×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-26/
Новости
29 марта
27 марта
26 марта
20 марта
18 марта
15 марта
14 марта
13 марта
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
13:28 , 10 Июнь 2021
1945
0

Обзор 3-10 июня 2021 г.

 

2-АЯ АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТФАКТУМ

ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РА

5 июня на встрече с избирателями и.о премьер-министра РА Никол Пашинян заявил:

  • Экс-глава ГШ ВС РА Оник Гаспарян еще должен ответить за сдачу Шуши. «Он перед судом должен объяснить — почему посланные на помощь Шуши подразделения прибыли на место с двухдневным опозданием».
  • Оппоненты ошибаются, считая, что Пашинян не будет раскрывать все детали случившегося в 44-дневной войне в Арцахе.
  • Правительство РА не обсуждало, не обсуждает и не будет обсуждать какого-либо вопроса по «коридорной логике».

5 июня в интервью ОТА депутат НС РА Рубен Рубинян заявил:

  • Экс-глава ГШ ВС РА Оник Гаспарян бессовестно лжет.
  • 9 ноября Рубинян присутствовал на встрече в кабинете премьер-министра с участием Гаспаряна и еще 7-8 должностных лиц. На встрече обсуждался проект заявления, в котором содержался пункт о так называемых селах Казаха. Гаспарян заявил — если не удастся изъять этот пункт из проекта заявления, надо будет с ним согласиться. Спустя 2-3 часа после этого Гаспарян позвонил Пашиняну и попросил, чтобы он согласился на этот вариант. Премьер-министр вновь категорически отказался, заявив, что не подпишет этот документ в таком виде. После этого данный пункт по настоянию армянской стороны был изъят.

4 июня глава аппарата премьер-министра РА Арсен Торосян заявил:

  • переговоры о возвращении пленных из Азербайджана продолжаются на самом высоком уровне.
  • Азербайджанские ВС должны покинуть территорию РА, и это обязательно произойдет в результате сотрудничества с РФ и остальными партнерами, а также в результате работы ВС РА.
  • С Москвой есть взаимопонимание относительно решения проблемы. «Российская сторона прилагает все усилия для того, чтобы вопрос решился без единого выстрела. Полномасштабная война, вероятность которой все еще существует, никому не нужна, и Армении в том числе».
  • Вопрос демаркации никоим образом не связан с выводом азербайджанских ВС с территории РА. Это долгий и трудоемкий процесс.
  • Что касается предложения и.о. премьер-министра РА Пашиняна о размещении наблюдателей вдоль границы, то последовали реакции стран, к которым было направлено предложение. В частности, российская сторона предпринимала действия и до того. Она продолжает содействие и, будучи основным партнером Армении, интенсивно осуществляет свою миссию.
  • Ни в одном документе вопроса о «Зангезурском коридоре» не существует. Это исключительно азербайджанский нарратив.

4 июня МИД РА выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Баку игнорирует решения ЕСПЧ о предоставлении информации об удерживаемых в плену армянских военных и гражданских лицах.
  • Азербайджан продолжает скрывать реальное число пленных, опровергая факты пленения десятков армянских военных и гражданских лиц. Более того, Баку опровергает факт пленения даже тех лиц, о нахождении которых в плену в Азербайджане имеются доказательства в виде видеоматериалов и свидетельств репатриированных пленных.
  • МИД РА осудил уголовные преследования армянских военнопленных Азербайджаном. Это является нарушением трехсторонних договоренностей и опасным прецедентом нарушения международного права.
  • В МИД потребовали немедленного освобождения и возвращения на родину без предусловий всех армянских военнопленных и гражданских лиц, удерживаемых в плену в Азербайджане.

ВЛАСТИ НКР

3 июня на встрече с жителями села Тахавард Мартунинского района президент НКР Араик Арутюнян заявил:

  • Арцах продолжит борьбу за независимость и никогда не смирится с пребыванием в составе Азербайджана,
  • международное сообщество рано или поздно признает независимость Арцаха,
  • без усилий российского миротворческого контингента невозможно будет обеспечить мир в регионе.

 

ПРАВО

СНБ РА

СНБ РА раскрыла случай государственной измены. Согласно оперативным данным, командир добровольческого отряда во время 44-дневной войны передавал оперативные данные Азербайджану о размещенных в Арцахе и Армении средствах ПВО, ракетных системах, боевых позициях и воинских частях.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ЭКС-ДИРЕКТОР СНБ РА МИКАЕЛ АМБАРЦУМЯН

2 июня в интервью ArmNews экс-директор СНБ РА Микаел Амбарцумян заявил:

  • с 30 сентября 2020 г. ситуация на фронте развивалась неблагоприятно для армянской стороны. «Началось падение, было очевидно, что мы идем к поражению. Видимой надежды я не видел, и не помню, чтобы докладывал об этом».
  • Премьеру и лицам, занимающим наиболее важные посты, не удалось перевести гражданскую жизнь на военные рельсы, то есть после объявления военного положения сделать так, чтобы государство начало действовать только для фронта.
  • Мобилизация шла с большим трудом, после того как первая волна добровольческого движения закончилась, люди уже знали, что ситуация на фронте плохая и пытались уклониться от отправки на фронт.
  • Мобилизованных отправляли в Горис, где они находились в тех же воинских частях, где размещались бежавшие с фронта дезертиры, которые контактируя с мобилизованными и рассказывая им о панической ситуации на фронте, отрицательно влияли на дух мобилизованных.
  • Были сведения, согласно которым мобилизованных, которых направляли из Степанакерта на фронт, никто не встречал в районе передовой.
  • Нет фактов того, что поражение в войне было результатом намеренных действий властей РА. Ответ на данные вопросы даст работа оперативно-следственной группы, которая может быть сформирована в случае смены власти после выборов.
  • В ходе войны сотрудницы лаборатории, ежедневно проводящей анализ воды, поступающей в Степанакерт, бежали в Ереван. Премьер поручил решить проблему, была договоренность со специалистами, однако тогдашний глава Минздрава Арсен Торосян не разрешил выезд этой группы. «Он сказал: обеспечьте, чтобы туда вернулись эти женщины. Так этот вопрос остался нерешенным. Я доложил премьеру, он сказал, что займется, и этот вопрос так и не был решен».

ЭКС-ГЛАВА ГШ ВС РА ОНИК ГАСПАРЯН

5 июня, в ответ на заявление Никола Пашиняна о том, что экс-глава ГШ ВС РА Оник Гаспарян хотел сдать ряд сел в Тавушской области, но Пашинян категорически отказался, Гаспарян выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Гаспарян убежден, что после смены власти будет проведено объективное расследование, и каждое должностное лицо получит по заслугам.
  • Во время обсуждений Гаспарян заявил, что этот вопрос не имеет отношения к Арцаху, и, возможно, он в качестве дипломатической уловки умышленно был включен в проект заявления для дальнейшего торга. Необходимо провести переговоры и изъять этот пункт из проекта заявления. Этот вопрос Гаспарян обсуждал также с директором СНБ Арменом Абазяном, и, к чести Абазяна, благодаря его усилиям этот пункт был изъят.
  • «Никол, не выходи за рамки приличия. Я знаю, что ты — величайший мастер дешевых шоу, и свою абсолютную некомпетентность в вопросах государственного управления пытаешься компенсировать безответственными эмоциональными заявлениями, адресованными нашему обществу».

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

3 июня Генпрокурор РА Артур Давтян со своим российским коллегой Игорем Красновым обсудил вопрос возвращения армянских пленных, удерживаемым в Азербайджане.

  • Давтян коснулся необходимости возвращения в соответствии с международным правом и пунктом 8 трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. удерживаемых в Азербайджане армянских военнослужащих и гражданских лиц, защиты их прав.
  • Давтян подчеркнул, что полноценное выполнение 8-го пункта заявления и решение гуманитарных проблем может стать достаточной гарантией для мира в регионе, плодотворного и безопасного сотрудничества в экономической и иных сферах.
  • Стороны договорились продолжить регулярные контакты в рабочем порядке при посредничестве российской стороны для решения поднятых вопросов.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ПАРТИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

4 июня на встрече с избирателями и. о. премьер-министра РА Никол Пашинян заявил:

  • по положению на 2018 г. в ВС РА огромная часть штатов младшего офицерского состава была вакантна. «У нас не было офицеров в армии».

5 июня Пашинян заявил:

  • С 12 мая 1994 г. было установлено перемирие, которое стало самым главным политическим результатом 1-ой карабахской войны, поскольку было обеспечено освобождение территорий, создание зоны безопасности. Но самое главное заключается в том, что документ о перемирии был подписан в трехстороннем формате – Арменией, Карабахом и Азербайджаном. ️С этого момента Карабах стал субъектом международного права.
  • Между тем Роберт Кочарян, став президентом Армении, с 1998 г. вывел Карабах из международных процессов. Именно по вине Кочаряна Карабах выпал из переговорного процесса. Тем самым были уничтожены политические результаты победы в 1-ой Карабахской войне.
  • Сейчас наиболее важным вызовом и проблемой является обеспечение внешней безопасности Армении. Для решения этой задачи нужно применить несколько инструментов. В первую очередь, это дипломатия и внешняя политика, во-вторых, реформа ВС и создание в Армении профессиональной армии. Важным компонентом безопасности Армении является и трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. «Мы должны сделать все, чтобы все стороны, подписавшие заявление, полностью выполнили свои обязанности. Армения до сих пор выполняла принятые обязательства и конструктивно работает в этом направлении».

7 июня на встрече с избирателями Пашинян заявил:

  • Для Армении главнейшей задачей должно стать мирное развитие страны. Для достижения этой задачи необходима внутриполитическая стабильность. «Проголосовав за правящую партию, народ скажет «нет» ворам и грабителям».
  • Комментируя заявление экс-президента РА Сержа Саргсяна о том, что после такого позорного поражения в войне он бы застрелился, Пашинян отметил: «А то, что 75% своих вооружений Армения приобрела за последние три года — это не повод застрелиться? А если бы он в Монте-Карло проиграл миллионы, украденные у солдат, застрелился бы?».
  • Пашинян подчеркнул, что 2018-2020 гг. на 48% были увеличены расходы на оборону, а около 80% всех расходов на оборону с 2010 г. пришлись на последние 1-2 года.
  • Армянские военнопленные не простят, если власти РА пойдут на уступки за счет независимости ради их свободы.

8 июня Никол Пашинян заявил:

  • Армянская армия должна стать профессиональной.
  • Пашинян акцентировал внимание на проблеме обработки сельскохозяйственных земель. Почти половина земель сегодня не обрабатывается. 75% земель лишены оросительной воды.
  • Сегодня имеется больше возможностей решить карабахский вопрос на выгодных для армянской стороны условиях. Эти условия будут более выгодными, чем те, которые предлагались 4 года назад. «В рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ зафиксирована необходимость восстановления переговорного процесса с целью окончательного определения статуса Нагорного Карабаха. И мы считаем, что после всех этих событий возможностей реализации принципа «Отделение по имя спасения» стало существенно больше».
  • Пашинян пригрозил кадровой вендеттой. Кадровой чистке подвергнутся все те чиновники, которые после 2018 г. не воспользовались возможностями «бархатной» революции, выполняя роль «троянского коня». «Дайте нам мандат, чтобы мы справились с этими людьми».
  • Руководители ряда ведомств, главы ряда общин, используя свои административные ресурсы, заставляют своих сотрудников принимать участие в мероприятиях ряда политических сил. «Я дал поручение полиции, поскольку заставлять людей – это уголовно наказуемое деяние». После выборов начнется вендетта в отношении этих ведомств.
  • Пашинян заявил о необходимости консолидации всех общественных ресурсов для преодоления стоящих перед РА вызовов. Однако многие политические силы, понимая, что не смогут получить вотум доверия народа, все время говорят об угрозе гражданской войны, актах гражданского неповиновения, столкновениях. «В Армении не будет гражданской войны, армянский народ не допустит этого».
  • Пашинян ответил экс-президенту РА Сержу Саргсяну, предложившему Пашиняну отдать своего сына в обмен на 20-25 военнослужащих. «Сержик, ты не имеешь права говорить в таком тоне о моем сыне-солдате, не имеешь права называть его Ашотиком. Говорю тебе как официальному сутенеру и специалисту по трафикингу — я согласен. Заявляю официально Алиеву — я отдаю своего сына в обмен на всех наших военнопленных».

9 июня на встрече с избирателями Никол Пашинян заявил:

  • Пашинян поручил соответствующим структурам передать Баку официальное предложение об обмене всех военнопленных на его сына. Но эта инициатива не является единственным механизмом для решения проблемы. «В течение всего этого времени ведется очень активная работа».
  • Делимитация и демаркация не предполагают «закрытия» вопроса Арцаха. В РА есть силы, которые хотят связать эти вопросы, но это не так — эти вопросы друг от друга не зависят. «В вопросе снижения напряженности на границе Армении и Азербайджана, мы готовы начать реализацию нашего предложения». Армения не отвергает процесс делимитации и демаркации, бояться этого не нужно.
  • Мирная эпоха Армении не должна быть за счет того, что будут пожертвованы интересы Армении и Арцаха. «Одно не противоречит другому, наоборот, одно дополняет другое».

В свою очередь, депутат НС РА Бабкен Тунян заявил:

  • Партия «Гражданский договор» планирует обеспечить в ближайшие годы 7%-ный экономический рост, сократив бедность в два раза.
  • Кроме того, они планируют снизить уровень безработицы до 10%, планируют, чтобы «пенсия достигла уровня, при котором человек может прожить, а не была такой, чтобы даже на хлеб из потребительской корзины не хватало».
  • Действующее правительство также понимает, какие возможности у него есть на данный момент. «Люди говорят, что они придут и простят всем займы, и надеются, что большинство людей им поверит. Кто такое говорит, знайте, что вас просто обманывают, потому что прощать кредиты, повышать пенсии, но не повышать налоги — такого не бывает, это бывает только в сказках».

Вице-спикер НС РА Ален Симонян отреагировал на публикацию экс-президентом Сержем Саргсяном записи разговора и. о. премьера о карабахском урегулировании, написав на своей странице в фейсбуке: «Очень важный эпизод, мы сами не могли этого раскрыть. Спасибо».

ПАРТИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»

7 июня депутат НС РА Иветта Тоноян представила предвыборную программу ППА.

  • ППА участвует в парламентских выборах под лозунгом «Безопасная родина, мощное государство».

Сфера безопасности:

  • стабильное и динамичное развитие отношений с Россией;
  • доведение присутствия в Армении России как гаранта ее безопасности до максимального уровня;
  • подписание нового военно-политического договора с Российской Федерацией;
  • разработка комплексной программы восстановления и перевооружения Армянской национальной армии, ее оснащения новейшим вооружением;
  • формирование в сжатые сроки профессиональной армии;
  • активное участие во всех процессах в рамках СНГ и ОДКБ;
  • расширение многовекторной интеграции Армении в ЕАЭС;
  • обеспечение безопасности народа Арцаха и международное признание НКР
  • восстановление территориальной целостности Арцаха в границах НКАО;
  • урегулирование карабахского конфликта исключительно мирным, дипломатическим путем.

Экономический блок:

  • разработка и реализация новой экономической политики, основанной на инвестиционной, а не на потребительской экономике;
  • обеспечение резкого роста производительности труда в реальном секторе экономики;
  • доведение в ближайшие 5 лет соотношения инвестиции — ВВП до 40%;
  • разработка и реализация специальной комплексной государственной политики стимулирования экспорта;
  • незамедлительное открытие Министерства сельского хозяйства;
  • облегчение налогового бремени.

7 июня на встрече с избирателями лидер ППА Гагик Царукян пообещал в случае прихода к власти всем молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенные квартиры и дома. Также будет решен вопрос с повышением пенсий и зарплат. Царукян также пообещал создать условия для того, чтобы в стране ежегодно осуществлялись инвестиции в размере 2-3 млрд долларов, что даст возможность создать рабочие места, обеспечив граждан работой и хорошей зарплатой.

8 июня на встрече с избирателями Гагик Царукян заявил:

  • В Армении общий удельный вес малого и среднего бизнеса в формировании государственного бюджета составляет всего 1-2 % — это позорный показатель. В мире этот показатель равен 30%-35%. Показатель в 1-2 % означает, что в РА практически нет малого и среднего бизнеса. Из примерно 3 млрд долларов, которые должен был выплачивать в госказну малый и средний бизнес, фактически выплачивается 36 млн долларов.
  • В случае прихода к власти партия намерена создать условия для развития малого и среднего предпринимательства, что даст возможность обеспечить 300 тысяч семей достойным доходом, освободив их сроком на 6 лет от выплат всех налогов.

ПАРТИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

4 июня лидер партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян заявил:

  • Избиратели должны проголосовать за третью силу, то бишь — за них.
  • Ни сторонники Пашиняна, ни сторонники Кочаряна не обладают необходимыми ресурсами для того, чтобы в первом случае обеспечить свое воспроизводство, а во втором — прийти к власти. И в том, и в другом случае страну ждут новые потрясения.
  • О шансах партии «Просвещенная Армения» на предстоящих 20 июня выборах следует судить не по результатам соцопросов, подавляющее большинство которых носит манипулятивный характер, а по тому количеству граждан, которое собирают их многочисленные встречи и общения.

4 июня в беседе с Armenia Today депутат НС РА Ани Самсонян заявила:

  • заявления Пашиняна о том, что правящая политическая сила получит на выборах не менее 60% голосов избирателей, очередное манипулятивное заявление. «Если у правящей силы действительно высокая степень легитимности, зачем она тогда была вынуждена пойти на досрочные выборы? Напротив, подобные заявления о высоких процентах как раз-таки говорят о том, что у действующей власти имеются серьезные проблемы».

7 июня лидер партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян заявил:

  • В Армении до выборов ситуация борьбы за власть настолько обострится, что мы будем почти на грани гражданской войны. «Мы просто не сможем избежать столкновений, и у нас будут серьезные проблемы».
  • В настоящее время, согласно данным опросов, ни правящая сила, ни бывшие власти в лице Кочаряна не могут победить на выборах.
  • Партия «Просвещенная Армения» предлагает формирование правительства национального согласия. «Мы предлагаем, чтобы народ консолидировал свои голоса на партии «Просвещенная Армения», и мы принудим к внутриполитическому миру эти непримиримые стороны».
  • Продолжение внутреннего конфликта может привести к «большим потерям». Если предложение Марукяна не получит поддержки, то после выборов в случае успеха или «полууспеха» одной из сторон внутреннего противостояния, другая сторона выведет своих сторонников на улицу. «В стране начнутся потрясения, вражеские силы, которые сконцентрированы на территории нашей страны, двигаются вперед. Этот сценарий перед нами».

8 июня Эдмон Маркукян заявил:

  • Агрессивные заявления Пашиняна и его оппонентов в ходе агитационной кампании говорят о том, что партия «Просвещенная Армения» в своих тезисах оказалась права. В этом контексте призыв «Просвещенной Армении» к национальной солидарности звучит более чем актуально.
  • Основная борьба сегодня разворачивается между «нынешними» и «прежними», а также поддерживающими их различными полюсами.
  • Марукян выразил надежду, что его партии удастся склонить на свою сторону 40% не определившихся. В противном случае противостоящие друг другу силы 21 июня выведут народ на улицы, что чревато гражданскими столкновениями.

9 июня на встрече с избирателями депутат НС РА Геворк Горгисян заявил, что полномочия премьера следует ограничить и перераспределить их между президентом и парламентом. Это позволит сформировать в стране сбалансированную систему власти, чтобы от одного лица не зависела судьба целого государства.

Лидер партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян Он напомнил о предложении Пашиняна о теледебатах в прямом эфире с бывшими президентами страны – Левоном Тер-Петросяном, Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном. По мнению Марукяна, Пашинян нашел в них оппонентов, чтобы поговорить с ними о прошлом, но они отказались от дебатов. «Уже третий день агитационной кампании они разглагольствуют о кебабах, озвучивают угрозы переломать друг другу ноги, вызывают друг друга на дуэли, что не имеет никакого отношения ни к настоящему, ни к будущему Армении». В этом контексте Марукян пригласил Пашиняна на дебаты.

АРМЯНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС

7 июня пресс-секретарь 1-ого президента РА Арман Мусинян и вице-председатель АНК Арман Манукян представили предвыборную программу АНК, согласно которой:

  • Программа АНК — не стандартная, это спецпроект по спасению Армении и ее государственности. Это новый путь Армении, имеющий 8 блоков.
  • При разработке политики развития государства учитываются ресурсы страны, ситуация вокруг государства, а также международные нормы. «Государство проигрывает, когда отходит от этого пути, прибегает к авантюрам, когда начинаешь требовать от мира больше, чем он может тебе дать. Трагическая 44-дневная война — это результат этой авантюры, результат того, что в 1998 г. Армения отклонилась с правильного пути и пришла к тому, где мы находимся сегодня».
  • В сфере безопасности есть 2 важных направления деятельности: восстановление серьезно пострадавшей военной отрасли, нуждающейся в срочной реанимации, и армянская дипломатия, которая последние 23 года стала анахронизмом и ее восстановление имеет жизненно важное значение. Именно с помощью дипломатии РА должна будет вести диалог с другими государствами, в том числе со странами региона. Во-первых, нужно создать с РФ новые двусторонние механизмы, направленные на развитие сферы безопасности, которые позволят в краткосрочной перспективе нейтрализовать существующие угрозы, а в долгосрочной — установить столбы безопасности государства. Нужно вместе с РФ и МГ ОБСЕ, при участи Азербайджана вовлечься в активные переговоры по решения вопроса статуса Арцаха, что, в свою очередь, должно привести к заключению с Баку долгосрочного соглашения о прекращении войны, и может создать основы для дальнейшей нормализации армяно-азербайджанских отношений в будущем.
  • Экономическая часть программы предусматривает развитие промышленности и сельского хозяйства, основанных на передовых технологиях. В этом контексте предлагается устранить экономическую изоляцию, завершить проекты строительства железнодорожного, автомобильного и телекоммуникационного коридоров «Север-Юг» из Мегри в РФ и способствовать формированию коалиции заинтересованных стран.
  • АНК будет развивать ВПК РА основываясь на передовой опыт, что позволит создать армянскую армию, соответствующую современным критериям. АНК предлагает выделит 1% от ВВП страны на госфинансирование НИП. Речь также идет о работе над моделью партнерства государство-частный сектор путем создания предприятия в сфере ИТ, выполняющих военно-промышленные цели. Кроме того, производство литиевых аккумуляторов станет новым словом в энергетической сфере, а также открытие Армении для финансовых технологий, таких как блокчейн и криптовалюты.
  • Также предлагается объявить интеграцию РА в мировую экономическую систему стержнем новой политики, продолжая сотрудничество с ЕАЭС, ЕС, США и международными финансовыми организациями.
  • АНК предлагает в ближайшие 2 года вернуться к президентской форме правления и провести президентские выборы. В начале 90-ых прошлого столетия у РА был печальный опыт парламентской формы правления, который привел к кризису, поскольку месяцами политические силы не могли прийти к консенсусу по тому или иному вопросу. Сегодня эта система управления не в состоянии решать вызовы, стоящие перед страной. А полупрезидентская система оперативна и очень удобна для государств переходного периода.

7 июня экс-президент РА Левон Тер-Петросян заявил:

  • Он отклонил предложение Пашиняна участвовать в дебатах с ним, исходя из соображений жалости к этому человеку. «Это было бы для него самоубийством». Он также напомнил заявление Пашиняна от 2009 г., когда последний отметил: «У первого президента очень плохая черта, он в конце концов всегда оказывается правым».
  • Тер-Петросян критически относится к деятельности Роберта Кочаряна и Никола Пашиняна несмотря на то, что у обоих много последователей. «Оба, исходя из своих личных интересов, способны пойти на все». Предстоящие выборы станут самыми позорными в истории современной РА.
  • В вопросе Карабаха у Армении нет союзников. Эту истину Тер-Петросян повторяет уже 30 лет, однако власти, сменяя друг друга, не хотели замечать этой реальности. Сегодня звучат заявления о том, что если Россия не будет союзником, союзником будет США, будет Иран, будет Китай. «Это означает, что мы не хотим извлечь горьких уроков из современной истории. Один раз мы ошиблись 100 лет назад, прошли 70-летний советский период, в начале 1990-х мы извлекли уроки из прошлого и добились громких побед. Самое печальное заключается в том, что нынешнее наше поколение может не понять причин случившегося. И если мы снова проиграем, станем для мира страной-изгоем — наподобие Сомали или Йемена».
  • После 30 лет пропаганды в РА большинство народа и все политические силы еще не поняли простой истины, о которой он говорил 25 лет назад: Армения не имеет союзников в карабахском вопросе. Как сообщает Арменпресс, такое мнение выразил первый президент Республики Армения в своем выступлении на мероприятии, посвященном представлению предвыборной программы АНК.

БЛОК «АРМЕНИЯ»

7 июня экс-президент РА Роберт Кочарян заявил:

  • Степанакерт перестал участвовать в переговорном процессе еще до вступления Кочаряна в должность президента. После Лиссабонского саммита в декабре 1996 г. никакого переговорного процесса не было. Весь 1997 г., до апреля 1998 г. велись интенсивные переговоры между советником 1-ого президента РА Жирайромом Липаритяном и советником президента Азербайджана Вафой Гулузаде.
  • В январе 1997 г., когда Липаритян был освобожден с должности, он признался, что начинал процесс с Гулузаде, надеясь, что они смогут ускорить переговоры, но «получилось наоборот». Подобное признание ошибки — уже факт, и обвинять Кочаряна в выводе Карабаха из переговорного процесса — клевета.
  • Армения выстраивала свои отношения с Карабахом по принципу асимметричной конфедерации, что подразумевала наличие в Карабахе государственных структур, президента, правительства, парламента. В комплексе все это означало, что два государства строили одну страну. Именно по этой причине Карабах не признавался Арменией — чтобы избежать новой войны.
  • В данном контексте правильные переговоры с армянской стороны состояли в том, чтобы Баку не терял надежды вернуть территории, поскольку альтернативой этому стала бы новая война. Если бы команда Пашиняна не пришла к власти, Армения еще 30 лет могла вести переговоры.
  • Кочарян призвал своих сторонников не поддаваться на провокации. «Узкая группа представителей действующей власти сделает все, чтобы спровоцировать внутреннюю напряженность и даже столкновения. Это единственное, на что способен этот человек, и перспектива неизбежного поражения толкает его на беззакония. Относитесь ко всем политическим силам с уважением. Все силы, которые борются за то, чтобы перевернуть страницу нашего поражения — наши партнеры».
  • Кочарян призвал госслужащим не поддаваться никаким угрозам, не выполнять незаконных приказов правительства.
  • Блок «Армения» не против идеи открытия региональных коммуникаций, но не за счет ограничения государственного суверенитета РА. «Меня очень беспокоит формулировка «Мегринский коридор», поскольку я знаю, что именно Азербайджан и Турция понимают под этим словом».
  • В современном мире нельзя существовать и развиваться в условиях закрытых границ, но это необходимо делать продуманно и взвешивая все возможные риски. Создание коридора предполагает определенное ограничение суверенитета РА над территорией данного коридора и, соответственно, закрепление влияния противника на этой территории. «Это недопустимо. У Турции далеко идущие планы – сначала коридор, потом еще дальше, что в итоге приведет к серьезнейшим проблемам безопасности для жителей этого региона».
  • Коммуникации так быстро не откроются. «Конечно, у Азербайджана есть какие-то ожидания, но знайте, что за оставшиеся до 20 июня несколько дней они не получат желаемого, а после 20 июня — и подавно».
  • Уже начавшееся строительство дороги «Север-юг» нужно быстро перенести на юг. Вообще строительство нужно было начать с Сюника.
  • Кочарян считает реалистичным размещение в Сюнике российской военной базы. «Но если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны иметь собственные ВС. Да, Россия наш стратегический партнер. Но если мы хотим, чтобы наш вес в этих отношениях был на должном уровне, мы должны что-то из себя представлять». В противном случае государства не пользуются уважением. «Если мы хотим, чтобы эти вопросы получили решение на партнерской основе, а не путем просьб и мольбы, мы должны очень быстро восстановить армию и вместе с союзниками укрепить безопасность страны». Любой другой путь будет означать неполную суверенность РА.
  • Если бы в Армении не была размещена российская военная база, ситуация в Сюнике уже переросла бы в эскалацию. «Однако, если мы не восстановим свои возможности, то не сможем, будучи протекторатом, ожидать, что к нам будут относиться с уважением. В вопросах безопасности не можешь быть паразитом, нужно быть партнером. Мы должны как можно скорее, в том числе при помощи России, восстановить свой статус партнера».
  • Экономическая ситуация в стране ухудшается, безработица растет, все это приводит к тревожащему росту эмиграции.
  • По критике за «имущество в обмен на долг» — сделка с Россией – одна из лучших в Армении. Переданное имущество осталось в РА, предприятия продолжают работать и платить налоги, созданы рабочие места. $100 млн, которые должны были быть выведены, остались в Армении. «Сделка фактически была инвестицией со стороны России в армянскую экономику».
  • «Мы сила, которая имеет опыт, знания, которая уже дважды доказала, один раз в Карабахе, один раз в Армении, что может изменить ситуацию. Если вы дадите нам вотум доверия, можете быть уверены, что все будет хорошо, мы войдем в сильную Армению».

Главные тезисы из интервью Кочаряна спецкору “Ъ” Владимиру Соловьеву:

  • Нет соглашения о мире, карабахский конфликт не урегулирован. Это был не мир, это было перемирие. О мире мы можем говорить, если будет принято соглашение по окончательному урегулированию карабахского конфликта, и оно будет реализовано. Соглашение такое может быть принято при согласии Армении, Азербайджана и Карабаха. Справедливого мира не будет, если право на самоопределение армян, живущих в Карабахе, не будет уважаться в каких-то пределах. Сегодня это замороженная ситуация. Замороженная ситуация может поменяться, если поменяется соотношение сил, региональные геополитические расклады. Поэтому надо все-таки стремиться к окончательному урегулированию и к тому, чтобы это было закреплено международным правовым документом. Только после этого можно будет говорить о том, что конфликт получил окончательное и взаимоприемлемое решение.
  • Давление Азербайджана. Они воспринимают пленных как некий рычаг давления на армянскую сторону с целью побуждения к подписанию еще каких-то документов.
    Сейчас они говорят о делимитации границы, но армянской стороне сложно идти на эти решения при наличии такого количества военнопленных и том давлении, которое генерируется этим фактом. Можно говорить о деблокаде, нужно говорить о нормальной работе коммуникаций, но то, что подразумевает сейчас Азербайджан, и то, что они произносят вслух, это несколько другое. «И кстати, это то, что может повлиять и на геополитическую картину региона вообще. Мы здесь просматриваем явный турецкий интерес и за всем этим видим тень Турции».
  • Возможность нормализации отношений Баку и Еревана. В принципе, можно ожидать. Но для этого нужны встречные движения сторон. То, что происходит сегодня на армяно-азербайджанской границе, это шаги, которые крайне затрудняют либо делают невозможным налаживание взаимоотношений между Арменией и Азербайджаном. «Мы были победителями в 1994 г., но мы никогда не позволяли себе создавать какие-то музеи, то, что они сделали в Баку. Я как лидер Карабаха не позволил себе ни разу ни одного унизительного заявления в отношении Азербайджана и азербайджанского народа. И Тер-Петросян в Армении, ни разу себе не позволил сделать такого рода заявления, то, что мы видим сегодня чуть не каждый день с азербайджанской стороны. Это говорит о некоей культуре поведения первого лица».
  • Возможность интеграции Азербайджана в ОДКБ и ЕАЭС. Каким образом страна, осуществляющая агрессию сейчас на территории Армении, может каким-то образом быть интегрирована или хотя бы быть наблюдателем в этих структурах? Здесь позиция Армении достаточно правильная. При наличии военнопленных, при блокировании гуманитарных вопросов нет возможности совмещения этих вещей.
    Что касается ЕАЭС, экономическая выгода здесь явно существует. Азербайджан применяет свою форму давления на Армению, Армения должна применять свои формы противостояния давлению, свои формы воздействия из того инструментария, который есть у армянской стороны. «Это не означает, что Армения не должна быть готова договариваться по этим вопросам. Но это движение не может быть односторонним. Надо договариваться, но односторонних уступок быть не должно. И военнопленные должны быть возвращены. Это не та тема, в которой торговля уместна».
  • Роль России в остановке войны и антироссийские настроения. В реальности положение России было несколько двойственным во всей этой истории: с одной стороны, она посредник, с другой стороны, началась война и одна из воюющих сторон — это военно-политический союзник. Это дает некие аргументы тем силам в Армении и за пределами Армении, которые заинтересованы в нагнетании такого отношения к России внутри Армении. Сами параметры этой ситуации дают некую базу для таких спекуляций. В Армении наверняка были ожидания: как это так, мы все-таки военно-политические союзники, а Россия сейчас проявляет некий нейтралитет. Россия в какой-то степени помогала, но это было ограничено параметрами ситуации. И потом, вхождение России в этот процесс спровоцировало бы более активное вхождение Турции. Последствия могли бы быть непрогнозируемые. «Я как армянин хотел бы, чтобы Россия в большей степени акцентировалась на выполнении своих союзнических обязательств. Но я думаю, Россия хотела сделать все, чтобы побыстрее остановить конфликт, чтобы выйти из этого неловкого формата, который сложился в результате этой войны». Не получилось по причине того, что армянская сторона отказывалась. Армянские власти привели ситуацию к войне и поставили Россию в такое неловкое положение и как посредника, и как, с другой стороны, военно-политического союзника. «При всей этой истории еще обвинять Россию, почему она не стала воевать на нашей стороне… Ситуацию будут использовать те силы, которые заинтересованы в ослаблении позиции России в Армении. Они будут этим спекулировать, но реально история совершенно другая. Это история о безответственной власти в Армении, которая сделала все, чтобы война стала неизбежной, и которая сделала все возможное, чтобы мы в этой войне проиграли с максимально большими потерями, как людскими, так и территориальными».

8 июня экс-начальник ГШ ВС РА Юрий Хачатуров заявил:

  • Представления Пашиняна об армии ограничиваются клубникой и конфетами. Они говорят, что эту войну невозможно было выиграть — она, мол, была изначально проиграна. «Это ложь. До поражения Армению довела серия грубейших ошибок. Самая главная ошибка заключалась в том, что АО НКР не была приведена в полную боевую готовность. Если бы это было сделано, войска были бы рассредоточены, все было бы совсем по-другому». Хачатуров указал также на бессмысленность контрнаступления в направлении высоты Леле-Тепе.

В свою очередь, экс-президент РА Роберт Кочарян заявил:

  • Приоритетные задачи, требующие безотлагательного решения: обеспечение безопасности страны, ее экономического развития и восстановление в стране здорового морально-психологического климата. Действующая власть не в состоянии решить ни одну из этих важнейших задач. Более того, именно эта власть разрушила систему безопасности страны, она несет ответственность за тысячи жертв и потерянные территории, за нынешнее состояние нашей армии, за ужасный психологический климат в стране. Она ответственна за беспрецедентный экономический спад, безработицу, тревожные темпы миграции, обнуление инвестиций, подчеркнул экс-президент.
  • Все эти задачи в состоянии решить одна политическая сила — возглавляемый им блок партий АРФ и «Возрождающаяся Армения».
  • Действующая власть украла у армянского народа веру в будущее. Пашинян вместо того, чтобы признать свои ошибки и указать пути их разрешения, заявляет о своей гордости за поражение в войне. «Нынешние власти сделали все, чтобы проиграть в войне. Эта война была случайной — по той простой причине, что во главе государства оказался случайный человек».
  • По итогам предстоящих внеочередных выборов в парламент армянский народ решит — и далее жить на коленях или жить ему в безопасной стране. Чтобы сделать правильный выбор, Кочарян предлагает сделать три вещи: отключить все провластные СМИ и передать бумаге основные вызовы, с которыми столкнулась Армения, и которые требуют немедленного решения. На первом месте будут вопросы безопасности. Избиратель, следующим шагом, задаст себе вопрос — а сможет ли действующая власть решить вопросы в этом направлении. Уверен, что — нет. Поскольку именно эта власть — автор и источник этих проблем, и она же ответственна за ситуацию с потерей территории и с армией. Третьим шагом Кочарян предлагает взять список политсил, участвующих в выборах, и задаться вопросом: кто из них имеет достаточный опыт, волевые качества и решимость для того, чтобы решить эти проблемы. «Мы считаем, что этой силой являемся мы. Дайте нам возможность работать, и вы не ошибетесь».
  • Кочарян назвал позорной ситуацию в оставшемся без руководства МИД. МИД – яркий пример коллапса госсистемы из-за бездарных действий нынешнего политического руководства. На сегодняшний день МИД, в котором работала настоящая команда профессионалов, «обезглавлен». «Как можно говорить о каком-то переговорном процессе, возвращении пленных? Ведь именно МИД в первую очередь должен заниматься вопросами пленных, генерируя международную реакцию и резонанс, необходимый для возвращения. Но этой структуры нет, и кто теперь должен работать, непонятно».

9 июня блок «Армения» выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • На встрече представителей блока «Армения» с представителями наблюдательной миссии БДИПЧ/ОБСЕ был представлен промежуточный отчет о внеочередных парламентских выборах в Армении.
  • По оценке блока, доклад носит исключительно обобщающий характер, допущенные действующими властями РА нарушения избирательных процессов многочисленны, между тем наблюдательная миссия ОБСЕ не зафиксировала эти нарушения.

 

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

7 июня на встрече с избирателями 3-ий президент РА Серж Саргсян заявил:

  • верховный главнокомандующий Никол Пашинян, если бы имел хоть немного достоинства, то должен был покончить с собой. «Я клянусь, если бы я был верховным главнокомандующим, и была бы такая ситуация, я бы просто застрелился. Кому нужна такая жизнь?». На совести Пашиняна 5 тысяч жизней, не говоря уже о 5 тысячах жизней из-за коронавируса.
  • Армения станет «страной-изгоем» в случае победы на выборах действующих властей. «Не хочу, чтобы мои внуки или ваши дети вешали на стену дома рядом с картиной Арарата изображения храма Татева или озера Севан, как воспоминание о еще одной части потерянной родины».
  • Задачей блока «Честь имею» является вновь установление солидарности внутри общества и «закрытие» пути поляризации. «Нет двух полюсов. На одной стороне – предатель-капитулянт, на другой – народ и передовые силы здорового политического поля». В условиях тяжелейшего национального кризиса, когда государству, по его словам, объявлена война как изнутри, так и извне, становится неважным все, кроме победы в этой войне. Саргсян заявил, что они объявят амнистию в отношении всех, кто с этого момента встанут рядом с блоком в «окопе борьбы» с действующими властями. В противном случае эти люди станут для него дезертирами «со всеми последствиями».

8 июня на встрече с избирателями Серж Саргсян заявил:

  • Вместо того, чтобы военнопленные подождали еще пару месяцев, пусть Пашинян отдаст своего сына в обмен на 20-25 военнопленных. «Этот бессовестный человек заявляет, что наши военнопленные могут еще два месяца подождать. Он настолько обнаглел, что считает, что ему все сойдет с рук. Разве это человек? У него есть совесть? Он не понимает, через что прошли эти люди? Он вообще понимает, в каком состоянии эти люди?».
  • Саргсян выдвинул ультиматум Пашиняну, чтобы докозать, что Саргсян якобы проиграл в казино в Монте-Карло украденные у солдат деньги. «Даю ему 24 часа, либо он должен представить хоть один факт, либо я опубликую такие факты о нем, о его семье, если дошло до этого, что общество будет плевать на него».

9 июня в эфире СоловьевLive лидер партии «Отечество» Артур Ванецян заявил, что Россия — союзник Армении, и лучшего союзника у Армении быть не может. «Армения должна выстроить правильные, искренние отношения. Россия не терпит лжецов. Новые власти Армении должны будут наладить более тесное взаимодействие с Россией, инициировать более глубокие интеграционные процессы».

В тот же день экс-президент РА Серж Саргсян обнародовал обещанную запись, на которой и.о. премьера Пашинян говорит об урегулировании карабахского конфликта и о первой встрече с президентами России, Казахстана и Беларуси 12 мая 2018 г. в Сочи. Тезисно:

  • Путин, Назарбаев и Лукашенко сказали: «ты пользуешься большим народным доверием и это твой исторический шанс урегулировать конфликт».
  • Для урегулирования был предложен «план Лаврова», то есть, отвод войск, ввод миротворцев в зону конфликта.
  • Пашинян в ответ на предложение сказал, что не будет его обсуждать без решения вопроса статуса.
  • Путин, Назарбаев и Лукашенко передали, что президент Алиев понимает, что Карабах никогда в составе Азербайджана не будет, в ответ на что Пашинян предложил закрепить это документально.
  • После отказа Пашинян понял, что его хотят обмануть и «поставить на конвейер», в конце которого была Апрельская война, и что надо соскакивать с этого конвейера, пусть даже произведя впечатление неадекватного человека.

По оценке Саргсяна, Пашинян  говорит, что сделает все, чтобы обнулить все имеющиеся в результате переговоров документы, прикинутся сумасшедшим. «Вы понимаете? То есть вывод здесь один: этот человек не сумасшедший, он прикидывается сумасшедшим. Это неприемлемо для руководителя государства».

 

ПАРТИЯ «РЕСПУБЛИКА»

7 июня лидер партии «Республика» Арам Саркисян заявил:

  • В условиях войны для их партии есть только внешний враг, у нее нет внутреннего врага.
  • Результаты выборов должны показать, какие силы прошли, какой процент вошел в парламент. И по результатам этих выборов формирование коалиций будет обязательным, это будет зависеть от количества депутатов сил, участвующих в выборах. Бывают ситуации, когда идет война, когда ваш враг находится на границе, и в этом случае мы ни с кем не исключаем сотрудничества
  • В невоенной ситуации они будут сотрудничать только с силами, идеология которых близка им.

 

БЛОК «СВОБОДНОЕ ОТЕЧЕСТВО»

7 июня в беседе с АрмИнфо лидер блока «Свободное отечество» Андриас Гукасян заявил:

  • Сегодня Пашинян оказался в достаточно затруднительном положении. Он пытается демонстрировать внутри и вне Армении ситуацию, которой уже давно не существует. А именно то, что Россия является гарантом обеспечения безопасности Армении.
  • Есть четко прописанные в договорах между Арменией и Россией факты, спрятать которые невозможно. Например, четко прописанный в договоре пункт о переходе совместной армяно-российской военной группировки на территории РА в случае внешней военной угрозы под контроль военного руководства РА. «Азербайджанские военные перешли нашу границу, но мы видим, что ничего этого не произошло. Нет даже реакции ОДКБ на обращения Армении о помощи».
  • Подобные реалии говорят о том, что в условиях фактического оставления Россией обеспечения безопасности Армении на произвол судьбы, в сегодняшних условиях уже ничего не мешает Еревану принять военное содействие Франции. Особенно в условиях, когда последняя это содействие практически открыто предлагает. В этом свете, недавний визит Пашиняна в Париж имел место по приглашению президента Макрона, что было обусловлено предложением Пашиняна о размещении на границе с Азербайджаном наблюдателей МГ ОБСЕ.
  • Франция не только озвучила поддержку плану Пашиняна, но и выразила готовность поддержать Армению в текущей ситуации азербайджанского военного вторжения на территорию страны. И не откликнуться на довольно настойчивое приглашение и не поехать в Париж армянский премьер просто не мог. Для Франции и некоторых других центров силы представляется важным решение проблемы с азербайджанским вторжением в Армению. В частности, важно было продемонстрировать, что Армения далеко не одинока, а также имеется альтернатива — МГ ОБСЕ, предлагаемой Москвой демаркацией и делимитацией границ между Арменией и Азербайджаном в трехстороннем формате.
  • Другой вопрос — готовность находящегося в глубокой зависимости от Москвы руководства РА пожать протянутую ему руку и тем самым резко изменить текущую ситуацию на границе. Пашинян колеблется, и то, что даже МИД выступил против его политики, говорит о необходимости смены власти в стране.
  • Реальное, а не декларативное углубление отношений с Францией позволит восстановить безопасность Армении. А французская поддержка позволит восстановить, перевооружит и реорганизовать ВС РА. «Это реальная альтернатива, пренебрегать которой мы в нашем сегодняшнем положении просто не имеем права».

 

НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛЮС

5 июня в беседе с АрмИнфо представитель Национально-демократического полюса Жирайр Сефилян заявил:

  • Место, которое столь последовательно подготавливается РФ для Турции, должно быть занято и рано или поздно будет занято Францией. «Последовательно сжимание кольца вокруг путинской России, отсутствие союзников у этого режима — лишь часть тенденций в пользу подобного сценария. Тенденций в пользу ухода России из нашего региона сегодня хватает. Ведь опять-таки та же Турция, впервые за последнюю сотню лет, оказалась на Южном Кавказе исключительно с согласия Москвы».
  • РФ рано или поздно уйдет с Южного Кавказа, что в первую очередь уже сегодня должно заботить Армению. Хотя бы потому, что уход РФ будет сопровождаться неминуемым приходом Турции. Именно поэтому уже сегодня Армении необходимы реальные союзники. Если Армения не будет готова к уходу РФ уже сегодня, то образовавшийся после ее ухода вакуум неизбежно будет заполнен Турцией.
  • Сефилян усматривает в последних геополитических процессах целый ряд предпосылок к утверждению коллективного Запада в еще одной ареной глобального противостояния с Россией в Украине. И после решения украинского вопроса, неминуемо настанет очередь Южного Кавказа.
  • Ждать каких-либо изменений в европейской повестке РА, точнее в ее отсутствии, от Пашиняна, тем более, от его визита не приходится. Однако, предшествовавшие этому визиту и сделанные по его итогам заявления из Парижа, позволяют прогнозировать достаточно серьезное французское присутствие в РА в скором будущем. Причем, не только экономическое, но и военное.
  • Власти Армении периодически отвергают все инициативы Запада в направлении увеличения его присутствия в стране. Но в армянском обществе, пусть и не в желаемых масштабах, но понимание ситуации все же есть. И западное вмешательство в текущую, недопустимую ситуацию на границах также возможно в случае обращения Армении за этой помощью, для начала хотя бы на общественном уровне. Но пока пашиняны у власти официального обращения не будет. Соответственно, залогом формирования этого обращения является избавление от пашинянов.
  • Визит же Пашиняна в Париж и Брюссель Сефилян рассматривает в контексте предвыборной кампании. Таким образом он желает продемонстрировать избирателям то, чего сегодня просто нет — наличие европейского вектора в собственной политике. «В реальности Пашинян поехал в Европу с целью не дать помешать реализации антиармянского российско-турецкого плана. И очень скоро станет окончательно ясно, о чем здесь идет речь».

8 июня член совета НДП Ара Папян заявил:

  • Нельзя не пожимать руку Запада, протянутую нам, иначе ее пожмут другие.
  • Сейчас все делается для того, чтобы у граждан РА сложилось ложное впечатление о безальтернативности выбора — либо Пашинян, либо Кочарян, либо Турция, либо Россия. Между тем, есть вполне здоровые силы, в частности, в лице НДП, которые идут на выборы с кардинально новыми и более продуктивными идеями. «Нельзя выбирать прежних и ожидать от них новых итогов».
  • В 21-ом веке неправильно ограничивать выбор Россией или Турцией. В частности, в современном мире возросла роль Запада, в особенности США Байденовского периода. Не считаться с этим фактором при построении планов на будущее никак нельзя.

Член совета НДП Варужан Аветисян, в свою очередь, отметил:

  • Армянский народ лишен выбора. «Выбирая между Пашиняном и Кочаряном, в любом случае, выбираете российскую колониальную систему». Затем Россия планирует покинуть регион, и, чтобы не впустил сюда Запад, оставляет Турцию в качестве «наместника».

Представитель НПД Ваге Гаспарян подчеркнул:

  • НДП не планирует вступать в НАТО, поскольку считает членство в какой-либо надгосударственной блоке нецелесообразным для РА. «Мы предлагаем обратиться к США для получения статуса главного союзника — не члена НАТО. То есть данный статус предоставляется тем странам — не членам НАТО, которые желают иметь статус военного союзника США».
  • В случае победы, партия планирует пересмотреть условия размещения российской военной базы в РА, а также рассмотреть возможность размещения военной базы другой страны, к примеру, Франции.
  • НДП рассматривает Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. в качестве соглашения о перемирии, в связи с чем, пункты, не касающиеся прекращения огня и гуманитарных вопросов, должны быть нивелированы. Стороны должны вернуться на исходные позиции на момент ноября 2020 г., затем должна произойти деоккупация районов Шуши и Гадрута. Только после этого, возобновиться переговоры под эгидой МГ ОБСЕ на предмет мирного урегулирования карабахского конфликта. При этом, вопроса Арцаха, как такого, не существует — он является частью Армянского вопроса и его надо рассматривать в контексте восстановления территориальной целостности Армении.

ПАРТИЯ «СПРАВЕДЛИВАЯ АРМЕНИЯ»

9 июня лидер партии «Справедливая Армения» Норайр Норикян заявил:

  • В случае победы на выборах партия «Справедливая Армения» будет стремиться восстановить верховенство закона и сформировать в стране здоровую атмосферу.
  • Норикян ожидает, что в ходе кампании политические силы в общении с общественностью будут сохранять трезвость и сбалансированность, представят свои стратегические планы, которые будут направлено на решение ряда вопросов.

ПАРТИЯ «МОЙ ДОМ – АРМЕНИЯ»

9 июня лидер партии «Мой дом – Армения» Тигран заявил:

  • Нужно «сломать» стереотип о том, что выбор граждан лежит между «бывшими и действующими».
  • Предвыборные ролики многих сил полностью направлены на очернение друг друга, вместо того, чтобы представить проекты реформ в различных сферах.
  • Общество узнает о тайных договоренностях по коммуникациям через 24 часа после победы.
  • После прихода к власти их партии Ереван уведомит страны ОДКБ о том, что начинаются ответные, карательные действия в отношении нарушивших границу азербайджанских ВС.
  • В рамках двустороннего соглашения ВС России должны будут осуществить военную операцию и вопрос будет решен. До масштабной войны дело не дойдет.

ПАРТИЯ «АРМЯНСКИЕ ОРЛЫ, ЕДИНАЯ АРМЕНИЯ»

Партия «Армянские орлы, единая Армения» сошла с предвыборной гонки. 8 июня лидер партии Хачик Асрян неучастие партии в предстоящих внеочередных выборах обусловил тем, что предвыборная кампания не может проводится на всей территории РА, так как некоторые территории оккупированы, а значит, досрочные выборы следует отменить.

Асрян также призвал объединиться, отменить выборы, совместными усилиями изгнать азербайджанцев с территории РА, и лишь после этого провести внеочередные выборы, поскольку целостность и безопасность РА важнее любых выборов.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ, ОТСТАВКИ

3 июня главный советник президента НКР Артур Агабекян был освобожден от должности.

4 июня депутат НС от блока «Мой шаг» Сергей Атомян представил заявление об отказе от мандата.

7 июня замминистра ИД РА Авет Адонц, Артак Апитонян, Гагик Галечян подали в отставку.

9 июня депутат НС РА от блока «Мой шаг» Амазасп Даниелян подал заявление об отставке.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

4 июня губернатор Сюника Меликсет Погосян и посол РФ в РА Сергей Копыркин обсудили ситуацию в приграничных районах и области в целом. Копыркин отметил, что Москва для обеспечения безопасности РА увеличила численный состав российских погранвойск, выделены материально-технические и финансовые ресурсы. Губернатор Сюника высоко оценил их деятельность.

7 июня посол РФ в РА Сергей Копыркин встретился с губернатором Вайоцдзорской области Араратом Григоряном.  Стороны обсудили межрегиональное сотрудничество области с рядом российских областей и перспективы его дальнейшего развития.

 

КАЗАХСТАН

3 июня в Нур-Султане президент РА Армен Саргсян встретился с президентом Казахстана Касым-Жомарт Токаевым. На встрече присутствовали заместитель премьер-министра Казахстана, министр ИД Мухтар Тлеуберди, министр торговли и интеграции Бахит Султанов и другие официальные лица. Президенты говорили о двустороннем сотрудничестве и о взаимодействии в рамках ЕАЭС и ОДКБ.

4 июня президент РА Армен Саркисян провел встречу с председателем Мажилиса Казахстана Нурланом Нигматуллиным. Собеседники обсудили повестку двусторонних отношений. Спикер Мажилиса особо выделил тесное сотрудничество армянских и казахских парламентариев в ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и других структурах.

ОПРОС

GALLUP INTERNATIONAL АSSOCIATION

5 июня были представлены результаты телефонного опроса представительства Gallup International Аssociation среди 1100 респондентов со всех регионов РА.

Если бы выборы состоялись в это воскресенье, голоса избирателей распределились бы следующим образом:

  • 22, 4% — партия «Гражданский договор» Никола Пашиняна
  • 20,6% — блок «Армения» Роберта Кочаряна
  • 4,2% — партия «Процветающая Армения» Гагика Царукяна
  • 3,5 — блок «Честь имею» Артура Ванецяна
  • 2,9% — партия «Просвещенная Армения» Эдмона Марукяна
  • 2,1% — партия «Республика» Арама Саркисяна
  • 1,7% — Блок «Ширинян-Бабаджанян»
  • 1,5% — партия «Национально-демократический полюс»

На вопрос, будете ли вы участвовать в предстоящих досрочных парламентских выборах,

  • 3% респондентов заявили, что однозначно будут в них участвовать
  • 11,9% отметили, что скорее всего будут участвовать
  • 10,6% — скорее всего, не будут участвовать
  • 20,7% однозначно не будут участвовать
  • 1,5% затруднились ответить на вопрос.

Деятельность премьер-министра в РА положительно оценивают 27.2%, президента — 26,7%, правительства — 24.8%, парламента – 21,9 % опрошенных.

На вопрос, какие самые острые проблемы, стоящие перед страной, требуют приоритетного внимания:

  • 2% респондентов назвали проблемы безопасности
  • 25,8% — уточнение границ
  • 20% — возвращение военнопленных
  • 2% — обеспечение мира
  • 16,3% — стабилизацию экономики
  • 8,8% — социальные проблемы
  • 8% — реформы армии
  • 6,3% — создание новых рабочих мест.

На вопрос, как вы оцениваете нынешнее экономическое положение страны, лишь 2% оценили как очень хорошее, по мнению 3,6%, оно несколько улучшилось, как среднее оценили 26,5%, как плохое — 4%, и как очень плохое — 50,5%.

 

МНЕНИЯ

АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН

В интервью газете «Ноев Ковчег» директор Института Кавказ Александр Искандарян выразил мнение, что во времена первого президента РА Левона Тер-Петросяна людей заманивали интеллигентностью и образованностью. Умные ребята, физики и химики, знают языки, и они сумеют разрулить любую ситуацию. После того, как страна влетела в штопор, появился запрос на решительность. Строгий, крепкий, воевавший. Выбрали Кочаряна, и расчет, в общем-то, оправдался. Потом появился Серж Саргсян, сугубо комплементарный. И нашим, и вашим, и тем, и другим. И после 10 лет появился запрос на честность. И появляется лжец. А вот когда будет сформирован запрос на компетентность, тогда уже будет о чем рассуждать. Это уже другое население, уже ближе к понятию Общества.

САРО САРОЯН

9 июня в беседе с АрмИнфо аналитик Саро Сароян выразил мнение, что:

  • Охарактеризовать текущую политику руководства Армении иначе как страусиной не приходится. «Эти люди пытаются двигаться вперед, целиком погрузившись в избирательную кампанию и игнорируя ситуацию на границе. Они надеются, что проблемы решаться сами по себе, что невозможно. Более того, Азербайджан периодически порождает новые проблемы, и это будет продолжаться. Все это понимают многие, делает вид, что не понимает лишь наше военно-политическое руководство».
  • Руководство РА собственноручно загнало себя в тупик, не предполагающий и не оставляющий ему альтернативы помимо подчинения предложениям, инициативам и давлению извне. И на подобную ситуацию тот же и.о. премьера Пашинян реагирует предложениями о помощи, адресованными то ли России, то ли международному сообществу. Подобное отсутствие является свидетельством возможной игры, посредством которой, руководство РА тщетно надеется склонить ту или иную сторону к действиям в свою пользу. В реальности, Запад и РФ смотрят на ситуацию с совершенно иного угла, предполагающего ответные шаги исключительно в случае серьезных шагов со стороны РА.
  • Еще одним проявлением провинциальной шустрости является европейский вояж Пашиняна, посредством которого премьер тщетно пытается понудить Москву к выполнению собственных союзнических обязательств перед Арменией. Вместо этого, необходимы альтернативные внешнеполитические пути в уме, имеющего субъектность политического руководства, а не их демонстрацию.
  • Различные международные военно-политические круги оценивают ситуацию в РА значительно рациональнее ее собственного руководства. Они видят отсутствие у Еревана реальной воли к любым путям движения в различных ситуациях и отсутствие искренности в декларируемых желаниях. В этом свете, политика Еревана в направлении создания новых препятствий для Москвы не интересна ни Западу, ни, тем более, самой России.
  • Текущая политика РФ в отношении РА не является закономерным итогом поведения руководства РА. «Только армянам может казаться, что хозяин нас наказывает за неправильное поведение». В реальности эта политика России обусловлена необходимостью геополитического балансирования, в свою очередь, обусловленного активизацией Турции. С точки зрения Москвы и Анкары, геополитический баланс на Южном Кавказе продолжает оставаться нарушенным. Соответственно, в ходе той же встречи между Путиным и Байденом можно ожидать попытку его приведения в состояние равновесия.
  • Армению во всем этом должно заботить просчитывание собственных рисков, исходящих от этих геополитических сдвигов. В частности, рисков получения новых ударов, что отнюдь не исключено. Проблему, в частности, необходимо рассматривать в свете возможностей сохранения Арменией своего суверенитета и территории, в случае если страна продолжит придерживаться текущей внешнеполитической ориентации. В этом свете, для Армении сохранение текущего внешнеполитического курса содержит практически столько же рисков сколько его смена.

СМИ: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ВИДЕНИЯ РЯДА ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ПАРТИЙ И БЛОКОВ

Газета «Республика Армения» представила внешнеполитический блок ряда партий и блоков, участвующих в предвыборной гонке.

Партия «Гражданский договор»

  • Для партии приоритетным является утверждение стабильности в регионе и разблокирование региона как важного гаранта безопасности РА, призванный быть одним из приоритетов внешней политики РА. Этот процесс в то же время не может иметь место за счет жизненных интересов и безопасности Армении и Арцаха, наоборот – призван укреплять их. В этом аспекте партия считает основополагающим полную и безоговорочную реализацию положений заявлений от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г.
  • Одной из целей партии является развитие, плодотворное сотрудничество со всеми странами и организациями мира. В частности, партия намерена развивать и углублять отношения с РФ, США, ЕС, Францией, Ираном и Грузией, а также с другими традиционными странами-партнерами.
  • В карабахском вопросе «Гражданский договор» убежден, что роль сопредседателей МГ ОБСЕ остается весьма важной также в вопросе региональной безопасности и стабильности. РА будет всемерно способствовать эффективному функционированию данного формата.
  • Значительное место отводится в программе партии проблеме Арцаха, негативной агрессивной роли Турции в 44-дневной войне. Партия обещает всеми механизмами, предоставляемыми международным правом, последовательно бороться за выявление и привлечение к ответственности военных преступлений и преступников.
  • В ближайшие годы главной задачей партии Пашиняна будет устранение последствий трагической войны, обеспечение безопасности народа Арцаха, мирного и всеобъемлющего урегулирования Карабахского конфликта на основе реализации права народа Арцаха на самоопределение. Учитывая агрессивную политику Азербайджана, партия зафиксировала в своей программе невозможность существования армян Арцаха в составе Азербайджана.
  • Окончательное урегулирование Карабахской проблемы партия видит в полноценной реализации права народа Арцаха на самоопределение и окончательном определении статуса Арцаха по принципу «Отделение во имя спасения».
  • Большой раздел программы посвящен послевоенному восстановлению Арцаха.

Блок «Айастан»

  • Блок во главе с экс-президентом РА Кочаряном выступает за сбалансированную и последовательную внешнюю политику, эффективное региональное сотрудничество, утверждение и развитие достойных отношений со всеми соседями.
  • Созвучно с новыми геополитическими вызовами вместе с союзными странами, преследующими интересы в регионе, блок планирует сформировать новые модели сотрудничества, взаимопомощи и утверждения регионального мира.
  • Блок отвергает психологию потерпевшего поражение, будучи уверен, что Армения вместе со своими союзниками может сформулировать новую региональную повестку и защищать собственные интересы.
  • Являясь сторонником устойчивого мира, идеи коммуникаций и открытых границ, блок решительно настроен найти вместе с союзниками здравые и взаимовыгодные решения, вытекающие из национального и государственного интереса, расширить всеобщее признание и осуждение Геноцида армян, отстаивать реализацию не имеющих срока давности прав Армянского народа в качестве предпосылки для предотвращения новых геноцидов, в качестве гарантии безопасности для поколений, залога долгосрочного и достойного мира в регионе.
  • РА восстановит взаимоотношения с РФ по всем направлениям и, созвучно с региональными вызовами, сформулирует новые направления развития.
  • Блок также намерен углубить и расширить стратегическое партнёрство с Грузией как непосредственным соседом и страной, имеющей общие геополитические цели, укрепить и поднять на новый качественный уровень отношения сотрудничества и партнёрства с Ираном, Китаем. Продолжать полноценно исполнять обязательства, приятые Арменией в ООН, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ОБСЕ, СЕ, ЕС и других международных организациях, и реализовывать все предоставляемые членством возможности.
  • В плане преодоления последствий 44-дневной войны блок обещает незамедлительно приступить к возвращению всех пленных, к уточнению данных о погибших и пропавших без вести.
  • Блок будет стремиться к международному признанию и осуждению турецко-азербайджанской агрессии и причинённых армянскому народу потерь, к справедливому решению Арцахской проблемы на новом этапе мирных переговоров. Будет предпринимать усилия для возобновления переговорного процесса при посредничестве сопредседателей МГ ОБСЕ.

Блок «Честь имею»

  • Для блока во главе с экс-директором СНБ РА Ванецяном РФ – стратегический партнер и союзник РА. Отношения с РФ должны развиваться и углубляться по всем сферам, сотрудничество в сфере безопасности должно подняться на новый уровень.
  • В ОДКБ, СНГ, ЕАЭС Армения должна выступать полноценным, активным и инициативным членом. Армения должна приложить все возможные усилия на благо развития этих структур, укрепления их международного авторитета. Важным компонентом внешней политики должно стать включение актуальных для Армении вопросов в повестки этих структур.
  • Для блока весьма важно сотрудничество с Ираном, в котором должны учитываться взаимные интересы, исключение влияния третьих стран в двусторонние отношения.
  • В отношениях с европейскими странами РА и армянский народ способны внести своеобразный вклад в европейскую семью в аспекте цивилизационных корней армянского народа, национальных ценностей и традиций.
  • Важным направлением внешнеполитической деятельности для блока является сотрудничество с США, которое должно обладать насыщенной повесткой и не вступать в противоречие с иными обязательствами РА.
  • Армения должна проявлять инициативу и активно развивать политические отношения со всеми регионами, в том числе с Арабским миром. Оставаться вне глобальных проектов будет означать упущенные возможности.
  • Армения должна быть прогнозируемой и заслуживающей доверия для всех партнеров, во внешней политике проявляла активность и инициативу.
  • Что касается Арцахской проблемы – Азербайджан должен отказаться от своей максималистской политики, а окончательное урегулирование Арцахской проблемы возможно исключительно посредством реализации права народа Арцаха на самоопределение. Азербайджан должен возвратить оккупированные в ходе войны территории. Армения при содействии мирового сообщества должна предотвратить любые посягательства Азербайджана на суверенную территорию Армении. 

Армянский национальный конгресс

  • АНК экс-президента Тер-Петросяна считает необходимым создание новых механизмов, направленных на углубление и гармонизацию двусторонних стратегических отношений с РФ.
  • Учитывая заинтересованность России в восстановлении баланса региональной безопасности, необходимо незамедлительно начать совместную работу по возрождению и перевооружению Армянской армии, в том числе созданию в Армении новых совместных производственных мощностей на основе новейших военных технологий. Это позволит государству нейтрализовать существующие реальные угрозы хотя бы в краткосрочной перспективе, заложить основы долгосрочной безопасности Армении в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
  • Учитывая неразрешенный статус Нагорного Карабаха, АНК считает необходимым начать активные переговоры с Россией и другими сопредседателями МГ ОБСЕ, а также с Азербайджаном, которые будут направлены на урегулирование проблемы и постепенное формирование взаимного доверия между Арменией и Азербайджаном.
  • Стержнем внешней политики Армении должна стать интеграция в мировую экономическую систему. Армения должна продолжить сотрудничество с ЕС, США и международными финансовыми организациями в сфере обеспечения либеральных реформ.
  • РА должна развернуть активную деятельность по превращению нашей страны в магистраль транспорта и коммуникаций, участвовать в инфраструктурных проектах с такими странами, как Россия, Грузия, Иран, Китай и Индия.
  • АНК, помимо обеспечения региональной стабильности и постепенного урегулирования Карабахского конфликта, считает весьма важным урегулирование отношений со всеми соседними государствами. После утверждения мира на основе договора о прекращении вооруженного конфликта, должен начаться второй этап формирования атмосферы доверия, конечной целью которого должно стать окончательное определение юридического статуса Арцаха по принципу права наций на самоопределение. 
  • АНК также придает важное значение ряду неотложных перемен внутри Армении для улучшения системы государственного управления и обеспечения политической стабильности. Вопросом номер один для партии является обеспечение полноценного управления государственной системой в стране.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

7 марта 2024

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ   АРМЕНИЯ 1 марта на дипломатическом форуме в Анталье вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил: Конституция и юридические рамки — внутренний вопрос РА, который никоим образом не связан с миротворческими процессами. У РА нет территориальных претензий к …

6 марта 2024

Армения направила в РФ официальное письмо по вопросу прекращения деятельности пограничников ФСБ РФ в аэропорту Звартноц. Об этом на брифинге заявил секретарь Совбеза Армен Григорян. «Армения направила официальное письмо в РФ с четкой позицией. Мы проинформировали, что в аэропорту Звартноц …

5 марта 2024

Начальник Генштаба ВС Армении генерал-лейтенант Эдвард Асрян заявил, что его страна не вышла из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а все возможные последствия выхода — это гостайна. Так Асрян ответил в ходе брифинга на вопрос местного журналиста о возможных …


Ваш браузер устарел! Обновите его.