×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-proshedsh-103/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю
16:50 , 15 Февраль 2024
3584
0

ОБЗОР 8 – 14 ФЕВРАЛЯ 2024 Г.

 АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ

АРМЕНИЯ

9 февраля секретарь фракции «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил:

  • Армения выступает за восстановление переговорного процесса в Брюсселе, но насколько это реально — все еще остается вопросом.
  • Армения готова к переговорам, поскольку в повестке Еревана приоритетным вопросом продолжает оставаться установление мира в регионе.
  • Никаких уточнений по срокам проведения трехсторонней встречи нет.

11 февраля в интервью The Telegraph премьер-министра РА Никол Пашинян заявил:

  • Заявления президента Азербайджана в начале января 2024 г. в интервью азербайджанским СМИ — удар по мирному процессу. Но этот удар не является отдельно взятым процессом, это началось, во-первых – с этнических чисток в НК, во-вторых – отказа от встречи в Гранаде, затем – отказа от встречи в Брюсселе, а также отказа от дальнейших встреч.
  • Архитектура и принципы мирного договора между РА и АР согласованы, и в конце 2023 г. казалось, что стороны очень близки к согласованию окончательного текста договора.
  • Принципы мира между РА и АР согласованы в трех международных форматах. Первый из них состоялся 6 октября 2022 г. в ходе четырехсторонней встречи в Праге, в которой приняли участие президент Франции Макрон, председатель Европейского совета Мишель, президент Азербайджана Алиев и премьер РА. По итогам было принято совместное заявление, в котором зафиксирован следующий принцип: Армения и Азербайджан признают территориальную целостность друг друга на основании Алма-Атинской декларации 1991 г. Согласно документу, СССР перестает существовать и республики-подписанты, становясь суверенными государствами, признают территориальную целостность, нерушимость границ и суверенитет друг друга.
  • Второй важный момент заключается в том, что Алма-Атинская декларация должна стать основой делимитации и демаркации границ между двумя странами. Это тоже очень важный принцип, который в данном контексте означает, что в процессе делимитации между РА и АР должна не создаваться граница, а границы, подтвержденные Алма-Атинской декларацией, должны быть отражены «на земле», на картах.
  • Пашинян предположил, что после президентских выборов в АР возможно будет достичь имплементации по уже согласованным пунктам, если будет политическая воля. «Правительство Армении, как и ранее, имеет эту политическую волю двигаться в направлении мира в нашем регионе и конкретно к подписанию мирного договора с Азербайджаном».
  • В РА есть аналитики, которые считают, что Азербайджан отказывается от договоренностей, достигнутых и на международных площадках. «Если Азербайджан не уважает подписанные им самим документы, значит Азербайджан может напасть на любую страну».

12 февраля в интервью ОТА депутат НС РА Ваагн Алексанян заявил:

  • При посредничестве российской стороны было подписано трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. Есть документ, подписанный при фактическом посредничестве российской стороны, ни один пункт которого не был выполнен Азербайджаном и Россией.
  • «Для меня удивительно, что российская сторона утверждает, что на их площадке должны проходить новые переговоры и быть заключен договор. Не удивительно?».
  • Армения ни от чего не отказывается. «Не едем в Москву, но и не отказываемся».

13 февраля посол РА по особым поручениям Эдмон Марукян в своем X написал:

  • Он обратил внимание на цепочку событий у села Неркин Ханд в Сюнике — сначала Азербайджан обвинил Армению в обстреле, затем в Ереване заявили, что будут расследовать инцидент. Однако в Баку, не дожидаясь этого расследования, решили устроить нападение, открыв огонь, убив и ранив людей. «Баку не отказывается от своего «традиционного» поведения — сначала распространяет фейковые новости, а затем уже начинает агрессию против Армении».
  • Международное сообщество должно осудить действия Азербайджана и заставить его вывести войска с территории Армении.

МИД РА также выступило с заявлением в связи с инцидентом у села Неркин Ханд:

  • Несмотря на сообщение компетентных органов РА о расследовании в связи с кадрами, опубликованными в тот же день азербайджанскими СМИ и заявлением о якобы ранением армянскими пограничниками азербайджанского военнослужащего в районе Капана, азербайджанская сторона осуществила агрессивные действия утром 13 февраля. «Это показывает, что Азербайджан ищет оправдания для эскалации на границе».
  • Руководство Азербайджана постоянно пытается сорвать усилия сторон, заинтересованных в стабильности и безопасности Южного Кавказа, по возобновлению переговоров, направленных на нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном.
  • Ереван решительно осуждает эти действия Азербайджана, прибегающего к военным провокациям, призывает воздержаться от шагов, дестабилизирующих ситуацию, и вернуться к переговорам.
  • Ереван еще раз подтверждает озвученные ранее предложения армянской стороны по реализации надежных мер, направленных на повышение безопасности границ.

Глава МИД РА Арарат Мирзоян на брифинге в Брюсселе заявил:

  • Границы между РА и АР – это признанные границы 1991 г., их нужно лишь воспроизвести. Нужно не создавать новые границы с Азербайджаном, а пользоваться последними картами советского периода для делимитации.
  • Ереван привержен выполнению договоренностей, достигнутых в Праге и Гранаде в октябре 2022 и 2023 гг. соответственно.
  • Для РА также остается фундаментальным принцип суверенитета и взаимности при разблокировке коммуникаций. Они должны оставаться под юрисдикцией стран, через которые проходят.
  • Ереван попросил Брюссель участвовать в верификации переданных Азербайджану карт минных полей.

13 февраля на встрече с делегацией во главе с членом Палаты общин парламента Соединенного Королевства Джоном Уиттингдейлом премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Вечером 12 февраля азербайджанская пресса опубликовала информацию, согласно которой армянский постовик на участке инцидента 13 февраля открыл огонь в направлении азербайджанских позиций. Сразу после этого Военная полиция РА заявила, что на основании этой информации начато расследование, поскольку со стороны МО РА есть очень строгий приказ не провоцировать какую-либо эскалацию, не поддаваться на провокации.
  • В пресс-релизе Военной полиции четко говорилось, что, если этот факт будет доказан, это будет означать нарушение приказа с вытекающими из этого юридическими последствиями.
  • Несмотря на это, рано утром 13 февраля Азербайджан начал локальную, но масштабную стрельбу с применением БПЛА.
  • АР нацелена на срыв мирного процесса с РА всеми возможными способами. Об этом свидетельствует и агрессивная риторика официальных представителей Азербайджана, приправленная открытыми территориальными амбициями в отношении Армении. Очевидно, что стратегия правительства Азербайджана направлена на углубление враждебности в регионе.
  • Несмотря на все эти факты, правительство РА привержено мирному процессу, поскольку мы убеждены, что мирный процесс не имеет альтернативы. «Мы должны сделать все для достижения конкретных результатов в мирном процессе, и мы это делаем. Но, к сожалению, сделать это без политической воли другой стороны невозможно». Сегодняшний инцидент свидетельствует не только об отсутствии политической воли к миру, но и о намерениях Азербайджана углублять вражду и развернуть военную эскалацию.

14 февраля в ответ на последние заявления президента АР Алиева пресс-секретаря премьер-министра РА Назели Багдасарян заявила:

  • Законодательство РА — ее внутреннее дело, и никакая внешняя сила не вправе вмешиваться в него.
  • РА привержена договоренностям, достигнутым с АР на международных площадках — о признании территориальной целостности друг друга, согласно Алма-Атинской декларации, о проведении демаркации на ее основании, открытии региональных коммуникаций.
  • Азербайджан регулярно нарушает эти договоренности, продолжая агрессивную риторику, применение силы и угрозу силой, что противоречит письменным договоренностям. Баку также удерживает под оккупацией жизненно важные районы 31 армянской деревни.
  • В обсуждаемом проекте мирного договора есть согласованный пункт, согласно которому стороны не могут ссылаться на свое законодательство, чтобы отказаться от выполнения какого-либо положения документа. Ереван и Баку уже пришли к соглашению по этому вопросу, а заявления официального Баку противоречат этой договоренности.

 

ИНЦИДЕНТ У СЕЛА НЕРКИН ХАНД

13 февраля МО РА сообщило:

  • Сообщение министерства обороны Азербайджана о том, что 12 февраля в период с 20:50 до 23:40 подразделения ВС РА якобы открыли огонь по азербайджанским позициям, расположенным в северо-восточной части пограничной зоны, не соответствует действительности.
  • 13 февраля, начиная с 05:30, подразделения ВС Азербайджана открыли огонь из стрелкового оружия по армянским позициям, расположенным в районе Неркин Ханд, в результате чего, по предварительным данным, у армянской стороны четверо погибших и один раненый.

Азербайджан назвал обстрелы и убийства солдат ВС РА «возмездием» и ответом на обстрелы армянской стороны 12 февраля. Госпогранслужба Азербайджана также заявила о «ликвидации» армянского боевого поста у села Неркин Ханд Сюникской области.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

9 февраля пресс-секретарь МИД АР Айхан Гаджизаде назвал речь Мирзояна на церемонии присоединения Еревана к Римскому статуту «нацеленной против Азербайджана».

Представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков назвал «путем в никуда» сохранение в армянской Конституции «территориальных претензий» и отметил, что работа по решению остальных проблем между странами «идет своим ходом».

12 февраля азербайджанские СМИ распространяют информацию о якобы стрельбе со стороны ВС РА в направлении Зангиланского района и ранении в результате стрельбы сотрудника государственной погранслужбы АР.

В этой связи МИД Азербайджана выступило с заявлением:

  • Эта провокация армянской стороны является серьезным ударом по мирному процессу между Азербайджаном и Арменией.
  • В условиях стабильности в течение последних 4-5 месяцев подобные провокационные действия явно противоречат заявленным мирным посланиям РА.
  • Более того, подобная провокация, которая была предпринята именно на территориях, находящихся под наблюдением Миссии ЕС в РА, вызывает серьезные опасения по поводу целей и задач этой миссии.

МО РА также выступило с заявлением:

  • МО проводит расследование по сообщениям азербайджанских СМИ о якобы выстрелах на участке Капан-Зангелан с армянской территории в сторону Азербайджана.
  • По предварительным данным, 12 февраля на этом участке такого инцидента не было. «В случае подтверждения этого обстоятельства виновные в нарушении приказа будут привлечены к ответственности».

14 февраля во время инаугурации президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

  • Если территориальным претензиям против Азербайджана не будет положен конец. Если Армения не приведет свое законодательство в нормальное состояние, то мирного договора не будет. «У нас нет притязаний на территорию Армении, но и они должны отказаться от своих притязаний. Говорить с нами языком необоснованных претензий и шантажа будет им дорого стоить и это, наверное, видят все».
  • «Армения и те, кто оказывает ей военную поддержку, должны знать, что нас ничто не остановит».

 

МЕЖДУНАРДОНОЕ ПРАВО

АРМЕНИЯ-МУС

8 февраля на официальной церемонии присоединения РА к Международному уголовному суду министр ИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Ереван верит, что крайне важно создание международной судебной системы, которая обеспечит наказание тех, кто совершил геноцид и другие тяжкие преступления.
  • На протяжении десятилетий, еще до членства в МУС, РА была лидером процесса предотвращения и осуждения геноцида в рамках ООН и других международных организациях и форумов.
  • «К сожалению, в нашем регионе мы столкнулись не только с полным отсутствием воли к мирному решению проблемы, но и с очевидным намерением распространять войну, ненависть и терроризм».
  • Продолжающаяся против РА агрессия и оккупация ее суверенных земель, этническая чистка в НК имели колоссальные последствия и продолжают представлять непосредственную угрозу для региона. «Римский статут в числе других механизмов имеет реальный потенциал предотвратить дальнейшую эскалацию и преступления, став ориентиром стабильности и стабильного мира в нашем регионе».

13 февраля представитель РА по международным и правовым вопросам Егише Киракосян заявил:

  • Обострение на армяно-азербайджанской границе подпадает под полномочия МУС, поскольку устав суда уже действует в отношении территории РА.
  • Армянская сторона проводит исследования, чтобы понять, есть ли основы для того, чтобы квалифицировать произошедшее, но независимо от всего, этот эпизод в рамках правовых процессов представит в МУС и в ЕСПЧ.
  • Необходимо понять, как квалифицировать это деяние: если квалифицировать, как военное преступление, то нужно понять – на какой основе.
  • РА готовится подать в МУС иски против АР за военные преступления. Кейсы по положению на сегодняшний день уже есть, и ведутся внутренние подготовительные процессы. Речь идет, в частности, о насильственном перемещении армян из Нагорного Карабаха, а также о военных преступлениях сентября 2022 г.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

8 февраля в интервью «Россия 24» замминистра ИД РФ Михаил Галузин заявил:

  • «Роль РФ безальтернативна, эта роль велика и уникальна. И прежде всего роль президента РФ Владимира Путина». Благодаря посредническим усилиям РФ и ее лидера были прекращены военные действия между РА и АР и в ноябре 2020 г. и в октябре 2023 г. Благодаря инициативной роли президента между РФ, РА и АР была выработана платформа дальнейших совместных шагов по армяно-азербайджанскому урегулированию.
  • Задача Москвы на сегодня — помочь Еревану и Баку выйти на устойчивую траекторию примирения и мирного взаимодействия, помочь в создании атмосферы доверия и сотрудничества. В этом смысле придается важность реализации трехсторонних договоренностей.
  • Вместе с армянскими и азербайджанскими партнерами уже достигли серьезных результатов на многих треках урегулирования, в частности по разблокировании региональных транспортных коммуникаций, прежде всего железнодорожных. В рамках трехсторонней рабочей группы под председательством вице-премьеров, достигнуто общее понимание о том, как могло бы быть восстановлено железнодорожное сообщение. Речь идет о дороге между Азербайджаном и Нахичеваном через Сюникскую область Армении.
  • РФ продолжает активно помогать сторонам в обсуждении всего комплекса вопросов и всегда готова предоставить площадку для переговоров.
  • По части делимитации армяно-азербайджанской границы РФ предлагает свои консультативные услуги, «поскольку только у нас имеются уникальные топографические материалы и уникальная экспертиза в этом вопросе».
  • Сейчас Карабах интегрируется в правовое поле Азербайджана.
  • «Большинство карабахских армян покинуло регион. Это был их тяжелый, но добровольный выбор». Важно создавать условия для возвращения тех, кто захочет это сделать, при надлежащем обеспечении их прав и безопасности. Москва готова оказывать всемерное содействие этому процессу, в том числе по линии РМК, «присутствие которого имеет большое значение».
  • Что касается продления полномочий РМК после ноября 2025 г., то это будет зависеть от ситуации в регионе, востребованности их дальнейшего присутствия и соответствующих договоренностей с Баку.

12 февраля в интервью газете «Известия» посол РФ в АР Михаил Евдокимов заявил:

  • Все эти годы РФ предпринимала усилия, чтобы решить проблему Нагорного Карабаха мирным путем.
  • Сегодня вопрос с НК закрыт.
  • Азербайджан настроен на очень быстрое завершение переговоров о подписании мирного договора с Арменией.

13 февраля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:

  • Инцидент 13 февраля — тревожные новости, которые ведутся с линии соприкосновения, обе стороны призываем к сдержанности, к тому.
  • Россия призывает РА и АР к сдержанности, чтобы всячески избегать других действий, которые другая сторона может посчитать как провокационные.
  • Подобные происшествия как минимум не способствуют продвижению переговорного процесса, приближению момента подписания мирного договора. «Но мы надеемся, что этот процесс получит свое продолжение».

14 февраля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • МИД РФ серьезно обеспокоен вооруженными инцидентами на армяно-азербайджанской границе.
  • Москва призывает Ереван и Баку к сдержанности и возвращению к реализации договоренностей. «Все возникающие вопросы необходимо решать исключительно мирным, политико-дипломатическим путем».
  • Разрешать территориальные споры следует в рамках двухсторонних комиссий по делимитации армяно-азербайджанской границы. Москва готова оказывать этому процессу консультативное содействие.
  • Россия и Азербайджан обсуждают перспективы возвращения армянского населения в НК при надлежащем обеспечении его прав и безопасности. В числе обсуждаемых вопросов — организация совместного патрулирования, охрана памятников культурно-исторического и религиозного наследия.
  • Продолжается подготовка очередных российско-азербайджанских контактов относительно деятельности РМК. «Наш диалог в этой сфере носит регулярный характер и выстраивается в конструктивном ключе».
  • РФ обсудит с Азербайджаном материалы по осквернению памятников ВОВ в НК․ «Это недопустимо, где бы и кем бы ни совершалось. Сторонам нужно создавать необходимые условия для формирования атмосферы доверия и взаимного уважения, без чего мира на Южном Кавказе будет достичь сложно».

14 февраля спецпредставитель МИД РФ Игорь Ховаев прибыл в Баку. Он обсудил перспективы мирного процесса между Азербайджаном и Арменией, а также последние события в регионе с главой МИД Азербайджана Джейхуном Байрамовым.

ФРАНЦИЯ

9 февраля в Париже прошла встреча глав МИД Армении и Франции Арарата Мирзояна и Стефана Сежурне.

  • Мирзоян представил видение Еревана относительно установления стабильности и мира в регионе, подчеркнул ключевые принципы в процессе регулирования армяно-азербайджанских отношений, в частности, важность территориальной целостности и неразделимости границ, безусловного уважения суверенитета, а также необходимость обеспечения большей определенности для реализации дальнейшего процесса пограничного контроля и делимитации на основе Алма-Атинской декларации и новейших и легитимных карт СССР.
  • Мирзоян высоко оценил усилия Франции в направлении преодоления вызовов безопасности на Южном Кавказе, установление справедливого и стабильного мира.
  • Состоялся обмен мнениями по вопросам, связанным с региональными транспортными и экономическими программами.
  • Сежурне подтвердил поддержку Францией посреднических усилий ЕС и США. «Справедливый и прочный мир может быть только при уважении международного права, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ двух государств».
  • Сежурне заявил о безоговорочной, полной и постоянной приверженности поддержке суверенитета и целостности РА.

 

«ВЕЙМАРСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК»

14 февраля по итогам встречи в рамках «Веймарского треугольника» главы МИД Франции, Германии и Польши выступили с совместным заявлением, в котором, в частности отмечается:

  • Франция, Германия и Польша поддерживают усилия ЕС и США по содействию диалогу между Арменией и Азербайджаном
  • Они призывают к справедливому и стабильному миру на Южном Кавказе.
  • Они подтверждают свою поддержку суверенитета, независимости и территориальной целостности государств Южного Кавказа.

 

США

13 февраля пресс-секретарь Госдепа США Мэттью Миллер заявил:

  • США поддерживают диалог между Арменией и Азербайджаном.
  • Вашингтон считает, что это лучший способ добиться устойчивого прекращения конфликта, и «мы продолжим его добиваться».

14 февраля Мэттью Миллер заявил:

  • США обеспокоены сообщениями о смертоносных столкновениях между военными Армении и Азербайджана, которые привели к нескольким жертвам.
  • «Применение силы подрывает переговоры. Единственный путь к устойчивому миру – за столом переговоров. Любые нарушения режима прекращения огня должны расследоваться и принимать надлежащие меры».
  • США привержены мирным переговорам между Арменией и Азербайджаном.

 

ИРАН

13 февраля официальный представитель МИД ИРИ Насер Канани заявил:

  • Иран призывает РА и АР к урегулированию разногласий мирными способами.
  • Тегеран также считает «необходимым ускорить заключение мирного соглашения между двумя государствами».

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

12 февраля посла ЕС в Азербайджане Петера Михалко вызвали в МИД Азербайджана, где назвали миссию ЕС в РА агентом «бинокольной дипломатии», организующим визиты европейских политиков в приграничные районы для «тиражирования необоснованной азербайджанофобии».

13 февраля Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил

  • Обстрел азербайджанского солдата 12 февраля был прискорбным, но реакция Азербайджана представляется непропорциональной, игнорирующей заявление МО РА о том, что этот инцидент будет полностью расследован.
  • Произошедшее еще раз демонстрирует настоятельную необходимость отвода сил на границе.

14 февраля МИД Азербайджана назвал слова Борреля «необоснованными», а предложение об отводе войск на границе «не имеющим никакого практического значения», а обстрел армянских позиций назвали «абсолютно адекватным и локальным ответом».

В Баку считают, что Боррель занимает одностороннюю проармянскую позицию, создавая тем самым пропасть между Азербайджаном и институтами ЕС, и в конечном итоге полностью изолирует себя от процесса нормализации между Азербайджаном и Арменией.

14 февраля по итогам заседания Совета партнерства РА-ЕС было принято совместное заявление, в котором говорится:

  • РА и ЕС подчеркивают абсолютную необходимость установления прочного мира и стабильности на Южном Кавказе
  • ЕС подтверждает свою приверженность поддержке нормализации отношений между РА и АР, основанной на принципах взаимного признания территориальной целостности и неделимости международно-признанных границ на базе Алма-Атинской декларации 1991 г.
  • ЕС приветствует политику правительства РА, направленную на мир и урегулирование в регионе, включая разблокирование транспортных инфраструктур региона в соответствии с принципами суверенитета, национальной юрисдикции, равенства и взаимности, что является основой армянского проекта «Перекресток мира».
  • РА приветствует постоянное усиление миссии ЕС в РА.
  • Стороны подчеркивают необходимость полного, немедленного и эффективного выполнения всех решений Международного Суда в рамках международной конвенции «О ликвидации всех форм расовой дискриминации».

 

ОДКБ

14 февраля начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Андрей Сердюков заявил:

  • ОДКБ считает высоким конфликтный потенциал на границе РА и АР.
  • Фиксируются попытки отдельных государств укрепить собственные позиции на Южном Кавказе, получить доступ к ресурсам Каспия и обеспечить себе прямой выход в Центральную Азию. Для этого активно используется, в том числе, высокий конфликтный потенциал армяно-азербайджанской границы.
  • Важное значение в дальнейшем урегулировании ситуации сохранит заключение мирного соглашения.
  • Запад стремится оказать влияние на постконфликтное урегулирование между Баку и Ереваном, несмотря на членство РА в ОДКБ. «Даже невзирая на членство Армении в ОДКБ, продолжаются попытки извне повлиять на формат постконфликтного урегулирования».

 

НАТО

14 февраля по итогам встречи со специальным председателем НАТО на Южном Кавказе Хавьером Коломиной глава МИД РА Арарат Мирзоян сообщил, что обсудили последние региональные события и попытки дестабилизировать ситуацию. Мирзоян подтвердил видение РА по преодолению существующих проблем.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

БЛОКА «АРМЕНИЯ»

9 февраля глава фракции «Армения» Сейран Оганян заявил:

  • Военная риторика Азербайджана, отсутствие важных и эффективных пунктов в мирном договоре, а также отношение Баку к Арцахскому вопросу отводят текущий мирный процесс на второй план.
  • Это наводит на мысли, что мирный процесс со стороны Азербайджана является определенным обманом.
  • Для РА внешняя политика – одно из направлений, составляющих гарантию безопасности ее населения. Поэтому на встречи необходимо идти исключительно в интересах страны, особенно в нынешней ситуации.
  • РА должна использовать свои интересы на этих платформах, а не находиться под постоянным давлением и идти на те или иные уступки.

ИНИЦИАТИВА «АЙАКВЕ»

13 февраля на своей странице в Фейсбук общественно-политический деятель Аветик Чалабян написал:

  • Правящий режим в РА уже более трех лет пытается убедить народ в том, что мира можно достичь, отступая и уступая врагу.
  • В результате перестрелки, произошедшей 13 февраля в районе Неркин Ханда, с армянской стороны погибли 4 военнослужащих, есть также раненые. Огонь велся противником с позиций, которые были захвачены в ходе атаки на РА 13-14 сентября 2022 г., и еще до этого, когда в декабре 2020 г. армянским ВС было приказано отступить без боя.
  • Чалабян выразил надежду, что произошедшее в Неркин Ханде поможет последним колеблющимся реально оценить ситуацию, отвергнуть пораженческую повестку дня, навязанную армянскому обществу этим режимом и объединиться вокруг необходимости защиты страны.

 

АРМЯНО-РОССИЙСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ

СНГ/ЕАЭС

8 февраля в интервью РИА Новости замглавы МИД РФ Александр Панкин заявил:

  • В Москве не видят признаков раскола в СНГ и вероятности выхода РА из организации. На определенном этапе действительно имело место снижение активности Еревана на площадке СНГ, однако армянская сторона присоединилась к большинству решений саммита организации в Бишкеке 13 октября 2023 г., поддержала практически все принятые в прошлом году совместные заявления уставных органов содружества.
  • РА – важный партнер РФ в СНГ и заинтересованный участник содружества.

ОДКБ

8 февраля в интервью РИА Новости замглавы МИД РФ Александр Панкин заявил:

  • РФ призывает РА вместо публичных выпадов и критики, начать обсуждать положение дел в ОДКБ. Все заинтересованы в дальнейшем совершенствовании деятельности ОДКБ и ее эффективности как военно-политического союза.
  • Этому способствовало бы скорейшее возвращение РА к нормальной и полноценной работе в рамках организации. «К большому сожалению, наши армянские союзники пока действительно от нее дистанцировались».
  • Москва исходит из того, что продолжение взаимоуважительного диалога с Ереваном в рамках ОДКБ отвечает интересам РА в области безопасности, служит поддержанию мира и стабильности на евразийском пространстве, включая регион Южного Кавказа.

11 февраля в интервью The Telegraph премьер-министра РА Никол Пашинян заявил:

  • РА в настоящее время де-юре является членом ОДКБ.
  • Пашинян выразил сомнение в том, насколько «блоковая стратегия» соответствует интересам РА, в целом, в долгосрочной перспективе.

МУС-РА

12 февраля, комментируя высказывание премьер-министра РА Пашиняна о том, что не он решает вопрос о возможном аресте президента РФ с санкции МУС в случае его приезда в РА, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:

  • В Кремле рассчитывают на определенные заверения Еревана по вопросу о возможном аресте Путина.
  • «Этот вопрос еще предстоит решать в рамках двустороннего диалога, на что мы и настроены».

13 февраля представитель РА по международным и правовым вопросам Егише Киракосян заявил:

  • Двустороннее соглашение между Ереваном и Москвой – наилучший вариант для обхода Римского статута. «Я не знаю на данный момент более хороших предложений. Это – самое четкое и логическое предложение».
  • Было бы хорошо, если бы подобное соглашение было заключено до ратификации Арменией Римского статута. Несмотря на это, единственным возможным вариантом урегулировать этот вопрос, этот казус будет именно это. «Другого варианта у нас нет».
  • Это создаст определенный правовой базис для того, чтобы президент РФ Путин смог посетить РА.

14 февраля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Присоединение РА к Римскому статуту не лучшим образом сказывается на двусторонних отношениях, вынуждая Ереван «делать некий выбор между диктуемым Западом обязательством по линии МУС с одной стороны, а также политическим диалогом с Россией и взаимодействием в рамках евразийской интеграции с другой».
  • Москва планирует и рассчитывает получить от армянских партнеров соответствующие заверения по двусторонней линии.

 

РФ-РА-ЗАПАД

8 февраля в интервью «Россия 24» замминистра ИД РФ Михаил Галузин заявил:

  • Деятельность США и ЕС направлена не на содействие, а на выдавливание РФ из процесса армяно-азербайджанского урегулирования, чтобы сломать баланс сил, сложившийся в Закавказье и создать еще один очаг нестабильности по соседству с российскими границами.
  • В Москве надеются, что в Ереване возобладает понимание того, что именно реализация трехсторонних договоренностей — это самый надежный путь к армяно-азербайджанской нормализации, а не усилия по задействованию внерегиональных игроков.

11 февраля в интервью The Telegraph премьер-министра РА Никол Пашинян заявил:

  • Власти РА не говорили, что полностью отказываются от сотрудничества с РФ, в частности, в сфере безопасности, а сказали, что готовятся диверсифицировать отношения в сфере безопасности. «Означает ли это, что мы собираемся разорвать наши отношения с Россией в сфере безопасности? Нет, не означает».
  • Это означает готовность установить отношения, например, с ЕС, Францией, США, Ираном, Индией и другими многочисленными странами, с которыми идут обсуждения. «Наши отношения в сфере безопасности с этими странами не направлены против России. Они просто свидетельствуют о том, что наши отношения в сфере безопасности, которые были ранее, не отвечают нашим потребностям».
  • Пашинян не дал ответа на прямой вопрос — возможен ли арест президента РФ Путина и его выдача Гааге, если он приедет в Армению? На предположение корреспондента, что Пашинян может позвонить Путину и предложить не приезжать в РА, поскольку не может гарантировать, что его не арестуют, Пашинян ответил: «Не думаю, что Владимир Владимирович нуждается в моих советах». Он заявил, что «Армения — демократическое государство и такие вопросы премьер-министр не решает… Немало юристов считают, что главы государств имеют непреодолимый иммунитет, это правовая задача, не политический вопрос, который я должен обсуждать и на который я должен реагировать».

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

БЛОК «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

12 февраля в интервью ОТА депутат НС РА Ваагн Алексанян заявил:

  • Правящая партия начала дискуссию изменения Конституции, герба и гимна, потому что там есть глубинные проблемы, которые должны быть решены.
  • Алексанян назвал «плохой идентичностью» картинку на гербе, где территория современной Армении «находится под водой».
  • Он также предложил убрать из Конституции отсылку к Декларации о независимости. Там говорится, что Армения как государство должна служить интересам всего армянства мира. «Как Республика Армения как государство может служить одновременно интересам армянской общины России и Украины? Конституция Армении должна служить гражданину Армении».
  • Комментируя обвинения в том, что это делается по указанию президента Азербайджана Алиева, Алексанян заметил, что премьер-министр РА заявил о том, что необходима новая Конституция, а армянская оппозиция сделала вброс о том, что это делается по требованию Алиева, а Алиев повторил это: да, мы требуем. «Если бы он хотел так изменить Конституцию, как мы хотим, он бы сказал об этом?».

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ

14 февраля своими указами президент РА Ваагн Хачатурян назначил:

  • Камо Кочунц освобожден от должности первого заместителя начальника ГШ ВС РА.
  • Генерал-майора Карена Григоряна назначил заместителем начальника Генштаба ВС. Ранее Григорян занимал пост начальника управления инженерных войск – начальника управления ВС РА.
  • Генерал-майора Темура Шахназаряна назначил начальником Главного оперативного управления ГШ ВС РА – заместителем начальника ГШ ВС РА.
  • Артур Ероян назначен заместителем начальника ГШ ВС РА и освобожден от должности главы Военного университета им. В. Саргсяна МО РА.
  • Полковника Вигена Мкртчяна начальником войск связи – начальником управления связи и АСУ ВС РА.
  • Полковника Армена Сейраняна назначил начальником управления стратегического планирования Главного оперативного управления ГШ ВС РА.
  • Полковника Арсена Мангасаряна назначил начальником Военного университета имени Вазгена Саргсяна. И другим указом снял его с должности командира бригады миротворческих сил МО РА.
  • Гамлета Левоняна назначил командиром бригады миротворческих сил МО РА.
  • Артак Будагян назначен командующим армяно-российской объединенной группировкой войск.

14 февраля министр экономики РА Ваан Керобян подал в отставку после трех лет работы.

  • Керобян отметил, что эти три года работал с преданностью своему делу, как минимум 6 дней в неделю — с 8 утра до 9 вечера, пробыв в отпуске всего 15-16 дней.
  • Он отчитался о проделанной работе цифрами: в 2023 г. ВВП РА, по сравнению с 2020 годом, вырос на 100%, в драмах – на 50%. РА с 112 поднялась на 86-ую строчку по объему ВВП на душу населения, впервые по этому показателю РА обогнала Азербайджан, Беларусь и ряд других стран.
  • Керобян признался, что несколько раз хотел уйти с должности ввиду разногласий, однако каждый раз личные интересы приносились в жертву государственным и служебным интересам.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ФРАНЦИЯ

9 февраля в Париже главы МИД Армении и Франции Арарат Мирзоян и Стефан Сежурне обсудили вопросы двусторонней и международной повестки

  • Стороны отметили политический диалог на высоком уровне и подчеркнули готовность к дальнейшему укреплению многосекторального сотрудничества.
  • Они обменялись идеями касательно повестки партнерства РА-ЕС. Мирзоян подчеркнул интенсивно углубляющийся диалог с ЕС, в том числе, по новым направлениям, «нацеленным на обеспечение ощутимых результатов для граждан РА».

 

НАТО

11 февраля в интервью The Telegraph премьер-министра РА Никол Пашинян заявил:

  • РА не обсуждает вопрос членства в НАТО.
  • У РА с НАТО имеются партнерские отношения, и в этом нет ничего нового. Ранее была Программа действий индивидуального партнерства с НАТО, сейчас эта программа переформатируется в определенный формат сотрудничества, который не предполагает членство.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

11 февраля в интервью The Telegraph премьер-министра РА Никол Пашинян заявил:

  • РА готова быть близкой к ЕС настолько, насколько ЕС сочтет это возможным.
  • Отношения между РА и ЕС углубляются, и очевидно, что отношения углубляются в том числе в условиях и благодаря претворению в жизнь Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве.
  • Отношения между РА и ЕС становятся ближе, поскольку, по мнению международного сообщества, «мы имеем видимые успехи на пути реализации демократических реформ». Этот нюанс очень важен для понимания ситуации и многих событий, которые происходят в РА.

13 февраля комиссар ЕС по вопросам гуманитарной помощи и управления кризисными ситуациями Янез Ленарчич заявил:

  • ЕС дополнительно выделит 5,5 млн евро на гуманитарную помощь беженцам из НК.
  • 1,5 млн. евро предназначены для повышения устойчивости уязвимых членов сообщества к потенциальным кризисам. Остальные 4 млн. евро, в основном, направлены на обеспечение армян из НК регулярными денежными переводами и купонами, чтобы помочь им удовлетворить свои основные потребности.

13 февраля на совместной пресс-конференции с главой МИД РА Араратом Мирзояном Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил:

  • Решено запустить новую амбициозную повестку отношений РА-ЕС, обсуждается также вопрос либерализации визового режима.
  • ЕС поддерживает усилия РА по осуществлению реформ и достижению прогресса в этом направлении.
  • Было обсуждено расширение сотрудничества в сферах торговли, энергетической и авиационной безопасности.
  • ЕС поддерживает стремление РА участвовать в проекте «Черноморский электрический кабель» и других коммуникационных региональных проектах.
  • Боррель назвал присоединение РА к Римскому статуту МУС «важным решением».

 

ЕАЭС

12 февраля премьер-министр РА Никол Пашинян на встрече с председателем коллегии Евразийской экономической комиссии Бакытжаном Сагинтаевым обсудил вопросы, связанные с приоритетами и программами председательства РА в ЕАЭС.

Состоялся обмен мнениями по темам, связанным с сотрудничеством и экономическим развитием в рамках ЕАЭС. Стороны также коснулись проекта правительства Армении «Перекресток мира».

 

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

БОРЬБА ВНУТРИ КОМАНДЫ ПАШИНЯНА

По сведениям издания «Жоховурд», за коррупционным скандалом в Минэкономики РА стоит секретарь Совбеза РА Армен Григорян. Именно с его подачи в министерстве начались проверки, в результате которых жену брата спикера НС РА Алена Симоняна арестовали. Симонян и Григорян возомнили себя преемниками Пашиняна на посту премьер-министра, причем первый рассчитывает на поддержку России, второй – Запада.

ВЛАСТИ РА ЗАДЕРЖИВАЛИ ОТКРЫТИЕ КОНСУЛЬСТВА РФ В СЮНИКЕ

По сведениям издания «Грапарак», власти Армении пытались всячески задержать анонсированное в мае 2023 г. открытие консульства РФ в Сюнике. Ереван использовал различные предлоги, самым распространенным из которых был – «нет подходящего помещения».

Несмотря на то, что процесс затянулся немного больше, чем планировалось, около месяца назад основная часть работ подошла к концу, и российское консульство в Сюнике откроется весной.

МНЕНИЯ

Сурен Суренянц

8 февраля аналитик Сурен Суренянц выразил мнение, что:

  • Экс-мэр Еревана Айк Марутян, обещав вывести людей на улицу из-за подорожания столичного транспорта, попал в точку. Стоимость транспорта – та тема, которая непосредственно бьет по карманам людей, и граждане подобные проблемы воспринимают куда более болезненно, чем утрату НК.
  • Глава СК РА метит в спикеры парламента, чем и можно объяснить громкий коррупционный скандал, в котором фигурирует и невестка действующего главы НС РА. Так или иначе громкие дела расследует Следственный комитет. А уголовное дело в Минэкономики, где оказалась замешана и родственница Алена Симоняна, подрывает его позиции внутри правящей команды.
  • Суренянц не исключает вероятность смены власти в РА в ближайшее время. Премьер РА Пашинян на фоне разговоров о новой Конституции стремительно теряет популярность. Суренянц рассматривает три сценария: либо Пашинян покидает страну, либо терпит фиаско в результате досрочных выборов, либо же его действия приводят к новой войне и новым бедствиям. «Этот год станет последним для власти. Нужно помнить, что реформа Конституции в Армении всегда оборачивалась бедой для правящей силы».

ГРАНТ МИКАЕЛЯН

10 февраля в беседе Armenia Today политолог Грант Микаелян заявил:

  • Главной причиной, побудившей действующие власти РА инициировать процесс принятия новой конституции, является внешнее давление, и весь этот процесс содержит серьезные риски для суверенитета РА, а также чреват новой войной. «Мы слышим от Алиева заявления о том, что Армения должна изменить свою конституцию, отказаться от Декларации о независимости, полностью изменить свою нормативно-правовую базу, в том числе – стратегию безопасности. На следующий день Пашинян утверждает то же самое».
  • Алиев также заявил, что «если Армения не сменит конституцию, мира не будет». Тем самым президент Азербайджана подтверждает, что угрожает РА войной. На следующий день Пашинян заявляет, что мира не будет, если РА не сменит конституцию, то есть, обуславливает принятие новой конституции внешнеполитическим фактором, полностью приняв и пропагандируя армянской общественности логику Алиева.
  • В рамках принятия новой конституции внутриполитические институциональные изменения, подразумевающие укрепление позиций действующей власти, также могут иметь внешнеполитические причины. «Конечная же цель – закрепление капитуляции, укрепление позиций власти, приведшей к этой капитуляции».
  • Проблема легитимности Основного закона в РА всегда существовала. Все конституции Армении с 1995 г. в той или иной мере отражали внешние требования. С другой стороны, они в определенном смысле были скопированы с конституций других стран: в 1995 г. примером в значительной степени была французская конституция, в 2015 г. – немецкая. У армянского народа не было четко сформулированных требований относительно конституции и ее содержания. С другой стороны, проблема с легитимностью конституции была всегда, потому что результаты всех конституционных референдумов были сфальсифицированы.
  • Ныне проблема легитимности гораздо более глобальна: на сей раз конституция принимается не только по требованию внешних сил, она в значительной степени будет написана за пределами РА и по требованию, и под давлением Баку. Речь на сей раз идет не только, и не столько о легитимности конституции, ее содержании, сколько о легитимности всей государственной системы. Власть это понимает и заявляет о намерении закрыть страницу Третьей Республики и говорит о Четвертой Республике. «То есть, речь идет о легитимности государственности, всех ее институтов».
  • Если Азербайджану все-таки удастся вынудить Армению принять подобный документ, то однозначно, что Армения превратится в клиентское государство Азербайджана и Турции. То есть, Турция будет суверенным государством, Азербайджан для Турции – клиентским, но союзным государством, а Армения будет враждебным клиентом. «Азербайджан руками государственной системы Армении будет проводить антиармянскую политику, признаки чего мы уже сегодня видим в политике в отношении церкви, школьных учебников и т.д.».
  • Властям не удастся обеспечить желаемые для них результаты конституционного референдума – если они, конечно, не будут сфальсифицированы. Новая конституция может быть принята только на референдуме и, хотя прежние власти неоднократно понижали порог для голосования, в настоящее время для принятия нового основного закона нужно, чтобы в референдуме приняли участие не менее 25% избирателей и не менее 50% из них проголосовали «за».
  • Эксперт отметил наличие рисков фальсификации референдума. Учитывая уровень своей поддержки в обществе, власти не смогут обеспечить необходимые результаты даже с учетом широкомасштабной пропаганды и давления Азербайджана. За последние годы прямых фальсификаций в ходе подсчета голосов на выборах не было, но на этот раз такой вариант событий не исключен. Эксперт не исключил при этом азербайджанской военной агрессии в случае провала процесса принятия новой конституции. «Заявление Пашиняна о том, что нынешний конституционный порядок обрекает Армению на войну, Азербайджан может использовать в качестве предлога, заявив, что армянский народ не желает мира, и начать войну. Сторонники капитуляции получат новый аргумент в пользу смены конституции».
  • В целом весь этот конституционный процесс создает угрозу новой войны.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.