, нет рельсов, и здесь есть необходимость больших инвестиций. Речь идет об инвестициях в миллиарды долларов. Все инвестиции осуществляются в рамках суверенных возможностей данного государства.
7 ноября в интервью ОТА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:
- Пашинян опроверг заявление президента Турции Эрдогана, согласно которому, Пашинян обсуждал с президентом Азербайджана создание шестисторонней платформы в регионе. Пашинян заявил, что подобной встречи с Алиевым не было. Но «опосредованный разговор всегда был и ведется между всеми странами. О всех прямых контактах, которые имели место, известно обществу. Остальные контакты носят непрямой характер».
- В повестке формата «3+3» не должно быть уже обсуждаемых и согласованных в рамках других форматов вопросы. В частности, речь идет о вопросе открытия коммуникаций в регионе, урегулирования нагорнокарабахского конфликта. «Если этот формат привнесет новую, взаимно приемлемую повестку, к примеру, исследование экономических транзитных возможностей региона, мы можем быть заинтересованы в этом».
- В программе правительства региональное сотрудничество прописано как одно из важных положений. «И мы изначально заинтересованы всеми возможностями регионального сотрудничества, вопрос – в деталях».
- Трехсторонняя рабочая группа по разблокированию коммуникаций, по оценке Пашиняна, провела огромную работу. В начале была проведена техническая работа относительно определения, какие дороги существовали и какие могут быть, рабочая группа изучила все возможные маршруты. «Участки Иджеван-Казах, Берд-Товуз, Ангехакот-Биченег, Горадиз-Ерасх, Горадиз-Мегри-Ордубад-Ерасх. Наше понимание таково, что Армения на своей территории, Азербайджан на своей должны построить железную дорогу Ерасх-Ордубад-Мегри-Горадиз». Рабочая группа положила на стол все возможные маршруты, в том числе в направлении Ирана и РФ, и стороны сейчас должны путем переговоров прийти к соглашению относительно этих маршрутов. «Техническая сторона в действительности не самая сложная. Наиболее сложным является то, по каким формулам должны быть открыты и работать коммуникации».
- Вопрос «Зангезурского коридора» был закрыт после подписания трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г.
- Пашинян разъяснил, что лежит в основе «мирной повестки», которой придерживаются власти РА. «Открытие эры мира для Армении и региона, и эта повестка не о том, что на нас нападают, а мы в ответ должны проповедовать мир. Мирная повестка – о том, чтобы мы попытались для Армении и региона открыть эру мирного развития».
- «Там, где можно сотрудничать, (нужно) пытаться сотрудничать, в частности, по открытию коммуникаций в регионе. Там, где сотрудничество невозможно, нужно попытаться управлять враждой и атмосферой вражды, попытаться создать максимально благоприятную среду вокруг Армении и Арцаха, попытаться сделать наши точки зрения более понятными и доступными для международного сообщества и стран региона».
- Реформы ВС и армии и ее наделение надлежащими оборонительными возможностями является одним из приоритетов властей. «Мы продолжим идти по этому пути, но с другой стороной очень важным политическим направлением является формирование благоприятной среды вокруг Армении, как я уже раньше говорил – попытки преодоления атмосферы вражды». Если атмосфера вражды будет углубляться, это приведет к катаклизмам, и пытаться управлять атмосферой вражды является очень важной повесткой, и армянская сторона обязательно должна ее продвигать.
- Пашинян высоко ценю роль РФ, вклад президента РФ в прекращение войны. Один из важных пунктов полностью был реализован — в НК и Лачинском коридоре размещены миротворцы, а это ключевой фактор обеспечения безопасности в НК. При этом инциденты до сих пор происходят, что зарегистрировано в том числе и миротворцами.
- Но режим прекращения огня не соблюдается в полном объеме, что было зафиксировано также миротворцами. У армянской стороны 28 погибших после 9 ноября 2020 г. Боевые действия проходили на участках Хцаберд — Хин Тагер, а также на армяно-азербайджанской границе (Сотк-Хознавар). «Это грубейшее нарушение трехстороннего заявления. 90% от 40 подтвержденных военнопленных были пленены после 9 ноября».
- Регулярные нарушения режима перемирия на армяно-азербайджанской границе также являются грубым нарушением положений трехстороннего заявления. «Нарушения режима перемирия в Арцахе, гибель наших солдат после 9 ноября вызывают обеспокоенность, что Азербайджан ведет курс по дискредитации миротворцев».
- Пашинян надеется на расследование и необходимые мероприятия относительно вопиющих нарушений. При этом, несмотря на заявление от 9 ноября, по сей день не обеспечено право на возвращение армянского населения в Шуши и Гадрут. До сих пор не разблокированы транспортные коммуникации в регионе. В этом направлении ведется важная работа и в ближайшее время будут достигнуты конкретные результаты.
- Ереван считает необходимым проведение демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы. «В то же время мы с трудом представляем процесс демаркации и делимитации на границе, на которой каждый день происходят нарушения режима перемирия». Ереван считает важным обеспечение условий для демаркации и делимитации. В то же время, консультации по данному вопросу продолжаются, однако конкретных договоренностей нет. Важно, какие существуют правовые основания для определения границ между Арменией и Азербайджаном. «В целом мы пришли к выводу, что правовые основания были согласованы между Арменией и Азербайджаном в 1920-30-е гг.».
- Он также прокомментировал опасение, что таким образом Азербайджан пытается де-юре включить Арцах в свой состав, поскольку если будут признаны их границы, то НКР автоматически становится частью Азербайджана. Пашинян заявил, что процессы демаркации и делимитации, урегулирования карабахского конфликта, открытия региональных коммуникаций отделены друг от друга. «Это наша позиция».
- Пашинян заметил, что еще в начале октября посредники МГ ОБСЕ собирались «посетить регион в ближайшем будущем», однако до сих пор этого не было сделано. При этом, недавно Ереван посетила делегация из США в составе которой был и американский сопредседатель МГ ОБСЕ Эндрю Шофер. «Я поднял этот вопрос, почему визит пока не состоялся. Он сказал, что они работают над этим… Да, прошло время, думаю, визит мог бы состояться. Предполагаю, что есть какие-то препятствия с азербайджанской стороны».
- В РА возбуждено около 1000 уголовных дел относительно эпизодов 44-дневной войны. В рамках этих дел есть около 40 обвиняемых, по делам связанным с армией арестовано около 10 человек. «Думаю, будут дела, которые передадут в суд. Но это только видимая часть айсберга».
- В сфере строительства армии были фундаментальные проблемы. Армия долгие годы была неприкасаемой. Поступали сигналы об упущениях, злоупотреблениях, но обычно их авторы считались некоструктивными. Именно проблемы развития армии предопределили действия на поле боя. «Мы должны признаться, что провалили процесс строительства армии в том отношении, что она должна была противостоять вызовам, стоящим перед Арменией».
- Пашинян подчеркнул, что за весь период его премьерства не было ни единого случая, когда армия обращалась за чем-то, а ей было отказано. «Яркий пример этому -истребители Су-30СМ, по которым было больше всего спекуляций. Армия сказала, что нужно. Более того, это очень важно, поскольку я получил несколько докладных, в которых говорилось, что не нужно их приобретать и т. д. Я подписал эти докладные, написав, что знаете, есть профессиональная структура, обсудите и ответьте, в конце концов, нужно это или нет? Обсудили и письменно ответили, что это необходимо. Я сказал да, тогда будем покупать. Я хочу, чтобы комиссия по расследованию ответила на этот вопрос. Я хочу, я надеюсь, я думаю, что комиссия по расследованию изучит переговорный процесс, весь переговорный процесс, начавшийся после прекращения огня 1994 г.».
- Зачем изучать обстоятельства начиная с 1994 г. — только так можно понять, что в конце концов произошло, в каком состояние его правительство в 2018 г. унаследовало переговорный процесс. Он также заверил, что действующие власти не против того, чтобы со всей строгостью закона рассматривались их действия, поскольку уверены в их результатах. «И почему они отказываются, когда осенью 2017 г. главный переговорщик в Армении сказал, что мы готовы передать 7 регионов, но Азербайджан каждый раз выдвигает новые требования? Давайте узнаем, что случилось?».
9 ноября по случаю годовщины подписания трехстороннего заявления о прекращении огня от 9 ноября 2020 г. МИД РА выступило с заявлением, в котором отмечается:
- Ереван готов к преодолению атмосферы вражды, установлению стабильности и мирного развития в регионе, но Баку должен проявить конструктивность, отказаться от политики армяноненавистничества, агрессивной риторики и действий.
- Урегулирование конфликта возможно только путем переговоров в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ, уточнения статуса Арцаха, обеспечения безопасного возвращения армян Арцаха в свои жилища, реализации их права на мирную и достойную жизнь на родине на основании права народов на равенство и самоопределение. Нынешняя ситуация не может быть основой для урегулирования конфликта.
- Только полное выполнение трехсторонних заявлений, в том числе, по части решения гуманитарных вопросов, возвращения пленных и заложников, прояснения судьбы пропавших без вести, восстановления мирного урегулирования, может стать залогом долгосрочного мира и стабильности региона.
- Утверждения Азербайджана о том, что понятия «нагорнокарабахский конфликт» и «Нагорный Карабах» больше не существуют, нарушают заявление, в котором НК фигурирует как территориальная единица.
- Армянофобская политика руководства Азербайджана, этнические чистки на перешедших под его контроль территориях, уничтожение и осквернение армянского культурного и религиозного наследия подтверждают, что безопасная и достойная жизни армян Арцаха невозможна под контролем или юрисдикцией Азербайджана.
10 ноября министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян заявил:
- По советским картам 1920-х годов, озера Ал принадлежат РА, но по каким картам будут идти обсуждения по делимитации и демаркации границ, сказать сложно.
- Только по результатам переговоров станет ясно, станут ли решения болезненными для РА или нет. Важно, чтобы карты имели правовую основу.
10 ноября секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:
- 10 ноября азербайджанская сторона известила армянскую, что с 24:00 на участках автомобильной дороги Горис-Капан будет осуществлять функции пограничного и таможенного контроля, то есть будут установлены таможенные пункты.
- Армянская сторона предпримет ответные шаги и также установит таможенные и пограничные пункты. Работы уже ведутся.
- Уже готова безопасная альтернативная дорога Капан-Татев, которая пригодна как для проезда автомобилей, так и перевозки грузов. Ведется и ремонт внутриобщинных дорог, ведущих в Шурнух, Воротан и Чакатен.
ВЛАСТИ НКР
9 ноября по случаю годовщины подписания трехстороннего заявления о прекращении огня от 9 ноября 2020 г. МИД НКР выступило с заявлением, в котором отмечается:
- Позиция официального Степанакерта и воля народа остались неизменными: Арцах никогда не будет в составе Азербайджана.
- Нынешняя ситуация не может служить основой для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.
- Во время 44-дневной войны азербайджанская армия совершила многочисленные военные преступления, в частности, преднамеренные атаки на гражданские объекты, пытки, расправы над пленными, этнические чистки.
- После подписания трехстороннего заявления Азербайджан продолжил агрессивные, наступательные действия, захват в плен и убийства, уничтожение армянского культурного наследия на оккупированных территориях.
10 ноября глава МИД НКР Давид Бабаян заявил:
- Убийство азербайджанским военным мирного жителя в Шуши 9 ноября – теракт.
- Возможны новые нападения, в том числе на государственных деятелей.
- Это проявление ненависти к армянам, госполитика, своего рода нацизм.
- Азербайджан пытается запугать народ Арцаха, заставить жителей уехать, пресечь инвестиции и восстановление.
- Пока здесь присутствуют миротворцы, войны быть не может, поскольку это будет означать нападение на российский контингент и РФ.
- Теракт у Шуши направлен на ухудшение армяно-российских отношений, поскольку некие слои используют это как повод для антироссийской пропаганды.
- Пока присутствие российских военных имеет отрезвляющий эффект, но в конце пятилетнего срока азербайджанская сторона может начать вести себя более агрессивно.
- Мир с Азербайджаном нужен, но важно понять, какой ценой.
- Для Арцаха неприемлем любой статус, предполагающий нахождение в составе Азербайджана. Также Степанакерт никогда не откажется от Шуши, Гадрута, Карвачара, Кашатага. «Это невозможно. Арцах тяжело ранен, но должен встать на ноги».
ПРЕЗИДЕНТ РА
8 ноября в интервью «АиФ» президент РА Армен Саркисян заявил:
- О причинах поражения Армении во второй войне и перспективах новых боевых действий в зоне карабахского конфликта — первую войну Армения выиграла, потому что была впереди Азербайджана на 2-3 года — в организации ВС, в использовании армян, которые служили в Советской армии, воевали в Афганистане. Имелись огромное желание, поддержка. «Да, и тогда была Турция, но не в таких масштабах, не в столь открытой форме использовалось и оружие НАТО». Затем у Армении было 26 лет, чтобы претворить свою победу в стабильный мир. Однако Армения не воспользовалась этим шансом и серьёзно отстала. Азербайджан ещё под руководством Гейдара Алиева понял, что их преимущество — нефть. И сделал всё, чтобы вывести её на международный рынок. «В итоге с течением времени мы потеряли все свои преимущества». А азербайджанская сторона закупила в огромных количествах вооружение, в открытую через Турцию привезла на поле битвы оружие НАТО, собрала со всего мира тысячи наёмников. «Я напрямую спрашивал коллег в Брюсселе — как вы смотрите на то, что член НАТО пошёл на Армению войной? Какие проблемы у Армении с НАТО? Ну, ответа, понятно, не получил, у Турции там особый статус».
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»
8 ноября глава фракции «Армения» Сейран Оганян, комментируя интервью Никола Пашиняна ОТА, заметил, что
- Развитие авиации в ВС РА было одним из важных направлений усиления армии, однако закупаемая продукция должна быть полноценна. Поставки оружия из-за рубежа были при всех властях, менялся лишь план закупок после обострений на границе, как в апреле 2016 г. Тогда прежние власти сделали ставку на бронежилеты и каски, а также увеличение авиационного компонента. Нынешние власти план закупок пересмотрели, допустив ряд ошибок.
- Преждевременное открытие дорог с Азербайджаном приведет к еще большей блокаде. Не может быть разблокирования, пока нет договорно-правовой базы и реальной оценки с точки зрения безопасности (экономической и демографической). До открытия дорог Азербайджан и Турция должны изменить риторику, вывести войска с территории РА и прекратить давление.
- В проекте государственного бюджета 2022 г. нет существенных увеличений ассигнований на нужды обороны. Так, межгосударственные кредиты на модернизацию армии раньше не входили в бюджеты, сегодня они в нем присутствуют – таким образом, оборонный бюджет страны практически не изменился.
8 ноября на ереванской площади Свободы прошел митинг «достоинства и сопротивления», созванный блоком «Армения». Анонсируя митинг, организаторы заявили, что
- для них неприемлемы новые уступки, новый позор, новые унижения и поражения.
- Партия капитуляции не может принести мира и развития. Необходимо сформировать национальное сопротивление, добиться смены правительства в качестве залога вывода страны из тяжелой ситуации, для обеспечения достойного мира, преодоления социально-экономического кризиса, обеспечения безопасности.
Глава парламентской фракции «Армения» Сейран Оганян
- Власти РА подорвали потенциал армии. Они ослабляли армию целенаправленными шагами. Постоянная кадровая неразбериха, рокировки в военном руководстве, закупка неэффективных вооружений и усиление политического влияния на армию и привели к поражению.
- Власти сейчас пытаются переложить ответственность за поражение на военных. Однако проиграла не армия, а низкий уровень государственного управления. Власти не смогли поставить государство на военные рельсы, оставив армию один на один с противником.
- Ситуация с безопасностью вокруг Армении полностью изменилась, но власти вместо того, чтобы укреплять армию и силовые структуры, разрушают их.
Представитель АРФ Ишхан Сагателян
- Блок «Армения» начинает общенациональное движение сопротивления. Борьба будет длительная, во всех областях будут открыты штабы блока, где все желающие смогут зарегистрироваться и стать членами движения.
- Борьба будет вестись по двум фронтам — внутреннем и внешнем. На внутреннем фронте сопротивление будет организовано во всех сферах — от судебной до экономической. На внешнем фронте всему миру и странам противникам будет продемонстрировано, что у премьер-министра РА нет мандата представлять весь армянский народ, и любой подписанный властями антиармянский документ неприемлем для народа.
- Армянский народ сделал все возможное для победы в развязанной Азербайджаном с 27 сентября 2020 г. войны. Однако находящиеся у руля государства группа предателей своей неспособностью, предательством и бездействием повела страну к капитуляции.
- После капитулянтского заявления от 9 ноября 2020 г. началась борьба с одной лишь повесткой – удалить из власти эту группу. Эта цель остается в повестке и сегодня, что позволит восстановить достоинство народа, предотвратить новые потери.
Экс-президент РА Роберт Кочарян
- Делимитация армяно-азербайджанской границы означает, что армянская сторона напрямую или опосредованно признает территориальную целостность Азербайджана и фиксирует анклавное положение Арцаха внутри Азербайджана. «Это будет просто концом карабахского урегулирования».
- После делимитации Азербайджан получит легитимное право разместить своих пограничников и таможенный пункт на дороге, связывающей РА с Арцахом, и контролировать все движение, как это было сделано ранее на дороге Горис-Капан.
- Для нейтрализации рисков есть один путь: все эти вопросы — статус Карабаха, делимитация, безопасность, коридор, связывающий Армению и Карабах — рассматривать в одном пакете.
- Подписание документа, начало процесса, в результате которого будет увековечена эта капитуляция и предопределен статус Карабаха исключается. «Это то, что сегодня должна сделать Армения».
- Борьба оппозиции по отстранению от власти действующего правительства РА не продлится долго. Это будет вопросом недель, месяцев. Оппозиция не может примириться с существующей ситуацией. Перед ней стоит задача убедить народ в том, что его обманули, что власти предали собственные лозунги.
- «Мы выгоним их либо через баррикады, либо посредством выборов, любым путем, и на этих баррикадах я буду стоять рядом с вами».
- После победы в 1-ой арцахской войне переговорные позиции Еревана были основаны на победах армянской стороны: пояс безопасности вокруг Арцаха (7 районов), боеспособная армия, тот факт, что РА являлась гарантом безопасности Арцаха и общая граница с Карабахом от Вардениса до реки Аракс. «Сейчас этих преимуществ нет, поскольку один человек решил, что начнет переговоры с нулевой точки. Значит, он должен был обнулить все наши переговорные преимущества, наши победоносные преимущества».
- Переговоры бывают успешными, когда основываются на взаимных уступках, а сейчас Армении уступать больше нечего.
- Действующая власть РА сделала все, чтобы сделать войну неизбежной: провалила переговорный процесс, перенесла обсуждение вопроса в поле территориальной целостности, по сути, разожгла войну.
- Власть сделала все, чтобы проиграть в этой войне — сознательно или бессознательно уже не важно.
- На протяжении всей войны РА была одна из-за дипломатического провала. Ни одна страна не осудила начавшую агрессию страну. После Второй Мировой войны такого не было.
- Возможность остановить войну 19 октября, а по некоторым данным также 7 октября 2020 г., была «отклонена преступным объяснением».
ПРАВО
ДЕЛО О СДАЧЕ ХИН ТАГЕР В НКР
8 ноября Суд арестовал офицера по обвинению в сдаче села Хин Тагер в НКР. Он обвиняется в невыполнении служебных обязанностей, в результате чего село Гадрутского района в декабре 2020 г. было захвачено азербайджанскими ВС. По версии следствия из-за халатности обвиняемого 11 военнослужащих оказались в окружении, позже 2 из них погибли, 9 попали в плен.
В сентябре 2021 г. по аналогичному обвинению был арестован еще один офицер – он был ответственным за оборону позиций у села Хцаберд Гадрутского района.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
5 ноября в Ереване состоялась встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна с российским вице-премьером Алексеем Оверчуком
- Оверчук поблагодарил Пашиняна за высокую оценку деятельности рабочей группы вице-премьеров РА, АР и РФ. Он отметил, что стороны всегда на связи с коллегами и вице-премьерами, а 22 октября в ходе 8 заседания стали видны конкретные решения по разблокировке коммуникаций в регионе. К тому же работа экспертов «на земле» помогла точно оценить состояние дорог.
- Оверчук отметил также, что дороги, созданные после разблокировки коммуникаций Арменией и Азербайджаном, останутся под юрисдикцией той страны, по которой проходят.
- Пашинян, в свою очередь, отметил, что Ереван привержен всем трехсторонним заявлениям, однако армянская сторона опасается, что заявления Баку по коридорам отрицательно влияют на эффективность работы и на атмосферу доверия, учитывая, что в трехсторонних заявлениях нет об этом ни слова. «Мое впечатление — Азербайджан пытается навязать свои восприятия по этому поводу комиссии, и это, конечно же, неприемлемо для нас».
- Пашинян отметил, что армянская сторона предлагает восстановление железнодорожных и автомобильных маршрутов, существовавших в советское время, в том числе связывающих Азербайджан с Нахичеваном. Он также подчеркнул, что, согласно заявлению от 11 января 2021 г., стороны также должны вести переговоры относительно таможенного, фитосанитарного, пограничного контроля.
8 ноября главы МИД РА и РФ Сергей Лавров и Арарат Мирзоян в телефонном разговоре обменялись мнениями в преддверии годовщины принятия трехстороннего заявления о полном прекращении огня и военных действий в зоне нагорнокарабахского конфликта. Также они затронули вопросы двусторонних союзнических отношений, региональную и международную проблематику.
9 ноября по случаю годовщины подписания трехстороннего заявления о прекращении огня от 9 ноября 2020 г. МИД РФ выступило с заявлением, в котором отмечается:
- Договоренности в целом выполняются, Баку и Ереван сохраняют приверженность дальнейшей реализации и неукоснительному соблюдению всех его положений.
- РМК вносит существенный вклад в стабилизацию обстановки и обеспечение безопасности в регионе.
- Со 2 декабря 2020 г. в общей сложности возвращено 122 военнопленных из удерживаемых лиц. Из них Армении вернули 105, Азербайджану – 17. Баку передано 3 пакета карт минных полей.
- В регионе налаживается мирная жизнь: разминировано 2 311, 5 га территории и 683 км дорог, обнаружено более 26 тыс. взрывоопасных предметов, домой вернулись порядка 53 тыс. беженцев, доставлены 1581 тонна гуманитарных грузов и 800 тонн строительных материалов.
- Москва продолжит решать гуманитарные задачи, включая освобождение всех удерживаемых лиц, содействие прояснению судеб всех пропавших без вести, передачу тел погибших и предоставление в полном объеме достоверных карт минных полей, сохранение объектов культурно-религиозного и исторического наследия.
- Россия выступает за скорейший запуск проектов по раскрытию экономического и транспортного потенциала Южного Кавказа.
- Важно снизить напряженность на азербайджано- армянской границе и запустить процесс делимитации с демаркацией.
- Надо продолжить усилия по линии сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Востребован также вклад МККК, УВКБ ООН, ЮНЕСКО и других профильных международных организаций.
- Москва будет всемерно способствовать нормализации отношений между Ереваном и Баку для формирования атмосферы доверия между азербайджанским и армянским народами.
9 ноября в интервью @SputnikArmenia ЧПП РФ в РА Сергей Копыркин заявил:
- Договоренности между Ереваном, Москвой и Баку, заключенные год назад, в целом, работают, но есть проблемы и трагические инциденты.
- Вся работа по открытию коммуникаций выстраивается на диалоге, основанном на интересах всех сторон, а не на «навязывании кому-то чего-то». Россия работает очень аккуратно, с уважением суверенитета и одной, и другой стороны. За спиной Еревана не будет никаких договоренностей Москвы с Баку.
- Работа по возвращению армянских пленных из Азербайджана будет продолжена. Эта тема постоянно находится в фокусе внимания не только армянского, но и российского руководства, миротворцев — этот вопрос один из приоритетных, и Москва будет продолжать им заниматься. Москва всегда выступала за принцип обмена «всех на всех».
США
9 ноября по случаю годовщины подписания трехстороннего заявления о прекращении огня от 9 ноября 2020 г. Госдеп США выступил с заявлением, в котором отмечается:
- США призвали к возвращению всех оставшихся задержанных, полному учету пропавших без вести, добровольному возвращению перемещенных, гуманитарному разминированию и доступу международных гуманитарных организаций к нуждающимся, говорится заявлении ведомства.
- США отмечают важность продолжения контактов Армении и Азербайджана, в том числе под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ, для урегулирования пока не решенных вопросов, связанных с нагорнокарабахским конфликтом.
ФРАНЦИЯ
10 ноября в ходе встречи в Париже глава МИД РА Арарат Мирзоян, председатель французского Сената Жерар Ларше и глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан отметили, что урегулирования нагорнокарабахского конфликта можно достичь исключительно переговорами в рамках МГ ОБСЕ. Стороны обсудили послевоенные гуманитарные проблемы, подчеркнули необходимость освобождения армянских военнопленных и удерживаемых лиц. Они затронули и вопрос охраны армянского исторического, культурного и религиозного наследия на территориях, оказавшихся под контролем Азербайджана. Мирзоян подчеркнул важность визита миссии ЮНЕСКО, который до сих пор не состоялся из-за деструктивной политики Баку.
СОВЕТ ЕВРОПЫ
4 ноября на встрече с наблюдателями ПАСЕ Кимо Кильюненом и Борианой Аберг глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил, что, вступая в СЕ, РА и АР взяли обязательства урегулировать нагорнокарабахский конфликт исключительно мирными способами. Однако Азербайджан нарушил их. Собеседники обсудили гуманитарные последствия войны. Мирзоян подчеркнул необходимость незамедлительного возвращения армянских пленных и сохранения армянского культурного и религиозного наследия на перешедших под контроль Азербайджана территориях. В этом плане министр отметил важность состоявшегося в апреле 2021 г. обсуждение относительно армянских военнопленных на пленарном заседании ПАСЕ и принятие в сентябре доклада о гуманитарных последствиях войны. Была также подчеркнута важность сохранения армянского религиозного и историко-культурного наследия на территориях Арцаха, перешедших под контроль Азербайджана.
Глава Минюста РА Карен Андреасян, в свою очередь, проинформировал содокладчиков о пытках и жестоком отношении к удерживаемым в Азербайджане армянским пленным и гражданским лицам. В частности, были представлены фактические сведения и свидетельства о пытках, жестоком, бесчеловечном или унижающем отношении к пленным, внесудебных убийствах, а также о других грубых нарушениях международного гуманитарного права.
5 ноября премьер-министр РА Никол Пашинян на встрече с содокладчиками заметил, что стабильность и мир в регионе под ударом, так как Баку до сих пор удерживает военнопленных. Он отметил, что очень высоко ценит, что в ПАСЕ этот вопрос был поднят и зафиксирован. Важно также, что ЕСПЧ в ряде вопросов выражает принципиальную позицию. «Это еще раз подчеркивает важность нашего членства в СЕ».
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ВЛАСТИ АРМЕНИИ
4 ноября замминистра ИД РА Ваге Геворкян заявил, что признание Геноцида армян — не только вопрос исторической справедливости, это еще и вопрос безопасности РА и армянского народа. Вопрос международного признания и осуждения Геноцида армян продолжает оставаться в повестке МИД РА.
Ереван заинтересован в нормализации отношений с Анкарой, но не в ущерб своим национально-государственным интересам.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ПРЕЗИДЕНТ РА
5 ноября в интервью телеканалу «Россия 24» президент РА Армен Саркисян заявил:
- РА имеет потенциал для развития, однако пока не умеет пользоваться им. Потеряв заводы и фабрики в 90-х, РА потеряла доступ к российскому рынку, несмотря на развитую в советское время индустриальную мощь.
- Главный ресурс РА — человеческий, который сейчас плохо используется. Республика должна сфокусироваться на биотехнологии, искусственном интеллекте, IT и использовать потенциал Диаспоры.
- «У нас малая страна, мало ресурсов. Все, что мы делаем, начиная от электроники, искусственного интеллекта, биотехнологий и заканчивая сельских хозяйством, должно быть очень высокого качества».
- После состоявшихся в Армении 20 июня досрочных парламентских выборов напряжение «на улице» спало и перешло парламент. Он объяснял разным политическим силам, премьер-министру и его партии, что в нормальной, стабильной, демократической стране такие ситуации решаются путем выборов.
- Его предложение было более комплексным: он убежден в том, что в РА нужно менять несбалансированную конституцию, в которой недостаточно рычагов контроля или сдерживания. Необходимо проведение конституционных реформ и переход на президентскую систему правления. Сейчас нет баланса в системе управления, а это уже плохо, поскольку противостоять одной политической силе некому.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
5 ноября глава Минюста РА Карен Андреасян заявил о новом процессе конституционных изменений после встречи с представителями более чем 40 партий, международных и неправительственных организаций.
Основные предложения:
- Сформировать совет Конституционных изменений, где будут представители 3 парламентских сил, 3 внепарламентских сил, 3 общественных организаций и представители ряда госструктур – министр юстиции, представитель РА в ЕСПЧ, глава комиссии НС по государственно-правовым вопросам, представитель ВСС, омбудсмен.
- Совет изберет 5 ученых-юристов – нейтральных, без политической направленности. Они будут работать над формированием концепции, а после — проектом Конституционных изменений.
- Конституция должна быть написана «вместе с народом» с помощью широких общественных обсуждений. Минюсту в этом деле поможет фонд IDeA.
ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»
8 ноября депутат от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян, комментируя интервью премьер-министра РА Пашиняна ОТА, отметил, что Пашинян, кроме перекладывания в очередной раз на военных ответственности за войну, сделал еще одно утверждение, а именно, что армянским властям нечего делать в сфере армейского строительства. Абрамян
Считает, что на это есть две причины. Во-первых, Пашиняну это не позволяет Алиев, который постоянно предупреждает, что воспримет это как реванш. Во-вторых, военно-политическое руководство РА, даже при большом желании, не обладает такими политическими, профессиональными, идеологическими способностями. «В конце концов, восстановление, построение и реформирование системы безопасности — не просто составление документа. Таким образом, Пашинян пришел сказать, что не стоит на него напрасно полагаться».
ЭКОНОМИКА
НОВАЯ АЭС
10 ноября министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян заявил, что правительство РА ведет переговоры по проекту строительства новой АЭС. По его словам, проектом предусмотрено, что действующий второй энергоблок Армянской АЭС сможет проработать до 2036 г., и в течение этого периода времени должна быть возведена новая АЭС. Приблизительные сроки ее строительства составляют 7-8 лет, а это означает, что с 2026-2027 г. необходимо начать строительные работы.
Саносян отметил также, что с Ираном продолжается реализация программы «Газ в обмен на электроэнергию», согласно которой за 1 куб м иранского газа РА расплачивается поставками 3 кВт/ч электроэнергии. Данная программа может быть расширена после ввода в эксплуатацию третьей ЛЭП Иран-Армения.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ПРАВО
ДЕЛО ОНИКА ГАСПАРЯНА
КС РА признал соответствующим Основному закону положение закона, которое в феврале 2021 г. послужило основанием для предложения премьер-министра РА об увольнении Оника Гаспаряна с поста главы Генштаба ВС.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЯ
4 ноября министр экономики РА Ваан Керобян сообщил, что к 2026 г. на территории РА будут созданы три новые логистические хабы при российской поддержке. Они будут предназначены для хранения и перевалки грузов между Европой, ЕАЭС и Ираном и будут располагаться в Гюмри, Арарате и Капане. В разработке дизайна и схемы работы поможет Ассоциация свободных экономических зон РФ. Гюмрийский парк будет предназначен для товаров из Европы и ЕАЭС, два других займутся в основном работой с иранскими компаниями. А к 1 декабря 2021 г. планируется возобновить паромное сообщение между портами Поти и Кавказ. Это, по его убеждению, укрепит железнодорожную связь РА с РФ и ЕС.
5 ноября в интервью телеканалу «Россия 24» президент РА Армен Саркисян заявил:
- В будущем он бы хотел видеть совсем другие отношения между РФ и РА. Но для этого, во-первых, в РА должны поменять свое отношение к самим себе. «Это означает построить маленькое умное государство, у которого есть очень большой и сильный друг – Россия, и стать реально маленьким, но сильным другом Российской Федерации».
- Что сегодня дает партнерство с РФ жителям Армении – «во-первых, если бы этого партнерства не было, была бы Армения или нет. Во-вторых, эти отношения настолько глубоки, что даже обсуждать бессмысленно… Ну, последняя война, где было бы наше будущее, будущее государства, если бы не было России? Когда бы война закончилась, и где бы она закончилась, если бы не было России?».
5 ноября НАН РА и РАН подписали дорожную карту российско-армянского научного сотрудничества.
5 ноября в Ереване премьер-министр РА Никол Пашинян и президент РАН академик Александр Сергеев обсудили вопросы армяно-российского сотрудничества в области науки. Пашинян подчеркнул, что область науки может стать одним из ключевых направлений армяно-российского стратегического сотрудничества.
Сергеев, в свою очередь, отметил заинтересованность РАН в расширении сотрудничества с армянскими учеными и исследователями, добавив, что ведутся обсуждения конкретных предложений.
8 ноября в интервью «АиФ» президент РА Армен Саркисян заявил:
- Российские миротворцы останутся в регионе навсегда. «Российская армия десятилетия, столетия находится на этой территории. Ее присутствие крайне важно. То, что делают миротворцы, имеет огромное значение и для региональной политики, и для возможных переговоров о статусе Карабаха, о будущем этого региона, о том, чтобы завтра не было войны».
- У РА должны быть хорошие отношения со всеми в мире. Желательно разрешить проблемы с Азербайджаном, хотя это трудная задача. Было бы неплохо иметь хорошие отношения с Турцией, что ещё тяжелее. «Ведь как можно забыть историю? А государство за свои решения отвечает не только перед своими гражданами, но и перед всей армянской нацией, которая в несколько раз больше. И эти люди завтра могут задать очень чувствительные вопросы».
- Среди всех стран есть одна, с которой отношения обсуждать бессмысленно — это Россия. «Потому что нельзя обсуждать вещи, которые априори. Отношения Армении с какой-то третьей страной — теорема, а с Россией – аксиома». Армения могла бы стать базовой страной для России, для развития определённых направлений, как это было в советское время. У Армении есть возможность привлечь людей, ноу-хау с Запада, из США, со всего мира и стать страной новых технологий.
ИРАН
4 ноября министр экономики РА Ваан Керобян сообщил, что РА и ИРИ готовятся упростить транспортные перевозки, но есть и другие нерешенные вопросы. Сейчас обсуждается возможность въезда армянских грузовиков в ИРИ и снижения пошлин для иранских машин в РА. Уже есть меморандум о взаимопонимании. Пока остаются вопросы с экспортом в ИРИ, которая применяет разные нетарифные ограничения, запрашивает некие бумаги и процедуры. Это препятствует экспорту не только из РА, но и ЕАЭС. Этот вопрос также обсудят на переговорах с иранской стороной, хотя и придется учитывать, что Тегеран, работающий в условиях противостояния, заинтересован только экспортировать.
ГРУЗИЯ
5 ноября премьер-министр РА Никол Пашинян принял главу Конституционного суда Грузии Мераба Тураву. Стороны обсудили укрепление правовых связей между конституционными судами двух стран, парламентской формой правления.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
8 ноября председатель комиссии НС РА по внешним связям Эдуард Агаджанян встретился с ЧПП Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в РА Джоном Галагером. Агаджанян отметил, что власти РА придают большое значение расширению и углублению отношений с Великобританией. Он подчеркнул также необходимость сотрудничества между комиссиями парламентов двух стран. Посол также подчеркнул важность взаимодействия между парламентами обоих государств.
ПАСЕ
10 ноября наблюдатели ПАСЕ по соблюдению Арменией обязательств перед международной организацией выпустили доклад, согласно которому:
- Ереван преодолел внутриполитический кризис после 44-дневной войны в НК путем проведения досрочных выборов, «организованных демократическим образом».
- Поляризация политических сил присутствует в НС РА и «не способствует установлению истинной парламентской культуры, в которой большинство и оппозиция противостоят друг другу в конструктивной и уважительной манере».
- Ереван создает балансы институтов, где существуют определенные сдержки и противовесы, к примеру институт защитника прав человека.
- ПАСЕ призывает власти РА обеспечить независимость других институтов, таких как Комиссия по предупреждению коррупции, придав ей конституционный статус.
- Доверие армянского населения и властей к судебной системе низкое, а значит, если реформа в этой сфере необходима, она должна быть проведена в соответствии с европейскими стандартами.
- Власти РА сталкиваются с беспрецедентным уровнем дезинформации в СМИ с началом нагорнокарабахского конфликта. Этим можно объяснить ужесточение мер и штрафы за оскорбления в масс-медиа.
- Наблюдатели-депутаты ПАСЕ посетили приграничный город Ерасх, где в отсутствие всеобъемлющего мирного соглашения сохраняется небезопасная обстановка, и мирные жители расплачиваются за это.
СЛУХИ И МНЕНИЯ
СЛУХИ
СМИ: УГОЛОВНОЕ ДЕЛО В ОТНОШЕНИИ ДЕПУТАТА ИШХАНА ЗАКАРЯНА
СНБ РА возбудила уголовное дело в отношении депутата НС от фракции «Честь имею» Ишхана Закаряна. Речь идет о злоупотреблении должностными полномочиями, организации фиктивных тендеров и скупке земель.
По сообщению «Пастинфо», власти поставили Закаряна перед выбором: либо выход из фракции, либо тюрьма. Причем от него требуют не отказаться от мандата, а стать послушной фигурой при голосовании по значимым вопросам. Депутат согласился на такую «вербовку». Такой же механизм ранее применили и к Сергею Багратяну.
СМИ: ВАГАРШАКА АРУТЮНЯНА НАЗНАЧАТ ПОСЛОМ РА В РФ
По сведениям издания 168.ам, экс-министр обороны РА Вагаршак Арутюнян вскоре станет послом РА в РФ. Москва уже дала согласие на назначение Арутюняна.
МНЕНИЯ
АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН
4 ноября в ходе программы «Особое мнение» на YouTube канале агентства «Новости-Армения» директор Института Кавказа Александр Искандарян выразил мнение, что:
- Вопрос Загнезурского коридора почти решен. И неважно, состоится ли встреча Пашиняна и Алиева 8, 9 или 10 ноября. Важно, что встреча рано или поздно состоится, а вопрос коридора будет обсуждаться, будет подписываться какой-то договор. Проблема обсуждается и решена более или менее понятно — будет открываться. «В каком варианте, при каких технических условиях, каким образом, кто будет этот процесс политически спонсировать и так далее, это все является предметом обсуждения».
- И Алиев, и Пашинян понимают, о чем идет речь. Более того, они явно готовят публику к этому. «Речь идет о том, каким образом это дело «прикрыть» для общественного мнения. Азербайджанцы это будут называть коридор, армяне как-то по-другому — путь, дорога, тропинка, я не знаю, открытие коммуникаций. Давление, которое на Армению оказывается в этом смысле, очень серьезное и консолидированное, с разных сторон».
- У Армении очень мало ресурсов для того, чтобы отстаивать свои интересы после проигранной войны, которая резко изменила ситуацию на Южном Кавказе.
Пытаются сделать, чтобы не просто открылась эта конкретная дорога, а были другие варианты, которые могут принести пользу Армении. Но ресурсов для этого мало и в основном тут речь идет даже не о том, чтобы принести пользу, а о том, чтобы не нанести очень сильного вреда.
- Так называемые карты Генштаба и международные границы — разные вещи. Во-вторых, если лежат они в Москве, то трудно ли их отсканировать и послать куда угодно? Не в этом проблема. В действительности тут есть вопрос, который касается новых границ Армении и Азербайджана, которые раньше были границей РА с Арцахом. Проблема этих границ регулируется с помощью русских. Когда случается на этой границе что-нибудь экстраординарное, звонят в Москву. Когда пытаются на этой границе установить стабильность, происходит реальное расширение российской базы в Гюмри, на юг страны, на ту линию соприкосновения, которая теперь есть между армянскими и азербайджанскими ВС. Когда возникают какие-то проблемы, связанные с любой эскалацией на этой границе, опять же переговоры происходят при помощи русских. «Нету другого формата, не существует его даже формально. Потому что МГ ОБСЕ, которая формально существует, занимается урегулирование карабахского конфликта, а не разговором о том, каким образом будет устроена граница».
- Путин сказал: другого варианта, кроме того, чтобы использовать российский ресурс для решения вопроса границ не существует. Но тут есть очень серьезные подводные камни: «наши интересы в этом смысле с российскими интересами не вполне совпадают. Азербайджанские и турецкие интересы совпадают почти на 100%.
Потому что Анкара фактически проводит политику, которая выгодна также и Азербайджану, если не в основном ему. С Россией у Еревана не так.
- Проект регионального сотрудничества «3+3» не будет реализован. Он может существовать формально в виде каких-то заявлений и разговоров. Этот формат, который турки понимают как формат входа в регион. «Они ведь после войны собирались становиться сопредседателями МГ ОБСЕ. Не получилось. Русские пришли в самый последний момент в огромной степени потому, что им нужна была субъектность Арцаха». Турки сюда пришли для того, чтобы здесь присутствовать, им нужна субъектность. Они уже присутствуют в сфере экономики на Южном Кавказе, в частности, в Грузии и Азербайджане, в основном. Но этого до войны в Арцахе не было в сфере безопасности, стратегии.
- Но формат, в котором одновременно есть Грузия и Россия, Турция и Иран, Армения и Азербайджан, работать не может, даже если он будет провозглашен. «Говорить об этом будут много, заявлений делаться будет много. Это будет вопрос, который обсуждается, потому что это путь Эрдогана для того, чтобы заявлять свое участие в процессе принятия решений на Южном Кавказе. Турция теперь имеет свою карту за столом принятия решений на Южном Кавказе, но что получится вариант 3+3, я в этом очень сильно сомневаюсь».
Главные ошибки РА по мнению Искандаряна:
- Идеология, что у тебя будет больше стабильности, если ты что-то отдашь. Но «идея о том, что, отдав этот ресурс, ты становишься более безопасным, а не менее, идея ложная». Эта тенденция была довольно сильна даже до 44-дневной войны в Арцахе. Люди в общественных дискурсах воспринимали НК как ношу, проблему.
А теперь, когда границы не под Физули проходят, а в Шурнухе, становится понятнее, кто чью безопасность обеспечивал и каким образом это существовало. «От тебя не отстанут после того, как ты отдашь что-то, потребуют что-то еще. И так бесконечно».
- Армения очень сильно понизилась в субъектности из-за потери возможностей. Страна чувствует себя более безопасно, когда у нее больше ресурсов, а не меньше. Страна может позволить себе какие-то вещи, когда у нее больше субъектности, а не меньше.
- Тактически можно идти на такого рода меры как поручать охрану или обеспечение безопасности какой-то третьей силе, России, в данном случае. Но только тактически, потому что в принципе не бывает так, чтобы интересы двух стран совпадали на 100%. «Представить себе, что Россия будет защищать интересы Армении в ущерб своим, невозможно». Соответственно для этого нужно наращивать ресурс, а не избавляться от него.
- Искандарян призвал не полагаться только на иностранную силу. Этого пока не делается. «Элементарный вопрос — дорога между Горисом и Капаном, которую частично контролируют азербайджанцы. В тот момент, когда азербайджанцы туда зашли, разве было непонятно, зачем они это сделали? Зачем нужна Азербайджана дорога из Армении в Армению? Только с одной целью она может быть нужна — для того, чтобы давить на армян». Если сейчас нет возможности отвоевывать, нужно строить другую дорогу, чтобы обеспечивать села, которые находятся там. И это нужно было делать сразу, а не после давления азербайджанцев, потому что это речь о субъектности. «Речь идет не только об армии, а о дипломатии, экономике, геополитическом ориентировании, работе на разных международных площадках. Каждый дипломат, каждый «Калашников», каждый дрон, каждый автомобиль, каждое решение правительства, работа с местными властями, назначение людей не по лояльности, а по компетентности, каждая возможность получить результат — это то, что должно делать государство просто для того, чтобы восстановить свою субъектность»
- Да, в стране шок, властям нужно было релегимизироваться, провести выборы. Бывают поражения, но после этих поражений нужна работа над ошибками, с пониманием и концентрацией ресурсов. Если это будет, то тогда появятся возможности маневра.
СУРЕН САРКИСЯН
4 ноября в беседе с @SputnikArmenia аналитик Сурен Саркисян выразил мнение, что:
- Приезд Эрики Олсон и встреча американских послов в Ереване свидетельствует о намерении США активизировать свою региональную политику.
- Пассивность администрации Трампа, 44-дневная война привели к тому, что Вашингтон отстал от региональных процессов, и это сказалось на работе американского сопредседателя МГ ОБСЕ.
- Сейчас обсуждаются региональные форматы сотрудничества, в частности «3+3», не предполагающие американского участия, а это не может не беспокоить США, учитывая активность России и Ирана.
- 3+3 проблематичен для США, которые будут постепенно вносить свои акценты в региональную повестку.
- Хотя регион и не является стратегическим приоритетом для США, Вашингтон не захочет терять его и будет постепенно наращивать свою активность.