×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-14/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
13:31 , 28 Январь 2021
445
0

Обзор 21-27 января 2021 г.

 ПРЕЗИДЕНТ РА Роберт Кочарян

27 января экс-президент РА Р. Кочарян дал интервью армянским СМИ. Главное:

  • Когда он был в Степанакерте, заметил, что азербайджанские бомбардировки обходят стороной резиденцию главы НКР А. Арутюняна. Он предполагает, что именно в этом здании могли скрываться предатели, которые сливали информацию противнику, в том числе и местонахождение главы АО НКР Дж. Арутюняна.
  • Власти не потеряли Сюник, лишь потому что РА находится под защитой РФ. Однако так было не всегда — в 1990-е годы армянская армия была самой боеспособной в регионе, и Ереван с Москвой были в ранге союзников.
  • «Из союзника мы стали протекторатом России и сделали это люди, которые у посольства акции проводили за уход российской военной базы из Армении».
  • Без решения вопроса пленных власти РА не должны делать никаких шагов в переговорах с Азербайджаном. Целью азербайджанского руководства в ситуации с пленными является создание проблемы для комплектации армии НК. Баку прямым текстом говорит, что каждый новый солдат в Карабахе – это уже не военнопленный, а преступник и диверсант.
  • «Мы оказались в ситуации ниже плинтуса в вопросе возврата армянских военнопленных… От кого власти скрывают точное число заложников? Вы думаете Баку не знает, сколько у них пленных?».
  • Комментируя заявления о возможном предательстве со стороны руководства РА в ходе войны, а также возможность предложения Баку суммы за сдачу территорий, о чем, предположительно, говорится в записи разговора экс-президента РА С. Саргсяна с лидером Беларуси Ал. Лукашенко, Кочарян заметил, что из записи видно, что такая тема была, обсуждение было, отказ был. Стало известно, что новые власти также вступили в подобный разговор с Азербайджаном. «Мы не знаем, было ли принято или отвергнуто это предложение. У нас есть такой разговор, который подтвержден и у нас есть результат войны. Речь шла о 5 млрд против территорий. В результате войны у нас есть потерянные территории, даже больше, чем 7 районов, о которых шла речь».
  • До тех пор, пока правоохранительными органами не будет доказано, что нынешним властям предложили сделку за сдачу земель, каждый гражданин имеет право думать, что так и было. Но при действующих властях какое-либо расследование невозможно.
  • После войны остались осколки государственности Арцаха. «Возможно, ли что-то спасти? Возможно. Можно ли это сделать с тем же инструментарием и теми же людьми? Однозначно, нет. В Арцахе должна быть сменена вся госсистема. Мне говорят, что этого не позволяет конституция. По конституции территория Арцаха составляет 12.5 тыс. кв. км. Сейчас осталась 2.5 тыс. кв. км. О какой конституции идет речь?».
  • Необходимо очень прагматично поменять посредством парламента эту систему и создать систему, которая сможет заниматься оборонными вопросами Арцаха. «Мы знаем о Сюнике, но сегодня мы в Арцахе каждый день теряем территорию. Нет линии соприкосновения, большое расстояние между постами, не зафиксировано кто где стоял на 9 ноября. Где хотят там и продвигаются».
  • Армения в настоящее время является протекторатом России на Южном Кавказе, заявил второй президент Роберт Кочарян.«Мы настолько ослабели, что любая соседняя страна может нас захватить. Мы даже наши границы не можем защитить, или не хотим. Мы не потеряли Сюник только благодаря российской базе и договору с РФ. Название подобных стран – протекторат. Сегодня мы фактически протекторат РФ на Южном Кавказе, так как нашу безопасность обеспечивает Россия. Эта власть из военно-политического союзника мощной страны превратила нас в протекторат этой страны», — заявил он.
  • Российские миротворцы сегодня являются гарантами безопасности Карабаха, заявил экс-президент Армении Роберт Кочарян. «Если безопасность государственности Арцаха обеспечивали бы только российские миротворцы, то о какой государственности мы можем говорить.  Российские миротворцы должны выполнять миротворческую миссию, не допускать столкновений между ВС Карабаха и Азербайджана. Сегодня они выполняют не только эту функцию, фактически сегодня они гаранты безопасности Карабаха. Это означает, что у нас остались только осколки государственности», — сказал он. Российские миротворцы сегодня являются гарантами безопасности Карабаха, заявил экс-президент Армении Роберт Кочарян.
  • «Если безопасность государственности Арцаха обеспечивали бы только российские миротворцы, то о какой государственности мы можем говорить. Российские миротворцы должны выполнять миротворческую миссию, не допускать столкновений между ВС Карабаха и Азербайджана. Сегодня они выполняют не только эту функцию, фактически сегодня они гаранты безопасности Карабаха. Это означает, что у нас есть часть государственности», — сказал он. По словам Кочаряна, с 1996 года действовала формула «два государства — одна армия», Армия обороны Арцаха была интегрирована в армянскую армию, была частью армянской армии.  Кочарян подчеркнул, что ситуация резко изменилась и надо менять эту модель. Он, в частности, отметил, что усложняется отправка из Армении призывников в Арцах. По словам второго президента, все жители Карабаха должны стать частью армии, а также необходимо изучать опыт Израиля, вариант кибуцев. «Нужно создать новую систему безопасности в Арцахе», — сказал Кочарян
  • Было бы правильнее, чтоб был переходный период, во время которого стало бы возможным стабилизировать ситуацию и организовать выборы в более спокойной обстановке, потому что это действительно опасно проводить выборы сегодня. . Поэтому этот формат правильный. Тем не менее, если властям удастся навязать выборы скорее, не думаю, что будет правильным не участвовать. Мы будем участвовать, и мы победим
  • Нужно сделать все возможное, чтобы внеочередные выборы под управлением этой власти не состоялись. Но если они, все же, пройдут, то да, мы будем участвовать. Нельзя оставлять эту власть один на один с обществом и избирателем . Мы будем участвовать, поскольку у нас есть команда и мы победим.

 II АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТ-ФАКТУМ

НКР

26 января президент НКР А. Арутюнян заявил, что хотя и в тяжелых условиях, но борьба за международное признание НКР будет продолжена. «Любой статус Арцаха в составе Азербайджана для нас неприемлем».

27 января в интервью 168.am глава управления информации аппарата президента НКР В. Погосян, комментируя слухи в соцсетях о возможном возвращении беженцев в прилегающие к Степанакерту населенные пункты, заявил, что возвращение азербайджанских беженцев на подконтрольные Арцаху территории исключено. Он также заявил, что Арцах никогда не может быть в составе Азербайджана. «Мы продолжим строить нашу независимую государственность с гарантиями безопасности российского миротворческого контингента».

 ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»

27 января депутат НС РА О. Агазарян не исключил решения вопроса пленных в течение месяца. По его словам, предстоящая трехсторонняя встреча вице-премьеров РА, РФ и АР в Москве полностью не решит все вопросы, связанные с транспортной разблокировкой и «сложный процесс возвращения пленных, заложников … не нужно связывать со встречей рабочей группы. Не нужно говорить, что если мы дошло до реализации 9 пункта трехстороннего заявления, то 8 пункт по пленным уже завершен». Он также думает, что процесс транспортной разблокировки может ускорить решение вопроса пленных.

27 января в интервью Спутник-Армения вице-спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Руководство Азербайджана намеренно оттягивает возврат пленных, пытаясь внести раскол в армянское общество, дестабилизировать ситуацию в РА.
  • Москва делает все возможное для возвращения армянских военнослужащих.
  • Отношения с Россией в приоритете. Москва — главный партнер как в регионе, так и в мире. Вопрос о создании союзного государства по типу Беларуси не стоит ни в Армении, ни в России.

 ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

21 января глава фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян заявил, что цивилизованный мир должен объединиться и обязать Азербайджан вернуть военнопленных и удерживаемых гражданских лиц из РА и НК. По его мнению, к усилиям РФ и РА должны присоединиться США, Франция, как две страны-сопредседатели ОБСЕ, ЕС и другие страны. Марукян считает, что нужно консолидировать все международное сообщество вокруг вопроса возвращения пленных вплоть до увеличения давления на Азербайджан и применения санкций, чтобы страна вернула оставшихся у нее после войны военнопленных.

Марукян сообщил, что они готовятся отправиться в Страсбург и вести там активную работу по возвращению военнопленных, сделать эту проблему темой срочных обсуждений. «Мы сделаем все, чтобы 45 стран ПАСЕ объединились вокруг этого требования».

 ДВИЖЕНИЕ СПАСЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА

25 января зампредседателя Республиканской партии Армении А. Ашотян заявил, что

  • Пашинян максимально накалял ситуацию, своими действиями и своей жестокостью он довел армянский народ до войны.
  • Пашинян в течение 2,5 лет сознательно разрушал переговорный процесс, своими действиями фактически приглашая Турцию в регион.
  • Пашинян не осудил Турцию в своем послании 24 апреля, он никогда не осуждал Анкару, ни говорил о Турции резких слов, не говорил о геноциде с разных трибун. Спикер НС РА А. Мирзоян также не говорил о геноциде.
  • Пашинян по крайней мере политически — предатель.
  • «Эти власти делали все целенаправленно, чтобы, к сожалению, нам всем не удалось предотвратить катастрофу, хотя мы кричали об этом. Люди тогда не слушали того, о чем мы все время говорили. В итоге, лишь кровь наших детей заставила народ очнуться».

25 января представитель ВО АРФ И. Сагателян в интервью РС «Азатутюн» рассказал, как армянская оппозиция в случае прихода к власти планирует вернуть потерянные после войны в НК территории.

  • Для АРФ это программный и идеологический вопрос. Тот же Шуши и Гадрут — армянские, сданный участок Шурнуха — армянский. Любое сформированное в будущем в РА правительство должно предпринимать шаги в этом направлении.
  • Когда оппозиция говорит, что эти территории армянские, это не значит, что завтра она, придя к власти, объявит войну. «Усиляя нашу страну, армию, экономику, мы никогда не должны забывать о наших территориях и их возвращении». Если оппозиция придет к власти, она займется усилением страны, и «когда поймет, что в состоянии вернуть, пойдет и вернет их, если нужно и посредством войны».
  • Вопрос Арцаха должен быть урегулирован в рамках МГ ОБСЕ. И что касается мнения Алиева о том, что проблема НК уже решена, естественно, это не так.
  • Говоря о точке зрения АРФ на урегулирование, Сагателян в качестве первого пункта обозначил исключение возможности существования Арцаха в составе Азербайджана.
  • Второе — необходимо создать новую концепцию безопасности, в основе которой должна быть заложена безопасность населения Арцаха, возвращение беженцев и, самое главное, право республики на самоопределение и международное признание.

26 января бывший замминистра обороны РА А. Закарян заявил, что ждал от интервью экс-министра обороны Тонояна совершенного иного подхода, а именно оценки деятельности МО РА за 2,5 года, анализа ошибок, комментариев относительно влияния переговорного процесса и политических заявлений, направленных на разжигание войны.

Закарян считает главной причиной поражения — прямые вмешательства и советы дилетанта — верховного главнокомандующего, совершенно некомпетентного в военно-политических вопросах. По его словам, власти РА, введя общественность в заблуждение и провалив пополнение ВС, довели азербайджанскую армию до Шуши и завершили войну, подписав заявление о капитуляции. А армянская армия вместо того, чтобы развивать перспективные направления, была превращена в шоу, в то время как Баку удалось заполучить турецкие беспилотники. «Огромные суммы были направлены не на целевые расходы, а на то, чтобы Никол хорошо себя чувствовал: поставки, продукты, клубника, вода, самолеты и прочее».

 БЫВШИЙ ГЛАВА МО РА ДАВИД ТОНОЯН

25 января в интервью ИА Медиамакс бывший министр обороны РА Д. Тоноян заявил,

  • Фраза «новая война за новые территории» — ответ на каждодневную агрессивную риторику азербайджанского руководства, сказанная на встрече с армянской общиной в США. «Это заявление не могло быть реальной причиной возобновления войны».
  • Баку отказался от политического урегулирования конфликта, инициатором нарушения переговорного процесса был Алиев, а также оказавшая ему помощь Турция.
  • При нынешней конфигурации и геополитическом раскладе рано или поздно сорванные переговоры привели бы к войне.
  • Россия в ходе войны в Карабахе сделала максимум для выполнения своих союзнических обязательств перед РА. На протяжении всей войны Тоноян поддерживал постоянную связь с российским коллегой Шойгу, что позволило решить ряд крайне важных задач.
  • На вопрос, в чем главная ошибка, Тоноян сказал: отсутствие координации особенно касалось вопросов мобилизации, роли и функций Совбеза, функций ВС РА и АО НКР, организации самообороны в Карабахе и эвакуации населения.
  • Мы не успели подготовиться к «бесконтактной» войне с применением вооружения 5-го поколения.
  • Мы уступили в неравном во всех отношениях противостоянии, но это не дает никому права играть с национальным достоинством нашего народа. Следует остановить этот психологически изматывающий политический кошмар и вместо того, чтобы навязывать людям комплекс неполноценности, следует проанализировать ошибки, извлечь уроки и работать.

 БЫВШИЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РА АРМЕН ГЕВОРКЯН

Бывший вице-премьер РА А. Геворкян в своей статье в издании «Альтернативные проекты», написал, что Пашинян допустил несколько стратегических ошибок за годы пребывания у власти:

  • Решение пойти на «быстрое и мирное решение» карабахского вопроса по негласной формуле «территории в обмен на деньги».
  • Пашинян и его команда видели решение карабахского вопроса путем «модифицированной версии плана Лаврова». Но в то же время Пашинян и команда скрывали от народа детали переговоров, не готовя общественное мнение к мирному договору.
  • Стремление Пашиняна усидеть на двух стульях, неспособность сделать правильный выбор в вопросе стратегического партнера.
  • Пашинян начал ликвидировать устоявшиеся годами отношения с ближайшими соседями за какие-то сиюминутные обещания Запада.
  • Пашинян и команда начали ограничивать также возможности пророссийски настроенной бизнес-элиты в Армении, навешивая на нее ярлык «пособников старых властей», параллельно западные партнеры создали финансовые подушки для правительства Пашиняна.
  • Западные кураторы до мельчайших деталей расписали всю стратегию урегулирования — в том числе дискредитация военной элиты РА.
  • Алиев, все ближе узнавая Пашиняна, «наращивал» свой аппетит, требуя от армянского лидера все новых уступок, не входящих в «план Лаврова» — в том числе Шуши.
  • Пашинян ошибся в очередной раз, когда предположил, что Запад не позволит диктатору Алиеву начать войну против демократической Армении.

 ВААН БАДАСЯН

27 января в интервью Civilnet командир 1-го батальона Гадрутского оборонительного района во время 1-ой карабахской войны и участник 2-ой Карабахской войны В. Бадасян заявил:

  • Пашинян не предатель, а враг армянского народа: скандальные заявления арцахского командира.
  • Пашинян отказался от мобилизации, отправив на фронт добровольцев, для которых боевые действия на второй линии были мясорубкой. Они там и гибли.
  • Действия Пашиняна привели к хаосу и панике в рядах армии. Эту панику он видел своими глазами.
  • У него не было рации, и он был вынужден вести бой, используя мобильник, который передавал геоданные. Проблемы с рацией у них не было даже во время 1-ой войны.
  • Когда он говорил президенту НКР А. Арутюняну отдать приказы для нанесения ударов по стратегически важным объектам ВС Азербайджана, он отвечал, что надо сообщить Пашиняну, узнать, что он скажет. Поэтому за поражение ответственен именно Пашинян.
  • В поражении есть вина также бывших властей.

 МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

20 января глава МО РА В. Арутюнян провел телефонный разговор с министром обороны РФ С. Шойгу. Собеседники обсудили оперативную ситуацию в Нагорном Карабахе, возвращение пленных и заложников, а также ряд вопросов, связанных с поиском пропавших без вести. Арутюнян поблагодарил своего российского коллегу за эффективную деятельность миротворческого контингента в НК, а также за поддержку в решении проблем безопасности с размещением российских пограничников в Сюникской области РА.

20 января экс-глава МЧС РА Ф. Цолакян обсудил с послом РФ в РА С. Копыркиным вопрос возвращения пленных. Цолакян написал на своей странице в Facebook, что посол представил подробности процесса возвращения пленных, заверив, что руководство РФ и МИД держат в центре своего внимания эту проблему. После встречи Цолакян позвонил вице-премьеру РА Т. Авиняну, который также заверил, что делается все возможное для обеспечения безопасного возвращения пленных на родину.

25 января экс-президент РА Л. Тер-Петросян принял посла РФ в РА С. Копыркина. В ходе беседы стороны обсудили ряд вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе вопрос возвращения из Азербайджана военнопленных и других удерживаемых лиц.

26 января глава фракции «Процветающая Армения» Г. Царукян обсудил с послом РФ в РА С. Копыркиным возвращение армянских военнопленных. Царукян попросил передать благодарность президенту РФ за его активные усилия по прекращению войны в НК и за поддержку армянского народа в сложной ситуации.

26 января глава МЧС РА А. Пилоян обсудил с послом РФ в РА С. Копыркиным поиски пропавших без вести в НК, а также вопросы, связанные с возвращением армянских военнопленных из Азербайджана. Стороны также выразили удовлетворение работой действующего в Армении армяно-российского центра гуманитарного реагирования и ходом реализации текущих проектов.

27 января спикер НС РА А. Мирзоян обсудил вопрос возврата армянских военнопленных с послом РФ в РА С. Копыркиным. Мирзоян подчеркнул, что трехстороннее заявление не решило карабахский конфликт, и армянская сторона готова возобновить переговоры по статусу НК под эгидой МГ ОБСЕ. Копыркин приветствовал это решение и представил работу, проделанную российскими миротворцами и Гуманитарным центром.

27 января ход реализации договоренностей по НК обсудили в телефонном разговоре главы МИД РА и РФ А. Айвазян и С. Лавров. В ходе беседы сторонами была подчеркнута важность сопряжения интересов и совместной конструктивной работы всех стран региона.

 ФРАНЦИЯ

21 января глава МИД РА А. Айвазян обсудил с главой МИД Франции Жан-Ивом Ле Дрианом послевоенную ситуацию в зоне карабахского конфликта. Айвазян обратил внимание своего французского коллеги на необходимость срочного и комплексного решения гуманитарных вопросов, в частности, по линии возвращения военнопленных, заложников и других удерживаемых лиц.

Собеседники также обсудили вопросы, касающиеся сохранения историко-культурного и религиозного наследия Арцаха на территориях, оказавшихся под контролем Азербайджана, и роль международных специализированных структур в этом процессе.

21 января Омбудсмен РА А. Татоян обсудил с послом Франции в РА Дж. Лакотом вопрос армянских военнопленных и заложников. Татоян подчеркнул, что возвращение или освобождение пленных должно рассматриваться исключительно в рамках гуманитарного процесса. Он заявил, что власти Азербайджана искусственно затягивают процесс возвращения пленных.

Татоян также затронул тему определения армяно-азербайджанской границы, отметив, что этот процесс сопровождается грубейшими нарушениями верховенства права и прав человека, протекает на фоне откровенных военных угроз Азербайджана в отношении населения РА, а также геноцидальной риторикой. Татоян заявил, что весь этот процесс нелегитимен, и подобное определение границ не только не способствует мирному сосуществованию народов в этом регионе, но и, напротив, создает благодатную почву для роста антиармянских настроений в Азербайджане.

США

21 января ЧПП США в РА Л. Трейси встретилась с армянскими аналитиками, чтобы обсудить приверженность США как сопредседателя МГ ОБСЕ долгосрочному и всеобъемлющему урегулированию карабахского конфликта. В ходе встречи посол подчеркнула необходимость безопасного возвращения пленных.

22 января Трейси заявила представителям СМИ, что США подтверждают свой призыв о необходимости незамедлительного и безопасного возвращения пленных. «Мы осуждаем случаи жестокости, связанные с конфликтом. Все виновные должны быть привлечены к ответственности». По ее словам, несмотря на прекращение боев, политическое разрешение вопроса статуса НК важно в плане укрепления регионального мира и стабильности. Трейси заверила, что в предстоящие годы США продолжат содействовать восстановлению РА.

НИДЕРЛАНДЫ

21 января глава МИД РА А. Айвазян провел видеоконференцию с министром ИД Королевства Нидерландов Стефом Блоком. Собеседники обсудили послевоенную ситуацию в зоне карабахского конфликта и сошлись во мнении о необходимости беспрепятственного вовлечения международных организаций на местах для решения гуманитарных вопросов. Министр Айвазян выделил гуманитарные вопросы в качестве приоритетных на текущем этапе, особо отметив решение проблемы безопасной репатриации военнопленных и удерживаемых лиц.

Министры подчеркнули важность возобновления мирного процесса по НК в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.

ИРАН

27 января глава МИД РА А. Айвазян принял своего иранского коллегу Мохаммада Джавада Зарифа. Айвазян заявил:

  • Армения не считает, что результаты агрессии Азербайджана против НК могут заложить основу прочного мира. «Только прочный, отвечающий интересам всех сторон мир, без «победителей и побежденных, без «побед и поражений», может создать подлинные гарантии безопасности, стабильности и развития региона».

В свою очередь, Зариф заявил:

  • Следует подчеркнуть важность территориальной целостности, независимости и национального суверенитета всех стран региона, в том числе РА. Необходимо уважать права всех национальностей в регионе.
  • Иран понес серьезный ущерб в результате произошедшего конфликта
  • Присутствие террористов в регионе — повод беспокойства для Ирана и Армении.
  • Тегеран приветствует решение Пашиняна подписать трёхстороннее заявление по НК.
  • Иран готов оказать любую гуманитарную помощь для преодоления страданий людей.
  • Иран выступает за следование международному праву в Карабахе

В ходе встречи с Зарифом премьер-министр РА Н. Пашинян заявил:

  • остаются нерешенными многие вопросы, в том числе, статус НК, однако РА готова продолжать переговоры в рамках МГ ОБСЕ.
  • Ереван выступает за выполнение пункта об обмене пленными без предусловий.

ЕС

22 января, комментируя принятые накануне Европарламентом резолюцию, пресс-секретарь МИД РА А. Нагдалян заявила, что РА придает особенное значение тому, что Европарламент не только осудил военные преступления Азербайджана, но и подчеркнул, что эти преступления не должны остаться безнаказанными. Ереван поддерживает призыв Европарламента к Турции воздерживаться от какого-либо вмешательства в конфликт НК, в том числе посредством оказания Азербайджану военной помощи, и отказаться от своих дестабилизирующих действий. В этом контексте особенно важно, что Европарламент также осудил переброску Турцией иностранных боевиков-террористов из Сирии и других стран в НК.

РА придает также важное значение усилиям международного сообщества, направленные на устранение причин и последствий войны, которые, согласно резолюциям, предполагают также долгосрочное решение вопроса НК в рамках МГ ОБСЕ и определение правового статуса Арцаха на основе предложенных сопредседателями базовых принципов.

Европарламент также в очередной раз констатировал, что основу вопроса НК составляет право народа Арцаха на самоопределение и безопасность.

ПАСЕ

26 января ПАСЕ приняла резолюцию, в которой просит Баку и Ереван как можно скорее реализовать положения трехстороннего соглашения по НК, призывает стороны воздержаться от риторики, мешающей политическому диалогу. При этом в докладе отмечается роль Москвы в урегулировании конфликта. ПАСЕ также рекомендует немедленно приступить к обмену военнопленными, уважать культурное наследие, не нарушать нормы гуманитарного права и прав человека, нарушения должны быть устранены, а виновные привлечены к ответственности.

Глава комиссии НС по внешним отношениям Р. Рубинян в Страсбурге провел встречи с Генсеком СЕ М. Пейчинович-Бурич и председателем ПАСЕ Р. Даймсом, в ходе которых обсудил вопрос армянских военнопленных, находящихся в Азербайджане. И генсек Совета Европы, и председатель ПАСЕ заверили, что держат в центре своего внимания не только судьбу армянских военнопленных и других удерживаемых лиц, но и проявления армянофобии в Азербайджане.

ТУРЦИЯ

22 января, комментируя заявление главы МИД Турции М. Чавушоглу о том, что, если мир будет долгосрочным, Турция и Азербайджан готовы предпринять шаги по нормализации отношений с РА, пресс-секретарь МИД РА А. Нагдалян заявила, что турецко-азербайджанские военные учения у границ РА вовсе не свидетельствуют о мирных намерениях в отношении РА. «Условия для установления доверия в регионе может создать лишь прекращение вражеских действий в отношении Армении».

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»

21 января депутат НС РА С. Григорян сообщил, что их фракция предлагает оппозиции пойти на досрочные выборы без предусловий, а условия все время ставит оппозиция. Он отметил, что власть предлагает оппозиции подписать меморандум, согласно которому, после отставки премьер-министра Пашиняна не будет выдвинут другой кандидат в премьер-министры. «Если они выдвигают на должность премьер-министра Вазгена Манукяна, или кого бы то ни было, значит оппозиция считает, что он будет избран. Мы же предлагаем провести досрочные выборы. Заявления оппозиции, что через год их премьер-министр проведет выборы, нас не устраивают. Это их повестка дня, а не наша».

Депутат также заявил, что за последние 2.5 года оппозиция все время заявляла, что с ее мнением не считаются, а сейчас, когда власть предлагает сделать все так, как им хочется оппозиция не соглашается. «Если оппозиция ставит под вопрос легитимность действующей власти, мы предлагаем провести выборы. Как еще можно проверить кого народ хочет видеть у руля власти? Только путем выборов. Власть в Армении принадлежит народу и мы не дадим отнять ее у народа».

27 января в интервью Спутник-Армения вице-спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Власть сама предлагает выборы, а оппозиция занимает деструктивную позицию, заранее обвиняя правящую команду в намерении сфальсифицировать итоги.
  • Правящая партия «Мой шаг» провела два самых прозрачных процесса выборов в Армении. Сторонники Пашиняна не цепляются за власть.
  • Симонян опроверг связь с русскоязычным фейковым полем. «Почему нет ни одного доказательства того, что я этим когда-либо занимался и занимаюсь сейчас. Приписывают, что я занимаюсь фейковыми фабриками. Люди, которые занимаются фейковыми фабриками, занимаются недостойным делом».
  • Оппозиция действует крайне бездарно, у нее не получается формировать реальную повестку.
  • слова Пашиняна о принадлежности Шуши вырываются из контекста и на этом строятся различные информационные провокации. У премьера и его команды «нет другого восприятия, кроме как того, что есть Армянское нагорье, историческая земля, которая простирается далеко за Шуши и до Шуши».

 ФРАКЦИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»

21 января депутат НС М. Мелкумян выразил мнение, что проведение в РА на данном этапе внеочередных парламентских выборов чревато усугублением нестабильности в стране. «Если мы еще и проведем выборы прямо сейчас, когда страна в таком коллапсе, то окажемся в новом непредсказуемом, еще более худшем состоянии». В связи с этим оппозиция призывает премьер-министра РА подать в отставку без предварительных условий. «Отставка должна произойти без предварительных условий, парламент должен иметь шанс выбрать нового премьера, который на некоторое время стабилизирует ситуацию, и в этом случае мы уже пойдем на выборы».

Мелкумян считает, что в сложившейся в стране ситуации Пашинян вместе со всем составом правительства уже давно должен был уйти. «В стране сложилась нестабильная ситуация, когда, с одной стороны, если это правительство останется, страна рухнет в глубину тотального коллапса и бездны во всех сферах: финансовой, экономической, сфере безопасности». По словам депутата, это означает необходимость четких изменений, которые, согласно Конституции, происходят следующим образом: премьер-министр подает в отставку, в течение 2 недель у парламента есть две попытки выбрать нового премьера. Если премьер не избирается, то парламент самораспускается, и в течение 50-55 дней назначаются внеочередные выборы.

 ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

21 января глава фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян сообщил, что на встрече с премьер-министром РА было предложено подписать меморандум о проведении внеочередных парламентских выборов, согласно которому парламентская оппозиция не будет выдвигать кандидата в премьер-министры. Однако консенсуса вокруг предложенной властями повестки внеочередных выборов нет. Марукян подтвердил, что выдвинет свою кандидатуру на пост главы правительства после отставки Пашиняна

Марукян предложил подписать контрмеморандум: он будет избран премьером, организует выборы и подаст в отставку, например, 1 октября и больше не выдвигается. Между тремя политическими силами достигается договоренность о невыдвижении своих кандидатов: в октябре парламент распускается и назначаются новые выборы.

ПАРТИЯ «ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА»

22 января в интервью ОТА лидер партии «Демократическая альтернатива» С. Суренянц объяснил причины выхода их партии из оппозиционного «Движения спасения отечеств» тем, что Движение имеет дефицит политической самодостаточности. «Оно, по сути, не смогло сформировать самодостаточной политической повестки. Его площадка была очень убогой. Даже в определенных случаях звучали и аполитичные выступления». По словам Суренянца, в результате начала «генерироваться повестка прежней системы». Кроме того, Движение стало не транслятором общественных настроений, а попробовало приспособиться или обслуживать определенные московские круги.

ДВИЖЕНИЕ СПАСЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА

23 января в своей статье в газете «Грапарак» лидер партии «Отечество» А. Ванецян выразил мнение, что

  • РА в состоянии преодолеть кризис, и первым шагом должна стать отставка Пашиняна.
  • Спустя 30 лет после обретения независимости мы вынуждены сегодня снова начинать с нуля: сформировать новую систему безопасности, найти новые формулы эффективного сотрудничества с главным и естественным союзником – РФ, выстроить надежные и партнерские отношения с соседями и другими странами, найти новые пути проармянского решения вопроса НК.
  • Необходимо заявить всему миру о том, что на стороне Азербайджана воевали тысячи иностранных наемников. «Сопредседатели МГ и ряд стран констатировали факт участия в боях тысяч наемников-террористов, а мы не сделали ничего, чтобы обеспечить соответствующие политический и правовой процессы».
  • Армения должна направить миру следующие послания: 1. Мы на считаем себя проигравшими; 2. Армения – жизнеспособное государство, способное восстановиться и играть полноценную роль в регионе; 3. У нас есть новые идеи, способные объединить армян всего мира, и далеко идущие национальные цели.

25 января представитель ВО АРФ И. Сагателян в интервью РС «Азатутюн» заявил, что:

  • Действующий премьер-министр РА Пашинян сделает все для фальсификации внеочередных парламентских выборов, чтобы при новой власти не быть осужденным в госизмене, «поскольку для него очевидно: когда в Армении будет новая власть, будет организовано справедливое судебное следствие по обвинению в государственной измене».
  • он назвал «манипуляцией властей» то мнение, якобы оппозиция не желает проведения выборов. «Одним из первых требований оппозиции были, в том числе, внеочередные парламентские выборов. И да, мы считаем, что в Армении власть должна быть сформирована народом. Проблема в другом: мы говорим, что во главе с Пашиняном эти выборы будут самыми позорными выборами в истории Армении. Мы против выборов во главе с Пашиняном».
  • Обсуждается не вопрос участия или неучастия оппозиции в выборах, а вопрос отставки премьера. «Если Пашинян остается у власти, означает, что страна еще 4-5 месяцев должна оставаться в условиях анархии, в стране продолжится ненависть, раскол, нестабильность. Во главе с Пашиняном в стране не могут пройти выборы».
  • Требование отставки Пашиняна является общенародным, но признал, что оппозиция в данный период не сумела превратить это требование в общенародную борьбу. «Перед нами стоит задача разработки новой тактики, и мы активно обсуждаем более эффективную организацию нашей работы. Мы в этот период не сумели превратить это требование в общенародную борьбу, безусловно, у нас есть проблема новой тактики, и активно обсуждаем в плане более эффективной организации нашей работы».

26 января кандидат в премьер-министры РА от Движения В. Манукян заявил, что надо свергнуть Пашиняна с помощью восстания, если не сможем добиться отставки законными путями. «Захватить здания и сменить власть без применения насилия». Он сказал, что народ сам должен понять момент и восстать. С учетом того, что оппозиция потеряла все шансы законными путями добиться отставки Пашиняна, стоит ожидать действий по захвате власти незаконными методами.

Манукян заявил, что не будет участвовать во внеочередных парламентских выборах, которые организует Пашинян. «Нет такой конфигурации, возможности, чтобы я принял участие в таких выборах. Это позор для меня». Он назвал Пашиняна предателем и личным врагом.

27 января Движение выступил с заявлением, в котором отмечается, что планируется провести общегосударственный митинг 18 февраля. Подчеркивается, что проведение выборов под руководством Пашиняна поставит под сомнение их легитимность, при этом важно, чтобы кандидат на пост премьер-министра переходного правительства имел необходимый управленческий опыт, и не участвовал в предстоящих выборах.

Движение предлагает всем политическим силам прийти к соглашению на основе дорожной карты, которая была выверена под руководством В. Манукяна.

Предлагается достичь отставки символа поражения — Пашиняна с поста премьер-министра, сформировать правительство национального согласия.

АРТАК ТОВМАСЯН

27 января на пресс-конференции учредитель и президент благотворительного фонда «Товмасян» А. Товмасян опроверг слухи о том, что его политическими спонсорами являются российские политические круги. «Ни одна политическая сила, ни один политический деятель не стоят за мной. Более того, многие были удивлены моим решением войти в политику». По его словам, решение заняться политической деятельностью он принял в связи с подписанием Пашиняном капитуляции и создавшейся в стране тяжелой ситуацией. «Каждый день пребывания Пашиняна на посту премьер-министра усугубляет и без того очень сложную ситуацию».

По словам Товмасяна, ныне идут активные переговоры с отдельными деятелями, а также представителями диаспоры и местных общественных организаций. Товмасян также опроверг слухи о том, что он является гражданином РФ, отметив, что никакого другого гражданства, помимо гражданства РА, у него нет.

МЕМОРАНДУМ ПЯТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

27 января 5 армянских организаций («Армянская национальная гвардия», «Армянский народный фронт», Глас Родины (новая инициатива деятелей культуры, искусства, адвокатов, врачей), «Совет интеллигентов» (группа организаций во главе с политиком Арамом Г. Саркисяном), «Гражданский совет» (совместная инициатива Аркадия Тер-Тадевосяна и экономиста Татула Манасеряна) подписали совместный меморандум о взаимопонимании. Согласно документу, участники

  • берут на себя обязательство консолидироваться и взять ответственность за объединение интеллектуального, морального и душевного потенциала и усилий армянского народа для преодоления ситуации,
  • обязуются разработать армянскую национальную идеологию и национальную программу по созданию суверенного, демократического, социального и правового государства, а также предпринять деятельные меры для экономического, культурного, морального и душевного развития Армении, Арцаха и диаспоры.

ЭКОНОМИКА

МБРР

21 января правительство РА приняло решение взять кредит у МБРР в $ 7,4 млн, который пойдет на переоборудование и оснащение медцентров в Гегаркуникской и Вайоцдзорской областях РА.

ГОСДОЛГ РА

По состоянию на конец 2020 г., государственный долг РА достиг 8 млрд долларов. ¾ этого числа составляет внешний долг. За год государственный долг вырос на 647 млн долларов (58.5% прироста пришлось на внутренний долг, а 41.5% — на внешний). По результатам 2020 г., долг составит, скорее всего, 64% ВВП. Так что в целом ситуация развивается также, как и ожидалось в начале осени.

В 2020 г. финансирование госбюджета за счет долга составило порядка 700 млн долл., на 85% из внутренних источников. Выплаты по прошлым долгам составили порядка 330 млн долл.

ПРАВО

ДЕЛО ВАЗГЕНА МАНУКЯНА

Полиция и прокуратура РА анализируют заявления лидера Движения спасения отечества В. Манукяна о планах восстания и захвата государственных зданий, а также его признание в том, что в дни войны он звонил генералам НКР и советовал брать власть в свои руки.

В случае необходимости он будет вызван на допрос.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 НАЗНАЧЕНИЯ

21 января Ованес Арутюнян был назначен губернатором Ширакской области РА, сменив на этом посту Тиграна Петросяна, который подал в отставку. Ранее Арутюнян занимал пост заместителя министра здравоохранения.

Бывший губернатор Тавушской области Армен Гуларян назначен на пост председателя Комитета градостроительства РА.

Тигран Арутюнян назначен замдиректора СНБ РА.

 ВЫСШИЙ СУДЕБНЫЙ СОВЕТ

22 января НС РА избрал новых членов ВСС. Ими стали Гагик Джангирян (получил 86 голосов «за», 3 «против») и Давид Хачатурян (85 «за», 3 «против», 1 — недействительный).

Фракции ППА и «Просвещенной Армении» бойкотировали заседание и голосование.

Джангирян был снят с поста военного прокурора и заместителя генпрокурора в феврале 2008 г., когда поддержал кандидатуру экс-президента РА Л. Тер-Петросяна на президентских выборах.

Давид Хачатрян — брат начальника Специальной следственной службы РА Сасуна Хачатряна. Кандидат юридических наук. Хачатрян был председателем совета директоров Фонда открытого общества.

 РА-НКР

22 января под председательством премьер-министра РА Н. Пашиняна и президента НКР А. Арутюняна состоялось совещание Совета Безопасности РА в расширенном составе.

23 января президент НКР А. Арутюнян принял делегацию во главе с главным комиссаром по делам диаспоры аппарата премьер-министра РА З. Синаняном.

Арутюнян представил социально-экономическую ситуацию и проблемы безопасности в НК. Синанян подчеркнул, что, несмотря на царившие в диаспоре пессимистические настроения, есть много людей и организаций, которые хотят с новой силой внести свой вклад в дело развития НК. В ходе встречи обсуждались вопросы реализации программ жилищного строительства, развития и укрепления сельских территорий. Собеседники согласились с тем, что диаспора должна, по возможности, поддерживать физический контакт с НК.

Синаняна принял также глава МИД НКР Д. Бабаян. Состоялся обмен мнениями по вопросам реализации в Арцахе гуманитарных программ с привлечением потенциала диаспоры.

Синанян встретился также с министром градостроительства НКР А. Саркисяном. В ходе встречи, в которой участвовали также министр труда и социальных вопросов РА М. Аракелян, и.о. председателя Комитета по градостроительству А. Гуларян, были обсуждены программы строительства жилья в НКР. Было отмечено, что в настоящее время в жилье нуждаются около 10 тысяч арцахских семей. Была достигнута договоренность о привлечении различных общин диаспоры к восстановлению и укреплению сел, городов и поселков Арцаха.

Министр трудоустройства, социальных и миграционных вопросов НКР М. Тандилян приняла делегацию из РА. Обсуждались вопросы решения социальных проблем, обеспечения арцахцев жильем, создания рабочих мест.

 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РА-РФ

20 января в Москве состоялись политические консультации между МИД РА и РФ при сопредседательстве замминистра ИД РА А. Адонца и замминистра ИД РФ А. Грушко и И. Моргулова. Стороны провели обмен мнениями по общеевропейской проблематике, в частности, затронув различные аспекты отношений с ЕС и СЕ, обсудили вопросы сотрудничества в интересах укрепления безопасности на пространстве Евразии, углубление партнерских связей с ШОС, развитие экономической взаимосвязанности на континенте, прежде всего в контексте предпринимаемых усилий по сопряжению ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь».

25 января в РА прибыла возглавляемая замначальника ГШ ВС РФ С. Истраковым делегация для участия в штабных переговорах по всем направлениям армяно-российского военного сотрудничества. Истракова принял министр обороны РА В. Арутюнян, состоялась также встреча с начальником ГШ ВС РА О. Гаспаряном.

26 января глава МО РА В. Арутюнян заявил о необходимости углубления армяно-российского военного сотрудничества, в том числе в сфере ПВО. В качестве одного из лучших примеров сотрудничества он отметил охрану объединенными силами воздушных границ РА.

РА-США

22 января глава ГШ ВС РА О. Гаспарян принял посла США в РА Л. Трейси и военного атташе посольства С. Максвела. В ходе встречи обсуждались вопросы армяно-американского двустороннего сотрудничества в оборонной сфере, намечены дальнейшие программы сотрудничества.

26 января делегация правоохранителей из США посетила Полицию РА. В ходе ряда встреч были представлены реформы, направленные на модернизацию Полиции РА, отмечена необходимость совершенствования международного сотрудничества, а также был проведен обмен опытом с целью повышения профессиональных навыков полицейских.

РА-Грузия

22 января стартовал рабочий визит министра ИД РА А. Айвазяна в Грузию. Состоялась его встреча со своим грузинским коллегой Д. Залкалиани. Министры отметили важность углубления армяно-грузинского сотрудничества во всех сферах, представляющих взаимный интерес, подчеркнув в этом контексте продолжение работы межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, как ключевой платформы для расширения взаимовыгодного многопрофильного сотрудничества.

Также было отмечено о продвижении децентрализованного сотрудничества, как потенциального перспективного направления для развития и обогащения двусторонней повестки.

РА-ИРИ

22 января глава Минэкономики РА В. Керобян принял участие в армяно-иранском бизнес-форуме, организованном посольством РА в Иране и армяно-иранской Торговой палатой. Керобян представил участникам форума текущие и перспективные программы развития экономики РА. Участники форума обсудили возможности укрепления армяно-иранских деловых связей, реализации инвестиционных программ.

23 января В. Керобян встретился с министром промышленности, рудников и торговли ИРИ А. Размхоссейни и главой ЦБ ИРИ А. Хеммати. По итогам встречи Керобян и Размхоссейни подписали меморандум. В ходе переговоров стороны обсудили проблемы двусторонних экономических отношений, а также отдельные программные предложения. Армянская сторона также посетила промышленный комплекс «Mammut» и фармацевтическое предприятие «Cinnagen».

Керобян заявил, что торговый оборот Ирана и Армении увеличится до $1 млрд в течение следующих 6 месяцев. Он заявил об огромных возможностях в Иране, и выразил надежду на расширение и углубление связей между двумя странами. «Мы не только стремимся к развитию торговли, но и к совместному производству». По его словам, товары двух стран должны экспортироваться в третьи страны. Керобян отметил, что кроме стран ЕАЭС, Иран и Армения намерены экспортировать свои товары в другие страны.

В свою очередь, Размхосейни заявил, что экспорт Ирана в Армению составляет около 300 млн. долларов, и подписание меморандума станет большим подспорьем в улучшении этого показателя.

24 января Керобян встретился с губернатором Исфахана А. Резаи. Состоялись переговоры также с представителями Палаты по торговле, промышленности, рудникам и сельскому хозяйству, а также с местными бизнес-кругами, в том числе и с предпринимателями-армянами.

Делегация во главе с Керобяном побывала на местных предприятиях «Chika», «Goltash» и «Zarin Iran» и посетила монастырь Сурб Аменапркич в Новой Джуге.

27 января глава МИД РА А. Айвазян принял своего иранского коллегу Мохаммада Джавада Зарифа. Айвазян заявил:

  • Иран — важное государство в регионе. Армянская сторона уважает подходы Ирана, по которым он строит свои отношения с непосредственными соседями.
  • Армяно-иранская повестка достаточно обширна, она основана на многовековых добрососедских отношениях, объединяющих два народа.
  • Дружба между Ираном и Арменией лучший пример межкультурного диалога и жизни бок о бок различных религий и цивилизаций, основой которого является взаимное доверие и взаимное уважение. Именно это является ключом к достижению мира и стабильности в регионе.

В свою очередь, Зариф заявил:

  • Тегеран готов еще больше развивать наши отношения с РА в сферах политики, экономики, культуры и безопасности в двустороннем и многостороннем форматах, в том числе, со странами региона Кавказа.

На встрече премьер-министра РА Н. Пашиняна и главы МИД ИРИ:

  • Пашинян подчеркнул, что с учетом региональной ситуации существуют как вызовы, так и возможности, и только совместными конструктивными усилиями посредством соответствующей среды можно будет установить долгосрочный мир и стабильность в регионе.
  • Зариф заявил, что у Ирана и Армении общие региональные проблемы, а также возможности сотрудничества как в двустороннем, так и в многостороннем формате.
  • Стороны обменялись мнениями вокруг сложившейся в регионе после Арцахской войны ситуации и подчеркнули необходимость обеспечения региональной стабильности и конструктивного сотрудничества в этом направлении.
  • Стороны коснулись также повестки двусторонних отношений и перспектив развития экономического сотрудничества.
  • Собеседники придали важность разблокировке и возобновлению работы транспортных и экономических коммуникаций в регионе.

 МНЕНИЕ

Соцопрос MPG / Gallup International

Оценка политической ситуации в стране

  • Подписание документа на встрече Пашиняна, Путина и Алиева 11 января в Москве положительно оценили 36.5% (в т.ч. 14.6% — целиком положительно), отрицательно — 37.4% (в т.ч. 24.4% — крайне отрицательно) опрошенных.
  • Деятельность Пашиняна по возвращению пленных положительно оценили 38.8% (в т.ч. 18.9% — целиком положительно), отрицательно — 49.1% (в т.ч. 34.8% — крайне отрицательно).
  • Деятельность полиции в ходе акций протеста в ноябре-декабре положительно оценили 41.5%, отрицательно — 47.0%.

Оценка мэра Еревана Айка Марутяна

  • Оценка деятельности мэра Еревана скорее «удовлетворительная» — 2.9 балла (1 — самая низкая, 5 — самая высокая). При этом, она ниже оценок всех руководителей районных администраций (3.2 — Канакер-Зейтун, 4.0 — Давташен и Малатия-Себастия). Средняя оценка — 3.66.
  • Деятельность Айка Марутяна во время войны в Арцахе положительно оценили 30%, отрицательно — 35%. Еще 35% затруднились с ответом.
  • Необходимость внеочередных выборов мэра Еревана отметили 41%, такой необходимости не видят 46%. Еще 13% не имеют ответа.

Изменения за прошедший год

  • Изменения за 2020 г. полностью позитивно оценили 13.5%, отчасти позитивно 48%, а негативно — в сумме 30%.
  • Суммарно положительные оценки составляют 61.5%. Количество отрицательных оценок выросло на 17.2% и стало самым большим за время наблюдений.
  • По динамике видно, что в большой мере оценка ситуации в городе зависит от экономической и политической ситуации в стране.

СМИ: в РА будет и министр внутренних дел, и начальник полиции

Газета «Грапарак» сообщает, что премьер-министр РА намерен восстановить МВД. Согласно проекту, полиция как отдельная структура будет при премьере, а МВД войдет в состав правительства. Министерству будут подчиняться Полиция РА, новосоздаваемые Следственный департамент МВД, Управление миграции и гражданства, и ГНКО «Полицейская академия РА».

Назначать и снимать руководителей подчиненных органов, за исключением полиции, будет премьер-министр – по предложению министра ВД. Начальника полиции и его заместителей, командующего войсками полиции будет назначать и снимать президент страны – по предложению премьера, чему будет предшествовать ходатайство министра ВД.

СМИ: «План А» Пашиняна – проведение внеочередных выборов

Газета «Грапарак» пишет, что правящая команда в последние недели активно впряглась в процесс подготовки внеочередных выборов. Этим заняты министры охраны природы и территориального управления Р. Петросян и С. Папикян, советник Пашиняна А. Арутюнян, бывший руководитель аппарата правительства Э. Агаджанян. Они начали наведываться в региональные структуры партии, давать обещания о трудоустройстве, некоторых – и устраивают, укреплять партийные структуры.

Поговаривают, что Пашинян планирует провести в мае внеочередные выборы. Однако не исключено, что его команда вообще откажется от этой идеи, если не найдет общего языка с парламентской оппозицией, и сохранится опасность предложения парламентом нового премьера. Также люди могут не выйти на улицы, смирившись со своим положением. В этом случае власти пойдут на очередные выборы.

СМИ: конституционные изменения для самороспуска парламента Армении

Газета «Айкакан жаманак» сообщает, что власти планируют внести конституционные изменения, чтобы распустить парламент без риска для команды премьера. Для этого фракция «Мой шаг» примет проект конституционных поправок, которые наделят законодательный орган полномочиями самороспуска. Таким образом, внеочередные выборы могут быть проведены при роспуске парламента решением 3/5 от числа депутатов.

По сообщению ТГ канала bagramyan26, чтобы принять конституционные поправки для роспуска парламента без отставки премьер-министра команде Пашиняна нужно иметь 88 депутатов, готовых проголосовать «за». Но после поражения в войне 5 депутатов покинули фракцию «Мой шаг» и вряд ли поддержат эту инициативу правящей команды.

Однозначно, что без помощи оппозиции Пашинян не сможет провести эти изменения и распустить парламент. Нужно еще 5 голосов.

Вероятным союзником Пашиняна может быть партия «Просвещенная Армения» Э. Марукяна. Он открыто выступает за проведение досрочных выборов и может помочь властям в этом вопросе, если не посчитает эту инициативу антиконституционным.

СМИ: назначение Макунц послом США

Согласно источникам газеты «Грапарак», новость о возможном назначении главы фракции «Мой шаг» Л. Макунц послом РА в США застала врасплох ее коллег по фракции, которые узнали о возможном назначении Макунц из СМИ.

Макунц после завершения Арцахской войны долгое время практически не общалась с фракцией. Она сама попросила Пашиняна «выписать» ее из активных политических процессов, обусловленных послевоенной ситуацией. В ответ на эту просьбу премьер и решил ее отправить в США на должность посла – подальше от горячих внутриполитических событий.

ЭКСПЕРТЫ О РАЗБЛОКИРОВКЕ КОММУНИКАЦИЙ

27 января на обсуждениях, посвященных реализации 9-го пункта трехстороннего заявления РА-РФ-АР глава транспортно-логистической компании «Апавен» Гагик Агаджанян считает, что:

  • Необходимы консультации по вопросу разблокирования транспортных коммуникаций, в ходе которых до сведения сторон должна быть доведена мысль о том, что ни модернизация дорог, ни их строительство не может быть осуществлено, пока не реализован 8-ой пункт заявления о возвращении военнопленных.
  • На первый взгляд, кажется, что разблокирование транспортных коммуникаций соответствует интересам сторон. Но в каждом конкретном случае необходимы исследования на предмет целесообразности их возобновления и эксплуатации, роли и значения для армянской экономики.
  • Нельзя подходить к вопросу с теоретической точки зрения о необходимости или важности дорог.
  • Дорога не может проходить вдоль Худаферин, она, если пройдет, должна быть проложена севернее. И по этой причине смехотворными выглядят заявления президента Азербайджана Алиева о возможности строительства 166 км дороги за 450 млн долл.
  • Дорога Карс-Ахалкалаки протяженностью в 135 км тоже стоила 450 млн долл., однако было затрачено свыше 1 млрд долл. Эту дорогу должны были построить за 2 года, однако фактически построили за 11 лет.
  • Если эксплуатацией железной дороги от Мегри будут заниматься не армянские перевозчики, то это будет противоречить национальным интересам РА. Скоро будет сдана в эксплуатацию железная дорога Астара-Решт, и построена дорога Карс-Ахалкалаки, и единственной дорогой, которая не обошла Армению, это юг, и, если этот коридор отдать, страна вообще может остаться ни с чем. Более того, Турция уже заявила о своем намерении построить дорогу Карс-Игдир-Шаруж, и, передав 45 км дороги в качестве коридора, Армения от этого не выиграет.

Президент Союза товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян считает, что:

  • Задействование железной дороги носит для Азербайджана политический, а не экономический характер.
  • Основной целью Баку является связать Нахичевань по коридору по территории Армении с Азербайджаном.
  • Власти Армении должны провести гибкие и осмысленные переговоры, чтобы параллельно со строительством этой железной дороги, построить альтернативную — Карс-Гюмри-Ванадзор-Дилижан-Акстафа-Дербент. Тем более, что Мегринского коридора, как такового не будет, будет лишь переходный пункт.
  • В советские времена по территории Армении в Нахичевань входило около 2 тысяч вагонов, что являлось серьезным подспорьем для развития экономики Армении. Но с тех пор многое изменилось, не построена даже железная дорога Иран-Армения протяженностью в 400 км.

РУБЕН САФРАСТЯН

27 января на пресс-конференции тюрколог Рубен Сафрастян заявил:

  • Турция увеличит давление на Армению в 2021 г., чтобы добиться от нее уступок, и продолжит проявлять свои экспансионистские стремления в регионе.
  • Если Армения не подчиниться известным требованиям, то со стороны Турции никаких положительных шагов в сторону урегулирования отношений с Арменией не будет.
  • Важным инструментом усиления давления на Армению являются военные учения, которые должны начаться с 1 февраля близ Карса. За ними последуют турецко-азербайджанские учения в Нахичеване, а также на территории Азерайджана.
  • Эти военные учения также адресованы России, чтобы показать решительность Турции дальше преследовать свои цели.
  • Эти стремления необязательно могут быть реализованы с использованием ВС и военных действий. Этим целям служит также инициатива Турции создания, так называемой, «платформы шести стран».



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

11 февраля 2025

 Следственный комитет Армении закрыл дело о «бракованном» оружии, закупленном на $ 42 млн во времена правления Сержа Саргсяна, пишет газета «Жоховурд». Еще в 2020 году, на одном из митингов, действующий премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что закупленное (в основном по …

5 февраля 2025

 Президент Армении Никол Пашинян готов не размещать войска миссии Европейского союза на армяно-азербайджанской границе. Об этом он заявил 4 февраля в ходе визита в Вашингтон. «Азербайджан говорит, что войска третьих стран не должны дислоцироваться на армяно-азербайджанской границе, открыто намекая на …

23 января 2025

 Армения до сих пор не заявляла о намерении выйти из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Так он прокомментировал доклад Службы внешней разведки (СВР) Армении, в котором говорилось, что в 2025 году основания для …


Ваш браузер устарел! Обновите его.