×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/daydzhest-sobytiy-v-armenii-za-nedelyu/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
 
Дайджест событий в Армении за неделю
16:10 , 16 Декабрь 2021
1123
0

ОБЗОР 9 – 15 ДЕКАБРЯ 2021 Г.

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ РА

10 декабря МИД РА выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • Провокация Баку на границе нацелена на обострение ситуации в регионе.
  • Баку периодически делает нелепые заявления о так называемом «зангезурском коридоре», что противоречит трехсторонним договоренностям и является посягательством на суверенную территорию РА.
  • ВС Азербайджана незаконно вторглись в РА и оккупировали более 40 кв. км., последний инцидент произошел на одном из таких участков.
  • До сих пор в Баку не отреагировали на предложение Еревана о зеркальном отводе войск.
  • Армения обращает внимание РФ, ОДКБ, СБ ООН, сопредседателей МГ ОБСЕ и мирового сообщества на эти факты и на то, что Баку продолжает воинственную риторику.
  • Армения призывает Азербайджан избегать провокаций, не препятствовать установлению мира и стабильности в регионе. Одним из способов избежать дальнейшего обострения может стать зеркальный отвод войск и внедрение международного мониторингового механизма по всей границе.

14 декабря в преддверии встречи в Брюсселе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, комментируя заявление последнего в ходе встречи с генсеком НАТО, на своей странице в Фейсбук премьер-министр РА Никол Пашинян написал, что Азербайджан пытается торпедировать открытие региональных коммуникаций. Пашинян подчеркнул, что попытки Алиева связать открытие региональных коммуникаций с Лачинским коридором не имеют ничего общего с обсуждениями и подписанными заявлениями на эту тему. «Это неприемлемо для Армении. Я четко выскажу эту позицию в ходе запланированной на сегодня трехсторонней встречи».

15 декабря по итогам встречи с президентом АР Ильхамом Алиевым в Брюсселе премьер-министр РА Никол Пашинян написал в Facebook, что:

  • Стороны подтвердили договоренность о перезапуске железной дороги.
  • Железная дорога будет работать в соответствии с международно-признанными пограничными и таможенными правилами на принципах взаимности, под суверенитетом и юрисдикцией стран.
  • Армения получит доступ через железную дорогу к ИРИ и РФ по железной дороге.

10 декабря в Москве в ходе первой встречи по формированию региональной консультативной платформы «3+3» замминистра ИД РА Ваге Геворкян подтвердил позицию официального Еревана о том, что работа этой региональной площадки должна быть направлена на формирование повестки взаимовыгодного и взаимоприемлемого сотрудничества, но не повторять деятельность других международных площадок, в том числе, имеющих мандат на урегулирование конфликтов.

 

ВЛАСТИ НКР

10 декабря президент Арцаха Араика Арутюняна выступил с заявлением по случаю 30-летия референдума по вопросу независимости НКР и Дня Конституции, в котором говорится:

  • Благодаря усилиям российского миротворческого контингента и АО НКР в Арцахе сохраняется относительная стабильность. Учитывая крайне деструктивную позицию Азербайджана, власти и народ Арцаха считают, что присутствие российских миротворцев в Арцахе должно быть гарантированным и бессрочным. Еще одним важным направлением является развитие возможностей и укреплений АО НКР.
  • НКР продолжит борьбу за безоговорочное признание права народа НК на самоопределение и возвращение оккупированных территорий. Международное признание независимости Республики Арцах на основе права на самоопределение является нашей главной целью. В этой связи НКР рассчитывает на безоговорочную и последовательную поддержку всего армянского народа.
  • Одной из главных гарантий сохранения Арцаха армянским и проармянского урегулирования конфликта является проживание армянского народа на своей родине. В этом контексте удовлетворение жилищных потребностей — главный вопрос. У каждой семьи будет своя квартира.
  • Для институциональных решений необходимо увеличение объемов государственного бюджета Арцаха. Арутюнян рассчитывает, что все общеармянские круги примут непосредственное участие в реализации этого важного направления. Наряду с этим необходимо решить вопрос полномасштабного внедрения бесплатных и качественных систем здравоохранения и образования.
  • Арутюняна не устраивает степень вовлеченности и участия всех деятельных общественных и политических сил в деле государственного строительства Арцаха и решения имеющихся проблем. В ближайшее время планирую начать новый раунд консультаций со всеми кругами, чтобы обсудить возможности применения более эффективных форматов и механизмов.

В свою очередь, государственный министр НКР Артак Бегларян заявил:

  • Нормальная жизнь в Арцахе постепенно восстанавливается.
  • Сегодня в Арцахе проживает около 120 тысяч армян, или 80% населения, ранее проживавшего в республике.
  • Замечен значительный рост доходов госбюджета Арцаха – если в начале 2021 г. они составляли примерно 7 млрд драмов, то к концу года этот показатель вырастет до 31 млрд драмов.
  • Спустя более года после развязанной Азербайджаном против Арцаха широкомасштабной агрессии, в республике остается множество нерешенных вопросов как гуманитарного, экономического, демографического характера, так и связанные с вопросами безопасности и много другого.
  • За счет сдерживающего фактора АО НКР и российских миротворцев удалось в целом обеспечить безопасную среду.
  • Нагорнокарабахский конфликт должен быть урегулирован мирными средствами, с признанием права народа Арцаха на самоопределение, международного признания независимости и возвращения оккупированных территорий. Эти вопросы являются для всех армян «красной чертой», и об этом надо помнить во время переговоров с Азербайджаном.
  • С учетом неконструктивной позиции Баку очевидно, что конфликт не будет быстро разрешен. Следовательно, до окончательного урегулирования конфликта международные гарантии безопасности, в том числе присутствие российских миротворцев должны быть бессрочными.

14 декабря, реагируя на последние заявления президента Азербайджана относительно Лачинского коридора, госминистр НКР Артак Бегларян написал в Twitter, что Лачинский коридор не может находиться под каким-либо контролем Азербайджана, и этот вопрос не имеет никакого отношения к открытию коммуникаций между РА и АР. «Арцах должен иметь прямую и неконтролируемую общую границу с Арменией, и наши оккупированные территории должны быть возвращены».

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

14 декабря депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Андраник Кочарян заявил, что без излишней шумихи вопрос армянских пленных «спокойно, безо всякой напряженности будет решен». Он убежден, что если бы в РА не занимались проблемой пленных, то никто бы не вернулся оттуда. Более того, по его словам, чем больше сплетен и слухов, тем сложнее процесс возвращения пленных из Азербайджана. Он напомнил, что после 1-ой войны в НК на подконтрольных армянским силам территориях осталось множество тел азербайджанцев, возникли проблемы с их захоронениями, но противник тогда не стал создавать для себя напряженность.

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

15 декабря глава фракции «Айастан» Сейран Оганян заявил:

  • Процессы делимитации и демаркации предполагают заключение мирного договора, взаимного признания территориальной целостности. Но никому неизвестно, где проходят границы между Арменией и Азербайджаном, ведь после вхождения в СССР они претерпели большие изменения.
  • Вопрос делимитации и демаркации должен быть в одном пакете с вопросом Арцаха. В противном случае возникнет серьезная угроза для процесса самоопределения Арцаха, права его народа жить на своей исторической родине.
  • Нынешние власти на основе устного поручения отвели войска назад без понимания, что в будущем те стратегические точки будут предметом переговоров и спекуляций — их нахождение под контролем Азербайджана создаст реальные проблемы для демаркации и делимитации. Вторая проблема – отсутствие условий для проведения этих процессов, а в-третьих, нынешние власти РА идут на устные и письменные договоренности, нарушая все процедуры.
  • Разблокировка региональных коммуникаций без подробного исследования экономики, демографии опасна. Что касается сравнений Лачинского коридора с так называемым «Зангезурским», которые привел президент Азербайджана Алиев, то разблокирование дорог нельзя никак связывать с коридором, который существует для обеспечения безопасности арцахского народа.
  • Оппозиция решила использовать механизмы контроля над шагами исполнительной власти – чтобы удержать ее от международных договоренностей без внутригосударственных процедур.

Член фракции «Армения» Мхитар Закарян считает, что:

  • Все заблокированные в регионе Южного Кавказа дороги должны начать функционировать, и это отвечает экономическим интересам Армении.
  • РА должна выпрямить спину после поражения в прошлогодней войне, и только в этом случае она в отношениях со своими соседями сможет отстаивать свои национально-государственные интересы.
  • В этом плане для Армении, которая пока не пришла в себя после поражения и позиции которой сегодня довольно ослаблены, не самое удобное время принимать глобальные геополитические решения, связанные с делимитацией границ, открытием региональных коммуникаций и отношениями с Турцией.

 

ЭКС-ГЛАВА ГШ ВС РА МОВСЕС АКОПЯН

9 декабря в беседе с Oragir.news экс-глава ГШ ВС РА генерал-лейтенант Мовсес Акопян заявил:

  • Азербайджанские ВС берут в плен военнослужащих ВС РА, потому что во время беспорядков в апреле 2018 г. военнослужащие миротворческой бригады, нарушившие закон, не понесли уголовного наказания: они дезертировали, покинув место службы и участвовали в митинге, а их командир Вагинак Саргсян затем был назначен на высокую должность начальника погранвойск РА.
  • Позже, во время 44-дневной войны, все увидели «героические подвиги», совершенные этими войсками, за что Вагинак Саргсян был уволен во время войны.
  • Они дезертируют и попадают в плен, потому что начальник ГШ, разваливший армию, повторно назначается начальником ГШ, хотя в его отношении возбуждено уголовное дело.
  • Их держат в плену, потому что первый вице-премьер встречает пленных в аэропорту как героев, губернатор Ширака Назели Багдасарян постоянно сообщала ложную информацию о пленниках и называла их: «Наши мальчики, наши герои …».
  • Акопян рассказал, что хотел возбудить уголовное дело против Вагинака Саргсяна, присоединившегося к митингу Пашиняна, но Пашинян остановил его.

ПРАВО

ДЕЛО ПРОТИВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВС РА

  • 9 декабря стало известно, что 5 военнослужащих из 10, вернувшихся 4 декабря из азербайджанского плена, были задержаны. Им было предъявлено обвинение по признакам ч. 3 ст. 365 (нарушение правил несения боевого дежурства или боевой службы) УК РА.
  • 11 декабря стало известно, что 4 армянских военнослужащих арестованы по обвинению в нарушении устава и правил несения боевого дежурства во время эскалации 16 ноября. Узнав о нападении, они, имея право применить оружие, обезвредить и разоружить противника, вместо этого попытались вступить с ним в переговоры. Тогда и азербайджанские военные пытались взять в плен армянских военнослужащих. В результате обвиняемые покинули боевые позиции и сбежали, в результате чего противник проник на суверенную территорию РА, а посты оказались под его контролем. 24 армянских военных были окружены и взяты в плен. Кроме того, ответственный за морально-психологическую работу майор Н.Е. также нарушил устав и правила дежурства, в результате чего были взяты в плен 13 армянских военных, а пост перешел под контроль противника.
  • Согласно сообщению Следственной комиссии РА, группа высокопоставленных офицеров тыла ВС и МО, списали находящиеся на балансе воинской части 6 военных палаток общей стоимостью в 6.726.000 драм как уничтоженные во время войны и продали те же палатки МО РА. Офицеры арестованы.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

9 декабря представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала заявление председателя НС РА Алена Симоняна касательно «плана Лаврова», отметив, что эта тема затрагивалась в ходе телефонного разговора главы МИД РФ с министром ИД РА Мирзояном 8 декабря. На данный момент российская сторона считает эту тему закрытой.

10 декабря ЧПП РФ в РА Сергей Копыркин в интервью аналитическому центру «Орбели» заявил:

  • Москва не навязывала трехсторонние механизмы и документы, это результат кропотливой работы с Ереваном и Баку, основанной на балансе интересов и уважении к суверенитету.
  • Все положения трехсторонних заявлений должны выполняться в полной мере. Важен конструктивный диалог между сторонами.
  • РФ готова способствовать нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, поддерживая инициативы по установлению и расширению связей на всех уровнях, включая диалог между представителями общественности.
  • Москва готова оказать необходимое содействие в вопросах делимитации и демаркации границы.
  • Возобновление транспортного сообщения в регионе поможет раскрыть экономический потенциал региона.
  • Миротворцы выполняют свою первоочередную задачу – гарантируют сохранение режима прекращения огня, внося существенный вклад в стабилизацию обстановки и обеспечение безопасности в регионе.
  • Важным фактором обеспечения безопасности РА продолжает оставаться 102-я российская военная база и российские пограничники. РФ оказалась практически единственной, кто на деле помогает урегулировать ситуацию, сложившуюся на армяно-азербайджанской границе. На наиболее проблемных ее участках теперь несут службу и российские пограничники. Для этого потребовалось увеличить численность российских пограничников – их пришлось перебросить с различных участков российских рубежей, создать дополнительную инфраструктуру.
  • Именно благодаря усилиям российской стороны и лично Президента РФ кровопролитие удалось остановить.
  • Москве приходится считаться с диаметрально противоположным подходом сторон к основополагающему вопросу о статусе НК, а также влиянием на ситуацию внутриполитических факторов и интересов третьих стран и геополитических игроков.

ФРАНЦИЯ

15 декабря в Брюсселе прошла трёхсторонняя встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна и президентов Франции и Азербайджана Эммануэля Макрона и Ильхама Алиева.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

14 декабря на встрече в Брюселле премьер-министр РА Никол Пашинян и председатель Европейского совета Шарл Мишель выразили надежду на положительный исход трехсторонней встречи в Брюсселе. Пашинян поблагодарил Мишеля за последовательные усилия по решению проблем после 44-дневной войны в НК.

15 декабря Шарль Мишель выступил с заявлением по итогам встречи с лидерами РА и Азербайджана, в котором отметил:

  • Брюссель предоставит экспертную и техническую помощь в вопросе демаркации и делимитации границ Армении и Азербайджана.
  • ЕС предлагает создать платформу для развития экономического сотрудничества и укрепления доверия между Ереваном и Баку.
  • Пашинян и Алиев подтвердили приверженность трехсторонним заявлениям. Есть прогресс в установлении связи между оборонными ведомствами двух стран.
  • Необходимо скорейшее решение ключевых гуманитарных вопросов: освобождение задержанных и установка судьбы пропавших без вести. ЕС продолжит поддерживать гуманитарные усилия по разминированию, в том числе путем предоставления экспертных консультаций и помощи пострадавшему от конфликта населению, реабилитации и реконструкции.
  • Восстановление коммуникаций между Арменией и Азербайджаном, и в Южном Кавказе в целом должно проходить при полном уважении суверенитета всех стран.
  • Было решено приступить к восстановлению железнодорожных линий — ЕС готов поддержать открытие коммуникаций в соответствии с экономическим и инвестиционным планом.

СОВЕТ ЕВРОПЫ

15 декабря глава Минюста РА Карен Андреасян на встрече с генсеком СЕ Марией Пейчинович Бурич поблагодарил СЕ за личные усилия по прекращению вооруженных столкновений в ходе и после 44-дневной Арцахской войны, ликвидации гуманитарных последствий нагорнокарабахского конфликта, а также возвращению военнопленных. о грубых нарушениях Азербайджаном международного гуманитарного права в отношении армянских пленных. Андреасян рассказал о грубых нарушениях Азербайджаном международного гуманитарного права в отношении армянских пленных, и отказе их возвращать, а также подтвердил фактические сведения и свидетельства о многочисленных случаях пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, насильственных исчезновений, убийствах и незаконных судопроизводствах в Азербайджане в отношении армянских пленных.

Андреасян попросил Генсека СЕ продолжить применение всех механизмов в рамках Организации для немедленного возвращения армянских пленных на родину.

 

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ РА

14 декабря пресс-секретарь МИД РА Ваан Унанян заявил, что:

  • РА готова к нормализации отношений с Турцией без предусловий.
  • Ереван положительно оценивает заявление министра ИД Турции о назначении специального представителя для урегулирования отношений.
  • Ереван подтверждает, что армянская сторона также назначит специального представителя для диалога.

В свою очередь, депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Эдуард Агаджанян сообщил, что

  • Ереван пока не решил, кто будет спецпредставителем для переговоров с Турцией.
  • Процесс переговоров с Турцией не будет происходить за счет интересов РА.
  • Напротив, власти убеждены, что установление дипотношений с Турцией исходит из интересов РА.
  • И Ереван не приемлет нормализацию отношений с предусловиями.

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

14 декабря секретарь фракции «Армения», представитель ВО АРФ Арцвик Минасян, комментируя заявление главы МИД Турции о назначении спецпредставителей по вопросу нормализации армяно-турецких отношений, заявил:

  • Турция и Азербайджан, используя действующую власть РА, которая обслуживает их интересы, пытаются урвать для себя все, что только возможно урвать.
  • Этот процесс может привести к окончательной утрате государственности.
  • АРФ не против установления отношений с Турцией, но без предварительных условий.

В свою очередь, вице-спикер НС РА, представитель ВО АРФ Ишхан Сагателян заявил, что

  • До войны 2020 г. Турция предъявляла РА 3 основных предусловия: отказ от международного признания Геноцида армян, правовое признание существующей фактической границы с Турцией, отказ от проблемы Арцаха. После войны Анкара добавила еще одно предусловие относительно так называемого «Зангезурского коридора».
  • Власти РА, по сути, удовлетворили предусловие Анкары об отказе от требования о международном признании Геноцида, а отсутствие государственной позиции о статусе Арцаха свидетельствует о выполнении еще одного турецкого предусловия.
  • Отныне является фактом, что между властями РА и Турции есть секретные договоренности. «Власть в очередной раз прибегает к новой авантюре за счет жизненно важных интересов Армении и Арцаха, прав поколений».
  • Но «еще не поздно, общенациональное сопротивление может сорвать повестку Турции и обслуживающих ее сил».

ФРАКЦИЯ «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

14 декабря член фракции «Честь имею» Тигран Абрамян, комментируя заявление главы МИД Турции о договоренности между Анкарой и Ереваном назначить спецпредставителей по вопросу нормализации армяно-турецких отношений, написал в Facebook, что

  • Армения несмотря на то, что Турция в качестве предусловия выдвигает вопрос открытия Зангезурского коридора, вступает в процесс нормализации отношений с Анкарой.
  • Президент Эрдоган несколько месяцев назад заявлял, что Пашинян передал ему посредством премьер-министра Грузии позитивные сигналы.
  • А министр ИД РА несколько недель назад признался, что Турция в качестве предварительного условия выдвигает вопрос коридора.
  • Стартует очередной закрытый процесс, разрушительные последствия которого пока трудно оценить.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

11 декабря в своем Facebook премьер-министр РА Никол Пашинян написал:

  • Риторика некоторых сил о властях-изменниках — одно из проявлений долгие годы готовящейся гибридной войны. Те же силы запустили слухи, что власти готовятся сдать земли еще в 2018 г., когда он еще не успел ознакомиться с переговорным процессом.
  • У этого была единственная цель: когда/если придет время с оружием защищать интересы страны, достоверно прозвучала бы мысль, что «наверху» уже договорились, «земли сдали». Тем самым, мотивация и воля солдат были бы сломлены, а переговорная позиция страны еще до возможной войны – ослаблена.
  • Подобные комбинации строятся на тесном сотрудничестве внутренних и внешних сил, причем внутренние даже не понимают, в чем принимают участие, об этом осведомлена лишь их верхушка.
  • Внешние силы в результате получают земли, а внутренние – власть. В 2020-2021 гг. первая часть удалась, вторая – нет, но и сейчас внутренние «патриоты» не успокоились, поскольку их миссия не закончена.
  • Критика правительства и госорганов уместна: почему же это явление не пресекается? Основная причина – степень состоятельности государственных институтов. Поэтому первостепенная задача развития этих институтов — гарантия будущего страны.

15 декабря фракция «Мой шаг» в Совете старейшин Еревана начала процесс объявления вотума недоверия мэру Еревана Айку Марутяну.

 

ЭКОНОМИКА

ГОСБЮДЖЕТ-2022

9 декабря НС РА приняло проект закона «О государственном бюджете РА на 2022 г.». Согласно закону,

  • Власти прогнозируют 7%-й рост ВВП по итогам 2022 г.
  • В 2022 г. расходы государственного бюджета составят 27,7% ВВП, текущие расходы — 23,2% ВВП, а капитальные затраты — 4,5% ВВП, что на 1,3 % выше ожидаемого уровня в 3,2% на 2021 г.
  • Доходы бюджета в 2022 г. составят 1 трлн 947,8 млрд драмов, расходы — 2 трлн 184 млрд драмов, а дефицит уменьшился на 6 млрд 736,3 млн драмов — до 236,2 млрд драмов.
  • Капитальные расходы составят 352 млрд драмов. Помимо этого, 18,4 млрд драмов будет выделено на софинансирование инфраструктурных программ общинного значения. В приложение о приоритетах включены дополнительные мероприятия в 85 млрд 556 млн драмов, которые могут быть реализованы, если фактические доходы госказны превысят запланированный уровень.
  • Львиная доля доходной статьи госбюджета — около 95%, будет обеспечена за счет налоговых сборов (налоговые доходы и госпошлина). В результате налоговые поступления составят 1 трлн 844 млрд, что на 263 млрд драмов или 16,5% превышает показатель, ожидаемый к концу 2021 г. Таким образом, отношение показателя к ВВП составит 23,4% или на 0,9 п.п. показателя за 2021 год.
  • Чистый прирост доходов бюджета составил 1 млрд 548,3 млн драмов, из коих увеличение налоговых поступлений составило 82,8 млн драмов, ожидаемых за счет дополнительных налоговых поступлений, рассчитанных в соответствии с объемом новых кредитных программ. Прочие доходы уменьшились на 42,8 млн драмов за счет пересчета обменного курса, официальные гранты увеличились на 1 млрд 508,4 млн драмов. В результате изменений расходы госбюджета в чистом выражении сократились на 5 млрд 187.9 млн драмов.
  • В 2022 г. произойдет возврат к логике «золотого правила» государственных финансов, установленного фискальными правилами, которые создадут прочную основу для долгосрочного высокого экономического роста, обеспечат стабильное снижение отношения долга к ВВП и улучшат структуру расходов. По словам главы Минфина РА Тиграна Хачатряна, благодаря увеличению налоговых доходов, возврату к правилам управления расходами и к безопасному уровню дефицита, который не должен превышать 3,1% от ВВП, в 2022 г. будет осуществлена значительная фискальная консолидация и существенно улучшены вопросы управляемости госдолга.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ФРАКЦИЯ «АРМЕНИЯ»

15 декабря вице-спикер НС РА Ишхан Сагателян заявил:

  • Единственный выход из создавшейся в РА кризисной ситуации – формирование национального сопротивления и общенародное восстание.
  • Власть пытается представить дело так, что всё уже завершено, мол, выхода нет и надо смириться с поражением и этими потерями, более того, быть готовыми к новым уступкам и потерям. Но это не так. «Мы не смиримся с этой ситуацией, с этим позорным поражением… Мы сделаем все возможное для того, чтобы выйти из этой кризисной ситуации».
  • Если удастся изгнать эту власть, мир заговорит с РА другим языком.
  • Недостаточный уровень организованности оппозиции не позволяет пока развернуть широкомасштабную уличную борьбу. Вместе с тем, придет день, когда оппозиция с народом выйдет на улицу и окончательно решит этот вопрос.

 

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

 

НАЗНАЧЕНИЯ И УВОЛЬНЕНИЯ

9 декабря Романос Петросян был уволен с должности министра окружающей среды и назначен начальником Службы госконтроля.

Петросян с 2013 г. является членом партии «Гражданский договор», с 2015 г. — членом правления партии. 1 июня 2018 г. он был назначен губернатором Котайской области. 20 июля 2020 г. Петросян занял пост министра окружающей среды.

От занимаемых должностей освобождены начальник Государственной контрольной службы Тигран Улиханян и главный советник премьер-министра РА Акоп Симидян.

Улиханян — один из основателей партии «Гражданский договор». Он был назначен начальником ГКС 15 января 2021 г. 2018-2019 гг. он занимал должность заместителя начальника Службы. 9 декабря 2018 г. был избран депутатом НС по общенациональному избирательному списку блока партий «Мой шаг».

Акоп Симидян был назначен главным советником премьер-министра РА 2 августа 2021 г. Ранее Симидян занимал должность секретаря фракции «Мой шаг» в НС РА 7-ого созыва.

10 декабря Акоп Симидян был назначен министром окружающей среды РА.

ПРАВО

ДЕЛО ЭКС-НАЧАЛЬНИКА ПОЛИЦИИ РА ПРОТИВ ВЛАДИМИРА ГАСПАРЯНА

Экс-начальник Полиции РА Владимир Гаспарян обвиняется в отмывании денег, растратах и подлоге. Гаспарян, занимавший различные высокие должности в 2000-2018 гг., злоупотреблял служебным положением, замечен в коррупционных преступлениях. Его семья незаконно обогащалась, приобретала имущество, а для того, чтобы скрыть его незаконное происхождение, оно оформлялось на связанных с Гаспаряном лиц. Ему предъявлены обвинения сразу по нескольким статьям УК РА: легализация (отмывание денег) имущества, полученного преступным путем, присвоение или растрата, служебный подлог, служебная халатность, злоупотребление должностными полномочиями.

ДЕЛО ПРОТИВ ДЕПУТАТОВ ФРАКЦИИ «АРМЕНИЯ»

10 декабря депутаты фракции «Айастан» экс-мэр Мегри Мхитар Закарян, бывший директор медицинского центра «Измирлян» Армен Чарчян и экс-глава общины Сисиан Артур Саркисян были освобождены из- под стражи.

ДЕЛО ПРОТИВ МЭРИИ ЕРЕВАНА

Госкомиссия по защите конкуренции начал производство в отношении мэрии Еревана и 30 строительных компаний. В Комиссии считают, что с целью ремонта асфальтобетонного покрытия дорог в 2017-2021 гг. во время организации процедуры закупок мэрия и ряд хозяйствующих субъектов проявили неконкурентное поведение: между компаниями и госорганами и должностными лицами было заранее достигнуто соглашение.

ДЕЛО ПРОТИВ МЭРА ВАНАДЗОРА

15 декабря стало известно, что был задержан недавно выигравший местные выборы в Ванадзоре Мамикон Асланян был задержан и доставлен в Следственный комитет РА.

Адвокаты Асланяна считают, что он преследуется по политическим причинам.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

10 декабря ЧПП РФ в РА Сергей Копыркин в интервью аналитическому центру «Орбели» заявил:

  • Экономическое сотрудничество между Арменией и Россией обладает большим потенциалом, есть планы в горнодобывающей промышленности, в сфере солнечной энергетики, прорабатывается вопрос размещения производства российских компаний на производственных площадках и индустриальных парках Армении.
  • Гуманитарные связи между странами по-прежнему очень тесные. Что не удивительно, учитывая степень близости народов.
  • Актуальным является вопрос русского языка и русскоязычного образования в РА.
  • Надо углублять союзнические отношения между Россией и Арменией, совместно работать над решением проблем.
  • Когда РА столкнулась с пандемией, РФ была одной из тех стран, которая первая подставила плечо. С российской стороны оказывалась практическая помощь.
  • В ближайшие годы российские компании планируют инвестировать в Армении более 1 млрд долл. Идет проработка вопроса размещения производства российских компаний на производственных площадках и индустриальных парках РА.

13 декабря замглавы Россотрудничество Дмитрий Поликанов сообщил, что Россотрудничество планирует в будущем году запустить программу для стран ближнего зарубежья, в том числе РА, участники которой смогут получать от $300 до $1 тыс. для реализации проектов по нескольким направлениям. По тематике проекты должны быть связаны с Россией. Ежегодно российское правительство выделяет десятки тысяч мест для бесплатного обучения. Через год таких мест будет 30 тысяч, причем не только в бакалавриате, но и в магистратуре и аспирантуре. Таким образом люди получают новые профессиональные связи, опыт, знания, которые могут применить в своей стране.

 

ФРАНЦИЯ

9 декабря в Париже состоялось 1-ое совместное заседание рабочей группы по армяно-французскому экономическому сотрудничеству, в рамках которого стороны отметили важность диверсификации армяно-французских торгово-экономических связей, необходимость обогащения сотрудничества новыми экономическими программами и активизации взаимных инвестиций. Они также отметили необходимость активизации контактов между деловыми кругами Франции и Армении, в частности, посредством взаимных визитов делегаций и организации экономических мероприятий. Была отмечена текущая деятельность Французского агентства развития в Армении, а также подчеркнута важность реализации новых программ.

В рамках заседания глава МИД Армении Арарат Мирзоян и госсекретарь иностранных дел Франции Жан-Батист Лемуан подписали «Дорожную карту армяно-французского экономического сотрудничества на 2021-2026 гг.». Основная цель документа — создание между РА и Францией стратегии двусторонних экономических программ и рамок сотрудничества на следующие 5 лет, которые будут включать в себя инфраструктуру, градостроительство, энергетику, сельское хозяйство, туризм, инновации, здравоохранение и другие перспективные сферы.

ИРАН

10 декабря в Ереване в ходе встречи с главой Таможенной службы ИРИ Мехди Мирашрафи министр территориального управления и инфраструктур РА Гнел Саносян заявил, что в результате строительства новой автодороги Татев-Лцен сократится путь из Мегри до Еревана, решится вопрос проезда по труднопроходимому участку дороги Шинуайр-Татев-Капан. Он сообщил также, что Ереван намерен изменить ставки дорожных выплат для иранских грузовиков. Разрабатываются новые законодательные изменения, согласно которым дорожную плату будут взимать за каждый км.

Мирашрафи, в свою очередь, отметил наличие большого потенциала для транзита товаров между РА и Ираном, который обязательно следует использовать для стимулирования инвестиций.

США

15 декабря председатель Антикоррупционного комитета РА Сасун Хачатрян провел переговоры с атташе по правовым вопросам ФБР США Хизер Берги и старшим советником по антикоррупционным вопросам Бюро по борьбе с наркотиками и правоохранительному сотрудничеству Йоханнесом Ван Ден Хугеном.

  • Стороны рассмотрели вопросы технического оснащения, необходимого для эффективной работы Антикоррупционного комитета, в том числе возможность приобрести современное оборудование для оперативно-розыскных мероприятий в кратчайшие сроки при поддержке американских партнеров, предоставить необходимые консультации по их эксплуатации.
  • Была указана важность организации тренингов для развития способностей и навыков следователей и офицеров, выполняющих оперативно-розыскные функции при содействии представителей этого ведомства.
  • Упоминался также процесс обращения за международной правовой помощью, в связи с возвращением незаконных активов в ряде дел о коррупции.
  • Стороны выразили надежду, что работа по расширению сотрудничества с ФБР США и намеченные в ней программы будут реализованы с высокой эффективностью.
  • Было отмечено, что активное сотрудничество в сфере противодействия коррупции остается одним из приоритетов правительства США, поэтому на текущем этапе работы с вновь созданной структурой важно начать осуществлять практические шаги и спланировать будущую деятельность.

 

МОЛДОВА

15 декабря в Брюсселе премьер-министр РА Никол Пашинян провел встречу с президентом Молдовы Майей Санду.

  • Пашинян отметил важность развития отношений между двумя странами, высоко оценив политический диалог Еревана с Кишиневым. Он подчеркнул необходимость развития двустороннего экономического сотрудничества, отметив, что для этого имеются хорошие предпосылки и необходимый потенциал.
  • Санду подчеркнула заинтересованность своей страны в углублении и укреплении отношений с РА, отметила необходимость активизации экономического сотрудничества и инвестиций. Она сочла необходимым проведение бизнес-форума, что, по ее словам, поспособствует установлению новых связей между предпринимателями обеих стран и реализации совместных инвестиционных программ. Санду также отметила важность развития сотрудничества и обмена опытом в реализации институциональных реформ, в том числе в сферах правосудия, борьбы с коррупцией, защиты прав человека.

СЛОВЕНИЯ

15 декабря в Брюсселе премьер-министр РА Никол Пашинян провел встречу премьер-министром Словении Янезом Яншей.

  • Пашинян поблагодарил словенскую сторону за тесное сотрудничество между РА и ЕС во время председательства Любляны в ЕС и за эффективное продвижение совместных программ. Он выразил заинтересованность правительства в развитии и укреплении партнерства как с ЕС, так и со Словенией в различных сферах, в том числе в экономике.
  • Янша подчеркнул важность углубления отношений между РА и ЕС, добавив, что программы, реализуемые в рамках Восточного партнерства, могут придать новый импульс укреплению связей. По его словам, существует большой потенциал для сотрудничества, реализация которого будет способствовать эффективному осуществлению реформ в РА.
  • Собеседники коснулись повестки саммита Восточного партнерства, ситуации в регионе Южного Кавказа, а также итогов трехсторонней встречи премьер-министра РА, председателя Европейского совета и президента АР в Брюсселе.

ЕАЭС

10 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета премьер-министр РА Никол Пашинян заявил:

  • Важнейший фактор развития экономического роста для ЕАЭС — увеличение внутренней торговли. Наращивание внутриорганизационной торговли поможет расширить спектр сотрудничества между странами, увеличит товарооборот и с государствами, которые не входят в состав ЕАЭС.
  • Следует использовать на пространстве ЕАЭС навигационные пломбы для отслеживания перевозок. Это станет серьезным дополнением для цифровой трансформации и упростит процесс грузоперевозок в ЕАЭС и по территории третьих стран.
  • Необходимо поскорее подписать дополнительные соглашений с Тегераном для усиления взаимодействий ЕАЭС и Ирана. Опыт функционирования временного соглашения с Тегераном наглядно показывает наличие потенциала и перспективы дальнейшего углубления сотрудничества. Продление временного соглашения на этот период вполне оправдано.
  • Армения имеет потенциал для реализации мегапроектов в области цифровых технологий.
  • Активизация и углубление интеграционных процессов будут способствовать структурным преобразованиям экономик государств ЕАЭС, их модернизации и диверсификации, что имеет исключительно важное значение в условиях колебаний мировых цен на сырьевые товары и усиления кризисных явлений в глобальной экономике.
  • Следует воплощать в жизнь задачу постоянного увеличения доли национальных валют в расчетах по торговым сделкам внутри ЕАЭС. Текущие инфляционные явления и рост цен во всем мире в очередной раз подтверждает эту необходимость.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

15 декабря в Брюсселе вице-премьер РА Мгер Григорян встретился с комиссаром ЕС по вопросам расширения и ЕПС Оливером Вархеи. Собеседники обсудили программы, разработанные в рамках экономико-инвестиционного плана ЕС, сосредоточив внимание на совместных усилиях по обеспечению их скорейшего запуска. Григорян представил работу, проделанную правительством РА по отдельным направлениям. Стороны отметили прогресс, достигнутый в разработке и реализации программ.

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

СМИ: ПАШИНЯН ПЛАНИРУЕТ ПЕРЕХОД К ПРЕЗИДЕНТСКОМУ ПРАВЛЕНИЮ

По сведениям издания «Паст», премьер-министр РА Никол Пашинян принял решение создать новую комиссию по подготовке поправок в Конституцию, подразумевающих переход к президентской системе правления. По его поручению идут интенсивные переговоры не только с юридическим сообществом, но и с представителями близких к властям политических сил и общественного сектора. Поставлена задача в самые сжатые сроки разработать проект конституционных изменений с тем, чтобы до конца 2022 г. провести президентские выборы. Издание считает, что Пашиняну уже тесно в кресле премьера, он вознамерился стать президентом с неограниченными полномочиями.

СМИ: ПАШИНЯН ПРОТИВ МЭРА ЕРЕВАНА

По сведениям издания «Грапарак», в правящей партии «Гражданский договор» решили инициировать импичмент мэру Еревана Айку Марутяну. Власти решили наказать его, поскольку он демонстративно дистанцировался от правящей команды. Для достижения этой цели власти используют самый широкий инструментарий. В частности, власть развязала кампанию против мэра в СМИ и соцсетях. Особую активность в этом деле проявляет первый вице-мэр Грачья Саркисян.

 

СМИ: ГЛАВА МЧС МОЖЕТ БЫТЬ НАЗНАЧЕН ГЛАВОЙ ГШ ВС РА

По сведениям издания «Жоховурд», Артак Давтян будет освобожден от должности начальника Генштаба ВС РА, а этот пост был предложен первому замначальника Генштаба Камо Кучунцу, однако он отказался. Не исключается, что начальником ГШ будет назначен Андраник Пилоян, ныне занимающий должность министра по ЧС РА.

 

МНЕНИЯ

СОЦОПРОС GALLUP International Association

Согласно результатам соцопроса GALLUP International Association, проведенного 16-27 ноября 2021 г. среди 1101 жителей РА и при ошибка выборки +/- 3%:

ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТЯМ

  • Премьер-министру РА Николу Пашиняну полностью доверяют 14,7% опрошенных, скорее доверяют — 24,9%, скорее не доверяют — 10,9%. Совершенно не доверяют премьеру 39,4% респондентов (в 2018 г. этот показатель составил 3,5%).
  • Полностью положительно работу премьера оценили 9,5% опрошенных (вместо 29,9% в мае 2019 г. и 45,4% в сентябре 2018 г.), скорее положительно — 28,6%, скорее отрицательно — 14,9%, полностью отрицательно — 31,3%. Для сравнения, в 2018 г. 3,9% сказали, что оценивают работу премьера скорее отрицательно.
  • Положительно стиль работы премьер- министра оценили 9,5% опрошенных, тогда как полностью негативную оценку имеют 31,3% (вместо 5,1% и 2,4%). Скорее положительно, чем отрицательно стиль работы Никола Пашиняна оценили 28,6% респондентов (вместо 54,3% и 46,2%), скорее отрицательно 14,9% (вместо 8,2% и 3,9%). Затрудняются с ответом 15,9% участвующих в опросе (2,4% и 2,1%).
  • Действующим властям РА доверяют 7,8% опрошенных, скорее доверяют — 21%, скорее не доверяют — 14,3%, а совершенно не доверяют — 46,2%.
  • 35,4% респондентов полностью отрицательно оценили 100 дней работы сформированного Пашиняном нового правительства. 15,3% считают работу властей скорее отрицательной, 24,5% — скорее положительной, 6,2% — полностью положительной. В 2018 г. полностью отрицательно работу правительства оценили 4,6% опрошенных.
  • Самых высоких оценок удостоились омбудсмен Арман Татоян (4,1 баллов из 5), глава МЧС Андраник Пилоян (3,1 баллов) и министр ИД РА Арарат Мирзоян (3 балла), министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян и министр окружающей среды получили по 2,7 балла, министр обороны Сурен Папикян и министр экономики Ваан Керобян — по 2,6 балла, министр образования, науки, культуры и спорта Ваграм Думанян, министр труда и социальных вопросов Нарек Мкртчян и министр юстиции Карен Андреасян — по 2,5 балла, министр здравоохранения Анаит Аванесян — 2,4 балла, и замыкает рейтинг министр финансов Тигран Хачатрян с 2,2 баллами..
  • Наиболее отрицательное отношение респонденты выразили к работе НС РА. 68% опрошенных не одобрили работу парламента, тогда как обратного мнения придерживаются 16,3% опрошенных, 15,7% — затруднились с ответом.

ОЖИДАНИЯ ОТ РЕВОЛЮЦИИ

  • На вопрос о том, насколько оправдались ожидания от революции за прошедшие три года, 46% участников опроса ответили, что они совершенно не оправдались. В 2019 г. категоричными были 18,3% респондентов, а в сентябре 2018 г. — 10,9%. 3,2% сообщили, что их ожидания полностью оправдались, 33,7% считают свои ожидания частично оправданными, 10,2% — частично неоправданными. 7% респондентов затруднились ответить. В 2019 г. Оправдались ожидания у 6,6%, в сентябре 2018 г. — 14,4%.

ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЕ

  • 45,4% опрошенных считают, что в РА есть политзаключенные, 24,1% так не думают. Среди политзаключенных респонденты назвали мэра Гориса Аруша Арушаняна (65,2%) и депутата оппозиционного блока «Армения» Армена Чарчяна (30,6%).

ЗА КОГО ПРОГОЛОСОВАЛИ БЫ НА ВЫБОРАХ

  • Если бы в ближайшее воскресенье были проведены парламентские выборы, 25% опрошенных отдали бы голоса за партию «Гражданский договор», 14,4% — за блок «Армения», 3,3% — за блок «Честь имею». 20,2% респондентов затруднились ответить на вопрос.

БЕСПОКОЙСТВА ГРАЖДАН

  • Больше всего армянская общественность обеспокоена вопросами безопасности. Если в 2019 г. данный вопрос не был поднят со стороны общественности, то в ноябре 2021 г. большинство опрошенных (39,4%) отметили, что обеспечение безопасности является сегодня приоритетным для них вопросом. 34% видят угрозу войны, тогда как в 2019 г. данная тема также была вне внимания общественности. На тот момент большинство респондентов (45%) были обеспокоены безработицей, сегодня же данный вопрос беспокоит всего 7,1% опрошенных граждан. Третьим по важности для общественности сегодня является экономическое состояние страны — 30% респондентов (в 2019 г. их доля составляла 40,5%). 23,3% обеспокоены вопросами демаркации и делимитации границ, 12% — возвращением пленных (в 2019 г. эти вопросы были неактуальными). Для 10,4% респондентов приоритетным являлось плохое состояние системы здравоохранения (против 9,1% в 2019 г.) и для 5,1% проблемы во внешней политике (вместо 7,4% в 2019 г.).
  • Изменилось отношение общественности к нагорнокарабахскому конфликту. Если в 2019 г. это беспокоило 26,1% опрошенных, сегодня процент этих людей снизился до 4,9%. Качеством образования обеспокоены всего 4,6% граждан, но в 2019 г. их было несколько больше (8,9%). Вопрос маленьких зарплат и пенсий беспокоит 4,4% опрошенных (вместо 26,8% в 2019 г.). Инфляцией обеспокоены 2,9% (вместо 6% в 2019г.), миграцией 1,5% (вместо 10,5%), коррупцией 1% (вместо 7,4%), преступностью 1% (вместо 1,2%), высокими тарифами на коммунальные услуги — 0,6% (вместо 3,2%), проблемами общественного транспорта — 0,5% (вместо 2,3%), экологией — 0,5% (вместо 1,6%), высокими налогами — 0,5% (вместо 4,1%).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ

  • 36,6% опрошенных крайне негативно оценивают экономическое состояние страны, 29,7% — считают, что все плохо, 24,9% — дали среднюю оценку, 5,1% — считают, что все хорошо, 0,8% — очень хорошо и 3% затруднились ответить. В 2019 г. 54,5% оценивали состояние экономики на среднем уровне, 9,2% полагали, что все в порядке, полностью удовлетворены были 1,7%, а 22,5% — дали отрицательную оценку, 10,9% считали, что все очень плохо, и 1,2% — затруднились с ответом.
  • На вопрос «как оцениваете экономическое состояние вашей семьи», 62,5% (вместо 64,4% в мае 2019 г.) указали на средний уровень, «все хорошо» считают 18,1% респондентов (вместо 18,2% в 2019 г.), «очень хорошо» — 2,4% (вместо 2,5%), «плохо» — 10,6% (вместо 8,6%), «очень плохо» — 5,6% (вместо 5,5%), и затруднились с ответом 0,8% (вместо 0,7%).
  • На вопрос что они могут ожидать через год, 31,3% опрошенных считают, что их состояние в определенной мере улучшится (вместо 41% в мае 2019 г.), 10,4% — отметили, что существенно улучшится (вместо 14,2%), 20,6% — полагают, что изменений каких-либо не предвидится (вместо 27,3%). Отрицательные прогнозы имеют 10,1% (5,3%), существенного ухудшения ожидают 7,9% (вместо 3,7%) и затруднились с ответом 19,8% (вместо 8,6%).

СУРЕН САРГСЯН

9 декабря в интервью Armenia Today американист Сурен Саргсян заявил:

  • Власти РА должны понять, насколько предлагаемый формат регионального сотрудничества «3+3» соответствует интересам страны и что будет из себя представлять данное сотрудничество, что будет предполагать формат в плане сотрудничества. Какие будут проекты, о каком сотрудничестве идет речь, и заменит ли «3+3» или «3+2» Минскую группу ОБСЕ? Станет ли это платформой урегулирования армяно-азербайджанских отношений или урегулирования карабахского конфликта? Предложения о подобном формате озвучивались еще с начала 1990-х гг., но по известным причинам подобная площадка не была сформирована. В настоящее время делается попытка вновь реализовать данный формат.
  • Вопросов много, и пока нет ясности, что понимают власти РА под форматом «3+3».
  • Грузия не принимает участия в предварительных переговорах, следовательно, речь идет о формате «3+2». А Грузия является в этом вопросе очень важным индикатором с точки зрения понимания позиции США.
  • Если целью этого проекта является сокращение влияния США и Европы в регионе или их вытеснение, то власти РА должны подумать, насколько это соответствует интересам страны. А если у данного формата нет такой тенденции, то необходимо следить за событиями, чтобы понять, что из себя представляет эта идея и предложение. Нужно понять, будет ли формат иметь компоненты экономического, регионального или политического сотрудничества.

13 декабря на своей странице в Фейсбук аналитик написал:

  • Власти РА отказываются от участия в любых антитурецких процессах. Они не присоединяются ни к каким формальным или неформальным антитурецким платформам, международным альянсам или форматам. Именно в результате этого отказа власти в поисках посредников для нормализации отношений с Турцией.
  • Позиция властей означает отказ от всех возможностей против Турции, в какой-то момент, лишившись всех инструментов в ходе переговоров, оставаясь в поле односторонних уступок. «Фактически, Армения перестала быть головной болью для Турции, но Анкара не перестала считать Ереван своим врагом».
  • Одним из ярких доказательств — изменившаяся позиция властей страны по вопросу Геноцида армян. Сегодня вопрос международного признания Геноцида в большей степени продвигается неустанными усилиями армянской диаспоры, но, никак не властями РА. Очевидным свидетельством этому является и содержание заявлениям МИД РА в день Международного дня геноцидов, где подчеркивается, что Ереван продолжит впредь последовательно работать над повышением осведомленности о прошлых геноцидах, опасностях их безнаказанности и новых вызовах. Но нет ни словам о том, что РА будет добиваться исторической справедливость и признания со стороны всего международного сообщества Геноцида армян в Османской империи.

ВАРДАН ОСКАНЯН

Бывший министр ИД РА Вардан Осканян в своей последней статье отмечает:

  • Недавние заявления Никола Пашиняна, что в 2018 г. по итогам переговоров Арцах не имел даже теоретическую возможность не оставаться в составе Азербайджана и что в переговорном процессе 2016 г. была катастрофа и Арцах потерял практическую возможность выйти из состава Азербайджана, поскольку они закрывают возможность пользоваться закрепленным правом на самоопределение — вызывает тревогу.
  • Положение о волеизъявлении народа НК через референдум в Мадридском и Казанском документах — важнейшее достижение государства за 30 лет.
  • Проблема НК не была решена ни в 1918-20 гг., ни в советские годы, ни за предыдущие 30 лет, ни сегодня. Это закреплено в Мадридском документе, который был достигнут с большим трудом.
  • Формат 3+3 был предложен Арменией еще в 2000 г., но оно было отвергнуто Азербайджаном и Турцией. В ответ, Ереван мог бы отказаться от участия в этот раз, либо выступать со своей повесткой.

АЙК ДЕМОЯН

14 декабря в интервью Armenia Today историк Айк Демоян, комментируя заявления о договоренности касательно назначения спецпредставителей по вопросу нормализации армяно-турецких отношений, отметил:

  • Мы имеем дело с логическим продолжением операции под названием «бархатная, ненасильственная, демократическая революция».
  • Не удивительно, что о подобных «интимных» политических процессах первой сообщила Турция – страна, оказавшаяся в выигрыше, а не МИД РА.
  • Роль первой скрипки в пропагандистском поле всегда исполняет турецкая сторона. Именно она выступает инициатором подобных процессов, продвигая свои интересы. «А мы всего лишь в роли статиста – наблюдаем и констатируем».
  • Если Армения согласится на предварительные условия Турции, то большего позора трудно будет себе представить.
  • От действующих властей РА можно ожидать всего. «Они давно уже перешли все возможные «красные линии» и способны на всё – совершать хулиганские действия в Цицернакаберде, выступать с ложными заявлениями в парламенте, спровоцировать войну, заранее зная о неизбежном поражении, и послать 4 тысячи человек на заклание».

15 декабря в беседе с АрмИнфо Айк Демоян выразил мнение, что:

  • Согласие Еревана на участие в инициированном Турцией формате «3+3» обусловлено личными амбициями, стремлением Никола Пашиняна продемонстрировать собственные возможности в решении вопросов с Турцией. То есть того, чего не удалось его предшественнику в рамках «Футбольной дипломатии».
  • Таким способом Пашинян пытается обеспечить себе определенный имидж — политический авторитет. Он пытается доказать собственную способность решать вопросы на самом высоком уровне. Но, на взгляд демояна, тщетно, поскольку потенциала решать вопросы подобного уровня ни он, ни его команда не имеют. «Эти люди умеют одно — выполнять поручения».
  • В условиях отсутствия одного из узловых пазлов 3+3 — Грузии полноценной реализации данного формата ожидать не стоит. Анкара инициирует данный формат не впервые — по итогам войны 08.08.08 Турция также попыталась как-то закрепиться в регионе, по итогам 44-х дневной войны за Турцией стоит совершенно иной, чем в 2008 г., силовой баланс, что, в числе всего прочего, позволяет Анкаре успешно играть с Москвой.
  • История недвусмысленно говорит, что ни одна империя никогда не потерпит у себя под боком существования самодостаточной и стабильной государственности. Это касается не только отношений Турции и Армении, но и отношений Турции с Азербайджаном и отношения России к самой Турции. Подобная политика — закономерное продолжение имперской политики. Армения находится в регионе по соседству с тремя правопреемниками бывших империй, которые озвучивают свои аппетиты, в ответ на что мы улыбаемся, разводим руками, но совершенно не противодействуем. «Почему так происходит? Потому что Пашинян и его команда способны выполнять поручения, но не способны действовать по собственной инициативе. Инициативности от них никто не требовал изначально и не требует сейчас».

 

ЭКС-МИНИСТР ИД РА АРА АЙВАЗЯН

14 декабря в беседе с журналистами бывший глава МИД РА Ара Айвазян выразил мнение, что:

  • Встреча лидеров Армении и Азербайджана в Брюсселе не будет прорывной. Диалог – всегда хорошо, но опыт показывает, что даже после встреч не сохранялись договоренности и очень часто ситуация обострялась.
  • Из периодических заявлений посредников из МГ ОБСЕ и ряда международных партнеров становится очевидно, что карабахский вопрос не решен и не закрыт, несмотря на обратные утверждения Баку и Анкары. Сопредседатели МГ ОБСЕ ставят акцент на гуманитарные вопросы. В крайнем заявлении появился новый элемент — вопрос демаркации и делимитации. В последней части упоминается необходимость урегулирования карабахского конфликта на основе общеизвестных принципов.
  • У сопредседателей также стоит задача доказать свою жизнеспособность, не только посредства заявлений, но и практических шагов, а именно визита в регион.
  • По вопросу назначения спецпредставителя для переговоров с Турцией – «держи друзей близко к себе, а врагов еще ближе». Всем хороши известны реальные цели Баку и Анкары.
  • Из Анкары идут не позитивные сигналы, а продолжающиеся требования.
  • Есть опасения, что формат «3+2» является попыткой нейтрализовать и бросить тень на сопредседательство МГ ОБСЕ.

АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН

14 декабря в беседе с АрмИнфо директор Института Кавказа Александр Искандарян. выразил мнение, что:

  • Участие РА в вашингтонском «Саммите за демократию» — вне всяких сомнений, позитивный шаг, который в первую очередь исходит из интересов самой РА.
  • После первой встречи в Москве в формате «3+3» страны-участницы, скорее всего, будут обсуждать, причем в одном пакете, региональные проблемы. Среди них — пограничные проблемы Армении и Азербайджана, процесс разблокирования региональных коммуникаций, возможность прекращения блокады Турции в отношении Армении.
  • Согласие Еревана на участие в данном формате, в отличие от отказа Тбилиси, обусловлено стремлением Еревана, в принципе, обсуждать касающиеся Армении проблемы на различных площадках. И в свете встречи Пашинян- Алиев в Брюсселе, и уже состоявшейся встречи пяти замглав МИД, все это отнюдь не ограничивается переговорами в Москве, в рамках которых уже обсуждаются и разблокировка коммуникаций, и делимитация, и демаркация границы.

РАЧЬЯ АРЗУМАНЯН

Экс-советник главы МИД НКР Рачья Арзуманян дал оценку трехсторонней встречи главы Евросовета и лидеров Армении и Азербайджана в Брюсселе.

  • Можно констатировать, что Европа четко и однозначно заявила — Южный Кавказ входит в сферу ее интересов и рано или поздно войдет в европейские структуры.
  • ЕС предложил свою платформу не только для экономической интеграции Южного Кавказа, но и решения проблемы границ — демаркации и делимитации с пониманием, что это долгий процесс.
  • Все процессы в регионе, в том числе, открытие коммуникаций, должны основываться на уважении суверенитета стран и принципе взаимности.
  • Важна выдержка из заявления президента Евросовета, где отмечается, что проблема восстановления коммуникационной инфраструктуры между РА и АР рассматривается в более широком контексте всего Южного Кавказа. «Это дает армянской стороне возможность увязать данную проблему с необходимостью выхода Армении из коммуникационной блокады и изоляции. Хотите коммуникации с Нахиджеваном — давайте решать данную проблему вместе с проблемой выхода Армении к средиземноморским портам Турции, черноморским портам Грузии, портам персидского Залива и Индийского океана Ирана».
  • Армянская дипломатия может говорить о необходимости «пакетного» решения проблем коммуникационной инфраструктуры региона. Причем вначале деблокирование Армении, а затем уже проблема прямой связи Турции и Азербайджана, которые имеют другие коммуникации через Грузию и Иран. «Байден/США уже намекнули Эрдогану/Турции, что ей стоит пойти по данному пути».
  • Не менее значимы гуманитарные проблемы для достижения мира в регионе. Вместе с предварительным решением международного суда ООН это дает армянской дипломатии дополнительные возможности давления на РФ и Азербайджан в вопросе армянских беженцев, других гуманитарных вопросах.
  • В заявлении нет ни слова по Арцаху. Проблема Арцаха отделана от проблемы разблокирования коммуникаций и уточнения границ между Арменией и Азербайджаном. Арцахской проблемой, как и предыдущие десятилетия, занимается МГ ОБСЕ.
  • Если кратко подытожить заявление Мишеля и пресс-конференцию Столтенберга и Алиева в штаб-квартире НАТО, то можно утверждать, что попытка РФ и Турции монополизировать Южный Кавказ, проваливается. Кроме того, попытка РФ заявить о своей особой роли в вопросах определения границ в регионе также проваливается. «Суетливая попытка президента РФ заявить об особых правах РФ в Сочи в данном вопросе приняты к сведению, не более того».
  • РФ уходит с Южного Кавказа. Единственный инструмент, который позволяет ей удержаться в регионе — военное присутствие в РА. «Но штыком, как говорил вождь мирового пролетариата, можно тестировать ситуацию, завоевать регион, но удержать не получится. Нужен другой инструментарий, которого нет».
  • Попытки президента Азербайджан отнестись к европейским структурам, как казино, где можно делать ставки, сыграть в покер, неотъемлемым элементом которого является обман, пытаться мошенничать с картами — провалилась. Алиеву крайне вежливо, но указали, что существуют принципы, которые надо будет соблюдать.


Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

23 июля 2025

 Партия «Зартонк» передала в Генпрокуратуру Армении два заявления на Пашиняна Партия «Зартонк» подала в Генеральную прокуратуру Армении два заявления на премьер-министра республики Никола Пашиняна. Об этом 22 июля сообщило агентство «Sputnik Армения». Так, по мнению партии, в действиях Пашиняна «имеют …

3 июля 2025

Парламент Армении принял во втором, окончательном чтении законопроекты, позволяющие национализировать компанию «Электросети Армении», принадлежащую предпринимателю Самвелу Карапетяну. За предложенные правящей партией «Гражданский договор» изменения в законы «Об энергетике» и «О комиссии по урегулированию общественных услуг» проголосовали 65 депутатов, против — …

25 июня 2025

 В рамках дела о попытке захвата власти в Армении задержали 14 человек. Об этом сообщили в Следственном комитете страны. В сообщении говорится, что сотрудники правоохранительных органов в рамках дела провели более 90 обысков. В их ходе они обнаружили предметы и …


Ваш браузер устарел! Обновите его.