Обзор 26 ноября – 2 декабря 2020 г.
II АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТ-ФАКТУМ
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РА
26 ноября на заседании правительства премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что:
Тезисы обращения Н. Пашиняна к народу от 27 ноября:
Главные тезисы из «воскресного анализа» премьер-министра РА Н. Пашиняна от 29 ноября:
Пашинян описал свои действия, начиная с 19 октября:
Тезисы из заявлений Пашиняна от 30 ноября о переговорах с бывшими лидерами РА и НК в дни войны:
СПИКЕР НС НКР
Главные мысли из интервью спикера НС НКР А. Товмасяна изданию InfoPort.am от 28 ноября.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ АРМЕНИИ
29 октября представитель РПА Э. Шармазанов выступил с опровержением сведений, содержащиеся в записи премьер-министра РА Н. Пашиняна. По словам Шармазанова, еще 12 октября он предложил премьеру обратиться к президенту РФ В. Путину с просьбой об остановке войны. Более того, он сказал, что сегодняшнего предложения о перемирии может не быть завтра и в случае продолжения войны возможны новые человеческие и территориальные потери. Пашинян 19-20 октября отверг предложение президента РФ о прекращении войны, что было «непонятно» Путину. «А сегодня он нагло лжет, что Путин посчитал «логичным» его ответ».
Также Шармазанов заявил, что в ходе встречи с внепарламентскими политическими силами 19 октября премьер говорил лишь о сдаче 7 районов. «Ни о Гадруте, ни о Шуши не было речи».
ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ РА ЛЕВОН ТЕР-ПЕТРОСЯН
В связи с заявлением Пашиняна, почему первый и второй президенты РА Тер-Петросян и Кочарян в конце октября так и не поехали в Москву, 30 ноября из офиса экс-президента РА Л. Тер-Петросяна поступило сообщение, в котором отмечается, что Тер-Петросян считает бессмысленным комментировать «бред и душевные метания недоросля, приведшего страну к национальной катастрофе. Пусть болтает что хочет. Все равно оправдаться он не сможет. Армянский народ ему никогда не простит».
ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ РА РОБЕРТ КОЧАРЯН
30 ноября глава офиса экс-президента РА Р. Кочаряна В. Согомонян сообщил, что публикация премьер-министра РА — смесь лжи и подлога. Он заметил, что Пашинян умышленно не упоминает о факте инфицирования Кочаряна коронавирусом. Также Согомонян подчеркнул, что Кочарян не нуждается в посредничестве для встречи с Путиным.
В ответ на записи премьер-министр РА Н. Пашиняна от 29 и 30 ноября о действиях президентов НКР, 1 декабря экс-президенты НКР Б. Саакян и А. Гукасян заявили, что с начала войны они находились на постоянной связи с действующим президентом НКР А. Арутюняном. Следя за ходом боевых действий и проводя многочисленные встречи и консультации с военными деятелями, командирами и бойцами, они пришли к выводу о необходимости принятия мер по немедленному прекращению войны. Об этом они неоднократно информировали А. Арутюняна, призывая его обратиться к премьер-министру РА и сопредседателям МГ ОБСЕ.
18 октября А. Арутюнян также пришел к этому выводу и обратился к экс-президентам НКР за содействием в этом вопросе, получив их согласие. Прекращению боевых действий придали важность также все три бывшие президенты РА.
19 октября президент НКР А. Арутюнян подготовил соответствующие письма о прекращении войны и возобновлении переговорного процесса в рамках МГ ОБСЕ в адрес президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и премьер-министра РА. Однако премьер Пашинян привел довод о том, что в условиях ситуации, создавшейся в результате политики Азербайджана, направление этих писем потеряло свою целесообразность.
ЭКС-ГЛАВА МИД РА Э. НАЛБАНДЯН
30 ноября экс-глава МИД РА Э. Налбандян рассказал @SputnikArmenia о наработках по урегулированию конфликта, к которым пришли за 10 лет работы МГ ОБСЕ. По его словам, к моменту его отставки было очевидно, что отход от договоренностей будет иметь непредсказуемые последствия.
МИД РА
26 ноября глава МИД РА А. Айвазян заявил, что на дипломатическом поприще у РА не было провалов. По его словам, провал произошел на полях боев, но и здесь речь идет о несопоставимости сил. Он подчеркнул, что армянские солдаты героически сопротивлялись азербайджано-турецкой агрессии, а сейчас проблема переводится в дипломатическое русло. «Наш долг сделать все возможное для достойного решения проблемы».
РА-НКР
28 ноября глава МИД РА А. Айвазян встретился с главой МИД НКР М. Маиляном. Стороны обменялись мнениями о ситуации в Арцахе, установлении перемирия, размещении в Арцахе миротворцев РФ, работах по восстановлению нормальной жизни в Арцахе. Они также обратились к гуманитарному кризису в Арцахе и подчеркнули приоритетность обеспечения условий для возвращения арцахцев и защиты их прав.
Министры также подчеркнули важность усилий по охране находящегося под контролем Азербайджана армянского религиозного и историко-культурного наследия, в том числе с привлечением ЮНЕСКО и других международных организаций.
Стороны отметили важность полноценной защиты прав армянства Арцаха на международной арене, в том числе путем защиты реализованного народом Арцаха права на самоопределение.
1 декабря президент НКР А. Арутюнян принял главу МО РА В. Арутюняна. В ходе беседы президент НКР отметил, что после тяжелых испытаний в сфере обороны ожидается много работы и выразил уверенность, что богатый военный опыт и знания В. Арутюняна будут способствовать эффективной организации процесса. По словам президента, приоритетным вопросом является вопрос судьбы без вести пропавших и находящихся в плену военнослужащих, на решение которого направлены все усилия.
В. Арутюнян подчеркнул важность поднятых президентом вопросов, отметив, что вместе с высшим командным составом Армии обороны и заинтересованными структурами осуществляются все необходимые действия.
ГЕНПРОКУРАТУРА РА
27 ноября Генпрокуратура РА выступила с сообщением, в котором отмечается, что переброшенные в ходе войны в Карабах террористы-наемники из Сирии до сих пор остаются в зоне конфликта. Появляется информация о переброске из Сирии людей на территории, перешедшие под контроль Азербайджана. Их перевозят из тех сирийских регионов, откуда ранее перебрасывались радикалы. Генпрокуратура заявляет, что если эти сведения подтвердятся, то она расценит это как шаг к усилению террористической угрозы в регионе и появлению у границ РА и НК новых очагов терроризма.
ОМБУДСМЕН РА
27 ноября Омбудсмен РА А. Татоян обвинил Азербайджан в искусственном затягивании процесса обмена пленными и телами погибших. Более того, по его словам, Азербайджан продолжает практику жестокого обращения с пленными, оказавшимися в Азербайджане во время и после военных действий. Татоян считает, что власти Азербайджана утверждают, с одной стороны, что обмен пленными состоится после окончания процесса обмена телами погибших, а с другой — сам процесс обмена телами безосновательно затягивается. Такими действиями Азербайджан грубо нарушает основные требования, гарантированные Женевскими конвенциями. По его убеждению, данными действиями Азербайджан сознательно намерен создать в армянском обществе атмосферу неопределенности и напряженности, подорвать психологическую атмосферу, причинить душевные страдания семьям погибших и пленных военнослужащих. А это преднамеренная организация пропаганды ненависти и неотъемлемая часть скоординированной политики официального Баку, поддерживающего практику пыток и бесчеловечного обращения с людьми.
С самого начала войны Омбудсмен фиксировал, что нападения ВС Азербайджана на Армению и Арцах сопровождались пытками и бесчеловечным обращением, массовыми разрушениями мирных населенных пунктов, другими грубыми нарушениями прав человека, совершаемыми с привлечением наемных джихадистов и террористов, организованной пропагандой ненависти. На протяжении военных действий, а также после их окончания в СМИ и, особенно, в источниках азербайджанских социальных медиа постоянно публикуются видео и фотографии, на которых азербайджанские ВС оскверняют тела армянских военнослужащих, пытают и унижают захваченных в плен военнослужащих и гражданских лиц. «Власти Азербайджана поощряют эти жестокости и унижения, имея перед собой цель разжечь в Азербайджане ненависть и вражду по отношению к этническим армянам и героизировать тех, кто совершал данные деяния». Исследования Омбудсмена подтверждают, что эти порочные явления имеют систематизированный и общераспространенный характер. Эти выводы подтверждаются многочисленными конкретными фактами и доказательствами.
После окончания боевых действий пытки и бесчеловечное обращение азербайджанскими ВС по отношению к пленным армянской стороны получили новые проявления: значительно увеличилось их количество и распространенность, степень тяжести.
Омбудсмен обратился к международному сообществу и особенно к иностранным структурам, имеющим мандат защиты права человека, используя максимальные возможности, предпринять реальные шаги для срочного решения данной проблемы, с целью освобождения людей из бесчеловечного, жестокого плена и тяжелейших военных преступлений.
ВИТАЛИЙ БАЛАСАНЯН
1 декабря бывший секретарь Совета безопасности НКР В. Баласанян заявил о необходимости пересмотра всех звеньев власти в НКР. По его словам, что в прошедшей войне проиграли власти, а не «армия, армянин, и поражение должно стать уроком». Баласанян также подчеркнул необходимость качественной перестройки ВС, а также формирования новых форматов работы с Диаспорой и РА, а также РФ.
Баласанян призвал к смене председателя парламента НКР, его заместителя, составов постоянных парламентских комиссий, призвал президента НКР сформировать новое правительство национального согласия, в которое войдут профессионалы как из НКР, так и РА и Диаспоры.
Баласанян обратился к президенту НКР, выразив готовность приступить к делу государственного строительства в случае, если А. Арутюнян разделяет его озабоченность и согласен с предложениями.
ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»
26 ноября зампредседателя комиссии НС по внешним связям О. Игитян призвал не использовать слово «капитуляция» в отношении заявления по Арцаху от 9 ноября. «Это не капитуляция, а заявление, неопределенность которого наш противник использует в свою пользу. Я хочу, чтобы мы использовали эту неопределенность в нашу пользу».
ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЁННАЯ АРМЕНИЯ»
26 ноября лидер фракции «Просвещённая Армения» Э. Марукян заявил, что за 8 лет депутатской деятельности неоднократно возвращался к вопросу признания НКР. На протяжении этих лет депутат З. Постанджян представляла проект о признании Арцаха, однако последний не был принят, а им off-records говорили, что страны-сопредседатели МГ ОБСЕ против признания Арцаха, но после этого они вновь предпринимали попытки, которые получали аналогичный исход. Эта инициатива не была одобрена и во время апрельской войны в 2016 г., с той же формулировкой, что страны-сопредседатели против.
«Если это правда, то пусть власти Армении, которые управляли страной за последние 27 лет ответят на вопрос, действительно ли страны-сопредседатели выступили против признания Арцаха. Если да, то почему никто никоим образом не отреагировал на заявление президента РФ В. Путина?».
Марукян также напомнил, что на специальном заседании НС 27 сентября, когда в стране было объявлено военное положение, он также поднял вопрос о признании Арцаха: «Я сказал премьер-министру, что ранее мы не признавали Арцах, поскольку боялись, что это решение может обернуться войной. Но война уже началась. Может настало уже время сейчас признать Арцах? На что Пашинян ответил, что данный вопрос войдет в повестку». Через определенное время представили разных политических сил обращались к Пашиняну с предложением провести слушания в парламенте о признании Арцаха. Сам Марукян связался со спикером НС РА А. Мирзояном, который одобрил это предложение, однако попросил повременить, чтобы не навредить ходу войны. «То есть, все наши инициативы по этому вопросу не увенчались успехом».
28 ноября Э. Марукян обсудил ситуацию с армянскими военнопленными с бывшим министром юстиции, правозащитником А. Зейналяном. Стороны обсудили предложение по созданию трехстороннюю комиссию в состав которой войдут представители РФ, РА и Азербайджана. Представители комиссии будут посещать военнопленных с обеих сторон, предотвращать возможное жестокое обращение с военнопленными, определять их общее количество, и условия их содержания.
ПОХИЩЕНИЕ ЭКС-ГЛАВЫ ВНУТРЕННЫХ ВОЙСК РА
В разгар военных действий были опубликованы сведения о похищении бывшего командующего внутренними войсками полиции РА генерал-лейтенанта Левона Ераносяна по дороге в НК. Машину остановила группа вооруженных людей в масках, генерала увели в неизвестном направлении. Спутник Ераносяна сообщил о похищении в Ереван, дочь генерала подняла шум, история попала в СМИ. Спустя некоторое время Ераносян позвонил домой и сказал, что находится в окружении своих боевых друзей в Арцахе.
После завершения боевых действий стало известно, что похитители доставили Ераносяна в тюрьму Шуши, где он находился вместе с азербайджанскими военнопленными. Будучи в Карабахе, он узнал о том, что жена премьера РА Анна Акопян посетила бункер. «Что делала Анна Акопян во время войны в бункере? Я считаю это абсурдом. В то самое время в Карабахе находился генерал-полковник Хачатуров. Его — сведущего в военном деле человека — не допустили в бункер».
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ АРМЕНИИ
30 ноября председатель ДПА А. Саргсян заявил, что 10-15 октября, когда Москва устами Нарышкина, Затулина, Косачева и Лаврова заявила о том, что в зоне карабахского конфликта присутствуют боевики, в Ереван было передано, что в случае обращения к РФ по вопросу проведения в регионе контртеррористической операции, РФ готова была ввести миротворцев и ударить по боевикам. Причем, неважно на какой территории находились боевики. Борьба с международным терроризмом оправдана в любой точке мира. Саргсян лично всё это передал представителям действующей власти. Однако власти РА через несколько дней обратились к РФ, ссылаясь на Договор 1997 г., на что Россия, устами своего МИД, ответила, что данный договор не имеет отношения к НК.
СНБ РА
30 ноября, в связи с недавними заявлениями председателя партии «Национальная безопасность» Г. Исагуляна о «самом масштабном в армянской истории» групповом предательстве, «во главе которого стояли Пашинян и все государственные структуры», СНБ РА заявила, что информации о достоверности этих заявлений в СНБ нет. Поэтому Служба обратилась в Прокуратуру РА.
ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА РА
Военная прокуратура РА возбудила уголовное дело по факту финансирования террористических группировок должностными лицами Азербайджана и Турции. Дело направлено в Следственный комитет РА для предварительного расследования.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
27 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян сообщил, что провел телефонные разговорыа с президентом РФ В. Путиным, в ходе которых обсуждались вопросы, связанные с населенными пунктами Лачинского коридора, пропавшими без вести, поисковыми работами, процессом обмена телами погибших, пленными, размещением миротворцев и демаркацией, а также разблокированием транспортных коммуникаций региона.
27 ноября глава МО РА В. Арутюнян принял командующего миротворческим контингентом РФ в зоне карабахского конфликта, генерал-лейтенанта Р. Мурадова. В ходе встречи Арутюнян выразил благодарность за работу по быстрому развертыванию миротворческого контингента, установлению и сохранению мира в НК, подчеркнул важность процесса возвращения пленных, а также поиска без вести пропавших и обмена телами погибших военнослужащих. Было отмечено, что для эффективной организации этих работ в НК сформирован штаб, в состав которого входят представители МО РА.
27 ноября лидер фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян обратился за помощью к президенту РФ В. Путину, попросив вмешаться в ситуацию с возвращением армянских военнопленных и помочь в решении этой проблемы. 30 ноября Марукян сообщил, что предложил создать трехстороннюю комиссию в составе представителей РФ, РА и АР, которая могла бы беспрепятственно посещать военнопленных, содержащихся в РА и АР, и предотвращать возможные беззакония в отношении пленных.
А депутат от той же фракции А. Костанян обратилась к послу РФ в РА С. Копыркину с просьбой помочь достичь договоренности с азербайджанской стороной о перемещении статуи Национального героя РА В. Саркисяна из Шуши в РА. Она попросила также предоставить ей возможность связаться с командующим миротворческим контингентом РФ Р. Мурадовым, чтобы обсудить возможность формировать оперативную съемочную группу с армянской стороны, под прямым контролем и наблюдением российских миротворцев войти в город Шуши, зафиксировать на месте положение всех 5 музеев города и по возможности вывезти все музейные экспонаты.
29 ноября в Ереване прошло шествие представителей армянской интеллигенции (актёры, режиссёры) к посольству РФ. Они просили российского посла посодействовать в возвращении военнопленных.
30 ноября президент РА А. Саркисян обратился к президенту РФ В. Путину за поддержкой в вопросе возвращения армянских военнопленных и заложников, находящихся в Азербайджане. Саркисян, в частности, отметил, что правительство РА и армянская диаспора крайне обеспокоены ситуацией с находящимися в азербайджанском плену военнослужащими и гражданскими лицами. По его словам, посредничество президента РФ будет большой поддержкой в решении крайне чувствительного вопроса возвращения плененных Азербайджаном наших военнослужащих и гражданских лиц, а также тел погибших.
30 ноября ЧПП РФ в РА С. Копыркин и Военный и Военно-воздушный Атташе при посольстве полковник А. Грищук нанесли визит главе МО РА В. Арутюняну. В ходе встречи была подчеркнута важность проводимой РФ миротворческой операции в НК, в том числе для сохранения и укрепления мира и стабильности в регионе. Особое внимание было уделено дальнейшему повышению эффективности работы российского Межведомственного центра гуманитарного реагирования.
1 декабря посольство РФ в РА выступило с заявлением, в котором отмечается, что российский миротворческий контингент и Межведомственный центр гуманитарного реагирования непосредственно вовлечены в решение проблемы розыска военнослужащих, пропавших без вести и передачи родственникам тел погибших, действуя в тесной координации с компетентными органами РА и АР, а также уполномоченными международными организациями.
В тот же день глава МИД РФ С. Лавров заявил, что не наблюдает действий по намеренному затягиванию обмена военнопленными и телами погибших со стороны участников конфликта в Нагорном Карабахе, однако существуют объективные сложности для продвижения в этом процессе, связанные с рельефом местности, характером боевых действий, а также с отсутствием четких списков пропавших без вести. Он добавил, что одной из главных задач российских миротворцев в НК как раз и стало содействие обмену военнопленными и телами погибших.
Сотрудники МККК, по словам Лаврова, уже вернулись в регион НК, более того, МККК намерен существенно увеличить свое присутствие — до 400 человек, в том числе, помимо самого НК, в Ереване и Баку.
2 декабря вице-премьер РА Т. Авинян принял посла РФ в РА С. Копыркина. Авинян выразил признательность российской стороне за ее ключевую роль в прекращении военных действий в НК. Собеседники обсудили вопросы, касающиеся процесса обмена военнопленными и удерживаемыми гражданскими лицами, работ по поиску без вести пропавших и тел погибших.
ФРАНЦИЯ
25 ноября Сенат Франции принял резолюцию с требованием признать французскими властями НКР.
В ходе обсуждений, предшествовавших голосованию, Государственный секретарь по туризму, делам иностранных французов и франкофонии Жан-Батист Лемойн напомнил о позиции французского правительства по этому вопросу: Франция не признаёт НКР. «Наша обязанность как сопредседателя МГ ОБСЕ — работать над согласованным решением карабахского конфликта, в том числе по вопросу о будущем статусе НК, и исход этих переговоров нельзя заранее и в одностороннем порядке определить». По его словам, сегодня первоочередная задача должна заключаться в обеспечении безопасного возвращения лиц, перемещенных в результате конфликта, имевшего место в последние недели. В рамках сопредседательства МГ ОБСЕ Франция будет и впредь стремиться к достижению прогресса по всем параметрам, которые еще предстоит согласовать в соответствии с соглашением о прекращении огня от 9 ноября, в частности в том, что касается ухода иностранных наемников, развернутых во время конфликта, или защиты исторического и культурного наследия региона.
26 ноября МИД РА выступило с заявлением, в котором отмечается, что принятая Сенатом Франции резолюция является важнейшим шагом на пути к признанию права народа Арцаха на самоопределение и к справедливому решению арцахского вопроса. «Этим решением народ Франции и представляющий его Сенат Франции вновь подтверждают свою непоколебимую приверженность всеобщим цивилизационным ценностям прав человека».
Отмечается также, что решение, подтверждая необходимость возобновления переговоров в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ, намечает также пути для устранения последствий агрессии Азербайджана против народа Арцаха при содействии Турции и наемников. В МИД РА считают особенно важным, что в решении были четко зафиксированы нарушения норм международного права и прав человека со стороны ВС Азербайджана, а также экспансионистская политика Турции.
По оценке авторов заявления, беспристрастная оценка французских законодателей и их осуждение преступной агрессии против народа Арцаха и мирного урегулирования карабахского конфликта открывают путь к долговременному миру в регионе.
Спикер НС РА А. Мирзоян также поблагодарил председателя Сената Франции Ж. Ларше и других членов законодательного органа в связи с принятием резолюции. Он также выразил надежду, что усилия Франции и других сопредседателей МГ ОБСЕ будут содействовать окончательному решению карабахской проблемы. «Установление долгосрочного и стабильного мира возможно только путем справедливого решения проблемы – признания Арцаха и возвращения армянских населенных пунктов».
Президент НКР А. Арутюнян также приветствовал резолюцию Сената Франции. Он, в частности отметил, что в числе других важных пунктов Сенат осуждает развязанную 27 сентября против Арцаха азербайджано-турецкую военную агрессию с участием наемников-террористов и призывает власти Франции принять все возможные меры для обеспечения восстановления установленных в 1994 г. границ, которые, по сути, были закреплены в бессрочном трехстороннем соглашении о прекращении огня, подписанном НК, РА и АР. Арутюнян выразил надежду, что данное решение Сената вдохновит на принятие резолюций подобного содержания и аналогичной силы, в первую очередь, в НС Франции, а также в других странах мира.
27 ноября МИД Франции выступило с заявлением, в котором отмечается, что Франция не признает НКР и как сопредседатель МГ ОБСЕ сохранит приверженность усилиям по достижению прочного урегулирования карабахского конфликта, в том числе и в вопросе будущего статуса НК. «Исход этих переговоров не может быть решен заранее и в одностороннем порядке». МИД Франции отмечает, что сегодня их первоочередной задачей должно стать обеспечение безопасного возвращения лиц, перемещенных в результате конфликта. «Отныне Франция будет делать все возможное для стабилизации ситуации на Южном Кавказе».
28 ноября госсекретарь МИД Франции Жан-Батист Лемуан заявил, что есть вопросы, которые не отражены в трехстороннем заявлении. Например, вопрос о выводе сирийских наемников из НК, а также вопрос о возможном будущем статусе НК. «Есть проблемы, связанные со стабильностью и безопасностью, поэтому необходимо, чтобы переговоры продолжались в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ».
Лемуан отметил, что президент Франции первым назвал вещи своими именами, отметив, что сирийские наемники были переброшены Турцией в зону карабахского конфликта. «Франция ожидает от Турции конкретных действий по выводу наемников из региона. А также Франция желает, чтобы ее европейские партнеры обсудили введение санкций против Турции». Он заверил, что Франция продолжит последовательность в этих политических вопросах, чтобы достичь результатов.
На встрече Лемуана с главой МИД РА А. Айвазяном стороны подчеркнули необходимость срочных шагов для преодоления гуманитарного кризиса в НК, а также вывода вооруженных боевиков, переброшенных Турцией в Карабах. Айвазян указал на экспансионистские устремления Турции на Южном Кавказе, расценив их как основной фактор подрыва региональной безопасности и стабильности.
Стороны подчеркнули необходимость. Стороны обменялись мнениями относительно защиты прав и интересов армян Карабаха в рамках формата сопредседателей МГ ОБСЕ.
Айвазян подчеркнул важность признания права народа Карабаха на самоопределение.
Премьер-министр РА Н. Пашинян на встрече с Лемуаном высоко оценил контакты с президентом Франции и выразил благодарность за предоставление гуманитарной помощи армянству Арцаха. Лемуан отметил, что президент Франции подтверждает свое обязательство по оказанию гуманитарной помощи народу НК, Франция также готова содействовать сохранению армянского религиозного и культурно-исторического наследия, перешедшего под контроль Азербайджана.
США
30 ноября глава МО РА В. Арутюнян встретился с послом США в РА Л. Трейси. В ходе встречи министр представил ход выполнения после прекращения боевых действий достигнутых договоренностей. В качестве приоритетов был выделен вопрос возвращения пленных, обнаружения без вести пропавших и обмен телами погибших, интенсивная работа по этим направлениям, проводимая с МККК, МО РФ и размещенным в Арцахе контингентом российских миротворцев.
Арутюнян также проинформировал, что проводится анализ боевых действий и оценка упущений, что может привести к изменениям как структуры, порядка принятия решений, тактики, так и законодательства.
В ходе встречи обсуждалась возможность придания нового хода армяно-американскому сотрудничеству в оборонной сфере. Стороны договорились, что в результате дополнительных обсуждений инициируют новые направления и сферы, исходящие из интересов и заинтересованности сторон.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ КРАСНОГО КРЕСТА
27 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян в ходе встречи с представителями МККК во главе с главой делегации МККК в РА К. Мейтро выразил обеспокоенность объемом работ по возвращению пленных, поиску пропавших без вести лиц и тел погибших. Он подчеркнул необходимость увеличения ресурсов МККК, в том числе человеческих, и отметил, что правительство РА также готово приложить все усилия, чтобы способствовать максимально эффективному и быстрому осуществлению вышеупомянутых работ. Премьер подчеркнул важность регулярного предоставления МККК информации о состоянии, здоровье и условиях содержания попавших в плен лиц.
Мейтро, в свою очередь, проинформировала о ходе проводимых организацией работ, предоставила информацию о встречах с армянскими пленными, а также выразила удовлетворение сотрудничеством с властями НК и российскими миротворцами. Она особо подчеркнула важность предоставленной МО РА карты с указанием конкретных мест, что повышает эффективность поисковых работ. В качестве препятствий в ускорении поисковых работах она отметила наличие заминированных районов, а также плохие погодные условия.
28 ноября глава МО РА В. Арутюнян встретился с новоназначенным главой делегации МККК Т. Рибо и завершающей свою миссию К. Мейтро. Арутюнян отметил, что армянская сторона придает большое значение посредничеству делегации российского миротворческого контингента и МККК в вопросах поиска тел военнослужащих, погибших в ходе боевых действий на линии соприкосновения Арцаха и Азербайджана, пропавших без вести и раненых.
В свою очередь глава ереванского офиса МККК заверил, что делегация в рамках своих полномочий продолжит выполнение посреднической миссии в направлении организации упомянутого процесса.
30 ноября вице-премьер РА Т. Авинян встретился с главой делегации МККК в РА К. Мейтро, завершающей свою миссию в стране, и новым главой делегации Т. Рибо. Стороны обсудили вопросы обмена пленными, поиску без вести пропавших, действия по обнаружению тел погибших. Авинян отметил, что армянская сторона полностью следует цивилизованным правилам обращения с военнопленными, установленным Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним, и продолжит следовать их букве и духу. Он также обратился к случаям нарушения Азербайджаном международного гуманитарного права в ходе боевых действий и после их завершения, выразил озабоченность в связи с препятствиями, создаваемыми азербайджанской стороной возвращению пленных, поиску без вести пропавших и тел погибших.
Авинян представил предлагаемые армянской стороной основные принципы и механизмы обмена пленными и подчеркнул важность максимального ускорения данного процесса.
2 декабря глава МИД РА А. Айвазян встретился с представителями МККК во главе с директором регионального управления МККК по Восточной Европе и Центральной Азии М. Шуппом. В центре обсуждения были вопросы по возвращению военнопленных и заложников, находящихся в Азербайджане, поиска пропавших без вести, обмена телами. Стороны подтвердили свою готовность работать совместными усилиями для поиска безотлагательного и всеобъемлющего решения вышеупомянутых приоритетных вопросов.
Айвазян выразил обеспокоенность многочисленными случаями бесчеловечного, унижающего достоинство обращения, пыток и расправы в отношении армянских пленных и гражданского населения со стороны ВС Азербайджана.
На встрече также были затронуты вопросы преодоления гуманитарного кризиса в НК, в частности, поддержка пострадавших в результате войны армян НК, восстановление инфраструктуры и экстренная помощь перемещенным лицам, возвращающимся в НК.
Вице-премьер РА Т. Авинян также принял делегацию во главе с М. Шюппом. В ходе встречи Шюпп подчеркнул важность сотрудничества с Межведомственной комиссией по вопросам пленных, заложников и пропавших без вести. Были затронуты вопросы, относящиеся к работам по обмену пленными, обнаружению пропавших без вести и тел погибших.
Авинян отметил, что нужно сделать все для того, чтобы, по возможности, ускорить этот процесс. По его словам, армянская сторона предлагает применять в процессе обмена пленными принцип «все в обмен на всех». Предлагается также создать механизм, по которому каждая из сторон при выявлении новых пленных обязуется возвратить их без предварительных условий.
МГ ОБСЕ
25 ноября глава МИД РА А. Айвазян провел телефонный разговор с сопредседателями МГ ОБСЕ, в ходе которого подчеркнул важность установления прекращения огня в зоне карабахского конфликта и размещения в Арцахе миротворцев. Стороны обратились к защите интересов и восстановлению прав армянства Арцаха в условиях возникшего в НК гуманитарного кризиса, подчеркнув в этом контексте необходимость вовлечения на месте соответствующих международных гуманитарных организаций.
Айвазян подчеркнул важность обеспечения продолжения деятельности сопредседательства МГ ОБСЕ как единственного формата, имеющего международный посреднический мандат.
ОДКБ
1 декабря глава МИД РА А. Айвазян в ходе онлайн заседания глав МИД стран-участниц ОДКБ выделил несколько пунктов:
В свою очередь, глава МО РА В. Арутюнян привлек внимание участников на сложившуюся в НК ситуацию, особо указав на необходимость значительного сокращения сроков реализации механизмов кризисного реагирования в государствах-членах ОДКБ.
Он уделил особое внимание усилиям РФ, направленным на стабилизацию военно-политической ситуации в регионе, процессу и эффективности российской миротворческой миссии в НК, сделав упор на гуманитарную деятельность, позволяющую обмениваться телами погибших военнослужащих, пленными и заложниками.
Тезисы из выступления премьер-министра РА Н. Пашиняна на онлайн-заседании СКБ ОДКБ от 2 декабря:
Тезисы из выступления президента РФ В. Путина:
ГЕРМАНИЯ
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО
30 ноября глава МИД РА А. Айвазян в ходе телефонного разговора проинформировал постоянного секретаря СК по вопросам Европейского соседства и Америки В. Мортон о гуманитарном кризисе в НК и шагах, предпринимаемых для его преодоления. Айвазян подчеркнул приоритетность восстановления и защиты прав арцахских армян, в том числе путем признания права народа Арцаха на самоопределение.
Стороны коснулись вопросов послевоенного восстановления и поддержания стабильности на Южном Кавказе. В связи с этим Айвазян отметил, что экспансионистские амбиции Турции могут иметь разрушительные последствия для всего региона.
ООН
25 ноября глава МИД РА А. Айвазян провел телефонный разговор с генсеком ООН А. Гутерришем. Собеседники обсудили гуманитарную ситуацию в Арцахе и ее последствия для региона. В этой связи Айвазян особо подчеркнул важность привлечения на местах международных структур, в первую очередь, соответствующих органов ООН, а также необходимость обеспечения условий для возвращения перемещенных арцахских армян и шагов, направленных на защиту их прав. Он предоставил также соответствующую информацию о пытках и других видах насилия в отношении военнопленных и гражданских лиц, оказавшихся под контролем Азербайджана.
Стороны подчеркнули строгое соблюдение международного гуманитарного права и норм по правам человека, а также уважительное отношение к историческому и культурному наследию Арцаха.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
ВОПРОС ОТМЕНЫ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
26 ноября в ходе внеочередного заседания НС РА депутат от фракции «Мой шаг» В. Варданян заявил, что сейчас не самый подходящий момент для отмены военного положения. Он заметил, что в Азербайджане режим военного положения продолжает действовать, а в некоторых городах Азербайджана введен комендантский час. «Можно подождать, внести в данный проект закона изменения, выслушать все предложения правительства, и уже потом выносить данный законопроект на голосование».
Депутат НС О. Игитян он высказал мнение, что, если данный режим мешает какой-либо политической силе осуществлять свою политическую деятельность, это можно обсудить. Однако эта политическая свобода, по его мнению, не должна вредить государству и гражданам. Игитян подчеркнул, что военное положение имеет конкретную цель и мероприятия, и «если кто-то посчитает, что одно из этих мероприятий неактуально, можно обсудить вопрос снятия военного положения».
Он отметил, что для РА сейчас понятие терроризма обретает новый смысл и неизвестно, каким он будет. «Мы имеем тысячи профессиональных террористов у границ, минимум 500 км открытых границ, имеем турецкую границу. И вы говорите, что опасности нет? Как мы думаем и видим сейчас опасность терроризма?».
Депутат А. Мкртчян, в свою очередь, заметил, что в послевоенный период есть ряд проблем, которые необходимо решить, и сейчас для этого сохраняется режим военного положения. «Решить все эти проблемы без режима военного положения будет сложно». По его словам, в ходе заседания представитель ГШ РА сообщил, что уже разработан пакет проектов, согласно которому можно будет решить ряд проблем без отмены режима военного положения. «Речь идет о защите границ Армении, о защите нашей земли. Нужно осознать, что введение или устранение режима военного положения не является самоцелью».
Замминистра здравоохранения РА А. Аванесян заявила, что правительство против отмены режима военного положения. Военное положение должно быть отменено не сразу, а поэтапно. «Руководство страны, в случае отсрочки, готово обсудить инициативу по поэтапному устранению режима военного положения».
А генсек МО РА А. Саркисян призвал депутатов пока не принимать законопроект об отмене режима военного положения, поскольку сейчас есть определенные риски. По его словам, военное положение не может длиться вечно, но сейчас необходимы механизмы, которые заменят некоторые положения режима ВП. МО уже разработало правовые нормы и собирается представить механизмы для решения проблем.
В свою очередь, депутат от фракции «Просвещенная Армения» А. Самсонян заявила, что правящая фракция просто не хочет принимать предложение оппозиции и отменить режим военного положения. По ее оценке, режим военного положения искусственно затягивается.
А депутат НС РА А. Хачатрян заметил, что для сохранения режима военного положения нужны очень четкие причины, правовые или военные обоснования, которых нет. А гуманитарные доводы правительства просто неприемлемы. Депутат подчеркнул, что в качестве оправдания для продления режима военного положения приводится также проблема, связанная с налоговыми и таможенными обязательствами. «Если весь вопрос только в этом, мы можем обсудить вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Армении. Правительство сможет создать максимальное удобные для себя условия».
Депутат от фракции «Процветающая Армения» Г. Петросян задался вопросом, «если сейчас в стране послевоенный период, зачем нам режим военного положения». Он отметил, что военное положение предполагает наличие ряда ограничений, накладываемых, в том числе, и на свободы граждан, однако совершенно непонятно, что граждане от этого выигрывают. Очевидно, что, продлевая режим военного положения, руководство страны желает продлить свое пребывание у власти. «Не выйдет… Если кто-то сможет аргументировано убедить нас, что продление ВП поможет устранить угрозу безопасности Армении, то мы только «за». Но угроза всегда была и есть». По словам Петросяна, до тех пор, пока у есть граница с Азербайджаном и Турцией, безопасность Армении под угрозой. «Но мы не можем вечно жить с режимом военного положения. Поэтому капитулировавшее правительство должно уйти, а не продлевать свое существование за счет ВП».
В итоге, НС РА законопроект об отмене военного положения в стране. За отмену военного положения проголосовали 36 депутатов, против – 56, при 2 воздержавшихся.
2 декабря решением правительства РА были отменены ограничения на проведение митингов и публикации СМИ, а также специальный режим въезда и выезда из страны
ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»
1 декабря депутат НС РА К. Амбарцумян заявил, что правящий блок не обсуждал вопрос о возможности проведения досрочных выборов и этот вопрос сейчас не так уж актуален. Сегодня РА столкнулась с огромным количеством вызовов. «Если мы хотим преодолеть стоящие перед нами вызовы, мы должны объединиться. Нельзя допустить углубления внутриполитического кризиса, этот путь приведет к непоправимым последствиям».
В тот же день фракция провела закрытое заседание для обсуждения текущей ситуации и выходы из кризиса. В заседании приняли участие также спикер НС А. Мирзоян и новоназначенный министр экономики РА В. Керобян.
ФРАКЦИЯ «ПРОЦВЕТАЮЩАЯ АРМЕНИЯ»
26 ноября депутат НС РА Н. Зограбян заявила, что премьер-министр РА Н. Пашинян становится посмешищем в Азербайджане. «Президент Азербайджана Алиев просто издевается над Пашиняном. Да, он не является предателем для России или для Азербайджана, но он предатель для Армении». По ее словам, Пашинян и его команда виноваты в том, что теперь госграница РА с АР существенно увеличилась. «Люди, проживающие в Гегаркунике, Сюнике, Тавуше, стали теперь жителями приграничных регионов. Безопасность Армении постоянно будет под угрозой». После Геноцида армян, по ее оценке, именно сейчас мы проживаем самое сложное и трудное время, и спокойной жизни не будет.
Одно очевидно, подчеркнула она, что руководитель, подписавший капитуляцию, должен уйти. «Это знает весь армянский народ, это знает и сам премьер-министр. Отмените военное положение и признайте, наконец, что ваше время истекло… Чем скорее премьер-министр уйдет, тем скорее у нас появится новое руководство, способное сесть за переговоры. Иначе мы не решим всех вопросов, возникших в результате подписания позорного соглашения».
По словам депутата НС И. Тоноян, попытки властей лишить лидера ППА Г. Царукяна депутатского мандата лишены всякого обоснования. Неубедительность обоснования проявилась и в ходе заседания Совета. Пашинян просто пытается свести счеты с Царукяном, и решение Совета укладывается в рамки этой логики.
Она считает, что Пашинян должен уйти как можно скорее, и оппозиция продолжит свою борьбу за достижение этой цели.
В свою очередь, вице-спикер НС В. Энфиаджян заявил, что все что происходит в РА, напоминает издевательство, проигравшая власть обвиняет в своей капитуляции оппозицию. Он заметил, что, когда ситуация стала критической, фракции «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения» дважды призывали руководство страны провести с нами встречу. «Мы протягивали руку помощи, но никто ее не пожал… В чем вы нас обвиняете?».
По его оценке, было осуществлено предательство. «В Армении сейчас действуют антиармянские организации, сколько они будут еще существовать? Вы в курсе, что на депутатов от оппозиции, в том числе и на меня, вице-спикера парламента Армении, заведено уголовное дело, вы думаете это нормально? Сколько раз мы предупреждали, что следует изменить политику, что следует укрепить отношения с нашим стратегическим союзником? Все, кто провинился, кто виноват в сложившейся ситуации будет привлечен к ответственности, я вам это обещаю».
27 ноября депутат НС Г. Петросян заявил, что то, что происходит в Армении –анархия, правительство бездействует, а НС работает по указке. Он заметил, что после капитуляции в обществе наблюдается чувство глубокого разочарования происходящим, берут вверх настроения покинуть страну, люди выражают желание эмигрировать, потому что более не видят своего будущего здесь.
Петросян раскритиковал кадровую политику премьер-министра РА. «Посмотрите на его назначения, на продолжение политики искусственного разделения жителей страны на бывших и новых. Тот, кто подчиняется Пашиняну, считаются «новыми», а тот, кто не подчиняется – «бывшими». Он привел пример назначения министра обороны РА — бывший главный советник Пашиняна. «Он назначил человека, которого на самом деле не следовало назначать, а нужно было уволить, потому что Пашинян проиграл войну именно при советнике Вагаршаке Арутюняне».
По словам депутата, Пашинян за время своего пребывания в должности неоднократно свергал конституционный строй и понимает, что, когда он уйдет в отставку, окажется в центре внимания правоохранительных органов, поэтому он всеми способами продлевает свое правление.
Петросян также заявил, что представители партии ППА требуют отставки Пашиняна не потому, что сами хотят прийти во власть, а лишь потому, что капитулировавшее правительство должно уйти.
ПАРТИЯ «РОДИНА»
Тезисы интервью главы партии «Родина» А. Ванецяна @SputnikArmenia от 27 ноября:
Тезисы из интервью Ванецяна ФАН от 30 ноября:
2 декабря во время «Шествия достоинства» член АРФ А. Минасян заявил, что за 2,5 года пребывания у власти Пашинян ослабил страну и втянул ее в войну. Внешняя политика Пашиняна, в том числе и его отношения к РФ, являются одной из причин по которой страна оказалась в сегодняшней ситуации. Минасян убежден, что любое новое правительство сможет наладить «эффективные, союзнические, надежные отношения» с РФ. Он уверен, что РФ будет сотрудничать с любой новой властью, которая будет в состоянии построить с РФ эффективные союзнические отношения.
По его словам, власть продолжает раскалывать общество, а оппозиция хочет сформировать временное или переходное правительство, которое было бы способно решать актуальные задачи. Он считает, что Пашинян для сохранения своего поста готов сохранить все возможные ограничения. «И нашей главной задачей должно стать отстранение от должности этого основного носителя предательства». Минасян также заявил, что нет никакой необходимости в сохранении военного положения, и власти свое бессилие и страхи пытается скрыть посредством сохранения этого режима.
Минасян считает, что Пашинян может и должен подать в отставку, чтобы дать возможность новому правительству оперативно заняться первоочередными проблемами. В их числе он назвал выяснение судьбы военнопленных и без вести пропавших и возвращение их на родину, вывоз тел погибших, возобновление эффективного переговорного процесса, а также, что по его словам, является самым главным – защита национальных и государственных интересов с гарантированием мира. «Если Никол Пашинян не понимает, что он отныне не может дать какой-либо нормальный положительный результат, значит он потерял способность думать».
ПРЕЗИДЕНТ РА
Тезисы интервью президента РА А. Саркисяна ОТА от 27 ноября:
Тезисы из выступления президента РА А. Саркисяна на встрече с представителями армянской общины России от 28 ноября:
ПРЕЗИДЕНТ НКР АРАИК АРУТЮНЯН
1 декабря президент НК А. Арутюнян заявил, что провел политические консультации и видит возможность формирования правительства национального единства. Он призвал всех объединиться не только для того, чтобы совместными усилиями выйти из этой ситуации, но и «вступить на долгий путь развития и расширения прав и возможностей, который является единственным способом обеспечить достойную жизнь для нас и будущих поколений». Он выразил надежду, что каждый откажется от своих личных и групповых амбиций и интересов и будет служить плечом к плечу для достижения тех же национальных целей.
ПРАВО
СУД И МИТИНГИ
27 ноября суд удовлетворил ходатайство оппозиции и отменил ограничение военного положения, в частности, по организации, проведения и участия в митингах.
ЗАДЕРЖАНИЯ И ОБВИНЕНИЯ
27 ноября главе молодежного крыла РПА А. Мамиджаняну было предъявлено обвинение по признакам статьи 225.1 УК (организация в массовых беспорядках).
Лидеру организации «Адеквад» А. Даниеляну и учредителю движения «ВЕТО» Н. Маляну также было предъявлено обвинение в организации митингов.
2 декабря из Следственного департамента СНБ РА сообщили, что есть доказательства, что массовые беспорядки в ночь на 10 ноября были заранее спланированы оппозиционными политическими силами. В частности, в массовых беспорядках участвовало большое число сторонников экс-президента РА Р. Кочаряна, члены АРФ, инициативы «Камк», НПО «Альтернатива», РПА, помощники и сторонники бывших депутатов от РПА. Имеются основания утверждать, что «истинным мотивом организации массовых беспорядков и участия в них вышеупомянутых лиц было не недовольство исходом Арцахской войны, а использование этого обстоятельства для насильственного свержения конституционного строя и узурпации власти, а также кражи имущества в особо крупных размерах».
В этой связи, уголовное производство возбуждено в отношении 50 лиц, мерой пресечения в отношении 18 из них избран арест. Помимо этого, выявлены личности около 250 участников массовых беспорядков, проводится работа по их обнаружению.
ЭКОНОМИКА
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РА
27 ноября министр экономики РА В. Керобян заявил, что концепция «Армении-2050», несмотря на ужасы войны, осталась прежней, и он будет держать ее в центре внимания. «Это будет ориентиром, в соответствии с которым мы должны двигаться вперед — в среднем 10% экономического роста и т.д. У нас нет другого варианта, кроме как добиться успеха».
29 ноября в интервью ОТА Керобян обозначил возможности, которые получит отечественная экономика в результате разблокирования транспортных коммуникаций региона, согласно заявлению по Арцаху от 9 ноября. Керобян в долгосрочной перспективе указал на возможности воспользоваться портами Турции и, возможно, азербайджанским рынком. «Конечно, открытые границы — это очень хорошо для экономики, потому что в результате конкуренции создаются более качественные продукты, то есть по качеству наша экономика может достичь мирового уровня. Если в страну ввозятся дешевые и качественные продукты, то наш местный производитель вынужден стать лучше».
Вместе с тем, Керобян напомнил, что с 1 января 2020 г. будет запрещен ввоз в РА турецкой продукции. Речь идет примерно о 2200 наименованиях товаров. Он призвал бизнесменов взять этот список и сделать так, чтобы с 1 января на полках магазинов появились аналогичные товары армянского производства.
ВСТРЕЧИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РА
27 ноября премьер-министр РА Н. Пашинян провел встречи с гендиректором компании «Юникомп» Арменом Балдряном и председателем совета директоров компании «Гранд Торнтон Армения» Гагиком Гюлбудагяном. Собеседники обсудили вопросы, касающиеся укрепления связи между правительством и бизнесом, реализации инвестиционных программ.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НКР
По данным Министерства сельского хозяйства НКР, в результате войны НКР потеряла 70% пахотных земель. Существенны потери также в сфере садоводства: из 7 тыс. га многолетних насаждений осталось лишь около 2 тыс. га садов. Дефицит сельскохозяйственных культур связан в основном с овощами и фруктам (гранат, финики, виноград и т. д.), которые в основном выращивались на потерянных территориях. Для восполнения недостатка планируется реализовать программы, в том числе в сфере развития интенсивных садов и тепличных хозяйств.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
ГЛАВНЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ДЕЛАМ ДИАСПОРЫ РА ЗАРЕ СИНАНЯНА
Тезисы интервью главного уполномоченного по делам диаспоры РА З. Синаняна ИА «Арменпресс» от 27 ноября:
НАЗНАЧЕНИЯ
26 ноября министром экономики РА был назначен Ваан Керобян — основатель сети онлайн-доставки Menu Group. Был ярким сторонником Пашиняна со времен «Бархатной революции», а также в качестве добровольца участвовал в боевых действиях в НК в 2020 г.
27 ноября Армен Гевондян был назначен замминистра ИД РА. До этого он занимал должность посла РА в Беларуси и Молдове, а также по совместительству — постоянного и полномочного представителя РА в уставных и других органах СНГ.
2 декабря президент НКР А. Арутюнян назначил генерал-майора Виталия Баласаняна секретарем Совета Безопасности НКР, а экс-депутат НС РА от фракции «Просвещенная Армения» Мане Тандилян — министром труда, социальных и жилищных вопросов НКР.
УВОЛНЕНИЯ, ОТСТАВКИ
30 ноября губернатор Сюникской области У. Погосян написал заявление об отставке. «Я не могу смириться с создавшимися реалиями, какие бы убедительные доводы и аргументы ни приводились».
1 декабря депутат НС РА Г. Геворкян заявил о своем выходе из фракции «Мой шаг». В основу его решения легли «определенные реалий, ставшие в этот период очевидными, принципиальные разногласия по ряду ключевых проблемных вопросов, стоящих перед государством».
1 декабря подал в отставку также заместитель губернатора Ширакской области РА В. Григорян. «С учетом бедственного и критического положения, сложившегося в стране, осознавая, что сверхзадача становления нации, национального государства превыше личных, групповых, политических и других подобных интересов, принял решение подать в отставку с должности заместителя губернатора».
2 декабря помощница вице-премьера РА Т. Авиняна – В. Айдинян ушла в отставку.
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМИТЕТ РА
30 ноября на заседании Военно-промышленного комитета РА премьер-министр РА Н. Пашинян заявил, что, в связи со сложившейся ситуацией, придется подвести итоги того, что произошло в предыдущем периоде, выявить недостатки, понять, какие реалистичные программы мы можем иметь, чтобы ВПК мог стать движущей силой экономики и промышленности, и, с другой стороны, удовлетворял потребности в сфере безопасности в соответствии с современными вызовами.
Состоялось обсуждение касательно направлений развития и дальнейших работ с учетом послевоенных реалий. В качестве приоритета были названы реформы системы образования, а также работы по удовлетворению спроса на специалистов сферы ВПК.
МНЕНИЕ
ВААГН ВЕРМИШЯН ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РА
По данным ТГ-канала Armenian Military Portal, правительство РА хотело поручить аэрофотосъёмку страны израильской компании. Реализации проекта помешал осуществить бывший председатель Комитета Градостроительства Ваагн Вермишян. Также он пытался во время заседания Правительства РА публично высказался против проект вывоза металла из РА. По его мнению, «именно по этой причине в 1990-е гг. был сломлен экономический остов государства, и по этой же причине сотни тысяч людей остались без работы».
После возникновения противоречий и конфликтов, в феврале 2020 г. на Вермишяна завели уголовное дело, обвинив в получении взятки в особо крупных размерах. До сих пор никакого реального расследования по делу не проводится, под залог обвиняемого также не выпускают. Сам Вермишян объявил бессрочную голодовку с требованием отставки Пашиняна.
СЕРГЕЙ МЕЛКОНЯН
Востоковед Сергей Мелконян в своем ТГ-Канале обращает на следующие пункты в обращении Н. Пашиняна к народу:
Мелконян также замечает, что
РАЧЬЯ АРЗУМАНЯН
По мнению эксперта по проблемам национальной безопасности Р. Арзуманяна, премьер-министр РА Пашинян сознательно демонтирует армянскую государственность. «Надо преодолеть данную угрозу. Они не остановятся, пока не разрушат Армению и саму идею возможности независимой армянской государственности».
Он предлагает
По его мнению, лишено смысла думать о принципах переходного периода, пока не ликвидирована угроза скатывания РА в авторитарную евразийскую страну. «У армянского народа достаточно светлых голов, способных решить задачи любой сложности. Необходимо начать строить армянскую Армению. Нам это по силам».
ГЕОРГИЙ ДЕРЛУГЬЯН
Профессор социологии нью-йоркского университета в Абу Даби Георгий Дерлугьян представил свое видение будущего армянского государства:
Первый горизонт будущего — всего месяц или два, которые надо пережить, сохранив конституционные нормы. Затем посредством этих норм добиться проведения выборов и замены провальных политиков. Придется со временем изменить и саму конституцию, которая написана слишком конкретно под экс-президента РА С. Саргсяна и не была изменена Н. Пашиняном. Сейчас требуется дать время возникнуть новым партиям и движениям.
Следующий горизонт — примерно год. Экономический кризис грозит всему миру. В Армении сейчас, в отличие от недоброго прошлого, есть и будут свет и продовольствие. ЦБ ведет умелую политику, избегая обрушения драма.
Выходим на горизонт пяти лет, когда должен будет возобновляться мандат российских миротворцев. На 90%, если не все 99%, Россия добьется продления. Миротворцы заходили, чтобы не уйти.
Дело государственной власти обеспечивать порядок и нормальные условия для роста экономики. Это отнюдь не исключает налогового, юридического, инфраструктурного и иного поощрения приоритетных отраслей: высокие технологии, армия и ВПК, образование и наука.
Горизонт последний — 25 лет и долгосрочное будущее. Армении предстоит завершить демографический переход к подлинно современному обществу. За постсоветский период произошла определенная де-модернизация. Начинать надо с защиты политических институтов демократии с последующим их завоеванием новыми силами, законным путем. Тогда сможет состояться государственное строительство.
ЖИРАЙР ЛИПАРИТЯН
Тезисы из статьи советника экс-президента РА Л. Тер-Петросяна по внешней политике Ж. Липаритяна в Armenian Mirror-Spectator от 24 ноября и интервью ВВС от 30 ноября: