×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-12/
Новости
2 марта
1 марта
26 февраля
25 февраля
24 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
13:51 , 24 Декабрь 2020
344
0

Обзор 17-23 декабря 2020 г.

 II АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТ-ФАКТУМ

 ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РА

Тезисы обращения премьер-министра РА Н. Пашина к народу от 19 декабря.

  • Война имела для армянского народа чрезвычайно тяжелые последствия. Мы всей нацией проходим через ад.
  • Вследствие всего этого возник вопрос – как нам жить дальше, какими будут наши цели, и почему все так случилось. «Я взял на себя всю ответственность за случившееся, и сказал, что приму любое решение народа».
  • Пашинян вновь заявил, что не собирается уходить в отставку в результате элитного бунта. Он все ещё настаивает, что решать должен народ путем волеизъявления.
  • Необходимо изучить все обстоятельства войны, выявить и привлечь к ответственности виновных по отдельным ее эпизодам. Случившееся не могло быть результатом ошибок одного или нескольких человек, одного года или нескольких лет. «Надо посмотреть правде в глаза и признаться, что мы допускали ошибки на протяжении многих лет, и эти ошибки носили общесистемный, концептуальный и содержательный характер. И все это привело к таким последствиям, которые создают угрозу даже для наших государственных институтов».
  • Вступая на пост премьер-министра, я пытался изменить ситуацию, но сейчас я понимаю, что остановить колесо истории просто не было времени. Сопротивление было отчаянным, но не бессмысленным. И я говорю это с уверенностью, потому что цель и смысл моего обращения к вам – внушить оптимизм и надежду – даже тем, кто считает, что наша история подошла к концу.
  • Одной из ключевых проблем остается ситуация с возвращением попавших в плен соотечественников, с поисковыми работами по поиску пропавших без вести, а также вопрос стабилизации ситуации вокруг РА и НК.
  • Как в РА, так и в НК пока имеются очаги напряжённости и вопросы, связанные с возвращением пленных и отысканием пропавших без вести, пока полностью не решены. Появились новые захваченные в плен в Хцаберде, что несопоставимо с логикой прекращения военных действий. «Но, как ни приходится трудно, все это не должно ввергать нас в отчаяние. Потому что наши герои пали во имя жизни Армении и Арцаха».

 МИД РА

17 декабря в Брюсселе министр ИД РА А. Айвазян заявил, что Азербайджан открыто нарушил свои международные обязательства, применив силу против права народа НК на самоопределение, преднамеренно нанося удары по гражданскому населению и инфраструктуре гражданского жизнеобеспечения, периодически совершая чудовищные военные преступления не только против коренного народа Арцаха, но и богатого армянского культурного и религиозного наследия, демонстрируя свое геноцидальное намерение стереть следы тысячелетнего присутствия Армении в регионе.

По его оценке, действия Азербайджана при участии Турции и террористов ставят под угрозу безопасность в регионе “Восточного партнерства”. Айвазян счел недопустимым нарушение со стороны государства-члена ценностей, лежащих в основе инициативы “Восточного партнерства”, создав опасный прецедент для попытки силового разрешения конфликтов в зоне “ВП” при активной поддержке Турции.

НКР

23 декабря Госминистр НКР Григорий Мартиросян дал интервью РИА Новости:

  • Урон, причиненный Азербайджаном, огромен — он сопоставим с объемом ВВП НКР за несколько лет. Большая часть собственности граждан: объекты недвижимости, личная и сельскохозяйственная техника – была либо уничтожена, либо осталась вне контроля НКР.
  • 35-45 тысяч населения НК лишилось крова. Большая часть этих людей сегодня находятся в РА. Чтобы вернуть их, мы должны обеспечить им хотя бы минимальные условия для жизни, быта. Это приоритетная задача правительства.
  • РФ оказывает существенную помощь в восстановлении инфраструктуры НК. Миротворческий контингент оказывает содействие госструктурам НКР в ремонте энерго- и газоснабжения, связи. Решение жилищного вопроса в строительстве домов и квартир — в этом направлении Москва уже помогает стройматериалами.
  • Карабаху открывается возможность направить свои усилия в развитие новых высокотехнологичных сфер, которые не требуют больших исходных природных ресурсов.
  • Без стабильных гарантий безопасности население НК не сможет связывать свое будущее с проживанием здесь — первоочередную роль будут играть миротворческие силы в НК.
  • Налаженное авиасообщение сыграло бы положительную роль в обеспечении стабильности и уверенности в завтрашнем дне у жителей НК.

 ПРОБЛЕМЫ ДЕЛИМИТАЦИИ И ДЕМАРКАЦИИ

17 декабря, комментируя заявление МИД Азербайджана о том, что «армянские войска должны покинуть Карабах», МИД РА заявил, что в заявлении от 9 ноября отмечены те районы, из которых уже были выведены армянские ВС. «Однобокие комментарии азербайджанской стороны преследуют цель оправдать грубые нарушения прекращения огня на арцахо-азербайджанской линии соприкосновения в последние дни, которые противоречат положениям вышеуказанного заявления».

В свою очередь, в МИД НКР отметили, что подобные утверждения азербайджанской стороны преследуют цель исказить трехстороннее заявление и являются продолжением провокационных действий ВС Азербайджана с целью подорвать посреднические усилия и миротворческую миссию РФ. Отмечается, что АО НКР была, есть и будет главным гарантом безопасности государственности Арцаха и его народа. «После установления 10 ноября режима прекращения огня при посредничестве России Армия обороны Арцаха совместно с российскими миротворческими силами продолжает выполнять свою миссию, направленную на обеспечение стабильности и мира в зоне конфликта».

17 декабря в ходе встречи с губернатором Сюника, командиром армейского соединения и командиром территориального подразделения пограничных войск СНБ, а также с офицерами российского миротворческого контингента РФ министр обороны РА В. Арутюнян было решено, что на некоторых участках армяно-азербайджанской государственной границы будут размещены российские пограничники. Министр дал указания офицерам по созданию новых постов и позиций.

Губернатор Сюника М. Погосян подтвердил информацию, согласно которой российские миротворцы уже дислоцированы в селе Воротан Сюникской области. Миротворцы дислоцировались также в Шурнухе и других местах. Эти населенные пункты также контролируются пограничными войсками РА.

17 декабря Омбудсмен НКР А. Бегларян назвал «неприемлемым» молниеносную делимитацию на основе границ советского периода. Бегларян подчеркнул, что «необходимо найти соответствующий потенциал и механизмы для того, чтобы избежать их, тем более что в обоих случаях имеются более чем достаточные международные правовые и исторические основания и доводы».

18 декабря в МО РА сообщили, что в ходе визита в Москву министр обороны РА В. Арутюнян договорился с министром обороны РФ С. Шойгу, что российские пограничники будут дислоцированы на Сюникском участке армяно-азербайджанской межгосударственной границы.

18 декабря секретарь Совбеза РА А. Григорян сообщил, что демаркация осуществляется на документальной основе, сформированной в период СССР. Он подчеркнул, что РА не намерена уступать свою землю противнику. По словам Григоряна, ведется процесс демаркации между Арменией и Азербайджаном, иногда он ведется напрямую, иногда при посредничестве российской стороны. Он также отметил, что в Сюникской области граница, начиная с 1994 г., контролировалось АО НКР. «То есть такого вопроса даже не было. Только в результате этой войны в процессе демаркации осуществляются определенные уточнения».

Из обращения премьер-министра РА Н. Пашиняна к народу от 19 декабря:

  • В Сюнике идет процесс делимитации границ, и пограничные войска РА сейчас размещаются на международно-признанных границах РА. Все это делается для того, чтобы укрепить гарантии безопасности Сюника.
  • Вопрос в том, что в последние дни была большая вероятность возобновления военных действий на участках, находящихся за пределами международно-признанных границ РА. И возможная эскалация на этих участках волной достигла бы Сюникской области, территории РА со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сегодня же, разместившись на наших международно-признанных границах, мы создаем новые гарантии безопасности для Сюника.
  • Сегодня российские пограничные войска и другие силы уже полноценно вовлечены в процессы в Сюнике, и это – совершенно новая ситуация в аспекте безопасности. В процессе всего этого могут возникнуть транспортные, логистические трудности. Но это решаемые вопросы, и мы прилагаем усилия в этом направлении, в том числе посредством имеющегося трехстороннего документа.

20 декабря в интервью программе «Зинуж» глава МО РА В. Арутюнян заявил:

  • Часть дороги между Горисом и Капаном, а также Капаном и селом Чакатен будут контролировать российские пограничники
  • Идет процесс размещения армянских, российских и азербайджанских пограничников
  • Армянские пограничники стоят на территории Армении и визуально контролируют дорогу — за пограничниками стоит армия, аналогичная ситуация будет у Азербайджана
  • Будет создана армяно-российско-азербайджанская комиссия для решения, на каком расстоянии будут стоять посты
  • Будет установлена 2 российских КПП в районе Гориса и Давид Бека на отрезке Капан-Чакатен
  • Он прокомментировал видеозаписи, на которых азербайджанские военные находятся у дороги или приближаются к населенным пунктам. «Инциденты могут быть, когда приближаются к границе. Ведется работа. Беспокоится не о чем, нужно быть очень внимательными». Арутюнян призвал граждан в случае инцидентов обращаться на «горячую линию» СНБ, номер которой был ранее указан в заявлении спецслужбы.
  • Размещение российских пограничников в Сюникской области на границе не умаляет суверенитет республики. «Потеря суверенитета бывает, когда не обеспечена безопасность. А если предпринимаются шаги, которые укрепляют безопасность, то, напротив, это укрепляет безопасность и суверенитет страны».
  • Он напомнил, что в начале 90-х годов армянская сторона начала процесс вступления в ОДКБ, совместного обеспечения безопасности границ, заключения соглашения о российской базе и т. д. «Все эти документы и действия были направлены на укрепление нашей безопасности, так как есть угроза в регионе, мы это увидели в 2016 г. и сейчас, когда мы увидели, что Турция совместно с Азербайджаном осуществляет агрессию не только против Карабаха, но и наших границ. Сегодня наша сверхзадача обеспечить нашу военную безопасность, что приведет к укреплению нашего суверенитета и независимости».

21 декабря на пути в Сюник премьер-министр РА Н. Пашинян обратился с призывом к жителям области:

  • Заверил, что ни один сантиметр территории Сюника не будет отдан противнику.
  • Ныне восстанавливаются те административные границы между РА и АР, которые существовали в СССР.
  • Проблемы с границами возникают из-за того, что эти границы были приняты еще в 2010 г. — правительством и парламентом того времени. Если сейчас демаркация признанных в 2010 г. границ считается предательством, то само признание этих границ в 2010 г. является двойным предательством.
  • В 2010 г. за закон проголосовали фракции РПА, ППА, АРФ. «Сегодня РПА, ППА и АРФ обвиняют нас в принятии границы, очерченной принятым ими законом».
  • Безопасность дорог будут обеспечивать российские пограничники. До стабилизации ситуации возможны отдельные инциденты, но эти проблемы в результате дальнейшей работы будут урегулированы.
  • Размещение армянских погранвойск в Сюникской области увеличивает уровень безопасности границ РА. Граница становится частью системы безопасности, в которую входит РА — то есть ОДКБ. В случае начала боевых действий на территориях внутри очерченных границ, будет действовать иной режим безопасности.
  • Многие сегодня задаются вопросом — почему ОДКБ не вмешалась во время Арцахской войны? По той простой причине, что ОДКБ заявляет — вы сами определили границы принятым в 2010 г. законом, в котором ни слова нет о том, что это территории Арцаха.
  • В случае, если сегодня на нашей границе начнутся военные действия, будет действовать уже совершенно другой режим, обусловленный имеющимися у нас договорами.

22 декабря на своей странице в Facebook депутат НС РА от ППА М. Мелкумян написал, что административная граница, к которой ссылается Пашинян, не имеет отношения к государственной границе. Закон «Об административно-территориальном делении» определяет внутренние границы территорий различных общин. Государственная граница имеет свое содержание и структуру: зону безопасности, инфраструктуру, обслуживающие ее сооружения и так далее.

Другой депутат от ППА Н. Зограбян заявила, что законом «Об административно-территориальном делении Армении», принятым парламентом еще в 2010 г., невозможно проводить раздел границы между РА и Азербайджаном. Он предназначен для административно-территориального деления внутри РА. «Официально госграницу между Арменией и Азербайджаном можно проводить только по международному соглашению, которого между нашими странами нет, учитывая тот факт, что обе страны находились в составе СССР, а после развала Союза не успели заключить договор».

ДВИЖЕНИЕ ЗА СПАСЕНИЕ ОТЕЧЕСТВА

17 декабря кандидат в премьер-министры РА В. Манукян призвал остановить демаркацию границ с Азербайджаном. Он заметил, что демаркация и делимитация границ с между странами не предусмотрены в совместном заявлении о прекращении огня. По его мнению, этот процесс должен происходить путём переговоров на уровне межведомственных комиссий государств, а результаты этих переговоров должны быть ратифицированы парламентами. «Пока эти и другие процедуры не завершены, Армения должна сохранить свою довоенную пограничную линию».

21 декабря в интервью «Московскому комсомольцу» В. Манукян заявил:

  • Армения потерпела в войне поражение вследствие тех идеологических принципов, которые Пашинян со своей командой внедрил в общество, расколов народ и лишив его перспективы будущего.
  • Власть Пашиняна неустанно ухудшала взаимоотношения с Россией, в силу чего РА не смогла воспользоваться своими союзническими отношениями.
  • Армения не смирится с поражением, однако это не значит начала новой войны. С подписанием трехстороннего заявления карабахский вопрос не решился, а наоборот, еще больше усугубился. «Мы должны попытаться вновь ввести проблему в поле урегулирования в рамках МГ. В 1994 г. позорное поражение потерпел Азербайджан, который, однако, вошел в переговорный процесс. Нам сегодня надо сделать то же самое».

22 декабря в эфире радио В. Мануякн

  • напомнив, что он был сторонником налаживания отношений с Турцией, Манукян подчеркнул, что сделать это можно не в любой момент. «Турция помогла Азербайджану, нас разгромили, мы понесли тысячные потери, они убили наших женщин и детей. На параде в Баку они объявили, что и Ереван их, и Севан их. Когда ты в этих условиях говоришь противнику: «Хочу с тобой дружить», это значит, что у тебя нет ни достоинства, ни ума». В глобальном смысле соседские отношения с Турцией, безусловно, важны, но наладить их можно в лучшем случае через несколько лет.
  • заявил, что против даже того, чтобы на данный момент РА открыла дороги с Турцией. «Для нас эти дороги очень важны, но не сейчас. Может, через несколько лет. Сначала нужно встать на ноги, обеспечить свою безопасность, восстановить экономику, иначе за 5 минут нас проглотят. В Армении не будет экономики, она вся будет турецкая».
  • считает, что агрессивная политика Турции получит отпор.

БЫВШИЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РА ХОСРОВ АРУТЮНЯН

21 декабря в интервью газете «Голос Армении» бывший премьер-министр РА Х. Арутюнян отметил:

  • Пашинян признал, что, кроме трехстороннего заявления, есть какой-то протокол, который касается мандата российских миротворцев и который подписали РФ и РА, но по сей день еще не подписал Азербайджан. Вероятно, есть какие-то секретные протоколы, документы, о которых нам еще неизвестно.
  • Возможно, сегодня разрабатывается большой мирный договор между Арменией и Азербайджаном при посредничестве России. Возможно, Россия в этом вопросе заинтересована не меньше, чем Азербайджан, поскольку это может привести к долгосрочной стабильности, согласно их восприятию.
  • Скорее всего, есть некая тайная договоренность, и миссия Пашиняна состоит в том, чтобы подписать договор и иметь в парламенте большинство, которое ратифицирует документ. Причем, возможно, этим и была обусловлена двухлетняя политическая атака на КС РА и стремление любой ценой взять его под свой контроль.

ПАРТИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»

23 декабря руководитель партии “Просвещенная Армения” Э. Марукян выступил с заявлением:

  • Необходимо подписать новое соглашение о безопасности с стратегическим партнером РА — РФ.
  • Особое место в новом соглашении должна занять безопасность Сюникской области.
  • Новая российская военная база будет обеспечивать безопасность Сюника.
  • Механизмы военно-политического сдерживания и противовесы, которые Бишкекским протоколом 1994 г. позволяли сторонам конфликта воздерживаться от эскалации войны, больше не действуют в том числе из-за вмешательства Турции.
  • Опыт 102-й российской военной базы в Гюмри является гарантией эффективности этого механизма обеспечения безопасности.
  • Россия сыграла решающую роль в прекращении боевых действий. Армянский народ ценит и глубоко признателен российским миротворцам.
  • Предлагается создать паритетную рабочую группу, которая займется расследованием событий до и после 44 дневной войны и постарается найти ответы на следующие вопросы: была ли возможность избежать войны, были ли наши Вооруженные силы готовы к войне, на каком уровне проявила себя дипломатия Армении и вообще были ли у нас шансы победить?
  • Создание следственной комиссии в парламенте бессмысленно. Предлагается создать рабочую группу, в которую войдут не только парламентские фракции, но и другие политические силы. Каждая парламентская фракция направит 4 представителей от своих фракций, еще по одному представителю представят РПА, АРФ и блок «Мы». «Это те силы, которым немного не хватило голосов, чтобы войти в парламент». Еще одного представителя направит омбудсмен Армении. Таким образом будет группа из 16 человек.

 МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

Главное из выступления президента РФ В. Путина на саммите СНГ 17 декабря:

  • Путин не думает, что обострение в зоне карабахского конфликта произошло в результате вмешательства извне. «Непрекращающиеся перестрелки и стычки в итоге привели к войне».
  • РФ всегда выступала за мирное урегулирование конфликта. Позиция РФ всегда исходила из того, что Азербайджану должны быть возвращены 7 удерживаемых районов вокруг НК, а определение статуса НК должно быть отложено на будущее. При этом, обязательно должна была быть создана возможность сообщения между НК и РА по Лачинскому коридору.
  • Позиция Турции основана на том, что она защищает, как она сама заявляла, правое дело Азербайджана, а именно — возврат территорий, которые были оккупированы в ходе боестолкновений в начале 90-х годов. С международной правовой точки зрения эти территории являются неотъемлемой частью Азербайджана.
  • Сама РА независимость НК не признала, поэтому сам НК в плане международного права тоже является частью Азербайджана. Но ситуация гораздо сложнее, чем простые нормативные постулаты, в том числе и международно-правовые.
  • Говоря об истоках конфликта, президент РФ напомнил про армянские погромы в Сумгаите, добавив, что армяне взялись за оружие, чтобы защитить свою честь и достоинство.
  • Боестолкновения привели к многочисленным человеческим жертвам, обострили и без того непростую ситуацию в Закавказье и в целом увеличили риски распространения террористической угрозы.
  • Россия предприняла определенные посреднические усилия, чтобы остановить в Нагорном Карабахе кровопролитие, добиться полного прекращения огня и начать процесс стабилизации. Москва стремилась следовать ключевым договоренностям, достигнутым в МГ ОБСЕ, в частности между ее сопредседателями – РФ, Францией и США.
  • В рамках трехстороннего заявления стороны договорились, что боевые действия прекращаются. И, что очень важно, договорились о том, что стороны останавливаются на тех позициях, где их застало подписание трехстороннего заявления. «Именно там все должны и остановиться». В этой связи возникает множество технических вопросов, связанных с инфраструктурой. «С этим нужно разбираться спокойно, в ходе переговорного процесса. Трехстороннее заявление предоставляет для этого все необходимые условия и возможности».
  • Следующим этапом должна быть полная нормализация отношений в регионе с раскрытием экономического и инфраструктурного потенциала, в том числе это касается автомобильного и железнодорожного сообщения. Это касается и Нахичевана, и сообщения между югом и севером РА.
  • Количество российских миротворцев в НК может быть увеличено только по договоренности со всеми сторонами, в том числе с азербайджанской стороны.
  • Путин надеется, что больше не будет нарушений режима прекращения огня.
  • Москва очень рассчитывает, что международные посредники перейдут от слов к делу, и не только Россия будет посылать туда гуманитарные конвои.
  • Перед международным сообществом стоит важная задача в оказании поддержки пострадавшим районам в решении гуманитарных проблем, связанных в том числе с возвращением беженцев, в восстановлении разрушенной инфраструктуры, в защите и восстановлении памятников истории, религии и культуры.

17 декабря в Санкт-Петербурге председатель правления «Газпрома» А. Миллер и вице-премьер РА М. Григорян в ходе рабочей встречи обсудили вопросы поставок газа в 2020 г. и условия поставок в 2021 г.

17 декабря в Ереван прилетел директор ФСБ РФ Ал. Бортников. По информации Hraparak.am, он должен был встретится с премьер-министром РА Н. Пашиняном и сразу же направится в Баку на встречу с И. Алиевым. Этот визит, по сведениям издания, был сделан по просьбе Пашиняна в связи с работами по демаркации границ РА и АР.

По сведениям @orelswar, во время встречи обсуждался вопрос Сюника. Бортников гарантировал, что Азербайджану не будет позволено войти в Сюник. Кроме того, Пашинян получил «подарки» от Бортникова, в числе которых то самое село Шурнух, остающееся полностью в составе РА.

17 декабря глава парламентской фракции “Просвещенная Армения” Э. Марукян вылетел в Москву.

22 декабря Военный прокурор РА В. Арутюнян принял военного прокурора Южного военного округа РФ С. Коломиеца и начальника военно-следственного управления Следственного комитета РФ по Южному военному округу С. Арефьева.В ходе встречи Арутюнян отметил, что размещение российских миротворческих сил в НКР значительно расширяет гарантии безопасности арцахских армян, создает основания для ослабления общей напряженности на линии соприкосновения. Он отметил, что присутствие российских миротворческих сил в Арцахе является дополнительным импульсом для более тесного сотрудничества, рабочих встреч и оперативного решения возникающих проблем.

В ходе встречи были обсуждены вопросы организации работы следственных органов РФ с учетом миротворческой миссии, которую выполняют российские военнослужащие в НКР, а также методы взаимодействия прокуратуры и следственных органов РА в правовой сфере.

23 декабря глава МИД РФ С. Лавров и глава МИД РА А. Айвазян обсудили по телефону реализацию заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе.

23 декабря Министр чрезвычайных ситуаций РА А. Пилоян принял делегацию во главе с министром гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ Е. Зиничевым. В ходе встречи был обсужден ряд вопросов, касающихся сотрудничества данных организаций двух стран в связи с реализуемыми в НК гуманитарными программами.

Премьер-министр РА Н. Пашинян также принял Зиничева. Об этом сообщает пресс-служба правительства. Пашинян высоко оценил деятельность МЧС РФ по восстановлению нормальной жизни в НК, оказанию гуманитарной помощи гражданам и поблагодарил их за эффективное сотрудничество с армянской стороной. Он отметил, что правительство РА придает важность непрерывному развитию стратегического сотрудничества с Россией, подчеркнув ключевую роль РФ в укреплении мира и стабильности в регионе.

Зиничев рассказал о гуманитарной деятельности МЧС РФ в НК, и отметил, что транспортировка гуманитарных грузов и другие работы осуществляются без проблем, в тесном сотрудничестве с армянскими партнерами.

 США

17 декабря помощник госсекретаря США по военно-политическим вопросам К. Купер утверждает, что присутствие России влечет риск дестабилизации для НК. «Там, где есть российское присутствие, есть риск дестабилизации и, конечно, вызов всем государствам и сторонам, которые там участвуют». По его словам, США выступают за необходимость мирных переговоров и участии в них МГ ОБСЕ, а также «уделяют дополнительное внимание гуманитарному пространству».

Конгресс призвал администрацию США представить подробный отчет об агрессии в Нагорном Карабахе и вокруг него, требуя подробного анализа воздействия военной помощи США Азербайджану ее последствий для баланса сил в регионе. Запрос Конгресса включен в законопроект об иностранной помощи на 2021 финансовый год, принятый Палатой представителей параллельно с пакетом мер по стимулированию борьбы с COVID-19.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ КРАСНОГО КРЕСТА

Тезисы интервью главы программ оперативной деятельности МККК П. Хундта РИА Новости от 18 декабря.

  • В истории карабахского конфликта наметился новый этап: 14 декабря состоялся обмен военнопленными между Арменией и Азербайджаном. Однако давать однозначно позитивный прогноз о развитии ситуации пока рано, доверие еще чрезвычайно хрупкое.
  • Трудно утверждать, что это был обмен по принципу «всех на всех» — МККК пока не получил список удерживаемых пленных, даже список лиц, которых обменяли.
  • Налажено хорошее сотрудничество по гуманитарным вопросам с российскими структурами, и мы придерживаемся обязательства продолжить это сотрудничество как с российскими миротворцами, так и с МЧС.
  • Нашим приоритетом сейчас является продолжение содействия в извлечении тел. Мы продолжим обеспечивать едой и вещами людей в НК. Очень важно, что предоставляется жилье для перемещенных лиц. Это наши приоритеты сейчас. Мы также предоставляем медпомощь больницам и продолжим этим заниматься.
  • Требует скорейшего решения вопрос пропавших без вести. Боюсь, пропавших будет еще много, и мы будем продолжать работать по этому вопросу и помогать семьям.
  • Точное число беженцев неизвестно. Эти цифры меняются, часто они используются в политических целях.

 БЕЛЬГИЯ

18 декабря Палата представителей Бельгии приняла резолюцию по Карабахскому конфликту, которая осуждает возобновление боевых действий Азербайджаном 27 сентября 2020 г. и призывает правительство Бельгии

  • оказать помощь населению, пострадавшему от войны
  • привлечь к ответственности виновных в военных преступлениях,
  • призвать стороны соблюдать прекращение огня и вести переговоры о мирном соглашении, уважающем границы Карабаха и право его народа на самоопределение.
  • Парламент также отмечает роль Турции в этой войне и просит ее «прекратить военное вмешательство» и «дестабилизацию в регионе».

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

17 декабря в ходе заседания Совета партнерства ЕС-РА в Брюсселе Высокий представитель ЕС по иностранным делам Ж. Боррель заявил, что ЕС готов взять на себя определенную роль в формировании долгосрочного урегулирования карабахского конфликта в дополнение к усилиям сопредседателей МГ ОБСЕ. В ходе заседания стороны обсудили ситуацию в НК и его окрестностях после прекращения военных действий, а также роль ЕС в восстановлении и примирении.

ЮНЕСКО

21 декабря ЮНЕСКО распространила заявление, в котором отмечается, что Организация ожидает незамедлительного ответа от Азербайджана о направлении миссии независимых экспертов для оценки состояния культурных ценностей в НК, но запросы к властям Азербайджана пока не увенчались успехом. «С каждой неделей оценка состояния культурных ценностей становится более хрупкой и сложной, особенно с учетом погодных условий, которые в ближайшие недели ухудшатся. Защита наследия — важный фактор для создания условий для прочного мира».

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»

17 декабря вице-спикер НС РА А. Симонян заявил, что власть формируется народом — посредством свободных и честных выборов, и именно народ, а не какая-то группа людей, должен решить вопрос власти. «Мы пойдем на выборы, когда будем готовы. Если проиграем – значит, проиграем. Окончательное решение выносит народ». По его словам, Вазген Манукян, Роберт Кочарян, Серж Саргсян и другие говорят народу: не делайте ничего, мы мудрые, сами решим. «И это говорят те, кто десятилетиями фальсифицировал выборы. Если народ выскажется в их пользу, я первым поддержу этот выбор, если же не выскажется – то это уже попахивает узурпацией власти».

22 декабря премьер-министр РА Н. Пашинян в своем Facebook обрисовал внутриполитическую ситуацию в РА:

  • «Элита», лишившаяся власти в результате революции 2018 г., пытается взять реванш. И речь не только о политической «элите», а о всех тех, кто до 2018 г. имел привилегии и лишился их после революции.
  • Народ, который после революции 2018 г. почувствовал, что именно ему принадлежит власть, не хочет терять этот статус, тем более сейчас, когда, пользуясь тем обстоятельством, что власть сосредоточена на решении задач внешней безопасности, некоторые руководствуются следующей логикой — «если не придешь на митинг, лишишься работы».
  • Таким образом, реальное противостояние не между правительством и оппозицией, а между лишившейся в 2018 г. привилегий «элитой» и народом. Но в любом случае решающее слово за народом, потому что, если народ скажет свое слово, «элита» ничего не добьется.

Пашинян заверил, что сделает все возможное, чтобы народ не потерял возможность сказать свое слово. «Но на данный момент наш приоритет — обеспечение внешней безопасности Армении и Арцаха, и в указанных действиях внешняя безопасность никоим образом не должна ставиться под сомнение».

 ДВИЖЕНИЕ ЗА СПАСЕНИЕ ОТЕЧЕСТВА

19 декабря на митинге оппозиции кандидат в премьер-министры В. Манукян заявил

  • армянская сторона могла избежать этой войны. «Нужно обладать талантом, чтобы провалить переговоры, растерять всех союзников, все время раздражать врага своим поведением».
  • армянская сторона могла даже победить в войне, но для этого нужно было провести ряд работ, которые не были проведены. «Говорят, что 2,5 года мало, для достижения подобного результата. В 90-ых годах мы с нуля создали мощную армию и Азербайджан потерпел позорное поражение».
  • если мы не были готовы и проигрывали, можно было раньше заключить мир и тысячи армянских солдат вернулись бы домой. «Мы понесли бы меньше потерь, война закончилась, но мы все сдаем и сдаем территории. Если так пойдет и дальше, мы ищем с международной карты мира».
  • Армения одержала победу в первой арцахской войне. Геноцид армян признавали все больше и больше стран, все поняли, что с Арменией следует считаться. «Однако, Пашинян свел на нет все наши достижения. Но я верю, мы сможем преодолеть все препятствия и вернем себе былую славу, но для этого действующая власть должна подать в отставку».

В свою очередь, лидер партии «Процветающая Армения» Г. Царукян заявил:

  • социальные, экономические и политические проблемы в РА можно решить только после отставки Пашиняна.
  • власти с первого дня лгут народу, провалили все инициативы и развалили все дружественные связи. «Все мертво и развалено, нет экономики, правительства, властей. Сегодня люди остались без поддержки, главы общин в Сюнике ищут людей, чтобы удержать границы, но они одни. На сегодня они хотят оставить Сюник без людей, а родителям без вести пропавших и пленных лгут, тянут время, чтобы заморозить ситуацию. Но кровь не замерзнет и не станет водой».
  • «Они преднамеренно вели к таким потерям, хотя в июне, когда я заявлял о подобной угрозе, еще можно было остановить войну, еще тогда можно было что-то предпринять. Они не в состоянии что-то предпринять, они только все провалили».
  • сегодня судьба Армении может сложиться аналогичным образом, как и ситуация на войне, если действующие власти останутся у руля.
  • премьер должен подать в отставку, поскольку никто в мире с ним не хочет работать, и чем раньше он это сделает, тем лучше для страны и экономики.

Лидер партии «Отечество» А. Ванецян заявил:

  • Армянская сторона понесет новые территориальные потери, если процесс делимитации границы будет осуществляться на основе карт советского периода. В советское время границы не были четкими, так как республики входили в одно государство.
  • Если азербайджанские военные будут находиться непосредственно на границе Сюникской области, то приграничная полоса составит, по крайней мере, 3 км. «Приграничная полоса будет за счет территории Армении, я не говорю, что она перейдет под азербайджанский контроль, но она станет нейтральной территорией. Это территории сельскохозяйственного значения, на некоторых расположены участки и дома людей, дороги».
  • С новой линии границы противник сможет обстреливать жителей Капана из автоматов.

Лидер партии «Единая Армения» А. Казинян заявил:

  • в настоящее время идет предварительное следствие по делу «Казинян против Пашиняна», возбужденному в ССС.
  • Будучи приглашен в Специальную следственную службу в качестве свидетеля по этому делу, Казинян представил факты государственной измены со стороны Пашиняна и группы высокопоставленных должностных лиц.

21 декабря в интервью «Московскому комсомольцу» В. Манукян заявил:

  • опыт руководства правительством и армией в кризисные времена для страны поможет ему решить насущные проблемы, с которыми столкнулась сегодня РА. «Я осознаю, что это функция «смертника», но не могу отказаться, поскольку речь идет о будущем нашей страны и народа, и я уверен, что многое можно сделать в этом направлении».
  • прежде всего нужно избавиться от символа поражения — Никола Пашиняна. После чего необходимо вывести народ из состояния глубокой депрессии, внушить надежду на то, что многое можно изменить, сплотить общество вокруг идеи собственной ответственности за свое государство и будущее детей и внуков.
  • Необходимо в кратчайшие сроки решить вопросы безопасности, проблемы социально-экономического характера и другие первоочередные задачи, представить общественности ту концепцию, которая способна вновь объединить народ и стать стимулом для движения вперед. «Считаю также очень важным объединение всех здоровых сил нации, как в самой Армении, так и в Диаспоре».
  • Манукян подчеркнул важность легитимности процессов отставки Пашиняна и формирования временного правительства. В качестве легитимного пути он определил голосование депутатов НС. «В условиях, когда народ объединился вокруг требования отставки Пашиняна, думаю, НС примет такое решение, если уж сам Пашинян не хочет добровольно принять его».

21 декабря представитель ВО АРФ И. Сагателян заявил, что беспрецедентно увеличились расходы на социальную сферу и систему здравоохранения, и в ближайшее время станут невозможными выплаты пенсий, пособий, государственных зарплат. Подчеркнув, что социально-политическая политика Пашиняна довела страну до «экономического бедствия», Сагателян перечислил ряд негативных тенденций в экономике. По его словам, продолжается сокращение доходов госбюджета, стабильно растет внешний и внутренний долг, резко понизилась экономическая активность, зарегистрирован беспрецедентный отток капитала из страны.

Он также отметил, что девальвируется национальная валюта, растут цены на товары первой необходимости, а доходы граждан – сокращаются. По его словам, уже стали приоритетными проблемы выживания народа, его продовольственной безопасности, также в будущем ожидается повышение тарифов на газ, электроэнергию и транспорт. Сагателян заявил, что, в случае продолжения «повсеместных провалов», в ближайшем будущем половина населения окажется за чертой бедности.

22 декабря в ходе митинга В. Манукян

  • призвал армию и полицию присоединиться к митингующим. «Важен каждый час». Он также призвал оппозиционные парламентские и внепарламентские силы, и других граждан присоединиться. «Я призываю всех, кто сидит у экранов телевизоров, приходите сюда. Во время войны все объединяются, чтобы дать отпор врагу. Сейчас мы в состоянии войны».
  • Сейчас у нас только два выбора — либо спасти Армению, либо привести к ее краху и утрате нашей независимости. «Предатель расколол наше общество на два лагеря. У нас в стране были взлеты и падения, были достойные лидеры и недостойные чиновники. Бывало разное, но подобного предательства в Армении еще никогда не было».
  • заявил, что не будет представлять свою программу развития страны, так как сейчас не время устраивать конкурс на лучшие программы. «Сейчас необходимо спасти страну».

Член АРФ Г. Манукян заявил:

  • В результате действий Пашиняна РА провалила переговорный процесс, премьер свел к нулю все достижения за последние 30 лет.
  • В данном случае нет никакой борьбы за власть. «Наши соотечественники против Пашиняна. Наши соотечественники в Сюнике не дали Пашиняну провести визит по всем городам области. Мы должны поддержать их».
  • В ближайшее время полиция Армении также присоединится к акциям протеста и поддержат народ.
  • Пашинян и его депутаты заявляют, что народ на их стороне. Но реальность другая, сейчас Пашиняна поддерживает только небольшая группа людей. «Они попытались уничтожить наши ценности, нашу культуру, нашу церковь. Но мы не допустим этого».
  • Действия оппозиции должны стать более строгими, чтобы Пашинян ушел. «Настанет момент, когда мы не будем смотреть, какие действия правильны, а какие — нет. Главное, чтобы Пашинян ушел».

Представитель ВО АРФ И. Сагателян:

  • призвал собравшихся на площади Республики митингующих не расходиться по домам до тех пор, пока не будет выполнено требование об отставке премьер-министра Пашиняна.
  • представил план дальнейших действий оппозиции.

Есть 4 конституционных пути отставки Пашиняна:

  1. Пашинян сам подает в отставку.
  2. Парламент созывает внеочередное заседание и обсуждает вопрос отставки премьер-министра.
  3. Прокуратура незамедлительно возбуждает уголовное дело против Пашиняна по обвинению в государственной измене, после чего он должен быть задержан.
  4. По требованию 2/3 членов правительства созывается заседание, на котором ставится вопрос отставки Пашиняна.
  • Оппозиция продолжает борьбу по всем этим четырем направлениям. Часть народа остается на площади, другая блокирует здание правительства. «Самое главное — не поддаваться на провокации властей, поэтому никто из протестующих на данный момент не должен предпринимать попыток войти в здание правительства».
  • Заявил, что скоро будет опубликован список депутатов, на которых граждане Армении должны оказать давление с целью заставить созвать заседание парламента и поднять вопрос отставки Пашиняна. «Вы свободны в своих действиях».
  • Предупредил, что, если фракция «Мой шаг» не согласится созвать внеочередное заседание парламента с повесткой отставки Пашиняна, оппозиция вынудит их это сделать.

Оппозиция дала время до 18:00 парламентской фракции «Мой шаг», чтобы те явились в штаб «Комитета по спасению Родины» для обсуждения конституционной передачи власти в стране. Позже было решено, что оппозиция останется на ночь на площади Республики и пробыть здесь до тех пор, пока Пашинян не подаст в отставку.

Полиция попросила оппозицию убрать палатки, которые митингующие установили на площади Республики с целью остаться здесь ночью. Палатки убрали с центра площади и развернули их в сквере рядом.

Оппозиция решила работать с членами фракции «Мой шаг» с тем, чтобы убедить их созвать внеочередное заседание парламента.

23 декабря на своей странице в Facebook И. Сагателян написал, что борьба против действующей власти в РА будет продолжена с большей решимостью. А Г. Манукян на митинге заявил, что после вчерашнего митинга правоохранительные органы решили заставить представителей оппозиции замолчать. «Ишхана Сагателяна вызвали в СК. Возбуждены уголовные дела против мэров Каджаряна и Гориса. Но Сюник не намерен сдаваться, это храбрые люди, которые намерены защитить свои границы и свои дома… Мы не имеем права сдаваться, мы будем бороться до тех пор, пока Пашинян не подаст в отставку. Но надо понимать времени осталось мало. Нужно поспешить, если мы хотим спасти Армению».

В свою очередь, экс-министр обороны РА С. Оганян заявил, что народ поддержал новую власть в надежде на реформы и перемены к лучшему. Однако были осуществлены преследования представителей прошлой власти, шантаж, разделение граждан на «черных» и «белых», была провалена дипломатия, на важные должности стали назначать своих родственников, которые были неграмотны и не имели должных навыков. «Сейчас нам нужны грамотные кадры, грамотные специалисты, которые смогут исправить ситуацию».

Он считает, что сейчас в Сюнике проводится демаркация границ, но она осуществляется неправильно. Следует работать с картой, пойти на переговоры с Азербайджаном, создать комиссию, которая будет заниматься этими вопросами. Обе страны должны достичь соглашения в демаркации границ, она не может осуществляться по желанию противника. «Азербайджан берет все то, что хочет, на основании какого документа проводится эта демаркация? Необходимо остановить эту демаркацию и начать переговоры».

 ПРЕЗИДЕНТ РА

17 декабря президент РА А. Саркисян встретился с председателем Социал-демократической партии “Гнчакян” Р. Карапетяном, председателем партии “Рамкавар Азатакан” Г. Карапетяном, председателем партии зеленых А. Довлатяном, председателем Национального фонда “Защитник Отечества” Г. Сафаряном, председателем партии “Айоц айреник” А. Егоян, с председателем партии “Справедливость” А. Балояном. В ходе встречи стороны обменялись мнениями о ситуации в стране и путях ее разрешения. Представители сторон высказали свои взгляды и подходы к ситуации.

18 декабря президент РА А. Саркисян принял лидера фракции «Процветающая Армения» Г. Царукяна. Участники встречи обсудили внутриполитическую ситуацию в Армении.

ЭКС-МИНИСТР ОБОРОНЫ РА СЕЙРАН ОГАНЯН

18 декабря на своей странице в Facebook экс-министр обороны РА С. Оганян написал, что к власти в РА должны прийти силы, которые будут представлять интересы армянского народа. «Эти силы должны взять на себя ответственность за обеспечение неприкосновенности границ Армении, возобновление переговорного процесса и полное выполнение государственных функций во внешней и внутренней политике».

Он заметил, что армяно-азербайджанский конфликт до сих пор не урегулирован. Следовательно, о какой демаркации границ сейчас идет речь? Оганян заметил, что на данный момент контакта между двумя конфликтующими сторонами все еще нет.

Оганян напомнил, что СССР не существует уже 30 лет, но Пашинян уже принуждает народ к тому, что армяно-азербайджанскую границу должны демаркировать турки и азербайджанцы по своему усмотрению. В качестве обоснования своих действий приводятся якобы границы СССР.

 БЫВШИЕ СОТРУДНИКИ СНБ

17 декабря ряд экс-сотрудников СНБ выступили с заявлением, призвав

  1. Не втягивать правоохранительные органы во внутриполитические интриги, превращая их в инструмент репрессий;
  2. Выйти из шокового состояния, проявить профессионализм и конкретными действиями разрешить вышеуказанные проблемы в армии и системе управления;
  3. В сжатые сроки прозрачными, доступными общественности детально изучить сведения о возможной сделке между лидерами Азербайджана и Армении;
  4. С целью устранения поляризации общества, формирования национального единства – в кратчайшие сроки пойти на смену власти.

Авторы предупредили что, если власти РА оставят этот призыв без внимания, то с их стороны будет сформирована фактосборочная группа, с привлечением опытных следователей, прокуроров, оперативных работников, адвокатов и других заинтересованных лиц, и всеми доступными способами будут проверены сведения о возможной предательской сделке и о преднамеренном поражении вследствие нее в войне.

Кроме того, авторы заявления обещают обратиться в СНБ РА и к другим своим коллегам в правоохранительной системе с призывом определить целесообразность дальнейшего продолжения своих служебных полномочий в сложившейся ситуации.

Заявление подписали: 2 генерал-лейтенанта, 2 генерал-майора и 9 полковников СНБ запаса, включая недавно снятого с должности директора СНБ М. Амбарцумяна.

ГЕНЕРАЛЫ ЗАПАСА И В ОТСТАВКЕ ВС РА

19 декабря генералы запаса и в отставке ВС РА выступили с заявлением, в котором призвали общественность трезво оценить стоящие перед страной вызовы и новые угрозы безопасности в регионе. Они подчеркнули необходимость установления внутриполитической стабильности и формирование в самые сжатые сроки новой – грамотной и опытной — власти. «Действующая власть продемонстрировала, что она не в состоянии управлять государством, не имеет для этого необходимых качеств. Эта власть не в состоянии нести тяжелую ответственность за будущее Родины и должна незамедлительно подать в отставку».

Генерали отметили, что «в создавшейся ситуации, параллельно с миротворческими усилиями нашего союзника России, мы должны быть готовы к любым посягательствам врага».

Заявление подписали:

Генерал-полковник ВС РА Сейран Оганян

Герой Арцаха Юрий Хачатуров

Генерал-полковник ВС РА Мовсес Акопян

Генерал-полковник ВС РА Микаел Григорян

Генерал-лейтенант ВС РА Айк Kотанджян

Генерал-лейтенант ВС РА Левон Мнацаканян

Генерал-лейтенант ВС РА Аршавир Карамян

Генерал-лейтенант ВС РА Алик Мирзабекян

Генерал-лейтенант ВС РА Самвел Карапетян

Генерал-майор ВС РА Армен Каграманян

Генерал-майор ВС РА Владик Ованнисян

Генерал-майор ВС РА Вячеслав Даниелян

Генерал-майор ВС РА Валерий Григорян

Генерал-майор ВС РА Ашот Петросян.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РЕШЕНИЕ ГРАЖДАНИНА»

21 декабря в интервью АрмИнфо один из лидеров СДП «Решение гражданина» С. Саакян выразил мнение, что,

  • несмотря на очевидную предрешенность собственной политической судьбы, премьер-министр РА Н. Пашинян в отставку не уйдет, как минимум, до тех пор, пока 17 партий находятся на улице. «Он не уйдет, пока этого будут требовать люди, которые должны нести с ним равную ответственность за создавшуюся ситуацию».
  • «нынешние» в кабинетах и «бывшие» на улицах сегодня, по большому счету, соревнуются в том, кто из них хуже. Общество в ответ предпочитает медленно сходить дома с ума от чувства неопределенности, угрозы и безысходности, но не присоединяться, ни к тем, ни к другим.
  • не важно кто сегодня составит альтернативу «бывшим» и «нынешним». Причина — невозможность любого варианта выхода страны из существующей ситуации без потерь и угроз. Выбор сегодня стоит между определенным настоящим и неопределенным будущим.
  • возврат наших пленных Азербайджаном начался лишь тогда, когда вокруг этой проблемы закончились митинги в Армении. То же самое имеет место вокруг поиска пропавших безвести и поиска тел погибших. И до тех пор, пока Баку может дестабилизировать ситуацию в Армении затягиванием этих процессов, он будет их затягивать.
  • Искать виновников подобного положения, людей, загнавших страну и общество в данную ситуацию можно долго. Виновны все политические игроки без исключения — как «нынешние», так и «бывшие». «Бывшие» — тем, что уничтожили политическое поле, а «нынешние» — тем, что не создали возможностей для появления новых альтернатив. Именно в результате всего этого народ стал заложником между «бывшими» и «нынешними».
  • Выход есть и он в проведении внеочередных выборов. И то, когда эти выборы пройдут, зависит от того, как скоро в Армении стабилизируется ситуация.

ПАЛАТА АДВОКАТОВ РА

22 декабря после встречи представителей Палаты адвокатов с Генпрокурором РА лидер партии «Одна Армения» А. Казинян сообщил, что в ходе встречи с Генпрокурором РА А. Давтяном адвокаты спросили у него, готов ли он, в случае доказательств и объективных оснований, пойти за задержание премьер-министра РА. Давтян ответил положительно. Сейчас, по словам Казиняна, задача адвокатов, бывших прокуроров, следователей обосновать, что в РА была осуществлена государственная измена. «Основания государственной измены были представлены».

По словам Казиняна, Давтян также гарантировал, что по всем возбужденным уголовным делам будет проведено справедливое и всестороннее расследование, и на все вопросы будут даны ответы.

 

ПРОТЕСТ В СЮНИКЕ

21 декабря с утра жители Сюника перекрыли дорогу, чтобы не пустить премьера-министра РА Н. Пашиняна в область. Полиция пытается успокоить граждан, однако протестующие не уступили. Они заявляли, что у них нет доверия к властям, обвинили Пашиняна в том, что в результате его провальной политики возникла серьезная угроза безопасности Сюника.

Стало также известно о задержании одного из организаторов блокировки дорог — мэра Гориса Аруша Арушаняна. В Следственном комитете сообщили, что в его отношении начато несколько производств, которые затем будут объединены в одно дело.

При этом в Сисиан, по некоторым данным, Пашинян прилетел на вертолете. Позже он решил отменить поездку в Горис и Капан, объяснив это тем, что дороги туда перекрыты. «Я убедился, что дорогу в Горис перекрыли потому, что в Горисе, Капане, Каджаране, Мегри такая же атмосфера, как и в Сисиане. На силовые действия мы не пойдем, тем более в день траура. Мы возвращаемся в Ереван».

 ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

НАЗНАЧЕНИЯ

17 декабря новым губернатором Лори был назначен бывший депутат НС РА Арам Хачатрян. Прежний губернатор — Андрей Гукасян — представил заявление об уходе.

ОТСТАВКИ, УВОЛНЕНИЯ

17 декабря старейшина от фракции «Мой шаг» в Совете старейшин г. Еревана Геворг Ачемян заявил, что выходит из партии «Гражданский договор» и отказывается от мандата старейшины.

18 декабря депутат НС РА от блока «Мой шаг» Тигран Карапетян сообщил, что представил заявление об отказе от мандата. Карапетян также отметил, что продолжает верить, что у РА будет мощная военная промышленность. «Сюник был, есть и будет хребтом Армении».

19 декабря подал в отставку глава управления Генпрокуратуры по надзору за уголовно-исполнительными учреждениями Григорий Погосян. «При принятии решения руководствовался своим внутренним убеждением и требованиями своей системы ценности».

21 декабря старший прокурор Управления по преступлениям против собственности Генпрокуратуры РА Рафаел Геворгян представил заявление об отставке. Свою отставку он объяснил сложившейся за последние два года обстановкой в стране.

22 декабря заместитель командира батальона «красных беретов» ППС полиции РА Хачатур Товмасян написал заявление об уходе, отметив, что «не считает возможным службу лживому и не уважающему себя правительству, безответственным людям».

22 декабря заместитель командующего войсками Полиции РА, полковник Самвел Акопян подал заявление об отставке «из-за проблем в служебных отношениях».

 РА-НКР

22 декабря президент НКР А. Арутюнян принял вице-премьера РА Т. Авиняна. Собеседники обсудили ряд вопросов, касающихся восстановления в Арцахе инфраструктур. В частности, была подчеркнута необходимость скорейшего обеспечения города Мартуни и других населенных пунктов Арцаха бесперебойным электроснабжением, а также реализации программ строительства жилья.

 НКР

18 декабря президент НКР А. Арутюнян подписал указ об изменениях в структуре правительства НКР. Согласно указу, определена следующая структура правительства:

1) Государственный министр;

2) Министерство труда, социальных вопросов и по вопросам миграции;

3) Министерство здравоохранения;

4) Министерство юстиции;

5) Министерство иностранных дел;

6) Министерство экономики и сельского хозяйства;

7) Министерство образования, науки, культуры и спорта;

8) Министерство обороны;

9) Министерство территориального управления и инфраструктур;

10) Министерство градостроительства;

11) Министерство финансов.

Полномочия государственного министра НКР отныне будет осуществлять министр финансов.

Новая структура других органов государственного управления Республики Арцах определена следующим образом:

1) Служба национальной безопасности;

2) Государственная служба по чрезвычайным ситуациям;

3) Комитет кадастра и управления государственным имуществом;

4) Полиция;

5) Комитет государственных доходов.

Последовали также новые назначения: Карен Даниелян назначен министром юстиции НКР, сложив с себя полномочия главы администрации президента, Айк Ханумян назначен министром территориального управления и инфраструктуры.

22 декабря Артак Бегларян подал в отставку с должности защитника прав человека НКР в связи с назначением на пост главы администрации президента НКР.

22 декабря

  • Арарат Оганджанян был освобожден от должности министра здравоохранения НКР, на этот пост назначен Микаел Айриян.
  • Камо Агаджанян был освобожден от должности директора СНБ НКР и назначен представителем по особым поручениям президента НКР в РА.
  • Ашот Акопджанян был освобожден от поста главы полиции НКР и назначен представителем по особым поручениям президента НКР.
  • От работы освобождены советники президента НКР Р. Саркисян, Э. Бабаян и К. Нерсисян.

 ПРАВО

ГЕНПРОКУРАТУРА РА

17 декабря советник генпрокурора РА Г. Абрамян сообщил, что заявления о войне во время прямых трансляций и пресс-конференций, а также все содержащие состав преступления публикации стали предметом расследования, в различных следственных органах были возбуждены уголовные дела. В итоге в Следственном департаменте СНБ, в Главном военном следственном управлении Следственного комитета и в Специальной следственной службе расследуется уже 882 возбужденных уголовных дела. В частности,

  • по результатам оперативно-розыскных мероприятий СНБ получены данные о том, что с первых же дней войны распространились сообщения панического характера о предопределенности ее итогов, о бессмысленности сопротивления.
  • Предметом внимания правоохранителей стала также состоявшаяся 19 ноября пресс-конференция экс-начальника Службы военного контроля МО РА М. Акопяна. Видеозапись этой пресс-конференции генпрокурор направил в ССС для подготовки материалов, и в результате было возбуждено уголовное дело.
  • В ССС были перенаправлены поступившие в Генпрокуратуру заявления и публикации относительно 5 млрд долларов, предлагавшихся за сдачу Арцаха, для приобщения к указанному уголовному делу.
  • Для подготовки материалов в ССС были перенаправлены сведения о заявлениях лидера партии «Национальная безопасность» Г. Исагуляна о продаже бывшим директором СНБ РА А. Карамяном владеющим армянским языком азербайджанцам армянских паспортов, о переправке 400 азербайджанцев из Нахиджевана через Каджаран в Арцах, о получении Н. Пашиняном и его соратниками 48 млн долларов США от турок и азербайджанцев за осуществление в 2018 г. смену власти в Армении. Сам Исагулян, по сообщению Генпрокуратуры, отказался давать объяснения касательно озвученных им сведений. Возбуждено уголовное дело по признакам лжесвидетельства.
  • По результатам мониторинга в середине ноября был составлен рапорт о наличии утверждений и сведений общего характера о якобы безосновательном отступлении и преднамеренной сдаче города Шуши азербайджанским войскам, об отдельных фактах неисполнения армейских обязанностей путем ухода с позиций без приказа. Этот рапорт Генеральный прокурор отправил в Следственный департамент СНБ для вынесения надлежащей уголовно-правовой оценки.
  • Предметом детального рассмотрения станут наблюдения-свидетельства известного российского журналиста, предположительно – аудиозапись с участием президента НКР, опубликованное 12.12.2020 г. интервью бывшего секретаря Совета безопасности Арцаха С. Бабаяна, и др.
  • Расследуется также несколько уголовных дел по поводу фактов правомерности приобретения для нужд АО НКР оружия, боеприпасов, военного обмундирования и продовольствия, хищений в этом процессе с участием должностных лиц, совершения мошенничества, должностных фальсификаций, превышения власти или должностного бездействия.

22 декабря Генпрокуратура РА сообщила, что в результате следствия не подтвердились слова генерала М. Акопяна о том, что Пашинян на третий день войны остановил процесс мобилизации. В ходе предварительного следствия были получены документы, свидетельствующие о том, что процесс пополнения ВС в течение всего периода военных действий, а также после них не прерывался и был организован и реализован в установленном порядке. Причем было выяснено, что привлечение добровольцев не сыграло какой-либо роли в процессе пополнения и доукомплектации ВС.

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РА

На данный момент правоохранительные органы РА расследуют также 1358 уголовных дел, возбужденных в связи с предполагаемыми преступлениями, совершенными в ходе войны гражданами и военнослужащими ВС РА и АО НКР. Обвинения предъявлены 425 гражданам, в том числе по статьям 327 (уклонение от прохождения срочной военной службы, тренировочных сборов или мобилизации), 356 (неисполнение приказа), 362 (дезертирство) и 364 (отказ от исполнения обязанностей военной службы) УК РА. В отношении 117 военнослужащих в качестве меры пресечения избран арест, 25 военнослужащих объявлены в розыск.

ЗАДЕРЖАНИЯ, ОБВИНЕНИЯ, ДОПРОСЫ

22 декабря поступило сообщение, что мэру Гориса Арушу Арушаняну предъявлены обвинения по шести статьям УК РА. Ведется следствие для выяснения всех обстоятельств превышения должностных полномочий, а также организации им незаконного предпринимательства, нарушения правил сохранения и использования недр, самоуправства, преднамеренного нанесения вреда здоровью средней тяжести, попыток организации и проведения собрания с нарушением установленного порядка.

22 декабря был задержан мэр города Каджаран Манвел Парамазян.

23 декабря против бывшего руководителя общины Эребуни, его сына и его бывшего заместителя выдвинуто обвинение в препятствовании нормальной работы Ереванского метрополитена.

23 декабря по факту публичных призывов к насилию возбуждено уголовное дело против главы партии «Национальная безопасность» Гарника Исагуляна. Он призвал объявить награду за убийство Пашиняна, дать 1 млн долларов и звание «герой Армении».

23 декабря представитель ВО АРФ Ишхан Сагателян приглашен в Следственный комитет Армении для дачи объяснений. Готовятся материалы по факту заявлений, содержащих принуждение к выполнению или невыполнению каких-либо действий депутатами НС РА вне их полномочий посредством угрозы применения силы.

23 декабря лидер партии «Отечество» Артур Ванецян также был вызван на допрос в Специальную следственную службу.

23 декабря следователи посетили оппозиционного кандидата в премьер-министры РА Вазгена Манукяна.

Принято решение также об аресте полковника полиции Саята Шириняна за призывы к насилию, о которых свидетельствует его запись в соцсети Facebook. Ширинян в ней отметил: «Если бы я был лидером протестного движения, то будьте уверены, мы бы предприняли конкретные шаги, хотя я не критикую организаторов, поскольку они избегают кровопролития. Но уже совершенно ясно, что это невозможно без кровопролития».

 ЭКОНОМИКА

РА-ЕАЭС

В январе — октябре 2020 г. из стран ЕАЭС в РА был зафиксирован рост грузоперевозок по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, который составил 3,5%, достигнув 12,3 млн тонн. Увеличились объемы грузоперевозок трубопроводным путем, железнодорожным, автомобильным транспортом, снижение зафиксировано только по воздушному транспорту.

 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

РА-ЕС

17 декабря в ходе встречи с комиссаром ЕС по вопросам политики соседства и расширения О. Вархейном глава МИД РА А. Айвазян заявил, что дальнейшее углубление взаимодействия с ЕС и его странами-членами продолжает оставаться одним из приоритетов внешней политики РА. Стороны обсудили широкий круг вопросов повестки партнерства РА-ЕС, обменялись мнениями о текущем этапе реализации Соглашения РА-ЕС, видении Восточного партнерства после 2020 г., а также обсудили вопросы региональной безопасности и стабильности. В этом контексте министр Айвазян представил комиссару шаги, предпринимаемые для устранения последствий войны в НК, а также шаги, направленные на разрешение кризиса в Арцахе.

В свою очередь, Вархейн подчеркнул, что ЕС привержен оказать поддержку РА в социально-экономическом восстановлении и осуществлении продолжительных внутригосударственных реформ в интересах граждан и бизнеса РА. В частности, он заявил, что ЕС готов предоставить гуманитарную помощь еще дополнительно на 10 млн. евро и работать над более комплексным преобразованием конфликтов и долгосрочным социально-экономическим развитием.

ЕС подтвердил свою полную приверженность совместной повестке, а также выразил готовность содействовать РА в преодолении вызовов на пути осуществления реформ. ЕС поприветствовал и поддержал решительную приверженность РА в полном выполнении двустороннего соглашения, несмотря на текущие вызовы, с которыми сталкивается страна.

РА-ООН

21 декабря глава МИД РА А. Айвазян встретился с постоянным координатором ООН в РА Ш. Шарпом и руководителями специализированных агентств ООН в РА для обсуждения перспектив сотрудничества РА-ООН, оказания гуманитарной помощи населению, пострадавшему от войны в Арцаха, а также мер по преодолению социально-экономических последствий эпидемии COVID-19.

МНЕНИЕ

ТИГРАН ДЖРБАШЯН

По оценке главы консалтинговой компании «Америа» Т. Джрбашяна, РА, в условиях военного положения и 2-ой волны коронавируса с быстрыми темпами распространения, завершит 2020 г. со спадом ВВП в диапазоне 8,5-9,3%. Особенно большой спад будет по импорту, а спад экспорта продолжится. Это окажет серьезное воздействие на экономическую политику и благосостояние граждан. «Армения находится в условиях “идеального шторма”, поскольку во всех отраслях наблюдается кризис».

Джрбашян перечислил конкретные вызовы, стоящие перед РА: проблемы с человеческим капиталом, который и до нынешней ситуации находился в критическом состоянии, учитывая демографическую яму, в которой оказалась РА начиная с прошлого года. В 2022-2023 гг. беспрецедентно резко возрастет население пенсионного возраста, что на фоне спада вовлеченности молодежи на рынок труда приведет к серьезной нагрузке на бюджет – будет весомый дефицит. Так же демографический феномен приводит и к образовательному кризису, поскольку в условиях падения совокупного спроса в результате демографической ямы система образования адаптирует предложение к спросу, снижая тем самым уровень качества. А если еще учесть, что в войне именно поколение, оказавшееся в этой демографической яме, понесло серьезные потери, то это будет одним из основных вызовов.

Джрбашян отметил, что есть ограниченный объем частных инвестиций и мало вероятен рост иностранных инвестиций, есть также неопределенность и ожидаемая негативная перспектива приведут к феномену оттока капитала.

Более того, в таких условиях даже возможен большой рост миграции населения, что еще более углубит вероятность оттока человеческих ресурсов и капитала. “Нужно переосмыслить бюджет и пересмотреть среднесрочные программы в соответствии со сложившейся ситуацией”. По его словам, политическая неопределенность приводит к фундаментальным сложностям в экономике, которые, в свою очередь, сказываются и на валютном курсе. «Когда амплитуда политической неопределенности мала, то может быть вероятность воздействия на экономику в краткосрочной перспективе, но когда эта неопределенность приводит к невозможности государства противодействовать серьезным экономическим проблемам, то эта неопределенность превращается уже в экономические факторы».

 СТЕПА САФАРЯН

Глава Общественного совета РА С. Сафарян через единого оппозиционного кандидата В. Манукяна видит фигуру экс-премьера РА Карена Карапетяна. По его информации, еще в ходе 44-дневной войны появилось множество признаков в пользу предпочтения Карапетяна на посту премьер-министра РА. Более того, еще планом 2018 г. предусматривалось, что по итогам революции, премьером станет именно Карапетян. Сафарян подчеркнул, что фигура С. Саргсяна тогда стала слишком одиозной и нежелательной не только для народа РА, но и для РФ. Но слишком упрямая «бархатная революция» смешала все карты. По убеждению Сафаряна, парад требований отставки Пашиняна стелет дорожку для Карапетяна. Именно последний с весьма высокой степенью вероятности является самым приемлемым для Москвы кандидатом руководители РА. Тем не менее, даже разочарованная действующей властью и испытывающее глубокое уважение к РФ часть общества является категорическим противником возвращения “бывших”. И, на этом фоне, несколько тысяч протестующих на улице с требованием отставки Пашиняна создать ситуацию по полному переформатированию политической жизни пока не способны. Но полностью исключать риски нестабильности в Армении также не приходится. Но в любом случае, текущий протест лишь частично отражает общественные настроения. «Именно этим обусловлено постоянное появление новых игроков, пытающихся укрепить повестку отставки Пашиняна».

 САРО САРОЯН

18 декабря в интервью АрмИнфо аналитик С. Сароян выразил мнение, что пассивность Москвы в соблюдении армянских интересов и реализации пунктов трехстороннего заявления имеет довольно простое объяснение — Россия уже не является всемогущей империей. По его мнению, армянское общество упорно не желает признаваться само себе, что сегодняшняя Россия уже не та Россия, которой она была еще вчера. «Меж тем, ряд обстоятельств, как в ходе войны, так и по ее итогам, прямо связаны с понижением роли России. С этим же было связано закрепление на Южном Кавказе турецких военных еще по итогам июльских совместных турецко-азербайджанских военных учений».

Таким образом, 44-дневная война, по оценкам аналитика, лишь доказала правильность расчетов Анкары относительно возможностей влияния Москвы на текущую ситуацию. После этого Россия, с целью «спасти лицо» задействовала политический инструментарий, разместив в Арцахе своих миротворцев. Тем самым, Москва пытается продемонстрировать миру, что ее роли и значению в регионе по-прежнему ничего не угрожает. Однако, реальность, по мнению Сарояна, выглядит несколько иным образом.

По его оценкам, в Москве надеялись, что размещение в Арцахе российских миротворцев позволит привнести на Южный Кавказ хотя бы временную стабильность, но и тут российские расчеты не оправдались. Причина в осознании Турцией нежелания РФ идти на военное столкновение. Осознании готовности Москвы сделать для этого все, включая готовность принести в жертву РА. «Как результат мы превратились в мелкую разменную монету в геополитическом торге между Россией и Турцией. И даже не пытаемся осознать, что нас пусть вынужденно, но приносят в жертву». Сароян считает, что РФ будет делать все с целью достижения хотя бы относительной стабильности в отношениях с турками. Эрдоган в свою очередь прекрасно понимает, что поймал Россию за руку в ее бессилии и теперь будет по возможности ее выворачивать. «Соответственно, ожидать стабильности, в этом свете, не приходится».

В этом плане аналитик констатировал полное фиаско многолетней политической линии Еревана по возложению ответственности за безопасность РА и НК на Москву. По его оценкам, надежды властей РА избавиться от проблем с безопасностью, переложив всю ответственность на плечи РФ, оказались иллюзорными. Особенно в свете того, что в ходе 44 дней войны против РА воевало несколько военно-политических центров силы.

Таким образом, по его словам, принятие суверенных решений, посредством взятия на себя полноценной ответственности за эти решения остается для руководства РА практически безальтернативным вариантом. «Даже в сложившейся ситуации это станет наилучшим решением для Армении. И на этом пути для начала необходимо прекратить возлагать надежды на других. После этого уже начнут вырисовываться новые конфигурации и возможности дальнейших действий».

 АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН

По мнению директор института «Кавказ» Ал. Искандаряна, сегодня почти все политические силы РА работают на разрушение того фундамента, который худо-бедно был создан в течение последних 30 лет. Проблема РА, по его оценке, не в том, чтобы отстранить действующую власть от рычагов управления, проблема в том, что делать дальше. Сегодня трудно спрогнозировать, за кого будут голосовать граждане, если завтра пройдут парламентские выборы. Искандарян выразил сомнение, что правящий в настоящее время блок «Мой шаг» наберет необходимое количество голосов, точно также нет уверенности в успехе на выборах ППА во главе с Г. Царукяном. Поэтому неизвестно, кто будет вести переговоры с Азербайджаном по каждому куску, по каждому метру территорий. Проблема, как заметил Искандарян, не в формировании армии, а в очень остром политическом кризисе, когда надо осуществлять рестарт государства. «Нужно строить фундамент государства, определиться с вопросом, кто будет планировать правильную политику того или иного государственного органа, какие придут менеджеры. Проблема в этом».

Предположив возможную смену власти, Искандарян выразил сомнение в эффективности новых правителей, которые в настоящее время своими выступлениями на площадях объединены по негативному признаку, выступая против нынешнего порядка. Но что будет, если этот порядок исчезнет. Они тут же переругаются. «Начнется борьба за должности, правительству придется включать в свой состав людей, которые стояли на площадях, но которые не способны управлять».

По его мнению, Пашинян — материализованные чаяния огромного количества людей, которые для того, чтобы отправить в отставку предыдущее правительство, готовы были голосовать за парламент, практически никого не зная. И если бы Пашинян предложил совершенно других людей, его избрали бы точно с таким же успехом, потому что избирали не сам парламент, а то настроение, которое царило 2,5 года назад. При этом, по его словам, был избран примитивный подход к политике по принципу «приведем хороших людей и все станет отлично». «Избирали надежду на чудо. Будут сняты камеры видеонаблюдения, деньги, которые отнимут у олигархов, будут направлены на трехкратное повышение зарплат и т.д. и т.п.».

Он заметил, что РА потеряет те места, на которые выйдут азербайджанцы, даже, если завтра к власти в стране придут другие люди. «Все равно потеряем. Нужно поднимать страну. Проблема сложная, но необходимо идти по этому пути».

Искандарян отметил, что трехстороннее заявление не является документом о мире, это документ о приостановлении войны, о перемирии, а карабахский вопрос так и остался нерешённым. По его мнению, это заявление неверно трактуется во многих странах, в том числе, и в РА. Этот документ готовился в ситуации кризиса и цейтнота, и ожидать от этой бумаги, что в ней будет приостановление огня, а кроме этого – разрешение конфликта, который не могу разрешиться предыдущие 30 лет, да еще и после войны, сложно. Подписывая данное заявление, стороны рассчитывали прекратить огонь, и затем решить остальные вопросы, но, по его мнению, сделать быстро это не получится, так как у Азербайджана желание идти на компромиссы только уменьшилось после событий этой войны.

Отвечая на вопрос, почему после завершения военных действий на границах происходят нарушения режима прекращения огня, Искандарян ответил, что карабахская проблема всё еще не решена. «А что, собственно говоря, изменилось? В другом формате, с другой территорией, уменьшенной, судя по всему, с количеством населения, которого в Арцахе будет теперь меньше, с новой конфигурацией вооруженных сил карабахская проблема где была, там и осталась».

По его мнению, установка Азербайджана направлена на осуществление давления на Арцах путём эскалаций, диверсионных актов, нападений и взятием заложников. «Это было и до этого, это будет и сейчас…Так как ситуация сейчас такова, что это можно делать и можно попытаться в этот период урвать чего-нибудь, то это происходит больше, чем обычно».

 РУБЕН МЕЛКОНЯН

Тюрколог Р. Мелконян считает, что

  • логика второй арцахской войны, ее итоги и особенно наблюдающиеся после завершения боевых действий процессы говорят в пользу того, что наш регион ожидают широкомасштабные, в том числе боевые, действия.
  • С учетом сохраняющегося сосредоточения иранской армии на границе, усиления турецкого фактора, политики США, он ожидает усиления российского военного присутствия в целом, и увеличения миротворческого контингента, в частности.
  • В большой войне региональных держав вопрос существования Армении может вообще не иметь в их глазах какой-либо ценности. Более того, уже сегодня турецко-азербайджанская угроза в отношении Армении разворачивается на двух векторах: военном — арцахский вектор, и на вполне мирном векторе, в виде предложенной турецким президентом Эрдоганом платформы сотрудничества с участием шести государств региона.
  • И сегодня Армения продолжает оставаться для турецко-азербайджанского тандема мишенью, о чем практически открыто говорит Эрдоган. Анкара и Баку уже договорились о постройке газопровода из турецкого Игдыра в Нахиджеван, который получит продолжение по территории Армении. Данную возможность тандему предоставляет акт капитуляции.
  • Уже сегодня между Турцией и Азербайджаном, Турцией и Россией идут переговоры о прокладке газопровода по территории Армении. «А Армению даже не спрашивают — согласна ли она стать страной-транзитером. О нас на этих переговорах просто не вспоминают. Меж тем, газопровод является лишь частью турецко-азербайджанского плана по аншлюсу Сюника. А в Баку уже активно печатают соответствующие карты».

 

АРА КАЗАРЯН

Специалист международного права Ара Казарян считает, что

  • Прежде чем приступать к демаркации, для начала необходимо проверить меру соответствования советских чертежей границ текущим реалиям. После чего на основе исследования правовых основ данных документов приступить к демаркации. «Причем, весь этот процесс может затянуться на срок до десяти лет».
  • Осуществление этого процесса в ускоренном темпе приведет лишь к весьма условным итогам. При этом, пересмотреть впоследствии итоги подобной демаркации «на ногах» будет весьма сложно. Демаркация же армяно-азербайджанской границы «на глазок» рано или поздно приведет к взрыву накопившихся вследствие этого проблем. Подобных проблем уже сегодня множество. И согласно определенным на основе советских карт границам, и в будущем могут возникнуть серьезные проблемы, препятствующие, к примеру, работе того же капанского аэропорта.
  • Ошибочно провести демаркацию границ исключительно на основе советских карт, поскольку в том же праве на имущество за последние 30 лет имело место множество перемен. Соответственно, законных владельцев участков и недвижимости, расположенных на территориях, внезапно ставшими спорными, совершенно не интересуют договора государства с Азербайджаном.
  • Все это ведет к возникновению огромного числа правовых проблем. Соответственно, вопросы делимитации и демаркации границ, согласно его убеждению, можно и необходимо решать исключительно на правовых основах. Для этого необходимы рабочие группы, годы переговоров, с учетом сформировавшихся за 30 лет инфраструктур и возможности передвижения.
  • Само Заявление глав государств от 9 ноября нуждается в ратификации парламентов двух стран, что позволит превратить его в договор. «Трехстороннее заявление — это лишь путеводитель пунктов, вокруг которых сторонам предстоит договариваться в будущем. Что сторонам и предстоит делать. Одна лишь реализация 9-го пункта Заявления — предоставление коридора через Мегри займет не менее четырех лет. Ратификация заявления народом в лице парламента необходимость. Меж тем, ратификации подлежит лишь договор, которого сегодня нет. Есть лишь согласие сторон о прекращении огня».

 

ТГ-КАНАЛЫ: СУДЬБА НОВОГО ПРЕМЬЕРА РА РЕШАЕТСЯ В МОСКВЕ

Армянские ТГ-каналы пишут, что после поражения в войне РА потеряла не только территории, но и большую часть суверенитета. В эти дни именно в Москве решается главный вопрос – отставка премьер-министра Пашиняна. Для решения этого вопроса 17 декабря в Москву отправился экс-президент РА, друг Путина Р. Кочарян. Формально он не мог покинуть страну, поскольку находится под следствием, и срок предыдущего разрешения суда покинуть РА закончился. Тогда суд дал такое разрешение после вмешательства Пашиняна, чтобы Кочарян провел переговоры по Карабаху с российской элитой. В этот раз тоже Кочаряну дали разрешение покинуть страну по указанию властей.

В Москву отправился также первый вице-премьер РА М. Григорян – человек, который отвечает за переговоры с Москвой по всем ключевым вопросам.

В российскую столицу улетел и лидер партии «Просвещенная Армения» Э. Марукян. Он удобный для Пашиняна кандидат в премьеры после отставки. Марукян точно не начнет вендетту против Пашиняна и его команды.

Согласно информации @bagramyan26, визиты этих людей в Москву взаимосвязаны. Отставка Пашиняна – вопрос времени. Сейчас обсуждаются детали и механизмы. Программа максимум – не допустить избрания кандидата от оппозиции В. Манукяна и добиться выдвижения кандидатуры приемлемого для властей политика, который будет временным премьером, пока не пройдут выборы и не сформируется новое правительство. Марукян – один из таких кандидатов.

Кроме этого, Пашинян хочет получить гарантии безопасности для себя, своей семьи и команды в случае ухода с должности премьера. Такие гарантии от лица оппозиции может дать только Кочарян.

Если согласуют приемлемого для оппозиции и власти кандидата, обеспечат безопасность Пашияна и команды, то Пашинян уходит в отставку до Нового года.

Судьба армянского государства не только в руках Пашиняна, но и оппозиции. Чем быстрее они придут к компромиссу, тем меньше потерь будет у страны.

 ТГ-КАНАЛЫ: ЧТО СДАЛА АРМЕНИЯ БЕЗ ЕДИНОГО ВЫСТРЕЛА.

Почему для Азербайджана и Турции так важен Лачинский район? Не только из-за коридора, соединяющего РА с НК.

  • В Лачинском районе есть 3 месторождения высококачественной ртути с общим объемом запасов не менее 1500 тонн и два месторождения туфа объемом до 5,5 тыс. кубометров.
  • В районе имеется два месторождения полудрагоценных цветных камней – агата и жадеита (1 тыс. тонн).
  • В северном и северо-западном секторах района есть проявления запасов хромитовой, кобальтовой, золотоносной руд.
  • В центральном секторе предполагаются немалые запасы свинцовой, медной руд, серного колчедана, редкого вермикулита и ряда других видов слюды.
  • По всему Лачинскому району разбросаны 10 крупных источников высокоцелебных минеральных вод.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

2 марта 2021

«Движение за спасение Родины» потребовало экстренной встречи с президентом страны Арменом Саркисяном. Такое решение было принято после того, как Саркисян решил обратиться в Конституционный суд с вопросом об освобождении от занимаемой должности начальника Генштаба Оника Гаспаряна, которое было принято ранее …

1 марта 2021

ОБРАЩЕНИЕ Совета Международного «Лазаревского клуба» в связи с обострением внутриполитической ситуации в Армении Граждане Армении! Республика Армения, только что пережившая тяжелейшее поражение в своей истории, перед лицом нового испытания, от которого зависит быть ей или не быть. В своей попытке …

1 марта 2021

Президент Армении Армен Саркисян получил повторное прошение премьера Никола Пашиняна об отставке главы Генштаба ВС страны. Об этом в понедельник, 1 марта, сообщает пресс-служба главы государства. Отмечается, что президент выступает за объединение политических сил республики за столом переговоров, чтобы разрешить …


Ваш браузер устарел! Обновите его.