В Астане состоялась встреча президентов России, Казахстана и Белоруссии. Стороны подробно обсудили направления сотрудничества и меры, которые должны принять в торговой, денежно-кредитной и других сферах. Мероприятие вряд ли бы осталось в анналах истории, если бы не неожиданное для многих заявление президента России Владимира Путина о том, что пора приступить к переговорам о создании валютного союза. Несмотря на то, что официальный Минск не торопится с комментариями по этому поводу, белорусское экспертное сообщество высказалось об ощутимом интеграционном давлении Москвы. В Республике считают, что валютный союз угрожает ее независимости.
«Тот факт, что ни президент Александр Лукашенко, ни его коллега Нурсултан Назарбаев никак не обозначили свою позицию на этот счет, местные наблюдатели трактовали как то, что «в товарищах согласья нет», и тема форсированного создания валютного союза – идея Москвы, — пишет собкор «Независимой газеты» в Минске Антон Ходасевич.
Вот несколько заявлений экспертов, опубликованных в его статье:
Экс-председатель Верховного совета Беларуси Мечислав Гриб: «Это означает, что управление финансами будет вестись из одного центра. Это означает, что единую валюту будет выпускать одна страна, а две остальные – не будут…Возможно, вопрос поставлен ребром: или будете слушать, или с вами не будем играть».
Аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Елисеев: «Настало время, когда Москва для стимулирования интеграции смещает баланс в использовании пряника и кнута в пользу последнего…. Путин ставит Лукашенко и Назарбаева перед непростым выбором в условиях, когда экономическая ситуация быстро ухудшается, а перед глазами картинка Крыма и Восточной Украины».
Белорусский экономист Антон Болточко: «Если валютный союз будет создаваться, он будет строиться по правилам России, поскольку это самая сильная экономика среди всех четырех. Эмиссионный центр и центр управления монетарной политикой будет располагаться в Москве, а это фактически лишает местные власти возможности управлять отдельными процессами в экономике Белоруссии».
Белорусский политолог Валерий Карбалевич: «Судя по всему, Владимир Путин стремится ускорить процесс интеграции…Идея собирания земель бывшего Советского Союза вокруг Москвы теперь в России очень актуальна. К тому же Путину на фоне острых внутренних и внешних проблем очень нужен какой-то международный успех».
На самом деле, еще 23 декабря прошлого года президент России Владимир Путин в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета Евразийского экономического союза заявил, что необходимо наладить его эффективное и устойчивое развитие. Странам — участницам союза, по мнению Путина, нужно снимать остающиеся барьеры, мешающие взаимной торговле, передвижению товаров, капиталов и услуг. При этом российский лидер специально подчеркнул, что евразийский интеграционный проект основывается на принципах равноправия, доверия и взаимного уважения при полном сохранении суверенитета.
Собственно эти принципы и были изначально положены в основание ЕАЭС, который начал функционировать с 1 января 2015 года под председательством Республики Беларусь. Однако полная реализация интеграционных планов намечена в течение ближайшего десятилетия. Так, единый фармацевтический рынок и рынок медицинских изделий в рамках ЕАЭС заработает с 1 января 2016 года, общий рынок электроэнергии начнет работать с 2019 года, единый рынок нефти, газа и общий финансовый рынок только с 2025 года. Такой постепенный путь сближения вполне оправдан с точки зрения национальных интересов, поскольку определяется разными экономическими потенциалами стран – участниц и учитывает особенности их экспортно-импортной и финансовой политики.
Кроме того, ЕАЭС не существует в каком–то виртуальном пространстве и вынужден реагировать на различные внешние политические и финансово-экономические вызовы. Россия, например, столкнувшись с известными санкциями Евросоюза, США и некоторых других стран, ввела ответные меры для защиты своих экономических интересов. Все это вызвало негативную реакцию со стороны Республики Беларусь, правительству которой не понравилось введение российской стороной антисанкционных запретов и ограничений.
Премьер-министр РБ Андрей Кобяков даже потребовал от Евразийской экономической комиссии до конца февраля 2015 года предоставить анализ причин, которые привели к таким шагам правительства России: «Практика показывает, что нам необходимо выходить на согласованные механизмы функционирования союза в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты своего рынка в отношении третьих стран. В этой связи мы ждем от ЕЭК конкретных предложений по доработке договорно-правовой базы союза. Отдельно нам нужно проанализировать роль и полномочия в данных вопросах Евразийской экономической комиссии».
Белорусская сторона также упорно и настойчиво продвигает идею «товара Евразийского экономического союза», в сущности, предлагает снять всяческий контроль за передвижением со своей территории партий товаров, пересекающих границы стран – участниц ЕАЭС, отнеся их к категории товаров внутреннего производителя. Российское правительство, учитывая в том числе и многочисленные факты нарушения Белоруссией ограничительных мер, введенных в ответ на санкции Запада, а также наличие на территории РБ сотен компаний с участием капитала стран ЕС (только Литве полностью или частично принадлежат около 600 таких компаний) довольно осторожно подходит к вопросу разработки новых правил определения происхождения товаров из ЕАЭС и проекта Таможенного кодекса ЕАЭС.
Глава белорусского государства неоднократно обвинял Москву в том, что свободного движения товаров в полном объеме как не было, так и нет, Россия по-прежнему не предоставляет благоприятных национальных режимов доступа к государственным закупкам, а Россельхознадзор препятствует поставкам продукции ряда белорусских предприятий на рынок РФ. Российская сторона, по словам Лукашенко, организовала блокаду, «вопреки всем международным нормам, транзита товаров с белорусской территории» в одностороннем порядке, минуя ЕЭК и «без согласования с Владимиром Путиным».
Минск, с одной стороны, требует от России и Казахстана в срочном порядке возобновить активную работу над списком изъятий и ограничений, существующих в Евразийском экономическом союзе (отражающих на самом деле национальные интересы этих двух стран). С другой – крайне встревожен решением президента России Владимира Путина (10.03.2015) поручить правительству и Центральному банку РФ разработать меры по созданию в перспективе валютного союза стран – участниц ЕАЭС.
Глава белорусского государства предпочел вообще промолчать. Но три дня спустя председатель Совета Республики Национального собрания РБ Михаил Мясникович (никак не упоминая президента Путина) заявил, что создание валютного союза ЕАЭС необходимо ускорить, чтобы первые этапы валютного союза могли заработать в ближайшие три-четыре года. Вместе с тем Мясникович недвусмысленно напомнил российской стороне, что валютный союз по договору о создании ЕАЭС предусмотрено оформить только в 2024 г. Другой посыл Мясниковича – «валютный союз — одна из последних фаз интеграции», а пока надо озаботиться «увеличением доли национальных валют во взаимных расчетах». Другими словами – ни о какой единой валюте Евразийского экономического союза белорусское государственно-политическое руководство и слышать не хочет, подменив эту проблему разговорами о необходимости первоочередной разработки единой промышленной политики (что, кстати, не устраивает Астану).
Белорусское республиканское руководство также опасается, что Россия в контексте последних событий снова поставит вопрос о введении на территории Союзного государства, которому уже пятнадцать лет, единой валюты, как это предусмотрено ст. 13 Договора о создании Союзного государства, Соглашением между Правительством РФ, Центральным банком РФ и Правительством РБ, Национальным банком РБ от 30.11.2000 г., Федеральным законом 22.03.2001 г. № 27-ФЗ и Соглашением между РФ и РБ о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства.
В Минске это рассматривается как потенциальная угроза суверенитету и независимости республики. Поэтому не случайно правление Национального банка РБ ратует за ориентацию исключительно на доллар США и категорически высказывается против использования российского рубля в расчетах: «Для Беларуси основная валюта, в которой идут расчеты, в которой взяты кредиты — это доллар. Если мы будем делать больше привязку к российскому рублю, то это не даст нам положительного результата — только отрицательный». В то же время президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 17 октября 2014 года на пресс-конференции для российских региональных СМИ дал ясно понять, что никакого продвижения в плане создания Союзного государства в ближайшие 15 лет его правления не будет: «Наше развитие будет связано с малыми шагами. Есть проблема – сняли, есть проблема – сняли. Вряд ли мы глобально пойдем – референдум, Конституция и так далее».