После того, как, наконец, Зеленский после нескольких неудачных попыток получил оценку «удовлетворительно» за выполнение домашнего задания по разведению сторон конфликта, а экзаменаторы в лице Путина, Макрона и Меркель назначили дату встречи «нормандской четверки» в Париже на 9 декабря, хотелось бы разобраться, какие же конструктивные предложения привезет новый украинский президент на эту встречу.
Пока что из высказываний украинского президента и его окружения складывается такая картина. Формально подписав «формулу Штайнмайера», украинское руководство на словах клянется в приверженности Минским соглашениям, но в то же время не скрывает, что на «нормандской четверке» собирается проталкивать «модифицирование и усовершенствование» этих соглашений, с которыми заведомо не согласятся ни республики Донбасса, ни Россия. При этом ими даже не скрывается, что требования немедленно предоставить Украине контроль над границей и отказ от всеобщей амнистии (вопреки утвержденному тексту Минских соглашений) необходимы исключительно для того, чтобы нейтрализовать, по их терминологии, то есть расправиться с лидерами и активистами республик Донбасса.
В таком случае декабрьский «нормандский саммит» вполне может закончиться скандалом. Киев предложит невыполнимые изменения Минских соглашений, а французы и немцы могут сказать, что неплохо бы обсудить «новые миролюбивые украинские предложения». Путин их с порога отвергнет. После чего может быть заявлено, что «это Россия блокирует выполнение Минских соглашений», и все с облегчением снова найдут формальный повод в конце декабря продлить европейские санкции.
Многие в позитивных прогнозах исходят из того, что Зеленский не решится на такое вызывающее поведение, устыдившись своих избирателей, которые голосовали за него в надежде на то, что он установит мир, начав выполнять, наконец, Минские соглашения. К сожалению, это совсем не так. Да, по результатам социологического опроса, проведенного «Центром Разумкова» 11 октября, действительно 52% граждан Украины выступили против того, чтобы неконтролируемые территории Донбасса вернулись в состав государства военным путем. Но при этом более половины опрошенных украинских граждан (а именно 56%) ждут возвращения неконтролируемых территорий в состав Украины «на тех же условиях, что были раньше» (то есть в составе Донецкой и Луганской областей унитарной Украины). Только 13,5% опрошенных пожелали, чтобы, при возвращении в состав Украины, указанные территории стали более независимыми от Киева, и еще меньше, всего лишь 10%, выступили за автономию ныне неконтролируемых территорий в составе Украины, то есть за то, что прямо предусмотрено для них Минскими соглашениями.
Получается, что большинство граждан Украины действительно за мир, но именно на тех условиях, с которыми собирается ехать в Париж украинский президент. Следует признать, что Зеленский, выдвигая эти неприемлемые условия ревизии Минских соглашений, к сожалению, ориентируется на мнение не меньшинства, а большинства украинских граждан.
Причины такого парадоксального поведения украинского населения можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, не стоит забывать, что в течение тех нескольких лет, что прошли с момента подписания соглашений, в украинских СМИ велась тотальная и целенаправленная пропаганда по дискредитации самой идеи предоставления расширенных полномочий республикам Донбасса. Большинство постепенно убедили в том, что федерализация Украины приведет к распаду целостного государства. Во-вторых, за те годы, которые прошли без широкомасштабных военных действий, успели забыться тяжелейшие военные поражения украинских вооруженных формирований, которые только и заставили Порошенко подписать серьезные уступки украинской власти, отраженные в Минских соглашениях. Теперь многим кажется, что можно и поторговаться.
Наконец, возрастающей уверенности и власти, и населения на Украине, что «всё вернется как было», а Минские соглашения для этого выполнять совсем не обязательно, очень способствовало активное пособничество со стороны руководства Франции и Германии украинскому саботажу выполнения политических пунктов этих соглашений. Украинская политическая элита убедила себя и значительную часть населения в том, что под все возрастающим давлением санкций Россия рано или поздно чудесным образом сдастся, перестанет поддерживать Донбасс, а затем и вернет Крым. При этом другие, значительно более вероятные сценарии развития событий, основанные на тех или иных компромиссных решениях, практически не рассматриваются и не анализируются. Скажете, так не может быть? Может. Например, до сих пор, несмотря на недвусмысленные отказы, многие на Украине продолжают быть уверенными, что случится чудо и вступление страны в ЕС и НАТО состоится в самое ближайшее время.
Конечно, такие настроения, с которыми Зеленский собирается ехать в Париж, могут и, казалось бы, должны быть нейтрализованы совместной твердой позицией стран — гарантов Минских соглашений — Россией, Францией и Германией. Много говорится об «усталости» стран старой Европы от санкций и украинских капризов. Беда только в том, что это говорится в подавляющем большинстве случаев в российских СМИ и российскими политиками и политологами. За исключением господина Рара из Германии, который, к сожалению, сейчас уже не представляет немецкий политический мейнстрим. Страны старой Европы, мне кажется, пока еще не готовы признать ошибочность своей украинской политики и отказаться от поддержки деструктивных намерений украинского руководства. Недавний съезд Европейской народной партии, в которую входит и находящаяся у власти партия Германии ХДС/ХСС, со всей очевидностью это показал.
Так что, испытывая естественные надежды на конструктивные итоги декабрьского саммита «нормандской четверки», приходится признать, что для такого оптимистичного сценария имеется не так много реальных предпосылок.