Отдел Белоруссии Института стран СНГ
В последнее время заметно охлаждение отношений между Евросоюзом и Белоруссией, прежняя динамика в их сближении не прослеживается. Прежде всего это связано с разочарованием Минска, который почти года как вступил в «Восточное партнерство» ЕС, но так и не дождался масштабной финансовой помощи от Брюсселя в виде кредитов, займов и инвестиций. Но во многом это объясняется тем, что еврочиновники с заметным постоянством и настойчивостью стали требовать от белорусского правящего класса уступок в деле реформирования политической системы и хозяйственного комплекса республики. Так, например, 8 марта в Брюсселе председатель комиссии по вопросам расширения ЕС и европейской политике соседства Штефан Фюле прямо заявил: «То, насколько будут развиваться отношения между Белоруссией и ЕС, зависит от готовности Минска приступить к основным демократическим и экономическим реформам». Государственно-политическое руководство Белоруссии подобные демарши явно раздражают, поскольку оно ранее предприняло определенные шаги в этом направлении (освобождение нескольких политзаключенных, изменение избирательного законодательства, меры по либерализации предпринимательства), которые сочло вполне достаточными. В Минске уверены, что в Европе хорошо понимают значение участия Белоруссии в «Восточном партнерстве», поскольку это придает дополнительную ценность данной программе ЕС, и поэтому лишать себя этой ценности Европа не станет.
Со своей стороны Европейский союз, после затянувшейся паузы, сделал вывод о сохранении в Белоруссии проблем в области прав и свобод, более того, стал подозревать Минск в имитации процесса демократизации, в попытке вести политический торг и нечистоплотную игру (что проявилось, прежде всего, в деле с политзаключенными). Вместе с тем Еврокомиссия всячески демонстрирует, что согласна вести переговоры с Белоруссией относительно подписания временного соглашения, в котором стороны очертили бы условия, открывающие стране дорогу к ассоциированному членству с ЕС. Однако подход Евросоюза к проблемам реформ в Белоруссии характеризуется выдвижением ряда жестких требований без взятия на себя гарантий сохранения государственного суверенитета, статуса президента, полномочий и привилегий властной вертикали республики.
Заметную роль в Евросоюзе сегодня играет Европейский парламент, история которого ведется с 1952 года (тогда он назывался Ассамблеей) и неотделима от становления интеграционных евроструктур, в первую очередь Европейского экономического сообщества. Амстердамский договор о Европейском союзе (1997) практически уравнял Европарламент в правах с Советом ЕС, подтвердив и право парламентариев контролировать процесс расширения ЕС, заключать или отклонять договоры о принятии в Союз других государств в качестве его ассоциированных членов. Новый этап в жизни этого уникального в мировой практике законодательного органа, заседающего в Страсбурге, открылся в сентябре 1999 года после обнародования инициативы главы Еврокомиссии Романо Проди по приданию Европейскому парламенту функций, которыми обладают национальные парламенты, включая участие в выработке и принятии решений на уровне правительства ЕС.
Поэтому далеко не случайно то, что Европарламент вслед за еврочиновниками 10 марта 2010 года принял резолюцию, в которой указывалось, что Европа ждет от белорусских властей предоставления различных свобод своему населению, легализации непризнанного пока властями Союза поляков Анжелики Борис, регистрации партии «Белорусская христианская демократия», освобождения оппозиционных активистов, причисляемых к политзаключенным. Выполнение этих требований, по мнению европарламентариев, будет рассматриваться как прогресс в области демократизации, что позволит Белоруссии претендовать на финансовую и экономическую помощь ЕС. В документе Европарламента есть намек на возможность подписания (ратификации) со стороны Евросоюза в дальнейшем соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Белоруссией, позволяющем участвовать в европейских программах экономической помощи, а также на возвращение республики в Обобщенную систему преференций ЕС. Европарламент счел уместным подчеркнуть сильное влияние стран Евросоюза в Международном валютном фонде, который в последнее время предоставлял кредиты Белоруссии и в некоторой степени осуществлял внешнее управление этой страной.
Особую позицию Европарламент занял по вопросу участия белорусских представителей в работе «Евронеста» (EU-Neighbourhood East Parliamentary Assembly (EURO-NEST PA), этого «парламентского измерения» программы ЕС «Восточное партнерство». Следует при этом специально подчеркнуть, что создание «Евронеста» — целиком инициатива Европарламента, также как и создание Форума гражданского общества «Восточного партнерства» (Civil Society Forum of the Eastern Partnership). Согласно Пражской декларации, в «Евронест» планировалось включить 120 депутатов: 60 представителей Европейского парламента и 60 представителей национальных парламентов — по 10 от Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. Иннаугурационный форум «Евронеста» назначен на 24 марта. Ряд функционеров Европарламента, в основном поляков, включая председателя Европарламента Ежи Бузека, настаивал на том, чтобы в составе делегации от Белоруссии участвовали представители оппозиции или гражданского общества (не менее 5).
Белорусская сторона не согласна с этим и убеждена в том, что все 10 посланцев от РБ должны представлять нижнюю палату Национального собрания. В самом начале февраля председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Белоруссии по международным делам и связям с СНГ Сергей Маскевич заявил, что «Беларусь будет настаивать на равноправном участии в «Евронесте». Он подчеркнул, что белорусские парламентарии готовы активно работать, но только в качестве официальных членов ассамблеи, а не наблюдателей. Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов в интервью программе «Неделя» (СТВ, 07.03.10) заявил, что Минск принципиально не может согласиться с какой-либо дискриминацией в рамках «Восточного партнерства», а именно в «Евронесте»: «Мы принципиально не можем с этим согласиться, в том числе и потому, что это является нарушением принципов самого «Восточного партнерства», которые были утверждены в Праге. Наша позиция в этом смысле не одинока: я проинформировал коллег-министров о том, что все спикеры парламентов шестерки государств-партнеров подписали совместное письмо, адресованное председателю Европейского парламента, в котором высказывают именно эту точку зрения».
История вопроса такова. На официальном уровне обсуждение механизмов создания межпарламентской структуры «Восточного партнерства» началось с конца октября 2009 года. В Стокгольме состоялась встреча председателей комитетов по международным делам парламентов стран, имеющих непосредственное отношение к этой программе ЕС, и была создана совместная рабочая группа, которой предстояло в течении полугода определить технологию формирования «Евронеста». Вдруг 17 декабря в Страсбурге в резолюции Европарламента по Белоруссии появилось указание, что Национальное собрание Белоруссии не сможет равноправно участвовать в работе «Евронеста» (поскольку последние выборы в Палату представителей не были признаны соответствующими стандартам ОБСЕ). Позже, 27 января, в Брюсселе на заседании Бюро «Евронеста» решили, что пока в Белоруссии не пройдут свободные парламентские выборы, Белоруссию в «Евронесте» будут представлять только наблюдатели. Глава делегации Европарламента Яцек Сариуш-Вольски при этом заявил, что депутаты Национального собрания не приглашены для участия в работе ассамблеи, так как белорусский парламент избран недемократическим путем. 10 марта члены делегации Европарламента в «Евронесте», якобы руководствуясь выводами официальной миссии Европарламента, которая побывала с визитом в Минске 25-27 февраля, в одностороннем порядке приняли решение пригласить в «Евронест» 10 представителей оппозиции и гражданского общества республики без права голоса, но с правом участвовать и выступать на заседаниях.
Белорусский МИД назвал резолюцию Европарламента от 10 марта «однобокой, тенденциозной и недальновидной». Белорусское внешнеполитическое ведомство в резкой форме рекомендовало Европарламенту занимать «более взвешенную и ответственную позицию, тем более в сфере нацменьшинств, и не поддаваться на мелкие интриги отдельных подмастерьев от политики».
После этого заявления на встрече Ежи Бузека с главами пяти парламентских фракций Европарламента было определено приостановить выполнение решения о составе белорусской делегации. Дата, когда оно будет объявлено официально, пока неизвестна. Складывается впечатление, что вопрос остался открытым. Однако немедленно последовало разъяснение от польского депутата, главы делегации Европарламента по связям с Белоруссией Яцека Протасевича, который твердо заявил (БелаПАН, 13.03.10), что белорусская делегация будет состоять только из представителей оппозиции и гражданского общества. Протасевич сообщил, что «это было сделано не потому, что возможны какие-то изменения, а потому, что господин Бузек желает провести консультации с главами парламентов всех стран — участниц «Восточного партнерства», кроме Беларуси. Эта встреча запланирована на 24 марта. Господин Бузек пригласит их в Брюссель для того, чтобы еще раз заявить о твердой позиции Европарламента по Беларуси, а также для консультаций о дальнейшем развитии «Евронеста»». Польский депутат отметил, что состав белорусской делегации в «Евронесте» уже утвержден. В нее войдут представители Объединенной гражданской партии, партии «Белорусский народный фронт», партии левых «Справедливый мир», движения «За Свободу», Белорусской социал-демократической партии (Грамада), гражданской инициативы «Рада белорусской интеллигенции», а также представители Белорусского союза журналистов, Белорусского конгресса демократических профсоюзов, общественного объединения «Экодом» и непризнанного властями Союза поляков в Беларуси.
В целом активность польских функционеров Европарламента по вопросу представительства Белоруссии в «Евронесте» вполне понятна. Сама идея создания межпарламентской структуры, состоящей из депутатов Европарламента и посланцев шести бывших республик СССР, вошедших в программу ЕС «Восточное партнерство», принадлежит, очевидно, аппарату председателя Европейского парламента Ежи Бузека. Формально она была включена в контекст польско-шведской инициативы создания «Восточного партнерства» – программы, призванной сблизить или ассоциировать Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину с ЕС. Было учтено и то, что большинство в Европейском парламенте возражает против совмещения функций депутата национального парламента и Европарламента, в котором представителей национальных законодательных органов единицы. Само это обстоятельство изначально затруднило Минску дипломатическую борьбу за отстаивание своей позиции, а эффект письма спикеров парламентов стран-членов «Восточного партнерства» в ее поддержку представляется в этом свете ничтожным.
По большому счету Польша стремиться занимать в Европейском союзе и его структурах особую позицию, отстаивать свое право на политическое и региональное (в Центральной и Восточной Европе) лидерство. По отношению к Белоруссии, России, Украине и государствам Закавказья внешняя политика Варшавы лежит в русле нового издания идеологии прометеизма, в которой главенствует идея мессианской роли Польши по разделению «варварского» Востока и «цивилизованного» Запада. Однако интересно не то, что сегодня Польша через «Восточное партнерство» пытается воплотить в жизнь теоретические разработки II отдела польского генштаба (экспозитуры) периода 20-х годов прошлого века (который на деле инициировал и финансировал прометеизм), предусматривавшие на развалинах России создание барьера в виде федерации из Украины, Белоруссии, прибалтийских и кавказских государств. Удивляет то, что представители идеологического аппарата и приближенные к власти политологи Белоруссии взялись подыгрывать Варшаве, позиционировать свою страну как центр цивилизационного разлома между Востоком (Россией) и Западом, утверждать о принадлежности белорусской культуры к западноевропейской, которая противостоит русской («азиатской») культуре. Последняя тенденция, кстати, не только поощряется и подпитывается Варшавой, но замечена и ловко используется посольством Великобритании в Минске, в адрес которого скупая на лесть иностранцам газета администрации президента «Беларусь сегодня» не устает петь дифирамбы. Белорусские ученые, по своему поняв поставленную перед ними президентской администрацией задачу консолидации нации, начали искать истоки белорусской государственности вне связи с Россией, которой отказано в праве рассматриваться в качестве формы исторической государственности белорусов.
Польша, похоже, никому не собирается уступать лидерство в определении восточной политики ЕС, роль и активность в которой Варшавы все последнее время возрастала, вплоть до того, что отношения Брюсселя с Россией и Белоруссией начинают строиться при ее участии и посредничестве. Польский правящий класс явно пытается играть миссионерскую роль по распространению демократии у своих восточных соседей, добиваться политических и экономических уступок от России и Белоруссии, беззастенчиво используя политический вес и мощный потенциал Европейского союза. От Минска, например, ждут уступок в деле признания неофициального Союза поляков в Беларуси под руководством Анжелики Борис и ликвидации препятствий со стороны властей в выдаче «карты поляка» гражданам Белоруссии. При этом следует подчеркнуть, что польская политика насаждения свобод и принципов демократии, поддерживаемая Западом, неизбежно ведет к разрастанию зон конфликтов и напряженности.
Это заметно и на примере современной истории польско-российских и польско-белорусских отношений. Когда осенью 1997 года в Польше к власти пришло правоцентристское правительство Ежи Бузека (ныне председателя Европарламента) в двусторонних отношениях Варшавы с Москвой и Минском немедленно и стремительно стали нарастать напряженность, проявляться противоречия и конфликты. Правительство Бузека тогда сорвало реализацию плана «Газпрома» по строительству измененной трассы второй нитки газопровода «Ямал – Европа», что нанесло значительный экономический ущерб и белорусской стороне. Польша стала активно вести переговоры с Азербайджаном, Казахстаном, Украиной и Грузией о строительстве нефте- и газопроводов в обход России и Белоруссии. Объем взаимной торговли России с Польшей (Россия до Бузека была вторым – после Германии – экспортером польских товаров и третьим импортером на рынке Польши) упал с 5 млрд долларов США до 3,4 млрд в 1999 году. Варшава стала поддерживать прозападные политические силы в Белоруссии, антиправительственные СМИ и укрывать на своей территории белорусских оппозиционеров. Правительство Бузека потворствовало различным политическим антироссийским выходкам, включая дикую акцию группы польских граждан, ворвавшихся в здание консульства России в Познани, сорвавших и растоптавших государственный флаг России 23 февраля 2000 года.
По сути, программа ЕС «Восточное партнерство» с ее «парламентским измерением» прикрывает тщательно продуманный Варшавой в духе прометеизма план, который она намерена проводить с особой настойчивостью в жизнь в собственных интересах и на средства Евросоюза. В этом контексте, как представляется, Европейский союз уготовил в «Восточном партнерстве» и «Евронесте» Азербайджану, Армении, Грузии, Молдавии и Украине роль младших партнеров, а «многовекторной» Белоруссии – роль сателлита. Минск, похоже, внешне выражая свое несогласие и противодействуя этому, готов смириться с ней.