В последнее время на Украине все чаще заявляется представителями нынешней власти (и утверждается в документах), что страна и ее народ сделали свой окончательный цивилизационный выбор. По их мнению, Украина и жители Украины являются неотъемлемой частью европейской цивилизации, которые в результате исторической несправедливости на долгое время были искусственно исключены из процессов связанных с развитием и утверждением основных принципов, ценностей, идеалов присущих,как им кажется, большинству европейских стран.
Но возникает вопрос – может ли страна через свою политическую элиту почти моментально изменить свою цивилизационную идентичность? Как показывает исторический опыт и политическая практика –нет.
Следует признать, что Украине не везет с руководителями страны (конечно, не стоит списывать внешний фактор, однако далеко не всегда он решающий). Начиная с 1991 года Украиной управляли люди не способные рассуждать в категориях геополитических стратегий, исторической перспективы и цивилизационной идентичности. А решения о внешнеполитических приоритетах страны и ее самоидентификации чаще всего принимались исходя из сиюминутной политической конъюнктуры и экономических выгод правящей элиты. В настоящий момент мы можем наблюдать именно такую картину.
Итак, с точки зрения цивилизационного подхода,можно ли отнести Украину к европейской цивилизации? Нет. И с этим согласны все ведущие специалисты мира, занимающиеся проблематикой цивилизационной идентичности. Большинство исследователей склоняются к мнению, что Украина – цивилизационно расколотое государство, в котором присутствуют как минимум две достаточно сильные общности по основным критериям относящиеся к разным цивилизационным группам, а именно: славяно-православной или русско-православной и европейской. Социологические исследования, проводимые с 1991 года, наглядно демонстрируют принципиальные отличия в самоидентификации жителей Украины, особенно ярко это проявляется в зависимости от региона проживания. И, как бы не хотелось нынешним руководителям Украины с помощью тотальной пропаганды и ежедневных увещеваний через СМИ поменять цивилизационный код, приблизительно у половины граждан Украины. Как показывает исторический опыт подобные инициативы, вероятно, не принесут результат, но будут способствовать дальнейшему расколу общества.
Во внешнеполитическом аспекте это выражается в попытках максимального сближения Украины с евроатлантическими структурами, в первую очередь с ЕС и НАТО. Как мы знаем, в 2014 году между Украиной и ЕС было подписано соглашение об ассоциации, с НАТО ежегодно законом принимаются Планы сотрудничества, однако возникаетвопрос: может ли Украина претендовать на полноценное членство в данных структурах. Ответ – нет. Данный ответ кроется в нескольких факторах:
1. Для руководителей стран-локомотивов Европейского Союза таких как, Франция, Германия, Великобритания совершенно очевидно, что в случае полноценного интегрирования Украины в ЕС, на них ляжет основное бремя поддержки украинской экономики на плаву, в ущерб своим интересам и благосостоянию своих граждан.
2. Для большинства граждан ЕС Украина является носителем другой цивилизационной идентичности.
3. Формально НАТО не может принять Украину как полноценного члена в связи с тем, что по уставу организации НАТО не принимает в свои ряды страны, в которых существуют неразрешенные конфликты и территориальные споры; также доминирующей силе НАТО, которой являются США очевидна неприемлемость такого действия для Российской Федерации.
Исходя из вышеописанных факторов, можно сделать вывод, что Украина евро-атлантическому сообществу нужна как:
1. Фактор сдерживания России.
2. Поставщик дешевой рабочей силы, ресурсов, территорий для производств и рынка сбыта своей продукции.
3. Плацдарм для проведения своей политики в отношении России.
То есть Украина выступает как разменная монета в глобальной геополитической игре и не более того. Однако это не мешает политической элите Украины руководствоваться Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно отказа Украины от реализации политики внеблоковости» принятым конституционным большинством.
Данным законодательным актом внесены изменения в Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины». В частности, изменениями в статью 6 «Приоритеты национальных интересов» установлено, что «приоритетами национальных интересов выступает:
— интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью приобретения членства в Европейском Союзе и в евроатлантическое пространство безопасности.
Законом также внесены изменения в статью 8 «Основные направления государственной политики по вопросам национальной безопасности», согласно которым «основными направлениями государственной политики по вопросам национальной безопасности Украины является проведение активной международной политики Украины во внешнеполитической сфере с целью углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического договора, с целью достижения критериев, необходимых для членства в этой организации «.
Законом также установлено, что «основными принципами внешней политики являются: углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического договора с целью достижения критериев, необходимых для членства в этой организации».
П. Порошенко на своей странице в Фейсбуке так прокомментировал принятие закона: «Наконец мы исправили ошибку — 303 депутата проголосовали за отказ от внеблокового статуса Украины. Европейская и евроатлантическая интеграция — безальтернативный путь для Украины. Слава Украине!»
Напомним, что еще 23 года назад возможное присоединение Украины к НАТО воспринималось как иллюзия ничтожного меньшинства, преимущественно существовавшего на американские гранты. Вспоминая ситуацию годичной давности, можно констатировать, что никто из авторитетных экспертов на Украине и в мире не давал таких прогнозов. Необходимо, конечно, вспомнить время президентства В. Ющенко и его маниакальную идею по присоединению Украины к НАТО, однако, как мы помним, его желание в итоге не во что конкретное не реализовалось.
Взаимоотношения Украина-НАТО берут свое начало с 1992 года, а именно со вступления Украины в Совет североатлантического сотрудничества (сейчас Совет евроатлантического партнерства). Далее было подписание Хартии об Особом партнерстве в 1997 году. В 2005 году украинской стороной был начат интенсифицированный диалог с НАТО по вопросам обретения членства и соответствующих реформ как предпосылки к переходу к Плану членства. В 2008 году Президент Украины В. Ющенко, Премьер-министр Ю. Тимошенко и спикер Верховной Рады А. Яценюк направили в руководящие органы НАТО, так называемое «письмо трех», в котором было высказано желание присоединить Украину к Плану действий по членству в НАТО. Однако, как мы помним, с момента президентства В. Януковича сотрудничество между Украиной и НАТО было заморожено, а 2 апреля 2010 года В. Янукович своим решение ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции.
Но с момента февральского государственного переворота на Украине люди, которые пришли к власти, достаточно однозначно высказывались относительно внешнеполитических приоритетов и направлений интеграции.
В нынешней ситуации можно констатировать, что принятые изменения к документам, определяющим внешнюю политику Украины, являются скорее демонстративными и призваны в очередной раз подтвердить ориентацию нынешней политической элиты страны. Потому что, как мы понимаем, сейчас Украина по целому ряду критериев не соответствует требованиям и стандартам НАТО.
Исходя из конъюнктуры современных международных отношений, превалирования подхода политической целесообразности, а не ориентации на нормы международного права можно предполагать, что в случае усиления напряженности в российско-американских отношениях присоединение Украины к НАТО может быть сильно интенсифицировано (партнеры из НАТО всегда могут сослаться на исключительный случай) и произойти в любой удобный момент.
Денис Денисов