×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-31/
Новости
19 апреля
18 апреля
17 апреля
16 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
17:28 , 17 Сентябрь 2021
2525
0

Обзор 9-15 сентября 2021 г.

АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТФАКТУМ

ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

15 сентября в ходе правительственного часа в парламенте премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Соответствующие институты РА до 25 сентября 2020 г. включительно считали маловероятной военную агрессию Азербайджана против НК. Об этом свидетельствуют предоставленные мне доклады этих институтов.
  • Число пропавших без вести в результате 44-дневной войны составляет 243 человек. Делается все возможное для выяснения судьбы пропавших без вести граждан.
  • В РА есть орган, который занимается вопросами пропавших без вести в ходе 44-дневной войны в Арцахе, и координирует его лично Пашинян. Власти готовы ответить на все вопросы комиссии по НК.
  • Все сведения азербайджанской стороны о якобы конфиденциальных переговорах Пашиняна и его сторонников с представителями Азербайджана – часть информационной войны Баку.
  • Обещанное им интервью, в котором он должен был представить информацию, которая взорвала бы внутриполитическую ситуацию в Азербайджане, не вышло в эфир ОТА из-за начала военных действий. С ним депутаты смогут ознакомиться, когда в парламенте будет создана следственная комиссия по изучению обстоятельств войны. Но «запись этого интервью осталась, и ничто не мешает ознакомится с ней, когда будет создана парламентская следственная комиссия по изучению обстоятельств 44-дневной войны».
  • В декабре 2020 г. РА провела работы по приведению позиций ВС РА в соответствие с границами, которые республика унаследовала от СССР, во избежание новой военной эскалации. Если бы власти не пошли на подобный шаг, это стало бы катастрофической ошибкой. Решение было принято не единолично, а после обсуждений и глубокого анализа. «Конечно, после этого некоторые участники обсуждений заявили, что они не в курсе… Если будет повод непубличного обсуждения, я докажу это».
  • События, происходящие по протяженности армяно-азербайджанской границы, «многослойны и имеют множество подтекстов, и очень важно правильно воспринимать и оценивать эти подтексты». Пашинян вновь сослался на закон «Об административно-территориальном делении РА» от 2010 г., в котором «четко зафиксировано, что, в частности, административные границы сел Шурнух и Воротан соответствуют армяно-азербайджанской границе». Эта реальность и то, что административная граница между Советской Арменией и Советским Азербайджаном потом стала госграницей между РА и АР периода Советского союза, была положена в основу. «Сегодня в рамках данной логики дорога Горис-Капан на этом участке в двух местах выходит за пределы административной границы Советской Армении и Республики Армения. Именно, в связи с этим обстоятельством, на известных местах появились азербайджанские таблички и опорные пункты ВС Азербайджана.
  • В декабре 2020 г. была достигнута договоренность о том, что дорога Горис-Капан должна беспрепятственно использована для транзита армянских транспортных средств и грузов. Пашинян предполагает, что поскольку в рамках данной договоренности не было зафиксировано обстоятельство касательно иностранных грузов, сейчас Азербайджан применяет проверки и причиняет технические проблемы, возможно, в ответ на те заявления армянской стороны о том, что в трехсторонних заявлениях от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г. нет упоминания о предоставлении коридора Азербайджану через территорию РА. «Республика Армения, понимая, что региональные коммуникации должны быть открыты, тем не менее фиксирует, что иностранные грузы, при пересечении территории РА, в том числе из западных районов Азербайджана в Нахичевань, должны будут пересечь таможенные, паспортные и иные пункты, как того требует договорно-правовая база СНГ, обеспечивающая транспортную коммуникацию Содружества».
  • Пашинян также коснулся своего заявления, когда, говоря о заблокированных участках дороги Горис-Капан, использовал азербайджанские топонимы Эйвазлы и Чайзами. По его словам, это было сделано, чтобы гражданам РА было ясно, что рассматриваемые точки находятся не на территории РА или АрмССР, а за пределами этой территории, которую РА де-юре признала азербайджанским в законе «Об административно-территориальном делении РА» 2010 г.
  • Пашинян ответил на вопрос, может ли правительство РА гарантировать, что в результате договоренностей с Азербайджаном город Бердзор, а также прилегающие к Шуши села не перейдут под контроль Азербайджана. По его словам, Переговоры с участием членов правительства РА на тему утверждения проекта строительства новой железной дороги для связи РА и НК не ведутся. Рабочие консультации были проведены властями НК с участием российских миротворцев. К этим консультациям подключатся представители РА, которые подготовят предложения. Все компромиссные варианты должны приниматься с согласия всех сторон. В ходе этих переговоров будет сделано все, чтобы интересы народов НК и РА были сохранены по максимуму.
  • РА готова рассмотреть сигналы Турции об установлении диалога. Власти готовы обсудить, когда и как можно наладить контакты и разблокировать коммуникации. Этому готовы содействовать и международные партнеры.

15 сентября на совместном заседании глав МИД, министров обороны и секретарей совбезов стран ОДКБ в Душанбе секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • Страны ОДКБ должны осудить провокации Баку. Азербайджан, игнорируя свои собственные обязательства, продолжает демонстрировать деструктивный подход, отказываясь возвращать армянских военнопленных и удерживаемых гражданских лиц, вторгаясь на суверенную территорию РА.
  • Посягательство на суверенную территорию государства — члена ОДКБ должно быть осуждено и должна быть выработана общая позиция стран-участниц по этому вопросу, что окажет отрезвляющее действие на поведение Азербайджана.
  • Арцахский вопрос ждет своего политического решения. Необходимо возобновить мирный процесс под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ. Григорян выразил надежду, что государства — члены ОДКБ поддержат усилия сопредседателей.

 

ВЛАСТИ НКР

9 сентября в интервью @SputnikArmenia глава МИД НКР Давид Бабаян заявил:

  • Нагорный Карабах постепенно оправляется от последствий 44-дневной войны.
  • Решение многих вопросов зависит от возобновления полноценных переговоров в рамках сопредседателей МГ ОБСЕ.
  • В Степанакерте понимают, что процесс урегулирования будет долгим и кропотливым.
  • Активные дипломатические усилия РФ и остальных стран-МГ ОБСЕ свидетельствуют о готовности довести процесс до логического завершения.
  • Есть как минимум два сценария развития событий: либо полномасштабная война, сопровождающаяся многочисленными человеческими жертвами, либо исход арцахцев из своей родной земли.
  • Ключевую роль в сохранении регионального мира играет российский миротворческий контингент в НК.
  • Российские военные проводят колоссальную работу, и их уход возможен только при полноценном урегулировании.
  • Если в 2025 г. Азербайджан будет готов к всеобъемлющему урегулированию, возможно, российскую миссию можно будет считать завершенной.
  • У Турции в регионе деструктивная роль, а Анкара и Баку выступают как одна геополитическая единица.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

США

11 сентября посол США в Армении Линн Трейси заявила, что США не считают, что вопрос статуса Карабаха уже решен, вопрос этот останется в повестке Минской группы. По ее словам, США делают все возможное для того, чтобы вернуть РА и Азербайджан в мирный процесс под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ.

Правительство РА четко заявило, что не перейдет к более масштабным обсуждениям до тех пор, пока вопрос армянских военнопленных не будет решен. «США предприняли определенные шаги, как и российские партнеры. Имеются определенные успехи. Мы надеемся, что все пленные будут возвращены».

ФРАНЦИЯ

13 сентября в интервью информационному агентству «Лурер» посол Франции в РА Джонатан Лакот заявил, что:

  • Цель Франции — не помогать РА или кому-либо готовиться к следующей войне, а избежать следующей войны будь то в Карабахе, на границах или в другом месте.
  • Если РА обратится, Франция готова искать варианты поддержки, так как их цель — исключить новую войну. «Естественно, нужно учитывать несколько обстоятельств».
  • Заявление 9 ноября 2020 г., как подсказывает его название, не является договором, имеет большие заслуги, поскольку позволило установить длительное перемирие в Нагорном Карабахе. «Есть еще много проблем. Вопрос статуса НК остается нерешенным, и мы сталкиваемся особенно с серьезными гуманитарными проблемами, в частности, с удерживаемыми в Азербайджане армянскими военнопленными, начатыми с мая пограничными проблемами Армения-Азербайджан».
  • Важно, чтобы три страны-сопредседателя вновь были вовлечены в возобновление переговоров. Вероятно, в течение ближайших недель и месяцев сопредседатели восстановят центральную роль. Эта группа — единственная признанная всеми платформа для ведения переговоров.
  • Для возобновления переговоров должна быть политическая воля в Ереване и Баку. «Из своего общения с властями Армении могу констатировать, что здесь есть эта воля. И это очень важно, поскольку все это в интересах Армении».

РОССИЯ

15 сентября на встрече со своим российским коллегой в Душанбе

  • Секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил, что РА готова как можно скорее начать процесс демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы. Григорян представил обстановку, создавшуюся с мая 2020 г. в результате вторжения азербайджанских ВС на суверенную территорию РА.
  • Григорян напомнил заявление правительства РА об «эре мира», которая принесет прочный мир и развитие в регион Южного Кавказа, придав при этом важность разблокировки всех инфраструктур.
  • В свою очередь, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев отметил важность продолжения работ по процессу разблокировки коммуникаций, который, по его мнению, предоставит возможность обеспечить стабильный мир в регионе.
  • Коснувшись усилий по решению нагорнокарабахского конфликта, Патрушев отметил важность активизации процесса урегулирования в рамках сопредседателей МГ ОБСЕ.
  • Одной из тем беседы был вопрос возвращения армянских военнопленных, заложников и других удерживаемых лиц в Азербайджане. Григорян в очередной раз напомнил о невыполнении Азербайджаном положений, закрепленных в заявлении от 9 ноября 2020 г., согласно которым все пленные должны были быть возвращены на Родину. Он выразил надежду, что благодаря усилиям российской стороны станет возможным скорейшее возвращение на родину всех армянских пленных.

 

МГ ОБСЕ

13 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян принял французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Стефана Висконти и замдиректора Департамента континентальной Европы МИД Франции Сильвена Гийоге.

Собеседники обсудили широкий спектр вопросов, касающихся мирного урегулирования карабахского конфликта.

Мирзоян обратил внимание французского сопредседателя на гуманитарную ситуацию в Арцахе, сложившуюся в результате 44-дневной войны, подчеркнув необходимость немедленной и безоговорочной репатриации армянских военнопленных и удерживаемых гражданских лиц.

Собеседники подчеркнули необходимость возобновления процесса мирного урегулирования конфликта под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ. В этом контексте Мирзоян отметил, что армянская сторона поддерживает позицию, выраженную в заявлениях сопредседателей МГ ОБСЕ после 44-дневной войны, в частности, необходимость стабильного урегулирования конфликта на основе известных принципов.

Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял Стефана Висконти. Собеседники обсудили пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта и в этом контексте подчеркнули важность деятельности сопредседательства МГ ОБСЕ.

ЕС

13 сентября глава МИД РА Арарат Мирзоян принял делегацию во главе со специальным представителем ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Тойво Клааром. Собеседники подчеркнули необходимость всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования нагорно-карабахского конфликта под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ.

Мирзоян отметил, что для установления мира и стабильности в регионе большое значение имеют сохранение режима прекращения огня, скорейшая и безоговорочная репатриация армянских военнопленных и удерживаемых в Азербайджане гражданских лиц, а также отказ Азербайджана от воинственной и армянофобской риторики.

Он также подчеркнул, что незаконное присутствие азербайджанских ВС на суверенной территории РА, а также проведение учений в зоне нагорно-карабахского конфликта угрожают усилиям по деэскалации ситуации в регионе.

Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял делегацию во главе с Тойво Клааром. Собеседники обсудили вопросы повестки Армения-ЕС, в том числе перспективы развития связей в торгово-экономической и других сферах.

Стороны обменялись мнениями вокруг процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Была подчеркнута необходимость возобновления переговорного процесса в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.

Стороны обсудили также возможности открытия транспортных коммуникаций в регионе.

ЭКОНОМИКА

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ АРМЕНИИ

Европейский банк реконструкции и развития и Азиатский банк развития предоставят «Электрическим сетям Армении» займы в размере 105 млн. долларов США для реализации 2-ого этапа 10-летней инвестиционной программы компании. 70 млн долларов предоставит ЕБРР, 35 млн – АБР. Кредиты будут использованы для модернизации инфраструктуры распределения электроэнергии в РА как в регионах, так и в крупных городах.

ГАЗПРОМ

14 сентября премьер-министр РА Никол Пашинян на встрече с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером заявил, что «Газпром» является стратегическим партнером РА в энергетической сфере, и правительство РАработает над развитием взаимовыгодного сотрудничества.

Собеседники обсудили армяно-российское сотрудничество в сфере энергетики, перспективы его развития, затронули вопросы, связанные с деятельностью «Газпрома». Стороны согласовали текущие программы, направленные на развитие энергетики РА и обеспечение надежной системы газоснабжения в республике.

15 сентября в ходе правительственного часа в парламенте вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:

  • В вопросе тарифов на поставляемый Армении российский газ пока имеется неопределенность, обусловленная в том числе зафиксированным в Европе накануне историческим максимумом цен на газ.
  • Переговоры с компанией «Газпром» носят перманентный характер. Ереван пытается хотя бы сохранить действующий тариф на российский газ, а компания «Газпром» утверждает, что предусмотренные в рамках подписанного в 2013 г. соглашения доходы сегодня ее уже не удовлетворяют. Переговоры сейчас продолжаются. «Надеюсь, неожиданностей с ценами на газ не будет. Мы надеемся, что цена на газ на границе в этом году не изменится в сторону повышения».

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

НАЗНАЧЕНИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЯ И ОТСТАВКИ

Камо Варданян назначен министром обороны – командующим Армии обороны НКР, сменив на этом посту Микаэла Арзуманяна, освобожденного с должности по собственному заявлению.

Варданян родился 18 марта 1966 г. В 2006 г. окончил Общевойсковую академию ВС РФ, в 2019 г. – Военную академию ГШ ВС РФ.

В АО НКР служит с 1 февраля 1992 г. В 2007-2012 гг. был командующим горнострелкового соединения АО НКР.

В 2012 г. был назначен первым заместителем командующего – начальником штаба АО НКР.

В 2011 года ему было присвоено звание генерал-майора.

Участник боевых действий 1992-1994, 2016 и 2020 гг.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

15 сентября в Ереване вице-спикер НС РА Акоп Аршакян и спецпредставитель президента РФ по вопросам международного культурного сотрудничества Михаил Швыдкой обсудили расширение армяно-российских отношений. Швыдкой отметил, что российская сторона следит за событиями в регионе и обеспокоена возникшими в результате войны гуманитарными и культурными вызовами. Аршакян подчеркнул, что Азербайджан до сих пор не освобождает армянских пленных.

В тот же день глава Комитета госдоходов Армении Рустам Бадасян и глава Федеральной таможенной службы РФ Владимир Булавин в Москве обсудили расширение сотрудничества между таможенными и налоговыми органами РА и РФ.

 

СЛОВАКИЯ

14 сентября в Ереване состоялась встреча глав МИД РА и Словакии Арарата Мирзояна и Ивана Корчака в расширенном составе. По словам Мирзояна, достигнута договоренность о шагах, направленных на расширение двусторонних связей. В частности, стороны намерены предпринять активные шаги по реализации совместных программ в таких сферах, как энергетика, информационные технологии, «зеленая энергетика», а также наука и культура.

Корчак указал на положительную динамику в двусторонних отношениях, отметив, что товарооборот между двумя странами имеет большой потенциал для роста.

Корчак выразил надежду на установление в регионе мира и стабильности. Он заявил о готовности ЕС оказать содействие сторонам в преодолении постконфликтной ситуации.

Стороны также обсудили ситуацию на границе, карабахское урегулирование, вопрос возвращения пленных, сохранение памятников армянской культуры на перешедших Азербайджану территориях. Была подчеркнута необходимость возобновления мирных переговоров под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ.

Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял делегацию во главе с Иваном Корчаком. Пашинян в ходе встречи затронул ситуацию в регионе, создавшуюся в результате развязанной Азербайджаном агрессии против НКР, и вторжения азербайджанских ВС на суверенную территорию РА. Он подчеркнул необходимость возобновления переговорного процесса в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.

Корчак отметил заинтересованность своего правительства в развитии многостороннего сотрудничества с РА. Он заявил, что впечатлен результатами досрочных парламентских выборов в РА, и подчеркнул, что, несмотря на последствия эпидемии и войны, Армения встала на путь развития.

Он также отметил, что Словакия ценит усилия РА, направленные на установление стабильности и мира в регионе и всеобъемлющее урегулирование нагорнокарабахского конфликта под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ.

МНЕНИЯ

АРМАН МЕЛИКЯН

10 сентября в интервью АрмИнфо экс-глава МИД НКР Арман Меликян выразил мнение, что:

  • Противоречия в позициях и подходах сторон урегулирования конфликта вокруг Арцаха были всегда и сегодняшние противоречия Еревана и Баку в вопросе восстановления мирного процесса в рамках МГ ОБСЕ отнюдь не означают, что все возможности по возобновлению переговоров исчерпаны. В случае возникновения соответствующего желания и главное его утверждения сопредседателями МГ ОБСЕ в пользу возобновления переговоров, они возобновятся.
  • Не исключаю, что переговоры возобновятся уже с обновленной повесткой. Очень возможно, что в переговорной повестке появятся некоторые новые тонкости. Однако, формирование этой повестки вполне возможно. А в случае Армении — это необходимо.
  • Помимо азербайджанского вторжения на территорию РА, незаконного и противоречащего трехсторонним договоренностям удерживанию в плену граждан РА, некоторым другим вопросам, частью переговорной повестки должна стать проблема статуса Арцаха, вопросы, связанные с территориальной целостностью Арцаха, отдельные вопросы Шуши и Гадрутского района.
  • Еще одним важным пунктом переговорной повестки является постановка акцента армянской стороной переговоров на нарушении Азербайджаном соглашения о бессрочном перемирии от 1994 г. Тем самым Баку собственноручно вытолкнул себя с правового поля урегулирования конфликта.
  • Не исключая возможности подписания Ереваном мирного соглашения с Баку и признания Ереваном территориальной целостности Азербайджана, Меликян считает это вопросом времени. И именно по этой причине он ожидает возвращения в повестку вопроса определения статуса Арцаха. Проблема статуса Арцаха сегодня имеет все перспективы для становления в качестве чувствительного узла международной политической повестки на Южном Кавказе.

АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН

10 сентября в интервью АрмИнфо директор Института Кавказа Александр Искандарян выразил мнение, что:

  • Не говорить о разблокировании границ, установлении дипломатических отношений с Турцией и Азербайджаном, ввиду итогов прошлогодней войны и наличия трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., власти РА просто не могут.
  • В текущей ситуации Турция и Азербайджан стремятся принудить РА к фактически односторонним уступкам, поскольку предложить что-то взамен Еревану, по большому счету, нечего. Туркам и азербайджанцам нужен безопасный коридор через территорию Армении. В ответ на что, РА предлагает открыть все коммуникации, как это предусмотрено все тем же соглашением от 9 ноября.
  • РА пока что держится, однако, в своем нынешнем состоянии отстаивать собственные интересы за переговорным столом с Турцией и Азербайджаном объективно не способна. Более того, процесс демаркации и делимитации границ между РА и Азербайджаном на самом деле не имеет никакого отношения ни к демаркации, ни к делимитации.
  • Трехсторонняя комиссия с участием вице-премьеров РА, РФ и Азербайджана, возможно, работает в направлении разблокирования коммуникаций, но то, насколько все это эффективно, остается большим вопросом, особенно в условиях проигранной Арцахом и Арменией войны и сопутствующего резкого понижения уровня безопасности и имиджа нашей страны.
  • 30 лет независимости РА в исторической проекции для этого являются крайне скромным сроком. Построение государства требует поколений труда. Однако, другого пути не бывает. Соответственно, необходимо продолжать по нему идти и строить государственность дальше.
  • Турция и Азербайджан также не достигли поставленных целей, в частности разрешения карабахской проблемы в их понимании, поскольку на территории Азербайджана, в реальности в существенно ущемленной в размерах, НКР опять-таки в их понимании, проживают более 100 тысяч человек никак не подконтрольных Баку.
  • С 44-х дневной войной ничего не закончилось. Азербайджан продолжает развивать армию, закупать вооружения, взаимодействовать с турецкой армией, проводить совместные военные учения с Турцией. Алиев фактически создает у себя небольшую турецкую армию, а тысячи азербайджанских военных проходят переподготовку в Турции. При этом, прямо сейчас развязывание Азербайджаном очередной широкомасштабной войны возможным не представляется. Но, в принципе, сама эта перспектива существует сегодня и существовала всегда.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

19 апреля 2024

Армения сама еще не делимитировала границу с Азербайджаном, сказал глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью радиостанциям Sputnik, «Говорит Москва» и «Комсомольская правда», комментируя требования Еревана к ОДКБ. По его словам, когда в Армении говорят о том, что ОДКБ не может определить …

18 апреля 2024

Карабахские армяне должны иметь возможность вернуться в регион при надлежащем обеспечении их прав и безопасности, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова Захарова. «Что касается армянского населения, покинувшего территорию Карабаха, азербайджанскими властями принят специальный план реинтеграции. Не раз подчеркивалось, что …

18 апреля 2024

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 11 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил: Факт признания территориальной целостности Азербайджана необходим Еревану для признания территориальной целостности самой РА, «потому что территориальная целостность Армении окружена Азербайджаном». «Если ты не признаешь территориальную целостность Турции, Ирана, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.