Обзор 2-7 октября 2020 г.
2 октября в интервью канадскому изданию The Globe and Mail премьер-министр РА Н. Пашинян призвал западные страны пересмотреть оружейные сделки с Турцией. Он отметил, что Армения находится на «цивилизационном фронте» и что страны, которые находятся в союзе с Турцией, будучи членами организации НАТО, такие как Канада, теперь должны решить, на чьей они стороне. Он подчеркнул, что Турция поддерживает попытку Азербайджана путем широкомасштабных военных действий вернуть себе НК, направила сирийских наемников в помощь азербайджанской стороне, турецкая авиация также атаковала армянские позиции. «Союзники Турции по НАТО должны объяснить, почему самолеты F-16 обстреливают города и села в НК, убивая мирных жителей».
Андре Нэстасе, Лидер партии «Платформа Достоинство и правда»
По его словам, роль Турции в противостоянии между Арменией и Азербайджаном следует рассматривать в контексте ее вовлечения в сирийский и ливийский конфликты, а также ее агрессивной позиции в отношении Греции и Кипра из-за границ в Средиземном море.
Пашинян приветствует призыв к прекращению огня и осуждает отказ Турции. Он охарактеризовал Эрдогана как лидера, мечтающего восстановить Османскую империю, которая уничтожила все свое армянское население путем массовых убийств и депортаций во время Первой мировой войны. «Прошло сто лет, и Турция вернулась на Южный Кавказ, чтобы продолжить Геноцид армян».
2 октября в интервью «Аль Джазира» президент РА А. Саркисян заявил, что Кавказ станет еще одной Сирией, если противостояние в Арцахе против азербайджанской агрессии станет более напряженным. Он призвал международное сообщество оказать давление на Турцию, поскольку та стала крупным негативным фактором в этом конфликте. «Турция делает то же, что в случае с Сирией, Ливией и Ираком… Турция дурачит международное сообщество». По его словам, РА не хочет создавать сверхнапряженность вокруг конфликта, но в этом деле есть одна важная часть: Турция. «Если Турция не направит свои беспилотники и F-16 на армянские села и граждан НК, стреляя по ним, то нынешняя война спустя некоторое время получит определенную развязку». Он выразил надежду, что Азербайджан и Турция прислушаются и вернутся за стол переговоров, а также, что в эту войну не будут вовлечены другие страны, а Турция её покинет.
2 октября МИД РА выступило с заявлением, приветствовав осуждение сопредседателями МГ ОБСЕ на уровне руководства применения силы в зоне карабахского конфликта. Отмечается, что совместные агрессивные действия Азербайджана и Турции, а также вовлечение иностранных боевиков-террористов подрывают региональную безопасность, мир, значительно повышая риск крупномасштабной войны. «Эта агрессия против Арцаха должна быть немедленно прекращена». В МИД заверили, что РА продолжит решительно противостоять этой агрессии против Арцаха, в то же время будучи готовой работать со странами-сопредседателями МГ ОБСЕ над восстановлением режим прекращения огня на основе договоренностей от 1994- 1995 гг.
3 октября в интервью «Аль-Джазире» премьер-министр РА Н. Пашинян сообщил, что вопрос признания независимости Арцаха стоит на повестке дня РА, но будет ли решение принято или нет — зависит от многих факторов. Пашинян также отметил, что обсуждается возможность заключения военно-политического союза с Арцахом. Этот союз, по его словам, существует де-факто. «Мы сказали, что Армения является гарантом безопасности НК. И мы должны учитывать будущие события, включив этот вопрос в нашу повестку дня… Мы должны укреплять наше сотрудничество с армянами Нагорного Карабаха в области безопасности».
Пашинян подтвердил формулу, что любое решение карабахского конфликта должно быть приемлемым для народа РА, народа НК и народа АР. Но диктаторские власти Азербайджана не склонны к компромиссам. Пашинян отметил, что вместо этого Алиев заявил, что урегулирование карабахского конфликта может быть только в рамках территориальной целостности Азербайджана, а это означает, что карабахский вопрос вернется к статус-кво 1988 г — в советскую эпоху, когда все началось. Но «невозможно разрешить конфликт, вернувшись туда, где он начался».
Отвечая на вопрос, можно ли было предотвратить вспышку насилия и человеческие жертвы, Пашинян отметил, что для этого была только одна возможность: поддаться шантажу и угрозам Азербайджана, что неприемлемо для РА и НК.
Пашинян также коснулся замечания о том, что после бархатной революции в Армении в Азербайджане возлагались большие надежды на то, что его приход к власти станет шагом к миру. «Мы надеялись, что волна демократизации дойдет до Азербайджана. Эти надежды не оправдались, потому что президент Азербайджана продолжает использовать карабахский вопрос для оправдания своего диктаторского правления… для того, чтобы предотвратить эту революцию и продлить диктаторское правление, Азербайджан усилил свою военную риторику, которая привела к такой ситуации».
Пашинян заявил, что НК не может быть частью Азербайджана, потому что во время распада СССР Нагорный Карабах обрел независимость так же, как Азербайджан получил независимость от СССР, осуществив свое конституционное право на выход из состава СССР. «По мнению Азербайджана, карабахский вопрос основан на восстановлении советского статус-кво, что невозможно».
Пашинян также ответил на вопрос журналиста о том, хотел ли бы он видеть российских миротворцев, например, в Нагорном Карабахе, отметив, что «эти вопросы могут обсуждаться в более широком контексте в рамках МГ ОБСЕ».
4 октября в ходе интервью France 24 премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что народ Азербайджана — заложник диктаторской власти, и армяне всегда являются хорошим врагом для диктаторской власти Алиева. Также он обратил внимание на то, что социальные сети в Азербайджане строго ограничены, в отличие от Армении. Обращаясь к азербайджанскому народу, Пашинян задал вопрос: «Спросите себя, насколько вы знаете правду о собственном народе, о собственной власти, имеющихся у них богатствах, совершенных сделках и целях?». Пашинян напомнил, что в Азербайджане с 1993 г. правит одно семейство, тогда как в Арцахе за этот период сменилось 4 президента, так же, как и в Армении.
4 октября в интервью изданию «Bild» Пашинян заявил, что ситуация вокруг НК уже не является проблемой локальной безопасности, это неотъемлемая часть глобальной повестки дня. Во-первых, по его словам, Турция завербовала террористов из Сирии и перебросила их в Азербайджан воевать против НК и РА. Во-вторых, в этот процесс вовлечены турецкие войска, и это является проявлением имперской политики Турции. «Это операция по восстановлению турецкой империи, которая является частью серии операций Турции в Средиземноморье, на Ближнем Востоке и в Ливии». И, в-третьих, по его мнению, Турция вернулась в регион Южного Кавказа 100 лет спустя, чтобы продолжить Геноцид армян.
По мнению Пашиняна, скорее всего, задача ставится так, чтобы независимого государства Азербайджан не существовало, оно было полностью поглощено Турцией.
Он считает, что армяне Южного Кавказа — последнее препятствие на пути Турции на север, на юго-восток и на восток, потому что империалистическая политика Турции идет намного дальше Южного Кавказа. «Давайте посмотрим на деятельность Турции в Средиземноморье, Ливии, на Ближнем Востоке, в Ираке и Сирии. И я хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, Нагорный Карабах и Армения сегодня находятся на фронте цивилизации. И если мировое сообщество не отреагирует на этот факт должным образом, то стоит ждать Турцию около Вены».
Пашинян выразил мнение, что европейские страны должны четко осудить насилие, начало насилия и совместное нападение Азербайджана, Турции и террористов на НК и РА. По его словам, основанный на истине голос таких лидеров, как канцлер ФРГ А. Меркель, может иметь большое влияние на реалии. Он заметил, что президент Франции Макрон четко заявил, что Азербайджан был автором атаки, что именно Турция поощряла нападение Азербайджана на НК и РА, констатировал, что есть наемники из Сирии, которых Турция перебросила в зону конфликта для борьбы с НК и РА. По сути, то же самое и в отношении деятельности наемников в Турции было констатировано РФ, хотя и не так прямо и однозначно. Фактически, ИРИ также констатировала факт наличия наемников.
5 октября в интервью The New York Times премьер-министр РА Н. Пашинян отказался ответить, готова ли РА уступить какую-либо территорию в случае возможного мирного урегулирования, заявив, что на этот вопрос должен ответить не он сам, а руководство НК.
Пашинян отметил, что конфликт перешел в гораздо более опасную фазу из-за прямого военного вмешательства Турции в пользу Азербайджана. Конфликт вызывает опасения по поводу угрозы более крупномасштабной войны.
6 октября в интервью агентству France-Presse премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что армянская сторона готова пойти на уступки в конфликте вокруг НК, если к этому же готовы в Азербайджане. И «Нагорный Карабах и Армения готовы к таким уступкам, к которым будет готов Азербайджан».
Пашинян также уверен, что военные действия в НК не начались бы без активного участия в этом Турции.
6 октября в интервью BBC Пашинян вновь подчеркнул, что армяне НК сегодня находятся в экзистенциальной опасности. «Вы видели, что армяне НК находятся в экзистенциальной опасности? Все дело в том, что успех вооруженных сил Азербайджана будет означать геноцид армян НК».
Он отметил, что Арцах — это Армения, страна армян, потому что 80% населения там всегда составляли армяне. «Азербайджан хочет, чтобы там не было армян, поэтому сегодня при поддержке террористов он напал на Нагорный Карабах. И кто-то предлагает, чтобы армяне НК сказали, что раз вы террористы, мы отказываемся от своих корней? Такого не может быть».
Коснувшись замечания о том, что «согласно некоторым резолюциям, Нагорный Карабах считается оккупированной Арменией территорией», Пашинян возразил, отметив, что ничто не говорит о том, что Армения что-либо оккупировала. «Все цитируют резолюции СБ ООН, но, к сожалению, очень немногие их читали. Там нет ничего, что говорило бы о том, что Армения что-то оккупировала, такого нет». Пашинян отметил, что проблема в том, что Азербайджан всегда отказывался признавать право народа НК на самоопределение.
6 октября глава комиссии НС РА по внешним связям Р. Рубинян заявил, что Турция перешла все красные линии и ведет себя как террористическое государство. По его словам, мир окончательно признал, что Турция физически вовлечена в войну, а также то, что в боевые действия против Арцаха вовлечены иностранные наемники. С дипломатической точки зрения это, по его словам, открывает пространство для больших возможностей. «Независимо от дипломатического успеха, самое главное — твердо стоять на фронте и в тылу. Наша дипломатия может быть успешной только в том случае, если мы, как народ, и наши вооруженные силы будут тверды». Рубинян подчеркнул, что незаконные, антигуманные и агрессивные действия Турции и Азербайджана удостоятся жесткой критики со стороны международных партнеров. Он уверен, что «сопредседатели МГ ОБСЕ и, конечно же, Россия сыграют важную роль в обеспечении мира в регионе».
6 октября президент НКР А. Арутюнян призвал сформировать международную антитеррористическую коалицию. «… Враг, угрожающий существованию мировой цивилизации, выступил против нашей Родины, прикрываясь флагом государства — члена ООН, в составе регулярной армии этого государства и, зачастую, вместо этой регулярной армии … мишенью этой чудовищной террористической сети является мирное население Арцаха и Армении, наши города и села, наше право жить свободно и распоряжаться своей судьбой». По его словам, Турция, осуществляющая последовательную подпитку и управление этой сетью, при согласии приспособленческих властей официального Баку, использует Азербайджан в качестве инструмента для создания нового очага международного терроризма на Южном Кавказе. «Все государства мира должны способствовать срыву планов Турции превратить Азербайджан в логово терроризма на Южном Кавказе… Как президент государства, ведущего борьбу за свою независимость, призываю цивилизованный мир принять активное участие в этой борьбе. Императивом дня является создание действенной и эффективной всемирной антитеррористической коалиции».
7 октября этот призыв был распространен в рамках ОБСЕ.
7 октября в интервью ТК Sky news премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что для НК и РА конфликт с АР, по сути, превратился в борьбу с международным терроризмом. Он определил недавнюю эскалацию конфликта как цивилизационную проблему. Пашинян отметил, что Турция прямо и полностью вовлечена в конфликт, который постоянно разжигает. «Турецкая сторона привезла в зону конфликта наемников и террористов из Сирии, что полностью меняет весь контекст». Пашинян обвинил Турцию в поддержке Азербайджана в ведении геноцидальной политики в отношении армян.
Пашинян повторил свою позицию по переговорному процессу, отметив, что любое мирное урегулирование должно быть приемлемым для народов РА, НК и АР, невзирая на то, что руководство Азербайджана отказалось от переговоров с властями непризнанного Нагорного Карабаха
Но нынешняя позиция Турции, по его словам, выводит карабахский конфликт на новый уровень. Тем не менее, это продолжает считаться территориальным спором, который не был урегулирован предыдущим правительством РА и отцом и сыном династии Алиевых.
В интервью РБК Пашинян заметил, что если Азербайджан твердит, что НК является его частью, и они реально думают, что карабахцы и азербайджанцы могут жить друг с другом, то получается, что они разрушают свои же города. «Давайте попробуем понять ход мыслей И. Алиева. Он думает, что будет бомбить Степанакерт, и после этого карабахцы станут жить в составе Азербайджана? Этот подход еще раз подчеркивает, что Нагорный Карабах не может и не будет никогда в составе Азербайджана. Это уже исключено. 100%».
По его словам, если просто воюют Карабах и Азербайджан или Армения и Азербайджан — это одна ситуация. А если в военные действия вовлечены террористы из конкретных террористических группировок, это уже вообще другая ситуация, «это уже вопрос не только Карабаха, а безопасности в нашем регионе в более широком смысле — безопасности России и Ирана».
Он думает, что эта война вообще меняет весь контекст конфликта, потому что это уже не конфликт в НК, это антитеррористическая война, которая ведется Нагорным Карабахом и Арменией. «Это террористическая атака против Нагорного Карабаха, которую инициировал Азербайджан и организовала Турция». Это, по его словам, уже угроза не только для Нагорного Карабаха, а конкретная угроза для России. «И факт в том, что Россия тоже примерно так оценивает ситуацию. И если в последние дни вы проследите за официальными заявлениями из Москвы, очевидно, что Россия если не на сто, то на восемьдесят процентов примерно так же воспринимает эту ситуацию».
По его словам, у РА и НК нет целей безоговорочной капитуляции Азербайджана, есть цель безоговорочной капитуляции террористических групп в зоне конфликта.
Он вновь заявил, что признание НК внесен в повестку РА, но «это не значит, что мы обязательно примем такое решение. Но это не значит и то, что мы не примем такое решение. Мы обсуждаем».
В интервью российскому Первому каналу Пашинян коснулся обвинений официального Баку в том, что РА нарушает резолюции СБ ООН по карабахскому конфликту, отметив, что нельзя вырывать эти резолюции из контекста и представлять их в ином свете. В частности, по его словам, в последней резолюции говорится, что Азербайджан нарушил международное соглашение о прекращении огня, в результате чего потерял территории, и эти территории были взяты под контроль силами самообороны армян НК. А РА призывают использовать связи с армянами НК, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию. Последняя из этих резолюций была принята в 1993 г. в конкретной оперативной ситуации. «Речь идет о конкретной ситуации, и нельзя эти резолюции вырывать из контекста».
В интервью Euronews Пашинян заявил, что, если международное сообщество не хочет, чтобы карабахский конфликт приобрел более широкие масштабы, оно должно решительно признать независимость НК. Он заверил, что армянская сторона хочет мира, но это не значит, что она должна стоять и ждать, когда его подвергнут геноциду. «Действия Карабаха являются абсолютной самообороной. У нас есть только одна цель — защитить армянский народ от нового геноцида».
Он подчеркнул, что у РА и НК нет причин для начала войны, поскольку у них нет проблемы, которую нужно решать военным путем. По его мнению, важно выяснить, кто начал это нападение, и для этого достаточно информации. «Именно Азербайджан последние 15 лет постоянно грозит решить вопрос военным путем. Здесь нет никакого секрета. Зачем нужно было перебрасывать террористов к линии соприкосновения? С какой еще целью их можно вербовать и переправлять в другую страну, если эта страна не готовится к военной агрессии?». Пашинян отметил, что эти террористы были ввезены через Турцию, что тоже не секрет.
Он считает, что международное сообщество, сопредседатели МГ ОБСЕ должны зафиксировать то, что произошло и что происходит. «Мы приветствуем заявление лидеров и глав МИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, и это Турция заявила, что она считает, что Азербайджан не должен прекращать боевые действия, и фактически Азербайджан находится под управлением Турции. Это угроза геноцида. Сегодня к совершению этого геноцида причастны международные террористы, завербованные, привезенные в регион Турцией и которые сражаются на стороне Азербайджана.».
7 октября в интервью ряду российских СМИ в Ереване президент РА А. Саркисян обвинил Азербайджан в намерении произвести этнические чистки в Арцахе. «Азербайджан заявляет, что освобождает свои территории. От кого он освобождает? Если они освобождаются от армян, то для этого есть другой термин — не территориальная целостность, а другой международный термин — этническая чистка. То есть они хотят эту территорию, но без армян». Он подчеркнул, что это не были локальным столкновением, как раньше. Это настоящая война, которую Азербайджан и Турция готовили долго и серьезно. Она отличается тем, что помимо азербайджанской стороны и НК, в войну вовлечена третья сторона — Турция, принимающая непосредственное участие.
Относительно возможной посреднической роли Турции в карабахском урегулировании Саркисян указал, что сторона конфликта не может выступить посредником.
РЕАКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА
2 октября по инициативе армянской стороны состоялся телефонный разговор премьер-министра РА Н. Пашиняна с президентом РФ В. Путиным, в ходе которого стороны выразили озабоченность в связи с поступающей информацией о вовлечении в военные действия боевиков с Ближнего Востока. Путин вновь акцентировал необходимость немедленного прекращения боестолкновений и возобновления политико-дипломатических усилий по урегулированию конфликта.
2 октября секретарь Совбеза РФ Н. Патрушев встретился в Женеве с помощником президента США по национальной безопасности Р. О’Брайеном. Стороны обсудили, в том числе, ситуацию в Нагорном Карабахе. Стороны отметили совпадение подходов РФ и США к проблеме НК и подтверждена необходимость скорейшего запуска мирного политико-дипломатического процесса по поиску путей ее решения.
2 октября состоялся телефонный разговор министра ИД РФ С. Лаврова с министром ИД ИРИ М. Дж. Зарифом, в ходе которого стороны обсудили ситуацию в зоне карабахского конфликта, выразили озабоченность широкомасштабными боевыми действиями, а также вовлечением в них боевиков из Сирии и Ливии, призвали к незамедлительному прекращению огня и деэскалации напряженности, недопущению провокационной и воинственной риторики.
Лавров подчеркнул, что РФ продолжит как в национальном качестве, так и в рамках «тройки» сопредседателей МГ ОБСЕ прилагать посреднические усилия в поддержку урегулирования карабахского конфликта политико-дипломатическими средствами.
Министры отметили важную роль, которую могут сыграть страны региона, особенно соседи Азербайджана и Армении, в создании условий, способствующих скорейшему возврату сторон за стол переговоров.
4 октября в интервью изданию «Bild» премьер-министр РА Н. Пашинян, в ответ на вопрос о том, возможно ли, что российская армия поможет РА, сказал, что в РА дислоцирована российская 102-я военная баз, есть совместная система ПВО, в соглашении о которой четко сформулировано, в каких случаях она может быть использована также для обеспечения безопасности РА.
4 октября состоялся телефонный разговор министра ИД РА З.Мнацаканяна и министра ИД РФ С. Лаврова. С российской стороны была выражена озабоченность в связи с ростом жертв среди мирного населения, была отмечена необходимость скорейшего прекращения огня. Подтверждена готовность содействовать сторонам в возвращении процесса карабахского урегулирования в политико-дипломатическое русло под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ в соответствии с совместным заявлением президентов РФ, США и Франции.
5 октября пресс-секретарь президента РФ Д. Песков заявил, что у президента РФ В. Путина пока нет конкретных планов вести переговоры с президентами АР и Турции по карабахскому конфликту. В регионе идет война, и события развиваются быстро, поэтому сложно делать прогнозы. И “если в этом будет необходимость, нет никаких сомнений, что президент Путин обсудит эту тему со своими коллегами”.
В тот же день глава МИД РФ С. Лавров сообщил, что Москва по вопросу НК остается на связи с Арменией, Азербайджаном, Турцией и Ираном.
5 октября состоялся телефонный разговор премьер-министра РА Н. Пашиняна и президента РФ В. Путина. Путин вновь подчеркнул срочную необходимость прекращения боевых действий.
В тот же день председатель НС РА А. Мирзоян на своей официальной странице в Facebook написал, что друзья РА, в первую очередь РФ, сыграют свою роль в обеспечении региональной безопасности, в том числе в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
6 октября пресс-секретарь президента РФ Д. Песков заверил, что президент РФ В. Путин знает об обращениях основателя группы «Тройка Диалог» Р. Варданяна и миллиардера С. Карапетяна, призывавших вмешаться в ситуацию в НК. Он отметил, что сейчас все усилия России направлены на прекращение огня в регионе и возобновление переговоров. «Более активных шагов, чем сейчас, трудно себе представить». По его словам, на этом и сконцентрированы сейчас усилия РФ, чтобы «помочь воюющим сторонам прекратить огонь и начать политико-дипломатический процесс урегулирования». Песков добавил, что «Россия – одна из стран, которые могут быть посредниками в урегулировании этого конфликта».
6 октября директор Службы внешней разведки РФ С. Нарышкин заявил, что для РФ нынешняя эскалация ситуации в НК вызывает глубокую озабоченность не только по поводу ее масштабов, но и по поводу воздействия новых внешних факторов. Он отметил, что Турция впервые столь открыто и однозначно поддержала Азербайджан. Кроме того, он получил информацию о том, что наемники из международных террористических организаций, воюющих на Ближнем Востоке, в частности «Джабхат ан Нусра», «Фиркат Хамза», «Султан Мурад», а также курдские радикальные группировки активно проникают в зону конфликта НК. «Мы не можем не беспокоиться о том, что Южный Кавказ может стать новой площадкой для международных террористических организаций, откуда боевики могут впоследствии проникнуть в страны, граничащие с Азербайджаном и Арменией, включая Россию».
Нарышкин уверен, что при поддержке международного сообщества стороны конфликта в конечном итоге перестанут применять силу и сядут за стол переговоров.
6 октября глава МИД РФ С. Лавров и министр ИД ИРИ М. Дж. Зариф в ходе телефонного разговора выразили серьезную озабоченность беспрецедентной эскалацией в зоне карабахского конфликта. Была подчеркнута опасность вовлечения в него боевиков-радикалов незаконных вооруженных формирований из Сирии и Ливии. Констатирована безальтернативность дипломатического урегулирования, началом которого должно стать прекращение огня без предусловий.
Лавров указал на интенсивные усилия РФ как в национальном качестве, так и в рамках «тройки» сопредседателей МГ ОБСЕ для скорейшего установления мира в регионе. Министры вновь акцентировали важную роль, которую в этом могут сыграть страны-соседи Азербайджана и Армении.
7 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел очередной телефонный разговор с президентом РФ В. Путиным. Стороны также обсудили ситуацию в НК, придав важность немедленному прекращению боевых действий.
7 октября министр обороны РФ С. Шойгу провел переговоры по телефону с главами МО РА Д. Тонояном и АР З. Гасановым. В ходе переговоров обсуждалась текущая ситуация в НК.
7 октября в интервью ТК Россия-1 президент РФ В. Путин заявил, что РФ в рамках ОДКБ будет исполнять все свои обязательства, у РА на этот счет нет вопросов. Он заметил, что боевые действия ведутся не на территории РА. «Что же касается исполнения Россией своих договорных обязательств в рамках этого Договора, то мы всегда исполняли, исполняем и будем исполнять свои обязательства».
7 октября в интервью ряду российских СМИ в Ереване президент РА А. Саркисян заявил, что общественность в РА и НКР верит, что РФ может остановить боевые действия в зоне карабахского конфликта. По его словам, у РФ есть влияние и на РА, на АР, однако нужно заставить Турцию покинуть зону конфликта. Саркисян считает, что Москва может повлиять на Анкару.
Президент РА добавил, что армяно-российские отношения — не сугубо политические, это не интересы определенного правительства в РА или РФ. «Они настолько глубоки, что их можно назвать национальными интересами».
7 октября стало известно, что глава МИД РФ С. Лавров 12 октября проведет переговоры с армянским коллегой З. Мнацаканяном.
2 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел телефонный разговор с советником президента США по национальной безопасности Р. О’Брайеном, в ходе которого последний выразил глубокую озабоченность в связи с ситуацией на Южном Кавказе, подтвердил заинтересованность США в скорейшем прекращении огня и установлении стабильности.
О’Брайен подчеркнул, что конфликт не имеет военного решения, и в контексте урегулирования подтвердил позицию США.
В свою очередь, Пашинян подчеркнул факт вовлеченности Турции в боевые действия и размещения Турцией в Азербайджане наемников и террористов из Сирии, подчеркнул необходимость устранения наемников и террористов из региона, без чего установлении режима прекращения огня невозможно.
5 октября в интервью The New York Times премьер-министр РА Н. Пашинян сообщил, что в ходе телефонного разговора с О’Брайеном поднял деликатный вопрос: почему ничего не делается, чтобы помешать Турции, использовать американские F-16 против армян? «США должны объяснить, были ли эти F-16 даны для бомбардировки населенных пунктов и мирных жителей». По словам Пашиняна, О’Брайен «услышал и принял» его опасения.
5 октября глава МИД РА З. Мнацаканян провел телефонный разговор с заместителем госсекретаря США С. Биганом. Мнацаканян предоставил информацию о целенаправленном обстреле азербайджанскими ВС гражданского населения, гражданской инфраструктуры и связанных с этим человеческих и материальных потерях. Он обратил внимание на использование Азербайджаном оружия, запрещенного международными конвенциями, во время боевых действий и решительно осудил его.
В свою очередь, Биган подчеркнул важность немедленного прекращения огня и тесного сотрудничества с сопредседателями МГ ОБСЕ.
2 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел очередной телефонный разговор с президентом Франции Э. Макроном. Пашинян поблагодарил Францию за принципиальную и конструктивную позицию о недопустимости развязывания войны. Он счел недопустимым проникновение в регион спонсируемых Турцией террористов, подчеркнув, что восстановление региональной безопасности невозможно без устранения этих дестабилизирующих сил. В контексте установления мира Пашинян отметил тесное сотрудничество сопредседателей МГ ОБСЕ и их стран. Макрон, в свою очередь, придал важность скорейшему прекращению боевых действий и возобновлению мирного процесса.
1 октября глава МИД РА З. Мнацаканян провел телефонный разговор с министром ИД Франции Жан-Ив Ле Дрианом. Мнацаканян проинформировал Ле Дриана о целенаправленных инцидентах с журналистами, освещающими ситуацию в Арцахе, выразив озабоченность дестабилизирующей деятельностью внерегиональных сил, выразив особую озабоченность в связи с безоговорочной и односторонней военной поддержкой со стороны Турции Азербайджану. Стороны также подчеркнули недопустимость непосредственного вовлечения иностранных боевиков в конфликт. Мнацаканян отметил значение роли сопредседателей и стран-сопредседателей в нейтрализации угроз региональной безопасности.
Ле Дриан также выступил с заявлением, отметив, что МГ ОБСЕ намерена добиться прекращения боевых действий в НК и немедленного возобновления переговоров без предварительных условий. Он отметил, что продолжение боевых действий только увеличит количество жертв, в том числе среди мирного населения, так как создаст риски эскалации, которые могут выйти из-под контроля Армении и Азербайджана. «Я уже предупреждал своих собеседников об опасности интернационализации конфликта».
3 октября президент Франции Э. Макрон сообщил, что по телефону провел успешные переговоры с премьер-министром РА и президентом АР о ситуации в Нагорном Карабахе и предложил новый метод возобновления переговорного процесса в формате МГ ОБСЕ.
5 октября на своей странице в Twitter министр ИД Франции Жан-Ив Ле Дриан написал, что Франция готова содействовать прекращению огня в НК, а также для возобновления переговоров. Он сообщил, что в ходе беседы с главой МИД РФ С. Лавровым была достигнута договоренность о необходимости принятия срочных мер.
5 октября глава МИД РА З. Мнацаканян провел телефонный разговор со своим французским коллегой Ле Дрианом. Мнацаканян проинформировал о преднамеренном обстреле Азербайджаном крупных населенных пунктов, гражданского населения и объектов инфраструктуры в столице Арцаха, осудил действия военно-политического руководства Азербайджана, сопровождающиеся грубыми нарушениями международного гуманитарного права. Он также выразил озабоченность по поводу прямого участия иностранных террористов-наемников, переброшенных с Ближнего Востока в Азербайджан при поддержке Турции, в развязанных Азербайджаном военных действиях, что ведет к нарушению региональной безопасности и мира.
Двусторонне была подчеркнута необходимость немедленного прекращения боевых действий и принятия необходимых шагов в этом направлении в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
МГ ОБСЕ
5 октября главы внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей МГ ОБСЕ выступили с совместным заявлением c призывом к прекращению огня в НК. Они подчеркнули, что недавние нападения, целью которых предположительно являлись гражданские объекты – как вдоль линии соприкосновения, так и на территориях АР и РА за пределами зоны карабахского конфликта, – а также несоразмерность таких нападений, представляют собой неприемлемую угрозу для стабильности в регионе.
В соответствии со своим мандатом сопредседатели продолжат последовательно наращивать взаимодействие со сторонами, призывая их без промедления взять на себя обязательства по возобновлению процесса урегулирования на основе существующих базовых принципов и соответствующих международных документов.
Иран
6 октября президент ИРИ Х. Рухани в телефонном разговоре с президентом АР И. Алиевым выразил обеспокоенность возможным вмешательством третьих стран в карабахский конфликт. Он также выразил обеспокоенность тем, что вмешательство может превратить конфликт в региональную войну. Кроме того, он заявил, что этот конфликт и небезопасная ситуация на границе не должны открывать путь для влияния некоторых террористических групп. Президент Ирана заявил, что Тегеран готов принять все необходимые меры для урегулирования карабахского конфликта.
7 октября президент ИРИ Х. Рухани заявил, что н не допустит размещения террористов вблизи иранской границы. Он сообщил, что в телефонных разговорах с руководителями РА и АР он поднял вопрос безопасности на территориях и границах ИРИ и подчеркнул, что Тегеран готов поддержать мирное урегулирование карабахского конфликта.
В свою очередь, глава администрации президента ИРИ М. Ваези заявил, что этот вопрос невозможно решить путем войны. Он сообщил, что президент ИРИ обсудил этот вопрос с официальными лицами РА, АР, и было принято решение, что президент ИРИ поговорит с президентом РФ В. Путиным.
Ваези также заметил, что определенные люди за пределами страны пытаются использовать военную ситуацию для создания конфликтов между армянами и азербайджанцами внутри ИРИ. Были опубликованы видеоролики, изучение которых показало, что они были сняты не в Иране. Этот вопрос обсуждался в правительстве, и МВД были даны необходимые поручения. “Ситуация уже улучшилась. Но мы должны быть бдительными, чтобы внешние проблемы не навредили нашему внутреннему единству”.
ФРГ
4 октября премьер-министр РА Н. Пашинян провел очередной телефонный разговор с канцлером ФРГ А. Меркель. Пашинян рассказал о последних разоблачениях участия турецких военных, а также о переброске этой страной наемников и боевиков в Азербайджан. Меркель придала особую важность необходимости прекращения огня и возобновлению мирного процесса согласно заявлению лидеров стран-сопредседателей Минской группы, сделанному 1 октября.
ЕС
1 октября Европейский совет ЕС заявил, что карабахский конфликт не может быть разрешен военными средствами и не может быть предметом внешнего вмешательства. Лидеры ЕС подчеркнули необходимость немедленного прекращения боевых действий. ЕС также отметил, что АР и РА должны начать предметные переговоры без предусловий и выразил свою поддержку сопредседателям МГ ОБСЕ, попросив Верховного комиссара ОБСЕ, изучить вопрос дальнейшего содействия ЕС процессу урегулирования.
3 октября глава МИД РА З. Мнацаканян провел телефонный разговор с верховным представителем ЕС по ОВПБ Дж. Борелем. Мнацаканян представил последние события в зоне карабахского конфликта, проинформировал о нападениях азербайджанских ВС с применением оружия различного калибра на мирные поселения и гражданскую инфраструктуру, а также выразил глубокую озабоченность в связи с прямым участием Турции в агрессии Азербайджана, в том числе — путем размещения иностранных боевиков-террористов в Азербайджане.
7 октября верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Ж. Боррель заявил, что ЕС выступает за переговоры по урегулированию конфликта в НК без предварительных условий под эгидой МГ ОБСЕ.
Аргентина
3 октября глава МИД Аргентины Ф. Сола сообщил, что в карабахском конфликте армянская сторона не является агрессором, и выразил обеспокоенность по поводу эскалации в зоне конфликта. По его словам, Нагорный Карабах — это анклав, который сегодня принял решение о своей независимости на основе армянской культуры, армянского языка, армянского образования и т.д. Сола отметил, что конфликт вызывает большую тревогу, и он может с уверенностью заявить, что Армения не является агрессором.
Израиль
4 октября в интервью ТК «Украина 24» замминистра ИД РА Ш. Кочарян заявил, что отзыв посла РА из Израиля для консультацийо связано с тем, что неприемлемо, когда боеприпасы отправляются во время боевых действий. «Речь идет именно об этом, и это относится к любому государству, не только к Израилю, который поставляет оружие нашему противнику в самый горячий момент боевых действий». По его словам, это означает продление боевых действий — вопреки призывам, сделанным в ходе консультаций СБ ООН, вопреки призыву ОБСЕ, вопреки однозначным призывам президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ немедленно прекратить военные действия.
4 октября президент РА А. Саркисян в телефонной беседе со своим белорусским коллегой Ал. Лукашенко коснулся распространяемых в СМИ вестей о том, что Беларусь недавно поставила Азербайджану груз военного назначения. Лукашенко заявил, что последние полгода со стороны Беларуси по линии ВПК ни Азербайджану, ни Армении никаких поставок военных грузов не осуществлялось.
Совет Европы
5 октября глава МИД НКР М. Маилян направил официальное письмо генсеку СЕ М. Пейчинович-Бурич относительно продолжающегося акта агрессии Турции и Азербайджана против НКР с вовлечением наемников из террористических организаций Ближнего Востока. В письме, в частности, указывается на нарушение Азербайджаном взятого при вступлении в СЕ на себя основного обязательства достигнуть урегулирования азербайджано-карабахского конфликта исключительно мирными средствами. Маилян сообщил также о грубых и массовых нарушениях со стороны Азербайджана взятых на себя обязательств, относящихся к обеспечению права на жизнь.
В письме также подчеркивается, что Турция в равной степени несет ответственность за инициирование и разжигание новой военной конфронтации на территории СЕ, а также вербовку и отправку наемников из террористических организаций Ближнего Востока для участия в боевых действиях против НКР.
Маилян призвал СЕ использовать все свои возможности с целью немедленного прекращения не имеющего оправдания насилия против мирного населения НКР, а также массового нарушения прав человека и продолжающихся военных преступлений, происходящих в рамках юрисдикции СЕ.
6 октября глава комитета ПАСЕ по мониторингу Михаел Оструп Йенсен осудил подстрекательскую риторику Турции в карабахском конфликте и призвал Анкару прекратить такие действия. Он напомнил, что, став членами СЕ, РА и АР взяли на себя обязательство разрешать свои споры мирным путем. «Это обязательство, которое возложено на все государства-члены, также означает, что все государства-члены должны воздерживаться от любых действий, которые побуждают воюющие государства решать свои споры с помощью силы». В этом отношении члены комитета осудили подстрекательскую риторику Турции, а также сообщили о прямом участии в конфликте и призвали ее немедленно прекратить это делать.
Лига арабских государств
5 октября генсек ЛАГ Ахмед Абуль Гейт заявил, что роль Турции в углублении региональной напряженности в регионах Кавказа и Средиземноморья закончится плохо для этой страны. Он отметил, что президент Турции на Кавказе вмешался в конфликт между Азербайджаном и Арменией, столкнулся с Грецией и Кипром, напал на газовые зоны Восточного Средиземноморья. Он также отметил, что его возмущает и то, что в качестве наемников в войне Азербайджана с РА используются сирийцы.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
3 октября в ходе передачи “Особое мнение” директор Института Кавказа Ал. Искандарян выразил мнение, что России придется определяться по Карабаху, но она не хочет делать этого выбора. По его словам, ожидания о том, что ОДКБ это структура, которая «будет делать что-то вместо нас или параллельно с нами», основываются на каких-то внутренних психологических причинах внутри РА. “Не думаю, что в какого-либо рода конфликтах, которые у нас, есть приедут казахские, кыргызские, белорусские и русские солдаты и будут сражаться на карабахском фронте”.
По его словам, причина заключается в том, что для РФ как РА, так и АР имеет значение и важность, но очень по-разному. ОДКБ это структура–колесо без обода и связи разные, нужды разные, но не стоит ожидать большего, чем, к примеру, проведение массированных учений России на юге Дагестана.
Он также считает, что если завтра будет происходить апокалипсис со стороны Турции на территорию РА, то РФ будет обязана вмешаться, и именно поэтому сейчас этого не происходит. По его словам, если наступит последний момент, то России придется определяться, но она не хочет делать этого выбора, поскольку в результате четкого выбора она может потерять либо Армению, либо Азербайджан — либо обоих, “это политика и ничего личного”.