×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-21/
Новости
29 марта
27 марта
26 марта
20 марта
18 марта
15 марта
14 марта
13 марта
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
13:32 , 1 Апрель 2021
935
0

Обзор 25 – 31 марта 2021 г.

 

2-АЯ АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТФАКТУМ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РА

25 марта в беседе с журналистами глава Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • уровень безопасности в Сюнике пока не соответствует необходимому. Кроме того, «нет уровня безопасности, который был бы удовлетворительным».
  • Что касается атмосферы безопасности, то в новой сложившейся ситуации власти ведут различные работы, чтобы безопасность в рамках имеющихся возможностей была на высоком уровне.
  • Слухи о том, что армянская сторона тайно согласовывает какие-то положения и границы по Сюнику с руководителем Азербайджана, не соответствует действительности.
  • Заявление о необходимости прекращения военных действий впервые было озвучено на заседании Совбеза 19 октября, причем в заседании принимали участие также представители оппозиционных фракций.
  • Власти РА не намерены “переводить стрелки” за поражение в войне на ВС РА, «которые должны в том числе подготовить доклад о войне во главе с Оником Гаспаряном». Если бы власти хотели направить стрелки на ВС, то сами бы подготовили доклад и указали на них.
  • Власти поздно отреагировали на заявление Оника Гаспаряна 17 ноября 2020 г. не из-за того, что он потребовал отставки премьера, а сделали это только после его отставки и с учетом того, что данная тема стала поводом для злоупотреблений со стороны различных политических сил.
  • Война не прекратилась не из-за решения армянских властей, а из-за того, что в ней также интенсивно участвовали Турция, Азербайджан и террористические группировки, поэтому военные действия продолжались. После обсуждений в Совбезе и принятия решения также не получилось остановить войну, поскольку прекращение войны — это не односторонний процесс.
  • По вопросу о том, почему во время войны не использовались истребители СУ-30СМ — закупка истребителей — достаточно длительный процесс, вооружение для них должно было закупаться отдельно. Когда «Су» были приобретены, это рассматривалось как более длительный процесс, то есть закупка вооружения и других средств, согласно плану, должны были осуществляться в более долгосрочной перспективе. Однако началась война. Иных причин или проблем по части использования истребителей не было.
  • По поводу заявлений премьер-министра Пашиняна в июле 2020 г. о том, что были проведены тренировочные учения с поражением боевых целей и почему ракеты не были использованы в Арцахе — есть различные возможности или ракеты различного уровня с различной поражающей составляющей. «Задача была в том, чтобы иметь лучшее, чтобы было максимальное воздействие, а находящиеся в нашем распоряжении ракеты имели определенное ограничение».

26 марта губернатор Тавушской области Айк Чобанян в беседе с журналистами исключил процесс сдачи территорий области Азербайджану. «Для Армении и армянского народа эта тема должна быть закрыта и не должна становиться предметом обсуждений», но этот вопрос необходимо поднимать на международном уровне.

27 марта Айк Чобанян заявил, что вопрос открытия железнодорожного сообщения с Азербайджаном находится на этапе рабочих обсуждений. По его убеждению, открытие железной дороги через Тавуш создаст альтернативу Верхнему Ларсу и сократит путь до грузинского порта Поти.

27 марта в интервью Радио «Свобода» вице-премьер РА Тигран Авинян заявил:

  • Ереван и Баку не проводят правовое закрепление границ.
  • На границе с Азербайджаном пограничники временно размещены на основании советских военных карт 1975-1976 гг.
  • Помимо известных трехсторонних заявлений от 9 ноября 2020 г. и от 11 января 2021 г. Армения и Азербайджан никаких других документов не подписывали.
  • Договоренности по участку Горис-Давид-Бек заключены с российской стороной, и российские пограничники дислоцируются там на основании этих договоренностей.
  • Вопрос подписания какого-либо документа, по которому Армения и Азербайджан признают общую государственную границу, займет минимум несколько лет.
  • Проведение этого процесса с соседней Турцией зависит от условия установления или неустановления двусторонних отношений. Наличие отношений является минимальным предварительным условием для начала подобного правового процесса.
  • Армения добьется результатов в деле освобождения военнопленных.
  • РФ разделяет с РА подход, что все военнопленные и задержанные лица должны быть возвращены.
  • Несмотря на то, какой статус Азербайджан придает тем лицам, которые там удерживаются, все они должны быть возвращены без предварительных условий.
  • Международное давление на Азербайджан в этой связи постепенно растет и будет продолжать расти. Это пункт, где нет возможности для разночтений и различных интерпретаций.

27 марта в беседе с журналистами пресс-секретарь МИД РА Анна Нагдалян заявил:

  • Азербайджанская сторона подтвердила преднамеренное и запланированное разрушение до основания церкви Сурб Аствацацин в Мехакаване, и что это было осуществлено решением властей Азербайджана.
  • Все попытки азербайджанской стороны оправдать варварское уничтожение культового места вызывают беспокойство и должны быть осуждены.
  • Азербайджанская сторона умалчивает касательно обвинений и фактов разрушения находящейся в городе Шуши церкви Святого Иоанна Крестителя (Канач жам), вероятнее всего не находя какого-либо, даже вымышленного обоснования для «оправдания» этого очередного варварства.
  • Международное сообщество, в первую очередь, сопредседатели и страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, ЮНЕСКО должны незамедлительно вмешаться для сохранения армянского историко-культурного наследия.

27 марта в эфире ОТА секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян заявил:

  • Армянская сторона работает с РФ в вопросе проведения реформ в ВС РА. Ведутся предметные и интенсивные обсуждения относительно идей и концепций реформ в армии, и на данный момент уже проведен довольно большой объем работ.
  • После войны в регионе произошли большие изменения. Разблокирование коммуникаций должно быть не только с Азербайджаном, «но иметь более широкий региональный подход». Такие возможности есть.
  • Прямого диалога с Турцией в настоящее время нет. Но «если мы идем на разблокирование региона, то в наших подходах должны быть определенные уточнения, и мы работаем в этом направлении». Публичные заявления представителей Армении и Турции дают повод для оптимизма.
  • Будет неправильно однозначно утверждать, что от Турции не исходит какой-либо угрозы, но идущие в регионе процессы «предоставляют и другие возможности».
  • По части заявлений президента Азербайджана Алиева – «риторика — одно, другое дело переговорные процессы, из чего мы исходим». Переговоры продолжаются в духе договоренностей от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г. относительно разблокировки коммуникаций.
  • Присутствие миротворцев — гарантия безопасности в Карабахе. ️В случае, если миротворцы покинут Карабах, «нужно будет думать о других решениях».

28 марта в ходе встреч с жителями Армавирской области премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил:

  • Возрождение и восстановление Армении и Карабаха, прошедших через жесточайшие испытания, будет лучшей данью памяти павших героев. «Ради чего погибли наши герои? Благодаря им, сегодня Арцах хоть и ранен, но стоит на ногах».
  • Армения и Азербайджан должны пользоваться коммуникациями на взаимной основе. «Мы не можем получить путь по территории Азербайджана, но не давать ему дорогу по нашей».
  • Для обеспечения безопасности Армении мы должны углублять наши союзнические отношения с РФ. Мы должны развивать возможности совместной армяно-российской группировки, сформулировать ее задачи, чтобы она стала самым важным и эффективным инструментом обеспечения нашей безопасности.
  • События 2020 г. показали, что вид и масштабы угроз изменились. Помимо азербайджанского фактора, Армения столкнулась с наемниками и турецкой угрозой. «Нужны формулы противодействия новым вызовам. Самой важной формулой, на мой взгляд, является армяно-российская группировка. В ближайшее время мы должны подумать над усилением группировки как важнейшего компонента региональной безопасности».
  • Вкладывая в оборону и партнерство с РФ, РА обеспечивает себе благоприятные условия для экономического развития.

29 марта во время заседания комиссии НС по внешним отношениям министр ИД РА Ара Айвазян заявил:

Армянская дипломатия

  • Война в Карабахе не стала следствием поражения армянской дипломатии. Обвинения в адрес дипломатов несправедливы. РА и сопредседатели МГ ОБСЕ приложили все усилия для мирного урегулирования. Баку взял обязательство не применять силу, но, как недавно признал президент Азербайджана, он отклонил все компромиссные варианты.
  • 26 лет армянская дипломатия, по поручению политического руководства страны обеспечивала сохранение статус-кво до тех пор, пока проблема будет окончательно решена.
  • «Но если противоположная сторона решила начать войну, то здесь возможности дипломатов ограничены». Война продемонстрировала слабые стороны, в том числе армянского МИД, однако это не может служить поводом, чтобы переложить всю ответственность на него. Придет время и будет осуществлен всесторонний анализ, почему произошло то, что произошло.

Россия

  • Войну в Арцахе удалось остановить благодаря усилиям России. «Это может не понравиться некоторым, но это факт. И в противном случае была бы совершенно иная ситуация».
  • Россия, будучи стратегическим союзником Армении, в случае необходимости выполнит все свои обязательства.
  • Ереван внимательно следит за развитием отношений между Москвой и Анкарой, и в Ереване считают, что это — дело двух государств.

МГ ОБСЕ

  • 27 сентября — демонстрация провала посредничества МГ ОБСЕ, поскольку они призваны не только создавать благоприятные условия для мирных переговоров, но и исключать военное решение конфликта.
  • Сегодня есть некоторые технические вопросы, связанные с деятельностью МГ ОБСЕ. РА заинтересована в возобновлении переговоров в рамках МГ ОБСЕ, «но нам нужно сильное посредничество, которое будет не только фиксировать текущую ситуацию, но и будет возглавлять процесс».

Конфликт вокруг НК

  • Война в НК завершена, но конфликт не разрешен. Об этом говорит не только армянская сторона, но и международное сообщество, сопредседатели МГ ОБСЕ, международные организации.
  • Война в НК вновь продемонстрировала очевидность того тезиса, что это не есть лишь просто территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. «Мы говорим о предупреждении нового геноцидального проекта. И сейчас, когда многие международные организации и государства видят как на территориях, перешедших под контроль Азербайджана, осуществляются действия по уничтожения армянского историко- культурного наследия, армянского следа, фальсифицируются данные, какому бесчеловечному отношению подвергаются наши пленные — в них зреет убеждение, что Арцах не может быть в составе Азербайджана. Они приходят к пониманию, что Арцах в составе Азербайджана — это Арцах без армян».
  • Для того, чтобы обеспечить региональный мир и безопасность, необходимо учитывать такой элемент, как статус Арцаха, который должен быт определен посредством самоопределения на основе волеизъявления народа НК. Достижение этой цели долгий и сложный процесс, предполагающий, в том числе и формирование атмосферы доверия между сторонами. Таким позитивным шагом может служить незамедлительное возвращение армянских военнопленных и гражданских лиц.
  • Подход Армении к урегулированию арцахского конфликта предполагает: ️определение статуса Арцаха на основании реализации права на самоопределение; ️комплексное обеспечение безопасности народа Арцаха; ️деоккупацию территорий Арцаха, оказавшихся под контролем Азербайджана; ️безопасное возвращение вынужденных переселенцев в места проживания; ️обеспечение сохранности памятников армянского историко-культурного наследия на территориях, оказавшихся под контролем Азербайджана.

Турция

  • Армения не понаслышке знает цену миру и не ищет врагов. «Мы сделаем всё, чтобы вокруг Армении была сформирована действительно стабильная зона безопасности».
  • Самым важным фактором в любых отношениях является принцип взаимности. Армянская инициатива по нормализации отношений без предусловий не получила должного отклика со стороны официальной Анкары. «Более того, нетерпимость, проявляемая в прошлом веке, кульминацией которого стал геноцид армянского народа, кажется, сегодня транспортируется в наш регион».
  • Реальный мир в регионе возможен лишь в случае, если Анкара кардинальным образом пересмотрит свою агрессивную политику и откажется от агрессивных действий.
  • Признание Геноцида остается важным для армянской дипломатии. Каждая годовщина Геноцида армян в Османской империи рассматривается Ереваном не только как повод вспомнить невинных жертв, но и как напоминание о необходимости признания и осуждения. «То, что произошло за последние месяцы, еще раз напомнило остальным государствам, что безнаказанность Геноцида поощряет повторение подобных преступлений».

30 марта на заседании Совбеза РА премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Армения заинтересована в разблокировке коммуникаций в регионе, поскольку это даёт возможности долгосрочного развития.
  • Весь этот процесс не должен происходить за счет жизненных интересов Армении и Арцаха
  • Длительная блокада привела к определенному отчуждению Армении от региона. Например, с стратегическим партнером РФ у Армении есть только одна сухопутная дорога, которая имеет сезонный характер и в большой степени зависит от погодных условий, что несет с собой многочисленные вызовы, в том числе и в сфере безопасности. Армянская сторона, по сути, имеет такие же транспортные ограничения с другим соседом – Ираном. «Сегодня мы обсудим и примем решение относительно начала строительства дороги «Север-Юг» на участке Сюника, что является очень важным и стратегическим решением».

30 марта в интервью РБК президент Армении Армен Саркисян заявил:

  • Всегда можно найти пути к разрешению проблем без военных действий. После первой войны существовала в ОБСЕ организация, которая этим занималась. Был механизм для общения, диалога.
  • Какие были наши ошибки. Одной из ошибок было то, что мы начали верить в то, во что хотели верить, или мечтали. «Нам показалось, что война уже закончена, вопрос уже решен. Он далеко не был решен, тем более что азербайджанская сторона все время говорила о будущей войне». В этих условиях необходимы были шаги по усилению обороноспособности НК, в направлении создания более современной военной структуры, нужно было сделать РА и НК более эффективными экономически, или решить имевшиеся демографические проблемы.
  • Прежде чем говорить о нормализации отношений с Баку, или каких-то проектах, нужно решить ряд болезненных вопросов. В Азербайджане есть армянские военнопленные. «У нас нет азербайджанских военнопленных. И с точки зрения международного права — это неверно. Прежде чем говорить о разных вещах, было бы правильно, если бы Азербайджан вернул всех наших военнопленных, продемонстрировав гуманитарное и человеческое отношение».
  • По вопросу пропавших без вести ответы на многие вопросы находятся на другой стороне границы. «И Азербайджан может или предоставить информацию, или вернуть тела погибших», — подчеркнул он.

31 марта в интервью @SputnikArmenia руководитель аппарата премьер-министра Арсен Торосян заявил, что

  • в международной практике есть примеры успешного экономического сотрудничества двух геополитических противников (США и Китай) сказал.
  • однако эти процессы должны проходить на фоне реформ в ВС
  • непубличные встречи в трехстороннем формате – Армения, Россия и Азербайджан проходят уже сейчас, а на уровне рабочих групп обсуждается открытие коммуникаций
  • хотя в концепции нацбезопасности Армении, где Турция указана как один из источников угрозы, ничего не изменилось, это еще не означает, что Армения не должна думать о разблокировании коммуникаций для обеспечения долгосрочного развития.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НКР

31 марта глава МИД Арцаха Давид Бабаян заявил:

  • Азербайджан хочет не только Красный Базар, но и весь Арцах, Сюник, Ереван. Но то, что они хотят, не должно стать реальностью. Наша позиция в этом вопросе неизменна
  • нет никаких процессов по передаче Красного Базара Баку или изменению статуса этого населенного пункта. «Нет и не может быть таких процессов».
  • Красный Базар – населенный пункт, передача которого будет означать мгновенное опустошение всего Мартунинского района, а после этого в опасности будет будущее всех армян Арцаха.

 

ДВИЖЕНИЕ ЗА СПАСЕНИЕ ОТЕЧЕСТВА

26 марта кандидат Движения в премьеры Вазген Манукян заявил:

  • Армянское государство сейчас продолжает скатываться к пропасти. Территориальные потери в результате войны — большая трагедия: и человеческие потери, и удар по экономике и, что очень важно, удар для чести и достоинства народа.
  • Армянская армия не была слабой. «Последний смотр наша армия прошла в 2016 г. Тогда после начала атаки враг 2-3 дня продвигался вперед, а на 4-й день притормозил и обратился к России для остановки войны».
  • До сих пор никто в РА не привлечен к ответственности за эту разрушительную войну и ее разрушительные последствия. «Более того, премьер так хорохорится, как будто не он виноват, а кто-то другой… Наша Армия отступила, хотя предусматривалось, что стороны должны оставаться на занимаемых позициях, но мы отдали Губатлы и Зангелан, возникли проблемы с Сюником, с Сотком».
  • Наши потери не ограничились войной. Атакам подвергается судебная система, сфера образования, говорится о закрытии Армянской АЭС.
  • Наше государство скатывается к пропасти либо у нас будет такое формальное государство, которое не будет иметь суверенитета, не будет развиваться.
  • «Можно вернуться в дониколовские времена, когда у нас были преимущества — сильная Армия, более сильная экономика, социальная ситуация была не настолько плохой».
  • Есть «болезни», которые были присущи армянскому обществу: такое качество, как «наглость» и отчуждение народа от государства, что позволило внешним силам привести к власти такого человека, как Пашинян.

28 марта Вазген Манукян заявил:

  • С Турцией у нас были сложные отношения и ранее, и сейчас. Война даже не закончилась, то, что есть сейчас –перемирие. До этого перемирия нашим врагом была Турция. После этого идти на дружбу с ней – просто абсурд.
  • Коммуникации в регионе будут открыты настолько, насколько этого захотят Азербайджан и Турция. «Это полностью находится в их руках».

 

АРМЯНСКАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

29 марта в ходе акции протеста, организованной АРФ перед зданием Совета безопасности РА в ответ на заявления секретаря Совбеза А. Григоряна о необходимости корректировок в подходах к отношениям Турции, был сожжен флаг Турции.

Представитель АРФ Гегам Манукян заявил, что армянский народ не позволит, чтобы Армения стала вилайетом Турции. «Григорян и Пашинян должны быть исключены из государственной системы, поскольку, проиграв войну в Арцахе, они планомерными шагами толкают Армению в объятия Турции».

Он также обвинил действующие власти в попытке сорвать траурные мероприятия, приуроченные к 24 апреля и борьбу за международное признание Геноцида армян. Но он также заверил, что любые подобные попытки будут обречены на провал. «Турецкий флаг 23 апреля вновь будет сожжен в знак нашей борьбы и уважения памяти жертв этого бесчеловечного преступления».

ДЕЛО HALO TRUST

30 марта Следственный комитет НКР принял в производство уголовное дело по части 1 статьи 310 (государственная измена) и статье 316 (шпионаж), связанное с деятельностью The HALO Trust на территории республики. Дело заведено на основе опубликованного в СМИ сообщения о том, что организация в ходе своей деятельности в НКР передала турецким спецслужбам карту минных полей, благодаря чему войска противника во время 44-дневной войны беспрепятственно преодолели заминированные территории в НКР.

 

ДЕЛО ГРАНТА БАГРАТЯНА

Губернатор Тавуша Айк Чобанян представил судебный иск против бывшего премьер-министра РА Гранта Багратяна. Губернатор требует обязать Багратяна принести публичные извинения, а также выплатить в качестве компенсации 1 драм. Багратян ранее заявил, что азербайджанские военные проводят измерительные работы в районе одного из сел области. Данная информация была позднее опровергнута МО РА и губернатором Тавуша.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

25 марта генпрокурор РА Артур Давтян и посол РФ в РА Сергей Копыркин обсудили возможности возвращения армянских военнопленных и гражданских лиц, удерживаемых в Азербайджане, а также предпринимаемые в этом направлении усилия. Давтян поблагодарил российскую сторону за активные шаги в этом направлении.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ПРЕЗИДЕНТ РА

25 марта президент РА Армен Саркисян провел встречи с председателем Совета партии «Наследие» Раффи Ованнисяном и с членами совета политической инициативы «Национально-демократический полюс». Были обсуждены сложившаяся в стране ситуация, внутренние и внешние вызовы, пути преодоления внутриполитического кризиса.

Члены Совета НДП отметили, что согласны с подходами президента к вопросу разрешения сложившейся после войны ситуации и рассматривают президентский институт как стабилизирующий фактор.

Представляя свою точку зрения и позицию, они отметили, что развязку ситуации видят в два этапа: первый — создание в стране атмосферы примирения и формирование Временного правительства, которое должно предпринять жизненно необходимые переходные шаги, и лишь затем — проведение внеочередных парламентских выборов.

29 марта в интервью газете «Аравот» президент РА Армен Саркисян заявил:

  • Для него было ясно, что ни экс-глава ГШ ВС РА Оник Гаспарян, ни генералы ГШ не пойдут ни на какие другие шаги, кроме своего заявления. Президент рассказал, что отправился в Генштаб, где встретился с Гаспаряном, затем отдельно с генералами, встреча, по его словам, продлилась несколько часов, после чего имела место еще встреча с Гаспаряном и военными.
  • После этой встречи его заключение после консультаций с юристами, и с учетом отдельных мнений было следующим: имеет место конституционная проблема.
  • В преддверии внеочередных парламентских выборов в отставку должен подать не только премьер, но и все правительство.
  • Ни одна политическая сила, ни один отдельно взятый деятель в одиночку не в состоянии вывести страну из кризиса. Каждый должен инвестировать в это дело и каждый должен работать.
  • Возможно, ни одной из политических сил по результатам голосования не удастся получить парламентское большинство, в результате мы получим нестабильный и несбалансированный парламент. Возможны также разные сценарии, которые, к сожалению, вновь могут привести к политическому кризису.

30 марта в интервью РБК президент Армении Армен Саркисян заявил:

  • Вариант с выборами, которые организует временное правительство — самый верный и академический способ разрешения конфликта между оппозицией и властью. «Правительство подает в отставку, создается правительство национального единства, в котором нет ни одного политика, а только профессионалы, занимающиеся необходимыми вопросами. К примеру, если нужны изменения в Конституцию, они работают над подготовкой изменений, обсуждают с разными силами, гражданами Республики. То же самое с кодексом избирательным. И это временное правительство должно следить, решать многие вопросы. И только потом провести выборы, которые сложно будет обвинить в фальсификациях».
  • в Конституции Армении есть недочеты, ее необходимо менять. «Или нужно вернуться к президентской форме правления, или иметь сильную президентскую власть и сильный парламент, который станет неким институтом, представляющим интересы абсолютно всех граждан Армении, и в областях, и в общинах, селах. Или внести изменения в Конституцию и сбалансировать ее. Она абсолютно не сбалансирована. Она действительно супер-премьерская».
  • Армения сегодня переживает не только политический кризис, а многокомпонентный, в том числе, экономический, здравоохранительный, морально-психологический и др. Кризис затрагивает не только жителей страны, но и диаспору за рубежом.

БЛОК «МОЙ ШАГ»

26 марта в беседе с АрмИнфо депутат НС РА Арпи Давоян заявила:

  • Уже сегодня «17» фактически заявляют, что не собираются признавать собственное поражение на будущих выборах. А все обвинения в намерении власти применить на выборах административный ресурс не что иное как подготовка для этого соответствующей почвы. Эти люди уже сегодня любой ценой пытаются внушить нашему обществу неминуемость фальсификации предстоящих выборов.
  • Оппозиция сегодня обвиняет власть в том, что она неминуемо делала десятилетиями и сделала бы сегодня сама.
  • Давоян исключает фальсификацию итогов выборов со стороны правящей силы, указывая, что для этого у блока «Мой шаг» нет абсолютно никакой мотивации. «Мы никогда не фальсифицировали выборы и не собираемся делать это сегодня, будучи априори неспособны принять мысль о возможности формирования и удержания власти посредством фальсификаций».
  • «17» — несовместимые друг с другом, лишенные общей ценностной основы люди, собравшийся вокруг единственной повестки — убрать Пашиняна с поста премьера. «Других ценностей, тем более, повесток у них нет». Соответственно, о таких понятиях как демократия, желания людей, выбор граждан, преодоление последствий войны и установление прочного мира в сегодняшней оппозиции даже не задумываются. «И готовы не брезговать ничем ради достижения единственной цели — свалить Пашиняна с поста премьера».

28 марта в ходе встреч с жителями Армавирской области премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил:

  • Пашинян подаст в отставку в апреле. Но «не подам в отставку и уйду, а для проведения внеочередных выборов, продолжая оставаться исполняющим обязанности премьера в этот период».
  • Решение Конституционного суда по делу экс-президента РА Р. Кочаряна сначала нужно прочитать, посмотреть, что в нем написано, чтобы принимать решения о дальнейшем.

31 марта в беседе с журналистами вице-спикер НС РА Ален Симонян сообщил, что

  • в партии «Гражданский договор» уже начались предварительные работы по сверке списков. Не исключено, что в предвыборном списке их партии могут оказаться новые имена.
  • он считает более целесообразным отдельное участие партии «Гражданский договор», а не в составе блока «Мой шаг».
  • его интересуют лишь голоса 42% избирателей, которые все еще не определились, а не рейтинги бывшей власти.

 

ФРАКЦИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»

25 марта депутат НС РА Микаел Мелкумян заявил, что ППА пойдет на выборы при любом Избирательном кодексе, и для них вопрос изменений в ИК не является принципиальным.

26 марта депутат НС РА Наира Зограбян заявила, что их партия пойдет на досрочные выборы со своим партийным списком, который возглавит лидер ППА Гагик Царукян. Она также заявила, что для них гораздо важнее, чтобы выборы были свободными и справедливыми, чтобы власти не использовали административные ресурсы, сигналы о чем ППА уже получает.

 

ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

25 марта депутат НС РА Геворг Горгисян заявил:

  • Если Пашинян подсчитал, что его поддерживают 30% граждан, то в случае участия в выборах 1 млн. граждан за него проголосуют 300 тыс. человек. Но в случае участия 600 тыс. человек — уже 50%. «То есть, они пытаются снизить участие граждан в избирательных процессах, надеясь на то, что поддерживающие их лица придут на выборы и они получат высокий процент при низкой явке».
  • Порядка 10-15% граждан — сторонники экс-президента Роберта Кочаряна, а остальные — около 50% — не хотят ни возвращения бывших властей, ни сохранения новых. «Эти 50% — потенциальные избиратели «Просвещенной Армении».
  • Вне зависимости от планируемых правящей силой перемен в избирательном порядке, «Просвещенная Армения» планирует не только преодолеть барьер на пути попадания в парламент, но и победить «Мой шаг» и не только «Мой шаг».
  • Есть надежда, что народ, общество с присущей ему мудростью осознает, что поражение «Просвещенной Армении» на выборах приведет к возвращению страны в начисто лишенный смысла водоворот последних месяцев.
  • Перспективу победы Пашиняна или победы Кочаряна приведет к неминуемому сведению между ними счетов в ущерб государству и государственности. «Практически все отвратительные политические традиции в нашей стране были сформированы в годы президентства Кочаряна. В период премьерства Пашиняна все это лишь усугубилось. Соответственно, Пашинян должен уйти».
  • «Просвещенная Армения» в строительстве будущей Армении не собирается действовать кочаряновскими методами. «Это даст нам лишь дополнительные шансы на успех в реализации нашего общего дела».

 

ДВИЖЕНИЕ ЗА СПАСЕНИЕ ОТЕЧЕСТВА

26 марта кандидат от Движения на пост премьера РА Вазген Манукян заявил, что

  • категорически против проведения внеочередных парламентских выборов. Во-первых, Армения не готова к выборам в этом растерзанном состоянии, они только углубят кризис, а не решат его. Во-вторых, мы опозоримся перед самими собой и другими странами, потеряем уверенность в себе, если Пашинян, после того как погубил страну, будет руководить выборами.
  • Важно, чтобы Пашинян был смещен до начала предвыборной агитации. «Никола должен скинуть народ, это вернет народу уверенность в себе».
  • программа Движения, предусматривающая отставку действующего премьера и формирование временного правительства сроком на 1 год, является самой верной и единственной программой. Есть возможность пересмотра предусмотренных в программе сроков и формата оппозиционного объединения. «Если моя кандидатура не устраивает — поменяем. Если срок в 1 год не устраивает — поменяем. Если те 17 партий, которые создали Движение, работают неэффективно, давайте поменяем формат».

27 марта председатель партии «Отечество» Артур Ванецян заявил:

  • решение Конституционного суда по делу экс-президента РА Р. Кочаряна -закономерный результат и очень важный момент для государства, прежде всего с точки зрения права. В этом плане политические процессы вторичны.
  • за этим решением должны последовать отставки в сфере политики и в правоохранительной системе, а также извинения в отношении подвергавшихся преследованию лиц, по крайней мере, по этому известному делу.
  • важно, что в стране есть институты, которые констатируют верховенство закона вне зависимости от желания нынешней политической власти.
  • «Я никогда не скрывал своих взглядов ни на это дело, ни на недопустимое давление на КС в течение многих месяцев. Мы должны были использовать это время, чтобы восстановить общественную солидарность и избежать войны».
  • Из-за этой неконституционной и недействительной статьи у Армении вспыхнула внутренняя вражда, возникли серьезнейшие проблемы с РФ, недопустимая напряженность в ОДКБ, снизилась морально-психологическая атмосфера в армии и так далее.

28 марта Вазген Манукян заявил:

  • В Армении в настоящее время происходят сразу два процесса: с одной стороны, Пашинян усиливает административный ресурс, а с другой – теряет свой электорат.
  • Пашинян пытается нейтрализовать армию, путем дачи взяток задобрить полицейских, активно использует СНБ, прокуратуру.
  • Но даже в этих условиях он не уверен в своих действиях, свидетельством чему являются решения Конституционного суда.
  • И война, и позорное поведение премьера после военных действий, ухудшающее социальное положение граждан, приводят к стремительному падению рейтинга Пашиняна.

28 марта координатор Движения Ишхан Сагателян заявил:

  • Оппозиция планирует не позволить Пашиняну исполнять обязанности главы правительства в ходе планируемых выборов.
  • Предстоящие действия оппозиции будут разделены на 3 этапа. В ходе первого этапа, который будет до отставки премьера, оппозиция продолжит посещения областей, а также акции гражданского неповиновения. Второй этап наступит после ожидаемой отставки премьера. «В ходе 14 дней мы должны сделать все, чтобы эта отставка де-юре стала отставкой де-факто, то есть после отставки он бы отстранен и не был временно исполняющим обязанности премьера». Если по каким-либо причинам оппозиция на этом этапе не достигнет своих целей, то наступит этап выборов. «В это время каждая партия Движения свободна в своей позиции относительно участия или неучастия в выборах».

 

ВСТРЕЧА ЭКС-ПРЕЗИДЕНТОВ РА И НКР

25 марта бывшие президенты РА Левон Тер-Петросян, Роберт Кочаряна, Серж Саргсян и Арцаха Аркадий Гукасян и Бако Саакян провели встречу, на которой обсудили ситуацию в послевоенном Арцахе и ряд вопросов, касающихся дальнейших возможных развитий.

 

ПАРТИЯ «РЕСПУБЛИКА»

31 марта в беседе с АрмИнфо председатель партии «Республика» Арам Саркисян заявил, что

  • Их партия готовится принять самостоятельное участие в запланированных на 20 июня внеочередных парламентских выборах в стране.
  • Они не исключают, что в случае прохождения в парламент после завершения его формирования они пойдут на создание правящей коалиции с другими избранными парламентскими силами.
  • Он отметил важность состоявшегося на днях встречу экс-президентов РА и НКР, отметив необходимость, чтобы экс-президенты уже не ограничивались лишь озвучиванием «лишенных логического продолжения» требований отставки премьер-министра Пашиняна. «Я бы очень хотел, чтобы эти требования сопровождались обоснованием — четким видением того, как уход Пашиняна может поспособствовать решению тех или иных проблем страны».
  • Он выделил вопрос реализации или отказа Армении от трехстороннего заявления от 9 ноября. На его взгляд, отставку Пашиняна необходимо рассматривать именно с данной точки зрения, попутно анализируя возможные варианты развития ситуации и в том, и в другом случае. В этом свете, политик подчеркнул, что заявление от 9 ноября по сути не работает, что вполне может привести к возобновлению боевых действий.
  • «Отставка Пашиняна не должна являться самоцелью. Для начала необходимо просчитать, что может дать нашей стране в текущих реалиях его уход… Предотвращение новой войны предполагает исключение сухого, прямого отказа на те, или иные предложения в рамках документов от 9-го ноября и 11 января. И, думаю, что Армения вполне может реализовать предложения по разблокированию региона. К примеру, потребовав в качестве первого шага реализации данного процесса возобновление грузоперевозок и работы железной дороги».

 

ПРЕЗИДЕНТ СОЮЗА АРМЯН РОССИИ

27 марта президент САР Ара Абрамян заявил, что

  • Он собирается принять активное участие в парламентских выборах.
  • У Пашиняна нет морального права участвовать в этих выборах. «Я уверен, что он наберет ничтожное число голосов».
  • Бездарная политика Пашиняна привела к такому глубокому экономическому и политическому кризису в Армении, какого не было даже в тяжелый период первой половины 1990-х гг.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 

ОТСТАВКИ

31 марта министр высокотехнологической промышленности РА Акоп Аршакян подал в отставку

 

РА-НКР

25 марта на совещании в Ереване под председательством премьер-министра РА Никола Пашиняна и президента НКР Араика Арутюняна были обсуждены ход реализуемых в НКР программ и планы на будущее. Пашинян заявил, что уже есть вполне ощутимые результаты, но объем работы очень большой. В свою очередь, Арутюнян выразил благодарность за социальные программы, реализованные правительством РА в послевоенный период. Он отметил, что основной задачей на данном этапе является жилищное строительство. Вторая важная задача – вопрос компенсации ущерба.

В то же день Араик Арутюнян встретился с министром иностранных дел РА Ара Айвазяном. На встрече обсуждались шаги, предпринимаемые для решения гуманитарных, социально-экономических проблем Арцаха. Стороны придали важность беспрепятственной вовлеченности специализированных международных организаций на местах, обменялись мнениями о мерах, принимаемых для возвращения армянских военнопленных и удерживаемых гражданских лиц. Была подчеркнута необходимость окончательного политического решения азербайджано-карабахского конфликта под эгидой сопредседателей МГ ОБСЕ. В этой связи была подчеркнута краеугольная роль самоопределения и признания прав безопасности народа НКР в контексте справедливого урегулирования конфликта.

26 марта в Ереване состоялось совместное заседание Советов РА и НКР под руководством Никола Пашиняна и Араика Арутюняна.  Во время заседания было объявлено, что на средства правительства РА и Всеармянского фонда Айастан в Арцахе будут реализованы проекты на сумму в 110 миллиардов драм.  Уже осуществлены предварительные проекты о постройке 4-х тысяч домов, в ближайшие месяцы будут разработаны проекты постройки еще 2-х тысяч домов. В этих проектах учитываются сегодняшние реалии, параллельно разрабатывается планирование распределения земель, будущего трудоустройства населения, обсуждаются также современные модели кооперативов.

ПРАВО

ДЕЛО ЭКС-ГЛАВЫ ГШ ВС РА ОНИКА ГАСПАРЯНА

Генпрокуратура направила в Специальную следственную службу сообщение о преступлении, представленное в прокуратуру адвокатом бывшего начальника Генштаба ВС Оника Гаспаряна Артуром Ованнисяном.

ДЕЛО ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА РА РОБЕРТА КОЧАРЯНА

26 марта Конституционный суд РА признал антиконституционной статью 300.1 Уголовного кодекса РА, по которой предъявлено обвинение второму президенту РА Роберту Кочаряну.

27 марта Генпрокуратура Армении отреагировала на обвинения, звучащие в адрес ведомства после решения Конституционного суда по делу Кочаряна, заявив, что Прокуратура с первого момента относилась к данному делу честно, с командными правовыми выводами, основанными на глубоком научном анализе. Подчеркивается, что «прокуратура ответственна и последовательна во всех своих позициях, вне зависимости от вчерашних, сегодняшних или завтрашних реалий, и эти позиции, как вчера, так и сегодня будут публичными и ясными».

ДЕЛО АРМЕНА САРКИСЯНА

53 адвоката представили в Генпрокуратуру сообщение о преступлении, касающемся сокрытия президентом РА Арменом Саркисяном факта двойного гражданства. В сообщении говорится, что Саркисян в 2003-2012 гг. имел как минимум 10-летнее гражданство Великобритании и был избран президентом в 2018 г. в обход армянского законодательства. По Конституции президентом может быть избрано лицо, последние 6 лет являющееся только гражданином РА.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МИД РА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РА

29 марта во время заседания комиссии НС по внешним отношениям министр ИД РА Ара Айвазян заявил:

  • По итогам войны сегодня в регионе сложилась новая, более сложная ситуация. Происходит трансформация региональной ситуации, обусловленная ощутимым нарушением баланса сил с глобальной точки зрения. В этих условиях необходимо детального изучить собственные возможности и возможные вызовы, и исходя из этого уже пересмотреть отношения с разными акторами, при этом, не забывая об элементе безопасности.
  • Итоги последней войны в зоне нагорнокарабахского конфликта вынуждают РА проявлять максимально прагматичный и гибкий подход к собственной повестке внешней политики.
  • Нужно строить свою внешнюю политику таким образом, чтобы не превратиться в площадку столкновения интересов.
  • Налаживая союзнические связи, нужно первую очередь руководствоваться необходимостью наличия в этих связях общего понимания тех вызовов и ситуаций, которые могут быть продиктованы тем или иным обстоятельством.
  • При формировании отношений с тем или иным государством не должно быть какого-либо воодушевления. «Если мы видим, что от какой-то страны исходит угроза нашей безопасности, мы должны понимать, что, где-то не доработали, что-то упустили».

ИРАК

Министры обороны Армении и Ирака обсудили вопросы военно-технического сотрудничества

24 марта в Ереване глава МО РА Вагаршак Арутюнян встретился с министром обороны Ирака Джумаа Инад Саадун Хаттабом. Стороны подписали соглашение о намерениях сотрудничества в сфере обороны между.

Премьер-министр РА Никол Пашинян также принял делегацию во главе с министром обороны Ирака. Собеседники обсудили ряд вопросов, касающихся более тесного сотрудничества в военно-технической и военно-медицинской сферах, и подчеркнули важность подписания меморандума между МО двух стран.

По словам иракского министра, правительство Ирака заинтересовано в дальнейшем расширении отношений с РА и подчеркнул важность развития сотрудничества в области ВС и обмена опытом.

Министр высокотехнологической промышленности РА Акоп Аршакян также встретился с иракской делегацией. Членам делегации была представлена продукция и решения, предлагаемые ВПК РА.

РА-РФ

26 марта по инициативе армянской стороны премьер-министр РА Никол Пашинян и президент РФ Владимир Путин провели телефонный разговор. При обсуждении ситуации вокруг НК было констатировано, что обстановка в регионе стабилизировалась и остаётся в целом спокойной. Был проведён обмен мнениями по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества с акцентом на сферу энергетики и борьбу с коронавирусной инфекцией.

26 марта в беседе с журналистами заявил посол РФ в РА Сергей Копыркин заявил

  • одним из путей решения проблемы, вязанной с «Верхним Ларсом», может стать деятельность трехсторонней рабочей группы на уровне вице-премьеров РА, РФ и Азербайджана по разблокировке коммуникаций в регионе.
  • Тема возвращения пленных — одна из приоритетных направлений российского руководства и миротворческого контингента. «Наиболее логичный подход, конечно, «всех на всех». Думаю, что в контактах эта тема, естественно, будет обсуждаться». Он выразил уверенность, что российская сторона и дальше будет делать все возможное, чтобы этот вопрос был действительно разрешен и как можно быстрее.
  • взаимодействие по линии военных ведомств РФ и РА очень плотное, интенсивное, в полной мере отражает тот стратегический, союзнический характер, которые связывают страны. Это взаимодействие исходит из существующих реалий и потребностей.

26 марта депутат НС РА от фракции «Процветающая Армения» Наира Зограбян заявила, что пришло время заключить с РФ новый военно-политический союз, и в ближайшее время ППА выступит более детально об этом союзе.

30 марта в интервью РБК президент Армении Армен Саркисян заявил:

  • Армения должна изменить качество внешней политики. Необходимо создать первоклассные аналитические центры.
  • Для Еревана отношения с Москвой являются некой константой, вне зависимости от того, кто находится у власти.
  • При подготовке отношений двух стран мы должны отложить в сторону чувства и формировать повестку отношений путем очень холодного, прагматичного, всестороннего анализа и диалога. То есть, иметь с РФ дорожную карту наших отношений, которая основана на двусторонних интересах. «Наши отношения должны быть настолько понятны и настолько глубоки, что мы должны друг другу доверять на 100%. И должно быть так, чтобы была абсолютная предсказуемость. Непредсказуемость в таких отношениях в таком мире очень опасна».
  • Отношения с Западом также надо развивать, но не во вред стратегическому сотрудничеству с Москвой.

НКР-РФ

25 марта НС НКР принял законопроект о внесении изменений и дополнений в закон «О языке», согласно которым русский язык наряду с армянским получил статус официального языка.

ИТАЛИЯ

26 марта министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян принял посла и военного атташе Италии. На встрече обсуждались военное сотрудничество двух стран, а так же вопросы касающиеся региональной безопасности.

МНЕНИЕ

ОПРОС GALLUP INTERNATIONAL АSSOCIATION

Согласно результатам соцопроса Gallup International Аssociation, проведенного среди 801 респондентов 26-29 марта

Рейтинг общественно-политических деятелей по шкале от 1 до 5

  1. Омбудсмен РА Арман Татоян — 3,7 балла
  2. Премьер-министр Никол Пашинян — 2,7 балла
  3. Президент РА Армен Саркисян — 2,4 балла
  4. 2-ой президент Армении Роберт Кочарян —2,1 балла
  5. Лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян — 2,1 балла
  6. Председатель партии «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян — 1,9 балла
  7. 3-ий президент Армении Серж Саргсян — 1,6 балла
  8. Член Верховного органа АРФ Ишхан Сагателян —1,5 балла
  9. Кандидат Движения за спасение Отечества Вазген Манукян —1,5 балла
  10. Лидер партии «Отечество» Артур Ванецян — 1,4 балла

За кого бы вы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?

  • Блок «Мой шаг» — 31,7%
  • Роберт Кочарян — 5,9%
  • Партия «Процветающая Армения» — 4,4%
  • Партия «Просвещенная Армения» — 2,4%
  • Республиканская партия Армении — 2,4%
  • АРФ — 2,1%
  • Движение за спасение Отечества — 1%
  • Партия «Сасна Црер» — 0,5%; партия «Отечество» — 0,4%; партия «Республика» — 0,4%; артия «Выбор гражданина» — 0,1%.
  • 24,6% респондентов заявили, что ни за кого не собираются голосовать, затруднились с ответом 20%, 3,9% назвали другие политические силы.

О выборах

  • 35,5% опрошенных уверены, что власти проведут справедливые и прозрачные выборы. 9% считают, что «скорее да, чем нет». 13,4% считают, что «скорее, нет». «Однозначно нет» считает 29,7%. Еще 12,5% затруднились ответить.
  • Участие в выборах намерены принять 41,2%. Еще 10,7% скорее всего примут участие. Около 15% вряд ли примут участие, еще 15,9% однозначно не придут на участки.

С кем нужно развивать сотрудничество и укреплять отношения?

  • Россия — 62,9%
  • США — 16,4%
  • Франция — 6,4%
  • ЕС — 5,2%
  • Китай — 2,6%
  • Иран — 2,4%.
  • ЕАЭС — 1,5%
  • Грузия — 0,7%
  • НАТО — 0,7%
  • ОДКБ — 0,2%

 

СМИ: СЕРЖ САРГСЯН ПОДДЕРЖИТ АРТУРА ВАНЕЦЯНА

Газета «Жоховурд» пишет, что лидер РПА Серж Саргсян заявил в близком кругу, что не желает поддержать предвыборную кампанию 2-ого президента Роберта Кочаряна и собирается поддержать на выборах лидера партии «Отечество» Артура Ванецяна. Он также сказал, что РПА должна бойкотировать выборы, чтобы не легитимизировать капитулянта из-за 4-5 депутатских мандатов.

 

КАРЕН ВРТАНЕСЯН

25 марта в ходе программы «Особое мнение» youtube-канала «Новости-Армения» координатор специализированного военного сайта Razm.info Карен Вртанесян выразил мнение, что

  • Происходящее сегодня Арцахе, Сюникской и других приграничных областях РА подвергается «информационной блокаде» властей, как и имена погибших военнослужащих.
  • Тот кредит доверия, который годами строился в отношении официальной информации армии, был тут же исчерпан.
  • Для выхода из сложившейся сложной ситуации Армении нужна тотальная мобилизация и формирование самой боеспособной армии в регионе. «Ожидается очень тяжелый этап. Единственное решение сегодня заключается в том, чтобы консолидировать и мобилизовать общество, поставить национальные цели».
  • Для разрешения данной ситуации необходима также отставка Пашиняна и его команды.
  • Опасность войны есть. Азербайджан однозначно готовится к новой войне. Для них глобальный армяно-азербайджанский конфликт не завершен. Они посчитают его завершенным только тогда, когда армянская государственность или в принципе исчезнет, или станет формальной.
  • Турция и Азербайджан понимают, что сейчас для них открылось окно возможностей избавления от «проблемы Армении».
  • Пашинян ведет Армению именно к этой формальной государственности: разоружение и постоянные потрясения в Армии, СНБ, Полиции.
  • Армения вынесла много уроков из недавней войны в Арцахе, первых из них таков — государство — сложная система, все элементы которой должны работать вместе.

САРО САРОЯН

29 марта в беседе с АрмИнфо аналитик Саро Сароян выразил мнение, что

  • Внеочередные парламентские выборы отнюдь не являются панацеей, способной преодолеть внутриполитический кризис в Армении. Выборы приведут лишь к краткосрочному эффекту. И вполне могут сопровождаться этапом поствыборных потрясений, к совершенно иным, отличающимся от ожидаемых, внутриполитическим импульсам.
  • совершенно не уверен в том, что выборы вообще будут проведены, увязывая это с наличием-отсутствием внешней заинтересованности в подобном сценарии. На фоне неспособности, утерявшей поддержку энной части общества, действующей администрации решить задачу подобной сложности, без внешнего содействия невозможно. Подобным содействием премьер Пашинян уже заручился.
  • Достижение согласия между блоком «Мой шаг» и партиями «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения» вполне позволяет провести выборы раньше, чем в июне. А намерение провести выборы лишь в июне наглядно демонстрирует желание оттянуть этот процесс, как минимум на месяц.
  • Совпадение с Днем поминовения жертв геноцида армян 24 апреля позволяет провести параллели с внешней заинтересованностью в данном вопросе. Увязка между перспективой развития армяно-турецких отношений и признанием Геноцида армян ни для кого не секрет. «Таким образом, сроки проведения выборов, их лишенное иного смысла затягивание, уже говорит о внешней заинтересованности и вовлечении в электоральные процессы в Армении».

РУБЕН САФРАСТЯН

29 марта в беседе с АрмИнфо тюрколог Рубен Сафрастян выразил мнение, что

  • Ближний Восток постепенно будет уступать свое важное значение в глазах Госдепартамента США в пользу тихоокеанского бассейна. В этом свете ожидается снижение и значения Турции как важного регионального ближневосточного игрока. Подобные геополитические тенденции укрепляются негативным подходом американской элиты в отношении Анкары, обусловленным неуступчивостью Эрдогана в вопросе отношений с Москвой.
  • Мессиджи из Белого дома в пользу окончательного признания геноцида со стороны США также являются результатом проблем в отношениях между США и Турцией.
  • Более жесткая в сравнении с позицией Трампа позиция администрации Байдена в отношении Анкары придает признанию американским президентом факта Геноцида армян дополнительные перспективы. Особенно в свете уже свершившегося факта признания геноцида Конгрессом США.
  • Признание геноцида президентом США станет важным обстоятельством и стимулом в процессе международного признания геноцида в целом.

СУРЕН САРКИСЯН

Аналитик Сурен Саркисян считает, что нужно четко осознавать, что армяно-турецкие отношения имеют два основополагающих принципа развития:

  1. Регулирование отношений (нормализация)
  2. Примирение (reconsiliation)

Первый выгоден армянской, второй — турецкой стороне.

1️. За концепцию урегулирования отношений (без предусловий) по большому счету выступали три бывших президента Армении и работали в этом направлении.

2️. Концепция примирения означает забыть прошлое и начать все с «чистого листа». Это турецкая повестка, из которой следует, что нужно забыть про Геноцид, изъять из нашей внешнеполитической повестки вопрос международного признания Геноцида и начать «дружбу» с Турцией. В то же время, это означает вбить клин между Арменией и Диаспорой.

Сейчас непонятно, почему Совбез призывает к налаживанию отношений с Турцией, Макунц назначается послом в Вашингтоне, премьер-министр заявляет, что не нужно иметь врагов?

То есть, власти Армении и Турция идут по турецкому сценарию, все это делают в преддверии 24 апреля, когда основной международный игрок — США, беспрецедентно близок к факту признания Геноцида.

Нелюбимые власти, если хотите нормализовать отношения с Турцией, начали бы этот процесс три года назад. Если хотите начать сейчас, то хотя бы сделайте это после 24 апреля, если, конечно, вы не реализуете повестку Турции.

РУБЕН МЕЛКОНЯН

31 марта в беседе с АрмИнфо тюрколог Рубен Мелконян выразил мнение, что

  • Представления секретаря Совбеза РА А. Григоряна, чьим идейным соратником в данной позиции является премьер-министр Пашинян, относительно установления отношений с Турцией предельно упрощены. «Уместно напомнить об исчезновении с карты мира некоторых государств, чье руководство еще лет 100 назад имело аналогичные упрощенные представления о возможности отношений с Турцией».
  • Анкара увязывает установление торгово-экономических отношений с Ереваном с отказом Армении от вопроса Арцаха, международного признания факта Геноцида армян и признанием Арменией Карсского договора. «Последнее исключит какие-либо территориальные претензии Армении к Турции».
  • Правительство Пашиняна двигается в направлении удовлетворения предусловий, выдвинутых Анкарой. Тюрколог не исключил возможности появления в обращении документа, в котором Армения прямо или косвенно заявит об отказе от международного признания Геноцида. Разблокирование же границ будет сопровождаться их демаркацией, соответственно, требованием Анкары Еревану об отказе от территориальных претензий.
  • Весьма неоднозначна для Армении и сама перспектива установления торгово-экономических отношений с Турцией. Все это завершится доминированием турецкого капитала в Армении и как следствие неминуемой аджаризацией страны. И все эти перспективы регулярно подкрепляются заявлениями на уровне высшего руководства Армении.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

7 марта 2024

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ   АРМЕНИЯ 1 марта на дипломатическом форуме в Анталье вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил: Конституция и юридические рамки — внутренний вопрос РА, который никоим образом не связан с миротворческими процессами. У РА нет территориальных претензий к …

6 марта 2024

Армения направила в РФ официальное письмо по вопросу прекращения деятельности пограничников ФСБ РФ в аэропорту Звартноц. Об этом на брифинге заявил секретарь Совбеза Армен Григорян. «Армения направила официальное письмо в РФ с четкой позицией. Мы проинформировали, что в аэропорту Звартноц …

5 марта 2024

Начальник Генштаба ВС Армении генерал-лейтенант Эдвард Асрян заявил, что его страна не вышла из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а все возможные последствия выхода — это гостайна. Так Асрян ответил в ходе брифинга на вопрос местного журналиста о возможных …


Ваш браузер устарел! Обновите его.