×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/chetyre-varianta-vyhoda-iz-politiko-pravovogo-tupika-v-kotoryy-zagnala-narod-moldovy-ee-nyneshnyaya-vlast/
Новости
27 апреля
26 апреля
25 апреля
24 апреля
Четыре варианта выхода из политико-правового тупика, в который загнала народ Молдовы ее нынешняя власть…
15:18, 8 июня 2012  
34
0

1. Общая оценка политико-правовой ситуации…

В самом общем плане, само по себе избрание Президента РМ — благо, после того, как РМ в течение 2,5 года сотрясал жесточайший политический кризис, в стране не было избранного Президента, а правящий класс полностью себя дискредитировал…

И слова в своей инаугурационной речи Н.Тимофти произнес в целом приличествующие моменту. Хотя есть, конечно, в ней и сомнительные места…

Однако наша беда – всех законопослушных граждан РМ — состоит в том, что его избрал конституционно незаконный Парламент, который должен был быть распущен еще осенью прошлого года…

Доказательства на этот счет я привел в статье “Румыноунионизм, этнократия, узурпация власти и гомофобия – визитные карточки современной Молдовы…”, опубликованной на сайте AVA.MD(1).

Повторю краткие аргументы на этот счет.

В 2009 году в РМ в три этапа произошел государственный переворот. Этому событию я посвятил свою программную статью с одноименным названием(2), к которой и отсылаю читателя.

Все последующие печальные и драматические для граждан РМ и трагикомические для судеб страны события являются следствием как раз радикальной смены правящего класса и коренного поворота в политике.

Более чем убедительную развернутую систему доказательств того, что государственная власть в РМ узурпирована, привел В.Воронин в материале “Аргументы, доказывающие узурпацию государственной власти в Молдове Гимпу, Лупу и Филатом (3).

Разделяя, в общем и целом основные положения данного текста (несмотря на то, что в нем есть некоторые неточности), вместе с тем хочу высказать одно уточнение и одно дополнение.

Но в начале, для того, чтобы всем читателям было ясно, о чем пойдет дальше речь, хочу напомнить пункт (4) статьи 90 нашей оплеванной и загаженной АЕИ Конституции: «В двух месячный срок после того, как должность Президента Республики Молдова становится вакантной, в соответствии с законом проводятся выборы нового Президента” (4).

Данная норма является конституционной и поэтому имеет приоритет над нормами органического закона, регулирующего выборы Президента в РМ…

Так вот, во-первых, должность президента РМ является вакантной с 11 сентября 2009 года, то есть с того момента, когда В.Воронин добровольно сложил свои полномочия (что, по-моему мнению, являлось ошибкой), и она оставалась и остается вакантной непрерывно до настоящего момента.…

С той даты дважды неудачно прошли выборы Президента, а затем, после трех безуспешных попыток в 2010 году узурпации власти со стороны АЕИ-1, Парламент был распущен. Однако и в новом составе Парламента, при правлении АЕИ-2, эта должность непрерывно продолжала и продолжает оставаться вакантной…

В связи с этим непонятно, почему В.Воронин начинает отсчет “вакантности” должности президента с 28 декабря 2010 года, с момента учредительного заседания вновь избранного Парламента последнего, XIX-го созыва…

Данный момент не является академическим. Именно вследствие того, что должность президента являлась вакантной непрерывно с 11 сентября 2009 года, вновь избранный парламент обязан был безотлагательно, сразу же после формирования своих рабочих органов, приступить к выборам Президента Республики, не дожидаясь истечения мнимого двухмесячного срока, отсчитываемого с 28 декабря 2010 года.

И, само собой разумеется, только после избрания Президента РМ (или его двойного не избрания) Парламент мог приступить к формированию Правительства.

А так как он вообще не приступил к избранию Президента – ни немедленно, сразу же после формирования своих рабочих органов, ни даже в течение двух месяцев, отсчитываемого с 28 декабря 2010 года – то с 28 сентября 2011 года, то есть когда истек один год после последнего роспуска Парламента, Законодательный орган РМ потерял свою конституционную законность и должен был быть распущен.

Полномочия Парламента, согласно п. (1) статьи 63, могут быть продлены органическим законом в случае войны или катастрофы (5).

Но у нас, слава Богу, ни первого, ни второго события не было, поэтому и органический закон, продлевающий срок полномочий Парламента после 28 сентября 2011 года, не принимался.

Поэтому уже с 28 сентября 2011 года у данного состава Парламента начался процесс узурпации власти.

Именно данная простая и вместе с тем абсолютно обоснованная аргументация лежала в основе заявления бывшего председателя Конституционного суда Дмитрия Пулбере (6).

В связи с этим считаю, что представители ПКРМ не должны были “ни под каким соусом” участвовать в процедуре незаконных выборах президента 18 ноября 2011 года,16 декабря 2011 года и 15 января 2012 года (в том числе и в работе Специальной комиссии по избранию президента и уж, тем более, выдвигая собственного кандидата в Президенты).

Коли Парламент, согласно нормам действующей Конституции, — нелегален, то ни на какие совместные “забавы” с АЕИ-2, кроме роспуска законодательного органа, ПКРМ участвовать не должна была…

Во-вторых, еще одним дополнительным правовым доводом, доказывающим, что все три мошеннические уловки АЕИ-2 по продлению их незаконного нахождения у власти и вялотекущей узурпации власти,-

а) не выдвижение к выборам 18 ноября 2011 г. кандидата в президенты со стороны правящего альянса,

б) внесение поправки в Закон о порядке проведения выборов Президента РМ, согласно которой выборы главы государства считаются состоявшимися только в том случае, если в кабинки для голосования зайдут не менее 61 депутата Парламента,

в) массовое нарушение принципа тайного голосования во время выборов 16 декабря 2011г.,-

противоречат логике Основного закона, является система аргументов, которую я привел в своей статье “ Повторное разъяснение, хотя, и не в коня — корм: Почему в РМ уже длительное время возможна и идет антиконституционная узурпация власти на “законных” основаниях…” (7).

Приведу ключевую цепь рассуждений.

* Парламент в РМ избирается сроком на 4 года не безусловно, а условно. И этим условием является его правовая дееспособность, согласно конституционным полномочиям…

* В статье 85 Основного закона перечисляются два обстоятельства, при наличии которых Президент вправе распустить Парламент:

«…В случае невозможности формирования Правительства или блокирования в течение трех месяцев принятия законов Президент Республики Молдова после консультаций с парламентскими фракциями вправе распустить Парламент».

«…Парламент может быть распущен в случае, если он не выразил вотум доверия Правительству в 45-дневный срок после внесения предложения и только после отклонения предложения не менее двух раз.»(8).

Итак, уважаемый читатель, запомните это слово – БЛОКИРОВАНИЕ – и эти два обстоятельства – а) невозможность формирования Правительства в течение 45 дней и б) блокирования в течение трех месяцев принятия законов…

И обратите внимание, в тексте не поясняется, в силу каких причин в течение 3-х месяцев блокируется принятие законов или в течение 45 дней не формируется правительство…

То ли не было кворума по любой причине — неуважительной или уважительной.…То ли кто-то бойкотирует сам процесс голосования, хотя присутствует в Парламенте…Etc.

* В статье 78 Конституции указано третье обстоятельство, при наступлении которой распускается Парламент – не избрание Президента в течение первых (в два тура) и повторных (также в два тура) выборов (9)…

Сама процедура избрания Президента РМ регламентируется упомянутым органическим законом…

Так вот, много чего предусмотрел законодатель, но он не предусмотрел одного: того абсурда, что правящее большинство не выдвинет своего кандидата…

Точно также он не предусмотрел, что выборы могут многократно назначаться с нуля, если в кабину войдут меньше 61 депутата…

Или, что часть депутатов может сознательно (а, по сути, злонамеренно) превратить тайное голосование в открытое…

* Как известно, в тех случаях, когда те или иные отношения непосредственно не урегулированы законом, используется аналогия закона (то есть применяется норма законодательства, регулирующая схожие отношения)…

В нашем случае отношения, возникшие вследствие не выдвижения кандидата на должность президента, могут и должны быть урегулированы согласно аналогии закона, исходя из статьи 85 Конституции РМ, в которой процессы формирования Правительства и соответственно — принятия закона имеют временные пределы — 45 дней и 3 месяца — и не могут длиться бесконечно…

Точно также и процесс избрания Президента не может длиться бесконечно, а должен иметь строгие временные рамки с момента назначения даты выборов — не более определенного периода времени …

Если процесс выборов запущен – определена дата выборов, сформирована Комиссия по избранию Президента, – а дальнейшая процедура блокирована саботажем со стороны правящей коалиции, то по аналогии с нормами статьи 85 Конституции, выборы признаются несостоявшимися и назначается дата повторных (а не новых, с нуля) выборов.

То же самое должно произойти, если в кабины для голосования зашло менее чем 61 депутат, или часть депутатов превращает тайное голосование в открытое…

И в одном, и в другом случае выборы признаются несостоявшимися, и назначается дата повторных (а не новых, с нуля) выборов.

В противном случае запускается (в очередной раз) процесс узурпации власти…

Не лишне подчеркнуть, что еще более 11 лет тому назад Конституционный Суд дал ясное правовое толкование по данному сюжету: неучастие в президентских выборах, блокирование или намеренный срыв выборов, являются обстоятельствами для роспуска Парламента (Заключение № 4 КС РМ от 26.12.2000 о констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента (10)).

Итак, ПКРМ, пусть и с опозданием, но правильно отказалась участвовать в фарсе по избранию президента РМ в незаконном Парламенте.

И если Вы меня спросите, а что должна делать фракция ПКРМ в ситуации, когда Парламент потерял свою легальность, то по моему твердому убеждению, она должна в полном составе сложить с себя полномочия депутатов с одновременным соответствующим запросом в Конституционный суд по поводу роспуска Парламента …

2. Варианты выхода из сложившейся ситуации…

Вариантов, очевидно, четыре…

Вариант № 1, вариант В.Андриевского: ПКРМ «Пора зарывать «топор войны», надо идти в парламент и там бороться за права граждан. И готовится к выборам” (11).

Если ПКРМ – не клуб политических самоубийц, а ею руководят не политические недоумки, то она, само собой разумеется, не пойдет по этому пути…

Особенно после ее абсолютно адекватного нынешней ситуации Заявления: “Фракция Партии коммунистов […]считает избрание главы государства этим составом Парламента преступлением против Верховенства закона и суверенитета Республики Молдова.

Депутаты от Партии коммунистов не желают быть свидетелями демонстративного клятвопреступления, когда присяга приносится на Конституции персоной, избранной вопреки положениям Основного закона (12).

И как показали последующие события, ПКРМ пока верна своей принципиальной правовой позиции: 24 марта 2012 г. прошел пленум ЦК ПКРМ, после которого председатель партии Владимир Воронин заявил, что парламентская фракция партии по-прежнему будет бойкотировать заседания парламента (13).

Это абсолютно правильное решение…

Мириться с тем, что АЕИ-2 попрал Конституцию и надругался над нею – невозможно…

Мы, вроде, живем не во времена Средневековья, а АЕИ-2 не коллективный феодал с правом первой ночи, чтобы согласиться на то, что предварительным условием последующей “счастливой семейной жизни” (избрание Президента и выход из политического кризиса), является “дефлорация нашей невесты сюзереном” (грубейшее нарушение Конституции)…

А так как надеяться на Конституционный суд РМ, который превратился в придаток АЕИ-2, больше не приходиться (до смещения Д. Пулбере такая надежда еще была), то остается единственный выход:отстранение узурпаторов от власти…

Все это так. Но точно так же очевидно, что Альянс узурпаторов добровольно власть не отдаст.…Остается свергнуть эту власть или ЗАСТАВИТЬ её уйти …

Вариант № 2: Свержение власти — очевидно, не наш путь… Мы, все же, не современная Африка и не Латинская Америка 50-80-х годов…

Да и сама ПКРМ неоднократно заявляла, что она сторонница исключительно мирных акций протеста.… Наконец, и узурпаторы этого не позволят, утопят в крови самих восставших…

Вариант № 3: Заставить узурпаторов из АЕИ-2 уйти …

Именно этот путь избрала ПКРМ…

И я, в принципе, всячески поддерживаю его.…Ибо всю свою жизнь был законопослушным человеком и никогда не смирюсь, как и большинство граждан РМ, с публичным осквернением Основного закона своей страны…

Однако есть одно “НО”. И оно состоит в маниакальном властолюбии Тройки властителей. Что такое взаимоприемлемый компромисс, на который надо пойти ради интересов народа и страны, они, в принципе, понять не могут.…Так они сконструированы, на горе всей Молдовы, что они понимают только свой интерес.

Как в том анекдоте: тонут, но на крик “дай» (руку) не откликнутся, отреагируют только на возглас: “возьми”…

Поэтому однозначно раньше срока не уйдут, а ПКРМ придется в этом случае пройти по избранному пути до конца.…Со всеми негативными для РМ последствиями…

Если только в дело не вмешается четвертый Президент…

Всем юристам известно изречение древних римлян ”Fiat justitia – pereat mundus” — “Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир”….

Делать вид, что после инаугурации Н.Тимофти у нас стало “все хорошо, прекрасная маркиза”, мы не будем.…Ибо на самом деле все в нашей стране очень и очень плохо.…И с АЕИ-2 ситуация будет только ухудшаться…

Но, с другой стороны, безусловно, не следует жертвовать всем, доводить дело до гибели нашего государства и распада нашего социума, на радость М.Гимпу и В.Павличенко, даже во имя торжества справедливости и конституционного правопорядка на развалинах нашей государственности …

Исходя из этого, компромиссный выход из политического и правового тупика, в который нас загнал АЕИ-2, мне видится в четвертом варианте.

Вариант № 4: ПКРМ должна продолжать работу по созыву Гражданских конгрессов, свои митинги и акции протеста и, естественно, не может быть и речи о возвращении её в конституционно незаконный Парламент…

Понятно, что это необходимое, но не достаточное условие…

Дополнить политические протесты ПКРМ против узурпации власти АЕИ-2, должен, не поражайтесь, только что вступивший в должность четвертый президент РМ…

А нам, законопослушным патриотам РМ, придется согласиться на меньшее зло, ради возвращения Молдовы в конституционное поле и устранения от власти большего зла – АЕИ-2 …

Очевидно, что поначалу Президент РМ на это не пойдет и его к этому должны вынудить массовые акции протеста, организованные ПКРМ…

Н.Тимофти избран президентом на четыре года, у АЕИ-2 нет голосов (67) для его смещения, поэтому от Альянса он больше не зависит и свободен в действиях в пределах своих полномочий и в рамках конституционного поля…

Четвертый президент РМ, используя свои полномочия, должен убедить и М.Лупу, В.Филата и М.Гимпу, с одной стороны, и ПКРМ, с другой, пойти на следующий компромисс:

Парламентская оппозиция признает законность вновь избранного президента и возвращается в Парламент, а Президент распускает в конце июля Парламент (после того, как депутаты ЛДПМ, ДПМ, ЛП, с одной стороны, и ПКРМ, с другой, перед этим слагают с себя депутатские полномочия, а кандидаты в депутаты из их Списков, отказываются занять вакантные места), и назначает на осень дату новых парламентских выборов…

Это единственный законный способ распустить Парламент, ибо других законных оснований, не поставив по сомнение законность избрания Президента, нет.

[Можно, конечно, еще в течение 3-х месяцев не принимать законы, но к данному случаю этот вариант явно не подходит].

И ЭТО БУДУТ ПОСЛЕДНИЕ ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ВЫБОРЫ НА БЛИЖАЙШИЕ 4 ГОДА…

Если ни та, ни другая сторона на этот вариант не согласятся, да и сам Президент РМ (а сегодня они все весьма далеки от него), то нас в Молдове ждут тяжелые и очень тяжелые времена…

Нас они ждут, если только Н.Тимофти, В.Филат и М.Лупу, с одной стороны, а ПКРМ,c другой, не проявят благоразумие и добрую волю. Естественно, этих качеств от М.Гимпу и ЛП я не ожидаю…

P.S. Я понимаю, что мой четвертый компромиссный вариант вызовет неудовольствие как у сторонников АЕИ-2, пребывающих сейчас в состоянии эйфории после избрания Н.Тимофти президентом, так и у сторонников ПКРМ, справедливо жаждущих наказания узурпаторов…

Однако, и тем, и другим, я очень советую в пылу политических баталий помнить не только о своих политических интересах, но и о нашей многострадальной Молдове и ее бедном – ибо ему очень не повезло с правителями — народе…

А также помнить два изречения, которые имеют прямое отношение к нашей ситуации:

Первое: Джона Кеннета Гэлбрейта: «Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика — это выбор между гибельным и неприятным” (14) и

Второе: «Политика — это искусство правильно выстроенных компромиссов” …

3. Что делать ПКРМ в ситуации, когда власть, безусловно, узурпирована, но международное сообщество проигнорировало этот факт…?

Буду предельно краток.

С тем, что АЕИ-2 узурпировал власть в стране, не соглашаются только нечестные люди (из числа сторонников Альянса: причем, они признают в душе или между собой этот юридический факт, но вслух публично говорят противоположное) и/или невежды по юридическим вопросам (из рядов той же публики). (Можно предположить, что есть еще и просто заблуждающиеся люди, но число их в жестко поляризованном мире Молдовы минимально).

На этот счет существуют веские правовые доводы. В частности, я приводил их в своей статье “Румыноунионизм, этнократия, узурпация власти и гомофобия – визитные карточки современной Молдовы…” — http://clck.ru/19DKh, поэтому повторяться не буду…

Однако вот парадокс: мировое сообщество проигнорировало это обстоятельство и главы государств, имеющие дипотношения с РМ, один за другим, словно наперегонки, стали поздравлять новоиспеченного четвертого президента РМ, избранного Парламентом, хотя последний, по Конституции, на это уже не имел полномочий (то, что Конституционный суд признал выборы президента 16 марта конституционно законными, никого не должно удивлять, ибо КС РМ превратился, по сути, в ширму-придаток АЕИ).

Возникло стойкое впечатление, что международное сообщество отнеслось к правящему классу РМ как к малышне из детского садика: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Применительно к нашему случаю: удалось, наконец, горе-политическому классу Молдовы, после двух с половиной лет ругани и препирательств, бойкотов и грубых нарушений Конституции, двух внеочередных парламентских выборов, множества безуспешных туров выбора главы государства, договориться и избрать Президента, — ну и ладненько!

А то, что данный состав Парламента уже не имел на это полномочий — экая безделица…Молдова ведь не приличная правовая демократическая страна, где правят разумные, компетентные и ответственные люди, а невесть что? …В последние годы – абракадабра какая-то, а не государство…

В связи с международным признанием узурпаторов, руководство ПКРМ не может не то что беспокоить, а жечь вопрос: Что же ей делать в данной нелепой ситуации, сложившейся по “вине” Румынии, Украины, Белоруссии, стран ЕС, США, России, и т.д., то есть всех тех стран, которые признают конституционно законными Парламент и Президента (Правительство, несомненно, законно)?

Ведь, с одной стороны, ПКРМ, безусловно, право в своей политике бойкота, однако, с другой – все внешнеполитические партнеры не ставят под сомнение легитимность и законность данной власти.

Вскоре после того, как был приведен к присяге четвертый президент РМ, я попытался рассмотреть возможные варианты действий ПКРМ в сложившейся ситуации в статье “Четыре варианта выхода из политико-правового тупика, в который загнала народ Молдовы ее нынешняя власть…”

С момента опубликования краткой версии статьи на AVA.MD (25 марта с.г.) прошло более двух месяцев и стало очевидно, что четвертый компромиссный вариант, который я предлагал обеим сторонам для выхода из политико-правового тупика, отвергли, по сути, и ПКРМ, и президент Н.Тимофти.

А ситуация, между тем, ничуть не изменилась, я бы даже сказал, усугубилась: к настоящему времени никто, абсолютно никто из международного сообщества не ставит под сомнение легитимность нынешних властей РМ.

Поэтому, как и два месяца тому назад продолжает гореть все тот же сакраментальный вопрос: Что делать ПКРМ в ситуации, когда власть, безусловно, узурпирована, но международное сообщество проигнорировало этот факт…?

Если следовать здравому смыслу и вместе с тем не терять собственного политического лица, то у ПКРМ в нынешней ситуации только одна-единственная приличная линия поведения:

1) Продолжать бойкотировать работу незаконного Парламента;

2) Завершить работу по сбору подписей для проведения референдума о доверии АЕИ-2;

3) А вот дальнейший ход событий зависит от того (в случае, конечно, если требуемые подписи будут собраны): согласятся ли узурпаторы в Парламенте на проведение референдума или нет?

Лично я, полагаю, что нет, не согласятся, найдут какой-нибудь предлог, чтобы не проводить референдум. Слишком велик риск для них, что, референдум, во-первых, состоится, а, во-вторых, по его итогам будет объявлен вотум недоверия нынешней власти. (Я опускаю вопрос о правовых последствиях референдума о доверии).

4) Так или иначе, но в случае не проведения референдума или его провала, у ПКРМ останутся только два варианта решения:

а) Сдать мандаты и не участвовать больше в играх узурпаторов (строго говоря, это будет единственно правильное с правовой точки зрения решение, ибо депутаты ПКРМ уже сейчас владеют мандатами, как и депутаты от АЕИ-2, незаконно, то есть тоже соучаствуют в узурпации власти; или

б) Вернуться в Парламент (худшее решение), коли мировое сообщество, вопреки Конституции РМ, считает его легитимным и законным, и использовать его трибуну для разоблачения деятельности узурпаторов.

Хотя, очевидно, что второе решение является лицемерным и циничным: обвинять в узурпаторстве одних, будучи, по сути, также таковыми…

А если вернуться в Парламент и как ни в чем не бывало продолжить свою деятельность, не обвиняя АЕИ-2 в узурпаторстве, то это означает дискредитацию руководства партии, да и самой ПКРМ …

Третий вариант, в случае провала референдума: продолжение нынешней политики бойкота, я даже не рассматриваю, ибо этот вариант находится за гранью политической целесообразности и политической смерти подобен, я уже не говорю, что — за гранью добра и зла.

Итак, ПКРМ сказав “А”, должна сказать и “Б” – продолжить политику бойкота до прояснения ситуации с проведением или не проведением референдума, а для того, чтобы ситуация прояснилась, ей следует форсировать сбор необходимого количества подписей для его проведения …

В случае же, если референдум не будет проведен или результат его будет отрицательным, депутаты ПКРМ должны, безусловно, сдать свои мандаты…

Другого правового, политически целесообразного а, тем более, приличного с моральной точки зрения, варианта просто не существует.

P.S. Надежда ПКРМ на Брюссель (если достоверна промелькнувшая в СМИ информация), который, мол, поможет найти сторонам более или менее приемлемый выход из тупика, сродни сну старца, в котором он под венец ведет свою 18-летнюю невесту, хотя ей недавно и исполнилось 81.

И Брюссель не поможет (он может только подсобить вырыть могилу ПКРМ), и достойного выхода из тупика не существует, кроме того, что я обозначил.


Примечания:

1.http://ava.md/analytics-commentary/014990-ruminounionizm-etnokratiya-uzurpacii-vlasti-i-gomofobiya-vizitnie-kartochki-sovremennoi-moldovi.html

2. http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=8567&phrase_id=152304. Доработанная версия этой статьи напечатана 7 апреля 2012 г. на AVA.MD.

3.http://ava.md/politics/014879-voronin-argumenti-dokazivaqshie-uzurpaciq-gosudarstvennoi-vlasti-v-moldove-gimpu-lupu-i-filatom.html

4.http://lex.justice.md/index.php?action=view&view=doc&lang=2&id=311496 См. также: Конституция Республики Молдова (С изменениями и дополнениями от 5 июля 2000г.) – Кишинэу:Moldpres,2000.С.35.

5.Там же. С.24.

6. http://ria.ru/interview/20110907/431575386.html и http://ava.md/news/012818-dumitru-pulbere-ya-ne-delal-politicheskih-zayavlenii.html

7.http://ava.md/blogs/volkov-eduard/014192-povtornoe-raz-yasnenie-hotya-i-ponimaq-chto-ne-v-konya—korm-pochemu-u-nas-uzhe-dlitel-noe-vremya-vozmozhna-i-idet-antikonstitucionnaya-uzurpaciya-vlasti-na-zakonnih-osnovaniyah.html

8.http://lex.justice.md/index.php?action=view&view=doc&lang=2&id=311496 См. также: Конституция Республики Молдова (С изменениями и дополнениями от 5 июля 2000г.) – Кишинэу:Moldpres,2000.С.32.

9.Там же. С.30.

10.http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=340921&lang=2

11.http://ava.md/analytics-commentary/015056-moldavskaya-oppoziciya-posle-16-marta-2012-goda.html

12. http://www.pcrm.md/main/index.php

13.http://ava.md/politics/015143-istoricheskie-resheniya-ck-pkrm-kommunisti-budut-boikotirovat-parlament-i-gotovit-sya-k-s-ezdu-partii.html

14. Душенко К.В. Большая книга афоризмов Изд.9-е, исправленное. М.:Эксмо,2008.С.598.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

26 апреля 2024

Лидер оппозиционной в Молдавии парламентской Партии социалистов (ПСРМ) Игорь Додон заявил сегодня, 26 апреля, что вместе с соратниками примет участие в акции «Бессмертный полк» 9 мая, которую организует в Кишиневе комитет «Победы». Экс-президент пообещал надеть запрещенную проевропейскими властями георгиевскую ленту, за ношение которой можно получить крупный штраф. …

24 апреля 2024

Попшой отметил, что экономические агенты из приднестровского региона и правобережья Днестра получат одинаковые преимущества в процессе вступления в ЕС. Приднестровский регион не станет препятствием в процессе вступления Республики Молдова в Европейский Союз, но в то же время власти Кишинева приложат …

23 апреля 2024

Исполняющий обязанности генпрокурора Молдавии Ион Мунтяну заявил, что видит признаки госизмены в создании оппозиционного блока «Победа». «Хочу вас заверить, что и прокуратура, и органы уголовного розыска и госбезопасности следят за всеми действиями, которые происходят в связи с участием наших политиков …


Ваш браузер устарел! Обновите его.