×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-105/
Новости
26 апреля
25 апреля
24 апреля
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
12:57 , 7 Март 2024
3250
0

Обзор 29 февраля – 6 марта 2024 г.

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

 

АРМЕНИЯ

1 марта на дипломатическом форуме в Анталье вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил:

  • Конституция и юридические рамки — внутренний вопрос РА, который никоим образом не связан с миротворческими процессами.
  • У РА нет территориальных претензий к Азербайджану. «Мы много раз об этом говорили и это было отражено даже в совместных заявлениях, которые были подписаны президентом Азербайджана и премьер-министром Армении».
  • В согласованных пунктах проекта договора говорится, что стороны признают территориальную целостность друг друга, не имеют территориальных претензий друг к другу и не будут иметь в будущем, а также, что стороны не могут ссылаться на внутреннее законодательство, чтобы не выполнять положения соглашения.
  • Самый лучший способ быть уверенным в том, что страны друг от друга ничего не ждут в территориальном плане — составление и подписание мирного договора.
  • После событий в НК в 2023 г. не было встреч на уровне лидеров стран, не было заседаний в физическом формате между министрами ИД. Однако стороны продолжали обмен комментариями по проекту мирного договора. «Это положительное развитие событий, положительный шаг вперед, потому что мы видим, что лидеры встретились в Мюнхене, два дня назад главы МИД провели переговоры».
  • За последний год Армения и Азербайджан на разных форумах смогли договорится по базовым принципам мира, которые основываются на Алма-Атинской декларации 1991 г. Если можно будет вписать эти принципы в договор, то вполне можно будет достичь мира и сделать это довольно быстро. Ереван готов и делает все что может для того, чтобы отразить эти основные принципы, но не видит достаточного количества усилий со стороны Баку.
  • Армения не милитаризируется, «мы просто защищаем себя». Это вполне логично, принимая во внимание, что у Еревана есть определенные опасения в плане безопасности, которые появляются из-за Азербайджана. Но РА не демонстрирует агрессивное поведение и у нее нет агрессивных намерений в отношении соседей. «Мы уважаем территориальную целостность всех наших соседей, но у нас есть право строить свою защиту. Азербайджан сам закупал и закупает оружие из разных стран, и мы знаем, что они делают это не только для защиты».
  • Армения, Грузия и Азербайджан являются государствами, которые вполне могут поддерживать безопасность коммуникаций на своих территориях. У РА есть специальное подразделение в рамках СНБ и таким образом она усиливаем безопасность коммуникаций, которые идут через РА.
  • «Слова, которые мы используем, иногда показывают наши мотивацию». Армения назвала свою инициативу «Перекрестком мира», потому что хочет, чтобы регион был перекрестком мира. А Азербайджан продолжает использовать термин «Зангезурский коридор». Армения никогда не соглашалась давать Азербайджану доступ к коридорам по своей территории.
  • РА выступает за полное разблокирование региональных коммуникаций при соблюдении территориальной целостности, суверенности, юрисдикции и равенстве стран. «Мы согласились с этим, президент Азербайджана тоже согласился. Мы пропишем это на бумаге и будем применять».

6 марта в ответ на запрос Радио «Свобода» в аппарате вице-премьера РА Мгера Григоряна сообщили:

  • Баку не признает оккупацию территорий 31 населенного пункта РА.
  • Баку требует возвращения 4 сел — села Баганис-Айрум, Ашагы-Аскипара (Неркин Воскепар), Хейримли и Кызыл Гаджилы, которые находятся в Тавушской области и по большей части не заселены, а возле Неркин Воскепара проходит межгосударственная дорога в Грузию.
  • Никаких подробностей январской встречи у комиссии по делимитации границы нет, и стороны отказываются отвечать, обсуждался ли вопрос о селах последнем заседании.

АЗЕРБАЙДЖАН

1 марта на дипломатическом форуме в Анталье помощник президента АР Хикмет Гаджиев заявил:

  • Ереван и Баку должны двигаться дальше в плане заключения мира, и это не должно откладываться из-за разметки границы – это вопрос технический и может занять время.
  • Баку видит позитивные сдвиги в мирном соглашении. Однако Декларация независимости РА и ее преамбула, а также позиция РА в МУС ООН продолжают поддерживать претензии к территориальной целостности и суверенитету АР, и «это вопросы, которые ждут ответа».
  • Более того, восемь азербайджанских сел продолжают оставаться под оккупацией РА. Но мы должны двигаться вперед шаг за шагом.

 

АРМЕНИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН

28-29 февраля в Берлине состоялись переговоры министров ИД РА и АР Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова.

  • Стороны обсудили позиции по положением проекта двустороннего соглашения «Об установлении мира и межгосударственных отношений между Арменией и Азербайджаном».
  • Было выражено взаимное согласие продолжить переговоры по открытым вопросам.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

1 марта на полях дипломатического форума в Турции главы МИД РФ и АР Сергей Лавров и Джейхун Байрамов провели встречу.

  • Стороны подтвердили необходимость реализации комплекса трехсторонних договоренностей лидеров РФ, Азербайджана и Армении 2020-2022 гг.
  • Они акцентировали приверженность продолжению совместной работы в рамках различных многосторонних форматов, включая «Каспийскую пятерку» и Консультативную региональную платформу «3+3».

 

ФРАНЦИЯ

6 марта в интервью «Арменпресс» посол Франции в РА Оливье Декоттиньи заявил:

  • В Баку могут быть уверены, что тот тип сотрудничества, те виды техники, которые Париж поставляет Еревану, направлены на защиту РА и носят чисто оборонительный характер. «Если вы не нарушите воздушное пространство Армении, вы никогда не столкнетесь с ПВО Армении».
  • Речь идет о защите суверенитета РА, ее территории и народа. «Все, что мы поставляем — оружие, оборудование, обучение соответствует именно этой цели».
  • Вопрос защиты суверенитета и территориальной целостности РА волнует не только Францию. Сосед Армении — Иран, тоже неоднократно выражал обеспокоенность по поводу суверенитета и территориальной целостности РА. «Мы не согласны с Ираном по многим вопросам, но в данном вопросе мы солидарны».

6 марта в интервью журналу Defis Humanitaires Декоттиньи заявил:

  • Невыполнение Россией обязательств в сфере безопасности перед Арменией побудили ее диверсифицировать оборонное сотрудничество.
  • Конфликт между Арменией Азербайджаном регулярно порождает инциденты на линии соприкосновения.
  • Две страны всё еще находятся в состоянии конфликта, поскольку мирный договор еще не подписан, а переговоры продолжаются.
  • Не везде линия соприкосновения войск между РА и АР проходит там, где должна была бы быть граница, поскольку в мае 2021 г. и сентябре 2022 г. Азербайджан вторгся на территорию РА и оккупировал целые участки ее суверенной территории.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

29 февраля Европейский парламент принял два доклада по внешней политике и политике безопасности и обороны ЕС, в которых содержатся призывы к ЕС:

  • Ввести санкции против АР и приостановить действие меморандума о взаимопонимании по стратегическому энергетическому партнёрству.
  • Быть готовым ввести целевые и индивидуальные санкции против политического и военного руководства АР, приостановить импорт нефти и газа в случае любой военной агрессии АР против РА.
  • Усилить мандат миссии ЕС в РА, увеличить ее масштаб, продлить срок действия и разместить наблюдателей на границе с Турцией.
  • Приостановить переговоры по новому соглашению о партнерстве с АР.

1 марта в Анталье спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клаар заявил:

  • Безопасность и процветание региона очень важны для Европы, поэтому ЕС предложил помощь Армении и Азербайджану, чтобы «помочь решить их долгий конфликт». Нужно не просто отложить оружие, а нужно достичь устойчивого договора. Весь Кавказ окажется в благоприятном положении при разрешении данного конфликта.
  • Мир в регионе возможен. Он должен предусматривать разблокирование границ между Арменией и Азербайджаном в соответствии с Алма-Атинской декларацией, включая обеспечение связи основной части Азербайджана с Нахичеваном.
  • Необходимо создавать условия для развития торгово-экономических связей. В контексте демаркации армяно-азербайджанской границы нужно создавать и коридоры для потока товаров. Если мы говорим об Азербайджане, то в Нахичеван открывается дорога. «Здесь речь идет о сотрудничестве. Мы не говорим о сценарии, где кто-то побеждает, кто-то проигрывает, а о взаимовыгодном результате, который должен быть».
  • Три страны региона совместно с Турцией могут создать условия для процветания, которые будут выгодны для всех, в том числе и для ЕС.
  • Нельзя игнорировать посредническую роль Турции, которая имеет особые отношения с Азербайджаном. Анкара проявляет заинтересованность и демонстрирует свои возможности в процессе урегулирования армяно-азербайджанских отношений.
  • Турция может помочь в установлении регионального мира как ведущая страна на Южном Кавказе․

6 марта в интервью журналу Defis Humanitaires посол Франции в РА Оливье Декоттиньи заявил:

  • РА хочет стать ближе к ЕС. Миссия наблюдателей Европейского Союза в РА является очень хорошим примером того, что ЕС может сделать эффективно и конкретно.
  • Поворот к Европе не означает изоляции РА от ее регионального окружения. Построение будущего РА требует достижения мирного соглашения с АР, а также, в более широком смысле, модус вивенди, который позволит всем государствам региона в полной мере воспользоваться своим стратегическим положением на стыке Европы, Азии и Ближнего Востока. «Именно поэтому разрешение этого конфликта важно для нас, европейцев».

1 марта секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • В РА считают, что работа гражданской миссии ЕС эффективна, поэтому для ее продолжения и большей эффективности должны быть увеличены возможности миссии.
  • Увеличение числа наблюдателей ЕС в РА предусматривается, потому что линия границы между РА и АР очень длинная и в этом плане до сих пор ресурсов миссии недостаточно для надлежащей работы.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

1 марта глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:

  • От переговоров глав МИД РА и АР результатов ждать не стоит.
  • Власти Азербайджана регулярно заявляют о том, что им не нужен никакой посредник. Это связано с тем, что они хотят оказать давление на власти Армении. С другой стороны, они довольно хитро используют как западную, так и постсоветскую платформу для продвижения своих интересов.
  • Тем не менее, любые переговоры куда более приемлемы, чем военные действия.

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

1 марта глава фракции «Честь имею» Айк Мамиджанян заявил:

  • Перед разработкой новых принципов, нужно разобраться, что случилось с предыдущими принципами в переговорах по миру с Баку.
  • Нужно ответить на вопросы:
  • Как мы обсуждаем демаркацию и делимитацию границы с Азербайджаном в присутствии азербайджанских военных на суверенной территории РА?
  • Было три основополагающих принципа, о которых пять раз заявляли президенты России, США и Франции, и которые ратифицировали все члены ЕС. Одним из принципов было право на самоопределение, второй – исключение применения силы и угроз о применении силы. «Необходимо разобраться, как получилось, что этот принцип был нарушен?».
  • Если не будут прояснены причины нарушения предыдущих принципов, новые принципы постигнет та же участь.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

2 марта в интервью CNN Türk спецпредставитель РА по нормализации отношений с Турцией Рубен Рубинян заявил:

  • Армения готова к открытию границы с Турцией и полному восстановлению дипломатических связей.
  • Ереван не видит преград для полной нормализации отношений с Турцией, дипломатических отношений.
  • Армения ждет политической воли от Турции по этому вопросу.
  • Обе страны работают над тем, чтобы открыть границу для граждан третьих стран и лиц с дипломатическими паспортами.

 

ТУРЦИЯ

1 марта на церемонии открытия Дипломатического форума президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил:

  • Турция продолжит процесс нормализации отношений с РА в координации с АР.
  • Турция предпримет все необходимые шаги для усиления тюркского мира.

В свою очередь, глава МИД Турции Хакан Фидан заявил:

  • Азербайджан и Армения очень близки к нормализации отношений.
  • Это происходит благодаря региональным инициативам, а международное право не может найти решение подобных конфликтов.
  • Турция прилагает активные и позитивные усилия для решения многих конфликтов и проблем.

2 марта спецпредставитель Турции по нормализации с отношений с РА Сердар Кылыч заявил:

  • Турция и Армения приняли решение о проведении очередной встречи по нормализации отношений
  • Подвижек по открытию границы с Арменией пока нет.

АРМЕНИЯ-ТУРЦИЯ

1 марта в Анталье прошла встреча в глав МИД РА и Турции Арарата Мирзояна и Хакана Фидана.

  • Стороны обсудили процесс нормализации отношений между РА и Турцией.
  • Собеседники подтвердили готовность добиться полной нормализации отношений.
  • Состоялся обмен мыслями о возможных конкретных шагах в этом направлении

1 марта на дипломатическом форуме в Анталье спецпредставитель Турции по нормализации отношений с РА Сердар Кылыч заявил:

  • Кылыч пригласил спецпредставителя РА по нормализации отношений с Турцией Рубена Рубиняна в Анкару, а сам готов приехать в Ереван для переговоров. «Нам нужно встретиться, чтобы найти решения, но мы не можем встретиться уже более года».
  • В Анкаре или в Ереване можно провести встречу без какого-либо предварительного условия. «Отсутствие встреч и предварительные условия создают проблемы». Он предложил Рубиняну встретиться в Ереване на следующей неделе и «сделать из этого историческое событие».
  • Анкара выступает за полную нормализацию отношений с Ереваном, однако нужно понимать, что в рамках этого процесса будут определенные условия.
  • Граница откроется, когда придет время.
  • Процесс, который протекает сегодня между Арменией и Турцией, не нормализация, а скорее шаги, направленные на создание доверия между двумя сторонами. «Мы идем по правильному пути, и нам необходимо фокусировать внимание на том, что нас объединяет, а не разделяет».
  • В РА произошли некоторые события, сорвавшие реализацию армяно-турецких договоренностей. Необходимо объединить усилия для нейтрализации существующих преград.
  • Необходимо проявлять ответственность, иначе все усилия окажутся тщетными. Он призвал не оглядываться на прошлое, а смотреть в будущее, извлекая уроки из истории.

В свою очередь, вице-спикер НС РА Рубен Рубинян заявил:

  • РА готова хоть сейчас нормализовать отношения с Турцией и открыть границы. Он сделал такое предложение потому, что почувствовал, что «Турция не может пойти дальше».
  • Во время землетрясения в Турции границы двух стран были открыты, для оказания и получения гуманитарной помощи, и это был волнующий момент. «Мы должны быть в состоянии открыть границы не только в момент трагедии, но и в радостное, благоприятное время. Я не вижу причины для сохранения закрытой границы с Турцией. Нельзя создавать барьеры в этом процессе».
  • Должны быть созданы условия для контактов между гражданами Армении и Турции.
  • Есть какое-то недопонимание, поскольку Ереван не выдвигал каких-либо предусловий для нормализации отношений с Анкарой или проведения встреч.

АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ

ВЛАСТИ

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

29 февраля спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Не исключается сговор РФ и АР по НК. «Когда сопоставляешь факты, то понимаешь, что все взаимосвязано».
  • Война на Украине началась с НК, поскольку России нужно было сформировать альтернативные маршруты для обхода санкций. По планам, в 2021 г. в РА должны были прийти власти, которые превратили бы ее в сырьевую страну.
  • Есть угроза для РА и попытки втянуть ее в Союзное государство. Обеспокоенность властей РА в том, с какой стороны будет нанесен удар. Этот удар наносится руками Азербайджана и направлен против суверенитета РА. «Армянский народ в 2021 г. решил геополитический вопрос своим выбором. Большой план: сделать Армению участником Союзного государства Россия-Белоруссия».

6 марта секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • До декабря 2021 г. РА связывала все свои гарантии безопасности с РФ и в итоге подверглась трем масштабным нападениям со стороны Азербайджана.
  • «Разве Армения виновата в том, что подверглась нападению? Однозначно, нет. Армении просто не помогли ее союзники, когда она столкнулась с угрозой безопасности».
  • «И, учитывая это, она начала искать новые гарантии безопасности».

2 марта глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Одно из главных обвинений Еревана, что именно РФ подтолкнула АР к началу войны в сентябре 2020 г. «Это неблагодарные оценки и вымысел, потому что именно РФ эту войну остановила, причем могла остановить ее гораздо раньше, когда еще азербайджанцы не взяли Шуши, но тогда Пашинян в ответ на призыв Путина сказал: нет, мы будем воевать до конца».
  • Лавров подчеркнул безальтернативность урегулирования между Ереваном и Баку, кроме как на основе трехсторонних заявлений России, Азербайджана и Армении.
  • Ереван не подтвердил возможность визита в РА российского посла по особым поручениям Игоря Ховаева, который недавно побывал в Баку. Это является подтверждением тенденции Армении на дистанцирование.

РФ/ОДКБ

29 февраля спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • «Решения о выходе из ОДКБ нет, но, мы этого не исключаем. Наше общество тоже об этом говорит, можно сказать, оно предъявляет такое требование».
  • Какой должна быть ситуация, чтобы прямо поставить вопрос о целесообразности продолжения членства в ОДКБ. Какие еще проблемы могут возникнуть, если РА примет решение все же выйти из ОДКБ. «Нападут на нас, введут санкции?».
  • РФ снимает с себя союзнические обязательства. РА нуждалась в защите как по части НК, так и суверенной территории РА, однако более десятка эпизодов показали, что союзник РА не помогает и при этом не заявляет, что не поможет. «Но наша страна и наши люди не бесконечны, и у нас нет стольких ресурсов, чтобы за счет жизней наших ребят и границ ждать момента, когда нам поможет союзник».
  • Зачастую слышатся отговорки со стороны союзников о том, что, мол, вы то-то не сделали, и поэтому мы не реагируем. «А где в таком случае их интересы и союзнические обязательства? Нельзя, в конце концов, постоянно сбрасывать эти обязательства с себя».
  • Существующая система безопасности не работает, и альтернативой является использование всех возможностей, в том числе и путем попыток оживления ОДКБ.
  • Сейчас Ереван пытается приобрести оружие отовсюду. «Если это мешает какой-то системе безопасности, то это их проблемы — они свои обязательства не выполнили».
  • «Никаких обсуждений по НАТО или чему-то другому не было».

1 марта в эфире ОТА секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Претензии Еревана к ОДКБ в том, что ОДКБ не признает международно-признанные границы РА.
  • В этом заключается большая разница между ЕС и РФ.
  • И в более широком контексте — РА ведет переговоры со всеми теми партнерами, которые принимают важные для нее принципы: Алма-Атинскую декларацию как базу для конкретизации и воспроизводства границы между РА и АР, а также взаимного признания территориальной целостности, суверенитета и юрисдикции.

4 марта в интервью ОТА глава фракции «Гражданский договор» Айк Конджорян заявил:

  • Ереван много раз озвучивал свою позицию по ОДКБ, и в частности, по ее бездействию. Суверенная территория РА много раз подвергалась нападению и ОДКБ бездействовала, не выполняла свои договорные обязательства.
  • Вопрос о выходе из ОДКБ на данный момент не стоит, но это не означает, что в какой-то момент РА де-юре «не заморозит» свое участие.
  • «Поставленные нами вопросы остались без ответа, и мы их обсуждаем. Наше общество также выдвигает нам это легитимное требование».

5 марта глава ГШ ВС РА генерал-лейтенант Эдвард Асрян заявил:

  • Армения еще не вышла из ОДКБ. А к чему приведет выход из ОДКБ — тайна.
  • Вопрос о том, какие проблемы имеются в вопросах поставки оружия из РФ и действительно ли, что после 44-дневной войны РФ перестала выполнять свои союзнические обязательства по этой части, содержит элементы секретности.
  • «Совместные армяно-российские военные структуры существуют лишь на бумаге».

6 марта секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • РФ должна конкретизировать свою позицию как член ОДКБ по отношению к РА, а не наоборот.
  • РА ожидает от ОДКБ признания границ своей ответственности. «То есть, 29,8 тысячи кв. км территории РА, а также границы, которые существуют с Азербайджаном, Грузией, Ираном и Турцией».
  • Проблема продолжит висеть в воздухе до тех пор, пока ОДКБ это не признает.

2 марта глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Заявление о том, что ОДКБ бросила РА в беде, не соответствует действительности. Когда ОДКБ в ответ на просьбу Еревана направила свою миссию экспертов для изучения на месте, она вернулась и предложила развернуть на армянской территории на границе с Азербайджаном миротворческую миссию наблюдателей. Hа саммите ОДКБ в Ереване осенью 2022 г. был согласован текст мандата наблюдателей ОДКБ в РА, но Пашинян сказал, что документ не устраивает Ереван, поскольку ОДКБ не выступил с резким осуждением действий Азербайджана. При этом, в эти же сроки ЕС предложил разместить своих наблюдателей в РА, и Никол Воваевич незамедлительно согласился, хотя ЕС ни разу не осудил Азербайджан. «И когда мы поинтересовались, почему же такое разное отношение, нам сказали: “Ну вы же союзники, вы обязаны осудить, а они не союзники, они не обязаны”. Такие у меня ощущения событий».
  • Армянское руководство решило сделать ставку на внерегиональные страны, которые обхаживают Ереван и обещают помочь во всех бедах, лишь бы РА порвала все отношения с РФ и теми интеграционными структурами, созданными в общем регионе.
  • Еревану пора определиться насчет своего статуса в ОДКБ. Россия надеется получить от Армении ответ относительно выполнения обязательств и участия в совместных интеграционных структурах, включая ОДКБ.

6 март официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Россия предложила армянским союзникам провести межведомственные консультации для того, чтобы предметно обсудить и постараться снять их озабоченности.
  • «Ответа пока нет, может он появится, может он появится прямо сейчас, на эту инициативу они пока не ответили».

 

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

1 марта в эфире ОТА секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Во время встреч со стороны Москвы прозвучала мысль, что если она будет снабжать Ереван оружием, то позиция РА станет более жёсткой, поэтому они не снабжают Ереван оружием «во всех вопросах». «Любая страна, у которой есть альтернативы, может оказать сопротивление при действиях, угрожающих её интересам».
  • Требование диверсификации внешней политики безопасности РА создалось весьма объективно. Когда Ереван с 2021 г. пытался купить оружие у РФ, заключил двусторонние договора. Также Ереван разработал концепцию всеобъемлющих реформ ВС, чтобы совместно с РФ реализовать их. Однако, в мае 2021 г. Азербайджан напал на РА, а РФ не поставила необходимое и оплаченное оружие — речь идет о договорах на $250 млн. с 2021 г. И Армения приступила к поиску новых партнеров, в числе которых известны Индия, с недавних пор Франция, ряд стран ЕС.
  • К 2021 г. РА 96% всего своего военно-технического сотрудничества осуществляла с РФ, а с января 2021 г. до сих пор РА заключила договора с рядом стран на миллиарды долларов. И в этих договорах сейчас доля РФ составляет меньше 10%. «Это произошло по объективным причинам — это был выбор России и нас поставили перед фактом».
  • РА не делает ничего для того, чтобы РФ превратилась в своего врага.
  • «Мы всего лишь ищем альтернативы для себя. Россия не может, а иногда и косвенно публично говорит: «мы не можем, заняты, не успеваем одновременно заниматься по всем направлениям».

6 марта секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • Когда в РФ принимали решение не поставлять РА то или иное вооружение, последняя, фактически, оказывалась перед коллапсом.
  • Теперь же, если какая-либо из стран откажется поставить РА запрашиваемое вооружение, такой проблемы не возникнет, так как у РА будет еще 4 альтернативы.
  • Еревану необходимо обеспечить диверсификацию своих отношений, в том числе, по вопросам, связанным с безопасностью, а также наладить собственное производство вооружений, чтобы снизить зависимость от других стран.

 

ИНЦИДЕНТ У СЕЛА НЕРКИН ХАНД

1 марта в эфире ОТА секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Несмотря на заявление СНБ РА в контексте инцидента в Неркин Ханд о том, что пограничники РФ никоем образом не препятствуют деятельности наблюдателей ЕС ни на каком участке армяно-азербайджанской границы, Григорян настаивает, что наблюдатели гражданской миссии ЕС в РА не имеют доступа в населенный пункт Неркин Ханд в Сюникской области РА. «Такая проблема есть, и мы ее намерены решить».
  • На пограничном посту ФСБ РФ в селе Неркин Ханд находятся представители пограничных войск для обеспечения безопасности РА. По документам РФ является партнером РА в сфере обеспечения безопасности. «Может быть, сейчас они этого не принимают, и с 2020 г. мы видим, что механизм, заложенный в 1990-е гг., вообще не работает. Россия имеет там присутствие и не смогла предотвратить эскалацию».

 

ПОГРАНИЧНИКИ РФ В АЭРОПОРТУ «ЗВАРТНОЦ»

1 марта депутат НС РА Артур Ованнисян заявил:

  • В партии «Гражданский договор» обеспокоены тем, что в международном аэропорту «Звартноц» размещены российские пограничники. «Этот вопрос стоит на повестке дня нашей политической команды. Идут дискуссии. Когда будет решение — мы все об этом узнаем».
  • Данный вопрос беспокоит не только их, но и большую часть армянской общественности.

В свою очередь, депутат НС РА Владимир Варданян заявил:

  • Между РА и РФ имеется широкая договорно-правовая база, но в определенных случаях может не быть конкретики, которая позволила бы найти ответы на тот или иной вопрос.
  • Аэропорт «Звартноц» рассматривается с правовой точки зрения в качестве пограничного пункта, но фактически не является границей РА. И в этих условиях есть необходимость в отдельных регулировках.
  • Пограничный контроль основных воздушных узлов РА должен осуществляться представителями госорганов РА.

6 марта секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил:

  • У Еревана есть четкая позиция по вопросу вывода российских пограничников из аэропорта «Звартноц».
  • РА проинформировала РФ о необходимости вывода российских пограничников из аэропорта. «Мы заявили об этом в официальном письме».
  • Соответствующие функции в аэропорту «Звартноц» должна осуществлять непосредственно армянская сторона.

6 марта на лекции в рамках марафона «Знание. Первые» пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:

  • Решений о выводе российских пограничников из ереванского аэропорта «Звартноц» Арменией принято не было.
  • По официальным каналам России эти решения не доводили.

 

ЗАПАД-РА-РФ

29 февраля спикер НС РА Ален Симонян заявил:

  • Власти РА не обсуждают вопрос смены вектора, а обсуждают что делать, чтобы снизить риски, которые могут угрожать безопасности РА.
  • РА готова укрепить отношения с ЕС, чтобы стать кандидатом на членство, и «будет двигаться в том направлении, которое обеспечит наибольшую безопасность. Сегодня быть демократической страной — это наша самая большая система безопасности».
  • РА должна думать «в направлении» ЕС, но без резких шагов. «Не хочу спешить и делать шаги, потому что в случае страны резкие шаги — это не хорошо».

1 марта секретарь Совбеза РА Армен Григорян заявил:

  • Вызывают удивление обвинения российской стороны о том, что миссия ЕС в РА «является недружественной» и «ведет шпионскую деятельность против РФ и Ирана». «Зачем Россия пытается адресовать свои проблемы и говорить о третьих странах?! Так, на границе с Ираном наблюдателей ЕС нет, они присутствуют только на границе Армении с Азербайджаном, привносят стабильность в регион, что исходит из интересов Армении».
  • Он предложил российской стороне представить конкретные факты относительно вышеуказанных обвинений, изъявив готовность обсуждать их.

1 марта секретарь фракции «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил:

  • Премьер-министр РА Пашинян публично заявил о готовности страны сблизиться с ЕС настолько, насколько готов сам ЕС. Заявление же спикера НС РА Симоняна следует рассматривать в контексте этой политической линии.
  • Сближение с ЕС для РА важно по нескольким причинам. В первую очередь, это роль наблюдательской миссии ЕС, которая на сегодняшний день играет большую роль в вопросе гарантирования безопасности границ РА. После прибытия наблюдателей динамика на границах Армении существенно изменилась.
  • Кроме того, подобное сближение важно и с точки зрения необходимости новых рынков сбыта.
  • Сближение с ЕС логично также с точки зрения развития демократии и в целом цивилизационного развития страны.

В свою очередь, глава постоянной Комиссии НС РА по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян заявил:

  • 2 из 4 соседей РА являются кандидатами в члены ЕС, что в определенной степени передвигает границы ЕС к РА.
  • Право на участие страны в интеграционных процессах является суверенным правом каждого государства. Никто не опровергнет тот факт, что с точки зрения экономической интеграции пример ЕС является одним из лучших, если не наилучшим.

4 марта в интервью ОТА глава фракции «Гражданский договор» Айк Конджорян заявил:

  • Власти РА проводят политику не ухудшения отношений с РФ, а политику, преследующую свои интересы. «Если некоторые партнеры могут расценивать это как противопоставление себе, это говорит о совершенно других намерениях, которые нас не касаются.
  • Ереван ищет варианты, чтобы в тех случаях, когда его партнеры, союзники не выполняют или не могут выполнять свои договорные обязательства, сделать так, чтобы найти альтернативу для обеспечения безопасности.
  • «Не нужно класть все яйца в одну корзину», необходимо диверсифицировать поставки оружия. Армения вовремя не получила оружие, за которое уже заплатила РА.

1 марта в эфире ОТА глава делегации ЕС в РА Василис Марагос заявил:

  • Две недели назад в Брюсселе был заложен процесс по разработке новой повестке сотрудничества РА-ЕС.
  • Совет ЕС обратился к институтам ЕС с просьбой разработать варианты более тесных отношений с РА, и то, что происходит сейчас, является выражением всего этого.
  • Есть сферы, где Ереван и Брюссель могут более тесно взаимодействовать, чтобы способствовать реализации стремлений армянского народа к лучшей жизни и процветанию.
  • Не ставит ли ЕС целью своей политики на Кавказе выдавить Россию из региона? «Брюссель лишь прислушался на просьбы и заявления властей Армении о желании диверсифицировать свою безопасность и экономику».
  • РА в большинстве своем зависит от российских энергоресурсов, и ее экономика в целом российско-ориентирована, как в Брюсселе представляют себе экономическую диверсификацию? Всё будет зависеть от армянских экономических игроков, решений властей РА и от того, каким они видят торговое будущее страны. «Мы партнеры, и мы помогаем развивать наши торговые отношения. Последние несколько лет наш товарооборот удвоился, и это всё на благо армянского народа».
  • Увеличение присутствия ЕС в РА лишь раздражает РФ, но есть ли гарантии, что оно будет способствовать региональному миру и защите РА от агрессии? ЕС привержен миру и безопасности в регионе, сотрудничеству со всеми народами этого региона, руководствуясь принципом неприменения силы. «Должен быть диалог, и мы готовы применить для этого Европейский инструмент мира. Его цель — стимулировать оборонные возможности для гарантирования того, что применение силы не станет методом разрешения разногласий при конфликтах».

2 марта глава МИД РФ Сергей Лавров заявил:

  • Российская сторона сожалеет, что Ереван принял «сознательное решение» вести линию на ухудшение отношений с Москвой.
  • Если заявление главы Совбеза РА Григоряна о том, что выстраивание тесных отношений с РФ было стратегической ошибкой, является оценкой всего армянского руководства и она опирается на мнение народа, то это делает необходимым пересмотреть очень многое в российско-армянских отношениях.
  • Это очевидная ложь. Возникает вопрос, кто и с какой целью эту очевидную ложь внедряет в сознание армянского народа, и тем, кто извне наблюдает за происходящим, потирает руки и говорит, что РФ нужно убрать из Южного Кавказа.
  • Заявления, которые звучат на ежедневной основе из уст армянского руководства, заставляют задуматься над тем, что в реальности происходит и как это учитывать в наших практических шагах. Россия следит за заявлениями армянского руководства и будет иметь их в виду, планируя собственные практические шаги.
  • В РА считают, что жизнь свою нужно выстраивать не со своими ближайшими соседями и историческими союзниками, а с теми, кто выступает против твоих друзей.

6 март официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Армения не заслуживает того, чтобы становиться разменной монетой в руках западных политиков. «Киеву многое было обещано, а затем их «кинули»».
  • РФ искренне желает мира, стабильности и процветания РА «и с точки зрения любви к этой стране и народу, и с точки зрения прагматики, потому что от этого благополучия зависит и благополучие региона в целом».
  • «Мы видим, как Запад, наигравшись и «сломав» Украину, бросив ее, как потрепанную куклу без руки и ноги в угол, принялся искать новую жертву. Как бы этой новой жертвой не стала Армения, которую обманут и заманят».
  • Некоторые армянские деятели видят панацею в повышенном внимании со стороны ЕС. «Целый ряд политических деятелей в Армении даже не задумываются о том, что Армению превращают в очередной инструмент западной геополитики, забавы. В расход просто берут». ЕС рассматривает Армению как «точку входа» в регион.

РОСПОТРЕБНАДЗОР

В Роспотребнадзоре усилили контроль за минералкой «Джермук»:

  • Граждан просят информировать ведомство об обнаружении в торговых точках бутылок декабрьского розлива, приостановлена продажа 2,5 млн экземпляров
  • Товары не вернут в оборот до получения лабораторных подтверждений безопасности минеральной воды.

Россельхознадзор выявил нарушения при поставках икры из Армении:

  • введены временные ограничения на ее ввоз.
  • Речь о красной икре радужной форели компании «Макс Фиш», в которой выявлены бактерии группы кишечных палочек.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

1 марта глава фракции «Честь имею» Айк Мамиджанян заявил:

  • Обсуждения властей об уходе пограничников РФ из ереванского аэропорта «Звартноц» — «грязная манипуляция».
  • Присутствие российских пограничников в аэропорту не ставит под вопрос независимость РА, а также не представляет угрозу ее суверенитету.
  • Их присутствие обусловлено тем, что это внешняя граница ЕАЭС и ОДКБ. «Именно поэтому здесь находятся российские пограничники».
  • В отличие от властей, его куда больше волнует присутствие азербайджанских ВС вблизи Джермука, Вардениса, а также в Сюникской области РА.
  • «Страна стоит на пороге войны, а они занимаются какими-то детскими играми».

4 февраля депутат НС РА Тигран Абрамян на своей странице в Facebook написал:

  • Отказ от пребывания в ОДКБ и понижение планки отношений с РФ будет иметь последствия для РА.
  • РФ делает это для того, чтобы в будущем ее жесткое противодействие в полной мере воспринималось в РА и во внешнем мире, а какие последствия и в какой степени они будут иметь, зависит от хода событий. «Что будут делать в этой ситуации власти Армении? Они, как всегда, пойдут худшим путем, как и при принятии всех предыдущих важных решений».

6 марта депутат НС РА Тигран Абрамян на своей странице в Facebook написал:

  • Секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян заявил, что РФ сообщила, что не поставляет Еревану оружие, чтобы позиция РА не стала более жесткой. Сам Григорян отказался уточнить, кто из российских чиновников такое мог сказал, но с момента его интервью прошло 4-5 дней, а разъяснений со стороны России не поступало.
  • Это заявление достойно внимания с той точки зрения, что до сих пор в контексте проблем с поставками вооружений из РФ эта причина не была представлена.
  • «Со стороны высокопоставленного чиновника РА было выдвинуто крайне серьезное обвинение, которое Москва не прояснила».
  • «Учитывая тот факт, что на заявления РА прямо и косвенно реагируют различные официальные лица РФ, это необъяснимое обвинение создает достаточно тревожную ситуацию».

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

6 марта секретарь фракции «Армения» Арцвик Минасян заявил:

  • Глава МИД РФ Лавров не имеет права говорить на языке ультиматума. Ему следует понять, что отношения РА и РФ не обусловлены личностями.
  • Постановку вопроса Москвой в форме «либо вы с нами, либо – нет» следует сразу отвергнуть.
  • РА имеет международные обязательства, зафиксированными в том числе документом о создании ОДКБ. Эти и другие международные обязательства обязательны к исполнению.
  • В корне неправильно интересоваться позицией армянского народа у Пашиняна. Неприемлема также постановка вопроса в форме «или, или». Напротив, необходимо найти механизмы для укрепления отношений.

 

ДВИЖЕНИЕ «ВМЕСТЕ»

29 февраля на митинге движения «Вместе» экс-премьер РА Грант Багратян заявил:

  • Премьер РА Пашинян, ухудшая отношения с РФ, выполняет политический заказ Турции.
  • Пашинян привел армянский народ к «точке невозврата». Логика дальнейших действий обязательным образом предполагает войну. «Человек, отдавший Арцах взамен на мир, но так его и не получил, сегодня говорит, что мира не будет». Шаги Пашиняна говорят о том, что он умышленно ведет страну к войне, даже складывается впечатление, что он форсирует события.
  • Также умышленно Пашинян портит отношения с РФ. РА заключила соглашение о стратегических союзнических отношениях с РФ. С Францией и США нет подобных соглашений: «они для нас важны, но они нам не союзники».
  • Даже если согласиться с утверждением Пашиняна о том, что РФ является плохим союзником, это не означает, что она станет «хорошим врагом».
  • Как только Анкара удостоверится, что армяно-русские отношения пришли к тому, что последним будет наплевать на РА, Турция немедленно воспользуется ситуацией и нападет на РА.

ЭКОНОМИКА

МТС АРМЕНИЯ

29 февраля правительство РА на заседании приняло решение принять в дар от кипрской компании Fedilco Group Limited 100 тыс. акций компании ЗАО «МТС Армения» (бренд Viva-MTS), что равняется доле в 20% от общего числа акций. Право управления акциями передается аппарату правительства.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ИНИЦИАТИВА «АЙАКВЕ»

29 февраля координатор инициативы «Айакве» Аветик Чалабян заявил:

  • Действующий режим постоянно пытается найти виновных во имя своего оправдания, и сейчас виновной стала Декларация о независимости РА.
  • Попытка изменения Декларации делается с единственной целью — отказаться от Декларации, в частности убрать ссылку на этот важный документ в предисловии Конституции РА.
  • Это требование азербайджанского президента, для выполнения которого нынешние власти понимают, что не имеют правового и конституционного шанса.
  • Но это не значит, что власти РА откажутся от своей цели. Если не будем бороться против этого, не исключено, что они попробуют найти обходные пути. «Ведь мы не единожды являлись свидетелями того, как они постоянно игнорируют Конституцию и через незаконные лазейки осуществляют свою политику».

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

ОТСТАВКИ

29 февраля посол РА по особым поручениям Эдмон Марукян подал в отставку. На своей странице в Facebook он написал:

  • В сложный для государства и региона период, он «с большой ответственностью и с большой самоотдачей» взялся за эту миссию.
  • Однако в последнее время различия в видении на ряд фундаментальных внешнеполитических вопросов делают невозможным его дальнейшее участие во внешнеполитическом фронте.
  • Марукян заверил, что продолжит служить государству и народу и вкладывать свои знания и опыт, а также международные связи в защиту национальных и государственных интересов РА.

НАЗНАЧЕНИЕ

5 марта Геворк Папоян был назначен министром экономики РА.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РФ

5 марта по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор между министром ИД РА Араратом Мирзояном и министром ИД РФ Сергеем Лавровым. Были обсуждены вопросы, касающиеся двусторонних отношений и ситуации в регионе.

 

ГРЕЦИЯ

4 февраля в Ереване министр обороны РА Сурен Папикян провел встречу с министром национальной обороны Греции Николаосом Дендиасом.

  • В ходе встречи был обсужден ход сотрудничества между РА и Грецией в области обороны, работ, проделанных в направлении достигнутых в ходе состоявшихся в декабре 2023 г. в Афинах договоренностей, намечен ряд новых направлений сотрудничества.
  • Достигнута договоренность придать новый импульс военно-техническому сотрудничеству после ратификации Соглашения о военно-техническом сотрудничестве между правительствами двух стран.
  • Дендиас заявил, что две страны вполне могут наладить успешное сотрудничество и в поиске инновационных решений в сфере обороны.
  • Стороны обсудили направления трехстороннего сотрудничества Армения-Кипр-Греция. Дендиас заявил также о четырехстороннем сотрудничестве между Арменией, Грецией, Францией и Индией в сфере обороны.
  • Они также обменялись мнениями по вопросам региональной безопасности. Дендиас заявил, что разногласия можно урегулировать мирным путем и поддерживает подписание мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном в рамках международного права.

Состоялась также встреча с премьер-министром РА Никола Пашиняна и Дендиаса.

  • Дендиас заявил, что Афины будут помогать Еревану. Греция видит себя страной, которая будет помогать Армении, насколько это возможно, учитывая исторические связи, а также потому, что они очень близкие страны.
  • Пашинян, в свою очередь, заявил, что углубление сотрудничества в различных областях – это повестка, совместно принятая правительствами двух стран.

ЕГИПЕТ

5 марта в Каире на встрече с премьер-министром РА президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявил:

  • Каир надеется на достижение всеобъемлющего и справедливого мира в регионе.
  • Ас-Сиси поддерживает мирные инициативы РА по достижению стабильности на Южном Кавказе
  • Стороны также готовы нарастить объем торговли в соответствии с высоким уровнем политических отношений, а также открыть новые области сотрудничества, включая исследования в области искусственного интеллекта, пищевую и фармацевтическую промышленность.

В свою очередь, премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Ереван присоединяется к призывам международного сообщества немедленно прекратить огонь в Секторе Газа.
  • РА собирается направить гуманитарную помощь в Сектор Газа.
  • В контексте палестино-израильского противостояния РА всегда поддерживала принятый международным сообществом принцип «двух государств».

Состоялась также встреча министра ИД РА Арарата Мирзояна и министра ИД Египта Самехом Шукри.

  • Министры обменялись идеями по двусторонней повестке дня и перспективам расширения политического диалога, подчеркнули важность регулярных взаимных визитов на высоком уровне в контексте расширения рамок армяно-египетского взаимодействия и дальнейшего развития сотрудничества в представляющих взаимный интерес сферах.
  • Были обсуждены вопросы региональной безопасности.

Армения и Египет подписали меморандумы по сотрудничеству в области экономики, сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Между министерством экономики РА и министерством сельского хозяйства и мелиорации Египта подписана программа реализации научно-технического сотрудничества в сфере сельского хозяйства на 2024-2026 гг.

ГРУЗИЯ

5 марта в Ереване глава Следственный комитет РА Аргишти Кярамян и его грузинский коллега Карло Кацитадзе подписали Меморандум о взаимопонимании. Он предполагает расширение сотрудничества ведомств, проведение совместных учебных курсов и консультаций, а также иные форматы взаимодействия.

ИРАН

6 марта в Тегеране прошла встреча главы МО РА Сурена Папикяна с министром обороны и поддержки ВС ИРИ Мохаммадом Реза Караи Аштиани.

  • Стороны текущий ход и перспективы развития сотрудничества в области обороны.
  • Они также обменялись мнениями по международным и региональным вопросам, подтвердили свои позиции по установлению долгосрочного мира и стабильности на Южном Кавказе.
  • В ходе встречи был достигнут ряд договоренностей по вопросам, представляющим взаимный интерес.

 

ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ

5 марта в Каире состоялась встреча генсека ЛАГ Ахмеда Абу аль-Гейта и премьер-министра РА Никола Пашиняна.

  • Генсек ЛАГ подчеркнул важность сотрудничества с правительством РА по различным международным вопросам, в том числе с целью представления позиций и взглядов. Он отметил многовековые тесные связи между армянским и арабским народами, что является хорошей основой для развития сотрудничества.
  • Пашинян коснулся происходящих в регионе Южного Кавказа процессов, обсуждений вокруг мирного договора между Арменией и Азербайджаном, гуманитарных проблем вынужденных переселенцев из НК. Он представил подробности разработанного правительством Армения проекта «Перекресток мира».
  • Собеседники также обменялись мнениями вокруг ситуации, сложившейся в регионе Ближнего Востока, в частности, в Секторе Газа. Была подчеркнута важность реализации последовательных шагов по установлению мира и стабильности.


СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ЗЕЛЕНСКИЙ НЕ ПРИЛЕТИТ В ЕРЕВАН

По сведениям Radar Armenia, президент Украины Владимир Зеленский не приедет в Ереван из-за отмены его визита Баку. Вопреки сообщениям о возможном визите Зеленского в регион, ни в Армению, ни в Азербайджан он не приедет.

ЕРЕВАН ХОЧЕТ ПОЛУЧИТ СТАТУС КАНДИДАТА В ЧЛЕНЫ ЕС

По сведениям Factor TV, 1 марта на закрытом заседании с членами правления партии «Гражданский договор», депутатами от правящей парламентской фракции, министрами, секретарём Совета безопасности РА премьер-министр РА Пашинян обсуждал вопрос получения Арменией статуса кандидата в члены ЕС.

По сведениям издания «Грапарак», Пашинян заявил, что РА должна подать заявку на вступление в ЕС не позднее осени. Он дал понять, что Запад требует от РА практических шагов по вытеснению из региона РФ, а в нынешней ситуации нет другого выбора, кроме как выполнить эти требования. Пашинян считает, что интересы безопасности РА требуют от неё стать кандидатом на членство в ЕС. Если не в военном аспекте, то хотя бы в экономическом это позволит РА стать сильнее.

Издание отмечает, что большая часть команды Пашиняна против резких шагов. Но для того, чтобы окончательно оторвать РА от РФ, Запад поставил премьера РА перед выбором — успеть к осени. Иного пути, как заручиться вотумом доверия народа для смены внешнеполитического вектора, у Пашиняна нет, а перед этим он должен провести референдум по изменению Конституции.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТСТАВКИ МАРУКЯНА

По сведениям издания «Жоховурд», главной причиной решения Эдмона Марукяна подать в отставку с должности посла по особым поручениям стали его разногласия с премьером РА Пашиняном в вопросе «мирной повестки». Об этом Марукян заявил лично Пашиняну, указав на отсутствие каких-либо подвижек в переговорах и утверждении мирной повестки – при том, что Азербайджан выдвигает всё новые требования, которые Армения выполняет. Еще одной причиной стал твит Марукяна о событиях в Ходжалу, после чего ему позвонили из МИД и сделали замечание, запретив ему затрагивать в дальнейшем подобные темы.

МНЕНИЕ

ОПРОС GALLUP INTERNATIONAL

4 марта были представлены данные телефонного опроса Gallup International, проведенного 26-28 февраля среди 1100 респондентов.

Разрыв отношений с Россией

  • 23,2% респондентов считают, что разрыв отношений с РФ полностью соответствует национальным интересам РА,
  • 13,9% респондентов считают, что скорее соответствует,
  • 16,1% считают – скорее не соответствует,
  • 42% убеждены, что совершенно не соответствует,
  • 4,8% респондентов затруднились ответить.

Выход из ЕАЭС и ОДКБ

  • 23,5% респондентов однозначно высказались положительно,
  • 19% респондентов считают скорее приемлемым такое решение.
  • 15,9% – скорее неприемлемым,
  • 32,9% – совершенно неприемлемым
  • 8,6% респондентов затруднились ответить.

ОДКБНАТО

  • 40,3% респондентов считают, что РА не должна состоять ни в каком военно-политическом блоке.
  • 28% респондентов высказались за продолжение членства Армении в ОДКБ;
  • 22,5% респондентов — сторонники вступления Армении в НАТО;
  • 9,2% респондентов затруднились ответить.

Военно-политическая помощь от партнеров

  • 46% респондентов ожидает военно-политической помощи от Франции.
  • 23,2% респондентов считают такой страной Индию,
  • 21,9 % респондентов – Россию,
  • 15,9% – Иран,
  • 13,7% – США,
  • 4,9 – Китай,
  • 8,5% – другие страны
  • 14,5% респондентов заявили, что нет такой страны.
  • 5% респондентов затруднились ответить.

Активизация военного сотрудничества с Францией

  • 56,2% респондентов полностью поддерживают армяно-французское военное сотрудничество,
  • 25,9% респондентов скорее являются сторонниками военного сотрудничества с Францией,
  • 4,7% – скорее отрицательно,
  • 9,6% – однозначно отрицательно,
  • 3,5% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

Угроза войны в ближайшем будущем

  • 55,1% респондентов однозначно видят угрозу новой войны в ближайшем будущем.
  • 25,5% респондентов считают, что скорее всего будет война
  • 9,8 % считают, что скорее войны не будет
  • 7,2% респондентов уверены в том, что войны не будет
  • 2,4% респондентов затруднились ответить.

Вызволение экс-руководителей Арцаха из тюрьмы в Азербайджане

  • 44,4% опрошенных считают, что правительство предпринимает недостаточно мер для вызволения экс-руководителей Арцаха из тюрьмы в Азербайджане.
  • 15% считают, что правительство скорее прилагает недостаточно усилий.
  • 13,5% считают, что правительство однозначно совершает достаточно шагов,
  • 12,4% — что скорее достаточно, чем нет.
  • Затруднились ответить на данный вопрос 14,7% респондентов.

Причина тяжелой политической ситуации

  • 35,3% респондентов считают причиной тяжелой политической ситуации недальновидную политику правительства.
  • 29,9% полагают, что тяжелая политическая ситуация навязана внешними силами.
  • 24,2% опрошенных указали, что сложившаяся обстановка является следствием происходящих в мире конфликтов.
  • Затруднились ответить на данный вопрос 8,9% жителей,
  • 7% дали другие ответы.

Отсутствие мероприятий в честь годовщины начала Карабахского движения

  • 45,2% респондентов считает неправильным то, что правительство не организовало никаких мероприятий в честь годовщины начала Карабахского движения.
  • Скорее неправильным данный шаг считают 15,3% жителей.
  • 17,1% опрошенных поддерживают решение правительства,
  • 12,7% скорее поддерживают.
  • Затруднились дать ответ — 9,7%.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

26 апреля 2024

Национальное собрание Армении получило запрос Совета Федерации РФ по поводу недавних высказываний спикера Алена Симоняна, сообщила Sputnik Армения его пресс-секретарь Нелли Гулян. Ранее в Испании на конференции председателей парламентов государств-членов ЕС армянский спикер обвинил Россию в организации «кампании угроз и дезинформации» против …

25 апреля 2024

  АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 18 апреля на встрече с жителями села Киранц премьер-министр РА Никол Пашинян заявил: процесс демаркации армяно-азербайджанской границы необходим для того, чтобы была создана граница, которая станет определенным гарантом безопасности. «Меня сейчас спросят: «Ты на 100% …

25 апреля 2024

Армения готова обсуждать вопрос закупки газа у Азербайджана, считает это позитивным, заявил спикер армянского парламента Ален Симонян. «Отношусь очень положительно, считаю, что это хорошо. Считаю, что мы должны обсудить этот вопрос», – заявил Симонян журналистам в четверг. По его словам, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.