×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-33/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшее время
13:36 , 30 Сентябрь 2021
2510
0

Обзор 23-29 сентября 2021 г.

АРЦАХСКИЙ КОНФЛИКТ

 ВЛАСТИ АРМЕНИИ

24 сентября в ходе своего выступления на ГА ООН премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Агрессия против НК осенью 2020 г. сопровождалась многочисленными грубыми нарушениями международных норм со стороны ВС Азербайджана.
  • В результате этих действий на территориях Карабаха, которые оказались под контролем Азербайджана, армянский народ подвергся полной этнической чистке.
  • Международное сообщество в этом случае не смогло предотвратить массовые преступления. Сегодня ни один армянин не живет и на практике не может жить на территориях, находящихся под контролем Азербайджана.
  • В ходе прошлогодней войны кровопролитие удалось остановить благодаря посредническим усилиям РФ, в НК размещены российские миротворцы — гарант стабильности и безопасности.
  • Правительство РА путем диалога, преодоления атмосферы болезненной вражды в регионе намерено двигаться к установлению мира.
  • Но почти каждый день происходят инциденты, цель которых — усугубить атмосферу враждебности.
  • Важно открытие региональных коммуникаций, страны будут связаны между собой транспортными артериями. Будет создана возможность для установления экономических контактов.
  • РА готова к конструктивному диалогу для установления прочного и длительного мира в регионе, и предлагает завершить процесс возвращения заложников и удерживаемых лиц.
  • Необходимо возобновить процесс мирного урегулирования нагорнокарабахского конфликта под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ.
  • Актуален также вопрос демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы.

24 сентября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил, что все страны — сопредседатели МГ ОБСЕ неоднократно заявляли о необходимости возобновления переговоров. А одним из основополагающих вопросов на этих переговорах является вопрос статуса НК. «Проблема Карабаха не урегулирована. Вопрос его статуса должен быть решен, и это решение мы видим в рамках МГ ОБСЕ».

25 сентября в интервью @SputnikArmenia Армен Григорян заявил:

  • Учитывая провокации азербайджанских ВС на армянских приграничных территориях в Сюнике и Гегаркунике, нужно как можно скорее начать процесс демаркации и делимитации, полностью решить этот вопрос.
  • Утверждение мира и стабильности, налаживание отношений и открытие коммуникаций имеют важное значение для РА, но это не будет легким процессом.
  • Трехсторонняя рабочая группа на уровне вице-премьеров Армении, России и Азербайджана обсуждает множество вопросов, среди которых разблокировка коммуникаций, возможность для РА выйти на российский и азиатский рынки через территорию Азербайджана.
  • РА даст возможность Азербайджану воспользоваться ее территорией для выхода в Нахичевань и Турцию.
  • Работа трехстороннего формата основывается на советских картах, ведь до Советского Союза Азербайджана не существовало, чтобы можно было взять другие карты за основу.
  • Ереван обсуждает ситуацию на трассе Горис-Капан как с иранскими, так и российскими партнерами с целью скорейшего урегулирования проблемы, в том числе взимания с иранских грузовиков т.н. «таможенных пошлин».

27 сентября МИД РА выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • 44-дневная война была спланированной и подготовленной военной агрессией.
  • Целью ее было путем применения силы и уничтожения армянского населения снять с повестки проблему НК.
  • ВС Азербайджана умышленно наносили удары по гражданской инфраструктуре и мирным населенным пунктам, что привело к жертвам среди населения.
  • Азербайджан никогда не был заинтересован в мирном урегулировании конфликта. Он и сейчас продолжает удерживать в заложниках множество армянских пленных, нарушая трехстороннее заявление и свои международные обязательства.
  • Его действия после войны не позволяют создать прочные основы для регионального мира и безопасности.
  • Урегулирование нагорнокарабахского конфликта подразумевает определение статуса НК, с учетом права на самоопределение, гарантий безопасности народа, безопасного возвращения перемещенных лиц.
  • Армения продолжит последовательно работать для восстановления и защиты прав народа Арцаха, достижения справедливого и долгосрочного решения нагорнокарабахского конфликта.

 

ВЛАСТИ НКР

27 сентября президент НКР Араик Арутюнян заявил:

  • Переговорный процесс по урегулированию нагорнокарабахского конфликта продолжается, а формат урегулирования карабахского конфликта остается неизменным.
  • После войны гарантами безопасности Арцаха стали российские миротворцы, ситуация изменилась, но логика и формат урегулирования конфликта остаются неизменными.
  • К борьбе за самоопределение сегодня прибавилась борьба за территориальную целостность. «Наша повестка должна быть повесткой достойного мира. Относительно территориальной целостности будем продолжать переговорный процесс, мирную борьбу».

27 сентября МИД НКР выступило с заявлением, в котором отмечаются внешнеполитические приоритеты:

  • Международное признание независимости, деоккупация территорий, продолжение переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ при участии Арцаха.
  • Залогом эффективной реализации этих целей — укрепление триединства Армения-Арцах-Диаспора.
  • «Мы полны решимости укреплять и развивать государственность, самостоятельно определять свое политическое будущее, исключая какой-либо статус в составе Азербайджана».

29 сентября постоянный представитель НКР в РА Сергей Казарян представил предварительный ущерб Арцаху в результате азербайджанской агрессии:

  • из 36 действующих ГЭС остались только 6;
  • предварительный ущерб в сфере телекоммуникаций оценивается в 42 млн долларов.
  • ущерб системе водоснабжения превышает 101 млрд драмов.
  • серьезно пострадали 1226 хозяйствующих субъектов, которые осуществляли свою деятельность на территориях, которые в результате войны перешли под контроль Азербайджана.
  • 75% пахотных земель перешли под контроль Азербайджана.
  • под угрозой сегодня находятся более двух тысяч культурно-исторических памятников, в их числе – 13 монастырских комплексов, 122 церкви, 52 крепости, 523 хачкара.
  • В результате азербайджанской агрессии были убиты 742 военнослужащих АО НКР, 45 военнослужащих числятся без вести пропавшими, 38 человек находятся в азербайджанском плену.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ НКР

23 сентября фракции «Справедливость», АРФ и «Демократической партии Арцаха» НС НКР выступили с заявлением, в котором отметили, что

  • действующие власти РА ставят под сомнение субъектность НКР;
  • для общественности было удивительным, что 2 сентября, при наличии соответствующих приглашений, ни одно должностное лицо из высшего руководства РА не присутствовало на мероприятиях по случаю Дня Республики в НКР;
  • можно было ожидать, что, как и в прошлые годы, будет направлено приглашение парламентской делегации НКР для участия в мероприятиях, посвященных Дню независимости РА 21 сентября, однако и в этом случае были проигнорированы протокольные требования.

 

ПРАВО

ДЕЛО ЭКС-ГЛАВУ УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИИ ВС РА

СНБ задержала экс-главу управления авиации ВС РА. В 2011 г. одна из компаний-поставщиков оружия закупила ракеты производства 1985-1991 гг. с целью передать часть из них МО по льготным ценам. Они не были приняты, но оставались на хранении в МО. Начальник управления авиации, зная об этом, путем фальшивой документации повторно продал эти ракеты МО РА по цене выше рыночной – по $1100 за единицу.

Несмотря на реальные потребности армии, начальник авиации подписал контракт общей стоимостью около $5,6 млн.

Спустя некоторое время после закупки, часть этих ракет была списана, а остальную часть вообще не удалось применить, в том числе и в ходе 44-дневной войны в НК.

28 сентября экс-министр обороны РА Сейран Оганян сообщил журналистам, что

  • он также был допрошен по этому делу.
  • негодные ракеты были приобретены при действующих властях. Поставка ракет была осуществлена в 2011 году, 30 % боеприпасов были пригодны к применению, они были приняты ВС. А остальные 70 % нельзя было использовать, и по просьбе организации-поставщика, ВС приняли их на хранение с условием, что компания получит разрешение на их продажу другой стране.
  • В 2018 г. при действующих властях эти ракеты были приняты на баланс МО РА, министерство купило их по вдвое большей цене. Сведения как по сумме, так и по количеству относятся к 2018 г.
  • СНБ должно быть честным и сказать, что непринятые в 2011 г. ракеты, МО купило в 2018 г., следовательно, за ущерб и коррупционные риски ответственны эти власти.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

23 сентября по инициативе российской стороны состоялась встреча генпрокуроров Армении, Азербайджана и России. Стороны обсудили реализацию пунктов трехсторонних заявлений по Карабаху, а также механизмы правового сотрудничества.

 

ФРАНЦИЯ

23 сентября в Нью-Йорке главы МИД РА и Франции Арарат Мирзоян и Жан-Ив Ле Дриан обсудили гуманитарные проблемы, возникшие после 44-дневной войны, и урегулирование нагорнокарабахского конфликта, подчеркнули необходимость возобновления процесса мирного урегулирования конфликта в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ. Мирзоян подчеркнул важность скорейшего возвращения удерживаемых в Азербайджане армянских военнопленных и заложников.

США

25 сентября в Нью-Йорке министр ИД РА Арарат Мирзоян встретился с заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд. В ходе встречи собеседники обменялись мнениями по вопросам региональной безопасности. Мирзоян высоко оценил позицию США относительно возобновления процесса мирного урегулирования нагорнокарабахского конфликта, добавив, что всеобъемлющее и долгосрочное урегулирование конфликта должно произойти под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ.

Стороны отметили важность усилий по деэскалации ситуации в регионе.

28 сентября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян принял посла США в РА Линн Трейси. Стороны высоко оценили усилия сопредседателей МГ ОБСЕ по политическому урегулированию карабахского конфликта. Григорян заявил, что разблокирование региональных коммуникаций может сыграть важную роль в вопросе установления долгосрочного и стабильного мира в регионе. Также стороны коснулись ситуации на армяно-азербайджанской границе.

Вице-премьер РА Сурен Папикян, в свою очередь, обсудил с послом Трейси ситуацию вокруг дороги Горис-Капан. Папикян сообщил о мерах по строительству альтернативных дорог. По его словам, в ближайшие дни планируется завершить асфальтирование 44-километрового участка дороги, за которым последует асфальтирование участка длиной в 17 км.

Вице-премьер проинформировал о строительстве новой дороги (длиной в 18 км) на участке Татев-Агвани, которое планируется завершить весной 2022 года. Кроме того, он сообщил, что уже стартовали работы по строительству участка Сисиан-Каджаран магистрали «Север-Юг».

В ходе встречи Папикян отметил важность развития армяно-американских отношений, а также роль США в рамках МГ ОБСЕ.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

28 сентября глава фракции «Армения» Сейран Оганян обсудил с послом Великобритании в РА Джоном Галагером послевоенную ситуацию в Арцахе и регионе, рассказал о безопасности границ РА. Собеседники затронули преступления Азербайджана во время 44-дневной войны.

Руководитель фракции «Честь имею» Артур Ванецян отметил, что Азербайджан до сих пор не возвращает армянских военнопленных, рассказал о бесчеловечном отношении к ним и сфабрикованных уголовных делах.

 

ГРЕЦИЯ

22 сентября в Нью-Йорке Глава МИД РА Арарат Мирзоян провел встречу с министром ИД Греции Никосом Дендиасом. Собеседники обсудили повестку армяно-греческих отношений, подчеркнув необходимость приложить усилия для дальнейшего укрепления взаимовыгодного сотрудничества. Мирзоян представил ситуацию, сложившуюся в результате азербайджано-турецкой агрессии против Арцаха, подчеркнув необходимость немедленной репатриации армянских военнопленных и гражданских лиц. Была подчеркнута необходимость возобновления процесса мирного урегулирования нагорнокарабахского конфликта под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ.

КИПР

23 сентября в Нью-Йорке глава МИД РА Арарат Мирзоян провел встречу с министром иностранных дел Республики Кипр Никосом Христодулидисом. Министры затронули ряд вопросов армяно-кипрской повестки, с удовлетворением констатировав высокий уровень политического диалога. Стороны выразили готовность к дальнейшему расширению сотрудничества, в том числе в сферах торговли, обороны, образования и туризма.

Мирзоян проинформировал своего коллегу о ситуации, сложившейся в результате азербайджано-турецкой агрессии против Арцаха. В этой связи Мирзоян высоко оценил принципиальную позицию Кипра.

МГ ОБСЕ

25 сентября в Нью-Йорке состоялись встречи сопредседателей МГ ОБСЕ с главами МИД РА и Азербайджана Араратом Мирзояном и Джейхуном Байрамовым, а также глав МИД Армении и Азербайджана.

По итогам встреч сопредседатели МГ ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором отмечается:

  • сопредседатели и министры ИД РА и Азербайджана обсудили широкий круг важных нерешенных вопросов между Арменией и Азербайджаном.
  • Сопредседатели предложили конкретные целенаправленные меры по деэскалации ситуации и возможные следующие шаги.
  • Сопредседатели подчеркнули свою поддержку всего спектра необходимых мероприятий и операций, проводимых Каспршиком и его командой.
  • Сопредседатели приветствуют первую с ноября 2020 г. встречу министров ИД как знак решимости двух стран возобновить мирный процесс посредством прямого диалога, направленного на обеспечение безопасности, стабильности и процветания в регионе.
  • Сопредседатели в соответствии со своим мандатом подтверждают приверженность к продолжению работы со сторонами для поиска всеобъемлющих решений всех оставшихся вопросов, связанных с нагорнокарабахским конфликтом или вытекающих из него.

 

ЕС

23 сентября на встрече спикера НС РА Алена Симоняна с руководителем делегации ЕС в РА Адреа Викторин стороны коснулись нынешнего этапа урегулирования нагорнокарабахского конфликта, заявив, что урегулирование вопроса должно проходить под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ. В этом контексте обсуждались вопросы укрепления региональной стабильности и безопасности, упоминалось о провокационных действиях подразделений ВС Азербайджана против суверенной территории РА.

24 сентября в Нью-Йорке глава МИД РА Арарат Мирзоян встретился с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Борреллем. Собеседники обменялись мнениями по вопросам региональной стабильности и безопасности. В контексте решения гуманитарных проблем, возникших в результате 44-дневной войны, Мирзоян подчеркнул необходимость безоговорочной репатриации армянских военнопленных и гражданских лиц, удерживаемых в Азербайджане.

В ходе встречи была подчеркнута необходимость всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта в рамках сопредседателей МГ ОБСЕ.

 

СОВЕТ ЕВРОПЫ

23 сентября на встрече в ходе встречи с генсеком СЕ Марией Пейчинович-Бурич глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил, что Азербайджан по сей день продолжает удерживать в заложниках армянских военнопленных и гражданских лиц. Мирзоян подчеркнул, что это является нарушением международного гуманитарного права, а также обязательств, принятых трехсторонним заявлением.

Коснувшись развязанной Азербайджаном агрессии против Арцаха и урегулирования карабахского конфликта, Мирзоян высоко оценил заявления и призывы различных органов СЕ и лично Генерального секретаря, направленные на прекращение военных действий и необходимость ликвидации гуманитарных последствий войны.

Мирзоян также отметил важность обеспечения свободного доступа международных организаций, в частности, компетентных органов СЕ в НК.

27 сентября ПАСЕ приняла доклад о гуманитарных последствиях конфликта в НК.

  • ПАСЕ отметила обеспокоенность ЕСПЧ относительно 188 армян, взятых в плен Азербайджаном, призвала Баку освободить всех оставшихся пленных и без промедления вернуть их РА.
  • ПАСЕ выразила озабоченность судьбой 30 армян, которых предположительно видели или снимали в плену, и отсутствием информации об их местонахождении, а также в связи с утверждениями, что они были, возможно, убиты. ПАСЕ призвала Баку ускорить расследование по данному вопросу и предоставить информацию ЕСПЧ и РА.
  • Отмечаются вызывающие обеспокоенность доказательства применения сирийских наемников Азербайджаном при содействии Турции.
  • ПАСЕ призвала все вовлеченные государства обеспечить беспрепятственный доступ независимых международных гуманитарных организаций и СМИ в регион НК.
  • ПАСЕ также осудила уничтожение за последние 30 лет армянского культурного наследия в Азербайджане, в частности в Нахичеване, а также намеренный ущерб, причиненный культурному наследию в ходе войны, преднамеренный обстрел церкви Св. Казанчецоц в Шуши, а также разрушение в ходе конфликта и после него других церквей и кладбищ.
  • Ассамблея рекомендовала Армении и Азербайджану предоставить ЮНЕСКО неограниченный доступ ко всем объектам культурного наследия в обеих странах.

ООН

26 сентября в Нью-Йорке глава МИД РА Арарат Мирзоян и генсек ООН Антониу Гутерриш в ходе встречи обсудили ситуацию на армяно-азербайджанской границе, усилия по продвижению регионального сотрудничества и прочного мира. Гутерриш подчеркнул поддержку ООН продолжающегося диалога и миротворческих усилий, а также деятельности агентств ООН в регионе. Он также подчеркнул важность защиты культурного наследия.

 

АЛЬЯНС ЗА МНОГОСТОРОННОСТЬ

23 сентября, выступая на полях 76-й Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, министр ИД РА Арарат Мирзоян рассказал о гуманитарной катастрофе в НК вследствие развязанной Азербайджаном войны в условиях глобальной пандемии. Он отметил, что даже сегодня Азербайджан продолжает блокировать въезд гуманитарных миссий в НК, лишая мирных жителей доступа к гуманитарной помощи. министерской встречи платформы «Альянс».

От имени властей РА Мирзоян призвал всех членов Альянса за многосторонность усилить давление на Азербайджан, чтобы обеспечить права народа НК и возвращение армянских военнопленных.

Также он призвал Альянс поддержать усилия сопредседателей МГ ОБСЕ по поиску устойчивого политического решения нагорнокарабахского конфликта.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

24 сентября секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян, комментируя заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о «позитивных сигналах» из Еревана заявил:

  • РА готова к нормализации отношений с Турцией, и, исходя из этой логики, и поступило предложение премьер-министра Пашиняна о встрече с президентом Турции.
  • Нормализация армяно-турецких отношений не должна увязываться с армяно-азербайджанскими отношениями.
  • Относительно предусловий турецкой стороны Григорян отметил: «я, честно говоря, не слышал о каких-то конкретных предусловиях в заявлениях Эрдогана. Думаю, разговор с турецкой стороной даст возможность выявить и понять все эти вопросы. Только разговор позволит нам выяснить, какие вопросы нуждаются в решении».

США

29 сентября посол США в РА Линн Трейси оценила возможность нормализации армяно-турецких отношений, отметив, что стороны должны быть готовы к этому, и в этом случае США готовы поддерживать усилия по примирению и диалогу, содействовать их усилиям. «Но важно, чтобы у сторон было такое желание и готовность. В этом смысле ситуация пока не ясна». По ее словам, люди также должны верить в усилия по примирению, и США готовы направить на это свои дипломатические усилия.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

26 сентября вице-спикер НС РА Ишхан Сагателян заявил:

  • Мы никогда не должны смириться с поражением. Необходимо выйти из существующей ситуации. «Мы встанем на ноги, консолидируемся и выведем страну из этого положения».
  • Кризис в стране продолжает оставаться непреодоленным. Сегодня страна в опасности, угрозы Армении с каждым днем усиливаются, а действующие власти не в состоянии их нейтрализовать.
  • Наша повестка продолжает оставаться прежней. «Мы должны предотвратить отуречивание Армении, страна должна выйти из этого положения, мы обязаны преодолеть этот кризис. На пути к этому есть одно главное препятствие – действующие власти».

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

23 сентября вице-премьер РА Сурен Папикян и посол России в РА Сергей Копыркин обсудили перспективы развития армяно-российских отношений. Стороны затронули вопросы безопасности, обороны, энергетики, инфраструктуры, новых технологий и развития бизнеса, также обсудили армяно-российское сотрудничество в сфере энергетики. Папикян отметил, что данная сфера имеет стратегическое значение для РА, ее развитие крайне важно для реализации программы правительства. В этом контексте собеседники коснулись расширения сотрудничества с «Росатомом», а также текущих работ по ремонту и модернизации ААЭС, перспектив строительства новой атомной электростанции.

Папикян отметил особую роль РФ также в процессе разблокирования региональных инфраструктур. Собеседники обсудили также ситуацию на дороге Горис-Капан.

ИРАН

23 сентября в Нью-Йорке министры иностранных дел РА и Ирана Арарат Мирзоян и Хоссейн Амир Абдоллахиан обсудили возможности дальнейшего расширения армяно-иранского сотрудничества в сфере энергетики. Собеседники обсудили проблемы транспортного транзита из Ирана в РА и пути их преодоления. Мирзоян представил ситуацию на участке дороги Горис-Капан и процесс строительства альтернативной дороги, а также работу на трассе «Север-Юг».

Стороны также обсудили вопросы, касающиеся установления мира и стабильности в регионе. Мирзоян подчеркнул, что провокации Азербайджана против суверенной территории РА подрывают усилия, направленные на достижение устойчивой безопасности и развитие региона. Он подчеркнул, что высоко ценит позицию Ирана в вопросе территориальной целостности РА.

29 сентября на встрече с послом Ирана в РА Аббасом Бадахшан Зохури вице-премьер РА Сурен Папикян высоко оценил официальную позицию ИРИ по установлению стабильности и мира в регионе.

Стороны обсудили также ситуацию на трассе Горис-Капан. Папикян заявил, что строительство альтернативных дорог в приоритете у правительства и РА планирует завершить дорогу Татев-Капан до конца ноября, началось строительство дороги Татев-Лцен, которая позволит фурам объезжать перевалы.

Собеседники также подчеркнули важность международного транспортного коридора «Персидский залив – море» и работу с ЕАЭС.

МНЕНИЕ

АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН

23 сентября в эфире программы «Говорим о главном» Armenia Today директор Института Кавказа Александр Искандарян заявил:

  • Вероятность широкомасштабной войны, подобной конфликту осени 2020 г., невелика.
  • Есть военная эскалация между Арменией и Азербайджаном, но происходящее сейчас является конфликтом низкой интенсивности, который сопровождается периодической стрельбой, пленными, раненными и убитыми. Этот конфликт существует, и он будет продолжаться примерно в таком режиме с большей или меньшей интенсивностью. Но это не означает, что она всегда таковой останется.
  • В контексте открытия коридора по территории РА, речь идет о политическом проекте, эту цель преследуют Азербайджан и Турция. Баку хочет, чтобы это была железнодорожная, а может и автомобильная дорога на Мегринском участке в Сюнике и чтобы безопасность этого участка дороги обеспечивалась не армянами, то есть были бы элементы экстерриториальности. Удастся ли им добиться своей цели – зависит от того, как будут давить, и как Ереван будет противостоять этому. Ресурсов у РА противостоять не очень много, но, по крайней мере, до сегодняшнего дня давление Азербайджана не сработало.
  • РА в настоящее время использует стратегию, согласно которой, если открывать коммуникации, то все. «То, что Армения пытается делать — ответить Азербайджану в режиме: ребята, если открывать, то надо все дороги открывать, а не то, что нужно вам и почти не нужно нам, поскольку эта дорога будет служить для связи Азербайджана с Турцией».
  • Что касается ситуации вокруг дороги на юге, из Гориса к иранской границе, то надо строить новую дорогу. Азербайджан взял этот участок дороги с единственной целью оказания давления на армянскую сторону. Даже если удастся каким-то образом уладить этот вопрос, уговорить азербайджанцев не препятствовать движению, то нет никаких гарантий, что они не будут опять находить повод для давления.
  • Прорывного потепления отношений между Ереваном и Анкарой не будет. Речь идет как о потеплении между Ереваном и Анкарой в рамках двусторонних отношений, так и поддержки Арменией, продвигаемой Турцией платформы 3+3, в которую планируется вовлечь три государства Южного Кавказа и региональные Россию, Иран и саму Турцию.
  • Попытка наладить диалог между Ереваном и Анкарой не является новостью. Он оценил инициативность Пашиняна, скорее, как попытку изобрести велосипед. На уровне разговоров попытки нормализации отношений, открытия границ и т.д. уже предпринимались, но все они в конечном итоге оказывались в тупике.
  • Искандарян рассматривает участившиеся в очередной раз разговоры о возможности очередной смены погоды между Анкарой и Ереваном как очередное проявление давления со стороны Турции. Цель давления также не изменилась — Анкара стремится вновь протолкнуть свои предусловия.

27 сентября в интервью Armenia Today Искандарян заявил

  • Последние события на границе Армении и Азербайджана не соответствуют интересам Ирана.
  • Тегеран сейчас занимает позицию чрезвычайной сдержанности и попытки определится с тем, каким образом он будет себя вести в новом статус-кво.
  • Старый порядок в регионе умер, а новый статус-кво должен сложиться, и он касается не только взаимоотношений Армении, Азербайджана, Арцаха и России, но и места Ирана в регионе, которое будет не таким, каким было.
  • Взаимодействие Москвы с Турцией в регионе эксперт назвал конкурентным сотрудничеством. «То есть, у России с Турцией есть общие интересы, очень мало доверия друг к другу и есть соперничество. И то, и другое одновременно работает, в том числе и здесь».
  • Относительно ситуации на армяно-азербайджанской границе России нужно, чтобы на линии соприкосновения было спокойно, чтобы там не было рисков. Это совпадает с позицией РА.
  • Но где будет проходить граница — России все равно. Кто будет контролировать Сев лич или Шурнух – РА, НК или Азербайджан — России все равно, их заботит, чтобы эта граница была предсказуемой и спокойной.

РУБЕН САФРАСТЯН

23 сентября в беседе с АрмИнфо академик НАН Армении, тюрколог Рубен Сафрастян. выразил мнение, что:

  • Ожидать перемен в турецкой политике в отношении РА до реальных шагов Анкары в направлении урегулирования отношений с Ереваном лишено смысла.
  • Турецкая риторика в целом сводится к готовности урегулировать отношения. И такая риторика звучала десятки лет. Весь вопрос в том, что реальная позиция Анкары существенно отличается от ее риторики. Турецкая real politic по-прежнему опирается на три основных предусловия в отношении РА. Более того, по итогам собственного участия в прошлогодней войне в Арцахе, Турция еще более усилила давление на РА с целью продавить свои предусловия.
  • Пункт о необходимости уважения территориальной целостности в недавнем заявлении Эрдогана в адрес РА Сафрастян рассматривает в контексте стремления Анкары принудить Ереван к признанию не только своей территориальной целостности, но и территориальной целостности Азербайджана. Тюрколог оценивает текущую риторику Анкары как имеющую цель ввести мир в заблуждение относительно собственных истинных намерений.
  • Сафрастян считает постоянную готовность РА к войне с соседями подобными Турции и Азербайджану необходимостью, хотя непосредственной угрозы войны на данном этапе он не видит.
  • Внешняя политика РА нуждается в принципиальных изменениях. Причем, отнюдь не только в отношении Азербайджана и Турции. Необходимо не только углубить имеющиеся векторы, но и открыть новые направления. «Мы должны стать узнаваемыми для мира, мы должны отличаться от других. Еще более продуктивно используя возможности военно-политического союза с Россией, Армении необходимо вести внешнюю политику, как в направлении Запада, так и Востока. В последнем случае речь идет, как минимум об Индии и Китае».

АЙК ДЕМОЯН

29 сентября в беседе с АрмИнфо историк Айк Демоян выразил мнение, что:

  • Логика Турции при выражении готовности к нормализации отношений с Арменией лишь при выполнении Ереваном своих предусловий, в целом, понятна. Эта логика остается неизменной на протяжении десятилетий. А все последние заявления главы турецкого МИД Чавушоглу и президента Эрдогана на практике говорят одно — Анкара стремится по максимуму использовать новую ситуацию в треугольнике Армения- Азербайджан-Турция. При этом, не только сейчас, но и в случае гипотетического установления дипотношений и открытия границ.
  • Положение, состояние Армении после 44-х дневной войны создает для Турции все предпосылки для периодического выставления Армении новых политических и иных предусловий.
  • В этом свете согласившись удовлетворить турецкие предусловия сегодня, Армения даст туркам возможность разговаривать с собой не как с соседней страной — полноправным субъектом международных отношений, а как с объектом, страной, которую можно использовать в качестве разменной монеты в любом вопросе. Ереван собственноручно откроет Анкаре возможность способствовать своей дальнейшей маргинализации.
  • Готовность к урегулированию отношений без предусловий выражалась Ереваном всегда и всеми предшественниками Пашиняна. Демоян подчеркнул согласие Еревана урегулировать отношения с Анкарой без признания последней факта Геноцида армян. При этом, он оценил цюрихскую попытку установить отношения как изначально обреченную на поражение с учетом влияния Азербайджана на решения Анкары.
  • Он заметил, что после зафиксировавшего поражение РА заявления от 9-го ноября, тогдашний вице-спикер парламента РА Лена Назарян неожиданно узрела в этой трагедии «хороший шанс прекратить вражду с Турцией». Она фактически прямо заявила туркам, что в случае отсутствия войны или же победы Армении в этой войне никакого шанса на урегулирование отношений просто бы не было. «И это, внимание, было заявлено стране с имперским прошлым».
  • Демоян предполагает, что команда Пашиняна изначально была заточена на нормализацию отношений с Турцией. Причем, любой ценой, даже посредством согласия на все турецкие предусловия. На его взгляд, подобный сценарий по распутыванию армяно-турецкого клубка вполне может являться предметом консенсуса между геополитическими центрами силы. Соответственно, в его реализации заинтересованы РФ и Запад, которые оказывают на РА в этом вопросе давление.
  • Внешние силы, конечно, могут давить на РА в вопросе урегулирования отношений с Турцией. Также понятно, что они готовы достичь этого любой ценой. «Весь вопрос в том, что цену эту будем платить мы, а не Запад или Россия. Причем, платить не один раз — сегодня, а многократно, в будущем. Именно такой сценарий предполагает логика будущих отношений между Арменией и Турцией в случае согласия Еревана удовлетворить предусловия Анкары».

СТЕПАН ГРИГОРЯН

29 сентября в беседе с АрмИнфо руководитель Центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян выразил мнение, что:

  • Главной задачей посредников МГ ОБСЕ в Нью-Йорке является создание условий, в которых Ильхаму Алиеву не останется ничего иного как возвратиться за стол переговоров.
  • Без Армении, без Азербайджана восстановление переговорного процесса в рамках МГ невозможно. Поэтому в Нью-Йорке было сделано все для того, чтобы убедить, заставить Баку вернуться за стол переговоров. «И мы видим, что глава МИД Азербайджана уже встретился там с посредниками. Возобновление переговоров под эгидой ОБСЕ является основной целью в первую очередь США».
  • Главное — совершенно не то, какой вариант урегулирования будет предложен сторонам конфликта сопредседателями, тем более, не их ответ. Главное — принудительно усадить Алиева за стол переговоров, что уже станет большой победой международного сообщества, в первую очередь в лице Франции и США. За стол переговоров с повесткой определения статуса Арцаха. В этом свете, есть опасения в связи с позицией России, отводящей статусу второстепенное значение.
  • Принятый на днях Палатой представителей США законопроект по Азербайджану следует рассматривать в одном ряду с предыдущими заявлениями Госдепартамента и президента США. Целью данных шагов американской администрации — напоминание Баку и Анкаре об отсутствии срока давности для совершенных ими преступлений. О том, что их преступления в ходе прошлогодней агрессии в отношении Арцаха рано или поздно, но получат адекватное наказание.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.