×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-13/
Новости
2 марта
1 марта
26 февраля
25 февраля
24 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
15:58 , 21 Январь 2021
379
0

ОБЗОР 13-20 ЯНВАРЯ 2021 Г.

 

II АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТ-ФАКТУМ

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РА

Тезисы заявлений премьер-министра РА Н. Пашиняна в НС РА от 20 января.

  • Власти Баку время от времени обвиняют армян в фашизме, но история марки отчетливо показывает, что пропагандой фашизма занимается Азербайджан. «Это очень красноречивый факт. Думаю, что армянский парламент и парламентская дипломатия также должны донести эту проблему до своих международных партнеров».
  • Он поднимал вопрос риторики ненависти и в Москве на недавних переговорах. По его словам, там, где это выгодно, азербайджанские власти говорят о мире, там, где нужно, озвучивают пропаганду ненависти.
  • Пашинян не отвечает дерзким заявлениям Алиева из-за того, что в Азербайджане находятся армянские пленные. Он уверен, что ответные заявления могут осложнить процесс обмена пленными.
  • Азербайджан должен определиться, по какому пути идет страна — войны или мира. «И мы тоже должны определиться».
  • Следствие проверяет заявления о предательстве в ходе войны в Карабахе. По его словам, результаты расследования свыше 1300 уголовных дел должны дать ответы на все волнующие общество вопросы.
  • Разговоры о возможности остановить войну с меньшими территориальными потерями являются мифом.
  • Пашинян недоумевает, почему раньше не требовали отставки властей каждый раз, когда они возвращались с переговоров или не решали вопрос пленных.
  • Политические силы в РА непонятно чего хотят — возвращения пленных или политических дивидендов. Оппозиция спекуляциями ставит под угрозу жизнь и безопасность пленных.
  • Оппозиция не хочет досрочных выборов, потому что они уверены в своем поражении. Если оппозиции не нужны выборы, то они не нужны и властям.
  • Пашинян признался, что дал армии приказ оставить позиции вблизи деревень Сюника, которые стали приграничными в результате сдачи Азербайджану районов НКР. Такое решение было принято в целях безопасности самих военных и для обеспечения безопасности в Сюникской области. Тогда возникла опасность возобновления боевых действий, и это решение спасло ситуацию.
  • Никакие территории Сюника не были уступлены. Пашинян разъяснил, что ныне существующая территория Сюникского региона зафиксирована законом РА «Об административно-территориальном делении» от 2010 г. За этот закон тогда проголосовала и ППА, и в нем зафиксировано, что по ту сторону административной границы общины Шурнух находится уже Азербайджанская Республика. «Все фракции, проголосовавшие тогда за этот закон, сегодня — оппозиция. Это они зафиксировали тот вид Сюника, в котором он существует сегодня. В ходе переговоров РА выразила готовность подписать документ в 2011 г., но этому воспротивился Азербайджан. Надо было сдать Кубатлинский и Зангеланский районы».
  • «Почему с этой трибуны никто не говорит, например, о селе Арцвашен, что с ним будет. Забыли все о селе Арцвашен. Или еще раз говорю, хватит говорить «Шурнух, Шурнух». Это вы решили, что по ту сторону села, по ту сторону дороги, или чего-то еще – Азербайджан. Когда вы голосовали «за», тогда не думали? Не голосовали бы. Сказали, что там община Горадиз, НКР».
  • По его словам, в той же Тавушской, Сюникской, Вайодзорской области есть территории, которые до сих пор остаются под контролем Азербайджана.
  • Пашинян считает положительным присутствие российских миротворцев в Арцахе. Он напомнил, что решение о вводе миротворцев принималось с целью урегулирования конкретных проблем безопасности. Он обратил внимание, что миротворцы дислоцированы в том числе на основании решения РА.

 

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РА МГЕР ГРИГОРЯН

Заявления вице-премьера РА М. Григоряна в НС РА от 20 января.

  • На данный момент, этап обсуждений по поводу вопросов экономического и транспортного разблокирования между Арменией и Азербайджаном еще не начался. Первая такая встреча намечена на конец января.
  • Вопросы транспортного и экономического разблокирования должен скоро быть разрешен.
  • Нет ни одного компонента, который не должен быть принят во внимание в обстоятельствах как транспортного, так и экономического разблокирования. Есть, конечно, и правовой вопрос, и экономический, и задача оценки рисков. Нужно все это обсуждать.
  • Если складывается впечатление, будто все проблемы уже разрешены, и есть готовые решения — это далеко не так. Нужно сформировать площадку, где следует обсуждать эти вопросы, получать импульсы, формировать ответные импульсы. Чтобы, в конце концов, стало возможно разблокировать экономику и решить такую же проблему для коммуникаций.
  • Карта планируемых транспортных коридоров между Арменией и Азербайджаном, составленная российской газетой Коммерсант, является больше желанием, чем реальностью. «Не было конкретного обсуждения по этому вопросу. Конкретные направления и транспортные пути не обсуждались. Очевидно, что у сторон есть определенные желания, но конкретики нет. Обсуждения только начинаются».
  • Было бы не очень правильно говорить, что выполнение 9 пункта о разблокировке транспортных путей заявления от 9 ноября не будет способствовать выполнению 8 пункта о возвращении пленных.
  • Решение этого вопроса само может стать гарантией безопасности, если будет решено правильно. А для этого нужно сформировать площадку для обсуждения этих вопросов, получить импульсы, обозначить «контримпульсы». Но вопросы еще не решены, готовых вариантов нет, этап обсуждений даже не начался.

 

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РА ТИГРАН АВИНЯН

Заявления вице-премьера РА Т. Авиняна в НС РА от 20 января.

  • Установление временных позиций пограничников на новых границах уже практически завершено, и стороны переходят к этапу содержательных переговоров о делимитации и демаркации границ.
  • В конечном итоге на армяно-азербайджанской границе будет безопасно. Но процесс будет очень долгим.
  • Каких-либо проблем, связанных с безопасностью, в Сюнике, а также на всей протяженности армяно-азербайджанской границы нет. Имеются четкие договоренности о безопасности дороги Горис-Капан как с российской, так и с азербайджанской стороной. На этом отрезке размещены также российские погранвойска, и за все это время никаких инцидентов не было.
  • Процесс установления границ Армении и Азербайджана идет по военной карте 1975-1976 гг.
  • К настоящему моменту из зоны боевых действий вывезено 3439 тел. Из них не идентифицированы 766, они находятся в процессе ДНК-анализа, но есть и без вести пропавшие. «Я сейчас не хочу говорить конкретные цифры по погибшим и без вести пропавшим. Как только будет конечная цифра, тогда и будет представлена МО в своем докладе. Но могу сказать, что эта цифра не превысит 4000». Что касается количества инвалидов, потерявших руку или ногу, то их число не превышает 150. Правительство обеспечит этих людей всеми необходимыми условиями для протезирования.

 

МИД РА

13 января глава МИД РА А. Айвазян направил Генсеку ООН А. Гутерришу письмо, в котором отметил, что

  • в условиях кризиса в области здравоохранения, военные действия Азербайджана нарушили режим прекращение огня, что привело к многочисленным человеческим жертвам, широкомасштабным этническим чисткам коренного населения Арцаха, преднамеренному разрушению, осквернению армянских религиозных и культурных памятников.
  • Также Айвазян коснулся случаев нарушения Азербайджаном положений трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г., подчеркнув, что через месяц после установления режима прекращения огня Азербайджан осуществил боевые действия в направлении двух сел Гадрутского района Арцаха. Во время военного наступления ВС Азербайджана взяли в плен 64 армянских военнослужащих, нарушив свои обязательства по соблюдению режима прекращения огня.
  • Подчеркивается тот факт, что Азербайджан не выполнил условия 8-ого пункта трехстороннего заявления, которое подразумевает «обмен военнопленными, пленными и содержащимися лицами и телами погибших».
  • Айвазян обратил внимание генсека ООН на нежелание Азербайджана сотрудничать с международными организациями в сфере сохранения культурного наследия.
  • Азербайджан фактически отказывается выполнять свои обязательства, что является явным нарушением международного гуманитарного права.
  • Айвазян подчеркнул, что мира в регионе можно достичь только путем комплексного решения конфликта, что включает в себя статус Арцаха, основанный на реализации права народа НКР на самоопределение.

14 января в ходе заседания комиссии НС РА по внешним связям А. Айвазян заявил:

  • Последнее серьезное нарушение режима прекращения огня в Арцахе было зафиксировано вчера. В итоге этого нарушения был ранен солдат АО НКР. МИД и Армия обороны Арцаха осудили данный инцидент, и МИД РА поддерживает их позицию. Данные нарушения касаются 1 и 8 пунктов соглашения. Согласно данным пунктам, стороны должны оставаться на своих позициях, прекратить огонь и осуществить обмен пленными.
  • В некоторых случаях нарушение данных пунктов носило системный характер. Когда ВС Азербайджана нарушили режим перемирия в Гадрудском районе Арцаха, в направлении сел Хцаберд и Хин Тегер, в результате нападения в плен было взято 64 армянских военнослужащих. В их отношении в Азербайджане было выдвинуто ложное обвинение. «Подобное поведение Баку является нарушением не только трехстороннего заявления, но и Женевских конвенций».
  • Для армянской стороны приоритетом является возвращение пленных и военнопленных. В этом направлении МИД сотрудничает с международными партнерами, согласовывая свои шаги с другими соответствующими органами.
  • Армения готова осуществлять шаги для взаимовыгодного использования инфраструктурного потенциала нашего региона. Однако для развития сотрудничества необходимо доверие. Ситуация в регионе является следствием применения силы. Применение силы может привести к новому этапу противостояния, но не может решить проблемы. Решить проблему можно только дипломатическим путем с учетом прав и точек зрения всех сторон.
  • В основе арцахской проблемы лежит вопрос права на самоопределение народа Арцаха. Армения продолжит выступать за самоопределение народа Арцаха и готова продолжить переговоры по вопросу мирного урегулирования арцахской проблемы в формате МГ ОБСЕ.
  • В приоритетах армянской стороны — деоккупация территорий Арцаха и безопасное возвращение перемещенных лиц на данные территории. 
  • Статус Арцаха был и остается важнейшим принципом для урегулирования карабахского конфликта.

15 января, комментируя заявление представителя МИД РФ о том, что Москва всегда поддерживала осуществление гуманитарных контактов между армянским и азербайджанским обществами, пресс-секретарь МИД РА А. Нагдалян заявила, что Ереван ценит усилия РФ по обеспечению мира и стабильности в регионе. и всегда выступала за гуманитарные контакты между обществами региона, основанные на взаимном уважении и терпимости, с целью укрепления доверия между сторонами.

Тем не менее, по ее словам, таким программам должны предшествовать соответствующие предварительные условия. «Громкие заявления руководства Азербайджана в последние дни показывают, что Азербайджан еще не готов к этому». Более того, по ее словам, воспрепятствование Азербайджаном возвращению армянских военнопленных, выпуск почтовой марки, прославляющей этническую чистку армян, а также постоянные угрозы, высказываемые президентом Алиевым, доказывают, что Азербайджан бросает вызов усилиям международных посредников по укреплению доверия.

Эти реалии показывают, что конфликт еще далек от урегулирования; необходим мирный процесс для установления долгосрочного мира в регионе.

20 января в НС РА глава МИД РА А. Айвазян заявил, что

  • армянская сторона готова начать переговоры по урегулированию карабахского конфликта в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ.
  • Приоритеты армянской стороны: 1. переговоры должны вестись вокруг базовых принципов урегулирования, по которым имеются ранее достигнутые договоренности, 2. деоккупация и безопасное возвращение армянского населения в места своего проживания, 3. бесперебойное обеспечение гуманитарной помощи международных структур Арцаху, 4. сохранение армянского культурно-исторического и религиозного наследия на территориях, перешедших под контроль Азербайджана.
  • Заявления И. Алиева противоречат друг друга. С одной стороны он отмечает, что конфликт решен, а с другой стороны он делает провокационные заявления, разжигающие конфликт. «Это, наверное, означает, что конфликт вошел в новую фазу, где необходимо формирование единой повестки армянских сторон».
  • Возвращение армянских военнопленных является для армянской стороны первоочередной задачей. Последнее убийство армянского военнопленного – трагедия, которая свидетельствует о лживости заверений азербайджанской стороны, заявляющей о продвижении идеи примирения и сотрудничества в регионе.
  • МИД РА, используя дипломатические каналы, сообщает международным партнерам о неготовности азербайджанской стороны к миру. «Прежде чем говорить о мире для начала требуется сформировать атмосферу, способствующую восстановлению доверия. Подобных шагов азербайджанская сторона по сей день не предприняла».

 

ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»

13 января глава фракции «Мой шаг» Л. Макунц заявила, что для армянской стороны вопрос о возвращении военнопленных на Родину является приоритетом. По ее словам, документ, подписанный 11 января, является обычным заявлением, в котором стороны выразили намерение осуществить некоторые действия в конкретные сроки. Однако документ не имеет никакого отношения к гуманитарным вопросам. «Не нужно связывать воедино данное заявление и гуманитарные вопросы по возвращению пленных». Также, по ее словам, следует учитывать, что, если азербайджанская сторона откажется выдавать военнопленных, подобные действия могут создать препятствия для реализации заявления.

20 января депутат НС РА Г. Акопян заявил, что их политическая команда уверена, что Пашинян в состоянии вести переговоры. Пашинян делает все возможное, чтобы переговоры дали положительный результат и сейчас активно занимается вопросом возвращения пленных и военнопленных. «Я уверен, что результат будет, однако, конкретные сроки я назвать не могу. Давайте дадим руководству возможность решить этот вопрос».

 

ФРАКЦИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»

14 января в беседе с журналистами депутат НС РА А. Абовян заявил, что вопрос военнопленных и заложников является для Армении важнейшей проблемой. По его словам, вызывает сожаление тот факт, что на недавней трехсторонней встрече в Москве премьер-министру РА не удалось решить эту проблему. Это является очередным проявлением неспособности Пашиняна решать стоящие перед страной важнейшие задачи. Депутат считает, что проблема военнопленных, заложников и без вести пропавших демонстрирует реальные намерения Азербайджана и Турции в отношении РА на краткосрочную и среднесрочную перспективу. И в этом контексте разговоры о каких-то дорогах, коридорах или добрососедских отношениях являются не чем иным, как политическим безумием.

Все проблемы Армении, как заметил Абовян, являются «результатом» той политики, которую осуществляет Пашинян.

 

ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

13 января глава партии «Просвещенная Армения» Э. Марукян выступил с заявлением, в котором призвал США и Францию, а также все страны цивилизованного мира присоединиться к усилиям РА и РФ по возвращению военнопленных. «Мы не жалели усилий для того, чтобы вернуть пленных, и мы должны как минимум удвоить наши усилия после Московской трехсторонней встречи. Армянские военнопленные, находящиеся в Азербайджане, и мирные жители, находящиеся в плену, должны быть возвращены в Армению как можно скорее».

20 января в НС РА депутат Т. Симонян заявил о невозможности начинать дружественные отношения с теми, кто совершил международные преступления. Он выразил надежду, что правительство инициирует необходимый процесс для привлечения Азербайджана к ответственности в связи с финансированием международного терроризма. «Есть же конвенционные механизмы, надеюсь, вы начнете процесс».

 

ДВИЖЕНИЕ СПАСЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА

13 января кандидат в премьер-министры РА В. Манукян, касаясь трехсторонней встречи в Москве 11 января заявил:

  • эта встреча стала очередным позорным поражением РА. «Армения не получила положительного результата от этой встречи, и никакого сдвига в вопросе пленных не произошло. Азербайджан еще раз закрепил то, что хотел».
  • по итогам трехстороннего заявления от 9 ноября Азербайджан уже получил больше, чем мог мечтать. В то же время Азербайджан постоянно нарушает некоторые пункты данного заявления. Во-первых, пункт 1 о том, что стороны остаются на своих местах, во-вторых, пункт 8 об обмене военнопленными и другими удерживаемыми лицами.
  • Алиев в Москве активировал 9-ый пункт заявления, касающийся разблокировки коммуникаций в регионе, который имеет для Баку стратегическое значение.
  • Что Армения могла получить от встречи 11 января, но так и не получила? Во-первых, должен был быть поднят вопрос о том, что пункт 1 трехстороннего заявления от 9 ноября был нарушен Азербайджаном. Все это представляет опасность для Сюника.
  • в документе нет и речи об урегулирования конфликта в рамках МГ ОБСЕ по статусу Арцаха, что также стало очередным поражением Еревана.
  • нужно было решить вопрос, связанный с пленными.
  • «Трехсторонняя встреча 11 января и совместное заявление подтвердили мнение о том, что символ поражения должен уйти, иначе наши потери и унижения продолжатся». 

14 января в интервью РБК В. Манукян заявил, что

  • Если бы у власти оставался С. Саргсян, война бы просто не началась.
  • Во время первой карабахской войны свою роль, в победе армянской армии сыграла фигура Эльчибея, а сейчас у Армении свой Эльчибей.
  • Пашинян свернул переговорный процесс по НК, сделал ряд заявлений, из которых следовало, что карабахская проблема — территориальный спор, а «не вопрос о самоопределении нации», и позволил Азербайджану прийти к мысли, что можно начать войну.

16 января на встрече с жителями г. Гюмри и Ванадзор В. Манукян заявил:

  • Сейчас не время увеличивать государственный долг, так как мы в довольно сложной экономической ситуации. Армения понесла значительный материальный урон и самое главное сейчас, вывести страну из той ужасной ситуации, в которой она оказалась. Необходимо решить жилищный вопрос беженцев, родственники погибших военнослужащих должны получать пособие, военнослужащие, которые в ходе военных действий стали инвалидами, нуждаются в помощи государства.
  • Не стоит рассчитывать на то, что помогут иностранные инвесторы. Армении могут помочь армяне из Диаспоры. Но никто не станет помогать Армении при нынешней власти, так как даже деньги из фонда «Айастан», собранные армянами со всего мира, были переведены в государственный бюджет. «При Пашиняне Армения не получит инвестиций, это факт».
  • Армянская сторона проиграла во всех сферах. Трёхстороннее заявление от 9 ноября могло быть более благоприятным для армянской стороны, если бы власти попытались бы путем переговоров улучшить некоторые его положения. И хотя война закончена, этот документ стал пагубным для Армении.
  • Пашинян предал армянские национальные интересы. К нынешней ужасающей ситуации привели именно недальновидность и отсутствие государственного мышления у него.
  • 1 пункт трехстороннего заявления от 9 ноября гласит, что после сдачи Карвачара и Бердзора армии остаются на своих местах. Но Азербайджан осуществляет провокации и продвигается вперед. У нас появились проблемы на границах в Сюнике, в Гегаркунике, рудник в Сотке больше не находится под нашим контролем. Более того, появились трудности внешнеполитического характера.
  • «В Армении всегда были проблемы, но мы являлись достойной страной, с которой считались, сейчас ситуация иная. С Арменией попросту перестали считаться».
  • Сейчас необходимо создать правительство, которое будет служить интересам Армении. Если Пашинян подаст в отставку, война не возобновится, но новое правительство не позволит топтать интересы Армении.
  • Если власть в стране сменится, мы должны возобновить переговоры в формате МГ ОБСЕ. Необходимо возобновить территориальную целостность Арцаха, другого пути нет.
  • Мы допустили много промахов во внешней политике. Пашинян испортил отношения с нашим стратегическим союзником РФ, с Китаем и Ираном. Необходимо исправить ситуацию.
  • Также следует заняться работой органов системы безопасности. Следует обязательно восстановить нормальную работу СНБ. Нужно развивать армию, это для нас жизненно необходимо.

19 января в беседе с журналистами экс-министр обороны РА С. Оганян заявил:

  • необходимо сменить власть в РА. «Нужен новый переговорщик по арцахскому вопросу».
  • после военной победы враги Армении — турецко-азербайджанский тандем — продолжат давление на армянское общество. Проявлением этого являются проводимые сейчас в Карсе турецко-азербайджанские военные учения. «Это имеет психологическое воздействие на нас и на другие страны региона, в том числе Грузию».
  • Встреча в Москве от 11 января не решила ни одну из проблем, стоящих перед армянской стороной, в частности, вопрос военнопленных.
  • нынешнее руководство легко попадает под влияние Азербайджана и просто необходима смена власти. Нужна твердая рука, а эта власть слаба и попадает под влияние, это сейчас совсем не то, что нужно Армении.
  • скептически оценивает предполагаемую разблокировку коммуникаций. «В сложившихся условиях, после победы азербайджано-турецкого тандема, открытие дорог приведет к агрессивному экономическому давлению со стороны этих стран. Также не исключаю, что они постараются резко изменить демографическую ситуацию в Армении. Подобная ситуация опасна. Подобный договор мог бы иметь положительное значение, если бы мы заключили с Баку мирный договор».

 

ЭКС-ГЛАВА СНБ РА АРГИШТИ КЯРАМЯН

14 января в интервью ОТА экс-глава СНБ РА А. Кярамян рассказал свою версию о взятии Шуши.

  • когда ситуация вблизи города Шуши накалилась, Кярамян направился в город, где уже находился экс-министр обороны РА С. Оганян, занимавшийся обороной города. Затем туда прибыл также экс-глава СНБ, руководитель партии «Родина» А. Ванецян. Ванецяна и членов его ополчения поместили в одном из зданий в Шуши.
  • В день наступления азербайджанцев Оганян попросил Ванецяна занять позиции, однако, тот заявил, что прибыл недавно и еще не готов к бою. Затем Оганян направил к Ванецяну Кярамяна с предложением занять одну из позиций обороны. Кярамян направился к Ванецяну и описал сложившуюся ситуацию. Ванецян не стал спорить и заметил, что готов защищать Шуши, они вместе с Кярамяном направились в штаб, где перед ними была поставлена задача. Далее Кярамян проводил отряд Ванецяна на место дислокации. Отряд также сопровождал один полковник и они с Кярамяном решили взять 10 бойцов и разместить их на удобной высоте, что было сделано.
  • На обратном пути Кярамян заметил еще одну выгодную высоту и вновь пошел за людьми из отряда, однако, вернувшись, узнал, что Ванецян в штабе. Затем глава партии «Родина» выехал в Степанакерт.
  • Позднее Кярамяну стало известно, что на позициях в Шуши осталось всего 20 человек из отряда Ванецяна, однако, затем и они покинули город.

Кярамян не согласился с мнением о том, что он является антироссийским политическим деятелем, в чем его обвинил экс-президент РА Р. Кочарян. По словам Кярамяна,

  • на второй день войны он стал развивать армяно-российское взаимодействие в СНБ. Он делал все для развития армяно-российских отношений и очень ценит их. 
  • Он посетовал, что сейчас многих политических деятелей обвиняют в том, что они являются антироссийскми. Таким образом осуществляется попытка понизить рейтинг данных политических деятелей.

Кярамян также прокомментировал обвинения лидера партии «Национальная безопасность» Г. Исагуляна в предоставлении 1400 паспортов армяноязычным азербайджанцам.

  • Кярамян заметил, что именно в период его руководства СНБ сын Исагуляна был освобожден от должности в службе, согласно собственному заявлению.
  • Он заметил также, что глава СНБ не имеет полномочий назначать сотрудников и руководителей паспортных столов. Это функции полиции.
  • Получение паспорта — довольно длительной и многоэтапный процесс, который начинается с паспортного стола в полиции, продолжается в ЗАГСе, правительстве, доходит до премьера и президента. Гражданство в итоге дает именно глава государства. Этот процесс длится порядка 6 месяцев, притом, что Кярамян возглавлял СНБ гораздо меньше.
  • В период руководства Кярамяна гражданство РА получило несколько десятков человек, которые были армянами, а руководители паспортных столов не менялись.

ОМБУДСМЕН РА

20 января Омбудсмен РА А. Татоян выступил с заявлением, отметив, что процесс демаркации границ между Арменией и Азербайджаном должен быть приостановлен или пересмотрен, так как является нелегитимным. По его словам, процесс демаркации границ осуществляется с грубым нарушением прав человека и принципа верховенства закона. «Подобная демаркация границ ни только не будет способствовать установлению мира в регионе, но напротив, способствует разжиганию ненависти между армянским и азербайджанским народами».

Процесс определения государственных границ РА проходит в условиях угрозы войны. Президенты Азербайджана и Турции угрожают народу РА геноцидом и этнической чисткой. Руководство Азербайджана вслед за Ильхамом Алиевым оскорбляют достоинство граждан РА и провоцируют межнациональную вражду. В ходе демаркации границ профессиональные подходы отсутствуют, а взамен применяются неприемлемые механические подходы вроде GPS.

Омбудсмен заметил, что права жителей Гегаркуникской и Сюникской области были грубейшим образом нарушены. Рядом с мирными жителями приграничных областей находятся вооруженные люди, которые угрожают их безопасности, это нарушение прав человека.  Более того, жители данных областей не имеют доступа к пастбищам и другим сельскохозяйственным угодьям, которыми они пользовались многие годы.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

МГ ОБСЕ

18 января Омбудсмен РА А. Татоян обратился к сопредседателям МГ ОБСЕ и личному представителю действующего председателя ОБСЕ А. Каспшику по вопросам возвращения пленных из Азербайджана и защиты их прав. В своем письме омбудсмен заметил, что возвращение пленных должно быть обеспечено сразу после прекращения боевых действий. Это всеобщее требование, подлежащее автоматическому выполнению. В противном случае нарушаются международные требования в области прав человека.

Следовательно, пункт 8 трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. имеет автономное значение и должен действовать исключительно с автономным толкованием. Трехстороннее заявление должно быть применено как по отношению ко всем возникшим до этого, так и после ситуациям.

Исследования омбудсмена РА и результаты рассмотрения жалоб постоянно подтверждают, что освобождение армянских пленных в Азербайджане искусственно затягивается, при этом Баку не сообщает реальное число пленных. Это также противоречит международным требованиям прав человека, нарушая в первую очередь права членов их семей.

Более того, доказательства, собранные Офисом Защитника прав человека, подтверждают, что их больше, чем подтвердили власти Азербайджана. Речь идет о возвращении 44 пленных.

Поэтому, принимая во внимание гуманитарные мандаты и роль Минской группы ОБСЕ и личного представителя действующего председателя ОБСЕ, вопросе защиты прав человека и то, что армяне были взяты в плен в Арцахе, внимание сопредседателей было обращено на все указанные и другие проблемы. Необходимо срочно принять решительные меры для его освобождения, чтобы исключить политизацию вопроса.

20 января глава МИД РА А. Айвазян принял посла РФ в РА С. Копыркина, посла Франции Дж. Лакотта и главу дипмиссии США Л. Трейси. Стороны подчеркнули необходимость возобновления мирных переговоров под эгидой МГ ОБСЕ. Айвазян отметил важность реализации всех принципов урегулирования, обратив внимание на право народа Арцаха на самоопределение и безопасность. Еще одной ключевой темой стало сохранение армянского культурно-исторического и религиозного наследия на территориях Арцаха, контролируемых Азербайджаном.

РОССИЯ

18 января в ходе телефонной беседы глав МИД РА и РФ А. Айвазяна и С. Лаврова стороны затронули вопросы установления стабильности и безопасности в регионе. В контексте реализации трехсторонних заявлений от 9 ноября и 11 января Айвазян еще раз подчеркнул приоритетность полной реализации гуманитарных вопросов, в первую очередь, немедленного и безопасного возвращения военнопленных, заложников и других задержанных. Он обратил внимание Лаврова на важность сохранения армянского религиозного, исторического и культурного наследия на территории Карабаха, находящихся под контролем Азербайджана, а также на участие международных профессиональных структур в этом вопросе.

19 января депутат НС РА от фракции «Просвещенная Армения» А. Костанян сообщила, что направила официальное письмо послу РФ в РА С. Копыркину с просьбой оказать содействие в деле спасения историко-культурного наследия в Арцахе. По ее словам, она попросила посла получить разрешение на въезд в Шуши с небольшой оперативной группой и вместе с главой МС РФ Мурадовым организовать вывоз или хотя бы зарегистрировать на будущее экспонаты 4 государственных и 2 частных музеев города.

20 января лидер фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян встретился с послом РФ в РА С. Копыркиным. Собеседники обсудили усилия российской стороны в связи с возвращением армянских пленных в РА, а также возможности урегулирования проблемы в формате сопредседательства МГ ОБСЕ.

МИД НКР

19 января глава МИД НКР Д. Бабаян направил письма в международные организации — Совет Европы, ООН, Сопредседателям МГ ОБСЕ, личному представителю действующего председателя ОБСЕ, подняв вопрос о возвращении армянских военнопленных.

В письме отмечается, что Азербайджан, нарушив трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., в декабре того же года атаковал и оккупировал села Хцаберд и Хин Тагер Гадрутского района Арцаха и взял в плен 64 военнослужащих. Баку намерен возбудить уголовные дела против них, а это грубое нарушение международного гуманитарного права.

Бабаян призывает принять срочные меры для их скорейшего возвращения.


 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»

18 января, обсуждая предложение фракции «Просвещенная Армения» включить предложенную ими программу «План действий по выходу из ситуации, сложившейся в Армении» в повестку пленарного заседания НС, руководитель фракции «Мой шаг» Л. Макунц заявила, что власть не возражает против заявлений оппозиции о том, что легитимность руководства страны сейчас под вопросом, и готова обсуждать вопрос досрочных выборов и работать в этом направлении. Однако, по ее словам, фракция «Просвещенная Армения» предлагает все отложить в сторону и обсудить только представленный ими проект с их повесткой дня. «Так не бывает. Поэтому мы будем голосовать «против».

20 января депутат НС РА Г. Акопян заявил, что на данный момент идут обсуждения с политическими силами относительно проведения досрочных парламентских выборов. В вопросе досрочных выборов правящая сила не намерена торопиться. Он не думает, что члены их фракции поддержат кандидатуру главы фракция «Просвещенная Армения» Э. Марукяна на пост премьер-министра. «Если и будут люди, которые поддержат Марукяна, то их будет не много. Всего 2-3 человека». По его словам, многие сходятся на том, что они обязаны своим членством в парламенте личности Пашиняна. «Сомневаюсь что кто-то из нашей фракции поддержит кого-либо кроме Никола Пашиняна в качестве кандидата на должность премьер-министра».

20 января вице-премьер РА Т. Авинян пригласил фракции «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения» обсудить вопрос о подписании меморандума о досрочных парламентских выборах в РА, «чтобы этот политический вопрос, наконец, получил некоторую определенность, потому что сегодня впервые столь четкая позиция выражена оппозицией».

 

ФРАКЦИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»

18 января депутат НС РА Н. Зограбян заявила, что всем уже очевидно, что Пашинян должен уйти в отставку, однако, правящая фракция готова обсуждать все что угодно, но только не это. «Сегодня в Азербайджане находятся наши пленные. Что сделал Пашинян? Поехал в Москву и открыл для Алиева дорогу через Сюник, через Мегри. Он вновь склонился перед Алиевым. А вопрос с военнопленными так и не решен. У нас нет выбора, и в повестке есть только один вопрос — вопрос отстранения Пашиняна от власти. Есть ряд важных вопросов, мы можем потерять нашу государственность. Символ капитуляции не может вести переговоры, это невозможно».

Депутат подчеркнула, что сейчас фракция «Мой шаг» пытается настроить народ на то, что торговля с Азербайджаном пойдет Армении на пользу. «Но до тех пор, пока наши пленные находятся там, ни о какой торговле не может быть и речи. Чем скорее правящая фракция осознает, что Пашинян должен подать в отставку, тем лучше. Родителей военнопленных не интересует бизнес и взаимодействие с Азербайджаном, их интересуют их дети, которые сейчас в плену».

 

ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

13 января фракция «Просвещенная Армения» на заседании парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам представила проект решения НС «О текущей ситуации и путях выхода из нее. А также о правомерности подписанного 9 ноября 2020 г. трехстороннего заявления». Докладчик Т. Симонян предложил обсудить вопрос о том, насколько законными были действия премьер-министра РА, когда он подписал трёхстороннее заявление по Арцаху. По его словам, сложилась ситуация, в которой РА взяла на себя обязательства на государственном уровне. Следовательно, Пашинян не имел право принимать подобное решение без соответствующего решения НС. Депутат также отметил, что пункты, указанные в соглашении от 9 ноября 2020 г., фактически повысили его правовую значимость. Следовательно, ПА считает действия Пашиняна неправомерными. «Таким образом мы считаем, что премьер РА превысил свои должностные полномочия, взяв на себя обязанности парламента».

18 января глава фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян заметил, что не представляет, как сейчас можно заниматься вопросом досрочных выборов. «Дети наших соотечественников находятся в плену, а вы намерены давать им предвыборные буклеты? Как вы намерены смотреть в глаза тем, у кого дети погибли в арцахской войне?». Однако, если власти хотят провести досрочные выборы, то дело за ними. «Для этого необходимо, чтобы премьер-министр подал в отставку, и парламент дважды не избирал его. Только так можно распустить парламент и пойти на досрочные выборы. Мы ждем ваших шагов».

19 января на своей странице в соцсети Facebook Марукян написал, что во время политических кризисов в цивилизованном мире правительство идет на уступки, ведет дискуссии, прислушивается к мнениям, предложениям и ищет решения. Однако во время политического кризиса в РА правительство пытается максимально нейтрализовать дискуссии, и проваливает все инициативы оппозиции за счет своего количественного превосходства в постоянных комиссиях парламента. Также правящая фракция заявляет, что самой серьезной проблемой страны является парламентская и внепарламентская оппозиция. «В этих условиях, как бы сильно мы ни хотели способствовать преодолению политического кризиса, это просто становится невозможным в атмосфере, созданной правящим большинством. Если правящая фракция хочет досрочных парламентских выборов, то пусть премьер-министр подаст в отставку»

Марукян считает, что власть боится расследования военного и предвоенного периода. Если все действия власти были верными, они вполне могли согласиться на расследования событий войны. Но этого не произошло. «Все наши предложения терпят неудачу. Пока позиция правящей фракции не изменится, в стране будет царствовать хаос».

ЭКС-ПОСОЛ РА МИКАЕЛ МИНАСЯН

16 января экс-посол РА в Ватикане, зять экс-президента РА С. Саргсяна – М. Минасян обвинил председателя НС РА Арарата Мирзояна в том, что он являлся агентом турецких служб, а также сотрудничал с СНБ РА. Минасян также опубликовал документ, который, по его словам, является доказательством сотрудничества Мирзояна с СНБ.

Мирзоян отреагировал на обвинения Минасяна, отметив, что «очередной бред Минасяна должен удостоиться должной уголовно-правовой оценки, и Минасян должен ответить также за этот ложный донос».

18 января СНБ РА выступила с сообщением, отметив, что информация о том, что Мирзоян является агентом спецслужб, является заведомо ложной и не имеет ничего общего с реальностью.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 

УВОЛНЕНИЯ, ОТСТАВКИ, НАЗНАЧЕНИЯ

18 января президент РА подписал указ об освобождении А. Торосяна от обязанностей министра здравоохранения РА.

Решением премьер-министра РА, Э. Агаджанян освобожден от должности руководителя аппарата правительства.

Новым министром здравоохранения назначена Анаит Аванесян, которая до этого занимала должность первого заместителя министра. А руководителем аппарата правительства назначен Арсен Торосян.

Кроме того, Гагик Исаханян стал помощником премьер-министра РА.

Приказом главы МО РА Вараздат Гургенович Далибалтаян назначен советником министра обороны РА.

В. Далибалтаян родился в 1954 г. в Эчмиадзине.

В 1977-1981 гг. работал в Управлении делами Совета Министров Армянской ССР.

1982-2018 гг. — служил в системе национальной безопасности РА.

2001-2018 гг. был представителем РА в Центре по борьбе с терроризмом в странах СНГ.

В 1989-1994 гг. выполнял боевые задачи в приграничных районах РА.

Награжден орденом Боевого креста I степени

Нарине Хачатурян (Тухикян) освобождена от должности замминистра образования, науки, культуры и спорта РА.

 

ПРАВО

Дело Давида Галстяна

СНБ РА выдвинула обвинения против Д. Галстяна (Патрон Даво), компании которого занимались поставками вооружений для армянской армии. Он обвиняется в хищении денег в особо крупном размере вместе с должностными лицами из МО и ГШ РА и проходит в рамках сразу 4 уголовных дел.

Дело Артура Ванецяна

ССС РА приняла решение прекратить уголовное дело в отношении экс-директора СНБ, лидера партии «Отечество» Артура Ванецяна из-за отсутствием состава преступления.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РА-ИРИ

19 января посол РА в ИРИ А. Туманян встретился с замминистра ИД Ирана Сейедом Расулом Мохаджером и обсудил с вопросы по инфраструктурным проектам, торговле и инвестициям между двумя странами. Мохаджер выразил готовность МИД Ирана поддержать реализацию экономических программ и проектов Армения-Иран.

МНЕНИЕ
Айк Демоян

15 января экс-директор Музея-института Геноцида армян А. Демоян заметил, что 9 ноября 2020 г. две страны-члена ОДКБ – РФ и РА, подписывают документ со страной, не являющейся членом этой организации, где она условно выходит победителем – это аномалия.

Второе заявление – от 11 января — тоже из ряда аномалий, потому что две страны-члена ЕАЭС подписывают документ о сотрудничестве и взаимодействии со страной, не являющейся членом ЕАЭС.

Он также назвал аномалией переговоры об экономическом сотрудничестве между Арменией и Азербайджаном, когда эта страна не возвращает пленных.

«Когда речь идет о проведении работ на уровне вице-премьеров, кажется, что вопрос пленных должен был быть автоматически быть решен».

По его словам, в этой ситуации нужно обратиться к третьей стороне – России — и представить проблему, как нарушение двух подписанных соглашений.

 

Наири Охикян

Армянский медиаэксперт Наири Охикян считает, что одной из главнейших причин турецко-азербайджанской агрессии против армян является стремление взять под свой контроль природные ресурсы региона.

Он напомнил, что Азербайджан в 2019-2020 гг. сталкивается с проблемой серьезной нехватки питьевой и оросительной воды особенно в западном регионе Азербайджана.

В результате последней войны Азербайджан получил под свой контроль Карвачарские район и местные водные источники. Баку пытался захватить и Сарсангское водохранилище, но это ему не удалось. Проблемы по части водных ресурсов остаются первоочередными для Азербайджана и поэтому в стратегических планах Совбеза этой страны восточный берег озера Севан должен стать для Азербайджана частью буферной зоны.

Азербайджану и Турции не нужны ни Шуши и Арцах, ни Севан — их интересуют залежи природных ископаемых на этих территориях. «В Сюнике и районах Арцаха, а особенно в тех, которые всё еще остались за нами, имеются огромные запасы урана, что в десятки раз превышает обнаруженные залежи этого вещества на территории Турции». Разработка урановых рудников позволит Турции не только обеспечить себя ядерным топливом на много лет вперед, но и начать работы по созданию атомной бомбы.

Охикян выразил уверенность, что в случае разработки властями РА надлежащей национальной стратегии и эффективного противостояния врагу можно будет избежать подобного сценария.

 

Опрос GALLUP International Association

Согласно опросу GALLUP International Association среди жителей Еревана,

  • Порядка 49% опрошенных ереванцев отрицательно оценивают проводимый премьер-министром РА Н. Пашиняном процесс по возвращению пленных в результате войны в Арцахе. «Полностью отрицательно» деятельность премьера в этом вопросе оценили 34,8%, «скорее отрицательно» — 14,3%. Около 18,9% респондентов дали оценку «полностью положительно», «скорее положительно» — 19,9%, а затруднились ответить 12,3% опрошенных.
  • «Полностью положительно» подписание трехстороннего заявления от 11 января 2021 г. оценили 14,6% опрошенных, «скорее положительно» — 21,9% респондентов, а «скорее отрицательно» — 13%, «полностью отрицательно» — 24,4%. Затруднились ответить — 26,1% опрошенных.
  • Порядка 41% ереванцев выступили за избрание нового мэра столицы Армении. Так, 21,8% опрошенных заявили, что внеочередные выборы мэра Еревана однозначно нужны. На вопрос о необходимости проведения выборов 19,3% опрошенных ответили — «скорее нужны», 15,6% считают, что «скорее не нужны», 30,5% выступили против необходимости их проведения, затруднились ответить 12,9% опрошенных.
  • Жителей Еревана также попросили оценить деятельность мэра Еревана Айка Марутяна в период войны в Арцахе. Так, полностью положительно его деятельность оценили 16,9% опрошенных, скорее положительно — 12,9%, скорее отрицательно — 15,3%, полностью отрицательно — 19,6%. Затруднились ответить на этот вопрос 35,4% респондентов.
  • Отвечая на вопрос о деятельности полиции во время проходящих в последние 2 месяца акций протестов и митингов оппозиции, полностью положительно работу полиции оценили 21,9% опрошенных, скорее положительно — 19,6% граждан, скорее отрицательно — 23,4%, полностью отрицательно — 23,6% респондентов.

 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Ваш браузер устарел! Обновите его.