×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-27/
Новости
29 сентября
6 августа
4 августа
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
15:45 , 1 июля 2021
1965
0

Обзор 24-30 июня 2021 г.

 АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТФАКТУМ

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

Основные тезисы интервью секретаря Совета Безопасности РА Армена Григоряна Общественному ТВ от 28 июня:

  • С РФ ведутся интенсивные переговоры о выводе ВС Азербайджана с территории РА.
  • Российские войска будут стоять на действующих в советское время границах, азербайджанцы покинут суверенную территорию РА и вопрос будет решен.
  • Пограничные войска РФ будут стоять на границе, затем будет демаркация и делимитация, после чего пограничные войска РА и Азербайджана будут стоять на границе.
  • Российские миротворцы не покинут границы Арцаха через 4,5 года.

29 июня на запрос Armenia Today в офисе вице-премьера РА Мгера Григоряна сообщили, что:

  • конкретные сроки возобновления работы трехсторонней рабочей группы, возглавляемой вице-премьерами РФ, РА и Азербайджана пока не определены.
  • на момент прекращения работ в контексте разблокирования транспортных связей в регионе изучались технические и инфраструктурные возможности международных перевозок, вопросы организации пограничного, таможенного контроля в рамках регулировок нормативной правовой базы СНГ, а также других многосторонних международных договоров и конвенций, стороной которых является РА.
  • оценивались также возможные связи с транспортными инфраструктурами других стран региона, а также экономический и логистический эффекты.

ВЛАСТИ НКР

29 июня под председательством министра ВД НКР Карена Саркисяна состоялось первое заседание комиссии по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших.

Комиссия подвела итоги, согласно которым:

  • С 27 сентября по 12 ноября 2020 г. в Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения НКР было зарегистрировано 1578 тел погибших военнослужащих.
  • С 13 ноября 2020 г. по 28 июня 2021 г. на перешедших под контроль Азербайджана территориях было обнаружено и эвакуировано 1586 останков.
  • После 10 ноября 2020 г. по результатам судебно-медицинских экспертиз была установлена личность 2711 человек.
  • На территории Азербайджана находятся 60 пленных.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

Тезисы интервью экс-президента РА Сержа Саргсяна Русской службе ВВС от 24 июня:

«Переговорное наследие» Саргсяна

  • В 2018 г. он остался премьер-министром, пойдя навстречу призывам своих коллег, только ради того, чтобы довести переговорный процесс до момента, когда решение вопроса не будет зависеть от замены главного переговорщика.
  • Он отверг точку зрения, согласно которой армянская сторона занималась затягиванием переговоров, поскольку ее полностью устраивал сложившийся после первой войны статус-кво. «Мы вели очень конструктивные и динамичные переговоры. Никто не может обвинить нас в том, что мы придерживались идеи о «ни пяди земли» или намеренно затягивали переговорный процесс… Я готов был носить клеймо предателя, но решить вопрос, чтобы нас не постигла такая участь».
  • Ему это почти удалось — шли интенсивные переговоры, которые должны были разрешиться мирными урегулированием: возврат пяти районов Азербайджану в обмен на согласие на референдум без конкретной даты, а затем возвращение оставшихся двух районов в обмен на проведение референдума и размещение миротворцев.
  • Алиев был «практически» готов к этому сценарию. Саргсян уверен, что здесь помогло бы давление международных посредников. Даже был готов соответствующий проект резолюции СБ ООН.

Ошибки Пашиняна

  • Саргсян не поддерживает теорий о сознательной сдаче Карабаха и считает случившееся не коварным планом, а результатом грубых ошибок и глупости.
  • Но боевые действия начались только и только вследствие ошибок Армении. Азербайджан всегда хотел решить вопрос военным путем.
  • Они завели переговоры в тупик. «Что значит – «исходя из принципа справедливости»? То, что справедливо для нас, несправедливо для азербайджанцев, и наоборот. За этим последовала, конечно, очень грубая ошибка. Не только «Арцах — это Армения и точка». А про заявление о том, что он не станет вести переговоры до тех пор, пока в них не будет участвовать Карабах».
  • Международные посредники не стали даже обсуждать это предложение, а в Азербайджане его восприняли как саботаж переговоров. «Насколько незрелым нужно быть, чтобы не понимать, что это условие он ставит не перед азербайджанцами, а в первую очередь перед сопредседателями МГ? Потому что президенты России, США и Франции сделали пять заявлений, в которых они говорили как о принципах, так и о формате, и было очевидно, что Карабах не мог стать полноценной стороной переговоров».
  • В отсутствии жесткой реакции международного сообщества на начало новой войны Саргсян отчасти винит и Пашиняна. Он связывает с этим грубые внешнеполитические ошибки новой власти, костяк которой составляли либеральные активисты без опыта государственной и дипломатической службы. «Им казалось, что не будет боевых действий, потому что они демократичны, потому что они пользуются поддержкой большинства народа, они легитимны и так далее… Это просто детское мышление, но их это не беспокоило».
  • Еще один грубый шаг Пашиняна – «победные военные действия», по оценке властей Армении, а на самом деле губительные действия в июле 2020 г., которые попросту загнали Азербайджан в угол, и Азербайджан непременно должен был что-то сделать. Война началась несколько месяцев спустя.
  • Среди приведших к поражению ошибок Саргсян назвал также дискредитацию и расшатывание армии. Пашинян за 3 года у власти регулярно менял глав Генштаба, командующих армией и военными частями, увольнял глав спецслужб и однажды даже устроил разнос карабахским силовикам в прямом эфире «Фейсбука», обвинив их в коррупции. Сам премьер неизменно оправдывал свои действия тем, что уволенные им силовики служили не стране, а прежнему режиму и олигархам.
  • Он обвиняет Пашиняна не в том, что он подписал трехсторонний документ, когда азербайджанцы уже завоевали Шуши и действительно находились очень близко от Степанакерта, а в ситуации, которую он создал. «Я бы никогда не мог оказаться в таком положении. И это не пустые слова, а констатация того, что дважды произошло в действительности. Во время первой войны 1992-1994 гг. поначалу мы потеряли почти 50% Арцаха, но мы нашли в себе силы, преодолели все сложности и в результате имели то, что имели».

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

ФРАНЦИЯ

25 июня президент Франции Эмманюэль Макрон выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Франция готова оказать помощь в преодолении последствий конфликта в НК «в условиях суверенитета РА и полноценного уважения ее территориальной целостности».
  • Единственный путь, гарантирующий установление долгосрочной стабильности в регионе Южного Кавказа — восстановление в рамках МГ ОБСЕ политического процесса урегулирования нагорнокарабахского конфликта.

АВСТРИЯ, ЛИТВА, РУМЫНИЯ

25 июня президент РА Армен Саркисян принял глав МИД Австрии, Литвы и Румынии Александра Шаленберга, Габриэлиуса Ландсбергиса и Богдана Ауреску, а также управляющего директора по России, Восточному партнерству, Центральной Азии, региональному сотрудничеству и ОБСЕ Михаэля Зиберта и спецпредставителя ЕС по вопросам Южного Кавказа и кризиса в Грузии Тойво Клаара.

  • Стороны обменялись мнениями о ситуации в РА и регионе после войны, в частности, о гуманитарных и пограничных вопросах. Министры отметили, что для ЕС важна стабильность региона, и они хотят внести вклад в этом вопросе.
  • Саркисян коснулся вопроса скорейшего возвращения удерживаемых в Азербайджане армянских военнопленных и гражданских лиц, подчеркнув, что в этом вопросе РА ожидает содействия международных партнеров.
  • Стороны также обменялись мнениями относительно прошедших в РА внеочередных парламентских выборов и сложившейся после них ситуации в стране. Была выражена надежда, что выборы будут способствовать ослаблению напряженности и стабилизации в стране.

И. о. премьер-министра РА Никол Пашинян также принял европейских дипломатов.

  • В ходе встречи Пашинян высоко оценил роль ЕС, в частности, председателя Европейского совета Шарля Мишеля в обеспечении возвращения 15 армянских военнопленных из Азербайджана, отметив, что РА готова ответить на гуманитарный шаг аналогичным шагом.
  • Пашинян подчеркнул необходимость полной реализации трехстороннего соглашения 9 ноября 2020 г., возвращения всех удерживаемых военнопленных, а также мирного разрешения ситуации на армяно-азербайджанской границе.
  • Пашинян подчеркнул, что вопрос должен быть решен исключительно путем вывода представителей ВС Азербайджана с суверенной территории РА на их исходные позиции, и напомнил, что ранее он выступил с соответствующим предложением по этому вопросу.
  • Что же касается карабахской проблемы, то она должна решаться в рамках МГ ОБСЕ.
  • Ландсбергис отметил ключевое значение укрепления безопасности и стабильности на Южном Кавказе, добавив, что это также важно в контексте обеспечения их собственной безопасности. Он подчеркнул необходимость создания и укрепления атмосферы доверия между сторонами в нагорнокарабахском конфликте, добавив, что ЕС готов помочь и в этом вопросе. В связи с этим Ландсбергис указал на важность разрешения гуманитарных вопросов, в том числе возвращения военнопленных, удерживаемых в Азербайджане.

США

30 июня и. о. премьер-министра РА Никол Пашинян принял посла США в РА Линн Трейси. В ходе встречи:

  • Пашинян особо подчеркнул роль США в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ, отметил важность деятельности сопредседателей в деле всеобъемлющего урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
  • По словам Пащиняна, в настоящее время Азербайджан продолжает агрессивную деятельность, в деле управления этой ситуация придается важность не только роли сопредседателей, но и США.
  • Пашинян также подчеркнул, что проблема ситуации на армяно-азербайджанской границе должна быть решена исключительно путем вывода представителей ВС Азербайджана с суверенной территории РА на исходные позиции.
  • Пашинян высоко оценил роль США в вопросе возвращении армянских военнопленных из Азербайджана, добавив, что Армения готова ответить соответствующим шагом на гуманитарный шаг.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

МИНЭКОНОМИКИ РА

24 июня правительство РА приняло решение еще на 6 месяцев продлевать эмбарго на импорт товаров турецкого происхождения. По словам министра экономики Ваана Керобяна,

  • данный запрет следует рассматривать не только как отношение к стране, принимавшей участие в вооруженном противостоянии на стороне Азербайджана, но и как одну из мер, направленных на обеспечение безопасности страны.
  • за отчетный период объемы импорта товаров турецкого происхождения снизились на 70%.
  • существенно изменилась структура импорта. Если ранее в этот перечень подпадали овощи, авиатопливо, трикотажные изделия, то теперь в основном поставляются строительные материалы, хлопок, кожа.
  • эмбарго позволило местным производителям сельхозпродукции укрепить свои позиции.
  • рано или поздно эмбарго будет отменено, и местные производители к этому будут уже готовы, подчеркнул Ваан Керобян.

По данным Спутник-Армения,

  • 2004-2020 гг. импорт турецких товаров в Армению составил около 3 млрд. долларов.
  • Только за 2020 г. импорт составил 92 млн. долларов.
  • Около 44 % импорта трикотажные изделия, около 18 % — минеральные продукты, химикаты, резина, пластмасса, около 14 % — электроника и другие оборудования, 6 % — металлические изделия, 3 % — мебель, лампы, сборные строительные конструкции, 2 % — транспортные средства, около 0,5 % — пищевые продукты, около 5 % — другое.
  • Пики импорта были в 2014, 2011 и особенно в 2019 гг.

РЕМОНТ ДОРОГ К ГРАНИЦАМ ГРУЗИИ И ТУРЦИИ

Правительство РА выделит на это около $3,75 млн. Будут проверены результаты ремонтных работ:

  • На дорогах от турецкой границы к поселку Маркара (недалеко от горда Армавир)
  • На дороге от города Талин к поселку Каракерт и далее к турецкой границе
  • На дороге от города Ванадзор к Таширу и грузинской границе (поселок Привольное)

ПРЕЗИДЕНТ РА

Президент РА Армен Саркисян в интервью испанскому изданию El Pais заявил:

  • Есть ли кто-нибудь, кто может мне гарантировать, что Азербайджан вместе с Турцией не осмелятся войти на ту часть территорию Карабаха, оставшаяся под контролем российских миротворцев?
  • Это прекращение огня было согласовано между тремя сторонами, возможно, и четвертая сторона замешана за кулисами – Турция, которая является членом НАТО и применила оружие НАТО против РА.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ПОСТВЫБОРНАЯ АРМЕНИЯ

ЦИК РА

27 июня ЦИК РА подвел итоги внеочередных парламентских выборов

  • Явка на выборах составила 49,39 % или 1 281 997 избирателей из общего их числа в 2 595 512.
  • За партию «Гражданский договор» и. о. премьера Никола Пашиняна на выборах проголосовали 688 761 избирателей или 53, 91 %.
  • На втором месте блок «Армения» во главе с экс-президентом Робертом Кочаряном, получивший голоса 269 481 избирателей или 21, 9 %.
  • Блок «Честь имею» получил голоса 66 650 избирателей или 5, 22 %.
  • ПГД получит 71 мандат, 29 мандатов получит блок «Армения», а блок «Честь имею» — 7 мандатов.
  • Представители русской, езидской и курдской общин получат мандаты по списку партии «Гражданский договор», представитель ассирийский общины – по списку блока «Армения».

 

ПРЕЗИДЕНТ АРМЕНИИ

25 июня Президент РА Армен Саркисян принял лидеров партий «Просвещенная Армения» Эдмона Марукяна и «Процветающая Армения» Гагика Царукяна. Собеседники обсудили внутриполитическую ситуацию в стране.

  • Президент выразил надежду, что «Просвещенная Армения», хотя и не прошла в НС, продолжит свою активную деятельность во благо РА.
  • Во время встречи с Царукяном выразил надежду, что несмотря на непрохождение в парламент, партия продолжит активную работу. Глава государства отметил роль ППА в политической жизни страны, оценил ее конструктивную позицию в вопросе проведения досрочных выборов и подчеркнул важность использования ее политического опыта.

 

ВЛАСТИ НКР

25 июня фракции НС НКР выступили с заявлением, в котором отмечается:

  • Развязанная Азербайджаном война поставила всех нас перед необходимостью решать жизненно важные геополитические вызовы.
  • После окончания войны стала заметна также поляризация общества, сопровождающаяся агрессивной риторикой. Особенно опасны заявления, которые могут вбить клин между гражданами РА и НКР.
  • Фракции призывают всех быть взвешенными, терпимыми и уважительными друг к другу при выражении своих мнений и подходов.
  • «Единство в эти тяжелые дни — мощное оружие, которое необходимо использовать, чтобы вернуть то, что мы потеряли, преодолеть этот тяжелый кризис и, наконец, восстановить веру армянского народа в будущее».

 

ПАРТИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

Заявления представителей ПГД.

И.о. премьер-министра РА Никол Пашинян:

  • Международные и местные наблюдатели четко зафиксировали, что выборы в РА прошли в строгом соответствии с демократическими стандартами.
  • Результаты последних выборов были непрогнозируемы, это были самые непрогнозируемые выборы в новейшей истории Армении. Мы подтвердили нашу политическую волю — свободное волеизъявление граждан является для нас высшей ценностью.
  • Страница фальсификации выборов в РА окончательно перевернута.
  • Есть и возбужденные уголовные дела по фактам предвыборных взяток, других проявлений незаконного воздействия на волю избирателей. Они будут должным образом изучены и соответствующим образом им будет дан ход.
  • Самый важный отклик, который власти получают после выборов – для граждан Армении отныне неоспоримый факт, что он является решающим фактором в стране.

Основные тезисы интервью секретаря Совета Безопасности РА Армена Григоряна Общественному ТВ от 28 июня:

  • После революции часть находящихся в системе госуправления людей торпедирует ее. Кадровые изменения необходимы для того, чтобы система управления была прочной. «Мы получили мандат на кадровый разгром, совершим его и реформируем систему».
  • Не важно, кого они выбрали. Будут уволены те, кто не поддерживают реформы, мандат на что передан правящей власти. «Мы обещали не вендетту, а кадровый разгром, и он будет. В целом государственная система должна быть прочной, и однозначно служить победившей силе».

БЛОК «АРМЕНИЯ»

С 24 июня блок «Армения» начала акции протеста у здания Генпрокуратуры против ареста директора медицинского центра «Измирлян» Армена Чарчяна. По словам главы партии «Возрождающаяся Армения» Ваге Акопяна,

  • прокуратура стала послушной исполнительницей воли человека, «именующего себя премьер-министром».
  • в ходе выборов были зафиксированы многочисленные нарушения, по которым блок обратится в КС РА.
  • Лишь после решения КС блок определится с вопросом идти в парламент или нет.
  • Нарушения главным образом связаны с нещадным использованием административного ресурса.
  • В избирательных урнах не было и 30% бюллетеней в пользу партии «Гражданский договор».
  • Власти из Эчмиадзина специально доставили в Сюник 15 тысяч военнослужащих для голосования. Те же солдаты голосовали на нескольких избирательных участках.

25 июня экс-президент РА Роберт Кочарян на встрече с главами общин, являющихся соратниками блока, обсудил вопросы их правового и политического содействия. В ходе встречи обсуждалась поствыборная ситуация и предстоящие работы. Кочарян выразил уверенность, что представители блока должны не поддаваться незаконному давлению властей и должны продолжать работать в нормальном режиме во имя благосостояния общин. Он обещал поддержку соратникам-руководителям общин.

26 июня блок «Армения» выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Власти осуществляют давление со стороны властей в отношении сторонников Блока. «Режим, говорящий о «диктатуре права и закона», попирая основные права и свободы человека, сделал мишенью многочисленных руководителей общин, членов советов старейшин, общественных служащих, лиц, осуществляющих экономическую, культурную, научную, образовательную, медицинскую деятельность и не согласных с взглядами властей, ведущих родину к гибели».
  • Блок требует от властей немедленно прекратить «преследования и насилие, исходя из политических взглядов». В противном случае вся ответственность за дальнейшее обострение обстановки в стране ляжет на действующие власти.

27 июня блок «Армения» выступил с заявлением о намерении обратится в Конституционный суд с требованием признать недействительным процесс распределения мандатов в НС и установить новый порядок их распределения.

29 июня экс-президент РА Роберт Кочарян в ходе собрания блока заявил:

  • Блок «Армения» стал институциональной, радикальной оппозицией и будет использовать все возможности, которые дает законодательство страны.
  • Результаты выборов были неожиданными для блока. В качестве причин итогов голосования Кочарян отметил работу «машины фальсификаций». По оценкам блока, примерно 200 тыс. голосов являются сомнительными.
  • Это было иррациональное голосование, которое нуждается в объяснении социологов. «На результаты голосования повлияла поляризация в обществе по социальному признаку».
  • Причины кризиса не преодолены, власти продолжат действовать как прежде и это неизбежно приведет к новым внеочередным выборам. «Это значит, что мы не получим ответы на вопросы, почему мы потерпели поражение, почему погибли пять тысяч человек, как были потеряны Шуши и Гадрут». По его прогнозам, новые внеочередные выборы состоятся примерно через 1,5 года.
  • Вопреки тому, что в последние годы парламентская оппозиция шла на многочисленные сделки с властью, блок «Армения» вернет веру народа в парламентскую оппозицию, Их блок будет «совмещать парламентскую работу, уличную борьбу и борьбу в информационном поле».

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

24 июня в интервью Русской службе ВВС экс-президент РА Серж Саргсян заявил, что считает, что Пашинян победил на выборах, но возникает множество вопросов, связанных с этой победой. Среди этих вопросов он назвал изменение избирательного кодекса за полтора месяца до голосования, использование административного ресурса, аресты и обыски у активистов блока и угрозы.

28 июня блок «Честь имею» выступил с заявлением о намерении обратиться в КС. На данный момент готовятся материалы. Уточняется также, с какими именно требованиями блок обратится в КС. Одно из требований касается признания недействительными результатов внеочередных выборов в НС РА.

ПАРТИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

24 июня лидер партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян заявил:

  • Партия «Просвещенная Армения» принимает результаты досрочных парламентских выборов.
  • Марукян не получал от Пашиняна предложений занять ту или иную государственную должность и не ожидает подобного предложения.
  • Их партия внимательно наблюдает за процессом пересчета голосов.
  • В партии также внимательно будут отслеживать процессы, связанные с возможностью обращения некоторых политических сил в КС РА. В «Процветающей Армении» нет доказательств массовых фальсификаций результатов выборов.
  • Бывшие президенты своим участием в выборах способствовали воспроизводству власти Пашиняна.
  • Высокий уровень конфронтации в новом парламенте будет мешать конструктивному диалогу между фракциями. Новый парламент будет качественно уступать предыдущему, а парламентские обсуждения — протекать в русле обвинений и взаимных оскорблений.

АРМЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС

24 июня зампредседателя АНК Левон Зурабян выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Действующая власть олицетворяет полный провал системы государственного управления, преуспев только в демагогии и манипулировании общественным мнением.
  • Очень скоро нам придется мобилизовать все усилия, чтобы противостоять новым вызовам.
  • «Рационализм и справедливость восторжествуют».

25 июня АНК выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Последние внеочередные выборы были далеки от свободных и справедливых, и являются серьезным отступлением по сравнению с парламентскими выборами 2018 г. «Несмотря на многочисленные обещания и гарантии, власти провалили и этот экзамен, заблокировав путь демократического развития Армении».
  • В АНК привели несколько обоснований:
  • власти использовали административный ресурс – возможности министерств, местных властей, армии,
  • не было предотвращено незаконное использование финансовых ресурсов, что позволило «Гражданскому договору», «Процветающей Армении», «Армении» и «Честь имею» бесконтрольно тратить миллионы долларов,
  • власти не гарантировали равное освещение предвыборной кампании, использовался механизм подтасовок, давления на избирателей,
  • предвыборная агитация была пронизана оскорблениями, угрозами, «компроматом», сведением счетов и призывами к насилию, в
  • власти ничего не сделали для «очистки» раздутых избирательных списков, в которых продолжают числиться лишние 800 тысяч человек. Это внушает сомнения в явке избирателе.
  • АНК не собирается обращаться в КС, так как ей нечего более представить в качестве доказательства, хотя были зафиксированы многочисленные нарушения в ходе досрочных парламентских выборов в Армении. «У нас нет никаких ожиданий от КС».

ПАРТИЯ «НАШ ДОМ — АРМЕНИЯ»

И.о. премьер-министра РА Никол Пашинян в рамках инициированных им консультаций с представителями политических сил принял лидера партии «Альянс» Тиграна Уриханяна, возглавившего список партии «Наш дом — Армения» на досрочных выборах.

В связи с этим, 24 июня партия «Наш дом — Армения» выступила с заявлением, в котором отмечается:

  • Ни Ара Абрамян, ни партия «Наш дом — Армения» не уполномочивали Уриханяна встречаться с Пашиняном.
  • Партия «Наш дом — Армения», которая при поддержке президента Союза армян России Ара Абрамяна приняла участие в досрочных парламентских выборах, не имеет какого-либо отношения к этой встрече и не разделяет поствыборных взглядов Уриханяна.

НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛЮС

29 июня кандидат в премьеры от НДП Ваге Гаспарян заявил:

  • НДП подтверждает, что не признает итоги внеочередных «не справедливых и не свободных» выборов в НС РА и продолжает национально-освободительную борьбу с целью предотвратить заключение «делимитационно-демаркационного соглашения с Баку».
  • Внеочередное выборы прошли по заказу и под полным контролем Москвы, в результате чего было сформировано российско-подданнический парламент.
  • Гаспарян видит ряд угроз в присутствии данных политических сил в законодательном органе. В частности, нынешняя партия власти не скрывает, что готова подписать «делимитационный» документ с Баку, что чревато переводом «вопроса Арцаха» из формата МГ ОБСЕ в трехсторонний формат Москвы, Баку и Анакары, закрытием страницы признания Геноцида армян в Османской Турции и возврата исторических земель Армении.
  • НДП призывает все политические силы в спешном порядке выразить свою позицию относительно процесса делимитации-демаркации армяно-азербайджанской межгосударственной границы на основе административного разделения границ времен СССР.
  • В НДП неоднократно заявляли, что в «колониальной» Армении априори не могут быть справедливые и свободные выборы. «У нас может быть только голосование, которое не отражает реальную волю и ожидания народа». О том, что «бархатная власть» не имела желания провести свободные выборы, говорит и то, что, несмотря на революцию, власти так и не отказались как от действующего избирательного законодательства, внеся лишь незначительные изменения в документ, так и от услуг главы ЦИК. В результате избирательная система, соответствующе «подкованная» в течение последних 30 лет, сделала свое «черное дело».
  • Конкретные факты избирательных правонарушений — очевидно, что в РА не может быть 2,5 млн избирателей, поскольку вряд ли столько избирателей на данный момент физически находятся в стране. В ходе выборов был использован как административный ресурс, так и задействована «практика» дачи избирательных взяток.
  • Ближайшие несколько месяцев будут решающими как для армянского народа, так и всего евразийского пространства. В частности, РФ вынужденно покидает регион, и, чтобы не впустить сюда Запад, оставляет Турцию в качестве «наместника». «Мы на пороге эпохальных геополитических изменений — настал час политического Сардарапата, когда все постсоветское пространство сможет пройти путь к деколонизации. Исход борьбы будет зависеть от инициативности армянского народа».

САМВЕЛ БАБАЯН

28 июня на странице экс-главы Совета безопасности НКР Самвела Бабаяна в Facebook было опубликовано его заявление, в котором отмечается:

  • И последняя Карабахская война, и дальнейшее развитие событий показали, насколько РФ заинтересована в регионе и, соответственно, в том, кто именно находится у власти в РА.
  • Перед выборами в НК «пятая колонна» обратилась к Бабаяну с просьбой поддержать кандидатуру Виталия Баласаняна. Единственной проблемой был его низкий рейтинг среди населения. Тогда к нему обратился Гарник Исагулян, долгое время проработавший в «пятой колонне», одновременно обслуживая интересы разных кругов, в том числе Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Бабаян категорически отказался стать участником этой программы. Исагулян начал угрожать. С помощью интриг им удалось добиться запрета Бабаяна въезда в РФ.
  • В силу географического положения Армении ее призывают к партнерству с РФ, но это партнерство должно быть действительно равноправным. Бабаян всегда открыто высказывался и критиковал РФ за ее неправильные действия по отношению к Армении. «И если я всегда готов к диалогу и сотрудничеству с официальными представителями РФ, то мне не о чем говорить с представителями «пятой колонны».
  • Бабаян призвал общественность трезво анализировать любую информацию, не верить фальсификациям СМИ и спекуляциям со стороны «пятой колонны». «Алиев недавно объявил об увеличении военного бюджета своей армии. Это означает, что он хочет отобрать и часть Армении. Поэтому надо спешить. Никто из внешних игроков нам не поможет, мы должны сделать это сами. Это первостепенный государственный интерес Армении».

САМВЕЛ КАРАПЕТЯН

24 июня президент группы компаний «Ташир», основатель «Клуба инвесторов Армении» Самвел Карапетян встретился с бывшими президентами РА Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном.

И. о. премьер-министра РА Никол Пашинян также встретился с Самвелом Карапетяном. В ходе встречи стороны коснулись программ правительства РА в сфере экономики, шагов и реформ по улучшению деловой среды. Был обсужден ход инвестиционных программ, осуществляемых ГК «Ташир», и планируемые в будущем проекты. Карапетян заверил, что все начатые программы будут продолжены, говорится в сообщении.

Во время встреч Карапетян призвал стороны к конструктивному диалогу, что будет способствовать общему снижению напряжения в стране.

ВЫБОРЫ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТКЛИКИ

24 июня президент РФ Владимир Путин поздравил и.о. премьер-министра РА Никола Пашиняна с успешным проведением выборов и зафиксированной в них победой.

25 июня президент Франции Эмманюэль Макрон также поздравил Пашиняна с победой партии «Гражданский договор» на внеочередных парламентских выборах.

Посол Великобритании в ОБСЕ Нил Буш также поздравил армянский народ с успешным проведением досрочных парламентских выборов.

26 июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поздравил Пашиняна с победой на внеочередных выборах.

28 июня пресс-секретарь МИД Турции Танжу Билгич прокомментировал итоги выборов в РА:

  • Он пожелал, чтобы выборы принесли мир и стабильность на Южный Кавказ.
  • По его словам, РА больше всего пострадала от исключения из региональных проектов.
  • Турция надеется, что новое руководство РА будет следовать позитивной повестки и займет свое место в инициативах по региональному сотрудничеству.
  • Во время своего последнего визита в Азербайджан Эрдоган сказал, что, если мы увидим эту добрую волю, мы дадим такой же конструктивный ответ Армении.

29 июня президент США Джо Байден поздравил Пашиняна и армянский народ с проведением успешных парламентских выборов.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ОТСТАВКИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

25 июня начальник Управления инженерных войск Ишхан Матевосян и начальник Управления войск противовоздушной обороны ВС РА Армен Варданян были освобождены от должностей.

 

ПРАВО

ДЕЛО «МОНАХА»

Суд удовлетворил ходатайство об аресте Артура Айвазяна, известного по кличке «Монах», в рамках уголовного дела, возбужденного по факту озвучивания в прямом фейсбуковском эфире ругательств и угроз применить насилие.

ИСК ПРОТИВ ЦИК РА

25 июня Административный суд РА удовлетворил иск партии «Зартонк» относительно непринятия ЦИК РА в ходе предвыборной кампании мер в отношении партии «Гражданский договор». По словам главы Палаты адвокатов Ары Зограбяна, из решения следует, что ЦИК должен был принять меры для предотвращения известных заявлений кандидата в премьеры от «Гражданского договора» Никола Пашиняна, содержащих принуждение, угрозы и ненависть, чего Комиссия не сделала, проявив бездействие.

ДЕЛО О НАРУШЕНИЯХ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ

  • В связи с нарушениями на парламентских выборах возбуждено 37 уголовных дел. По ним проходят 47 человек, 26-ти уже предъявлены обвинения.
  • В числе прочих обвинения и 5 кандидатам от двух блоков и одной партии. Еще один из кандидатов, чье задержание было признано судом неправомерным, после освобождения покинул территорию РА, и объявлен розыск.
  • Возбужденные уголовные дела касаются, в частности, дачи или получения взяток, принуждения или препятствования участию в избирательной кампании, порчи предвыборных плакатов, попыток многократного участия в голосовании.

ЗАЯВЛЕНИЯ ПАРТИЙ «ЗАРТОНК», БЛОКОВ «АРМЕНИЯ» И «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

Партия «Зартонк», блоки «Армения» и «Честь имею» представили в ЦИК РА заявления о признании недействительными итогов внеочередных парламентских выборов в РА.

В числе предполагаемых нарушений:

  • продолжение исполнения обязанностей премьер-министра Николом Пашиняном после отставки и в период выборной кампании.
  • Предвыборная агитация содержала в себе «прямую пропаганду речей ненависти со стороны лица, занимавшего высшую должность».
  • Политические силы не имели возможности контроля над процессом голосования военнослужащих, так как весь процесс держался в секрете. В качестве нарушения — голосование военнослужащих с предъявлением военного билета, а также видеозаписи, на которых военнослужащим приказывают, как им голосовать.
  • Списки и регистр избирателей «раздуты».
  • Соответствующее устройство не смогло считать данные паспортов более 100 тыс. избирателей.
  • Тысячам перемещенных граждан Арцаха, находящихся в РА не позволили принять участие в выборах.

ЦИК РА отклонил все три заявления. Согласно решению Комиссии, в ходе подготовки и голосования не имели места такие нарушения ИК РА, которые могли повлиять на результаты выборов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

25 июня замглавы Комитета госдоходов РА Ашот Мурадян и замглавы Федеральной налоговой службы РФ Александр Егорычев подписали соглашение, согласно, которому, предприниматели РА и РФ смогут оперативно обмениваться счетами-фактурами, а значит – быстрее получать возврат НДС. Планируется внедрить упрощенный обмен счетами-фактурами и с НК.

30 июня состоялась встреча и.о. министра обороны РА Вагаршака Арутюняна с послом России в РА Сергеем Копыркиным и военным атташе посольства полковником Андреем Грищуком. Собеседники обсудили широкий спектр вопросов, касающихся армяно-российского стратегического и военно-политического сотрудничества, а также региональной безопасности.

30 июня ЧПП РФ в РА Сергей Копыркин и врио постоянного представителя Программы развития ООН в РА Михаела Стойкоска подписали Меморандум о взаимопонимании для запуска проекта по поддержке наиболее уязвимых общин и групп в РА, включая перемещенных лиц. Проект в первую очередь нацелен на приграничные районы Сюника, Гегаркуника и Вайоц Дзора. Проект стоимостью 3,2 млн долларов США финансируется правительством РФ и реализуется ПРООН в РА.

США

Агентство США по международному развитию (USAID) планирует продолжить работу по укреплению гражданского общества в РА. Как отмечается в соответствующем заявлении:

  • В нынешних условиях у организаций гражданского общества есть «уникальная возможность» не только продемонстрировать свою активность «в непростое для Армении время», но и продолжить диалог с правительством республики и внести свой вклад в «выработку и реализацию политики» в стране, считают в USAID.
  • США намерены провести в Армении «исследование рынка», чтобы, помимо прочего, определить, какое количество местных организаций заинтересовано в деятельности «по наращиванию потенциала гражданского общества».
  • Чтобы использовать силу армянских организаций гражданского общества и продолжать повышать устойчивость сектора, новое направление деятельности в рамках программы будет ориентировано на укрепление финансовой жизнеспособности и организационного потенциала представителей сектора.

30 июня и. о. премьер-министра РА Никол Пашинян принял посла США в РА Линн Трейси. В ходе встречи:

  • Пашинян заявил, что Ереван надеется на продолжение сотрудничества с США в новых масштабах.
  • Пашинян отметил, что с проведением досрочных парламентских выборов РА вступает в новый этап, в котором очень важны высокие оценки качества и результатов выборов, высказанные международным сообществом, в том числе США. Он, в частности, напомнил о реакции президента США относительно выборов и о направлениях армяно-американского сотрудничества в будущем.
  • Пашинян отметил, что один из результатов двустороннего взаимодействия будет очевиден на днях, когда в РА начнет действовать новая патрульная служба.
  • Пашинян отметил, что борьба с коррупцией остается приоритетом для правительства РА на основе антикоррупционной стратегии.
  • Относительно реформ судебной системы Пашинян выразил уверенность, что в ближайшие годы она будет по-настоящему независимой. «Я уверен, что в результате всего этого демократия не только станет необратимой, но и укоренится в Армении».
  • Трейси отметила, что администрация США продолжит тесное сотрудничество с правительством РА с целью продвижения приоритетов программы реформ. Она назвала ключевым сотрудничество в развитии и укреплении демократических институтов, правосудия, борьбы с коррупцией и развития избирательных процессов.

ИРАН

30 июня и.о. министра экономики РАВаан Керобян принял делегацию во главе с вице-президентом Ирана по науке и технологиям Мехди Элиасси. Эллиаси отметил, что иранская сторона имеет богатый опыт создания центров высоких технологий в разных странах и предложил создать аналогичный центр в Армении, где будут организовываться двусторонние B2B-встречи и проводиться обсуждения, связанные с этой сферой. В ходе встречи также были затронуты вопросы двустороннего сотрудничества в рамках свободных экономических зон «Мегри» и «Арас».

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

СМИ: ВОПРОС ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ ВНУТРИ БЛОКА «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

Как пишет газета «Грапарак», в блоке «Честь имею» проходят обсуждения по вопросу депутатских мандатов. Серж Саргсян желает направить в НС как можно большее число республиканцев. Он не очень доволен нынешним раскладом, согласно которому мандаты получат 4 представителя РПА и 3 — от партии «Отечество». Кандидатами от «Отечества» являются бывший председатель Контрольной палаты Ишхан Закарян, бывший член фракции «Мой шаг» Тагуи Товмасян и сам Артур Ванецян. Между тем в РПА надеялись, что Ванецян откажется от мандата, и он перейдет к республиканцам, а именно — к Мартуну Григоряну. А в вопросе руководителя фракции разногласий нет — ее возглавит Артур Ванецян.

СМИ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

По данным газеты «Иравунк»,

  • и.о. министра обороны РА Вагаршак Арутюнян будет назначен секретарем Совета безопасности, сменив на этом посту Армена Григоряна. На этом настаивает российская сторона.
  • Министром обороны будет назначен бывший секретарь Совбеза НКР Самвел Бабаян.

По сведениям газеты «Жоховурд»,

  • руководитель аппарата премьер-министра РА Арсен Торосян уже имеет своего кандидата на пост министра здравоохранения.
  • Нынешней и.о. Минздрава Анаит Аванесян, которая является женой его друга, он намерен направить в парламент — на должность руководителя постоянной комиссии НС по здравоохранению и общественным вопросам. Тем самым он освободится от Нарека Зейналяна, с которым у него давние проблемы, и заимеет на посту главы комиссии своего человека.
  • Кандидатом Торосяна на пост главы Минздрава является Саркис Торосян, который с 10 апреля 2019 г. занимает должность заместителя руководителя аппарата премьер-министра.
  • Тигран Авинян, возможно, будет назначен мэром Еревана, его на посту вице-премьера сменит Арсен Торосян.
  • Руководителем аппарата правительства будет назначен Араик Арутюнян, ныне занимающий должность советника премьер-министра.
  • Большое желание занять пост столичного мэра имеет Хачатур Сукиасян. Несмотря на активные обсуждения, Пашинян пока открыто не обсуждал этот вопрос и не поддерживал ничью кандидатуру.
  • Власти сейчас заняты поиском самой оптимальной кандидатуры на пост министра ИД. Наиболее вероятной кандидатурой считается вице-премьер Мгер Григорян. Помимо богатого опыта Григоряна, немаловажным фактором является лояльное отношение к нему российских кругов.
  • На должность главы фракции «Гражданский договор» претендуют Айк Конджорян и Арпи Давоян. Нынешний руководитель фракции Лилит Макунц в скором времени отправится в США послом. Не исключается, что Давоян займет пост вице-председателя НС.
  • Жесткая борьба развернется также за пост председателя НС — на эту должность претендуют Арарат Мирзоян, Ален Симонян и Сурен Папикян. Наиболее высокие шансы у Арарата Мирзояна, хотя Арсен Торосян лоббирует кандидатуру Папикяна.
  • Рубен Рубинян, возможно, станет одним из трех вице-спикеров НС. Ранее ему прочили должность министра иностранных дел, однако эта идея многими, в том числе внешними партнерами Армении, была воспринята неоднозначно.
  • Постоянную комиссию НС, по всей вероятности, возглавит Владимир Варданян, который был председателем комиссии НС по государственно-правовым вопросам.

 

МНЕНИЯ

СОЦОПРОС MPG/Gallup

29 июня были представлены результаты нового соцопроса, согласно которым:

Прошли ли парламентские выборы справедливо и прозрачно и отражают ли они волю народа?

  • 38,7% считают, что однозначно да
  • 20,1% считают, что скорее всего да
  • 18,8% считает, что скорее нет
  • 17,9% считает, что однозначно нет
  • 4,5% — затруднились ответить на этот вопрос.

Какую из политических сил вы поддержали на внеочередных выборах в парламент Армении?

  • 35,8% — партия «Гражданский договор»
  • 24,2% — блок «Армения»
  • 6,8% — блок «Честь имею»
  • 4,4% — партия «Процветающая Армения»
  • 3,2% — партия «Республика»
  • 2,4% — Армянский национальный конгресс
  • 2,1% — партия «Просвещенная Армения»
  • 1,6% — блок «Альянс демократов Ширинян-Бабаджанян»
  • 1,5% — партия «Национально-демократический полюс»
  • 1,4% — Партия «Национально-консервативное движение 5165»
  • 11,7% респондентов отказались ответить на этот вопрос.

 

СУРЕН САРКИСЯН

Аналитик Сурен Саркисян на своей странице в Facebook представил следующие возможные сценарии развития ситуации в регионе.

По части Азербайджана:

Подписание большого мирного договора с Азербайджаном, который включит:

  • Признание территориальной целостности Азербайджана
  • Отказ от территориальных претензий к Азербайджану
  • Установление дипломатических отношений между Арменией и Азербайджаном, открытие границ
  • Делимитация и демаркация армяно-азербайджанской границы (в основном за счет территорий Армении)
  • Не исключается, что Армения возьмет на себя обязательство отказаться от армии и ограничиться малочисленными полицейскими войсками.

По части Турции:

Подписание армяно-турецкого соглашения о примирении, которое включит:

  • Отказ от политики признания геноцида, признание территориальной целостности Турции, отказ от территориальных требований
  • Редактирование декларации о независимости Армении, удаление изображения Арарата из герба
  • Открытие границ, установление дипломатических отношений
  • Создание коридора, связывающего Турцию с Азербайджаном
  • Исключение военного присутствия любого государства на территории Армении, которое может угрожать безопасности Турции или Азербайджана.

Взамен всего этого Армении пообещают приток азербайджано-турецкого капитала, причем речь будет идти не о крупных инвестициях, а об экономической экспансии.

ВАРДАН ОСКАНЯН

Экс-глава МИД РА Вардан Осканяна о необходимости определения армянской повестки дня в переговорах по Арцаху

  • Азербайджан готов в удобный для внутриполитических событий в РА момент положить в руки свою повестку дня, чтобы выложить ее на стол. Для скорейшей реализации этой повестки Баку постарается использовать все возможные рычаги, пользуясь ослабленной обороной и переговорными позициями Еревана.
  • Первый — возможный документ о разграничении, который будет касаться вопроса анклавов. Второй — вопрос дороги / коридора из Азербайджана в Нахиджеван, о котором говорится в заявлении от 9 ноября. Третий — вопрос подписания возможного соглашения об установлении армяно-азербайджанского мира и добрососедских отношений.
  • Все три — очень серьезные вызовы для Армении. Они неизбежно будут содержать положения, которые не будут отвечать интересам безопасности РА в целом.
  • Мирное соглашение зафиксирует окончательную потерю Арцаха.
  • Азербайджан подпишет документ только в том случае, если РА признает территориальную целостность, включая Арцах. В лучшем случае, там можно было бы ввести положение, которое обеспечило бы сегодня армянам некую форму культурного самоопределения в остальной части Арцаха.
  • Этот документ — самый опасный из трех вышеупомянутых. Реализация первых двух будет связана с ним в какой-то момент через предварительные условия. Иными словами — открытие армяно-турецкой границы, открытие армяно-азербайджанской границы, запуск коммуникаций будут связаны с подписанием этого документа.
  • Если в прошлом Турция и Азербайджан заявляли, что готовы открыть коммуникации в случае возвращения хотя бы нескольких территорий, прилегающих к Арцаху, то в ближайшем будущем подписание третьего документа станет предварительным условием для открытия коммуникаций.
  • Армянская сторона готова участвовать в этих процессах.
  • На данный момент у Армении нет собственной повестки дня. Без такой повестки дня участие в вышеупомянутых процессах обязательно приведет к нежелательным результатам, например, к новым дипломатическим, территориальным потерям и осложнениям в сфере безопасности.
  • Армения должна противопоставить всему этому свою повестку дня, минимальные положения которой могут быть — 1. Немедленное и безоговорочное возвращение всех армянских пленных в Азербайджане, в том числе находящихся под судом, 2. Вывод всех азербайджанских войск с суверенной территории РА, 3. Признание границ НКАО в качестве политического образования, 4. Возобновление переговоров в рамках МГ ОБСЕ по урегулированию статуса Арцаха.
  • Осканян не согласен с мнением о том, что постановка вопроса о наших претензиях на утраченные территории Республики Арцах приведет к военным действиям.

АВЕТ АДОНЦ

Экс-замминистра ИД РА Авет Адонц в беседе с Mediamax заявил:

  • Нагорнокарабахский конфликт фактически снят с повестки дня.
  • После войны сначала весь упор делался на вопрос о возвращении военнопленных, а затем, после бездействия в ответ на проникновение азербайджанских ВС на территорию РА, на демаркацию и делимитацию армяно-азербайджанской границы.
  • Необходимо вернуть нагорнокарабахский конфликт в международную повестку с учетом новых послевоенных реалий. «Это объективная необходимость, и будущие поколения не простят нам, если мы этого не сделаем».

ТИГРАН АБРАМЯН

Руководитель аналитического центра «Хенакет» Тигран Абрамян прокомментировал заявление президента Азербайджана Алиева о «решении» карабахского конфликта.

  • Абрамян подчеркнул, что карабахский вопрос не закрыт: есть известное трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., которое является исключительно документом о прекращении огня.
  • Проблема в том, что сегодняшние власти РА никак не противодействуют не только заявлениям руководства Азербайджана, но и всему процессу. На самом деле четкая позиция и интересы армянской стороны в этом процессе не представлены.
  • Переговорный процесс по арцахской проблеме должен быть возобновлен, потому что на данный момент он не завершен, тема не закрыта. В основу этого процесса должны быть заложены известные принципы, которые имелись до военных действий.
  • Процесс нужно вернуть в формат сопредседателей МГ ОБСЕ. Это первые шаги, которые должны быть незамедлительно осуществлены властями РА, однако никаких действий в связи с этим не предпринимается.
  • Безразличие властей говорит об их принципиальном согласии с озвученными руководством Азербайджана заявлениями, и процесс не идет в том русле, который исходил бы из интересов армянского народа. Нынешние власти РА считают Арцах грузом и пытаются любой ценой избавиться от этого вопроса.
  • Международное сообщество жестко не противодействует и не реагирует на заявления Азербайджана. «Ведь если нет противодействия со стороны Армении, если мы как основная сторона ясно не выражаем свою позицию в связи с этим и не начинаем процесс в этом направлении, то понятно, что никто не будет делать это вместо нас».

ГРАНТ МИКАЕЛЯН

Эксперт Грант Микаелян на своем блоге на Кавказском Узле пишет о просчетах оппозиции в ходе внеочередных парламентских выборах в Армении.

  • По первым действиям блока «Армения» после парламентских выборов стало очевидно, что никакого плана «Б» у нее не было. Они вообще не рассматривали вероятность поражения и из-за этого допустили огромное количество ошибок в ходе кампании, а альтернативных сценариев не рассматривали, и когда в процессе подсчета результатов стало понятно, что это полный провал, эта сила просто впала в прострацию.
  • Во-первых, Кочарян в своих интервью всегда отметал любые разговоры об электоральной социологии, почему-то считая ее неважной. Ему казалось, что достаточно самому верить в победу и тогда она наступит. Поэтому реального расклада общественного мнения он не знал.
  • Во-вторых, за количеством нарушений в штабе Кочаряна не следили. Большинство наблюдательских миссий с Кочаряном никак не было связано, это были по-прежнему организации с иностранным финансированием.
  • В-третьих, оппозиция не смогла адекватно оценить возможности своей региональной сети. Они считали, что все их региональные представители лояльны им. Наконец, они считали, что специальных усилий по мобилизации избирателей, подвозу их к участкам и организации всего процесса на своей стороне, не нужно — их избиратель и так придет и проголосует. Все заблуждения были следствием отсутствия понимания характера выборного процесса в стране и недооценки важности целостной программы действий.
  • В-четвертых, оппозиция не смогла идентифицировать основные параметры голосования избирателя. В частности: классовый характер голосования, где Пашинян использовал социальные лозунги и за счет этого привлек на свою сторону более многочисленных избирателей из менее имущего или неимущего класса.
  • Невнятность идеологической платформы. Основное предложение Кочаряна состояло в том, что он как менеджер лучше Пашиняна, а конкретных отличий в программе представлено почти что не было, о них избиратели должны были догадываться сами.
  • Был недооценен фактор нежелания избирателей видеть лица из политического прошлого, в том числе, Кочаряна.
  • Серьезно был недооценен фактор соцсетей и черного пиара, который в свою очередь активно использовал Пашинян, который особенно эскалировал кампанию ближе к ее концу, и использовал множество факторов, от возвращения пленных до предвыборных дебатов в свою пользу. Кочарян уклонился от дебатов, а на митингах выступал, мягко говоря, неуверенно.
  • Самое главное упущение — в Армении оппозиция никогда не выигрывала на выборах, выборы не были средством формирования власти, а были лишь инструментом ее фиксации.
  • Сам Пашинян выложился на полную катушку, он вел борьбу не на жизнь, а на смерть; Кочарян пытался переиграть «на классе», и работал в полсилы.
  • В команде Кочаряна не было юристов и политологов, но были политтехнологи, пиарщики, фотографы и СММ-щики. Были люди, которые знают «как», но не знают «что», а все потому, что ввиду авторитарного характера самого Кочаряна, эти люди ему были просто не нужны.

АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН

Директор Института Кавказа Александр Искандарян

  • Эти выборы — победа 3,5-4 политических сил, где первая или половина — это “Процветающая Армения”, которая очень не хотела попасть в парламент и это им удалось. Возможно, они хотели набрать немного более 5%, чтобы оставить определенную лоббистскую группу из Царукяна и охранников, но работали на это явно, убрали сколько-нибудь политические фигуры из списка, довольно слабо занимались агитацией в регионах.
  • Второй успех — успех республиканцев, которые набрали 4,7%. Всего 3 года назад после революции они были изгоями, врагами, которых отвергли. А сейчас они вернулись обратно, набрав больше, чем у них было тогда, и они будут представлены в парламенте.
  • Третье – огромный успех Роберта Кочаряна, который практически был привезен в страну, после чего был не в политике, а в тюрьме. «Сначала политика была просто стратегией защиты, потом это стало разрастаться и превратилось в то, что он, воспользовавшись практически той же технологией, что и Пашинян, превратил себя в антиникола, как и тот превратил себя в атнисержа». В этой войне антирейтинга он набрал по своим возможностям огромное количество голосов – 20%, что при таких исходных данных очень много. Он очень хорошо их нарастил в последние пару месяцев, что, в том числе, является результатом ошибок соперников и его большим успехом.
  • Успех Пашиняна и партии “Гражданский договор” — после военного поражения, институциональных и имиджевых проблем, развала системы управления и ситуации на границе, суметь рестартнуть свою бюрократическую легитимность является очень большим делом. Набрать чуть более 50% на такого рода выборах — опять же хорошо проведенная кампания.
  • Армению ждет интересный парламент. Формально он такой же как был – 2/3 занимает правящая сила и всего 2 оппозиционные партии, но они настоящие и совсем другие. «Будет радикальный дискурс, у них не будет иного выхода, как минимум, в первое время»
  • Армении необходимо менять парадигму с короткой на долгую, сейчас все очень короткие. Обществу нужно настраиваться не на очередную революцию, а на строительство государственности, которое не строится за 10-20 лет. «Сейчас мы живем по принципу “дожить до получки” и если так продолжится, то это будет катастрофа».
  • Основным вызовом Армении в ближайшее время будет достаточно серьезное внешнее давление. Оно оказывается опосредованными способами со стороны Азербайджана, у которого нет повода отказаться от этого. И со стороны Турции нет мотивации отказаться от этого давления. «Они сделали потрясающую вещь, впервые в истории постсоветских конфликтов на территорию данного пространства вошел внешний игрок, сыграл и выиграл, нигде еще такого не было». Никаких ожиданий того, что они выйдут из игры, не может быть.
  • В качестве еще одного игрока он указал Россию, которой тоже необходимо, чтобы что-то происходило на поле, чтобы процесс двигался, а не «повис в воздухе». «Можно попробовать сделать так, чтобы давление не было консолидированным, но надо делать срочно, поскольку давление оказывается прямо сейчас».
  • Сейчас надо укреплять армянское государство, но для того, чтобы дипломат работал, его должно поддерживать институционализированное и субъектное государство.
    “Нужно строить и усиливать армянское государство, как занимались этим азербайджанцы с 1994 до 2020 годы. Надо укреплять и работать, чтобы Армения была настолько субъектной, дабы дипломат имел возможность работать”.
  • На самом деле ничего не кончилось, никто не говорил, что будет легко и по этому трудному пути надо идти, а не разбираться кто и в чем виноват.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.