×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-15/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
17:09 , 11 Февраль 2021
356
0

Обзор 4 – 10 февраля 2021 г.

 

2-АЯ АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТ-ФАКТУМ

РА

4 февраля замминистра ИД РА Г. Галачян в интервью Арменпресс, комментируя заявления главы МИД ИРИ Мохаммада Джавада Зарифа, приветствовавшего «восстановление территориальной целостности» Азербайджана, заявил, что РА не считает, что последствия агрессии Азербайджана против Арцаха могут служить основой для длительного мира. Галачян напомнил заявление главы МИД РА в ходе встречи с иранским коллегой, согласно которому, только длительный и адресованный интересам всех сторон мир, где нет победивших и проигравших, может создать реальные гарантии для продвижения стабильности и мира в регионе.

Галачян также прокомментировал идею Азербайджана и Турции о создании в регионе новой многосторонней площадки сотрудничества, отметив, что с подобной инициативой Турция выступила и в 2008 г., но она не увенчалась успехом. Одна из причин заключается в том, что и в то время, и сейчас важно учитывать интересы всех государств региона и сохранять так называемые красные линии, о которых уже объявили несколько государств платформы.

Галачян заявил, что в государствах, являющихся «авторами» этого предложения, уровень армянофобии устанавливает все новые «рекорды». «В Азербайджане продолжают находиться десятки армянских военнопленных, Азербайджан захватил территории Арцаха, в Турции продолжается уничтожение армянских культурно-исторических ценностей. В конце концов, с этими двумя странами не установлены дипломатические отношения». Галачян подчеркнул, что власти РА всегда выступали за формирование стабильности, мира и сотрудничества в регионе, и по сей день последовательны в своих шагах в этом направлении. «Однако для эффективной реализации этого в первую очередь необходимо сформировать атмосферу доверия, которая очевидно отсутствует между странами региона».

10 февраля генпрокурор РА А. Давтян поручил обратить особое внимание на полное, объективное и всестороннее расследование уголовных дел по фактам агрессивной войны Азербайджана против РА и НК.

В ходе совещания с участием военного прокурора РА В. Арутюняна и прокуроров гарнизонных военных прокуратур, Давтян отметил важность обеспечения полноты доказательств военных преступлений, совершенных в отношении армянских военнослужащих и мирных граждан.

10 февраля в ходе правительственного часа в НС премьер-министр РА Н. Пашинян

  • назвал 4 причины, по которым в стране до сих пор не создана комиссия по расследованию войны в НК.
  1. изучив представленный фракцией «Просвещенная Армения» проект, Пашинян увидел, что, согласно нему, комиссия на 70% должна быть сформирована из тех политических сил, которые на разных площадках уже дали все ответы на поставленные перед комиссией вопросы. «Если у этих сил есть необходимость в следствии, почему они уже опубликовали выводы?».
  2. в последний раз они пытались пригласить фракцию «Просвещенная Армения» на обсуждения по этому вопросу, но те не пришли.
  3. на данный момент расследуются свыше тысячи уголовных дел, связанных с войной.
  4. политический механизм расследования четко определен в действующем законодательстве, и этот механизм — следственная комиссия НС РА, которая может быть сформирована согласно соответствующим регулированиям законодательства.
  • Что касается истины о войне, она действительно должна быть выяснена до последней детали, но в то же время напомнил о возбужденных уголовных делах. «Не так, что эти уголовные дела в данный момент дали ответы на необходимые вопросы, но надо сделать все, чтобы это произошло».
  • Заявил, что вопрос военнопленных правительство постоянно держит в центре своего внимания. Российские коллеги также очень активно участвуют в процессе, в том числу в силу того, что президент РФ также подписал заявление от 9 ноября. «Да, и мы не довольны теми результатами, которые в данный момент имеем, но это не означает, что мы на секунду прекращаем или должны прекратить работу в этом направлении. И я также убедился, что чем менее будет публичной работа в этом направлении, тем лучше».
  • Сообщил, что планируется визит в Ширакскую область, в ходе которого будут проведены встречи с гражданами, в том числе родственниками пленных.

10 февраля в НС РА глава МИД РА А. Айвазян заявил, что:

  • РА должна приложить максимум усилий в направлении деэскалации послевоенной ситуации, которая приведет к созданию благоприятной среды вокруг РА и, соответственно, укреплению ее безопасности.
  • Турецко-азербайджанские военные учения в Карсе вызывают вполне понятную озабоченность, особенно на фоне звучащих из Анкары заявлений.
  • Турция под давлением международной общественности вынуждена будет прекратить блокаду РА, тем более что причин для этого сегодня уже нет. Блокада была обусловлена сохранением статус-кво в Арцахе, который с применением силы был изменен, и Турция уже не имеет каких-либо причин держать границу с РА закрытой.
  • Открытие в будущем армяно-турецкой границы откроет новые возможности, но, с другой стороны, может создать и новые вызовы, и мы должны быть готовы как воспользоваться новыми возможностями, так и противостоять возможным рискам.

НКР

4 февраля, комментировал сообщения о возможном предстоящем расформировании АО НКР, секретарь Совета безопасности НКР В. Баласанян:

  • Заявил, что госорганы Арцаха сейчас занимаются формированием профессиональных воинских подразделений на контрактной основе.
  • Опроверг слухи о том, что якобы на госучреждениях на площади Возрождения в Степанакерте будет установлен флаг Азербайджана.
  • Опроверг слухи о том, что районы Кркжан и Ачапняк Степанакерта или село Иванян Аскеранского района в будущем будут населены азербайджанскими семьями, и что азербайджанцы делают покупки в торговых пунктах Степанакерта.
  • Призывал жителей НКР не поддаваться ложным слухам и быть уверенными, что делалось и будет делаться все в направлении создания и расширения необходимых условий для достойной жизни арцахца.

В свою очередь, пресс-секретарь президента НКР В. Погосян:

  • Заявил, что АО НКР не расформируется, а реорганизуется. «Делаются шаги для быстрого перехода к профессиональной армии. Рассматривается вопрос пересмотра и сокращения срока военной службы для военнослужащих-срочников».
  • Заявил, что арцахская сторона благодарна миротворческим силам, но «у нас есть свое государство, и все возможные действия предпринимаются для защиты его интересов»

5 февраля в интервью irakanum.am бывший командующий АО НКР Дж. Арутюнян заявил, что:

  • Армянская армия в ходе войны выполнила поставленную перед ней задачу.
  • Противник в конкретный срок не мог достичь своей цели без сил наемников-террористов, Турции, Пакистана.
  • Были случаи бегства военнослужащих и добровольцев, и не все прошло гладко. «Мы пытались всячески вмешиваться в эти процессы, были задержания и т. д. Делали все, чтобы эти случаи не распространились на всю армию».
  • В деле его ранения не было предательства, «так как противник и до этого наносил удары, был довольно активен в воздухе и информировался о сухопутных передвижениях».
  • В контексте его взаимоотношений с военно-политическим руководством он говорил о проблемах, которые были, но «напряженных ситуаций не было, так как в тот момент нашей основной проблемой был внешний противник».
  • «Наши сегодняшние и завтрашние действия будут направлены против Азербайджана, мы сделаем все возможное, чтобы вернуть то, что потеряли. Наша главная цель: усиление нашей армии, приобретение нового вооружения и современных технологий».

7 февраля президент НКР А. Арутюнян в ходе встречи с представителями НПО заявил, что заявление от 9 ноября 2020 г. в разных кругах считают позорным документом, однако, нужно было как можно скорее остановить войну.

  • Противник находился на расстоянии от нескольких сот метров до нескольких километров от Степанакерта, и на всем переднем крае Степанакерта не было конкретной оборонительной позиции.
  • Начиная от Хнацаха почти не было защитников,
  • На всем направлении Шоша почти не было защитников,
  • Последней группой был батальон Ванка, который уже полностью оставил позиции.
  • Участок Гайбалу-Арменаван не был защищен, и он попросил, чтобы маленькая группа из Мартакерта дежурила на направлении Арменавана, чтобы вовремя сообщить о происходящем.

Арутюнян опроверг слухи о расформировании АО и МИД НКР и контроля над дорогой Кармир Шука-Шуши. «Все это бред и просто исключено, что власти Арцаха согласятся на желания внешних и внутренних врагов. Официально требую от всех отказаться от спекуляций относительно имени Арцаха и чувств его народа».

9 февраля в интервью Общественному радио глава МИД НКР Д. Бабаян заявил:

  • Деоккупация НКР является одним из приоритетных вопросов. «Как и когда это произойдет – зависит от множества факторов».
  • В своих возможностях арцахская сторона должна быть очень сдержанной, стараться свести эмоции к минимуму. «Время покажет – как будем работать мы, какие развития будут происходить в регионе».
  • Следует вести правильную политику, понимать, какие изменения происходят, правильно использовать момент – «без каких-либо зафиксированных дней, часов или лет».
  • Предоставление паспортов РФ, и в целом, получение российского гражданства не зависит от присутствия российских миротворцев в НК.
  • РФ либерализировала этот процесс, «то есть, люди, родившиеся в бывшем СССР или люди, родители которых родились в бывшем СССР, легче могут получить это гражданство независимо от того, живут они в Степанакерте, Гюмри, Тбилиси или Казахстане».
  • Азербайджанцы хотят превратить Шуши в террористический центр, о чем можно заключить на основе заявления лидера партии «Националистическое движение» Д. Бахчели о решении построить в Шуши школу «Серых волков».
  • Некоторое время назад в Баку не исключали, что собираются сделать Шуши второй столицей Азербайджана, одним из «культурных центров» тюркского мира. «И они попытаются сделать это». Кроме того, Азербайджан при участии Турции пытается усилить рычаги давления на Арцах, но на данный момент эта позиция не играет роли, особенно с учетом присутствия российских миротворцев. «Любая атака на Арцах станет ударом по России и российским миротворцам».
  • НКР сохранит свою армию вне зависимости от характера реформ. К вопросу организации обороны НКР следует относиться хладнокровно, без лишних эмоций. «Если создавшаяся ситуация требует изменений во внешней политике, следовательно, нужны некоторые изменения и в армейском строительстве».
  • Арцаху нужна собственная армия. «Вопрос структуры Армии тоже важен, но не первичен. Главное, чтобы Армия была обороноспособная. ВС в Арцахе будут сохранены, и они должны быть чрезвычайно обороноспособными. Это важно также в плане нашей безопасности».
  • Арцах не развалился. «Да, мы прошли через тяжелые испытания, однако мы не уничтожены, следовательно, Арцах должен сохранить свою субъектность. Слово Арцаха должно иметь вес и в диаспоре, и в Армении».

10 февраля руководитель администрации президента НКР А. Бегларян сообщил, что российские миротворцы ведут строительные работы в НК, в том числе в районе аэропорта Степанакерта. Строятся поселки для проживания на прилегающих территориях аэропорта, а сам аэропорт готовится к эксплуатации. Масштабное строительство уже завершено. Помимо военных, из аэропорта планируется выполнять гражданские рейсы, которые будут использоваться в гуманитарных целях.

По его словам, в вопросе запуска аэропорта «есть определенные политические вопросы, которые находятся в рамках обсуждения трехстороннего соглашения, но есть положительная тенденция и основа».

ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

10 февраля в НС РА глава фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян:

  • Заявил, что следственная комиссия по изучению обстоятельств 2-ой Арцахской войны не будет пользоваться доверием общественности, поскольку будет сформирована главным образом из представителей власти, следовательно, степень ее легитимности будет крайне низкой.
  • Выразил мнение, что в комиссии должен быть представлен широкий спектр политических сил. Только в этом случае ее деятельность будет внушать доверие.
  • Передал премьер-министру РА Пашиняну подготовленный им пересмотренный законопроект о создании группы по сбору фактов для изучения обстоятельств 2-ой Арцахской войны и предложил продолжить обсуждения, поскольку расследование по уголовным делам не получит доверия. «Получится так, что вы возбудили уголовные дела, чтобы снять с себя груз вины».
  • Напомнил, что после окончания войны предлагалось создать комиссию по сбору фактов и расследовать довоенный период, войну, переговоры и затем выступить с публичным докладом. Но на протяжении 3 месяцев не удается прийти к консенсусу по этому вопросу, а правящая фракция «Мой шаг» выступила против.

 

АРМЯНСКАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

6 февраля члены парламентской фракции АРФ в НКР встретились с президентом НКР А. Арутюняном и секретарем Совета безопасности В. Баласаняном. Они потребовали от президента прозрачно и публично представить вопросы, относящиеся к безопасности, а также предоставить должную информацию об отношениях и встречах с властями РФ и РА.

Также они отметили важность формирования Совета безопасности в свете вопросов безопасности.

Комментируя заявление президента НКР о том, что у Шуши не было обороны, представитель ВО АРФ И. Сагателян заявил: пусть Арутюнян ответит: если не было войск, защищавших Шуши, то где были наши войска? «Как случилось, что азербайджанские группы достигли Шуши, как случилось, что 10-15 дней назад вы знали, что они идут в этом направлении, вы не предприняли соответствующих шагов?».

По его мнению, и на этот раз Арутюнян делает заявления «в защиту своего старшего брата, но на самом деле он ставит Пашиняна в худшее положение».

Он рассказал, что 7 ноября АРФ передала АО и властям НКР в Степанакерте, что они готовы задействовать 3, 4, 5 отрядов для защиты Шуши. Добровольцы АРФ тогда находились на севере Арцаха, на передовой, и они предложили задействовать 400-500 добровольцев для защиты Шуши. Но предложение осталось без ответа. «Поэтому заявление о том, что у нас не было войск, не было сил для защиты Шуши, это попытка оправдать свои предательские действия».

ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ НКР БАКО СААКЯН

9 февраля в интервью Tert.am экс-президент НКР Б. Саакян

  • Заявил, что бывшие власти РА никогда не оказывали давления на руководство НКР.
  • Опроверг слухи о том, что власти РА после Апрельской войны 2016 г. оказывали давление на руководство Арцаха с тем, чтобы вынудить его пойти на односторонние уступки. «Бывшие власти Армении никогда не предлагали властям Арцаха пойти на односторонние территориальные уступки, такой вопрос никогда не обсуждался».
  • Заявил, что власти РА всегда, как после Апрельской войны, так и до нее информировали арцахскую сторону о деталях переговорного процесса.

 

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

3 февраля по инициативе российской стороны экс-президент РА С. Саргсян и ЧПП РФ в РА С. Копыркин обсудили ситуацию в НК и РА, подчеркнули важность эффективных усилий по возвращению в РА военнопленных и удерживаемых лиц, поиску тел погибших военнослужащих.

5 февраля Копыркина принял министр труда и социальных вопросов РА М. Аракелян. В ходе встречи обсуждались реформы в сфере соцобеспечения РА, ситуация в Арцахе в послевоенный период, существующие вызовы и варианты их решения. Стороны отметили важность сотрудничество двух стран в социальной сфере в рамках ЕАЭС, обсудили имеющиеся и намечаемые программы.

Собеседники подчеркнули важность усилий по улучшению социальной обстановки в Арцахе, выразив надежду, что в результате тесного сотрудничества станет возможным повышение качества жизни арцахцев.

5 февраля главы МИД РА и РФ А. Айвазян и С. Лавров по телефону обсудили ход выполнения договоренностей от 9 ноября 2020 г. и 11 января 2021 г., а также итоги состоявшегося 30 января 2021 г. в Москве заседания Рабочей группы.

8 февраля ЧПП РФ в РА С. Копыркин сообщил журналистам, что

  • обсуждал с бывшими лидерами РА работу, которую проводят РФ и миротворческий контингент, международный центр гуманитарного реагирования в НК.
  • с кем бы он ни беседовал, подчеркивается важность, ключевое значение тех близких, союзнических отношений, которые существуют между двумя странами.
  • вопрос армянских военнопленных является одним из наиболее приоритетных в комплексе тех проблем, которые решаются в рамках реализации трехстороннего заявления от 9 ноября. «Решение этого вопроса идет не так быстро, как это бы хотелось, но поверьте, делается максимум возможного, чтобы этого проблема была решена, и я уверен, она будет решена».

10 февраля глава МО РА В. Арутюнян принял командующего миротворческой группой РФ в НК Р. Мурадова. В ходе беседы Арутюнян поблагодарил Мурадова за активное участие в процессе обмена пленными, а также содействие в поисках пропавших без вести.

Арутюнян также поднял вопрос нарушения режима перемирия со стороны азербайджанских ВС. При этом, обстрелы ведутся не в направлении армянских позиций — стреляют в основном в воздух. В свою очередь, Мурадов сообщил, что говорил об этом И. Алиеву.

10 февраля родственники пропавших без вести военнослужащих собрались у посольства РФ в РА. Они выразили свой протест в связи бездействием, как они говорят, властей РА в вопросе возвращения военнопленных.  Родители принесли письмо на имя посла Копыркина, однако отказались опустить его в почтовый ящик, требуя, чтобы кто-то вышел из посольства и лично передал письмо послу.

В этой связи Посольство выступила с заявлением, в котором отмечается, что посольство понимает и разделяет горе и тревогу тех семей, чьи родные и близкие на данный момент не вернулись домой. Отмечается, что вопрос обмена военнопленными между РА и АР находится в фокусе внимания руководства РФ. В этой связи, не совсем понятно, почему именно после последнего зримого результата деятельности миротворческого контингента — возвращении 5 пленных из Азербайджана под личным присмотром генерала Мурадова, сегодня перед посольством состоялась акция протеста.

ФРАНЦИЯ

5 февраля глава МО РА В. Арутюнян встретился с послом Франции Дж. Лакотом. Во встрече принимал участие и военный атташе диппредставительства Д. Пити. Посол Лакот отметил, что в ходе военных действий и после их прекращения обстановка постоянно находилась в центре внимания руководства Франции, говорилось об обеспокоенности, прилагаются усилия для окончательной стабилизации ситуации.

США

5 февраля экс-президент РА Л. Тер-Петросян принял посла США в РА Л. Трейси. Собеседники обсудили послевоенную ситуацию в РА и НК. Обоюдно была подчеркнута важность предоставляемой международным сообществом и, в частности, США, гуманитарной помощи. Стороны подчеркнули необходимость скорейшего возвращения военнопленных и оказания социальной помощи семьям погибших в Арцахской войне.

Во встрече участвовали заместитель политического и экономического отдела посольства США К. Запфел и вице-председатель АНК Л. Зурабян.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

7 февраля Омбудсмен РА А. Татоян в ходе встречи с главой делегации ЕС А. Викторин заявил о срочности вопроса армянских пленных, удерживаемых в Азербайджане. Татоян отметил, что власти Азербайджана искусственно затягивают и политизируют процесс с целью причинения психологических страданий армянскому обществу и семьям пленных и создания напряженности. Кроме того, омбудсмен представил послу данные о нарушениях прав человека в процессе определения границ.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»

7 февраля фракция «Мой шаг» встретилась с премьер-министром РА Н. Пашиняном. В ходе встречи было заявлено, что

  • Предложение Пашиняна о проведении внеочередных парламентских выборов «не получило положительного отклика со стороны парламентской оппозиции, а среди широких слоев общества нет требования о проведении внеочередных выборов».
  • Фракция продолжает поддерживать премьер-министра и правительство в деле реализации «дорожной карты», представленной 18 ноября.

В ходе брифинга в НС РА глава фракции Л. Макунц заявила, что если оппозиция передумает, то их фракция готова обсудить вопрос внеочередных выборов. Она подчеркнула, что требование оппозиции о смене власти возможно осуществить только посредством выборов, этим и была обусловлена инициатива Пашиняна о проведении досрочных выборов.

В ходе онлайн пресс-конференции РС «Свобода» министр территориального управления и инфраструктур РА С. Папикян заявил, что их фракция внесла повестку, имея целью сформировать в стране атмосферу спокойствия, солидарности, а также дать возможность оппозиционным силам высказаться посредством внеочередных выборов и получить оценку общества. Однако эта повестка была отвергнута. «Сегодня продолжать сохранять эту повестку означает сохранять нестабильную обстановку для потенциальных инвесторов».

На замечание о том, что оппозиция настаивает на проведении выборов после отставки Пашиняна, Папикян ответил, что они не получали такого общественного отклика. Наоборот, получили отклик — не подавать в отставку. «Единственным требованием, полученным от общества, было сделать то, чего не было нами сделано за эти 2,5 года». По его словам, реальное общество имеет другую повестку, другие ожидания от властей, ожидает стабильности в стране.

Папикян отметил, что правящий блок не заявлял о сроках проведения внеочередных выборов. В июне будут подведены итоги реализации «дорожной карты», представленной премьером, и соответственно будут сделаны выводы как властями, так и обществом.

В свою очередь, депутат НС А. Конджорян считает, что заявления о том, что Р. Кочарян победит на парламентских выборах, звучат как угроза народу. Он заметил, что Кочарян выразил однозначную поддержку 17 оппозиционным партиям и публично призвал своих сторонников участвовать в инициируемых этими политическими силами процессах. «И мы все видели, что число участников этих процессов не превышало нескольких тысяч человек. И если учитывать, что добрая половина этих участников, т.е. около трех тысяч человек, — сторонники Роберта Кочаряна, то смешны утверждения о том, что власть опасается подобных объемов поддержки Кочаряна».

9 февраля в беседе с журналистами вицу-спикер НС РА А. Симонян заявил:

  • Вопрос внеочередных парламентских выборов, который инициировали сами власти, снят с повестки по той причине, что у оппозиции нет требования о проведении этих выборов. «Когда наши коллеги выкажут готовность рассмотреть этот вопрос, тогда мы обсудим возможность вернуться к этой повестке. Они требуют отставки премьер-министра. Я же в ответ говорю – пусть они сами подают в отставку, ибо не имеют никакой связи с народом».
  • У Пашиняна сегодня самый высокий рейтинг по сравнению со всеми остальными политическими деятелями. Возможно, что рейтинг блока «Мой шаг» в определенной степени понизился, но самый высокий рейтинг сегодня имеет премьер-министр РА.
  • Нельзя руководствоваться одними лишь пожеланиями Р. Кочаряна, В. Манукяна или Э. Марукяна. У каждого из них имеется своя повестка, аналогичная повестка имеется и у действующей власти. Не исключена возможность выдвижения и иного кандидата от 17 оппозиционных сил.
  • Вопрос не в том, принимает или не принимать во внимание мнение оппозиции, куда важнее мнение народа. «Сегодня некоторые политические деятели, представляющиеся оппозиционными, имеют куда меньшее отношение к народу, чем кто-либо другой».
  • Уличная борьба не приносит оппозиции должных дивидендов, и у нее очень низкий рейтинг. Именно по этой причине оппозиция отказывалась идти на выборы, и у власти не оставалось иного варианта, как отказаться от их проведения.

10 февраля в ходе правительственного часа в НС премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что:

  • ряд сил предлагали использовать проведение внеочередных парламентских выборов в качестве фактора дестабилизации.
  • позиция правящей силы фундаментально не изменилась. «Мы предложили политическому полю повестку, сказали, что для ее реализации ключевым является позиция парламентских сил, и парламентские силы отклонили это предложение. Мы сказали, что с учетом этого продолжаем руководствоваться дорожной картой, опубликованной 18 ноября».
  • предложение о внеочередных выборах было сделано властью в качестве возможного выхода из сложившейся ситуации. «Но ряд сил предлагали использовать проведение парламентских выборов в качестве эскалации и дестабилизирующего фактора».
  • после подведения итогов реализации «дорожной карты» будет принято решение о дальнейших шагах. Власти выслушают мнение общественности.

10 февраля в НС РА вице-премьер РА Т. Авинян заявил, что действующие власти РА не позволят сформировать новую власть в стране в результате договоренностей. «Давайте окончательно зафиксируем, что мы не позволим этого. Если в этой стране должна быть сформирована власть, она будет сформирована посредством выборов».

 

ФРАКЦИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»

8 февраля депутат НС РА А. Абовян на своей странице в Facebook написал, что

  • Пашиняновская власть вновь лжет о том, что предложение Пашиняна о проведении досрочных выборов в НС не получило положительного отклика со стороны парламентской оппозиции, и что в народе не сформировался запрос на проведение досрочных выборов.
  • Парламентская оппозиция в лице фракции «Процветающая Армения» и лично Г. Царукяна отказалась обсуждать с Пашиняном только условия проведения выборов, выдвинув правомерное требование об отставке Пашиняна без каких-либо политических торгов.
  • Более того, Царукян неоднократно заявлял, что смены власти в РА нет альтернативы, и что после ухода Пашиняна должны быть проведены внеочередные выборы.

9 февраля депутат НС РА И. Тоноян заявила:

  • власти РА вместо признания своих ошибок, пытаются найти виновных на стороне. Власти постоянно направляют стрелы в сторону оппозиции.
  • И у премьер-министра Пашиняна, и у правящего блока «Мой шаг» очевидны провалы с памятью. Они не помнят, о чем говорили по вопросу о проведении внеочередных парламентских выборов.
  • Тоноян напомнила предложения конкретно ППА, которая настаивала на проведении выборов исключительно после отставки Пашиняна.
  • У партии имеются серьезные сомнения в справедливости выборов при действующем главе правительства. Вопрос не в самих выборах, а в том, что Пашинян не готов подавать в отставку, отказываться от государственных услуг и благ, проживания на государственной даче. И если у них нет смелости признаться в этом, то пусть не ищут виновных среди оппозиции.
  • Оппозиция представила сформировавшуюся повестку, и если в ней произойдут какие-либо изменения, то оппозиционным силам никто не запрещает открыто об этом заявить.
  • Эта власть во главе с действующим премьер-министром, должна уйти, и должно быть сформировано временное правительство, которое проведет досрочные парламентские выборы.

 

ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

8 февраля на брифинге в НС РА глава фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян призвал не принимать всерьез заявление властей об отказе от идеи проведения внеочередных парламентских выборов. Он не исключил, что Пашинян во время ближайшего правительственного часа в НС может заявить, что не против проведения внеочередных парламентских выборов. По его оценке, все заявления властей на эту тему — не более чем манипуляция общественным мнением. «Эта власть не в состоянии преодолеть создавшийся в стране политический кризис, и внеочередные выборы в любом случае состоятся».

 

ДВИЖЕНИЕ СПАСЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА

8 февраля представитель ВО АРФ И. Сагателян заявил:

  • Оппозиция проведет очередной митинг 20 февраля.
  • Он перечислил три основные причины отказа власти от идеи проведения внеочередных парламентских выборов.
  1. Человек, цепляющийся за кресло премьера, понял, что у него нет шансов «воспроизвестись» посредством выборов, это просто невозможно.
  2. Этот человек понял, что в случае, если он пойдет по этому пути, у него будут серьезные проблемы со своей же командой, поскольку большая часть оказавшихся в парламенте по воле судьбы «рюкзаков» почувствовала опасность безвозвратной потери мандата.
  3. Они думают, что движение угасло, что им удастся своими псевдоповестками отвлечь внимание общества и остаться у власти.
  • Ни одна из оппозиционных партий не была против внеочередных выборов, напротив, оппозиция представила необходимость внеочередных выборов, обозначив четкую дорожную карту — отставка премьер-министра, формирование переходного правительства, проведение внеочередных выборов.
  • Движение не обсуждало вопрос о поддержке экс-президента РА Р. Кочаряна на досрочных выборах в РА, если таковые состоятся. «Мы считаем неправильным сейчас обсуждать вопрос участия в выборах, когда еще нет соответствующего решения». Сейчас главная задача – отстранить правительство от власти.

 

ЭКС-МИНИСТР ОБОРОНЫ РА СЕЙРАН ОГАНЯН

5 февраля экс-министр обороны РА С. Оганян заявил о готовности принять участие в выборах. Но с какой политической силой и в каком формате – решит он сам.

ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ РА РОБЕРТ КОЧАРЯН

Главное из интервью экс-президента РА Р. Кочаряна «Спутнику Армения».

О ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ

  • Он вернулся в большую политику, поскольку сейчас чувствуется большой спрос на «понятных и сильных личностей». Поэтому новые парламентские выборы станут двухполюсными – между нынешней властью и ее антиподами.
  • Навального и Пашиняна объединяет практически все. Их особо отличают технологии и прошлое: и отсутствие опыта, и нахрапистость, и талант манипулировать людьми. Появление таких людей –антисистемный тренд, который подпитан рассредоточением информации через интернет и социальные сети.
  • Пашинян получил абсолютную власть, даже в парламенте у него большинство, не надо согласовывать решения с другими силами.
  • В последнее время только институт президента стал проявлять какие-то признаки жизни.
  • У новых властей после цветной революции первичная задача была принизить роль армии в обществе.
  • Приоритет безопасности заменили приоритетом лояльности.
  • Армении необходимы срочные перемены, чтобы сохранить народ и государственность.
  • Есть потребность в командах профессиональных управленцев, людей, имеющих волю и способных говорить правду, смотря в глаза своим оппонентам.
  • Полупрезидентская форма правления балансирует интересы политических сил.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С РОССИЕЙ

  • Лучше говорить не о восстановлении СССР, а о полноценной интеграции с РФ. Это дает множество преимуществ с точки зрения геополитики.
  • Надо говорить о серьезной интеграции. Идет регионализация мира. Глобальные процессы сменяются некими региональными интеграционными процессами.
  • Интеграция в рамках ЕАЭС гораздо глубже, интереснее и шире, чем интеграция в рамках СНГ, которая весьма и весьма условна.

О ВОЙНЕ

  • Война бы не началась, если бы Кочарян был у власти. А если бы и началась, то не закончилась бы так, как сейчас.
  • Поражение закономерно, когда интересуют только лайки в Фейсбуке.
  • Были полные провалы на дипломатическом фронте, переговоры были заведены в тупик.
  • Все это можно квалифицировать как последовательные действия, которые привели к запланированному поражению.
  • До последнего дня не было осознания что мы проигрываем, что у нас масса жертв, убитых, раненных, что мы теряем Отечество.
  • Блестяще происходило только блокирование информации от населения.

ДВИЖЕНИЕ «СИЛЬНАЯ АРМЕНИЯ С РОССИЕЙ. ЗА НОВЫЙ СОЮЗ»

7 февраля члены движения «Сильная Армения с Россией. За новый союз» передали правительству свои требования. Член оргкомитета, бывший депутат НС А. Бабуханян заявил, что они, в частности, требуют улучшения армяно-российских отношений, повышения уровня обороны и безопасности РА.

 

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АРМЕНИИ

  • Цены на рынке непродовольственных товаров РА в январе 2021 г. по сравнению с январем 2020 г. возросли на 5,5%, а по сравнению с декабрем 2020 г. — на 1,7%.
  • Цены на стройматериалы, предназначенные для ремонта квартир, возросли на 02%, на бытовые и садоводческие инструменты — на 0,3%, ковры и напольные покрытия — на 0,5%, стеклянную посуду, обувь — на 0,6%, одежду, топливные и смазочные материалы — на 0,7%.
  • В январе 2021 г. по сравнению с декабрем 2020 г. мебель подорожала на 0,9%, маленькие бытовые электроприборы, чистящие и моющие средства — на 2,6%, крупные бытовые приборы, ювелирные украшения — на 2,9%, фармацевтическая продукция — на 4,6%. Цены на канцелярские товары за отмеченный период не изменились, бензин и дизельное топливо подорожали на 3,1% и 3,8% соответственно.
  • В сфере услуг в январе 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. зафиксирован рост цен на 1,4%, а по сравнению с декабрем 2020 г. — на 0,3%.
  • По состоянию на 31 декабря 2020 г., государственный долг РА (внешний + внутренний) составил 7 млрд 968 млн 486 тыс долларов США, увеличившись за год на 8,84%.
  • По данным за январь-декабрь 2020 г., внешний долг составил 6 млрд 053 млн 147 тыс долларов, увеличившись за год на 4,64%.
  • Внутренний долг РА по состоянию на 31 декабря 2020 г. составил 1 млрд 915 млн 340 тыс драмов и за год вырос на 24,6%.

 

СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ АРМЕНИИ

  • Во внешнеторговом обороте РА лидерство удерживает РФ с объемом в январе-декабре 2020 г. в $2.2 млрд, несмотря на разворот годовой динамики с 14,9% роста на 3,5% спад. За Россией сохраняется первенство и по экспорту и импорту — $676 млн и $1.5 млрд соответственно, годовая динамика которых также ухудшилась, проявившись по экспорту разворотом с 10,3% роста до 9% спада, и по импорту — с 17,4% роста до 0,7% спада.
  • Вторую позицию во внешнеторговом обороте РА продолжает занимать Китай — $964.5 млн, с замедлением роста с 22,5% до 2%. В частности, объем экспорта армянских товаров в Китай замедлил рост до 49,7% (с 80,7% годом ранее) до $290.04 млн (3-я позиция), при развороте динамики импорта на 10,3% спад (с 13,1% роста годом ранее) до $674.5 млн (2-ая позиция).
  • Третью позицию во внешнеторговом обороте РА занимает Швейцария — $485.5 млн с ухудшением годовой динамики объема до 5,1% спада (с 9,7% роста годом ранее). В частности, объем экспорта армянских товаров в Швейцарию замедлил рост до 2,1% (с 35,7% годом ранее), составив $467.3 млн (2-я позиция), при этом импорт задержался в спаде с ускорением темпов с 58,3% до 66,1%, составив $18.2 млн.
  • Четвертую позицию во внешнеторговом обороте РА удержал за собой Иран — $400.2 млн, несмотря на ухудшение годовой динамики объема с 12,4% роста до 2,2% спада. В частности, объем экспорта армянских товаров в Иран составил $84.8 млн с выходом годовой динамики из 111% спада на 1,1% рост, а импорта товаров из Ирана — $315.4 млн (3-я позиция) с разворотом тренда с 20,6% роста на 3% спад.
  • На пятой позиции во внешнеторговом обороте РА удержалась Германия — $291.6 млн, несмотря на разворот динамики с 4,2% роста на 35,7% спад. В частности, объем экспорта армянских товаров в Германию составил $56.6 млн (с замедлением годового спада с 48,8% до 18,7%), при импорте в объеме $235 млн (с разворотом годовой динамики с 28,6% роста на 38,8% спад).
  • Внешнеторговый оборот РА со странами ЕАЭС в январе-декабре 2020 г. составил $2.2 млрд, с ухудшением годовой динамики с 15,1% роста до 2,6% спада, на фоне замедления роста импорта с 17,6% до 0,2% — до $1.5 млрд и разворота тренда экспорта с 10,5% роста на 8,3% спад — до $705.3 млн.
  • А внешнеторговый оборот РА со странами ЕС в январе-декабре 2020 г. задержался в нисходящем тренде с ускорением годовых темпов с 5,7% до 22,9%, составив $1.3 млрд, на фоне спада как экспорта на 25,9% до $429 млн, так и импорта на 21,4% до $847.5 млн, что уже просматривалось годом ранее, но в скромных темпах — 14,7% и 0,4% соответственно.
  • В итоге, отрицательное сальдо внешней торговли РА сократилось в январе-декабре 2020г на 30,3% годовых (против 12,7% роста в 2019 г.), со ставив $2 млрд. В частности, отрицательное сальдо внешней торговли РА со странами ЕАЭС увеличилось за 2020 г. на 8,6% — до $842.4 млн, а со странами ЕС, наоборот, сократилось на 16,2% — до $418.5 млн, в то время как в 2019 г. дефицит внешней торговли как со странами ЕАЭС, так и ЕС был в росте — на 26,4% и 5,8% соответственно.

МИНЭКОНОМИКИ РА

8 февраля в интервью @SputnikArmenia министр экономики РА В. Керобян заявил:

  • Запрет на турецкие товары будет действовать пока их не заменят местным производством, либо продуктами из стран ЕАЭС, Китая или других.
  • В список «санкционных» турецких товаров забыли изначально включить лифты, но оплошность уже исправили — теперь предложения из Турции не смогут участвовать в госзакупках.
  • Про открытие лифтостроительного завода в РА говорить пока рано, но сейчас лифты импортируют с Могилевского завода из Беларуси.
  • Тегеран и Ереван могут создавать совместные производства в РА, что будет выгодно обеим странам.
  • В РА сырье или полуфабрикаты из Ирана могут перерабатывать в готовую продукцию и сбывать на международных рынках как армянскую, чтобы обойти международные санкции.
  • Для увеличения товарооборота нужно устранить препятствия в сообщении грузового транспорта: Иран не дает въезжать армянским грузовикам: товары приходится перегружать на иранские машины, а иранским шоферам грузовых машин приходится вносить большую плату за прохождение по армянской территории.

 

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ПРАВИТЕЛЬСТВО РА

9 февраля на заседании правительства премьер-министр РА Н. Пашинян заявил:

  • Армения показала пример кризисного управления, теперь главное – как можно скорее восстановить экономику.
  • Нам показывали разные примеры того, как нужно управлять при кризисе. Но сегодня мы сами можем показать такой пример. Несмотря на коронавирус, тяжелые военные действия, мы смогли сохранить стабильность. Подтверждением тому стал успешный выпуск валютных облигаций по самому низкому проценту в истории Армении.
  • Стоит задача в кратчайшие сроки восстановить экономику, а затем – вернуть ей прежние, докризисные темпы развития.

 

НАЗНАЧЕНИЯ

Бывший командующий АО НКР генерал-лейтенант Джалал Арутюнян назначен начальником Службы военного контроля МО РА.

 

4 февраля премьер-министр РА Н. Пашинян назначил делегатов в составе армяно-российско-азербайджанской рабочей группы по НК:

  • Сопредседатель рабочей группы от РА — вице-премьер Мгер Григорян, а его заместитель — замглавы МИД РА А. Гевондян.

В состав делегации войдут:

  • замминистра территориального управления и инфраструктур РА А. Симонян
  • замминистра экономики РА В. Симонян
  • замглавы Комитета госдоходов РА Ш. Нерсисян
  • начальник оперативного управления ГШ РА Э. Асрян
  • представитель СНБ, замначальника управления по экономической безопасности и борьбе с коррупцией С. Саркисян.
  • Секретарем рабочей группы от армянской стороны станет начальник отдела РФ в Евразийском управлении МИД РА А. Григорян.
  • Профильную группу по железнодорожному и автомобильному сообщению возглавит А. Симонян
  • Профильную группу по безопасности перевозок и вопросы пограничного контроля возглавит Ш. Нерсисян

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РА-РФ

5 февраля министр экономики РА В. Керобян и посол РФ в РА Сергей Копыркин обсудили нынешнее состояние и перспективы развития армяно-российского торгово-экономического сотрудничества.

9 февраля председатель КГД РА Э. Ованнисян обсудил с послом РФ С. Копыркиным вопросы армяно-российского сотрудничества в сферах налогового и таможенного администрирования.

 

РА-ИРИ

5 февраля вице-премьер РА Т. Авинян обсудил с послом ИРИ в РА Аббасом Бадахшаном Зохури вопросы, относящиеся к международному транспортному коридору «Персидский залив — Черное море». В контексте реализации достигнутых с ИРИ договоренностей Авинян подчеркнул важность выполнения программ по строительству третьей ЛЭП 400 кВ Иран-Армения и подстанции «Нораван».

Он также отметил, что одним из основных стратегических направлений сотрудничества является программа «газ в обмен на электроэнергию», подчеркнул важность продления сроков соглашения, а также важность договоренности об увеличении объемов газа и электроэнергии, достигнутой в декабре 2020 г.

Авинян говорил также о возможностях по сотрудничеству в сфере информационных и коммуникационных технологий, в том числе в рамках регионального коммуникационного проекта Европа-Армения-Иран-Катар.

 

РА-ФРАНЦИЯ

5 февраля глава МО РА В. Арутюнян встретился с послом Франции Дж. Лакотом. Говоря о двустороннем сотрудничестве в сфере обороны, посол проинформировал о предложении относительно ряда программ, направленных на многостороннее развитие сотрудничества, которое было принято министром. В ходе встречи была достигнута договоренность о проведении в течение следующего месяца ряда мероприятий, направленных на стимулирование сотрудничества.

8 февраля экс-президент РА Л. Тер-Петросян принял посла Франции в РА Дж. Лакота. Собеседники обсудили внутриполитическую ситуацию в РА, а также ряд вопросов социального и гуманитарного характера. Во встрече участвовали также первый советник посольства Франции в РА К. ле Флешер и глава офиса первого президента РА А. Авакян.

 

РА-США

8 февраля глава МИД РА А. Айвазян провел телефонный разговор с заместителем госсекретаря США по европейским и евразийским делам Ф. Рикером. Собеседники обменялись мнениями по вопросам двусторонней повестки, подчеркнув роль платформы стратегического диалога между РА-США в продвижении и углублении повестки сотрудничества. Айвазян и Рикер подтвердили обоюдную приверженность продолжению практических усилий по дальнейшему укреплению армяно-американских отношений.

Также собеседники обсудили вопросы региональной безопасности и стабильности. Айвазян обратил внимание собеседника на гуманитарные проблемы, в частности, недопустимость создания препятствий со стороны Азербайджана возвращению армянских военнопленных и гражданских лиц, находящихся в статусе заложников.

Обоюдно была подчеркнута необходимость решения ключевых вопросов карабахского урегулирования в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ, что четко зафиксировано в заявлении высоких представителей стран-сопредседателей от 3 декабря.

9 февраля министр финансов РА А. Джанджугазян и посол США в РА Л. Трейси обсудили вопросы армяно-американского сотрудничества в финансовой и экономической сферах.

Глава Минздрава А. Аванесян встретилась с послом Трейси и и.о. директора армянской миссии USAID Д. Хофманом. Посол США поинтересовалась нынешним состоянием системы здравоохранения, приобретением вакцин от коронавируса, а также попросила министра сообщить подробности для того, чтобы стали понятны возможные направления содействия.

 

РА-ЕАЭС

5 февраля в ходе своего выступления на заседании межправительственного совета ЕАЭС в Алматы премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что:

  • Армения благодарна странам ЕАЭС за конструктивный подход к ее инициативе по пересмотру перечня стран-пользователей единой системы тарифных преференций.
  • Вопрос о предоставлении тарифных преференций в отношении товаров и услуг из развивающихся и наименее развитых стран уже внесен в повестку дня ЕАЭС, и в скором будущем получит соответствующее решение на основании принятых критериев.
  • Подтверждает готовность РА приложить усилия по осуществлению приоритетных направлений работы в ЕАЭС, которые обозначены казахстанским председательством — «в интересах дальнейшего продвижения евразийской интеграции и развития Союза».

 

РА-ЕС

10 февраля ЕС уведомил РА о завершении процесса ратификации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве РА-ЕС со стороны государств-членов. Соглашение полностью вступит в силу с 1 марта.

 

РА-НКР

9 февраля премьер-министр РА Н. Пашинян и президент НКР А. Арутюнян провели совместное совещание по теме реализуемых в НКР крупными инфраструктурными проектами. В ходе совещания были намечены предстоящие программы, направляемые на их реализацию финансовые ассигнования и дальнейшие шаги.

 

НКР

8 февраля МИД НКР представил новые правила въезда для иностранцев:

  • Иностранные граждане, желающие посетить Арцах, должны сначала обратиться в МИД НКР для получения разрешения на въезд.
  • Разрешение необходимо и тем, кому нужна въездная виза, и гражданам тех государств, с которыми действует безвизовый режим.
  • Информация о заявках также передается российским миротворческим силам с учетом соображений безопасности.
  • После утверждения обращений иностранные граждане получают соответствующую информацию, а сертификат на въезд им вручают в постоянном представительстве Карабаха в Ереване.
  • Разрешение на въезд выдается в течение 3-4 рабочих дней. Однако процесс может занять больше времени, о чем подавший заявление гражданин иностранного государства будет непременно проинформирован.
  • Механизм находится в стадии внедрения. В последние дни по указанной процедуре в Арцах прибыли представители ряда зарубежных СМИ и международных организаций.

 

ПРАВО

ДЕЛО ДАВИДА ГАЛСТЯНА

4 февраля оружейный торговец Д. Галстян («Патрон Давид») опроверг информацию о том, что он был советником министра обороны РА. По его словам, распространяемые ложные сообщения подрывают авторитет ВС РА. «Я никогда не был советником министра, никогда не занимал какую-то должность как в МО, так и в других госструктурах». Галстян предупредил, что ложные сведения будут опровергнуты, а в отношении тех, кто их распространяет, будут приняты законные меры.

ДЕЛО ПАВЛИКА МАНУКЯНА

В связи с заявлениями участника 1-ой Арцахской войны, члена вооруженной группы «Сасна Црер» П. Манукяна возбуждено уголовное дело. 8 февраля, в ходе прошедшей у здания Генпрокуратуры акции с требованием освободить из-под стражи экс-депутата НС НКР В. Бадасяна Манукян заявил: «Преступники арестовали героя нации из-за того, что он сказал, что Никола Пашиняна надо убить. Я тоже убью, и таких как я тысячи».

ДЕЛО ВААНА БАДАСЯНА

10 февраля Прокуратура РА приняла решение о замене ареста в качестве меры пресечения в отношении экс-депутата парламента НКР В. Бадасяна на подписку о невыезд с учетом результатов следственных действий, данных Бадасяном в рамках показаний заверений относительно осознания им «противоправного характера своих действий, совершения их под воздействием момента, обязательств относительно должного поведения в случае пребывания на свободе», а также с учетом его семейного положения, участия в военных действиях и состояния здоровья.

Бадасян, в свою очередь, заявил журналистам, что его обвиняли в свержении конституционного строя, нарушении территориальной целостности и захвате власти. «Но это смешно, потому что меня должны были обвинить в угрозах и призывах к насилию. Это не предусматривает арест в ходе следствия, а год лишения свободы». Он считает, что его обвинили по вышеуказанным статьям, чтобы арестовать. «Я сделал это заявление, чтобы дать показания, почему считаю врагом занимающего кресло премьер-министра РА, но показания у так и не взяли».

МНЕНИЕ

АРАМ МАРДЖАНЯН

4 февраля в беседе с АрмИнфо кандидат технических наук А. Марджанян выразил мнение, что:

  • После подписания трехстороннего заявления 9-10 ноября 2020 г. и последующего заявления, вопросы коммуникаций вышли на первый план, оставив в тени геополитические и стратегические вопросы, а также политическое урегулирование карабахского конфликта.
  • Ирано-нахиджеванский (Джульфинский железнодорожный стык) имеет для Армении важное значение, но очевидно, что оно важнее для Ирана, России и Грузии.
  • Целесообразно рассматривать открытие Джульфинского стыка после того, как прояснятся стратегические интересы РФ и Ирана с одной стороны и обобщенного Запада в лице Турции и Азербайджана с другой.
  • Кроме разблокировки Джульфинского стыка, у РА имеются и другие возможности для создания транспортных связей с ИРИ. И эти возможности также должны стать предметом серьезных обсуждений.

РУБЕН МЕЛКОНЯН

4 февраля в беседе с АрмИнфо тюрколог Р. Мелконян выразил мнение, что:

  • Заместитель секретаря Совета безопасности РФ Д. Медведев своим заявлением о роли Турции в карабахском конфликте лишь констатировал преобладание realpolitik в отношениях Москвы с Анкарой. «В последние годы Анкара существенно изменила собственные позиции и как следствие статус. И сегодня с турками считаются различные страны, включая Россию».
  • Подобная констатация геополитических реалий отнюдь не означает, что Еревану необходимо и дальше пренебрегать решением проблем в собственных отношениях с Москвой. Меж тем, определенные околовластные круги и сегодня продолжают озвучивать четкую антироссийскую риторику.
  • Параллельно отражению текущих геополитических реалий, заявление Медведева можно рассматривать как часть общего процесса, в рамках которого Турция получает фактическое согласие, в том числе РФ, на провоцирование новых конфликтов. И это может повлечь за собой непредсказуемые последствия. Нерешенность арцахской проблемы, и участие в этом решении Турции, априори не может завершиться позитивно.
  • Заявление Медведева достаточно озабочивающее, поскольку оно отражает определенные изменения в политике Москвы. Причем, эти изменения никоим образом не в интересах РА. Более того, они не очень исходят из интересов самой РФ, которая продолжает оставаться в восприятии турецкой политической мысли в качестве врага.
  • С учетом отсутствия юридического участия Турции в урегулировании арцахского конфликта и с учетом ее желания это участие обрести, заявление Медведева можно рассматривать как адресованное как Армении, так и Турции.
  • Заявление Медведева — точка зрения одной из кремлевских башен. И здесь необходимо отметить, что Медведев по сути не опроверг заявление президента Путина о сохранении вопроса статуса Арцаха в повестке. «Необходимость определения статуса находится на столе переговоров, но определяться он будет позже».

ХАЧАТУР СУКИАСЯН

5 февраля в интервью ОТА Армения предприниматель Х. Сукиасян заявил, что:

  • Ни одна страна в регионе не хочет новой войны, нового конфликта, в регионе хотят, чтобы страны жили мирно. «У всех это настроение, чтобы в регионе была очень большая кооперация. Мы должны идти по пути кооперации со всеми соседями».
  • От разблокирования коммуникаций в РА выиграют тысячи предприятий, также значительно понизятся цены на энергоносители.
  • Не согласен с мнением о том, что в случае разблокирования коммуникаций армянский рынок заполнят турецкие товары. «У нас будут протекционистские инструменты, Турция не является членом ЕАЭС, ВТО также позволяет применять протекционистские меры».
  • Агрессивное поведение Азербайджана в отношении РА, «если оно есть», постепенно сократится. «Эта агрессия не нужна. Нам нужно усилиться, иметь очень сильную армию. И в первую очередь мы должны обратить внимание на образование».
  • Не исключает, что примет участие в возможных внеочередных парламентских выборах в РА.

 

ГЕОРГИЙ ДЕРЛУГЬЯН

Профессор социологии Нью-Йоркского университета Абу-Даби Георгий Дерлугьян в интервью АрмИнфо выразил мнение, что

  • 44-х дневная война стала реально опасным, общественно-важным событием, что вызвало у людей большое желание все это обсудить. Это стала причиной возникновения теории заговора. «Людям всегда свойственно отказываться признать, что их страна потерпела поражение по какой-то простой причине. Люди всегда и везде ищут руку дьявола».
  • Азербайджан и Турция намного больше. Там гораздо больше денег, населения, вооружения, и заговор им не нужен, потому что победить могли и без него. Очень долго не решались, но готовились. И если какой-то заговор и был, то это был заговор пантюркистов с целью убаюкать армянское национальное сознание и внушить нам, что ничего не будет, потому что очень долго ничего не было.
  • С этой стороны происходило длительное крушение государства. Армения не имела самостоятельной государственности и была частью советского государства. После того как СССР рухнул, Армения восстановлена не была или была восстановлена по минимуму. Был создан раздутый госаппарат, в котором было очень много людей, которым очень мало платили. Собирали этих людей с целью их хоть чем-то занять и самое главное, чтобы они поставляли голоса на выборах. То же самое происходило с армией и, особенно с ее генералами. И, конечно, общая дезорганизация.
  • Будет хорошо, если Москве удастся выполнить миротворческую миссию и разблокировать региональные коммуникации. Это уже было бы эффективно если бы России удалось добиться того же самого окриком в первые же дни войны.
  • Было совершено нападение в зоне ответственности России, точнее, в зоне, которая некогда была российской. Видимо, скоро от этой зоны не останется ничего.
  • Мы не знаем, какой аргумент был выдвинут Путиным 9 ноября для того, чтобы предотвратить окончательный разгром Армении. Армянская армия попадала в котел, и речь шла ни много ни мало, о ее физическом уничтожении. Вести переговоры, и подписывать документы надо было гораздо раньше. Но также понятно, что Баку этого старательно избегал. Переговоры были бесплодными, потому что Азербайджан надеялся получить все, а не получить компромисс. И вот здесь встает вопрос, а почему они не получили все?
  • Видимо, какой-то лом, который применила РФ, и против которого у них уже не оказалось аргументов. Этому есть и другое, более простое объяснение. Алиев, видимо, последний президент Азербайджана, который говорит по-русски и является бакинцем в советском понимании этого слова. А следующий президент Азербайджана, скорее всего, будет выпускником турецкой военной школы, исламистом, деревенским тюркистом. И это проблема для правящей семьи в самом Баку, которая сидит на пока что важном источнике нефти. И их позиции, их реальная сила, их возможности весьма неопределенные. Именно поэтому все так замаскировано.
  • Судя по всему, Турция не получила от собственного участия в войне того, что собиралась получить изначально. Почему Алиев кинул Эрдогана? Видимо, потому что не хотел оказаться обязанным своей победой только Эрдогану. Почему Алиев не только согласился, но и настоял на равнозначном участии России и Турции в работе Центра по мониторингу в Агдаме? Чтобы не остаться наедине с русскими. У Алиева сложнейшая ситуация. На суверенной территории Азербайджана сейчас размещены несколько военных соединений иностранных государств. Русские, турки, наверняка, израильтяне. И мы не знаем, есть ли там все еще сирийцы. «Подобный добровольный отказ от части суверенитета я объясняю надеждой Алиева на то, что ему удастся балансировать одних другими».
  • Выгода Алиева во всем этом — он сохранился у власти. Для него лично назревала критическая ситуация, в которую Алиева объективно загнала экономика – падение цен на нефть. Субъективно же в эту ситуацию его загнал Пашинян, начав заявлять, что в Армении демократия, а в Азербайджане тотальное воровство, и что очень скоро Армения при помощи Запада покажет азербайджанцам как избавиться от алиевского режима. И, наконец, Пашинян изъявил желание разговаривать с азербайджанским народом напрямую, минуя Алиева. «Все это воспринималось в Баку и Алиевым лично весьма болезненно. Так вот, с одной стороны, алиевский режим кажется мощным. Но, с другой стороны, этот чугун ведь очень хрупок. И как только он падает, то мгновенно разваливается на куски».

 

ТЕВАН ПОГОСЯН

10 февраля глава Центра человеческого развития Теван Погосян выразил мнение, что:

  • Мы вступили в этап осознания всего того, что произошло с 27 сентября. Теперь свидетели войны рассказывают о своих переживаниях, появилась возможность оценить и осознать произошедшее и определиться — в каком состоянии находится страна, каких изменений следует ожидать, а последствия будут весьма тяжелыми.
  • Пораженческие действия, которые в том числе угрожают сохранности армянской государственности, являются следствием того, что после заявления 9 ноября власти не проявили сознательный подход и не ушли в отставку мирным образом.
  • В Армении необходимо сначала установить период кризисного управления и лишь после преодоления кризиса организовать парламентские выборы.
  • Установление периода кризисного управления позволило бы сформировать новые подходы для разрешения ситуации и продвижения вперед, извлечь уроки из прошлого, чтобы в будущем не зависеть от решений одного человека и лишь, преодолев этот кризисный этап, организовать выборы.
  • В стране должна быть создана возможность для достижения политического консенсуса, в противном случае кризисная ситуация будет только усугубляться.

 

ГАГИК АГАДЖАНЯН

10 февраля в беседе с АрмИнфо директор транспортно-логистической компании «Апавен» Гагик Агаджанян выразил мнение, что:

  • Строительство железной дороги через Мегринский коридор приведет РА в состояние полной транспортной изоляции.
  • Через пару лет в Грузии будет построена новая автомобильная дорога к КПП «Верхний Ларс». Дорога, протяженностью в 21 км, будет включать и строительство 9-километрового тоннеля, благодаря которому движение по данной дороге станет круглогодичным, круглосуточным, а значит беспрерывным.
  • В ближайшие 2 года объемы перевозок железнодорожным сообщением РА — РФ значительно снизятся, и наоборот, возрастут объемы перевозок автомобильным транспортом. Причиной тому и более высокие тарифы на железнодорожные перевозки в самой РА, на которые существенное влияние оказывают и дорогие тарифы на энергоресурсы.
  • В этом контексте для РА куда более важной задачей должно стать завершение строительства автомобильной трассы «Север-Юг», а также эффективное использование имеющихся коммуникационных возможностей.
  • Через грузинские порты перед РА открывается весь мир. С грузинскими портами Армению связывает железная дорога, которая бесперебойно работает. РА через территорию Грузии по «Верхнему Ларсу» осуществляет транспортные перевозки с РФ. Надо просто эффективно использовать имеющиеся возможности.
  • В случае задействования Мегринского коридора и выхода на железные дороги Азербайджана, Армении следует занять куда более жесткую позицию. Алиев не случайно понижает градус своих антиармянских заявлений, когда речь заходит о данном маршруте. «Ему необходим международный договор, который он в любой момент сможет использовать, вплоть до ввода войск, даже при определении ставок тарифов при будущих железнодорожных перевозках». Ереван должен настоять на том, чтобы эти тарифы соответствовали тарифам по другим направлениям перевозок. Да и в строительстве новой железной дороги, связывающий Азербайджан с Нахичеваном транзитом по территории Армении, особой нужды нет.
  • Если речь идет о разблокировке коммуникации для Нахичевана, то это можно сделать очень быстро, без особых усилий и затрат и в течение нескольких недель. Для этого нет необходимости прилагать чрезмерные усилия, строить новую ЖД или даже реконструировать ее. Из Турции через армянский Ахурян, а затем Гюмри, Ереван и Ерасх в Нахичеван существует железная дорога, и она в действующем состоянии. Из Ерасха до границы Нахичевана около 500-600 метров. Следующая станция уже Нахичеван — Садарак.
  • На сегодняшний день из России через Дербент по железной дороге можно доехать в Баку, оттуда через центральные части Азербайджана попасть в РА. Это ЖД с двусторонним направлением движения, по ней одновременно можно переправить большое количество грузов. На армянском участке нужно просто восстановить 500-600 метров ЖД. Этой дорогой можно попасть в Ереван и оттуда — в Нахичеван. Она будет исправно работать, обеспечивая железнодорожное сообщение Азербайджана с Нахичеваном. По длине это даже меньше, чем то, что планируется построить.
  • По подсчетам азербайджанской стороны, для строительства новой железнодорожной ветки потребуется 2 года и $434 млн. За такие сроки и такую сумму эту дорогу не построить. Между тем, транспортное сообщение с Азербайджаном можно восстановить в течение несколько недель.
  • Мегринский участок — 45 км дороги, по которой транзитом будут проходить азербайджанские составы в Нахичеван. Это просто короткая транзитная дорога, на которую армянская железная дорога сама не выходит. То есть, она не будет связана с армянской железнодорожной системой, а лишь соединит Азербайджан с Нахичеваном.
  • Через Нахичеван армянские грузы могут по железной дороге попасть в Иран в случае разблокировки, но для этого не нужно строить новую дорогу через юг Армении. Армения может за считаные недели или месяцы восстановить железнодорожное сообщение с Азербайджаном через Иджеван, обеспечивая транспортное сообщение Баку с Нахичеваном, а Азербайджан разблокирует железную дорогу между Арменией и Ираном через тот же Нахичеван. «Это дорога уже есть. Зачем еще одну дорогу строить с юга? Ответ очевиден — чтобы обойти Армению».
  • При таком раскладе Армения будет вынуждена идти на поклон к соседям каждый раз, чтобы получить дорогу в том или ином направлении. «При этом мы им свои дороги предлагать не можем никак. Они в них не будут нуждаться. Армения будет в одностороннем порядке платить соседям за дороги через их территории».
  • Ереван может предложить задействовать уже существующие железные дороги. Когда по ним пойдут грузы и грузопоток дойдет до таких объёмов, что пропускная возможность этих дорог не будет в состоянии их обслуживать, тогда можно думать о строительстве альтернативной дороги. Тогда будет экономическая целесообразность в строительстве нового полотна. «Если же сегодня нет экономической целесообразности в ее строительстве, тогда возникает вопрос, зачем это нужно делать. Объяснение одно — это политический проект».

 

Слухи по поводу действий армянской оппозиции

Как сообщают источники @orelswar,

  • на встрече оппозиционных политических лидеров было решено с 20 февраля проводить активные действия, чтобы добиться отставки премьер-министра РА Н. Пашиняна.
  • Они дали понять лидеру РПА С. Саргсяну, что члены РПА не должны выступать на этих собраниях со сцены, поскольку рейтинг РПА в РА остаётся очень низким, и поэтому они не должны выступать с призывами. Решено, что РПА может присутствовать на акциях протеста, участвовать, но не выступать.
  • Обсуждался также вопрос выдвинутого оппозицией кандидата в премьер-министры В. Манукяна и ему дали понять, что он своими выступлениями провалил основную идею своего движения, и потому некоторое время он также не должен выступать.
  • Основной темой встречи вновь стал вопрос участия или неучастия в возможных внеочередных выборах, и в этом плане глобальных изменений не было, поскольку и после этого все силы остались при своём мнении. Дело в том, что, например, лидер ППА Г. Царукян во время встречи сказал, что, в любом случае, пойдет на внеочередные выборы в одиночку, А. Ванецян выступает за участие в выборах с несколькими партиями, а вот председатель РПА С. Саргсян вообще против участия во внеочередных выборах, если во власти будет Н. Пашинян.
  • АРФ и Р. Кочарян являются сторонниками совместной борьбы.
  • представители Кочаряна и Саркисяна встретились с Пашиняном. Цель встречи — уточнить день внеочередных парламентских выборов.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.