×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/chto-novogo-v-dvijenii-k-pridnestrovskomu-uregulirovaniyu/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Что нового в движении к приднестровскому урегулированию?
11:17, 25 октября 2010  
64
0

В известной степени новым элементом можно считать предложение о наделении Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки более высоким статусом на переговорах по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта. Вообще — это не такая уж и новая идея. Она давно озвучивается Кишиневом, который постоянно ратовал за то, чтобы ЕС и США играли большую роль в переговорном процессе. Просто теперь речь пошла о конкретном предложении – сделать их посредниками на переговорах, каковыми являются Россия, Украина и ОБСЕ. Первым заговорил на эту тему заместитель премьер-министра РМ В.Осипов, назначенный главным ответственным за реализацию приднестровской политики пока еще правящего в Молдове либерально-демократического альянса. Именно он во время своего недавнего визита в Вену предложил изменить статус ЕС и США с наблюдателей на посредников. Не исключено, что такое заявление было сделано с подачи того же ЕС, который в последнее время уделяет очень пристальное внимание проблеме «восстановления доверия» между Молдовой и Приднестровьем.

Затем на эту тему выступил (13 октября)спецпредставитель Евросоюза в Молдавии К.Мижеи, который заявил, что «было бы очень демократичным, если ЕС и США из статуса наблюдателей в переговорном формате «5+2» перешли в ранг посредников».

Свою позицию он мотивировал тем, что с 2005 года, когда за Евросоюзом был закреплен статус наблюдателя в формате «5+2», «роль ЕС, который выделял финансовую помощь и очень сильно включился в процесс урегулирования, постоянно росла». По его мнению, нет смысла в двух уровнях участников переговоров.

Что касается США, то, наряду с ЕС, по мнению К.Мижеи, они «также внесли свой посильный вклад, «запустив программу «Вызовы тысячелетия», оказывая помощь Молдове».

При этом спецпредставитель Евросоюза предположил, что все участники переговорного процесса в формате «5+2» будут согласны с изменением статуса ЕС и США, в том числе и Россия, потому что «это в ее интересах сделать такой жест». Конечно, предполагать можно все, что угодно, но в чем здесь интерес России, да и Украины, пока не ясно. Конечно, какие-то подвижки в этом вопросе могут произойти, например, в ходе работы саммита ОБСЕ, который пройдет, по всей видимости, в начале декабря в столице Казахстана Астане.

На сегодня приднестровцы не горят желанием видеть ЕС и США в качестве полноправных участников переговоров по урегулированию, так как очевидно, что в этом случае нажим на них со стороны западников значительно возрастет. Фактически и сегодня Тирасполю приходится отстаивать свою позицию самому, учитывая, что у Москвы другая позиция — Россия по-прежнему выступает за возвращение Приднестровья в состав Молдовы, пусть и на особых и гарантированных условиях (каких, пока никто из посредников точно объяснить не может).

По мнению приднестровской стороны, евросоюзовцы и американцы имеют достаточно возможностей для изложения своей точки зрения по всем вопросам, касающихся проблемы урегулирования, да и не только. Кроме того, считают в Тирасполе, изменение статуса ЕС и США возможно на основе консенсуса между РМ и ПМР, причем в том же формате, в котором были утверждены соответствующие права и обязанности наблюдателей.

Что касается России, то она, как представляется, может пойти в этом вопросе навстречу западникам, тем более что наметилось совместное с ЕС стремление попытаться общими усилиями вернуть стороны – Молдову и Приднестровье за стол переговоров и возобновить переговорный процесс. И возобновить в полномасштабном формате 5+2, который в настоящее время проходит в рамках лишь неформальных консультаций посредников и наблюдателей с Кишиневом и Тирасполем, в основном по отдельности. Хотя встречи политических представителей РМ м ПМР, в том числе и на высоком уровне, также имеют место. Чтобы Приднестровье согласилось на повышение статуса ЕС и США на переговорах, России, видимо, нужно будет убедить приднестровцев в необходимости этого шага.

Как решится вопрос окончательно, на данный момент не ясно. Точно выяснилось, пожалуй, только одно – ЕС и США намерены играть более весомую роль в урегулировании, шаги в этом направлении Евросоюза, где ведущим, надо полагать с общего согласия, стала Германия, это доказывают.

Новым моментом можно считать поиски новой площадки для обсуждения вопросов неурегулированных конфликтов, в том числе или, прежде всего, приднестровского.

На встрече немецкого канцлера Ангелы Меркель и российского президента Дмитрия Медведева в Мезеберге летом этого года, по предложению принимающей стороны, был подписан меморандум, предусматривающий создание Комитета РФ-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне, который решал бы практические вопросы европейской безопасности, заложил основы гражданско-военного урегулирования конфликтов, включая Приднестровье.

17-18 октября с.г. состоялась уже трехсторонняя встреча, на этот раз во французском Довиле, где президент Франции Н.Саркози, канцлер Германии А.Меркель и президент России Д.Медведев обсудили вопросы европейской безопасности, затронув отдельно и вопрос молдавско-приднестровского урегулирования.

В преддверии этой встречи в СМИ, прежде всего, в российских и приднестровских, появилось большое количество статей на тему урегулирования. В ряде из них, например, в «Независимой газете» с завидным упорством высказывалось мнение о том, что Россия намерена пожертвовать Приднестровьем, чтобы получить поддержку своей концепции построения общеевропейской системы безопасности.

В сообщениях масс-медиа приводились даже «подробности» предложенного Москве плана. Говорилось, что западники предлагают России вариант ускоренного процесса вступления Молдовы вместе с Приднестровьем в Европейский Союз, которое почти автоматически решает вопрос урегулирования, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению безопасности и всего континента. Подчеркивалось, что при этом Тирасполь получает серьезные импульсы для своего собственного развития. А уступкой Москвы в данном случае, конечно же, должен быть вывод российского военного контингента из Приднестровья и согласие на изменение формата нынешней миротворческой операции.

В других комментариях относительно взаимодействия РФ и ЕС на этом направлении высказывается мнение, что приднестровское урегулирование является своеобразным тестом для России, чтобы определить действительно ли она готова вместе с Евросоюзом строить новую систему европейской безопасности. Мол, в Париже и Берлине сомневаются, окончательно ли Россия выбрала прозападный вектор. Пока нет уверенности в том, что Москва сделала окончательный выбор («Фигаро») даже с учетом ее нынешней позиции по Афганистану и Ирану. Вот если Москва докажет своими уступками в приднестровском вопросе, что она готова по-новому, без задних мыслей сотрудничать с европейскими партнерами, то тогда можно было бы учесть ее предложения по безопасности и помочь ей инвестициями в решении экономических задач.

Странными и нелогичными в данной ситуации выглядят, по нашему мнению, рассуждения некоторых аналитиков о том, что приднестровское урегулирование может послужить мотором в решении в последующем проблемы безопасности в Европе в целом. Телегу, как известно, впереди лошади не ставят. Не скрывается ли за посулами европейцев очередная попытка Запада «заманить» Россию своими «заботами» о единой безопасности и другими обещаниями в ловушку, которые закончатся так, как это было с его обещаниями о невступлении объединенной Германии в НАТО, о непродвижении Североатлантического пакта на Восток к нашим западным границам и т.д.

Нам тоже хочется верить, что российское руководство, как бы оно не хотело найти взаимопонимание по проблеме безопасности, все-таки не наступит опять на те же грабли.

Надо сказать, что переговоры между Россией, Германией и Францией по проблеме европейской безопасности и в их рамках по приднестровскому вопросу, с одной стороны, официальный Тирасполь приветствовал как еще один формат возможного решения застаревшей проблемы, а с другой, проявил определенное беспокойство. В местной правительственной прессе появились статьи о возможности негативного для Приднестровья поворота событий. В статьях подчеркивалось, что Россия уже не раз попадалась на удочку европейцев и американцев, когда, согласно достигнутым с ними договоренностям, предпринимала шаги по смягчению международной напряженности, тогда как ее партнеры свои обещания откровенно не только не выполняли, но требовали от Москвы новых уступок.

Не прибавило оптимизма приднестровцам заявление канцлера ФРГ А.Меркель о том, что Румыния может сыграть важную роль в решении приднестровского конфликта, которое было сделано в ходе ее недавнего визита в Бухарест. Она сообщила, что предпринимаются шаги для подписания договора о границе между Бухарестом и Кишиневом. Буквально сразу же после этого (14 октября) мининдел Румынии Т.Баконски в рамках слушаний в Комиссии по внешней политике румынского сената информировал, что Бухарест и Кишинев практически завершили согласование текста Договора о режиме границы между Румынией и Молдовой. Здесь надо бы оговориться. Действительно, президент Т.Бэсеску пообещал, что подпишет такой договор. Однако, как видно, румынская сторона вопрос о Договоре понимает по-своему. В МИД Румынии уточнили, что договор, к подписанию которого стремится Молдова, не будет определять границу между двумя государствами. И это, несмотря на то, что несколько ранее заместитель министра иностранных дел РМ А.Попов, излагая позицию Кишинева относительно документа, касающегося государственной границы между Молдовой и Румынией, заявил, что он должен обладать тем же юридическим статусом и названием, что и Договор о границе между Румынией и Украиной. Так, что оснований говорить об изменении политики Бухареста в отношении Молдовы и о возможности объективного его подхода к решению приднестровского вопроса пока не наблюдается.

И то, что Д.Медведев на пресс-конференции 18 октября заявил о том, что Румыния должна внести свой вклад в урегулирование молдавско-приднестровского конфликта, также насторожило Тирасполь. Известно, что в свое время, когда Действующим председателем ОБСЕ стала Румыния, участие в переговорах по урегулированию молдавско-приднестровской проблемы в рамках организации было поручено министру иностранных дел Португалии. На наш взгляд, упоминание Румынии президентом России в Довиле в упомянутом контексте было своего рода подсказкой Бухаресту действовать в рамках общего подхода к проблеме, который наметился в ходе франко-германо-российских переговоров, а не гнуть свою линию, основанную на попытке играть роль покровителя Молдовы. Что подтверждает высказывание Медведева при встрече с участниками выездного заседания Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 21 октября, когда он отметил, что позиция Румынии по поводу приднестровского урегулирования должна быть гораздо более спокойной и сбалансированной. «Если оттуда будут нестись такие слова, как сегодня, никогда руководство Приднестровья и обычные люди не согласятся на процесс объединения», подчеркнул российский президент.

Обеспокоены переговорами, правда, по другой причине были и на Украине, которая, как и Россия, является посредником в урегулировании и гарантом будущей постурегулировочной модели молдавско-приднестровских отношений.

Директор киевского Центра исследования проблем гражданского общества В.Кулик еще до встречи в Довиле заявил, что роль статиста Украину не устраивает, она хотела бы более активно решать судьбу непризнанной республики. По его мнению, российско-германский диалог по проблеме Приднестровья не будет успешным без участия Украины.

Политолог считает, что «Украина поддержит российско-германские инициативы, если Тирасполь и Кишинев сами договорятся о правилах игры. Но Киев заинтересован, чтобы при окончательном урегулировании конфликта были учтены и его интересы в регионе: сохранение статуса украинского языка в ПМР и северной Молдове, возможность создания Таможенного союза Украина – Молдавия, специальные гарантии самоопределения Приднестровья в случаи ликвидации молдавской государственности, обеспечение прав украинского бизнеса в объединенной Молдове».

Ему вторит заместитель главы Комитета по иностранным делам Верховной Рады Л.Кожара из Партии регионов: «Без Украины какие-либо переговоры относительно изменения статуса Приднестровья или же вывода российских войск невозможны. Украина поддерживает Стамбульские договоренности, которые предусматривают вывод российских войск из Приднестровья. Мы хотим активизировать процесс урегулирования конфликта…».

Не изменилось мнение В.Кулика и после трехстороннего саммита, который в своей статье, озаглавленной «Приднестровье: очередные закулисные маневры», опубликованной 23 октября 2010 г. в украинском еженедельнике «Зеркало недели», пишет: «Особая интрига в этом вопросе (приднестровское урегулирование) состоит в том, что сильные мира сего могут пойти на кулуарную сделку относительно дальнейшей судьбы Молдовы и Приднестровья вне рамок официальных переговоров, то бишь, без учета мнения всех заинтересованных в этом процессе сторон, в том числе и Киева».

Формальная причина для беспокойства у украинцев может быть, если принимать во внимание слова Д.Медведева на трехсторонней встрече во Франции, когда среди стран, от которых зависит успех в деле урегулирования, он не назвал Украину, но упомянул Румынию.

Однако, на наш взгляд, в Москве понимают значение Киева в процессе решения приднестровской проблемы, и позицию России в этом вопросе отражает Совместное заявление, подписанное Медведевым и Януковичем в мае этого года в Киеве. И с тех пор в этом отношении, как представляется, ничего не изменилось.

И оснований говорить об изменении позиции России по данному вопросу, и уж тем более по проблеме приднестровского урегулирования в целом, нет.

Если вернутся к итогам встречи в Довиле, то нельзя не упомянуть конкретное положение по приднестровской тематике, которое было записано в Заявлении франко-германо-российского саммита. В документе говорится, что «президент Саркози, президент Медведев и канцлер Меркель подтверждают свою приверженность совместной работе по обеспечению безопасности на Евроатлантическом и Евразийском пространстве» …и подчеркивают, что предстоящая встреча 56 лидеров на Саммите ОБСЕ в Астане предоставит важную возможность для продвижения к этой цели. …Они согласились проработать возможности более тесного сотрудничества в конкретных областях с целью укрепить взаимное доверие и способствовать коллективным действиям по предотвращению и регулированию кризисов, включая продвижение к решению затяжных конфликтов, таких как приднестровский».

На совместной пресс-конференции после упомянутой выше встречи президент РФ Д.Медведев высказал мнение о том, что переговоры по приднестровскому урегулированию могут быть возобновлены по завершении выборного процесса в Молдавии, и добавил, что «у нас есть неплохие шансы … достичь результата», и заверил, что Россия будет этому способствовать. Вместе с тем российский президент отметил, что переговоры по приднестровскому урегулированию могут быть возобновлены лишь после завершения выборного процесса в Молдове. То есть, в лучшем случае, в начале следующего года, а то и позже. Времени у Кишинева и Тирасполя не много, чтобы еще раз продумать свои подходы к решению их общей «замороженной» проблемы. Возможно, первые прикидки они могут изложить на саммите ОБСЕ в Астане. Молдова прямо в ходе этой встречи в верхах, а Приднестровье через посредников. Но с трудом вериться, что их позиции могут претерпеть какие-либо серьезные изменения.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

1 июля 2025

 Гуцул заявила, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул заявила журналистам, что власти Молдавии хотят ее посадить, чтобы наказать народ Гагаузии, на территории которой сторонники нынешнего молдавского руководства последние четыре года проигрывают на …

1 июля 2025

Оппозиционная в Молдавии Партия социалистов Игоря Додона устроила сегодня, 1 июля, акцию протеста перед зданием МИД. Митингующие выступали против попытки фальсификации предстоящих парламентских выборов, предупредив, что в этом случае не признают итоги голосования. По словам лидера ПСРМ, экс-президента Игоря Додона, …

18 июня 2025

  На открывшийся сегодня, 18 июня, Международный экономический форум (ПМЭФ) в Санкт-Петербурге прибыла делегация из Молдавии. Она представлена двумя оппозиционными группами: депутатами парламента от Партии социалистов во главе с экс-президентом Игорем Додоном и членами партия бывшей главы Гагаузии Ирины Влах …


Ваш браузер устарел! Обновите его.