×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-107/
Новости
27 апреля
26 апреля
25 апреля
24 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
14:47 , 11 Апрель 2024
1769
0

Обзор 4-10 апреля 2024 г.

 АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

4 апреля замглавы МИД РА Ваан Костанян заявил:

  • Угрозы президента Азербайджана в преддверии встречи Блинкен-Пашинян-фон дер Ляйен неприемлемы. Развитие сотрудничества со своими партнерами, в том числе с США и ЕС, является суверенным правом РА.
  • Костанян сомневается, что Баку стремится к миру.
  • Армения ожидает от Азербайджана письменного подтверждения к выполнению договоренностей. Речь, в частности, идет о процессе делимитации и демаркации границы, который, должен проводиться на основе Алма-Атинской декларации. На данный момент определенности по части делимитации и демаркации нет.

4 апреля в эфире ОТА секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Делимитация и демаркация должны проводиться на основании Алма-Атинской декларации.
  • Ереван готов к взаимному признанию территориальной целостности и продвижению мирного договора с Баку на этой основе.

5 апреля в ходе брифинга в Брюсселе премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • РА полностью привержена процессу делимитации границ на основании Алма-Атинской декларации и разблокировке всех региональных коммуникаций, полного уважения принципов суверенитета и юрисдикции стран, равенства и взаимности.
  • Для достижения всего этого правительство РА представило инициативу «Перекресток мира». Ереван надеется, что партнеры поддержат интеграцию этой инициативы со стратегией ЕС «Global Gateway».

6 апреля в интервью ОТА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Армения не заинтересована в обострении ситуации, а беспорядочная стрельба ВС Азербайджана не способствует миру.
  • РА привержена повестке долгосрочного мира на Южном Кавказе, но для этого нужна и готовность другой стороны.
  • Действительно существует историческая возможность для заключения долгосрочного мира в регионе Южного Кавказа.
  • На всех переговорах вокруг заключения мирного договора стороны уже пришли к ряду договоренностей. Но есть два основных вопроса, где представления сторон пока далеки друг от друга. Первый вопрос касается взаимного признания территориальной целостности и процесса дальнейшей демаркации, второй – разблокирования инфраструктур, и, «если мы хотим связать эти два вопроса с Алма-Атинской декларацией, мы видим нежелание Азербайджана».
  • Процессы делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, по большому счету, отдельны, однако их стоит рассматривать в контексте общего урегулирования отношений. В последнее время состоялся ряд рабочих встреч между комиссиями Армении и Азербайджана и сейчас на столе обсуждений есть ряд вариантов. Может быть, также удастся в ближайшем будущем добиться прогресса и по этим вопросам.
  • Позиция Армении в разблокировке региональных инфраструктур очень четкая, публичная, обоснованная и объяснимая. РА не только готова, но и заинтересована стать частью новых международных транзитных путей, которые могут позволить обеспечить грузо- и пассажироперевозки из Китая в Европу. «Готовы как можно скорее подписать соглашение, проект, заявление. Это исходит из интересов не только Армении, но и региона».
  • Но эта разблокировка может произойти при полном уважении суверенитета РА, ее юрисдикции относительно коммуникаций и на основе принципа взаимности. Как Азербайджан может перевозить грузы по территории Армении, так и Армения может это делать по территории Азербайджана. «Мы готовы обеспечить безопасность грузов и пассажиров на нашей территории. Создано специальное подразделение, которое будет этим заниматься».
  • Почему РА не подписывает соглашение — эти инфраструктуры не могут контролироваться ВС третьих стран. Все процедуры при въезде и выезде из РА должны соблюдаться, естественно в максимально упрощенном и модернизированном виде.

8 апреля глава комиссии НС РА по вопросам обороны и безопасности Андраник Кочарян заявил:

  • Обстрелы со стороны Азербайджана на границе — «проявления истерики». «Наверное, стоящие с той стороны решили вести беспорядочный огонь. Такое часто бывало, и это ни с чем не связано», — считает он.
  • Кочарян не видит, что Баку ведет к эскалации и началу боевых действий.
  • Ереван сделает все, чтобы такие обстрелы получили оценку, в том числе, на уровне наблюдателей ЕС, и добьется того, чтобы таких обстрелов больше не было.

8 апреля пресс-секретарь МИД Ани Бадалян сообщила, что Армения ответила на последние предложения азербайджанской стороны по мирному договору.

9 апреля вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:

  • Переговоры по делимитации армяно-азербайджанской границы могут начаться после нахождения решений по принципиальным вопросам. Важнейшие принципы: безопасность, социально-экономические и правовые вопросы. «Пока эти вопросы не решены, окончательного решения о начале переговоров по делимитации не будет».
  • Решение о начале делимитации с Тавушской области также может быть принято лишь тогда, когда будет достигнут консенсус по принципиальным вопросам.
  • Обсуждается множество вопросов, есть много вопросов, восприятия по которым схожи, но есть вопросы, по которым консенсуса нет.

9 апреля глава комиссии НС по вопросам обороны и безопасности Андраник Кочарян заявил:

  • Если власти начали с демаркации границы с Тавушской области, это значит, что «где-то, в какой-то закрытой комнате, какой-то орган госбезопасности посмотрел, где будет целесообразнее, и счел это правильным, этот орган называется Генеральный Штаб». Т.е. мнение Генштаба должно быть первостепенным в вопросе организации делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы. «Без учета мнения Генштаба эффективная организация работы комиссии по делимитации будет невозможной».
  • Стрельба на границе с Азербайджаном не производит впечатление надвигающейся войны. Если ВС РА не отвечают на стрельбу с азербайджанской стороны, значит реальной угрозы в действиях противника в конкретном случае и в конкретном направлении они не видят. Тем не менее, возможность новой широкомасштабной агрессии не исключается.
  • Никакого приказа, запрещающего ВС РА открывать ответный огонь, дано не было. «Если возникнет необходимость и, если командир посчитает необходимым открыть ответный огонь, это будет сделано».

9 апреля спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Переговоры и разговоры продолжаются. Встречаются рабочие группы, однако это ни о чем не говорит.
  • В какой-то момент, если не удастся прийти к соглашению с Баку, армянская сторона может отказаться от подписания какого-либо документа.

10 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Историческая и реальная Армения не только не совместимы, но и зачастую враждуют друг с другом и создают друг для друга серьезные угрозы. Долгое время Пашинян и его команда являлись носителями психологии и традиций исторической Армении, и лишь в 2022 г. констатировали, что ключевой фактор обеспечения безопасности РА игнорируется с первых лет государственности — это международно-признанные границы Армении.
  • РА начали «сковывать» 1996-1998 гг. Более того, вопрос существования РА был поставлен с Апрельской войны 2016 г.
  • Вопрос же НК был закрыт давно. После саммита ОБСЕ в Лиссабоне от 1996 г. вопроса НК не существовало. Существовал вопрос РА в том смысле, что международная архитектура, которая де-юре предопределяет содержание вопроса НК, уже был готова зафиксировать, что НК не может не быть в составе Азербайджана.
  • Еще 2023 г. на европейских площадках была возможность начать разговор с Азербайджаном, однако НК не пошел на это, так как им запретили. «И это не я запретил. Я бы не смог и не захотел».
  • В НК не осталось армян потому, потому что мы все не приняли простую реальность, а именно — народ НК имеет право на самоопределение в составе Азербайджана. Именно поэтому два года назад он говорил о необходимости «снизить планку» в вопросе статуса НК.
  • Это абсолютная ложь, что хотя бы миллиметр территории Тавушской области подлежит обсуждению. Это распространяемая определенными политическими силами в целях набора политических очков ложь.
  • Если граница между Арменией и Азербайджаном фиксируется совместно с Баку, это не может быть односторонним процессом. Ереван должен также зафиксировать свою заинтересованность в этом вопросе.
  • Отсутствие договоренности означает, что стороны не пришли к согласию о том, с какой именно точки и на какой территории начинается делимитация. «Завтра, возможно, мы придем к согласию, поскольку на рабочем уровне ведутся обсуждения».
  • Несмотря на то, что нет договоренности относительно карт, по которым будет вестись демаркация армяно-азербайджанской границы, есть правовая основа в виде Алма-Атинской декларации, а 4 села, о которых идет речь, никогда не были в составе ни Армении, ни Армянской ССР.
  • Речь не идет о сдаче или не сдаче сел. «Мы проводим делимитацию, признавая территориальную целостность Армении. При проведении границы в какой-либо точке, мы зафиксируем следующее: что есть Армения, а что есть Азербайджан».
  • Как минимум одно из этих четырех сел в Тавушской области, которые требует Баку, никогда не было и сейчас не находится под контролем РА, равно как и полностью территория других трех сел.
  • Делимитация на указанном участке Тавушской области и реализация результатов делимитации не гарантирует, что Азербайджан вернет жизненно-важные территории более чем трех десятков армянских сел и продолжит процесс делимитации. Одновременно, отказ от того, чтобы начать делимитацию на этом участке гарантирует, что Азербайджан не вернет жизненно-важные территории армянских сел и эту отрицательную гарантию нужно нейтрализовать.
  • Делимитация на указанном участке также не гарантирует безопасность, однако отказ от того, чтобы адресовать вопрос и решать его, гарантировано повысит угрозы безопасности и эту отрицательную гарантию нужно нейтрализовать.
  • Выбрать формат взаимодействия также не гарантирует, что на территорию РА не будет нового нападения. Однако противоположные действия гарантируют нападение на территорию РА и эту отрицательную гарантию нужно нейтрализовать.
  • Избегание войны или не допущение войны – это нормальная, естественная задача, но в данной ситуации у нас не только эта задача. Наша задача также заключается в том, чтобы зафиксировать суверенную территорию РА.
  • Залогом дальнейшего развития суверенитета и государственности РА является нормализация и углубление отношений с соседями, однако имеют место как внутренние, так и внешние вызовы. Одним из этих вызовов является продолжающаяся агрессивная политика АР, которая выражается в риторике, пограничных провокациях, постоянной оккупации суверенных территорий РА, приобретении оружия на десятки миллионов.
  • Заявления Азербайджана о реформировании Армянской армии, формировании новых оборонных структур и приобретении боеприпасов являются неотъемлемой частью этой агрессивной политики. Но иметь боеспособную армию — суверенное право каждой страны. С другой стороны, провоцирование гонки вооружений в регионе не может привести к каким-либо хорошим результатам. «Более того, мы и не хотим участвовать в гонке вооружений с Азербайджаном».

АЗЕРБАЙДЖАН

5 апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • Трехсторонняя встреча в Брюсселе между США, ЕС и РА является очередным источником угрозы для Южного Кавказа. Эта встреча имеет цель «превратить Армению в вооруженный форпост на Южном Кавказе», что в будущем приведет к «большой катастрофе».
  • Баку сделал заявления, чтобы предупредить об этом партнеров в США и Европе.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

США

4 апреля пресс-секретарь Госдепа США Мэтью Миллер заявил:

  • В ходе разговора с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым госсекретарь США Энтони Блинкен подчеркнул, что нет никаких оправданий усилению напряженности на границе, и предупредил, что агрессивные действия и риторика с любой стороны подорвут перспективы мира.
  • Блинкен подтвердил необходимость того, чтобы Азербайджан придерживался своих международных обязательств и обязательств в отношении прав человека и основных свобод, и призвал освободить несправедливо задержанных.

5 апреля помощник секретаря Бюро по делам Европы и Евразии Госдепа США Джеймс О’Брайен заявил:

  • США призывают РА продолжить путь мира и попытаться достичь окончательного соглашения с АР.
  • Это лучший способ обеспечить безопасность и процветание региона в долгосрочной перспективе, особенно новых торговых путей, которые могли бы проложить путь из Средиземноморья в Центральную Азию. «Мы приветствуем все эти шаги».

ФРАНЦИЯ

4 апреля пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян заявила:

  • Комментарий министра ИД Франции от 2 апреля, цели и вклад вовлеченности Франции на пути установления мира в регионе, известны всем партнерам. «Примеров много, как в плане взаимодействия с Арменией на двустороннем, так и на региональной и многосторонней платформах».
  • Можно особо выделить четырехстороннюю встречу, состоявшуюся в октябре 2022 г. в Праге в рамках Европейского политического сообщества, во время которой руководители Армении и Азербайджана вновь подтвердили свою приверженность Алма-Атинской декларации 1991г.
  • Ереван отмечает важность вклада Франции также в качестве члена ЕС, чья миссия с октября 2022 г. после той же Пражской встречи проводит мониторинг государственной границы между РА и АР, и в последние дни Франция выступила с соответствующими сообщениями. Деятельность и оценки миссии ЕС, должны учитываться, в том числе, в позициях всех государств-участников ЕС.

10 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Президент Франции Макрон сыграл огромную роль в достижении Пражских договоренностей с Азербайджаном в октябре 2022 г., по которым Армения и Азербайджан согласились признать территориальную целостность друг друга. Эти договоренности стали важным подспорьем для дальнейших мирных переговоров на Южном Кавказе.
  • И на этом фоне нападки на президента Макрона и Францию удивительны, неприемлемы и непонятны.

РОССИЯ

10 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Все территориальные споры между Баку и Ереваном должны урегулироваться исключительно политико-дипломатическими методам.
  • Москва призывает Ереван и Баку проявить максимальную сдержанность и снизить накал воинственной риторики.
  • Все механизмы для достижения мира на Южном Кавказе есть и, в первую очередь, речь идет о комплексе трехсторонних договоренностей лидеров стран.
  • РФ готова оказать содействие в поиске решений, в том числе, по вопросу демаркации границ.

 ГЕРМАНИЯ

9 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян в ходе телефонного разговора с канцлером ФРГ Олафом Шольцем обсудил мирный процесс между РА и АР.

  • Пашинян отметил, что РА готова выйти на решения на основе принципов, согласованных 6 октября 2022 г. в Праге, 14 мая и 15 июля 2023 г. в Брюсселе, а также 5 октября 2023 г. в Гранаде.
  • Пашинян назвал неприемлемой любую попытку исказить эти принципы.

 ИРАН

9 апреля представитель МИД ИРИ Насер Канаани заявил:

  • Южный Кавказ не должен стать ареной геополитической конкуренции.
  • Укрепление экономического сотрудничества и расширение связей играет важную роль в установлении мира и стабильности в регионе, для этого необходимо использовать возможности региональных форматов, в том числе «3+3».

 ТУРЦИЯ

4 апреля глава делегации парламента Турции в ПА НАТО Мевлют Чавушоглу заявил:

  • Открытие Зангезурского коридора пойдет на пользу всем. Открытие этого коридора сулит хорошую выгоду как для региона, так и для самой РА. Анкара поддерживает его открытие.
  • Некоторые страны во главе с Францией сбивают с курса Армению. Турция неоднократно заявляла об этом представителям Франции. «Им нужно отказаться от попыток поддерживать Армению другими способами. Пусть они не забывают о том, что наш любимый Азербайджан никогда не остается в одиночестве».
  • Оказание военной поддержки Армении сегодня не сулит никакой выгоды ни Армении, ни региону. Вместо этого необходимо поощрять мир в регионе.
  • Турция окажет Азербайджану всяческую поддержку, согласно Шушинской декларации. Азербайджан «никогда не останется в одиночестве».

5 апреля Чавушоглу, комментируя итоги встречи РА-ЕС-США, заявил:

  • Если Запад спровоцируют войну, укрепив Армению, то Турция поддержит Азербайджан. «Если они укрепят Армению и побудят ее снова сражаться, пусть знают, что Азербайджан не одинок. Он никогда не будет одинок. Турция всегда с ними».
  • «Если они будут поставлять оружие Армении, мы дадим Азербайджану в 3 раза больше. Мы, конечно, будем поддерживать Азербайджан».

4 апреля МИД Турции выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • Намеченная на 5 апреля встреча Армения-ЕС-США, игнорирующая позицию Азербайджана, создаст основу для новых геополитических разногласий на Южном Кавказе.
  • Эта встреча противоречит принципу нейтралитета, который должен быть взят за основу для урегулирования региональных споров, считают в ведомстве.
  • Анкара также призывает Ереван передать Баку точные минные карты. Об этом говорится.

 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

4 апреля глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обсудила с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым намеченную на 5 апреля встречу РА-ЕС-США в Брюсселе.

  • Фон дер Ляйен обсудила «важные отношения между ЕС и Азербайджаном в рамках стабильного и процветающего Южного Кавказа».
  • Она отметила, что ЕС готов активизировать действия в поддержку разминирования.
  • Алиев выразил позицию азербайджанской стороны по этой встрече и отметил важность региональной инклюзивности.

4 апреля на парламентских слушаниях на тему «Новые перспективы и вызовы евроинтеграции Армении» посол ЕС в РА Василис Марагос заявил:

  • ЕС намерен поддержать ВС РА в вопросе поставок нелетального оружия. «Речь идет о необходимой поддержке, которая поможет укрепить имеющийся потенциал».
  • Это, в частности, относится к рамкам Европейского мирного механизма.
  • ЕС продолжает оставаться приверженным процессу стабилизации и урегулированию ситуации в регионе Южного Кавказа.

Глава комиссии НС РА по европейской интеграции Арман Егоян, в свою очередь, заявил:

  • ЕС очень оперативно принял решение об отправке гражданской наблюдательской миссии после очередного нападения на суверенную территорию РА в 2022 г. Уже в январе 2023 г. в РА была направлена постоянная наблюдательская миссия ЕС.
  • Сложно недооценить роль этой миссии в вопросе обеспечения безопасности РА в этот период.
  • Европейская наблюдательская миссия – одна из 13 подобных миссией ЕС, и по своим масштабам является одной из самых крупных.
  • Наряду с этим, ЕС принял решение об увеличении числа наблюдателей в Армении до 209 человек.
  • РА обратилась в ЕС с просьбой включить ее в список бенефициаров Европейского фонда мира. «Этот вопрос сейчас находится на стадии обсуждения. Надеюсь, Армения станет частью этого механизма», – заявил он.

6 апреля в интервью радио «Свобода» пресс-секретарь Еврокомиссии по иностранным делам и политике безопасности Петер Стано заявил:

  • АР и РА должны сами найти решение. «»Никто не сможет решить проблему за вас. Никто не может навязать вам решения. Все мы, международное сообщество, можем только помочь».
  • Существует международное право относительно территориальной целостности и суверенитета. И у ЕС очень четкий подход: международное право надо уважать, его нельзя нарушать. А если есть проблемы, их надо решать за столом переговоров.
  • Именно поэтому ЕС активно участвует в поддержке процесса переговоров между АР и РА для решения всех существующих проблем. «Это то, что мы уже делаем, работая с обеими сторонами в двустороннем и трехстороннем форматах для продвижения этого процесса».
  • ЕС не может играть роль арбитра. «Мы можем играть вспомогательную роль с другими партнерами, США, ООН, если хотите, потому что речь идет о соблюдении международного права».
  • ЕС не использует рычаги воздействия или принуждения, чтобы заставить кого-то что-то сделать, а предлагает свои услуги, лучшие практики и добрые намерения, чтобы помочь сторонам найти решение. «Договориться должны именно Азербайджан и Армения».
  • Вопрос о праве вынужденных переселенцев из Арцаха вернуться без какой-либо угрозы все еще находится на рассмотрении ЕС. ЕС обращается к Баку с просьбой предоставить переселенцам из НК гарантии безопасного возвращения.
  • «Нагорный Карабах всегда был для нас Азербайджаном де-юре. Мы говорили: смотрите, есть проблема, есть вопрос, оставшийся от очень тяжелого прошлого, давайте решим его цивилизованным сообществом за столом переговоров. К сожалению, это оказалось невозможным из-за односторонних действий Азербайджана».
  • Именно поэтому ЕС оперативно предоставил дополнительную помощь людям, бежавшим из ЕС. ЕС полон решимости продолжать помогать РА в решении этой проблемы. Это один из вопросов повестки дня, и он не закрыт, поскольку касается большого количества людей.

8 апреля глава МИД РА Арарат Мирзоян принял делегацию Комитета по вопросам политики и безопасности Совета ЕС.

  • Мирзоян представил послам стран-членов ЕС последние события в процессе урегулирования отношений между РА и АР.
  • Подчеркнув готовность Армении использовать возможность достижения мира, он отметил, что это предполагает наличие взаимного согласия по ключевым вопросам мирного соглашения, в частности подтверждение взаимного признания территориальной целостности и делимитации границ на основе Алма-Атинской декларации 1991 г.

10 апреля делегация Комитета по политике и безопасности ЕС вместе с миссией ЕС в РА патрулировала районы Ерасха и Паруйр Севака.

СОВЕТ ЕВРОПЫ

8 апреля глава МИД РА Арарата Мирзояна обсудил с генсеком СЕ Марией Пейчинович-Бурич вопросы стабильности в регионе и урегулирования с Азербайджаном.

  • Стороны затронули шаги, направленные на установление стабильного и долгосрочного мира на Южном Кавказе.
  • Мирзоян указал на приверженность и усилия РА установлению миру, отметив важность формирования соответствующей атмосферы. Он представил подходы РА в вопросах подтверждения признания территориальной целостности, нерушимости границ и разблокирования региональных коммуникаций в процессе урегулирования отношений с Азербайджаном.

Прошла также встреча Пейчинович-Бурич с премьер-министром РА Николом Пашиняном.

  • Генсек СЕ заявила, что проект «Перекресток мира» может стать важной предпосылкой мирного процесса между Арменией и Азербайджаном.
  • Она назвала эффективными реформы, осуществляемые в период, полный вызовов для РА.

Спикер НС РА Ален Симонян также принял генсека СЕ.

  • Пейчинович-Бурич заявила, что мир между Арменией и Азербайджаном не имеет альтернативы и необходимо сделать все, чтобы мир был установлен как можно скорее и был долгосрочным.
  • Она отметила, что РА своей демократичностью и ценностями доказала и доказывает, что привержена повестке, направленной на защиту прав человека, установления мира и безопасности в регионе.
  • Симонян, в свою очередь, придал важность высокой оценке последнего доклада ПАСЕ о мониторинге деятельности демократических институтов в РА.

 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ЗАКРЫТОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ДЕЛИМИТАЦИИ

9 апреля группе депутатов НС РА – оппозиционных депутатов Сейрана Оганяна, Армена Геворкяна, Аспрама Крпеяна, Армана Казаряна, Мгера Мелконяна, Армена Рустамяна, Мгера Саакяна, Артура Саргсяна, Левона Кочаряна, а также провластного депутата Давида Карапетяна, не разрешили участвовать в закрытом обсуждении в парламенте Армении по вопросам делимитации

Спикер НС РА Ален Симонян объяснил запрет тем, что у них нет доступа к секретным материалам, и потребовал, чтобы оставшиеся в зале депутаты сдали телефоны, а журналисты его покинули.

 ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

9 апреля глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:

  • Для делимитации нет ни одной карты и ни одного соглашения. Поэтому совершенно непонятно, на каком основании власти собираются уступать противнику новые территории.
  • Оганян назвал абсолютной ложью слухи о том, что предложение о начале делимитации с Тавушской области озвучил Генштаб.
  • Недопустимо начинать делимитацию с Азербайджаном с Тавуша, к тому же это идея не Генштаба, а властей.
  • Если армии будет дан приказ об отходе войск, ВС должны выполнять свои задачи по защите границ, а политические силы и общество — не допустить, чтобы руководство страны отдавало незаконные приказы.
  • В 2020 г. уже был похожий прецедент, когда в Сюнике по устному, незаконному приказу армейские части отошли назад на ряде участков на 20 км и создали проблемы для дальнейшей делимитации и демаркации на этом участке.
  • Замысел Баку понятен: Азербайджан хочет овладеть важными стратегическими высотами в Тавуше, получить контроль над межгосударственной дорогой в Грузию и отрезать сухопутную связь РА с РФ.

9 апреля депутат НС РА Армен Рустамян заявил:

  • Власти РА формируют в общественном сознании мысль о необходимости уступок Азербайджану.
  • В международных форматах в настоящее время не проводится переговоров между Ереваном и Баку, речь идет лишь о неких устных договоренностях, которые сопровождаются напряжением ситуации на границах для того, чтобы Азербайджан и Турция получили нужные им результаты.
  • Сколько бы власти не заявляли о снятии с повестки вопроса о так называемом Зангезурском коридоре, 9-ый пункт трехстороннего заявления лидеров РФ, РА и АР продолжает действовать.
  • Власти АР не ограничатся этим коридором, они сделают все возможное, чтобы РА утратила свой геополитический фактор. Сдав 4 села в Тавуше, РА получит мощнейший геополитический удар, вплоть до утраты дороги в сторону Грузии. Баку очень хочет взять под свой контроль все стратегически важные дороги РА. Все остальные требования Азербайджана — вопрос техники. «Армения доведена до такой степени, что не может даже защитить свои минимальные интересы».

По итогам парламентской закрытой встречи депутат НС РА Ишхан Сагателян заявил:

  • Глава МИД РА Арарат Мирзоян «был большим Николом, чем сам Никол».
  • Оппозиция еще раз убедилась, что страна находится в руках политической силы, которая продолжит идти на уступки. На самом деле нет никаких процессов по делимитации и демаркации границ, нет переговоров между Арменией и Азербайджаном. Есть новые требования Баку к Еревану, которые, по сути, являются новой капитуляцией, и которые эти власти готовы выполнить.
  • Оппозиция представила проект заявления, в котором содержится оценка ситуации, призыв к международным структурам, армянскому народу и альтернативные решения. «Голосование состоится, но уже ясно, что парламентское большинство его провалит».

 БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

4 апреля третий президент РА Серж Саргсян заявил:

  • Непонятно, на каком основании планируется сдать Азербайджану села в Тавуше, ведь переговорный процесс является таким процессом, что, когда не согласован последний пункт документа, все предыдущие пункты не согласованы.
  • И что это за переговоры? «Это процесс делимитации или выполнение требований Азербайджана?».
  • Главный переговорщик РА говорит, что, если не отдадим села, Азербайджан нападет. В таком случае, «можем ли мы думать, что завтра или послезавтра Азербайджан может поставить условие: если Сюник не отдадите, мы нападем, и так забирать все, что ему заблагорассудится? Что это за подход?». 
  • Сдача этих сел чревата огромными проблемами. Вероятно, еще до принятия этого решения власти РА не знали, что там будет, как армяне и азербайджанцы будут мирно жить бок о бок на этом этапе, исходя из чего они должны оставить газопровод, входящий в нашу республику, неповрежденным.
  • Саргсян коснулся разговоров о том, что после 4-дневной войны в апреле 2016 г. он предупреждал власти НК о тупиковости бескомпромиссной политики. В 2016 г. Саргсян действительно ездил в Степанакерт, приглашал руководство, упрекнул арцахских депутатов в слабохарактерности, нечеткую позицию.
  • Саргсян заявил им, что проблема должна решиться на основе взаимных компромиссов. Азербайджан должен предоставить право на самоопределение НК, а армянские стороны должны вернуть Баку 5 азербайджанских районов.
  • Саргсяну спросили — почему мы должны сдавать землю, на что он ответил: если вы займете такую позицию, то не исключено, что однажды вы все соберетесь в Ереване и запоете: «Степанакерт, Степанакерт».
  • Саргсян сообщил, что как минимум трижды прямо или косвенно предупреждал о войне: дважды в апреле 2018 г., и один раз – в августе 2020 г. Но власти не прислушались.

8 апреля секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил:

  • Риск новой эскалации между Ереваном и Баку сохраняется, однако он пока не велик. Тем не менее, «Азербайджан вооружается на глазах у всех. И естественно, что однажды это оружие будет применено».
  • Это не исключает развития тех или иных операций на ограниченных участках линии фронта. Абрамян считает опасными те участки, в связи с которыми Азербайджан, по официальным и неофициальным каналам, предъявил Армении территориальные претензии.
  • ЕС должен донести до Баку месседжи о недопустимости таргетирования жителей РА. ЕС следует принять меры, чтобы такое больше не повторялось.
  • Армянское общество ждет отклика ЕС по этому поводу, в противном случае присутствие наблюдательной миссии ЕС станет неоправданным.
  • Активность Азербайджана за последние дни на передовой проявилась также таргетированием мирных населенных пунктов, и это самое опасное обстоятельство в процессе развития событий.
  • В последние годы выстрелы в направлении сел Тавуша не были зафиксированы. Что касается сел Сюникского региона, от Хознавара до Аравуса, Теха, то после 44-дневной войны, когда Азербайджан в два этапа укрепился на достаточно близком от общины расстоянии, это попросту новое явление.
  • Миссия наблюдателей ЕС должна была особенно сконцентрироваться на этой проблеме, однако не только зафиксировать их в докладах, а предпринять оперативные шаги, исходя из ситуации.

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

9 апреля Святой Эчмиадзин выступил с заявлением, в котором отмечается:

  • Последние события не оставляют сомнений в том, что власти РА в условиях полного изгнания людей из НК и оккупации территорий РА, поддавшись угрозам со стороны Азербайджана, готовятся передать последнему территории Тавушской области до предполагаемой демаркации и делимитации.
  • Такой пораженческий подход и болезненные территориальные уступки могут привести к тому, что ложные претензии и предосудительные амбиции АР на территории РА легитимизируются международным сообществом.
  • Политика властей РА по созданию «эпохи мира» путем односторонних уступок не только нереалистична, но и губительна.
  • ААЦ призывает власти РА отказаться от пораженческого образа действий и не продвигать навязываемые решения, которые поставят страну перед новыми вызовами безопасности.
  • Также ААЦ призывает все силы объединиться ради защиты национальных и государственных интересов.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

10 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Армения ждет реализации достигнутых и официально зафиксированных договоренностей в отношениях с Турцией, то есть открытия сухопутной границы Армения-Турция для граждан третьих стран и владельцев дипломатических паспортов.
  • Открытие армяно-турецкой границы станет эпохальным событием для региона, поэтому усилия в этом направлении будут продолжены.
  • «В зафиксировать, что я говорю сейчас об отношениях Армения-Турция, а не об армяно- турецких отношениях. Эти две формулировки имеют что-то общее, но они не одно и то же».

АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ

ВЛАСТИ

СОЮЗНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

4 апреля замминистра ИД РА Ваан Костанян заявил:

  • Заявления некоторых представителей МИД РФ никак не способствуют формированию среды для переговоров.
  • В МИД РА говорят о тех проблемах, которые просматриваются в повестке армяно-российских отношений.
  • «Можно ожидать, что де-юре союзническая нам страна отреагирует на это, и не только на словах, но и шагами, и не выступит с заявлениями, а также не предпримет шагов, которые могут навредить, как они утверждают, жизненно важным интересам их союзника».

10 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Армяно-российские отношения переживают не лучшие свои времена, но вместе с тем трудно переоценить их значение для государственности, суверенитета, безопасности, экономики РА.
  • РА не хочет спорить с РФ, но отношения с ней трансформируются — происходит переход от отношений «исторической Армении» и России к отношениям «реальной Армении» и России. «Это иногда столь же болезненно, что и внутренняя трансформация в самой Армении».
  • В отношениях с РФ РА не совершила ни одной ошибки. Нет ни одного пункта, по которому Москва могла бы обвинить Ереван в невыполнении своих обязательств, обратные ситуации, к сожалению, многочисленны.
  • Ереван ждет от РФ инвестиций в стратегически важные объекты, переданные ей ранее в счет долга. Предприятия должны функционировать, чтобы служить экономическому развитию. Вопрос перезапуска стратегически важных объектов обсуждался с российскими коллегами. «Лично с главой правительства России мы обсудили армянский завод «Марс», переданный ей в счет долга в 2002 г.».

10 апреля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Москве надеются, что президент РФ Владимир Путин и премьер-министр РА Никол Пашинян в обозримой перспективе смогут лично обсудить все вопросы, имеющиеся в отношениях двух стран.

 ОДКБ

4 апреля замминистра ИД РА Ваан Костанян заявил:

  • Ереван все еще ожидает, что ОДКБ даст политическую оценку факта оккупации Азербайджаном суверенных территорий РА.
  • «У РА имеются очень четкие границы. Понятно, что является суверенной территорией РА».

6 апреля в интервью ОТА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Комментируя обвинение главы МИД РФ Лаврова в том, что власти РА целенаправленно и под надуманными предлогами идут к коллапсу отношений с РФ, а также не помнят о том, что ОДКБ много раз помогал Еревану, Мирзоян заметил, что в августе 2022 г. РФ сделала посредническое предложение, согласно одному положению которого определение статуса НК откладывается на неопределенный срок. РА дала свое согласие.
  • АР в конце августа отказалась и 13 сентября 2022 г. напала на суверенную территорию РА.
  • Согласно установленным процедурам, РА обратилась к своим союзникам по ОДКБ и попросила помощи. В ответ мы слышим: у нас нет четкого представления о том, где проходит граница РА, граница не демаркирована, поэтому мы не знаем было ли нападение на РА.
  • Ереван ожидал констатации того, что было нападение на РА, а затем политических и дипломатических усилий для урегулирования ситуации.
  • Ожидания РА от альянса не были удовлетворены, поэтому Ереван поставил перед собой задачу зафиксировать, что между РА и АР есть граница и эта граница признана на международном уровне.
  • 6 октября в Праге произошла четырехсторонняя встреча с участием премьер-министра РА и президента АР, главы Евросовета и президента Франции. Было опубликовано заявление, согласно которому стороны признали территориальную целостность друг друга на основании Алма-Атинской декларации 1991 г. Стороны договорились, что эта декларация должна стать основой демаркации границы.
  • Комментируя заявление ОДКБ о том, что «зона ответственности ОДКБ заканчивается там, где проходит государственная граница, которая урегулирована на двусторонней основе между Арменией и ее соседями», Мирзоян заметил, что ОДКБ говорит, что не признает границы РА и что зона ее ответственности на Южном Кавказе неясна.
  • Получается, что ОДКБ готов не только в случае РА, но и в случае других государств-членов защищать те границы, которые могут признаны напавшим и подвергнувшимся нападению. То есть, если страна, не являющаяся членом ОДКБ, нападет на страну-члена ОДКБ и заставит признать какие-то границы, только тогда организация сможет признать эти границы.
  • Мирзоян не согласился с утверждением о том, что если граница не демаркирована, то ее нет. У Армении и Азербайджана есть государственная граница, она была признана еще в 1991 г., вместе с 11 другими постсоветскими странами, когда они согласились, что административные границы советских республик считаются теперь границами между ними.

10 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • После вторжения ВС АР на суверенную территорию РА на участке Сотк-Хознавар в мае 2021 г., были силы, которые требовали начать военные действия и это позволило бы ОДКБ прийти на помощь РА.
  • По их логике, без военных действий ОДКБ не могла ничего сделать. И это несмотря на то, что де-юре обязательства ОДКБ говорят совершенно об обратном.
  • Потом должно было выясниться, что ОДКБ хочет прийти в РА не в качестве союзника, а миротворца, тем самым ставя РА вне своей системы гарантий безопасности.
  • Если правительство РА тогда уступило бы эмоциям, события могли бы развиваться по следующему сценарию — военные действия в глубине суверенной территории РА, не проведение выборов в парламент, отсутствие избранных властей, размещение миротворцев ОДКБ, а после — формирование марионеточного правительства и фактическое расформирование армянского государства.
  • «Однако армянский народ откликнулся на призыв правящей силы. У нас состоялись выборы, которые были оценены как свободные и демократические».
  • почему не согласовал миссию наблюдателей от ОДКБ в Армении
  • По его словам, наблюдатели ОДКБ «присутствовали бы в Армении в качестве миротворца, а не союзника». Таким образом Армения «исключалась из своей системы гарантий безопасности».

СНГ

9 апреля пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян сообщила:

  • Глава МИД РА Арарат Мирзоян не примет участия в заседании СМИД СНГ 12 апреля в Минске.
  • Ереван на заседании СМИД СНГ в Минске представит замминистра ИД РА.

 ЗАПАД-РА-РФ

4 апреля в эфире ОТА секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Региональные вопросы не будут обсуждаться на запланированной на 5 апреля в Брюсселе встрече премьер-министра РА Пашиняна, госсекретаря США Блинкена и главы Еврокомиссии фон дер Ляйен.
  • Распространяемые Россией и Азербайджаном нарративы преувеличены. Делаются попытки поднять шум, для этого нет никаких оснований. В повестке Брюссельской встречи нет вопросов, касающихся их, «это полностью про наши двусторонние отношения с Брюсселем и Вашингтоном».
  • «Это не направлено против кого-то. Это направлено на защиту суверенитета, территориальной целостности и демократии в Армении».
  • Заявление официального представителя МИД РФ Захаровой о том, что углубление отношений РА с Западом обостряет конфликт между Ереваном и Баку, предполагает, что обострение с Азербайджаном в большей мере зависит от России. И «это вызывает беспокойство».

6 апреля в интервью ОТА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • На встрече ЕС-США-РА 5 апреля были обсуждены те вопросы и было сделано то заявление, на которое рассчитывала РА.
  • Было очень интересно наблюдать, какие определенные нарративы, синхронно, гармонично развиваются в Армении, Азербайджане и России со стороны определенных кругов.
  • «Мы не обсуждали ввод войск НАТО в Армению. Даже этим кругам было известно, что этот вопрос не будет обсуждаться».

5 апреля МИД РФ выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • Встреча РА-США-ЕС в Брюсселе — очередная попытка Запада втянуть Южный Кавказ в геополитическое противостояние
  • Безответственное и деструктивное вмешательство внерегиональных сил в дела Южного Кавказа, стремление вбить клин между странами региона и их соседями могут обернуться самыми негативными последствиями для стабильности, безопасности и экономического развития в регионе, спровоцировать появление новых разделительных линий, а также неконтролируемый рост напряженности.
  • Запад хочет превратить РА в инструмент реализации своих крайне опасных замыслов на Южном Кавказе. США и ЕС – под эфемерные обещания – добиваются выхода РА из ОДКБ и ЕАЭС, вывода российской военной базы и пограничников. Москва призывает Ереван не дать Западу обмануть себя и повести страну по ложному пути, чреватому возникновением вакуума безопасности, серьезных проблем в экономике и оттоком населения.
  • Запад также не оставляет попыток разрушить фундаментальную основу армяно-азербайджанской нормализации – комплекс трехсторонних заявлений лидеров РФ, РА и АР 2020-2022 гг., предусматривающий меры по разблокированию транспортных и экономических связей, делимитации границы, подготовке мирного договора, укреплению доверия через контакты общественников и экспертов.
  • Именно под нажимом Вашингтона и Брюсселя Ереван приостановил реализацию данных договоренностей, по многим из которых, в частности по вопросу снятия взаимной транспортной блокады, стороны были близки к взаимоприемлемым решениям. В Москве по-прежнему готовы всячески содействовать достижению долгожданного мира между АР и РА.
  • Проблемные вопросы как регионального, так и двустороннего характера на Южном Кавказе необходимо решать в соответствии с принципом «региональной ответственности», согласованным в ходе второго заседания Консультативной платформы «3+3» 23 октября 2023 г. в Тегеране, участником которого была и РА. Москва призывает внешних игроков уважать данные договоренности, а власти в Ереване при выстраивании своей внешнеполитической линии – учитывать озабоченности соседних государств.
  • Заявленные в Брюсселе объемы грантовой поддержки не идут ни в какое сравнение с многомиллиардными выгодами, которые РА продолжает получать от взаимодействия с Москвой и в рамках ЕАЭС и СНГ. Именно эти факторы в последние годы обеспечили кратное увеличение товарооборота и, как следствие, рекордный рост экономики и повышение благосостояния населения.
  • Москва подтверждает настрой всесторонне углублять и расширять отношения с Ереваном на принципах, закрепленных в основополагающих двусторонних документах и договоренностях по линии общих интеграционных объединений. В Москве убеждены, что поступательное развитие российско-армянского союзничества будет способствовать реализации коренных интересов народов России и Армении, укреплению региональной безопасности и стабильности.

МЕДИА-ПРОСТРАНСТВО

10 апреля министр индустрии высоких технологий РА Мхитар Айрапетян заявил:

  • Почти две недели назад Ереван заявил о блокировке этих авторских программ после того, как несколько месяцев шли консультации между правительствами РА и РФ относительно межправительственного договора. Эти программы были заблокированы, потому что наибольшее количество нарушений за последние месяцы были зафиксированы именно в ходе этих передач.
  • Одним из доводов армянской делегации было то, что телепередачи с подобными оскорблениями могут также стать причиной возникновения антироссийских настроений, и Ереван заинтересован организовать работу так, чтобы подобный контекст был исключен.
  • Целью консультаций являлась зарегистрировать нарушение 5-го и 6-го пункта соглашения. Консенсуса о нарушениях достигнуто не было, результатом чего и стала блокировка этих передач.
  • «Но переговоры не в тупике». Целью является отредактировать соглашение, что даст возможность Комиссии по телевидению и радио осуществлять мониторинг, а в случае выявления нарушений осуществлять административное производство, то есть санкции.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

ФРАНЦИЯ

4 апреля в интервью ОТА посол Франции в стране Оливье Декотиньи заявил:

  • Армения имеет множество исторических и культурных связей с Европой. В последние годы РА в своем выборе повернулась к Европе, укрепляя демократию, развивая верховенство закона, своими смелыми решениями, такими как ратификация Римского статута, став одним из государств-участников МУС.
  • Формулировка «Ереван готов на сближение с Брюсселем настолько, насколько готов к этому готов сам Брюссель», сделанная премьер-министром РА, отражает позицию многих армян.
  • В октябре 2022 г. в рамках европейского политического сообщества достигнут прогресс на переговорах по достижению мира с Азербайджаном, поэтому РА уже взяла на себя обязательство следовать по этому пути.

 ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

6 апреля в интервью радио «Свобода» пресс-секретарь Еврокомиссии по иностранным делам и политике безопасности Петер Стано заявил:

  • Когда дело доходит до отношений РА с РФ, ЕС не тот игрок, который может сказать: если вы хотите работать с нами, вам придется отказаться от всех других партнеров.
  • ЕС — за инклюзивное сотрудничество. «Если вы считаете, что для ваших интересов важно, полезно или выгодно какое-то сотрудничество с Россией, вы можете его иметь, при условии, что оно не противоречит политике ЕС, например, нашей политике санкций».
  • Если развиваете более тесные связи с ЕС, это не означает, что нужно разрывать связи с любым другим партнером. «Хотите ли вы иметь на своей земле российских солдат, российскую ФСБ или любой другой российский правоохранительный орган – это ваше суверенное решение. Мы не говорим, что, если вы хотите получить от нас больше, вам следует избавиться от русских. ЕС работает не так».

 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

9 апреля депутат НС РА Армен Рустамян заявил:

  • Решение главы МИД РА Мирзояна не участвовать в заседании СМИД СНГ — очередная авантюра.
  • К ОДКБ можно предъявлять тысячу вопросов, но изменение вектора в условиях, когда идет открытая война между РФ и Западом, разрушительно — она переносится на территорию РА.

 БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

4 апреля третий президент РА Серж Саргсян заявил:

  • Предстоящий саммит РА-ЕС-США в Брюсселе лишь усилит конфронтацию России и Запада в регионе. В иной ситуации эта встреча была бы весьма полезной для РА.
  • РА должна на этой встрече попросить США и ЕС реально помочь восстановить свою суверенную территорию, помочь освободить пленных и заложников в Баку, восстановить права армян НК. А США и ЕС должны потребовать от властей РА восстановить реальную демократию, отпустить всех политзаключенных, вести реальную борьбу с коррупцией.
  • РА не должна подавать заявку на вступление в ЕС.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

6 апреля в интервью ОТА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Последняя встреча между представителями РА и Турции произошла в Анталии, но контакты продолжаются.
  • В Анталии стороны пришли к пониманию в более широком смысле слова. Стороны подтвердили двустороннюю готовность открыть сухопутную границу между Арменией и Турцией для граждан третьих стран и граждан Турции с дипломатическими паспортами. «Надеюсь, вскоре это будет реализовано».
  • Ведется также совместная работа над восстановлением моста Ани.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

БЛОК «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

10 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Представители НК или бывшие представители элиты НК сами отказались бороться за судьбу армян НК. «У нас есть данные, думаю и доказательства, что определенная группа представителей Нагорного Карабаха в ходе различных обсуждений предупреждала, что «если мы продолжим идти по этому пути, то будет это, то и то». И указанная группа не отреагировала. Есть материалы, которые показывают, в чем этот план заключался — они думали «если здесь не получится, то возьмем власть в Армении».
  • Более того, в блоке «Армения» многие не скрывали воодушевления в связи с изменениями и отставками в НК.
  • «Но подавшие в отставку хотя бы говорили, что будет дальше, и нужно реагировать на это. Но реакции не было, а ответственность предполагает адекватную реакцию на ситуацию». В определенных кругах Нагорного Карабаха, к сожалению, так и не созрело понимание того, что они — избранные представители НК, должны пойти на решения.
  • Что произошло в НК, не о НК. Это было очередным заговорщическим планом для того, чтобы надавить на РА, завершить работу, начатую еще с 2020 г. «Ее цели были крайне ясны — вовлечь Армению в войну, создать внутриполитический хаос, уничтожить легитимное правительство, создав марионеточное, которое, по сути, должно было стать ликвидационной комиссией армянского государства».
  • Вынужденные переселенцы из НК не позволили втянуть себя в реализацию чужих повесток и проявили исключительное государственное мышление, отказавшись участвовать в антиправительственных акциях протеста в РА.
  • То же самое не можно сказать об определенных представителях бывшей элиты НК, которые не хотят отказаться от роли вражеских маячков. «В очередной раз заявляю, что в РА не может существовать никакого иного правительства, кроме правительства РА».

 ДВИЖЕНИЕ «ВМЕСТЕ»

9 апреля на митинге координатор движения «Вместе», лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян заявил:

  • Движение призывает парламентские фракции проголосовать против утверждения отчета правительства.
  • Правительство нарушило все обещания, которые были включены в его программу. Такое правительство не имеет право быть правительством, оно должно подать в отставку, либо депутаты должны, проголосовав против, отстранить его от власти.
  • Саркисян призвал граждан принять участие в инициированной движением акции протеста у здания парламента.
  • Если отчет правительства будет утвержден, то следующие шаги Движения «уже будут другими», в частности, движение планирует обратиться в правоохранительные органы.

В свою очередь, экс-премьер РА Грант Багратян заявил:

  • Движение готово на радикальные меры: заблокировать здание кабмина, Генштаб, потребовать трансляции по ТВ, но только если большинство граждан присоединится к нему.
  • Он опроверг утверждения о высокой вероятности войны, если премьер Пашинян будет смещен. А если не будет, то Армения передаст Азербайджану не только села в Тавуше, но и коридор через Сюник.

10 апреля на митинге Арам Саркисян заявил:

  • Движение намерено обратиться в Генпрокуратуру по поводу заявлений Пашиняна, который призвал отказаться от «исторической Армении» в пользу «реальной Армении».
  • Если премьер продолжит идти на односторонние уступки Азербайджану, от упомянутой им Армении останется даже не Ереван, а один из его районов.

Экс-премьер РА Грант Багратян, в свою очередь, заявил:

  • В случае передачи Азербайджану территорий в Тавушской области и продолжения курса властей Армении, Ереван окажется в положении Степанакерта.
  • После сдачи Неркин Воскепара противник выйдет к Лорийской области, разрезав Тавушскую область, а также выйдет к железной дороге, ведущей к Грузии, и газопроводу, который снабжает Ереван. Затем он перекроет его, как это сделал в Степанакерте.
  • После этого Турция потребует закрытия АЭС.

 АКЦИЯ ПРОТЕСТА

8 апреля к визиту в Ереван генерального секретаря СЕ Марии Пейчинович-Бурич перед зданием МИД РА прошла акция протеста против применения Советом Европы политики двойных стандартов. Акция была приурочена.

Участники акции с возгласами «Свобода, свобода» с требованием освобождения политзаключенных встретили автомобиль с генсеком СЕ.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ИРАН

4 апреля секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Ереван высоко оценивает отношения с Тегераном. У РА с ИРИ в вопросе территориальной целостности, как одного из стратегических приоритетов, существует взаимопонимание на высоком уровне.
  • Все существующие вопросы Ереван обсуждает с Тегераном на высоком и высшем уровне. «Если Иран поднимает какой-то вопрос, мы стараемся решить его. Мы продолжим работать в этом направлении». Между двумя странами ведется очень интенсивный диалог, в том числе, по вопросам, вызывающим беспокойство.
  • Отношения Армения-США и Армения-ЕС – это одно направление, одна территория, отношения Армения-Иран – другая территория. «С обеих сторон есть понимание этой позиции Армении. Мы прозрачны, мы не делаем чего-либо тайного в этом контексте».

10 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил, что отношения РА с Западом мы не противопоставляли, не противопоставляем и не будем противопоставлять нашим отношениям с Ираном

 ВСТРЕЧА ЕС-США-РА

5 апреля в Брюсселе прошла встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна, председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и госсекретаря США Энтони Блинкена при участии Верховного представителя ЕС по ИД и безопасности Жозепа Борреля.

Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила:

  • ЕС не забывает о тяжелом положении вынужденно переселившихся армян НК. Гуманитарная ситуация с беженцами в РА остается приоритетом. ЕС предоставил им более 30 млн. евро и готов сделать больше.
  • В РА могут рассчитывать также на США как на верного партнера и единомышленника в этих усилиях.
  • ЕС подготовил план роста и развития для РА на 270 млн. евро в форме грантов на предстоящие 4 года.
  • ЕС отмечает усилия Армении в борьбе с обходом санкций ЕС против РФ. Брюссель «в особенности ценит усилия Еревана по части того, чтобы подсанкционные военные оборудование и технологии не попадали в Москву».

Верховный представитель ЕС по ИД и безопасности Жозеп Боррель заявил:

  • Сильная и стабильная РА означает более сильный и стабильный Южный Кавказ. Это принесет пользу всем странам региона.
  • ЕС хочет разработать позитивную повестку для РА и, объединив усилия с США, продемонстрировать свою твердую приверженность суверенитету, демократии и устойчивости РА.
  • ЕС приветствует усилия РА по установлению демократии и верховенства закона, по борьбе с коррупцией. Важно продолжить реформы для дальнейшего повышения устойчивости страны. ЕС продолжит поддерживать усилия по реформированию путем реализации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве.
  • РА все чаще становится «мишенью информационной манипуляции и вмешательства из-за рубежа». Именно поэтому ЕС будет помогать бороться с этим, в частности, «обучать жителей правильным действиям и грамотности в сфере медиа».

Госсекретарь США Этнони Блинкен заявил:

  • США продолжат оказывать поддержку 100 000 этнических армян, перемещенных из НК. Это имеет решающее значение для долгосрочной стабильности и процветания РА, а также ее региональной безопасности.
  • Инвестиции США соответствуют усилиям премьер-министра РА Пашиняна, направленным на экономические реформы. США планируют предоставить помощь на сумму более $65 млн. из бюджета 2023 финансового г. Этот показатель на 50% больше, чем 2 года назад.
  • США намерены и дальше увеличивать поддержку демократии и экономической стабильности РА путем инвестирования в продовольственную безопасность, цифровую инфраструктуру, диверсификацию энергетики, диверсификацию торговых партнеров и другие приоритеты, установленные премьер-министром РА.
  • Мы хотим, чтобы Армения была сильной, независимой, жила в мире со своими соседями — Блинкен
  • «Мы хотим, чтобы Армения была сильной, независимой, жила в мире со своими соседями, была связана с регионом и миром. США и ЕС хотят стать партнёрами в этом вопросе». Для РА региональная интеграция является ключом к безопасности и процветанию. США поддерживают проект «Перекресток мира», инициированный премьер-министром РА.

Премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Настало время для развития экономического сотрудничества РА с ЕС и США и стимулирования торговли.
  • Власти РА полны решимости повысить конкурентоспособность частного сектора РА для выхода на новые рынки.
  • Ереван готов улучшить инвестиционную среду и сделать ее более привлекательной для европейских и американских компаний.
  • Власти РА ожидают, что партнеры поддержат их в модернизации качественной инфраструктуры Армении, построении бизнес-сетей и изучении возможных схем упрощения торговли.
  • В своем X армянский Пашинян назвал встречу с Блинкеном, фон дер Ляйен и Боррелем в Брюсселе «отличными консультациями».

10 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Трехсторонняя встреча в Брюсселе не имела контекста и повестки дня в области безопасности. ЕС и США никогда не согласились бы оказать экономическую и политическую поддержку РА, если бы считали ее политику агрессивной. Политический подтекст встречи был таков: нейтрализация всех усилий представить Республику Армения на Западе как государство, проводящее агрессивную политику.
  • Результатами встречи на высоком уровне ЕС и США выразили свою политическую поддержку суверенитету, демократии, территориальной целостности Армении, а также стабильному, мирному, безопасному, демократическому и процветающему будущему Армении и региона. «ЕС и США готовы нам помочь, чтобы мы заработали миллиарды в РА и не смотрели, кто что нам даст со стороны».
  • «У нас искусственно или нет создаются ожидания, что какие-то союзники или родственники придут и решат наши проблемы. Решение наших проблем нужно начать отсюда — с методики их решения. Нужно зафиксировать и закрепить то, что все наши проблемы должны мы решить».

 США

5 апреля в Брюсселе состоялась встреча премьер-министра РА Никола Пашинян и главы Агентства США по международному развитию Саманты Пауэр.

  • Стороны обсудили вопросы сотрудничества правительства РА и USAID, текущие программы и предстоящие инициативы. В частности, была обсуждена дальнейшая поддержка USAID эффективному проведению демократических реформ и институциональных преобразований в различных сферах РА.
  • Пашинян подтвердил, что правительство РА с твердостью продолжит последовательные шаги в направлении реформ, и подчеркнул, что это имеет стратегическое значение.
  • Пауэр отметила, что USAID продолжит тесное сотрудничество с РА и готово оказывать постоянную поддержку программам правительства РА в пользу укрепления и развития демократии.
  • Собеседники коснулись гуманитарных проблем вынужденных переселенцев из НК и шагов по их решению. Пашинян представил реализуемые правительством РА планы и дальнейшие шаги. Он подчеркнул поддержку, оказываемую международными партнерами, в том числе и США, принудительно перемещенным лицам и необходимость ее продолжения. Были обсуждены вопросы, связанные с дальнейшими шагами оказания помощи переселенцам, в частности, вопрос обеспечения их жильем.

5 апреля помощник секретаря Бюро по делам Европы и Евразии Госдепа США Джеймс О’Брайен заявил:

  • ЕС уже взаимодействует с РА в направлении повышения безопасности и эффективности существующих источников ядерной энергии, и это сотрудничество расширяется.
  • США также считают РА важной страной для проектов в области гражданской ядерной энергетики.
  • Пока РА взвешивает варианты замены действующей ААЭС на новую, США собираются финансировать технико-экономический сектор, заниматься научными обменами для выявления новых возможностей и изучать варианты финансирования диверсификации армянской экономики.

8 апреля глава Бюро USAID по странам Европы и Евразии Эрин Макки заявила:

  • USAID планирует усилить энергетическую безопасность и диверсификацию энергетики РА. Агентство нацелено на укрепление энергетической безопасности и независимости Армении.
  • Новая программа стоимостью 8,6 миллиона долларов США расширит возможности РА по доступу к возобновляемым источникам энергии и их интеграции. Кроме того, планирование на случай непредвиденных обстоятельств обеспечит РА скоординированный ответ в случае перебоев в поставках, одновременно повышая энергоэффективность.
  • Это финансирование также укрепит способность РА лучше справляться с критическими уязвимостями кибербезопасности в энергетической инфраструктуре страны.

10 апреля посол США в РА Кристина Квин сообщила:

  • Вашингтон и Ереван обсуждают потребности РА в военной сфере и уже договорились по нескольким вопросам.
  • Стороны уже договорились о продвижении в вопросе поставок по запросу РА бронированных машин «Скорой помощи», которые могут использоваться в зонах конфликтов.

10 апреля глава USAID Саманта Пауэр заявила:

  • USAID собирается инвестировать дополнительные $33 млн. в экономическое развитие РА.
  • Средства будут направлены на расширение товарооборота между США и РА, улучшение инвестиционной среды РА, укрепление ее возможностей в сфере экспорта и импорта.

 ФИНЛЯНДИЯ

9 апреля секретарь Совбеза РА Армен Григорян сообщил:

  • Финляндия готова поделиться с РА опытом выстраивания системы безопасности.
  • Этот вопрос он обсудил во вторник с советником премьер-министра Финляндии по иностранным делам Марьей Коскелой.
  • В ходе встречи состоялся обмен мнениями по вопросам безопасности на Южном Кавказе.

 СОВЕТ ЕВРОПЫ

Совет Европы представит пакет в 2,8 млн евро для помощи беженцам в РА.

  • Пакет был составлен на основе результатов, полученных во время визита специального представителя генсека СЕ по вопросам миграции и беженцев в РА 11-13 октября 2023 г.
  • Вместе с властями РА были определены конкретные сферы оказания помощи РА в соответствии с планом действий СЕ в РА в 2023-2026 гг. и планом действий по защите уязвимых лиц в контексте миграции и предоставления убежища в 2021-2025 гг.
  • В рамках пакета мер реагирования СЕ инициировал четыре новые программы и в две текущие программы включил дополнительные компоненты.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

4 апреля на парламентских слушаниях на тему «Новые перспективы и вызовы евроинтеграции Армении» посол ЕС в РА Василис Марагос заявил:

  • ЕС стремится еще больше углубить сотрудничество с РА. Этой цели посвящена новая повестка сотрудничества, разработка которой на основе Соглашения РА–ЕС уже начата и которая призвана обновить уже имеющуюся повестку.
  • Будут установлены приоритеты совместной работы, что позволит быстрее достичь целей Соглашения и понять, что еще можно сделать. В данной работе учитывается ряд элементов, таких как — права человека и демократия, внешняя политика и безопасность, экономическое сотрудничество, а также энергетика, торгово-экономическая диверсификация, инфраструктуры и прочее.
  • «Работы ведутся по всем направлениям. Как в ЕС, так и в Армении согласны, что наши отношения еще никогда не развивались так динамично».
  • На данный момент крайне важно, чтобы Соглашение SEPA было полностью реализовано, в особенности с точки зрения стандартов и их приведения в соответствие с международными нормами. Соответствие этим стандартам – главный вызов, однако это приведет к тому, что экономика РА будет идти в ногу со временем.
  • В рамках программы содействия ЕС Армении было предоставлено 550 млн. евро. Из них 120 млн. евро были направлены на реализацию более 35 программ в Сюникской области РА (инвестиции в инфраструктуру, развитие гражданского общества, повышение уровня занятости и переход на «зеленую экономику»)

Глава комиссии НС РА по европейской интеграции Арман Егоян, в свою очередь, заявил:

  • Если все положения подписанного с ЕС Соглашения будут реализованы не формально, то процесс евроинтеграции РА зафиксирует несколько шагов вперед.
  • После 2020 г. ЕС заметно активизировался в регионе Южного Кавказа, и на то были разные причины.
  • В 2021 г. ЕС предложил РА новую экономическую и инвестиционную программу поддержки на 2,6 млрд. евро в виде грантов и кредитов. На данный момент уже предоставлено 550 млн. евро. Большую часть этих средств составили льготные кредиты, нацеленные на содействие малому и среднему бизнесу.

4 апреля в эфире ОТА секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Запланированная на 5 апреля в Брюсселе встреча премьер-министра РА Пашиняна, госсекретаря США Блинкена и главы Еврокомиссии фон дер Ляйен нацелена на ускорение и продвижение всех обсуждаемых вопросов повестки по линии экономики.
  • Ряд вопросов ранее уже были обсуждены, за последние два года сформировалась довольно объемная повестка, но есть также и новые вопросы, которые будут обсуждены в Брюсселе.
  • «Безусловно это событие изменит наши отношения как с ЕС, так и с США, но это продолжительный процесс».
  • РА в последнее время много говорит об экономической диверсификации, что означает необходимость замены зависимости от одной точки на взаимоотношения со многими партнерами и создания взаимозависимости.
  • РА долгое время не имела доступа к западным технологиям, и мы обсуждаем вопрос получения этого доступа. Многие бизнесы в РА заинтересованы в этом, но в институциональном смысле такой возможности нет. Сейчас ведется интенсивный диалог с США о том, чтобы РА изменила свои позиции в контексте технологических возможностей.

4 апреля правительство РА приняло решение о подписании соглашения о сотрудничестве с Eurojust.

  • Соглашение нацелено на расширение борьбы с тяжкими преступлениями, в частности, по линии организованной преступности и терроризма. Eurojust также содействует РА в вопросе формирования следственных групп.
  • С целью облегчения коммуникаций и сотрудничества между полномочными органами ЕС и РА, документом предусмотрено назначение координатора со стороны РА, а также прокурора по вопросам сотрудничества и его помощника. Eurojust, в свою очередь, может назначить контактного представителя со своей стороны, магистра по вопросам сотрудничества.

5 апреля в Брюсселе глава МИД РА Арарат Мирзоян, комиссар ЕС по вопросам юстиции Дидье Рейдерс и министр по вопросам Северного моря и юстиции Пол Ван Тихельтбыло от имени стран-членов ЕС председательствующей в Совете ЕС подписали соглашение между РА и Eurojust — агентством ЕС в области уголовного правосудия.

  • Мирзоян заявил, что соглашение сыграет незаменимую роль в развитии отраслевого сотрудничества между компетентными органами РА и ЕС, направленного на содействие взаимной правовой помощи, разработку совместных стратегий расследования и содействие решению вопросов правосудия.
  • Тем самым РА стала на шаг ближе к полной реализации Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве РА-ЕС. Также открываются двери для новых возможностей по обмену опытом и наращиванию потенциала.

6 апреля в интервью радио «Свобода» пресс-секретарь Еврокомиссии по иностранным делам и политике безопасности Петер Стано заявил:

  • Трехсторонняя встреча США-ЕС-РА доказывает, что стороны становятся ближе друг к другу.
  • Стороны уже продвигаются с новой повесткой партнерства, которая была согласована два месяца назад и вновь подтверждена в Брюсселе.
  • Трехсторонняя встреча США-ЕС-РА подчеркнула или сформулировала то, что мы хотим сделать, как мы хотим это сделать, исходя из возможностей. «Мы расширяем то, что имеем, и выводим это на новый, более высокий уровень, потому что мы хотим сотрудничать более тесно и широко, и по более широким вопросам, и в большем количестве областей».
  • Вопрос, готов ли ЕС сделать больше, чтобы помочь РА в сфере безопасности, должны решать государства-члены ЕС, и они над этим работают. Дискуссии о поддержке Европейского фонда мира продолжаются, и в какой-то момент решение будет принято. Но процессы в ЕС требуют некоторого времени, особенно если учесть, что между всеми 27 государствами-членами должен быть консенсус.
  • Что касается либерализации визового режима, то, что никаких задержек нет, потому что нет установленного графика. Это очень тщательный, высокотехнократический процесс, в конечном итоге также политический, поскольку решение должно быть одобрено государствами-членами. Существуют технические соображения, соображения безопасности и другие соображения, которые государства-члены принимают во внимание при принятии решений.
  • «Либерализация визового режима, наряду с поддержкой Европейского фонда мира, являются областями, в которых мы хотим более подробно обсудить возможности достижения практических результатов. Так что готовность есть». 

6 апреля в интервью ОТА глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • В повестке трехсторонней встречи в Брюсселе 5 апреля вопрос военной составляющей не обсуждался. Об этом можно судить по итогам встречи или принятого заявления и там не было вопроса о военной составляющей.
  • Однако повышение устойчивости РА является, в конце концов, устойчивостью сферы безопасности, и Ереван планирует в будущем более тесно взаимодействовать с ЕС и углубить двусторонние отношения, для чего есть соответствующие направления.
  • Ереван действительно идет по пути углубления отношений, и встреча 5 апреля, а также ключевые инициативы с ЕС до этого, и другие компоненты, находящиеся на столе обсуждений, свидетельствуют об этом.

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ЕС ГОТОВО ВЫДЕЛЯТЬ РА ОКОЛО $1 МЛРД В ГОД?

По сведениям издания «Грапарак», премьер РА Пашинян сообщил на встрече с членами «Гражданского договора» о согласии ЕС выделять РА около $1 млрд в год. Однако, по оценке партии, Армении необходимы от Запада $3 млрд в год на диверсификацию экономики.

Депутаты «Гражданского договора» призвали Пашиняна воздержаться от рискованных шагов на встрече с главой Еврокомиссии фон дер Ляйен и госсекретарем США Блинкеном 5 апреля в Брюсселе и отказаться от идеи подавать заявку на членство в ЕС, так как РФ тяжело переносит это «предательство».

ДЕЛО «КОМЕНДАНТА» СТЕПАНАКЕРТА

По сведениям издания «Грапарак», арестованный по обвинению в шпионаже Саркис Галстян решил остаться в оккупированном Баку в сентябре 2023 г. Степанакерте, чтобы получить «определенный» статус. Галстяна и его жену родственники уговаривали не оставаться в Степанакерте, но он верил, что вынужденные переселенцы при посредничестве РФ вернутся в Арцах. Однако через семь месяцев он убедился, что возврата нет, и решил переехать в РА.

РОССИЙСКИЕ САНКЦИИ ПРОТИВ ОКРУЖЕНИЯ ПАШИНЯНА

По сведениям издания «Грапарак», Москва ждет итогов встречи премьера РА Пашиняна с госсекретарем США Блинкеном и главой Еврокомиссии фон дер Ляйен в Брюсселе, чтобы перейти к практическим санкциям против окружения Пашиняна.

Помимо проблем и ограничений в Ларсе, российский рынок закроют для продукции близких к премьеру РА предпринимателей. Российские власти введут налоговые и другие санкции, чтобы показать, к чему может привести отказ от РФ.

ЗАПРЕТ ВЕЩАНИЯ ПРОГРАММ СОЛОВЬЁВА

По сведениям издания «Паст», министр высокотехнологической промышленности РА Мхитар Айрапетян уволил гендиректора ЗАО «Телевизионная и радиовещательная сеть Армении» Мушега Милитоняна из-за запрета вещания программ Владимира Соловьёва в Армении. На просьбу Айрапетяна «закрыть» программу, Милитонян сказал, что сделать это технически невозможно, но оказалось, что такая возможность существует.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 апреля 2024

Военнослужащие-контрактники присоединились к участникам акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, передает РИА Новости. В Сети распространилось видео, на котором люди в военной форме вместе с демонстрантами требуют остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Военная полиция министерства обороны Армении …

26 апреля 2024

Национальное собрание Армении получило запрос Совета Федерации РФ по поводу недавних высказываний спикера Алена Симоняна, сообщила Sputnik Армения его пресс-секретарь Нелли Гулян. Ранее в Испании на конференции председателей парламентов государств-членов ЕС армянский спикер обвинил Россию в организации «кампании угроз и дезинформации» против …

25 апреля 2024

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 18 апреля на встрече с жителями села Киранц премьер-министр РА Никол Пашинян заявил: процесс демаркации армяно-азербайджанской границы необходим для того, чтобы была создана граница, которая станет определенным гарантом безопасности. «Меня сейчас спросят: «Ты на 100% …


Ваш браузер устарел! Обновите его.