В ходе прошедшей 11 октября 2013 года традиционной пресс-конференции для представителей российских региональных СМИ Александр Лукашенко затронул различные стороны белорусско-российских отношений, включая тему построения Союзного государства. Говорил Лукашенко и о миграционной политике и о возможной ассоциации Украины с Европейским союзом.
Президент Республики Беларусь отметил жизненную необходимость союза с Россией, особенно в условиях мирового экономического кризиса, обратив внимание на то, что «как в Беларуси, так и в России есть определенные силы, которые противостоят нашим интеграционным процессам, усложняют движение».
И это действительно так. Причем одним из методов (и надо сказать, небезуспешных) деятельности этих сил в Белоруссии являются непрекращающиеся попытки не просто ущемить в правах русский язык, но насадить в белорусском обществе мнение о его чуждости для белорусов («Материк», например, уже писал о запрете использования русского языка в минском метро, http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=16994). В этом же русле лежит и стремление посеять у белорусских граждан настороженное, негативное отношение к российскому государственно-политическому руководству, капитанам бизнеса соседней страны, России как таковой.
К сожалению, в подобном ключе действуют и некоторые российские деятели, отдельные средства массовой информации, которые пытаются навязать россиянам образ Белоруссии как «нахлебницы» России, страны с крайне жестким, недемократическим, а самое главное – недружественным режимом.
Взять хотя бы историю с заявлением А. Лукашенко на упомянутой пресс-конференции по поводу Калининградской области. При непредвзятом рассмотрении, очевидно, что речь идет о возможном участии белорусской стороны в развитии аграрного сектора этой прибалтийской российской территории. Естественно, что подобное сотрудничество возможно только на межгосударственной основе и в рамках Союзного государства. Понятно, что ни о какой передаче Калининградской области в состав Республики Беларусь речь вообще не шла. Даже сугубо умозрительная постановка подобного вопроса выглядит полным абсурдом.
Но все этот никак не останавливает тех «радетелей» за целостность России, которые не прочь пустить под откос белорусско-российский союз и дискредитировать саму мысль об общерусском (восточнославянском) единстве. Вот, к примеру, как расценил слова белорусского лидера депутат Калининградской областной Думы Соломон Гинзбург: «Со стороны Лукашенко был сделан очередной хамский политический поступок, стоящий в одном ряду с недавними недружественными шагами по поводу российского «Уралкалия». Интересная ситуация: Литва не предъявляет России никаких территориальных требований к Калининградской области и получает от России по полной программе в виде сначала пограничной, а теперь и молочной войны. Надеюсь, что в этом случае Белоруссия, посягнувшая на суверенитет России, получит адекватный ответ со стороны высшего руководства нашей страны» (http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=14452).
Комментировать здесь нечего, но то, что г-н Гинзбург не прочь спровоцировать белорусско-российский конфликт видно невооруженным глазом.
Даже РИА Новости почему-то посчитало, что «белорусско-российский «калийный скандал» стал ключевой темой пресс-конференции Александра Лукашенко для журналистов российских регионов» («Лукашенко: отношения с Путиным дружеские, но Баумгертнер будет сидеть», РИАН, 11.10.2013), ни словом не упомянув о проблеме Союзного государства, вопросах его сосуществования с другими интеграционными программами на постсоветском пространстве, которые пытался поднять белорусский президент.
Между тем, тема Союзного государства более актуальна, а состояние его строительства вызывает тревогу. С одной стороны Лукашенко подтвердил свою приверженность союзному строительству, с другой – в очередной раз снял с себя ответственность за застой в этом важном деле. «Я уверен, — заявил белорусский лидер, — что союзный проект не изжил себя. Надо иметь в виду, что мы на месте не стоим: потихонечку, но двигаемся. Вы, конечно, может быть, щадя меня как председателя Высшего Госсовета, не сказали о том, что народ заждался положительной динамики в отношениях Беларуси и России в рамках Союзного государства. Это так, но это вопрос не ко мне». Тем не менее, в одном из откровений Лукашенко проскользнуло сомнение в актуальности сохранения Союзного государства (которым он якобы поделился с Владимиром Путиным) в условиях предстоящего запуска проекта Единого экономического пространства и планируемого на 1 января 2015 года старта Евразийского экономического союза.
Конечно, трудно упрекать в существующем застое только какую-то одну из сторон. Ведь уже в течение длительного времени ни из Минска, ни из Москвы не звучит каких-либо предложений по поводу выхода из создавшейся союзной «спячки». Складывается впечатление, что на официальном уровне всех устраивает сложившееся положение. Об избрании Парламента Союзного государства, принятии Конституционного акта или учреждении Суда и Счетной палаты СГ вообще в последнее время никто не вспоминает.
Сводить всё только к неприятию российской стороной формулы «1 + 1», отстаиваемой Лукашенко, которая подразумевает равноправие (реально разновеликих) государств-участников Союзного государства, сохраняющих свой суверенитет, было не вполне правильным.
Не удалось до сих пор решить более принципиальный вопрос о конструкции российско-белорусского государства, а, следовательно, и верховенстве власти в нем.
При этом следует прямо сказать, что нынешняя фаза политического развития России совсем не благоприятствует быстрейшему решению задачи построения Союзного государства. Государственно-политическое руководство России, которая конституционно заявлена как федеративное государство, столкнувшись с угрозой распада страны, инициированного, в том числе, и определенными национальными элитами, вынуждено было с нулевых годов остановить процессы, способствующие дальнейшему развитию федерализации. На первый взгляд реально продолжает ослаблять российское государство отсутствие в Основном законе универсального статуса субъекта Федерации, а предусмотренные в нём особые статусы для разных групп-категорий её субъектов разрушают само понимание истинного федерализма. С другой стороны историческая традиция складывания многонационального российского государства и здравый смысл не позволяют говорить об установлении в обозримой перспективе равных полномочий национальных республик и областей РФ.
Таким образом, Российская Федерация, формально имеющая весьма разветвленное и пестрое национально-территориальное и территориально-административное деление, многоуровневую систему управления, выбрала (опять же вынужденно) путь построения жесткой пирамиды единой суверенной власти, которая, в известном смысле, пока успешно подменила договор о союзе народов на добровольных, федеральных принципах. При этом следует учесть, что российскому лидеру Владимиру Путину в этом контексте удалось решить сложнейшую задачу купирования сепаратизма, переведя объективное противостояние центральной политической элиты с местными в русло совместной, плодотворной деятельности в интересах всего государства. Однако такой союз представителей власти разных уровней в условиях углубляющегося раскола в самой центральной элите продолжает подвергаться вызовам, угрожающим целостности и дальнейшему существованию самой Российской Федерации. Поэтому проблемы урегулирования властных притязаний политических элит Белоруссии и России в рамках только зарождающегося Союзного государства в этом ключе выглядят для Кремля явно не актуальными…
Руководство Республики Беларусь с момента обретения независимости сосредоточило все усилия на построении полностью суверенного, унитарного государства со своим особым политическим режимом и национальной моделью экономики. Передавать Союзному государству полномочия по предметам его ведения (координация и взаимодействие в сфере внешней политики, взаимодействие в области осуществления демократических преобразований, единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, единые правила конкуренции и защиты прав потребителей и др.) в этой ситуации Минск был не готов. 31 августа 2013 года президент Александр Лукашенко, например, в очередной раз подчеркнул, что процесс становления независимого белорусского государства должен стать необратимым: «Я как президент сделаю все, чтобы мобилизовать общество на выполнение этой святой задачи — сделать процесс строительства нашей государственности, нашего государства необратимым». Главный же вывод, который следует из прошедшей пресс-конференции, состоит в следующем: политика в Белоруссии является уделом практически одного человека, а союзное строительство находится в руках крайне узкой группы лиц. В этом как раз и кроются причины многих белорусско-российских и союзных проблем.
Отдел Белоруссии Института стран СНГ